Заключение договора аутсорсинга с гос учреждением

Аутсорсинг в государственных и муниципальных учреждениях (Чагин К.Г.)

Заключение договора аутсорсинга с гос учреждением

Дата размещения статьи: 03.04.2016

Цель применения аутсорсинга заключается в том, чтобы качество и необходимый объем функций учреждения по крайней мере не снижались, а вот финансовые расходы на их осуществление или хотя бы административные хлопоты, наоборот, уменьшались.

Аутсорсинг – явление относительно новое, особенно в бюджетной сфере. Но оно набирает обороты, а потому его стоит изучить подробнее. 

Понятие “аутсорсинг” пока не имеет своего определения в российском законодательстве, а в словарном значении это “передача выполнения непрофильных, вспомогательных функций внешней организации с целью сокращения операционных расходов компании” .

Можно уточнить, что “внешняя организация” должна располагать соответствующими техническими и (или) управленческими ресурсами в той или иной области. Таким образом, при аутсорсинге компания передает внешней организации какую-либо свою функцию (транспортное обслуживание сотрудников, уборку рабочих помещений и т.п.).

Допустим, компания может вместо содержания бухгалтерской службы в своем штате, использования своих ресурсов (помещений, оргтехники, купленных специализированных программ) и т.д. заключить договор с внешней организацией, предоставляющей услуги бухгалтерского сопровождения.

Считается, что аутсорсинг позволяет организации концентрироваться на выполнении именно основных, а не вспомогательных функций – например, руководителю предприятия можно не заниматься вопросами организации работы уборщиц и дворников, а сосредоточиться на задачах, ради решения которых организация создана.

В противном случае в аутсорсинге нет ни экономического, ни здравого смысла. И конечно, выгодность применения аутсорсинга должна просчитываться и устанавливаться в каждой конкретной ситуации.

——————————–

Словарь бизнес-терминов (www.academic.ru). 

Термин “аутсорсинг” нередко считают синонимом или почти синонимом аутстаффинга, поскольку, тоже не имея своего определения в российском законодательстве, последнее понятие в словарном значении формулируется как “технология менеджмента, основанная на кооперировании управленческих процессов посредством привлечения внешних организаций и персонала управления со стороны, передачи им ряда функций управления” . Да, оба понятия – и “аутсорсинг”, и “аутстаффинг” – действительно достаточно близки. Однако при аутстаффинге (его еще иногда называют “аутсорсинг персонала”) речь идет о выводе за пределы компании не какой-то отдельной функции вроде технического обслуживания компьютерной техники и сетей, а части персонала. Например, если в компании работают десять бухгалтеров, причем трое состоят в штате компании, а семеро предоставляются по договору так называемой организацией-провайдером, это – аутстаффинг. А если в штате компании вообще нет бухгалтеров, а все бухгалтерское сопровождение деятельности компании осуществляется внешней бухгалтерской организацией, – это аутсорсинг.

——————————–

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2011. 

В последнее десятилетие практика аутсорсинга достаточно широко распространилась в деятельности российских коммерческих организаций, работающих в сферах производства, предоставления телекоммуникационных услуг и т.п.

Существуют и отдельные фирмы, предлагающие свои услуги в качестве аутсорсеров в различных направлениях: юридические и бухгалтерские, в сфере информационных технологий и т.д. В контексте повышения эффективности и оптимизации бюджетных расходов аутсорсинг коснулся и работы государственных и муниципальных учреждений.

Необходимо обратить внимание, что нередко под понятием “аутсорсинг” имеют в виду организацию органами государственной власти и органами местного самоуправления предоставления государственных и муниципальных услуг не через сеть своих подведомственных учреждений, а через закупку услуг у негосударственных (немуниципальных) поставщиков.

Например, когда социально-бытовым обслуживанием на дому граждан пожилого возраста и инвалидов занимаются не государственные центры соцобслуживания, а выигравшие государственный заказ коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели.

