Возмещение налоговым органом

Статья 176. Порядок возмещения налога

Возмещение налоговым органом

Новая редакция Ст. 176 НК РФ

1. В случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 – 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.

После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 настоящего Кодекса.

2. По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.

3. В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 настоящего Кодекса.

Акт и другие материалы камеральной налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком (его представителем) возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в соответствии со статьей 101 настоящего Кодекса.

По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Одновременно с этим решением принимается:

решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;

решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;

решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.

4. При наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам.

5. В случае, если налоговый орган принял решение о возмещении суммы налога (полностью или частично) при наличии недоимки по налогу, образовавшейся в период между датой подачи декларации и датой возмещения соответствующих сумм и не превышающей сумму, подлежащую возмещению по решению налогового органа, пени на сумму недоимки не начисляются.

6.

При отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет. При наличии письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика суммы, подлежащие возврату, могут быть направлены в счет уплаты предстоящих платежей по налогу или иным федеральным налогам.

7. Решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично).

8. Поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения.

Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

9. Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о возмещении (полностью или частично), о принятом решении о зачете (возврате) суммы налога, подлежащей возмещению, или об отказе в возмещении в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Указанное сообщение может быть передано руководителю организации, индивидуальному предпринимателю, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

10. При нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возмещения.

11.

В случае, если предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику суммы налога, подлежащей возмещению, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

Поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в срок, установленный пунктом 8 настоящей статьи, в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

11.

1. В случае, если заявление о зачете суммы налога в счет уплаты предстоящих платежей по налогу или иным федеральным налогам (о возврате суммы налога на указанный банковский счет), подлежащей возмещению по решению налогового органа, не представлено налогоплательщиком до дня вынесения решения о возмещении суммы налога (полностью или частично), зачет (возврат) суммы налога осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 78 настоящего Кодекса. При этом положения пунктов 7 – 11 настоящей статьи не применяются.

12. В случаях и порядке, которые предусмотрены статьей 176.1 настоящего Кодекса, налогоплательщики вправе воспользоваться заявительным порядком возмещения налога.

Источник: http://nkodeksrf.ru/ch-2/rzd-8/gl-21/st-176-nk-rf

Как возместить НДС в 2018 году

Возмещение налоговым органом

НДС к возмещению = НДС к вычету – исчисленный НДС.

Обычно, право на возмещение НДС возникает при совершении налогоплательщиком экспортных операций. Но НДС к возмещению может появиться разово, к примеру, в результате приобретения организацией дорогостоящего оборудования, строительства объекта, во время начала нового бизнеса.

Сумма НДС к возмещению отражается в налоговой декларации за соответствующий налоговый период. Порядок возмещения НДС регулируется ст.176 НК РФ.

Решение о возмещении НДС принимается налоговым органом по результатам проведенной камеральной налоговой проверки налоговой декларации, в которой отражена сумма НДС к возмещению. Камеральная проверка проводится по общим правилам, установленным НК РФ (п.8 ст.88 НК РФ).

Вынесение налоговым органом по результатам камеральной налоговой проверки решения о возмещении НДС становится основанием для возврата/зачёта НДС.

Если в декларации по НДС указаны операции, облагаемые по ставке 0%, то для подтверждения нулевой ставки НДС одновременно с представлением декларации налогоплательщик должен приложить пакет документов, подтверждающих право на нулевую ставку налога. Перечень таких документов приведен в ст.165 НК РФ и зависит от вида внешнеэкономической операции.

Кроме того, налоговый орган вправе затребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие вычеты по НДС (п.8 ст.88 НК РФ).

Перечень документов, которые подтверждают правомерность заявленных вычетов, а значит и сумму НДС, подлежащую возмещению, налоговый орган указывает в Требовании о представлении документов. Как правило, налоговые органы истребуют договоры, первичные документы, счета-фактуры и даже книгу продаж и книгу покупок.

Налоговый орган может затребовать и иные документы, чтобы составить общее представление о деятельности налогоплательщика. Однако их представление остается на усмотрение налогоплательщика.

Совет эксперта
Каждый запрос налоговой необходимо оценивать индивидуально с точки зрения того: может ли каждый конкретный запрашиваемый документ помочь налогоплательщику подтвердить перед инспекцией операцию в результате которой образовался вычет НДС. Основное правило: полный комплект документов для подтверждения вычетов НДС должен давать ясное представление об осуществленной хозяйственной операции.

Общий срок для проведения камеральной проверки составляет 3 месяца (п.2 ст.88 НК РФ).

При этом Камеральная проверка может быть окончена раньше. В отношении налогоплательщиков, представивших налоговые декларации по НДС, которым Системой управления рисками АСК «НДС» присвоен низкий или средний уровень налогового риска, камеральная налоговая проверка может быть завершена до истечения трехмесячного срока.

