Не берут ребенка в 10 класс, ссылаясь на отсутствие мест

Школа по месту прописки – что делать, если нет мест и не берут

Не берут ребенка в 10 класс, ссылаясь на отсутствие мест

На сегодняшний день получение среднего образования является основной задачей любого ребёнка.

Но иногда случается так, что администрация школы отказывает в приёме, мотивируя это отсутствием мест в учебном заведении и другими неправомерными причинами.

Родители ни в коем случае не должны поддаваться на подобные уловки, и важно стараться добиться поставленной цели, поскольку путей для её исполнения предостаточно, точно так же как и мер для наказания директора и его подчинённых.

Имеют ли право школы не принимать учащихся по месту прописки?

Родители должно чётко понимать следующее: абсолютно все школы зарегистрированы в определённых микрорайонах, которые они обязаны обслуживать, поэтому любой ребёнок, проживающий в закреплённом за учебным заведением районе, имеет полное право посещать его, даже в том случае, если там не хватает мест.

Никто не имеет права вам отказать, в противном случае это можно трактовать как «прямое нарушение права на получение бесплатного образования» (выдержка из Конституции РФ).

Почему же многие школы предоставляют совершенно необоснованные причины, чтобы не брать ваше чадо к себе? Всё просто: подобные учебные заведения рассчитывают на взяточничество в особо крупных размерах, что, как известно, является ещё одним нарушением норм Конституции.

Особенно часто подобные ситуации возникают в престижных образовательных учреждениях, где созданы все условия для комфортного обучения (внеклассные кружки, высококвалифицированные учителя, бесплатный спорткомплекс и т. д.

) Попасть в такие учебные заведения достаточно трудно, но постараться и настоять на своём всё же следует.

Отсутствие взятки – основная причина “отказа” приёма в школу

Давайте рассмотрим несколько случаев. Как мы уже говорили ранее, самой распространённой ситуацией является отказ, мотивированный отсутствием свободных мест.

Но теперь-то вы знаете, что имеете полное право отдать ребёнка в данное учебное заведение несмотря ни на что.

Если директор отказывается выслушать вас, то в лёгкой форме пригрозите заявлением в Министерство образования, а после предложите ему следующие варианты:

  1. Подобрать класс в другой параллели, где есть свободные места (т. е. парты).
  2. Если таких классов нет, второй вариант предусматривает переход всех учащихся в более просторное помещение.
  3. Иногда случается так, что школьники посещают несколько кабинетов. В этом случае следует сделать так, чтобы учителя приходили к детям, а не наоборот.

Если такие предложения не помогут решить конфликт (что маловероятно), то директор как минимум должен будет пересмотреть списки учащихся из другого района и предоставить их вам. Но до такого доходит редко.

Иногда главы школ ссылаются и на другие причины, не связанные с отсутствием мест в учебном заведении. К примеру, достаточно часто отказ может быть связан с низкой успеваемостью в предшествующей школе.

В таком случае единственным правильным решением родителей будет обращение в муниципальный орган управления образованием, который контролирует работу учебного заведения.

Однако перед этим не забудьте потребовать письменный отказ от администрации школы с пояснением в двух экземплярах. Один останется у секретаря, а второй передадут вам.

Затем отправьте или отнесите данный документ в районный совет образования и уже через несколько дней вам должен будет прийти ответ. Если по каким-то причинам этого не произошло, советуем обращаться в вышестоящую инстанцию – городской совет. Крайними мерами можно считать суды и прокуратуру.

Также нередко директора просят вас подождать и уверяют, что в августе обязательно найдут место для ребёнка. Но, как показывает практика, такого никогда не случается и обнадёженные обещаниями родители вынуждены тратить своё драгоценное время на поиски других вариантов.

Решить конфликтную ситуацию можно и другим путём: после отказа вежливо попросите предоставить вам устав школы (документ, который по закону имеет каждое учебное заведение). В нём расписываются все права и обязанности администрации, учителей, рабочих и учащихся.

Но это для нас не совсем важно. информация, которую следует почерпнуть из этого документа, находится в разделе «правила приёма в школу».

Будьте уверены, после изучения бумаги вы найдёте для себя немало полезных данных, ссылка на которые позволит быстро решить проблему.

Иногда устав школы можно увидеть и в холле, но лучше попросить официальный документ

В каком случае вы можете получить обоснованный и правомерный отказ?