В принципе эта тенденция заслуживает особого внимания, однако в настоящей статье такая трактовка понятия “аутсорсинг” не рассматривается. Здесь речь идет именно о выведении на аутсорсинг не целых групп государственных или муниципальных услуг, а отдельных обеспечивающих функций самих государственных или муниципальных учреждений.

Из российских регионов самым большим опытом применения аутсорсинга в деятельности государственных и муниципальных учреждений обладает Пермский край. С конца 2000-х гг. этот процесс был поставлен здесь на широкую ногу.

Государственные и муниципальные учреждения социальной сферы массово отдавали на аутсорсинг организацию питания находящихся у них на обслуживании граждан (например, детей, посещающих детские сады и школы, пациентов лечебных стационаров), техническое обслуживание и уборку, охрану, IT-сопровождение, бухгалтерский учет, стирку и глажку мягко . Широкую известность и дальнейшее распространение в других регионах получил пермский опыт привлечения частных компаний по аутсорсингу для транспортного обслуживания бригад скорой помощи (проект “Новоскор”) . Тогдашним руководством Пермского края аутсорсинг провозглашался как одно из направлений “новой организации экономики региона”, а в 2011 г. краевое правительство даже утвердило специальные Методические рекомендации . Данный документ, помимо того, что содержит определение основных понятий, используемых при аутсорсинге, и регулирует порядок его применения, отличается достаточно высокой степенью проработанности ключевых моментов, к которым относятся:

1) предварительная оценка влияния на деятельность учреждения передачи на аутсорсинг обеспечивающих функций. Немаловажно, что эта оценка включает в себя установление рисков и составление плана восстановления работоспособности учреждения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в процессе получения услуг по аутсорсингу;

2) исследование рынка услуг аутсорсинга, в том числе формирование перечня требований, которым должен соответствовать потенциальный аутсорсер (относительно уровня качества, уровня цен, соблюдения сроков исполнения и способности выполнить требования учреждения и т.д.);

3) разработка подробного технического задания для потенциального аутсорсера;

4) проведение отбора аутсорсера, заключение договора.

Отметим, что данные процедуры бюджетными и казенными учреждениями должны проводиться в соответствии с федеральным законодательством о контрактной системе (Закон о контрактной системе ), а автономными учреждениями – с федеральным законодательством о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц (Закон N 223-ФЗ );

5) изменения в деятельности учреждения, связанные с передачей обеспечивающей функции на аутсорсинг, – назначение должностного лица, ответственного за технологическое взаимодействие с аутсорсером, перераспределение высвобождающихся ресурсов, сокращение штатного персонала учреждения и т.д.;

6) разработка и реализация системы мониторинга качества исполнения аутсорсером обеспечивающих функций.

——————————–

См., например, материал “Непрофильные функции передают в частные руки” в “Российской газете” за 07.12.2011, статью “Внедрение механизмов аутсорсинга в Региональной системе здравоохранения Пермского края” на сайте cyberleninka.ru в разделе “Научные статьи / Экономика и экономические науки”.

Источник: http://xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/16144

Срок действия договора о государственных закупках

Заключение договора аутсорсинга с гос учреждением

Чем отличается срок исполнения договора о государственных закупках от срока его действия? Кто и на основании чего устанавливает срок действия договора о государственных закупках? Каковы требования к сроку договора о государственных закупках.

Установлен ли минимальный срок договора о государственных закупках? Может ли быть заключен договор о государственных закупках сроком действия больше чем на 1 год? На какой максимальный срок может быть заключен договор о государственных закупках?

Чем отличается срок действия договора государственных закупках от срока его исполнения?

В договоре о государственных закупках, как и в других договорах, указывается срок исполнения обязательств (выполнение работ, оказание услуг, поставка товара).

Согласно подпункту 3) пункта 3 статьи 5 Закона Республики Казахстан “О государственных закупках” данный срок заказчик указывает в договоре в соответствии со сроком, который не должен быть менее пятнадцати календарных дней, указанным в годовом плане (подпункт  11-2 статьи 37 данного Закона). Срок исполнения обязательств по договору о государственных закупках не является сроком действия данного договора. Срок действия договора о государственных закупках установлен  бюджетным законодательством отдельно.

