Ограничение свободы и санкции за уклонение от регистрации

Ограничение свободы – содержательно новый вид наказания

Ограничение свободы и санкции за уклонение от регистрации

23.04.2010

С 1 января 2010 года в новой редакции действует статья 53 УК РФ, содержание которой изменено кардинальным образом. В этой редакции сохраняются наименование наказания и даже номер соответствующей статьи УК РФ (ст. 53), однако в само понятие «ограничение свободы» вкладывается совершенно иной смысл.

Федеральным законом от 27 декабря 2009 года № 377 изменены положения, Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов РФ.

В результате законодательных поправок к наиболее важным изменениям необходимо отнести положения Уголовного кодекса РФ, согласно которым ограничение свободы как вид наказания заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений: не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа (УИИ), осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы.

При этом суд возлагает на осужденного обязанность являться в уголовно-исполнительную инспекцию от одного до четырех раз в месяц для регистрации. Судом могут быть установлены и иные ограничения, связанные со свободой передвижения осужденного.

Ограничение свободы может быть назначено в качестве как основного, так и дополнительного вида наказания. Как основной вид наказания ограничение свободы назначается за преступления небольшой и средней тяжести на срок от 2 месяцев до 4 лет.

Дополнительным видом наказания оно может быть назначено только к лишению свободы на срок от 6 месяцев до 2 лет. За совершение преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 105, ч. ч. 3, 4 ст. 131, ч. ч. 3, 4 ст. 132, ст. 205, ч. ч. 2, 3, 4 ст. 206, ч. ч. 1, 2 ст. 208, ст.

209, ст. 210, ст. 211, ч. 3 ст. 221, ст. 275, ст. 277, ст. 278, ст. 279, ст. 282.1, ст. 295 УК РФ ограничение свободы предусмотрено в качестве обязательного дополнительного вида наказания.

Несовершеннолетним осужденным ограничение свободы как основной вид наказания назначается на срок от 2 месяцев до 2 лет.

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, суд по представлению уголовно-исполнительной инспекции может заменить неотбытую часть наказания лишением свободы из расчета один день лишения свободы за два дня ограничения свободы. При этом злостно уклоняющимся от отбывания наказания в виде ограничения свободы может быть признан в том числе осужденный, отказавшийся от использования в отношении его технических средств надзора и контроля. За злостное уклонение от отбывания ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного вида наказания, новым законом предусмотрена уголовная ответственность (ч. 1 ст. 314 УК РФ в предлагаемой редакции). За совершение этого деяния осужденный может быть лишен свободы на срок до 1 года.

Порядок исполнения наказания в виде ограничения свободы определен в дополненной статье 47.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Специализированным государственным органом, осуществляющим надзор за отбыванием осужденными данного вида наказания, является уголовно-исполнительная инспекция. При постановке на учет осужденный подлежит дактилоскопической регистрации и фотографированию.

Практика свидетельствует, что за непродолжительный период времени действия ст. 53 УК РФ в редакции Федерального закона от 27.12.

2009 № 377 судами Ростовской области наказание в виде ограничения свободы уже назначено 12 лицам по 12 уголовным делам. Всем осужденным ограничение свободы назначено в качестве основного вида наказания.

Из указанного числа всего по 2 уголовным делам государственные обвинители ориентировали суд на применение нового закона и назначение данного вида наказания.

При проверке законности, обоснованности и справедливости приговоров в апелляционные и кассационные сроки необходимо учитывать, что при назначении судом наказания в виде ограничения свободы из всех альтернативных ограничений 2 являются обязательными к их установлению осужденному, а именно: запрет изменения места жительства или пребывания без согласия указанного специализированного государственного органа, а также выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования.

Источник: http://www.prokuror-rostov.ru/news/2082.html

Ограничение свободы как вид уголовного наказания. Разъясняет Алапаевская городская прокуратура

Ограничение свободы и санкции за уклонение от регистрации

Разъясняет старший помощник Алапаевского городского прокурора Е.В. Ряпосова.

Законодателем предусмотрено различные виды наказаний, закрепленных ст. 44 Уголовного кодекса Российской Федерации. Наказания подразделяются на основные и дополнительные. К одному из видов наказаний относится ограничение свободы.

