Потерпевший может обжаловать решение суда по административному делу?

Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности | Раздел четвертый. Производство по делам об административных правонарушениях | Глава XXIV. Обжалование и опротестование постановления по делу об административном правонарушении

Потерпевший может обжаловать решение суда по административному делу?

Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности (Введен в действие с 01.04.1995г.)

Статья 314. Право обжалования постановления по делу об административном правонарушении

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, потерпевшим, а также их законными представителями и адвокатом.

Обжалование постановления административного суда по делу об административном правонарушении осуществляется в порядке, установленном главой XXIV1 настоящего Кодекса.

Статья 315. Порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано (опротестовано) в вышестоящий орган (должностному лицу) или в районный (городской) административный суд, а постановление административного суда — в суд кассационной инстанции. Постановление экономического суда по делу об административном правонарушении может быть обжаловано (опротестовано) в порядке, установленном Экономическим процессуальным кодексом Республики Узбекистан, а постановление суда по гражданским делам — в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Республики Узбекистан.

Жалоба подается через орган (должностное лицо), которое вынесло постановление по делу об административном правонарушении, или непосредственно в суд, которому она адресована.

Получив жалобу, орган (должностное лицо), вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, в течение трех суток направляет жалобу вместе с делом в орган (должностному лицу), правомочному в соответствии с настоящей статьей ее рассматривать.

Лицо, обжаловавшее постановление по делу об административном правонарушении, освобождается от уплаты государственной пошлины.

Статья 316. Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня получения копии постановления. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам этот срок может быть восстановлен органом (должностным лицом), правомочным рассматривать жалобу.

Статья 317. Опротестование постановления по делу об административном правонарушении

По делу об административном правонарушении прокурором может быть принесен протест на постановление:

1) судьи административного суда — в суд кассационной инстанции в порядке, установленном главой XXIV1 настоящего Кодекса;

2) иного органа (должностного лица) — в орган (должностному лицу), его вынесшего, или в вышестоящий орган (должностному лицу).

Постановление экономического суда по делу об административном правонарушении опротестовывается в порядке, установленном Экономическим процессуальным кодексом Республики Узбекистан.

Постановление суда по гражданским делам по делу об административном правонарушении опротестовывается в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Республики Узбекистан.

Статья 318. Приостановление исполнения постановления по делу об административном правонарушении

Подача в установленный срок жалобы приостанавливает исполнение постановления о применении административного взыскания до рассмотрения жалобы, за исключением постановления о применении административного ареста и случаев наложения штрафа, взимаемого на месте совершения административного правонарушения.

Принесение прокурором протеста приостанавливает исполнение постановления по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста.

Статья 319. Рассмотрение жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении

Жалоба или протест на постановление по делу об административном правонарушении рассматриваются правомочными на то органами (должностными лицами) в десятидневный срок со дня их поступления.

Орган (должностное лицо) при рассмотрении жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении проверяет законность, обоснованность и справедливость вынесенного постановления.

Жалоба или протест на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей районного (городского) административного суда единолично, и по результатам принимается решение по правилам, предусмотренным статьей 321 настоящего Кодекса.

Статья 321. Решение органа (должностного лица), рассматривающего жалобу или протест на постановление по делу об административном правонарушении

Орган (должностное лицо) при рассмотрении жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении принимает одно из следующих решений:

1) оставляет постановление без изменения, а жалобу или протест без удовлетворения;

2) отменяет постановление и направляет дело на новое рассмотрение;

3) отменяет постановление и прекращает производство по делу;

4) изменяет меру взыскания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за административное правонарушение, не усиливая его.

Основаниями к отмене или изменению постановления по делу об административном правонарушении являются: неполнота или односторонность рассмотрения дела органом (должностным лицом); несоответствие решения органа (должностного лица) и примененных норм Особенной части настоящего Кодекса и других нормативных актов, предусматривающих административную ответственность, фактическим обстоятельствам дела; существенные нарушения правил производства по делу об административном правонарушении; несправедливость примененного административного взыскания.

