Почему растет цена на автомобильный газ?

AUTO.RIA – Цены на бензин, дизель (дт), газ на АЗС сегодня 29.12.19

Почему растет цена на автомобильный газ?

Информация обновленная 2019-12-29

А-95+ А-95 А-92 ДТ Газ А-95+ А-95 А-92 ДТ Газ

Выберите область Винницкая область Житомирская область Тернопольская область Хмельницкая область Львовская область Черниговская область Харьковская область Сумская область Ровенская область Киевская область Днепропетровская область Одесская область Донецкая область Запорожская область Ивано-Франковская область Кировоградская область Луганская область Волынская область Николаевская область Полтавская область Закарпатская область Херсонская область Черкасская область Черновицкая область Бренд
ОККО 29.48 28.48 27.48 27.48 13.38
WOG 29.48 28.48 27.48 27.48 13.36
Авиас 27.45 26.95 25.95 27.00 11.87
Chipo 29.48 26.23 25.23 25.11 12.63
Shell 30.14 27.52 25.64 26.60 12.93
Mango 25.29 24.29 23.79 11.98
БРСМ-Нафта 26.81 25.31 24.31 23.96 12.64
Укрнафта 27.50 27.00 26.00 27.00 11.95
Укр-Петроль 25.75 25.39 24.39 24.39
AMIC 27.98 26.98 25.98 26.29 12.72
UPG 28.89 25.50 24.50 24.39 12.30
Glusco 28.95 26.95 25.95 25.95 12.63
SUN OIL 27.48 27.37 26.32 26.49 12.64
Нефтек 29.29 27.98 26.98 27.29 13.18
SKY 27.00 25.50 24.50 25.50 12.39
Автотранс 29.97 27.18 26.18 26.18 12.97
Параллель 28.62 27.62 27.69 13.13
Route 20 29.89 28.89 27.89 28.89 12.39
Донбасснефте­продукт 28.29 27.29 27.79 13.25
Фактор 26.00 25.00 22.79 12.10
Маркет 28.47 27.46 27.71
ZOG 27.38 27.38 26.38 27.38 12.78
KLO 28.59 27.59 26.59 26.98 13.39
SOCAR 29.98 28.98 27.98 27.98 13.66
Luxwen 27.98 25.59 25.09 27.48 12.48
Рур груп 27.98 25.98 26.98 11.78
Автопорт 28.00 27.50 27.00 27.00 13.19
Нефтепромторг 28.29 27.29 27.79
Кворум 26.95 25.95 26.85 12.80
Катрал 26.29 26.29 25.29 24.67 12.77
Татнефть-АЗС-Украина 27.05 26.10 26.81 12.23
Marshal 24.50 22.50 23.00 11.80
Олас 26.79 25.50 25.70 25.50 12.19
Автотехсервис 27.50 26.00 27.00 12.80
Овис 29.92 24.98 24.94 24.93 12.48
Укргаздобыча 26.50 25.50 26.50 11.80
Авантаж 7 26.14 24.45 23.45 22.95 11.94
Motto 25.87 25.44 24.44 24.34 12.28
BVS 28.29 27.32 26.19 26.22 12.32

Показать все заправки За неделю За месяц За год
Показать все области

Получайте первыми новости в удобном формате

Telegram

Приглашаем

в официальное сообщество
на AUTO.RIA в

Присоединиться наверх

Щоб обрати для себе авто, покупці щодня переглядають безліч пропозицій. Проте кожному з нас, автомобілістів, важливо бути впевненим у нашому виборі.

Іноді ми перетинаємо всю Україну, аби переконатися, що з авто все в порядку, а іноді дізнаємося про секрети колишніх власників вже після купівлі. Саме тому ми розробили
16 видів перевірок продавців та автомобілів на AUTO.RIA.

Тепер ви дізнаєтеся все про авто ще до того, як зробите вибір.

Источник: https://auto.ria.com/toplivo/

Почему в Украине

Почему растет цена на автомобильный газ?
Чек за топливо. Twipu

Затянувшийся период ценовой стабильности на топливном рынке подходит к концу. Стоимость сжиженного газа длительное время снижалась. Оптовая цена еще в начале зимы была около 30 тысяч гривен за тонну, а феврале она уменьшилась в два раза.

Сейчас же автогаз в Украине дорожает. За последние две недели он вырос в цене в среднем на 30 копеек и стоит около 10,5-11,5 за литр. А вот бензин стабилен после февральского подорожания.

На рынке топлива есть несколько факторов формирования цены. Среди прочих, это цена нефти, спрос, курс гривны и конкуренция между АЗС.

Как сложились эти факторы сегодня, и сколько будут стоить бензин и газ до и после выборов?

Сезонность и спрос

Причиной резкого роста цен на автогаз может стать любой дефицит, то есть ситуация, когда спрос превышает предложение.

За февраль стоимость закупки бензина возросла на 77 долларов за тонну, а дизель подорожал на 62 доллара. Но на цены на заправках это повлияло несущественно. Дело в достаточных запасах нефтепродуктов в торговых сетях. То есть предложение было высоким, а спрос был низким. На рынке накопился излишек автогаза, который исчерпался только в начале марта.

Но сейчас нет причин ожидать снижения цен на внешних рынках, когда активности потребителей возобновилась.

“Народ начал ездить больше, снег сошел, а потребление увеличилось. Оптовыми ценами пытаются снизить потери за предыдущие периоды, когда разбор топлива был не такой большой. Уже в марте постепенно розничные цены вырастут на гривну за литр газа, но это подорожание не будет критичным. Цена не будет превышать 55% от цены бензина”, – спрогнозировал эксперт топливного рынка Леонид Косьянчук. 

