Правомерно ли начислили пени за ошибку в оплате налога?

Пени — платить или не платить?

Правомерно ли начислили пени за ошибку в оплате налога?

Что такое пени прописано в статье 75 первой части  Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ). Пеня— это денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты сумм налогов или сборов в более поздние сроки по сравнению с установленными законодательством (Рис.1).

  Пеня уплачивается  помимо сумм налога или сбора независимо от применения других мер ответственности за нарушение законодательства и  начисляется за каждый календарный день просрочки начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты. Исключения составляет только пеня, начисляемая в соответствии с  главой 26.

1 НК РФ «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый сельскохозяйственный налог)».

На практике можно выделить несколько основных ситуаций, в которых налогоплательщик рассчитывает и платит пени добровольно.

  1. Необходима справка об отсутствии задолженности по налогам (например, для получения кредита в банке). Тогда производится сверка расчётов с налоговым органом и уплачиваются пени (если они есть) добровольно. В случае необходимости налогоплательщик рассчитывает данную сумму самостоятельно в соответствии с п. 4 ст. 75 НК РФ. 
  1. Обнаружены ошибки в сданной декларации, и они привели к доплате налога.  Если уточнённая налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случае, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период при условии, что до представления уточнённой налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени (ст. 81 НК РФ).

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора в размере одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Найти действующую ставку рефинансирования легко в справочной информации системы КонсультантПлюс (Рис. 2 и 3).

Часто требование об уплате пени за несвоевременную уплату налогов присылает налоговая инспекция. В статье 70 НК РФ указано, что налоговый орган составляет требование об уплате налога, пеней, штрафов:

  • не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки;
  • в течение 10 дней с даты вступления в силу решения по результатам налоговой проверки.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком (ст. 69 НК РФ).

Пени могут быть взысканы принудительно за счёт денежных средств налогоплательщика на счетах в банке и за счёт иного имущества. Порядок принудительного взыскания пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей прописан в статьях 46 и 47 НК РФ, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, — в статье 48 НК РФ.

Решение о принудительном взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ст. 46 НК РФ).

Налоговым кодексом не  установлен общий срок давности взыскания недоимки, а также задолженности по соответствующим пеням и штрафам, в НК РФ установлены только конкретные процессуальные сроки для принятия решения о взыскании налога. Правила, установленные статьями 45-47, 70 НК РФ применяются также в отношении сроков направления требования о перечислении налога, направляемого налоговому агенту.

В случае если по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приостановлены операции по счетам налогоплательщика в банке, наложен арест на денежные средства или на имущество налогоплательщика и в результате этого налогоплательщик не мог погасить недоимку, за данный период пени не начисляются.

А нужно ли платить пени, если в решении не указано, каким образом они рассчитывались?

В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 18.07.2011 г. № А 81- 5123/2010 указано, что пени нельзя начислять без доказательств их обоснованности.

Источник: http://zaznaniem.ru/news/publikatcii/peni_platit_ili_ne_platit/

Как исправить ошибку в графе «Назначение платежа» платежного поручения | Бухгалтерский сервис «Интерактивная бухгалтерия»

Правомерно ли начислили пени за ошибку в оплате налога?

Как исправить ошибку в графе «Назначение платежа» платежного поручения

Все субъекты хозяйствования, вне зависимости от организационно-правовой формы и системы налого­обложения, едва ли не ежедневно совершают платежные операции.

Поэтому для каждого из них заполнение платежного поручения — привычное дело, отточенное до автоматизма. Несмотря на это, от банальных технических ошибок не застрахован никто.

В данной статье предлагаем вам поговорить о том, как исправить огрехи, допущенные в графе «Назначение платежа» платежного поручения

Правила заполнения поля «Назначение платежа»

Прежде чем рассматривать порядок исправления ошибок, выясним, как правильно заполнять графу «Назначение платежа» платежки. Форма платежного поручения и Инструкция1 по его заполнению утверждены постановлением Правления НБУ от 21.01.2004 г. № 22.

