Обязан ли ученик посещать дополнительный урок?

Юридический справочник школьника

Обязан ли ученик посещать дополнительный урок?

Продолжение, начало см. в № 20, 21, 22, 2007

Сложных ситуаций, которые могут возникнуть в школе, очень много. В этом разделе мы постарались ответить на самые распространенные вопросы, касающиеся жизни в школе.

• Обязательно ли ходить в школу? • Могу ли я перейти в другую школу? • Как организуются школьные занятия? • Как осуществляется проверка знаний? • Что делать, если учитель ставит плохие оценки не за знания, а за поведение? • Двойки в году – что делать? • Какие наказания имеют право применять ко мне в школе? • Могут ли меня отчислить из школы? • Я пропустил занятие, опоздал на урок. Как мне себя вести? • Как должна быть организована работа факультативов, кружков? Как должны проводиться дополнительные занятия, внеклассные мероприятия? • Как разрешать конфликтные ситуации на уроке, связанные с содержанием изучаемого материала? • Какие требования предъявляются к внешнему виду учащихся? • Как организуется труд в школе: самообслуживание, субботники, трудовая практика? • Могут ли существовать в школе общественные организации? • Как организуется охрана школы?

• Как отстаивать свои права?

Надеемся, эта информация будет полезной и ученикам, и учителям.

О РАЗНЫХ ФОРМАХ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Я не хочу ходить в школу. Можно мне туда не ходить? – Да, можно, если с этим согласятся ваши родители, но получать образование все равно придется. Учиться можно не только в обычной школе.

Существуют вечерние школы (с 14 лет), кадетские школы, специализированные школы для юных спортсменов, музыкантов, художников. Кроме того, можно учиться в семье, а свои знания подтверждать на специальных экзаменах. Где учиться, выбирают родители вместе с учеником.

(Для любознательных.

Где бы вы ни учились, вы обязательно должны получить определенный объем знаний и умений по каждому предмету, соответствующий единому государственному образовательному стандарту.

Никто не может никого заставлять выбирать какую-то определенную форму получения образования, например, обычную школу, или кадетскую школу, или обучение в семье. Такое давление нарушает закон.)

Мои родители хотят, чтобы я учился дома. Что меня ждет? – Можно учиться и так, и это вполне нормально. Ваши родители могут учить вас сами, могут нанимать учителей или просить о помощи школу. Родители отвечают за то, чтобы вы осваивали все учебные программы. Вам придется сдавать экзамены в школе.

В любой момент вы и ваши родители можете отказаться от семейного образования и вернуться в школу.

(Для любознательных. Домашняя форма образования разрешена в нашей стране. Например, на нее может быть переведен ученик, получивший две двойки в году. Но не только.

На такую форму образования может перейти вполне успешный ученик, если захочет этого сам и, самое главное, захотят его родители. Они должны сами взять на себя организацию образования для своего ребенка в соответствии с государственными стандартами.

Для этого необходимо написать заявление в школу, куда зачислен ученик, заключить договор со школой о помощи, о промежуточных и итоговых экзаменах. О том, как они должны проводиться, должно быть написано в Уставе школы или других локальных актах.)

• Я учусь в обычной школе, но серьезно занимаюсь спортом и хочу многого добиться в этой области. Тренировки у меня каждый день, часто бывают сборы и соревнования в других городах. Времени на уроки остается совсем мало.

Можно ли мне учиться по какой-нибудь облегченной программе?
– Специальных программ для таких ребят, а также для ребят, серьезно занимающихся искусством или снимающихся в кино, нет.

Им и их родителям стоит подумать о переходе на домашнее образование или в специализированную школу.

• Что делать, если я часто болею и еще долгое время не смогу посещать школу? – В таком случае по рекомендации лечащих врачей вы можете перейти на надомное обучение (это не образование в семье, а еще одна форма).

К вам домой будут приходить учителя из вашей старой школы или из специальной школы надомного обучения и заниматься с вами индивидуально. Число уроков в неделю будет не очень большое.

(Для любознательных.

Чтобы перевести вас на надомное обучение, родители должны взять справку из поликлиники с заключением медицинской комиссии, написать заявление в школу или обратиться в окружное Управление образования для перевода в школу надомного обучения.)