В основном спрос проявляется в зависимости от сезона. И если цены на бензин от этого фактора почти не колеблются, то двигатель на газе в мороз завести не так легко. Поэтому сжиженный газ зимой всегда дешевле, чем летом. Обычно цена на газ – это примерно 30-40% цены на бензин. Зимой газ стоит около 35-40% от цены бензина, а летом может достигать и 55%.

Январь-февраль – так называемые “сонные” месяца, в которые газ продается хуже всего. Зато весной рынок газа увеличивается, а рынок бензина традиционно падает. В прошлом году бензин потерял 7% объема на рынке, тогда как на эту же величину возрос газ.

Экономист Борис Кушнирук говорит, что примерно через неделю может произойти несущественное сезонное подорожание бензина. Но он подчеркивает: если конфликт в Венесуэле усугубится, бензин может стать дороже.

Некоторые экономисты также считают, что из-за высокого спроса автогаз в марте будет дорожать даже сильней, чем бензин. Причина проста: длительное время на автогаз были минимальные цены и АЗС не делали никаких запасов.

Также на ситуацию накладывается еще и то, что в этом году замедляются темпы роста мировой экономики. Это угрожает сырьевым рынкам и экономикам, которые развиваются.

Вероятно снижение экспорта на топливном рынке, падение инвестиционной привлекательности и сужения внутреннего потребления. Гривна может девальвировать, и люди станут экономить топливо.

Пока же на ситуацию в Украине позитивно влияют приближающиеся выборы.

Цена на газ

Динамика по автогазу в 2019 году будет не такая, как в прошлые годы, когда фиксировались большие скачки цен. На нее будет влиять заметное падение тарифа на газ в Европе, рассказал NEWSONE финансовый аналитик Алексей Кущ.

“Цена на газ на рынках составляет до 200-220 долларов за тысячу кубов. Это, конечно, касается промышленных потребителей, но есть корреляция между ценами в Украине и спотами. Она срабатывает косвенно и с определенным временным лагом. Резких скачков ожидать не стоит, цена может быть благоприятна.

Что же касается топлива – все будет зависеть от клубка экономических и глобальных политических факторов. Наш рынок – маленький фрагмент общемирового рынка. И у нас нет никаких механизмов минимизации ценовых влияний.

Мы почти потеряли свою нефтепеработку. Несколько нефтеперерабатывающих заводов вышли из строя и не удовлетворяют потребности. Белорусский импорт составляет большую часть, чем украинское производство.

Есть несколько позитивных, и, возможно, негативных моментов, подчеркивает эксперт.

Есть несколько позитивных, и, возможно, негативных моментов, подчеркивает эксперт.

“Цена на нефть в так называемом “боковом тренде”. Нет ни роста, ни падения. Это очень благоприятно для нашего потребителя. Учитывая смягчающие факторы, такие, как укрепление курса гривны и нефть, можно ожидать, что в ближайшие месяцы мы избежим скачков. Ситуация будет благоприятная, если не вмешается какой-то условный “черный лебедь” в виде прекращения логистики продуктов из Беларуси, но этого пока ждать не приходится”.

В Украине цены на нефтепродукты – бензин, дизтопливо – зависят от их стоимости в Беларуси, России и Литве. В Украине перерабатывается не так много нефти, чтобы эти объемы влияли на цены.

Таким образом, цены на нефть сейчас не стимулируют подорожание топлива. Он добавил, что скорректировать ситуацию может геополитическая заваруха. Например, если ухудшится ситуация с добычей нефти в Венесуэле, в странах персидского залива.

Курс гривны

Ценообразование бензина и автогаза зависит от курса гривны. С января он только укрепляется.

Цена топлива формируется так: бензин покупается за валюту, государство начисляет налоги на топливо в евро и пересчитывается по курсу Нацбанка. А АЗС покупают евро, чтобы приобрести топливо. Соответственно, невыгодный курс оборачивается высокими ценами для потребителя.

Когда курс “твердый”, ценники тоже менять не торопятся. При сохранении стабильности гривны серьезных изменений цены не будет.

Эксперт в энергетике Дмитрий Марунич также основывается на стабильном курсе гривны в своем прогнозе. Он считает, что бензин в марте будет стоить 26 – 30 гривен за литр. Такой “шаг” в цене – из-за того, что маркетинговая политика на разных АЗС разная.

Таким образом, сейчас курс гривны тормозит рост цен на топливо. Но после выборов гривна будет девальвировать, и топливо существенно подорожает. Автогаз может стоить около 15 гривен за литр. Но экономисты подчеркивают: делать четкие прогнозы трудно, ведь работает слишком много факторов.

“Девальвация гривны, возможно, начнется с середины лета. И есть четкая корреляция с лагом в 20-30 дней”, – говорит Алексей Кущ. 

Конкуренциямежду заправками

Также на стоимость топлива влияет конкуренция среди АЗС. На рынке дизтоплива она высока, и это касается не цен, а скидок для постоянных клиентов. Но на рынке газа нет существенной конкуренции из-за небольшого количества поставщиков.

Рынок состоит из двух частей. Это легальные операторы рынка, то есть сетевые операторы по термконтрактам, и “серые” заправки.

“Впервые в истории Украины легальный рынок сдерживает рост цен в нелегальном сегменте, который все равно присутствует. “Подзаборники” работают в свободном рынке, не привязаны к ценам по термконтрактам. “Серые” заправки влияют на этот рынок так, что нет смысла устанавливать стабильные цены – все зависит от спроса”, – говорит Леонид Косьянчук. 

В среднем, “теневая” – каждая третья заправка. Есть так называемый налог с “пистолета”, который должны платить АЗС в местные бюджеты. Но уплата налога действует на основе добровольного декларирования, поэтому нелегальные сети АЗС и АГЗС его утаивают.

Работают они по стандартной схеме: до 90% расчета происходит наличными, продавцы выдают бутафорские чеки, а иногда вообще забывают о квитанции.

