Возможно ли получение второго среднего профессионального образования за счет работодателя?

Трудовой Кодекс – ТК РФ – Глава 26. ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ РАБОТНИКАМ, СОВМЕЩАЮЩИМ РАБОТУ С ОБУЧЕНИЕМ

Возможно ли получение второго среднего профессионального образования за счет работодателя?

Статья 173. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения

Работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для:прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах соответственно – по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов соответственно – по 50 календарных дней ;подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов – четыре месяца;сдачи итоговых государственных экзаменов – один месяц.Работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы:работникам, допущенным к вступительным испытаниям в образовательные учреждения высшего профессионального образования, – 15 календарных дней;работникам – слушателям подготовительных отделений образовательных учреждений высшего профессионального образования для сдачи выпускных экзаменов – 15 календарных дней;работникам, обучающимся в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования по очной форме обучения, совмещающим учебу с работой, для прохождения промежуточной аттестации – 15 календарных дней в учебном году, для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов – четыре месяца, для сдачи итоговых государственных экзаменов – один месяц.Работникам, успешно обучающимся по заочной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования, один раз в учебном году работодатель оплачивает проезд к месту нахождения соответствующего учебного заведения и обратно.Работникам, обучающимся по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования на период десять учебных месяцев перед началом выполнения дипломного проекта (работы) или сдачи государственных экзаменов устанавливается по их желанию рабочая неделя, сокращенная на 7 часов. За время освобождения от работы указанным работникам выплачивается 50 процентов среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда.По соглашению сторон трудового договора сокращение рабочего времени производится путем предоставления работнику одного свободного от работы дня в неделю либо сокращения продолжительности рабочего дня в течение недели.Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, не имеющих государственной аккредитации, устанавливаются коллективным договором или трудовым договором.

Статья 174. Гарантии и компенсации работникам, обучающимся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения

Работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в указанных учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для:прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах – по 30 календарных дней, на каждом из последующих курсов – по 40 календарных дней;подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов – два месяца;сдачи итоговых государственных экзаменов – один месяц.Работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы:работникам, допущенным к вступительным испытаниям в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования, – 10 календарных дней;работникам, обучающимся в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального образования по очной форме обучения, совмещающим учебу с работой, для прохождения промежуточной аттестации – 10 календарных дней в учебном году, для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов – два месяца, для сдачи итоговых экзаменов – один месяц.Работникам, обучающимся по заочной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального образования, один раз в учебном году работодатель оплачивает проезд к месту нахождения указанного образовательного учреждения и обратно в размере 50 процентов стоимости проезда.Работникам, обучающимся по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального образования, в течение 10 учебных месяцев перед началом выполнения дипломного проекта (работы) или сдачи государственных экзаменов устанавливается по их желанию рабочая неделя, сокращенная на 7 часов. За время освобождения от работы указанным работникам выплачивается 50 процентов среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда.По соглашению сторон трудового договора, заключаемому в письменной форме, сокращение рабочего времени производится путем предоставления работнику одного свободного от работы дня в неделю либо сокращения продолжительности рабочего дня (смены) в течение недели.Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, не имеющих государственной аккредитации, устанавливаются коллективным договором или трудовым договором.

Статья 175. Гарантии и компенсации работникам, обучающимся в образовательных учреждениях начального профессионального образования

Работникам, успешно обучающимся в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях начального профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм, предоставляются дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для сдачи экзаменов на 30 календарных дней в течение одного года.

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях начального профессионального образования, не имеющих государственной аккредитации, устанавливаются коллективным договором или трудовым договором.

Статья 176.

Гарантии и компенсации работникам, обучающимся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях

Работникам, успешно обучающимся в имеющих государственную аккредитацию вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для сдачи выпускных экзаменов в IX классе – 9 календарных дней, в XI (XII) классе – 22 календарных дня.

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, не имеющих государственной аккредитации, устанавливаются коллективным договором или трудовым договором.

Работникам, обучающимся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, в период учебного года устанавливается по их желанию рабочая неделя, сокращенная на один рабочий день или на соответствующее ему количество рабочих часов в течение недели).

