По какое число можно подать заявление в данном случае?

НДС-регистрация, перерегистрация и ее аннулирование

По какое число можно подать заявление в данном случае?

Завершаем бухгалтерский год

В консультации рассмотрим, как субъекту хозяйствования (далее – СХ) зарегистрироваться плательщиком НДС, в каких случаях нужно осуществлять перерегистрацию и что следует учесть при аннулировании НДС-регистрации.

Кто может быть плательщиком НДС

Плательщиками НДС могут быть лица, соответствующие определениям, приведенным в пп. 14.1.139 НК и п. 1.4 Положения № 1130. То есть это юридические и физические лица, которые являются:

  • плательщиками на общей системе налогообложения;
  • плательщиками единого налога (далее – ЕН) по ставке, предусматривающей отдельную уплату НДС (3 %).

Не могут быть плательщиками НДС единщики первой и второй групп, а также единщики третьей группы, которые уплачивают ЕН по ставке 5 % (пп. 3 п. 297.1 НК).

Что нужно сделать для НДС-регистрации

Для того чтобы стать плательщиком НДС, СХ должен подать в контролирующий орган по своему местонахождению Регистрационное заявление плательщика налога на добавленную стоимость по форме № 1-ПДВ (приложение 1 к Положению № 1130, далее – Положение № 1130, заявление).

СХ может подать заявление (п. 183.7 НК, п. 3.5 Положения № 1130):

  • в орган ГФС лично. При этом физлицо или руководитель юрлица (его представитель) должны иметь при себе документ, подтверждающий личность и полномочия (если заявление подает представитель юрлица);
  • средствами электронной связи с соблюдением законодательных требований к электронной цифровой подписи (далее – ЭЦП), если налогоплательщик заключил с органом ГФС договор о признании электронных документов;
  • госрегистратору во время проведения госрегистрации юрлица или предпринимателя. В этом случае регистратор передает электронную копию заявления, изготовленную путем сканирования, в орган ГФС.

Обязательная НДС-регистрация

Если общая сумма от осуществления операций поставки товаров (услуг), подлежащих налогообложению, в течение последних 12 календарных месяцев совокупно превышает 1 000 000 грн. (без учета НДС), СХ подлежит обязательной регистрации плательщиком НДС (п. 181.1 НК).

Какие операции включаются в состав налогооблагаемых для целей обязательной НДС-регистрации?

Для целей п. 181.1 НК налогооблагаемыми являются операции, которые подлежат обложению НДС по ставкам 0 %, 7 %, 20 % и освобождены от налогообложения (ОИР, категория 101.01; Письмо ГФС от 29.06.16 г. № 14189/6/99-99-15-03-02-15).

В объем налогооблагаемых операций не включаются операции, которые не являются объектом обложения НДС согласно ст. 196 и 186 НК (если место поставки находится за пределами Украины).

Добровольная НДС-регистрация

СХ, который не подлежит обязательной НДС-регистрации, может зарегистрироваться в качестве плательщика НДС добровольно (п. 182.1 НК).

Срок подачи заявления

При обязательной НДС-регистрации заявление следует подать не позднее 10-го числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором впервые был достигнут объем налогооблагаемых операций 1 млн грн. (п. 183.2 НК). Например, в декабре 2018 года объем налогооблагаемых поставок СХ превысил 1 млн грн. В этом случае заявление нужно подать не позднее 10.01.19 г.

Если СХ регистрируется добровольно, он подает заявление не позднее чем за 20 календарных дней (далее – к. д.)до начала налогового периода, с которого он планирует стать плательщиком НДС (п. 183.3 НК).

Какой срок установлен для рассмотрения заявления?

Орган ГФС обязан в течение 3 рабочих дней (далее – р. д.) после поступления заявления внести в Реестр плательщиков НДС соответствующую запись о результатах его рассмотрения (зарегистрировано, отказано в регистрации, предложено подать новое заявление) (п. 183.9 НК, п. 3.16 Положения № 1130).

