Приватизация несовершеннолетних 1996г

Право ребенка на жилище

Приватизация несовершеннолетних 1996г

Жилищное законодательство довольно подробно регла­ментирует жилищные отношения с участием несовершенно­летних, предусматривая как меры их непосредственной защи­ты, так и порядок восстановления прав несовершеннолетних по владению, пользованию, распоряжению жилыми помеще­ниями.

Право на жилище – одно из важнейших социально-эконо­мических прав граждан России, закрепленное в Конституции (ст. 40), – развивается в жилищном законодательстве.

По мнению большинства ученых, право на жилище име­ет две составные части: во-первых, обязанность государства содействовать тому, чтобы каждый гражданин, в том числе и несовершеннолетний, был обеспечен жильем для постоянно­го проживания, во-вторых, гарантированная государством воз­можность пользоваться тем жилищем, которое у него имеется на данный момент по различным правовым основаниям.

Законодательное регулирование прав ребенка на жилище

В отношении несовершеннолетних жилищное законода­тельство устанавливает специальные правила для приобрете­ния права собственности на жилое помещение.

Так, в ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г.

N 1541-1 «О при­ватизации жилищного фонда в Российской Федерации» со­держится норма о том, что несовершеннолетние лица могут приобретать занимаемое жилое помещение в собственность (совместную, долевую) наряду с другими лицами, прожива­ющими в этом жилом помещении.

Причем жилые помеще­ния, в которых проживают исключительно дети в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родите­лей, усыновителей, опекунов с предварительного согласия органов опеки и попечитель­ства либо по инициативе этих органов.

Жилые помещения, в которых проживают ис­ключительно несовершен­нолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия законных представителей и органов опеки и попе­чительства.

Если ребенок находится в детском доме или ином воспитательном учреждении, его администрация, родители, усыновители либо опекун над его имуществом обязаны в тече­ние 6 месяцев со дня помещения несовершеннолетнего в ука­занное учреждение оформить договор передачи жилого поме­щения в его собственность.

Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают ис­ключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств местных бюджетов.

В обеспечение жилищных прав несовершеннолетних за­кон также закрепил правило, согласно которому приватиза­ция жилья может иметь место только при согласии всех со­вершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Помимо этого правило о получении согласия органов опеки и попечительства на отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи соб­ственника, закреплено в ст. 292 ГК РФ.

В данных документах содержится также положение о том, что копии договоров по отчуждению жилой площади должны представляться в орга­ны опеки и попечительства с момента выдачи разрешения на совершение сделки.

Не рекомендуется одобрять сделки, при которых производятся: покупка квартиры в рассрочку при одновременной продаже имеющихся в собственности жилых помещений, а также совершать сделки по залогу помещений в силу большого риска потери имеющейся площади; продажа жилых помещений, принадлежащих несовершеннолетним, находящимся в учреждениях для детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей, выпускников в возрасте до 18 лет либо проживающих в семьях опекунов (попечителей).

Следует отметить, что несовершеннолетние лица, в от­ношении которых родители лишены родительских прав, со­храняют право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением (ст. 71 СК РФ). Жилищным законодательством для реализации права ребенка на жилище установлены специальные правила, которые регулируют по­рядок и основания предоставления и приобретения жилых помещений

Вне очереди жилое помещение по договорам социаль­ного найма предоставляется детям-сиротам и детям, остав­шимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опе­ки (попечительства), а также по окончании службы в Воору­женных Силах РФ или по возвращении из учреждений, испол­няющих наказание в виде лишения свободы (ст. 57 ЖК РФ).

Законодательство по защите прав ребенка

Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учрежде­ниях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает для него возможность вести самостоятель­ный образ жизни (ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Россий­ской Федерации»).

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, приня­тые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке (п.

5 Правил пре­доставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 г. N 901).

При вселении ребенка в жилое помещение не требуется согласия наймодателя, нанимателя, а также граждан, посто­янно проживающих в жилом помещении. Вселение несовер­шеннолетних лиц в жилое помещение допускается без учета требований законодательства о норме общей площади жило­го помещения на одного человека (ст. 679 ГК РФ).