Согласно подпункту 24) статьи 1 Закона Республики Казахстан “О государственных закупках” договор о государственных закупках – это гражданско-правовой договор, заключенный между заказчиком и поставщиком в соответствии с данным Законом, а также гражданским законодательством Республики Казахстан.

Пунктом 1 статьи 378 Гражданского кодекса Республики Казахстан  (Общая часть) предусмотрено, что договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения (пункт 1 статьи 386 данного Кодекса).

В соответствии с подпунктом 3) пункта 3 статьи 5 Закона “О государственных закупках” на основании бюджета заказчик разрабатывает и утверждает годовой план, в котором должны быть указаны планируемые сроки и место поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Подпунктом 4) указанного пункта предусмотрено, что планируемые сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг согласно графику разбиваются по годам в пределах выделенных и предусмотренных сумм на каждый финансовый год в случаях, предусмотренных статьей 37 упомянутого Закона.

Финансовый год – это период времени, начинающийся 1 января и заканчивающийся 31 декабря календарного года, в течение которого осуществляется исполнение бюджета (подпункт 38) статьи 3 Бюджетного кодекса Республики Казахстан).

Заказчик на основании Бюджетного кодекса устанавливает срок действия договора о государственных закупках до 31 декабря текущего финансового года.

В случае, если  в годовом плане срок оказания услуг, выполнения работ, поставки товара установлен раньше чем 31 декабря, соответственно в договоре указывается отдельным пунктом срок исполнения обязательств по договору.

Общие требования к сроку договора о государственных закупках

Договор о государственных закупках в соответствии с требованиями бюджетного законодательства заключается сроком до 31 декабря текущего финансового года. Данный срок указывается заказчиком независимо от установленного им срока исполнения поставщиком обязательств по договору, предусмотренного годовым планом.

В установленных законом случаях срок договора о государственных закупках может быть заключен сроком более чем на 1 финансовый год.

Установлен ли минимальный срок договора о государственных закупках?

Как указывалось выше, договор о государственных закупках между заказчиком и поставщиком заключается сроком до 31 декабря текущего финансового года.

Пунктом 11-2 статьи 37 Закона “О государственных закупках” предусмотрен минимальный срок поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг по договору о государственных закупках, который не должен быть менее пятнадцати календарных дней.

Данный срок является сроком исполнения поставщиком обязательств по соответствующему договору.

Однако этот срок не является сроком действия договора о государственных закупках, который установлен бюджетным законодательством до 31 декабря каждого финансового года.

В случае нарушения заказчиком данного требования закона и указания меньше установленного законом срока исполнения поставщиком обязательств по договору, последний вправе обратиться с жалобой на действия заказчика в органы финансового контроля или согласно статье 45 упомянутого закона – с исковым заявлением в суд об обжаловании действий заказчика.

В каких случаях договор о государственных закупках может быть заключен сроком более чем на 1 год?

Согласно пункту 6 статьи 37 Закона “О государственных закупках2 государственные органы, государственные учреждения и государственные предприятия на праве оперативного управления могут заключить договор о государственных закупках на срок более 1 финансового года в случае приобретения:

  • работ со сроком их завершения в следующем (последующих) финансовом году (годах), в случае если это предусмотрено проектно-сметной документацией, утвержденной в соответствии с действующим законодательством;
  • активов и других товаров, длительность технологического срока изготовления которых обуславливает их поставку в следующем (последующие) финансовом году (годы);
  • услуг по организации питания личного состава Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований Республики Казахстан;
  • услуг на срок более одного финансового года;
  • товаров, работ, услуг, срок выполнения (оказания, поставки) которых в связи с длительностью исполнения обусловлен в следующем (последующем) финансовом году (годы), установленном в бюджете, плане развития (бизнес-плане), плане финансирования, а также работ и услуг по текущему ремонту и содержанию автомобильных дорог областного и районного значения.

Аналогичное право заключения договора на срок более чем на 1 год имеется у государственных предприятий на праве хозяйственного ведения, а также юридических лиц, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежит государству, и аффилиированным с ними юридическим лицам (пункт 7 данной статьи Закона).

