Носят ли возрастные ограничения рекомендательный характер?

Отсеять по возрасту. Как работает система рейтингов для кино в России

Носят ли возрастные ограничения рекомендательный характер?

В то же время, отмечают «Ведомости», резко возросло число фильмов с маркировкой «18+». В 2014-м это был каждый седьмой фильм, в 2015-м — каждый четвертый. В прошлом году в эту категорию попали 37% картин, еще 40% вышли с пометкой «16+». Доля отечественных «взрослых» фильмов практически не изменилась.

Никаких запретительных мер

Председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям и председатель Московского отделения Союза кинематографистов РФ Евгений Герасимов заявил «360», что в комиссию, оценивающую фильмы, входят уважаемые эксперты, оценивающие ленты исходя из одинаковых условий. Поэтому он не видит в их действиях каких-либо запретительных мер в отношении иностранных фильмов. В целом же, отметил депутат, у граждан есть много претензий к тому, что смотрят дети. Поэтому это вполне естественно, что есть возрастные категории.

«Родители хотят пойти в с ребенком в кино, читают рецензии и видят рекомендацию по возрастному ограничению. А дальше их дело — идти или нет. Никто никого не ограничивает. Тем более если посмотреть на то, что, бывает, показывают по телевидению или можно найти в интернете. Но, наверное, не нужно, чтобы восьмилетний смотрел то, что даже 14-летнему не рекомендовано, правда?» — сказал он.

Поэтому, по его мнению, нет никакого ущемления кинематографа той или иной страны. Главное, подчеркнул Герасимов, чтобы «он был достойный и хороший». В России существует единый ценз как для отечественных, так и для зарубежных фильмов, носящий рекомендательный характер.

«Решает семья, никто ничего не запрещает. Я не вижу, что в данной ситуации есть какой-то запрет иностранному кино. Его много и в кинотеатрах, и по телевидению, и в интернете», — заключил депутат.

Дело ясное, что дело темное

Гендиректор аналитической компании «Невафильм Research» Олег Березин заявил «360», что Минкультуры использует возрастные ограничения для зарубежных фильмов в качестве инструмента протекционизма в отношении российских картин. Увеличивая рейтинг, он отсекает часть аудитории и снижает число зрителей иностранных лент, тем самым увеличивая долю зрителей российских фильмов.

«У Минкульта всего два показателя, по которым он отчитывается за развитие российского кино. Они связаны с долей отечественных кинофильмов и почему-то с количеством кинозалов. Отсюда как раз все программы поддержки маленьких кинотеатров для увеличения числа кинозалов и все эти меры борьбы за долю российских фильмов», — пояснил Березин.

При этом Березин уверен, что эти явления — исключительно российская тенденция. В свое время их аналитическая компания проводила исследование и наблюдала, как за рубежом менялись рейтинги выходивших в российском прокате иностранных картин. И там нет такой огромной разницы между долей местных и иностранных кинолент в прокате.

«Во всем мире такие ограничения носят информационно-рекомендательный характер. Они, скорее, являются ориентиром для зрителей, для родителей, но не поводом не пускать в кинозал.

У тех же американцев рейтинги рекомендательные, их устанавливают общественные организации, и они являются информацией для родителей.

Часто даже пишут, что дети до 12 лет могут смотреть только в присутствии родителей, чтобы при необходимости они смогли объяснить что-то ребенку. И это делается задолго до премьеры», — подчеркнул он.

В конечном итоге, сказал эксперт, часто вообще непонятно, как эти рейтинги назначаются и кто именно принимает решение. Порой, выдача прокатного удостоверения происходит аккурат перед премьерой картины.

И уже было несколько случаев, когда правообладатель, уполномоченный заявлять рейтинг, указывает, например, «12+», а в последний день перед началом проката получает удостоверение, а там написано «16+».

И он даже не успевает ничего обсудить или опротестовать так как процедура эта долгая и «невнятная».

«Так было с российской картиной „Ночная смена“, снятой, правда, американской киностудией. Заявили рейтинг „12+“, вся реклама была соответствующей. А за день до проката получили удостоверение, где написано „16+“, и просить изменить рейтинг было уже поздно», — пояснил он.

Расплывчатый закон

Березин пояснил, что и сам закон о возрастных рейтингах, в части самой градации, написан довольно расплывчато. Особенно в разделе, затрагивающем категорию «16+». По его словам, «никто не понимает ее глобальный статус»: то ли она обязательна к выполнению, то ли это просто рекомендация.

«Вот с „18+“ ясно, что это обязательно. И то, непонятно, что делать, если приходит родитель и покупает билет себе и своему ребенку. Так как родитель — законный представитель, то ему решать, куда идти ребенку», — добавил Березин.

Именно поэтому, отметил эксперт, в их ассоциации сейчас работают над предложениями сделать рейтинги четко рекомендательными, присвоение рейтингов передать правообладателям. Ведь именно они, уточнил Березин, несут за это ответственность. Если они выпускают в прокат фильм, не соответствующий законодательству по рейтингу, то они за это отвечают.

