Почему я плачу налог за приватизированное жилье и землю?

Новый налог на недвижимость: что нужно знать

Почему я плачу налог за приватизированное жилье и землю?

Пока вы не получили уведомление из налоговой инспекции -обязанность по оплате налога на недвижимость не появилась.

Третий год информационное пространство Украины и спокойствие граждан будоражит новый для нашей страны налог на недвижимость, который для физических лиц начал действовать только в этом году.

Отныне все собственники, в том числе и иностранцы, которые владеют жилой или нежилой недвижимостью в Украине, обязаны оплачивать налог на свою недвижимость.

Понимание ситуации усложняет то, что в каждом населенном пункте Украины свои правила, а также и то, что парламентарии уже успели внести правки в закон.

Постараемся разобраться с общими правилами уплаты такого налога и его региональными особенностями.

Согласно Налоговому кодексу Украины объект жилой и нежилой собственности, в том числе и часть в таком объекте, подлежит налогообложению. То есть квартиры, дома, гаражи, хозяйственные постройки, мастерские, офисные помещения и другая недвижимость облагаются налогом.

Указанная норма была принята еще в 2014 году, однако для физических лиц заработала только с 1 июля этого года. Потому что в 2014 году были определены правила на 2015 год, и вот как раз сейчас начался отчетный период именно за 2015 год. Так сказать, мина замедленного действия. Но обо всем по порядку. 

Важным критерием для определения налога и обязанности по его уплате является площадь недвижимости. Так как собственники квартир, не зависимо от их количества, общей площадью до 60 кв.м., а также жилых домов, не зависимо от их количества, общей площадью до 120 кв.м. налог не оплачивают.

Обложению налогом подлежит так называемый излишек. Поэтому собственник квартиры площадью 72 кв.м. обязан оплатить налог исходя из площади 12 кв.м., то есть за разницу свыше 60 кв.м. Собственник двух однокомнатных квартир общей площадью 83 кв.м. обязан оплатить налог исходя из площади 23 кв.м. Так же и по жилым домам.

Если вы имеете дом площадью 150 кв.м., налог придется заплатить с площади 30 кв.м.

Иными словами, государство для собственников жилья малой площади устанавливает льготу. Но вот, что касается нежилой площади – льгот нет. За каждый квадратный метр необходимо будет заплатить налог.

Отдельно нужно отметить, что собственники сараев, летних кухонь и хозяйственных построек на территории земельного участка, при условии, что указанные объекты узаконены, по ним проведена техническая инвентаризация и определена их площадь, также должны платить налог. В противном случае, налог не оплачивается. Также он не оплачивается и с самостроев.

Важным моментом при определении объекта и площади налогообложения является зарегистрированное право собственности. Если объект не зарегистрирован, то и базы налогообложения нет.

Блоги Антон Бойко

По квартирам и домам, у которых несколько собственников, но площадь превышает льготную – неоднозначная позиция налоговой. Рассмотрим пример. Квартира 85 кв.м. покупалась в браке. Собственника два – муж и жена. В собственности каждого из них по закону только часть квартиры площадью по 42,5 кв.м. Налог платит собственник. Их двое.

И соответственно оба они могут претендовать на льготу. Каждый в своей части, ведь она меньше 60 кв.м. Налог то персональный. Но! Налоговая инспекция иногда исходит из понятия номинального собственника. Проверяет, на кого оформлена квартира. И если в документах фигурирует только жена, довод о том, что и у мужа ½ квартиры налоговики не принимают.

В таких случаях мой совет – обжаловать действия налоговиков в суд.

Итак, кто платит налог – определились. Рассмотрим сам размер налога.

Согласно Налоговому кодексу ставки налога для объектов жилой и/или нежилой недвижимости устанавливаются по решению сельского, поселкового, городского совета. Его размер не должен превышать 3% размера установленной на текущий налоговый год минимальной заработной платы за каждый 1 кв.

м “лишней” площади. Таким образом, налог на недвижимость – это местный налог, который оплачивается в местные бюджеты. Каждый местный совет, исходя из своих соображений, устанавливает размер указанного налога.

Налоговый кодекс устанавливает только максимальный порог, выше которого налог быть не может.

К примеру, в Кировограде и Одессе налог на жилье – 0,1% от минимальной заработной платы за каждый квадратный метр свыше льготной нормы. В Тернополе и Киеве – 1%, в Харькове и Днепре – 2%. Каждый год местный совет может менять ставку налога.

Исчисление суммы налога с объектов недвижимости, находящихся в собственности физических лиц, осуществляется контролирующим органом по месту регистрации собственника такой недвижимости.

То есть активное действие совершить должна именно налоговая инспекция, а не собственник. Инспекция должна обратиться к плательщику (физическому лицу) за уплатой налога.

Плательщик имеет полное право не проявлять инициативу. 

