Помогите обжаловать незаконные действия

Правовой ликбез. Как обжаловать действия должностных лиц в суде

Помогите обжаловать незаконные действия

Беларуская праўда совместно с правозащитным центром «Правовая помощь населению» по просьбе читателей публикуют материалы брошюры «Семейный юрист».  Справочник публикуется не целиком, а по разделам – для удобства читателей. 

Граждане часто сетуют на неудовлетворения и непрофессиональное рассмотрения их претензий, жалоб представителями органов власти. Но очень мало тех, кто всё же решается обжаловать такие действия в суд.

Обжалование действий должностных лиц часто вызывает у граждан непредвиденные трудности. Чтобы избежать возможных проблем при составлении и подачи  жалобы в суд, следует изучить советы юриста, представленные в этой статье.

Об этом рассказывает член правозащитного центра «Правовая помощь населению» Виктор Белянин.

Р.S. Авторы-составили информационно-правового справочника «Семейный юрист» обращают внимание, что законодательство может меняться, поэтому ссылки на закон проверяйте. Самый доступный способ – обратиться на Национальный правовой интернет-портал.

Виктор Белянин

Судебный контроль — эффективный механизм защиты граждан от нарушений со стороны власти

Зачастую права, свободы и законные интересы граждан нарушаются в результате ненадлежащего исполнения государственными, местными органами своих обязанностей и функций. Это может случиться по причине недостаточного профессионального уровня должностного лица, несовершенства законодательства, из-за экономического кризиса, коррупции и др.

Государство предоставляет возможность гражданам противостоять незаконным действиям со стороны государственных органов. Одной из конституционных гарантий по реализации такой возможности является юридический механизм по обжалованию незаконных действий, решений государственных, местных органов и должностных лиц.

Мы хотим дать совет гражданину, как надо действовать, чтобы использовать этот легитимный механизм в борьбе с бюрократией. Поскольку должностные лица злоупотребляют своими полномочиями именно из-за пассивной гражданской позиции, правовой безграмотности населения.

Право гражданина обжаловать в суд действие должностного лица

В соответствии со ст. 353 ГПК, граждане вправе подать жалобу в суд на неправомерные действия (бездействие) государственных органов, юридических лиц, иных организаций и должностных лиц (далее «орган или должностное лицо»), ущемляющие их права.

Неправомерными действиями (бездействием) органов и должностных лиц являются: создание препятствий осуществлению прав и свобод; незаконное возложение какой-либо обязанности или незаконное привлечение к какой-либо ответственности.

Права гражданина при подаче жалобы

Жалоба может быть подана гражданином (его представителем) в суд по месту нахождения органа или должностного лица, чьи действия обжалуются. При наличии условий, прокурор вправе обратиться в суд для защиты прав и охраняемых законом интересов граждан.

Вместе с тем, жалоба в отдельных случаях, когда законодательством установлен иной порядок, может подаваться в суд после обжалования действия органа или должностного лица вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу. В месячный срок вышестоящий орган или должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу гражданина. Если жалоба не будет удовлетворена, то после этого он обращается в суд.

Одновременно заявитель может обратиться как в вышестоящий орган, так и в суд.

Также в судебном порядке может быть обжалован акт ненормативного (например, отказ в предоставлении общежития, постановки на очередь нуждающихся, отказ в регистрации и т.п.) характера, нарушающий права гражданина.

В жалобе должны содержаться сведения об оспариваемых решениях, действиях (бездействиях). Также следует указать, какие именно права, свободы и охраняемые законом интересы заявителя нарушены, и изложить подтверждающие это обстоятельства. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие доводы заявителя, например, копии оспариваемых решений.

Сроки подачи жалобы

Жалоба в суд подается в месячный срок со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права, а в случае обязательного внесудебного порядка обжалования — со дня получения гражданином отказа вышестоящего органа или должностного лица либо со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если заявителем не был получен на нее ответ.

В районном суде жалоба рассматривается не позднее двух месяцев со дня ее поступления в суд.

Органы и должностные лица, чьи действия могут быть обжалованы

Как разъяснил п. 9 постановления Пленума Верховного Суда от 24.12.2009 г.

№ 11 «О применении судами законодательства, регулирующего защиту прав и законных интересов граждан при рассмотрении жалоб на неправомерные действия (бездействие) государственных органов, иных организаций и должностных лиц», к субъектам, действия (бездействие) которых могут быть обжалованы в суде, относятся республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, их подразделения, органы местного управления, коллегиальные органы юридических лиц, а также иные организации, независимо от того, являются ли они юридическими лицами.