«Третий момент: если возникает какая-то спорная ситуация, правообладатель сомневается в рейтинге и хочет куда-то обратиться за оценкой, нужно, чтобы этим занималась некая общественная организация, куда могли бы войти учителя, родители, представители кино. Чтобы они присваивали рейтинг и обосновывали свое мнение. На сегодняшний день Минкультуры даже не обосновывает свои решения.

Например, по его мнению, непонятно, почему российская драма об авиакатастрофе «Экипаж» получила рейтинг «6+», хотя помимо самой трагедии в картине показана постельная сцена. А какому-то иностранному фильму рейтинг несправедливо завышен.

«Так, например рассчитанные на широкую детскую аудиторию „Звездные войны“ имеют рейтинг „16+“, комедия „Такси 5“ — „18+“, а российский фильм „Собибор“ со сценами издевательств над военнопленными, смерти и кровопролития — всего „12+“», — заключил Березин.

В пресс-службе Министерства культуры лишь подтверждают установленную производителями и распространителями возрастную классификацию или предлагают свою позицию по присвоению возрастного рейтинга с учетом строгого анализа кинокартины. Это связано с тем, что производители и распространители продукции не всегда точно могут оценить критерии отнесения ленты к той или иной возрастной категории.

Присваивая фильму определенный рейтинг, Минкультуры России основывается на положениях Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», касающихся возрастных ограничений. Такая работа ведется из года в год, и никаких внутренних или внешних команд ведомство в данном случае не получало.

Кроме того, министерство не несет ответственность за то, чтобы кинофильмы с соответствующими возрастными ограничениями ежегодно выходили в одном и том же количестве. Это определяется тем, какие именно картины произведены и ввезены на территорию России для их дистрибуции.

«Поэтому, на наш взгляд, выводы, сделанные авторами материалов, носят исключительно умозрительный характер», — рассказали в пресс-службе Министерства культуры РФ.

и

Определением категории занимается Департамент государственного регистра Минкультуры, руководствуясь законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Если у сотрудника департамента возникает сомнение, или правообладатель не согласен с присвоенной категорией, то он может обратиться в экспертный совет, возглавляемый руководителем Департамента кинематографии Минкульта.

В совет должны войти несколько представителей заинтересованных органов исполнительной власти, научных и общественных организаций, творческих союзов и работников кинопроката. Его члены рассмотрят вопрос и дадут свою рекомендацию.

При этом на фильмы «16+» детей, не достигших этого возраста, могут пустить с родителями или письменным разрешением от них, а на «18+» — только достигших этого возраста.

0+

Картина не должна вредить здоровью или развитию не достигших шести лет детей. В лентах допускаются оправданные жанром или сюжетом эпизодические ненатуралистичные описания или изображения любого несексуального насилия. Обязательное условие: добро должно победить зло, жертве нужно сострадать, а агрессора — осудить.

6+

Все то же самое. Кроме того, можно показывать или описывать болезни, правда нетяжелые, не унижающие достоинство, а «кратковременные и ненатуралистические». Такие же описания и изображения несчастных случаев, аварий и катастроф без последствий.

Правда, только так, чтобы дети не испугались, не ужаснулись и не вали в панику. Можно показывать или рассказывать о преступлениях и антиобщественных действий. Но, опять же, так, чтобы они не показались оправданными или привлекательными, детям не захотелось их повторить.

Дополнительное условие: преступника или антиобщественника обязательно нужно осудить.

12+

К перечню добавляются уже обыкновенные сцены жестокости или насилия, правда, без натуралистичного показа нанесения увечий или смерти. Жертве — выразить сострадание, жестокость — осудить.

Если только насилие не применяется для защиты прав граждан или законных интересов общества и государства. Детям этого возраста можно показывать пиво и прочий алкоголь, сигареты, азартные игры, бродяжничество и попрошайничество.

Разумеется, в такой форме, чтобы им не захотелось все это опробовать. Наркотики пока можно только упоминать. И, конечно, все плохое необходимо осудить.

Кроме того, 12-леткам уже можно смотреть на «ненатуралистические половые отношения» между мужчинами и женщинами. Правда, так, чтобы они от увиденного не возбуждались и не оскорблялись. Показывать «действия сексуального характера» нельзя.

16+

Кроме уже перечисленного этой категории можно показывать несчастные случаи, смерть, аварии, катастрофы без натуралистической демонстрации последствий, сцены с наркотиками/одурманивающими веществами и последствиями их использования, если осуждается употребление и подчеркивается их опасность и неэксплуатирующие интерес к сексу, неоскорбительные половые отношения без показа самого процесса. Герои могут ругаться, правда, аккуратно и цензурно.

18+

Нельзя показывать то, что спровоцирует детей сделать что-то угрожающее их жизни или здоровью. Отдельно выделены самоубийство и демонстрация культуры общества ЛГБТ. Запрещено все то, что может побудить ребенка попробовать наркотики или одурманивающие вещества, закурить, выпить, поучаствовать в азартных играх, заняться проституцией или зоофилией.