Налоговое уведомление-решение об уплате суммы налога и соответствующие платежные реквизиты направляются налогоплательщику по месту его регистрации до 1 июля года, следующего за отчетным (налоговым).

Срок оплаты для физических лиц – в течение 60 дней со дня вручения налогового уведомления-решения. То есть до 29 августа.

Таким образом, если вы ничего не получили из налоговой инспекции, то можно говорить, что и обязанность по оплате не появилась.

Сейчас отчетным является 2015 год, как год (период), который уже закончился, а не 2016 год. И тут нужно быть очень внимательным для тех, кто получил решение налоговой инспекции. В прошлом году льготы были больше. Для квартир – 120 кв.м., для домов – 250 кв.м. Но принцип исчисления такой же, как мы рассмотрели выше уже для нынешнего 2016 года.   

Что бы мы ни запутались в налоговых нюансах, сделаем два расчета на 2015 и 2016 годы на примере единоличного собственника квартиры в Киеве площадью в 77 кв.м.

  1. 2015 год

Источник: https://tsn.ua/ru/blogi/themes/law/novyy-nalog-na-nedvizhimost-chto-nuzhno-znat-679735.html

Я тут живу, почему я должен за это платить?

Почему я плачу налог за приватизированное жилье и землю?

От редакции. Мы публикуем отклик на «личный опыт» нашего читателя «Надо драть по $1000 с хозяев квартир». Обращаем ваше внимание, что тексты, опубликованные в рубрике «Личный опыт», написаны читателями «Газеты.Ru». Редакция не всегда разделяет их точку зрения.

Сразу скажу, что я, вообще-то, совсем не против налогов per se – понятно, что государство необходимо (если вы не анархист), а его содержание стоит денег, которые кроме как из налогов в нормальной экономике взять неоткуда.

Однако если речь идёт о подоходном налоге, налоге на прибыль или чём-то подобном, то приятная особенность этих налогов состоит в том, что я никогда не столкнусь с необходимостью заплатить больше, чем я заработал – потому что ставка налога никогда не превышает 100%.

Да, ставка может быть высока, я буду ворчать и буду недоволен тем, что мне меньше остаётся и не хватает на какую-то покупку, но я никогда не столкнусь с ситуацией, что должен заплатить деньги, которых у меня нет. В ситуации с налогом на недвижимость картина иная.

Жильё людьми используется как правило для проживания в нём, и таковое его использование само по себе не приносит прибыли (если вы, конечно, не превращаете свою квартиру в коммуналку, пустив к себе платных жильцов – «коечников» – но это занятие для мазохистов) – скорее наоборот, одни расходы.

Поэтому от самого факта владения жильём доходов, вообще говоря, нет, и может оказаться, что расходы по содержанию жилья (ремонт) и проживанию в нём (платежи ЖКХ) человеку под силу, а налог (ставка которого может быть любой) – нет, причём в этом нет никакой его вины.

И это не надуманный сценарий – существует куча пенсионеров, проживающих в центре Москвы (или других крупных городов) в формально очень дорогих квартирах, полученных ими от государства бесплатно, т.ч. при исчислении налогов по предлагаемой схеме (или даже просто от рыночной цены) они не смогут их платить. В итоге

им предлагается продавать жильё и переезжать в менее дорогое

(а значит, и менее комфортное) где-нибудь на окраине, а то и в провинции. А с какой, собственно, стати? В чём таком они провинились, что должны срываться с родных мест под старость лет (а переезд – непросто даже и для более молодых людей)?

Чтобы меня не обвинили в раздувании жалости к коммунистическим старушкам, замечу, что, во-первых, постареть всё равно придётся всем (или очень многим) из читающих эти строки, т.ч. проблема может коснуться и вас тоже, а во-вторых, по вам это может ударить и не дожидаясь вашего выхода на пенсию.

Не надо быть семи пядей во лбу и обладать охрененным жизненным опытом чтобы догадаться, что стабильный высокий доход (даже при наличии оного) гарантировать нельзя: человек может потерять работу, заболеть, развестись и т.д. И непонятно, почему из-за всего этого он должен тут же переезжать в другое жильё (что, кстати, всегда сопряжено с дополнительными тратами, а их-то у человека как раз и нехватка).

Наконец, главное, что меня смущает в налоге на недвижимость – это то, что непонятно, за что он платится.

Если исходить из очень такой либеральной парадигмы, что всё стоит денег, и если за что-то я не плачу, то платит кто-то другой, а потому за всё, что я потребляю, по идее, должен я сам и платить – то в ту же парадигму укладывается и противоположное утверждение: если я чем-то не пользуюсь, то и платить за это не должен. Так чем же таким я пользуюсь, что я оплачиваю налогом на недвижимость?

Если я плачу транспортный налог с автомобиля, то это понятно – автомобиль для езды нуждается в дорогах, на строительство и содержание которых (в идеале) и идёт транспортный налог. Более мощный (а значит и, как правило, более тяжёлый) автомобиль сильнее разбивает дорогу, и потому сумма налога с такого автомобиля выше.