Дата НДС-регистрации

Дата НДС-регистрации зависит от ситуации. Так, СХ будет считаться плательщиком НДС (п. 183.9 НК):

  • со дня внесения в Реестр плательщиков НДС записи о его НДС-регистрации – в случае обязательной НДС-регистрации;
  • с 1-го числа месяца, который наступает после истечения 20 к. д. со дня подачи заявления, или с 1-го числа желаемого (запланированного) месяца – если НДС-регистрация добровольная. Напомним, в заявлении, которое СХ подает для добровольной регистрации, он может указать желаемую дату регистрации – 1-е число месяца, с которого он хочет быть плательщиком НДС;
  • с 1-го числа календарного квартала, с которого будет применяться ставка ЕН в размере 3 %, – при переходе на уплату ЕН.

Каким образом СХ может получить выписку из Реестра плательщиков НДС?

По запросу СХ (по форме приложения 13 к Положению № 1130) контролирующий орган предоставляет бесплатно и безусловно в течение 2 р. д., следующих за днем получения такого запроса, выписку из Реестра плательщиков НДС. Выписка действует до внесения изменений в Реестр (п. 183. 11 НК).

Также получить информацию из Реестра плательщиков НДС можно на .

Последствия несвоевременной НДС-регистрации

Если СХ, который подлежит обязательной НДС-регистрации, не подаст в установленный срок заявление, он несет полную ответственность за неначисление и неуплату налоговых обязательств по НДС на уровне зарегистрированного плательщика НДС, но без права на налоговый кредит и бюджетное возмещение (п. 183.10 НК).

То есть налоговые обязательства у незарегистрированного плательщика НДС все равно возникают в полном объеме и начисляются контролирующим органом самостоятельно по результатам проверки, а право на использование налогового кредита по операциям приобретения товаров (услуг) отсутствует.

Кроме того, за неначисление и неуплату в бюджет налоговых обязательств придется уплатить штраф в размере 25 % суммы определенного налогового обязательства (п. 123.1 НК; ОИР, категория 101.27).

Несет ли незарегистрированный плательщик ответственность за непредставление декларации по НДС?

Нет. Штрафная санкция за неподачу налоговой декларации по НДС в данном случае не предусмотрена. Ведь налоговая отчетность по НДС подается в контролирующий орган лицом, зарегистрированным плательщиком НДС (п. 7 разд. І Порядка № 21).

Переходные операции

Порядок налогообложения переходных операций зависит от правил определения налоговых обязательств. Напомним их:

  • в общем случае налоговые обязательства и налоговый кредит возникают на дату первого события (п. 187.1, 198.2 НК);
  • если расчет за товары (услуги) осуществляется за счет бюджетных средств, налоговые обязательства у поставщика возникают на дату получения оплаты на банковский счет или других видов компенсации (п. 187.7 НК);
  • если налогоплательщик применяет кассовый метод учета НДС (например, согласно п. 187.1, 187.10 НК), тогда датой возникновения налоговых обязательств будет дата получения денег (или других видов компенсации) в счет оплаты поставленных товаров (услуг), а налогового кредита – дата оплаты стоимости (или предоставления других видов компенсации) полученных товаров (услуг).

То есть если событие, на дату которого начисляются налоговые обязательства, произошло:

  • до НДС-регистрации – НДС не начисляется;
  • начиная с даты НДС-регистрации – тогда НДС начисляется.

Когда проводится перерегистрация

НДС-перерегистрация возможна в следующих случаях (п. 183.15 НК, п. 4.1 Положения № 1130):

  • при изменении в таких данных налогоплательщика, как код ЕГРПОУ, налоговый номер, наименование предприятия (Ф. И. О. – для предпринимателя), местонахождение (местожительство) физлица. Причем эти изменения не должны быть связаны с прекращением плательщика НДС (кроме случаев, когда плательщик проходит процедуру преобразования);
  • расхождении в записях в Реестре плательщиков НДС.

Что нужно сделать для НДС-перерегистрации

Для перерегистрации СХ должен подать в орган ГФС по месту своей регистрации заявление по форме № 1-ПДВ (приложение 1 к Положению № 1130, далее – заявление) с отметкой «Перерегистрация».

Заявление подается в течение 10 р. д., следующих за днем, когда появились основания для перерегистрации (п. 183.15 НК, п. 4.1 Положения № 1130).

Если перерегистрация связана со сменой местонахождения, а значит, и сменой органа ГФС, то до окончания года СХ состоит на учете одновременно в органе ГФС (ч. 7 ст. 45 БК):

  • по предыдущему местонахождению (неосновное место учета) – с признаком того, что он является налогоплательщиком до окончания года;
  • по новому местонахождению (основное место учета) – с признаком того, что он станет налогоплательщиком со следующего года.