Нельзя включать сцены отрицания семейных ценностей, формирующие неуважение к родственникам, а также порнографию, открытые внутренние органы, оправдывающую жестокость и преступления, информацию, сексуальное или кровавое насилие, сцены с нецензурной и другой бранью.

Источник: https://360tv.ru/news/tekst/otsejat-po-vozrastu/

ПРАВИЛА

Носят ли возрастные ограничения рекомендательный характер?

  • Общие положения
    1. Настоящий документ содержит основные положения (далее – Правила), регулирующие взаимоотношения Покупателя (Зрителя) и Продавца (Цирка) при продаже билетов на цирковой спектакль (Спектакль).
    2. Репертуар, длительность спектаклей, представлений и иных мероприятий, проводимых Цирком, а также возрастные ограничения определяются Цирком самостоятельно и носят рекомендательный характер.
    3. Билет является договором на оказание услуг в сфере культуры, и, приобретая его, Зритель принимает на себя обязательства по соблюдению установленных правил продажи/ покупки билетов и требований, предъявляемых при посещении спектакля, а Цирк должен оказать услугу в виде показа представления, указанного в билете в установленные дату и время.
    4. Администрация Цирка оставляет за собой право вносить изменения в артистический состав спектаклей без предварительного уведомления Зрителей. Изменения в артистическом составе не являются основанием для возврата билета.
    5. Билет формируется в автоматизированной системе учета билетов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к билетной информации.
    6. Зритель может приобрести билеты на мероприятия Цирка одним из следующих способов: – в кассе Цирка, расположенных по адресу: Москва, Лужники д.24 стр.3

      – на официальном сайте Цирка

      – у официальных распространителей.

      При покупке в кассах он распечатывается билетным кассиром на бланке строгой отчетности, при покупке на сайте Цирка (в электронном виде) распечатывается самим Зрителем на обычной бумаге. Возможен заказ билетов по телефону с последующим выкупом в кассе Цирка.

    7. Распространение билетов через официальных распространителей производится в соответствии с заключенными договорами.
    8. Один билет действителен для одного лица независимо от возраста. В билете указываются серия, номер, цена билета, дата и время проведения спектакля, его название, ряд, место, стоимость, реквизиты организатора и специфику оказания услуги.
    9. Особые условия приобретения билетов не предусмотрены.
    10. Контроль прохода зрителей в Театр осуществляется по билетам с использованием автоматизированной системы контроля доступа (СКД).
    11. Билет с исправлениями, наклейками и повреждениями, при которых невозможно осуществить его проверку на контроле при входе, признается недействительным и освобождает Цирк от каких-либо обязательств по нему. Покупатель несет всю полноту ответственности за подлинность билета в случае приобретения его с рук и/или в местах, отличных от официальных точек распространения.
  • Порядок посещения мероприятий
    1. Вход в Цирк осуществляется при наличии билета, каждый зритель, не зависимо от возраста, должен иметь входной билет.
    2. Вход в Цирк осуществляется за час до начала спектакля. Время начала спектакля указано на билете. Зрители обязаны своевременно, до начала спектакля прибыть в Цирк.
    3. С целью обеспечения безопасности Зрителей при входе в Цирк Зрители обязаны пройти через арочные металлодетекторы, предварительно положив на отведенное место ручную кладь и металлические предметы, а также предоставить к досмотру вносимые вещи, с целью выявления запрещенных к проносу в здание Цирка предметов. В случае нежелания Зрителя пройти контроль, администрация Цирка имеет право отказать ему в посещении Цирка.
    4. Категорически запрещается проносить колюще-режущие предметы, оружие, средства самообороны, алкогольную продукцию, продукты питания и воду/газированные напитки в стеклянной таре.
    5. Администрация не отвечает за утрату денег, иных ценностей, оставленных зрителем без присмотра или сданных в гардероб, вместе с верхней одеждой.
    6. Зритель во время нахождения в Цирке обязан бережно относиться к имуществу Цирка, соблюдать общественный порядок и правила противопожарной безопасности. Материальный ущерб, причинённый имуществу принадлежащему Цирку, взыскивается с виновных лиц в полном объеме в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
    7. Лицам в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, а также в грязной, пачкающей одежде в посещении Цирка может быть отказано.
    8. Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» курение в здании Цирка категорически запрещается.
    9. Распитие спиртных и спиртосодержащих напитков в туалетах, фойе и зрительном зале категорически запрещено.
    10. Не допускает вход в зал в верхней одежде и головных уборах, а также с продуктами и напитками.
    11. На время проведения мероприятия Зрители обязаны перевести устройства мобильной связи в бесшумный режим работы.
    12. В соответствии с частью 4 Гражданского кодекса Российской Федерации спектакли, представления и иные мероприятия Цирка являются интеллектуальной собственностью Цирка и постановщиков. В целях обеспечения охраны авторских и иных смежных прав фото-, кино-, видео-, телесъёмка, любые виды аудиозаписи спектаклей или их фрагментов без специального письменного разрешения администрации Цирка ЗАПРЕЩЕНЫ.
    13. Запрещается во время представления: создавать ситуации, мешающие зрителям смотреть представление; вести телефонные переговоры; ходить по залу; находиться в проходах главной арены Цирка и осуществлять самовольный выход на манеж; выходить за кулисы Цирка.