Правда, на автомобиле я могу не ездить (напр., зимой), а налог плачу всё равно, т.ч. лучше бы его включить в цену топлива – но тут, по крайней мере, понятно, за что он платится и на что идёт. Кроме того – в противоположность известному афоризму – автомобиль – роскошь, а не средство передвижения.

Если я живу в квартире и пользуюсь светом, газом, водой, отоплением – т.е. потребляю услуги, предоставляемые мне другими людьми – то я это оплачиваю, но это не налог, а платежи ЖКХ. А налог-то за что?

За право жить в данном городе или в его центре? Но данное право бесплатно и гарантировано мне Конституцией (это там, где про «свободу перемещения по территории страны и право выбора места жительства»). За что же тогда?

Кстати, если считать, что жильё (как и, в принципе, любой собственность) я купил на заработанные мною деньги, то с них я уже заплатил государству подоходный налог и в дальнейшем могу тратить так, как мне заблагорассудится.

Почему же в случае покупки мною новых штанов они не облагаются никаким налогом, а при покупке квартиры – на меня накладывают ещё какую-то повинность?

Чем квартира как объект собственности отличается от штанов? Тем, что штаны со временем лишь теряют в цене, а квартира – как правило растёт? Но какая разница, если ни то ни другое я не использую для извлечения прибыли, а просто пользуюсь ими?

Единственное, что мне приходит в голову – это то, что мои права собственника нуждаются в защите, которую обеспечивает мне государство, а эта работа стоит денег, и за её выполнение взимается налог на собственность. Больше собственности – больше работы по её охране – больше сумма платежа.

Но во-первых, ряд услуг государство предоставляет гражданам бесплатно (охрана рубежей, здравоохранение, образование) – собственно, для того оно и нужно гражданам – и непонятно, почему и эту, базовую, в сущности, функциональность оно не могло бы тоже предоставлять бесплатно. А во-вторых, не верится мне, что данная услуга стоит ТАК дорого, что в качестве платы за неё за 25 лет я должен выплатить весьма немаленькую стоимость своей квартиры.

Ещё я слышал вариант, что свободные деньги граждан надо вкладывать в экономику, а для этого доходность разных её отраслей должна быть примерно одинакова, а если какая-то отрасль по норме прибыли сильно вырывается вперёд, то в экономике неизбежны опасные переходы.

Грубо говоря, все (в т.ч. и банки) начнут вкладывать в жильё, а кредитовать промышленность перестанут.

Ну, во-1-х, все не станут, т.к. невозможно вложить в жильё сумму, меньшую её стоимости (например, 1000$), а стоимость эта весьма высока, и люди зачастую и для проживания-то не могут её купить, не то что для инвестиций. Тут наблюдается квантование: нельзя же купить 1/100 квартиры, можно купить лишь квартиру целиком.

А во-2-х, даже если верен этот аргумент – то почему проблему инвестиций в промышленность нельзя решить каким-либо иным способом кроме выкидывания в Тьмутаракань пожилых пенсионеров? Почему они, эту промышленность создавшие, должны расплачиваться за экономическую импотенцию нынешнего правительства?

Кстати сказать, а плохо ли, если действительно люди станут массово вкладывать деньги в недвижимость? Рост цен на недвижимость всегда приводит к строительному буму (который мы и наблюдаем), в результате чего жилья физически становится больше, и чем же это плохо? Другое дело, что

темпы строительства всё равно не покрывают темпов выбытия ветхого жилья,

но это просто означает, что строить надо ещё больше, а не наоборот, сдерживать строительный бум, понижая цены. Рано или поздно, когда понастроят много, цены сами упадут – как и на любой другой товар. Непонятно, чем в этом смысле рынок жилья отличается от любого другого.

Ну и наконец. Вы заметили, что при решении любой поставленной перед собой задачи (в том числе и осмысленной) это государство из двух возможных вариантов – либо ограничение имеющихся возможностей граждан, либо предоставление им новых возможностей – всегда выбирает первый? Чего бы это ни касалось.

Хотим повысить безопасность детей – устраиваем истерическую кампанию против педофилов, повышаем ответственность. Хотим удержать лётчиков на военной службе – не выдаём им пилотские свидетельства гражданского образца – чтоб в гражданскую авиацию не убежали. Надо, чтоб крестьяне не поуезжали из деревни – отнимаем паспорта. И т.д.

Почему так? Почему не пойти вторым путём? Надо сбить цены на жильё (на покупку и аренду) – предоставляйте жильё по (сравнительно) низким ценам по договору соц.найма с правом жильца пролонгирования договора. Пусть бы этим занимались муниципалитеты.