Ограничение свободы – вид уголовного наказания, сущность которого образует совокупность обязанностей и запретов, налагаемых судом на осуждённого, которые исполняются без изоляции осуждённого от общества в условиях осуществления за ним надзора со стороны специализированного государственного органа.

Данный вид наказания предусмотрен ст. 53 Уголовного кодекса Российской Федерации с 2010 г. До этого времени ограничение свободы как вид уголовного наказания имел другое содержание. Согласно ч. 1 ст.

53 УК РФ в прежней редакции, ограничение свободы заключалось в содержании осужденного, достигшего к моменту постановления судом приговора 18-летнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления надзора.

При введении в действие УК РФ 1996 года применение ограничения свободы было отсрочено сначала до конца 2001 года, а позднее Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 4-ФЗ продлил отсрочку до конца 2005 года.

Ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному определенных ограничений и обязанности, отраженных в части первой ст. 53 УК РФ и являющихся исчерпывающими.

Ограничение свободы назначается на срок от двух месяцев до четырех лет в качестве основного вида наказания за преступления небольшой тяжести и преступления средней тяжести, а также на срок от шести месяцев до двух лет в качестве дополнительного вида наказания к принудительным работам или лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.

Указанные сроки наказания определены законодателем в отношении виновных лиц, достигших совершеннолетия.

В соответствии с положением, закрепленным в ч. 5 ст. 88 УК РФ, ограничение свободы может быть назначено несовершеннолетним осужденным, то есть лицам с 14 до 18 лет, только в виде основного наказания и только на срок в пределах от 2 месяцев до 2 лет. В качестве дополнительного вида наказания ограничение свободы в отношении несовершеннолетних не применяется.

Сущность указанного вида наказания заключается в том, что суд возлагает на осужденного обязанности и ограничения:

-Запрет покидать место постоянного проживания или пребывания в определенное время суток (обычно в ночное время);

-Запрет посещения определенных, указанных в приговоре, мест, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования;

-Запрет выезжать за территорию (границы) определенного муниципального образования (данный запрет налагается судом в обязательном порядке);

-Запрет участия в массовых мероприятиях и посещения данных мероприятий (общественно-политические, культурно-зрелищные, спортивные);

-Запрет осуществлять смену места жительства (данный запрет налагается судом в обязательном порядке), места работы и (или) учебы.

Помимо этого, судом возлагается на осужденного обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием наказания в виде ограничения свободы, которым является инспекция, от одного до четырех раз в месяц в дни, определенные данным государственным органом.

В силу ст. 47.1 УИК РФ уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного к наказанию в виде ограничения свободы ставит его на персональный учет. При постановке на учет осужденный подлежит дактилоскопической регистрации и фотографированию.

Срок ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, исчисляется со дня постановки осужденного на учет уголовно-исполнительной инспекцией.

В тоже время, в срок ограничения свободы не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного по месту жительства свыше одних суток без уважительных причин (ст. 49 УИК РФ).

Осужденный к наказанию в виде ограничения свободы обязан соблюдать установленные судом ограничения, а также являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию для дачи устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания (ч. 2 ст. 50 УИК РФ).

Согласие на уход из места постоянного проживания (пребывания) в определенное время суток, на посещение определенных мест, расположенных в пределах территории соответствующего муниципального образования, либо на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования, на изменение места постоянного проживания (пребывания), изменение работы и (или) обучения дается уголовно-исполнительной инспекцией осужденному при наличии исключительных личных обстоятельств, отраженных в частях 4 – 6 ст. 50 УИК РФ.

Осужденный, его адвокат (законный представитель), а также близкий родственник осужденного вправе обратиться в администрацию уголовно-исполнительной инспекции с письменным ходатайством об изменении места постоянного проживания (пребывания) осужденного, об изменении места работы и (или) обучения осужденного, об уходе осужденного из места постоянного проживания (пребывания) в определенное время суток, о посещении осужденным определенных мест, расположенных в пределах территории соответствующего муниципального образования, либо о выезде осужденного за пределы территории соответствующего муниципального образования. По результатам рассмотрения ходатайства уголовно-исполнительная инспекция выносит постановление с указанием мотивов и оснований принятого решения не позднее 10 суток со дня поступления письменного ходатайства, а в случае смерти или тяжелой болезни близкого родственника осужденного, угрожающей жизни больного, – не позднее трех суток со дня поступления письменного ходатайства. Постановление уголовно-исполнительной инспекции может быть обжаловано в установленном законом порядке (ч. 7 ст. 50 УИК РФ).

