Остановил инспектор ДПС, сфотографировал документы и отпустил

Оформление правонарушения

Остановил инспектор ДПС, сфотографировал документы и отпустил

Нарушая правила дорожного движения, водитель должен помнить, что своими действиями он может угрожать чьей-то жизни. В этой ситуации инспектор ДПС обязан остановить машину нарушителя и оформить соответствующие процессуальные документы.

Даже когда вина водителя подкреплена прямыми доказательствами, он должен помнить о своих правах и требовать от сотрудника милиции их соблюдения.

В статье мы решили отразить основные правила оформления правонарушения, и указать вам на важные моменты этого вопроса.

После остановки автомобиля, инспектор обязан выполнить все предписания при  общении с водителем: поздороваться, представиться, показать свое удостоверение и номер жетона, указать причину остановки и уточнить вменяемое вам нарушение.

Дальнейшее развитие истории может пойти по двум различным направлениям. Более снисходительным по отношению к водителю является устное предупреждение. Используется оно при незначительных, мелких нарушениях.

Сделав замечание, инспектор может отпустить вас, посчитав, что такого урока на сей раз будет достаточно.

Постановление-квитанция

Еще один вариант наказания находит свое применение, когда инспектор решает, что одним предупреждением нарушитель «не перевоспитается». В этом случае оформляется постановление-квитанция. Обратимся к «Приказу МВД РФ №185 от 02.03.2009» для разъяснения причин оформления:

«п. 95. Основанием для составления постановления-квитанции о наложении административного штрафа является выявление административного правонарушения, наличие события которого участник дорожного движения не оспаривает и не отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения административного правонарушения»

Если нарушитель не достиг совершеннолетия, но уже имеет право на управление транспортным средством, о составлении постановления-квитанции не может идти речи. Он должен быть доставлен в помещение органов внутренних дел, при этом оповещается прокурор и заводится дело об административном правонарушении с последующим составлением протокола.

На формуляре постановления-квитанции, или коротко постквитке, указываются:

  • дата выдачи;
  • должность, специальное звание, фамилия, инициалы сотрудника, назначившего административное наказание;
  • фамилия, имя, отчество, год и место рождения, место работы и место жительства или место пребывания лица, привлеченного к административной ответственности;
  • статья Кодекса либо соответствующего закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение;
  • время и место совершения административного правонарушения;
  • сумма налагаемого административного штрафа;
  • информация о получателе штрафа для составления банковской выписки-расчета;
  • адрес подразделения, сотрудник которого выдал постановление-квитанцию.

Постквиток заполняется в двух экземплярах, на которых должны быть подписи инспектора и нарушителя, после чего водителю вручается копия. Разъяснив порядок оплаты оформленного штрафа, сотрудник ДПС может отпустить водителя.

Протокол

Что касается протокола об административном правонарушении, то он составляется в соответствии с пунктом 109 «Приказа МВД РФ №185 от 02.03.2009», когда:

«выявление административного правонарушения, в случае если рассмотрение дела о данном административном правонарушении не находится в компетенции сотрудника; оспаривание лицом, в отношении которого возбуждено дело, наличия события административного правонарушения и (или) назначенного ему административного наказания;

выявление административного правонарушения, совершенного несовершеннолетним, достигшим возраста шестнадцати лет»

В протоколе должны быть заполнены следующие поля:

  • дата и место его составления;
  • должность, специальное звание, фамилия и инициалы сотрудника, составившего протокол;
  • сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
  • фамилии, имена, отчества, адреса места жительства, телефоны свидетелей и потерпевших, если таковые имеются;
  • место, время совершения и событие административного правонарушения;
  • статья Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;
  • пункт Правил дорожного движения или иного нормативного правового акта, нарушение которого допущено;
  • объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело, иные сведения (схема нарушения), необходимые для разрешения дела;
  • подписи сотрудника ДПС и нарушителя.

Когда необходимо участие понятых для их подписи отводятся специальные поля. В качестве понятых могут быть привлечены граждане незаинтересованные в результатах дела и достигшие совершеннолетия.