В случае отмены постановления с направлением дела по нарушениям правил дорожного движения, зафиксированным специальными автоматизированными техническими средствами фото- и видеофиксации, на новое рассмотрение, данное дело в отношении лица, совершившего данное административное правонарушение, подлежит рассмотрению на общих основаниях с учетом повторности ранее совершенных им правонарушений.

Постановление, вынесенное органом (должностным лицом), неправомочным рассматривать данное дело, отменяется, а дело направляется на рассмотрение правомочного органа (должностного лица).

В решении по жалобе или протесту на постановление по делу об административном правонарушении должны быть указаны: время и место его вынесения; должностное лицо, рассматривающее жалобу или протест; прокурор и другие участвующие лица; лицо, подавшее жалобу или прокурор, принесший протест; существо обжалованного или опротестованного постановления по делу об административном правонарушении и поданной жалобы, протеста; обоснование выносимого решения; решение по жалобе или протесту.

Копия решения по жалобе или протесту на постановление по делу об административном правонарушении в течение трех дней высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, потерпевшему — по его просьбе. О результатах рассмотрения протеста сообщается прокурору.

Статья 322. Полномочия органа (должностного лица) по пересмотру постановления по делу об административном правонарушении

Постановление органа (должностного лица) по делу об административном правонарушении может быть отменено или изменено руководителем вышестоящего органа, а по протесту прокурора также органом, вынесшим его, по основаниям, предусмотренным частями второй и третьей статьи 321 настоящего Кодекса.

Статья 323. Опротестование решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором.

Протест на решение по жалобе вносится в вышестоящий орган по отношению к органу (должностному лицу), принявшему решение по жалобе.

Статья 324. Последствия отмены постановления с прекращением производства по делу об административном правонарушении

Отмена постановления с прекращением производства по делу об административном правонарушении влечет за собой возврат взысканных денежных сумм, возмездно изъятых и конфискованных предметов, а также отмену других ограничений, связанных с ранее принятым постановлением. При невозможности возврата предмета возмещается его стоимость, а также упущенная выгода, если данные предметы предназначались для предпринимательства.

Возмещение ущерба, причиненного гражданину незаконным административным арестом, производится в порядке, установленном законодательством.

Источник: http://fmc.uz/legisl.php?id=k_adm_24

Может ли потерпевший в деле об административном правонарушении обжаловать решение в арбитражный суд: позиция ВС РФ

Потерпевший может обжаловать решение суда по административному делу?

Как следует из определения ВС РФ от 19.10.2015 № 309-АД15-6092, физическое лицо обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Роспотребнадзора об отказе в возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.1 и 14.8 КоАП РФ, в отношении общества.

Позиции судов

Определением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции и постановлением арбитражного суда округа, производство по делу прекращено со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ в связи с неподведомственностью дела арбитражному суду.

Суды руководствовались положениями ст.

27, 29 и 33 АПК РФ и исходили из того, что лицо, подавшее жалобу, не являлось индивидуальным предпринимателем на момент обращения в арбитражный суд, его требования не носят экономического характера и не связаны с осуществлением им предпринимательской деятельности.

Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации отменила судебные акты судов нижестоящих инстанций и отправила дело на новое рассмотрение по следующим основаниям.

В силу чч. 3 и 4 ст. 30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 19.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 г.

№ 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях” (далее – постановление № 10), порядок рассмотрения дел об оспаривании определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений ст. 207 АПК РФ.

В силу ч. 2 ст.

207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.

Частью 1 ст. 30.1 КоАП РФ право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении предоставлено лицу, в отношении которого вынесено постановление, потерпевшему, законными представителями этих лиц, а также защитникам и представителям названных выше лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 25.2 КоАП РФ потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

Согласно п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г.

№ 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.

Физическое лицо, являясь лицом, обратившимся в Управление Роспотребнадзора с указанием на нарушение обществом его прав и на наличие в действиях юридического лица событий административных правонарушений, наделено в силу ст. 25.

2 КоАП РФ правами потерпевшего, в том числе в соответствии с ч. 1 ст. 30.12 КоАП РФ и ч. 2 ст.

