Правомерность действий налогового инспектора

Разбираем особенности допроса в налоговом органе. Часть 1

Правомерность действий налогового инспектора

«Приглашаем на рабочую встречу (беседу; комиссию по легализации налоговой базы; сверку расчетов…» – всех вариантов, каким образом налоговый орган приглашает налогоплательщика, не перечислить.

Но есть один, о котором стоит поговорить отдельно, – это допрос свидетеля.

Вопросов, возникающих в голове, немало:  «А стоит ли идти на допрос?», «А надо ли брать с собой адвоката?», «А что будет, если не пойти» и т.д.

Внешне допрос часто ничем не отличается от обычной приятной «беседы», однако именно протокол допроса имеет силу доказательства в налоговой проверке. 

Самое время напомнить, что написанное пером зачастую не получается «вырубить» ни деревообрабатывающим инструментом, ни иными доказательствами, опровергающими такие показания.

Предлагаем разобрать вопросы, возникающие сразу после получения повестки на допрос. Хотя, а обязательно ли должна быть повестка…?

Обязаны ли сотрудники налоговых органов вручить повестку?

Зависит от того, будет ли свидетель приглашен в налоговый орган или налоговый инспектор планирует провести допрос в помещении самого налогоплательщика или вовсе на улице.

В первом случае, очевидно, что свидетеля надо как-то пригласить, и ФНС РФ рекомендует это делать повесткой. Но налоговый инспектор может и сам прийти к свидетелю, тогда отсутствие повестки не является нарушениемПостановлении Арбитражного суда Уральского округа от 20.10.2016 № Ф09-9287/16 по делу № А76-26441/2015.

Где может проводиться допрос свидетеля?

Каких-либо ограничений по тому, где может проводиться допрос свидетеля, НК РФ не содержит. 

Налоговый инспектор вправе «подкараулить» свидетеля на выходе с работы, на лестничной площадке, на лавочке в парке – где угодно.

А что, если повестка была направлена, но не была получена вызываемым лицом?

Возможность привлечения лица к ответственности за неявку, либо уклонение от явки на допрос будет зависеть не только от самого факта получения или неполучения повестки, но от причин, из-за которых повестка не была получена.

Если имело место объективное препятствие, не позволившее получить повестку, например, повестка была направлена налоговым органом, однако по вине почты корреспонденция доставлена не была, то вызываемое лицо к ответственности привлечено не будет.

Если же повестка не была получена, например, потому, что человек не проживает по месту регистрации, то неполучение повестки не будет признаваться судом в качестве уважительной причины неявки на допрос.Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 04.05.2016 по делу № 33а-2144/2016.

Напомним, что при направлении повестки по почте заказным письмом такое письмо считается полученным на шестой день со дня отправки заказного письма.п. 4 ст. 31 НК РФ

Могут ли вызвать на допрос по телефону?

Налоговый инспектор при наличии телефона физ. лица может позвонить ему и пригласить явиться в инспекцию для проведения допроса. Но в этом случае обязанности по явке в налоговый орган не возникает.

Может ли налоговый инспектор провести допрос дистанционно по телефону, либо по видео-конференц связи?

Иногда сотрудники налоговых органов просят ответить на интересующие их вопросы по телефону или с помощью современных средств связи. Показания, полученные в результате такого разговора, не будут признаваться судами надлежащим доказательством по делу.

Так, например, Суд не принял в качестве доказательства Письмо Оперативного управления Службы экономической безопасности ГУВД по г.

Москве в качестве надлежащего доказательства, представленного налоговым органом, поскольку изложенная в письме информация получена от физических лиц в телефонной беседе, налоговый орган указанных лиц для допроса в качестве свидетелей не вызывал, а потому такое письмо признано не соответствующим требованиям ст. 90, 99 НК РФ.

В данном примере сведения от физических лиц были получены в ходе оперативно-розыскных мероприятий, однако считаем, что такой подход  будет справедливым и по отношению к мероприятиям налогового контроля.

Кого могут вызвать для дачи свидетельских показаний?

“…любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля”. Подпункт 12 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 90 НК РФ

Ключевыми словами тут являются «любое физическое лицо».

Состав лиц, которых нельзя допрашивать, ограничен п. 2 ст. 90 НК РФ только двумя категориями лиц:

  1. Лица, которые не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля (дети в возрасте до 14 лет, глухие, слепые, глухонемые, психически нездоровые лица, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения).

  2. Лица, получившие сведения о налогоплательщике в связи с исполнением профессиональных обязанностей, и на такие сведения распространяется режим профессиональной тайны (адвокаты, аудиторы, нотариусы, и даже врачи и священнослужители).

Допрос может быть только в рамках налоговой проверки ?

Можно ли проводить допрос до проверки, во время ее приостановления и после окончания?

НК РФ вновь не дает однозначного ответа. 

В июле 2013 года вышло Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.2013 № 57, в котором были даны следующие пояснения (п. 26, 27 Постановления): 

  • проводить допрос можно до момента начала налоговой проверки;
  • во время приостановления налоговой проверки проводить допрос сотрудников налогоплательщика не допускается, но только на территории самого налогоплательщика;
  • при этом, во время приостановления проверки, допрос возможен вне территории налогоплательщика.

Что касается проведения допросов после окончания налоговой проверки, то в судебной практике подходы разные, но можно выделить следующие тенденции:

  • протокол допроса, составленный после окончания проверки, но до вынесения решения, не является надлежащим доказательством, если налогоплательщик не был с ним ознакомлен.Постановление АС ВСО от 01.11.2018 № Ф-02-5141/2018 по делу № А33-32012/2017 Можно продолжить рассуждения: если свидетель был ознакомлен с протоколом, то такой протокол допускается в качестве доказательства;

Источник: https://www.taxcoach.ru/taxbook/osobennosti_doprosa_v_nalogovom_organe_1

Налоговые споры (налоговые правонарушения) – Консалтинговая Группа ЛАЛ

Правомерность действий налогового инспектора

Налоговики довольно часто видят множественные налоговые правонарушения там, где их нет. Это приводит к возникновению налоговых споров. Как правило, основными их причинами являются необоснованные действия налоговых органов или их бездействие, например: – Необоснованный отказ в возмещении НДС;

– Привлечение к налоговой ответственности по результатам налоговой проверки;

– Необоснованная блокировка расчетного счета; – Выставленное официального требование об полной уплате налогов, пени, штрафных санкций; – Необоснованное списание суммы налогов с расчетного счета вашей организации; – Уклонение от ответов на официальные письма, заявление или запросы налогоплательщика.