Применяемые для разбирательства технические средства, должны быть также отмечены на бланке протокола.

Необходимо указать заводское наименование и серийный номер изделия, а также дату метрологической поверки.

Обратите внимание

  1. Тщательно изучите протокол, который передал вам в руки инспектор ДПС.
  2. Если сотрудник ДПС не объяснил вам ваши права, то сделайте соответствующую запись в графе «Объяснения лица». Помните, что разъяснение прав — это прямая обязанность гаишника. Вы не должны изучать нормативные документы самостоятельно.
  3. В графе «Объяснения лица» всегда пишите «Не согласен, ПДД не нарушал. Действия ИДПС не основаны на законе». Это лучше, чем расписывать всю произошедшую ситуацию, с которой вы не согласны, так как не все обладают юридически-грамотным языком. Можно своими же руками выкопать себе яму.

    Отметьте, что свидетели с вашей стороны не вписаны и не составлена схема нарушения. А если она все-таки составлена, то на ней также не оставляйте своей подписи. В суде это может быть воспринято как ваше согласие с описанием инспектора.

  4. Приложите свои показания, а также ваших свидетелей, собственную схему нарушения.

  5. Все незаполненные графы, такие как наличие свидетелей, необходимо перечеркнуть, чтобы потом туда не были подставлены липовые подписи.
  6. Найденные ошибки инспектора не торопитесь исправлять. Проанализируйте их и, если они вам пойдут на руку — не зачеркивайте.
  7. Обратите внимание на пункт «копию протокола получил на руки» и «с протоколом ознакомлен, разъяснены права и обязанности». Они объединены в одной графе. Таким образом, получается, что расписавшись за получение копии, вы подтверждаете разъяснение вам прав.

    При этом укажите в графе «Объяснения лица», что ваши права не разъяснены, а подпись о получении не ставьте.

 Вот так выглядит протокол об административном правонарушении

Правильно составленный протокол об административном правонарушении, дает вам шанс при его рассмотрении на суде, обнаружить неточности и неверную трактовку правонарушения сотрудником ДПС. В итоге может сложиться и так, что инспектор действовал не по закону, а это уже ведет к закрытию дела за неимением состава правонарушения.

Знайте свои права и добивайтесь их соблюдения. В следующей статье мы расскажем о задержании водителя.

В статье использовано изображение с сайта http://www.korolevnews.ru

9 ноября, Плехов Константин ГИБДД, Изменения ПДД, ПДД

Источник: http://spokoino.ru/articles/gibdd/oformlenie_narycheniya/

Три «ловушки» для отпускников, или Как ДПС «разводит» водителей

Остановил инспектор ДПС, сфотографировал документы и отпустил

Представьте, что вы едете по дороге. У обочины знак, запрещающий обгон. Вы спокойно продолжаете движение в колонне других автомобилей. Через некоторое время вас останавливает инспектор ДПС. Вас обвиняют в незаконном обгоне. Даже доказательство «преступления» показывает — фотография, где ваш автомобиль находится на встречке.

Такого не бывает, скажете вы. Я тоже так думал, пока не пообщался с одним пострадавшим — читателем журнала. Дело было два года назад, когда Александра остановил экипаж ДПС в районе 1444-го км автодороги «Дон» в селе Бжид Туапсинского района Краснодарского края.

Патрульный автомобиль поставлен таким образом, чтобы не быть заметным и вести «правильную» фотосъемку.Патрульный автомобиль поставлен таким образом, чтобы не быть заметным и вести «правильную» фотосъемку.

Александр ехал отдыхать с семьей (жена, маленький ребенок) и никого на этом участке не обгонял. Поэтому, когда увидел на планшете инспектора фотографию, где автомобиль находится на встречной полосе, Александр попросту опешил. Ни объяснения отпускника, ни показания его жены на инспектора не оказали никакого воздействия.

Сотрудник ДПС нарочито долго перебирал бланки протоколов, несколько раз повторил о наказании — лишение права управления. Видимо, на что-то намекал. Не дождавшись от Александра «правильного» предложения, инспектор составил протокол по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ. По ходатайству водителя дело было направлено в Химки, по месту жительства.