207 АПК РФ правом обжалования состоявшихся по делу решений, независимо от наличия (отсутствия) статуса индивидуального предпринимателя и экономической основы характера данного спора.

Подведомственность таких споров не ставится в зависимость от статуса потерпевшего, а определяется компетенцией арбитражного суда по рассмотрению заявлений об оспаривании решения административного органа по вопросу о привлечении (отказе в привлечении) лица к административной ответственности либо заявлений соответствующего органа о привлечении лица к административной ответственности.

При этом применительно к разъяснениям, содержащимся в п.

23 постановления № 10, дело об оспаривании решения, вынесенного вышестоящим органом, должностным лицом по жалобе на постановление (определение) по делу об административном правонарушении, подлежит рассмотрению судом исходя из подсудности дела об обжаловании указанного постановления (определения), поскольку при рассмотрении соответствующего заявления арбитражным судом оценивается также и само постановление (определение).

Порядок рассмотрения указанных дел определяется параграфом 2 гл. 25 АПК РФ.

Таким образом, выводы судебных инстанций о неподведомственности данного дела арбитражному суду свидетельствуют о нарушении права лица на судебную защиту – проверку законности вынесенных должностными лицами актов по делу об административном правонарушении.

Вывод

Физическое лицо, не имеющее статус индивидуального предпринимателя и являющееся потерпевшим в деле об административном правонарушении, вправе обжаловать решение административного органа об отказе в привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности в арбитражный суд.

Источник: Обзор судебной практики ВС РФ № 1 (2016)

Источник: https://zen.yandex.ru/media/law/mojet-li-poterpevshii-v-dele-ob-administrativnom-pravonarushenii-objalovat-reshenie-v-arbitrajnyi-sud-poziciia-vs-rf-5b0285a37ddde8be6c50b16e

Обжалование решения суда по административному делу

Потерпевший может обжаловать решение суда по административному делу?

Административные дела возникают как результат противостояния государственных структур с одной стороны, физических и юридических лиц – с другой.

Разбирательство по таким делам происходит согласно положениям Кодекса административного судопроизводства. Если вердикт суда не устраивает участников процесса, его можно опротестовать путем подачи жалобы.

Сроки и порядок обжалования решения суда по административному делу регламентируются законодательством.

Заказать бесплатную консультацию Заполните форму и наш специалист свяжется с вами в кратчайшие сроки.

Заказать

Способы обжалования решений суда по административным делам

Подача жалобы может привести к изменению или отмене решения суда, если для этого есть основания. Существует несколько этапов обжалования:

  • апелляционное;
  • кассационное;
  • надзорное.

Каждая стадия имеет свои особенности и регулируется статьями КАС и КоАП (Кодексом об административных правонарушениях). Согласно положениям ст. 25 КоАП право на обжалование имеют участники судебного процесса по административному делу. Кроме того ст. 25 дает аналогичное право третьим лицам, чьи интересы затрагивает вердикт суда.

Обжаловать резолюцию суда по административному делу может:

  • обвиняемый;
  • потерпевший;
  • представитель участников дела;
  • защитник.

Если стороной дела является ребенок до 18-ти лет или недееспособный гражданин, на суде обязательно присутствует его законный представитель. Как правило, им является родитель, опекун или усыновитель. Эти же лица впоследствии могут опротестовать судебное решение.

Срок и апелляционный порядок обжалования решения суда по административному делу

Подача апелляции возможна до того, как судебное решение приобрело законную силу. Точкой отсчета является дата оглашения вердикта в окончательной резолюции.

Если при рассмотрении дела использовался упрощенный порядок, решение вступает в силу через 15 дней. При обычном порядке судопроизводства этот период составляет один месяц. Другие сроки обжалования решения суда предусмотрены ст.

298 КАС относительно некоторых категорий административных дел.

Суд может продлить срок на основании ходатайства заявителя, если он укажет веские основания для этого. Просьбу о восстановлении срока можно изложить в апелляционной жалобе, чтобы не составлять отдельное ходатайство. При этом необходимо соблюсти требования к форме и содержанию жалобы. Суд откажется рассматривать документ, который противоречит законодательным нормам.