Тогда и цены на рынке аренды упали бы (ибо зачем снимать у частника, который может в любой момент – да хоть бы даже и раз в год – передумать и выкинуть тебя на улицу, и тебе придётся искать другого арендодателя, который тоже через год сможет передумать – если можно снять жильё у муниципалитета), да и многие отказались бы от покупки жилья вообще, если бы у них был вариант без нервотрёпки жить в съёмном.

Единственный недостаток этой схемы – на этом денег в муниципалитетах особо не попилишь, это ж работать надо, управлять этим хозяйством.

Вот поэтому в дерьме и живём. А не потому что пенсионеров (пока) не обдираем, как липку.

Источник: https://www.gazeta.ru/realty/2012/12/07_e_4883057.shtml

Налог на недвижимость – за что платим? | Новостройки

Почему я плачу налог за приватизированное жилье и землю?

С 2014 года правительство РФ вводит налог на недвижимость, который призван заменить налог на имущество физических лиц. Если ранее в среднем за принадлежащую ему недвижимость гражданин платил около 300-500 руб. (речь идёт о двухкомнатной квартире), то с 2014 года эта сумма возрастёт до двух тысяч рублей.

И это пример из регионов России, а вот в Москве налог на недвижимость составит, куда большую сумму, тем более для тех лиц, что являются собственниками жилья в центре столицы. Расчёт налога на недвижимость производится исходя из величины рыночной оценки объекта недвижимости, для расчёта берутся данные из 83 регионов РФ.

В отношении жилой недвижимости устанавливается ставка 0,1 %. Таким образом, новый налог на недвижимость будет отличаться от прежнего на имущество не только величиной ставок, но и даже налоговой базой – основой любого из видов налога. Налог на имущество до 2013 года исчислялся исходя из стоимости недвижимости, которая определялась органами БТИ.

В случае если собственник имущества не был согласен с произведенной оценкой стоимости, указанной в расчёте налогового органа, он мог обратиться в БТИ за получением справки о стоимости недвижимости.

Налог на недвижимость в 2013 году в качестве налоговой базы опирается на кадастровую стоимость, которая практически не отличается от рыночной стоимости и рассчитывается в аналогичном порядке.

Налог на недвижимость будет местным, следовательно, органы местного самоуправления вправе снижать или повышать установленные ставки налога на недвижимость, но лишь в тех пределах, что устанавливает налоговый кодекс РФ.

Налоговое законодательство РФ предусматривает льготы для отдельных категорий лиц (пенсионеры, инвалиды), однако, размеры льгот, а также круг лиц, которые на них претендуют, ещё находятся на рассмотрении.

Для пенсионера, который в своё время получил квартиру от государства в центре Москвы, платить налог на недвижимость исходя из рыночной цены недвижимости – означает полное банкротства лица. Пенсионеры просто не потянут такие сборы, и нет их вины в том, что они являются собственниками «элитного» жилья по сегодняшним меркам.

Многие граждане выступают за введение такого налога, призывая государство «брать налоги по полной с миллионеров, пусть платят за свою роскошь и богатства». Однако эти лица забывают, что закон принимается для всех и не останется в России налогоплательщиков, которых не коснутся изменения и налоговое бремя.

Больше всех пострадают незащищённые слои населения – пенсионеры, инвалиды, герои войны, а также малообеспеченные лица, которым также квартира могла остаться по наследству. Получить льготы по налогу на недвижимость будет не так просто, а вот платить их в обязательном порядке будут все.

«Повезёт» нескольким собственникам одной квартиры – налог будет разбит пропорционально принадлежащим долям каждому из собственников. Тем не менее, налоговое бремя на население возрастёт, а потому у многих появляется вполне логичный и обоснованный вопрос – за что же мы платим налог на недвижимость?

Да, каждый человек обязан участвовать в содержании государства. Налоги являются одним из главных источников формирования российского бюджета, при такой нестабильной экономике сложно удержаться на плаву за счёт выручки от контрактов с другими странами.

У людей давно уже не возникает вопросов по поводу взимания подоходного налога, налога на прибыль – то есть, если лицо получило доход, оно обязано уплатить налог с него.

Вопросов не возникает, граждане уплачивают подоходные налоги без лишних вопросов, при этом будучи уверенными, что больше чем они зарабатывают – они не отдадут.

Такая же ситуация и с транспортным налогом – каждый собственник автомобиля без вопросов перечисляет налог, ведь транспорт разрушает дороги, и чем мощнее и больше автомобиль – тем больше вреда он может нанести автодорогам и окружающей среде, от того ставки транспортного налога в зависимости от лошадиных сил вполне понятны, обоснованы и справедливы. Когда некоторые чиновники предлагали транспортный налог внести в стоимость топлива, распределив тем самым нагрузку между населением, возникло недовольство со стороны населения – зачем мы будем переплачивать косвенным образом налог, когда нам по силам заплатить сбор в зависимости от мощности нашего авто.