В случаях, предусмотренных пунктами 7 и 8 данный статьи Закона, договор о государственных закупках может быть заключен сроком действия более одного финансового года (боле чем на 1 год) только с поставщиками, определенными по итогам государственных закупок, проведенных на конкурентной основе (пункт 9 указанной статьи Закона).

Как указано выше, срок оказания услуг, выполнения работ, поставки товара указывается отдельным пунктом в договоре.

Договор о государственных закупках, может быть заключен сроком больше чем на 1 год (финансовый год), но только в соответствии с требованиями, предусмотренными Законом.

На какой максимальный срок может быть заключен договор о государственных закупках?

В соответствии с подпунктом 29) статьи 3 Бюджетного кодекса плановый период – это 3 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.

Договор о государственных закупках может быть заключен на срок не более 3 лет в случаях, предусмотренных указанными подпунктами 3) и 5) пункта 6 статьи 37 данного Закона. Аналогичный максимальный срок действия договора указан в пункте 8 статьи 37 указанного Закона при закупке услуг по аудиту годовой финансовой отчетности.

Таким образом, максимальный срок, на который может быть заключен договор о государственных закупках, составляет 3 года, но только в случаях, предусмотренных законом.

Источник: http://www.defacto.kz/content/srok-deistviya-dogovora-o-gosudarstvennykh-zakupkakh

Переходим на аутсорсинг: как избежать ошибок при оформлении договора

Заключение договора аутсорсинга с гос учреждением

В настоящее время компании стараются как можно рациональнее подходить к осуществлению своих бизнес-процессов. В связи с этим такие инструменты, как аутсорсинг, лишь набирают популярность. Однако прежде чем заключить с другой организацией договор о передаче той или иной функции, стоит знать, с какими ошибками можно при этом столкнуться и как их избежать.

Кроме того, с 1 января 2016 года заемный труд (аутстаффинг) в России будет официально запрещен (ст. 5 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 116-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, далее – закон № 116-ФЗ).

Отразится ли такой запрет на аутсорсинге и как оформить договор, чтобы избежать сходства с договором на аутстаффинг? Разберемся во всем по порядку.

Нюансы оформления договора об аутсорсинге 

Об особенностях налогообложения по договору возмездного оказания услуг узнайте в “Энциклопедии решений. Налоги и взносы” интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ 

К договору об аутсорсинге применяются общие правила о договоре возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ). Одними из наиболее важных условий, которые следует внести в такой договор, являются:

  • перечень оказываемых услуг;
  • сроки предоставления информации и результатов работы;
  • ответственность исполнителя и заказчика;
  • условия расторжения договора.

Рассмотрим каждое из этих условий подробнее.

Перечень оказываемых услуг. При заключении договора об аутсорсинге необходимо максимально полно описать провайдеру все процессы, так или иначе связанные с функцией, которую компания планирует ему передать, и заранее перечислить все задачи исполнителя.

Директор по работе с клиентами BDO Unicon Outsourcing Галина Шаблинская уточняет: “Если в ходе сотрудничества выяснится, что компании необходимы, например, дополнительные отчеты, донастройка учетной системы, которая ранее не была оговорена, и другие услуги, – все они будут оплачиваться как дополнительные, потому что изначально не входили в договор. Если же заранее максимально подробно обсудить все с провайдером, то всегда можно довольно четко планировать свои затраты на аутсорсинг даже при необходимости масштабирования бизнеса”.

НАША СПРАВКА

Аутсорсинг – передача организацией на основании договора определенных бизнес-процессов на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области.

Аутстаффинг (заемный труд) – осуществление работником по распоряжению работодателя труда в интересах и под контролем юридического или физического лица, не являющихся работодателем данного сотрудника.

Договор возмездного оказания услуг – договор, по которому исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (юридические, бухгалтерские, аудиторские, консультационные, информационные и т. д.), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (ст.

779 ГК РФ). Этот договор следует отличать от договора подряда, который регулирует права и обязанности сторон, связанные, как правило, с изготовлением или переработкой (обработкой) той или иной вещи, выполнением строительных работ и др. (ст.