За хорошее поведение и добросовестное отношение к труду и (или) учебе уголовно-исполнительная инспекция может применять к осужденным меры поощрения, зафиксированные в ст. 57 УИК РФ.

Вместе с тем, законодателем предусмотрены случаи дополнения ранее установленных осужденному ограничений.

В случае нарушения лицом, осужденным к ограничению свободы, порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы, а также при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о целесообразности дополнения ранее установленных осужденному ограничений, начальник уголовно-исполнительной инспекции или замещающее его лицо может внести в суд соответствующее представление.

Перечень нарушений порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы предусмотрен ч. 1 ст. 58 УИК РФ. В случае допущения нарушений уголовно-исполнительная инспекция применяет к осужденному меру взыскания в виде предупреждения.

За совершение осужденным в течение одного года после вынесения предупреждения любого из нарушений, указанных в части первой указанной выше статьи, уголовно-исполнительная инспекция применяет к нему меру взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений.

При уклонении от отбывания наказания осужденный может быть признан злостного уклоняющимся от отбывания наказания. Обстоятельства, влекущие признание данного факта, отражены в части 4 ст. 58 УИК РФ.

Если осужденный своими действиями (бездействием) уклоняется от отбывания данного наказания после получения уведомления от специализированного органа о факте такого уклонения (злостное уклонение), то оставшаяся часть ограничения свободы подлежит замене судом лишением свободы.

В таком случае применяется расчет 2 дня ограничения свободы за 1 день лишения свободы.

Отдельно следует обратить внимание, что законодателем предусмотрена возможность использования электронных средств для осуществления контроля за осужденными.

Начальник инспекции либо лицо, его замещающее, в соответствии с ограничениями, установленными осужденному судом, на основании сведений, характеризующих его личность, а также исходя из технической возможности установки соответствующего оборудования может принять решение о применении к нему технических средств надзора и контроля при постановке осужденного на персональный учет, а также в дальнейшем при исполнении наказания.

Решение о применении к осужденному технических средств надзора и контроля оформляется в форме постановления, которое объявляется осужденному и лицам, проживающим совместно с ним, при этом разъясняется ответственность осужденного за порчу оборудования.

Кроме этого, осужденному разъясняются особенности эксплуатации технических средств надзора и контроля, вручает ему памятку по их эксплуатации под роспись.

Согласно сложившейся практике устройства технических средств надзора и контроля устанавливаются инспекцией непосредственно на осужденного, однако могут устанавливаться по месту жительства или пребывания осужденного в целях осуществления надзора за соблюдением ограничений, установленных судом.

В тоже время, следует заметить, что законодателем отражены категории лиц, к которым ограничение свободы не применяется.  Согласно ч. 6 ст. 53 УК РФ ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Вернуться назад

Источник: http://midural.ru/normative_documents/100615/100629/page1/document130635/

Белоруссия: аресты и обыски в независимых профсоюзах

Ограничение свободы и санкции за уклонение от регистрации

Татьяна Мельничук Русская служба Би-би-си, Минск

Image caption Задержанный лидер профсоюзов Геннадий Федынич – в центре с дипломом, в окружении белорусских правозащитников и гражданских активистов

Лидер независимого профсоюза работников радиоэлектронной промышленности (РЭП) Геннадий Федынич и ряд его соратников обвинены в уклонении от уплаты налогов и незаконном получении средств из-за границы. В офисах профсоюзов в Минске и Солигорске прошли обыски.

Аналитики, однако, называют финансовые претензии сугубо политическими.

Обыск в профсоюзном офисе в Минске длился около 6 часов, конфискованы компьютеры, жесткие диски, документы.

