Возможно ли списание моего долга в данном случае?

Россия щедрая душа: как Путин долги прощал

Возможно ли списание моего долга в данном случае?

Несмотря на все разговоры об отстаивании интересов России на международной арене, при Путине Россия списала в 10 раз больше долгов зарубежным странам, чем в 90-е. При этом легко прощаются долги не только странам-банкротам типа Афганистана, но и преуспевающим нефтедобывающим странам. Как Россия прощает долги — в тексте Сергея Жаворонкова.

Сергей Жаворонков.

После заявления Владимира Путина на встрече с лидерами африканских государств: «Наша страна участвует в инициативе по облегчению долгового бремени стран Африки. К настоящему времени общая сумма списания задолженности превышает $20 млрд», — наблюдалась весьма необычная реакция кремлеботов — они стали яростно опровергать причастность любимого лидера к списанию долгов.

Вслед за всякими блогерами и телеграм-каналами подоспела и тяжелая артиллерия в лице заявления представителя российского МИД Олега Озерова: «…Основная масса этих средств была списана еще в 1990-е годы в рамках переговоров Парижского клуба. Я как раз в это время работал в Париже, был свидетелем этих переговоров».

Вопросы насчет этого процесса Озеров предложил задать финансовому блоку правительства, видимо, тогдашнего. Блогеры также активно ссылаются на статью в «Википедии» о вступлении России в Парижский клуб кредиторов в 1997 году.

В этой статье, которая подается ими как истина в последней инстанции, написано следующее: «При этом, подчиняясь уставу Парижского клуба, Россия была вынуждена списать своим должникам большой объем долгов за поставку оружия. Военные долги составляли около 80% от общего объема российских активов[4].

Кроме того, Россия стала обязанной списывать долги странам, относящимся к разряду „бедных“ и „развивающихся“. В итоге, после вступления в Парижский клуб, оказалось, что Россия может претендовать на сумму менее 8 млрд долларов, что составляет чуть больше 5% от общей суммы дебиторской задолженности СССР».

Авторы «Википедии» ссылаются, в свою очередь, на какие-то мутные статьи безвестных авторов. Ну что же, давайте разбираться, кто списывал долги, Путин или Ельцин, сколько списали, и насколько это было оправдано.

Для начала посмотрим, что же такое Парижский клуб кредиторов из первоисточника — собственно, сайта этой организации. Из него мы узнаем, что никакого «Устава», тем более обязывающего списывать долги за поставки оружия, у Парижского клуба нет.

Зато у него есть «шесть принципов»: «солидарность», «обмен информацией» (между участниками клуба, МВФ и Всемирным банком), «обусловленность» (реструктуризации выполнением программ МВФ), «сопоставимость условий» (реструктуризации входящих и не входящих в клуб кредиторов, стран и коммерческих банков — т. е.

заемщик не должен соглашаться на условия не входящих в клуб, если они менее выгодны для него, чем условия клуба), «индивидуальность» (ситуации с каждой страной). А также ключевой для нас принцип «консенсуса» — таким образом, без согласия России никакие долги никому, в том числе России, списать невозможно — ни бедным, ни богатым, ни развивающимся.

В «Википедии» в данном случае, увы, написана ерунда. Парижский клуб был создан в 1956 г., и он собирается по обращению страны-заемщика (первой была Аргентина). При этом страна может быть одновременно и заемщиком, и кредитором (как Россия в 90-е/начале нулевых).

«Куба, отдай нашу нефть, Куба, возьми обратно свой сахар, нам надоел твой лохматый Фидель, Куба, иди ты на …», — такие частушки пели в позднем СССР. Именно политика СССР и создала основное тело тех долгов, которые потом стали списывать (Российская Федерация также выдала немало кредитов, но все же несопоставимо меньше).

Ради построения мирового коммунизма, несмотря на пустые полки прилавков, денег было не жалко. СССР активнейшим образом финансировал страны, как тогда говорили, «сделавшие социалистический выбор» — Афганистан, Кубу, Северную Корею, Сирию, Эфиопию, Монголию, Анголу, Алжир, Йемен, Мозамбик, Вьетнам и т. п.

Поддерживали и так называемое «движение неприсоединения» — крупнейшим получателем дотаций среди них была Индия. Речь шла о безвозмездной военной помощи, кредитах, выгодных бартерных схемах. Кроме того, СССР щедро дотировал оккупированные страны Восточной Европы. Все, кто бывал в «соцстранах», поражались относительному благополучию по сравнению с СССР, и не случайно.

Однако это «изобилие» было оплачено советскими дотациями. Иллюстративный пример — кредиты, выданные Польше в период роста антиправительственных выступлений «Солидарности» в начале 80-х. Только за 1980−1981 годы Варшаве было предоставлено почти три млрд долларов (чуть меньше $10 млрд долларов в пересчете на нынешние цены).

Это, кстати, отдельная история, на которую мало кто обращает внимание. В долларах США тоже есть инфляция, с 1990 г.

 по сей день она составила почти 100%, то есть, если мы говорим о кубинском долге в $32 млрд, то фактически с точки зрения наших потерь в нынешних деньгах речь идет о $64 млрд (хотя юридически Куба должна была $32 млрд, и отказ от процентов по всем дефолтным долгам считался сам собой разумеющимся).

Первый вице-премьер Правительства РФ Анатолий Чубайс и председатель Парижского клуба Кристиан Нуайе во время подписания меморандума в 1997 году. Михаил Калмыков / Фотохроника ТАСС

Расчеты по внешней торговле между СССР и странами Восточной Европы осуществлялись не в свободно конвертируемой валюте, а в так называемом «переводном рубле», курс которого рассчитывался советскими чиновниками крайне загадочным образом.