702-703 ГК РФ). 

Ключевая ошибка при заключении договора аутсорсинга – это нечеткое определение объема оказываемых услуг, формально составленные технические задания, формулировки, допускающие двоякое понимание прав и обязанностей сторон (например, если указать в договоре, что исполнитель проводит экспертизу заключаемых заказчиком договоров с контрагентами и представляет его интересы в суде, то в рамках такого договора уже нельзя требовать от аутсорсинговой организации оказания консультационных услуг по вопросам корпоративного права или участия в урегулировании конфликтов с работниками компании).

ОБРАЗЕЦ

Образец договора об аутсорсинге

Другие образцы

“Если предмет договора согласован весьма и весьма в общем плане, то не следует ожидать, что исполнитель будет надлежащим образом исполнять свои обязательства по договору.

Поэтому, чтобы не терять контроль над организацией при передаче ряда ее функций на аутсорсинг, необходимо, прежде всего, организовать систему контроля над действиями аутсорсеров. В частности, путем оформления периодического отчета.

При необходимости, требовать (прописав это в договоре на аутсорсинг) проведения совместной сверки по работам и услугам, которые исполнитель оказывает или оказал”, – комментирует руководитель департамента финансового аутсорсинга компании Intercomp Светлана Золотарева.

Добавить в договор дополнительные условия можно с помощью дополнительного соглашения, подписанного обеими сторонами. При этом желательно заранее определить в договоре об аутсорсинге порядок оформления такого соглашения.

Сроки предоставления информации. Четко описанные сроки предоставления услуги позволяют и заказчику и аутсорсинговой компании избежать разногласий.

При этом важно проработать и зафиксировать сроки для обеих сторон – в случае возникновения сложных ситуаций всегда легко будет установить, из-за кого возник простой в работе и кто несет за это ответственность.

“Задержка отчета могла произойти не по вине аутсорсинговой компании, а из-за того, что сотрудники клиента не передали вовремя необходимую информацию”, – добавляет Галина Шаблинская.

Ответственность сторон.

Сложности при взаимодействии с аутсорсинговой компанией чаще всего возникают в том случае, когда в момент заключения договора стороны недостаточно хорошо проработали зоны своей ответственности (например, в договоре не определена ответственность исполнителя за нарушение установленных сроков или не указана обязанность заказчика предоставить всю необходимую информацию по запросу аутсорсинговой компании). В связи с этим необходимо заранее определить все зоны и пределы ответственности как для заказчика, так для исполнителя (можно прописать, например, что исполнитель обязан уведомить заказчика о невозможности выполнить ту или иную задачу в установленный срок – в противном случае он будет обязан выплатить заказчику неустойку в указанном в договоре размере).

Условия расторжения договора. Договор об аутсорсинге может быть заключен на срок как от нескольких месяцев, так и до нескольких лет (это, прежде всего, зависит от задач, которые ставит перед собой заказчик).

При этом целесообразно предусмотреть в договоре условие о последующей его пролонгации (например, если по истечении срока действия договора ни заказчик, ни исполнитель не выскажут желания его расторгнуть, договор об аутсорсинге считается продленным на тот же срок).

Вместе с тем и исполнитель, и заказчик имеют право отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке до истечения указанного срока, соответственно возместив все убытки или оплатив понесенные расходы (ст. 782 ГК РФ).

Однако при расторжении договора об аутсорсинге с недобросовестными компаниями, у организации-заказчика могут возникнуть определенные сложности, связанные с выгрузкой баз данных и передачей функций другой компании.

Чтобы избежать всех этих проблем, Галина Шаблинская советует заранее согласовать условия “расставания”: в каком формате и в какие сроки будет передана вся необходимая информация, включая данные из учетной системы провайдера, будет ли это сделано бесплатно или во сколько это обойдется заказчику, готова ли будет компания-исполнитель в случае необходимости оказывать консультационные услуги заказчику после расторжения договора и т. д. 