В апелляционной жалобе заявитель указывает:

  • наименование судебного органа – адресата жалобы;
  • данные заявителя: ФИО, наименование организации, адрес местонахождения или проживания;
  • данные обо всех лицах – участниках дела;
  • изложение сути принятого вердикта;
  • факты и аргументы, которые доказывают несправедливость судебного решения;
  • возможные варианты решения проблемы: отмена или изменение судебного акта, пересмотр дела.

Последний пункт составляют с учетом положений ст. 310 Кодекса административного судопроизводства. Среди возможных оснований для отмены судебного решения нужно выбрать то, что соответствует конкретной ситуации.

Дополнением к жалобе служат ходатайства, результаты экспертиз и другие документы. Жалобу подписывает заявитель или его представитель. Полномочия представителя нужно подтвердить нотариальной доверенностью.

Заявитель оплачивает государственный сбор и прилагает квитанцию к жалобе.

Апелляцию направляют в суд, который вынес вердикт по административному делу. При этом в качестве адресата указывают высшую судебную инстанцию. Как правило, это суд субъекта РФ, поскольку административными делами обычно занимаются районные суды.

Судопроизводство по факту подачи апелляционной жалобы проходит в соответствии со стандартами. Законодательство разрешает приобщить к делу новые доказательства – документы или свидетельские показания.

Однако заявитель должен указать объективные причины, которые помешали представить доказательства первой судебной инстанции. Апелляционный протест рассматривают в течение 2-3-х месяцев.

На последнем заседании судья выносит вердикт: удовлетворить жалобу или отказать.

Кассационное обжалование решения суда по административному делу

Этап кассационного обжалования начинается с момента вступления решения суда в законную силу. В течение полугода после этого заявитель может подать кассационный протест. Восстановление срока допустимо при наличии уважительных причин, которые заявитель указывает в ходатайстве.

Кассационный протест могут подать потерпевший, обвиняемый и их законные представители. Возможно обжалование по инициативе третьих лиц, если судебное решение затрагивает их интересы.

Кассационная жалоба составляется по той же схеме, что и апелляция. Вместе со стандартным пакетом документов к жалобе прилагают копии ранее принятых судебных актов.

Необходимо оплатить госпошлину и присоединить квитанцию к другим документам.

Адресат жалобы – суд кассационной инстанции. Обычно кассационные протесты направляют в Президиум суда субъекта Российской Федерации. Иногда заявитель сразу же обращается в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда РФ. Это допустимо, если ранее судебная инстанция отказалась удовлетворить жалобу по мотивам, с которыми заявитель не согласен.

Срок рассмотрения кассационной жалобы варьируется от одного до трех месяцев. Иногда разбирательство продолжается дольше, но не более двух месяцев. После изучения жалобы судебная инстанция передает документ на рассмотрение или отказывает заявителю.

При передаче в суд жалобу рассматривают коллегиально под председательством судьи. Участники дела заблаговременно получают извещение о времени и месте проведения заседаний. Результаты кассационного обжалования решения суда по административному делу могут быть следующими:

  • судебный акт оставляют в силе, жалобу не удовлетворяют;
  • назначают пересмотр дела после частичной или полной отмены прежнего судебного решения;
  • производство по делу прекращают после отмены принятого ранее судебного акта полностью или в его части;
  • оставляют в силе только один из судебных актов;
  • принимают новый судебный акт после отмены предыдущего без нового рассмотрения дела;
  • отказывают в рассмотрении кассационного протеста на основании положений ст. 322 КАС.

Если подача апелляции и кассации не принесла нужного результата, заявитель может обжаловать решение суда по административному делу в порядке надзора.

Порядок обжалования решений суда по административным делам в порядке надзора

Рассмотрением надзорных жалоб занимается Президиум Верховного суда нашей страны. Жалобу в этот судебный орган необходимо подать в течение трех месяцев после того, как кассационная инстанция вынесла определение по делу.