Александр долго не мог понять, как такое возможно. Оказалось, все до смешного просто: экипаж ДПС поставил свой автомобиль таким образом, чтобы делать удобные снимки дороги, которая меняет направление движения.

Если верить Административному регламенту ГИБДД, патрульный автомобиль должен быть размещен так, чтобы его отчетливо видели участники дорожного движения. Эту машину спрятали профессионально.Если верить Административному регламенту ГИБДД, патрульный автомобиль должен быть размещен так, чтобы его отчетливо видели участники дорожного движения. Эту машину спрятали профессионально.

Александр сам сфотографировал с этого ракурса дорогу. В результате на фотографиях все машины, выезжающие из-за поворота, «оказываются» на встречке.

На первый взгляд кажется, что некоторые автомобили совершают обгон.На первый взгляд кажется, что некоторые автомобили совершают обгон.

При этом реально они все едут по своей полосе. Помимо поворота дороги на этом участке небольшое возвышение. Именно поэтому создается обманчивое впечатление нахождения автомобилей на встречной полосе. И вот такие фотографии, только в очень плохом разрешении, и приобщили к делу стражи правопорядка.

Суд рассмотрел дело, изучил доказательства ГИБДД и те фотографии, которые сделал Александр. Вердикт был вынесен не в пользу водителя — штраф 5000 рублей. Хорошо, хоть прав не лишил.

К слову сказать, Александр не единственный пострадавший от служителей дорожной инспекции на этом участке дороги. Мне удалось найти около десятка постановлений разных судов по пресловутому 1444-му километру автодороги «Дон». Все — как под копирку. Что это, совпадение? Сомневаюсь.

Как же защититься от подобного произвола? Тут единственный выход — поставить в машине видеорегистратор. Напомню, что сейчас показания регистратора в обязательном порядке принимаются судами и рассматриваются наравне с другими доказательствами. Будь у Александра в машине этот прибор, инспекторы не стали бы связываться.

Не знаю, как сейчас работают на этом участке инспекторы ДПС. Хочется верить, что такой откровенный беспредел прекратился.

Выдуманное превышение скорости

Следующая ловушка связана с превышением скорости. Еще одна история, которая произошла с нашим читателем. Суть в следующем. Михаил ехал на своем автомобиле со скоростью не больше 115 км/ч.

То есть в пределах 20 км/ч, когда еще не наступает ответственность. На обочине Михаил видел треногу с камерой и экипаж ДПС. Никто его не остановил, и отпускник спокойно поехал дальше.

Через несколько километров появился указатель населенного пункта. Михаил сбросил скорость до положенных 60 км/ч.

Каково же было удивление водителя, когда остановивший его инспектор ДПС обвинил в превышении скорости на 55 км/ч! И даже показал фотографию с радара, на которой машина Михаила ехала со скоростью 115 км/ч.

А это уже штраф — от 1000 до 1500 рублей! Михаил уже было согласился (может, от усталости проморгал начало деревни), но вдруг заметил, что пейзаж на фотографии совсем не тот, что в населенном пункте.

Средства фиксации скоростного режима — вещь, безусловно, правильная и нужная. Но если водителю предъявляют обвинение в превышении скорости, к примеру, в населенном пункте, а фиксация была сделана в другом месте, это уже подлог.Средства фиксации скоростного режима — вещь, безусловно, правильная и нужная. Но если водителю предъявляют обвинение в превышении скорости, к примеру, в населенном пункте, а фиксация была сделана в другом месте, это уже подлог.

Оказалось, что скорость-то замерили еще до населенного пункта. Именно там и стояла тренога с камерой. Как только Михаил поделился с инспектором своим открытием, тот сразу потерял к нему интерес. Сотрудник сказал, что, видимо, произошел какой-то сбой в системе, и отпустил водителя.

В подобных ситуациях также может помочь видеорегистратор. Желательно такой, чтобы он не только писал видео, но и отмечал скорость движения автомобиля. Благо, таких на рынке сейчас предостаточно, да и цены значительно снизились.

