Распространена ли амнистия на находящегося в колонии поселения участника ДТП со смертельным исходом?

На обсуждение: «Амнистия очистит колонии от водителей»

Распространена ли амнистия на находящегося в колонии поселения участника ДТП со смертельным исходом?

23:00, 14.04.2015

Масштабная амнистия в связи с 70-летием Победы позволит выйти на свободу десяткам тысяч водителей, устроивших тяжкие и смертельные аварии, в том числе в пьяном виде.

Таким образом, на свободе могут оказаться подавляющее большинство осужденных по «водительской» 264 статье УК РФ.

Петербургские байкеры обратились к Госдуме с просьбой внести в документ изменения, чтобы оставить хотя бы часть водителей-преступников за решеткой, пишет «Газета.ru».

Петербургские байкеры просят ограничить амнистию для водителей-преступников. Фото Reuters

В Петербурге местные байкеры собираются обратиться в Госдуму с просьбой ограничить действия предстоящей масштабной амнистии в связи с 70-летием Победы в ВОВ.

Согласно тексту постановления, внесенного в Госдуму президентом РФ, на свободу должны выйти все осужденные, совершившие преступления по неосторожности и получившие срок до пяти лет лишения свободы.

В отношении тех, кто уже находится под следствием, уголовные дела будут прекращены.

Таким образом, на свободу должны выйти подавляющее большинство осужденных по ст.

264 УК РФ (Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств), которая наказывает водителей, устроивших ДТП с тяжело ранеными и погибшими, в том числе в пьяном виде. Речь идет о десятках тысяч человек – только за год в России ст.

264 УК РФ осуждаются около 15 тысяч водителей, а в первой половине 2014-го — около пяти тысяч. И подавляющее большинство из них осуждены на срок до пяти лет лишения свободы.

В том числе должны покинуть колонии и фигуранты почти всех наиболее «громких» дел – депутаты, судьи, сотрудники правоохранительных органов и другие знаковые фигуры, к примеру скандально известный иеромонах Илия.

Более того, тем, кто получил за ДТП более пяти лет – речь идет об авариях с двумя и более погибшими (до семи лет лишения свободы), в том числе совершенными в пьяном виде (до девяти лет) — амнистия сократит срок на одну треть. А те, чьи уголовные дела по данным правонарушениям только рассматриваются, смогут рассчитывать на наказание до пяти лет лишения свободы.

Правда, всем амнистированным сохранят назначенный судом срок лишения водительских прав и сесть за руль сразу после освобождения они все-таки не смогут.

Петербургские байкеры из общественного движения «Мотосолидарность» собираются обратиться в Госдуму с просьбой ограничить действие амнистии.

«В прошлом году было несколько громких резонансных дел, исход которых заставил организаторов мотосообществ задуматься над тем, как изменить ситуация, когда виновники ДТП с летальным исходом фактически не несут ответственности.

Пока инициатива существует на уровне предложения – мы пытаемся привлечь внимание к проблеме, нам нужна поддержка на чиновников, которые могли бы внести законопроект в Госдуму и

Еще один координатор «Мотосолидарности» Андрей Кононов рассказал «Газете.Ru», письменное обращение сообщества, пока опубликованное только на сайте байкеров, будет направлено в нижнюю палату в ближайшие дни.

«Мы надеемся на то, что депутаты прислушаются к нам и смогут добиться внесения изменений в этот документ, — уточнил Кононов. – Хотя мы понимаем, что времени до подписания проекта постановления осталось совсем немного».

При этом активист подчеркивает, что у осужденных все равно есть законная возможность избежать наказания. «Для них все равно останется возможность выйти на свободу раньше срока – это возможно с согласия потерпевшей стороны», — отметил Кононов.

Председатель Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Михаил Федотов предложение сообщества мотоциклистов не поддерживает.

«Постановление об амнистии всегда предполагает определенный консенсус в обществе и компромисс между жертвой и тем, кто совершил преступление, — рассказал «Газете.Ru» Федотов. — А по логике активистов из мотосообщества, нужно полностью отменять амнистию для всех преступников, совершивших преступления по неосторожности, а не только для тех, кто осужден по 264-ой статье УК.

Председатель СПЧ отметил, что подобных предложений по поводу изменений в законопроекте будет поступать достаточно много. «Одни будут просить включить в амнистию какие-то категории осужденных, другие наоборот – исключить, — пояснил собеседник.