К должностным лицам следует относить лиц, занимающих (постоянно или временно) в государственных органах, органах общественных объединений, учреждениях, организациях и на предприятиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, либо исполняющих такие обязанности по специальному полномочию.

Судебный процесс

Суд рассматривает жалобу с участием заявителя, его представителя и руководителя органа или должностного лица, действия которых обжалуются, либо их представителей, а в необходимых случаях — и с участием иных заинтересованных в исходе дела лиц.

Неявка в судебное заседание указанных лиц по неуважительной причине не служит препятствием к рассмотрению жалобы, но если есть такая необходимость, суд вправе признать их явку в судебное заседание обязательной.

Заявитель, в соответствии со ст.

56 ГПК, имеет право: подавать заявления, знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии представленных документов, заявлять отводы, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, задавать вопросы другим участникам судопроизводства по делу, заявлять ходатайства, давать устные и письменные объяснения суду, представлять свои доводы и соображения, возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, обжаловать (опротестовывать) судебные постановления, а также совершать иные процессуальные действия.

Кроме того, в процессе разбирательства заявитель может отказаться от жалобы, изменить ее мотивы в пределах обжалуемого действия. Органы или должностные лица вправе признать жалобу в случаях, когда они в пределах своей компетенции могут вносить изменения в обжалуемое действие.

Заключение мирового соглашения по данной категории дел не допускается, поскольку в этом случае судом проверяется законность оспариваемых решений, совершенных действий (бездействия) органа или должностного лица.

Бремя доказывания законности и обоснованности совершенного действия возлагается на орган или должностное лицо, которые обязаны представить суду материалы, послужившие основанием для соответствующих действий (бездействия). Заявитель, заинтересованные в исходе дела лица вправе представить суду доказательства о фактах, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Суд по ходатайству заявителя либо по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалованного действия.

Чтобы добиться результата, гражданин должен быть активным участником судебного разбирательства.

Решение суда

При удовлетворении жалобы суд указывает на конкретные действия, которые должны быть совершены для устранения допущенного нарушения, правовые нормы, нарушенные органом либо должностным лицом, мотивы принятого решения и сроки для устранения этих нарушений.

В случае установления нарушения прав и свобод граждан, суд выносит частное определение и направляет его органу или должностному лицу, которые должны принять соответствующие меры. При обнаружении признаков преступления в действиях должностного или другого лица, суд сообщает об этом прокурору.

Соответствующий орган или должностное лицо обязаны сообщить суду и заявителю об исполнении решения не позднее чем в месячный срок со дня получения копии решения суда.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке, т.е. жалоба подается в Мингорсуд (если решение принято районным судом г. Минска) в десятидневный срок со дня вынесения решения или вручения этого решения с мотивировочной частью кассатору по его требованию.

Институт обжалования действий государственных органов является важнейшим инструментом защиты прав и интересов граждан.

Беларускую праўду і нашых аўтараў можна падтрымаць!

Рэквізіты для ахвяраванняў:

МТС +375 29 2484655

Visa 4235 0419 1009 1423 12/20 (банк “Масква-Мінск”)

Белкарт 9112 0001 6940 2969 11/21 (Беларусбанк)

Будзем удзячныя за любую падтрымку!

Источник: https://belprauda.org/pravovoj-likbez-kak-obzhalovat-dejstviya-dolzhnostnyh-lits-v-sude/

Как обжаловать действия и решения чиновников?

Помогите обжаловать незаконные действия

Эксперт Центра, к.ю.н., Александр Гаганов

Что делать, если чиновники нарушили Ваши права? Как обжаловать их незаконные действия и бездействие? Как это сделать по новому административному кодексу?

Нередко можно услышать, как люди жалуются на несправедливость законов, на нарушения их прав чиновниками и органами власти.

Вероятно, многие граждане знают о том, что статья 46 Конституции РФ позволяет им обжаловать в суде решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Но не все знают о том, как это сделать.

Судебная и несудебная защита прав. Что такое жалоба?

