Правомерность работников ГИБДД

«Думал, такого беспредела у нас не будет»

Правомерность работников ГИБДД

О скандальной погоне за нарушителем в Набережных Челнах стало известно благодаря видеозаписи, снятой на регистратор одной из машин.

Очевидцы запечатлели, как инспекторы ГИБДД в ожидании нарушителя, за которым уже велась погоня, перекрывают ему дорогу с помощью «живого щита». Для этого полицейские жезлом заставили водителя одной из фур встать поперек дороги.

При этом свою собственную служебную машину с включенной мигалкой гаишники припарковали чуть в стороне — если бы нарушитель пошел на таран, ей бы ничего не угрожало.

Чтобы закрыть прореху между фурой и стоявшим в стороне полицейским автомобилем, один из гаишников решил использовать стоявшую в образовавшемся заторе «Газель». Он приказал водителю съехать с трассы, а затем жезлом, словно дирижерской палочкой, показывал, как водителю нужно припарковаться. Помочь ему закрыть «окно» решил и водитель фуры, по команде гаишников сдавший чуть назад.

Однако в момент приближения нарушителя, когда гаишники побежали к эпицентру событий, перекрывший дорогу грузовик вновь проехал чуть вперед. Этим и воспользовался нарушитель на Mitsubishi Lancer, который спокойно проехал в образовавшееся «окно». Вслед за ним устремились преследовавшие его машины ДПС.

Жертвы «живого щита», устроенного на МКАД сотрудниками ДПС, так и не получили от московских властей внятных объяснений того, почему их машины были… →

Лихача в конце концов задержали. Им оказался 21-летний житель Подмосковья по фамилии Маврин. Мировой суд арестовал его на пять суток за оставление места ДТП. Кроме того, как сообщает местное издание «БИЗНЕС Online», на Маврина составлено более 20 административных материалов.

В частности, водителю иномарки вменяют неповиновение законным требованиям сотрудников ГИБДД, выезд на встречную полосу движения и другие нарушения, что грозит ему не только штрафами, но и почти гарантированным лишением прав.

Остается неясным, совершил ли нарушитель ДТП уже в процессе погони, задев кого-то в «живом щите», или же инцидент произошел еще до этого.

Как стало известно «Газете.Ru», в МВД по Татарстану уже изучают обстоятельства случившегося.

«По данному факту проводится служебная проверка, в ходе которой будет установлено, превышали ли инспекторы ДПС свои полномочия, действительно ли создали из гражданских автомобилей «живой щит», чтобы задержать нарушителя», — заявила «Газете.Ru» начальник пресс-службы республиканского МВД Ирина Нижельская.

Между тем источник «БИЗНЕС Online» в МВД республики считает, что использовать словосочетание «живой щит» в данном случае некорректно.

«Живой щит» — это когда перекрывают движение гражданскими машинами, ставя их поперек движения, подвергая таким образом опасности как жизни людей, так и их транспортные средства. В данном случае такого не было, дорогу перекрывали фурой. Был создан затор, какие бывают повсеместно в часы пик», — заявил источник.

Разобраться с гаишниками, подвергшими опасности рядовых водителей, потребовали и в местном отделении Федерации автовладельцев России. Активисты уже направили жалобу в прокуратуру.

«Меня эта ситуация крайне возмутила, — рассказал «Газете.Ru» автор обращения Рамиль Хайруллин. —

Думал, что такого беспредела у нас в регионе никогда не будет. Дело в том, что я общался с местными гаишниками после того, как «живой щит» был выставлен в Москве на МКАД, — все они тогда жестко раскритиковали действия коллег из столицы. А теперь вот сами поступили аналогично».

Сотрудники ГИБДД в очередной раз использовали так называемый «живой щит», пытаясь задержать неадекватного мигранта на люксовой Audi A8. На… →

Собеседник отмечает, что инспекторы ДПС, перекрыв проезжую часть гражданскими машинами, нарушили закон «О полиции». «У полицейского есть обязанность охранять жизнь и имущество граждан, — говорит Хайруллин.