– Все предложенные депутатами поправки будут рассматриваться профильным комитетом при подготовке законопроекта ко второму чтению».

Не нашло понимания предложение активистов и у депутата Госдумы и лидера партии «Автомобильная Россия» Вячеслава Лысакова.

«Когда совершают преступление, об амнистии никто не думает, поэтому ее отмена для такой категории преступников не даст положительно эффекта, — считает Лысаков. – При этом для уголовно осужденных за преступления, совершенных по неосторожности, амнистия играет позитивную роль. Что касается примирения участников ДТП, то оно возможно только в том случае если пострадавший остался жив.

Даже в том случае, если человек стал инвалидом, он может простить виновника ДТП – это его личное дело. Но если человек погиб в аварии, родственники не имеют права прощать преступника – это аморально. Акт милосердия со стороны государства для совершивших преступление по неосторожности играет для уголовно осужденного позитивную роль. Это распространенная в большинстве стран практика».

Парламентарий также отметил, что существует и определенное количество ошибочно осужденных по этой статье водителей, для которых амнистия – единственный способ выйти из тюрьмы.

Председатель движения Автомобилистов России Виктор Похмелкин в свою очередь считает, что нельзя амнистировать водителей, из-за которых в ДТП погибли люди. «Вместо этого нужно более внимательно относиться к обеспечению наказания и по возможности не лишать преступников свободы.

У нас же сначала сажают всех подряд, а потом, когда тюрьмы переполняются, начинают выпускать по амнистии.

Кроме того, такие преступники могут выходить на свободу по условно-досрочному освобождению – и в этом случае есть какие-то объективные обстоятельства их выпускать, скажем, примерное поведение».

Правозащитник также отметил, что практически все осужденные по 264-ой статье УК РФ выйдут на свободу в случае принятия законопроекта.

«Если единственное условия амнистии заключается в пятилетнем сроке заключения, то на свободе окажутся практически все водители-убийцы, поскольку на срок более пяти-шести лет у нас сажают очень редко, — пояснил собеседник. — За последнее время я помню только один случай, когда водителю дали 8,5 лет – он в состоянии опьянения сбил на скорости 200 км/ч семерых человек на Минской улице в Москве– вот его не выпустят разве что».

Напомним, что последняя амнистия, затронувшая водителей, была совсем недавно. Ее объявляли в конце 2013-го года в честь 20-летия Конституции РФ. Тогда на свободу вышли только осужденные по ч.1 ст. 264 УК РФ, устроившие тяжелые аварии в трезвом состоянии и без жертв.

Источник: https://www.bnkomi.ru/data/doc/37989/

Виновников ДТП посчитали перед амнистией

Распространена ли амнистия на находящегося в колонии поселения участника ДТП со смертельным исходом?

Верховный суд (ВС) РФ подвел статистические итоги деятельности российских судов в 2014 году. В общей сложности по «водительской» 264-й статье УК РФ, которая включает в себя шесть различных составов правонарушений, было осуждено 11 696 человек. Этот показатель оказался значительно ниже предыдущего года — в 2013-м водителей-преступников было 15 267 человек.

Из них 4307 человек устроили тяжкие ДТП с ранеными и погибшими в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Этот показатель за год практически не изменился. Между тем ситуация может улучшиться по итогам этого года. С 1 июля будет введена уголовная ответственность за сам факт езды в пьяном виде. По замыслу властей это должно заставить водителей реже садиться за руль пьяными.

Кого осуждают за тяжкие ДТП

В отчете ВС содержатся подробные сведения о том, кто именно попадает на скамью подсудимых по данной статье. Так, среди 11 696 осужденных оказалось 793 женщины, в том числе 26 пенсионерок.

Что касается в целом возраста водителей-преступников, то среди них нашлось 63 подростка в возрасте 14–17 лет, что, впрочем, почти вдвое меньше, чем в 2013-м. А самая большая категория осужденных — 4895 человек — люди в возрасте 30–49 лет.

Под суд в прошлом году также пошли 217 граждан из стран СНГ и 89 представителей дальнего зарубежья. У семи человек какого-либо гражданство не оказалось вовсе.

Почти все осужденные являлись жителями того места, где и совершили тяжкое ДТП, хотя, к примеру, статистика сообщает, что на скамью подсудимых отправились и семь бомжей.