В качестве заявителя могут выступать те же лица, что и при подаче апелляции и кассации. надзорной жалобы в большинстве пунктов совпадает с апелляционным и кассационным протестом.

Госпошлина при подаче надзорной жалобы не оплачивается.

Важно указать в заявлении основания для отмены одного или нескольких судебных актов. Закон допускает отмену судебного решения, если:

  • были нарушены конституционные права человека;
  • нарушение коснулось публичных прав и интересов неопределенного круга лиц;
  • были допущены нарушения при использовании и толковании законодательных норм;
  • другое.

Надзорную жалобу рассматривают в срок не более 2-3-х месяцев с момента подачи. Изредка сроки рассмотрения продлевают еще на 2 месяца. Итоги рассмотрения жалобы могут быть следующими:

  • суд отменяет принятый ранее вердикт, дело направляют на новое рассмотрение;
  • после отмены судебного решения производство по делу прекращают;
  • изменяют решение по одному или нескольким судебным актам;
  • в рассмотрении жалобы отказывают.

Надзорное обжалование – последняя возможность повлиять на судебное решение по административному делу. Законодательство не разрешает заявлять повторный протест по одному и тому же делу. В дальнейшем отменить или изменить судебный акт можно только в международных судах либо по вновь открывшимся обстоятельствам.

Юридическая помощь при обжаловании решений суда по административным делам

Наказания по административным делам обычно не отличаются излишней строгостью. Тем не менее,правонарушения такого рода нередко влекут за собой моральный и финансовый ущерб.

Для рядового гражданина это может быть кратковременный арест, лишение водительского удостоверения или денежный штраф. Для юридического лица возможны более серьезные последствия: приостановка деятельности или выплата штрафа в особо крупном размере.

Предотвратить негативное развитие событий поможет профессионал – юрист по административным делам.

Юристы и адвокаты компании ЮрСервис отлично разбираются во всех нюансах административных правоотношений. Наиболее эффективную поддержку вы можете получить на первых стадиях возбуждения административного дела. В этом случае возможно успешное решение проблемы до обращения в суд.

Передача дела в судебные органы подразумевает более сложную процедуру урегулирования. Однако наши специалисты готовы оказать помощь и в этом случае. Обращайтесь к нам, если судебное заседание уже состоялось и вы не согласны с принятым решением. Первая консультация предоставляется бесплатно. Решение о дальнейшем сотрудничестве вы можете принять после беседы с нашим юристом.

При необходимости специалист возьмет на себя все действия для обжалования судебного решения:

  • всестороннее изучение обстоятельств административного дела;
  • сбор доказательной базы, привлечение свидетелей;
  • подготовка и подача жалобы на стадии апелляции, кассации и надзора;
  • представительство интересов доверителя в судах различных инстанций.

На первоначальном этапе адвокат анализирует ситуацию и объясняет клиенту возможные перспективы дела. Благодаря большому опыту судебной практики специалист знает, насколько реально достижение положительного результата. Если шансов на успех мало, адвокат сразу же сообщит об этом клиенту. Однако в большинстве случаев нам удается привести к благополучному завершению даже сложные дела.

Опытный адвокат может найти следующие основания для пересмотра судебного решения:

  • достоверность доказательств внушает сомнения;
  • доказательства являются косвенными или ложными;
  • обстоятельства дела не были изучены должным образом;
  • в деле есть неустранимые противоречия, которые мешают установить виновность привлекаемого лица.

В большинстве случаев административные дела возбуждают на основании документов, которые составили должностные лица.

Адвокат может апеллировать к тому, что в документах есть ошибки или дело рассматривалось с точки зрения безусловной виновности клиента.

При подготовке жалобы наши юристы опираются на актуальные законы, примеры из судебной практики и постановления высших судебных инстанций.В результате нам удается отстоять интересы клиентов на стадии апелляции или кассации.

Наши юристы круглосуточно и без выходных принимают заявки от граждан и организаций.

Оказано бесплатных юридических консультаций по всем отраслям права.

Юридических вопросов решается в пользу наших клиентов в досудебном порядке.