Не требуется согласия других членов семьи на вселение к родителям, про­живающим в жилом помещении в домах государственного и муниципального жилищных фондов, их детей, не достигших совершеннолетия (ст. 70 ЖК РФ).

Еще одной особенностью реализации права ребенка на жилище является установление положения о том, что члены семьи нанимателя (в том числе и ребенок), проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, выте­кающие из договора социального найма жилого помещения.

Однако в силу отсутствия полной дееспособности несовершен­нолетние дети нанимателя имущественную ответственность, вытекающую из договора найма жилого помещения, не несут (ст. 69ЖК РФ).

За малолетних в возрасте до 14 лет осуществляют жи­лищные права и несут обязанности их законные представи­тели (родители, усыновители, опекуны, приемные родители, учреждения, являющиеся опекунами).

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет приобретают и осуществляют жилищ­ные права и несут обязанности с письменного согласия закон­ных представителей, а в случаях, предусмотренных законом, – с согласия органов опеки и попечительства.

Так, с согласия родителей (лиц, их заменяющих) ребенок может совершить сделку, направленную на приобретение жилого помещения в собственность, а также заключить договор социального найма или найма (аренды) жилого помещения.

Договор социального найма или аренды может быть заключен с несовершеннолет­ним в случае смерти или выбытия нанимателя из жилого по­мещения. Ребенок может быть признан также сонанимателем жилого помещения (ст. 672, 677, 686 ГК РФ).

Самостоятельно приобретать и осуществлять жилищные права и нести обязанности ребенок может только в случае приобретения полной дееспособности в связи с вступлением в брак или в порядке эмансипации. Жилищным законодатель­ством в отношении отдельных категорий несовершеннолетних также предусматриваются льготы по пользованию жилыми помещениями.

По жилищным спорам интересы детей в суде защищают их законные представители без специальных полномочий. Эти лица не только обращаются в суд за защитой прав ребен­ка, но и осуществляют другие процессуальные права и обязан­ности, предусмотренные ст. 35 ГПК РФ.

По делам, связанным с нарушением прав ребенка на жилище, в необходимых случаях участвуют органы опеки и попечительства, а также прокурор. Участие органов опеки и попечительства предусмотрено, в частности, в случае, когда обжалуются их действия (ст. 2 За­кона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нару­шающих права и свободы граждан»).

Не исключается участие в суде и детей, если такое участие будет признано судом не­обходимым.

ЮСУФОВ Эльман Рафикович
магистрант Дагестанского государственного педагогического университета

БАГАТЫРОВА Мадинат Нажмутдиновна
старший преподаватель кафедры гражданского и уголовного права Дагестанского государственного педагогического университета

  

Источник: https://www.eurasialegal.info/index.php/2018-05-14-09-32-09/6989-2018-05-14-12-41-30.html

Апелляционное определение СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 22 апреля 2014 г. по делу N 33-3238/14 (ключевые темы: приватизация

Приватизация несовершеннолетних 1996г

Апелляционное определение СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 22 апреля 2014 г. по делу N 33-3238/14

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Поповой Н.П. ,

судей Сафроновой М.В. , Медведева А.А.

при секретаре Ретунской Н.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя истца Зуева М. В. – Сидоровой К. М.

на решение Усть-Калманского районного суда Алтайского края от 06 февраля 2014 года

по делу по иску Зуева М. В. к ФГУП “Новоталицкое” Российской академии сельскохозяйственных наук, территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом Алтайского края о признании права собственности на ? доли квартиры, исключении ее из реестра федерального имущества,

Заслушав доклад судьи Сафроновой М.В. , судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Согласно выписке из реестра федерального имущества квартира, расположенная по адресу “адрес” находится в федеральной собственности. Правообладателем объекта недвижимости является Федеральное государственное унитарное предприятие “Новоталицкое” Российской академии сельскохозяйственных наук. (л.д. 225 т.1)

Зуев М.В. обратился в суд с учетом уточнения с иском к ФГУП “Новоталицкое” Российской академии сельскохозяйственных наук, территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом Алтайского края, ссылаясь на то, что данная квартира была предоставлена его отцу Зуеву В.Ф.

