Ответственность за содержание жилья

Что входит в содержание жилья

Ответственность за содержание жилья

Что входит в содержание жилья? Этот вопрос мы задаем себе, когда получаем платежную квитанцию за жилищно-коммунальные услуги. И если оплата за воду, свет, газ более-менее понятна, то тариф на содержание и ремонт жилья — это деньги которые получает управляющая компания. И, конечно, всем собственникам хотелось бы знать, из чего складывается этот тариф и на что идут эти денежные средства.

Что входит в тариф на содержание жилья

Тариф на содержание жилья жилого помещения складывается из многих составляющих, и чтобы в них разобраться надо знать сразу несколько различных законодательных актов. Это и Жилищный кодекс, и различные Постановления Правительства РФ. Я же попробую объяснить, какие услуги входят в этот тариф доступным языком.

Само управление многоквартирным домом в соответствии с действующим законодательством очень трудоемкое занятие. И поэтому неспроста было введено лицензирование управляющих организаций.

Для тех, кто думает, что будет спокойно продолжать собирать денежные средства с населения и не выполнять никаких работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, думаю рано или поздно это станет их ошибкой.

Есть механизмы лишения управляющей компании лицензии на право управления многоквартирными домами.

В тариф содержание жилья должны быть заложены все расходы, связанные с содержанием общего имущества дома. общего имущества в доме закреплено ст.

154 Жилищного Кодекса РФ, а Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме – Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 № 491.

Этими Правилами определен перечень общего имущества в многоквартирном доме, его я описывал в другой статье, но немного повторюсь.

Что входит в общее имущество дома

В каждом многоквартирном доме есть общее имущество всех собственников дома. В него входят все те объекты, которые не принадлежат собственникам. Перечислю основные, если есть у кого вопросы пишите через комментарии. Итак, в общее имущество дома входят:

  • Крыша дома;
  • Фасад дома;
  • Подъезды;
  • Лестничные марши;
  • Балконные плиты;
  • Водосточные трубы;
  • Лежаки холодного, горячего водоснабжения, отопления и водоотведения;
  • Стояки холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и отопления – но до первого отключающего оборудования. То есть до первого отключающего крана. Например, возьмем полотенцесушитель: если у вас полотенцесушитель единый конструкцией со стояком, то он будет целиком являться общедомовым имуществом. Если на нем есть краны, которые его отключат от системы горячего водоснабжения или отопления, то является уже в зоне ответственности собственника;
  • Общедомовые приборы учёта;
  • Несущие конструкции всего дома;
  • Лифты;
  • Вентиляционные каналы;
  • Электрика до счетчика в квартиру;
  • Земельный участок и всё что на нём расположено в его границах;

И всё это вышеназванное имущество необходимо содержать. И не просто содержать, а всё оно должно находиться в состоянии обеспечивающим следующие условия:

  • Надежность и безопасность жилого многоквартирного дома;
  • Безопасность для жизни и здоровья граждан;
  • Постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого общего имущества в поставке коммунальных услуг собственникам.

Это основные требования.

Что управляющая компания должна делать

Само же содержание общего имущества дома включает в себя проведение нескольких основных видов работ в доме, в которое включено исполнение Постановления Правительства РФ от 03 апреля 2013 года №290.

Этим постановлением закреплен минимальный перечень услуг и работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Итак, неважно при какой форме управления дома вы проживаете — УК, ТСЖ, ЖСК, то в нём должны выполняться определенные работы, без которых жизнь многоквартирного дома невозможна. Опять же перечислю основные:

  • Уборка помещений мест общего пользования (подъездов);
  • Уборка земельного участка;
  • Очистка кровли от снега и наледи;
  • Замена лампочек в подъезде;
  • Проведение осмотров состояния дома на предмет технического состояния общедомового имущества;
  • Подготовка дома к осенне-зимнему периоду. В эту работу входят проведение промывки и опрессовки дома. Проверка всех систем, отвечающих за теплоснабжение дома. А также проведение всех ремонтных работ необходимых для бесперебойной работы всех систем в осенне-зимний период;
  • Проведение поверки общедомовых счетчиков;
  • Заключение договора на обслуживание общедомового газового имущества. Договор заключается со специализированной организацией, которой проводится проверка на предмет отсутствия утечки газа, например в подъездах;
  • Заключение договора на проверку вентиляционных каналов в доме;
  • Обеспечение поставкой коммунальных ресурсов собственников помещений;
  • Заключение договора на обслуживание лифтов;
  • С 1 марта 2019 года обязательным является наличие круглосуточной аварийно-диспетчерской службы для всех форм управления домом.