Цены на услуги юриста по обжалованию решения суда по административному делу

УслугаЦена
Консультация юристаБесплатно
проведение переговоров и анализ возникшей ситуацииБесплатно
составление искового заявленияОт 1000 руб
составление иных процессуальных документов (заявлений, ходатайств)От 1000 руб
апелляционное обжалование решения суда по административному делуОт 1000 руб
кассационное обжалование решения суда по административному делуОт 1000 руб
обжалование решения суда по административному делу в порядке надзораОт 1000 руб
представление интересов клиента в судеОт 5000 руб

Задать бесплатный вопрос юристу Заполните форму и наш специалист свяжется с вами в кратчайшие сроки.

Задать

Отзывы

в социальных сетях:

Источник: https://urservices.ru/obzhalovanie-resheniya-suda-po-administrativnomu-delu

Вс приравнял страдающих от топота и грохота соседей к потерпевшим

Потерпевший может обжаловать решение суда по административному делу?

Верховный суд (ВС) РФ считает, что страдающие от топота и грохота соседей жильцы могут считаться потерпевшими и имеют полное право требовать для нарушающих их покой и тишину сурового наказания. 

До высшей инстанции дошла жалоба жительницы Чебоксар, которая не согласилась, что ее соседке за громкий смех, крики и грохот после 23 часов вынесли всего лишь предупреждение.

Женщина хотела оспорить столь мягкое наказание в суде, однако ее жалобу «развернули», указав, что раз она не понесла физических или моральных страданий, то потерпевшей по делу не является.

Верховный суд с таким подходом не согласился.

Суть дела 

Судья Верховного суда Владимир Меркулов рассмотрел жалобу жительницы Чебоксар, соседку которой признали виновной в нарушении покоя остальных жителей дома в неурочные часы. За это ей вынесли предупреждение.

Автор жалобы с таким исходом не согласилась и просила ужесточить наказание, но Ленинский суд Чебоксар и судья Верховного суда Чувашии вернули ей апелляцию без рассмотрения, пояснив, что она не имела права на ее подачу. 

Страдающая от шума жительница попросила ВС РФ разобраться, имеют ли право соседи требовать для нарушителей тишины более строгого наказания и обжаловать слишком мягкое, на их взгляд, решение. 

Закон о тишине 

Региональные законы устанавливают административную ответственность за шум в неурочное время. В Чувашии наказание может настигнуть тех, кто нарушает тишину и покой граждан с 23 часов до 7 часов (а в выходные и установленные федеральным законодательством нерабочие праздничные дни с 22 часов до 8 часов).

Исключения составляют действия, направленные на предотвращение правонарушений, ликвидацию последствий аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, проведение неотложных работ, связанных с обеспечением личной и общественной безопасности граждан или действий, совершаемых при отправлении религиозных культов в рамках канонических требований соответствующих конфессий, а также при проведении культурно-массовых мероприятий, разрешенных органами госвласти или местного самоуправления, уточняет местный закон. 

Из материалов дела следует, что получившая предупреждение жительница в 23 часа 16 минут шумела, громко разговаривала, смеялась, кричала, грохотала. Административная комиссия признала ее виновной и вынесла нарушительнице покоя предупреждение. 

Ее соседка обратилась в районный суд с жалобой на постановление административной комиссии, посчитав себя потерпевшей. Однако районный суд посчитал, что соседи не относятся к числу лиц, указанных в статьях 25.1 — 25.5.1 КоАП РФ, и не обладают правом подачи жалобы на постановление административной комиссии.

Судья Верховного суда республики с этими выводами согласился, указав, что автор жалобы потерпевшей по этому делу не является и материалы дела не содержат доказательств причинения ей физического, имущественного или морального вреда.

Заместитель председателя Верховного суда республики посчитал, что, напротив, соседка, слушавшая в неурочные часы шум и грохот, в соответствии с положениями статьи 25.2 КоАП РФ, является потерпевшей.

Вместе с тем он не нашел оснований для отмены принятых по делу судебных актов с указанием на то, что в жалобе жительница просила ужесточить наказание, а статья 30.