За время освобождения от работы указанным работникам выплачивается 50 процентов среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда.

Статья 177. Порядок предоставления гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с обучением

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются при получении образования соответствующего уровня впервые.

Указанные гарантии и компенсации также могут предоставляться работникам, уже имеющим профессиональное образование соответствующего уровня и направленным на обучение работодателем в соответствии с трудовым договором или соглашением об обучении, заключенным между работником и работодателем в письменной форме.

К дополнительным отпускам, предусмотренным статьями 173 – 176 настоящего Кодекса, по соглашению работодателя и работника могут присоединяться ежегодные оплачиваемые отпуска.

Работнику, совмещающему работу с обучением одновременно в двух образовательных учреждениях, гарантии и компенсации предоставляются только в связи с обучением в одном из этих образовательных учреждений . trudkodeks.ru/trudkodeks/trud/trudovoj_kodeks_-_glava_26.html

14.08.2019 – Валерий Коровенко

Источник: https://trudkodeks.ru/trudkodeks/trud/trudovoj_kodeks_-_glava_26.html

Учебный отпуск по ТК РФ: 5 правил для бухгалтера

Возможно ли получение второго среднего профессионального образования за счет работодателя?

Учебный отпуск — это дополнительный отпуск работнику, который совмещает работу с учебой. При каких условиях работодатель обязан предоставить такой отпуск? Как правильно его рассчитать и оплатить, в том числе совместителям? Разберем правила и ответим на распространенные вопросы.

Работодатель обязан предоставить учебный отпуск работникам, которые работают и получают образование:

  • высшее образование по программам бакалавриата, специалитета или магистратуры, а также поступают на обучение по этим образовательным программам (ст. 173 ТК РФ);
  • высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации (ст. 173.1 ТК РФ);
  • среднее профессиональное образование, а также поступают на обучение по такому виду образования (ст. 174 ТК РФ);
  • основное общее образование или среднее общее образование по очно-заочной форме обучения (ст. 176 ТК РФ).

Правило 2. Условия предоставления учебного отпуска — есть нюансы

  • Условие 1. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением образования, предоставляются при получении образования соответствующего уровня впервые (ст. 177 ТК РФ).

Форма обучения (очная, очно-заочная, заочная) не является условием предоставления учебного отпуска, но влияет на его оплату:

  1. Если работник обучается по очной форме, то учебный отпуск не оплачивается.
  2. Если по очно-заочной или заочной форме обучения, то на период учебного отпуска сохраняется средний заработок (ст. 173, 173.1, 174, 176 ТК РФ).

Пример. У работника среднее профессиональное образование (окончил колледж). Он решил пройти обучение в колледже по другой специальности — в этом случае он не может повторно рассчитывать на учебный отпуск.

Гарантии и компенсации положены работникам, у которых уже есть профессиональное образование соответствующего уровня и которых работодатель направил получать образование в соответствии с трудовым договором или ученическим договором, заключенным между работником и работодателем в письменной форме.

  • Условие 2. Если работник совмещает работу с получением образования одновременно в двух организациях, осуществляющих образовательную деятельность, гарантии и компенсации предоставляются только по одной из этих организаций (по выбору работника) (ст. 177 ТК РФ).
  • Условие 3. Образовательное учреждение, в котором проходит обучение работник, имеет государственную аккредитацию. Реестр аккредитованных образовательных организаций можно найти на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Исключение: работодатель вправе предоставить учебный отпуск работнику, который проходит обучение в образовательном учреждении без государственной аккредитации, если это прописано в трудовом (коллективном) договоре.

  • Условие 4. Учебный отпуск можно предоставить только на основании справки-вызова из образовательного учреждения.
  • Условие 5. Учебный отпуск предоставляется продолжительностью не более указанной в ТК РФ.

Исключение: работодатель может предоставить учебный отпуск и большей продолжительностью, при условии что это прописано в трудовом (коллективном) договоре.

  • Условие 6. Учебный отпуск предоставляется только по основному месту работы (ст. 287 ТК РФ). Совместителю в период сессии необходимо продолжать работу в свободное от учебы время либо оформить на это время отпуск без сохранения зарплаты (обратите внимание на правила 4 и 5).