Привлечение к налоговой ответственности производится в соответствии со строго установленной (определенной) процедурой.

Даже довольно формальное несоблюдение представителями власти в лице налоговой инспекции четких правил налогового контроля, при котором и происходит выявление налоговых правонарушений, может являться основанием для отмены налоговой ответственности и успешной защиты прав налогоплательщика налоговыми адвокатами.

Наиболее серьезными нарушениями со стороны налоговых органов считаются: Привлечение к юридической ответственности при нарушении установленного порядка и условий налогового контроля, нарушение установленных сроков, нарушение прав налогоплательщика. Все это исключает возможность привлечения к налоговой ответственности. Это положение, приведенное ранее, подтверждается в статье 101 НК РФ, в которой должным образом утверждается, что несоблюдение налоговиками требований производства по выявленным налоговым правонарушениям является основанием для отмены налоговой ответственности. Налогоплательщик не может быть юридически привлечен к налоговой ответственности пока данное правонарушение не будет доказано в суде. При этом неоходимо доказать факт налоговых правонарушений обязаны представители налогового органа. При полном отсутствии вины налогоплательщика, истечения срока определения давности налогового правонарушения или отсутствии события налогового правонарушения налогоплательщик не может быть привлечен к налоговой ответственности. Защита собственных прав налогоплательщиков осуществляют наши налоговые адвокаты и юристы по налоговому праву. Сотрудники Консалтинговую Группу «ЛАЛ» (налоговые адвокаты, юристы и специалисты по налогам) имеют успешный опыт защиты налогоплательщиков в спорах с налоговыми органами г. Челябинска и Челябинской области. Специалисты компании имеют большой успешный опыт по представлению интересов налогоплательщиков в налоговых спорах и судебных инстанциях, в том числе в процессе исполнительного производства.

В рамках осуществляемой досудебной защиты мы специализируемся на оказании следующих услуг для наших клиентов:

1. Сопровождение налоговой проверки На этом этапе наши специалисты проведут анализ правомерности действий и требований налоговых инспекторов при осуществлении камеральной или выездной налоговой проверки, информируют налогоплательщика о его правах и законных возможностях, полномочиях налогового органа, подскажут, как действовать в той или иной сложной ситуации, окажут помощь в подготовке соответствующих документов и пояснений.

2. Анализ акта налоговой проверки и решений налогового органа

Мы проведем углубленный всесторонний анализ вашего акта налоговой проверки и/или решений (действий, бездействия) налоговых органов на предмет их обоснованности, правомерности и возможности оспаривания. Нашим клиентам представляется подробный отчет о правомерности либо неправомерности акта (решений, действий, бездействия), где в частности, будет отражено мнение наших специалистов о перспективах его дальнейшего обжалования.

3. Возражения на акт налоговой проверки

На этом очень важном этапе мы осуществляем тактическую подготовку и детальное обоснование возражений на акт налоговой проверки и представительство клиента при рассмотрении ее материалов (ст. 101 НК РФ). По нашему багатому опыту на этом ключевом этапе возможно разрешить подавляющее большинство спорных вопросов. В юредических возражениях приводится четкая и правовая аргументация со ссылками на нормы законодательства, подтверждающая правомерность действий налогоплательщика с приложением необходимых документов (в случае необходимости), судебная практика, а также разъяснения госорганов, подтверждающие его позицию. Апелляционное обжалование судебного решения налогового органа в вышестоящем налоговом органе.С первого января 2009 года решение государственного налогового органа о привлечении к налоговой ответственности может быть обжаловано в судебном порядке лишь после его обжалования в вышестоящем налоговом органе (п. 5 ст. 101.2 НК РФ). Стадия досудебного урегулирования налогового спора имеет огромное значение в плане его благоприятного окончания. Поэтому осознанное игнорирование данной стадии работ, обсолютно формальный подход к ней абсолютно неверны, а во многих случаях приведут к конечному проигрышу дела уже в арбитражном суде. Судебная защита законных интересов и прав налогоплательщика в судах. Защита интересов и прав налогоплательщика в судебном порядке является последним этапом урегулирования налогового спора. Представление юридических интересов наших клиента в органах судебной власти — по сути, полное переложение ответственности за ведение судебного налогового спора на нас. Мы полностью исходим из того, что наше активное участие должно разрешать проблемы, а не создавать дополнительные.

Наши специалисты представляют интересы клиента, обращаясь в арбитражный суд со следующими заявлениями:

– О признании незаконными решений официального налогового органа (о привлечении к налоговой ответственности, отказе (частичном отказе) в возмещении НДС, взыскании налога, приостановлении операций по счетам в банке и т.д.); – О признании недействительными иных нормативных актов налогового органа (требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа); – О признании полностью незаконными действий (бездействия) официального налогового органа (должностного лица налогового органа); – Об обязании официальных должностных лиц налогового органа обязательно выполнить установленные налоговым законодательством обязанности, от выполнения которых они уклоняются, либо устранить нарушения прав и законных интересов налогоплательщика; – О возврате из государственного бюджета сумм излишне уплаченных налогов, незаконно взысканных налоговыми органами сумм недоимок, пеней и штрафов, начислении и взыскании процентов на эти суммы за несвоевременный возврат и др.