Земельный налог

Не возражают граждане и против земельного налога – не смотря на то, что земля находится в собственности граждан, тем не менее, происходит пользование природными ресурсами, порча земли и т.д.

– поэтому плата за занимаемые участки вполне обоснована, эта норма идёт ещё с древних времён. Но вот налог на недвижимость – все граждане обязаны уплачивать налог с принадлежащего им недвижимого имущества.

За что? Практически каждый человек сейчас покупает квартиры за свои собственные деньги, государство уже давно не обеспечивает население квартирами.

В отношении приватизированного недвижимого имущества ещё можно понять установление налогов, но вот вновь построенное жильё, либо покупка его у других граждан лицом, никогда не пользовавшимся правом на приватизацию. Ведь человек зарабатывает сам деньги, уплачивая при этом подоходный налог.

Затем накопленные сбережения он тратит на покупку жилья, в котором будет жить и которое не приносит ему никакого дохода. Напротив, размер ежемесячных коммунальных платежей за содержание квартиры увеличивается с каждым годом, по сути, собственник полностью сам содержит принадлежащее ему имущество, не прибегая к помощи государства. Так за что платить налог?

Некоторые специалисты пытаются объяснить налог на недвижимость как плату государству за неоспоримую защиту права собственности граждан. На самом деле государство защищает право собственности граждан на принадлежащее им недвижимое имущество в особом порядке, но также и на иные вещи в том числе.

Но никто не взимает налог с лиц, купивших новое пальто или кожаную куртку, а вот за новую квартиру – в обязательном порядке. Опять же, получение любой услуги от государства – будь то даже запрос о стоимости имущества – носит платный характер, за любые регистрационные действия приходится уплачивать пошлину.

Следовательно, получается, что за охрану и реализацию нашего права собственности мы опять же платим дважды. Кто-то предполагает , что налог на квартиры – это своеобразная плата за тот земельный участок, на котором стоит многоквартирный дом.

Тогда возникает вопрос – почему не земельный налог? Вариант расчёта такой – определить площадь занимаемого многоквартирным домом земельного участка, определение налоговой базы – его стоимости, затем уже самого земельного налога, распределение его между собственниками квартир в доме. Тогда и сумма была бы на порядок ниже, да и сам налог более обоснованным.

Ответа на вопрос о том, за что мы платим налог на недвижимость – нет. Точнее, за что понятно, а вот на каком основании – не совсем. Поэтому пока от законодателя не будет точного обоснования и объяснения для граждан, увеличение размеров налога будет приводить только к недовольству граждан.

Похожие темы: Налоговые вычеты при операциях с недвижимостью в 2014 году

Источник: http://ack1.ru/library/nalog_na_nedvijimost.html

Должен ли я платить налог на землю, если она не приватизирована?

Почему я плачу налог за приватизированное жилье и землю?

— В настоящее время не представляется возможным однозначно сформулировать ответ, так как его содержание будет зависеть от ряда обстоятельств.

Предположим, что если земля не приватизирована, то она находится в государственной или муниципальной собственности. Таким образом, право собственности на землю у гражданина отсутствует.

Однако действующее законодательство предусматривает взимание налогов за обладание земельными участками не только на праве собственности, но и на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Сведя к минимуму подробные объяснения, можно ответить на поставленный вопрос в следующей форме: налоговая служба имеет право взимать налог на неприватизированную землю только при обладании земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Указанное право может возникать на основании специальных актов и последующей регистрации.

Как приватизировать участок под домом?

Ограничен ли размер участка при бесплатной приватизации?

Отдельного внимания заслуживают земельные участки садоводческих товариществ. В данном случае если земельные участки не приватизированы и принадлежат садоводческому товариществу, то уплачивать налог граждане не должны, а соответствующая обязанность возлагается на садоводческое товарищество как юридическое лицо.

Отвечает волонтер Виктория Астахова:

— Налоговая имеет право взимать налог за землю, если земля является Вашей собственностью. Собственностью недвижимое имущество становится не только в результате приватизации. Это может быть дарение, получение по наследству, мена, купля-продажа, рента.

Перечисленные сделки нужно обязательно зарегистрировать в Росреестре. В 90-е годы, когда Росреестр еще не был создан, регистрация собственности проводилась в БТИ.

Если в результате процедуры регистрации не был дан отказ, объект недвижимости становится собственностью и подлежит налогообложению.

Отвечает вице-президент ГК «АРИН», руководитель межрегиональной жилищной программы «Переезжаем в Петербург» Николай Лавров:

— Налог начисляется не только на землю в собственности, но и на землю в аренде. Если Вы взяли у государства земельный участок в долгосрочную аренду, предназначенный для какой-то деятельности, например ведения сельского хозяйства или строительства индивидуального жилого дома, то Вы обязаны оплачивать за него налог.