Заполнение поля «Назначение платежа» при проведении расчетов с контрагентами.

Реквизит «Назначение платежа» платежного поручения заполняется плательщиком так, чтобы предоставлять полную информацию о платеже и документах, на основании которых осуществляется перечисление денежных средств получателю.

Полноту информации определяет плательщик с учетом требований законодательства Украины (п. 3.8 Инструкции № 22). Пример: «Оплата за доску обрезную согласно сч. № 447 от 15.05.2014. Без НДС».

Для уплаты налогов и сборов установлены специальные правила заполнения этого поля.

Заполнение поля «Назначение платежа» при проведении расчетов с бюджетом.

Данный вопрос урегулирован Порядком заполнения документов на перевод в случае уплаты (взыскания) налогов, сборов, таможенных платежей, единого взноса, осуществления бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, возврат ошибочно или излишне зачисленных денежных средств, утвержденным приказом Миндоходов от 22.10.2013 г. № 609 (далее — Порядок № 609).

При уплате налогов и сборов для заполнения поля «Назначение платежа» существуют жесткие правила: для этого предусмотрено семь полей, их заполняют в особом порядке, в зависимости от того, по какому именно налогу или сбору погашается задолженность.

Например, в случае уплаты НДФЛ с предпринимательской деятельности частным предпринимателем на общей системе налогообложения, графа «Назначение платежа» платежки будет выглядеть так: «*;101;3957741481; Налог с доходов ФЛ-СПД за I квартал 2013 года;;;». Другие примеры заполнения данной графы можно найти в п. 3 Порядка № 609.

Подробнее о заполнении платежного поручения на уплату налогов, сборов читайте в материале «Порядок заполнения платежек на уплату налогов, ЕСВ, таможенных платежей, платы за аренду госимущества изменен» газеты «Интер­активная бухгалтерия» № 145/2013.

Важно!

При заполнении полей не допускаются пропуски (пробелы) между словами и служебными знаками.

(п. 2 Порядка № 609)

Общий порядок исправления ошибок

Теперь разберем порядок исправления ошибок, допущенных в графе «Назначение платежа» платежного поручения и санкции, которые за это грозят. Согласно общему правилу п. 2.

29 Инструкции № 22, плательщик имеет право в любое время до списания платежа со счета отозвать из банка, который его обслуживает, платежные поручения в порядке, определенном внутренними правилами данного банка.

В таком случае плательщик выписывает новую (правильную) платежку, и на этом все.

Сложнее, когда денежные средства со счета уже «ушли», то есть фактически произошло их списание. При таких обстоятельствах банк не несет ответственности за достоверность содержания платежного поручения, оформленного клиентом.

Плательщики и получатели денежных средств самостоятельно осуществляют контроль за свое­временным проведением расчетов и рассматривают возникшие претензии без участия банка-плательщика (п. 1.19 Инструкции № 22).

В зависимости от того, при осуществлении какого именно платежа допущена ошибка (оплата по договору с контр­агентами, или уплата налогов, сборов в бюджет), порядок исправления в графе «Назначение платежа» будет различаться. Разберем это подробнее.

Исправление ошибок в платежном поручении при расчетах с контрагентами за товары, работы, услуги. Самая распространенная ошибка в данном случае — неправильно указанный номер договора, счета, по которому производится оплата. Иногда путают наименование товара.

При таких обстоятельствах у фирм, которые тесно сотрудничают между собой и имеют большое количество договоров на поставку широкого ассортимента товаров, могут возникнуть недоразумения сразу же после осуществления такой оплаты (ведь бухгалтерам нужно четко знать, по какому договору или счету контрагент осуществил оплату).

В случае если речь идет об определенных «одноразовых» расчетах — иногда некоторые предприятия — получатели денежных средств не учитывают ошибки в назначении платежа, главное — денежные средства поступили вовремя на нужный счет.

Это не совсем правильная позиция, ведь, как известно, основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы, фиксирующие факты осуществления хозяйственных операций (п. 1 ст. 9 Закона о бухучете2).

