Шумовое загрязнение жилой среды газонокосилками

ДПиООС – Шумовое загрязнение – Экология

Шумовое загрязнение жилой среды газонокосилками

Шумовое загрязнение – превышение естественного уровня шумового фона или ненормальное изменение звуковых характеристик: периодичности, силы звука и пр. Шумовое загрязнение приводит к повышенной утомляемости человека и животных, понижению производительности труда, физическим и нервным заболеваниям. 

Таким образом, шумовое загрязнение это раздражающий шум антропогенного происхождения, нарушающий жизнедеятельность живых организмов и человека. Главным источником шумового загрязнения являются транспортные средства — автомобили, железнодорожные поезда и самолёты.

Из Госдоклада “О состоянии окружающей среды в Москве в 2010 году”

Основными источниками шума на территории города являются:

  • автотранспортные потоки улично-дорожной сети города;
  • железнодорожный транспорт;
  • наземные линии метро;
  • авиатранспорт аэропортов (Внуково, Шереметьево, Домодедово, в меньшей мере Остафьево) Московского авиаузла;
  • промышленные предприятия;
  • коммунально-складские объекты;
  • объекты электро- и теплоэнергетики;
  • строительная техника (особенно в случае ведения работ в ночное время);
  • инженерное оборудование зданий, сооружений, жилых домов;
  • шумы «бытового происхождения»;
  • шум громкоговорителей и др. 

По экспертным оценкам до 70% территории города Москвы подвержены сверхнормативному шуму от различных источников. Нормативные уровни шума достигаются в глубине жилых массивов и лесопарковых зон. 

Величина превышений доходит до следующих значений:

  • 20-25 дБА на территориях вблизи автотрасс16:
  • до 30-35 дБА для квартир жилых домов, обращенных в сторону крупных автотрасс (без шумозащитного остекления);
  • до 10-20 дБА вблизи железных дорог при движении поездов;
  • до 8-10 дБА на территориях, подверженных периодическому воздействию авиашума17;
  • до 30 дБА при несоблюдении установленных требований при ведении строительных работ в ночные часы. 

В связи с объективным развитием города, ростом объёмов и темпов строительства, развитием транспортного комплекса будут появляться новые источники шума, шумовые характеристики существующих источников шума – возрастать.

Так, например, тенденции последних лет является снижение различий между уровнями шума в дневное и ночное время на территории города, прилегающих к автотрассам.

Шумовые характеристики большинства магистралей городского значения незначительно меняются в течение суток (за исключением периода с 3 до 5 часов утра) за счёт того, что в ночное время снижение количества автотранспорта компенсируется ростом скорости транспортного потока.

Наблюдаемая в городе ситуация требует применения адекватных мер “компенсационного” характера и разработки специальных шумозащитных мероприятий в зонах наличия сверхнормативных показателей по шуму. 

Для снижения сверхнормативного шума и сохранения существующих акустически благополучных территорий города, необходимо масштабное внедрение шумопонижающих технологий во всех сферах городского хозяйства и промышленности, разработка специальных мер по снижению шума, ужесточение мер ответственности за нарушения, связанные с созданием сверхнормативного шума, при упрощении процедуры привлечения к ответственности. 

Для реализации единого подхода к решению общегородской проблемы повышенного шума принято постановление Правительства Москвы от 16,10,2077 № 896-ПП, утверждающее Концепцию снижения уровня шума и вибрации в городе Москвы, основными целями которой стали:

  • предотвращение  ухудшения  условий  проживания  и отдыха на территории города Москвы по показателю уровня шума;
  • сохранение  и развитие акустически благополучных территорий города;
  • обеспечение условий для отдыха жителей города Москвы в ночное время;
  • сохранение мест обитания животных, занесенных в Красную книгу города Москвы, чувствительных к воздействию повышенных уровней шума и вибрации;
  • обеспечение доступности для населения информации о  проблемах шума, вибрации и мерах, принимаемых в целях их снижения.

Существует два подхода к достижению нормативных показателей уровней шума на территориях города и в помещениях различного функционального назначения:

  • реализация технических мер по снижению шумовой характеристики источников шума (при этом снижение шумовых характеристик происходит за счет совершенствования конструкции техники и использования прогрессивных технологий);
  • защита территорий и помещений за счет применения шумопонижающих технологий и материалов.

Для защиты жилых помещений от сверхнормативных уровней шума в городе Москве при строительстве и реконструкции улично-дорожной сети и капитальном ремонте многоквартирных жилых домов (в рамках Закона города Москвы от 19.12.

2007 No 52 «О городской целевой программе по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2008-2014 годы») устанавливаются шумозащитные окна.

По данным префектур административных округов, в 2007-2010 годах в Москве было установлено 410526 шумозащитных окон, из них 356442 – в рамках капитального ремонта многоквартирных жилых домов, 54084 – при реконструкции/строительстве автомагистралей.