      Лица, не соблюдающие настоящее Положение, нарушающие общественный порядок, создающие угрозу жизни и здоровью посетителей, могут быть удалены сотрудниками Цирка и/или сотрудниками частного охранного предприятия с территории Цирка. В зависимости от характера правонарушения Администрация Цирка может ограничиться предупреждением или передать нарушителя в полицию для принятия соответствующих мер воздействия.

  • Источник: http://zapashny.ru/rules/

    Все возрасты покорны? – Официальный сайт Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге

    Носят ли возрастные ограничения рекомендательный характер?

    Как формируются и как соблюдаются возрастные ограничения на фильмы и спектакли

    Девять месяцев назад (срок, если речь идёт о детях, – символический) заработал закон, обязывающий размещать возрастные категории на афишах (или иных объявлениях о мероприятиях), на входных билетах, в эфире телеканалов…

    Эта инициатива законодателей преследует цель защитить детей от вредной информации. Однако, как показала практика, новоиспечённый закон продуман невнятно и толком не соблюдается. Цифры возле фильмов и передач стали своего рода градусниками, которые погоды не делают.

    Что делать законодателям? Они поступают по сложившейся традиции: сейчас в Госдуме готовится законопроект – по которому кассиры и контролёры обязаны спрашивать документы, подтверждающие возраст. Иначе они будут оштрафованы на…

    600 тысяч рублей! Корреспонденты “НВ” выяснили, откуда появляются возрастные маркировки и главное – работают ли они.

    Вступивший в силу с 1 сентября прошлого года закон “О защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и развитию” вызвал бурную реакцию в обществе.

    Кто-то увидел в нём спасение подрастающего поколения от “разврата и скверны”, а кто-то посчитал, что в беспощадном огне цензуры погибнет даже “нупогодишный” волк и папа из “Простоквашино”, которые курят в кадре и подают детям дурной пример.

    Тем временем до сих пор нет ясности, кто и по каким критериям решает – где поставить, например, значок “6+”, а где “12+”. И в чём, к примеру, разница между продукцией, отмеченной “16+” и “18+”.

    – Возрастные маркировки, – считают в Управлении Роскомнадзора по Петербургу и Ленобласти, – по сути своей просто подспорье для родителей. То есть родители должны принять к сведению маркировку “12+” и не разрешать смотреть дошкольникам такой, скажем, фильм. Хотя понятно, что многие родители не обращают на неё внимания и сами решают, что смотреть их детям.

    В то же время специалисты признают: в документе нет чётких критериев, по которым должны выставляться возрастные ограничения. За основу для расстановки категорий взят приказ Роскультуры от 2005 года. Но в нём требования рассчитаны в основном на фильмы, да и сформулированы расплывчато.

    – Вопросы морали и оценки уровня культуры не имеют чёткого отражения в законодательстве и поэтому допускают довольно широкий спектр толкований, – считает детский омбудсмен Петербурга Светлана Агапитова. – Ведь важно не только оградить ребёнка от информации, наносящей ему вред, но и не лишить его возможности культурно-эстетического развития.

    Итак, в законе о защите детей от вредной информации прописаны лишь технические моменты: соответствующая маркировка должна появляться в эфире в начале каждой телевизионной передачи или фильма, а также при выходе с рекламного блока на протяжении 8 секунд.

    Информация о том, для какой возрастной категории рекомендован фильм, спектакль или другой продукт, должна быть размещена на афишах, рекламных объявлениях, входных билетах.

    Определять возрастную планку должен сам телеканал (администрация театра, режиссёр-постановщик, художественный руководитель), а проверять наличие маркировки – органы Роскомнадзора.

    По оценке представителя Управления Роскомнадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Екатерины Егоровой, в Петербурге закон функционирует в полную силу: возрастные ограничения стоят фактически везде. Но…

    – Пока мы смотрим только на наличие маркировки, содержание не проверяем. А вот когда будет окончательно выработан единый механизм оценки и сформирован совет экспертов, будем отслеживать и наполнение, – пояснила сотрудница Роскомнадзора.

    Как рассказала корреспонденту “НВ” замдиректора по зрителю театра “Буфф” Кира Гуро, возраст постановок определяют художественный руководитель и директор.

    – Жёстких рамок для определения возраста нет, – говорит она. – Просто, например, если в постановке есть сцены с обнажённым телом, то мы ставим ограничения “16+”. Впрочем, существующий закон – это исключительно рекомендация для родителей. Он не предусматривает реальных ограничительных мер.

    При этом зачастую бывает, что желание перестраховаться приводит к очевидно завышенной планке. Обратите внимание на маркировки некоторых фильмов, которые идут по ТВ. Ленты, которое старшее поколение спокойно смотрело, скажем, в 12 лет, теперь то и дело маркируются “16+”.