В налоговом учете операция также должна быть документально подтверждена. Иначе может возникнуть вопрос правомерности признания налоговых расходов (п.п. 44.1, 138.2 НКУ).

Учитывая вышесказанное, советуем все же исправлять ошибки в графе «Назначение платежа». Поскольку даже если к этому не придирается контрагент, в будущем по этому поводу могут возникнуть вопросы у налоговиков, в частности, касательно признания налоговых расходов.

Для исправления ошибки плательщики обычно присылают контрагенту (получателю денежных средств) письмо, составленное в произвольной форме, в котором описывают содержание ошибки. С примерами такого письма можно ознакомиться здесь.

К письму прилагают копию платежного поручения с отметкой банка. Полученное письмо визируется руководителем предприятия и подкрепляется к выписке банка.

При таких обстоятельствах у проверяющих не должно быть вопросов по документальному подтверждению хозоперации.

Исправление ошибок в платежном поручении при уплате налогов и сборов. Что касается расчетов по налогам и платежам, стоит выделить две категории нарушений в заполнении графы «Назначение платежа» платежного поручения.

1. Ошибка в формате заполнения полей. Речь идет о нарушении требований Порядка № 609, по типу: забыли указать знак «;», неправильно указали код вида уплаты (например, вместо «101» — «01»), поставили пробел между знаками и т.п.

Согласно п. 8 Порядка № 609, при заполнении поля «Назначение платежа» с нарушением установленных требований, документ на перевод принимается к выполнению. При этом считается, что налогоплательщик уплачивает денежное обязательство (код вида уплаты «101»3). То есть несмотря на допущенную ошибку в формате заполнения полей, платеж будет проведен.

За такое нарушение законодательством не предусмотрена ответственность, это подтвердили и миндоходовцы в подкатегории 138.01 «ЗІР».

2. Ошибка в тексте поля «Назначение платежа». Чаще всего это ошибка в коде ЕГРПОУ, идентификационном номере налогоплательщика, периоде уплаты налогового обязательства.

Некоторые в этой графе указывают и код бюджетной классификации, хотя этого делать не нужно. Данный код обязательно нужно указывать в графе «Получатель» платежного поручения. Подробнее об этом см.

здесь.

Ошибка в коде ЕГРПОУ или идентификационном номере налогоплательщика фактически подменяет налогоплательщика, налоговое обязательство которого погашается данной платежкой.

Из-за такой ​​ошибки на лицевом счете налогоплательщиков возникает недоплата (денежные средства зачисляют на счет иного налогоплательщика,
ЕГРПОУ или ИНН которого указан в платежке).

В результате этого налоговики нередко применяют штрафные санкции за несвоевременную уплату налога и пеню.

Как нужно действовать для исправления ошибки? Универсального рецепта в данном случае нет. Мы советуем, во-первых, быстрее погасить недоплату, чтобы приостановить начисление пени. Фактически идет речь об уплате налогов, сборов во второй раз с правильным назначением платежа.

Во-вторых, как и в случае с контрагентами, написать письмо-заявление в вашу Налоговую в произвольной форме, в котором описать содержание ошибки и попросить о возврате ошибочно уплаченных денежных обязательств. Механизм возврата ошибочно уплаченных денежных средств предусмотрен в ст. 43 НКУ.

К письму следует обязательно приложить копию неправильного платежного поручения.

Иногда на практике налогоплательщики просят не о возврате, а о зачислении денег по правильному назначению. Впрочем, неважно, каким образом налогоплательщик будет распоряжаться неправильно уплаченными денежными средствами, в случае нарушения срока погашения налогового обязательства Налоговая, скорее всего, будет применять штрафы.

Так что желаем вам не ошибаться! Это сэкономит деньги и сбережет нервы.

Евгений ПАНЧИШИН,

бухгалтер-эксперт
газеты «Интерактивная бухгалтерия»

1 Инструкция о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, утвержденная постановлением Правления НБУ от 21.01.2004 г. № 22 (далее — Инструкция № 22).