Подавляющее большинство виновников тяжких аварий — более 8 тыс. человек — имеют только среднее или среднее-специальное образование. Более тысячи человек, то есть каждый десятый, даже не смогли закончить среднюю школу.

За первые шесть месяцев 2014 года более 5 тыс. водителей был осуждены в России за тяжкие ДТП. Несмотря на то что количество аварий и смертей на… →

Неудивительно, что и среди профессий осужденных с огромным отрывом лидируют безработные (4479 человек, из которых официально безработными числятся лишь 60 человек) и представители рабочих специальностей (4623 человека).

Также в прошлом году под суд за ДТП попали 114 военнослужащих, пять адвокатов и нотариусов, 112 государственных и муниципальных чиновников, 99 сотрудников СКР, прокуратуры и других правоохранительных органов, что на 20 человек меньше, чем годом ранее.

При этом статистика, по всей видимости, не учитывает полицейских, которых увольняют со службы, как правило, сразу после инцидента и под суд они уже идут как безработные. Такая же практика широко распространена и при совершении преступлений сотрудниками других силовых ведомств и служащими.

Минувший год не изменил тенденцию предыдущих лет, согласно которой большинство осужденных за тяжкие аварии могут рассчитывать на значительно более мягкое наказание, чем это теоретически предусмотрено законом.

В статье 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств) во всех шести пунктах указывается, что все деяния совершены водителями по неосторожности, то есть неумышленно.

На мягкость судебной системы также серьезно влияет и отсутствие нижних границ наказания осужденных. Поэтому даже пьяные водители, совершившие ДТП с несколькими погибшими, получают в лучшем случае половину от максимально возможного срока, который, согласно п.

6, предусматривает до девяти лет лишения свободы.

Несправедливость ситуации наконец-то заметили и в Госдуме. Уже с 1 июля пьяным водителям, устроившим смертельные аварии, будет сложнее рассчитывать на небольшой срок — для них в УК появится четкая граница минимально возможного наказания.

По ч. 4 ст. 264 УК РФ (один погибший) будут давать не просто до семи лет лишения свободы, а уже от двух до семи лет, а по ч. 6 — от четырех до девяти лет.

Особенно гуманность российского правосудия видна при анализе каждого отдельного пункта ст. 264 УК РФ.

В 2013 году более 15 тыс. водителей были осуждены в России за тяжкие ДТП. Судебная статистика показывает, что виновники крупных автокатастроф, как… →

По ч.1 (ДТП с тяжело раненным, наказывается лишением свободы до двух лет лишения свободу) за решетку из 2803 осужденных попали всего 99 человек. Из них 80 получили наказание до года колонии, а остальные от одного до двух лет.

По ч. 2, которая наказывает за то же деяние уже пьяных водителей (до четырех лет лишения свободы), картина схожая. Из 2203 осужденных реальный срок получила лишь треть — 766 человек. Подавляющая часть осужденных получила не больше двух лет колонии и всего один (!) человек осужден на срок более трех лет.

По ч. 3, по которой судят трезвых водителей, устроивших смертельную аварию (до пяти лет лишения свободы), осуждены больше всего автомобилистов — 3941.

Здесь реальный срок в колонии получила уже почти половина подсудимых — 1848 человек. При этом половина из них — 926 человек сели всего на срок от одного до двух лет, а 325 человек осуждены на срок менее года.

Наказание в виде лишения свободы свыше трех лет получили всего 99 человек.

Пьяные водители, устроившие смертельные аварии (п. 4, до семи лет лишения свободы), уже, как правило, отправлялись за решетку — 1481 человек из всего 1843 осужденных отправились в колонию.

Здесь большая часть водителей получила всего от двух до трех лет колонии. При этом стоит отметить, что, как и в случае с ч.

3, по данной части почти всех осужденных направляли в колонии-поселения, где режим несопоставимо мягче по сравнению с обычной колонией.

Чаще всего избежавшим ответственности удалось примириться с родственниками погибших и пострадавших, благодаря чему из-за примирения сторон суд закрывает дело.

Лишь по самым тяжелым пунктам, за смертельные аварии с двумя и более погибшими, совершенные трезвыми (ч. 5) и пьяными водителями (ч. 6), закон более-менее строг, хотя и тут виновники получают значительно меньше, чем могли бы.