Сложности могут возникнуть лишь в том случае, если школа, в которую вы хотите отдать ребёнка, имеет статус «специализированная».

Да, по закону для таких случаев исключений быть не должно, поскольку деление по микрорайонам происходило ещё в советские времена, а тогда все учебные заведения были общеобразовательными.

Но за столь длительный период любое учреждение могло дополнить свой устав несколькими важными пунктами, препятствующими принятию даже по месту прописки.

Специализированные школы имеют право принимать по результатам собеседования

Но не стоит отчаиваться, вы можете попробовать отдать ребёнка и в специализированное заведение. Школьнику будет достаточно пройти собеседование, основной целью которого является проверка уровня знаний учащегося. Также в подобных школах возможен рейтинг, который и определит, сможет ли ваше чадо пройти или нет.

Не стоит забывать и о том, что конкурсная основа (согласно пункту 3 статьи 5 закона РФ об «Образовании») возможна лишь для учащихся старше первого класса.

Как видите, проблему отказа приёма в школу по месту прописки легко устранить обычным обращением в вышестоящие инстанции. Все директора прекрасно понимают, что подобные обращения могут обернуться для них не только штрафом, но и реальными судебными разбирательствами, поэтому обязательно пойдут на все уступки и возьмут ребёнка на учёбу!

Источник: https://shkolabuduschego.ru/roditelyam/chto-delat-esli-rebyonka-ne-berut-v-shkolu-po-mestu-propiski.html

Может ли школа отказать в приёме в 10 класс – правовые основы

Не берут ребенка в 10 класс, ссылаясь на отсутствие мест

ГИА-9 завершена. Выпускники 9 класса получили аттестаты. Теперь надо определиться, где получить среднее общее образование, обязательность которого применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет.

Она установлена Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.

2012 года №273-ФЗ (далее – Закон), гарантирующего его общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего общего образования и среднего профессионального образования.

Согласно Закону родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Они имеют права выбора образовательной организации, формы получения общего образования и формы обучения с учетом мнения детей.

Выпускник основной школы может продолжить обучение в школе, гимназии, лицее, в учреждении среднего профобразования – колледже, техникуме, а также вне школы – в форме семейного образования и самообразования с последующем прохождением промежуточной и итоговой аттестации в качестве экстерна бесплатно.

Как после окончания средней школы, так и после окончания техникума или колледжа, абитуриенты обладают одинаковыми возможностями при поступлении в вуз.

У родителей, как правило, возникают вопросы с правомерностью конкурсного отбора обучающихся при поступлении в 10 класс, особенно, когда ребенка не принимают в профильные классы с «тройками».

Дело в том, что средняя школа у нас профильная, т.е.

обучение осуществляется по дифференцированным общеобразовательными программам, например, физико-математического, гуманитарного, биологического, технического и т.п.

направлений, предусматривающих индивидуальный отбор обучающихся, порядок которого устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. И это не противоречит Закону.

«Организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение).
Организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации», — говорится в статье 66 Закона.Родителям (законным представителям) следует ознакомиться с этим нормативным документом субъекта РФ.

Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ) рекомендованы следующие минимальные баллы для приема в профильные классы:

«Русский язык» — 31; «Математика» — 19 для физмата, 18 — для иных; «Физика» — 30; «Химия» — 23 без эксперимента, 25 — с ним; «Биология» — 33; «География» — 24; «Обществознание» — 30; «История» — 32;«Литература» — 19; «Информатика» — 15; «Иностранный язык» — 56, что соответствует отметке выше, чем «3».
Вместе с тем, следует обратить внимание, что статьей 67 Закона предусмотрено, что правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.Для обеспечения этого положения Закона в школе помимо профильных классов должны быть организованы т.н. универсальные классы, в которые принимаются все желающие, имеющие аттестат об основном общем образовании.Обратим внимание, что при поступлении в 10 класс нет жесткой привязки к закрепленной территории.

Законом установлено, что в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.

В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган управления образованием.

Заметим также, что, как правило, муниципальный орган управления образованием на своем сайте публикует перечень профильных и универсальных классов по школам и наличие в них свободных мест.

Эта информация периодически обновляется и позволяет родителям (законным представителям) отслеживать ситуацию.

А как быть тем девятиклассникам, которые в этом году не смогли получить аттестат об основном общем образовании?