Однако, для сокращения срока только отнесения к низкой иди средней группе риска недостаточно. В дополнении к этому налогоплательщик должен соответствовать одному из следующих условий:

  1. Сумма НДС, заявленная к возмещению, не должна превышать совокупную сумму налогов: НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, уплаченных за 3 предшествующих года.
  2. 90% заявленных вычетов по НДС должны образоваться в результате операций с контрагентами, которым присвоен низкий уровень риска (письмо ФНС России от 13.07.2017 № ММВ-20-15/112@ «Об ускоренном возмещении НДС добросовестным налогоплательщикам»).

Если при проведении проверки налоговым органом не будет выявлено нарушений, в течение 7 рабочих дней после завершения проверки налоговый орган принимает решение о возмещении НДС (п.6 ст.6.1 и п.2 ст.176 НК РФ).

Да вернут, если для этого есть основания, но придется ждать дольше, чем 7 дней.

Потому что если налоговым органом были выявлены нарушения – составляется акт камеральной проверки (п.3 ст.176 НК РФ). Рассмотрение акта и материалов проверки и последующее вынесение решения производится в порядке, предусмотренном статьями 100–101 НК РФ.

По итогам рассмотрения результатов камеральной налоговой проверки налоговый орган выносит одновременно два решения (п.3 ст.176 НК РФ):

Налоговым законодательством предусмотрено два способа возмещения НДС:

  1. Возврат НДС на расчётный счёт налогоплательщика.
  2. Зачёт НДС в счёт будущих платежей по налогам.

Выбранный способ возмещения налогоплательщик указывает в заявлении, которое представляет в налоговый орган. Заявление может быть подано в письменном виде или в электронной форме (с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) (п.6 ст.176 НК РФ).

Обратите внимание, что если у налогоплательщика имеется недоимка по НДС или иным федеральным налогам, а также задолженность по пеням, штрафам, подлежащая возмещению сумма НДС направляется на погашение недоимки (п.4 ст.176 НК РФ). Такой зачёт инспекция производит самостоятельно, никаких дополнительных действий со стороны налогоплательщика не требуется.

Фактический срок возврата/зачёта НДС зависит от момента подачи налогоплательщиком заявления о возврате/зачёте НДС:

На следующий день после вынесения решения о возврате налоговый орган направляет поручение в территориальный орган Федерального казначейства, который, в свою очередь, в течение 5 рабочих дней с даты получения поручения осуществляет возврат НДС на указанный налогоплательщиком счёт (п.7 и 8 ст.176 НК РФ).

Налоговым законодательством установлен максимальный срок для возврата – 12 рабочих дней с момента окончания камеральной проверки (при условии, что заявление о возврате/зачёте было подано налогоплательщиком) (п.6 ст.6.1 и п.10 ст.176 НК РФ). После истечения этого срока (т.е. с 12-го дня) на сумму, подлежащую возврату, начисляются проценты по ставке рефинансирования ЦБ РФ.

Позиция высших судов
Если в срок, установленный п.2 ст.

176 НК РФ, решение о возмещении налога не принимается в связи с выявлением нарушений законодательства о налогах и сборах, однако впоследствии соответствующие выводы признаются ошибочными, в том числе судом, проценты также подлежат начислению, (…) начиная с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой должно было быть вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога (п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 №33).

НК РФ предусматривает возможность вынесения решения о возмещении НДС до завершения камеральной проверки, т.е. в ускоренном порядке. В данном случае речь идёт о заявительном порядке возмещения. Причем еще в 2017 году значительно расширился перечень налогоплательщиков, которые могут этим порядком воспользоваться.

Правом на заявительный порядок обладают:

  1. Организации, которые за три календарных года, предшествующих году подачи заявления на ускоренный возврат, уплатили в совокупности не менее 7 миллиардов рублей следующих налогов: НДС, акцизов, налога на прибыль, налога на добычу полезных ископаемых. При этом не учитываются налоги, уплаченные в связи с перемещением товаров через границу РФ, и налоговыми агентами.

    Позиция финансовых органов
    Суммы налога на добавленную стоимость, возмещенные налоговым органом в порядке, предусмотренном статьями 176, 176.1 НК РФ, при расчете совокупной суммы налогов в целях применения заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость не учитываются (письмо Минфина России от 31.08.2017 №03-07-11/55788).

  2. Налогоплательщики при наличии банковской гарантии на возмещаемую сумму НДС. Банковская гарантия означает, что банк берёт на себя обязательство уплатить по требованию налогового органа в бюджет сумму НДС за налогоплательщика в случае, если право налогоплательщика на возмещение НДС не подтвердится. При этом нормы НК РФ предъявляют особые требования к банковской гарантии.
  3. Налогоплательщики, обязанность которых по уплате налога обеспечена поручительством. В этом случае обязательство вернуть неправомерно возмещенную сумму НДС в бюджет берёт на себя поручитель. НК РФ установлены требования к поручителю.
  4. Налогоплательщики-резиденты территории опережающего социально-экономического развития и налогоплательщики-резиденты свободного порта Владивосток.

