Незнание закона не освобождает от ответственности

О чем говорит принцип «незнание законов не освобождает от ответственности»

Незнание закона не освобождает от ответственности

16.03.2017 6557

В государственном приказном «праве» есть принципы, которые весьма наглядно демонстрируют его антиправовую сущность. Мы привыкли воспринимать их как должное, но достаточно присмотреться к ним внимательнее и мы обнаружим, что то, что кажется нам очевидным совсем не является таковым.

Один из таких принципов – «незнание закона не освобождает от ответственности». Так получилось, что автор этих строк познакомился с этой идеей раньше всех прочих принципов приказного права.

Мне было семь или восемь лет и я услышал разговор родителей о каком-то их знакомом, которого недавно посадили в тюрьму.

Этот аспект жизни был совершенно новым для меня и я начал интересоваться, что же именно произошло.

Выяснилось, что несчастный “нарушил закон”, а попутно выяснилась страшная вещь – незнание закона не освобождает от ответственности! Я помню, что меня охватил ужас и ощущение полной беззащитности.

Какого черта? Непонятно кто придумывает какие-то законы, которые я по какой-то причине должен исполнять, а если я их нарушу, не зная об этом, меня посадят в тюрьму.

Почему? Несправедливость такого положения дел потрясла меня до глубины души, а злонамеренность людей, изобретающих законы была более чем очевидной.

Я даже купил в киоске по пути из школы “Ведомости верховного совета СССР” или как там назывался этот боевой листок, где они печатали свои «законы», но,  разумеется, ничего там не понял, кроме того, что все эти слова они понавыдумывали только за одну сессию. Сколько же еще есть всяких законов, о которых ты даже не подозреваешь!

В анархических детский играх правила были хорошо известны, они обсуждались и менялись и их исполняли даже хулиганы.

Цена нарушения правил была понятна – потеря удовольствия от игры, нарушитель мог лишиться дружбы и уважения коллектива.

Кроме того, существовали процедуры выхода из конфликта, вроде “тра-та-та, я в домике!”, что означало, что вас не могли трогать, покусившийся был бы последним негодяем.

Меня удивляло наплевательское отношение взрослых к такой явной угрозе, никто из них не предпринимал никаких мер, никто не собирался как-то защищаться от закона! Помню, взрослые успокоили меня тем, что я еще маленький и мне закон не грозит, если я сделаю что-то не так, я не буду наказан. Из их поведения я сделал вывод, что они как-то умеют обращаться с неожиданно выскакивающим из-за угла законом и, видимо, знают какие-то волшебные слова, которые надо говорить в таких случаях.

Со временем я понял, что моя первая детская реакция была абсолютно правильной. Принцип «незнание закона не освобождает от ответственности» возможен только для приказного права в рамках некой иерархии, где законодатель начальствует или даже владеет субъектом, для которого этот закон принимается.

Это нетрудно увидеть, если рассмотреть обычный аргумент в пользу этого принципа. Звучит он примерно так — принцип «незнание закона не освобождает от ответственности» нужен для того, что когда ты кого-то убьешь, ты не смог бы сказать, что ты не знал о том, что убивать нехорошо.

Я, разумеется, утрирую и упрощаю, но суть примерно такова.

Очевидная ошибка этого рассуждения состоит в том, что невозможно помыслить себе такую ситуацию, когда бы убийца (грабитель, насильник, вредитель) не знал, что так поступать нельзя и что за это могут наказать. Когда мы говорим о взаимодействии равноправных субъектов, то такой ситуации просто не может быть.

Это особенно четко видно на примере работы обычного права. Обычное право существует потому, что в некотором сообществе, в котором оно действует, существует общее правосознание, то есть, представление на самом базовом уровне, какие действия правомерны, а какие нет.

Именно этот общий для этих людей закон, который здесь следует понимать, так, как мы понимаем физические законы и является основой всего последующего права. Судья и юрист в таком праве действуют опираясь на это общее для всех правосознание.