• Имею ли я право перейти в другую школу? – Да, конечно. Если вы хотите перейти в другую школу и ваши родители не возражают, то вы должны получить согласие этой школы (в ней должны быть места), а также предоставить определенные документы.

(Для любознательных. Для перехода в другую школу после окончания учебного года вам нужны:

– ваше личное дело, заверенное подписью директора и печатью школы; – ваша медицинская карта. Во время учебного года для перехода в другую школу нужны: – ваше личное дело, заверенное подписью директора и печатью школы; – ваша медицинская карта; – ваш дневник, заверенный печатью школы; – выписка ваших текущих оценок по предметам, заверенная печатью школы. Если школа набирает классы с углубленным изучением каких-то предметов на конкурсной основе, то вы должны пройти конкурс.

Если ваша школа по каким-то причинам закрылась, то орган управления образованием, например роно, должен найти всем ученикам новые школы и перевести их туда. Родители должны дать согласие на перевод в предложенную школу (это значит, что если предложенная школа из-за чего-то не нравится вам и вашим родителям, то вы имеете право потребовать, чтобы вам подобрали другую школу.)

• Имеют ли право учиться в московских школах дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, у родителей которых временная регистрация по месту пребывания или нет регистрации вообще; дети граждан других государств или лиц без гражданства?
– Да, все эти дети имеет право бесплатно учиться в московских школах. Они имеют право получить образование в любой точке РФ независимо от места жительства. Это право закреплено в Конституции РФ в ст. 43 Закона «Об образовании» и подтверждено в Информационном письме Министерства образования № 03-51-57ин/13-03 «Рекомендации по организации приема в первый класс». Если такого ребенка не принимают в школу, то нужно обратиться в органы управления образованием (например, в Управление образования соответствующего округа Департамента образования Москвы), а если это не поможет, то в суд.

ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

• Почему мы учимся по субботам? – Учиться пять дней или шесть – каждая школа решает самостоятельно. При пятидневной учебной неделе в день получается больше уроков, чем при шестидневной.

Зато общее число уроков в неделю при пятидневке меньше, чем при шестидневке. Поэтому шестидневка чаще бывает в школах с углубленным изучением каких-то предметов, в гимназиях и лицеях.

(Для любознательных.

Максимально допустимое число уроков для каждого класса:

КлассыМакс. допустимая недельная нагрузка (в час.)
При шестидневке При пятидневке
53128
63229
73431
8-93532

Родители и ученики могут высказывать свои пожелания о длине учебной недели в органах управления школой, например в Совете школы. Кстати, школа имеет право заменить пятидневную учебную неделю на шестидневную и наоборот в течение учебного года.)

• Нам поставили нулевым уроком математику. На него очень тяжело приходить и очень хочется спать.

Законно ли это? Во сколько должны начинаться уроки? – Уроки должны начинаться не раньше 8 ч утра (более конкретно время начала занятий определяет школа).

Проведение нулевых уроков запретил своим постановлением Главный государственный санитарный врач РФ.

Если это все-таки происходит в вашей школе, посмотрите рекомендации по защите своих прав (см. в будущих выпусках газеты. – Прим. ред.).

• Какие классы не должны учиться во вторую смену?
– Первые, пятые и одиннадцатые. А также классы компенсирующего обучения, классы с углубленным изучением отдельных предметов и все классы в лицеях и гимназиях. Если ваш класс не должен учиться во вторую смену, но учится, посмотрите рекомендации по защите своих прав (см. в будущих выпусках газеты. – Прим. ред.).

/Следующий выпуск будет посвящен спорным вопросам, связанным

с выставлением оценок

./

Источник: https://ruk.1sept.ru/view_article.php?ID=200702309

Должен ли педагог проводить дополнительные занятия с отстающими учениками?

Обязан ли ученик посещать дополнительный урок?

Если ученик, например, из-за болезни пропустил уроки и не усвоил значительную часть материала, должен ли учитель проводить для него консультации? Чья это обязанность, учителя или родителей и учеников, ликвидировать пробелы в знаниях?

Школа устанавливает правила

На уровне школы могут быть приняты локальные акты, которые устанавливают, в какой степени и в каких случаях школа может оказать содействие в освоении программы в связи с пропусками. Это важно, потому что школа обязана проводить только те занятия, которые предусмотрены в учебном плане.