Пожаловаться на неправомерные действия чиновников можно двумя способами: вышестоящему чиновнику (органу) или в суд. Процедура подачи жалоб в вышестоящий орган (административный порядок обжалования) и их рассмотрения описана в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

Жалоба – это один из видов обращений наряду с предложениями и заявлениями. Согласно закону, жалоба – это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Жалобы лучше подавать в письменном виде. В жалобе надо указать:

– госорган или фамилию, имя и отчество должностного лица, которому адресуется жалоба;

– свой почтовый адрес, на который придет ответ;

– обстоятельства дела (кто и как нарушил Ваши права);

– свои фамилию, имя и отчество, подпись в конце жалобы.

Бывают случаи, когда должностные лица отказываются принимать жалобы, тогда жалобы надо отправлять почтой ценными отправлениями с описью вложений и уведомлением о вручении. С момента вручения письма и его регистрации в госоргане у чиновников есть 30 дней на ответ. В исключительных случаях срок рассмотрения продлевается еще на 30 дней, о чем заявителя должны уведомить письменно.

За нарушение порядка рассмотрения жалоб (необоснованное увеличение срока, отсутствие ответа) установлен административный штраф в размере 5 – 10 тысяч рублей.

Как правило, органы власти отвечают на обращения и делают это в срок. Однако рассчитывать на содержательный ответ по существу приходится не всегда. В таких случаях лучше обращаться с жалобой в суд, можно это сделать после получения неудовлетворительного ответа от госоргана.

Сразу оговоримся, что подавать в административном порядке жалобы на правонарушающие законы и иные нормативные правовые акты нет смысла. Для обжалования нормативных правовых актов, в том числе законов, установлен особый судебный порядок. В этой статье мы не рассматриваем вопросы обжалования нормативных правовых актов.

Что можно обжаловать?

Закон предусматривает три категории объектов для обжалования: это действия, бездействие и решения.

Обжалование действия может быть уместным, например, в такой ситуации. Вы обратились в госорган с пакетом документов, госорган должен выдать Вам какой-то правоустанавливающий документ.

Вместо этого он отправляет Ваши документы в какую-то комиссию, которая должна подтвердить правильность составления поданных Вами документов. Все это затягивает сроки. Как правило, сейчас все процедуры оказания госуслуг (выдачи гражданам тех или иных документов) очень подробно прописаны в административных регламентах.

И если регламент не предусматривает проверку документов какой-то комиссией, то действия госоргана незаконны, их надо обжаловать.

Пример второй. Вы обратились в госорган с заявлением о выдаче Вам дубликата утерянного документа, Вы приложили все необходимые для этого справки.

Вместо того чтобы исполнить Вашу просьбу, госорган молчит, либо говорит, что Вам надо обратиться в другое учреждение или в министерство, или принести еще какие-то справки.

Иными словами, он не исполняет свою обязанность. Это бездействие. Его надо обжаловать.

И третий пример – правонарушающее решение. Вы обратились в госорган с заявлением о выдаче Вам документа. Госорган рассмотрел Ваше заявление и, уложившись в 30 дней, выдал Вам свое решение: отказать в выдаче документа. Такое решение также можно обжаловать.

Закон называет требования к действиям (бездействию) и решениям, которые можно обжаловать. В результате таких действий или решений должны быть:

– нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы;

– созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов;

– незаконно возложены какие-либо обязанности.

Чьи действия и решения можно обжаловать?

Необходимо уточнить, что в принципе в суд можно обжаловать правонарушающие действия и решения любых лиц, но в особом порядке будут рассматриваться лишь дела в отношении действий и решений определенного круга лиц и органов (глава 25 ГПК РФ, глава 22 КАС РФ).

Старый Закон 1993 года «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» называл государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения и должностных лиц, государственных служащих, принявших правонарушающие решения, которые можно было обжаловать. Юридически это расширяло возможности обжалования действий и решений практически любых органов и организаций.

Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ) говорит о том, что обжаловать можно действия и решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего. Таким образом, круг «источников» правонарушающих действий и решений ограничивается только государственно-властными субъектами.

Новый Кодекс административного судопроизводства РФ (КАС РФ) называет несколько иной состав органов и лиц, чьи действия и решения можно обжаловать: орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные или муниципальные служащие. Что здесь принципиально нового? Появились организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, действия и решения которых можно обжаловать. В качестве примеров таких организаций можно привести государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.

Как обжаловать в суде действия органов власти?

Статью 46 Конституции РФ, гарантирующую судебную защиту прав и свобод, нельзя было бы применять, если бы не было соответствующей процедуры. Такая процедура была установлена Гражданским процессуальным кодексом РФ.