Нужно подать соответствующее заявление. Это заявление должно быть подано не позднее 5 рабочих дней со дня подачи налоговой декларации, в которой отражен НДС к возмещению (п.6 ст.6.1 и п.7 ст.176.1 НК РФ).

В заявлении налогоплательщик принимает на себя обязательство вернуть в бюджет полученную сумму возмещения НДС, а также уплатить проценты за её использование, если решение о возмещении налога будет отменено полностью или частично.

Налоговый орган рассматривает заявление в течение 5 рабочих дней и принимает решение о возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению, в заявительном порядке или решение об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке (п.8 ст.176.1 НК РФ).

Отдельно следует выделить ситуацию, когда НДС возмещается участниками ВЭД. В этой ситуации сумма НДС к возмещению возникает за счёт того, что НК РФ для экспорта предусмотрена ставка НДС 0% (с 2018 года от применения ставки 0% при экспорте в некоторых случаях можно отказаться).

В тоже время налогоплательщику предоставлено право принять к вычету НДС, который был предъявлен ему при приобретении товаров, работ, услуг, задействованных в экспортных операциях, или уплачен при ввозе товаров на территорию РФ. В результате может образоваться сумма НДС к возмещению.

Как мы уже говорили, особенностью возмещения НДС в данной ситуации является то, что налогоплательщик должен не только подтвердить вычеты по НДС, но и представить обязательный комплект документов по экспортной операции, предусмотренный ст.165 НК РФ.

Основными документами в данном случае являются:

Документы должны быть представлены в налоговый орган 180 календарных дней с момента помещения товаров под таможенную процедуру экспорта. Если пакет документов не будет собран налогоплательщик должен будет уплатить налог по общей ставке.

Возмещение НДС – это право налогоплательщика на возврат налога из бюджета. Этим обусловлено повышенное внимание инспекции к сумме НДС к возмещению, особенно когда речь идёт о крупных суммах. Основные риски лежат в области подтверждения вычета НДС.

Во-первых, налогоплательщик должен будет представить в налоговый орган документы, подтверждающие реальную хозяйственную операцию, в результате которой ему был предъявлен НДС. Отсутствие первичных документов или счетов-фактур влечёт за собой однозначный отказ в признании вычетов, а, следовательно, и в возмещении НДС в соответствующей сумме.

Позиция судебной практики
Пункт 7 ст.166 НК РФ указывает на возможность определить сумму налога расчетным методом в случае, если у налогоплательщика отсутствуют первичные документы. Однако это правило не может быть отнесено к вычетам, применение которых регулируется ст. 171, 172 НК РФ и возможно лишь при соблюдении определенных условий и наличии определенных документов.

Обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике — покупателе товаров (работ, услуг), так как именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиком (Определение Верховного суда от 30.05.2017 №309-КГ17–2622).

Во-вторых, операции, по которым НДС принимается к вычету, должны быть реальными, а контрагенты налогоплательщика не иметь признаков недобросовестных контрагентов. С 19.08.2017 вступила в силу ст.54.1 НК РФ, которая закрепила случаи, когда получение налогоплательщиком налоговой выгоды (в том числе в форме возмещения по НДС) является необоснованным.

Чтобы снизить риски налогоплательщиком следует соблюдать следующие требования:

Проводя проверку, налоговые органы, как правило, запрашивают информацию у контрагентов-поставщиков, чтобы убедиться в реальности операции, фактическом её совершении именно этим контрагентом. И если подтвердить операцию не получается, или поставщик отказывается выходить на связь — это может стать одной из причин для отказа в возмещении НДС.

Чтобы снизить риски необходимо тщательно подходить к проверке своих контрагентов и оформлению документов по хозяйственной операции. С другой стороны, при взаимодействии с налоговым органом важно грамотно выстроить общение, сформировав комплект документов, который сможет наиболее ясно и непротиворечиво показать операцию, в результате которой образовался НДС к возмещению.

Снизить возможные риски и провести возмещение НДС наиболее быстро и безболезненно Вы можете воспользовавшись услугами профессионалов. Для Вашего удобства Сбербанком совместно с ПравовестАудит был создан сервис «Возмещение НДС при экспорте».

Источник: https://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/kak-vozmestit-nds-v-2018-godu/

Порядок возмещения, зачета или возврата излишне уплаченных сумм налога

Возмещение налоговым органом

Если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям по реализации товаров на российской территории, то полученная разница подлежит возмещению налогоплательщику в форме зачета или возврата.

Российским налоговым законодательством для возмещения, зачета или возврата излишне уплаченных сумм налога установлены конкретные сроки.