Пример. У работника два места работы: постоянное и совместительство. Работу он совмещает с получением высшего образования. Учебный отпуск положен только по одному месту работы, например, в той организации, в которой он работает постоянно.

У работника возник вопрос: можно ли проходить обучение и одновременно работать в организации, которая является вторым местом работы — совместительством? Работнику можно обратиться к работодателю организации, где он работает по совместительству, с просьбой о предоставлении ему отпуска за свой счет на период учебы.

Работодатель вправе отказать в просьбе работнику, сославшись на то, что такое условие не прописано в трудовом (коллективном договоре). 

Правило 3. Оформление учебного отпуска. Порядок действий

  1. Работник обращается к работодателю с заявлением, к которому приложена справка-вызов из учебного заведения.
  2. Руководитель издает приказ (форма № Т-6 или № Т-6а) о предоставлении работнику гарантии.
  3. Бухгалтер оформляет записку-расчет, где будет рассчитан средний заработок.
  4. Данные об учебном отпуске фиксируются в личной карточке работника (форма № Т-2), лицевом счете (форма № Т-54 или № Т-54а) и в табеле учета рабочего времени (форма № Т-12 или № Т-13).

Правило 4. Оплата учебного отпуска  

Учебный отпуск следует правильно рассчитать и полученную сумму учесть при расчете отдельных видов налогов, а также страховых взносов во внебюджетные фонды. 

Рассмотрим, как оплатить и рассчитать учебный отпуск, который может быть предоставлен как с сохранением среднего заработка, так и без сохранения.

Пример. Работник проходит итоговую государственную аттестацию сроком до 4 месяцев при получении высшего образования по программе бакалавриата. За этот период за ним сохраняется средний заработок.

Но если работник проходит вступительные испытания в такое образовательное учреждение, то средний заработок уже не платится.

Работник может рассчитывать только на сохранение за ним места работы на период вступительных испытаний.

Подробнее о случаях, когда следует платить средний заработок, а когда нет, рекомендуем посмотреть ст. 173-176 ТК РФ. Здесь также указаны иные гарантии, на которые может рассчитывать работник, который совмещает работу с обучением.

Например, работникам, успешно осваивающим имеющие государственную аккредитацию программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения, на период до 10 учебных месяцев перед началом прохождения государственной итоговой аттестации устанавливается по их желанию рабочая неделя, сокращенная на 7 часов.

Средний заработок за время нахождения работника в учебном отпуске оплачивают по правилам Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 № 922.

С полученной суммы следует удержать НДФЛ и включить эту сумму в базу для расчета страховых взносов во внебюджетные фонды РФ. При расчете налога на прибыль данные суммы можно включить в расходы (ст. 255 НК РФ).

Правило 5. Расчет среднего заработка за время учебного отпуска

Средний заработок за время нахождения работника в учебном отпуске следует вовремя выплатить. Распространенный вопрос: «Учебный отпуск так же, как очередной, выплачиваем за 3 дня до отпуска?» В законодательстве не указано, за сколько дней до начала отпуска следует заплатить работнику средний заработок (не путайте с ежегодным основным оплачиваемым отпуском!).

Средний заработок работник должен получить до начала учебного отпуска. Выплачивать средний заработок после того, как работник принесет справку-подтверждение, ошибочно.

У вас может возникнуть другой вопрос: что делать, если работник не принес справку-подтверждение? В бухгалтерском учете следует сделать сторнировочные записи на сумму среднего заработка, выплаченного работнику до начала отпуска.

Внимательно ознакомьтесь с главой 26 ТК РФ, так как данная глава претерпела изменения в связи с вступлением в силу нового Закона об образовании.

Ответы на распространенные вопросы про учебный отпуск

Повышение квалификации в Контур.Школе

Пройдите онлайн-курс «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Посмотреть программу

Работник хочет присоединить к учебному отпуску основной отпуск. Правильно ли это?

  • Требование работника неправомерно. Вопрос о присоединении учебного отпуска к ежегодному оплачиваемому решается по соглашению работодателя и работника (ч. 2 ст. 177 ТК РФ).

Можно ли частично использовать учебный отпуск?