Если же часов индивидуальной работы с отстающими в него не заложено, организовать их будет затруднительно. В первую очередь из-за отсутствия финансирования на оплату этой работы для учителя. Педагогу придется работать бесплатно, так как часы не протарифицированы.

И требовать от него занятий с отстающими учениками (даже отстающими по уважительной причине) ни родители, ни школа не имеет права.

Финансирование от регионов

В некоторых случаях изменить ситуацию может региональное законодательство, если в нем предусмотрен порядок обучения в стационарах детей, болеющих дольше 21 дня. Также родители могут требовать организовать обучение на дому, если ребенок длительное время не может посещать школу.

для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в т. ч.

санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия.

Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях.

Если ребенок вышел из школы после болезни – то возможность проведения с ним дополнительных занятий зависит от локальных актов школы, а также от обязательств и гарантий для болеющих детей, которые предусмотрены законодательством региона.

В таком случае школа самостоятельно должна решить вопрос о получении финансирования для проведения таких занятий.

Родительская ответственность

Стоит понимать, что на родителях и школе лежит равная ответственность за создания условий для получения образования. Это означает, что если ни на уровне региона, ни на уровне школы не предусмотрены дополнительные занятия, то освоить учебную программу учащемуся предстоит самостоятельно. И это не зависит от причины пропуска.

В соответствии с Законом на учащихся возлагается обязанность добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы. А родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Можно ли организовать обучение в медицинском учреждении или на дому, в каких случаях это возможно, читайте в статье – Какие права на обучение имеют длительно болеющие дети?

Академическая задолженность

Если из-за пропуска занятий ученик был неаттестован по итогам года, по закону он обязан ликвидировать академическую задолженность, независимо от того, образовалась она по уважительной или неуважительной причине.

Школа должна обеспечить условия для ликвидации академической задолженности.

 Под условиями для ликвидации задолженности могут подразумеваться и часы дополнительных занятий, и индивидуальные консультации для обучающегося, и дополнительное время для разъяснения материала, и индивидуальная работа с психологом или с социальным педагогом.

Закон также даёт право родителям, детей, которые имеют академическую задолженность требовать перевода ребенка на обучение по индивидуальному учебному плану. При этом школа должна будет создать условия для ликвидации пробелов в знаниях, в том числе включить в расписание индивидуальные занятия с отстающими.

Что в итоге?

Если учащийся пропустил школу по уважительной причине, за ним сохраняется обязанность по освоению образовательной программы. Чтобы выяснить, кто именно должен обеспечивать условия для устранения пробелов, нужно найти учебный план на сайте школы, узнать о возможностях организации дополнительных занятий у директора либо прочитать региональное законодательство.

Обучающимся предоставляются академические права на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции  (ст. 34 Закона).

Чтобы реализовать этом право на индивидуальный подход в связи с особыми потребностями необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) и получить рекомендации о создании особых условий обучения, в том числе может быть рекомендованы сопровождение тьютора или переход на обучение по адаптированной программе обучения. См.

дополнительно – Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.

Источник: https://usperm.ru/clarify/dolzhen-li-pedagog-provodit-dopolnitelnye-zanyatiya-s-otstayushchimi-uchenikami

Школьные будни-2017 в вопросах и ответах. Часть 2

Обязан ли ученик посещать дополнительный урок?

При анализе комментариев посетителей блога по вопросам образовательного процесса в школе за 2017 год, отмечено, что их нередко интересовали вопросы, на которые они не всегда могли найти прямые ответы в нормативных правовых документах.

Например: надо ли предоставлять медсправку, если ученик пропустил занятия по болезни; обязана ли школа проводить дополнительные занятия с отстающими учениками; какую ответственность несут учителя за оскорбление ученика и ученик за оскорбление учителя; должен ли ученик присутствовать на уроках физкультуры, если он от нее освобожден; вправе ли учитель отобрать у ученика мобильник и читать чужие записки; может ли учитель выгнать ученика с урока, не пустить на урок, если ученик пришел не в школьной форме или с розовыми волосами; может ли ученик вести видео- и аудиозаписи на уроке и другие.
Возможно, приведенная подборка ответов на них поможет родителям избежать конфликтных ситуаций в школе, в том числе и конфликтов между учителями и родителями.