Если у налогоплательщика имеются недоимки и пени по налогам и сборам или же по налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат сумм НДС, то они подлежат зачету в первоочередном порядке. При этом налоговые органы не обязаны уведомлять о проведении зачета налогоплательщика, они осуществляют указанный зачет самостоятельно, но в течение 10 дней обязаны сообщить о нем налогоплательщику.

При отсутствии у налогоплательщика недоимки и пеней по налогам и сборам, а также по налоговым санкциям суммы, подлежащие возмещению, должны быть засчитаны в счет текущих платежей по НДС или по другим налогам и сборам, подлежащим уплате в тот же бюджет, или же подлежат возврату налогоплательщику по его заявлению.

Решение о возврате сумм налога из соответствующего бюджета не позднее следующего дня после его принятия должно быть направлено для исполнения в соответствующий орган Федерального казначейства.

Последний обязан возвратить сумму налога в течение семи дней после получения решения налогового органа.

При нарушении установленных сроков возврата налогоплательщику излишне перечисленной суммы налога на эту сумму начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Банка России.

Возмещение излишне уплаченных сумм налога производится не позднее чем через три месяца со дня представления налогоплательщиком в налоговый орган налоговой декларации.

Налоговый орган должен в течение двух месяцев проверить обоснованность сумм налога, заявленных налогоплательщиком к возмещению.

По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении сумм излишне уплаченного налога путем зачета или возврата соответствующих сумм или же полном или частичном отказе в возмещении.

В том случае, когда налоговый орган принял решение об отказе в возмещении, он обязан представить налогоплательщику мотивированное заключение о причинах отказа. При этом данное заключение должно быть направлено налогоплательщику не позднее чем через 10 дней после дня вынесения указанного решения.

Если в течение установленного срока налоговый орган не вынес решение об отказе или не представил налогоплательщику указанное заключение, то он обязан принять решение о возмещении сумм налога и уведомить о нем налогоплательщика в течение 10 дней.

Суммы налога, уплаченного при покупке продукции, используемой для производства товаров, облагаемых по ставке 0%, подлежат возмещению из бюджета (в виде зачета или возврата) также в течение трех месяцев на основании отдельной налоговой декларации с приложением необходимых документов. В течение этого срока налоговый орган должен осуществить проверку обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов.

Если налоговым органом принято решение об отказе в возмещении всей суммы или ее части, то он обязан представить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее чем через 10 дней после вынесения указанного решения.

Если в течение установленного срока такое решение не вынесено или оно не представлено налогоплательщику, то налоговый орган обязан принять решение о возмещении части суммы, по которой не вынесено решение об отказе, и уведомить налогоплательщика о принятом решении в течение 10 дней.

Если же у налогоплательщика имеются недоимки и пени по налогам, а также задолженность по штрафам, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, они подлежат зачету в первоочередном порядке. Это решение налоговые органы принимают самостоятельно и в течение 10 дней сообщают о нем налогоплательщику.

При отсутствии у налогоплательщика указанных видов задолженности суммы возмещения должны быть засчитаны в счет текущих платежей по налогам, подлежащим уплате в тот же бюджет, или же возвращены налогоплательщику по его заявлению. Возврат указанных сумм осуществляется в том же порядке, что и возврат излишне уплаченных сумм налога.

При нарушении сроков возмещения из бюджета на сумму невозмещенных средств налогоплательщику начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Банка России.

С 2010 г. для отдельных категорий налогоплательщиков введен заявительный порядок возмещения НДС. Суть его состоит в том, что зачет или возврат сумм налога осуществляется налоговым органом до завершения камеральной налоговой проверки налоговой декларации, в которой заявлена данная сумма возмещения НДС.

Право на указанный порядок возмещения имеют две категории налогоплательщиков, отвечающие определенным требованиям:

  • 1) организации, у которых за три последних года, предшествующих обращению, совокупная сумма уплаченных НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ составляет не менее 10 млрд руб. При этом со дня создания организации и до момента подачи данной налоговой декларации должно пройти не менее трех лет;
  • 2) организации, одновременно с подачей налоговой декларации представившие действующую банковскую гарантию.

Экономический смысл данной гарантии состоит в том, что в случае не подтверждения камеральной проверкой права налогоплательщика на возмещение всей или части заявленной суммы банк обязывается уплатить эту сумму в бюджет за налогоплательщика по требованию налогового органа.

Для получения права на заявительный характер возмещения НДС налогоплательщик должен подать заявление в налоговый орган не позднее пяти дней со дня подачи налоговой декларации.

В указанном заявлении налогоплательщик должен предусмотреть свое обязательство вернуть в бюджет излишне полученные им или зачтенные ему в заявительном порядке суммы (включая установленные проценты) в случае не подтверждения камеральной проверкой права налогоплательщика на возмещение всей или части заявленной суммы. Налоговый орган обязан сообщить в письменном виде налогоплательщику о принятом решении в течение пяти дней.