Уже на его основании строятся сугубо юридические механизмы, сложные логические конструкции, составляющие содержание любой правовой системы.

Кстати, на полях заметим, что термин «обычное право» крайне неудачен. Он отсылает к некоему «обычаю», современному человеку тут сразу представляются какие-то бабки или бородатые старцы, вышиванки, прыгание через костер и прочее гадание по внутренностям.

На этом фоне юрист в галстуке, изъясняющийся непонятными (но видимо, очень значительными) словами выглядит куда предпочтительнее. Путаницу вносит и юридический прием «поиска обычая», который существует как в римском, так и в англосаксонском общем праве и который применяется тогда, когда ставится вопрос, считать или не считать некую практику (обычай) правовой нормой.

  На самом деле, обычное право это не право, силу которому придает некий «обычай», а, скорее, общее правосознание большой группы лиц, общие представления этих людей о законном и справедливом. Тут нам опять поможет аналогия с языком: каждый, кто говорит на нем, является «носителем» этого языка, а сам язык служит для коммуникации между носителями.

Точно так же и в обычном праве каждый является «правоносителем», а само право является «языком человеческого взаимодействия» по словам Лона Фуллера.

Так или иначе, в обычном праве невозможно себе представить ситуацию, когда  кто-то бы «не знал закона» и, соответственно, был бы нужен принцип, гласящий, что его незнание не освобождает от ответственности.

Вы можете не знать каких-то процедур и обстоятельств судебной практики, что может, конечно, повернуться против вас, но «закон» тут знают все, как и язык знают все, кто на нем общается.

Потребность коммуникации порождает язык, потребность установить правила взаимодействия порождает право.

Совсем иначе выглядит дело в приказном праве. Само наличие принципа «незнание не освобождает» говорит о том, что это право может быть никак не связано с потребностями объектов, на которые оно направлено и оно может никак не следовать из их взаимодействия между собой.

Это право регулирует не отношения между независимыми субъектами, а отношения между начальником и подчиненным, в которых подчиненный служит для достижения целей начальника.

В такой ситуации действительно очень важно, чтобы подчиненный знал, что «незнание не освобождает», иначе он не будет работать на цели начальника и сможет их игнорировать, ссылаясь на незнание.

Владимир Золоторев

Источник: http://kontrakty.ua/article/101521

Незнание закона не освобождает от ответственности

Незнание закона не освобождает от ответственности

В последнее время СМИ буквально захлестнули истории о проступках и даже преступлениях, совершенных людьми в состоянии аффекта, при потере самоконтроля или просто по незнанию.

Естественно, для суда важно решить вопрос, идет ли речь о намеренном действии или о роковой случайности.

В первом случае нарушителя ждет наказание по всей строгости закона, но если действие было ненамеренным — к обвиняемому иное отношение, даже если последствия его проступка в крайней степени негативны.

Отношение же еврейского закона к непреднамеренным действиям значительно жестче. Мишна говорит: «Будь осторожен при обучении, ибо ошибка при обучении приравнивается к намеренному греху».

На первый взгляд странная логика. Как можно сравнивать, например, террориста, который намеренно убил человека, с водителем, который случайно сбил человека насмерть? Может быть, водитель был неумелый, — но он же не террорист!

Однако еврейское право различает два вида ненамеренных действий: ошибка по незнанию обстоятельств и ошибка по незнанию правил.

Например, человек нарушил законы шабата, потому что у него не было часов и он не знал, что уже наступил шабат.

Или человек совершил аварию: он не знал, что дорога покрылась слоем льда, и машину занесло. Тут действительно речь идет о несчастном стечении обстоятельств.

Совсем другое дело, если неправильный поступок вызван незнанием правил поведения.

Конечно, и в обычном праве существует формула, что «незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение», но для наших правовых представлений это лишь частный случай.

Человек всю жизнь учится, узнаёт, что хорошо и что плохо: он обязан во всякой ситуации вспомнить, какие правила поведения к этой ситуации приложимы, и действовать соответственно.