Если речь идет о сельскохозяйственных землях, то налог составляет 0,3% от кадастровой стоимости, на остальные земли — 1,5%. Льготная процентная ставка сделана для поддержания подсобных хозяйств. И как Вы, видимо, уже заметили, налоговая инспекция сама начисляет налог в соответствии с законодательством и присылает квитанции.

Какие права и обязанности у собственников земли?

Как изменился порядок регистрации участков?

Отвечает частнопрактикующий юрист компании «Суворовъ и партнеры» Виктория Суворова (Пятигорск):

— Владеть землей можно на основании права собственности (если Ваш земельный участок приватизирован, то это именно Ваш случай) либо на основании права аренды, постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения. Если земля в собственности, то Вы должны платить налог на землю; он рассчитывается исходя из кадастровой стоимости.

Если же говорить про остальные права, которые я перечислила, то в этих случаях также необходимо вносить плату за пользование-владение земельным участком.

Стоимость аренды рассчитывается на основании законодательства Вашего муниципалитета, также исходя из кадастровой (рыночной) стоимости земли.

Этот платеж уплачивается в казну муниципального образования, на территории которого находится земельный участок.

Отвечает генеральный директор-аудитор ООО «Форос Аудит» Елена Васильева:

— Если земельный участок не приватизирован, но находится у Вас на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненно наследуемого владения, то налоговая имеет право взимать с Вас налог на землю. Права бессрочного использования и наследуемого владения должны подтверждаться соответствующими правоустанавливающими документами.

https://www.youtube.com/watch?v=l5Of7eX6gCQ

Если же у Вас никаких правоустанавливающих документов нет, то и платить налог на землю необязательно. Однако в этом случае придется платить за фактическое использование земельного участка органам местного самоуправления, которые наделены полномочиями распоряжаться данным земельным участком.

Могу ли я приватизировать второй участок, если первый сгорел?

Надо ли платить налог при продаже участка?

Отвечает руководитель проекта «Истринская долина» Михаил Африканов:

— Все юридические и физические лица, владеющие земельными участками на основании вещных прав (право собственности, право постоянного пользования, право пожизненного владения), должны платить налог на землю, даже если она не приватизирована. Исключением являются только земли, полностью изъятые из оборота или ограниченные в нем на законодательном уровне, земли лесного и водного фондов.

Текст подготовила Мария Гуреева

Не пропустите:

Все материалы рубрики «Хороший вопрос»

Можно ли купить землю по кадастровой стоимости?

Должен ли пенсионер платить налог на участок 12 соток?

Какие документы нужны для покупки 5 участков и строений?

Статьи не являются юридической консультацией. Любые рекомендации являются частным мнением авторов и приглашенных экспертов.

Источник: https://www.domofond.ru/statya/dolzhen_li_ya_platit_nalog_na_zemlyu_esli_ona_ne_privatizirovana/7607

Можно ли избежать уплаты налога на землю?

Почему я плачу налог за приватизированное жилье и землю?

«ФАКТЫ» уже рассказали своим читателям о двух «имущественных» налогах, квитанции о которых должны быть разосланы до 1 июля: о налоге на автомобили и на недвижимость.

Однако у нас есть еще третий «имущественный» налог, который наши сограждане уплачивают каждый год, — налог на землю. И квитанции о его уплате также должны быть разосланы до 1 июля.

О том, кто платит налог на землю, на какие земельные участки он распространяется и можно ли избежать его уплаты, «ФАКТАМ» рассказал партнер юридического объединения ID LegalGroup Олег Добровольский.

— Начнем с главного. Кто платит земельный налог?

— Его обязаны платить физические лица, которым принадлежит право собственности на земельные участки.

— Какие именно земельные участки?

— Все паи, которые находятся в собственности физических лиц. Это могут быть участки для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), земельные участки сельскохозяйственного назначения, для садоводства, для личных сельских хозяйств, огородничества и так далее.

— Относятся ли к объектам, с которых платится налог, дачные участки?

— Да, относятся, и не только дачные. Объектами такого налогообложения являются земельные участки, занятые садовыми и дачными домами физических лиц для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, сенокоса и выпаса скота.

Очень важным условием для определения объекта налогообложения земельным налогом является то, что этот участок находится в собственности такого физического лица.

— А участки земли, на которых стоят обычные дома в селе?

— Применяются те же правила, что и для дачных участков. Это земельные участки для личных сельских хозяйств.

— При каких условиях считается, что земельный участок находится именно «в собственности»? Он должен быть оформлен должным образом?

— Если земельный участок зарегистрирован в Государственном земельном кадастре и имеет кадастровый номер, то считается законодательно оформленным.

— А если участок не оформлен и у него нет номера?

— Действительно, есть такие случаи. Земельные участки, на которые право собственности получено до 2004 года, не имеют кадастрового номера. Но при этом они считаются сформированными в соответствии с Законом Украины «О государственном земельном кадастре».