— Организовав «живой щит», инспекторы поставили под угрозу жизнь водителей и пассажиров и сохранность их транспортных средств. При этом место, где гаишники пытались перекрыть дорогу, — трасса, с которой и сворачивать-то особо некуда.

Поэтому инспекторы вполне могли бы преследовать нарушителя, ну а если им и хотелось перекрыть дорогу, то они могли бы сделать это с помощью своих патрульных автомобилей».

Упомянутый Хайруллиным инцидент на МКАД остается самым скандальным случаем применения «живого щита». Ночью в октябре 2014 года на МКАД для задержания мигранта на люксовой Audi A8 с поддельными номерами они перекрыли движение, фактически поставив водителей под удар.

Нарушитель смог прорвать кордон и, повредив восемь машин, продолжил движение. При этом массовая авария не попала в отчеты ГИБДД, прибывшие же на место ДТП другие сотрудники заявляли, что никакого «живого щита» не было, а перекрытие трассы они назвали «фейком».

В конечном итоге ущерб пострадавшим автомобилистам так никто и не возместил.

Источник: https://www.gazeta.ru/auto/2016/01/22_a_8035043.shtml

8 новых прав инспектора ГИБДД, которые не понравятся водителям

Правомерность работников ГИБДД

Правила работы сотрудника ГИБДД переписаны в пользу инспекторов Александр Кулаковский © URA.RU

На следующей неделе, 20 октября, вступают в силу новые правила для сотрудников ГИБДД. Административный регламент — документ внутренний, но коснется всех водителей — по сути, это инструкция для инспекторов, как вести себя с водителями. Что меняется для автомобилистов и к чему теперь нужно быть готовым при встрече с инспектором на дороге, разбиралось «URA.RU».

Тормозить водителей, где угодно

Новый административный регламент для инспекторов вступит в силу 20 октября

Александр Мамаев © URA.RU

Одно из главных нововведений — сотрудники ГИБДД cмогут останавливать автомобили для проверки в любом месте. Это означает, что они вправе следить за дорожным движением как угодно: на стационарном посту, в автомобиле и даже без патрульной машины. Однако каждый сотрудник выбирает место не по собственному усмотрению, а исключительно по приказу своего начальника.

Представитель одного из региональных управлений ГИБДД напоминает, что сейчас инспекторам запрещено останавливать автомобили вне стационарных постов.

По его словам, зачастую этим запретом пользовались автолюбители, настроенные на конфликт: «Сразу включали камеру, начинали задавать вопросы — дескать, на каком основании вы меня останавливаете? Это приводило к конфликтам, которых теперь не будет — останавливать можно будет всех подряд и везде».

Собеседник «URA.RU» пояснил: у каждого экипажа при себе находится специальная маршрутная карта, в которой прописано, где конкретно полицейские должны нести службу. Убедиться в правомерности работы экипажа водитель может, позвонив в дежурную часть ГИБДД.

Засады в кустах

Засады сотрудников ГИБДД, описанные в многочисленных анекдотах, отныне легализуют. С одной стороны, в регламенте отмечается: «Патрульная машина должна быть всегда отчетливо видна издалека всем участникам дорожного движения».

Однако в документе прописаны и послабления: если ведется фото- и видеофиксация нарушений, а также на аварийных участках дорог автомобиль ДПС может быть замаскирован при помощи естественного рельефа в местах с ограниченной видимостью.

В частности, прятаться разрешено за поворотами, пригорками и объектами дорожной инфраструктуры.

Засады ГИБДД теперь стали легальными

Владимир Жабриков © URA.RU

Председатель московского областного отделения Комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров считает, что этот вопрос не столь принципиален. «Если человек едет с соблюдением ПДД, то ему все равно, где припаркован патрульный автомобиль — в кустах или же стоит прямо на дороге», — пояснил он «URA.RU».