Что делать родителям в ситуации, когда им кажется, что учитель несправедливо ставит ученику отметки
Если у родителей возникают претензии о том, что учитель предвзято относится к их ребенку, ставит отметки за поведение, за отсутствие учебных принадлежностей, ученической формы, пропуски занятий, не информирует об отметках и не знакомит с контрольными работами, то они прежде всего должны обратиться за разъяснениями к учителю. Если разъяснения их не удовлетворят, то они могут обратиться с заявлением к администрации школы, в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. При этом важно, чтобы в школе были локальные акты, регулирующие данные процессы. При их отсутствии учитель, как правило,  поступает по своему усмотрению.

Правомерно ли не допускать до занятий ученика, если он пришел не в школьной форме или с розовыми волосамиСогласно ст. 38 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.

2012 года №273-ФЗ (далее — Закон) образовательные организации вправе устанавливать только требования к одежде обучающихся, в том числе к ее общему виду, цвету, фасону, видам, знакам отличия, а также правила ее ношения в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ.

Поэтому не допускать до занятий ученика, пришедшего в школу не в установленной форме, с розовыми волосами или в обуви на толстой подошве, высоких каблуках, школа не в праве.

Если родители считают, что руководство школы не прислушивается к мнениям родителей (законных представителей), то совет школы, родительский комитет вправе обратиться в школьную комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в орган управления образованием, которому подчиняется школа, в прокуратуру либо в суд.

Могут ли учителя посещать учеников на домуНеобходимость посещения учителями учеников на дому возникает в следующих случаях:— для обучения больных детей;—для составления акта обследования жилищных условий детей из неблагополучных семей;— для учета детей, проживающих в микрорайоне школы;— для изучения классным руководителем условий проживания школьника в семье, особенно детей, стоящих на учете.Однако при этом должны быть учтены следующие обстоятельства.Обучение на дому осуществляется по заявлению родителей, т. е. по их воле.Для составления акта обследования условий жизни несовершеннолетнего у образовательной организации должно быть переданное полномочие от органов опеки и попечительства, оформленное соответствующим договором. Если такого договора нет, то учителя не имеют правовых оснований посещать ребенка по месту его жительства, а родители могут не допускать их в свое жилое помещение.Учет детей относится к компетенции местного органа власти. Поэтому обходы микрорайонов школ могут осуществляться учителями совместно с работниками органов внутренних дел, представителями общественных и других организаций. Если учитель пришел к родителям один, они вправе не приглашать его в свое жилое помещение.

В приказе Минобрнауки РФ от 03.02.2006 N 21 не содержится прямого указания о том, что классный руководитель обязан посещать семьи обучающихся. Таким образом, родители на вполне законных основаниях вправе не впустить классного руководителя в своё жилое помещение.

Могут ли родители посещать уроки учителейДействующее законодательство не дает прямого ответа на этот вопрос.

Вместе с тем, согласно Закону родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей.

Таким образом, если родитель (законный представитель) считает, что права его ребенка в школе были нарушены, то он имеет право непосредственно ознакомиться с ходом образовательного процесса.

Однако,В школе должно быть  у родителей нет прав и полномочий на  оценку работы учителя, так как посещение уроков учителей относится к внутришкольному контролю образовательной организации.

Кроме того Закон гарантируют право педагога на свободу от вмешательства в его профессиональную деятельность, закрепляет его право свободы преподавания, выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания.

В школе должно быть Положение о присутствии родителей на уроках, которое  разрабатывается школой самостоятельно и закрепляется в её Уставе либо локальном акте.Чтобы поприсутствовать на уроке, родители должны:— переговорить с учителем и получить его согласие;— обратиться к руководству школой (директору или к его заместителю) и получить разрешение на посещение урока в указанный срок.Посещая уроки учителей, родителям следует соблюдать правила внутреннего распорядка, требования локальных актов, Устава, уважать честь и достоинство обучающихся и работников школы, не выяснять отношения в присутствии детей.