по ордеру в 1983 году, в 1993 году приватизирована на состав семьи из четырех человек. На момент приватизации он являлся малолетним, проживал в квартире вместе с родителями Зуевым В.Ф. , Зуевой Н.М. и братом Зуевым А.В. Договор приватизации был зарегистрирован в исполкоме Сентелекского Совета народных депутатов ДД.

ММ.ГГ .

Кроме того, отцу Зуеву В.Ф. на основании постановления администрации с. Сентелек от ДД.ММ.ГГ . был передан в собственность земельный участок площадью 0,11 га для ведения личного подсобного хозяйства. Право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: “адрес” 2 с кадастровым номером *** , площадью 1100 кв.м было зарегистрировано за Зуевым В.Ф. ДД.

ММ.ГГ года. На основании договора дарения от 25.05.2012г. он является собственником земельного участка по указанному адресу.

В 2013 году, желая распорядиться принадлежащим ему на праве собственности недвижимым имуществом, он обратился в БТИ для получения копии документов на приватизацию, из которых узнал о расторжении договора приватизации на основании распоряжения *** от ДД.ММ.ГГ года.

Из полученных им архивных документов следует, что на основании ходатайства директора ОПХ “Новоталицкое”, заявления Зуевых распоряжением главы С. сельской администрации *** от ДД.ММ.ГГ был отменен п.67 решения Малого С. С. сельского С. от 02.08.1993г. и ОПХ “Новоталицкое” дано указание поставить данную ? часть жилого помещения на баланс.

Считает, что данное распоряжение является недействительным в силу его ничтожности, в 1998 году, законодательством не предусматривалось расторжение, а равно и отказ от приватизации, на расторжение договора приватизации с участием несовершеннолетних лиц не было получено разрешение органа опеки и попечительства. Кроме того, включение в реестр федеральной собственности спорной квартиры, расположенной на чужом земельном участке, противоречит требованиям ст.ст.260, 264 ГК РФ.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил признать за ним право собственности на ? доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: “адрес” 2, в “адрес” Алтайского края в порядке приватизации; обязать ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом Алтайского края исключить из реестра федерального имущества (запись *** от ДД.ММ.ГГ .) недвижимое имущество в виде ? доли в праве общей собственности на квартиру, расположенную по указанному адресу.

Решением Усть-Калманского районного суда Алтайского края от 06 февраля 2014 года в удовлетворении исковых требований Зуеву М.В. отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе представитель истца просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска.

В качестве оснований к отмене решения ссылается на несогласие с выводом суда об утрате Зуевым М.В. права собственности на долю в приватизированной квартире в результате расторжения договора приватизации, заключенного ДД.ММ.ГГ года, так как в соответствии с ч.2 ст. 3 Закона РФ от 04.07.1991г.

N 1541-1 “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” в редакции, действующей на момент расторжения договора, для совершения сделок в отношении приватизированных жилых помещений в которых проживают несовершеннолетние, требовалось предварительное разрешение органов опеки и попечительства. Такое разрешение при расторжении договора получено не было, в соответствии со ст. 174.

1 ГК РФ указанная сделка ничтожна. Норма ст. 173.1 ГК РФ, на которую сослался суд, в данном случае не применима. Кроме того, на момент расторжения договора ОПХ “Новоталицское” утратило право хозяйственного ведения на квартиру, в реестр федерального имущества квартира внесена ДД.ММ.

https://www.youtube.com/watch?v=aDaaCGZz-Ok

ГГ года, сведений о том, когда была квартира внесена в реестр муниципальной собственности и поставлена на баланс ОПХ “Новоталицкое” ответчиком не представлено и судом не истребовано. Также суд не обратил внимание, что согласно архивной копии Решения Малого С. С. сельсовета от 02.08.1993г.