Реальные сроки здесь получает львиная доля осужденных, хотя даже за такие преступления некоторые умудряются избегать серьезного наказания — по ч. 5 таковых набралось 170 человек, и даже по ч.

6 шесть пьяных водителей избежали колонии.

В новом году в связи с принятием масштабной амнистии в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, под амнистию попадут почти все водители-преступники.

Масштабная амнистия в связи с 70-летием Победы позволит выйти на свободу десяткам тысяч водителей, устроивших тяжкие и смертельные аварии, в том числе… →

Согласно тексту постановления, принятому в конце апреля, на нее смогут рассчитывать все, кто совершил преступление по неосторожности и получил до пяти лет лишения свободы. Отдельные основания для выхода на свободу появятся и у отдельных категорий граждан, например пенсионеров, несовершеннолетних и других льготников.

Будут прекращены уголовные дела, еще не поступившие для рассмотрения в суд, а также на свободу смогут выйти уже осужденные водители, которым осталось сидеть менее года — таких окажется довольно много, учитывая небольшие сроки наказания.

В конечном итоге российские колонии будут практически очищены от водителей-убийц. На свободу не смогут выйти только виновники самых тяжелых аварий, а почти все, кто совершит ДТП в период действия акта амнистии, смогут на законных основаниях избежать наказания — в 2014 году лишь 127 приговоров водителям, то есть около 1%, предписывали наказание более пяти лет лишения свободы.

Источник: https://www.gazeta.ru/auto/2015/05/14_a_6686021.shtml

Скандальное ДТП попало под амнистию

Распространена ли амнистия на находящегося в колонии поселения участника ДТП со смертельным исходом?

Октябрьский районный суд Иркутска принял решение освободить по амнистии в честь 70-летия Победы от уголовного наказания Анну Шавенкову, которая пять лет назад устроила смертельное ДТП, вызвавшее огромный общественный резонанс.

«Принято решение об освобождении от наказания по амнистии к 70-летию Победы. Представление об освобождении Шавенковой было внесено ГУФСИН», — цитирует РИА «Новости» сотрудницу суда. О причинах, побудивших службу исполнения наказаний просить об амнистии, ничего не сообщается.

В областной прокуратуре поспешили заявить, что не станут обжаловать решение суда, так как согласны с ним.

Дочь иркутской экс-чиновницы Анна Шавенкова, задавившая двух женщин, снова получила отсрочку приговора на 13 лет, чтобы суметь воспитать ребенка… →

Таким образом, суд поставил точку в многолетнем скандале вокруг дочери секретаря областного избиркома, которая в конечном итоге не провела в заключении ни одного дня и выплатила пострадавшим лишь несколько сот тысяч рублей.

Напомним, что ДТП с участием Шавенковой, консультанта аппарата «Единой России» в областном заксобрании, произошло 2 декабря 2009 года.

Автомобиль Toyota Corolla возле здания Байкальского университета экономики и права вылетел на тротуар и буквально смял о крыльцо учебного заведения двух прохожих — сестер Юлию и Елену Пятковых.

От полученных травм 27-летняя Елена Пяткова скончалась, а 34-летняя Юлия стала инвалидом. По одной из версий, Шавенкова при перестроении перепутала педали газа и тормоза, после чего не справилась с управлением и вылетела с дороги.

Огромный резонанс авария вызвала из-за появившейся видеозаписи ДТП, которая зафиксировала полное безразличие дочери главы избиркома к пострадавшим.

После аварии Шавенкова вышла из машины и, не обращая никакого внимания на сбитых женщин, начала осматривать повреждения автомобиля, а затем звонить по мобильному телефону, причем даже не в «скорую». Врачей для пострадавших вызвали сотрудники университета, ставшие свидетелями аварии.

В ходе судебного процесса защита подсудимой пыталась доказать, что беременная Шавенковав в момент аварии не отдавала отчет своим действиям, но суд в конце концов признал ее вменяемой. В августе 2010 года последовал приговор, который шокировал не только родных сестер, но и многих юристов.

Ей дали три года в колонии-поселении, но судья тут же назначил ей рекордную отсрочку в 14 лет, отложив исполнение приговора до 2024 года из-за рождения у подсудимой ребенка.

Служителя Фемиды не смутило, что, таким образом, к моменту истечения отсрочки срок давности совершенного правонарушения фактически должен был истечь и никакая колония ей уже не грозила.