2 Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 г. № 996-XIV.

3 Код «101» — код вида уплаты суммы налогов и сборов/единого взноса.

Источник: https://interbuh.com.ua/ru/documents/oneanalytics/32074

От уплаты налога на имущество освободили 15 категорий россиян

Правомерно ли начислили пени за ошибку в оплате налога?

В октябре заканчивается рассылка налоговых уведомлений по уплате налога на имущество физлиц, сообщили “РГ” в Федеральной налоговой службе.

Жители 28 регионов в налоговых уведомлениях увидят суммы налога, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости, приближенной к рыночной.

У жителей остальных регионов налог по-прежнему будет исчислен исходя из инвентаризационной стоимости, но с применением коэффициента-дефлятора (на 2015 год – 1,147).

Период для перехода всех регионов на исчисление налога исходя из кадастровой стоимости ограничен 2020 годом.

В этом году срок уплаты налога для всех налогоплательщиков установлен единый – 1 декабря 2016 года, после этой даты начнут набегать пени. Они начисляются за каждый календарный день просрочки в размере 1\300 от действующей ключевой ставки ЦБ, сейчас она 10 процентов.

Подробнее обо всем этом и о льготах, которые положены налогоплательщикам, “РГ” рассказала заместитель директора Палаты налоговых консультантов Ирина Давидовская.

Ирина Леонидовна, зачем понадобился налог по кадастровой стоимости недвижимости?

Ирина Давидовская: Прежний порядок налогообложения имущества, применяемый с 1992 года, безнадежно устарел. Определение инвентаризационной стоимости во многом базировалось на методиках, принятых еще в советские времена.

Как без проблем оплатить налог на имущество, земельный и транспортный

С 2013 года не определяется инвентаризационная стоимость объектов недвижимости. Более того, сведения об инвентаризационной стоимости отсутствуют в государственном кадастре недвижимости.

Именно поэтому сегодня при определении налога исходя из инвентаризационной стоимости за основу берется информация о стоимости, полученная налоговыми органами до 1 марта 2013 года, скорректированная на ежегодно устанавливаемый коэффициент-дефлятор.

Кроме того, прежний порядок уплаты налога на имущество потерял социальную справедливость. В прошлом году за автомобиль мы платили налог больше, чем за трехкомнатную квартиру в центре Москвы. А те, кто имеет дорогую, престижную недвижимость с видом на тихий зеленый двор, платили наравне с владельцами жилья под снос в промышленной зоне.

Переход к определению налога исходя из кадастровой стоимости направлен на изменение такой ситуации и учет факторов размещения недвижимости, в частности, месторасположения квартиры или дачи, наличия вокруг – дорог, школ, больниц, парков и т.д. Новый порядок приведет к справедливому распределению налоговой нагрузки между гражданами в зависимости от величины реальной стоимости их недвижимости.

Налоговое бремя вырастет?

Ирина Давидовская: Для отдельных категорий налогоплательщиков возрастет, а для отдельных снизится.

Увеличение суммы налога почувствуют на себе прежде всего собственники “старого” жилья, построенного еще в советский период, поскольку инвентаризационная и кадастровая стоимости такого жилья – это совершенно разные суммы, отличающиеся в десятки раз.

Вместе с тем владельцы малогабаритных квартир, приобретенных не так давно, могут получить в налоговом уведомлении за 2015 год меньшую сумму налога, поскольку новый порядок предусматривает предоставление обязательных вычетов.

От уплаты налога на имущество освобождены 15 льготных категорий россиян. Прежде всего это пенсионеры

Для однокомнатной квартиры площадью 32,6 кв.

м в спальном районе Москвы налог вообще снизится: например, если раньше исходя из инвентаризационной стоимости налог составлял 2154 рубля, то по кадастровой – 1725 рублей.

Не надо переживать и владельцам комнат до 10 квадратных метров или жилых домов небольшой площадью, до 50 кв. м. Благодаря вычетам им платить налог на такую недвижимость не придется.