В декабре 2010 года в соответствии с Концепцией снижения уровней шума и вибрации в городе Москве НИПИ Генплана Москвы по заказу Москомархитектуры начаты работы по формированию адресного перечня жилых домов, находящихся в зоне шумового дискомфорта, но не требующих капитального ремонта (срок окончания работ – февраль 2012 г.).

В указанный перечень будут включены жилые дома, у фасадов которых в рамках экологического мониторинга были выявлены превышения установленных нормативов по уровню шума, а также подготовленный Москомархитектурой в 2008 году адресный перечень жилых домов, попадающих в зону сверхнормативного шумового воздействия от железнодорожного транспорта.

В 2010 году Управлением Роспотребнадзора по городу Москве закончено формирование адресного перечня социальных объектов города, находящихся в городской собственности, для которых требуется проведение шумозащитных мероприятий (постановление Правительства Москвы от 14.10.2008г.

№ 946-ПП «Об актуализации мероприятий Целевой среднесрочной экологической программы города Москвы на 2006-2008 гг. с разработкой мероприятий до 2010 года»). По результатам натурных измерений уровней шума выявлено 470 социальных объектов (детских дошкольных, общеобразовательных и лечебных учреждений), подверженных сверхнормативному шумовому воздействию.

По данным объектам решается вопрос финансирования проведения шумозащитных мероприятий.

Для защиты жилых территорий от сверхнормативного шумового воздействия автотранспорта в Москве установлено более 25 км шумозащитных придорожных экранов (данные НИиПИ Генплана Москвы). Шумозащитные мероприятия включаются в проекты реконструкции и строительства новых участков улично-дорожной сети.

В 2010 году продолжалась практика пролетов самолетов над территориями города Москвы (40 районов, расположенных в Западном, Юго-Западном, Южном, Юго-Восточном и Зеленоградском административных округах), в том числе в ночное время.

Запретная зона над Москвой ограничена Московской кольцевой автомобильной дорогой (МКАД), При этом в границах запретной зоны разрешены (при наличии разрешения Генерального штаба Вооруженных Сил РФ24) полеты воздушных судов над микрорайонами Ясенево и Теплый стан на удалении не более 3,5 км от МКАД (высота не ниже 400 м), районами Чертаново, Бирюлево и Орехово-Борисово на удалении не более 2,5 км от МКАД (высота – не менее 1200 м). Над районами Москвы, расположенными за пределами МКАД, полеты не ограничены.

Для исключения сверхнормативного шума авиатранспорта в странах ЕС запрещены/ограничены ночные авиаперелеты.

Между тем, по информации филиала «Московский центр автоматизированного управления воздушным движением» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», в связи с ростом интенсивности авиаперевозок, совершаемых аэропортами Московского авиаузла (далее – МАУ), исключение пролетов авиасудов над территорией города Москвы, в том числе в ночное время, невозможно из-за высокой плотности маршрутной сети.

В связи с вышеизложенным, реалистичной целью в области снижения шумовой нагрузки от авиатранспорта на сегодняшний день является исключение полётов самолетов над жилыми кварталами в нарушение установленных маршрутов полётов.

Для этого планируется создание сети автоматических станций контроля авиашума, которые будут проводить измерения в круглосуточном режиме с выделением сверхнормативной составляющей авиасудов.

В настоящее время на территории Зеленограда уже установлена первая автоматическая станция контроля авиашума, которая в настоящее время работает в тестовом режиме.

В целях снижения негативного воздействия шума от строительных работ в мировой практике применяются такие методы, как запрет проведения строительных работ с 19:00 до 7:00, по выходным и праздничным дням, ведение видеонаблюдения за строительными работами, ограничение длительности производства шумных работ в дневное время и требования к применению малошумной техники.

В Москве в настоящее время производство строительных работ в ночное время (с 23:00 до 07:00) разрешено (постановление Правительства Москвы от 07.12.2004 № 857-ПП «Об утверждении правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве»).

При этом установлены ограничения на шумность работ, включая требования по применению малошумной техники:

  • обеспечивать глушение двигателя автотранспорта в период нахождения на площадке;
  • исключать громкоговорящую связь;
  • не производить сварочные работы без установки защитных экранов;
  • исключать забивку фундаментных свай и производство прочих работ, сопровождаемых шумами с превышением допустимой нормы;
  • не допускать освещение прожекторами фасадов жилых зданий, примыкающих к строительной площадке;
  • исключать работу оборудования, имеющего уровни шума и вибрации, превышающие допустимые нормы.

В мировой практике также уделяется внимание бытовому шуму и различным видам оборудования, используемого на улице (в т.ч. триммеры и воздуходувки), шуму при проведении спортивных мероприятий. В Москве статьей 3.13 Кодекса города Москвы об административных нарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение тишины и покоя в ночное время для всех подобных источников.