Такие девятиклассники  получают справку об обучении по образцу, самостоятельноустанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность, или по усмотрению родителей (законных представителей) остаются на повторное обучение.

Обучающиеся, оставленные на повторное обучение, проходят обучение в образовательной организации или вне образовательной организации в формах, установленных статьей 17 Федерального закона об образовании (в очной, очно-заочной или заочной, в форме семейного образования), в том числе по индивидуальному учебному плану.

Обучающиеся, получившие справку и отчисленные из образовательной организации, вправе продолжить свое образование путем прохождения профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих.

Источник: https://eduinspector.ru/2018/06/06/mozhet-li-shkola-otkazat-v-priyome-v-10-klass-pravovye-osnovy/

Могут ли отказать в приеме в 10 общеобразовательный класс?

Не берут ребенка в 10 класс, ссылаясь на отсутствие мест

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность среднего общего образования. Получение образования до 11 класса, это не только право, но и обязанность.

У учащихся есть право на выбор образовательной организации и формы получения образования. Отказ в  приеме 10 класс из-за плохих места проживания, возраста или личного отношения к учащемуся является нарушением норм закона.

Муниципалитет и школа обязаны обеспечить реализацию государственных гарантий доступности образования.

Конституция гарантирует право на общедоступность образования.

Это означает, что получить образование, начиная с детского сада и до 11 класса общеобразовательной школы имеет право каждый вне зависимости от национальности, места жительства, материального достатка, возраста и других обстоятельств.

 Учащиеся после окончания 9 классов имеют право выбирать любую образовательную организацию, в которой они хотят учиться (до окончания 9 классов право выбора школы принадлежит родителям). 

Разберем основные ситуации, с которыми сталкиваются выпускники 9 класса.

Могут ли отказать в приеме в 10 класс из-за плохих оценок?

В 9 классе учащимся нередко приходится слышать такие утверждения педагогов: «С тройками в 10 классе не место, количество мест в общеобразовательном классе ограничено и поэтому возьмут только лучших, в 10 класс документы подавайте по прописке, общеобразовательных классов в школе вообще не будет, прием будет только в профильные классы и только по конкурсу».

Администрация общеобразовательной организации не вправе отказать в приеме заявления о поступлении в 10 класс только по причине освоения ребенком учебной основной общеобразовательной программы с удовлетворительными оценками (“3”) по результатам промежуточной аттестации за 9 класс, если учащийся при этом сдал ГИА и получил аттестат.

После получения аттестата учащийся может написать заявление с просьбой принять его в 10 класс, предъявив аттестат о получении основного общего образования. Письменное заявление должно быть зарегистрировано секретарем, на копии заявления поставлен входящий номер и дата. Копия заявления будет доказательством факта обращения.

Могут ли отказать в приеме в 10 класс из-за отсутствия прописки?

Наличие прописки не является условием приема в 10 класс. Учащийся имеет право выборать любую школу. Прежде всего мето должно быть зарезервировано в той школе, где он обучается.

Право выбора школы не связано с наличием или отсутствием регистрации по месту жительства. Учащийся вправе продолжить учиться в 10 классе в той же школе, либо выбрать другую, независимо от места регистрации. 

Отказ в приеме в 10 класс, со ссылкой на отсутствие регистрации на территории, которая закреплена за школой, является незаконным. Его можно обжаловать в органах управления образования, отделениях (инспекциях) Рособрнадзора или в прокуратуре.

В любой спорной ситуации – пишите заявление в письменном виде. Как правило, предложения отправляться в школу по месту жительства звучат только в устной форме с глазу на глаз. Как только учащийся подает заявление в письменном виде, о его месте жительства никто не вспоминает. 

Официальным основанием для отказа отсутствие регистрации стать не может, поскольку в этом случае администрация может быть привлечена к административной ответственности за воспрепятствование реализации права на получение образования. 

Нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. (Статья 5.57 КоАП РФ)

Могут ли в школе не открывать 10 общеобразовательный класс?

Учащиеся имеют право настаивать на продолжении обучения в той же школе в 10 классе, ссылаясь на обязательность среднего образования и на то, что школа должна была предусмотреть, а органы управления заложить в план муниципального задания количество мест, достаточное для продолжения обучения учащихся.

Порядок приема в 10 класс должен быть прописан в уставе или отдельном положении общеобразовательной организации о приеме в 10 класс.