спорная квартира в списках квартир, подлежащих приватизации значилась за N 167, в то время как распоряжением главы Сентелекской сельской администрации от 08.06.1998 года N3 отменен п. 67.

По мнению заявителя, указанное распоряжение противоречит закону, так как на момент издания распоряжения Закон “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” не содержал нормы о возможности расприватизации жилого помещения. В силу чего, указание в решении на необходимость оспаривания распоряжения, незаконно. Помимо прочего, указывает на то, что истец является собственником земельного участка по “адрес” 2, а ответчики в суд за решением об изъятии земельного участка и доли в квартире, принадлежащей Зуеву М.В. , не обращались.

В отзыве на апелляционную жалобу Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Алтайского края просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы.

В судебном заседании по рассмотрению апелляционной жалобы представитель Зуева М.В. – Сидорова К.М на доводах жалобы настаивала.

Представитель ФГУП “Новоталицкое” Российской академии сельскохозяйственных наук Вяткин Н.М. возражал против отмены решения.

Остальные лица, участвующие в деле, не явились, уведомлены надлежаще. С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии с ч.1 ст. 327-1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, семья Зуевых на основании решения С. С. народных депутатов от ДД.ММ.ГГ . *** и ордера *** занимала квартиру по “адрес” 1 в двухквартирном доме в “адрес” а, Алтайского края.

Решением Малого Совета Сентелекского сельского Совета народных депутатов Чарышского района от ДД.ММ.ГГ “О приватизации квартир по ОПХ “Новоталицкое” был утвержден список квартир, подлежащих приватизации по ОПХ “Новоталицкое”, в числе которого значилась “адрес” , предоставленная семье Зуева В.Ф.

По заявлению Зуева В.Ф. от ДД.ММ.ГГ между ОПХ “Новоталицкое” и Зуевым В.Ф. ДД.ММ.ГГ был заключен договор на передачу и продажу квартир в собственность (л.д.14), по условиям которого в собственность Зуева В.Ф. с учетом четырех членов семьи безвозмездно передана трехкомнатная квартира по адресу: “адрес” 1, общей площадью 64,5 кв.м., в том числе жилой – 47,0 кв.м.

Право собственности на квартиру в порядке приватизации было зарегистрировано за Зуевым В.Ф. , Зуевой Н.М. , Зуевым М.В. , Зуевым А.В. , что подтверждается регистрационным удостоверением (л.д.114).

Согласно справки администрации С. сельсовета *** от 21.10.2013г. (л.д.83) адрес: “адрес” 1 соответствует адресу: “адрес” 2, номер дома и квартиры изменены на основании постановления администрации Сентелекского сельсовета от ДД.ММ.ГГ . *** “Об упорядочении нумерации домов в селах администрации сельсовета”.

Впоследствии по заявлению родителей истца Зуева В.Ф. , Зуевой Н.М. , действующей также в интересах своих несовершеннолетних детей – Зуева М.В. , Зуева А.В. от ДД.ММ.ГГ о расторжении договора приватизации на ? часть жилого дома (л.д. 12 т.

2) и на основании ходатайства директора ОПХ “Новоталицкое” (л.д.10 т.1), главой С. сельской администрации ДД.ММ.ГГ было вынесено распоряжение об отмене п.67 решения Малого С. С. сельского С. от ДД.ММ.

https://www.youtube.com/watch?v=aDaaCGZz-Ok

ГГ , в части включения в список квартир, подлежащих приватизации, квартиры по “адрес” 1, в связи с улучшением Зуевыми жилищных условий (л.д.11 т.1).

Спорное жилое помещение поставлено на баланс ОПХ “Новоталицкое”, и в настоящее время числится в реестре федерального имущества, закреплено на праве хозяйственного ведения за ФГУП “Новоталицкое” Российской академии сельскохозяйственных наук.

В силу п. 1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Согласно п.1 ст.452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той форме, что и договор, если из законов, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.