Мониторинг уровней шума на территории города Москвы от различных источников шумового воздействия, в том числе, контроль за наблюдением акустического режима строительными площадками в ночное время, осуществляет круглосуточная акустическая служба ГПУ “Мосэкомониторинг”.

Информация об исследованиях, проведённых акустической службой ГПУ “Мосэкомониторинг” по обращениям жителей с жалобами на шумовое воздействие в 2010 году, представлены в разделе “Результаты работы передвижной лаборатории”.

Источник: http://www.dpioos.ru/eco/ru/noise

Матиас Баснер: Почему шум вреден для здоровья и как с этим бороться

Шумовое загрязнение жилой среды газонокосилками

  • Watch
  • Discover
  • Attend
  • Participate
  • About

Sign in

Слышите? Знаете, что это? Тишина. Звук тишины. Музыканты Саймон и Гарфанкелпосвятили этому песню.

Но сегодня тишина —довольно редкое удовольствие, и цена ему — наше здоровье. На удивление высокая цена, как оказалось.

К счастью, мы можем кое-чтопредпринять уже сегодня — каждый из нас лично и общество в целом, — чтобы лучше защитить своё здоровье и насладиться благами тишины.

Предположу, что большинство из вас знает: высокий уровень шумаведёт к снижению слуха. Идёте ли вы с концерта или из бара,если вы слышите звон в ушах, можете быть уверены,что вы уже повредили слух и, скорее всего, это необратимо. Нарушение слуха — это не шутки. Однако шум наносит вреднашему здоровью и другими способами. Они малоизвестны, но так же опасны, как и нарушение слуха.

Так что же мы имеем в виду,когда говорим о шуме? Шум определяют как нежелательный звук, включающий в себя физическую составляющую,то есть звук как таковой, и физиологическую составляющую — те обстоятельства, которые делаютэтот звук нежелательным. Хорошим примером является рок-концерт.

Зрители, пришедшие на рок-концерт,не считают выступление музыкантов шумом даже при уровне громкости в 100 децибел. Они наслаждаются музыкойи даже заплатили сто долларов за билет, поэтому какой бы громкой музыка ни была,они не воспринимают её как шум.

Для сравнения: некто, живущийв трёх кварталах от концертного зала, пытается читать книгу, но не может сосредоточиться из-за музыки.

Хотя звуковое давлениев этой ситуации значительно ниже, человек воспринимает эту музыку как шум,что может спровоцировать реакцию, которая со временем отрицательноскажется на его здоровье.

Так почему так важно иметь возможностьнаслаждаться тишиной? Потому что, кроме нарушения слуха, шум оказывает влияниена здоровье человека в целом.

Однако в наше время становитсявсё труднее найти тихие места ввиду постоянно увеличивающегоколичества транспорта, урбанизации, разворачивающегося строительства,кондиционеров, машин для уборки листьев, газонокосилок, уличных концертов и баров,проигрывателей, а также соседей, устраивающихвечеринки до трёх часов ночи. Уф!

В 2011 году Всемирная организацияздравоохранения подсчитала, что ежегодно только в Западной Европе из-за шумового загрязнения теряется 1,6 миллионов здоровых лет жизни. Одним из результатов воздействия шума является созданиекоммуникационных барьеров. Вам приходится говорить громче,чтобы вас поняли.

В худшем случае может даже возникнутьнеобходимость прервать общение. В шумной обстановке велика вероятность,что вас неправильно поймут.

Это является возможным объяснением,почему у детей, посещающих школы в шумных районах, академическаяуспеваемость ниже, чем у их сверстников, о чём свидетельствуютпроведённые исследования.

Ещё одним результатомвоздействия шума на организм является повышение рискасердечно-сосудистых заболеваний у людей, подвергающихсяопределённому уровню шума в течение длительного периода времени. Шум вызывает стресс, особенно, если у нас нетвозможности его контролировать.

В нашем организме вырабатываются гормоныстресса, такие как адреналин и кортизол, в результате чего меняется состав крови, а также строение стеноккровеносных сосудов, которые становятся менее эластичнымивсего за одну ночь в шумной комнате.

Эпидемиологические исследованиядоказали взаимосвязь между шумом и повышенным риском развития гипертонии, инфаркта и стенокардии. И несмотря на то, что этот рискнакапливается малыми дозами, он представляет большу́ю проблемудля здоровья населения, потому что шум есть везде и ему подвержены многие из нас.

Недавно проведённое исследование показало, что, снизив шумовое загрязнение окружающейсреды всего на пять децибел, американцы ежегодно могли быэкономить 3,9 миллиарда долларов, которые сегодня тратятся на лечениесердечно-сосудистых заболеваний.