Однако с 15 сентября этого года будет применяться процедура, установленная новым Кодексом административного судопроизводства РФ.

Глава 22 КАС РФ описывает процедуру оспаривания действий и решений публично-правовых субъектов подробнее, чем аналогичная глава 25 ГПК РФ (11 статей в новом Кодексе против четырех в старом).

Как и прежде, обратиться за защитой своих прав можно не позднее трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, в суд по месту нахождения органа или должностного лица-нарушителя.

Новый КАС РФ вводит понятие административного искового заявления. Статья 220 КАС РФ устанавливает перечень обязательных требований к такому заявлению. В заявлении должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается заявление;

2) фамилия, имя и отчество гражданина, его место жительства, дата и место его рождения, номера телефонов, адреса электронной почты гражданина;

3) орган, организация, лицо, принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие);

4) наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия);

5) сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация или должностное лицо);

6) сведения о правах, свободах и законных интересах гражданина, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием);

7) нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие);

8) сведения о невозможности приложения к заявлению обжалуемого решения и ходатайства об истребовании документов;

9) сведения о предшествующем обжаловании в административном порядке;

10) требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, должностного лица;

11) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.

К заявлению прилагается квитанция об уплате государственной пошлины. На сегодняшний день размер госпошлины для граждан составляет 300 рублей.

Если гражданин решил воспользоваться в суде помощью представителя, то в заявлении также указываются сведения о представителе. Представитель должен иметь высшее юридическое образование, копия диплома также представляется в суд.

Заметим, что зачастую гражданам трудно разобраться во всех процессуальных тонкостях и хитросплетениях законодательства, поэтому юридическая помощь может потребоваться даже на стадии составления заявления в суд.

Ужесточение требований к представителю формально ограничивает права граждан: им придется обращаться за помощью к профессиональным юристам и платить за это деньги, тогда как ранее представителем мог быть любой человек (друг или знакомый заявителя), который, например, имел практику по определенной категории дел.

Если все требования закона соблюдены, суд принимает заявление к рассмотрению. Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения в части, относящейся к гражданину. Если во время процесса по делу решение, на которое жаловался гражданин, было отменено, суд вправе прекратить производство по делу.

Дела об оспаривании действий и решений будут рассматриваться судом в течение месяца, тогда как по ГПК РФ такие дела должны были рассматриваться в течение 10 дней.

На что обращает внимание суд?

Новый Закон устанавливает вопросы, которые должен разрешить суд в процессе рассмотрения дела об оспаривании решения, действия (бездействия):

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказать нарушение прав и соблюдение сроков обращения в суд возлагается на гражданина-заявителя. Обязанность доказать правомочность принятия решения или совершения действия и его законность возлагается на ответчика.

Суд может удовлетворить заявление полностью или в части и возложить на ответчика обязанность устранить нарушение прав, либо отказать в удовлетворении заявления. Решение суда вступает в силу через месяц после изготовления в окончательной форме. Не вступившее в силу решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, вступившее в силу – в порядке кассации или надзора.

Какова вероятность выиграть дело?

На вопрос о вероятности выиграть конкретное дело об оспаривании действия или решения госоргана можно ответить, только ознакомившись с его материалами. Вместе с тем нередко заведомо выигрышные на взгляд заявителя и даже юриста дела могут быть проиграны.

Обратимся к судебной статистике жалоб на неправомерные действия и бездействия (в том числе на нарушение избирательного законодательства).

 Рис.1. Рассмотрение районными судами жалоб граждан на неправомерные действия и бездействие (в том числе на нарушение избирательного законодательства) в 2014 году.

За год в суды поступило 162 410 жалоб, из них было рассмотрено 119 438 жалобы, то есть примерно две трети. Из рассмотренных жалоб было удовлетворено 56 510 требований, то есть примерно треть от поступивших и почти половина от рассмотренных заявлений.

Что же случилось с третью жалоб, которые не были рассмотрены? Видимо, они были поданы с какими-то нарушениями (например, не уплачена госпошлина, заявление не подписано, нет копии обжалуемого решения или ходатайства о его истребовании), и поэтому суд оставил их без движения или прекратил производство по делу по каким-то другим основаниям.

Таким образом, статистика показывает, что треть жалоб не проходит даже стадии подачи заявления: граждане допускают ошибки в оформлении документов для суда или подают заведомо негодные жалобы. Получается, что даже сама подача заявления в суд превращается в проблему для трети заявителей.