В результате Россия как правопреемник СССР еще и оказалась должна странам Восточной Европы. Проблемой являлось и то, что СССР предоставлял странам (кроме Ирака и Ливии) кредиты в рублях, курс которого стал прыгать в условиях высокой инфляции начала 1990-х годов.

Потребовались дополнительные переговоры, чтобы зафиксировать эти долги в конвертируемой валюте. Крупнейшими должниками СССР стали Куба, Северная Корея, Монголия, Вьетнам, Индия, Сирия, Ирак, Афганистан, Эфиопия.

Но большая часть этих стран выплачивать долг не желали в принципе, из крупных стран платежи осуществлялись лишь Индией, Монголией и Вьетнамом.

Какие долги мы списали в 90-е? Не так уж и много. В 1992 и 1996 г. в два приема было списано более 90% долга Никарагуа в $3.1 млрд, остаток в $344 млн списал в 2004 году Владимир Путин. СССР, как известно, финансировал коммунистическую диктатуру в этой небогатой стране, против которой шла вооруженная борьба поддерживаемых США «контрас».

В 1988—1990 годах был запущен процесс примирения, страна перешла к демократическому правлению, но была разорена предыдущей войной. Если не 100% долга, то значительную часть списать, видимо, приходилось. В 1996 году РФ списала $3.5 млрд из 5 млрд долга Анголы — еще одной страны, где коммунистическая диктатура сражалась с повстанцами три десятилетия.

В 1992 году правительство Душ Сантуша объявило о переходе к многопартийности, но фактически гражданская война шла еще около десяти лет. Ангола — нефтедобывающая страна, в которой также добывают алмазы. Вполне вероятно, списывать часть долга и не стоило (хотя тогда, в 1996 году, перспективы прекращения войны были неочевидны).

Наконец, третье и последнее списание внешнего долга произошло уже в рамках Парижского клуба, в 1999 г. Это так называемое «Кельнское соглашение». В его рамках Россия, как и прочие страны-кредиторы, списывали 60−90% долга некоторым слаборазвитым африканским странам: Танзании, Бенина, Мали, Гвинеи-Бисау, Мадагаскару, Гвинеи, Чада, Йемена, Мозамбику, Буркина-Фасо и Сьерра-Леоне.

Крупнейший долг из них был у Мозамбика ($2.5 млрд, списано 90%, остаток долга в 2013 году списал Путин), где, как обычно, СССР поддерживал коммунистическую диктатуру в гражданской войне 1977−1992 годов, разорившую эту и без того небогатую страну. Остальные долги были относительно невелики.

Бенину простили 70% от долга в $61,6 млн, Гвинее-Бисау 80% от $178 млн, Замбии 80% от $700 млн, Мадагаскару 70% от $557 млн, Мали 100% от $114 млн, Танзании 80% от $586 млн, Сан-Томе и Принсипи 70% от $10,9 млн, Экваториальной Гвинее 70% от $11,8 млн.

Таким образом, грубо говоря, в 90-е годы РФ простила менее $9 млрд советских долгов. Из которых можно подвергнуть сомнению списание разве что части ангольского долга и долга самой богатой стране Африки по душевому ВВП — Экваториальной Гвинее (хотя и крохотного), остальные должники были малоперспективны с точки зрения выплат.

Все в принципе изменилось в нулевые годы, с приходом к власти Владимира Путина. Списания повалили как из рога изобилия. В 2000 году Россия списала Вьетнаму $9.5 млрд из 11 млрд советских долгов.

Надо сказать, что вообще существование вьетнамского коммунистического режима, победившего противников в длительной гражданской войне, а затем выстоявшего в войне с Китаем, без помощи СССР было невозможно. Во Вьетнаме добывают нефть, Вьетнам вполне успешная развивающаяся страна. Но если дарят — то почему бы и нет? В 2001 и 2005 годах в два приема списывается $6 млрд долга Эфиопии.

В данном случае, скорее всего, взять с Эфиопии было действительно нечего. В 2003 году Путин списывает 70% из $1.3 млрд долга Лаоса. Лаос — довольно бедная страна без особых природных ресурсов (кроме олова). Это списание тоже, отчасти, можно понять. Но в том же 2003 году Путин списал огромный долг Монголии ($11.1 из 11.4 млрд). Эта страна, напротив, весьма богата ресурсами.

Российские компании давно интересовались местными запасами угля, меди и урана. Но монгольские товарищи не торопились выполнять обещания. В итоге корпорация «Ростехнологии» была вынуждена продать даже имеющиеся 49% в совместных предприятиях «Эрдэнэт» и «Монголросцветмет». В 2005 году Путин списывает режиму Башара Асада почти $10 из 13 млрд долга.

Взамен речь шла об участии российских компаний в разработке нефти на востоке страны и закупках российского оружия. Итог известен — ничего, конечно, не куплено, Россия воюют в Сирии совершенно бесплатно. В 2006 году полностью списаны $4.7 млрд долга Алжира.

Эта богатая газом страна, разумеется, могла его выплачивать, но опять же, зачем, если можно не выплачивать? Относительно этого долга российские СМИ использовали удивительные формулировки в духе «взамен Алжир согласился купить российское оружие на эту сумму». То есть сначала мы бесплатно дали Алжиру денег, а потом решили — лучше бесплатно дать оружие. Ok.

В 2007 году было списано $11 млрд долга Афганистана. Здесь, видимо, взять было и правда нечего. В феврале 2008 года Путин списывает Ираку более 90% долга, $12 млрд долларов. Ирак — несмотря на то затихающую, то разгорающуюся войну между шиитами и суннитами, крупная нефтедобывающая страна (4.

5 млн баррелей в сутки), для сравнения примерно столько же добывал Иран в период без американских санкций. Экспорт нефти идет стабильно, обеспечиваемый частными военными компаниями. В оправдание говорят, что мол, зато в стране позволяют работать «Лукойлу» и «Газпромнефти». Но эти компании за лицензии платят, как и все прочие.