Уже из этого перечня работ понятно, что на обслуживание дома необходимы такие сотрудники как дворник, уборщица, слесарь, электрик. Также в УК должен быть договор с аварийно-диспетчерской службой. И в штате есть такие штатные единицы как бухгалтер, инженер и сам директор.

Наконец- то переходим к самому главному. А зачем же я перечислял все эти виды работ, которые должны производится в доме и общее имущество, которое необходимо содержать? Эта информация нужна, чтобы понять, что входит в тариф на содержание жилья.

Вот этим всем в соответствии с Жилищным кодексом должны заниматься собственники жилья. Но так как это практически невозможно, то они должны выбрать способ управления домом, а это ТСЖ, ЖСК или УК. И они должны утвердить тариф на содержания жилья за который будет возможно заниматься обслуживанием дома.

Опишу идеальную ситуацию. Ещё раз повторю – идеальную.

Есть многоквартирный дом не новостройка, но и не очень старый. Случилось так, что в доме, в котором было ТСЖ председателя больше не найти. И решили они найти управляющую компания. Позвали собственники две, три управляющих компаний, о которых отзывы не самые плохие в городе.

Пришли представители этих управляющих компаний и сделали полный осмотр дома. Посмотрели всё, что где сломано, где течёт и капает, сделали расчет своих услуг и сделали предложение собственникам дома. Но сделали реальное предложение с учётом того, что увидели.

Того, что надо делать опиловку деревьев, того, что скоро поверку счетчику надо делать, того, что кровля скатная и значит зимой надо будет альпинистов нанимать снег счищать. И выбрали собственники не ту компанию, которая предложила самый низкий тариф, а ту которая грамотно подошла к разъяснению своих обязанностей.

Ту которая не стала прописывать в договор управления каких-то ограничений по своим обязанностям. В договоре не должно быть ограничений по выполнению 290 Постановления Правительства РФ.

На практике же происходит совсем другая история. В новостройках каким-то образом принимается завышенный тариф. Хотя внештатных ситуаций там особо не предвидится.

В старых же домах, где есть проблемы и с инженерными сетями, и с кровлей наоборот пожилые люди не понимают зачем повышать тариф, потому что и так ничего не делается. Во многих случаях так и есть.

Но в это же время надо понимать, что ничего бесплатно не происходит.

Как посчитать доход управляющей компании

Поэтому я предлагаю прикинуть примерный доход своей управляющей организации. Возьмем в доме площадь жилых и нежилых помещений. Это не общая площадь дома. Умножим её на тариф и получим цифру. Цифра конечно же получается большая. Это сумма дохода УО за месяц.

Теперь вычтем из неё все заработные платы сотрудников. Прибавим к з.п. сотрудников 30-35 процентов различных налогов. Вычтем затраты на аварийно-диспетчерскую службу. На договоры с газовой службой, вент.каналы и лифты. Вот примерно получается сумма в остатке на руках у УО.

Но надо помнить про неплательщиков, внештатные ситуации и т.д.

Если В многоквартирном доме прямые платежи с ресурсоснабжающими организациями отсутствуют, то это ещё оплата долго за неплательщиков за коммунальные услуги, которые погашаются фактически за счет тарифа на содержание жилья других собственников.

Небольшие изменения в перечне услуг, которые входят в тариф содержание жилья вступили в силу 1 января 2016 года.  Так вывоз твердых бытовых отходов ( ТБО) из жилищной услуги становится коммунальной и переходит в другую строчку оплаты. Регламентируется это федеральным законом №458-ФЗ от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления».