При наличии на регистрационном удостоверении отметки о расторжении договора приватизации, заверенной печатью Чарышского БТИ, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что право собственности Зуева М.В. на спорное жилое помещение прекратилось, так как имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о расторжении договора приватизации по соглашению сторон, что не противоречит положениям ст. 450 ГК РФ.

Доводы апелляционной жалобы о том, что для расторжения договора требовалось предварительное разрешение органов опеки и попечительства, при отсутствии такого разрешения сделка по расторжению договора ничтожна по основаниям, предусмотренным ст. 174.1 ГК РФ судебная коллегия отклоняет.

Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/123436247/

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. N 8

Приватизация несовершеннолетних 1996г

Обзор документа

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. N 8″О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации”

(в редакции от 21 декабря 1993 г.)

25 октября 1996 г., 6 февраля 2007 г., 2 июля 2009 г.

Учитывая, что при применении Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” (с изменениями, внесенными Законом Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 1541-ФЗ, Федеральными Законами от 11 августа 1994 г. N 26-ФЗ, от 28 марта 1998 г. N 50-ФЗ, от 1 мая 1999 г.

N 88-ФЗ, от 15 мая 2001 г. N 54-ФЗ, от 20 мая 2002 г. N 55-ФЗ, от 26 ноября 2002 г. N 153-ФЗ, от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ, от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ и от 29 декабря 2004 г.

N 189-ФЗ) у судов возникли вопросы, требующие разрешения, Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет дать судам следующие разъяснения:

1. В соответствии со ст. 22 ГПК РФ и ч. 3 ст.

8 Закона Российской Федерации “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” судам подведомственны дела, возникающие в связи с осуществлением и защитой прав граждан при приватизации занимаемых ими жилых помещений (в том числе забронированных) в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд (жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений).

2. Учитывая, что в связи с отказом в приватизации занимаемого гражданином жилого помещения между ним и местной администрацией, предприятием, за которым на праве полного хозяйственного ведения закреплен, или учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд, возникает спор о праве гражданском, он разрешается судом по правилам искового производства.

Поскольку в указанном случае предметом спора является имущество, которое не подлежит оценке при передаче его в собственность граждан в порядке бесплатной приватизации, государственная пошлина при подаче таких заявлений должна взиматься в размере, предусмотренном подпунктом 3 пункта 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ для исковых заявлений, не подлежащих оценке.

Исковые заявления лиц, претендующих на приватизированное жилое помещение по мотиву принадлежности этого помещения наследодателю, в том числе и в случае, когда приватизация не была надлежащим образом оформлена при жизни наследодателя, оплачиваются государственной пошлиной, исходя из действительной стоимости помещения, по поводу которого возник спор, определяемой на время предъявления иска (подпункт 1 пункта 1 ст. 333.19 названного Кодекса).

3.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” право на бесплатную приватизацию жилья имеют только граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд, реализуемое на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Однако, если установленный иными актами порядок приватизации жилья противоречит названному выше Закону, в том числе принят с превышением полномочий органов, издавших такой акт, необходимо руководствоваться положениями этого Закона.

4. Решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст.

18 Закона Российской Федерации “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” (в редакции Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 г.

) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст. 18 названного Закона (в редакции Закона от 23 декабря 1992 г.

), поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулировавшее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения. Это положение не должно применяться, если правопреемники, изменившие форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, на свои средства построили либо приобрели незаселенное жилое помещение, которое впоследствии явилось предметом спора о приватизации, в том числе и после введения в действие ст. 18 Закона Российской Федерации “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” (в редакции закона от 23 декабря 1992 г.).

5.

Требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную). При этом за гражданами, выразившими согласие на приобретение другими проживающими с ними лицами занимаемого помещения, сохраняется право на бесплатное приобретение в собственность в порядке приватизации другого впоследствии полученного жилого помещения, поскольку в указанном случае предоставленная этим лицам ст. 11 названного Закона возможность приватизировать бесплатно занимаемое жилое помещение только один раз не была реализована при даче согласия на приватизацию жилья другими лицами.