Предусмотрен переходный период – налог год от года будет увеличиваться постепенно, в течение 4 лет.

Ежегодно – на 20 процентов от суммы превышения налога, исчисленного по кадастровой стоимости, над суммой, которую вы платили в предыдущий год исходя из инвентаризационной стоимости.

Так что по карману повышение ощутимо не ударит. Для этого введены понижающие коэффициенты, растянутые на четыре года: 0,2, 0,4, 0,6 и 0,8.

Что означают обязательные налоговые вычеты?

Ирина Давидовская: Это важный плюс в пользу налогоплательщиков и означает, что налог исчисляется с кадастровой стоимости не всей площади, а уменьшенной на определенную величину.

Неплательщиков налога на имущество накажут штрафом

Например, для комнат эта величина определена в размере 10 квадратных метров. Это значит, если ваша комната 15 квадратных метров, то налог будет исчислен исходя из кадастровой стоимости 5 квадратных метров.

По аналогии предусмотрен вычет на квартиру – 20 кв. метров, на дом – 50 кв. метров.

Важный момент. Вычет предоставляется на каждое жилое помещение. Если у вас в собственности 2 квартиры, то вычет положен на каждую. Если у квартиры два собственника, то вычет предоставляется на квартиру.

Поскольку налог на имущество физлиц является местным налогом, то муниципалитетам предоставлено право увеличивать указанные вычеты, регулируя размеры налога для социально незащищенных групп граждан.

Какие же ставки установлены?

Ирина Давидовская: Законодатель предоставил местным властям право уменьшать их до нуля или увеличивать, но не более чем в три раза. Ставка в размере 0,1 процента по жилым помещениям может составлять от 0 до 0,3 процента.

Например, для жилья в Москве (дом, квартира) до 10 миллионов рублей включительно введена ставка 0,1 процента от кадастровой стоимости. Ставка 0,15 процента – для квартир от 10 до 20 миллионов рублей.

За недвижимость, кадастровая стоимость которой более 300 миллионов, налог рассчитают по ставке – 2 процента. В разных регионах свое ранжирование.

Важно знать, что предусмотрено несколько важных норм соцзащиты миллионов граждан. Так что переход на новую систему будет плавным.

Речь о льготах?

Ирина Давидовская: От уплаты налога на имущество освобождены 15 льготных категорий физлиц.

Все льготные категории граждан при переходе на новый порядок уплаты налога сохранены. Прежде всего, это пенсионеры. Право на льготу остается у инвалидов I и II групп, инвалидов с детства. Более того, муниципалитетам предоставлено право расширять списки льготников. Например, освобождать от уплаты налога многодетные семьи (с тремя и более детьми) или матерей-одиночек.

Правда, если стоимость квартиры или коттеджа, собственником которых числится пенсионер или инвалид, превышает 300 миллионов рублей, то льготой они воспользоваться не смогут. А заплатят “за роскошь” по максимальной ставке – 2 %. “Планка” установлена, чтобы богатые граждане не переписывали, уклоняясь от налогов, на родственников-льготников свои покои.

Льготников ограничили нулевым налогом только для одного вида недвижимости – одной квартиры, одной дачи, одного гаража или машино-места по выбору самого гражданина.

Что не так с предложением о введении налога с неработающих граждан

Ирина Давидовская: И это, согласитесь, справедливый подход. Налоговым кодексом определены виды имущества, и по одному из объектов, относящемуся к разным видам имущества, льготник освобожден от налога! Такими видами имущества являются квартира (комната), жилой дом, гараж (машино-место). Все льготы по налогу носят заявительный характер.

Налогоплательщик должен представить в налоговый орган заявление и документы, подтверждающие право на льготу. При наличии у льготника нескольких объектов недвижимости, относящихся к одному виду, следует определить объект, в отношении которого будет предоставляться льгота.

Такой выбор делается до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого применяется налоговая льгота.