Заявительный порядок возмещения сумм НДС не отменяет установленный НК РФ порядок контроля за обоснованностью заявленных в налоговой декларации сумм возмещения путем проведения камеральной налоговой проверки.

Если в ходе камеральной проверки налоговым органом не выявлены нарушения налогового законодательства, то налоговый орган обязан в течение семи дней после ее окончания сообщить налогоплательщику об окончании проверки и об отсутствии нарушений.

В случае выявления нарушений налогового законодательства составляется акт, по которому руководителем налогового органа принимаются предусмотренные после окончания обычной камеральной проверки решения.

В том случае, если возмещенная в заявительном порядке сумма налога превышает сумму, установленную камеральной проверкой, то налоговый орган принимает решение о возврате излишне полученных налогоплательщиком сумм возмещения.

Кроме того, в данном решении указывается на необходимость налогоплательщика уплатить в бюджет проценты на суммы незаконно полученного возмещения. Указанные проценты начисляются со дня фактического возмещения сумм НДС в виде возврата из бюджета или со дня принятия решения о зачете указанной суммы исходя из двукратной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в период пользования налогоплательщиком бюджетными средствами.

Налогоплательщик обязан выполнить решение налогового органа, уплатив соответствующие суммы в бюджет, в течение пяти дней со дня получения решения налогового органа.

Источник: https://studme.org/86171/ekonomika/poryadok_vozmescheniya_zacheta_vozvrata_izlishne_uplachennyh_summ_naloga

Возмещение НДС для юридических лиц

Возмещение налоговым органом

Но чаще всего сталкиваться с ним приходится тем фирмам, которые занимаются экспортом и импортом товаров, а также лизинговым компаниям. Разберемся в существующем механизме.

Когда предприятие заключает сделки с партнерами на поставку товаров или услуг, то оно оплачивает НДС с суммы закупки.

Если же компания реализует товары или услуги, то она платит НДС от суммы, полученной в результате их реализации, в государственную казну.

Если размер налога от суммы продаж выше суммы налога от закупа, то компания должна доплатить полученную разницу в бюджет. Когда напротив налог от закупа выше, чем налог от реализации, компания может рассчитывать на возврат НДС из бюджета.

Можно ли возместить НДС ?

Возмещение указанного налога возможно. Но для этого необходимо соблюдение важного условия, указанного выше – сумма НДС от покупки должна быть выше, чем НДС от продажи.

Рассмотрим на примере вашей компании. Когда вы приобретаете какой-то товар (сырье, оборудование, услугу и т.д.) с учетом НДС, то этот налог подлежит возмещению.

Когда эта же вы продаете какие-то товары или услуги также с включенным в стоимость НДС, то этот налог уже обязателен для уплаты в бюджет государства.

Если сумма налога, который подлежит возмещению, превышает ту сумму, что подлежит уплате, то именно в этом случае ваша компания и может рассчитывать на возврат налога. Сумма возврата будет равна разнице между ними.

Возместить НДС вы сможете и в том случае, если ваша компания занимается экспортом товара заграницу. Но происходить это будет несколько по-иному.

При иностранном экспорте налог не уплачивается, а потому неизбежно возникает переплата НДС в госбюджет.

Отличие процедуры возмещения заключается в том, что предприятию-налогоплательщику следует подать заявление за соответствующий квартал и пройти камеральную проверку не только конкретных сделок, а всей его деятельности.

Перед тем, как начать процедуру возмещения НДС, нужно удостовериться, что финансовые дела вашей фирмы в полном порядке, все бухгалтерские документы составлены правильно и правом возврата налога вы действительно обладаете.

Поэтому очень важно иметь в штате своей фирмы грамотного и порядочного бухгалтера либо обратиться за помощью к сторонним специалистам. Провести негласную проверку вашей бухгалтерской документации перед подачей документов ИФНС, проверить реальную возможность возврата НДС могут специалисты нашей фирмы, имеющие опыт в решении такого рода вопросов.

Как возместить НДС из бюджета

Порядок возврата НДС четко и подробно прописан в статьях 172-173, 176 Налогового Кодекса РФ.

Но нужно отметить, что с возмещением налога довольно часто возникают сложности.

Это связано с тем, что еще недавно недобросовестными налогоплательщиками разрабатывались и применялись мошеннические схемы, помогающие обмануть государство и необоснованно обогатиться, предоставив в ИФНС заведомо неверные сведения о своих доходах и расходах.

В связи с этим сейчас налоговиками проводятся более тщательные и строгие проверки всей поступающей документации, а потому иной раз в возврате налога вам может быть отказано просто по формальным основаниям (недочеты в составлении заявления или декларации, неполный перечень представленных документов и т.д).