Те счастливчики, которые преодолели первый бюрократический барьер, имеют серьезные шансы выиграть дело против госоргана: почти каждое второе такое дело выигрывается. Надо отстаивать свои права, тогда государство будет уважать и соблюдать права своих граждан.

Новый КАС РФ оставляет все возможности для оспаривания неправомерных действий и решений государства.

Источник: http://rusrand.ru/ideas/kak-objalovat-deystviya-i-resheniya-chinovnikov

Как обжаловать незаконные действия в прокуратуре

Помогите обжаловать незаконные действия

Гость «Прямой телефонной линии ВХ» – заместитель прокурора Харьковской области Александр Муравенко.

Если врач требует денег – пишите заявление в РОВД

– Добрый день, Александр Юрьевич. Вас беспокоит Вероника.

Прошу разъяснить: с какими вопросами можно идти в ваше ведомство, а с какими – в милицию или другие организации? И можно узнать, с какими проблемами чаще всего обращаются в прокуратуру харьковчане?
– Органы прокуратуры рассматривают обращения граждан в соответствии с требованиями законов Украины об обращениях граждан, а также других документов и нормативных актов. Прокуратура имеет право рассматривать все жалобы и обращения (кроме тех, порядок которых определен уголовным процессуальным и гражданско-процессуальным законодательством, трудовых споров, административного судопроизводства и специальных вопросов законодательства, например, ЗУ «О защите экономической конкуренции» и др.). Остальные жалобы, касающиеся жилищных, коммунальных и других проблем граждан, рассматриваются прокуратурой после их предварительного рассмотрения компетентными органами по сути. Здесь важно отметить, что прокуратура имеет право как непосредственно проводить проверки, связанные с нарушением социально-экономических и других законных прав и свобод граждан, так и проверять, как рассматриваются обращения граждан в других органах, в том числе и правоохранительных. Но при этом надо понимать, что органы прокуратуры не подменяют функции органов государственной власти, местного самоуправления и контролирующих органов. То есть для разрешения вопроса сначала необходимо обращаться в органы, на которые непосредственно возложено решение того или иного вопроса. Если же там надлежащим образом не отреагировали на ваше обращение, не провели проверку и не выполнили своих обязанностей, предусмотренных законодательством, тогда следует обращаться в прокуратуру. После этого мы будем проверять качество этих проверок и их результативность. Что касается второй части вашего вопроса, то с начала года органами прокуратуры было рассмотрено более 27 тысяч обращений граждан. В том числе на личном приеме было принято восемь тысяч обращений, из них непосредственно прокурорами рассмотрено около тысячи обращений. Больше всего обращений – около восьми тысяч – касалось вопросов досудебного расследования. Это разнообразные жалобы на действия и решения следователей и прокуроров. Более четырех тысяч обращений относились к категории надзора за соблюдением и применением законов, то есть правозащитной деятельности. Кроме того, в органы прокуратуры горожане и жители области обращались по вопросам невыплаты заработной платы, нарушения пенсионного, жилищного законодательства, в том числе начисления коммунальных платежей. Были жалобы, касающиеся охраны и использования земель. Ситуации были разрешены более чем по 13 тысячам обращений.

– Здравствуйте! Меня зовут Татьяна. Объясните, пожалуйста, куда обращаться, если «ненавязчивым» вымогательством занимаются в больнице или школе? Еще интересует, могу ли я пожаловаться в прокуратуру на неправомерные действия своего участкового или же работника прокуратуры?

– Конечно. Если вы уличили в противозаконных действиях работника прокуратуры, следует сразу же обратиться либо непосредственно в аппарат прокуратуры, либо к прокурору района, в котором работает этот сотрудник. Кроме того, в прокуратуре области существует отдел работы с кадрами, который проводит проверки по таким жалобам (тел. доверия 732-30-40).

Относительно нарушений в органах здравоохранения и образования, то этими вопросами занимаются органы внутренних дел, которые обязаны проверить информацию и в случае ее подтверждения внести данные в Единый реестр досудебных расследований. Если же в милиции вы получили отказ на обращение, – идите в прокуратуру. В районную прокуратуру можно пожаловаться и на неправомерные действия участкового, это обращение обязательно будет рассмотрено, но все же по-закону сначала необходимо обратиться в РОВД, где он работает.