Сумма списания выглядит явно несоразмерной.

Nabil al-Jourani / AP

В том же 2008 году произошло, пожалуй, самая безумное списание долга. Речь идет о долге Ливии ($4.5 млрд). В этот период, напомню, с Ливии были сняты международные санкции, и эта богатая нефтью страна с небольшим населением имела все возможности для выплат.

Когда в Ливии начнется восстание против Каддафи, будут заморожены только зарубежные активы на сумму не менее $20 млрд. Долг Каддафи погасить мог, просто не хотел. Зато он пообещал России контракт на строительство железной дороги. Ее начали строить. Теперь она заброшена, а убыток РЖД составил $500 млн.

Отлично похозяйствовали, что тут скажешь.

В 2014 году списали 90% из $11 млрд долга Северной Кореи. Конечно, пока режим Кимов находится у власти, о каком-то возврате долга говорить было бессмысленно.

Но кто сказал, что он вечен? При его ликвидации Южная Корея, которая по абсолютному ВВП сейчас больше огромной России, вполне справится.

Кстати, Россия регулярно обновляет режим санкций против КНДР в связи с ее ядерной и ракетной программами, которые угрожают не абстрактным «геополитическим» интересам, а вполне конкретным ближайшим российским городам Дальнего Востока. Зачем в этих условиях списывать долг?

В том же 2014 году Путин производит крупнейшее за всю историю списание долга. Речь идет о Кубе. Соглашение определило порядок погашения задолженности, которую оценили в $35 млрд долларов: 90% суммы списывалось, а оставшиеся 10% структурировались на 10 лет.

При этом, хотя Куба и разорена коммунистическим режимом, стоит вспомнить, что там есть привлекательные экономические активы: никель, сахар, табак. Можно было бы говорить об участии российского бизнеса в их акционировании, но нет.

Между тем, ранее бывший министр финансов Алексей Кудрин публично подтверждал, что Куба просто не хочет платить долги.

Регулярно списываются и долги странам СНГ. Особо обращают на себя внимание самые крупные: списание в 2013 года долга Киргизии в $488 млн и списание в 2014 году $875 млн долларов долга Узбекистана. И списание — явно не последнее, учитывая то, как Путин раздает кредиты Венесуэле, Египту, Бангладеш и т. п. — это тема отдельного долгого разговора.

Снижение трат на здравоохранение, образование и культуру, повышение трат…

Таким образом, за время правления Путина было списано, только по описанным нами крупным кейсам, более $100 млрд (при Ельцине, напомним, около $9 млрд). Так что в данном случае — верьте Путину, он говорит правду о щедром списании им долгов, и не верьте всяким «ольгинским блогерам», мидовским чиновникам и т. п.

Последним прибежищем пропагандистов является уверение, что мол, а деваться было некуда. Приведем же альтернативную схему. В 1993 году Индия согласилась выплатить в течение 12 лет $7.5 млрд, а еще $4.5 млрд — в течение 40 лет. Долг выплачивается не только живыми деньгами, а товарами и активами, но главное — хотя бы выплачивается.

Почему эту схему не применить во многих других случаях? Ну, а когда речь идет о богатых наглецах, вроде Каддафи, то можно было действовать и жестче — арестовывать счета, активы.

Ну, не говоря уже о том, что разумная дипломатия не складывает все яйца в одну корзину и не поддерживает слепо действующую власть, а может и содействовать ее смене.

Нам без устали твердят о национальных интересах, которые надо отстаивать. На практике же нам предлагают какие-то геополитические химеры и абстракции вместо денег. Как тут не вспомнить героя писателя Виктора Пелевина из классического романа «Generation П», говорившего, что геополитика — конфликт между правым и левым полушарием.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписаться на рассылку

Источник: https://mbk.news/sences/rossiya-shhedraya-dush/

Россия даст Беларуси $600 млн в качестве кредита для погашения старого долга, сообщил российский министр финансов Антон Силуанов. Он добавил, что до конца апреля Беларусь также получит еще $200 млн от Евразийского фонда стабилизации и развития. Правда, пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков позже заявил, что решение о выделении кредита еще не принято: вопрос находится в проработке.

По состоянию на май 2018 года задолженность Беларуси по кредитам России составляла более $7 млрд.

“Москва заинтересована в управляемом партнере”

Почему Россия даже в сложных для себя экономических условиях активно списывает долги и предоставляет кредиты странам-партнерам, в эфире “Вечера с Игорем Севрюгиным” рассказал политолог Дмитрий Болкунец.

– Я уверен, что Москва заинтересована в том, чтобы появился партнер – управляемый и понятный по многим позициям, в том числе по вопросам внешней политики. При этом Москва совершенно не претендует на суверенитет Беларуси, как это часто подается в том числе в западной печати. И Москва хотела бы более понятных отношений в экономике, во внешней политике.

– Сейчас возможен кредит на $600 млн Беларуси. Еще буквально неделю назад Россия списала долг и отдала безвозмездно Кыргызстану $30 млн. На ваш взгляд, почему так происходит? Почему Россия списывает долги тем странам, которые когда-то входили в СССР?

– Мне кажется, что Россия списывает долги не только тем странам, которые входили в Советский Союз, а и ряду других стран, с которыми еще Советский Союз взаимодействовал.

Кстати, я думаю, что белорусские власти, когда берут сегодня довольно приличное заимствование на российском рынке, рассчитывают, что в будущем Москва также спишет эти кредиты под каким-то предлогом.

В данном случае Москва, видимо, заинтересована в долгосрочной игре с этими странами, она понимает, что по ряду причин они не смогут эти долги погасить.