Если тариф на содержание жилья не менялся после принятия вышеуказанного закона, то надо понимать, что у управляющей компании искусственно появились свободные денежные средства за счет того, что они теперь за вывоз ТБО не оплачивают. Хотя в большинстве случаев управляющая компания давно эту услугу выделила в отдельную строчку.

Плата за содержание жилья

Если внимательно изучить Постановление Правительства РФ №491  и Постановление Правительства РФ № 290, то становится понятно, что перечень обязательных работ для любой формы управления домом очень широк. И все эти работы должны быть заложены в тариф содержания жилья.

И в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией, необходимо внимательно изучить договор управления. Обязательно необходимо убедиться, что есть или ссылки на вышеуказанные законодательные акты или эти работы прописаны в самом договоре.

Также в договоре управления домом или при утверждении сметы расходов на собрании товарищества собственников жилья, тариф на содержания жилья должен быть расписан в соответствии с затратами на проведение всех работ и услуг, которые предоставляются собственникам.

Та управляющая компания, которая берет на себя риски не проводить те или иные работы в многоквартирном доме, может будет подвергнута наказанию. Соответственно и собственники должны понимать, что, если дом находится в неудовлетворительном состоянии, вновь выбранная управляющая компания не сможет исправить ситуацию в ранние сроки при низком тарифе.

Также плата за содержание жилья включает в себя расходы на оплату деятельности руководства управляющей компании, бухгалтерии и других специалистов. Количество таких специалистов может быть разным. Так, например, многим известно, что в настоящее время работает закон о заполнении системы ГИС ЖКХ данными об УК.

Учитывая малограмотность даже руководителей УК работы с такими системами, то приходится или нанимать специалистов для работы с ГИС ЖКХ или обращаться в специализированным организациям. Такая же ситуация складывается и с юристами. В особенности, когда управляющей компании приходится судиться с должниками за коммунальные услуги.

Формально, собственники многоквартирного дома оплачивают работу юристов из своего кармана для получения прибыли поставщикам коммунальных услуг.

Вывод только один – постоянное изменение действующего законодательства накладывает новую нагрузку на население.

ОДН с 1 января 2017 года

Одно из самых серьезных изменений в Жилищном Кодексе в последнее время в части начисления платы за жилищно-коммунальные услуги произошло 1 января 2017 года. Проблема с начислениями ОДН (общедомовые нужды) давно обсуждается.

Ни для кого не секрет, что с помощью этой статьи расходов управляющая компания компенсировала себе расходы на обслуживание дома или просто увеличивала себе прибыль. С 1 января 2017 года плата за ОДН перешла из коммунальной услуги в жилищную.

Что это значит и для чего это было сделано?

Источник: https://mir-zhkh.ru/soderzhanie-zhilya/

Ответственность управляющей организации по ст. 7.22 КоАП РФ при непосредственном управлении МКД

Ответственность за содержание жилья

Всем более-менее юридически осведомленным людям известна статья 421 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту – ГК РФ), которая говорит о том, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Исходя из части 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Но в отрасли ЖКХ в нашей стране даже нормы гражданского законодательства не действуют или действуют странным образом, когда это выгодно судам и надзорным (административным) органам, которым, по-видимому, дана однозначная «негласная» установка всеми способами пополнять бюджеты разных уровней при помощи многочисленных штрафов должностным и юридическим лицам. Не знаю, была ли такая установка на самом деле, но практика судов и административных органов только подтверждает данное мнение…

И в результате все принципы административного права, а именно: наличие вины во вменяемом административном правонарушении, наличие события или состава административного правонарушения, выбор надлежащего субъекта административного правонарушения, нарушаются практически на всех этапах административного производства.

Наверное, ни один юрист, работающий в сфере ЖКХ не вспомнит ни одного случая прекращения административного дела в административных органах на основании отсутствия вины управляющей организации либо на основании отсутствия события или состава административного правонарушения.