Источник: https://www.uca-74.ru/nalogovye-spory.html

Налоговые споры

Правомерность действий налогового инспектора

Налоговые споры – защита интересов налогоплательщиков в суде и в досудебном порядке. 

Наши налоговые юристы владеют всеми тонкостями российского налогового законодательства, а также опытом их использования на практике, всей базой судебно-арбитражной практики, на которую можно ссылаться в рамках конкретного налогового спора, имеют большой опыт урегулирования споров с налоговыми органами в досудебном порядке, а также в арбитражных судах различных уровней (первой, апелляционной и кассационной инстанциях), по спорам различных категорий (спорам по вопросам права, по вопросам факта, по процедурным вопросам).

Оказывая услуги по защите интересов клиента, мы стараемся выработать индивидуальный подход, в зависимости от целей и задач, поставленных перед нами. Идеи, примененные нами в налоговом арбитраже имеют значение не только для конкретного клиента, но и нашли свое отражение в научных статьях, то есть показали свою значимость и для неограниченного круга лиц.

Досудебная защита прав и законных интересов налогоплательщика

Наш опыт досудебной (внесудебной) практики по защите прав и законных интересов клиентов в области налоговых спорах насчитывает более 5 лет. В рамках досудебной защиты мы специализируемся на оказании следующих услуг: 

Сопровождение налоговой проверки

На этом этапе наши специалисты проведут анализ правомерности действий и требований налоговых инспекторов при осуществлении камеральной или выездной налоговой проверки, информируют налогоплательщика о его правах и законных возможностях, полномочиях налогового органа, подскажут, как действовать в той или иной сложной ситуации, окажут помощь в подготовке соответствующих документов и пояснений.

Анализ акта налоговой проверки и решений налогового органа

Мы проведем всесторонний анализ акта налоговой проверки и/или решений (действий, бездействия) налоговых органов на предмет их обоснованности, правомерности и возможности оспаривания.

Клиенту представляется отчет о правомерности либо неправомерности акта (решений, действий, бездействия), где в частности, будет отражено мнение наших специалистов о перспективах его дальнейшего административного или судебного обжалования.

Возражения на акт налоговой проверки

На этом важнейшем этапе мы осуществляем подготовку и обоснование возражений на акт налоговой проверки и представительство клиента при рассмотрении ее материалов (ст. 101 НК РФ). По нашему опыту на этом этапе возможно разрешить подавляющее большинство спорных вопросов.

В возражениях приводится правовая аргументация со ссылками на нормы законодательства, подтверждающая правомерность действий налогоплательщика с приложением необходимых документов (в случае необходимости), судебная практика, а также разъяснения госорганов, подтверждающие его позицию.

Апелляционное обжалование решения налогового органа в вышестоящем налоговом органе

С 1 января 2009 г. решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности может быть обжаловано в судебном порядке лишь после его обжалования в вышестоящем налоговом органе (п. 5 ст. 101.2 НК РФ).

Стадия досудебного урегулирования налогового спора имеет огромное значение в плане его благоприятного окончания.

Поэтому игнорирование данной стадии, формальный подход к ней абсолютно неверны, а во многих случаях приведут к конечному проигрышу дела уже в арбитражном суде.

Судебная защита прав и законных интересов налогоплательщика

Защита прав и интересов налогоплательщика в судебном порядке является последним этапом урегулирования налогового спора. Представление интересов клиента в судебных органах – по сути, полное переложение ответственности за ведение спора на нас. Мы исходим из того, что наше участие должно разрешать проблемы, а не создавать дополнительные.

Наши специалисты представляют интересы клиента, обращаясь в арбитражный суд со следующими заявлениями:

о признании незаконными решений налогового органа (о привлечении к налоговой ответственности, отказе (частичном отказе) в возмещении НДС, взыскании налога, приостановлении операций по счетам в банке и т.д.);

  • о признании недействительными иных ненормативных актов налогового органа (требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, других ненормативных актов);
  • о признании незаконными действий (бездействия) налогового органа (должностного лица налогового органа);
  • об обязании должностных лиц налогового органа выполнить установленные налоговым законодательством обязанности, от выполнения которых они уклоняются, либо устранить нарушения прав и законных интересов налогоплательщика;
  • о возврате из бюджета сумм излишне уплаченных налогов, незаконно взысканных налоговыми органами сумм недоимок, пеней и штрафов, начислении и взыскании процентов на эти суммы за несвоевременный возврат и др.  

Источник: https://www.lat-tmb.ru/blank-v9uf2

Бухгалтерские и аудиторские термины — Audit-it.ru

Правомерность действий налогового инспектора

Инспекция федеральной налоговой службы – это территориальный орган федерального органа исполнительной власти межрайонного, городского (районного) уровня, подотчётный Федеральной налоговой службе Российской Федерации.

Налоговая инспекция осуществляет контроль:

▪ за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых платежей, сборов в бюджет государства; а также

▪ за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Налоговая инспекция при Министерстве финансов, а также региональные налоговые инспекции:

▪ являются юридическим лицом и получают финансирование из госбюджета;

▪ действуют на основании Конституции, действующей в стране, Налогового кодекса РФ, а также других законов.

Кроме этого, налоговые инспекции в своей работе придерживаются указов президента РФ, постановлений правительства РФ в налоговой сфере.

Задачи налоговой инспекции

Главной задачей налоговой инспекции является осуществление полноценного контроля за соблюдением всеми субъектами правильности расчета налогов, своевременности и полноты внесения платежей в установленном налоговым законодательством объеме.

Также к основным задачам налоговой инспекции относятся:

  • разработка и осуществление налоговой политики для обеспечения своевременного поступления в бюджет налогов и сборов;
  • валютный контроль в пределах компетенции налоговых органов.

Цели налоговой инспекции

К целям налоговой инспекции относятся:

  • осуществление налоговых проверок плательщиков налогов;
  • учет своевременной оплаты начисленных пени и административных штрафов;
  • контроль денежных поступлений;
  • анализ предоставляемой налоговой отчетности;
  • регистрация налоговых резидентов. 