А вторая причина – наверное, Москва видит более глубокие политические последствия сотрудничества. И, возможно, есть какие-то подковерные варианты, почему происходит списание тех или иных долгов.

“Это не добавляет в отношения ничего, что побудило бы Минск раздавать суверенитет”

Как в Беларуси оценивают возможное предоставление долга – как попытку надавить на страну и приблизить процесс интеграции Беларуси с Россией или что-то другое, в эфире “Вечера” рассказал политический обозреватель белорусского портала TUT.BY Артем Шрайбман.

— Результаты опроса вас удивили и вообще удивили ли Минск, есть ли какая-то реакция?

— Никакой реакции – официальной тем более и в принципе широкого населения – [на результаты опросов] не было. Нет, они не очень удивили, потому что есть какая-то доля граждан России, которые ностальгируют по СССР, которые хотели бы возвращения России в прежние границы хотя бы настолько, насколько это возможно.

Но в целом большинство россиян комфортно себя чувствуют в сегодняшних границах.

И многие опросы показывают, не только этот, что за последние годы у россиян есть определенная усталость от агрессивной внешней политики России.

Поэтому присоединять другие территории, учитывая, что это почти наверняка обернется новыми расходами, массово россияне не хотят после Крыма, Донбасса и Сирии. Поэтому результаты [опроса] вполне себе предсказуемы.

— Мы говорим о настроении россиян, такие опросы в России проводятся периодически, в частности об отношениях Москвы и Минска. Сейчас вопрос на повестке – тема объединения. Как в Беларуси это воспринимают?

— Я думаю, что здесь все немножко не так, как в России. В Беларуси есть консенсус по национальному вопросу – независимость.

И лишь очень-очень небольшое меньшинство белорусских граждан – по разным опросам, в зависимости от формулировки это, можно сказать, от 3 до 15% – хотят более тесной интеграцией с Россией.

То есть там 2-3% хотят вступить в ее состав, до 15% хотят более тесной интеграции, чем сегодня, а все остальные люди хотят либо сегодняшнего уровня интеграции, либо еще меньшего уровня интеграции.

Как белорусская правящая элита, так и оппозиция, так и белорусское общество в целом привыкли к независимости и не готовы [ею] жертвовать или отдавать [ее].

Поэтому эти разговоры в России воспринимаются людьми с разной степенью опасений в зависимости от того, как люди относятся к России.

Кто-то считает это такими несерьезными спекуляциями, кто-то относится к этому чуть ли не как к угрозе белорусской независимости или готовности России к каким-то крымским сценариям. Спектр мнений тут широкий, но позитивного отношения очень-очень мало к таким вещам.

— Что касается предоставления кредита, это попытка надавить или как-то приблизить интеграционный процесс?

— Нет, это довольно обычный процесс в белорусско-российских отношениях. Москва часто рефинансирует свои же кредиты. Я не могу сказать, что это обязательно субсидия.

Беларусь обычно выплачивает кредиты России, некоторые просто из них приходится платить чуть дольше.

И Россия на этом зарабатывает, потому что кредит – это, по сути, инвестиция, Россия получает деньги обратно с процентами, с неплохими процентами, выше, чем некоторые кредитные организации.

И поэтому для России это не большая финансовая проблема, Россия понимает, что таким образом она будет иметь более продолжительный рычаг давления на Минск. И поэтому можно назвать это способом некой привязки, но не способом форсирования интеграции. Потому что это не добавляет в отношения ничего нового, что побудило бы Минск раздавать суверенитет.

— В 1990-е годы долг был списан в обмен на аренду территорий под российские военные объекты. Срок этого договора, если не ошибаюсь, истекает уже в 2020 году. Продление этого договора уже как-то обсуждается, и может ли так получиться, что сейчас Россия снова спишет долг, чтобы сохранить свои объекты?

— Нет, не думаю, что списание долга здесь возможно, потому что эти вопросы давно разведены. В 1990-е годы это было связано, по-моему, с долгом на газ тогдашним еще, [договором] между президентами Лукашенко и Ельциным. Сейчас долги вполне себе межгосударственные, абсолютно обычный финансовый инструмент.

Российские военные объекты – уже обсуждается вопрос продления их базирования, и белорусская власть пока заявляет, что готова это делать, и они будут размещаться так же, как и сейчас – на бесплатной основе.

То есть просто находиться на белорусской территории. Это не постоянное такое массовое военное присутствие, там нет большого военного персонала как, например, на базе в Крыму.

Поэтому для белорусской власти это не большая проблема, не большая заноза, скажем так.

Но новое военное присутствие России – здесь есть проблемы. Если бы Россия, как она несколько лет назад захотела поставить базу, ей отказали, если будут попытки расширить военное присутствие, то тут Минск будет сопротивляться. А вот по этим военным объектам, я думаю, никаких препятствий и проблем быть не должно.

Кому Кремль раздает деньги в долг

В последние три года Россия потратила на официальную помощь другим странам около миллиарда долларов, десятки миллионов раздает в виде инвестиций и кредитов.

В конце марта российское правительство одобрило выделение безвозмездной помощи Кыргызстану. $30 млн должны будут пойти на поддержку государственного бюджета республики.

Чуть больше года назад Россия окончательно списала Кыргызстану все долги: протокол об урегулировании задолженности в $240 млн долларов в начале февраля 2018 года ратифицировал Владимир Путин.

Изначально предполагалось, что списывать госдолг будут поэтапно, вплоть до 2025 года. Но затем единоразово решили простить союзной республике два годовых бюджета Твери.

Впрочем, это не самая крупная сумма, списанная Россией. В 2014 году она отказалась от претензий на 90% долга Кубы, почти $32 млрд. Осталось еще $3,5 млрд, которые должны быть выплачены в течение 10 лет.