Как сказала мне как-то заместитель областного Роспотребнадзора при рассмотрении административного дела о привлечении управляющей компании к ответственности: «А кого же мы накажем, если не управляющую компанию?» Типа, предложите варианты, ведь мы не можем никого не наказать… То есть, представителю юридического лица, было предложено найти надлежащего субъекта административного правонарушения. Только непонятно, почему этим не заняться самому административному органу, ведь это их прямая обязанность…

Да и суды, в большинстве своем не любят выносить непопулярные «отказные» решения о прекращении административных дел, если протокол уже составлен или постановление о привлечении к административной ответственности уже вынесено административным органом.

Ведь оправдать всегда сложнее, чем обвинить: для этого нужны железобетонные аргументы, очень высокий профессионализм и, прежде всего, смелость.

Но и это может в дальнейшем никак не помочь в вышестоящих инстанциях, которые легко отвергнут все аргументы «за», одной фразой, что выводы суда не соответствуют нормам закона, особо не стараясь конкретизировать и обосновывать такие свои выводы…

Все вышесказанное в полной мере относится и к небезызвестной ст. 7.22 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее по тексту – КоАП РФ), которая частенько применяется к управляющим организациям органами государственного жилищного надзора (далее по тексту –органы ГЖН).

Согласно ст. 7.

22 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.

Санкции указанной статьи – наложение административного штрафа на должностных лиц от 4 до 5 тысяч рублей, на юридических лиц – от 40 до 50 тысяч рублей.

То есть, субъектом данного административного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту многоквартирных жилых домов (МКД).

Согласно ст. 210 ГК РФ бремя содержания своего имущества несет собственник. Для содержания МКД собственники вправе выбрать управляющую организацию либо выбрать способ непосредственного управления (при наличии определенных условий) в силу ст. 161 ЖК РФ.

Субъектом указанного административного правонарушения является управляющая организация в тех случаях, если ей согласно статье 162 ЖК РФ переданы функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилых домов и (или) жилых помещений на основании договора управления.

А если собственниками выбран способ управления МКД – ТСЖ то, соответственно, ответственность по данной статье КоАП РФ, несет ТСЖ на основании своего устава.

Казалось бы, ясно и понятно: лицом, ответственным за содержание МКД, является управляющая организация или ТСЖ при выборе способа управления собственниками указанных организаций для управления и содержания МКД.

При непосредственном способе управления нет у многоквартирного дома управляющей организации, а есть подрядная организация, нанятая собственниками для выполнения определенных работ на основании договора подряда.

И не запрещено законом иметь 10 таких подрядчиков для выполнения разных работ. В договоре на выполнение работ по содержанию МКД стороны оговаривают конкретные условия и конкретный объем работ, подлежащий выполнению и оплате собственниками.

Обязательных требований закона к таким договорам не имеется.

То есть лицом, ответственным за содержание МКД, априори подрядчик не может стать, так как невыполнение им условий договора подряда на выполнение работ подпадает под гражданско-правовую ответственность, а никак не под административную.

Но в нашей стране при разрешении дел в судах случаются и не такие чудеса, которые противоречат самому смыслу непосредственного управления МКД, да и общим началам гражданского законодательства РФ.

Суды легким движением руки своими выводами в решениях по административным спорам об оспаривании привлечения к административной ответственности по ст. 7.

22 КоАП РФ легко уравняли организации, которые выполняют работы, по сути, по подрядному договору и управляющие организации, осуществляющие управление и содержание МКД на основании договоров управления, а также назначили подрядчиков – лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов.

Именно такие выводы сделал высший суд страны в Постановлении ВС РФ от 24 декабря 2015 г. № 302-АД15-11814:

«…Согласно части 1.

2 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и (или) выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в данном доме.

То есть, законодательно определенный предмет договора управления многоквартирным домом и договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме различается (в частности, в предмет последнего из названных договоров не входит предоставление коммунальных услуг).

Частью 2.

1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Пунктом 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.