МНЕНИЕ

Галина Шаблинская, директор по работе с клиентами BDO Unicon Outsourcing:

“Необходимость установки KPI при работе по аутсорсинговой модели – вопрос спорный. Международный аутсорсинг движется в этом направлении и западные компании активно используют KPI, сотрудничая с провайдерами аутсорсинговых услуг, но в России ситуация совсем другая.

Мы, например, встречаем требования к KPI только у своих международных заказчиков. Но в российских реалиях они все равно остаются скорее формальностью.

Не всегда корректно устанавливать ключевые показатели эффективности, если мы говорим об оказании услуг: у нас есть исходные данные и мы, как аутсорсинговая компания, понимаем, какого результата от нас ожидает заказчик, а вся промежуточная часть лежит в зоне нашей ответственности.

Если при этом заказчик будет требовать увеличения производительности конкретных участников проекта, это может сказаться на общем качестве предоставления услуги. Поэтому иногда правильнее будет обойтись SLA [Соглашение об уровне предоставления услуги. – Ред.]”.

Аутсорсинг и запрет на заемный труд

С 1 января 2016 года заемный труд в России будет официально запрещен (ст. 5 закона № 116-ФЗ). В связи с этим возникло немало споров относительно того, подпадет ли под запрет аутсорсинг и в какой мере на нем отразится такой запрет. 

“Стоит отметить, что о полном запрете лизинга персонала речи не идет.

Запрет коснется в большей степени недобросовестных работодателей, использовавших аутстаффинг для уклонения от своих обязательств перед сотрудниками.

Например, это могут быть организации, имеющие опасное производство, которые экономили на льготах и дополнительных выплатах персоналу, официально у них не оформленному”, – убеждена Галина Шаблинская.

Вместе с тем эксперт подчеркивает, что аутстаффинг и аутсорсинг – это две абсолютно разных модели. В первом случае речь идет об “аренде” конкретных специалистов.

При этом сотрудники находятся на территории компании-заказчика, но работодателем для них является организация-исполнитель. Во втором случае компания платит за услугу.

Если максимально упростить, то при аутсорсинге юридических функций заказчик покупает не конкретного юриста, а процесс юридического сопровождения деятельности компании, – сколько человек и кто конкретно будет при этом вовлечен в процесс со стороны аутсорсинговой организации, заказчика не волнует. Главное, помнить, что компания-исполнитель обязана оказать услуги лично, то есть без привлечения других организаций, если иное не предусмотрено договором (ст. 780 ГК РФ).

Кроме того, в договоре об аутсорсинге, в отличие от договора об аутстаффинге, отсутствует информация о графике работы сотрудников, размере их заработной платы, других условиях работы или каких-либо требованиях к подбору персонала.

Исключения составляют требования о наличии в аутсорсинговой компании специалистов, имеющих определенную квалификацию или сертификаты.

Однако эта информация может быть указана как в договоре, так и в требованиях к поставщику во время проведения тендера (в том случае, если он проводится заказчиком).

Еще одно отличие между аутсорсингом и аутстаффингом – это границы ответственности. В первом случае исполнитель отвечает за качество услуг (требования к качеству, конкретный измеримый результат и т. д.).

Во втором случае исполнитель не несет никакой ответственности за результат работы наемных специалистов – он отвечает только за налаженный процесс оформления трудовых отношений, своевременную выплату сотрудникам заработной платы и соблюдение других требований трудового законодательства.

Таким образом, закон № 116-ФЗ никаким образом не затрагивает аутсорсинговые компании и не влияет на их деятельность. Все эти различия следует обязательно иметь в виду при заключении договора.

“В идеале при оформлении договора об аутсорсинге необходимо избегать формулировок, которые свидетельствуют о том, что персонал исполнителя будет оказывать услуги заказчику на его территории.

Например, при оказании услуг по бухгалтерскому обслуживанию работники исполнителя работают у своего работодателя, заказчик лишь предоставляет необходимые документы”, – рассказывает Светлана Золотарева.

МНЕНИЕ

Лилия Хакимова, руководитель отдела юридических услуг BDO Unicon Outsourcing:

“В большинстве случаев в соглашении фигурируют только ключевые контактные лица или сотрудники, ответственные за те или иные участки проекта.