 Кстати, топливо, которое реализуется на нелегальных АЗС, зачастую произведено из сырья, которое дельцы воруют благодаря врезкам в нефтепровод госсобственности.  

Таким образом, на рост цен на топливо влияют “серые” заправки. 

Украина уже пыталась изменить законодательство, чтобы пресекать деятельность “серых” заправок.

Петр Порошенко поручил руководителям Государственной фискальной службы и Комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики разработать комплекс мер для борьбы с нелегальными автозаправочными станциями. Лицензии хотели дать и оптовым, и розничным продавцам.

Для их получения АЗС нужно иметь документы на земельный участок и акт ввода в эксплуатацию самой заправки. Оборудование планировали фискализировать – вся информация о приобретениях украинцами топлива должна была переходить на сервер налоговой.  

Но сторонников “серых” заправок сейчас больше, чем противников.  

“Я только там и заправляюсь, – говорит NEWSONE водитель Андрей. – И все наши ребята тоже. Нормальный там бензин, может, даже и лучше, чем то, что на легальных АЗС. Там даже работники СБУ и прокуратуры заправляются”. 

Эксперт по энергетике Валентин Землянский считает, что государство не контролирует отрасль, не заботится о здоровой конкуренции на рынке, а только наполняет бюджет. А ведь оно могло бы стабилизировать цены, если бы регулировало ставки акциза или таможенных платежей.  

Также на скачки цен мог бы повлиять стабилизационный фонд топлива. Когда бензин и газ поднимаются в цене, можно вливать на рынок большое количество топлива, а когда его много – скупать. Играя на этом, можно стабилизировать цену. Работает это точно так же, как регуляция курса нацвалюты. 

Выгодно ли это АЗС

Принято считать, что любое подорожание выгодно АЗС. Но эта логика неправильная. На любое изменение в цене, установленной заправкой, реагируют налоговая и антимонопольные комитеты. Так как все чревато проверками, цены стараются удерживать на одном уровне. Обычно существенно меняются не цены на топливо, а только размеры скидок для лояльных клиентов.

А вот подорожание сжиженного газа – это не так критично для заправок. Пока это не настолько привычное топливо, чтобы на него обращали внимание контролирующие структуры. Но операторы розничного рынка не спешат повышать цены, ведь это означает меньше продаж после и без того длительного периода “застоя”. 

“Сжижений газ все равно остается востребованным топливом. Но это продукт с минимальным маржинальным доходом. На нем большую часть АЗС не зарабатывают, а просто поддерживают свое имя. Маржа составляет 18 копеек в среднем на рынок. А в нормальных сетях – где-то в районе гривны. Это в два раза меньше, чем в жидком топливе”, – говорит Косьянчук. “Автогаз привлекателен как альтернативный вид топлива только если не превышает 50-55% от цены 95-го бензина. Сегодня же это 38% от стоимости. То есть если 10, 68 – средняя на данный момент цена автогаза по Украине, то 28,44 – средняя цена бензина. И газу еще есть, куда расти в цене. Будет неудивительно, если в ближайшие 2-3 недели прибавится гривна к цене за литр газа. Тогда мы дойдем до показателя в среднем по рынку в районе 40-42% от стоимости бензина”, – подытожил он. 

Судя по всему, стоимость нефтепродуктов в Украине в марте сохранится. Существенней всего на цену топлива и автогаза повлияет сезонное повышение спроса, и на фоне этого – спекуляция “серых” заправок. Перед выборами топливо останется в прежнюю цену, или немного подорожает, а вот летом можно ожидать существенного повышения в цене.

Анна Пешкова

Источник: https://newsone.ua/articles/auto/pochemu-v-ukraine-podskochil-avtogaz-i-kakoj-budet-tsena-na-benzin-prognozy-ekspertov.html

Бензин ударил по нефтяникам

Почему растет цена на автомобильный газ?

Цены на бензин и дизельное топливо на российских бензоколонках остаются стабильными уже два с половиной месяца.

Но связано это не с принятыми правительством мерами по стабилизации рынка, а с отсутствием спроса на топливо.

Такая ситуация позволила трейдерам получить высокую маржу, но принесла убытки нефтекомпаниям, которые не смогли демпфером компенсировать разницу стоимости нефтепродуктов на внутреннем рынке и экспорте.

Потребительские цены на бензин в России, согласно данным Росстата, остаются стабильными десятую неделю подряд. Последнее повышение — на 0,1% — было зафиксировано с 23 по 29 июля. Средняя стоимость бензина на 7 октября составила 44,64 руб. за литр.

Цены дизельного топлива (ДТ) также не менялись последние два с половиной месяца (средняя — 46,21 руб.). Ведомство сообщает, что с начала года бензин подорожал на 1,7%, а дизельное топливо подешевело на 0,3%.

Производство бензина в России в первую неделю октября выросло по сравнению с предыдущим периодом мониторинга на 1,2%, до 738,9 тыс. тонн. Выпуск дизтоплива поднялся на 0,6%, до 1 млн 462,6 тыс. тонн.

Одной из основных причин такой динамики является слабый спрос на нефтепродукты на внутреннем рынке.

Это поставило под вопрос необходимость повышения нормативов продаж топлива на бирже в рамках совместного приказа Минэнерго и ФАС, который обсуждается как мера против резких колебаний цены на нефтепродукты.

Объемы должны вырасти: по бензину с 10% до 15% от производства, дизтоплива — с 5% до 7,5%. За такой механизм выступали в основном независимые поставщики топлива.

«Против повышения говорит такой фактор: у нас растет объем производства, а рынок независимых (АЗС.— “Ъ”) только уменьшился после истории с ценами. Сейчас он восстанавливается, но не растет, потому что спрос не растет»,— пояснял в начале октября директор департамента переработки нефти и газа Минэнерго РФ Антон Рубцов.