Про ребе Рашаба рассказывают, что однажды он совершил обряд омовения рук очень странным образом. Его спросили, где такое прописано, а он не помнил.

Окружавшие его раввины начали разбирать законы и установления и обнаружили: Рашаб как раз поступил правильно! Обратились к нему за разъяснениями.

«С момента бар мицвы я дал себе зарок все делать так, как написано в “Шульхан арух”, так что теперь мое тело действует как бы автоматически», — ответил раввин.

Это, конечно, идеальная ситуация, требующая огромных знаний и еще большей сосредоточенности. Но стремиться избегать «ненамеренных нарушений» должен каждый из нас. Кстати, обратите внимание: в Торе все истории о жертвоприношениях связаны именно со случайным грехом.

Если грех совершен с умыслом, его никаким приношением не смоешь, тут наказание совсем другое. Но и при явном отсутствии умысла приходится платить очень высокую цену, в разы превышающую размер нанесенного ущерба.

Почему? Потому что ты платишь за собственную несостоятельность: заповедь, которую ты случайно нарушил, была для тебя недостаточно важной, и ты позволил себе о ней забыть.

Есть такой еврейский анекдот: «Как ты можешь быть уверен, что никогда не забудешь поздравить жену с годовщиной свадьбы? — Один раз забыть поздравить!» Действительно, забудь однажды — и получишь от жены такую выволочку, что на всю жизнь хватит…

У многих народов есть обычай: хочешь что‑то запомнить, завяжи «узелок на память».

Наши мудрецы объясняют, что, завязав узелок, человек чувствует себя как бы «привязанным» к данному вопросу, постоянно о нем помнит и не ошибется в сомнительной ситуации.

А если человек не «привязан», для него этот вопрос неважен, запоминать его незачем. И так — от небрежности, а не от незнания — рождаются наши ошибки. За небрежность приходится платить.

Когда мы учим детей, особенно важно дать им понять, что любая ошибка в процессе учебы может привести к страшным последствиям — как если бы они грешили намеренно. То же и с учителем: если он ошибется, пусть даже случайно, дети будут брать с него пример: то есть он — как бы намеренно — вынудит их жить неправильно!

Мне, слава Б‑гу, с учителями повезло. По крайней мере, они хорошо научили меня беречься от «случайных ошибок». Вспоминаю историю, которая случилась, когда мне было семь лет. Кто‑то подарил мне коробку конфет — очень красивых, дорогих, наверняка очень вкусных. Так хотелось попробовать!..

Но как узнать, кошерные конфеты или нет? Приношу коробку учителю, спрашиваю его мнение. Учитель долго изучает надписи и выносит вердикт: «Скорее всего, кошерные, но возможно, и нет».

Я, конечно, обратил больше внимания на первую часть ответа и спрашиваю: «Значит, можно есть?» А учитель покачал головой и говорит: «Ну а если бы я сказал тебе, что конфеты, скорее всего, съедобные, но, возможно, в них смертельный яд? Подумай теперь и сам решай…»

Этому учителю я благодарен всю жизнь.

Источник: https://torah.ru/article/86309/

Незнание закона не освобождает от ответственности, даже если это закон другого государства

Незнание закона не освобождает от ответственности
Туристам Советы путешественникам

Следует помнить, что с момента пересечения границы того или иного государства на российских граждан распространяется юрисдикция этого государства, т. е.

действие его уголовных, гражданских, административных законов и правил.

Ошибочно полагать, что пребывание в стране в качестве иностранного гостя позволит вам избежать наказания за их несоблюдение либо получить какой-то особый статус, напоминает РИА “Новости”.

Незнание закона не освобождает от ответственности, даже если это закон другого государства.

Привычный стиль поведения, одежды или какие-то высказывания могут быть восприняты как неуважительные, нарушающие законы и порядки страны, как оскорбляющие религиозные или национальные чувства окружающих вас людей.

Перед выездом за границу главное — получить как можно больше сведений о нравах, обычаях и законодательстве тех стран, которые вы намерены посетить, оформить страховку и сделать копии важных документов.