Есть и другие болезни,такие как рак, диабет и ожирение, которые также связывают с влиянием шума, но у нас пока нетдостаточно доказательств, что шум является причиной их развития.

Ещё одним важным следствием шумовогозагрязнения является нарушение сна. Сон представляет собой активный механизмвосстановаления организма, он готовит нас к очередной фазебодрствования. Тишина в спальне — это залог того,что исследователи называют «гигиеной здорового сна».

А наша слуховая система являетсястражником, который осуществляет постоянное наблюдение за внешней средой,выявляя потенциальные угрозы, даже когда мы спим. Поэтому шум в спальнемешает быстро заснуть. Из-за шума мы можем проснуться среди ночи. Также он может помешать нормализацииартериального давления во время сна.

Существует предположение, что, еслив результате шума человек испытывает нарушение сна в течениенескольких месяцев и даже лет, риск сердечно-сосудистыхзаболеваний увеличивается. Однако зачастую мы и не догадываемсяо нарушениях сна, вызванных шумом, потому что во время сна человекнаходится в бессознательном состоянии.

Когда-то мы провели исследованиевлияния на сон транспортного шума. Просыпаясь утром,многие испытуемые говорили нам: «Я отлично выспался, сразу заснул и ни разу не просыпался». Но когда мы посмотрелина сделанные во время сна записи физиологических реакций испытуемых, то увидели, что они часто просыпались и сон их был очень прерывистый.

Эти периоды бодрствованиябыли слишком кратковременными, так что испытуемые не приходили в себяи утром ничего о них не помнили. Тем не менее эти периоды могутсущественно влиять на то, насколько отдохнувшими людичувствуют себя после сна.

Так какие звукисчитаются слишком громкими? Первый признак — это когда вам приходитсяменять своё поведение. Чтобы быть понятыми,вы вынуждены говорить громче.

Или же вы включаете телевизорна бо́льшую громкость, избегаете бывать на улицеили закрываете окна, переносите спальню на цокольный этаж дома или даже устанавливаетесистему звукоизоляции.

Многие переезжают в менее шумные районы, но, естественно,не все могут себе такое позволить.

Что же мы можем сделать прямо сейчас,чтобы улучшить наше звуковое окружение и защитить здоровье? Во-первых, если вы считаете, что какие-то звуки слишком громкие,не молчите об этом. Многие владельцы кинотеатров,похоже, думают, что в кино ходят только тугоухие. Если вы пожаловались на шум,но не последовало никакой реакции, требуйте возврата денег или уходите.

Этот язык, как правило, администраторыпонимают очень хорошо. Также объясняйте детям, что шумотрицательно влияет на здоровье и что если они сейчас будутслушать громкую музыку, то в более старшем возрастеим придётся пожинать плоды. Вы также можете переместитьспальню в самое тихое место в доме: от шума уличного транспортавас защитят стены вашего же дома.

Занимаясь поиском аренды или покупкойжилья, отдавайте предпочтение тем местам, которые находятся в тихих районах. Посетите место вашего будущего проживанияв разное время суток, расспросите соседей о том,насколько шумно бывает в этом районе. Надевайте шумоподавляющие наушникиво время путешествий или в офисе, если в вашем зданиивысокий уровень фонового шума.

В общем, ищите спокойные места, особенно в выходные дниили во время отпуска. Позволяйте вашему организму расслабиться.

К слову, четыре года назадя побывал в Японии на конференции, посвящённой вопросам шумового загрязнения. Когда я вернулся в Соединённые Штаты,уже на территории аэропорта меня накрыло звуковой волной. Это говорит о том,что мы перестали сознавать что постоянно подвергаемсяшумовому загрязнению и какую ценность для наспредставляют тихие пространства.

Что же ещё можно сделать? Есть такое понятие, как углеродный след.По аналогии существует и шумовой след. И есть вещи, которые мы можем предпринять,чтобы сделать этот след меньше. Например, не стоит стричь газонв субботу в семь утра. Ваши соседи скажут вам за это спасибо. Или используйте грабливместо воздуходувки.

В общем, разумнее всего ограничить шуму самого его источника, поэтому, когда вы собираетеськупить новую машину, кондиционер, блендер или ещё что-то,отдайте предпочтение тем моделям, которые создают меньше шума. Многие производители указываютуровень шума, создаваемый их товаром, а некоторые даже рекламируют это.

Воспользуйтесь этой информацией.

Многие полагают, что решение проблемы —в усилении регулирования и контроля шума, считая это очевидным. Но не всё так просто, как кажется, потому что многие виды деятельности,создающие шум, также являются источником прибыли.

Взять, к примеру, аэропорт и всё,что связано с его работой.

Благодаря проводимым нами исследованиямполитики узнаю́т, какой уровень шума может отрицательно сказаться на здоровье, что позволяет им разрабатыватьразумные меры для снижения шума.