Речь идет о соглашении, которое предусматривает стабилизацию рынка нефтепродуктов. Из-за резкого роста цен российским властям пришлось подписать его в 2018 году с крупнейшими российскими нефтекомпаниями. Срок действия соглашения был назначен до 31 марта 2019 года, но затем продлен до 1 июля.

Согласно этому документу, компании повысили розничные цены с 1 января не более чем на 1,7% (с учетом повышения НДС), а с 1 февраля индексировали их равномерно таким образом, чтобы по итогам года не превысить прогнозную среднегодовую инфляцию (4,6%). На период действия этого договора совместный приказ Минэнерго и ФАС об увеличении объема продаж топлива на бирже был временно заморожен.

При этом мерой, которая должна стабилизировать рынок после завершения договора, стало создание демпфирующего механизма. Принцип его работы прост: если экспортная цена бензина и дизтоплива выше внутрироссийской, то государство компенсирует нефтекомпаниям часть этой разницы, чтобы они не повышали цены в РФ.

А если российские цены будут выше экспортных, то нефтяники поделятся с государством частью своей сверхприбыли. Потери бюджета от демпфера в 2020–2022 годах прогнозируются в размере 416,9 млрд руб.

По мнению Ивана Хомутова, генерального директора исследовательской группы «Петромаркет», выступившего на сентябрьской конференции Национального нефтегазового форума, демпфер не оказал существенного влияния на цены на бензин на внутреннем рынке.

Главным фактором формирования стоимости топлива стало государственное регулирование объемов поставок на внутренний рынок.

В январе—апреле текущего года наблюдались низкие уровни цен на 92-й бензин на НПЗ и нефтебазах, несмотря на повышение НДС в начале 2019 года, что стало следствием соглашения государства с нефтяниками, которые должны были повысить продажи на 3%.

При этом с начала года спрос на нефтепродукты на российском рынке падал, что привело к профициту поставок и низким ценам на бензин на оптовом рынке, говорит эксперт. В результате российские АЗС, долгое время бывшие убыточными, в январе—августе 2019 года показали маржу, которой у них не было последние пять лет, а в апреле маржа АЗС продемонстрировала рекордный рост. Однако за эти достижения в рознице заплатили российские НПЗ, считает господин Хомутов.

Так как на внутреннем рынке продажи топлива идут со значительным дисконтом по сравнению с поставками на экспорт, демпфер в начале текущего года не смог полностью компенсировать нефтепереработчикам эти потери.

Более того, по информации «Петромаркета», в январе—феврале демпфер был отрицательным и компании помимо убытков при оптовых продажах компенсировали его государству.

Ситуация стабилизировалась лишь к концу весны — началу лета текущего года.

«С 2018 года государство использует ручные методы регулирования цен на топливном рынке.

В прошлом году они привели к отрицательной марже как в рознице, так и для наиболее технологически развитых российских НПЗ, что и стало причиной появления идеи введения демпфера.

Но этот механизм в 2019 году не оказывает никакого влияния на ценообразование на топливном рынке. А ручные методы регулирования рынка создают эффект неопределенности развития ситуации в отрасли»,— отметил Иван Хомутов.

По словам Павла Строкова, управляющего директора СПбМТСБ, демпфер как мера поддержки отрасли имеет лишь косвенное влияние на ценообразование на топливном рынке, одновременно подавая сигналы для компаний с точки зрения баланса поставок экспорт — внутренний рынок.

Благодаря сложившейся конъюнктуре оптовых и розничных цен в нынешнем году маржа независимых АЗС оказалась на достойном для них уровне, отмечает эксперт. Мы не можем давать прогнозов о перспективах по ценовым ориентирам.

В то же время биржа как рыночный механизм продолжает выполнять свои функции, обеспечив реализацию 20 млн тонн нефтепродуктов в 2018 году, что составляет примерно 25% от поставок на внутренний рынок»,— сообщил господин Строков на конференции ННФ.

По словам Евгения Тыртова, консультанта VYGON Consulting, проблема ручного регулирования российского рынка нефтепродуктов напрямую зависит от ситуации на мировых рынках.

Эксперт рассчитал, что при ценах на нефть в $50–60 за баррель компенсации по демпферу почти полностью покрывают убытки российских нефтяников, рынок сбалансирован, регулирования цен не потребуется. Но уже при ценах на нефть выше $80 за баррель выплаты по демпферу покроют не более 70–75% потерь нефтяников.

«В этом случае, вероятно, потребуются дополнительные договоренности компаний с государством. Независимо от ситуации на внешних рынках рост цен на моторные топлива в России как в конце текущего года, так и в 2020 году не превысит темпов инфляции.

Более того, традиционно в зимние месяцы спрос на моторные топлива падает, что приводит к значительному снижению цен на внешних рынках. Вслед за экспортными снизятся и внутренние оптовые цены, поэтому в конце текущего — начале следующего года можно ожидать сохранения или даже небольшого снижения розничных цен на внутреннем рынке»,— утверждает Евгений Тыртов.

Руководитель международной практики КПМГ по оказанию услуг компаниям нефтегазового сектора Антон Усов прогнозирует, что цены на нефть в среднесрочной перспективе будут стабильны в промежутке от $60 до $70 за баррель, поскольку сделка по снижению добычи ОПЕК+ показала свою эффективность, а предложение на мировом рынке снизилось: «Так что, вероятно, со стороны экспортной альтернативы каких-то значимых воздействий на стоимость бензина мы не увидим. Стоит все же отметить, что основная составляющая в цене топлива на внутреннем рынке — это налоги, и прогноз в большей степени будет зависеть от изменений в этой части».

Мария Кутузова

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4119264

Газ для авто бьет рекорды: что будет с ценами, и не

Почему растет цена на автомобильный газ?