    Каюсь, но я, мама двух девочек 7 и 8 лет, не соблюдаю возрастные ограничения. Например, мои дети обожают смотреть популярный сериал “Папины дочки”. Как грамотный родитель, я прочитала маркировку: “12+”, и по новому закону дети могут смотреть фильм лишь в моём присутствии. Однако это получается далеко не всегда…

    – А я смотрела и “Дом-2”, и “Каникулы в Мексике”. В “Каникулах…” вообще ничего такого нет, – призналась мне 10-летняя девочка. – Вообще непонятно, почему на некоторых нормальных программах стоит “18+”, а других… ну таких, где бывает такое… только “16+”…

    Опрос, проведённый недавно аппаратом детского омбудсмена, показал: для детей цифры на экране либо ничего не значат, либо становятся “запретным плодом”, который очень хочется попробовать.

    На вопрос: “Переключаете ли вы канал, когда видите значок более старшего возраста?” – 71 процент опрошенных подростков в возрасте от 12 до 17 лет ответили: “Нет”.

    Получается, что цифры, стоящие на фильмах и передачах, не ограничивают, а наоборот, привлекают детей.

    – Конечно, в связи со вступлением в силу закона о защите детей от вредной информации подобные споры будут возникать часто, – считает Светлана Агапитова. – И здесь очень важен здравый смысл и мнение экспертов. Оценивать продукцию должны именно они. Также надо подумать о том, как учитывать мнение общественности. В настоящее время этот механизм нигде чётко не заявлен.

    Словом, как это часто бывает, новый закон требует дополнительных законов, комиссий, контролёров, экспертов…

    И вот, заметив, что закон о защите детей от вредной информации толком не работает, чиновники пошли дальше. Недавно они решили обязать кинотеатры, концертные залы и организаторов иных зрелищных мероприятий проверять документы у посетителей сеансов. Законопроект о введении новых мер по защите детей от опасной информации уже внесён в Госдуму.

    Федеральным чиновникам не понравилось, что закон сейчас носит рекомендательный характер и не запрещает учреждениям пускать детей даже на сеансы “для взрослых”.

    Согласно законопроекту, если ребёнок всё же попадёт на взрослую постановку, то кассир или контролёр будут оштрафованы до 600 тысяч рублей, а повторный проступок в течение года влечёт административное приостановление деятельности организации на срок до 30 суток.

    “Государство должно обеспечить своему подрастающему поколению информационную безопасность”, – написано в пояснительной записке к внесённому законопроекту.

    Представители театров к очередной инициативе чиновников отнеслись крайне негативно.

    – Кассир и контролёр не могут нести столь высокую ответственность за продажу билетов, – пояснили корреспонденту “НВ” в одном из петербургских театров.

    – А что делать, если билет для ребёнка купит взрослый? Кто тогда должен за это отвечать – контролёр или кассир? Штрафами проблемы не решить, нужно воспитывать внутреннюю культуру в каждом из нас и сознание общества.

    В конце концов то, что дети могут увидеть в кино и спектаклях, не самая плохая информация. Намного больше вреда наносят им знания, почерпнутые, например, из интернета.

    Что ж, какие-то ограничения, видимо, нужны. Но вот как отделить зёрна от плевел и не уничтожить что-то истинно ценное? Современная жизнь несколько сложнее, чем виделась папе из стихотворения Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо?”. А уж если речь заходит об искусстве, то искать ориентир становится особенно сложно.

    ***

    КСТАТИ

    * В советский период действовала трёхуровневая система возрастных ограничений: для любой зрительской аудитории, для любой зрительской аудитории (кроме специальных детских сеансов), для лиц старше 16 лет. В конце 1990-х годов добавили ещё две возрастные строки – 12 и 18 лет. Затем в 2005 году по инициативе педагогов и психологов появилась ещё одна возрастная категория (14 лет).

    * Во многих западных странах используется трёхступенчатая система возрастного ограничения: квадрат, треугольник и круг внизу экрана распознаются современными телевизорами как конкретный сигнал к действию. И если в настройках стоит ограничение, например, аналогичное нашему “6+”, устройство автоматически блокирует “взрослый” сигнал.

    * В Америке к фильмам и передачам применяются возрастные критерии, чем-то похожие на российские.

    Существует пять категорий: G (General audiences) – фильм демонстрируется без ограничений, PG (Parental guidance suggested) – детям рекомендуется смотреть фильм с родителями, PG-13 (Parents strongly cautioned) – дети до 13 лет допускаются на фильм только с родителями, R (Restricted) – подростки до 17 лет допускаются на фильм только в сопровождении одного из родителей либо законного представителя, NC-17 (ранее X) – лица, не достигшие 17 лет, на фильм не допускаются.

    * В тех же Штатах для определения рейтинга для каждого конкретного фильма создаётся специальная комиссия, которая просматривает его. После просмотра и обсуждения происходит ание, в ходе которого фильму присваивают возрастной ограничитель.