Роберту Коху приписывают высказывание: «Когда-нибудь человеку придётсяради своего существования так же упорно бороться с шумом,как он борется сейчас с холерой и чумой». Думаю, этот момент настал, и надеюсь, что мы выиграем эту борьбу. А когда это случится, мы тихонечкоотпразднуем нашу победу.

Источник: https://www.ted.com/talks/mathias_basner_why_noise_is_bad_for_your_health_and_what_you_can_do_about_it/transcript?language=ru

3.2. Шумовое загрязнение

Шумовое загрязнение жилой среды газонокосилками

Днепропетровск —город, замусоренный во многих отношениях,в том числе в шумовом. Потому что шум —это тоже мусор, только звуковой. ИДнепропетровску нужно еще много работатьнад городской инфраструктурой, чтобымаксимально устранить этот опасныйфактор современного мегаполиса.

Многоесделали для борьбы с шумом, когда началистроить спальные районы. Там самапланировочная компоновка способствуетснижению уровня шума. Структура спальныхрайонов позволяет прятать внутрьнаиболее уязвимые объекты: поликлиники,школы, детские сады, зеленые зоны.

Аснаружи остаются высокие здания, которыесоздают преграды для распространениязвуковых волн.

Шумовоезагрязнение – раздражающий шум антропогенного происхождения,нарушающийжизнедеятельность живыхорганизмов и человека.Раздражающие шумы существуют и в природе(абиотические и биотические), однакосчитать загрязнением их неверно,поскольку живые организмы адаптировались кним в процессе эволюции.

Главнымисточником шумового загрязненияявляются транспортныесредства — автомобили, железнодорожныепоезда и самолёты.

В городах уровеньшумового загрязнения в жилых районахможет быть сильно увеличен за счётнеправильного городскогопланирования (например,расположение аэропорта вчерте города), другими важными источникамишумового загрязнения в городах являютсяпромышленные предприятия, строительныеи ремонтные работы, автомобильнаясигнализация, собачий лай, шумные людии т. д.

Снаступлением постиндустриальнойэпохи всё больше и больше источниковшумового загрязнения (а также электромагнитного)появляется и внутри жилища человека.Источником этого шума является бытоваяи офисная техника.

Шумв определённых условиях может оказыватьзначительное влияние на здоровье иповедение человека. Шум может вызыватьраздражение и агрессию,артериальнуюгипертензию (повышение артериальногодавления), тиннитус (шумв ушах), потерю слуха.

Наибольшеераздражение вызывает шум в диапазонечастот 3000÷5000 Гц.

Хроническаяподверженность шуму на уровне более90 дБ можетпривести к потере слуха.

Пришуме на уровне более 110 дБ у человекавозникает звуковоеопьянение, по субъективным ощущенияманалогичное алкогольному или наркотическому.

Пришуме на уровне 145 дБ у человека происходитразрыв барабанныхперепонок.

Женщиныменее устойчивы к сильному шуму, чеммужчины. Кроме того, восприимчивость кшуму зависит также от возраста, темперамента,состояния здоровья, окружающих условийи т. д.

Дискомфортвызывает не только шумовое загрязнение,но и полное отсутствие шума.

Более того,звуки определённой силы повышаютработоспособность и стимулируютпроцесс мышления (вособенности процесс счёта) и, наоборот,при полном отсутствии шумов человектеряет работоспособность и испытываетстресс.

Наиболее оптимальными для человеческогоуха являются естественные шумы: шелестлистьев, журчание воды, пение птиц.Индустриальные шумы любой мощности неспособствуют улучшению самочувствия.Шум от автомобильного транспортаспособен вызывать головные боли.

Вредноевоздействие шума известно издревле. Например,в Средниевека существовала казнь «под колоколом».Звон колокола медленно убивал человека.

Шумовоезагрязнение быстро вызывает нарушениеестественного баланса в экосистемах.Шумовое загрязнение может приводить кнарушению ориентирования в пространстве,общения, поиска пищи и т. д. В связис этим некоторые животные начинаютиздавать более громкие звуки, из-за чегоони сами будут становиться в роливторичных звуковых загрязнителей, ещёсильнее нарушая равновесие в экосистеме.

Однимииз самых известных случаев ущерба,наносимых шумовым загрязнением природе,являются многочисленные случаи,когда дельфины и китывыбрасывалисьна берег, теряя ориентацию из-за громкихзвуков военных гидролокаторов (сонаров).

Способырешения проблемы.

Внастоящее время разработано многометодик, позволяющих уменьшить илиустранить некоторые шумы.