Ложное опьянение

Еще один способ обмана, рассчитанный в первую очередь на отдыхающих, — это обвинение в употреблении алкоголя.

Тут логика нечистоплотных инспекторов ДПС проста. Раз водитель едет с семьей на море, значит, есть деньги. Так как отдыхать едут, как правило, с детьми, мало кто согласится терять время на все процедуры по освидетельствованию. Многие, особенно те, кто сел за руль «после вчерашнего», согласятся «решить вопрос на месте».

Как все происходит? Инспектор останавливает машину и сообщает водителю о необходимости пройти освидетельствование. Если водитель соглашается, инспектор начинает подготовку к спектаклю. Долго ищет понятых, готовит документы. При этом может по рации вызвать другой экипаж, в котором якобы есть необходимый алкотестер. В общем, время начала процедуры специально и искусственно затягивается.

Кто-то из водителей «ломается» уже на этом этапе. Для особенно терпеливых у служивых запасен главный козырь. Во время начала «продувки» инспектор дает водителю уже снаряженный трубочкой алкотестер.

Порядок освидетельствования на состояние опьянения подробно прописан в нормативных документах. Уловка ДПС в следующем — водителю дается заранее открытый мундштук. В результате у трезвого водителя «внезапно» устанавливается опьянение.Порядок освидетельствования на состояние опьянения подробно прописан в нормативных документах. Уловка ДПС в следующем — водителю дается заранее открытый мундштук. В результате у трезвого водителя «внезапно» устанавливается опьянение.

Водитель, не подозревая подвоха, делает выдох и… Прибор показывает опьянение! Тонкости фокуса мне, конечно, не известны. Могу лишь предположить, что мундштук заранее обрабатывается горячительной жидкостью. Иначе как объяснить, что абсолютно трезвый водитель внезапно становится подшофе?

Для того чтобы не попасть на этот фокус, достаточно знать следующее. Порядком освидетельствования на состояние опьянение предусмотрены следующие моменты:

  • на алкотестере должна быть неповрежденная пломба с отметкой государственной поверки;
  • одноразовый мундштук (это важно!) должен находиться в индивидуальной упаковке, которая вскрывается в присутствии водителя и понятых;
  • после проверки прибор распечатывает результат. Время реальной проверки должно совпадать с указанным в распечатке.

Фокусов много

Источник: https://www.zr.ru/content/articles/901509-tri-lovushki-dlya-otpusknikov/

Полиция остановила ваше авто: какие права имеет водитель? – 24 Канал

Остановил инспектор ДПС, сфотографировал документы и отпустил

Вы спокойно двигаетесь в потоке других машин – и вдруг вас останавливает полицейский. А еще просит осмотреть салон и багажник. В каких случаях имеет право это делать и как правильно водителю вести беседу с работником полиции – спрашивали журналисты сайта “24”.

Остановить вашу машину могут жезлом, в некоторых случаях – жестом руки. О перечне случаев, которые дают право работнику полиции остановить транспортное средство, говорится в статье 35 Закона Украины “О Национальной полиции”, отметила в комментарии сайту “24” юрист Екатерина Коваленко.

Как известно, в первую очередь, “покажут жезл” водителю, который нарушил Правила дорожного движения.

Если есть очевидные признаки, свидетельствующие о технической неисправности транспортного средства или есть информация о причастности водителя или пассажиров авто к совершению дорожно-транспортного происшествия, уголовного или административного правонарушения или если транспортное средство находится в розыске – остановят тоже.

Кроме этих существуют и другие причины, когда полицейский попросит вас притормозить. если:

необходимо осуществить опрос водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, уголовного или административного правонарушения, свидетелями которого они являются или могли быть;

необходимо привлечь водителя авто к оказанию помощи другим участникам дорожного движения или полицейским, или как свидетеля при оформлении протоколов об административных правонарушениях или материалов ДТП.