6. В случае возникновения спора по поводу правомерности договора передачи жилого помещения, в том числе и в собственность одного из его пользователей, этот договор, а также свидетельство о праве собственности по требованию заинтересованных лиц могут быть признаны судом недействительными по основаниям, установленным гражданским законодательством для признания сделки недействительной.

7. Поскольку несовершеннолетние лица, проживающие совместно с нанимателем и являющиеся членами его семьи либо бывшими членами семьи, согласно ст. 69 Жилищного кодекса РФ имеют равные права, вытекающие из договора найма, они в случае бесплатной приватизации занимаемого помещения наравне с совершеннолетними пользователями вправе стать участниками общей собственности на это помещение.

Учитывая, что в соответствии со ст.ст.

28 и 37 ГК РФ опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать некоторые сделки, в том числе влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав, а попечитель давать согласие на совершение таких сделок, отказ от участия в приватизации может быть осуществлен родителями и усыновителями несовершеннолетних, а также их опекунами и попечителями лишь при наличии разрешения указанных выше органов.

8. Исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации”, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст.ст.

7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).

Однако если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу, необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.

9. Ставшие собственниками приватизированного жилого помещения граждане вправе владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению, не нарушая при этом прав и охраняемых законом интересов других лиц (ст. 30 Жилищного кодекса РФ и ст. 209 ГК РФ).

10. Продажа одним из участников общей долевой собственности на приватизированную квартиру своей доли постороннему лицу возможна лишь при условии, если остальные сособственники откажутся от осуществления права преимущественной покупки либо не осуществят это право в течение предусмотренного ст. 250 ГК РФ срока.

11. Согласно ст.ст. 246, 253 ГК РФ мена (обмен) переданного в порядке приватизации в общую собственность граждан жилого помещения возможна только с согласия всех участников общей собственности.

12.

Выдел участнику общей собственности на приватизированное жилое помещение, представляющее собой отдельную квартиру, принадлежащей ему доли допустим, если имеется техническая возможность передачи истцу изолированной части не только жилых, но и подсобных помещений (кухни, коридора, санузла и др.), оборудования отдельного входа. При отсутствии такой возможности суд вправе по просьбе истца определить порядок пользования квартирой.

13. Утратил силу.

Обзор документа

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/10001517/

Положение 4 Примерное положение о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации

Приватизация несовершеннолетних 1996г

Примерное положение о бесплатной приватизации

жилищного фонда в Российской Федерации

(Утверждено решением коллегии Комитета РФ по муниципальному хозяйству

от 18 ноября 1993 г. № 4)

1. Настоящее Примерное положение устанавливает основные правила передачи в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда, обслуживания и порядок содержания и ремонта приватизированного жилья в соответствии с Законом Российской Федерации “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации”.

2. Основными принципами приватизации государственного и муниципального жилищного фонда являются:

добровольность приобретения гражданами жилья в собственность;

бесплатная передача гражданам занимаемых ими жилых помещений;

гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения только один раз.

3. Передача гражданам в собственность квартир в домах государственного и муниципального жилищного фонда производится с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, в том числе временно отсутствующих, за которыми в соответствии с законодательством сохраняется право пользования жилым помещением.

Граждане, забронировавшие занимаемые жилые помещения, осуществляют приватизацию жилья по месту бронирования жилых помещений.

По желанию граждан жилые помещения передаются им, в порядке приватизации, в общую собственность (совместную или долевую) всех проживающих в них граждан либо в собственность одного или части из них в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением.

При этом за гражданами, не участвующими в приватизации занимаемого жилого помещения и выразившими согласие на приобретение в собственность жилого помещения другими проживающими с ними лицами, сохраняется право на бесплатное приобретение в собственность, в порядке приватизации, другого впоследствии полученного жилого помещения.

Несовершеннолетние лица, проживающие совместно с нанимателем и являющиеся членами его семьи либо бывшими членами семьи, наравне с совершеннолетними пользователями вправе стать участниками общей собственности на это помещение.