Шумовоезагрязнение от какого-либо объектаможно до некоторой степени уменьшить,если на этапе разработки проекта этогообъекта смоделировать с учётом различныхвнешних условий (например, топология ипогодные условия местности) характершумов, которые будут возникать и затемотыскать пути их устранения или хотябы уменьшения. В настоящее время этотспособ стал гораздо проще и доступнееза счёт развития электронно-вычислительнойтехники. Это наиболее дешёвый ирациональный способ снижения шумов,использующийся, например, пристроительстве железныхдорог в городских районах.

Внекоторых случаях рациональнее наданный момент бороться не с причиной,а со следствием. Например, проблемушумового загрязнения жилых помещенийможно значительно уменьшить за счёт ихзвукоизоляции (установка специальныхокон и т. п.

Интересноерешение было принято на жилмассивеСокол, когда он строился. Улица Космическаяидет под уклоном, и подымающийся потокавтомобилей производит значительныйшум.

Чтобы защитить большую частьприлегающих к магистрали домов, былопостроено так называемое опоясывающеездание. Сконструировано оно так, чтовыходящие на проезжую часть помещения —это кухни или одна из комнат 2–3-комнатныхквартир.

Большинство же жилых комнатвыходят окнами во двор и защищены отвоздействия шума. Это здание защищаетот шума другие дома жилого массиваСокол-1.

Естьцелый ряд мероприятий для городскойчерты. Во-первых, строительство объездныхавтомагистралей, которые в последнеевремя весьма активно строятся в нашемгороде. Далее — административнаярегуляция, то есть ограничение движениятранспорта в вечернее и ночное время,другие ограничения в пределах жилойзоны. Банальный ремонт и поддержание вхорошем состоянии проезжей частигородских магистралей.

Нужнополностью менять подвижной состав иполотно для движения городскогоэлектротранспорта.

Трудно сравнитьуровни шума, которые создают старыйвагон на разбитых рельсах и современныйвагон, пущенный недавно на улицахЧернышевского и Шмидта, на новыхтрамвайных путях, где рельсы уложенына мощной бетонной основе практическибез стыков.

При таких технологиях трамвайможно сделать абсолютно безопаснымгородским транспортом в смысле шумовогозагрязнения. Но это требует определенныхкапиталовложений.

Впоследние десятилетия все активнееразвиваются так называемые активныесистемы шумопоглощения. Есть оченьинтересные разработки ученых второйполовины прошлого века. Если звуковаяволна — это звуковое колебание сопределенной амплитудой, то ее можнопогасить, создав такую же звуковуюволну, но в противофазе.

Если наложитьдруг на друга противоположные волны сравной амплитудой, мы получим эффектполного звукоподавления. Такиеакустические системы уже есть. Этоприборы с датчиками и излучателямизвука.

Если внутри замкнутого пространствапомещен источник шума, датчики анализируютего спектр, а излучатели направляют впротивофазе точно такой же звук, врезультате чего возникает искусственносозданная тишина.

Большаяроль зеленых насаждений в защите отшума. Недостаточное озеленение городскихмикрорайонов и кварталов, нерациональнаязастройка, интенсивное развитиеавтотранспорта и другие факторы создаютповышенный шумовой фон города. Борьбас шумом в городах – острая гигиеническаяпроблема, обусловленная усиливающимисятемпами урбанизации.

Шумне только травмирует, но и угнетаютпсихику, разрушает здоровье, снижаяфизические и умственные способностичеловека.

Исследования показали, чтохарактер нарушений функций человеческогоорганизма, вызываемый шумом, идентиченнарушениям при действии на него некоторыхядовитых препаратов.

Одним из решений этой проблемы в городских условиях является озеленение. Высаживаниедеревьев вблизи автодорог помогаетуменьшить уровень шума и, следовательно,его влияние на человека.

Различныепороды растений характеризуется разнойспособностью защиты от шума.

По даннымвенгерских исследователей, хвойныепороды (ель и сосна) по сравнению слиственными (древесные и кустарниковые), лучше регулируют шумовой режим.

По мереудаления от магистрали на 50 метровлиственные древесные насаждения (акация,тополь, дуб) снижают уровень звука на4,2 дБ, лиственные кустарниковые – на 6дБ, ель – на 7 дБ и сосна – на 9 дБ.

Исследованияпоказали, что лиственные породы способныпоглощать до 25 % звуковой энергии, а 74 %её отражать и рассеивать. Наилучшими в этом отношении являются из хвойныхпород ель, пихта; из лиственных – липа,граб и другие.

Шумозащитнаяфункция в определенной степени зависитот приемов озеленения.