Налоговая инспекция и регистрация юридических лиц

При государственной регистрации юридических лиц инспекция ФНС играет роль регистрирующего органа и контролирует данные, которые предоставляются регистрируемыми организациями.

Если регистрируемая организация предоставляет недостоверные сведения или предоставляет их, нарушая порядок регистрации, установленный Регламентом ФНС, то в этом случае инспекция ФНС вправе отказать такой организации – регистранту в государственной регистрации.

Полномочия налоговой инспекции

Налоговая инспекция осуществляет следующие полномочия:

  • государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов;
  • контроль и надзор в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, представлением деклараций, осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами;
  • проверка деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности.
  • бесплатное информирование (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о:

–   о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

–   порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

–   правах и обязанностях налогоплательщиков;

–   полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

  • предоставление формы налоговой отчетности и разъяснений по порядку их заполнения;
  • учет всех налогоплательщиков, ведение Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и Единого государственного реестра налогоплательщиков;
  • принятие в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;
  • возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов по налогам, формы налоговых деклараций и иные документы в случаях, установленных законодательством России, и направляет их для утверждения в Министерство финансов;
  • утверждение формы налогового уведомления, форму требования об уплате налога, формы заявления, уведомления и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Права налоговой инспекции и ее работников

Для выполнения возложенных функций представителям налоговой инспекции предоставляются следующие права:

  • осуществление контролирующих функций в отношении исполнения законодательства плательщиками налогов;
  • организация и проведение налоговых проверок налогоплательщиков согласно графику, прописанному в Налоговом Кодексе РФ;
  • вскрытие, обследование, и опечатывание (при необходимости) торговых, складских, или производственных помещений, применяемых для получения прибыли;
  • получение всех необходимых разъяснений и информации (документов, данных, копий), необходимых для выполнения своих функций и полномочий;
  • проверка переданных (отправленных) плательщиком налогов сведений на факт достоверности и соответствия информации, указанной в налоговых отчетах и учетных документах;
  • осуществление расчета размера налога, подлежащего удержанию;
  • получение доступа к бухгалтерским программам плательщика налогов;
  • изъятие у плательщиков налогов бумаг (документов) в случаях выявления нарушений в налоговой сфере;
  • использование различных методов при обработке и оценке объектов налогообложения и расчета налогов, сборов и пошлин;
  • установление нарушений в сфере налогового законодательства, а также применение мер, предусмотренных законом;
  • выдвижение требований в отношении устранения выявленных нарушений;
  • предъявление исков по вопросам налогообложения в отношении налогоплательщиков (нарушителей) в соответствующие судебные инстанции;
  • наложение ареста на имущество неплательщиков налогов;
  • реализация принудительного исполнения обязательств в установленных законом нормах;
  • взыскание недоплаты и пени по налогам и государственным сборам;
  • выдвижение требований финансовым учреждениям предоставить документы, удостоверяющие выполнение платежных поручений налоговых резидентов.
  • привлечение для обеспечения эффективности налогового контроля экспертов и переводчиков.
  • привлечение в качестве свидетелей субъектов, которые могут обладать важной информацией, помогающей работе налогового инспектора.
  • подавать заявления об аннулировании или приостановлении действия лицензий;
  • приостановление с учетом законодательных норм операций по банковским счетам плательщиков налогов.

Кроме этого, сотрудники налоговых инспекций имеют право взыскивать штрафы (пени), запрашивать необходимую информацию у компетентных органов за границей и предоставлять ее по запросам.

В сети Интернет доступен полный справочник налоговых инспекций России.