2006 № 491 предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в частности, путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), – в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Из совокупности приведенных норм суды признали, что при непосредственном управлении собственниками многоквартирным домом организации, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, несут ответственность за выполнение своих обязательств не только в соответствии с заключенными договорами, но и в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме.

При этом спорный договор не признан судами договором подряда на ремонт общего имущества жилого дома, о котором упоминается в последнем абзаце пункта 3.

1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 11, а признан договором оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (часть 1.

2 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Источник: https://www.burmistr.ru/blog/administrativnoe-pravonarushenie/otvetstvennost-upravlyayushchey-organizatsii-po-st-7-22-koap-rf-pri-neposredstvennom-upravlenii-mkd/

Расходы на содержание общего имущества многоквартирного дома

Ответственность за содержание жилья

Кто несет расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома: собственники или КСК? Кто устанавливает размер расходов на содержание дома? Как заставить собственников, которые не хотят участвовать в общих расходах, платить за ремонт крыши или подавала? Кто должен возмещать ущерб, если ремонт был вовремя не сделан?

Общие расходы на содержание многоквартирного жилого дома

Плата за содержание и ремонт общего имущества устанавливается в размере, обеспечивающем содержание указанного имущества в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электроснабжения, теплоснабжения и водоотведения.

Кто несет расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома: собственники или Кооператив собственников квартир (КСК)?

В соответствии с пунктом 1 статьи 50 Закона Республики Казахстан “О жилищных отношениях” собственники помещений (квартир) обязаны участвовать во всех расходах на содержание общего имущества и дома.

Следовательно, обязанности по содержанию общего имущества возложены на собственников помещений (квартир) многоквартирного дома. КСК в свою очередь является управляющей организацией, создаваемой собственниками помещений (квартир) для совместного управления общим имуществом объекта кондоминиума, в обязанности которого не входит участие в расходах на содержание общего имущества.

Таким образом, собственники помещений (квартир) обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.

Расходы собственника на содержание общего имущества должны быть соразмерны его доле в общем имуществе многоквартирного дома. Пункт 1 статьи 50 Закона “О жилищных отношениях”, указывает, что размеры расходов на содержание общего имущества устанавливаются соразмерно доле собственника помещения (квартиры) в общем имуществе, если иное не предусмотрено соглашением собственников.

Следовательно, доля собственника помещения в общем имуществе соразмерна площади жилого помещения, находящегося в его индивидуальной собственности.

Размер платы за содержание и ремонт общего имущества утверждается на общем собрании собственников помещений (квартир) жилого дома в соответствии с долей собственника помещения (квартиры) в общем имуществе.

Кто разрабатывает и утверждает смету расходов на содержание дома?

В соответствии с пунктом 9 статьи 47 Закона “О жилищных отношениях” за каждый финансовый год правление кооператива представляет общему собранию членов кооператива финансовые отчеты, а также проекты годовых смет, достаточные для покрытия ожидаемых расходов по содержанию и функционированию объекта кондоминиума. Смета должна предусматривать создание и пополнение резервного фонда кооператива.

Правлением кооператива собственников квартир является состав лиц осуществляющих контроль и управление объектом кондоминиума во главе с председателем правления КСК.

Следовательно, обязанность по разработке сметы расходов на содержание общего имущества возложена на правление кооператива собственников квартир. Утверждение представленной сметы осуществляет общее собрание собственников помещений квартир путем проведения ания или письменного опроса в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 42-1 Закона “О жилищных отношениях”.

Кто контролирует правильное расходование средств на содержание дома?

Пункт 1 статьи 49 Закона предусматривает обязанность ревизионной комиссии кооператива собственников помещений (квартир) по проведению финансовой проверки каждого участка деятельности кооператива.

Ревизионная комиссия дает заключение по ежегодному отчету правления кооператива и по представленной правлением годовой смете доходов и расходов.

В результате ревизионная комиссия обязана довести до сведения собственников помещений (квартир) на общем собрании акт проверки финансово-хозяйственной деятельности кооператива.

Таким образом, контроль за правильным расходованием денежных средств возложен на ревизионную комиссию КСК.