Отсутствие кадастрового номера говорит о том, что сведения о таком участке не внесены в Государственный реестр земель. Этот недостаток правового режима земельного участка легко исправить, подав соответствующее заявление от имени владельца.

— Какой именно налог платится с земли? По какой ставке?

— Ставка земельного налога устанавливается исключительно решением органа местной власти на территориях, где находятся земельные участки. Однако есть ограничение — она не может быть больше трех процентов от нормативной денежной оценки участка (с учетом коэффициента индексации).

— А как люди узнают, сколько стоит их участок?

— Каждое физическое лицо, которому принадлежит право собственности на земельный участок, вправе получить информацию о своем участке по его кадастровому номеру. Для этого нужно обратиться в центр предоставления административных услуг или заказать выписку в электронном виде о нормативной денежной оценке земли на сайте Госгеокадастра.

Для получения услуги Госгеокадастра физическому лицу необходимо осуществить следующие действия:

  • зайти на вышеупомянутый интернет-адрес;
  • зарегистрироваться в электронном кабинете с помощью электронной почты, электронной цифровой подписи или платежной карты банка (BankID);
  • в окне электронного кабинета «Е-сервисы», в разделе «НДО», заполнить заявку для получения выписки. Обязательно указать кадастровый номер земельного участка, ФИО заявителя, заполнить другие поля формы заявки, дать согласие на обработку персональных данных заказчика и «отправить» заявку.

После обработки запроса на электронный адрес заявителя придет письмо с информацией, как получить заказанную выписку из технической документации НДО.

Услуга предоставляется бесплатно. Срок исполнения — не более трех рабочих дней с даты получения заказа.

— А каким образом контролирующий орган получает информацию о нормативно-денежной оценке земельных участков? Я должна ее самостоятельно предоставить налоговой службе?

— А вот тут у нас произошли изменения — с 1 января 2018 года вступили в силу изменения относительно процедуры получения контролирующими органами информации о нормативной денежной оценке земельных участков.

— Какие именно?

— Теперь Государственное агентство земельных ресурсов направляет фискальному органу информацию (в электронном виде) о проведенной нормативно-денежной оценке земельных участков по состоянию на 1 февраля 2018 года. Эту информацию контролирующий орган публикует на своем официальном сайте.

Таким образом, на официальном сайте фискального органа размещается сводная информация о размере установленных ставок земельного налога и нормативной денежной оценке земельных участков на соответствующих территориях.

— Ясно. А если не была проведена нормативная денежная оценка участка?

— В случае, если такая денежная оценка земли отсутствует, базой налогообложения будет площадь земельного участка. Она указана в документе, который подтверждает право собственности на землю: в свидетельстве о праве собственности на недвижимое имущество.

— Так, я совсем запуталась. Кто должен определить, какой земельный налог нужно уплатить человеку — сам человек или фискальная служба?

— Рассчитывают и определяют сумму налога, которую нужно заплатить в бюджет, исключительно контролирующие органы по месту нахождения земельного участка.

— Когда?

— Решение об уплате земельного налога направляется контролирующим органом по почте или вручается налогоплательщику по месту его регистрации до 1 июля.

Но я вам хочу сказать, что в связи с внесенными в Налоговый кодекс изменениями с 2018 года физическое лицо — собственник земельного участка освобождается от штрафа и пени за несвоевременную уплату земельного налога, если контролирующий орган не направил либо не вручил решение в срок до 1 июля.

— Понятно. То есть, если мне до 1 июля никаких решений и квитанций не пришло, то это не моя забота?

— С 2018 года — да. В случае, если контролирующий орган не выносит решения об уплате налога или физическое лицо не получает такое решение, ответственность собственника земельного участка действующим законодательством не предусмотрена.

— Тогда очень важным является ответ на вопрос: в каком случае считается, что налоговое решение является врученным?

— Нормами действующего законодательства определено, что решение считается врученным физическому лицу в следующих случаях:

  • если решение направлено по месту жительства с уведомлением о вручении;
  • вручено лично физическому лицу или его представителю.

— А если я отказываюсь брать решение?

— Есть четкие позиции, которыми определено, когда решение считается врученным физлицу. Если его вручили лично гражданину или его представителю, а также, когда отправили по адресу местожительства с уведомлением о вручении.

Если почта не может вручить такое решение в случае отсутствия владельца по месту жительства или он отказывается принять решение, получать письмо, либо не пришел за письмом в почтовое отделение, то налоговое уведомление-решение все равно считается врученным со дня, отмеченного почтовой службой в уведомлении о вручении с указанием причин невручения.

— Имеет ли право контролирующий орган начислить земельный налог за 2018 год после законодательно определенного срока — после 1 июля 2018 года?

— Да. Новшества, вступившие в силу с января 2018 года, предусматривают, что контролирующие органы имеют право начислить физическим лицам, являющимся собственниками земельных участков, земельный налог за 2018 год не позднее 1095 дней (трех лет) от последнего дня предельного срока уплаты земельного налога за 2018 год.