Также вас могут остановить, если уполномоченный орган государственной власти принял решение об ограничении или запрете движения или способ закрепления груза на транспортном средстве создает опасность для других участников дорожного движения или нарушен порядок определения и использования на транспортном средстве специальных световых или звуковых сигнальных устройств.

Стоит помнить: в любом случае работник полиции обязан проинформировать водителя о конкретной причине остановки ним транспортного средства с подробным описанием основания остановки, определенной в этих статьях. По требованию полицейского остановку следует осуществлять с соблюдением требований Правил дорожного движения (п. 2.4 ПДД).

Если вашу машину уже остановили, полицейский имеет право попросить водителя предъявить:

а) удостоверение на право управления транспортным средством;

б) регистрационный документ на транспортное средство;

в) полис (сертификат) обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств для проверки.

Между прочим, эти документы предоставлять в руки полицейского не обязательно, их достаточно показать в развернутом виде.

Требование работника милиции передать документы ему в руки – противоправное (абзац 2 ч. 2 ст. 16 ЗУ “О дорожном движении”; подпункт “а” п. 2.4. ПДД).

К тому же, перед тем, как предъявить свои документы, водитель имеет право высказать требование к работнику полиции предъявить его служебное удостоверение.

Осматривать машину или вещи могут в трех случаях. Во-первых, если существует достаточно оснований считать, что в ней находится правонарушитель или лицо, свобода которого ограничивается незаконным образом, отмечает Коваленко.

Во-вторых, причиной может быть основание считать, что в автомобиле предмет, оборот которого запрещен или ограничен, или который представляет угрозу жизни или здоровью людей.

Третья причина обзора: если существует достаточно оснований считать, что предмет или транспортное средство является орудием совершения правонарушения или находится в том месте, где может быть совершено уголовное преступление – для предотвращения которого необходимо провести поверхностную проверку.

Водитель по требованию полицейского должен предоставить возможность осмотреть транспортное средство, но только в соответствии с законодательством и при наличии на то законных оснований (согласно ПДД).

Кроме Правил дорожного движения, право правоохранителям осмотреть ваш автомобиль предоставляется в определенных случаях также рядом норм Кодекса Украины об административных правонарушениях, Законом Украины “О Национальной полиции” и тому подобное.

Однако, по словам Коваленко, ни одна из этих норм не определяет границы такого обзора (осмотреть автомобиль снаружи, или осмотреть салон автомобиля, в том числе труднодоступные места). Такая неопределенность работниками полиции объясняется, как правило, в свою пользу.

Более того, новый Закон “О Национальной полиции” устанавливает дополнительную форму обзора – “поверхностную проверку”, которой также подвергаются транспортные средства.

В таком случае полицейский имеет право требовать открыть багажник и/или двери салона (ч. 5 ст. 34 ЗУ “О Национальной полиции”).

Но Вы все равно должны самостоятельно показать полицейскому содержание личных вещей или транспортного средства,
– отмечает Коваленко.

Кроме того имейте в виду, что обзор от обыска отличается тем, что при осмотре активные действия осуществляются вами (например, вы самостоятельно открываете багажник, двери салона, демонстрируете закрыты места салона и т.д.

), выполняя требования полицейского, а он в свою очередь лишь наблюдает за вашими действиями и вещами, ни к чему не прикасаясь руками. По результатам осмотра обязательно составляется протокол, один экземпляр которого вы должны получить.

Однако, если это “поверхностная проверка”, границу между которыми отличить в этом случае сложно, протокол не составляется, такие действия, к сожалению, никак не фиксируются.

Теперь уже не остановят в случае, если номерной знак загрязнен и не просматривается на расстоянии 20 метров. Ранее эти нарушения были основанием для остановки. Нет и пункта относительно остановки авто во время проведения целевых мероприятий – операций, отработок оперативных планов – для проверки документов на право пользования и управления транспортным средством и документов на него.

Прежде всего, знать о причине остановки, а также право не выходить из машины. Работник Госавтоинспекции не вправе требовать от водителя выйти из машины, кроме случаев, предусмотренных законом.

Водитель имеет право осуществлять за действиями патрульного видео- или аудиофиксацию. Также водитель имеет право требовать от работника патрульной полиции предъявить служебное удостоверение (ч. 3 ст.