Одноряднаяпосадка деревьев с живой изгородью изкустарника шириной в 10 метров снижаетуровень шума на 3-4 дБ; такая же посадка,но двухрядная шириной 20-30 метров – на6-8 дБ, 3-4-рядная посадка шириной 25- 30метров – на 8-10 дБ, бульвар шириной 70метров с рядовой и групповой посадкойдеревьев и кустарников – на 10-14 дБ;многорядная посадка или зеленый массившириной 100 метров – на 12-15 дБ. Высокийэффект защиты от шума достигается приразмещении зеленых насаждений вблизиисточников и шума и одновременнозащищаемого объекта. Поэтому озеленение– это основной элемент мер, направленныхна обеспечение полноценного отдыхагородских жителей в условиях повседневнойнапряжённости и суеты.

Источник: https://studfile.net/preview/5251490/page:4/

Практическая работа по экологии

Шумовое загрязнение жилой среды газонокосилками

ПОПОВА ИРИНА ИВАНОВНА

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ СПЕЦДИСЦИПЛИН

ПАВЛОДАРСКИЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОЛЛЕДЖ

ГОРОД ПАВЛОДАР

2016 ГОД

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА № 5

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЭКОЛОГИИ»

Практическая работа № 5

Тема работы: «ШУМОВОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ»

1. Цель работы:

– изучить способы борьбы с шумовым загрязнением;

– ответить на контрольные вопросы.

2. Задание

Дать определение источникам шумового загрязнения, методы борьбы с ним.

3. Оснащение работы:

1. Инструкционные карты;

2. Методические указания.

4. Основные теоретические сведения

Среди воздействий окружающей среды выделяют загрязнение шумовое, которое оценивается как одно из самых вредных для человека. Все люди издавна жили в окружении звуков, в природе нет тишины, хотя и громкие звуки тоже очень редки. Шелест листвы, щебет птиц и шорох ветра нельзя назвать шумом.

Эти звуки полезны для человека. А с развитием технического прогресса актуальной стала проблема шума, который людям приносит много проблем и даже приводит к болезням.

Хотя звуки не повреждают окружающую среду и воздействуют только на живых организмов, можно говорить о том, что загрязнение шумовое в последние годы стало экологической проблемой.

Слуховой аппарат человека устроен очень сложно. Звук – это волновое колебание, передающееся через воздух и другие компоненты атмосферы. Эти колебания воспринимаются сначала барабанной перепонкой человеческого уха, потом передаются в среднее ухо.

Звуки проходят через 25 тысяч клеток, прежде чем осознаются. Обрабатываются они в мозге, поэтому если они очень громкие, то могут привести к большим проблемам со здоровьем. Человеческое ухо способно воспринимать звуки в диапазоне от 15 до 20000 колебаний в секунду.

Меньшая частота называется инфразвуком, а более высокая – ультразвуком.

В природе мало громких звуков, в основном они тихие, благоприятно воспринимаемые человеком. Шумовое загрязнение окружающей среды случается, когда звуки сливаются и превышают по интенсивности допустимые пределы. Силу звука измеряют в децибелах, и шум более 120-130 Дб уже приводит к серьезным расстройствам человеческой психики и отражается на состоянии здоровья.

Шум имеет антропогенное происхождение и повышается с развитием технического прогресса. Сейчас уже даже в загородных домах и на даче сложно спрятаться от него. Естественный природный шум не превышает 35 Дб, а в городе человек сталкивается с постоянными звуками в 80-100 Дб.Шумовой фон выше 110 Дб считается недопустимым и очень вредным для здоровья.

Но все чаще с ним можно столкнуться на улице, в магазине и даже дома.

Источники шумового загрязнения

Самое вредное воздействие оказывают звуки на человека в больших городах. Но даже в загородных поселках можно страдать от шумового загрязнения, вызванного работающими техническими приспособлениями у соседей: газонокосилкой, токарным станком или музыкальным центром. Шум от них может превышать предельно допустимые нормы в 110 Дб.

И все же основное загрязнение шумовое происходит в городе. Источником его в большинстве случаев являются транспортные средства. Самая большая интенсивность звуков исходит от автомагистралей, метро и трамваев. Шум в этих случаях может достигать 90 Дб. Предельно допустимые нормы звука наблюдаются во время взлета или посадки самолета.

Поэтому при неправильной планировке населенных пунктов, когда аэропорт оказывается вблизи от жилых домов, шумовое загрязнение среды около него может привести к проблемам у людей. Кроме транспортных шумов, человеку мешают звуки стройки, работающих климатических установок и радиорекламы. Причем современному человеку уже не скрыться от шума даже в квартире.

Постоянно включенные бытовые приборы, телевизор и радио превышают допустимый уровень звуков.

Влияние шума на окружающую среду постоянные громкие звуки разрушают растительные клетки. Растения в городе быстро засыхают и гибнут, деревья живут меньше. Пчелы при интенсивном шуме теряют способность ориентироваться. Дельфины и киты выбрасываются на берег из-за сильных звуков работающих сонаров. Шумовое загрязнение городов приводит к постепенному разрушению сооружений и механизмов.