  • Учебный отпуск является правом, а не обязанностью работника. Право на предоставление работнику учебного отпуска установленной продолжительности дает, в частности, справка-вызов, в которой в том числе определены сроки такого отпуска. Это следует из ч. 4 ст. 177 ТК РФ, формы справки-вызова, утвержденной Приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1368. Соответственно, воспользоваться своим правом на учебный отпуск работник может только в пределах срока, который указан в справке-вызове. При этом трудовое законодательство не запрещает использовать такой учебный отпуск частично.

Вправе ли работодатель отказать работнику предоставить учебный отпуск в связи с производственной необходимостью?

  • Нет, не вправе. Предоставление учебного отпуска на основании справки-вызова не зависит от усмотрения работодателя. Работник вправе воспользоваться таким отпуском, даже если работодатель не согласен.

Источник: https://school.kontur.ru/publications/317

Каковы альтернативы высшему образованию

Возможно ли получение второго среднего профессионального образования за счет работодателя?

В соответствии с определенным Минобрнаукой Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам организации, реализующей программу профпереподготовки (а это не только вузы, но и разнообразные частные учебные центры, реализующие программы ДПО) переданы значительные права:

  • Программа профессиональной переподготовки разрабатывается организацией самостоятельно;
  • Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. При этом минимально допустимый срок освоения программ профессиональной переподготовки не может быть менее 250 часов;
  • Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией самостоятельно;
  • Лицам, успешно освоившим соответствующую программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается диплом о профессиональной переподготовке;
  • Квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью.

Эти требования гораздо мягче, чем были до 2012 года, полученный вами диплом о профессиональной переподготовке установленного государством образца приравнивается ко второму высшему образованию (но не является вторым высшим!).

Вам так же, как и в случае с высшим образованием, присуждается квалификация, а полученный диплом о переподготовке «дает право на новый вид профессиональной деятельности», что находится в полном соответствии с большинством профессиональных стандартов.

Помимо классических программ профессиональной подготовки, рассчитанных на обучение с полным отрывом от производства, еще реализуемые университетами (иногда совместно с программой высшего образования), многие учебные центры и другие организации ДПО предлагают более гибкие модульные программы с частичным отрывом от производства. Последние предполагают глубокое погружение в выходные дни, что позволяет буквально за несколько выходных в сочетании дистанционным обучением в течение рабочей недели освоить программу и новую квалификацию.

Помимо этого, в Интернет есть масса предложений по обучению на 100% дистанционных программах профессиональной переподготовки с бюджетом до 20 тыс. руб.

, когда после подписания договора и перечисления средств вам нужно будет только зарегистрироваться на образовательной платформе учебного центра, пройти необходимое количество учебных модулей (этапов) электронного курса, выполнив соответствующие задания, пройти итоговое тестирование и получить по почте диплом.

Преимущества обучения на программе профпереподготовки:

  • Быстрота обучения на программе (обычно от пары месяце до полутора лет) и разнообразие гибких, модульных и дистанционных программ;
  • Относительная невысокая стоимость обучения (от 15-20 тыс. руб. нескольких сотен тыс. руб., если речь не идет о программах MBA и им подобным);
  • Возможность получить именно искомые практические компетенции, точно попадающие тематику будущей работы.

Минусы обучения на программе профпереподготовки немногочисленны:

  • Вероятность «нарваться» на сомнительный учебный центр, отучившись в котором вы получите диплом, но не получите искомых компетенций;
  • В ходе обучения у вас скорее всего не окрепнут такие важные надпредметные метакомпетенции, как системное и критическое мышление.

Итак, если для вас повышение общей эрудиции и встраивания вас в профессиональное сообщество, т.е.

то, что нельзя решить без высшего образования, не в приоритете, а диплом об СПО у вас есть, либо вы сейчас обучаетесь на программе СПО, программа профпереподготовки – это для вас.

Вероятность того, что вы найдете в интернете подходящую для вас по направленности, стоимости и режиму обучения программу, очень высока.

Есть ряд наиболее жестко регулируемых государством областей, куда «вход» без диплома о высшем образовании выше низшего (вспомогательного) уровня заказан в принципе. Это юриспруденция (следствие, прокуратура, судейство, адвокатура, нотариат и пр.