17 КоАП не предусматривает возможности отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении в связи с мягкостью наказания. 

Ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при пересмотре состоявшихся по делу судебных актов, вступивших в законную силу, недопустимо, указал замглавы ВС Чувашии.

Верховный суд РФ посчитал, что принятые решения нельзя признать законными. 

Право на жалобу 

В своём решении Верховный суд ссылается на нормы Конституции, положения Кодекса об административных правонарушениях и постановление пленума от 24 марта 2005 года № 5. 

Право каждого на судебную защиту и обжалование гарантировано статьей 46 Конституции и предполагает предоставление заинтересованным лицам возможности выражать несогласие с вынесенными решениями, добиваться исправления допущенных ошибок при наличии таковых, напоминает ВС.

Нормы КоАП устанавливают, что потерпевший имеет право подавать жалобу на постановление по административным делам (часть 1 статьи 30.1 и статьи 25.1 — 25.5 кодекса).

Потерпевшим, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 25.2 КоАП, является физическое или юридическое лицо, которому правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. 

Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами.

Согласно пункту 11 постановления пленума от 24 марта 2005 года № 5, право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.

Судья ВС указывает, что автор жалобы обратилась в полицию с сообщением, что ее соседка нарушает тишину и покой жителей. Соответственно, действиями нарушительницы были затронуты права позвонившей в Управление внутренних дел, поясняет суд.

По смыслу положений статьи 25.2 КоАП и правовой позиции пленума ВС РФ в рассматриваемом случае автор жалобы является потерпевшей и имеет право обжалования постановления административной комиссии.

«Судебный порядок рассмотрения дел подразумевает обязанность суда по созданию на всех стадиях производства по делу равных условий для осуществления сторонами принадлежащих им процессуальных прав», — отмечает ВС РФ.

Выраженный в определении судьи районного суда и решении судьи Верховного суда республики отказ в реализации права заявительницы на обжалование является незаконным и влечет нарушение ее права на судебную защиту, считает судья Меркулов. 

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения к административной ответственности, напоминает он. 

«В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении нарушен. Указанное процессуальное нарушение носит существенный характер, поскольку не были созданы необходимые условия для обеспечения гарантий процессуальных прав потерпевшей, что лишило ее возможности реализовать свое право на обжалование постановления административной комиссии», — говорится в решении.

ВС считает, что заместитель председателя Верховного суда республики необоснованно оставил судебные акты по делу без изменения: ведь он сам признал неправильными выводы нижестоящих инстанций о том, что обратившаяся за защитой своих прав в суд не является потерпевшей. 

«Вопреки суждениям, приведенным в постановлении заместителя председателя Верховного суда республики, отмена определения судьи районного суда и решения судьи Верховного суда республики не влечет ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Оснований для отказа в рассмотрении жалобы (потерпевшей – прим. ред.) на постановление административной комиссии по существу и проверке заявленных ее доводов не имеется», — указывает ВС РФ. 

Таким образом, суды Чувашии не приняли меры для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела. В связи с чем высшая инстанция отменила состоявшиеся по делу решения и направила жалобу заявительницы на новое рассмотрение в Ленинский суд Чебоксар. 

Положение укрепилось 

«Конечно, каждый судебный акт, который выносится Верховным судом РФ влияет на периодически меняющуюся практику. Скорее всего, теперь суды большее внимание будут уделять тому, кого признавать потерпевшим в делах об административных нарушениях.

В частности, по делам о ДТП достаточно часто потерпевшая сторона является лишь свидетелем с ограниченным кругом процессуальных прав. Конечно, теперь соседи смелее могут писать подобного рода жалобы на шумных жильцов, напрямую ссылаясь на указанный судебный акт.

Процессуальное положение таких заявителей несомненно укрепилось», — отмечает член Ассоциации юристов России адвокат Ксения Власова. 

Более просто и доступно 

Ее коллега Кирилл Маментьев с мнением согласен, но подчеркивает, что такие вопросы должны решаться не в судебном порядке, а в более простой и понятной форме для обычного гражданина. 