По сообщениям правозащитников и очевидцев, обыскам подверглись также квартиры лидера профсоюза РЭП Геннадия Федынича, главного бухгалтера Игоря Комлика и бывшего редактора сайтаpraca-by.info Натальи Пичужкиной.

Комитет госконтроля Белоруссии сообщает о возбуждении уголовного дела по фактам уклонения от уплаты налогов в особо крупном размере, но при этом не называет попавший под расследование профсоюз и фамилии обвиняемых.

В сообщении подчеркивается только, что речь идет об одном из профсоюзов, не входящих в Федерацию профсоюзов Белоруссии.

В Белоруссии существуют две зонтичные структуры, объединяющие профсоюзные организации. Федерацию профсоюзов часто называют государственными профсоюзами; независимые профсоюзы объединены в Белорусский конгресс независимых профсоюзов.

Лидера Конгресса Александра Ярошука в среду вызвали на допрос в Департамент финансовых расследований.

Счета за границей

В сообщении Комитета госконтроля утверждается, что руководители попавшего под расследование финансовых органов профсоюза “с целью личного обогащения открыли от имени профсоюза счета в зарубежных банках, на которые постоянно поступали крупные суммы денежных средств (речь идет о сотнях тысяч долларов США) “.

“При этом должностные лица профсоюза нарушили требование Национального банка Республики Беларусь о необходимости получения специального разрешения на открытие счетов за рубежом”, – подчеркивает госконтроль.

Полученные за рубежом деньги обналичивались и перевозились в Белоруссию, “для чего данные должностные лица регулярно выезжали за пределы страны”.

Статья УК Белоруссии, регламентирующая наказание за уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере, предусматривает ограничение свободы на срок до пяти лет или лишение свободы на срок от трех до семи лет. Возможна конфискация имущества и запрет на виды деятельности или должности.

Комитет госконтроля подчеркивает, что начатое уголовное преследование лидеров не останавливает деятельность самого профсоюза.

Наказание за протесты “нетунеядцев”?

По данным лишенного регистрации в Белоруссии, но всемирно известного правозащитного центра “Весна”, к вечеру среды по обвинению в уклонении от уплаты налогов были задержаны трое: Федынич, Комлик и Пичужкина.

В Минск на допрос из Солигорска доставили также лидера местного независимого профсоюза Николая Зимина и бухгалтера Снежану Гринцевич; в их квартирах днем также прошли обыски.

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption В санкционированном “Марше нетунеядцев” в Минске в марте приняли участие несколько тысяч человек

Лидер “Весны” правозащитник Алесь Беляцкий (был осужден в 2011 году на 4 с половиной года лишения свободы по обвинению в уклонении от уплаты налогов и под давлением Запада досрочно освобожден из колонии в июне 2014 года) назвал происходящее с независимыми профсоюзами “погромом”.

“Нет сомнений, что дело это политическое. Власти решили расправиться с неугодными и действительно независимыми профсоюзами, мстя за весну-2017 и боясь горячей осени, потому что основные проблемы в экономике не решены, и они [власти – ред.] предусмотрительно бьют по самым для них опасным”, – написал Алесь Беляцкий в “Фейсбуке”.

Независимые профсоюзы были активными участниками и катализаторами протестов, вспыхнувших прошедшей весной в городах Белоруссии против так называемого “налога на тунеядство”. Налог, официально именуемый возмещением расходов на социальные нужды, предусматривал выплаты в бюджет от граждан, не имевших официального трудоустройства в течение полугода.

В результате волны протестов президент Лукашенко распорядился приостановить взимание сбора и доработать свой декрет №3, регламентирующий процедуру.

Государство бьет по карману. Своему

Белорусские законы запрещают зарубежное финансирование партий, профсоюзов и общественных организаций.

Зарубежная помощь, впрочем, может официально дойти до этих адресатов – но только с разрешения Департамента по гуманитарной деятельности при администрации президента Лукашенко.

“Мне на глаза попадался анализ разрешений — и сама процедура очень корявая, и сверхпристальное рассмотрение целей, на которые выделены деньги. Очень выборочный и избирательный подход, изначально подразумевающий большое количество отказов”, — говорит правозащитник Олег Агеев.