При этом в органе ГФС по неосновному месту учета СХ до конца года уплачивает НДС на территории этой административно-территориальной единицы, а также подает сюда налоговые декларации. А контролирующий орган, в свою очередь, осуществляет администрирование таких налогов и сборов (п. 7.3 Порядка № 1588).

Срок НДС-перерегистрации

Перерегистрация плательщика НДС осуществляется в течение 3 р. д. со дня получения заявления (п. 4.2 Положения № 1130). Датой перерегистрации является последний день указанного срока или любой день до истечения этого срока по желанию налогоплательщика (указывается в заявлении).

Оформление налоговой накладной

До даты перерегистрации плательщик НДС при выписке налоговых накладных (далее – НН) использует свои прежние реквизиты. При этом если меняется наименование юрлица, в НН до момента перерегистрации указываются оба наименования (старое и новое) (п. 4.3 Положения № 1130).

Основания для аннулирования НДС-регистрации

Все эти основания приведены в п. 184.1 НК. Причем по основанию, указанному в пп. «а» п. 184.1 НК, НДС-регистрация аннулируется только по заявлению плательщика НДС, а вот по всем остальным основаниям (приведены в пп. «б»–«з» п. 184.1 НК) – как по заявлению плательщика, так и по решению органа ГФС.

Какие условия должен соблюсти СХ, чтобы аннулировать НДС-регистрацию по своему желанию?

Для применения основания из пп. «а» п. 184.1 НК СХ должен соблюдать два условия:

  • быть зарегистрированным как плательщик НДС в течение предыдущих 12 календарных месяцев. Обратите внимание:

Источник: https://uteka.ua/publication/commerce-12-nalogi-i-otchetnost-10-nds-registraciya-pereregistraciya-i-ee-annulirovanie

Часто задаваемые вопросы

По какое число можно подать заявление в данном случае?

Шенгенская виза позволяет Вам пребывать в странах Шенгенского соглашения максимально 90 дней в полугодии, если в ней не указан более короткий срок действия.

Бельгия, Дания, ГЕРМАНИЯ, Эстония, Финляндия,  Франция, Греция, Исландия, Италия, Латвия, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Австрия, Польша, Португалия, Швеция, Швейцария, Словакия, Словения, Испания, Чешская Республика и Венгрия.

Великобритания и Ирландия не относятся к странам Шенгенского соглашения. Если Вы хотите посетить одну из стран Шенгенского соглашения И Великобританию или Ирландию, Вам необходимо получить 2 визы и обратиться за информацией о процедуре выдаче визы на сайты представительств этих стран.

Лица, которые хотят посетить одну или несколько стран Шенгенского соглашения, должны подать заявление о выдаче визы в представительствo той страны, которая является основной целью их поездки.

Когда мне необходимо подавать заявление о выдаче визы?

Пожалуйста, подавайте Ваше заявление о выдаче визы как можно раньше! Вы можете подать заявление о выдаче визы за 90 дней до начала запланированной поездки.

Все визовые отделы рекомендуют подавать заявления не позднее, чем за 3 недели до запланированной даты вылета, чтобы виза могла быть выдана, как минимум, за неделю до выезда.

В таком случае, если в датах или в указанном сроке действия визы будет обнаружена ошибка,  останется достаточно времени для её исправления.

Как правило, обработка заявления длится 10 календарных дней.

Подача заявлений о выдаче экспресс-визы со сроком обработки до 3 рабочих дней возможна только в сервисно-визовых центрах в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и Калининграде. Во всех других сервисно-визовых центрах Вы можете подать заявление о выдаче только обычной шенгенской визы, обработка таких заявлений занимает, как правило, 10 календарных дней. 

Где я должен подавать заявление о выдаче визы?

Обзор консульских округов и уполномоченных консульств или сервисно-визовых центров Вы найдете в разделе Консульские округа

Нужно ли мне сдавать отпечатки пальцев?

Каждый заявитель, достигший возраста 12 лет, должен сдать отпечатки пальцев.

Отпечатки пальцев, предоставленные в рамках подачи заявления о выдаче шенгенской визы, действительны для всех стран Шенгенского соглашения на протяжении 59 месяцев.

Дети в возрасте до 12 лет освобождены от сдачи отпечатков пальцев.