Периодичность расходов на содержание общего имущества объекта кондоминиума

В соответствии с пунктом 1 статьи 50 Закона “О жилищных отношениях” расходы на содержание многоквартирного жилого дома (жилого здания) производятся ежемесячно, если уставом кооператива не предусмотрено иное.

В том случае если устав КСК содержит иную информацию о периодичности осуществления платежей собственниками помещений (квартир) на содержание общего имущества, тогда правление обязано довести указанную информацию до сведения всех собственников помещений (квартир) многоквартирного дома для надлежащего исполнения обязательств собственниками квартир.

Дополнительные расходы на содержание общего имущества объекта кондоминиума

Пунктом 1 статьи 50 Закона “О жилищных отношениях” установлено, что дополнительные расходы, не относящиеся к расходам на содержание жилого дома (жилого здания), не могут возлагаться на собственников помещений (квартир) без их письменного согласия.

Следовательно, КСК не может обязать собственника вносить платежи, не установленные сметой расходов, утвержденной общим собранием участников объекта кондоминиума.

Но из вышеуказанного имеются исключения, установленные пунктами 2,3 статьи 50 Закона “О жилищных отношениях”, в результате чего собственник помещения (квартир) обязан нести дополнительные расходы по содержанию общего имущества объекта кондоминиума. Законом предусмотрены следующие исключения:

  • Собственники нежилых помещений обязаны покрывать сверх установленной сметы расходы по пользованию общим имуществом, связанные с осуществляемой ими производственной, торговой и аналогичной деятельностью.
  • Собственники помещений (квартир) покрывают расходы сверх установленной сметы, которые связаны с индивидуальным использованием предоставленного им кооперативом собственников помещений (квартир) общего имущества ограниченного пользования или земельного участка.
  • Собственники помещений (квартир) обязаны нести расходы сверх установленной сметы, связанные с использованием общего имущества для личных целей. В данном случае расходы должны компенсироваться тем собственником, которому принадлежит право ограниченного пользования этим имуществом.

Ответственность за уклонение от погашения расходов на содержание дома

Законодательство устанавливает ответственность собственника помещений (квартир) за непогашение расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома.

В соответствии с пунктом 4 статьи 50 Закона “О жилищных отношениях” в случае просрочки собственниками помещений обязательных платежей в счет общих расходов за каждый просроченный день, начиная с первого дня последующего месяца, на сумму долга начисляется пеня в размере, установленном законодательством Республики Казахстан, исходя из установленной Национальным банком ставки рефинансирования.

Если членом кооператива собственников помещений (квартир) задолженность не погашается в течение трех месяцев после установленной даты платежа без уважительных причин кооператив вправе обратиться в суд о принудительном взыскании задолженности. Необходимо отметить, что на требование по погашению задолженности срок исковой давности не распространяется.

Исходя, из указанного пункта следует, что у КСК возникает право обращения с иском в суд о принудительном взыскании суммы задолженности только в случае отсутствия уважительных причин у собственника помещения (квартиры) обосновывающих неуплату обязательных платежей.

К уважительным причинам невнесения собственником помещения (квартиры) обязательных платежей за пользование общим имуществом, можно отнести, например:

  1. длительные задержки выплаты заработной платы, пенсии;
  2. тяжелое материальное положение собственника помещения (квартиры) в связи с утратой им работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые им меры;
  3. болезнь собственника помещения (квартиры) и/или членов его семьи;
  4. другие уважительные обстоятельства, указывающие на невозможность внесения обязательных платежей жильцом за пользование общим имуществом.

К уважительным причинам невозможно отнести, например, злоупотребление спиртными напитками или наркотическими веществами собственником помещения (квартиры), забывчивость собственника помещения (квартиры)или нежелание вносить обязательные платежи по субъективным причинам.

Необходимо отметить, в случае обращения КСК с иском в суд, собственнику помещения (квартиры) необходимо представить доказательства наличия уважительных причин невнесения последним обязательных платежей за пользование общим имуществом многоквартирного дома.