Отказ от включения несовершеннолетних в число участников общей собственности на приватизируемое жилое помещение может быть осуществлен опекунами и попечителями, в том числе родителями и усыновителями несовершеннолетних, только при наличии разрешения органов опеки и попечительства.

4. Граждане, ставшие собственниками жилых помещений, владеют, пользуются и распоряжаются этими помещениями по своему усмотрению, вправе: продавать, завещать, сдавать в аренду, совершать с ними иные сделки, не противоречащие Закону.

Собственники приватизированных жилых помещений являются совладельцами либо пользователями внеквартирного инженерного оборудования и мест общего пользования дома.

Продажа одним из участников общей долевой собственности принадлежащей ему доли постороннему лицу возможна лишь при условии, если остальные собственники откажутся от осуществления права преимущественной ее покупки.

5. Передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется:

соответствующим представительным или исполнительным органом власти;

предприятием, за которым закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения;

учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд.

6. Переход государственных и муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, на приватизацию жилья.

Это положение не должно применяться, если правопреемники изменивших форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений на свои средства построили либо приобрели незаселенное жилое помещение, которое впоследствии явилось предметом спора о приватизации.

7. Для приобретения в собственность жилого помещения в порядке приватизации граждане представляют следующие документы:

заявление (заявления) на приватизацию занимаемого жилого помещения, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи нанимателя (приложения 1, 2);

документ, подтверждающий право граждан на пользование жилым помещением;

справку, подтверждающую, что ранее право на приватизацию жилья не было использовано;

в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящего Примерного положения, документ органов опеки и попечительства.

8. Не подлежат приватизации:

жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, коммунальных квартирах, в домах закрытых военных городков, служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий к ним приравненных, а также жилые помещения в специализированных домах.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и коммунальных квартир. Приватизации в этом случае подлежит квартира в целом при волеизъявлении всех нанимателей жилых помещений в коммунальной квартире с согласия совершеннолетних членов их семей на приватизацию.

9.

Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” и настоящим Примерным положением. При этом за наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

10. Собственник может передать другому лицу свои правомочия владения, пользования и распоряжения жилым помещением, использовать его в качестве предмета залога, продавать, дарить, завещать, а также совершать в отношении принадлежащего ему жилого помещения иные действия, не противоречащие закону.

11. Собственник жилого помещения вправе произвести обмен этого жилого помещения на другое, занимаемое по договору найма или аренды.

При этом право собственности на это жилое помещение передается нанимателю или арендатору жилого помещения в домах государственного, муниципального или общественного жилищного фонда, а бывший собственник приобретает права и обязанности, вытекающие из договора найма или аренды. Обмен жилых помещений оформляется в установленном порядке.

Собственник жилого помещения может произвести обмен его на жилое помещение, принадлежащее на праве собственности другому лицу, по договору мены в соответствии с нормами гражданского законодательства.

Мена (обмен) переданного в порядке приватизации в общую собственность граждан жилого помещения возможна только с согласия всех участников общей собственности.

12.

Прекращение права собственности, помимо воли собственника, не допускается, за исключением случаев обращения взыскания на это жилое помещение по обязательствам собственника, в случаях и в порядке, предусмотренных законодательными актами, принудительного отчуждения имущества, которое не может принадлежать данному собственнику в силу закона, реквизиции и конфискации, а также в других случаях, прямо предусмотренных законодательством.

13. Решение вопроса о приватизации жилья должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.

Гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений, если приватизация данного жилого помещения не противоречит Закону.

Соблюдение установленного порядка соответствующим органом представительной власти оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан.

14. Передача жилья в собственность граждан оформляется договором передачи (приложение 3), заключаемым местной администрацией, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность, в порядке, установленном соответствующим представительным органом власти. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента регистрации договора в местной администрации.

Если гражданин, подавший заявление о приватизации жилья, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в его собственность либо до регистрации такого договора, то это обстоятельство не может служить основанием к отказу в удовлетворении требований наследников, если наследодатель выразил при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано. В случае возникновения спора по поводу наследования жилого помещения вопрос решается в судебном порядке.