«Отстегните права!»

При остановке инспектор вправе потребовать у водителя предъявить документы. Теперь их нужно будет показывать не только без обложки, как предусмотрено сейчас, но и без «удерживающих устройств»: речь идет, в частности, о железных цепочках, которыми некоторые водители привязывают права, чтобы инспектор не забрал их для проверки в патрульную машину.

«Многие водители действительно поступают именно так — в прямом смысле пристегивают свои права. Когда просишь их передать документы, они просто ухмыляются в ответ — так я же передал, смотрите. Это какая-то глупая игра слов, вот от нее и решили избавиться», — пояснил «URA.RU» инспектор ГИБДД в одном из российских регионов.

Снимать на камеру водителя

В регламенте закреплена и новая норма, согласно которой инспекторы смогут использовать «специальные технические средства» (в первую очередь — камеры), принадлежащие не только государству, но также и «муниципальным органам, общественным объединениям и организациям».

Снимать «гаишников» на видео теперь будет нельзя

Николай Бастриков © URA.RU

Как заявляют в ГИБДД, такая поправка необходима в связи с тем, что в некоторых регионах автоматические камеры принадлежат частным компаниям, как, например, в Москве и Московской области. В Ульяновской области обслуживание комплексов видеофиксации возложено на городские власти, то есть Госавтоинспекция имеет к ним опосредованное отношение.

Запрет на троллинг инспектора

В новом регламенте убрали норму, разрешающую съемку инспекторов ГИБДД. Если раньше сотрудник автоинспекции был не вправе запрещать съемку, то сейчас он просто может сказать: «Не снимайте меня, я против». В таком случае гражданин обязан убрать видеокамеру.

Если водитель не послушает инспектора, ему грозит привлечение по статье 19.3 КоАП РФ — «Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции», что влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

«Это важное изменение, которое означает, что действия сотрудников ДПС, в том числе, и неправомерные, нельзя будет фиксировать.

Думаю, в этом во многом виноваты сами водители, которые долгие годы в 90% случаев занимались откровенным троллингом инспекторов на дорогах. Теперь этому положен конец», — пояснил «URA.RU» глава Федерации автовладельцев России Сергей Канаев.

Многие положения нового регламента — на руку сотрудникам ДПС

Вадим Ахметов © URA.RU

Выйти из машины по первому требованию

Согласно новому регламенту, инспектор вправе попросить водителя выйти из автомобиля в случае обнаружения признаков опьянения или болезненного состояния. Проще говоря, водитель обязан выйти всегда, когда этого потребует гаишник. Он также должен будет сесть в патрульный автомобиль, если блюститель порядка этого захочет.

Как будут работать с пьяными водителями

Отдельным пунктом в регламенте прописано, что основанием для проведения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения являются запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожи лица, поведение, не соответствующее обстановке. При этом перед освидетельствованием сотрудник полиции обязан отстранить водителя от управления в присутствии двух понятых или с применением видеозаписи.

Если медосвидетельствование в больнице покажет, что автомобилист трезв, то инспекторы будут обязаны вернуть его обратно к своей машине.

Инспекторам разрешили курить

В новом регламенте отсутствует запрет на курение при общении инспектора с водителем.

Отметим, что в августе стало известно, что инспекторам ГИБДД собираются запретить курить и грубо выражаться в ходе разговора с участниками дорожного движения.

Соответствующая инициатива содержалась в версии регламента, опубликованной на портале нормативно-правовых актов. Однако из финальной версии документа запрет на курение в присутствии водителя исчез.