Налоговая инспекция: подробности для бухгалтера

  • Прецедент: налоговые инспекции не вправе проверять рыночность сделки … аппарат ФНС России. У обычных налоговых инспекций нет подобного права. Об этом …
  • Что делать, когда налоговая инспекция блокирует расчетный счет?Ваш расчетный счет могут заблокировать – налоговая инспекция, судебные приставы и банк, в … . Ваш расчетный счет могут заблокировать – налоговая инспекция, судебные приставы и банк, в … , если его заблокировала налоговая.
    У налоговой инспекции есть 3 веские причины для … не ответили на запросы ИФНС.
    Налоговая инспекция присылает в банк извещение о …
  • Бухгалтер отказал налоговойНалоговая инспекция очень часто запрашивает документы по « … , суд признал ее действия правомерными. Налоговая инспекция очень часто запрашивает документы по … » ответила инспекции отказом, потому что налоговая инспекция запрашивала сведения о работнике организации …
  • Вирус уничтожил бухгалтерскую программу (базу данных): порядок действий … Нужно ли посылать объяснения в налоговую инспекцию? Как правильно составить документ-объяснение … Нужно ли посылать объяснения в налоговую инспекцию? Как правильно составить документ- … составить акт технического обследования;
    проинформировать налоговую инспекцию, подав заявление (уведомление, письмо), … документов будет задокументирована, следует проинформировать налоговую инспекцию о факте утраты документов. … отчетности организации следует обратиться в налоговую инспекцию с запросом о предоставлении …
  • 7 позиций высших судов по вопросам налогообложения … в 4 квартале 2013 г.
    Налоговая инспекция отказала налогоплательщику в части применения … стоимости 58 млн руб., но налоговая инспекция не согласилась с таким расчетом …
  • Очередная корректировка правил налогового администрирования … возникнуть на основании договора между налоговой инспекцией и залогодателем.
    Однако с 01 … , признается находящимся в залоге у налоговой инспекции на основании закона.
    Если этот … , когда этот документ поступил из налоговой инспекции в МФЦ (новая редакция п …
  • Регистрация ИП в 2020 году … необходимой документации;
    подача документов в налоговую инспекцию;
    получение документов, подтверждающих факт созданного … ).
    Этап 2 – подача документов в налоговую инспекцию
    Для регистрации ИП понадобится подать … и уведомлением по адресу соответствующей налоговой инспекции.
    Этап 3 – получение документов, подтверждающих … самостоятельно.
    При отказе в регистрации налоговая инспекция отправляет ответ по электронной почте …
  • Управленческие расходы организации: анализ судебной практики … налоговыми органами для использования территориальными налоговыми инспекциями (Письмо ФНС России от 14 …
  • Дайджест важных изменений в налоговом законодательстве за ноябрь 2019 … за достижение определенного объема закупок.
    Налоговая инспекция по результатам выездной налоговой проверки … расходов. В ходе выездной проверки налоговая инспекция пришла к выводу, что выкупная … и отразил его в декларации. Налоговая инспекция с такой позицией не согласилась …
  • Документы для подтверждения ставки НДС 0% при экспорте товаров в страны ЕАЭС и за пределы ЕАЭС … в перечне документов, представляемых в налоговую инспекцию для подтверждения ставки НДС 0 … конкретный перечень документов, представляемых в налоговую инспекцию, зависит от условий внешнеэкономической сделки …
  • Представляем отчеты по страховым взносам за 2019 год … страховых взносов, организации представляют в налоговую инспекцию, ПФР и ФСС. В какие … страховых взносов, организации представляют в налоговую инспекцию, ПФР и ФСС. В какие … расчета по страховым взносам в налоговую инспекцию.
    Федеральная налоговая служба утвердила новую …
  • О применении освобождения от уплаты НДС экс-«упрощенцем» …  отчитываться по этому налогу перед налоговой инспекцией. То есть налогоплательщику не нужно …
  • Обзор правовых позиций по вопросам налогообложения, отраженных в судебных актах КС и ВС РФ в I кв. 2018 г. … перед кредиторами юридического лица.
    Решением налоговой инспекции на основании абзаца третьего подпункта …
  • Новые правила проведения налоговых проверок … порядке контроля за деятельностью территориальной налоговой инспекции, проводившей проверку;
    налоговым органом, ранее … .
    Согласно ст. 93 НК РФ налоговая инспекция, проводящая проверку, вправе истребовать у …
  • Дайджест правовой информации для специалистов в сфере расчёта заработной платы за октябрь 2019 года … ошибка в программе – не оправдание
    Налоговая инспекция оштрафовала компанию за несвоевременное перечисление …

Источник: https://www.audit-it.ru/terms/taxation/nalogovaya_inspektsiya.html

Новости бухгалтерского учета

Правомерность действий налогового инспектора

Получите надёжное бухгалтерское обслуживание с гарантиями соблюдения сроков и финансовой ответственности в договоре

Узнать больше…

Мы предлагаем Вам обрести спокойствие и уверенность в правильности ведения бухгалтерского, налогового и кадрового учёта.

Узнать больше…

Мы поможем выявить слабые места ведения налогового учета на предприятии, обнаружить эффективные решения снижения налоговой нагрузки.

Узнать больше…

Мы предоставим Вам информацию о движении средств по счетам и исполним Ваши поручения на перевод денежных средств.

Узнать больше… 20.09.2019 Павел Мартынченко, руководитель налоговой практики ООО «ССП-Консалт», член Палаты налоговых консультантов опубликовано: «ЭЖ-Юрист» №22 (1073) 2019.

  На сегодняшний день, заключая сделки, компании вынуждены беспокоиться не только о том, исполнит ли их контрагент свои обязательства по договору, но и о том, как на эти сделки отреагируют проверяющие органы, в частности налоговые.

Сейчас, когда технических возможностей у налоговиков все больше, а законодательство все более требовательно, бизнесу важно «держать руку на пульсе», чтобы адекватно оценивать возможные риски и своевременно и взвешенно реагировать на претензии проверяющих. О том, какие подходы и программы сегодня используют налоговые органы, оценивая правомерность действий налогоплательщиков, читайте в материале.

Автоматизация процессов пронизывает все сферы человеческой жизни, в том числе бизнес. Компьютеризация позволяет организациям и предпринимателям эффективнее выстраивать учет производственных и торговых процессов, а фискальным органам лучше контролировать исчисление и уплату косвенных и прямых налогов.

АСК НДС-2 Большинство бизнесменов уже ощутили на себе влияние программного комплекса АСК НДС-2, позволяющего выявлять неплательщиков НДС на любом звене поставки товаров, работ или услуг (далее — ТРУ). На практике выгодоприобретателя вычетов по НДС вызывают в инспекцию и просят подать уточненную декларацию, доплатить налог за поставщика ТРУ, если АСК видит разрыв по НДС.

В большинстве случаев предприниматели не имеют отношения к созданию схемы по минимизации уплаты НДС, однако чтобы не провоцировать выездную налоговую проверку, идут на уступки и осуществляют доплату. Вместе с тем ФНС России рапортует о внушительном росте поступлений налогов в бюджет. Так, в 2018 г. в консолидированный бюджет РФ поступило 21,3 трлн руб., что на 23% больше показателей 2017 г.

В свою очередь, в 2017 г. рост по отношению к 2016 г. составил 20%1. При этом подобная адресная работа с предпринимателями, уточняющими свои налоговые обязательства, без проведения налоговых проверок, обеспечила дополнительное поступление в бюджет 80 млрд руб. в 2018 г.2. Однако не обязательно каждый раз доплачивать НДС за поставщиков ТРУ.

Перед принятием решения о представлении «уточненки» следует оценить возможные последствия и проверить возможность доказывания правомерности вычета. Практика 2018 г. показывает, что претензии по НДС получается отбить еще в досудебном споре с налоговой инспекцией. Даже если речь идет о выездной налоговой проверке, при грамотно выстроенной защите инспекция отступает.

Пример из практики Компания занималась перевозкой грузов и периодически привлекала поставщиков транспортных услуг, применяющих ОСН. Инспекции не понравились пять таких поставщиков, по которым проверяющие требовали представить уточненные декларации и доплатить НДС.