Для этого налогоплательщики могут написать заявления в любую налоговую инспекцию. Если они этого не сделают, то владельцы недвижимости освобождаются от уплаты налога в отношении одного объекта недвижимости каждого вида с максимальной суммой налога.

Есть ли расчеты, как новый налог поможет муниципалитетам в пополнении бюджетов и, соответственно, улучшит жизнь самих налогоплательщиков?

Ирина Давидовская: В формировании каждого местного бюджета налог на имущество физлиц играет разную роль, но в целом его доля в России остается очень незначительной. В бюджете Москвы – это доли процента.

Хотя в мире такие налоги являются бюджетообразующими – занимают долю не менее трети или половины.

С переходом на исчисление налога по кадастровой стоимости роль местных налогов в формировании бюджетов муниципалитетов будет возрастать.

Слабым местом эксперты называют оценку кадастровой стоимости, насколько верно она определена. Если у человека возникают сомнения, что делать?

Ирина Давидовская: Действительно, кадастровая оценка недвижимости требует совершенствования. Пока укрупненная кадастровая оценка не учитывает индивидуальные особенности объектов недвижимости. Поэтому налогоплательщик в случае несогласия с кадастровой стоимостью имущества вправе ее оспорить. Обратиться в специальную комиссию, созданную в каждом регионе России, или в суд.

В России стала популярной услуга “кредитные каникулы”

В Налоговом кодексе четко оговорены ситуации, когда кадастровая стоимость может быть изменена. Это исправление технической ошибки из-за неверных исходных сведений, изменение кадастровой стоимости по решению комиссии или суда.

Если до конца этого года обратиться в комиссию или суд с заявлением о завышении кадастровой стоимости, то при положительном решении вам пересчитают налог только за 2016 год. А вот налог за 2015 год пересчитать не удастся. Сделать его перерасчет за 2015 год поможет только доказанная техническая ошибка.

Какую помощь могут оказать налоговые консультанты?

Ирина Давидовская: Налоговые консультанты могут разъяснить порядок уплаты налога, права на предоставление льгот, помочь рассчитать налог.

Вчера Палата налоговых консультантов запустила социальный проект “Горячая линия”, позвонив на которую бесплатно можно получить квалифицированную помощь по уплате не только налога на имущество физлиц, но и других налогов, а также узнать порядок возврата налога на доходы физлиц при личных расходах на платное лечение, образование, формирование пенсии, приобретение жилья.

День открытых дверей

Налоговики помогут разобраться

18-19 ноября во всех российских регионах территориальные подразделения Федеральной налоговой службы проведут День открытых дверей для плательщиков имущественных налогов. Налоговики будут вести прием населения по всем возникающим вопросам, связанным с исчислением и уплатой имущественных налогов.

Детальную информацию о правилах исчисления и порядке уплаты имущественных налогов физическими лицами также можно получить в офисах налоговых органов. Либо позвонив по единому телефону контакт-центра ФНС России 8-800-222-22-22.

Инфографика: РГ / Михаил Шипов / Ангелина Жукова

Источник: https://rg.ru/2016/10/17/ot-uplaty-naloga-na-imushchestvo-osvobodili-15-kategorij-rossiian.html

Ошибки в заполнении платежных документов

Правомерно ли начислили пени за ошибку в оплате налога?

     
     М.Н. Михайлов,
советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса,  Московская обл.     

1. Необходимость правильного заполнения платежных документов

          Налогоплательщикам следует правильно заполнять платежные документы. Если платежные документы оформлены с ошибками, денежные средства не доходят до адресата.

При уплате налогов в бюджет налогоплательщикам необходимо учитывать, что бюджетная система имеет сложную систему классификации и ошибки в заполнении платежных документов могут привести к тому, что денежные средства поступят в бюджет, но будут зачтены по другому виду налогов или по другому бюджету.

Данное обстоятельство служит причиной расхождений в учете уплаченных налогов между данными налогового органа и данными налогоплательщика, что может привести к негативным последствиям для налогоплательщика.          Действующий с 1 января 2005 года приказ Минфина России от 24.11.