18 ЗУ “О Национальной полиции”).

В то же время водитель имеет право записать данные полицейского (фамилия, имя, отчество, звание, должность номер нагрудного знака) – но только записать, а не, допустим, сфотографировать, для возможного обжалования действий полицейского в дальнейшем.

Не менее важно – водитель имеет право на вежливое отношение и уважение к себе со стороны патрульного.

К слову, Законом Украины “О Национальной полиции”, полицейскому запрещается обращаться на “ты”, использовать угрожающие или оскорбительные жесты, допускать при общении пренебрежительный тон, грубость, невежливое изложение замечаний, выражения или реплики, которые оскорбляют человеческое достоинство, угрозы, предъявлять безосновательные обвинения.

Также водитель имеет право обжаловать действия полицейского или руководителя в суде.

Если фиксирование правонарушения водителя осуществлялось с помощью специальных технических средств, то водителю следует требовать от полицейского предъявить для осмотра сертификат (свидетельство) на такое техническое средство.

В сертификате должно быть указано название технического средства, которым осуществлялась фиксация, указание о том, что такое средство прошло метрологическую поверку, указана дата прохождения такой поверки и срок ее действия.

Первые три принципа, которые нужно запомнить, если полицейский вас остановил

1. Не провоцируйте.

2. Не обижайте.

3. Не убегайте.

Не давайте повода применять к себе насилие, как бы правоохранители не подстрекали к вспышкам гнева и непродуманным поступкам своим цеплянием, хамством и оскорблениями. Если не выдержите и сорветесь – виноватым в конфликте останетесь именно вы и потом долго можно доказывать свою невиновность. Поэтому будьте сдержанными и вежливыми, а не провоцируйте и не ведитесь на провокации.

Помните, что все незаконные действия или требования полицейского вы имеете право обжаловать в суде или направив жалобы к его руководству.

Источник: https://24tv.ua/ru/policija_ostanovila_vashe_avto_kakie_prava_imeet_voditel_n733332

Книга: Если вас остановил инспектор. Ваши права-2008

Остановил инспектор ДПС, сфотографировал документы и отпустил

Чтобы быть совершенно спокойным, нужно иметь при себе все документы, которые предусмотрены п. 2.1.1. Правил дорожного движения.

Во-первых, это водительское удостоверение на право управления транспортным средством, а если оно было изъято в установленном законом порядке, то временное разрешение.

Во-вторых, регистрационные документы и технический паспорт на автомобиль, а при наличии прицепа – также и на прицеп.

Если вы управляете чужим автомобилем и владельца машины рядом нет, то обязательно наличие документа, подтверждающего право пользования или распоряжения данным транспортным средством (обычно в качестве такого документа выступает доверенность).

Кстати, по поводу доверенности у водителей нередко возникают спорные ситуации с сотрудниками ГИБДД. Следует четко запомнить: если вы едете за рулем чужого автомобиля, но в машине находится его владелец с документами, подтверждающими право владения, то иметь при себе доверенность совершенно не обязательно.

Недобросовестные инспекторы (как теперь модно говорить, «оборотни») иногда пользуются тем, что водители недостаточно хорошо знают законы, и при отсутствии доверенности в подобной ситуации требуют «позолотить ручку» за прощение такого якобы нарушения.

В этом случае следует запомнить звание, фамилию и место работы инспектора (а если он на служебной машине, то заодно и бортовой номер автомобиля), написать письменное заявление по месту его работы о факте вымогательства взятки, попросив своих попутчиков выступить в качестве свидетелей.

Как правило, подобные обращения граждан внимательно изучаются, и виновного могут запросто отправить на золотодобывающие (а вероятнее всего, на какие-нибудь другие) рудники.

ВНИМАНИЕ

В письменном заявлении по факту вымогательства взятки следует четко сформулировать и аргументировать свои претензии, в противном случае можно самому попасть в число обвиняемых за «заведомо ложное сообщение о преступлении».