То есть налоговая служба может начислять земельный налог за 2018 год до 1 июля 2021 года.

— Понятно. В какой срок нужно заплатить земельный налог?

— Физическое лицо — собственник земельного участка должен уплатить налог в течение 60 дней со дня вручения решения об уплате.

— А какое наказание предусмотрено для тех, кто не уплатил налог?

— В случае получения решения от контролирующего органа и неуплаты налога в течение 60 дней законодательством предусмотрена ответственность в виде штрафа и пени.

— За какой период будут начислять земельный налог в 2018 году?

— За отчетный 2018-й год.

— То есть наперед?

— Фактически — да.

— А если я заплачу налог в июле, а в августе продам участок?

— В случае перехода права собственности на земельный участок в течение 2018 года уплата земельного налога осуществляется двумя владельцами.

Предыдущий платит налог за период с 1 января 2018 года до начала месяца, в котором прекратилось его право собственности на такой участок.

А новый владелец земли должен уплатить налог с того месяца, в котором он приобрел право собственности.

— Но ведь я уже полностью уплачу налог в июле!

— В таком случае предыдущий владелец земли должен предоставить фискальной службе информацию о переходе права собственности на участок.

— А деньги мне вернут? Как?

— Предыдущий владелец предоставляет в контролирующий орган оригиналы документов о переходе права собственности на земельный участок.

Контролирующий орган в течение десяти рабочих дней проводит перерасчет суммы земельного налога и отправляет или вручает физическому лицу новое налоговое уведомление-решение.

Предыдущее же считается отмененным или отозванным. А сумма переплаты по этому налогу должна быть возвращена.

— Допустим, мне не пришло решение до 1 июля, но я очень сознательный гражданин и хочу заплатить налог. Я могу это как-то сделать?

— Да. В случае, когда плательщик не получает решение, или владелец участка имеет право на пользование льготой, либо меняется собственник, то человек вправе обратиться в фискальные органы (по месту нахождения земельного участка) и предоставить соответствующие документы.

— Кстати, а если мне пришло решение по моему участку, но оно не соответствует его площади — вместо шести соток мне посчитали налог на 60 соток?

— В случае выявления несоответствия данных (площадь участка, право на пользование льготой, размер ставки налога, начисленная сумма налога) физическое лицо имеет право обратиться с письменным заявлением в контролирующий орган для проведения сверки данных.

Если контролирующий орган выявляет несоответствия на основании предоставленных к проверке физическим лицом оригиналов документов, то в течение десяти рабочих дней осуществляет перерасчет налога и направляет или вручает новое налоговое решение.

Предыдущее решение считается отмененным.

Кроме того, владелец участка имеет право в административном порядке обжаловать решение в течение 30 дней после получения квитанции.

— А кому предоставляются льготы по уплате земельного налога?

— От уплаты земельного налога, в соответствии с законодательством, освобождаются следующие лица:

  • инвалиды первой и второй группы;
  • физические лица, воспитывающие трех и более детей в возрасте до 18 лет;
  • пенсионеры по возрасту;
  • ветераны войны и лица, на которых распространяется действие Закона Украины «О статусе ветеранов войны»;
  • физические лица, пострадавшие вследствие Чернобыльской катастрофы и официально признанные законом.

Очень важно: с 1 января 2018 года было отменено ограничение применения льготы для одного вида участка.

— Что это значит?

— А то, что с 2018 года применение льгот распространяется на участки по каждому виду использования в пределах граничных норм. До 2018 года эта льгота касалась только одного участка каждого вида.

Допустим, физическое лицо имеет в собственности два или больше земельных участков одного вида использования, и общая сумма этих участков превышает льготные нормы. В этом случае возникает необходимость самостоятельного выбора того земельного участка, который будет освобожден от уплаты налога на землю.

Рассмотрим на примере.

В собственности у физического лица находится два земельных участка. Целевое назначение одинаковое — для ведения садоводства. Площади участков 0,07 га и 0,08 га. Общая суммарная площадь 0,15 га. В соответствии с Налоговым кодексом, льготная норма для такого вида земельного участка (для ведения садоводства) составляет не более 0,12 га.

Поскольку общая площадь этих двух участков превышает льготные 0,12 га, значит, необходимо выбрать из них (0,07 га или 0,08 га) один, который будет льготным. И предоставить в фискальный орган письменное заявление. Тогда за него не придется платить земельный налог.

Но сделать это нужно было до 1 мая 2018 года.

* Фото Светланы ЕЛШАНСКОЙ, «ФАКТЫ»

Читайте нас в Telegram-канале, и

Источник: https://fakty.ua/273266-mozhno-li-izbezhat-uplaty-naloga-na-zemlyu

Юриста совет
Добавить комментарий