Некоторые турфирмы советует выходить вдвоем или группой, выбирая освещенные места, не распивать спиртные напитки с незнакомцами, а в магазинах держать товар в тележках.

Часто туристам приходится платить огромные штрафы за такие действия, на которые они никогда не обратили бы внимание, находясь у себя на родине. За курение в неположенном месте или за выброшенную на улице бумажку можно заплатить значительную сумму, а то и вовсе быть заключенным под стражу.

Или взять, например, естественное для каждого туриста желание все сфотографировать или записать на видеопленку. В ряде африканских и арабских стран нельзя снимать административные здания, полицейских и лиц в форме, а также женщин. Вообще при фотографировании лучше всего предварительно вежливо поинтересоваться, можно ли это сделать.

По прибытии за границу рекомендуется ознакомиться с режимом передвижения иностранцев по стране, местными правилами торговли, проезда в общественном транспорте и строго их придерживаться.

МИД России составил список полезных советов для россиян, выезжающих за границу.

Туристам напоминают, что во многих мусульманских странах нормы поведения определяются законами шариата, которые строго регламентируют взаимоотношения мужчин и женщин, запрещают употребление алкоголя и т.п.

Если Вы оказались в мусульманской стране во время Рамазана (месяц поста), воздерживайтесь от приема пищи и курения в светлое время суток в общественных местах. Во многих мусульманских странах женщинам в открытых одеждах появляться запрещается.

Строгие туалеты в таких странах позволят избежать повышенного внимания местного населения и конфликтов.

В целях недопущения возникновения нежелательных инцидентов МИД рекомендует российским гражданам:

– проявлять дружелюбие к местному населению, считаться с образом его жизни;

– быть терпеливым, не грубить, не повышать голоса, не унижать достоинства местного населения, не допускать оскорбительных высказываний по отношению к руководителям страны пребывания;

– уважать местные обычаи и традиции, не проявлять высокомерия и пренебрежения к местной культуре.

Собственный кодекс поведения – на 20 страницах – составила для туристов администрация одного из индийских штатов. Согласно этим правилам, мужчинам запрещается прилюдно прикасаться к представительницам прекрасного пола.

Исключение составляют только престарелые и больные женщины. А такой способ выражения чувств, как объятия и поцелуи молодых людей на публике, вообще расценивается как абсолютно неприемлемый образ действия.

У входа в любой индийский храм гостей попросят снять обувь. В Индии не принято купаться в обнаженном виде, но зато можно торговаться с таксистами. А в Китае поймать попутную машину невозможно: частный извоз запрещен. В этой же стране, окончив трапезу, нельзя оставлять палочки воткнутыми в пищу и тем более – торчащими из чашки.

Не следует дарить часы, потому что они ассоциируются со словом “смерть”. Японцам не дарят букеты из четырех или 9 цветков – это число считается несчастливым. В Италии нельзя купаться в фонтане, в Турции оштрафуют за неаккуратное обращение с турецкой лирой. В Йемене под страхом смертной казни запрещен ввоз продуктов из свинины.

Строгие правила, устанавливающие дресс-код для внешнего вида женщин, опубликовала полиция Ирана. По мусульманским традициям, для женщин недопустимо надевать открытую или облегающую одежду и находиться на улице без головного убора. Запрещено также носить короткие плащи и облегающие брюки.

За нарушение правил нарушительниц ждет по меньшей мере часовая лекция о нравах, морали и одежде, а также письменное обещание соблюдать все эти правила впредь. Но не только женщины несут наказания. Ограничения в Иране касаются и мужчин с необычными фасонами причесок, а также людей, выгуливающих собак, которые считаются нечистыми животными.

Похожая ситуация наблюдается и в Дубае, где для защиты моральных устоев страны к нарушителям спокойствия применяются радикальные меры. Например, три года назад в суде рассматривалось дело молодой иностранной пары — гражданина Австралии и гражданки Германии, которых арестовали за поцелуй в общественном месте. Суд приговорил их к шести месяцам лишения свободы и оштрафовал на 570 долларов.