Обращения рассматриваются 15 дней или месяц

– Здравствуйте. Сергей беспокоит. Александр Юрьевич, расскажите, как попасть на личный прием к прокурору области? Это возможно?
– Возможно, но существует определенный порядок. Прокурор области проводит личный прием каждый первый и третий вторник с 10:00 до 13:00, а второй и четвертый — с 16:00 до 18:00.

В обращении следует изложить суть вопроса, указать фамилию, имя, отчество, место жительства и подписать обращение с указанием даты. Следует учесть, что к прокурору области на личный прием могут записываться граждане, которые ранее уже обращались к его заместителям и имеют письменный ответ от них.

При этом граждане, чьи обращения в день приема еще находятся на рассмотрении в структурных подразделениях прокуратуры области, в запись включены не будут. Предварительная запись проводится в областной прокуратуре по письменному или устному обращению, но не в день приема.

Дополнительную информацию вы можете получить по телефону 732-02-44.

– Добрый вечер. Это Марина. Александр Юрьевич, скажите, в какие сроки рассматриваются обращения граждан и можно ли их отправить по электронной почте?

– Сроки рассмотрения обращения граждан и юридических лиц регламентируются Законом Украины «Об обращении граждан» и рассматривается не более одного месяца со дня поступления, кроме тех, что не требуют дополнительного изучения, ответ на которые гражданин получит в течение 15 дней. Причем если обращение оформлено не надлежащим образом: не изложена суть вопроса, не подписано или подано в интересах другого лица без оформления представительства, оно будет возвращено заявителю с соответствующими разъяснениями не позднее десяти дней со дня поступления. Также если вопросы, затронутые в обращении, не в компетенции органов прокуратуры, мы направляем их непосредственно в организацию или учреждение, которые должны заниматься их решением. Но мы продолжаем отслеживать его судьбу. При этом гражданин может повторно обратиться в органы прокуратуры с тем же вопросом, если считает, что его жалоба рассмотрена компетентным органом не надлежащим образом. Что касается обращений в прокуратуру по электронной почте, то Законом Украины «Об обращении граждан», такая возможность не предусмотрена. Дело в том, что закон требует, чтобы в документе была подпись заявителя. В конце- концов, мы ведь также должны предоставить ответ не виртуально, а конкретному человеку, в соответствии со всеми правилами делопроизводства.

– Александр Юрьевич, вы сказали, что контролируете рассмотрение обращений граждан и в других органах. Как это происходит?

– Органы прокуратуры обязаны стоять на страже соблюдения прав и законных интересов граждан, а также привлекать нарушителей к ответственности. Поэтому мы систематически проводим проверки в органах государственной власти, местного самоуправления и других контролирующих органах. С начала года было принято более 200 постановлений о проведении таких проверок. Например, по одному из обращений нами было выявлено, что работники районного БТИ Харькова внесли неправдивые данные при оформлении прав частной собственности на объекты недвижимости. По результатом проверки было начато уголовное расследование. Также имели место факты нарушений, по которым были внесены документы прокурорского реагирования. Например, работники милиции в Кегичевском районе попались на том, что не на законных основаниях проводили проверку частного автомагазина. Эти работники ОВД были привлечены к дисциплинарной ответственности.

Обжаловать можно даже бездействие следователя

– Александр Юрьевич, здравствуйте. Меня зовут Лена и у меня такой вопрос. Куда можно пожаловаться предпринимателю, если его права нарушают представители госорганов?

– Существует телефонная горячая линия, по которой предприниматель может рассказать о своей проблеме – 096-46-46-464.

Также субъект предпринимательской деятельности может позвонить в прокуратуру Харьковской области по номеру 732-66-90. Звонки принимаются с 9 до 18 часов в рабочие дни. Все обращения обязательно будут рассмотрены. Могу сказать, что это очень эффективный способ борьбы со злоупотреблениями со стороны контролирующих или правоохранительных органов.

– Если требуют взятки, по этим номерам тоже можно звонить?

– Да. Хотя скажу честно, таких обращений в последнее время стало меньше. Звонки в основном касаются жалоб на необоснованные проверки.

– Здравствуйте, Александр Юрьевич. Можете разъяснить, как обжаловать действия следователя по новому УПК? Меня зовут Владимир Михайлович.