Родители могут написать обращения и жалобы в Рособрнадзор с просьбой провести проверку обоснованности уменьшения количества мест, что привело к невозможности продолжить обучение для части учащихся.

В случае, если решить вопрос не удается, родители могут обратиться в управление образования своего муниципалитета с просьбой решить вопрос об устройстве ребенка в 10 класс.

Подробнее по этому вопросу читайте в материале – Может ли школа закрыть общеобразовательный класс и вести прием в 10 класс только в профильные классы на условиях индивидуального отбора?

Имеет ли школа право отказать в приеме в 10 общеобразовательный класс, предлагая учиться в профильном?

Школа не вправе отказать учащемуся в выборе формы получения образования, право на выбор формы получения образования принадлежит учащимся и их родителям. Читайте подробнее – Родители против создания профильных классов

Источник: https://usperm.ru/content/postuplenie-v-10-obshcheobrazovatelnyy-klass

Имеет ли право школа не взять в 10 класс?

Не берут ребенка в 10 класс, ссылаясь на отсутствие мест

Могут ли не взять в 10 класс с тройками? В большинстве случаев ответ однозначен: нет, не могут. Но есть и нюансы. В статье расскажем о том, кого не берут в 10 класс и что делать в случае незаконного отказа школы.

Изображение для статьи приобретено в фотобанке Shutterstock

Почему могут не взять в 10 класс

Законных оснований, по которым ребенка могут не принять в 10 класс, не так много.

Двойки в аттестате или по результатам ОГЭ

Структура школьного образования выглядит следующим образом:

При этом каждый последующий этап возможен только при успешном окончании предыдущего (ч. 5 ст. 66 закона «Об образовании в РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Хотя бы один «неуд» в аттестате или за ОГЭ говорит о том, что ребенок не освоил программу основного общего образования (9 классов). Следовательно, он не может быть допущен к освоению среднего общего образования, то есть в 10 класс такого ученика школа не примет и будет права.

Достижение ребенком 18 лет

Всё та же ч. 5 ст. 66 закона «Об образовании» гласит, что обязательность получения среднего общего образования (11 классов) сохраняется только до тех пор, пока ученику не исполнится 18 лет.

Конечно, совершеннолетний девятиклассник — явление редкое, но вполне возможное. Поэтому если случилось так, что к моменту окончания 9 класса ребенку уже есть восемнадцать, школа вправе отказаться принимать его в 10 класс.

В школе нет мест

В силу ч. 4 ст. 67 закона «Об образовании» школа может не принять ребенка в 10 класс по причине отсутствия свободных мест. 

Но! Это не значит, что дорога в 10 класс закрыта вообще: в такой ситуации родителям следует обратиться в региональное управление образования с заявлением о зачислении в другую школу — ту, где места есть.

Ребенок не прошел отбор в профильный класс

Школы очень часто склонны формировать старшие классы профильными — с углубленным изучением тех или иных предметов. И здесь правила отбора устанавливает само учебное заведение в соответствии с нормами регионального законодательства.

Например, одним из условий может быть отсутствие в аттестате или по результатам ОГЭ оценок ниже четверки. Всё это вполне законно, но есть один нюанс:

Если ребенок собирается в 10 класс в школу по месту прописки, принять его обязаны даже с тройками в аттестате или за ОГЭ.

Руководство школы может попытаться отказать, ссылаясь на то, что обычного 10 класса в школе не будет, а будут только профильные. Но закон в этом случае на стороне ученика:

Для этого даже необязательно набирать еще один 10 класс: закон не запрещает делить детей на «профильных» и «обычных» в пределах одного класса. Например, в классе 25 человек, из них 15 получают образование по профилю, а остальные 10 — без углубленного изучения отдельных предметов.

Да, для школы это не совсем удобно — придется составлять отдельное расписание, но закон превыше комфорта работников образования.

Совет: ознакомьтесь с Порядком индивидуального отбора в профильные классы вашего региона. Возможно, ваш ребенок соответствует прописанным в них условиям.

Итак, мы перечислили все законные основания, по которым ребенка могут не принять в 10 класс. Что же делать, если руководство школы озвучивает совсем другие причины, например тройки в аттестате? Жаловаться. Куда и как — сейчас расскажем.