Парадоксально, но деньги западных партнеров, разными путями попадающие к белорусским критикам властей, в большей своей части оседают в кармане государства: в виде платы за аренду помещений, оплаты связи, канцтоваров и т.п. Огромная доля выплат идет на погашение штрафов, которыми щедро наказываются участники протестных акций, пикетов, митингов.

“У властей страх какой-то активности, финансирования активности, больше, чем учет экономической выгоды государства”, – иронизирует Олег Агеев.

Юрист напоминает, что по аналогичному нынешним профсоюзным разбирательствам “делу Беляцкого” белорусские власти получили негативные оценки от структурных органов ООН.

“В Комитете по правам человека тогда Беларусь признали нарушителем. И было решение Рабочей группы по произвольным задержаниям, где тоже белорусским властям сильно попало.

Были установлены нарушения свободы, связанные с задержанием, и нарушение свободы ассоциаций. Структурные органы ООН рекомендовали Минску не повторять допущенные ошибки.

Но, как видим, все повторяется”, – говорит Олег Агеев.

Как в Азербайджане?

Политолог Юрий Чаусов полагает, что белорусским властям не удастся представить нынешнее “профсоюзное дело” исключительно как внутреннюю борьбу со злостными налогонеплательщиками.

“Я не люблю термин “азербайджанизация”, но предъявление финансовых обвинений всегда используется авторитарными руководителями как попытка отвести обвинения от политически мотивированных.

В Азербайджане сотни профсоюзников, политиков, журналистов, правозащитников сидели в тюрьме по финансовым обвинениям.

Теперь у нас аналогия с Азербайджаном полная”, – заявил Юрий Чаусов белорусскому изданию “Наша Нива”, анализируя ситуацию с обвинениями лидеров независимых профсоюзов.

Источник: https://www.bbc.com/russian/news-40812122

Ограничение свободы – комментарии Федерального Судьи / Юрсервис бесплатных юридических консультаций

Ограничение свободы и санкции за уклонение от регистрации
Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Уголовные дела – комментарии Федерального Судьи / Юрсервис бесплатных юридических консультаций » Наказание » Ограничение свободы – комментарии Федерального Судьи / Юрсервис бесплатных юридических консультаций

Ограничение свободы – бесплатные ответы юристов онлайн

Ограничение свободы является одним из множества уголовных наказаний, существование которого призвано обеспечить принцип индивидуализации назначения наказания с учетом характера и степени тяжести содеянного, личности виновного и иных обстоятельств и не допустить дальнейшей криминализации личности.

Наказание в виде ограничения свободы

Наказание в виде ограничения свободы может быть назначено как основным, так и дополнительным наказанием. Суть ограничение свободы как наказания заключается в наложении на лицо приговором суда ряда ограничений, предусмотренных отечественным уголовным законодательством. К числу таких ограничений относятся ряд запретов, в частности:

  • на выход из жилья в определенные судом часы;
  • на посещение определенных мест, местоположение которых – территория соответствующей административно-территориальной единицы;
  • на выезд за пределы административно-территориальной единицы проживания;
  • на посещение мест проведения различного рода мероприятий, в первую очередь массового характера, а также на участие в данных мероприятиях;
  • на смену места жительства (пребывания), места работы (учебы) при отсутствии разрешения органа, который осуществляет исполнение (контроль и надзор) наказания осужденным.

При этом суд вправе установить индивидуально конкретные виды из вышеперечисленных запретов по своему усмотрению, за исключением ограничений связанных со сменой места проживания (пребывания) и выезда за пределы административно-территориальной единицы, установление которых является обязательным всем лицам, которым приговором назначается такое наказание как ограничение свободы.

Дополнительно осужденному предписывается в обязательном порядке посещать орган, осуществляющий исполнение приговора для регистрации ежемесячно в количестве 1-4 раза. Периодичность также оговаривается в приговоре.

Срок и порядок исполнения наказания в виде ограничения свободы

Исполнение наказания в виде ограничения свободы возложено на территориальные уголовно-исполнительные инспекции. Конкретная инспекция, которой подлежит поставить осужденного на учет, определяется местом жительства (пребывания) осужденного.