Процедура возврата налога

Процедура возмещения включает в себя несколько обязательных этапов. Подробно рассмотрим их и выявим, какие сложности могут возникнуть на каждой из стадий.

Составление и передача в ИФНС декларации, в которой указаны все виды доходов и расходов предприятия.
К внесению в нее всех необходимых данных, касающихся сделок, заключаемых предприятием за определенный период, и иных финансовых операций нужно подойти максимально серьезно.

Недостоверная информация, содержащая в декларации, может послужить поводом для отказа в возврате налога, а, кроме того, может быть расценена, как мошенничество, что грозит привлечением к ответственности. Доверьте проверку правильности составления деклараций нашим специалистам.

Подготовка необходимых документов, подтверждающих всю сумму, заявленную для возмещения.
Это вся документация по сделкам, и она должна быть максимально прозрачной и правдивой. К этому пункту нужно подойти с особой внимательностью и при необходимости привлечь специалиста, который поможет разобраться с бухгалтерской документацией.

Нередки случаи, когда вместо ожидаемого возмещения руководитель предприятия получает документ о доначислении налога, а иногда и требование об уплате штрафа. Скорее всего, это происходит по вине бухгалтера, и в такой ситуации поможет разобраться только грамотный специалист.

Наши юристы помогут вам подготовить полный пакет документов либо проверить правильность и грамотность уже готовых бумаг.

Подача предприятием-налогоплательщиком заявления на возврат излишка НДС.
Убедитесь, что основания возместить НДС у вас имеются.

Заявление о возврате налога, которое подается в налоговые органы безосновательно, может быть расценено, как мошенническое действие.

Вы не только почти со стопроцентной уверенностью получите отказ в возврате, но и можете быть привлечены к мерам административной или даже уголовной ответственности. Указание на такие меры содержится в части третьей статьи 176 Налогового Кодекса РФ.

Проведение налоговым органом камеральной проверки.
Подача заявления в ИФНС о поводу возмещения НДС – это уже повод для проведения камеральной проверки на вашем предприятии. Она проводится налоговиками с целью выявления нарушений и удостоверения в обоснованности заявления на возмещение.

Руководитель предприятия и его бухгалтер должны быть готовы к тому, что сотрудники налоговой службы могут внезапно устроить выездную проверку. В ходе нее налоговики вправе проверить не только документы, относящиеся к сделкам, по которым происходит возмещение налога, но и всю имеющуюся у предприятия бухгалтерскую документацию.

Именно поэтому перед подачей документов в ИФНС нужно тщательно проверить всю бухгалтерию и убедиться, что в ней нет изъянов. Если проверка уже нагрянула, то по вашему желанию наши специалисты смогут ее сопровождать, а также контролировать действия проверяющих.

Это позволит обеспечить защиту интересов налогоплательщика и повысить шансы на возврат НДС.

Составление акта о проведенной проверке.
В составленном по результатам проверки акте налоговики указывают выявленные нарушения или делают ссылку на их отсутствие.

После вынесения акта руководителю предприятия нужно с ним ознакомиться, и в случае возникновения несогласия с каким-либо из пунктов внести их в документ, грамотно аргументировав.

Если указанные в акте сведения о результатах проверки не совсем понятны налогоплательщику, либо он с ними не согласен, он всегда может обратиться за помощью и разъяснениями к специалистам нашей фирмы. По желанию клиента мы поможем составить грамотное возражение на любой акт проверки.

Вынесение решения о возврате НДС либо об отказе.
Такое решение принимается в течение 7 суток с момента проведения проверки.

Если в ходе ее проведения никаких нарушений не выявлено, то налоговый орган уведомляет заявителя о принятом положительном решении.

И в течение трёх месяцев на его банковский счет должны быть зачислены денежные средства в счет возвращения НДС. Также налогоплательщик может принять решение о зачете их в счет погашения будущих налоговых обязательств.

Отказ в возврате НДС

Нередко налоговые службы выносятся отказы возместить НДС из бюджета. Поводом для отказа не обязательно могут послужить нарушения, выявленные в ходе камеральной или выездной проверки. Их могут и не выявить, но в возврате НДС отказать по формальным основаниям или иным причинам.

Если отказ вы считаете необоснованным, обязательно нужно подать апелляцию в вышестоящий налоговый орган. Как правило, это УФНС по конкретному региону РФ. Составить ее грамотно вам помогут наши юристы.

Вполне вероятно, что в Управлении вам также откажут и сошлются на те же самые причины, что указаны в первоначальном отказе.

Тогда писать исковое заявление и вести разбирательство придется уже в арбитражном суде.

Нужно быть готовым к тому, что суд первой инстанции также может вынести решение не в вашу пользу. У вас есть право обжаловать его в вышестоящий судебный орган в апелляционной инстанции.