– Новый УПК, который вступил в силу в ноябре 2012 года, действительно разграничил процессуальную деятельность прокурора и порядок обжалования действий следователя или процессуального руководителя в случае несогласия с ними. Раньше такого не было. Новация делает следователя более независимым, а процессу придает дух состязательности. Например, у следователя при несогласии с процессуальным руководителем-прокурором по поводу производства отдельных следственных действий есть право обжаловать его решение в областной прокуратуре. Кроме того, нормы нового закона дают участникам процесса – как заявителю, так и потерпевшему – право обжалования следственных действий на любой стадии. Так, действия следователя и процессуального руководителя могут быть обжалованы в суде. Существует определенный порядок обжалования таких действий, который можно назвать судебным контролем, и проводит его следственный судья. Обжаловать можно решения, действия или бездействие следователя. Практика показывает, что в основном идут нарекания на затянутые сроки расследования. Кстати, по этим вопросам можно обращаться и непосредственно к прокурору города или района.

– Александр Юрьевич, были ли случаи, когда вас благодарили за работу, или только жалуются?

– Жалобы для нас означают лишь то, что где-то нарушаются права граждан и необходима помощь в решении этих вопросов. Могу сказать, что люди, которым в прокуратуре помогли в решении жилищно-коммунальных вопросов, выплаты заработной платы и т. д., довольно часто нас благодарят за качественно выполненную работу. По моему мнению, прокуратура сегодня самый эффективный орган решения многих проблем, с которыми сталкиваются граждане. К тому же люди не просто решают свои проблемы, но и получают квалифицированную юридическую помощь. Александр Юрьевич Муравенко родился 19 января 1974 года в Белополье Сумской области. В 1997 году окончил Одесский государственный университет. В органах прокуратуры с 1998 года. Работал следователем прокуратуры Белопольского района Сумской области, с 2001 по 2003 г.г. – в аппарате прокуратуры Сумской области, потом районным и межрайонным прокурором Сумской области, заместителем прокурора Сумской области. В прокуратуре Харьковской области с апреля 2013 года.
Женат. Имеет дочь девяти лет. Хобби — путешествия с семьей.


Источник: https://vecherniy.kharkov.ua/news/84452/

Как правильно обжаловать действия 

(бездействие) судебного исполнителя

В каждом исполнительном производстве участвуют две стороны – должник и взыскатель. В ходе процесса принудительного исполнения у сторон могут возникнуть вопросы законности и обоснованности проведенных судебным исполнителем принудительных действий или вынесенных им постановлений и соответственно возникает вопрос каким образом сторонам защитить свои права и законные интересы, учитывая тот факт, что одним из принципов исполнительного производства является принцип равноправия и добросовестности сторон.  Первое, что нужно понимать, что если вопросы касаются конкретного исполнительного производства и сторонами (должником или взыскателем) в обращении ставятся вопросы о действиях (бездействии) судебного исполнителя, о несогласии с постановлением судебного исполнителя, то данное обращение не подлежит рассмотрению в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 года «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон об обращениях граждан и юридических лиц). Действительно, порядок обращения граждан и юридических лиц в государственные органы, иные организации и порядок рассмотрения таких обращений установлен Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 года «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон об обращениях граждан и юридических лиц), Указом Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 года №498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» (далее – Указ). Однако под действие данных нормативных актов попадают лишь вопросы касающиеся организации работы органов принудительного исполнения, соблюдении профессиональной этики и трудовой дисциплины (п. 12 Приложения к Указу).  Между тем,  в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 15 Закона об обращениях граждан и юридических лиц обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если они подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах либо в соответствии с законодательными актами установлен иной порядок подачи и рассмотрения таких обращений.  Поскольку вопросы о действиях (бездействии) судебного исполнителя (о несогласии с постановлением судебного исполнителя) в рамках конкретного производства носят процессуальный характер, и порядок их рассмотрения  установлен отдельными нормами Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 года «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве), соответственно  обращение по данным вопросам поданное в рамках Закона об обращениях граждан и юридических лиц  будет оставлено без рассмотрения по существу.

Таким образом, если у сторон исполнительного производства возникают вопросы к работе судебного исполнителя, то разрешение их возможно только в рамках обжалования постановлений, действий (бездействия) судебных исполнителей, иных работников органов принудительного исполнения, руководителя органа принудительного исполнения в соответствии с главой 12 Закон об исполнительном производстве.  Иные лица, чьи права и законные интересы нарушены при исполнении исполнительного документа могут защитить свои интересы аналогичным образом (статья 124 Закона).
В соответствии со статьей 124 Закона об исполнительном производстве постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и законные интересы нарушены при исполнении исполнительного документа, прокурором в порядке подчиненности соответственно руководителю органа принудительного исполнения, вышестоящему руководителю органа принудительного исполнения, а в случае несогласия с их решением – в суд.