15. При переезде в другое жилое помещение и заселении его по договору найма или аренды граждане имеют право на приватизацию этого жилья при условии расторжения договора передачи в собственность, в порядке приватизации, ранее занимаемого помещения.

16. Пользование земельными участками, на которых размещены приватизированные жилые дома и придомовые территории, осуществляется в порядке и на условиях, установленных нормами Земельного законодательства.

17. Владение, пользование и распоряжение общей долевой собственностью производится по согласию всех ее участников. В случае разногласия порядок владения, пользования и распоряжения определяется по иску любого из участников.

Каждый участник общей долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

18. Собственники жилых помещений обязаны соблюдать Правила пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории. Несоблюдение собственником этих правил влечет ответственность в установленном порядке.

Собственники жилых помещений, расположенных в домах – памятниках истории и культуры, обязаны также соблюдать законодательство по охране памятников истории и культуры.

19. Предоставление гражданам посреднических услуг по приватизации жилья может осуществляться специальными агентствами (бюро), действующими на хозрасчетной основе (Типовое положение об агентствах (бюро) утверждено постановлением коллегии Госкомитета РСФСР по жилищно-коммунальному хозяйству 18.10.91 г. № 7).

Гражданин, желающий приобрести в собственность занимаемое жилое помещение, подает заявление в агентство (бюро), которое берет на себя организацию всего процесса приватизации жилья, включая сбор необходимых документов (пункт 7 настоящего Примерного положения).

20. Обслуживание и ремонт приватизированного жилья осуществляется с обязательным соблюдением единых правил и норм эксплуатации и ремонта жилищного фонда на условиях, установленных для домов государственного и муниципального жилищного фонда, за счет средств их собственников.

Оплата расходов, связанных с обслуживанием и ремонтом приватизированных жилых помещений производится собственниками по ставкам, установленным для обслуживания государственного и муниципального жилищного фонда.

21. Собственники квартир, расположенных в домах государственного и муниципального жилищного фонда, обязаны участвовать в общих расходах по обслуживанию и ремонту строения, его инженерного оборудования и придомовой территории пропорционально доле занимаемой площади в этом доме, что должно быть предусмотрено договором передачи квартир в собственность.

В переходный период формирования рынка жилья для собственников приватизированных квартир, участвующих в общих расходах, связанных с обслуживанием и ремонтом всего дома и оплатой коммунальных услуг, сохраняются те же условия оплаты, что и для нанимателей жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда. При этом должен быть учтен порядок перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг, определенный постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 935.

22. и ремонт жилого дома в целом осуществляются жилищными ремонтно-эксплуатационными государственными и муниципальными предприятиями, обслуживающими этот дом до начала приватизации квартир, кроме тех квартир, собственники которых избрали иные организации для обслуживания этих квартир.

Собственники жилых помещений вправе самостоятельно определять организацию для обслуживания этих помещений, включая жилищные ремонтно-эксплуатационные предприятия, кооперативы, частные фирмы и иные субъекты хозяйствования.

При этом жилищные ремонтно-эксплуатационные предприятия не вправе отказать собственникам приватизированных жилых помещений в содержании и ремонте принадлежащего им жилья.

23. Взаимоотношения между собственниками жилых помещений и предприятиями, осуществляющими работы по содержанию и ремонту жилищного фонда, основываются на договорных условиях (приложение 4 и 5).

24. При объединении собственников жилых помещений могут образовываться товарищества собственников жилых помещений по содержанию и ремонту жилых домов.

Порядок и условия организации товариществ устанавливаются учредительным договором, уставом товарищества и Положением о товариществах собственников жилых помещений в многоквартирных домах по содержанию и ремонту жилых домов (кондоминиумах).

См. Федеральный закон от 15 июня 1996 г. № 72-ФЗ “О товариществах собственников жилья”

25. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилья он вправе обратиться в суд.

Источник: http://www.gosthelp.ru/text/Polozhenie4Primernoepoloz.html

Юриста совет
Добавить комментарий