Источник: https://ura.news/articles/1036272606

«Я просто не хочу попасть в этот «живой щит»

Правомерность работников ГИБДД

Владимирец Александр Акопов рассказал, почему решил собирать подписи горожан под коллективным обращением на имя областного прокурора с просьбой разобраться с инцидентом с «живым щитом» в Юрьевце

Генеральный директор ООО «АВИ Стандарт» Александр Акопов составил текст коллективного обращения на имя прокурора Владимирской области Игоря Пантюшина с требованиями разобраться с инцидентом в районе поста ДПС в Юрьевце, произошедшем вечером 9 февраля. Напомним, сотрудники ГИБДД приняли решение остановить лихача с помощью «живого щита» – инспекторы перекрыли дорогу автомобилями частных лиц. Нарушителя в Юрьевце задержать не удалось (его поймали только в черте Лакинска). За время погони ущерб был нанесён четырём транспортным средствам. 11 февраля суд назначил волгоградскому таксисту (его имя не разглашается) административное наказание в виде 7 суток ареста.

Александр Акопов

Копия коллективного обращения будет направлена и начальнику УГИБДД УМВД по Владимирской области Александру Новикову.

Александр Акопов просит всех неравнодушных граждан подписаться под жалобами — для этого можно в рабочее время в ближайшие два-три дня прийти в офис «АВИ Стандарт» на улице Гражданская, 1а (остановка «Студёная гора»). По состоянию на 14:30 11 февраля подписи поставили около 10 человек.

В частности, в жалобе указано, что после инцидента «возникли сомнения в профессионализме и правомерности действий» инспекторов, которые «поставили под угрозу не только транспортные средства граждан, а также жизни людей»:

«Сотрудниками ГИБДД не были надлежащим образом предупреждены проезжающие мимо водители и иные лица о готовящемся задержании нарушителя. Сотрудники просто стали останавливать проезжающие мимо автомобили под соответствующим углом относительно направления движения в целях преграждения участка дороги, в результате чего создавать опасность для дальнейшего движения и создания аварийной ситуации, в результате которой могли появиться пострадавшие и жертвы. Ничего неподозревающие и неосведомленные о произошедшем водители выполняли требования сотрудников ГИБДД о необходимости остановки в указанных местах на дороге… Считаем, что сотрудниками ГИБДД были совершены незаконные и недопустимые действия поскольку они не могли подвергать опасности жизнь и здоровье людей, а также сохранности их имущество».

В обращении задаются несколько вопросов, в частности, о том, почему лихач из Волгограда не был остановлен с помощью спецсредств, и как быть с возмещением ущерба?

Александр Акопов также указал, что, по его мнению, действия инспекторов могут идти вразрез с рядом норм, регламентирующих их деятельность:

«Сотрудники ГИБДД должны при осуществлении любых своих действий прежде всего следить за обеспечением безопасности жизни и здоровья граждан. Поэтому использование гражданских автомобилей в качестве заслона для дальнейшего движения правонарушителя недопустимо и противоречит закону, тем более если в автомобилях находятся люди, которым может угрожать реальная опасность. В данном случае на проезжей части должны были быть размещены либо служебные автомобили, либо грузовые, либо иная специальная техника или специальные средства, которые бы ограничили движение правонарушителя без создания опасности иным лицам и участникам движения. Также не понятно по какой причине не было применено огнестрельное оружие для остановки автомобиля нарушителя на протяжении всего участка погони».

Областного прокурора Игоря Пантюшина и начальника регионального управления ГИБДД Александра Новиков просят: «прокомментировать законность и профессионализм в действиях сотрудников ГИБДД по отношению к иным участникам дорожного движения»; «провести проверку в отношении всех сотрудников, принимавших участие в задержании нарушителя, по результатам чего дать всем надлежащую оценку»; принять меры по возмещению ущерба.

В беседе с Зебра ТВ Александр Акопов рассказал, что решил написать жалобы, так как эта история «возмутила его до глубины души». При этом он подчеркнул, что это – его собственная инициатива.

В эмоциональном монологе активист высказал претензии не только к ГИБДД, но и к ряду других государственных и социальных институтов.