Служителям Ватикана пришлось пойти на вынужденные меры, дабы оградить стены храма от посетителей, внешний вид которых неуместен для подобного заведения. Из-за необычайно высокой температуры туристы приходят в шортах и коротких юбках.

Единственный способ для них пройти внутрь помещения — это купить бумажные юбки и брюки. Стоимость одной единицы правильной одежды — один евро. По свидетельствам очевидцев, площадь перед базиликой превратилась в гигантскую раздевалку.

Но в то время как одни страны всячески стремятся оградить себя от “бескультурья” приезжих туристов, другие принимают решительные меры, чтобы приучить представителей своей страны к европейским канонам поведения.

До Олимпиады 2008 года миллионы жителей мегаполисов в Китае должны будут “перевоспитаться”.

Как считают правители страны, критика в сторону жителей Поднебесной может испортить впечатление о хозяйке олимпиады. Туристов возмущают грубость, нарушение дорожных правил, гам и суматоха. А совсем недавно власти призвали жителей отказаться от укоренившейся традиции плевать на улице.

Что же касается поведения граждан Китая за границей, то и здесь правительство разработало программу под названием “Туристы — народные посланники”, чтобы научить соотечественников уважать правила и обычаи других стран, вести себя вежливо, культурно, не сорить, не шуметь, одеваться опрятно и чисто и т.п.

Пример Китая — далеко не единичный, во многих странах мира разрабатываются памятки, как вести себя в другой стране.

Источник: http://www.atorus.ru/tourist/council/article/170.html

Ваикра: незнание закона не освобождает от ответственности

Незнание закона не освобождает от ответственности

«Жертвоприношение», худ. Петер-Пауль Рубенс

Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание нередко освобождает

Станислав Ежи Лец

В этой главе Всевышний призывает Моисея и сообщает ему законы корбанот — жертв, приносимых в Святилище.

Среди них — жертва вознесения (ола), пять видов «хлебных даров» (минха), «мирные жертвы» (шламим), различные виды «грехоочистительных жертв» (хатат), приносимых во искупление грехов, совершенных по ошибке Первосвященником, всей общиной, царем или обычным человеком, а также «повинные жертвы» (ашам), приносимые теми, кто присвоил посвященное имущество или сомневается, не нарушил ли он один из запретов Всевышнего.

Это приводит нас к набившей оскомину фразе, которая звучит сплошь и рядом:

Гражданин начальник, заключенный Петров по вашему приказанию прибыл.— Знаешь, зачем вызвал?— Нет.— Ну, а какой закон вчера вышел, это хоть знаешь?— Нет.— Закон об амнистии. Но ты будешь сидеть дальше!— Почему???!!!

— Потому, Петров, что незнание закона не освобождает от ответственности, понял?

Понятие незнание закона не освобождает от ответственности, как нельзя лучше подчеркивает всю суровость законодательной базы.

Корни этой фразы уходят еще в римское право: Ignorantiajurisnonexcūsat, ignoratiofactiexcūsat («Незнание закона не является оправданием, незнание факта оправдывает»).

Как возникло это выражение? Скорее всего, римлянам надоели иностранцы, безнаказанно преступающие закон, поэтому их лишили такой «привилегии», внеся особую поправку.

  Естественно, рядовой гражданин не может знать законодательство «от и до», поэтому появляются первые адвокаты (от лат. «advocare» — приходящий на помощь). Профессия эта возникает в Афинах и Древнем Риме, где зарождается гражданское общество.

Именно там обычаи сменились правом, на основе которого разрешались споры между гражданами, отстаивающими свои интересы перед независимым судом.

«Выступление Цицерона», худ. Чезаре Маккари, 1880-е

Римские адвокаты были доступны — когда они прогуливались на площади, всякий мог подойти к ним и посоветоваться. Каждый год в Риме избиралось десять адвокатов для защиты бедных против богатых — как в уголовных, так и в гражданских делах.