В посещении уроков может быть отказано вследствие нахождения родителей в состоянии алкогольного или иного опьянения, имеющим явные признаки инфекционного заболевания, угрожающего здоровью учащихся, наличия судебного решения о запрете на общения с ребенком и др.

Куда жаловаться на нарушение прав школьникаВ соответствии со ст.

45 Закона об образовании в РФ в целях защиты своих прав и прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:— направлять в органы управления школой заявления о применении к работникам школы, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению в 30 — дневный срок.— обращаться в школьную комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;— использовать не запрещенные законодательством РФ иные способы защиты своих прав и законных интересов.

Бездействие директора школы по рассмотрению жалобы и непредоставление письменного ответа на нее может быть обжаловано родителями в судебном порядке. Споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.

В каких случаях требуется медсправка Медицинские справки, как правило, требуются:— после стационарного лечения ребенка в больнице или санатории;— для организации обучения на дому (перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому определен приказом Минздрава № 436н от 20 июня 2016 г.);— при освобождении ученика от занятий по физкультуре по состоянию здоровья;— для освобождения от прививок;— при пропуске школьником занятий вследствие болезни менее 21 дня;— при пропуске уроков по болезни в случае, если в школе в это время по приказу Роспотребнадзора вводился карантин.Необходимость предоставления медсправки при пропуске учеником уроков на федеральном уровне не отрегулировано и может быть определено в уставе школы или в ее локальном акте.

При отсутствии медсправки в журнале делается отметка об отсутствии обучающегося по неуважительным причинам.

Если учеником пропущено много занятий по болезни, то могут ли его не аттестоватьДанный вопрос регламентироваться школьным локальным актом и решается в индивидуальном порядке.

Например, если ученик самостоятельно освоил пропущенный материал, то родители могут написать заявление на имя директора школы с просьбой провести промежуточную аттестацию по имеющимся задолженностям.

Если в школе имеется локальный акт об организации обучения на основе индивидуального учебного плана, то можно обратиться с просьбой организовать обучение ребенка по индивидуальному учебному плану на период ликвидации академической задолженности.

Согласно ст. 58 Закона обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам, переводятся в следующий класс условно.

Обязан ли учащийся сидеть в спортивном зале на уроке физкультуры, если он освобожден от занятий по физкультуре по состоянию здоровья
Учащийся освобождается от занятий физической культурой, а не от присутствия на уроке.

Школа несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся в период пребывания их в школе, то есть в течение времени, отведенного на все уроки в данный день в соответствии с расписанием, в том числе и на физкультуре. Поэтому просто так разрешать ученику уходить с уроков неизвестно куда нельзя.

Этот вопрос может решаться директором школы в индивидуальном порядке.

Может ли учитель отобрать у ученика мобильный телефон, если он им пользуется на урокеНет, не может, ибо согласно части 1 главы 13 статьи 209 «Гражданского кодекса РФ» собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом и он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Если использование телефона на уроке мешает проведению учебного процесса и ущемляет права других учеников, то учитель имеет право сделать замечание, провести профилактическую беседу, пригласить родителей в школу и т.д.

Может ли быть в школе запрещено пользоваться мобильным телефоном Данное положение относится к компетенции школы.

Право пользования мобильным телефоном может быть ограничено, если в Уставе школы есть положения на эту тему.

Знакомясь с Уставом, в котором содержится положение о запрете пользования телефоном, ученик и его родители автоматически соглашаются с ним и обязуются его соблюдать, то есть не пользоваться телефоном в учебное время.

За нарушение Устава школа вправе применить к ученику дисциплинарное воздействие: замечание, выговор.

Источник:Конституция Российской ФедерацииФедеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-ФЗСанПин 2.4.2.2821-10приказ Минобрнауки России от 15 марта 2013 г. N 185приказ Минобрнауки России от 14 февраля 2014 г. N 115

ФГОС НОО, ФГОС ООО

Школьные будни-2017 в вопросах и ответах. Часть 2

Источник: https://eduinspector.ru/2018/01/09/shkolnye-budni-2017-v-voprosah-i-otvetah-chast-2/

Прокуратура разъясняет: Права ребенка в школе

Обязан ли ученик посещать дополнительный урок?