Каковы предпосылки для получения шенгенской визы?

Зарубежные представительства проверяют, правдива ли цель поездки, например, цель гостевого визита, деловой или туристической поездки. В наших памятках, а также на сайте компании VisaMetric Вы можете найти список документов, с помощью которых Вы сможете подтвердить цель Вашей поездки.

ВАЖНО: Указанная в заявлении о выдаче визы цель поездки должна соответствовать Вашей истинной цели поездки.

Введение консульства в заблуждение по поводу цели пребывания ведет к отказу в выдаче визы!  Часто причиной отказа в выдаче визы является тот факт, что лица, планирующие деловую поездку, вместо заявления о выдаче визы для деловых поездок  подают заявление о выдаче туристической визы.
Чтобы избежать получение ненужных отказов, предоставляйте, пожалуйста, документы в соответствии с Вашей истинной целью поездки и полагайтесь, пожалуйста, на информацию, опубликованную  исключительно на официальных сайтах германских зарубежных представительств в Российской Федерации, а также на сайте нашего сервисного партнера VisaMetric
Привлечение к сбору документов независимых турагентств не требуется. 

Если приглашение, подписанное Вашим германских деловым партнером или Вашим родственником, не было своевременно доставлено в Россию, Вы, тем не менее, всё равно можете подать документы согласно списку для деловой/гостевой поездки и приложить, если применимо, объяснительную записку.

Виза может быть выдана только в том случае, если подтверждено финансовое обеспечение пребывания в Шенгенской зоне и обратной поездки.

В целом, существует три возможности подтверждения:

Вы должны подтвердить наличие достаточных денежных средств для покрытия расходов  на  поездку и пребывание на весь запрашиваемый срок поездки.

В таком случае рассматриваются  следующие документы:

  • выписки с банковского счета за последние три месяца (Важно: На счете должно быть достаточно денежных средств для оплаты расходов на пребывание и поездку  с учетом её предполагаемой длительности
  • выписка о сумме на счёте Вашей кредитной карты и копия карты
  • справка с работы с указанием заработной платы
  • подтверждение подоходного налога (справка НДФЛ)
  • подтверждение пенсионных начислений
  • другие подтверждения наличия имущества

Если Вы еще или уже не ведете профессиональную деятельность (студенты, школьники, пенсионеры, декретный отпуск), Вы должны подтвердить родственные связи с тем лицом, которое Вас финансирует. В таком случае от этого лица должны быть предоставлены документы, указанные выше.

Зарубежные представительства  обращают Ваше внимание на то, что данный перечень документов не является полным.

Если приглашающее лицо берет на себя оплату гостевого визита, оно может подтвердить это посредством предоставления заявления о принятии обязательств/поручительства (Verpflichtungserklärung) по возможности на весь период запланированного пребывания. 

Если Вы хотите совершить гостевую поездку и взять расходы на себя, вместо заявления о принятии обязательств Вы также можете предоставить подтверждение наличия собственных денежных средств.

Зарубежные представительства  обращают Ваше внимание на то, что данный перечень документов не является полным.

Заявители, которые запрашивают визу для деловой поездки, должны предоставить справку от работодателя или приглашение, из которых следует, что работодатель берет покрытие расходов на себя

Шенгенская виза может быть выдана только в том случае, если Визовый отдел не сомневается в готовности путешествующего лица своевременно покинуть Шенгенскую зону до истечения срока действия визы.

В таком случае осуществляется проверка по следующим критериям:

  • семейные связи в Российской Федерации (супруг/супруга, несовершеннолетние дети, другие родственники и т.д.)
  • работа (наличие постоянных трудовых отношений)
  • финансовые отношения (другие регулярные доходы от аренды, владение имуществом)
  • надлежащее использование предыдущих шенгенских виз
  • изменения в Вашей личной жизненной ситуации с момента получения предыдущей шенгенской визы

Зарубежные представительства  обращают Ваше внимание на то, что данный перечень документов не является полным.

Согласно Статье 21 Абзац 3-e Визового кодекса, шенгенская виза может быть выдана только в том случае, если заявитель владеет действующей медицинской страховкой для выезжающих за рубеж.

Важно: Виза может быть выдана только на тот период, на который было предоставлено соответствующее медицинское страховое покрытие. Пожалуйста, сравните даты отъезда и приезда, указанные в заявлении о выдаче визы, со сроком действия Вашей страховки. Срок действия медицинской страховки ни при каких обстоятельствах не может быть короче.