За последние несколько месяцев автогаз значительно подешевел. Продержатся ли цены на таком уровне и не приведет ли их обвал к массовому переходу автовладельцев на газ?

Водители часто спорят, вредит ли автомобилю использование сжиженного газа. Одни уверены, что газ портит двигатель, другие — что все зависит от качества топлива и компетенции лиц, которые устанавливают специальное оборудование.

Несмотря на это, с каждым годом популярность сжиженного газа в Украине растет. В первую очередь, это связано с его ценой.

По разным оценкам, в Украине около миллиона авто имеют газо-балонное оборудование (ГБО), но события последних месяцев заставили еще больше водителей задуматься о модернизации своих железных коней.

Дело в том, что с ноября стоимость LPG в Украине упала более чем на 5 грн — в среднем до 10,5 грн за литр. Отдельные сети снижали цену до 9,3 грн за литр. Это почти втрое меньше, чем за литр бензина марки А-95, хотя обычно эта разница колебалась в пределах 50-55%.

Сохранится ли такое соотношение цен, чем оно вызвано, и не приведет ли это к массовому переходу автовладельцев на ГБО?

Спрос — вверх, цены — вниз

По прогнозам консалтинговой группы “А-95”, в 2018 году розничные продажи автогаза в Украине достигнут 1,75 млн тонн, что на 10% больше, чем годом ранее. В регионе по этому показателю Украина уступает лишь Польше и Турции.

Стремительный рост спроса на сжиженный газ в последнее время хорошо демонстрируют графики.

Только за последние шесть лет рынок сжиженного газа в Украине вырос более чем вдвое. Прогноз на 2019 год — рост продолжится, но темпы немного замедлятся. В частности, в 2019 году прогнозируется потребление на уровне 1,85-1,89 млн тонн.

Не удивительно, что рынок, который только формируется, время от времени лихорадит. Наиболее памятной является ситуация, которая произошла в августе 2017 года. Тогда за месяц цены на заправках выросли на 40% и достигли рекордных на то время 17 грн за литр.

Основными причинами такого скачка были ажиотажный спрос и дефицит ресурса, который возник по вине поставщиков и трейдеров. Со временем цены на заправках выровнялись.

Более того, автовладельцы стали свидетелями зеркальной ситуации. Осенью 2018 года цены на сжиженный газ в Украине начали неуклонно снижаться: в начале ноября литр LPG стоил 16,4 грн, сейчас — в среднем 10,65 грн.

Бензин и дизельное топливо тоже дешевели, но их динамика была несколько иной. Если цены на автогаз за три месяца упали на 5 грн за литр, то бензин и дизель подешевели в среднем на 3 грн за литр.

Еще более интересные цифры наблюдались с начала 2019 года: цены на сжиженный газ продолжали падать, а бензин и ДТ “замерли”. С января автогаз потерял более 18% стоимости, а дизель и бензин — около 2%. С чем это связано?

Зимняя спячка

Профильные эксперты объясняют такую разницу в ценах на нефтепродукты тремя основными факторами.

Во-первых, Украина до сих пор зависит от российского и белорусского ресурса, поэтому любые изменения на рынках этих стран приводят к соответствующей корректировки цен в Украине.

“Любое изменение на рынках ЕС не имеет никакого влияния на Украину, это особенность рынка сжиженного газа”, — говорит директор научно-технического центра “Психея” Геннадий Рябцев.

Во-вторых, в Украине много нелегальных заправок, которые платят далеко не все налоги.

“Чтобы противостоять нецивилизованной конкуренции, “белые” трейдеры вынуждены реагировать на такое поведение. Даже если никаких экономических оснований для скорого снижения цен нет, трейдеры вынуждены это делать, чтобы не потерять потребителя”, — объясняет Рябцев.

В-третьих, важную роль в формировании цен играет сезонность. В отличие от бензина и дизеля, которые более-менее равномерно продаются в течение года, сжиженный газ активнее покупают летом.

“Начало года — сезон низкого спроса. В это время обостряется конкуренция, что влияет на цены”, — рассказывает эксперт Сергей Сапегин.

По его словам, в краткосрочной перспективе цены будут снижаться, но темпы падения замедлятся. “Резкого роста в ближайшее время ожидать не стоит. В период низкого спроса такого точно не будет”, — добавляет эксперт.

Такая ситуация привела к тому, что стоимость литра бензина марки А-95 уже равна цене почти трех литров сжиженного газа. Не приведет ли это к массовому переходу водителей на газобаллонное оборудование?

Бензин vs автогаз

Учитывая скромный уровень доходов среднестатистического украинца, а также высокие цены на бензин и дизель, такой вариант выглядит вероятным. Впрочем, по словам экспертов, переоборудование авто массовым не будет.

“Безусловно, это выгодно. Такая тенденция наблюдается с 2008 года. Десять лет постепенно наращивается объем реализации сжиженного газа и увеличивается количество переоборудованных авто”, – говорит Рябцев.

“Прирост был и в 2018 году, но темпы замедлились. Таких авто в Украине много, по разным оценкам — около миллиона”, — добавляет эксперт. Однако зимой прироста перехода на ГБО он не ожидает.

Согласен с ним и аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко.

“Январь-февраль — “сонные” месяцы, в этот период газа продается меньше всего.

Зато весной количество авто на газобаллонном оборудовании ощутимо растет.

Рынок газа увеличивается, рынок бензина падает.

В 2018 году ничего не изменилось: бензин потерял 7%, на такую же величину возрос газ”, — заявил Сиренко.

По словам Сапегина, пользователи газобаллонного оборудования уже научены: ситуация, когда соотношение цен такое большое, может быстро измениться. “Любой ситуативный дефицит может стать причиной резкого роста цен на автогаз. Это мы уже проходили”, — говорит эксперт.