Прокуратура разъясняет: Права ребенка в школе

Ребенок имеет право получить основной общеобразовательный курс бесплатно, что гарантирует Конституция РФ (статья 43) и закон «Об образовании в Российской Федерации».

При приеме в школу ребенок имеет право ознакомиться с Уставом и правилами внутреннего распорядка школы. Для представителей школы это – обязанность, они не только должны ознакомить ученика с этими документами, но и вывесить их в школе для всеобщего обозрения (ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Если ученик в состоянии выучить какой-то предмет досрочно, он имеет право на ускоренный курс обучения по этому предмету, и школа должна этому стремлению содействовать. Способы такой помощи должны быть прописаны в Уставе школы.

Ребенок имеет право участвовать в управлении школы и в ее внутренней жизни. Если школьники не согласны с решением администрации учебного заведения, он вправе обратиться за содействием в уполномоченные государственные органы через своего представителя (родителя, учителя). Эта возможность указана в ст. 9 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Ребенок старше восьми лет вправе участвовать в создании в школе общественных объединений и организаций, если они не носят политического или религиозного характера. А во внеучебное время ученики могут проводить собрания и митинги по вопросам защиты своих прав, если такие собрания не нарушают Устава школы.

Также ребенок имеет право бесплатно пользоваться школьной библиотекой.

Ребенок имеет право на уважение его человеческого достоинства, свободу совести, информации, на свободное выражение своих мнений и убеждений, а также свободу от принудительного труда (ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Конституция РФ).

Обязанности ребенка в школе

Каждый ученик обязан:

-соблюдать Устав и правила общеобразовательного заведения;

-добросовестно учиться;

-посещать занятия, входящие в основную образовательную программу, в соответствии с расписанием;

-бережно относиться к имуществу школы;

-уважать честь и достоинство других учеников и работников школы;

-выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка.

Деньги, дежурства, религия и дисциплина

Часто родителям школьников «выставляется счет» на новые окна, парты, компьютеры и прочие нужды школы. Следует знать, что решение о передаче денег в пользу школы может быть только добровольным. Родителей, через их детей, никто не может заставить тратить деньги, если они того сами не хотят. Школа может только предложить, а родители, вместе с ребенком, решат, внимать ли этой просьбе.

Это же касается и факультативных занятий. В каждой школе есть учебный план, в котором расписана по классам основная общеобразовательная программа (какие предметы, сколько часов и т.д.), а также дополнительные задания, кружки и факультативы.

Основная программа – бесплатна и обязательна для школьника, а вот посещение дополнительных занятий может быть только добровольным. Учитель не может заставить ученика ходить на дополнительные занятия, которые не входят в основную программу.

В некоторых школах детей оставляют подежурить после уроков, помыть пол в классе и т.п. Но школьные уборочные работы подпадают под определение принудительного труда, а он запрещен (ст. 37 Конституции).

Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается. Ученика могут попросить убраться в классе, но не в коем случае он не обязан делать это.

Можно согласиться, но согласие это должно быть в письменной форме за подписью родителей (опекунов, усыновителей).

Если кого-то из учащихся назначают следить за дежурными, это также неправомерные действия. Нельзя возлагать на учеников административные обязанности: дети не могут отвечать за поддержание дисциплины.

Если же ребенок трудится во благо школы, пусть он это делает добровольно, но если родители не согласны, они вправе пожаловаться на школу в Управление образования, обратиться в прокуратуру или в суд.

В школе не должна навязываться какая-либо религия или убеждения. Ребенок имеет право на свободу совести и вероисповедания. Школа не имеет права проводить какие-либо мероприятия религиозного характера и собирать пожертвования для религиозных организаций. В соответствии с законодательством в России – светская школа. Ученики имеют полное право отказаться участвовать в таких мероприятиях.

Кроме того, школа (или конкретный учитель) не имеет права принуждать учеников заявлять о своей принадлежности к какой-либо религии (Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Если школьника принуждают к чему-либо (дежурствам, дополнительным занятиям, религиозным мероприятиям и пр.), ему и его родителям следует защитить права ребенка и подать письменную жалобу директору школы.

Если после жалобы ситуация не будет исправлена, жалобу (с копией жалобы директору и ответом на нее) нужно направить в территориальный орган департамента образования по месту нахождения школы или в прокуратуру.