Что мне следует учитывать при использовании шенгенской визы?

Зарубежные представительства проверяют, использовали ли Вы Вашу предыдущую шенгенскую визу надлежащим образом.

  • своевременный выезд из Шенгенской зоны до истечения срока действия визы
  • использование визы преимущественно для поездок в ту страну, Посольством которой эта виза была выдана
  • надлежащее использование шенгенской годовой или многолетней визы (пребывание не более 90 дней в период длительностью 180 дней)

Каков срок ожидания получения визы?

Если предоставлен полный комплект документов, для их последующей обработки в Визовых отделах, как правило, требуется до 10 календарных дней.

Пожалуйста, предоставляйте документы в полном объеме с корректным и понятным содержанием, чтобы Ваше заявление о выдаче визы могло быть обработано быстро.

Срок обработки также может быть продлен при необходимости более детальной проверки документов, запроса дополнительной информации о заявителе или о его фактической цели пребывания.

Чтобы избежать этого, мы просим Вас об активном содействии при подаче документов.

Мы настоятельно не рекомендуем Вам обращаться за помощью в независимые турагентства, которые часто прилагают к заявлению фальшивые документы.

При подаче документов через сервисного партнера VisaMetric  Вы должны прибавить 1-2 дополнительных дня к сроку обработки документов с учетом времени для транспортировки Вашего заявления из сервисно-визового центра в Визовый отдел Посольства. На сайте сервисного партнера VisaMetric Вы можете посмотреть, где находится Ваше заявление/Ваш паспорт.

Пожалуйста, отнеситесь с пониманием к тому, что ответы на вопросы о состоянии дела в период установленного законом  стандартного срока обработки, как правило, не могут быть предоставлены.

Я хотел бы получить многократную визу с более длительным сроком действия. на что мне следует обратить внимание?

Если Вы хотите подать документы на многолетнюю визу, Вам необходимо убедительно объяснить Вашу высокую потребность в частых поездках.

В случае деловых поездок в письме принимающей и/или отправляющей стороны должна быть подтверждена необходимость в многочисленных поездках.

В случае частных визитов (например, регулярные поездки близких родственников) приглашение также должно содержать необходимую ссылку. Дополнительно приложите, пожалуйста, доказательства Ваших предыдущих поездок.

Пожалуйста, четко отразите Вашу просьбу в заявлении о выдаче визы: например, Вы указывайте период действия «1 год», количество дней пребывания «90 дней» и количество въездов „MULT“.

Вы должны предоставить медицинскую страховку для выезжающих за рубеж только для первой предстоящей поездки. Однако при последующих поездках Вы обязаны оформлять соответствующую медицинскую страховку и предъявлять её на контроле въезда в Шенгенскую зону.

Пожалуйста, обратите внимание, что, имея многолетнюю/однолетнюю визу, Вы можете пребывать в Германии максимально до 90 дней в полугодии,  а в случае ведения трудовой деятельности этот срок может при определенных обстоятельствах сократиться максимально до  90 дней в году.

Права требования выдачи многолетней/однолетней визы не существует. Многолетняя виза выдается, как правило, внушающим доверие, часто путешествующим заявителям, уже имевшим ранее несколько виз, в зависимости от срока действия заграничного паспорта и доказательств касательно цели поездки, финансирования и готовности вернуться на родину.

Срок действия моего заграничного паспорта вскоре истекает. Могу ли я еще использовать его для подачи заявления о выдаче визы?

Ваш заграничный паспорт должен соответствовать следующим требованиям:

  • паспорт, как правило, должен быть действительным еще, как минимум, три месяца после запланированного выезда с территории стран-участниц или, в случае нескольких поездок – после последнего запланированного выезда с территории стран-участниц,
  • он должен содержать, как минимум, две свободные страницы для проставления на них визы,
  • на момент запланированного въезда со дня выдачи паспорта не должно пройти более 10 лет,
  • паспорт должен быть подписан,
  • паспорт не должен быть поврежден.

На что необходимо обратить внимание при предоставлении фотографий?

Вы должны предоставить актуальную фотографию (сделанную не ранее 6 месяцев назад к моменту подачи  заявления).