), медицина (врачи общей практики, врачи-специалисты и пр.), психология, образование (может за исключением дошкольного и дополнительного), ядерные технологии, иные опасные производства и ряд других.

Возможно это вязано с высокой ценой ошибки, возможно мотивы иные.

В большинстве остальных областей, особенно в негосударственных предприятиях, ситуация «мягче». Поэтому, если вас интересуют в первую очередь профессиональные компетенции и формальный допуск к занятию должности, то проще и логичнее будет обойтись дипломом о среднем профессиональном образовании (желательно в близкой к работе области) и дипломом о профессиональной переподготовке.

Второе высшее по-хитрому – Журнал

Возможно ли получение второго среднего профессионального образования за счет работодателя?

Считается, что второе высшее образование в нашей стране можно получить только за деньги. Но некоторые ушлые студенты умудряются получать по несколько самых настоящих, а не липовых дипломов — и совершенно бесплатно.

АННА ВАСИЛЬЕВА

Магистр других наук

Бесплатно получить государственный диплом о высшем образовании, уже имея один в кармане, можно несколькими законными путями (многие, как это ни прискорбно, идут путем незаконным, но об этом позже).

Самым очевидным способом является магистратура. Студенты, получившие диплом специалиста или бакалавра, могут отправиться в любой другой вуз за дипломом магистра.

На сайтах абсолютно всех университетов и институтов, где есть отделение магистратуры, подчеркивается, что магистратура — это возможность получения второго высшего образования бесплатно.

“На места, финансируемые из средств федерального бюджета, могут претендовать абитуриенты, получившие высшее образование и обладающие степенью бакалавра или специалиста”,— говорится, например, на сайте Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова.

При этом уточняется, что при поступлении в магистратуру можно выбрать любое направление подготовки, вне зависимости от профиля вашего первого высшего образования. “Возможность сменить направление обучения и овладеть новой специальностью является одним из ключевых преимуществ системы “4+2″ (бакалавриат + магистратура)”,— подчеркивают в Высшей школе экономики.

Этот путь хорош со всех точек зрения, в том числе и тем, что поступить в магистратуру некоторых вузов бывает легче, чем поступить туда же на первый курс.

“Я мечтал поступить в Высшую школу экономики со школы,— рассказывает 24-летний Руслан Пехов.— Но точно знал, что на бесплатное отделение мне не поступить, слишком высокие требования и конкурс большой. И тогда я пошел в МИИТ, получил там диплом бакалавра и с ним уже поступил в магистратуру в ВШЭ. Вступительные экзамены намного проще, и конкурс минимальный”.

Несмотря на то что в магистратуре учиться нужно всего два года, студенты, которые решили кардинально поменять направление в процессе учебы, действительно получают две полноценные профессии. “Я отучилась четыре года в Институте стран Азии и Африки МГУ,— рассказывает 25-летняя Настя Миронова.— Хорошо выучила японский, получила диплом бакалавра.

Однако потом поняла, что знание языка — это еще не профессия, работу найти будет сложновато. Поэтому решила, что диплом магистра я получу уже на факультете журналистики МГУ. Сдала документы, прошла конкурс, получила бюджетное место и через два года — второй диплом о высшем образовании.

Теперь работаю специальным корреспондентом в Японии и вполне довольна началом своей карьеры”.

Но что делать тем, кто уже стал магистром, а учиться все еще хочется?

За чужой счет

Тогда законный путь остается один — гранты. По сравнению с Западом в России тема грантов кажется не очень-то актуальной, тем не менее при желании и способностях образование с их помощью можно получить не только в России, но и за рубежом. Общественных организаций, предоставляющих такие гранты, на самом деле довольно много, стоит только задаться целью их отыскать.

Существует, например, Фонд Форда, который ежегодно объявляет конкурс на грант для обучения в магистратуре или аспирантуре в любом университете мира, включая российские. Есть Германская служба академических обменов (DAAD), благодаря которой гранты на второе высшее образование можно получить более чем по 2 тыс.

специальностей, причем обучение будет проходить не обязательно на немецком языке.