С момента постановки на учет сотрудники инспекции осуществляют надзор за осужденным и проводят индивидуальную работу воспитательного характера направленную на исправление личности и осознанного недопущения совершения последним новых преступлений.

К воспитательной работе вправе привлекаться представители общественности.

В ходе выполнения надзорных функций при исполнении наказания могут применяться тех.

средства, введение в действие которых призвано обеспечить неукоснительное исполнение наказания и соблюдение последними установленных ограничений перечислены правительственным постановлением от 31.03.

2010 N 198, которым утвержден перечень тех. средств надзора и контроля, используемых территориальными УИИ страны для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы”.

Течение срока ограничения свободы как основного наказания начинается с момента постановки на учет в территориальной уголовно-исполнительной инспекции, где приговоренному поднадзорному лицу разъясняется правовой статус и последствия нарушения ограничений и запретов.

В случае содержания осужденного ходе предварительного следствия под стражей, указанная пресекательная мера подлежит зачету в итоговый общий срок наказания. Расчет осуществляется по формуле: день под стражей равняется 2 дням ограничения свободы. Такой зачет отражается судом в приговоре.

Дополнительное наказание – ограничение свободы, а также в случае замены лишения свободы на такой вид наказания, начинает свое течение в день освобождения из пенитенциарного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы.

Кроме того, если от исправительного учреждения до территориальной инспекции по месту жительства требуется какое-то время, то оно подлежит зачету в срок отбытия ограничения свободы из расчета 1 к 1.

Отсутствие по месту жительства без причин объективно признаваемых уважительными не может быть засчитано в срок отбывания наказания.

Ответственность за уклонение от ограничения свободы

Уклонение от отбывания ограничения свободы карается по уголовному закону, только если оно им же признается злостным.
Злостное уклонение имеет место, когда осужденный:

  • будучи предупрежден в официальном порядке о недопустимости нарушения ограничений, возложенных приговором суда, все же допустил нарушение либо их ряд порядка и условий отбывания назначенного наказания;
  • отказался от применения к нему для осуществления надзора тех.средств;
  • покинувший место жительств без ведома и разрешения инспекции и его место нахождения в 30-дневный срок не выяснено;
  • не прибыл на регистрацию или постановку на учет в инспекцию по территориальности.

Вместе с тем меры уголовного воздействия имеют свои различия.

Так, если лицо злостно уклоняется от основного наказания ограничения свободы, либо назначенного в качестве замены лишения свободы, по представлению инспекции суду такое наказание подлежит заменить на лишение свободы или принудительные работы. При этом два дня заменяемого наказания приравнивается к одному дню, как лишения свободы, так и принудительных работ.

Злостное уклонение от такого дополнительного наказания также предполагает преследование в рамках 314 статьи УК РФ.

Отличие ограничения свободы от лишения свободы

Отличительными особенностями анализируемых видов наказания заключается:

  • оба наказания согласно УК РФ выступают в качестве самостоятельных независимых мер уголовно правового воздействия на лиц, допустивших совершение уголовных деликтов;
  • оба наказания несмотря на то что и касаются свободы осужденного, однако степень той свободы в случае ее лишения в буквальном смысле сводится к минимуму, поскольку осужденный полностью изолирован от окружающего мира и общества заборами и территорией пенитенциарного учреждения, в которое он этапируется на весь назначенный судом срок. Ограничение же заключается в условной изоляции осужденного, которая ограничивается местом жительства за счет запретов в передвижении за его пределами, как по территориальному принципу, так и по временному и возложении доп.обязанностей.
  • изоляцию в рамках лишения свободы обеспечивают спец. учреждения пенитенциарной системы страны (тюрьмы, колонии, лечебные учреждения), в то время как ограничение свободы не требует помещение в какие-либо специально предусмотренные учреждения, а отбывается в домашних условиях под надзором территориальной УИИ.
  • Существование ограничения свободы в санкциях статей УК в отечественном уголовном праве сравнительно непродолжительно и стартует с 2010 года. Лишение свободы не один век применяется как уголовно-правовая мера воздействия, и для действующего российского кодекса не является новеллой.
  • Категория преступлений, по которым назначается лишение свободы – тяжкие и особо тяжкие, ограничение свободы предусмотрена за преступления, которые закон расценивает как менее тяжкие.
  • Заключение в рамках лишения свободы может достигать 20 лет, а если имеет место совокупность приговоров то и вовсе 30 лет, в то время как ограничение предусматривает срок, не превышающий 4 лет.
  • Ограничение свободы не всегда выступает основным видом наказания, а может быть и дополнительным к тому же лишению свободы, в то время как лишение свободы всегда основной вид наказания.