  • Фотография должна быть размером  45 мм x 35 мм.
  • Фотография должна быть сделана на белом фоне.
  • Заявитель должен быть сфотографирован анфас, без головного убора, глаза должны быть открыты и четко видны.

Если будет очевидно, что фотография была сделана ранее, чем 6 месяцев назад к моменту подачи заявления, или если она не может быть использована по каким-либо другим причинам, Ваше необработанное заявление будет Вам возвращено, поскольку выдача визы в данном случае невозможна.
Ссылка на образцы фотографий, выполненные федеральной типографией Вы можете найти здесь.

На что следует обратить внимание при оформлении медицинской страховки для выезжающих за рубеж?

Медицинская страховка для выезжающих за рубеж должна соответствовать следующим критериям:

  • Медицинская страховка для выезжающих за рубеж должна быть действительна для всей Шенгенской зоны (целью поездки в российской медицинской страховке для выезжающих за рубеж должны обязательно быть указаны „Шенгенские страны“; указания только одной страны „Германия“ недостаточно).
  • Срок действия страховки должен покрывать весь запрашиваемый период пребывания (сравните, пожалуйста, даты поездки, указанные в заявлении о выдаче визы, и срок действия Вашей медицинской страховки для выезжающих за рубеж); виза может быть выдана только на тот период, на который было предоставлено подтверждение достаточного медицинского страхования.

Источник: https://germania.diplo.de/ru-ru/service/05-VisaEinreise/kurzfristigerAufenthalt/-/1676992

Дмитрий Жарский, директор Экспертной группы VETA подготовил памятку для организаций Москвы и Нижегородской области

По какое число можно подать заявление в данном случае?

Жарский Дмитрий

Директор Экспертной группы VETA, судебный эксперт

специально для ГАРАНТ.РУ

С 2015 года налог на имущество организаций стал рассчитываться исходя из кадастровой стоимости, из-за чего многие компании стали оплачивать его в гораздо большем размере, нежели ранее (ст. 375 Налогового кодекса).

И, конечно, у многих возник вопрос: а как платить меньше? И такой способ есть, вернее даже два – установить вместо кадастровой рыночную стоимость или добиться исключения объекта из перечня недвижимости с соответствующим налогообложением.

https://www.youtube.com/watch?v=vuB8E0RSTSU

Установить вместо кадастровой стоимости рыночную – хороший путь для организаций к снижению налога, и многие этим пользуются. Это особенно выгодно, когда первая выше возможной цены покупки или продажи в несколько раз.

Тем не менее, в ряде случаев можно добиться исключения объекта из перечня недвижимости, подлежащей налогообложению именно по кадастровой стоимости. Порой это более перспективно, чем процедура с установлением рыночной цены.

Правда, этот способ не всем подойдет.

Вопрос в принципе касается не всей коммерческой и производственной недвижимости. В соответствии с п. 2 ст. 375 НК РФ база по налогу на имущество организаций рассчитывается исходя из кадастровой стоимости только для определенного рода объектов.

Это торгово-офисные здания и недвижимость иностранных организаций, если последние не осуществляют деятельность в РФ через постоянные представительства или же их объекты, не имеющие отношения к деятельности через постоянные представительства.

В остальных случаях база по налогу рассчитывается по среднегодовой (или средней) стоимости объекта. Он определяется как сумма величин остаточной стоимости имущества на первое число каждого месяца, поделенная на количество месяцев в году.

Остаточная – это первоначальная стоимость за вычетом износа. Она, как правило, меньше кадастровой, поэтому сумма налога, рассчитанная исходя из среднегодовой стоимости, порой на порядок меньше той, что начислена по кадастровой.

Даже с учетом того, что в первом случае ставка налога обычно выше.

Но сделать так, чтобы недвижимость либо не попала в список объектов налогообложения по кадастровой стоимости, либо была исключена из него, можно лишь в определенных случаях. И как это сделать – зависит от региона, в котором работает организация.

Региональный фактор

Налог на имущество организаций является региональным налогом, а значит, многие моменты, которые касаются уплаты налога на имущество, определяют сами регионы (п. 1 ст. 14 НК РФ). Это и ставка, и некоторые особенности формирования базы по налогу, и льготы, и порядок уплаты налога, и порядок проведения некоторых процедур.

В частности, порядок исключения из перечня объектов налогообложения по кадастровой стоимости субъекты РФ также сами определяют.