Если дело ведется по иску налоговых органов, то решение по апелляции может быть обжаловано еще и в надзорной инстанции в Верховный суд РФ.

Наши специалисты готовы помочь вам и приступить к ведению дела на любом этапе судебного разбирательства.

Судебное решение вступает в законную силу в течение 10 суток с момента его вынесения.

И если оно вынесено в пользу налогоплательщика, то он может рассчитывать не только на возврат суммы налога, но и на возмещение противной стороной судебных издержек, оплаты госпошлины и услуг юриста, который помогал вам в ведении дела.

Если вы обратитесь за помощью к грамотным юристам, то сможете не только возместить указанные выше затраты, но и рассчитывать на получение компенсации за моральный ущерб от проигравшей стороны.

Источник: http://glx.su/vozmeshhenie-nds-dlya-yuridicheskih-lits/

Стоит ли подавать «уточненку» во время проверки

Возмещение налоговым органом

25 апреля 2019 года

НК РФ не запрещает подать уточненную декларацию в любое время. Сделать это можно и во время проверки — как камеральной, так и выездной. Однако в зависимости от того, когда вы представите “уточненку”, последствия могут быть разными. Иногда этого делать вовсе не стоит. Поэтому нужно заранее все предусмотреть.

Когда нужно подать “уточненку”

Представить уточненную декларацию налогоплательщик обязан, если в предыдущей декларации была допущена ошибка либо не отражены сведения, которые привели к занижению суммы налога. В этом случае в “уточненке” нужно указать не только скорректированные и не отраженные показатели, но и те, которые не изменились.

Во всех остальных случаях подача уточненной декларации — это право, а не обязанность налогоплательщика. Решение он принимает самостоятельно.

Так, можно не подавать “уточненку”, например, когда:

  • в декларации по НДС зарегистрирован счет-фактура продавца без указания ИНН и КПП;
  • в расчете по страховым взносам отражены сведения о выплатах в пользу незастрахованных лиц.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации, которая представлена по установленной форме (установленному формату).

Как будут проверять “уточненку”

Каждую уточненную декларацию налоговики проверят индивидуально, исходя из внесенных в нее изменений. Проверка будет направлена на то, чтобы выяснить причины и обстоятельства изменений.

Инспекторы проверят не только то, как и почему изменился итоговый показатель декларации, но и изучат изменения иных показателей, формирующих налоговую базу и влияющих на итоговую сумму налога по декларации.

Таким образом, могут быть проверены все показатели, в том числе те, которые не изменились.

Обратите внимание, что НК РФ не ограничивает проведение камеральной налоговой проверки в отношении уточненной налоговой декларации, в том числе и представленной по истечении трехлетнего срока.

Какие ожидать последствия после представления “уточненки”

В зависимости от момента представления уточненной декларации и иных обстоятельств порядок действий налогового органа будет различаться. Рассмотрим возможные варианты.

1. “Уточненка” представлена в ходе выездной проверки

Если уточненная декларация представлена по тому налогу и за тот период, по которому проводится выездная проверка, проверять ее будут в рамках выездной проверки. Исключение составляют декларации по НДС и акцизу, в которых заявлено право на возмещение налога (акциза). Такие декларации налоговики проверят камерально.

Налогоплательщик может подать уточненную декларацию незадолго до окончания выездной проверки. Если временные ограничения не позволят проверяющим провести мероприятия налогового контроля по уточненным обязательствам, это отразят в акте выездной проверки. Декларацию проверит камеральный отдел.

2. “Уточненка” представлена в ходе камеральной проверки предыдущей декларации

В этом случае проверка ранее поданной декларации завершится, и начнется новая камеральная проверка “уточненки”. Данное правило распространяется на все декларации, в том числе на те, в которых заявлено право на возмещение налога (акциза).

Это означает, что налоговики должны будут завершить новую камеральную проверку в течение двух месяцев после представления “уточненки”. Следовательно, и решение о возмещении суммы налога (акциза) налоговый орган примет на два месяца позже.

3. “Уточненка” представлена после окончания камеральной проверки предыдущей декларации, но до составления или вручения акта проверки

В такой ситуации налоговики вправе не составлять акт камеральной проверки по первичной декларации либо не вручать его. На основе уточненной декларации проверяющие проведут новую камеральную проверку. Данное правило распространяется на все декларации, за исключением деклараций по НДС и акцизу, в которых заявлено право на возмещение налога (акциза).

Если в “уточненке” по НДС будет уменьшена сумма налога, первоначально заявленного к возмещению, то возместят сумму налога, в отношении которой у проверяющих отсутствуют претензии с учетом заявленного уменьшения в уточненной декларации. В аналогичном порядке налоговики решат вопросы возмещения налога при уменьшении сумм акцизов, заявленных к возмещению, и уменьшения налоговых вычетов по НДФЛ.