Что делать, если ребенка не берут в 10 класс: пошаговая инструкция

Ребенка не хотят брать в 10 класс из-за троек в аттестате, не совсем примерного поведения или по другим причинам — это незаконно! Рекомендуем действовать по следующей схеме:

1. Получение письменного мотивированного отказа в зачислении ребенка в 10 класс.

https://www.youtube.com/watch?v=oWHtDj3HHvI

Не предоставить такой отказ вам не могут, вы ведь писали заявление на зачисление ребенка в 10 класс, значит, по нему должно быть принято решение. Не дают? Ничего страшного: напишите запрос и отправьте его в школу заказным письмом с отметкой о вручении адресату. В пределах одного населенного пункта письма доставляются быстро, поэтому много времени вы не потеряете.

2. Подача жалобы.

Жаловаться можно в управление образования по вашей области (краю, республике и т. д.) или в прокуратуру района, на территории которого расположена школа.

Еще лучше — убить сразу двух зайцев, то есть подать жалобу в управление образования, а копию — в прокуратуру.

Есть еще суд, но в данном случае это совсем крайняя мера — судебный процесс может затянуться на долгие месяцы, а в сентябре ребенок уже должен быть в школе.

Как написать жалобу: рекомендации и образец

Вот несколько выдержек из нормативно-правовых актов, которые могут помочь не только в составлении жалобы, но и в предварительной беседе с директором школы — возможно, после этого необходимость в подаче жалобы отпадет:

  • ст. 5 закона «Об образовании»: ч. 3 гарантирует каждому доступ к бесплатному среднему общему образованию;
  • ст. 67 закона «Об образовании»: в соответствии с ч. 4 прием в
  • государственную или муниципальную школу детей, проживающих на территории, за которой эта школа закреплена, обязателен, а в силу ч. 5 отказ в зачислении возможен исключительно по причине отсутствия в школе свободных мест;
  • ст. 5.57 КоАП РФ: незаконный отказ в зачислении ребенка в 10 класс может обойтись руководству школы штрафом от 30 000 до 50 000 рублей, а самой учебному заведению — от 100 000 до 200 000 рублей.

Чтобы не тратить время на составление жалобы, предлагаем воспользоваться готовым образцом:

Скачать образец жалобы на отказ в зачислении в 10 класс

***

Школа имеет право не взять ребенка в 10 класс, но оснований для этого немного. Если отказ в зачислении явно незаконен, его можно и нужно обжаловать — никто не может лишать детей права на образование.

***

Еще больше полезной информации — в рубрике «Образование».

***

Дорогие друзья, спасибо за прочтение статьи. Мы очень старались передать вам актуальную и правдивую информацию, изложив ее простым языком. Если вам нравится то, что мы делаем, поставьте лайк, поддержите канал! Всегда ваш, https://nsovetnik.ru/.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/nsovetnik/imeet-li-pravo-shkola-ne-vziat-v-10-klass-5d27a79b14f98000adfc95b2

Законодательство в области инклюзивного образования – Все включены

Не берут ребенка в 10 класс, ссылаясь на отсутствие мест

Каков порядок поступления для людей с инвалидностью в средне-профессиональные и высшие учебные заведения?

Правовое регулирование:

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 г. N 839 (высшее обр.)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 января 2014 г. N 36 (среднее-проф. обр.)

Правила приема (в том числе – процедура зачисления) в конкретную ОООД на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, то есть устанавливаются самостоятельно и регулируются локальными нормативными актами.

Прием на обучение осуществляется на места в рамках контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований. Это означает, что каждый вуз обязан гарантировать у себя определенное количество бюджетных мест. По этим местам выделяется квота для льготных категорий абитуриентов. Вся информация об этом должна быть в общем доступе на сайте вуза.

В рамках контрольных цифр выделяются квоты приема на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета за счет бюджетных ассигнований детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, которым согласно ИПРА не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях.

Для поступления необходимо:

1.

Получить консультации у широкого спектра специалистов по образованию и специальному образованию. Для этого можно воспользоваться услугами педагогов различных образовательных организаций в т. ч. организаций дополнительного образования, педагогов специальных образовательных организаций, служб ранней помощи, педагогов негосударственных образовательных организаций, специалистов ППМС.

2. Определиться с формой получения образования, формой обучения (очная, очно-заочная, заочная, семейная, самообразование).

3. Получить информацию об имеющихся льготах.