Дочь председателя облизбиркома, сбившая в Иркутске двух женщин, скорее всего, избежит реального наказания. Суд приговорил ее к трем годам… →

Вердикт суда удивил многих юристов. Как отмечал доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики МГИМО Александра Гриненко, УК РФ прямо указывает на то, что по достижении ребенком 14-летнего возраста суд может освободить осужденную от отбывания наказания или оставшейся его части либо заменить ее на более мягкий вид наказания.

«Как правило, отсрочка приговора, если человек за это время не совершает преступления, освобождает его от наказания. Отсрочка — это прямой путь, чтобы наказание не отбывать»,

— отмечал Гриненко. По его словам, в таких случаях реально обозначенное наказание фактически является условным.

Родные Пятковых, естественно, обжаловали приговор, и он из-за ряда нарушений, к их радости, был отменен.

Однако новый процесс в том же суде, но с новыми судьями обернулся для Шавенковой лишь смягчением наказания: 2,5 года колонии-поселения и вновь отсрочка до 2024 года.

При этом Шавенкова лишь на последнем заседании попросила прощения у родных погибших. «Глубоко раскаиваюсь. Извиняюсь перед потерпевшими», — кратко заявила она в своем последнем слове перед вынесением приговора.

В конечном итоге опасения защиты Пятковых полностью оправдались: благодаря широчайшей амнистии, под которую теоретически может попасть подавляющее большинство виновников смертельных ДТП, Шавенкова не только формально, но и официально может вздохнуть свободно.

Несмотря на заявление о раскаянии, подсудимая так и не встретилась с семьей Пятковых, а 300 тыс. руб. компенсации, которую она согласилась добровольно выплатить, передала им ее мать. Уже в 2012 году родственники Пятковых подали иск к Шавенковой о возмещении морального вреда, но вместо 2 млн руб.

суд постановил выплатить им всего 200 тыс.

«Я всегда говорил, что она не проведет ни дня в тюрьме.

Так оно и вышло. Как юрист я полагаю, что решение об амнистии нужно было бы принимать при взаимодействии с потерпевшими.

Если имеет место реальное примирение, то такое решение было бы оправданным», — цитирует «Иркутск Онлайн» защитника интересов пострадавшей семьи Виктора Григорова.

В интервью радиостанции «Говорит Москва» Григоров также отметил, что амнистия Шавенковой, по сути, не имеет никакого отношения к 70-летию Победы.

«Амнистия связана с 70-летием Великой Победы. Непосредственно в нашей семье участвовал в войне и погиб мой дед. У меня есть горечь от этой амнистии как у гражданина, как у человека, у которого в семье есть погибшие в этой войне. Не состыковываются сама по себе амнистия, связанная с победой, и это несправедливое решение», — отметил Григоров.

Верховный суд оставил в силе мягкий приговор Анне Шавенковой, сбившей в декабре 2009 года в Иркутске двух женщин. Ранее приговор оставил без изменений… →

«Амнистия дается людям, совершившим незначительные преступления, и они раскаялись в содеянном и возместили в полной мере вред потерпевшим. Здесь же она не выплачивает компенсацию, которую присудил суд.

О каком раскаянии в этом случае может идти речь? Раскаивается человек тогда, когда подтверждает свое раскаяние делами. Формально можно было сказать на суде, что она раскаивается.

Видимо, суду этого было достаточно», — прокомментировал «Иркутск Онлайн» решение об амнистии брат пострадавших — Дмитрий Пятков.

Напомним, что объявленная в честь 70-летия Победы широкая амнистия позволяет выйти на свободу виновникам неумышленных преступлений, к которым относится смертельное ДТП, чей срок осуждения не превышает пяти лет.

Глава президентского совета по правам человека Михаил Федотов, комментируя решение по Шавенковой, отметил, что амнистия не является избирательной.

«Амнистия распространяется на всех тех, кто подпадает под ее действие. Я понимаю, что кому-то может не понравиться, что под амнистию попала эта женщина. Кому-то не нравится, что под эту амнистию не попал другой человек. Но амнистия не вырезается маникюрными ножницами, амнистия распространяется на категории преступлений», — сказал Федотов.

Источник: https://www.gazeta.ru/auto/2015/05/25_a_6717273.shtml

Юриста совет
Добавить комментарий