Инспекторы утверждали, что поставщики транспортных услуг в действительности не обладают материально-технической базой для организации перевозок грузов, платят минимальные налоги и встроены в цепочку оказания услуг формально для целей получения незаконных вычетов по НДС, а сами перевозки осуществляли ИП, применяющие УСН или ЕНВД (см. схему № 1).

Динамика роста поступлений НДС и налога на прибыль 2017 г. (итог) 2018 г. (итог) Налог на прибыль 18,8% 24,6% НДС 15,5% 16,4% Отказ в доплате НДС за поставщиков повлек выездную проверку.

Однако компании удалось доказать независимость, самостоятельность и добросовестность поставщиков первого звена, что повлекло отмену решения инспекции, поскольку никто не обязан платить налоги за третьих лиц, даже если такие субъекты не уплачивают НДС в полном объеме.

Невиновность в получении необоснованной налоговой выгоды удалось доказать с помощью полученных протоколов допросов руководителей контрагентов и индивидуальных предпринимателей.

Руководители подтвердили, что деятельно осуществляли управление финансово-хозяйственной деятельностью контрагентов, а предприниматели указали на спорных поставщиков услуг как на реальные организации, которые выступали их заказчиками. В итоге удалось снять претензии по НДС на 100 млн руб.

посредством направления жалобы непосредственно в ФНС России, поскольку Управление ФНС отказало в отмене решения инспекции по выездной проверке. Компания избежала банкротства, сохранила автопарк и вышла на новый уровень развития бизнеса. Таким образом, разрыв в цепочке по уплате НДС не означает автоматического возникновения обязанности получателя вычета в доплате налога.

Будьте бдительны, изучайте ситуацию и грамотно готовьте ответы на требования налоговой инспекции. Подготовка обоснованного ответа на требование позволит избежать спора с налоговой.

Принять к сведению АСК НДС-2 — автоматизированная система, которая на основании расширенных деклараций по НДС определяет налоговые разрывы в цепочке взаимоотношений налогоплательщиков с контрагентами и не допускает неправомерных вычетов по налогу на добавленную стоимость.

Система позволяет сохранять счета-фактуры, налоговые декларации плательщиков НДС, информацию о сделках, создавая налоговую историю компаний и помогая таким образом налоговым органам отделять добросовестных налогоплательщиков от недобросовестных, сокращая тем самым количество попыток незаконного возмещения НДС.

Фактически система выявляет недобросовестных контрагентов на всей территории Российской Федерации, начиная от импортеров или производителей и заканчивая конечными покупателями или экспортерами.

При этом АСК НДС-2 позволяет выстраивать «древо связей», используя которое инспектора определяют выгодоприобретателя по сделкам с «однодневками» и предъявляют ему претензии сначала по НДС, а затем и по налогу на прибыль организации. АИС «Налог-3» Надо отметить, что АСК НДС-2 — это не единственный программный продукт, обеспечивающий прозрачность ведения бизнеса сегодня.

Так, со слов главы ФНС России, внедрение системы АИС «Налог-3» находится в завершающей стадии. АИС «Налог-3» уже централизованно администрирует налоговые начисления индивидуальных предпринимателей и физических лиц, а также более четверти организаций по России. Новая система позволяет производить оценку всех безденежных операций, в том числе с ценными бумагами, и пресекать нарушения.

Система также позволяет отслеживать возникновение кредиторской и дебиторской задолженности и производить доначисления налога на прибыль организации по п. 18 ст. 250 НК РФ (на суммы списанной кредиторской задолженности). Кроме этого, оценка всех операций и их дифференциация по степени риска позволит ФНС России оперативно выявлять незаконные схемы по дроблению бизнеса.

Отметим, что под риском находятся все организации, осуществляющие операции с компаниями и индивидуальными предпринимателями, применяющие специальные режимы. Особенно если прослеживается прямая или косвенная аффилированность между компаниями и ИП, в том числе через совпадение IP, юридических и фактических адресов, работников, заказчиков и поставщиков и т.д.

На сегодняшний день ФНС России опубликовано и используется в контрольной работе более 100 признаков аффилированности, которые так или иначе могут свидетельствовать о связи и подконтрольности проверяемых лиц друг другу. Практика рассмотрения налоговых споров в арбитражных судах в 2018 г. подтверждает вывод об эффективности работы налоговых органов.

Из года в год процент выигрышей по искам компаний к налоговым органам сокращается. При этом наблюдается тенденция к снижению проводимых выездных налоговых проверок. Так, за девять лет количество выездных проверок бизнеса упало с 75 500 до 14 200. Таким образом, сегодня фискальные органы проверяют две компании из 1000 зарегистрированных. А средний «чек» по доначислениям составляет 22 млн руб.3.

Вместе с тем многие предприниматели констатируют криминализацию налоговых споров, а также использование уголовных составов по налоговым преступлениям как альтернативного средства обеспечения налоговых поступлений в бюджет. В связи с этим вопросы налоговой безопасности выходят на первый план. Организации и холдинги должны проанализировать свою деятельность на соответствие новым требованиям ст.

54.1 НК РФ о необоснованной налоговой выгоде. Статья 54.1 НК РФ Многие эксперты сходятся во мнении, что, вводя ст. 54.

1, определяющую пределы осуществления прав налогоплательщиков, в Налоговый кодекс РФ, законодатель руководствовался сложившейся правоприменительной практикой по налоговым спорам, и данный вывод действительно находит свое подтверждение при анализе указанной нормы и судебных актов ВАС РФ и ВС РФ. Пример из практики Основополагающим судебным решением, повлиявшим на формирование положений ст. 54.

1 НК РФ, является дело № А40-71125/2015 о «налоговых разрывах», решение по которому ВС РФ вынес в пользу налогоплательщика. Фабула дела состояла в следующем: инспекция предъявила претензии к торговой организации по НДС и налогу на прибыль по операциям с поставщиком товара.