Эта деятельность считалась престижной, поэтому многие выдающиеся римляне начинали свою публичную карьеру с адвокатуры — Цезарь, Красс, Помпей. Сенатор Цицерон стал символом судебного красноречия.

Как и занятие философией, науками и искусством, адвокатская деятельность не считалась в рабовладельческом Риме работой, поэтому адвокатам платили почестями, а не деньгами. Отсюда и название вознаграждения, которое впоследствии они стали получать, — гонорар (почетная награда).

Постулат о том, что незнание закона не освобождает от ответственности, — это важный принцип, обеспечивающий стабильность общества и до тех пор, пока не возникнет более эффективная законодательная система, он останется в силе. Иначе ситуация будет напоминать анекдот:

Тpое заключенных в тюрьме pассказывают, кого за что посадили.
Пеpвый:
— Я на пять минут опоздал на pаботу, и меня обвинили в саботаже.
Втоpой:
— А я, наобоpот, пpишёл на пять минут pаньше, и меня обвинили в шпионаже.
Тpетий:
— А я пpишел точно вовpемя, и меня обвинили в подpыве советской экономики путем пpиобpетения часов в капиталистической стpане.

Логика рассматриваемого нами постулата едва ли не впервые появилась в главе «Ваикра». Почему человек, согрешивший по ошибке, без всякого злого умысла, должен приносить жертву? Ведь он может лишь попросить прощения!

Нет, все не так просто. Прежде всего, согрешивший должен понести наказание (в данном случае и материальное, ведь жертва стоит денег) и, кроме того, жертвоприношение — это тщательно разработанная церемония, со своим ритуалом. Ритуал этот призван помочь человеку на своем личном уровне осознать ошибку, причины, которые к ней привели, и больше так не поступать.

Все жертвы за проступки, совершенные по ошибке, приносятся как коэнами, так и простыми евреями. Этим Всевышний демонстрирует, что ошибиться может каждый, никто не идеален, все подлежат Его суду, и никто не свободен от ответственности.

При всех видах повинных жертв человек сначала должен полностью возместить ущерб, нанесенный другому (обычно это сумма ущерба плюс 20%), и лишь после этого приступить к ритуалу жертвоприношения. Таким образом, Всесильный показывает, что, обманув своего ближнего, мы совершаем не меньший, а больший грех, чем при обмане Всевышнего! 

Первосвященник совершает жертвоприношение

Сам же тезис «незнание закона не освобождает от ответственности» приобретает в этой главе более широкое значение, выходя за рамки юридических норм. Если мы чего-то не знаем, — это вовсе не означает, что этого не существует, а если это существует, то его нужно принимать в расчет.

Центральное слово в данном случае — «ответственность».

А где сильнее всего проявляется ответственность человека, как не в экономической деятельности? Мелкое прегрешение, например, получение кредита без шансов его вернуть, невозврат денег другу, который выручил вас в трудный момент, избежание встреч с кредиторами — ничуть не лучше коррупции в верхних эшелонах власти и использования денег налогоплательщиков в личных целях. 

Михаэль Певзнер, специально для «Хадашот» 

Источник: http://hadashot.kiev.ua/content/vaikra-neznanie-zakona-ne-osvobozhdaet-ot-otvetstvennosti

Незнание закона не освобождает от ответственности!

Незнание закона не освобождает от ответственности

Когда на скамье подсудимых оказывается подросток, это всегда беда. Для него самого, для его родителей. Для всего общества.

За большинство преступлений, предусмотренных уголовным кодексам РК, виновные привлекаются к ответственности, если им до совершения преступления исполнилось 16 лет.

В этом возрасте он  имеет достаточно четкое представление о том, чего делать нельзя. И каждый 16-летний молодой человек знает,  что  кража, хулиганство – это преступление.

По закону несовершеннолетний преступник лишается свободы на срок не свыше 10 лет, даже если за данное преступление предусмотрена более суровая санкция.