“Потребитель перед принятием решения взвешивает все, поэтому я не думаю, что в краткосрочной перспективе произойдет массовый переход на газ”, — подытожил он.

Николай Топалов

Источник: https://news.finance.ua/ru/news/-/444034/gaz-dlya-avto-bet-rekordy-chto-budet-s-tsenami-i-ne-proigraet-li-benzin

Одичалый капитализм. Почему на Украине дорожает автомобильный газ

Почему растет цена на автомобильный газ?

Повышение цены на автогаз для украинских потребителей — удар ощутимый, поскольку Украина входит в десятку крупнейших мировых потребителей сжиженного газа в качестве моторного топлива.

С 2017 года продажи пропан-бутана на украинских заправках превысили объем реализации бензина. А газобаллонное оборудование установлено примерно на 3 миллиона легковых автомобилей.

Ценовые качели

В октябре 2018 года цена на автогаз на украинских АЗС достигла рекордных 16,99 грн (42,6 руб.) за литр. Но начиная с ноября 2018 года автогаз в украинском опте и рознице дешевел вплоть до конца февраля 2019 года. За этот период цены на заправках упали почти на 6 грн/л (15 руб./л).Гройсман дал честный ответ, кто определяет цену на газ для Украины© , Урядовий портал

В феврале пропан-бутан продавался на заправках в 2,7 раза дешевле, чем бензин А-95. Стоит отметить, что для водителей рентабельность установки газобаллонного оборудования сохраняется, если цена на автогаз не превышает 50% от стоимости бензина марки А-95.

С конца февраля цены на сжиженный нефтяной газ на Украине вновь стали расти.

По мнению экспертов, причина снижения цен крылась в сезонности потребления автогаза. Из-за низкого спроса в зимний период на рынке сформировались излишки топлива, которые и сдерживали рост цен.

Эти излишки исчерпались лишь в начале марта. Но, в отличие от рынка бензиново-дизельного топлива, источников поставок сжиженного нефтяного газа не так уж и много.

Ажиотажный спрос привел к тому, что в оптовом сегменте рынке только за две недели цены выросли на 22%.

В отличие от рынка жидкого топлива, рынок автогаза имеет два ключевых фактора, которые влияют на ценообразование.

«Первый — это уровень конкуренции. На рынке бензина и дизельного топлива конкуренция очень высокая, причем компании конкурируют не столько ценами на стелах АЗС, сколько программами лояльности, предоставляя своим клиентам скидки.

На рынке автогаза уровень конкуренции не настолько высок, поскольку ресурс поставляется ограниченным количеством производителей. Около 30% — это отечественные производители. И около 70% импорта из трех основных источников — из России (40%), Беларуси (40%) и Казахстана (20%).

Плюс этот рынок характеризуется еще и большим количеством “серой массы” — этих подзаборных АЗС.

И такое количество серого рынка приводит к тому, что, например, данные Госстата об объемах потребления сжиженного нефтяного газа отличаются от реальных на 70-80%», — рассказал на пресс-конференции в Киеве директор спецпроектов научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев.

Кроме того, как мы уже отметили, на рынке автогаза наблюдается ярко выраженная ценовая сезонность.

«Спрос на этот ресурс (а это спрос, в основном, со стороны не очень богатых автовладельцев) зимой гораздо ниже, чем летом. Поэтому сжиженный нефтяной газ всегда зимой стоит дешевле, чем летом. И соотношение между стоимостью сжиженного нефтяного газа и бензина составляет зимой около 35-40%, тогда как летом — 45-50%, а иногда и 55%», — пояснил Рябцев.

Дойная корова для государства

Учитывая недостаточно высокий уровень конкуренции, большое количество «серых» АЗС и отсутствие контроля государства, стимулов для поддержания стабильных цен на автогаз на Украине нет.Депутат Верховной Рады объяснила, какая судьба ждёт «евробляхи» на Украине

«А раз стимулов нет, то участники рынка вольны самостоятельно устанавливать стоимость сжиженного нефтяного газа в зависимости от уровня спроса. Поэтому подорожание этого ресурса сейчас никоим образом не обусловлено ни курсом гривны, ни стоимостью нефти на мировом рынке, ни стоимостью нефтепродуктов на границе Украины.

Цена определяется теми особенностями на рынке автогаза, которые сформировались на протяжении последних нескольких лет», — пояснил Рябцев.

Эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский уверен, что государство самоустранилось с рынка нефтепродуктов и автомобильного газа.

«Государство выполняет сугубо фискальную функцию, то есть использует рынок нефтепродуктов и автогаза точно так же, как оно использует любую другую отрасль Украины — как дойную корову, как источник наполнения бюджета. Больше никакой регулирующей функции государство выполнять не хочет либо не может.

По разным регионам доля теневого рынка, в том числе и автогаза, колеблется от 20 до 50 процентов.

Первый вопрос: почему государство не выполняет свою контролирующую функцию с точки зрения защиты потребителя, защиты честной конкуренции на рынке, а также увеличения доходов бюджета от уплаты соответствующих налоговых поступлений и таможенных сборов? Этот вопрос остается открытым», — сообщил Землянский.

Кроме того, по мнению эксперта, также остается открытым вопрос, почему государство самоустраняется с рынка нефтепродуктов и автомобильного газа в условиях ценовых скачков.

«Государство абсолютно спокойно может использовать изменение ставки на акциз либо изменение таможенных платежей для урегулирования ситуации на внутреннем рынке, сохранения уровня потребления и, собственно говоря, стабилизации социально-экономической ситуации.

Кроме того, почему государство не выкупает объемы ресурса во время ценовых снижений, которыми впоследствии может оперировать на внутреннем рынке для стабилизации цен? Это возможно, и для этого есть необходимые инструменты», — подчеркнул Землянский.Газ с водой за $100: Сколько жители Одесской области тратят на ЖКХ в месяц

Как отметил эксперт, государство сегодня абсолютно не взаимодействует с игроками рынка нефтепродуктов.