Однако Россия продолжает списывать по 10% уже оставшегося долга каждый год.

И даже на этом помощь острову не заканчивается: прошлым летом Управделами президента России выдало $9,5 млн на реставрацию купола Национального Капитолия в Гаване.

$5 млрд – это инвестиции в нефтяную отрасль Венесуэлы, о которых в декабре 2018 года в Ново-Огарево договорились Владимир Путин и Николас Мадуро. Всего, по данным агентства Reuters, с 2006 года Россия выделила Венесуэле кредитов и инвестиций примерно на $17 млрд. И продолжает помогать – поставками нефти, газа, оружия и лекарств.

В октябре 2018 года в списке должников России в лидеры неожиданно вырвался Египет.

На дискуссионном клубе “Валдай” в Сочи Владимир Путин объявил, что $25 млрд получает в кредит Каир – на атомную электростанцию.

Министр финансов Антон Силуанов сказал тогда, что деньги можно выделить из “Фонда национального благосостояния” – того самого, который гарантирует “устойчивый механизм пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации”.

На этом фоне изначально безвозмездная помощь России кажется каплей в море. С 2014 года объем содействия международному развитию, по данным Всемирного банка, вырос больше чем в 10 раз и составляет сейчас больше миллиарда долларов в год.

40% этой суммы в 2014 году предназначалось странам Европы и Центральной Азии.

Кроме того, Россия финансирует более 20 трастовых фондов Всемирного банка: здесь и реконструкция инфраструктуры Афганистана, и выкуп коммерческого долга Никарагуа, и восстановление стран, пострадавших от вируса Эбола.

$9 млн запланировано у Москвы в этом году на помощь странам Африки: по миллиону Буркина-Фасо и Чаду, полтора – Гвинее и Уганде, и два – Демократической республике Конго и Сомали. Эти деньги Россия не планирует возвращать.

$57 млн получила в 2017 году от России КНДР. Для сравнения, это весь бюджет Московского государственного университета за три года.

$16 млн в том же 2017 году ушли в Таджикистан. Такую же сумму Минобрнауки тогда выделил на повышение зарплат преподавателей в российских вузах, правда, этих денег хватило меньше чем на половину существующих государственных учебных заведений.

Всего в 2017 году Россия безвозмездно помогла напрямую 43 странам, не считая трастов Всемирного банка.

“Россия надеется сохранить рынки сбыта и влияние в этих странах”

Почему Москва так активно раздает и прощает долги своим союзникам, когда внутри страны много финансовых проблем, в эфире “Вечера” рассказала руководитель отдела экономики Института стран СНГ, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН Аза Мигранян.

— Зачем, как вам кажется, Москва так активно раздает и прощает долги своим союзникам, когда внутри страны у каждого пятого жителя нет канализации?

— Очевидно, потому что в России есть различия между внутренней и внешней политикой и в соответствии с поставленными целями имеются определенные приоритеты. В данном контексте я бы не связывала сотрудничество в рамках ЕАЭС и с партнерами с теми концепциями и программами, которые имеют место по внутренним стратегиям развития. К сожалению, на сегодняшний день приоритет отдан внешним факторам.

— Чего реально Россия добилась, прощая многомиллионные долги? Есть ли примеры, когда страна реально выиграла на международном уровне?

— Прямых экономических эффектов Россия от этих действий не имеет. Сегодня достаточно серьезные суммы были списаны по долговым обязательствам не только ближайших партнеров, таких, как Беларусь, но в том числе и Кыргызстану, Армении. Есть списание долгов у более дальних партнеров.

Причин здесь масса. Чаще всего это неплатежеспособность и понимание бесперспективности возврата долгов. Но в конкретном случае, если мы говорим о последних пяти годах экономического взаимодействия с партнерами по СНГ и ЕАЭС, то я бы охарактеризовала повышение уровня прагматичности политики России и нацеленность на определенные перспективы в будущем.

Если говорить о белорусских кредитах, то здесь, скорее всего, пролонгирование долга, потому что это государственный заем для погашения основного долга. Если же говорить о списании долгов таких стран, как, например, Кыргызстан, то скорее всего, мы не можем рассматривать исключительно лишь только экономические прямые эффекты, а мы должны рассматривать долгосрочное сотрудничество.

Я полагаю, что вопросы кредитного урегулирования своих отношений с партнерами в большей степени связаны с надеждами сохранения рынка сбыта, влияния на национальных рынках этих государств с тем, чтобы каким-то образом иметь возможность выхода на внешние рынки. Особенно учитывая тот факт, что на сегодняшний день у России достаточно ограничены возможности в связи с санкционными мерами против нее.​

Источник: https://www.currenttime.tv/a/belarus-russia-money/29857473.html

Как списать долг по кредиту?

Возможно ли списание моего долга в данном случае?

Списание долга по кредиту или, иначе говоря, аннулирование долга – это своего рода прощение кредитором задолженности заемщика. Такое прощение может быть частичным или полным, все зависит от конкретного учреждения и обстоятельств клиента.

К списанию долга прибегают как банки, так и кредитные компании. То есть долг может списываться и по обычным банковским кредитам, и по кредитам онлайн.

Инициатором проведения процедуры, чаще всего, выступает сам кредитор и, обычно, не информируя об этом заемщика.

Иногда могут случаться такие ситуации, что долг аннулирован, дело клиента закрыто, а звонки с просьбой погасить кредит все еще поступают.

В отдельных случаях долг может быть списан и по инициативе клиента, но здесь без помощи юриста не обойтись. Ведь банк заинтересован в возврате своих средств, поэтому изо всех сил будет стараться вернуть их. Должник обязан доказать свою неплатежеспособность и отсутствие имущества, которое можно было бы использовать для возмещения задолженности по кредиту.