4.

Определить варианты конкретных образовательных учреждений (при необходимости сделать официальный запрос в органы управления образованием с просьбой предоставить информацию об имеющихся образовательных организациях, посетить образовательные учреждения, пообщаться с представителем администрации, в т. ч. с целью выяснения особых условий, которые понадобятся при прохождении практики, возможностях работодателя и его ограничениях и т. п.).

5. Ознакомиться с учредительными документами и другими внутренними правилами образовательного учреждения.

6. Определить недостатки в выбранных учреждениях (шаговая, транспортная доступность, материально-техническая оснащенность, кадровый состав, возможные проблемы другого характера).

7. Получить информацию о возможности дальнейшего трудоустройства по выбранной профессии, в т. ч. при содействии образовательного учреждения.

8. Завершить оформление/переоформление ИПР (при необходимости).

9. Подать документы в интересуемое/ые образовательные учреждение/я с приложением копий необходимых документов.

Не позднее 1 марта (т.е. до начала приема документов) приемная комиссия на официальном сайте образовательной организации и информационном стенде размещает следующую информацию:

· правила приема в образовательную организацию;

· условия приема на обучение по договорам об оказании платных образовательных услуг;

· перечень специальностей (профессий), по которым образовательная организация объявляет прием в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности (с выделением форм получения образования (очная, очно-заочная, заочная);

· требования к уровню образования, которое необходимо для поступления (основное общее или среднее общее образование);

· перечень вступительных испытаний;

· информацию о формах проведения вступительных испытаний;

· информацию о возможности приема заявлений и необходимых документов, предусмотренных настоящим Порядком, в электронной форме;

· особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

· информацию о необходимости (отсутствии необходимости) прохождения поступающими обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования); в случае необходимости прохождения указанного осмотра – с указанием перечня врачей-специалистов, перечня лабораторных и функциональных исследований, перечня общих и дополнительных медицинских противопоказаний.

Не позднее 1 июня должна быть общедоступной следующая информация:

· общее количество мест для приема по каждой специальности (профессии), в том числе по различным формам получения образования;

· количество мест, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов по каждой специальности (профессии), в том числе по различным формам получения образования;

· правила подачи и рассмотрения апелляций по результатам вступительных испытаний;

· информация о наличии общежития и количество мест в общежитиях, выделяемых для иногородних поступающих.

Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, за исключением случаев, когда по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, проводятся вступительные испытания в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

При поступлении в средние профессиональные образовательные учреждения в случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований, учитываются результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации.

ВАЖНО! Существуют особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В ОООД должны быть созданы материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа поступающих с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (в том числе наличие пандусов, подъемников, поручней, расширенных

дверных проемов, лифтов; при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже здания).

Вступительные испытания на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета для поступающих с ограниченными возможностями здоровья проводятся в отдельной аудитории (п. 88 Правил).

Число поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории не должно превышать:

– при сдаче вступительного испытания в письменной форме – 12 человек;

– при сдаче вступительного испытания в устной форме – 6 человек.

Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания большего числа поступающих с ограниченными возможностями здоровья, а также проведение вступительных испытаний для поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с иными поступающими, если это не создает трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания.

Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания ассистента из числа работников организации или привлеченных лиц, оказывающего поступающим с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с преподавателями, проводящими вступительное испытание).

Продолжительность вступительного испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья увеличивается по решению организации, но не более чем на 1,5 часа (п. 89 Правил).

Поступающим с ограниченными возможностями здоровья предоставляется в доступной для них форме информация о порядке проведения вступительных испытаний (п. 90 Правил).

Поступающие с ограниченными возможностями здоровья могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться техническими средствами, необходимыми им в связи с их индивидуальными особенностями (п. 91 Правил).

Лица с ограниченными возможностями здоровья при поступлении в образовательные организации сдают вступительные испытания с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее – индивидуальные особенности) таких поступающих (п. 92 Правил).

При проведении вступительных испытаний на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования не предусмотрено выделение отдельной аудитории для поступающих с ограниченными возможностями здоровья. В остальном требования аналогичны требованиям при поступлении в вузы.