В целом же в таких документах не указывается полный список сотрудников аутсорсинговой компании, которые будут оказывать услугу, или их количество – этот список может меняться в ходе работы и заказчик зачастую вообще не интересуется этим вопросом, ему важен только результат.

При этом если для компании-заказчика это критично, она может закрепить за собой в договоре конкретную рабочую группу – список лиц, которые будут оказывать ей услуги. В таком случае указать, что все эти сотрудники работают в офисе исполнителя, следует обязательно”.

Консультирование и проведение совместных встреч, как правило, осуществляется на территории аутсорсинговой организации, но нередко специалисты направляются к заказчику (например, для сбора необходимой информации).

При этом они не подчиняются внутреннему трудовому распорядку, действующему у компании-заказчика. Квалифицировать это как заемный труд нельзя.

“Естественно, в договоре об аутсорсинге должно быть условие о том, что данный работник не выполняет распоряжения заказчика, а просто собирает документы”, – уточняет Светлана Золотарева.

Стороны также могут внести в договор условие о проведении встреч с участием специалистов аутсорсинговой компании на территории заказчика – причины, продолжительность и частота таких встреч должны быть четко обозначены.

“В договорах с нашими клиентами мы всегда отдельно описываем услугу выездной проверки документов (если эти документы хранятся в архиве на территории заказчика) или указываем, что специалист нашей компании должен с определенной частотой встречаться с ключевыми лицами заказчика (например, для получения всех необходимых подписей на документах, содержащих конфиденциальную информацию и персональные данные, которые мы не можем отправлять почтой или курьерской службой). Во всех договорах мы, кроме того, оговариваем возможность и частоту проведения совещаний с личным присутствием сотрудников и конференц-звонков”, – дополняет Лилия Хакимова. 

Таким образом, компаниям, передающим или планирующим передать на аутсорсинг часть бизнес-процессов, не следует волноваться, что на подобной услуге отразится запрет на заемный труд. Главное, учесть все нюансы и правильно оформить договор с аутсорсинговой компанией.

Источник: http://www.garant.ru/article/638815/

Аутсорсинг и аутстаффинг

Заключение договора аутсорсинга с гос учреждением

В последнее время слова «аутсорсинг» и «аутстаффинг» стали встречаться у нас все чаще и чаще.

И хотя украинское законодательство практически не регулирует такие отношения, тем не менее на практике многие субъекты хозяйствования успешно их применяют, в том числе с целью оптимизировать учет и расходы предприятия.

В консультации рассмотрим, что же скрывается за «модными» иностранными словами, в чем преимущества таких отношений и как их правильно построить с учетом норм украинского законодательства.

Определимся с понятиями

Итак, наше законодательство не дает определения ни аутстаффингу, ни аутсорсингу и, соответственно, не содержит норм, которые бы регулировали эти отношения.

Поэтому на практике так называют самые различные отношения, а многие вообще не видят разницы между этими двумя понятиями и путают их.

Обобщив сложившуюся практику, а также определения, содержащиеся в различных источниках, в том числе в Интернете, можно прийти к следующим заключениям.

Аутсорсинг (от англ. outsourcing – внешний источник) – передача функций внутреннего подразделения предприятия внешнему исполнителю (например, уборка помещений, охрана и т.п.).

В таком случае эти функции будет выполнять сторонняя организация, которая специализируется на данном виде деятельности (ее называютаутсорсером). Такие действия позволяют предприятию отказаться от непрофильных функций, не характерных для его основной деятельности, однако необходимых для нормальной работы.

В результате предприятие может сосредоточиться на выполнении своих основных функций и выполнять их более эффективно. Между таким предприятием и аутсорсером заключается договор на оказание услуг (выполнение работ), при этом штатные работники предприятия зачастую увольняются по переводу на предприятие-аутсорсер для выполнения этих функций.

Например, предприятие заключает с аутсорсером договор на оказание услуг по уборке помещений и своих уборщиц переводит на предприятие-аутсорсер.