Если и после этого права ребенка будут продолжать нарушаться, родители вправе обжаловать действия администрации школы в судебном порядке.

Кроме принуждения и дискриминации, в школе также не допустимо применение физического и психического насилия по отношению к ученикам. Использование таких методов является основанием для привлечения работника образовательного учреждения к уголовной ответственности.

Помощник прокурора Ардатовского района

юрист 3 класса                                                                                   Дерябин С.С.

Источник: http://adm-ardatov.ru/prokuratura-razyasnyaet-prava-rebenka-v-shkole/?t=print

Ответы на частые вопросы о СанПиНе для школ

Обязан ли ученик посещать дополнительный урок?

П. 4.9 СанПиНа

Это зависит от площади каждого конкретного кабинета.

  • При фронтальной форме занятий на каждого ребёнка должно приходиться не менее 2,5 м².
  • При групповой форме работы в классе на каждого ребёнка должно быть минимум 3,5 м² площади.

При этих расчётах не учитывается площадь, необходимая для расстановки мебели.

На каком этаже должны находиться кабинеты начальной школы?

П. 4.6.

Санитарные нормы рекомендуют размещать кабинеты первых классов не выше второго этажа, а вторых-четвёртых классов — не выше третьего. Используемая в СанПиНе формулировка «рекомендовано» позволяет администрации не учитывать эту норму как обязательную для исполнения.

Как часто должна проводиться уборка помещений школы?

П. 12.3, п. 10.13

Все помещения школы должны ежедневно мыться с применением моющих средств. А туалеты, столовые, вестибюли, рекреации — после каждой перемены.

Между сменами должен быть предусмотрен 30-минутный перерыв, во время которого производится уборка помещений.

Каким должно быть расстояние от первой парты до доски?

П. 5.6. СанПиНа

От первой парты до учебной доски должно быть минимум 240 сантиметров.

Какие существуют правила рассадки детей разного роста?

П. 5.1, п. 5.2, п. 5.5, п. 4.8, Приложение 1 («Рекомендации по воспитанию и формированию правильной рабочей позы у учащихся»)

Парты должны расставляться в порядке от низких к высоким, чтобы самая низкая парта была в первом ряду, а самая высокая — в последнем.

При этом для каждого ребёнка должна быть предусмотрена парта, соответствующая его росту. Если нет возможности учитывать это требование при кабинетной системе обучения, то рекомендуется за каждым классом средней и старшей школы закрепить собственный кабинет, как в начальной школе.

Допустимо ли проводить уроки физкультуры в другом здании школы?

П. 4.13 СанПиНа

Санитарные нормы предполагают возможность размещения спортивного зала в отдельном здании. Отсюда следует, что необходимость перехода детей из одного здания в другое для проведения уроков физкультуры не нарушает санитарных норм.

Во сколько может начинаться первая смена?

П. 10.4. 

Не ранее 8 часов. Норм по самому позднему времени начала занятий не существует.

Существует ли норма времени окончания второй смены?

Такой нормы не существует. Время начала и окончания второй смены зависит от продолжительности и количества уроков и перемен в первой и второй сменах, времени на уборку между сменами.

Должны ли смены ежегодно чередоваться?

Такого требования в санитарных нормах нет. Однако во вторую смену не должны учиться 1, 5, 9 и 11 классы.

Какие существуют нормы по максимальному количеству уроков?

П. 10.6, 10.10

Установлено следующее максимальное количество уроков в зависимости от класса:

  • 1 класс — не более 4 уроков, один раз в неделю 5 уроков за счёт физкультуры;
  • со 2 по 4 классы — не более 5 уроков, один раз в неделю 6 уроков за счёт физкультуры;
  • с 5 по 6 классы — не более 7 уроков, но в среднем за неделю не более 6 в день;
  • 7 класс — не более 7 уроков;
  • с 8 по 11 классы — не более 8 уроков, но в среднем за неделю не более 7 уроков.

То есть в пятом классе может быть так: три дня 6 уроков, один день 5 уроков, ещё один день — 7 уроков. А в среднем за неделю получится 6 уроков в день.