Дополнительно при проведении вступительных испытаний обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категорий лиц, поступающих с ограниченными возможностями здоровья:

а) для незрячих:

– задания для выполнения на вступительном испытании, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для незрячих (либо зачитываются ассистентом);

– письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для незрячих, либо надиктовываются ассистенту;

– поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным

шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для незрячих;

б) для слабовидящих:

– обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

– поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

– задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом;

в) для неслышащих и слабослышащих:

– обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

г) для лиц с тяжелыми нарушениями речи, неслышащих, слабослышащих все вступительные испытания по желанию поступающих могут проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

– письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

– по желанию поступающих все вступительные испытания могут проводиться в устной форме.

Статья 71 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает при приеме на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата и программам специалитета особые права для разных категорий:

1.

Право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты имеют дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях.

2. Право на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета имеют:

1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2) дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым по заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях;

3) граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя – инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства указанных граждан.

Источник: https://inclusion24.ru/lawcards/

Как попасть в 10-й класс: когда в школу хочется, но не можется

Не берут ребенка в 10 класс, ссылаясь на отсутствие мест

В редакцию KazanFirst обратилась мама одного из выпускников 9 класса лицея №78 в Казани Люция Ахметова. Ее ребенка (и еще около 70 учеников) отказываются принимать в 10 класс, рассказала она. Виной всему нехватка мест и низкий «рейтинг успеваемости».

— Нас не берут в 10 класс. Аргументируют это тем, что нет мест. На 106 человек выпускников сделали 26 человек класс. Отобрали по рейтингу оценок самых лучших, а остальных «попросили». Заявление не принимают, не регистрируют. Отказ обещают прислать в течение месяца по почте. Хотя я приходила сама лично с заявлением, — рассказывает собеседница издания.

В лицее создали лишь один профильный 10 класс — гуманитарно-технический, сетует женщина. Отбор туда проводят, ссылаясь на некие «локальные акты». Куда делись обычные общеобразовательные классы, не совсем понятно. Не попавшим в список «счастливчиков» ученикам предлагают искать место в других школах района или продолжить учебу в техникуме.

Прием в 10 классы проводится по специальному положению, оформленному локальным актом, рассказала исполняющая обязанности руководителя лицея №78 Надежда Приходько (директор учреждения сейчас находится в отпуске).

— Принимаются ученики, у которых средний бал по аттестату 4,5, участники, победители и призеры предметных олимпиад, дети, которые закончили с отличием, и дети, которые имеют льготы — сироты или инвалиды, — рассказала она.

Желающих поступить в 10 класс действительно было очень много, отмечает она. Поэтому и сформировали рейтинг — не только по оценкам в аттестате, но и по результатам обучения в течение всего года. Сейчас в школу набран один класс с гуманитарно-техническим профилем. — Профильными предметами будут математика и русский язык. Те, кто не сможет к нам поступить, могут поступить в другое общеобразовательное учебное заведение. Можно выбрать ту школу, где универсальный профиль, — говорит Приходько.

Случай в казанском лицее не единственный, рассказала основатель общественного движения против поборов в школах Екатерина Матвеева. Жалобы на проблемы при поступлении в 10 класс стали поступать еще в середине июня.

Сейчас их накопилось больше десятка со всех уголков республики — из Казани, Челнов, Нижнекамска и поселка Уруссу в Ютазинском районе.

И это только малая часть — многие родители не спешат распространяться о подобных сложностях.

— Не берут в 10 класс с тройками, — пишут из поселка Уруссу родители ученика школы №3.

— Заявление в школе приняли, но сказали, чтобы ученик ждал ответ с отказом, в школу его, в 10 класс, не возьмут, — сообщение из Нижнекамска из школы №10.

— Сына не берут в 10 класс, ссылаясь на плохую успеваемость. Ответ письменный не дали, сначала сказали, что есть документ, в котором прописано, что с тройками не брать. Когда я попросила написать на заявление отказ со ссылкой на этот документ, мне сказали, что не будут ничего писать, что еще есть время рассмотреть заявление, — жалуется мама ученика челнинской школы №10.

Даже аттестат без троек со средним балом 4,4 и хорошо сданные экзамены не дают полной уверенности в том, что ребенок попадет в 10 класс, рассказывает мама выпускника 9 класса одной из школ Челнов, пожелавшая остаться анонимной.

Из двух профильных классов, которые планировали создать — физико-математического и социально-экономического — школа выбрала только один. Ученики, которым этот профиль не подошел, сейчас вынуждены бегать по учебным учреждениям города, пытаясь пристроиться хоть куда-нибудь.