При этом Акопов заявил, что он не жаждет крови, а просит дать объективную оценку инциденту.

Вот, что он сказал дословно, с незначительными сокращениями.

«Мне лично, лично мне [пришла в голову эта идея]. Это — моя личная инициатива; я просто неравнодушный человек. Я увидел с утра в воскресенье [9 февраля] вот эту историю, она меня возмутила прямо до глубины души. И когда люди говорят, что он ещё из Гороховца ехал… Расстояние понятно, да? Там есть пост один, где Ковров; соответственно, я могу предположить, как нормальный человек, что его можно было остановить раньше, до Владимира, и это нужно было сделать — не пускать его в город. Может, он едет с оружием? Может, он едет с бомбой и хочет взорвать? Да всё, что угодно может быть! Но они не нашли ничего лучше, как сделать это, закрывшись людьми. А если бы он был с бомбой, реально? А если бы он вышел и начал во всех стрелять от нечего делать? Это — вопиющая ситуация! И, естественно, мне пришло в голову написать заявление в компетентные органы. Потом я подумал, что зная, как они реагируют на обращения от единственного лица, придать этому характер массовости. Я хочу — просто банально — не попасть в этот “живой щит”. Я сам езжу за рулём, у меня есть семья, дети, родственники, мать, и я не хочу оказаться через два-три месяца вот в этом “живом щите”, зная, что у инспекторов есть всё, чтобы остановить этого нарушителя на протяжении всего пути его следования. У них есть много всего. Цель моя такова, чтобы этого больше не происходило, а всё было нормальным, цивилизованным образом, в соответствии с законом, но не таким способом. Я не призываю ни к каким дисциплинарным мерам, это — не моя компетенция. Это — компетенция правоохранительных органов, пусть они сами это расследуют и в рамках закона устанавливают виновных и делают соответствующие выводы. Я хочу предотвратить данные происшествия в дальнейшем, чтобы такого больше никогда не было. Каким образом? Сейчас — таким. Пускай об этом узнают люди, пускай об этом говорят на данный момент. Вот даже после [трагедии в] «Зимней вишни» [в Кемерово] резонанс произошёл, некоторые выводы сделали, правда, кто-то не сделал. Но, опять же, я хожу лично и делаю замечания людям, чтобы они убирали машины от пожарных выходов, и так далее. Я вот у себя в голове выводы сделал: я не хочу сгореть заживо или вытаскивать своего ребёнка оттуда головешкой. Я не хочу попасть в этот “живой щит”. Я не хочу, чтобы инспектора стояли за углом и прятались, и ждали, пока человека собьют, чтобы потом выскочить и выписать штраф. Я не хочу, чтобы скорая ехала по шесть часов к моему больному отцу. Я не хочу звонить первого числа в полицию, но не смог дозвониться — у меня есть записи, я не могу туда дозвониться по телефону 102. Никто не берёт трубку: 101 — берут, 103 — берут, 102 — не берут. Почему это происходит? Я знаю телефон дежурной части в Фрунзенском районе и я звоню туда напрямую, но 102 — никто не берёт [трубку]. А в это время кого-то убивают. У меня супруга сидит — она 102 будет звонить, так как она не знает телефон дежурной [части] наизусть, а я знаю. Мне оставить супругу одну с ребёнком, когда к ней будет ломиться пьянь, которая внизу живёт, и к которой они едут по два часа? Мы работать будем или нет? Или мы будем за всех — за полицию, “живым щитом” [стоять]? Скоро встанем вот так, и вместо того, чтобы зарабатывать деньги – а я работаю с детьми по линии своего фонда, тренирую их по футболу, заниматься ещё вот этим?! Мне вот это не надо! Я хочу жить в нормальном государстве. Мы все — нормальные люди, и мы все можем призвать наши власти к порядку и к соблюдению закона, и чтобы это работало. А