Когда долг по кредиту может быть списан?

Одна из главных причин, которая позволяет списать долг по кредиту – истечение срока исковой давности. Что это значит? Если с момента внесения последнего платежа по кредиту прошло 3 года, то требовать погашения долга банк не может. В данном случае списание долга происходит по личной инициативе кредитора или после судебного рассмотрения и принятия решения в пользу должника.

Вторая причина – это смерть должника или признание его пропавшим без вести. Иногда долг переходит в наследство ближайшим родственникам, однако через суд они могут отказаться от него, и тогда кредитор вынужден аннулировать кредит. В отдельных случаях долг также могут списать из-за мошенничества в кредитовании, когда кредит был оформлен на ворованные документы.

Если сумма кредита слишком мала и затраты на решение дела с помощью коллекторов или судебных органов для кредитора будут стоить дороже, то он также принимает решение о списании долга. Именно при таких обстоятельствах должника об этом никто не информирует.

Несмотря на так называемое прощение задолженности, звонки и дальше могут поступать.

Если вы подозреваете, что кредит мог быть аннулирован, единственный способ узнать это – подать иск в суд об оспаривании взыскания задолженности, где нужно указать требование проверки возможного списания.

И последняя причина, по которой могут списать долг – должник является полностью неплатежеспособным. Имущество, которое можно было бы конфисковать в счет оплаты долга, ничего не стоит или его нет.

Жилье, где проживает должник, в соответствии с законом не может быть конфисковано, ведь человек не может остаться на улице.

Также списание кредита возможно в случае официального признания банкротства данного лица.

Процедура списания долга по кредиту

Говоря о списании долга, стоит отметить, что под данную процедуру подпадают только необеспеченные кредиты, то есть кредиты без залога. А значит весь процесс должен быть максимально простым, но только в случае, когда кредитор принимает решение об аннулировании долга самостоятельно. Если с таким требованием обращается заемщик, нужно быть готовым к затяжному процессу.

Для начала нужно обосновать свою просьбу.

К заявлению на списание следует включить документы, подтверждающие несостоятельность погасить кредиты, а также, если аннулирование долга должно состояться через истечение срока исковой давности, то добавить квитанции с датами последнего платежа.

В ответ на просьбу должника кредитор может предложить компромисс: реструктуризацию долга с аннулированием начисленных штрафов, а возможно даже процентов. Тело кредита разобьют на несколько платежей, чтобы уменьшить долговую нагрузку.

Если ответ кредитора не устраивает, и вы не имеете возможности погасить даже основной части кредита, то единственный выход – обращение в суд с тем же требованием, или с требованием о признании вашего банкротства. Однако здесь понадобится помощь юриста, ведь если кредитор не согласился списать долг, возможно было мало доказательств, чтобы признать данный кредит безнадежным.

Последствия списания долга по кредиту

После списания долга человек окончательно освобождается от кредитного обязательства — это, конечно, огромный плюс. Но есть и обратная сторона медали – кредитная история портится окончательно. Данные о списанном кредите отправляются в Украинское бюро кредитных историй, где заемщик отмечается, как ненадежный. Ближайшие 10-15 лет оформление кредитов для него будет невозможным.

Для банка или кредитной компании применение данной процедуры иногда также становится облегчением ситуации. Ведь когда «висит» несколько непогашенных кредитов, инвестиции в данное учреждение уменьшаются.

Для инвесторов кредитная организация с большим процентом проблемных задолженностей становится ненадежной и не интересной.

Инвесторы заинтересованы в получении прибыли, а в таких условиях существует большой риск не только не получить доход, но и потерять вложенное.

Источник: https://loando.ua/ru/statia/kogda-i-kto-mozhet-spisat-dolg-po-kreditu

Долги по кредиту: последствия, решение проблемы

Возможно ли списание моего долга в данном случае?

Любой кредит подразумевает наличие обязательств по его возврату. Обязательства в свою очередь влекут санкции, которые могут применяться в случае невозврата долга. Об этом всегда следует помнить перед тем, как оформить кредит в банке. Рассмотрим подробнее последствия, с которыми придется столкнуться должникам и варианты выхода из сложившейся ситуации.

Но в начале немного статистики. В первую очередь хочется отметить, что всё больше казахстанцев живут не по средствам. Кредитов берут все больше и больше.

Так, по последним отчетам Первого кредитного бюро, по итогам II квартала 2018 года совокупная ссудная задолженность по кредитам физлиц составила 5,6 трлн тенге, увеличившись по сравнению с майскими показателями на 2,3%.

Относительно I квартала этого года рынок показал прирост в 4,7%, а с начала года — на 7,3%. Количество кредитов выросло на 1,6% за месяц, на 4,8% за квартал и на 10,7% с начала года, составив 10,3 млн единиц.

Виды санкций

Что может случиться, если вовремя не погашать кредит? Кредитор может предпринять следующие меры: всячески настаивать на выплате долга и предупреждать об ответственности: звонить, писать и т.д. Может передать данные о долге в кредитное бюро, где должника занесут в черный список заемщиков. Есть вероятность, что долг «продадут» коллекторам.

Рассмотрим несколько видов санкций.

Финансовые санкции

  1. Неустойка (штраф, пеня) в виде процентов или фиксированной суммы, досрочное погашение полной суммы кредита.

Ограничения по размеру штрафа отражены в статье 35 Закона «О банках и банковской деятельности в РК».

Если заемщик задолжал по кредиту более чем 4 календарных дня, то банк имеет право требовать от клиента оплаты неустойки в размере 0,5 % от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки, начиная с первого дня.

По истечении 90 дней просрочки в размере 0,03% от суммы требования о полном досрочном погашении за каждый день просрочки, но не более 10 % от суммы кредита за каждый год действия договора.