Поэтому ситуация в разных регионах может отличаться настолько, что общим может остаться лишь тот факт, что налог на имущество организаций рассчитывается исходя из кадастровой стоимости для торгово-офисных зданий.

Различия хорошо видны при сравнении двух таких регионов, как Москва и Нижегородская область.

Так, если говорить о налоговой базе объектов на территории Москвы, то она рассчитывается исходя из кадастровой стоимости для следующих объектов (без учета жилых помещений и недвижимости иностранных организаций):

  • административно-деловых и торговых центров (и помещений в них) на земельных участках, у которых один из видов разрешенного использования – размещение офисных зданий, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
  • отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. м (и помещений в них), где размещены офисы, торговые помещения, заведения общепита и бытового обслуживания населения, или фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения;
  • расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений общей площадью свыше 3000 кв. м, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита объектов бытового обслуживания;
  • отдельно стоящих нежилых зданий (и нежилых помещений в таких зданиях), если назначение зданий и помещений в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общепита или бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (ст. 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64 “О налоге на имущество организаций”).

В Нижегородской области перечень несколько короче:

  • административно-деловые и торговые центры, помещения в них;
  • нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (статья Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 г. № 109-З “О налоге на имущество организаций”, налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости для следующих объектов (также без учета недвижимости иностранных организаций).

Ставки данного налога для организаций также разнятся. В Москве это 1,4% от кадастровой стоимости в 2017 году и 1,5% в 2018-м, а в Нижегородской области – постоянно 2%.

Кроме того, иногда применяется пониженная ставка. Так, в Москве при расчете суммы налога применяется коэффициент 0,1, если помещение удовлетворяет нескольким условиям.

Например, когда оно находится на цокольном, первом и втором этажах зданий, непосредственно примыкающих к пешеходным зонам общегородского значения или к улицам с интенсивным пешеходным движением, и используется для размещения объектов общественного питания, розничной торговли, бытового обслуживания, туристской деятельности, деятельности в области исполнительских искусств, музеев, коммерческих художественных галерей и (или) в области демонстрации кинофильмов.

В Нижегородской области в ряде случаев применяется ставка 0,5%. Это относится к гостиницам, размещенным в принадлежащих налогоплательщику зданиях, или к расположенным в административно-деловых центрах помещениям, где выполняются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы за счет госсредств.

Кроме того, у каждого региона есть свои льготы по налогу на имущество, рассчитанному исходя из кадастровой стоимости, и их список достаточно большой в обоих субъектах РФ.

Далеко не все льготы распространяются на частные коммерческие организации, но, например, в Москве предусмотрено уменьшение кадастровой стоимости на 300 кв.

м для субъектов малого бизнеса, для организаций, работающих четвертый год, и для организаций, средняя численность работников которых за предыдущий год была не меньше 10 человек, а выручка – 2 млн руб. на одного работника.

В Нижегородской области льготами могут воспользоваться (частичное или полное освобождение от уплаты налога) организации, реализующие проекты, признанные приоритетными и инновационными, художественные промыслы и организации в отношении приобретенных и вновь введенных в действие основных средств в сфере обрабатывающих производств.

Выйти из Перечня

В обоих регионах в отношении недвижимости есть условие “в соответствии с кадастровыми паспортами объектов…”. То есть, и в Москве, и в Нижегородской области есть установленный местным законодательством Перечень объектов, облагаемых налогом по кадастровой стоимости.

Формируется он по определенным правилам, установленным в каждом субъекте РФ, и согласно Письму ФНС России от 19 мая 2017 г.

№ БС-4-21/9464@ “О применении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость”, данный акт не может быть отнесен к законодательству субъекта РФ о налогах.

То есть, постановление может вступить в силу не как остальные “налоговые” нововведения, которые обязательно должны начинать свое действие с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (за исключением ряда случаев). В итоге, ничего не запрещает региональным властям обновлять перечень и в середине года, что может стать сюрпризом для некоторых налогоплательщиков, и к этому надо быть готовым.

Постановления о перечнях объектов недвижимости, налогообложение которых рассчитывается по кадастровой стоимости, подразумевает и возможность исключения из него объектов по ряду причин, в основном по одной – объект фактически не используется для торгово-офисных целей. Как это? В соответствии с п. 3 ст. 378.