не так — “живой щит” из людей… Пожарные коек-как работают, сами видите, и так далее… Скорая — мы видим, как Минздрав работает, миллион жалоб, вы видите, что пишут — не едет скорая к людям, я это на себе знаю – к отцу моему не едут. Шесть часов они не едут, [а у него] высокое давление. Куда я только не звонил… Мне ещё петиции по этим поводам собирать?! Мне надо этого — я работать тогда не будут а только будут заниматься петициями. И кто-нибудь ко мне придёт и скажет: «Тебе чего больше всех надо, что ли»? Да, мне – надо! Я — неравнодушный. А не дико ли ждать в кустах, когда ребёнка собьют, а потом выпрыгивать и говорить [«нарушаете»]?! А они стоят за кустами эти постовые; их нет в городе! Пьяные ездят у нас в городе! Вот на дискотеках, в злачных местах — пьяные, накуренные, обдолбанные! Хоть один пост там есть? Нет! Где они стоят? Стоят на “Буревестнике”, стоят на Гастелло за углом… Они стоят за углам, прячутся, тем более, что им официально разрешили. Они не занимаются охранной деятельности, они занимаются написанием протоколов. Жалуются мне в очных беседах, что они должны кормить свои семьи… Ну так уйдите! Идите лучше на рынок, и кормите свои семьи! Или кирпичи разгружайте, но не делайте то, чем вы не хотите заниматься, когда вас заставляют. Вот и всё. За 170 километров не остановить машину? «Шкоду Рапид»?! При наличии спецсредств?! Я простой человек, и я понимаю прекрасно, почему они не применяли спецсредства: потому что им надо будет писать бумажки. Они боятся писать бумажки, а мы – не боимся, и мы будет писать, и будем разбираться по закону. Вчера, чтобы разбавить обстановку, я [в группе «Подслушано Автомобилистов Владимир] выставил фотографию [из фильма] “Операция Ы”, помните — там “живой щит” с Вициным, Никулиным и Моргуновым? Я выставил с таким текстом, что “«Живой щит» — во всех СМИ страны”, имея в виду актуальность темы. А “Подслушано [Автомобилистов] Владимир”, где вот этот лось нарисован с рогами, они под моим именем, под вот этой фотографией, под моей фразой добавили ещё текст, в котором написано, что приедет комиссия из Москвы, полетят шапки и так далее. Я увидел это, я чуть не побелел: я к этому не призываю, ни к каким шапкам, ни к каким вот этим все делам. Нет! Я призываю разобраться. Вообще-то, этот пост был для того, чтобы людей чуть-чуть успокоить, но под моей фамилией было написано, что шапки [полетят]. Я час упрашивал человека, чтобы он убрал из-под моей фамилии эти слова! Час! Он написал мне: “Моё право, что хочу, то и пишу”. То есть, завтра он напишет “Путин – вор”, и будет внизу моя фамилия?! Он не имеет на это права, у меня есть вся переписка с ним. Вот так они разжигают! Вот так они будут разжигать, когда будут говорить, что не сто детей погибло, а триста детей; говорить, что это теракт по поводу того, когда взорвался дом [в Магнитогорске]! Вот эти ребята, которые сидят, админы – к ним нужно пристально особо относиться, потому что они владеют массами, там — 90 тысяч подписчиков. И вот 90 тысяч увидели под моей фамилией, что я призываю, чтобы тут шапки полетели. Я к этом не призываю; я хочу разобраться. Если кто-то виновен, то пусть ответит; невиновен, так положено — пусть люди знают, что рано или поздно они должны будут поставить свои машины и разбежаться по щелям в поисках убежища, чтобы в них не влетел какой-то неадекватный человек, вот и всё… Представляете, вы стоите, у вас там жена и ребёнок сзади, и в вас летит какой-то человек. Какими словами вы будете разговаривать? Мы даже представить не можем ощущения человека, который видит всё это и не знает, что будет в следующий момент. И это всё было сделано на посту ДПС?»