Кстати, доверенность не обязательно заверять нотариально. Если такой документ выдает частное лицо, то его можно заверить просто подписью владельца автомобиля, а если организация, то на доверенности должна быть ее печать и подпись руководителя или лица, его заменяющего.

ВНИМАНИЕ

Некоторые водители ошибочно полагают, что при управлении чужим автомобилем не обязательно иметь доверенность – ведь в страховом полисе записан и владелец автомобиля, и тот, кто находится за рулем. Это распространенное заблуждение. Страховой полис не может использоваться вместо доверенности на право управления автомобилем – это два совершенно разных документа.

Иногда, увидев, что доверенность нотариально не заверена, инспектор строгим голосом заявляет: «Так-так, доверенность нотариально не оформлена, очень интересно!» Услышав строгую речь, напоминающую чуть ли не приговор суда, неопытный или робкий водитель может растеряться.

Заикаясь от волнения и невнятно бормоча что-то вроде «вот, возьмите, пожалуйста, честное слово, не успел заехать к нотариусу», водитель сует в руку «строгому, но справедливому» инспектору некоторую сумму денег.

Тот принимает вид оскорбленной добродетели, чем окончательно морально добивает несчастного водителя, но через пару секунд величественно смягчается, ловко прячет полученную мзду, возвращает документы и строго говорит: «Ладно, чтобы это было в последний раз.

Бегом к нотариусу!» Несчастный водитель срочно вызывает владельца машины, они едут к нотариусу и лишь там узнают, что, оказывается, нотариально заверять доверенность совсем не обязательно.

При себе обязательно нужно иметь страховой полис, оформленный на имя владельца автомобиля. Кроме полиса, при страховании гражданской ответственности на руки выдается наклейка (талон) об ОСАГО, которая, согласно Правилам дорожного движения, должна быть прикреплена к лобовому стеклу автомобиля.

И эта наклейка (вернее, ее отсутствие) также нередко является причиной возникновения спорных ситуаций. Если на лобовом стекле вашей машины отсутствует наклейка об ОСАГО и инспектор заявляет, что это нарушение Правил дорожного движения, он абсолютно прав.

Однако вы, в свою очередь, можете вежливо ответить, что ее отсутствие – это, конечно, нарушение, но вот ответственность за него законодательно не предусмотрена, поэтому никаких санкций, кроме устного предупреждения, инспектор применить к вам не вправе.

А вот за отсутствие страхового полиса санкции предусмотрены достаточно серьезные – вплоть до задержания автомобиля и помещения его на штрафную стоянку.

Если вы едете на служебном автомобиле или везете какой-либо груз, необходимо иметь при себе следующие документы: путевой лист, лицензионную карточку, документы на перевозимый груз (товарно-транспортную накладную и т. п.), а при перевозке крупногабаритных и опасных грузов – документы, которые предусмотрены правилами перевозки подобных грузов.

Следует помнить: инспектор может требовать от водителя только перечисленные в данном разделе документы. Требование любых других документов (например, справки из комиссионного магазина о покупке автомобиля, сертификата на осветительные приборы, медицинской справки и т. д. и т. п. – фантазия недобросовестных инспекторов поистине неистощима) является незаконным.

Однако не стоит забывать, что инспектор ДПС ГИБДД является сотрудником милиции, поэтому имеет право на установление личности водителя, а также лиц, находящихся в автомобиле, и требовать с этой целью соответствующие документы.

Проверяя документы, инспектор может усомниться в подлинности любого из них, конечно, при наличии для этого серьезных оснований. Например, если ваша жена случайно постирала вместе с рубашкой лежащие в кармане документы, то неудивительно, если они впоследствии вызовут подозрение у инспектора, несмотря на то что после стирки они являются во всех отношениях чистыми.

Однако во всем нужно придерживаться здравого смысла, и если вы видите, что инспектор придирается к документам без всяких видимых оснований, смело отстаивайте свою правоту. Например, вы имеете полное право потребовать объяснений о том, что именно в предъявленном документе вызывает подозрение у инспектора.