Для первых классов существуют дополнительные требования:

  • в сентябре-октябре — по 3 урока в день продолжительностью по 35 минут;
  • в ноябре-декабре — по 4 урока в день продолжительностью по 35 минут;
  • в январе-мае — по 4 урока в день продолжительностью по 40 минут.

Могут ли быть обязательными дополнительные занятия, кружки в школе?

Все занятия, которые не входят в расписание, не являются обязательными. Посещение их может быть только добровольным. В эти занятия не должно проводиться обучение по основной школьной программе. Внеурочная деятельность в любом классе не должна превышать 10 академических часов в неделю. (Таблица 3 приложения 3 «Гигиенические рекомендации к расписанию уроков»)

Разрешается ли проводить более одной контрольной работы в день?

П. 10.8.

Нет, не разрешается. Более того, рекомендуется (но это не строго) контрольные проводить не ранее второго и не позднее четвёртого уроков.

Какие существуют нормы максимальной нагрузки на учеников?

Гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся (приложение к СанПиН)

Максимальная нагрузка указана в академических часах (1 а.ч. = 45 мин.)

Классы6-дневная неделя
(не более)
5-дневная неделя
(не более)
1 – 21
2 — 42623
53229
63330
73532
8 — 93633
10 — 113734

Указанная нагрузка включает в себя обязательные уроки по расписанию и дополнительные занятия.

Внеурочная деятельность в любом классе не должна превышать 10 академических часов в неделю. Программа внеурочной деятельности может быть реализована как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. Однако внеурочная деятельность должна быть добровольным выбором ученика, то есть не является обязательной частью учебного процесса.

Можно ли проводить сдвоенные уроки?

П. 10.8 СанПиНа

Сдвоенные уроки не разрешается проводить только в начальных классах. Исключением являются уроки физкультуры, когда занятие проводится на лыжах или в бассейне.

При какой температуре можно заниматься физкультурой на улице?

П. 10.23, таблица 1 «Рекомендации по проведению занятий физической культурой, в зависимости от температуры и скорости ветра, в некоторых климатических зонах Российской Федерации на открытом воздухе в зимний период года»

Осенью и весной — при любой температуре. Главное, чтобы не было дождя.

Температура воздуха и скорость ветра, при которых допускается проведение занятий на открытом воздухе:

Северная часть РФ
(Красноярский кр., Омская обл. и др.)
 до 12 лет -10 -11 ºC -6 -7 ºC -3 -4 ºCЗанятия
не проводятся
12-13 лет -12 ºC-8 ºC-5 ºC
14-15 лет-15 ºC-12 ºC-8 ºC
16-17 лет-16 ºC-15 ºC-10 ºC
В условиях Заполярья
(Мурманская обл.)
до 12 лет-11 -13 ºC-7 -9 ºC-4 -5 ºCЗанятия
не проводятся
12-13 лет-15 ºC-11 ºC-8 ºC
14-15 лет-18 ºC-15 ºC-11 ºC
16-17 лет-21 ºC-18 ºC-13 ºC
Средняя полоса РФдо 12 лет-9 ºC-6 ºC-3 ºCЗанятия
не проводятся
12-13 лет-12 ºC-8 ºC-5 ºC
14-15 лет-15 ºC-12 ºC-8 ºC
16-17 лет-16 ºC-15 ºC-10 ºC

Для Приморского края существуют отдельные нормы в зависимости от времени года.

Куда жаловаться на нарушения санитарных норм в школе?

Непосредственно за соблюдением норм санитарных правил следит Роспотребнадзор. Вы можете позвонить туда, или подать письменную жалобу лично или от имени нескольких родителей, или написать обращение в электронном виде с сайта управления Роспотребнадзора по вашему региону.

Некоторые вопросы нахождения детей в школе регулируются также департаментами образования регионов. Обращения туда также принимаются в трёх видах.

При невозможности или нежелании решить проблему силами чиновников помогает обращение в прокуратуру.

Помочь с решением системной проблемы может аппарат Уполномоченного по правам ребёнка в вашем регионе.

Источник: http://yarmalysh.ru/oficialno/shkola-oficialno/otvety-na-chastye-voprosy-o-sanpine-dlya-shkol

Юриста совет
Добавить комментарий