Это значит, что жалоба на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя подается начальнику районного отдела принудительного исполнения, при котором состоит судебный исполнитель. Жалоба рассматривается начальником отдела в десятидневный срок (учитываются только рабочие дни) и по результатам рассмотрения выносится постановление, которое направляется сторонам и лицу, подавшему жалобу. Если лицо подавшее жалобу несогласно с результатом ее рассмотрения начальником отдела, то дальнейшее обжалование постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя и постановления начальника отдела осуществляется в судебном порядке и подаются в суд по месту нахождения соответствующего органа принудительного исполнения. Таким образом жалобы на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя районного отдела не рассматриваются областным управлением принудительного исполнения главного управления юстиции облисполкома и в случае поступления такой жалобы она возвращается заявителю, как поступившая не по подведомственности. В компетенцию начальника управления принудительного исполнения главного управления юстиции облисполкома входит рассмотрение жалоб на постановления, действия (бездействие) начальников районных отделов принудительного исполнения связанные с непосредственным исполнением ими исполнительных документов. Особо обращаем внимание, что с учетом того, что обжалование действий, постановлений судебного исполнителя носит процессуальный характер, то Закон об исполнительном производстве устанавливает требования к форме и содержанию жалобы, а также устанавливает сроки подачи жалобы. Требования к форме и содержанию жалобы изложены в статье 126 Закон об исполнительном производстве. Здесь особое внимание следует обратить на то, что к жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий направление копии этой жалобы и приложенных к ней документов сторонам исполнительного производства (должнику, взыскателю), судебному исполнителю постановления, действия (бездействие) которых обжалуются. Этим документом, например, может быть квитанция о направлении копий жалобы заказной корреспонденцией. Сроки подачи жалобы установлены статей 127 Закона об исполнительном производстве и составляют десять дней со дня получения соответствующих постановлений судебного исполнителя, либо со дня совершения судебным исполнителем действий (установления факта бездействия), либо со дня, когда лицо, подающее жалобу, не извещенное о времени и месте совершения таких действий, узнало или должно было узнать об их совершении. Соответственно из текста жалобы, приложенных к ней документов или исполнительного производства должно быть видно, что срок на обжалование не пропущен. Закон об исполнительном производстве предусматривает возможность восстановления  пропущенного срока подачи жалобы. Порядок восстановления срока изложен в статье 128 настоящего Закона и предусматривает в обязательном порядке подачу ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы одновременно с этой жалобойСледует обратить внимание, что в случае, когда пропущены сроки подачи жалобы, установленные статьей 127 настоящего Закона, и лицо, подавшее жалоб, не обратилось с ходатайством о восстановлении пропущенного срока либо в удовлетворении такого ходатайства отказано, а также когда не соблюдены форма и содержание жалобы, установленные статьей 126, то жалоба возвращается без рассмотрения. По результатам рассмотрения жалобы соответствующий руководитель органа принудительного исполнения вправе признать постановления, действия (бездействие) законными и отказать в удовлетворении жалобы или же признать жалобу обоснованной полностью или частично.

В случае признания жалобы обоснованной полностью или частично руководитель органа принудительного исполнения принимает одно из следующих решений:

отменить полностью или частично обжалованные постановления;

отменить обжалованные постановления и обязать судебного исполнителя принять новое решение в соответствии с законодательством или же самому принять новое решение;

признать обжалованные (опротестованные) действия (бездействие) судебного исполнителя незаконными и определить меры, которые должны быть приняты для устранения допущенных ими нарушений.

Также по результатам рассмотрения жалобы может быть принято решение о привлечении судебного исполнителя к ответственности в случае установления фактов нарушения требований законодательства, регулирующего   принудительное исполнение.

Кроме того, перед направлением жалобы, с целью объективности изложения обстоятельств, на которых основана жалоба, а также с целью соблюдения установленных требований к форме и содержанию ее, рекомендуем сторонам ознакомиться с материалами исполнительного производства, так как предоставление судебными исполнителями письменной информации о ходе исполнения Законом не предусмотрено. 

Управление принудительного исполнения

главного управления юстиции 

Гродненского облисполкома

Источник: https://just.grodno.by/actual/975-kak-pravilno-obzhalovat-deystvie-bezdeystvie-sudebnogo-ispolnitelya.html

Юриста совет
Добавить комментарий