2004 N 106н “Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации” (далее – приказ Минфина России N 106н) жестко регламентирует оформление платежных документов на уплату обязательных платежей.

2. Исправление допущенных при заполнении платежных документов ошибок

          Согласно п. 1 Правил указания информации, идентифицирующей плательщика и получателя средств, в расчетных документах на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации (приложение N 1 к приказу Минфина России N 106н) в поле 60 платежного документа указывается ИНН плательщика.

          Предположим, что при оформлении платежного документа на перечисление единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет в сумме 1000 руб. (1000-00), налогоплательщик указал в поле 60 ошибочное значение своего ИНН.

          В этом случае платежный документ поступает на код бюджетной классификации (КБК) единого социального налога с признаком “налогоплательщик неизвестен” (невыясненные поступления) и не попадает в базу данных “Расчеты с бюджетом” по данному налогоплательщику.

Таким образом, у налогоплательщика образуется недоимка, на которую начисляются пени за несвоевременное перечисление платежей в бюджет, хотя платеж и был своевременно произведен.

          При обнаружении ошибки налогоплательщик должен направить заявление в налоговую инспекцию с просьбой скорректировать ИНН, после чего сумма налога зачисляется в карточку расчетов с бюджетом (далее – карточка “РСБ”)  (в нашем примере – по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет), сальдо расчетов будет восстановлено и ранее образовавшаяся недоимка уже не будет иметь места, пени соответственно начисляться не будут.          Несложно исправить ошибки, допущенные в полях 102 – код причины постановки на учет (КПП) плательщика и 8 – наименование плательщика.          Однако нередки случаи, когда налогоплательщики выявляют подобные ошибки только после получения ими от налоговых органов требований об уплате налога, выставленного на сумму недоимки, и пеней, образовавшихся в результате того, что в связи с допущенной ошибкой денежные средства не были своевременно учтены в карточке “РСБ” налогоплательщиков.          Обычно требование об уплате налогов направляется налоговым органом не по фактическому, а по юридическому адресу налогоплательщика. Поэтому велика вероятность того, что налогоплательщик несвоевременно получит требование об уплате налога. В результате на расчетный счет налогоплательщика может быть направлено согласно ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) инкассовое поручение на перечисление задолженности в бюджет. Согласно ст. 46 НК РФ (в ред. от 27.07.2006 N 137-ФЗ) принудительное взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.          В результате банк может исполнить данные инкассовые поручения, и налогоплательщику придется в срочном порядке направлять в налоговую инспекцию письмо о возврате ошибочно взысканной задолженности с приложением соответствующих платежных документов. Возврат, конечно, будет произведен, но на это понадобится некоторое время, в течение которого из оборота организации может быть изъята значительная сумма.     

Источник: http://www.nalvest.ru/nv-articles/detail.php?ID=30383

Срок налоговой давности или срок давности по налогам

Правомерно ли начислили пени за ошибку в оплате налога?

Зачастую, налогоплательщикам приходят требования об уплате налогов за давно прошедшие периоды либо такие налоговые долги взыскиваются через суд. Обычно, в таких ситуациях налогоплательщиков интересует существование срока давности по налогам.

Срок давности по налоговому законодательству

Применительно к налоговым отношениям под сроком давности обычно подразумевается срок, по истечению которого, налоговый орган теряет возможность взыскания долга.

При этом, в Налоговом кодексе РФ (далее – НК) понятия «срок давности по налогам» или «срок налоговой давности» не установлены. Не определен в НК и срок исковой давности – понятие, знакомое многим из Гражданского кодекса РФ. Здесь следует помнить, что гражданское законодательство к налоговым правоотношениям не применяется (п.3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ).