4. “Уточненка” представлена после составления акта выездной проверки

По мнению ФНС, нормы НК РФ не содержат критериев проверки уточненных деклараций, представленных после составления акта выездной налоговой проверки, но до вынесения по ней решения. Налоговый орган вправе самостоятельно определять, как будут проверены такие декларации: посредством дополнительных мероприятий налогового контроля, камеральной проверки, повторной выездной проверки.

5. “Уточненка” представлена после вручения акта камеральной или выездной проверки, но до вынесения решения по ее результатам

Налогоплательщик может внести в декларацию исправления:

  • с учетом нарушений, отраженных в акте налоговой проверки (полностью или частично);
  • не связанные с нарушениями, выявленными по результатам проверки.

В этой ситуации, по мнению ФНС, налоговый орган с учетом объема и характера уточняемых сведений вправе вынести решение без учета данных уточненной декларации и назначить проведение повторной выездной проверки в части уточненных сумм.

Показатели “уточненки” будут учтены при вынесении такого решения только при условии, что вносимые изменения подтверждены документально и проверены налоговым органом.

Позднее ФНС разъяснила, что представление уточненной декларации после составления акта налоговой проверки не дает оснований для прекращения рассмотрения материалов проверки первичной декларации. Поэтому налоговый орган обязан вынести решение.

Если будет представлена уточненная декларация по НДС или акцизу, в которой заявлено право на возмещение налога (акциза), налоговики проведут самостоятельную камеральную проверку такой декларации.

Вынося решение по результатам камеральных проверок, связанных с возмещением НДС или акциза, проверяющие учтут следующее. Если в уточненной декларации сумма возмещения будет уменьшена, то решение о возмещении налога (акциза) примут с учетом такого уменьшения.

6. “Уточненка” представлена после вынесения решения по камеральной или выездной проверке

В данной ситуации налоговики будут руководствоваться письмом ФНС от 12.10.2011 N АС-5-2/1222дсп. Согласно ему в рамках камеральной проверки уточненной декларации проверяющие должны истребовать пояснения по п. 3 ст. 88 НК РФ. ФНС рекомендовала также запрашивать пояснения по факту отражения результатов налоговых проверок в этой декларации.

Если из полученных пояснений будет следовать, что в “уточненке” учтены результаты проверки по предыдущей декларации (доначисленные суммы налога), то налоговики проведут сторнирование сумм, отраженных в КРСБ по уточненной декларации.

Грозит ли налогоплательщику налоговая ответственность за подачу “уточненки”

Если в уточненной декларации сумма налога не изменится либо будет уменьшена и налоговики не обнаружат ошибок, то штрафов не будет. Привлечение к ответственности возможно, если представлена декларация с суммой налога к доплате в бюджет.

Статьей 122 НК РФ предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) в результате:

  • занижения налоговой базы;
  • иного неправильного исчисления налога (сбора);
  • других неправомерных действий (бездействия).

Если “уточненка” будет представлена позже истечения срока на подачу декларации, но до срока уплаты налога, штрафа можно будет избежать. Это возможно, когда до представления декларации налоговики еще не узнали и не сообщили вам об ошибке в предыдущей декларации или не назначили выездную проверку.

Обнаружение налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, подтверждается актом налоговой проверки.

Таким образом, если налогоплательщик представил уточненную декларацию после того, как в его адрес направили требование представить пояснения, и до представления “уточненки” уплатил недостающую сумму налога и соответствующие пени, налоговая ответственность не наступает.

Если прошли сроки и на подачу декларации, и на уплату налога, то ответственности не будет при выполнении двух условий:

  • “уточненка” подана раньше, чем проверяющие узнали и сообщили об ошибке или назначили выездную проверку;
  • до подачи декларации уплачены недостающая сумма налога и соответствующие ей пени.

Если по уточненной декларации уплатить только налог, а пени нет, то налоговой ответственности не избежать.

Штрафа не будет, если на день представления “уточненки” есть переплата по этому налогу, которая превышает сумму налога, подлежащую доплате.

Как налоговики посчитают штраф при подаче “уточненки” с суммой к доплате

При подаче уточненной декларации проверяющие будут рассчитывать размер штрафа исходя из суммы налога к доплате, даже если налог по первоначальной декларации не уплачен. Иными словами, вопрос о привлечении к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ рассматривается в отношении не исчисленной ранее суммы налога по декларации.

Если за проверяемый период налогоплательщик представит несколько уточненных деклараций, то сумму штрафа рассчитают на основании последней уточненной декларации без учета предыдущих в отношении не исчисленной ранее суммы налога.

Обзор: “Подали “уточненку” во время проверки: каких последствий ожидать от проверяющих”

Источник: https://zemser.ru/news/stoit-li-podavat-utochnenku-vo-vremya-proverki

Юриста совет
Добавить комментарий