Александр Акопов допускает, что ему может «прилететь» за излишнюю активность. Но он готов к такому развитию событий:

«Мне почти 35 лет, я, наверное, осознаю то, что может быть, так ведь? Соответственно, я готов. Моё дело — правое! А там посмотрим».

Добавим, что вокруг истории с «живым щитом» в Юрьевце происходят странные вещи. В частности, с подачи федерального канала РЕН-ТВ, местные фрилансеры, по сути, занялись провокацией — выступили организаторами развития этой новости, а не её наблюдателями.

Так, «продюсер федеральных каналов» во Владимирской и Ивановской области Александр Иванов, связанный со студией «Новый день», опубликовал во «ВКонтакте» пост, в котором призвал всех, кому есть что сказать, собраться 11 февраля в 14:00 у областной филармонии, чтобы высказаться «на камеру».

Он прямо пояснил, что «заказчик» действия – «телеканал РЕН-ТВ». В итоге в назначенное время на месте оказалось больше журналистов, чем тех, кто участвовал в инциденте — пришёл только один молодой человек, который не захотел показывать своё лицо.

А потом выяснилось, что он в «живом щите» не был, а просто является, с его слов, одним из администраторов в группе «Подслушано Автомобилистов|Владимир». Кстати, продюсер Александр Иванов на месте почему-то говорил, что съёмка ведётся для Первого канала.

Источник: https://zebra-tv.ru/novosti/jizn/ya-prosto-ne-khochu-popast-v-etot-zhivoy-shchit/

«Тормозят всех подряд». Водители жалуются на частые проверки ГИБДД :

Правомерность работников ГИБДД

Полномочия инспекторов ДПС останутся неизменными — МВД отклонило идеи начальника административно-правового управления ведомства Дмитрия Газизова о передаче сотрудникам ГИБДД права лишения водительского удостоверения без суда и отказе от административного ареста в пользу превентивного задержания нарушителей на 48 часов.

Споры о возможностях и правах сотрудников ГИБДД возникают регулярно, но больше всего претензий у автомобилистов — к остановкам для проверки документов. Водители жалуются, что сотрудники ГИБДД устраивают засады, тормозят машины без повода и подолгу проверяют документы, хотя вроде бы не имеют права делать это вне стационарных постов.

Больше всего неудобств испытывают водители каршеринга.

Например, один из пользователей форума каршеринга пожаловался на вынужденный простой по вине сотрудников ГИБДД: «Утром спешил в аэропорт, остановили для проверки, причем там уже стояло несколько каршеров.

Пока гаишники разбирались со своим планшетом, потерял 10 минут и чуть не опоздал на самолет. Фактически они выставили меня на лишние сто рублей, потому что машину я не переводил в режим ожидания».

«Каждый день стоят на выезде»

Простые автомобилисты тоже недовольны проверками. «Каждый день стоят на выезде из района и тормозят всех подряд под выдуманными предлогами. Пробивать документы могут по 15 минут, уже замучили этими проверками», — написал в один из столичных автомобилистов.

Возмущенные автомобилисты ссылаются на запрет остановки для проверки документов вне стационарных постов, который действует с 2009 г., но юрист Сергей Смирнов объясняет, что никакого запрета давно нет, да и раньше инспекторы без труда его обходили, называя в качестве причины остановки проведение спецоперации или наличие ориентировок на похожий автомобиль.

«В старом регламенте была фраза, что останавливать автомобили для проверки документов разрешается только на стационарных постах.

Любой сотрудник ГИБДД руководствуется законом о полиции, он может в принципе в любом месте остановить, сослаться на какие-то мероприятия типа «Перехват» или «Антитеррор».

Сотрудники ГИБДД этот пункт обходили, потому что наличие спецоперации проверить невозможно физически», — рассказал Смирнов.