«В настоящее время вопрос привлечения лиц, нарушающих права граждан на «тишину», не решен в полной мере, а именно, как я считаю, административная ответственность, предусмотренная региональным законодательством, не отвечает той мере, после которой нарушитель задумается, проводить бурные застолья в позднее время или нет», — считает член АЮР. 

Он отметил, что Верховный суд установил все необходимые действия, сделанные перед обращением в суд, и что права данного гражданина действительно были затронуты. 

Но, по мнению Маментьева, ещё стоит поработать, чтобы такие простые вопросы решались вне стен суда, а комиссии назначали нарушителям тишины более адекватное наказание. 

«Он должен решаться одним звонком в органы внутренних дел, а ответственность должна быть сопоставима хотя бы с частью той суммы, которую обычно нарушители тратят на выпивку», — отмечает защитник. 

Алиса Фокс 

Источник: http://www.vsrf.ru/press_center/mass_media/27293/

Порядок обжалования судебных актов

Потерпевший может обжаловать решение суда по административному делу?

УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 323. Обжалование приговора и постановления мирового судьи

1. Приговор мирового судьи может быть обжалован сторонами в течение 10 суток со дня его провозглашения в порядке, установленном статьями 389.1 и 389.3 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 433-ФЗ)

2.

В тот же срок со дня вынесения могут быть обжалованы постановление мирового судьи о прекращении уголовного дела и иные его постановления.

3.

Жалоба или представление прокурора подаются мировому судье и направляются им вместе с материалами уголовного дела в районный суд для рассмотрения в апелляционном порядке.

Статья 389.1. Право апелляционного обжалования

1. Право апелляционного обжалования судебного решения принадлежит осужденному, оправданному, их защитникам и законным представителям, государственному обвинителю и (или) вышестоящему прокурору, потерпевшему, частному обвинителю, их законным представителям и представителям, а также иным лицам в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы.

2.

Гражданский истец, гражданский ответчик или их законные представители и представители вправе обжаловать судебное решение в части, касающейся гражданского иска.

Статья 389.2. Судебные решения, подлежащие апелляционному обжалованию

1. В соответствии с требованиями настоящей главы решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы сторонами в апелляционном порядке.

2.

Определения или постановления о порядке исследования доказательств, об удовлетворении или отклонении ходатайств участников судебного разбирательства и другие судебные решения, вынесенные в ходе судебного разбирательства, обжалуются в апелляционном порядке одновременно с обжалованием итогового судебного решения по делу, за исключением судебных решений, указанных в части третьей настоящей статьи.

3.

До вынесения итогового судебного решения апелляционному обжалованию подлежат постановления мирового судьи о возвращении заявления лицу, его подавшему, либо об отказе в принятии заявления к производству; судебные постановления или определения об избрании меры пресечения или о продлении сроков ее действия, о помещении лица в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, для производства судебной экспертизы, о приостановлении уголовного дела, о передаче уголовного дела по подсудности или об изменении подсудности уголовного дела, о возвращении уголовного дела прокурору; другие судебные решения, затрагивающие права граждан на доступ к правосудию и на рассмотрение дела в разумные сроки и препятствующие дальнейшему движению дела, а также частные определения или постановления.

(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

4. Обжалование определения или постановления, вынесенных во время судебного разбирательства, не приостанавливает судебное разбирательство.

Статья 389.3. Порядок принесения апелляционных жалобы, представления

1. Апелляционные жалоба, представление приносятся через суд, постановивший приговор, вынесший иное обжалуемое судебное решение.

2.

Апелляционные жалоба, представление подаются:

1) на приговор или иное решение мирового судьи – в районный суд;

2) на приговор или иное решение районного суда, гарнизонного военного суда – в судебную коллегию по уголовным делам верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда;

3) на промежуточное решение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда – в судебную коллегию по уголовным делам соответствующего суда;

4) на приговор или иное итоговое решение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда – соответственно в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации, Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации;

5) на постановление судьи Верховного Суда Российской Федерации – в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.

Источник: https://www.mirsud.spb.ru/poryadok-objalovaniya/

Юриста совет
Добавить комментарий