Аутстаффинг (от англ. outstaffing – внештатный) – вывод персонала за штат компании и оформление его на работу в другой специализированной компании (как правило, это либо кадровое агентство, либо консалтинговая компания).

Такую компанию еще называютаутстаффером. При этом «выведенные» из штата работники продолжают трудиться на своих прежних рабочих местах.

То есть фактически сокращения штата не происходит, тем не менее предприятие «избавляется» от определенного количества наемных работников.

Предприятие и аутстаффер в этом случае заключают договор, предметом которого выступает не выполнение какой-то конкретной функции (оказание услуги), а предоставление рабочей силы. То есть фактически рабочая сила передается аутстаффером «в аренду» предприятию.

Как видим, операции по аутстаффингу и аутсорсингу очень похожи между собой: в обоих случаях часть работников выводится за штат предприятия, одно предприятие оказывает другому услуги по гражданско-правовому договору. Основное различие между ними состоит в следующем:

• при аутсорсинге выводится определенная функция предприятия, а при аутстаффинге – некоторое количество наемных работников без определения их конкретных функций;

• при аутсорсинге предметом договора между предприятиями выступает услуга, связанная с выполнением конкретной функции (по ведению бухучета, охране помещений и т.д.), при аутстаффинге – предметом договора является услуга по предоставлению рабочей силы.

Правомерность заключения договоров аутстаффинга и аутсорсинга

Как мы уже отметили, наше законодательство не регламентирует ни отношений аутстаффинга, ни отношений аутсорсинга. Однако с правовой точки зрения отсутствие норм законодательства, регламентирующих заключение того или иного вида договора, не является препятствиемдля его заключения. Ведь согласно ст.

6 Гражданского кодекса (далее – ГК) стороны вправе заключить договор, который хотя и не предусмотрен актами гражданского законодательства, но отвечает общим принципам нашего законодательства. Кроме того, ст.

627 ГК гарантирует принцип свободы договора, который выражается, в частности, в свободе определения условий договора.

И все же с позиции соблюдения украинского законодательства более приемлемыми являются отношения аутсорсинга.

Для нас вполне нормальное явление, когда, к примеру, на предприятии нет своей штатной бухгалтерии, а бухгалтерский учет ведется сторонней организацией: аудиторской или консалтинговой компанией, с которой заключается гражданско-правовой договор. Такой порядок ведения бухучета вписывается в рамки Закона от 16.07.99 г.

№996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» – ст. 8 этого Закона прямо предусматривает такую возможность. Да и порядок заключения договора на оказание услуг регламентируется отдельной главой ГК (гл. 63).

Что касается аутстаффинга, то, на наш взгляд, эти отношения не совсем вписываются в рамки украинского законодательства.

Ведь в данном случае работники аутстаффера, по сути, передаются «в аренду», а в соответствии с действующим законодательством предметом аренды может выступать только имущество.

Именно поэтому существует риск признания договора аутстаффинга недействительным (как не соответствующего законодательству).

Справедливости ради хотим отметить, что ГК предусмотрен такой вид договора, как аренда транспорта с экипажем (ст. 805 ГК). Однако если рассматривать правоотношения по этой разновидности договора аренды, то они сводятся к следующему:

• во-первых, арендодатель передает арендатору в пользование имущество в виде транспортного средства;

• во-вторых, арендодатель оказывает арендатору услуги по эксплуатации транспортного средства, переданного внаем.

И к тому же арендатору транспортного средства с экипажем оказывается вполне конкретная услуга, которая больше похожа на аутсорсинг, чем на аутстаффинг.

Тем не менее на практике можно встретить сколько угодно заключенных договоров как аутстаффинга, так и аутсорсинга. Да и государственные органы и общественные организации подтверждают наличие у нас этих явлений. Вот примеры:

ГНАУ в письме от 01.02.11 г. №2548/7/16-1517-26 рассматривает вопрос о порядке обложения НДС операций по предоставлению услуг аутсорсинга;

Федерация профсоюзов Украины

Источник: https://protocol.ua/ru/autsorsing_i_autstaffing/

Юриста совет
Добавить комментарий