В этом году Британский совет в России возродил известную многим стипендиальную программу Chevening, обеспечивающую молодым специалистам не только бесплатное обучение в любом выбранном вузе Великобритании в течение 12 месяцев, но и проживание в этой стране.

Помимо возможности пройти курс обучения программа предусматривает спонсирование работы специалистов над краткосрочными исследовательскими проектами. От заявителей требуется высокий уровень владения английским языком, диплом о высшем образовании с отличными и хорошими оценками, а также опыт работы не менее двух лет по выбранной специальности.

Особый упор делается на намерение претендента на стипендию продолжить трудовую деятельность в России.

Подобные гранты пытаются выделять министерства иностранных дел всех стран, с которыми у России налажены дипломатические отношения. Поэтому, по сути, стоит выбрать страну, зайти на сайт ее посольства и внимательно изучить раздел, описывающий сотрудничество в сфере образования.

Так, на сайте посольства Франции опубликован список программ, по которым выдаются гранты, и кажется, что в них отражен весь спектр человеческой деятельности.

Здесь есть программа “Коперник”, которая рассчитана на молодых экономистов, юристов и инженеров, стипендии, предназначенные для российских студентов, желающих продолжить обучение в рамках второго цикла (мастер), гранты для выпускников вузов, которые хотели бы поступить на государственную службу, и многое другое.

Большинство этих грантов предполагает, что по окончании обучения специалистам будут выданы дипломы, которые приравниваются к официальным документам о получении высшего образования.

Без диплома, но со знанием дела

Всем уже давно понятно, что наличие диплома далеко не всегда свидетельствует о наличии знаний.

Поэтому желающим поднять свой уровень образования довольно часто приходит в голову, что куда логичнее выбрать какие-нибудь курсы повышения квалификации или приобрести новые навыки, не связанные с твоей профессией.

Количество платных предложений в этой сфере вообще бьет все рекорды, а вот над поиском бесплатных вариантов стоит потрудиться.

Уникальным здесь выглядит Институт медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка”, основанный в 2009 году. Цель института — “воспитать новое поколение архитекторов, дизайнеров и специалистов по медиа, от которых будет зависеть облик мира в XXI веке”.

Создатели проекта называют институт постдипломной программой, которая предназначена для выпускников высших учебных заведений — молодых профессионалов.

“Программа дает возможность поработать с авторами блестящих проектов в области урбанистики, архитектуры и коммуникаций из разных стран мира — опыт, неоценимый для всякого молодого специалиста”,— рассказывает директор по коммуникациям института “Стрелка” Александр Острогорский.

“Воспринимать обучение в нашем институте как обычное второе высшее образование все же нельзя.

Образовательная программа рассчитана на год, в течение которого студенты работают над проектами, идеи которых связаны с какой-то глобальной и российской проблематикой, например будущим энергетики или сохранением исторического наследия.

После обучения студенты получают сертификаты, но мы не выдаем дипломы государственного образца ни по российской, ни по западной системе”,— отметил Острогорский.

При этом поступить в “Стрелку” не проще, чем в какой-нибудь западный вуз. При поступлении студенты должны представить портфолио, объяснить, почему им важно это образование, и пройти серьезный конкурсный отбор: на место в прошлом году претендовали 12 кандидатов. После поступления всем студентам предоставляется стипендия, а в случае необходимости — места для проживания.

Обучение абсолютно бесплатное. “Да, у нас есть летние школы для всех желающих, где некоторые воркшопы — платные. Но для наших студентов весь курс обучения абсолютно бесплатен”,— уточняет Острогорский.

По его словам, поступить в институт могут не только те ребята, которые уже получили архитектурное или дизайнерское образование.

“Наша главная задача — находить пути решения важных для России и всего мира проблем.

Поэтому, если к нам придет не архитектор, а, например, физик и скажет, что мечтает применить в России инновационные подходы в области энергетики, мы будем только рады”,— подчеркнул Острогорский.

Однако, на его взгляд, для тех, кто хочет совместить учебу с работой, это не лучший вариант. “График обучения очень плотный. В течение года студентам предстоит освоить обширнейшую программу, которая состоит из лекций, мероприятий и обучающих поездок. Поэтому мы против того, чтобы обучение совмещали с серьезной работой, да и вряд ли это может получиться”,— считает Острогорский.