Доказательствами могут служить справки о болезни, письменное уведомление от работодателя о задержке выплаты заработной платы, подтверждающие документы, указывающие на увольнение с работы собственника помещения (квартиры) и иные документы подтверждающие обоснованность причин указывающих на невозможность внесения обязательных платежей.

В случае отсутствия доказательств указывающих на уважительность причин неуплаты обязательных платежей задолженность по оплате расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома может быть взыскана с собственника помещения (квартиры) многоквартирного дома.

Можно ли требовать, чтобы расходы на ремонт и содержание дома возместил акимат или другой государственный орган?

Согласно статье 189 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законодательными актами или договором, и не может в одностороннем порядке переложить такое бремя на третье лицо.

Таким образом, собственники помещений (квартир) не вправе предъявлять требования к государственным органам и иным лицам о погашении расходов на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.

Как заставить собственников, которые не хотят участвовать в общих расходах, платить за ремонт общего имущества (крыши, подавала и т. д.)?

В многоквартирных домах заинтересованность собственников квартир, расположенных на верхних этажах, в ремонте общего имущества часто не совпадает с заинтересованностью собственников квартир, расположенных на нижних этажах. В связи, с чем жильцы верхних этажей не могут добиться сбора средств на ремонт протекающей крыши, а жильцы нижних этажей – на ремонт затопленного подвала.

В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Закона “О жилищных отношениях” собственники помещений (квартир)  несут ответственность за сохранность и безопасную эксплуатацию общего имущества и помещений, находящихся в индивидуальной (раздельной) собственности.

Пунктом 4 статьи 47 Закона “О жилищных отношениях” установлено, что общее собрание членов кооператива правомочно при наличии не менее 50% членов кооператива либо их доверенных лиц.

При отсутствии такого кворума наступают последствия, предусмотренные пунктом 5 статьи 43 Закона, то есть если на собрании присутствует менее половины собственников помещений (квартир) или их доверенных лиц, собрание признается несостоявшимся. В этом случае созывается повторное собрание, которое будет признано состоявшимся независимо от числа его участников.

Пункт 7 статьи 47 Закона “О жилищных отношениях” определяет, что если Законом или Уставом кооператива не предусмотрено иное, решение общего собрания членов кооператива принимается большинством членов кооператива, присутствующих на собрании. Каждый член кооператива имеет один голос.

Если одному члену кооператива принадлежит несколько помещений, он имеет соответствующее количество . В случае равного разделения голос председателя собрания является решающим.

Если 50% жильцов дома явится на собрание и более 50% из числа явившихся  проголосуют за внесение дополнительных взносов на ремонт общего имущества (крыши или подвала) – остальные обязаны подчиниться и внести взносы.

Таким образом, в случае необходимости осуществления ремонта общего имущества жильцам нужно инициировать созыв общего собрания и обеспечить в нем участие большинства собственников квартир жилого дома.

Кто должен возмещать ущерб, если ремонт был вовремя не сделан?

Статьей 917 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Особенная часть) установлены общие основания ответственности за причинение вреда. Вред (имущественный и (или) неимущественный), причиненный неправомерными действиями (бездействием) имущественным или неимущественным благам и правам граждан и юридических лиц, подлежит возмещению лицом, причинившим вред, в полном объеме.

Следовательно, жильцы многоквартирного дома своевременно и полностью исполнившие обязанности по внесению обязательных платежей на содержание общего имущества вправе требовать возмещения вреда от кооператива, причиненного неисполнением обязанностей последнего по обслуживанию объекта кондоминиума.

Но необходимо отметить, что денежные средства КСК имеет только от полученных взносов, и скорее всего резервных денежных средств для выплаты долга образовавшегося в результате присужденной суммы у КСК не будет и обращение жильца с иском в суд может не принести соответствующего результата.

Таким образом, до обращения с иском в суд о возмещении вреда собственник помещения (квартиры) должен постараться установить причины, по которым КСК не произвел ремонт общего имущества, а также потребовать у председателя КСК информацию о сумме денежных средств, хранящихся на счете КСК. После чего, оценив свои возможности, собственник помещения (квартиры) может принять решение о дальнейших действиях по восстановлению нарушенных прав.