Налоговый орган ссылался на отсутствие ресурсов у компании для осуществления поставки товара, подписание первичных документов по сделке неустановленным лицом, а также на «разрыв» в движении денежных средств от проверяемого лица до производителя товара.

Кроме этого, инспекторы указывали на минимальную уплату налогов поставщиком, что подтверждалось сведениями из отчетности контрагента и банковских выписок (см. схему № 2). Динамика судебных споров с налоговыми органами* 2010 г. 2016 г. 2018 г.

Арбитражные споры (% выигрышей ФНС России) 44% 80% Более 90% * Источники данных: сайты ФНС России и ВС РФ, а также анализ, проведенный ООО «ССП-Консалт» за 2018 год В Верховном суде РФ организации удалось доказать реальность приобретения товара именно у спорного поставщика, а также использование этого товара для реализации конечным потребителям, что подтвердило разумную деловую цель сделки.

Именно наличие деловой цели и исполнение обязательств лицом, являющимся стороной по договору или лицом, которому такие обязательства переданы по договору или закону, являются ключевыми условиями признания налоговой выгоды обоснованной (п. 2 ст. 54.1 НК РФ).

Кроме этого, Верховный суд согласился с позицией относительно неправомерности возложения на проверяемую компанию обязанности по уплате НДС за поставщиков второго и последующих звеньев, которые свои налоговые обязательства не исполняли или исполняли не в полном объеме. Данный вывод также нашел свое отражение в п. 3 ст. 54.

1 НК РФ, которым законодатель констатировал отсутствие оснований для привлечения компаний или предпринимателей к ответственности за налоговые «прегрешения» по контрагентам. Определение ВС РФ от 29.11.2016 № 305-КГ16-10399 по делу № А40-71125/2015 Статья 54.

1 НК РФ также констатирует, что подписание документов неуполномоченными лицами или совершение сделок иным не запрещенным законом способом не может являться основанием для привлечения бизнесменов к ответственности. Таким образом, знание закона и практики его применения существенно облегчит жизнь бизнесу при предъявлении каких-либо претензий со стороны инспекции.

Проведите налоговый аудит вашей деятельности в разрезе положений ст. 54.1 НК РФ и будьте уверены в отношениях с налоговыми органами. Дробление бизнеса Важно понимать, что победа ФНС России над оптимизацией НДС — это лишь первый этап в борьбе за «белый» бизнес в нашей стране. Так, вышеназванные инструменты — АИС «Налог-3», а также положения ст. 54.1 НК РФ — призваны разобраться с незаконным использованием в крупном бизнесе субъектов предпринимательской деятельности, применяющих специальные режимы налогообложения. ФНС России создает аналитические отделы в территориальных налоговых инспекциях по борьбе с «дроблением» бизнеса с целью эффективной борьбы с уклонистами, поэтому беспечное использование в предпринимательских структурах субъектов на УСН, ПСН и ЕНВД также приводит к доначислениям. Однако среди предпринимателей, особенно в строительных и производственных сферах, участились факты использования потребительских кооперативов (артелей), позволяющих снизить до 50% размер выплат во внебюджетные социальные фонды, то есть сэкономить на «зарплатных налогах». Вместе с тем многие бизнесмены забывают об экономической целесообразности и разумности, что может трактоваться как уклонение от уплаты взносов. Еще пару лет назад при возникновении налоговых проблем или во избежание таковых предприниматели могли просто создать новое юридическое лицо с аналогичным названием, одними и теми же участниками и даже зарегистрированному по одному адресу, переведя на него товарные и денежные потоки (клиентов и поставщиков) и другие активы. На данный момент любые подобные действия по переводу бизнеса с одного лица на другое контролируются ФНС России. Более того, инспекторы активно применяют положения п. 2 ст. 45 НК РФ, позволяющие взыскивать недоимку по налогам с аффилированных лиц. Кроме этого, наблюдается рост количества дел о субсидиарной ответственности бенефициаров, равно как и приравнивание исполнительного органа и бенефициаров к контролирующим лицам должника. Значительная часть заявлений ФНС России о привлечении к субсидиарной ответственности удовлетворяется. В свою очередь, ФНС России активно оспаривает сделки с активами физических лиц. Также в базу налоговой попадают данные не только о доходах граждан, но и об их расходах. Таким образом, при несоразмерности двух показателей также возможны вопросы проверяющих. Неудивительно, что все больше предпринимателей принимают решение о продаже бизнеса и переводе ликвидных активов за границу (денежные средства, акции, облигации и т.д.). Некоторые граждане меняют налоговое и валютное резидентство, выбирая более тихие налоговые гавани. Осуществляя деятельность в суровых отечественных бизнес-реалиях, следует больше внимания уделять вопросам налогового комплаенса или, проще говоря, создать систему риск-менеджмента на предприятии для выявления налоговых и правовых рисков, их контроля и предотвращения. Принять к сведению АИС «Налог-3» — система, которая консолидирует в себе данные государственных ведомств, таких как ЗАГС, для полной оценки аффилированности физических лиц и организаций, а также взаимодействует с Росфинмониторингом, ФТС России и ЦБ РФ в формате автоматического обмена информацией с целью полного контроля за движением денежных средств и активов в России и выявления признаков недобросовестности. Источник: https://www.eg-online.ru/article/400626/ 

Возврат к списку

Источник: https://art-audit.ru/buh_news/?ELEMENT_ID=43

Особенности проведения допросов в налоговой проверке — Audit-it.ru

Правомерность действий налогового инспектора

Авторы: Партнеры ООО «Корн-Аудит»:

Шестакова Е. В., к.ю.н.

Жиркова А. А.

Очень часто в ходе проведения проверок инспекторы пользуются своим правом допросить свидетеля. С одной стороны, это малоприятное событие для любого свидетеля: потеря времени, нервозное состояние, возможные проблемы от результатов допроса.