 РБК

Случаев вопиющего нарушения регламента инспекторами не смог припомнить даже координатор сообщества «Синих ведерок» Петр Шкуматов. «Остановили, проверили документы — можешь спокойно ехать дальше.

Они всегда называют причины остановок, и ты никак не проверишь, действительно ли есть ориентировка или спецоперация. Не вижу проблем, если у водителя все в порядке.

У людей возникали проблемы на знаменитом посту в Кущевке, но там было другое — незаконные обыски с подбросом наркотиков и предложением решить вопрос на месте. Это уже был просто криминал», — вспомнил Шкуматов.

Запрет на проверку документов вне постов был мотивирован тем, что под видом сотрудников ДПС на дорогах часто стояли ряженые мошенники, а у настоящих инспекторов не было нужной для проверки документов техники.

Сейчас экипажи оснащены подключенными к сети планшетами и могут провести проверку в любом месте, поэтому с октября 2017 г. действует обновленный Административный регламент МВД по надзору за дорожным движением, в котором этот запрет отменен.

Изменения попытался обжаловать в суде один из автомобилистов, но Верховный суд подтвердил их правомерность.

Другое дело, что остановить без причины инспектор формально не имеет права, говорит Смирнов: «Если ты ничего не нарушал, нет ориентировок или нет необходимости привлечения понятого, зачем останавливать? Тут уже есть повод для разбирательства, но кто будет этим заниматься? Если все в порядке, проще показать документы и ехать дальше».

Какие есть причины для остановки

Официально в списке причин для остановки автомобиля, помимо нарушения, содержится еще десяток пунктов.

Остановить могут в случае, если у полицейских есть информация о причастности водителя к правонарушению, ориентировки на поиск автомобилей с какими-либо внешними признаками, информация о розыске автомобиля, необходимость опроса водителей и пассажиров о ДТП, свидетелями которого они стали, привлечение их в качестве свидетелей или понятых и при ограничениях движения.

 РБК

Кроме того, сотрудники полиции вправе привлечь водителя для оказания помощи другим участникам движения или даже использовать его автомобиль. Проверить наличие ориентировок можно, позвонив дежурному местного отдела ГИБДД, но получить достоверную информацию получится не всегда.

При остановке автомобиля инспектор должен представиться и сообщить причину остановки. Формально проверка должна проводиться в минимально короткие сроки, но время не регламентировано, поэтому жаловаться можно лишь на необоснованное затягивание времени проверки или составления протокола.

«Сотрудник обязан называть причину остановки: либо обнаружение правонарушения, либо сообщение о том, что нужно проверить такой-то автомобиль, либо что-то произошло и необходимы какие-то процессуальные действия. Просто так проверка документов не предусмотрена, это некий сопутствующий фактор каких-либо других действий», — объяснил Сергей Смирнов.

Водитель не обязан покидать автомобиль, однако сотрудник ГИБДД может попросить его выйти в ряде случаев. Например, для прохождения освидетельствования на состояние опьянения, при проведении досмотра, сверки номеров агрегатов машины, для устранения неисправностей или нарушений при перевозке груза либо в случае, когда водитель своим поведением создает угрозу безопасности инспектора.

 РБК

Помимо пункта о запрете проверки документов вне стационарных постов, из обновленного регламента убрали прямое разрешение на фото- и видеосъемку сотрудников ДПС, но на деле она и не требовалась, пояснил Сергей Смирнов.

Фото- и видеофиксация действий сотрудников полиции разрешены законодательно, и единственное ограничение состоит в том, что при проведении съемки водитель не должен препятствовать выполнению сотрудником полиции его служебных обязанностей.

Практику остановки для проверки документов Петр Шкуматов считает абсолютно нормальной: «Полиция так работает везде в мире. А как иначе им выполнять свою работу, если у них нет права проверять документы?»

Источник: https://www.autonews.ru/news/5d15a2da9a79478d099e339c

Юриста совет
Добавить комментарий