Лица,  достигшие   ко   времени  совершения преступления 14-летнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 99), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 106), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 107), изнасилование (статья 120), насильственные действия сексуального характера (статья 121), похищение человека (статья 125), нападение на лиц или организации, пользующихся международной защитой (статья 173), возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни (статья 174), посягательство на жизнь Первого Президента Республики Казахстан – Лидера Нации (статья 177), посягательство на жизнь Президента Республики Казахстан (статья 178), диверсию (статья 184), кражу (части вторая, третья ичетвертая статьи 188), грабеж (части вторая, третья и четвертая статьи 191), разбой (статья 192), вымогательство (части вторая, третья и четвертая статьи 194), неправомерное завладениеавтомобилем или иным транспортным средством без цели хищения при отягчающих обстоятельствах (части вторая, третья и четвертая статьи 200), умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества при отягчающих обстоятельствах (части вторая и третья статьи 202), акт терроризма (статья 255), пропаганду терроризма или публичные призывы к совершению акта терроризма (статья 256), создание, руководство террористической группой и участие в ее деятельности (части первая ивторая статьи 257), финансирование террористической или экстремистской деятельности и иное пособничество терроризму либо экстремизму (статья 258), захват заложника (статья 261), нападение на здания, сооружения, средства сообщения и связи или их захват (статья 269), заведомо ложное сообщение об актетерроризма (статья 273), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 291), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (части вторая и третья статьи 293), вандализм (статья 294), хищение либо вымогательство наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов (статья 298), надругательство над телами умерших и местами их захоронения при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 314) и умышленное приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 350).

За остальные преступления подростки этоговозраста не несут уголовной ответственности.

Но если подросток этого возраста совершил общественно опасное деяние, материалы на него передаются в комиссию по делам несовершеннолетних, где к нему применяются меры воспитательного характера Суд, освободив подростка от уголовной ответственности, передает его под строгий надзор родителям или лицам, их заменяющим. При этом вначале выясняется, способны ли они правильно воспитывать и контролировать поведение несовершеннолетнего.

Данные статистики говорят о том, что на сегодняшний день в Степногорском регионе несовершеннолетними совершено 10 уголовных правонарушений, из них: 6 – по статье 296 хранение наркотических средств, 2 по статье 188 кража и 2 по статье 191 грабеж.

Ярким примером является задержаниенесовершеннолетнего М., у которого в ходе личного досмотра в правом кармане куртки были обнаружены и изъяты 2 газетных свертка с веществом растительного происхождения, со специфическим запахом.

Согласно заключения эксперта, вещество изъятое у несовершеннолетнего М., является наркотическим средством-марихуаной высушенной, общим весом 9,69 гр.

Так приговором ювенального суда Акмолинской области несовершеннолетнему М., было назначено наказание.

Совершение правонарушений связано с тем, что культурно-образовательный уровень несовершеннолетних правонарушителей обычно невысок. Они не отличаются трудолюбием, интересы их носят односторонний характер.

Собраться компанией, выпить бутылку вина, а затем побродить по улицам – вот основной круг “занятий” таких подростков. У них ослабленное чувство стыда за свои действия, искаженное представление о таких понятиях, как товарищество, дружба, смелость.

Неблагоприятное бытовое окружение, контакты по месту жительства, учебы – одна из причин правонарушений среди подростков. Часто они объединяются в группы, где верховодят ребята, уже совершавшие антиобщественные поступки. Иногда такие группы находятся под влиянием взрослых людей, имевших в прошлом судимости.

Оторванные от интересных дел и увлечений, от внимания в семье, такие ребята заполняют свой досуг бесцельным хождением по улицам, выпивками, хулиганскими выходками.

Необходимо осознавать, что каждый несовершеннолетний совершивший правонарушение будет нести строгую ответственность за содеянное.

Помощник прокурора города Степногорск Мамараев Н.Р.

Источник: http://akm.prokuror.gov.kz/rus/novosti/stati/neznanie-zakona-ne-osvobozhdaet-ot-otvetstvennosti

Юриста совет
Добавить комментарий