  1. Также бывают штрафы за предоставление заемщиком недостоверной информации при заключении договора, распространение конфиденциальной информации третьим лицам, а также нецелевое использование денежных средств.
  1. Удержание средств с банковских счетов.

Если в договоре не оговорено право банка на списание средств, то кредитор не вправе это делать. В связи с этим всегда важно обращать внимание на все пункты подписываемого договора.

Не допускается перевод в счет долга денег со счетов, по которым клиент получает пособия и соцвыплаты. А вот снятие с зарплатного счета разрешается. Между тем, согласно статье 137 Трудового кодекса РК, за работником должно оставаться не менее 50% от оклада.

Имущественные санкции

Если кредит залоговый, то предмет залога, недвижимое или движимое имущество, заемщик может и потерять. Кредитор имеет право реализовать это имущество.

А если проблемный кредит — это ипотека, а залог — единственное жилье заемщика? Сможет ли банк реализовать его в счет погашения долга? Данный аспект регулируется статьями 317-321 Гражданского кодекса РК и Законом «Об ипотеке недвижимого имущества».

Также особенности внесудебной реализации залога могут быть отражены в договоре о залоге. Это значит, что банк получает право на внесудебную реализацию жилья, если это оговорено договором.

В связи с чем, стоит снова заострить внимание на важности изучения всех пунктов договора перед его заключением.

Банк вправе реализовать залоговое имущество при необходимости, но сделать это все же непросто.

Согласно статье 24 Закона «Об ипотеке недвижимого имущества», удовлетворение требований залогодержателя во внесудебном порядке не допускается в случаях, когда:

– для ипотеки недвижимого имущества требовалось согласие другого лица или органа и такое согласие не было получено;

– предметом ипотеки является недвижимое имущество, находящееся в общей собственности, и кто-либо из его собственников не дает письменного согласия на удовлетворение требований залогодержателя во внесудебном порядке;

– имеется письменный отказ залогодателя по ипотечному жилищному займу, являющегося физическим лицом, от проведения реализации заложенного недвижимого имущества во внесудебном порядке, зарегистрированный органом, где был зарегистрирован ипотечный договор,

– в других случаях, оговоренных вышеуказанной статьей.

Также в 2015 году в законодательные акты внесли поправки, запрещающие банкам забирать имущество должников при незначительных нарушениях, а именно если:

– сумма неисполненного обязательства (без учета неустойки (штрафа, пени) составляет менее 10% от стоимости заложенного имущества, определенной сторонами в договоре о залоге;

– период просрочки исполнения обязательства, обеспеченного залогом, составляет менее трех месяцев.

Уголовные санкции

Это могут быть принудительные работы, арест и т. д. Если в отношении должника вынесено судебное решение, которое он отказывается исполнять, то заемщику может грозить и вполне реальный срок.

Уголовная ответственность за неисполнение судебного акта наступает только по истечении 6 месяцев со дня его неисполнения и применяется к лицу, подвергнувшемуся в течение последнего года к административной ответственности за такое же нарушение. Должник может быть привлечен к общественным работам на срок от 180 до 200 часов, либо его свободу могут ограничить на срок до трех лет, либо лишить свободы на тот же срок.

Но прежде чем, должник будет привлечен к уголовной ответственности, его сначала привлекут к административной. Кроме того, суд должен доказать вину подсудимого. Если у должника нет реальной возможности исполнить судебный акт, то привлечь его к ответственности невозможно.

Однако уклонение от явки к судебному исполнителю, несообщение судебному исполнителю о перемене места работы или жительства, невыполнение требований судебного исполнителя, воспрепятствование законной деятельности судебного исполнителя влекут для должника административную ответственностьс возложением обязанности по уплате штрафа или ареста в зависимости от совершенного правонарушения.

Советы должникам

  1. Если вы знаете, что не в состоянии оплачивать кредит несколько месяцев, то лучше добровольно прийти в банк и сказать об этом. Многие банки идут навстречу ответственным клиентам, особенно если финансовые трудности временны и вызваны, например, потерей работы, болезнью, отъездом и пр. Вам могут изменить график выплат, дать отсрочку, изменить процентную ставку и т. д. Банки не заинтересованы в служебных тяжбах, а хотят получить в первую очередь свои деньги и проценты.
  1. Если коллекторы нарушают ваши права, то на них можно пожаловаться участковому или подать в суд. Следует помнить, что коллекторы не имеют права:

– запугивать должников, использовать насилие, криминальные приемы;

– нецензурно обращаться и оскорблять;

– ломиться к вам в дверь, нарушать ваш покой ночью и т. д.;

– заходить в ваше жилье без приглашения.

Закон о коллекторской деятельности допускает взаимодействие с должником только в определенное время, а именно:

– только в будние дни;

– не более 3 телефонных переговоров в течение дня в период с 08.00 до 21.00 часов;

– не более 3 встреч в течение недели, при этом не более одной встречи в день в период с 08.00 до 21.00.

При этом, время выбора взаимодействия сохраняется за должником. Любые личные контакты запрещены в праздничные и выходные дни.

Коллекторы могут только рассчитывать на добровольную выплату кредита со стороны должника. Наказание за неуплату кредита может назначить только суд.

  1. Вы вправе отказаться от внесудебной реализации имущества, написав заявление. Сделать это надо сразу после получения уведомления. В Законе РК «Об ипотеке недвижимого имущества» (статья 24), указывается, что «удовлетворение требований залогодержателя (в данном случае банка) во внесудебном порядке не допускается в случае, когда имеется письменный отказ залогодателя (то есть клиента банка) по ипотечному жилищному займу от проведения реализации заложенного имущества».

Написание отказа означает, что банк не сможет реализовать недвижимость по собственному решению. Для этого нужно будет сначала подать на заемщика в суд и выиграть дело.