С другой стороны, игнорирование допроса либо дача невнятных показаний отрицательно сказываются на результатах налоговой проверки, так как инспекторы делают свои выводы не в пользу проверяемого налогоплательщика (примерно так: «не пришел на допрос либо не ответил на интересующие вопросы, значит не было хозяйственной операции»).

Общие положения о допросе

Допрос – это достаточно быстрый и легкий способ сбора доказательств, особенно, когда ставка делается на эффект неожиданности (имеется в виду допрос без повестки, прямо при первой и неожиданной встрече инспектора и свидетеля, например, если инспектор пришел домой к свидетелю).

Цели налоговой инспекции и налогоплательщика кардинально противоположны.

Одни ищут нарушения и стараются как можно больше дополнительно начислить налогов, пеней и штрафов. Другие – напротив, тщательно скрывают особенно крупные нестыковки и всеми путями минимизируют возможные финансовые потери.

Допрос и его результаты дают много информации проверяющим, и чем больше её собирают в ходе проверки, тем больше вероятность того, что нарушения (если, конечно, они есть) будут обнаружены.

Как правило, допрос производит сотрудник налогового органа.

Проверка, особенно выездная, проводится конкретными сотрудниками, которые назначаются на проверку определенного налогоплательщика отдельным решением.

В составе проверяющих может быть включен сотрудник полиции, о чем налоговой инспекцией принимается соответствующее решение, в связи с чем допрос по налоговой проверке может провести и полицейский.

Кроме того, если свидетель живет в одном населенном пункте, а налоговая инспекция, которая проводит проверку, – в другом, то на допрос в порядке исполнения поручения может вызвать местная для свидетеля налоговая. То есть допрашивать будет инспектор, не включенный в состав проверяющих.

Никто иной не может провести допрос (применительно к налоговым отношениям).

Допрашивать могут любое лицо, кому известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

Допросить могут кого угодно: от директора до технички, если им известны или могут быть известны любые обстоятельства, имеющие значения для налоговых отношений.

Например, идет выездная налоговая проверка строительной организации, которая при возведении здания привлекала субподрядчиков для кладки кирпича, установки окон, монтажа вентиляции. При этом, в проверяемой строительной организации имеются свои рабочие, которые непосредственно присутствовали на объекте и выполняли отдельные виды работ.

Очевидно, что такие рабочие должны знать о присутствии на объекте других строителей, которые не являются работниками их компании (могли видеть работников в спецодежде с логотипом другой компании, могли с ними взаимодействовать и согласовывать производство строительных работ и т.п.).

Либо, напротив, рабочие проверяемой строительной организации скажут, что те виды работ, которые якобы выполняли субподрядчики, фактически осуществлялись самими рабочими.

Не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

  1. лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

  2. лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

Неудобное время для допроса

Понятие неудобного времени в Налоговом законодательстве не сформулировано. То есть Вас могут вызвать на допрос, если даже свидетель находится в отпуске, учится или болеет. Налоговый орган не должен ни с кем согласовывать возможность допроса свидетеля, не должен заранее объявлять список интересующих его вопросов.

Свидетель не имеет права не прийти на допрос, мотивируя это тем, что ему ничего не известно об интересующих инспектора фактах.

В любом случае, даже если человек ничего не знает по интересующим инспектора вопросам, то он все равно является свидетелем и должен прийти на допрос, ответить на вопросы так, как может (то есть сказать, что не знает ничего, поскольку, например, это не входит в круг его обязанностей, этим занимается другой специалист, либо он был в отпуске).

Если работник не может прийти на допрос, то целесообразно представить соответствующие документы:

  • листок нетрудоспособности;

  • документы, свидетельствующие о нахождении в командировке, например, билеты, документы о бронировании и оплате гостиницы.

Место проведения допроса

Этот вопрос в Налоговом кодексе РФ четко не урегулирован. В статье 90 НК РФ указано лишь то, что показания свидетеля могут быть получены по месту пребывания (месту жительства, например).

Кончено, если свидетель не может явиться на допрос в налоговый орган самостоятельно по причинам болезни, старости, инвалидности, то инспектор сам должен к нему прийти. В практике можно встретить случаи, когда свидетели дают показания и заверяют их нотариально.

На практике, как правило, инспектор вызывает повесткой свидетеля непосредственно в налоговый орган. Это экономит время инспектора. Свидетель приходит к назначенному времени по повестке и сообщает в кабинете инспектора какую-либо информацию.

Но, не редки случаи, когда инспектор пытается использовать эффект неожиданности и самостоятельно выезжает на место жительства или работы свидетеля, чтобы тут же его опросить. Такие допросы для налогоплательщика могут быть нежелательны, так как свидетель не успевает подготовиться к процедуре.

Если вопрос для налогового инспектора важный, либо свидетель по вызову инспектора не является, либо надо навести страху на свидетеля, допрос могут назначить в кабинете у полицейского, когда в состав проверяющих включен сотрудник полиции. При этом, участие в допросе полицейского вовсе необязательно. Допрос проведет налоговый инспектор в отсутствие сотрудника полиции.

Психологически среднестатистическому свидетелю тяжелее давать показания в кабинете полицейского. Атмосфера там немного другая, да и орган это тоже иной.

Возможен допрос на территории проверяемого предприятия. Это допускается.

Даже на улице проведение допроса допускается, о чем в свое время высказался Верховный Суд РФ (определение от 03.02.2015 № А07-4879/2013).

Однако, по телефону допрос не возможен ни с точки зрения Закона, ни с точки зрения логики (перед допросом необходимо установить личность свидетеля, а затем свидетель подписывает протокол допроса, подтверждая, что изложенная в нем информация соответствует его показаниям, чего никак нельзя сделать по телефону).

Порядок вызова на допрос

Налоговый кодекс РФ этот вопрос не регулирует.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/court/a53/965338.html

Юриста совет
Добавить комментарий