    «Невское время №086»

    Источник: http://spbdeti.org/id3807

    До 18 нельзя: Как работают возрастные ограничения в прокате — Статьи на КиноПоиске

    Носят ли возрастные ограничения рекомендательный характер?

    Кто в России определяет рейтинг фильма? Почему зрителям от 16 до 18 лет достаются одни блокбастеры, а детям не разрешают смотреть «Жизнь Кабачка»?

    Система рейтингов в российском кинопрокате действует с 2012 года, согласно закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

    КиноПоиск поговорил с прокатчиками и организаторами фестивалей о том, как работает эта защита, влияет ли закон на сборы и какие решения принимало министерство культуры, раздавая рейтинги (российские подразделения студий-мейджоров отказались давать нам комментарии; Минкульт также пока не ответил на наш запрос).

    По существующей схеме прокатная компания сама предлагает тот или иной рейтинг для фильма, подавая заявку в министерство культуры. Одновременно в кинотеатрах, на улицах, в сети появляется рекламная продукция, на которой также указаны возрастные ограничения. Проблемы возникают, если экспертный совет Минкульта решит, что рейтинг фильма недостаточно низок.

    Алена Опрокиднева, специалист по связям с общественностью A-One Films:

    — граница — 18+ или нет. Здесь Минкульт поступает порой странно, автоматически присваивая максимальный рейтинг всем фильмам, которые имеют рейтинг R в Америке.

    А такой рейтинг может быть присвоен из-за мата, например, которого в дубляже, конечно, не будет. Наличие ценза влияет на нашу работу с кинотеатрами.

    Это касается печати рекламной продукции, где должен быть указан ценз, рекламных роликов, расписания. Сам фильм может быть снят с показа, если случится форс-мажор и рейтинг поменяют.

    У Американской киноассоциации (MPAA) есть пять категорий возрастных рейтингов: G — фильм подходит для аудитории любого возраста; PG — детям рекомендуется просмотр в присутствии взрослого; PG-13 — в фильме имеется контент, возможно, нежелательный для детей младше 13 лет (например, брань); R — условно взрослый контент (например, обнаженка), лица до 17 лет могут смотреть фильм только в сопровождении родителя или законного представителя; NC-17— самая хардкорная категория, «детям до 17 запрещается», строго взрослый контент (секс, насилие, наркотики, ненормативная лексика, особенно если все это сразу).

    Последние год-два мы уже перестраховываемся и дуем на воду. При этом, кажется, мы попались с рейтингом лишь один раз. Если не ошибаюсь, это был фильм «Проект „Флорида“», которому мы предложили рейтинг 16+, а Минкульт поменял на 18+. Тогда мы потратили деньги и время, свое и кинотеатров, чтобы менять всю рекламу в последний момент.

    «Проект „Флорида“»

    Большинство наших фильмов все же соответствует рейтингу 18+, поэтому особых потерь мы не несем. Тяжело оценить, каков процент аудитории, который теряется из-за ценза, но нет чувства, что мы наступаем себе на горло.

    Порой мы показываем фильмы 16+, и на таких сеансах администраторы обычно более лояльны — могут ходить и четырнадцатилетние подростки с родителями. Если рейтинг максимальный, такие фокусы не пройдут.

    Наверное, до 18 лет лучше и не смотреть какое-нибудь «Убийство священного оленя».

    и MPAA носят рекомендательный характер. При желании производитель может вовсе отказаться от рейтинговой оценки фильма, что, c одной стороны, ограничивает его прокат, с другой — делает его более вероятным, чем в случае получения жесткого рейтинга NC-17. Так, например, поступили с «Детками» Ларри Кларка или со «Счастьем» Тодда Солондза.

    В то же время некоторые американские фильмы не имеют рейтинга R и также проходят контроль минкульта. Потому даже полный насилия боевик, если там нет реалистичной крови, могут порой смотреть дети лет с двенадцати. Немного обидно: мы считаем, пусть лучше бы они посмотрели Соррентино.

    «Молодость»

    Максимальный рейтинг по-прежнему присваивается за кровь, секс, наркотики, алкоголь, табак. Но речь идет лишь о том, что в кадре. Если наркотик каждые пять минут упоминается, но не показывается, ему могут присвоить и 16+. И надо понимать, что никакого строгого перечня — чего можно и чего нельзя — ни у какого чиновника нет.

    Многие в кинобизнесе согласны с тем, что угадать, какое ограничение у фильма будет, заранее нельзя. Впрочем, есть тенденции к завышению рейтинга и к более либеральной оценке отечественных масштабных проектов. Таким образом, нечеткие критерии закона могут способствовать нечестной конкуренции.

    Кирилл Сорокин, основатель Beat Film Festival:

    — Существует проблема: критерии присвоения возрастного рейтинга более-менее непрозрачны. Мы можем взять некоторые национальные блокбастеры вроде «Легенды № 17», которые имеют низкие рейтинги и доступны детям, несмотря, например, на сцены насилия или эротики. Не хочется обязательно предполагать некий лоббизм, но по факту мы его и видим, хотя неизвестно, на каком этапе он возникает.