  1. И самый главный совет – никогда не опускать руки и всегда отстаивать свои права. Если защищаться, то можно, если не выиграть дело, то, по крайней мере, растянуть судебный процесс на несколько лет, в течение которых в вашей жизни могут произойти перемены к лучшему.

Источник: www.kn.kz

Источник: https://24.kz/ru/news/polezno-znat/item/262439-dolgi-po-kreditu-posledstviya-reshenie-problemy

Списание товарной безнадежной дебиторской задолженности: учет и налогообложение | Бухгалтерский сервис «Интерактивная бухгалтерия»

Возможно ли списание моего долга в данном случае?

Товарная дебиторская задолженность, по сравнению с денежной, имеет свои особенности учета, поскольку создание резерва сомнительных долгов для нее не предусмотрено. Как отразить товарную безнадежную дебиторку в налоговом учете? Каковы особенности ее списания в бухучете? Какие будут последствия по НДС при списании товарной безнадежной дебиторки?

Товарная безнадежная дебиторская задолженность — безнадежная дебиторская задолженность по перечисленной оплате за товары (работы, услуги).

Бухгалтерский учет

Резерв сомнительных долгов создают только для той текущей дебиторской задолженности, которая является финансовым активом (кроме приобретенной задолженности и задолженности, предназначенной для продажи). Данное правило четко предусмотрено П(С)БУ 10 «Дебиторская задолженность». А это значит, что резерв сомнительных долгов можно сформировать только для денежной дебиторской задолженности.

Напомним

Финансовый актив — денежные средства и их эквиваленты; контракт, предоставляющий право получить денежные средства или другой финансовый актив от другого предприятия; контракт, предоставляющий право обменяться финансовыми инструментами с другим предприятием на потенциально выгодных условиях; инструмент собственного капитала другого предприятия (п. 4 П(С)БУ 13 «Финансовые инструменты»).

В случае если дебиторская задолженность является товарной, то согласно бухучетным правилам резерв сомнительных долгов для нее не рассчитывается.

Это значит, что при условии признания задолженности безнадежной она списывается с баланса с отражением в составе прочих операционных расходов (п.

11 П(С)БУ 10), а именно — по Дт 944 «Сомнительные и безнадежные долги».

При списании задолженности по перечисленной предоплате корреспонденция будет следующей: Дт 944 Кт 371 «Расчеты по выданным авансам».

В то же время сумму такой задолженности нужно отразить на забалансовом субсчете 071 «Списанная дебиторская задолженность». На нем данная сумма будет учитываться в течение 3 лет с даты списания (а по истечении этого срока спишется по Кт 071) или до ее погашения должником (если это погашение произойдет до истечения данного срока).

В последнем случае нужно будет сделать следующие проводки: Дт 30 (31) Кт 716 «Возмещение ранее списанных активов» и Кт 071 (см. Инструкцию о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденную приказом Минфина Украины от 30.11.1999 г.

№ 291, далее — Инструкция № 291).

Налог на прибыль

На сегодняшний день объектом обложения налогом на прибыль является прибыль, исчисленная путем корректировки финрезультата до налогообложения, определенного согласно П(С)БУ или МСФО, на разницы, возникающие в соответствии с положениями НКУ (пп. 134.1.1 НКУ). При этом разницы могут не применять те плательщики, у которых бухдоход за последний год не превышает 20 млн грн.

Одними из таких разниц, на которые корректируется финрезультат до налогообложения предприятия, являются разницы, возникающие при формировании резервов (обеспечений), в частности — резерва сомнительных долгов (п. 139.2 НКУ). Согласно пп. 139.2.1 НКУ, финансовый результат до налогообложения увеличивают:

  • на сумму расходов на формирование резерва сомнительных долгов в соответствии с национальными П(С)БУ или МСФО;
  • на сумму расходов от списания дебиторской задолженности сверх суммы резерва сомнительных долгов.

Финрезультат до налогообложения уменьшают:

  • на сумму корректировки (уменьшения) резерва сомнительных долгов, на которую увеличился финрезультат до налогообложения согласно П(С)БУ или МСФО;
  • на сумму списанной дебиторской задолженности (в т.ч. за счет созданного резерва сомнительных долгов), соответствующей признакам, определенным пп. 14.1.11 НКУ.

Как видим, корректировки финрезультата до налогообложения выстроены вокруг резерва сомнительных долгов. Поэтому логично было бы предположить, что корректировки из п. 139.2 НКУ касаются исключительно дебиторской задолженности, подлежащей резервированию согласно правилам бухгалтерского учета.

Вместе с тем подчеркнем: руководствуясь п.

7 П(С)БУ 10, текущая дебиторская задолженность, являющаяся финансовым активом (кроме приобретенной задолженности и задолженности, предназначенной для продажи), включается в итог баланса по чистой реализационной стоимости. Для определения чистой реализационной стоимости на дату баланса исчисляется величина резерва сомнительных долгов.

Однако товарная задолженность — задолженность по выданным авансам, в счет которых должны были быть поставлены товары (работы, услуги), согласно п. 4 П(С)БУ 13 не является финансовым активом. Следовательно, на такую задолженность в бухучете резерв сомнительных долгов не начисляется, а при ее списании сразу признаются расходы.

Все вышеуказанное дает основания считать, что соблюдать нормы п. 139.2 НКУ при списании товарной дебиторской задолженности не нужно — списание товарной дебиторской задолженности в налогово-прибыльном учете отражается по правилам бухучета. В свое время это подтверждали и налоговики — см. письмо ГУ ГФС в г. Киеве от 15.12.2015 г. № 18967/10/26-15-15-03-11.

Источник: https://interbuh.com.ua/ru/documents/oneanalytics/5125

Юриста совет
Добавить комментарий