Борьба с шумовым загрязнением

Было выяснено, что наиболее остро стоит проблема транспортного шума.

Наиболее перспективными решениями этой проблемы являются снижение собственных шумов транспортных средств (особенно трамвая) и применение в зданиях, выходящих на наиболее оживленные магистрали, новых шумопоглощающих материалов, вертикального озеленения домов и тройного остекления окон (с одновременным применением принудительной вентиляции).

В общем случае методы снижения транспортного шума можно классифицировать по следующим трем направлениям: уменьшение шума в источнике его возникновения, включая изъятие из эксплуатации транспортных средств и изменение маршрутов их движения; снижение шума на пути его распространения; применение средств звукозащиты при восприятии звука.

Из трех основных видов транспорта автомобильный транспорт оказывает наиболее неблагоприятное акустическое воздействие. Автомобили являются преобладающим источником интенсивного и длительного шума, с которым ни в какое сравнение не идут никакие другие.

К числу указанных мер относятся улучшение конструкции дорог и их трассирования, регулирование транспортных потоков, применение экранов и барьеров, пересмотр общих концепций землеиспользования вблизи основных транспортных магистралей. Дополнительной мерой, которая применима ко всем видам транспорта, является улучшение проектирования и звукоизолирующих характеристик зданий для уменьшения шума внутри них.

Также можно добиться весьма существенного снижения шума для значительного числа людей путем создания объездных путей, специально рассчитанных на значительную интенсивность движения и ослабления напряженности транспортной сети, пронизывающей жилые кварталы. В крупных и небольших городах, где объездные пути еще не созданы, можно пойти на переключение движения транспорта в ночные часы на улицы, где расположены торговые предприятия.

Необходимость устройства дорогостоящих ограждающих конструкций с высокими звукоизоляционными характеристиками может быть сведена к минимуму, если форму и ориентацию здания спланировать с учетом воздействия шума со стороны дороги.

Железнодорожный транспорт в противоположность автомобильному и воздушному не развивается такими быстрыми темпами. Однако появились признаки того, что железные дороги начнут играть новую роль.

После внедрения скоростных поездов в Японии и Франции многие страны приняли решение об увеличении скорости движения поездов и объема пассажирских перевозок, обеспечив тем самым повышение конкурентоспособности железных дорог.

Расширение сети железных дорог и увеличение скорости поездов вызовут рост шума, возникнут связанные с этим проблемы защиты от него окружающей среды. Подобные ситуации уже возникли в Японии, где общественность протестовала против скоростных поездов.

Следствием этих протестов явилось решение Управления японских государственных железных дорог отложить строительство новых линий, ведущих к Токийскому аэропорту Нарита.

Рассмотрев проблему снижения уровня шума от железнодорожного транспорта, можно отметить, что использующиеся для этого методы либо малоэффективны, либо дорогостоящи. Решение проблемы сводится к вибро- и звукоизоляции зданий, расположенных наиболее близко к железнодорожным путям.

Авиаперевозки в последние десятилетия стали наиболее популярными как быстрый и удобный способ передвижения пассажиров и перемещения крупногабаритных грузов на большие расстояния.

Поэтому можно предположить, что количество аэропортов будет только расти, а следовательно – увеличиваться общий уровень шума от авиасудов.

Наиболее оптимальный способ снижения шума видится в создании новых, менее шумных, конструкций самолетов.

Закон о шуме

Каждый пятый житель большого города страдает от заболеваний, связанных с шумовым загрязнением. В домах, расположенных около крупных магистралей, уровень шума превышен на 20-30 Дб. Люди жалуются на громкие звуки, издаваемые стройками, вентиляцией, предприятиями, дорожными работами.

За городом жителям досаждают дискотеки и шумные компании, отдыхающие на природе. Чтобы защитить людей и дать им выспаться, в последние годы все чаще принимаются областные законы о тишине, регламентирующие время, в которое нельзя производить громкие звуки.

В будние дни это, как правило, период с 22 часов вечера до 6 часов утра, а в выходные – с 23 до 9 часов. Нарушители подвергаются административным наказаниям и крупным штрафам.Шумовое загрязнение окружающей среды в последние десятилетия становится самой актуальной проблемой мегаполисов.

Вызывает беспокойство снижение слуха у подростков и увеличение количества психических заболеваний у людей, работающих на производствах, связанных с сильным шумом.

Контрольные вопросы:

1.Что такое звук?

2.В каком диапазоне человеческое ухо может воспринимать звуки?

3.Скольки децибел не превышает природный шум?

4.Перечислите источники шумового загрязнения?

5.Перечислите методы снижения транспортного шума?

Источник: https://infourok.ru/prakticheskaya-rabota-po-ekologii-shumovie-zagryazneniya-1617894.html

Юриста совет
Добавить комментарий