«Рынок — это дорога с двусторонним движением, где государство выполняет регулирующую функцию в том числе.

Но государство самоустранилось, поэтому украинский рынок нефтепродуктов находится в условиях дикого капитализма, где государство рассматривает его исключительно как финансовый ресурс и коррупционный ресурс (судя по теневой схеме появления автозаправочных комплексов); с другой стороны, это нерегулируемый рынок, на котором игроки определяют условия игры.

Если государство не включится в этот процесс, причем как равноправный партнер и регулятор, я боюсь, что ничего кардинально не изменится», — сказал эксперт.

Будет дорожать

А пока что водителям следует готовиться к повышению цен на автогаз на заправках до 12,00-12,50 грн (24,4—30,5 руб.) за литр.

«Думаю, в ближайшие 2-3 недели автогаз подорожает на 1 грн (2,4 руб.) за литр, и это не будет новостью ни для потребителей, ни для операторов. Трагедии я здесь не вижу, сжиженный газ остается востребованным топливом», — рассказал гендиректор одной из украинских сетей АЗС Леонид Косянчук.

По мнению Косянчука, перспектива роста цены на топливо есть. Учитывая, что валютный курс является существенным фактором стоимости автомобильного топлива, предугадать, как именно изменится цена, невозможно. Тем более что вряд ли Национальный банк Украины сможет удержать стабильный курс после выборов президента.

«В целом ценовой прогноз на рынке нефтепродуктов можно сравнить с прогнозом погоды. Но только в этом случае прогноз погоды можно назвать точной наукой», — заключил Косянчук.

Источник: https://ukraina.ru/exclusive/20190312/1022951295.html

Рынок топлива в Украине ждут перемены: цены на АЗС резко изменятся

Почему растет цена на автомобильный газ?

/ Wikipedia

Украинские автомобилисты все больше экономят на затратах на топливо, хотя меньше ездить не стали, утверждают эксперты рынка нефтепродуктов. Прежде всего это касается бензина – его потребление упало в разы за счет роста рынка сжиженного газа. Каким будет топливный рынок в следующем году и чего ждать от цен на АЗС, выяснил сайт “Сегодня”.

Наши эксперты: директор Консалтинговой группы “А-95” Сергей Куюн, аналитик рынка сжиженного газа Артем Куюн и замдиректора Научно-технического центра “Психея” Геннадий Рябцев.

Тенденции семилетки

По просьбе “Сегодня” аналитики “А-95” предоставили нам результаты своих исследований рынка горючего с 2013 по 2019 год.

Как видно из инфографики, суммарное потребление всех видов топлива – бензин, дизтопливо (ДТ), сжиженный газ (LPG) – в этом году наконец-то должно превысить уровень 2013 года после резкого падения 2014-15 годов. Его причина в том, что за кризисные 2014-15 гг. гривня обесценилась более чем втрое, это сильно ударило по карманам автомобилистов и заставило их экономить на поездках и искать альтернативу.

Такой альтернативой для владельцев автомобилей с бензиновыми двигателями стал LPG-газ, он же автогаз, стоивший в отдельные периоды 2014-15 годов в 3,5 раза дешевле бензина. Затраты на установку газобалонного оборудования (ГБО) составляли 300-450 евро в зависимости от его качества, а срок окупаемости ГБО сократился в ряде случаев (если много ездить – Авт.) до полугода.

Этим, по словам Артема Куюна, и объясняется стремительный рост спроса на автогаз: если в 2013 году его было продано всего 893 тыс. т, из них более половины украинского производства, то в 2017 году уже в 1,8 раза больше, или 1 млн 587 тыс. т.

По итогам 2019 года ожидается двукратный рост до 1 млн 820 тыс т. Это почти столько же, сколько потребляется в Украине бензина – 1 млн 850 тыс. т в 2018 году. В 2013 году потреблялось 3 млн 471 тыс. т или в 1,9 раза больше, в 2017 году – 2 млн 14 тыс. т или в 1,3 раза больше, чем LPG газа.

При этом импорт газа составит около 80 % от объема его потребления.

Также альтернативой традиционным авто становятся электромобили,хотя их недостатком является дороговизна.

А вот рынок ДТ выглядит совершенно иначе: после проседания на 10% в 2014-15 гг. он уже в 2016-м практически отыграл падение и дальше только рос. По прогнозам, в 2019 году дизтоплива будет продано 6 млн 830 тыс. т, или на 14% больше чем в 2013 году.

Сергей Куюн объясняет такую относительную стабильность тем, что ДТ в основном использует промышленный сектор: железная дорога, грузовой автотранспорт и междугородние автобусы. То есть, грузы и пассажиров перевозить надо в любом случае, просто тарифы стали выше.

Также свой вклад в динамику использования ДТ внес и частный сектор: большинство приобретаемых машин, особенно б/у, ездят на дизтопливе. Достаточно взглянуть на парк так называемых “евроблях”.

Диверсификация: у кого сколько покупаем

На сегодня украинский рынок топлива выглядит так: бензин – 18%, ДТ – 65%, LPG – 17%. Сравним с 2013 годом: бензин – 34%, ДТ – 58%, LPG – 8%.

Нынешний год также стал знаковым в перераспределении источников поступления нефтепродуктов в Украину. Прежде всего это связано с падением поставок российского ДТ по трубопроводу из-за введения пошлин. Источников поставок осталось пять, но доля каждого изменилась и порой намного.

Главным импортером стала Беларусь – 39,3% (+6%), далее РФ – 26,9% (-17,1%), морем из дальнего зарубежья поставляется 14,7% (+9,2%), Литва+Польша – 8,2% (+2,4%). Наконец, украинского топлива стало 10,7% (-1,5%).