Источник: https://defacto.kz/content/raskhody-na-soderzhanie-obshchego-imushchestva-mnogokvartirnogo-doma

Какое отношение к жилому помещению имеет «содержание жилого помещения»?

Ответственность за содержание жилья

Данная статья является восьмой публикацией цикла «Мифы ЖКХ», посвященного развенчанию лжетеорий жилищной сферы.

Мифы и лжетеории, широко распространенные в ЖКХ России, способствуют росту социальной напряженности, развитию «Концепции вражды» между потребителями и исполнителями коммунальных услуг, что ведет к крайне негативным последствиям в жилищной отрасли.

Статьи цикла рекомендуются, в первую очередь, для потребителей жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), однако, и специалисты по вопросам ЖКХ могут найти в них что-то полезное.

Кроме того, распространение публикаций цикла «Мифы ЖКХ» среди потребителей ЖКУ может способствовать более глубокому пониманию сферы ЖКХ жильцами многоквартирных домов, что ведет к развитию конструктивного взаимодействия между потребителями и исполнителями коммунальных услуг. Полный перечень статей цикла «Мифы ЖКХ» доступен по ссылке > > >

**************************************************

В настоящей статье рассмотрен миф о незаконности предъявления к оплате собственникам квартир в многоквартирных домах стоимости услуги «содержание жилого помещения».

Суть лжетеории

Рассматриваемая в данной статье теория о незаконности предъявления к оплате собственникам помещений многоквартирных домов (МКД) стоимости услуги «содержание жилого помещения» основана исключительно на названии этой услуги.

Поскольку указанное название говорит о содержании именно «жилого помещения», при этом ни управляющие организации (УО), ни товарищества собственников жилья (ТСЖ), ни жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) не производят никаких ремонтов, никаких работ непосредственно в принадлежащих собственникам квартирах, делается вывод, что услуга «содержание жилого помещения» на самом деле не оказывается, и, следовательно, требование оплаты за такую услугу незаконно.

Что такое «общее имущество»?

Для понимания сути услуги «содержание жилья» необходимо сначала разъяснить понятие «общее имущество в МКД».

Части 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ) устанавливают:
«1.

Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

2. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме

».

Статья 290 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) подтверждает приведенную норму:
«Статья 290. Общее имущество собственников квартир в многоквартирном доме
1.

Собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
2.

Собственник квартиры не вправе отчуждать свою долю в праве собственности на общее имущество жилого дома, а также совершать иные действия, влекущие передачу этой доли отдельно от права собственности на квартиру».

Важно отметить, что право собственности на общее имущество МКД неразрывно связано с правом собственности на помещение в этом МКД. Это следует и из части 2 статьи 290 ГК РФ, и из статьи 37 ЖК РФ, которая устанавливает:
«1.

Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
2.

Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное помещение.3.

При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме доля в праве общей собственности на общее имущество в данном доме нового собственника такого помещения равна доле в праве общей собственности на указанное общее имущество предшествующего собственника такого помещения.

4.

Собственник помещения в многоквартирном доме не вправе:1) осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме;

2) отчуждать свою долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а также совершать иные действия, влекущие за собой передачу этой доли отдельно от права собственности на указанное помещение

».

Таким образом, общее имущество (ОИ) в МКД принадлежит собственникам помещений такого МКД на праве общей долевой собственности, при этом доля в праве общей собственности на ОИ в МКД неотделима от права собственности на конкретное помещение в этом МКД.

Более подробно вопрос, кто владеет ОИ в МКД, разъяснен в статьях «Кому принадлежит общее имущество?» и «Кто владеет и распоряжается общим имуществом?», входящих в состав цикла «Мифы ЖКХ» и ранее размещенных на сайте АКАТО.

Источник: https://acato.ru/articles/20170327/mify-zhkh-chto-takoe-soderzhanie-zhilogo-pomesheniya

Юриста совет
Добавить комментарий