В частности, если сотруднику ГИБДД не нравится ваш талон о прохождении техосмотра, можно извлечь из бардачка документ «Описание талона о прохождении государственного технического осмотра» (в разделе «Много законов, хороших и разных» было рекомендовано иметь его при себе) и попросить конкретно указать недостатки.

Все же, несмотря на все возражения, инспектор, если сочтет нужным, может изъять подозрительные, на его взгляд, документы для дополнительного исследования – такое право ему предоставлено законом.

Здесь следует ориентироваться по ситуации. Если документы были добросовестно постираны вместе с рубашкой, особо спорить, видимо, не стоит.

Все-таки у инспектора есть все основания усомниться в достоверности документов, потерявших «товарный» вид.

Ну а если ваши документы никаких внешних признаков подделки не имеют, но убедить инспектора в их подлинности, к сожалению, не удалось, вы можете обратиться письменно по месту работы инспектора либо в вышестоящую организацию с просьбой рассмотреть законность и обоснованность его действий. Причем документ с просьбой разобраться в ситуации рекомендуется назвать не «жалобой», а «официальным обращением».

Соответственно стиль написания должен быть деловым, а не жалобным, и уж тем более – не кляузным, все претензии – обязательно аргументированы.

Несмотря на то что ваш документ, будь то жалоба или официальное обращение, обязаны рассмотреть и отреагировать на него в любом случае, к жалобщикам, как известно, у всех отношение отрицательное, поэтому и результат может быть не таким эффективным. Официальное же обращение характеризует вас не как кляузника, а как человека делового, желающего в первую очередь не наказать кого-то, а разобраться в ситуации и уж затем принимать соответствующие меры.

В таком обращении можно попросить официально ответить на следующие вопросы, касающиеся изъятия у вас документов.

• Не является ли факт изъятия документов, не имеющих никаких внешних признаков подделки, превышением должностных полномочий инспектора либо злоупотреблением с его стороны служебным положением?

• Как часто должна проводиться проверка или аттестация сотрудников ДПС ГИБДД на предмет соответствия их занимаемым должностям и когда в последний раз проходил такую проверку сотрудник, изъявший у вас документы?

• Не имел ли ранее вышеназванный инспектор взысканий за злоупотребление служебным положением, превышение должностных полномочий и вымогательство взятки?

Вероятнее всего, вы получите ответ, что сотрудник положительный, прошел все аттестации и никогда не превышал, не злоупотреблял, не был замечен и т. п.

, более того, он по закону имеет право изымать документы, вызвавшие у него подозрения (разумеется, если не было совсем уж вопиющих фактов нарушений со стороны инспектора).

Это неудивительно, ведь понятно желание руководства защитить честь мундира и не выносить сор из избы.

Тем не менее, если, проверяя документы, инспектор проявил излишнее рвение, можете быть уверены: при внутреннем разбирательстве реакция на вашу бумагу будет вполне адекватной и он получит соответствующее взыскание, дабы впредь по его вине руководство не получало от обиженных автомобилистов подобные обращения.

Наверняка многие из водителей сталкивались примерно с такой ситуацией. Не найдя к чему придраться при проверке документов, инспектор начинает ходить вокруг машины, просит показать аптечку, проверяет люфт рулевого колеса и т. д., всем своим видом взывая – «ну дай же мне денег».

И если провести досмотр машины сотрудник ДПС имеет право (еще раз напомню, в подобной ситуации следует потребовать составление протокола досмотра), то для подтверждения удовлетворительного технического состояния машины вполне достаточно предъявить талон о прохождении государственного технического осмотра.

Ну а если придирки продолжаются, то пожалуйста, будем говорить юридическим языком: вы мне – проверку люфта рулевого колеса, я вам – официальное обращение к руководству на предмет превышения служебных полномочий и т. д. В большинстве случаев такой подход очень быстро остужает пыл не в меру ретивого и жадного до легкой наживы инспектора.

Источник: https://www.e-reading.club/bookreader.php/85853/Gladkiii_-_Esli_vas_ostanovil_inspektor._Vashi_prava-2008.html

Юриста совет
Добавить комментарий