Если же стоит задача совместить образование с рабочим графиком, можно попробовать заставить платить за свое обучение работодателя. Некоторые фирмы организуют обучение своих сотрудников на рабочем месте. Это называется корпоративный университет.

Такие есть, например, у “Билайна”, “Северстали”, “Ингосстраха”, “Ростелекома”, “Вимм-Билль-Данна”, “Макдоналдса”, Coca-Cola и многих других. Хороши эти заведения тем, что студентам даются практические знания по узкой специальности без отрыва от производства.

Как правило, преподавателей приглашают из ведущих бизнес-школ и крупных компаний, а процесс обучения строится на выполнении бизнес-заданий.

Надежда на лучшее

Не исключено, что в будущем учиться второй раз бесплатно в вузе будет проще. Во всяком случае, дискуссии на эту тему среди законодателей ведутся.

В 2008 году в Государственную думу был внесен законопроект, в котором депутаты предлагают позволить бесплатно получать второе высшее образование по некоторым специальностям в сфере культуры и искусства.

В частности, предполагалось дать возможность еще раз бесплатно отучиться тем людям, которые захотели выбрать в качестве второй профессии такие направления, как режиссура театра, режиссура кино и телевидения, композиция, дирижирование и некоторые другие. Однако номер не прошел.

“Тогда Министерству финансов просто стало жалко денег,— полагает один из авторов законопроекта, депутат от партии “Справедливая Россия” Елена Драпеко.— Конечно, нам объяснили это более благородной причиной: если уж и разрешать бесплатное получение второго высшего образования, то всем”.

При этом она уверена, что еще не все потеряно, и намерена повторно внести законопроект в ближайшее время. “Многолетний опыт объективно показывает, что в некоторых профессиях, например в профессии режиссера или дирижера, успех достигался только теми, кто поступал на эти специальности в возрасте 23-25 лет.

Дирижер — это второе образование по определению, поскольку человек как минимум до того должен получить музыкальное образование и стать, к примеру, отличным скрипачом”,— отметила депутат.

Она рассказывает показательную историю про молодого человека, у которого во время обучения на театральном отделении обнаружился редкий талант режиссера мультипликационного кино. “Вот вы мне скажите, много ли у нас режиссеров мультипликационного кино? Да почти никого! А парень действительно талантище.

И признают это все. Преподаватели и рады его еще раз бесплатно отучить по новой специальности, но не положено по закону. Вот и приходится собирать деньги по спонсорам,— говорит Драпеко.— Пытаемся найти деньги для талантливых ребят.

Но таких грантов мало, далеко не всем желающим и заслуживающим удается их получить”.

“Да и кроме того, в этом нет системы,— продолжает депутат.— Это какое-то ручное управление. Мы должны наконец признать, что есть специальности, обучаться которым нужно только взрослым людям”.

В обход закона

А пока законопроект ждет своего часа, ушлые студенты решают проблему второго высшего по-своему.

Согласно федеральному закону “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” каждый гражданин России имеет право бесплатно получить профессиональное образование на конкурсной основе и только если он получает образование данного уровня впервые.

Однако ответственность за получение второго высшего образования бесплатно в законе не предусмотрена. Не предусмотрен и порядок проверки данных о наличии у абитуриента законченного профессионального образования. И некоторые этим пользуются.

Абитуриент, как известно, обязан представить приемной комиссии документ, удостоверяющий личность, гражданство, документ государственного образца об образовании и фотографии. То есть нужно по идее представить и диплом о высшем профессиональном образовании, если таковой имеется. Более того, каждый абитуриент расписывается в том, что получает высшее профессиональное образование впервые.

“Законодательство не предусматривает ответственности за предоставление ложных сведений или непредставление определенных документов при поступлении в вуз,— рассказывает специалист Федерального центра образовательного законодательства Мария Смирнова.

— А судебная практика по применению к таким делам ч. 3 ст. 327 Уголовного кодекса РФ о предоставлении заведомо подложных документов пока не сформировалась”.

По идее ответственность в виде отчисления из вуза может быть закреплена в уставе вуза, но и этого тоже практически не бывает.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/1590444

Юриста совет
Добавить комментарий