    «Легенда № 17»

    Есть очевидные формальности — скажем, курение и алкоголь в кадре. Тут уже сразу ставят максимальные ограничения из расчета «как бы чего не вышло». Но и в этом случае мы найдем примеры больших патриотических фильмов, которым такие вещи совершенно не мешают.

    Кино, которое показываем мы — документальное кино, — фактически не нуждается в этих ограничениях. Молодые люди его, как правило, и не смотрят. К тому же мы в основном показываем фильмы на фестивалях, где установлена единая — обычно максимальная — входная планка. Не могу вспомнить, чтобы именно мы реально пострадали от рейтинга.

    Впрочем, у нас были мысли получить прокатное удостоверение для показа подросткам ленты «Скейт-кухня». Героини фильма — молодые девчонки, которые катаются на скейтах по Нью-Йорку, влюбляются, взрослеют. Там нет секса и наркотиков, зато есть сигареты, поэтому вряд ли нам дали бы 12+.

    Кстати, ограничение 16+ было у фильма «Ла-Ла Лэнд», но там уж совсем не было ничего сомнительного. Это понимали все, включая охранников кинотеатров, поэтому и я, и многие шли на мюзикл с совсем маленькими детьми. Потому на деле все работает всегда по-разному.

    «Ла-Ла Ленд»

    По естественным причинам, больше всего несправедливых решений о присвоении рейтинга относится к детско-юношескому кино. Многие фильмы, снятые для молодежи на Западе, у нас выпадают из поля зрения подростков.

    Марианна Ибрагимова, глава отдела закупок Russian World Vision:

    — Сейчас, подавая заявку, мы ориентируемся на свой опыт работы с Минкультом. Несколько неприятных ситуаций, связанных с возрастным цензом, у нас уже было. Поэтому некоторые случаи отработаны до автоматизма. Есть сцена употребления наркотиков или даже упоминания о наркотиках — мы уже не рискуем ставить что-то, кроме 18+.

    Помимо веществ, включая табакокурение, отсекают от юной аудитории любые сексуальные сцены в фильме. Доходит до смешного: отмеченный в Каннах «Самый счастливый день в жизни Олли Мяки» получил 16+ за сцену, где показаны обнаженные боксеры в душе.

    «Самый счастливый день в жизни Олли Мяки»

    Бывают, впрочем, и неожиданности. Например, история с мультфильмом «Жизнь Кабачка». Его смотрели наши собственные дети и дети во всем мире, но в российском прокате присвоили максимальный возрастной рейтинг.

    «Жизнь Кабачка» затрагивает тему усыновления и детдомов, при этом никакой жести там нет, хотя до определенной степени мультфильм реалистичен. Нам достался вечерний прокат, в результате он не окупился.

    Но обидно больше даже не это, а то, что тысячи детей не увидели действительно хороший мультфильм.

    Конечно, эти ограничения и практика вечерних показов взрослых фильмов влияют на успех проката. Кроме того, из-за ограничений мы не проходим на большинство телеканалов.

    «Жизнь Кабачка»

    Проблема возрастных ограничений связана с несовершенством самой шкалы рейтингов. Закон не делает различия как между десяти- и пятилетними детьми, так и между подростками двенадцати и пятнадцати лет. Возможным решением было бы воспользоваться американской практикой и узаконить родительское сопровождение в спорных случаях.

    Мария Терещенко, программный директор Большого фестиваля мультфильмов:

    — В области детского кино есть ценз 6+, а следом за ним уже 12+. Между этими возрастами огромный разрыв, и остро не хватает промежуточного рейтинга. Притом что у нас есть два разных рейтинга — 16+ и 18+, хотя разница между шестнадцатилетним и восемнадцатилетним вовсе не столь существенна, как бывает в раннем детском возрасте.

    В результате на фестивалях детского кино бывают такие парадоксы: в рекламе указано 6+, и там же написано, что «для детей от десяти лет». Выглядит это, конечно, глупо. Но если мы так не напишем, получится, что половину зала займут дети трех-четырех лет.

    На рейтинговом отрезке между 0 и 12 годами за таким никто не следит. Бывает, что фильму приходится ставить рейтинг 12+, хотя по-справедливости надо ставить 10+, но такого рейтинга нет. Тогда на показ идут подростки, которым эта история уже неинтересна.

    Еще казус — уже не с фестивалей. В фильме нет вообще ничего такого, у него рейтинг 0+, но он, конечно, взрослый. Имеются в виду, скажем, интеллектуальные фильмы, где два человека в кадре разговаривают два часа о смысле жизни. Или многие старые советские фильмы.

    В России существует пять категорий возрастных ограничений информационной продукции: 0+, 6+, 12+, 16+ и 18+. Критерии, по которым присваивается та или иная категория, достаточно четко прописаны в Федеральном законе «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

    Среди этих критериев есть и все градации экранного насилия, и отрицание «семейных ценностей», и формирование «неуважения к родителям и (или) другим членам семьи».