Хотя срок налоговой давности в НК не определен, из совокупности статей 46-48, 69, 70, 89, 100 НК следует, что налоговые органы все же ограничены в сроках выявления и взыскания налоговых долгов. Так, в указанных статьях в НК определены:

  • сроки, для выявления или обнаружения долга налоговым органом, в том числе сроки проведения налоговой проверки (с момента начала проверки до момента вступления в силу решения по ее итогу) –  до 2 лет 1 месяца для выездных налоговых проверок и не более 9,5 месяцев для камеральных проверок ( п.2 ст. 88, п.6 ст.89 НК, ст. 100 НК). Важно помнить еще об одной особенности порядка проведения налоговых проверок – инспекция может проверить в порядке выездной налоговой проверки период не старше трех лет – п.4 ст. 89 НК. Следовательно, если налогоплательщик не был проверен в течение трех лет с момента образования налоговой недоимки, то возможность выявить и взыскать  налоговый орган потеряет;
  • срок, для  предъявления налогоплательщику требования о добровольной уплате долга  (20 дней с момента вступления в силу решения по налоговой проверке либо три месяца со дня выявления инспекцией налогового долга в результате иных мероприятий налогового контроля  – п.1 ст. 70 НК);
  • срок для исполнения налогоплательщиком требования об уплате  долга в добровольном порядке (не менее восьми рабочих дней, с момента получения требования налогоплательщиком (п.4 ст. 69 НК);
  • срок на судебное взыскание добровольно не погашенного налогоплательщиком долга (шесть месяцев с момента окончания срока на добровольное исполнение требования об уплате налогового долга при взыскании долга за счет денежных средств, или два года с момента окончания срока на добровольное исполнение требования об уплате  при взыскании долга за счет имущества– ст. 46-48 НК).

Пропуск инспекцией сроков  взыскания налогов  – является основанием для отказа судом в иске налогового органа о взыскании долга с налогоплательщика. Сумма налогового долга, во взыскании которой судом отказано, должна быть признана безнадежной ко взысканию и списана по этому основанию (пп. 4 п. 1 ст. 59 НК).

При этом, нарушение налоговым органом сроков, установленных НК для проведения контрольных мероприятий, а также сроков для направления требования об уплате налогов, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов (п.37, 60 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57) .

Следовательно, срок налоговой давности можно определить  как  установленный в НК период времени для выявления и взыскания налогового долга, по истечению которого, налоговый орган может потерять возможность взыскать долг.

На основании выше приведенных норм НК, в совокупности,

срок налоговой давности составляет:

  • от 2 лет 6 месяцев до 4 лет,  с момента начала выездной налоговой проверки налогоплательщика – если долг выявлен в ходе выездной налоговой проверки;
  • от 1 года 5 месяцев до 2 лет 10 месяцев, с момента начала камеральной проверки декларации налогоплательщика – если долг выявлен по результатам камеральной проверки.

Фактическая длительность срока зависит от вида контрольного мероприятия, в ходе которого долг выявлен (камеральная, выездная налоговая проверка или иные мероприятия налогового контроля).

Также на его длительность влияет способ взыскания долга – взыскание  налога за счет денежных средств либо за счет имущества налогоплательщика.

Можно порекомендовать налогоплательщикам следующее – при получении требования об уплате или судебного заявления налогового органа  о взыскании налогов за давние периоды, необходимо проверить не только обоснованность начисленных в требованиях сумм, но и соблюдение налоговыми органами сроков налоговой давности. В случае если сроки выявления и взыскания налоговым органом пропущены, можно заявлять это в суде  в качестве основания для отказа налоговому органу в иске о взыскании налогов.

Своевременное обращение к профессиональному налоговому юристу или адвокату поможет сформировать грамотную позицию по налоговому спору в суде либо разрешить налоговый спор в досудебном порядке.

Списание задолженности по налогам по иску налогоплательщика

Срок давности для привлечения к налоговой ответственности

Источник: https://tax-support-spb.ru/iz-praktiki-nalogovogo-konsultirovania/srok-davnosti-dlya-vyiyavleniya-i-vzyiskaniya-nalogovoy-nedoimki.html

Юриста совет
Добавить комментарий