2 НК РФ, перечисленные в законе объекты (магазины, офисы, общепит и т.д.) должны занимать менее 20% от общей площади. То есть, например, на оставшихся 80% должно располагаться какое-нибудь производство.

Также возможны и другие поводы – кардинальная смена деятельности или консервация объекта (фактическое прекращение использования).

Как же исключить объект из Перечня? Процедура в обоих регионах также отличается.

Москва

Данные дела рассматривает Межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов налогообложения в городе Москве.

Она может поручить Госинспекции по недвижимости определить (в том числе – повторно) вид фактического использования объекта.

Для этого надо подать соответствующее заявление в Департамент экономической политики и развития города Москвы (на сайте ведомства есть образец). Документы, которые надо приложить к заявлению (в любом случае):

  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия заявителя;
  • выписка из ЕГРП или нотариально заверенная копия свидетельства о собственности.

А далее все зависит от причины, по которой владелец недвижимости решил обратиться в комиссию. Если он считает, что Госинспекция допустила ошибку, так как руководствовалась иными данными, отличными от документов собственника, то в департаменте рекомендуют к заявлению приложить:

  • оригиналы или копии документов кадастрового и (или) технического учета;
  • описание различий в документах собственника и Госинспекции по недвижимости.

Если же ошибка была допущена в расчетах, то нужно предоставить:

В случае изменения вида фактического использования помещения (в связи с началом другой деятельности) необходимы:

  • экспликация и поэтажный план здания с указанием видов деятельности, которые ведутся в каждом из помещений, с отметками о произошедших изменениях;
  • договоры аренды с указанием видов деятельности, которые будут вести арендаторы в снимаемых помещениях;
  • соглашение о расторжении договора аренды;
  • фотоматериалы/видеоматериалы;
  • лицензии на осуществление заявленных видов деятельности;
  • документы, подтверждающие, что указанное производственное, медицинское и иное оборудование действительно расположено в этом здании;
  • ссылки на открытые источники с информацией о виде деятельности, осуществляемой заявителем на территории объекта.

Комиссия нередко принимает решения в пользу заявителей.

Так, в 2015 году было подано 250 таких заявлений, назначено 190 повторных мероприятий по определению фактического вида использования объектов, 125 решений принято в пользу собственников (то есть 50% от общего числа поданных заявлений). В 2016 году подано 121 заявление, назначено 55 повторных мероприятий и 39 решений вынесено в пользу заявителя.

Оспорить результаты мероприятий предыдущего года (в данном случае – 2016-го) можно было только до 31 марта текущего года. То есть сегодня собственник может поспорить только с выводами Госинспекции, сделанными уже в 2017 году.

И исключить объект из Перечня на 2017 год можно только в том случае, если повторный акт с выводом, что объект не используется для торгово-офисных целей, составлен до 31 декабря 2016 года. Если позже – то только из Перечня на 2018 год.

Нижегородская область

Здесь процедура исключения из Перечня несколько иная. Этими вопросами занимается Межведомственная комиссия при министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области.

Для этого надо сделать отчет о фактическом использовании и подать заявление в министерство.

На данный момент можно исключить объект только из Перечня за 2017 года – за 2016 год уже поздно (по срокам действуют те же правила, что и Москве).

Кстати, если комиссия примет отрицательное решение, то его можно обжаловать в судебном порядке. Но, в принципе, в Нижегородской области практика исключения из Перечня в основном положительная, в том числе и при обжаловании в суде.

Главное условие

Шанс исключить объект из Перечня напрямую зависит от вида разрешенного использования (ВРИ) земельного участка и наименования (назначения) объекта.

Если они предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, то такие объекты не подлежат исключению из перечня, даже если они убираются в необходимую пропорцию 20%/80%.

И подавать заявку или заказывать экспертизу в этом случае нецелесообразно.

То есть, если по всем документам объект – заведение общепита, например столовая, то и рассматривать ее будут как столовую, несмотря на то, что фактическое использование может быть другое (или даже не использоваться вовсе). Но обычно таких назначений бывает несколько, что, в принципе, оставляет пространство для маневра. Главное – ничего не напутать.

Рубрика: Налоги и бухучет

Москва, юрлица, налог на имущество организаций, бухучет и отчетность, налоги, сборы, взносы, практические ситуации, ФНС России

Источник: http://www.garant.ru/ia/opinion/author/zharskij/1141702/

Юриста совет
Добавить комментарий