При этом на ДТ приходится 90% импорта, на LPG – 80%, на бензин – 50%, в основном это премиальные сорта из Беларуси и Литвы. В РФ мы бензин не покупаем.

Бой с “тенью”

Отдельно стоит рассмотреть ситуацию с теневым рынком нефтепродуктов (см. инфографику).

Как видим, за семь лет объемы “бодяги” уменьшились почти в 8 раз. Почему – см. в статье “Подзаборные” заправки: экономия или убытки для кошелька. Особенно это касается рынка поддельного бензина, он сократился в 9,3 раза.

То есть если в 2013 году 42% продаваемого бензина было “паленым”, а в глубинке его доля доходила до 80%, то в 2019-м псевдобензина осталось всего 8,6%. И теперь надо серьезно “постараться”, дабы залить в бак непонятно что.

Поддельного ДТ стало ныне меньше в 6 раз благодаря тому, что в конце 2018 года государство и трейдеры “объявили войну” так называемым “подзаборникам” – нелегальным заправкам. А еще в середине 2018 года псевдодизеля было лишь в 1,9 раза меньше, чем в 2013 году.

Однако, по словам экспертов, проблема остается серьезной, особенно это касается нелегальных продаж сжиженного газа, “бочки” с которым в отдельных регионах, включая Киевскую область, стоят чуть ли не под каждым забором.

Почему газ может стать дороже, а бензин дешевле

Рост потребления автогаза больно ударил по украинским производителям бензина, которые начали бороться за потребителя не совсем рыночными методами. Так депутатское лобби в Раде пытается перераспределить налоговую нагрузку на нефтепродукты, резко подняв ставки акцизов на LPG и ДТ и снизив на бензин.

По оценкам экспертов Консалтинговой группы “А-95”, в случае реализации этого предложения цена автогаза может вырасти на 2,8 грн/ л, или до 15 грн/л. Бензин может подешеветь на 1,4 грн/л (А-95 до 27 грн/л).

Налог на дизтопливо предлагается оставить без изменений, чтобы не ударить по промышленности.

Переработчики говорят, что изменения позволят увеличить потребление отечественного бензина и остановить рост потребления сжиженного газа, который преимущественно импортируется. Также увеличатся поступления в бюджет.

Эксперты в этом не уверены.

“Нарастить потребление бензина очень тяжело, спрос на этот вид топлива падает во всей Европе. После наплыва в Украину б/у транспорта из Европы перекос в сторону дизтоплива увеличился”, – говорит Артем Куюн.

По его оценкам, после принятия данных инициатив, в лучшем случае потребление сжиженного газ снизит темпы роста, а в худшем – перейдет в так называемое плато (будет двигаться с темпом +/-1-2% в год). Артем Куюн считает, что даже если бензин станет сверх привлекательным, то заметное увеличение спроса можно ожидать в перспективе 5-7 лет.

Эксперт пояснил, что в развитых странах люди меняют автомобиль раз в 2-3 года, задаваясь вопросом выбора топлива. У нас это происходит раз в 5 лет и реже. А большинство автомобилей, которые приобретаются с бензиновым двигателем, переоборудуются на газ в течение полугода-года.

Геннадий Рябцев уверен, что украинские производители могли бы увеличить свое присутствие на рынке бензина, если бы снизили цены.

“Лет пять назад литр бензина украинского производства стоил на 2-3 грн дешевле импортного, сейчас разница в цене минимальна, а то и одинакова. В итоге потребитель голосует кошельком, выбирая привозное топливо”, – отметил Рябцев.

Прогнозы на 2020 год

Эксперты говорят, что рынок топлива вышел на докризисный уровень и потребление в 2020 году будет расти дальше. Сергей Куюн оценил рост в 2-3% (200-300 тыс. т в год).

Ведущая роль, по его словам, останется за ДТ, так как автопарк Украины пополняется в основном за счет дешевых дизельных машин из Европы.

Что касается бензина и автогаза, то многое будет зависеть от того, чем закончатся дебаты по поводу акцизов.

“Основная интрига – примут ли депутаты закон о пересмотре акцизов, – говорит Сергей Куюн. – Примут – рост рынка автогаза остановится, нет – продолжится, но более медленными темпами, чем в 2019 году (ожидается до 7% – Авт.)”.

Геннадий Рябцев напомнил, что закон о Госбюджете на 2020 год уже принят и доходы от акциза на топливо рассчитаны по действующим ставкам.

“Это означает, что в первом полугодии вносить в госбюджет какие-то изменения в плане корректировки ставок акцизов нельзя, поэтому можно прогнозировать, что тенденции потребления сохранятся”, – утверждает Рябцев.

А вот цены на топливо в следующем году будут, по его словам, будут зависеть только от курса гривни к доллару, так как серьезных изменений котировок нефти, от которых зависит цена нефтепродуктов, Рябцев не прогнозирует.

Напомним: удешевление гривни на 10 копеек повышает цену литра нефтепродуктов на 7-8 копеек.

Учитывая, что в госбюджете-2020 заложен среднегодовой курс доллара 27 грн/$ (сейчас он 24,2 грн/$), из сказанного экспертом можно сделать вывод: за литр топлива, возможно, придется в следующем году выложить на 1,5-2 грн больше, чем сейчас.

Напомним также, что недавно в Украине вступил закон, согласно которому водителей будут штрафовать за перевозку детей без автокресел:

Читайте самые важные и интересные новости в нашем Telegram

Источник: Сегодня

в соцсетях

Подписывайтесь на нашу рассылку

Ок

Источник: https://www.segodnya.ua/economics/avto/pochemu-szhizhennyy-avtogaz-mozhet-rezko-podorozhat-a-benzin-nemnogo-podeshevet-1363004.html

Юриста совет
Добавить комментарий