Условное ограничение свободы

Как такового понятия условное ограничение свободы в УК РФ не содержится. Оно само по себе рассматривается как условное, поскольку фактически лицо не изолируется.

Суть состоит просто в возложении на определенный срок на лицо обязанностей и ограничений, в случае добросовестного их выполнения иных мер воздействия в отношении осужденного применяться не будет.

При этом лицо не вырывается из общества, а продолжает находиться в нем, в семье, посещать работу (учебу) и т.д.

Источник: https://advokat-malov.ru/nakazanie/ogranichenie-svobody.html

Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

Ограничение свободы и санкции за уклонение от регистрации

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ “Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы” (вступил в законную силу с 1 июля 2011 г.) предусматривает введение административного надзора за освободившимися из мест лишения свободы.

его цель – предупреждение совершения преступлений и других правонарушений лицами, в отношении которых устанавливается  надзор, а также для оказания на них индивидуального профилактического воздействия.

Административный надзор устанавливается за осужденными за тяжкие и особо тяжкие преступления, умышленные преступления против несовершеннолетних либо за теми, у кого был рецидив. Ограничения вводятся, только если данные лица злостно нарушали порядок отбывания наказания либо в течение года после освобождения дважды и более нарушали общественный порядок.

Кроме того, предусмотрено обязательное введение административного надзора за всеми, кто имеет судимость за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.

Независимо от иных оснований устанавливается административный надзор в отношении лица, которое в возрасте старше 18 лет совершило преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего младше 14 лет и страдает педофилией. За ним должны следить в течение принудительного лечения, но не менее срока, необходимого для погашения судимости.

Согласно закону поднадзорному могут запретить находиться в определенных местах, посещать массовые мероприятия, покидать жилье в определенное время суток, выезжать за установленную территорию. Он обязан периодически (1-4 раза в месяц) являться в орган внутренних дел (ОВД) для регистрации. Последний следит за соблюдением поднадзорным установленных ограничений.

Надзор вводится по решению суда на основании заявления исправительного учреждения или ОВД на 1-3 года (но не свыше срока для погашения судимости), а в отношении совершивших преступления против несовершеннолетних и при опасном (особо опасном) рецидиве – на период погашения судимости. Этот срок могут продлить, если поднадзорный систематически нарушает общественный порядок. А могут и сократить при добросовестном поведении.

Закон также определяет права и обязанности поднадзорных, полномочия органов внутренних дел, порядок установления и прекращения надзора.     

Административный надзор прекращается в связи с истечением срока, снятием судимости с поднадзорного лица, осуждением лица к лишению свободы за новое преступление, смерти поднадзорного лица либо вступлении в законную силу решения суда об объявлении поднадзорного лица умершим.

Досрочное прекращение административного надзора возможно по истечении не менее половины установленного судом срока надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет возложенные на него обязанности и положительно характеризуется по месту работы и (или) жительства.

Суд вправе отказать в досрочном прекращении административного надзора. Повторное заявление в таком случае может быть подано не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения.

В отношении лица, которое отбывало наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, административный надзор не может быть прекращен досрочно.

При прекращении административного надзора не исключается установление судом административного надзора повторно в течение срока погашения судимости.

За нарушения лицом, в отношении которого установлен административный надзор, ограничений и запретов предусмотрена уголовная и административная ответственность.

Статьей 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за уклонение от административного надзора.

Санкцией этой статьи предусмотрено  наказание в виде обязательных работ на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо лишения свободы на срок до одного года за неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора.

Статья 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

По части первой новой редакции этой статьи несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Частью второй этой статьи установлено наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей за невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Источник: https://38.xn--b1aew.xn--p1ai/document/2600347

Юриста совет
Добавить комментарий