    Закон также проводит различие между «половыми» и «сексуальными» отношениями: на первые можно смотреть с 12 лет, на вторые — только после 18.

    Именно этим законом руководствуется специальная комиссия при департаменте кинематографии, выносящая окончательный вердикт.

    Разумеется, скупые строки закона не могут охватить все нюансы жизненных ситуаций и конфликтов, что дает простор широкой трактовке его положений (например, насильственная смерть матери героя и суровые будни детдома в пресловутой «Жизни Кабачка» (12+) — это какая степень жестокости?).

    Когда делаешь программу для подростков, возникает много проблем, потому что в большинстве случаев рейтинг идет от 16+. Какой-нибудь «Пролетая над гнездом кукушки» мы все видели лет в четырнадцать-шестнадцать, и все было благополучно.

    Более того, именно в том возрасте такие фильмы были важны, отвечали на волнующие вопросы. Теперь им установлена планка 18+, и подростки их не видят — по крайней мере в кино.

    Просто потому, что в этих фильмах показывают такое, чем подростки часто занимаются, но на что им нельзя смотреть.

    Бывает совсем смешно. Однажды подслушала в кинотеатре разговор двух девушек, которым было пятнадцать, и на фильм «Красавица и чудовище» им было нельзя, только после шестнадцати (такой строгий рейтинг был связан, видимо, с тем, что персонаж Джоша Гада в фильме — фактически гей, влюбленный в главного героя. — Прим. КиноПоиска). Они над этим обстоятельством очень потешались.

    «Красавица и чудовище»

    Нет проблем только с однозначно взрослым кино — 18+, и все. Помимо границы совершеннолетия, можно было бы воспользоваться практикой PG, когда подросткам разрешен просмотр вместе с родителями. Оставить, например, рейтинг PG-13.

    Многие прокатчики все же не слишком оптимистично смотрят на будущее этой практики, припоминая, в частности, новый закон о фестивалях. Сегодня феномен возрастных рейтингов сочетает плавучую цензуру, лоббирование, бюрократическую инерцию и человеческие ошибки.

    Глава международного отдела компании «ПРОвзгляд» Татьяна Долженко:

    — Среди наиболее чувствительных к возрастным рейтингам сегментов — подростковое, молодежное кино. Дело в том, что по существующему регламенту таким фильмам практически всегда присваивается 16+.

    И в последнее время наметилась закономерная тенденция на российском прокатном рынке: молодежное кино закупается все реже. Например, мы выпускаем в прокат 6 сентября «Клуб „Школа“». Очевидно, что одним из ядер целевой аудитории были бы подростки, но по регламенту смогут попасть лишь те, кто старше 16.

    Да, при покупке билетов в онлайн-кассах нет проверки паспортов, но уже сейчас в разработке меры контроля на площадках.

    «Клуб „Школа“»

    Вообще специфика бизнес-процессов в немейджорских компаниях такова, что документы на прокатное удостоверение обычно подаются почти перед самой датой релиза.

    Были прецеденты, когда Минкульт поднимал запрошенный рейтинг, и такие ситуации чреваты серьезными затратами для прокатчика (рассылка новых экранных заставок, новой полиграфии на площадки и т. п.).

    Так что небольшим компаниям зачастую приходится перестраховываться.

    Помню прецеденты у нашей компании. В 2016-м с фильмом Йоакима Триера «Громче, чем бомбы», когда Минкульт отредактировал рейтинг до 18+. Мы получили фидбек, что это связано с американским рейтингом R (17+), так что здесь история не про цензуру.

    А вот с «Поездом в Пусан», по всей вероятности, мы попали под расчистку даты, так как вместе с нами выходили «28 панфиловцев» с рейтингом 12+.

    В день старта проката мы узнали про увеличение рейтинга с 16+ до 18+, хотя кино про зомби традиционно рассматривалось как самое что ни на есть разновозрастное развлечение.

    «Назови меня своим именем»

    Но рейтинг 18+ — это, безусловно, не худшее из зол. Худшее — отказ в выдаче прокатного удостоверения. Есть серьезные и, к сожалению, обоснованные опасения, что с внедрением новых поправок в закон о кино часть фильмов будет браковаться на входе.

    Если «Назови меня своим именем» по понятным причинам не был закуплен в прокат (в фильме рассказывается о романтических отношениях между тинейджером и молодым мужчиной. — Прим. ред.

    ), но хотя бы имел возможность добраться до зрителя иным способом, через фестивальные показы, теперь подобное кино может вовсе не попасть на российские экраны.

    Дальнейшее ужесточение практики возрастных рейтингов приведет к тому, что в прокате будут выживать только крупные международные и отечественные патриотические блокбастеры. А пострадает прежде всего авторское кино, предназначенное молодому зрителю. Сегодняшняя система российской дистрибьюции исключает подростков из числа тех, кто способен адекватно оценить искусство.

    Источник: https://www.kinopoisk.ru/media/article/3240260/

    Юриста совет
    Добавить комментарий