И таких в Челнах немало, ведь в большинстве школ только один 10 класс.

 — Получается, что из общеобразовательной школы мы сейчас превратились в мини-университеты — экзамены, вступительные испытания, проходной балл. Тогда, какой смысл в существовании 10 и 11 классов? Пусть дети сразу после 9 идут, кто в ВУЗ, кто в техникум — у кого к чему лежит душа, у кого какие способности.

Сейчас получается, что кто-то имеет возможность учиться и получить высшее образование, а другим такой возможности сознательно не дают.

Если ребенок любит литературу, а в школе создан физико-математический класс, то остается либо идти в училище, либо в другую школу, которая может оказаться чуть ли не на другом конце города.

Никто не имеет права лишать родителей и их детей возможности поступать в 10 класс, рассказали KazanFirst в пресс-службе Министерства образования и науки Татарстана. Но часто родители путают понятия «выгонять» и «ориентировать».

— Учителя, оценивая знания учащихся, стремление к знаниям, рекомендуют детям продолжить обучение в образовательных организациях среднего профессионального образования.

Обучающихся 10-11 классов готовят для поступления в вузы. Слабому ученику будет сложно обучаться и преодолеть минимальный порог на ЕГЭ по обязательным предметам.

В итоге данный выпускник может остаться без аттестата, — отмечают в ведомстве.

Школа имеет полное право создавать профильные классы — для поступления в такой нужно сдать соответствующий экзамен. Но при выборе направлений обязательно должно быть учтено мнение родительской общественности, запросов и возможностей учеников.

— Если школа открывает профильные классы, это не снимает с нее обязанности осуществлять общеобразовательные программы в старших классах со школы и обеспечить получение среднего образования теми учащимися, кто не выбрал соответствующий профиль, — пояснили в пресс-службе.

Конкурсные поступления и создание в школах профильных классов нарушают права учеников, отмечает Матвеева.

— Школы намеренно создают барьеры для того, чтобы отсеять детей из школ после 9 класса.  Делается это ради высоких рейтингов по ЕГЭ. По Татарстану уже были случаи увольнений директоров по низким показателям по ЕГЭ. А это уже конфликт интересов.

Школы, в которых родители и ученики испытывают сложности при зачислении в 10 класс, необходимо проверить прокуратуре на доступность среднего образования, говорит общественник. Ведь проведение конкурсных отборов, собеседований, конкурсов аттестатов и составление прочих рейтингов противоречит федеральном закону «Об образовании», который гарантирует «общедоступность и бесплатность» среднего общего образования.

Как попасть в 10 класс: краткое руководство к действию

В группе «ВКонтакте» «Поборы в школах и детсадах» Матвеева дает несколько советов тем, кого не принимают в 10 класс.

1. Необходимо написать заявление на прием. Затем включить на телефоне диктофон и отправиться в школу, чтобы зарегистрировать заявление.

2. Если бумагу не приняли — с записью разговора можно отправляться в прокуратуру. Чтобы написать еще одно заявление — о нарушении закона об образовании и об обращении граждан.

3. Заявление на поступление в 10 класс, написанное на имя директора школы, следует отправить почтой заказным письмом с описью.

4. Копию этого заявления можно также отправить в группу — его передадут лично министру образования и науки Татарстана, говорится в сообществе.

Как показывает опыт прошлого года, после выполнения всех этих действий ученика обычно принимают в 10 класс, пишет общественник, — главное, не молчать и не бояться.

Источник: https://kazanfirst.ru/article/414014

Источник: https://rvs.su/statia/kak-popast-v-10-y-klass-kogda-v-shkolu-hochetsya-no-ne-mozhetsya

За порогом школы. Имеют ли право не принимать в 10-й класс?

Не берут ребенка в 10 класс, ссылаясь на отсутствие мест

Родители татарстанских девятиклассников обивают пороги школ и кабинетов чиновников всех рангов, отстаивая права своего ребенка на учёбу в 10-м классе. Законны ли отказы в приёме в 10-й класс и так ли нужно стремиться туда попасть, рассказывает «АиФ-Казань».

Не бойтесь!

«Наши дети с 1 по 9 классы учились в гимназии №1 им. Ризы Фахретдина — без нареканий и конфликтов, ОГЭ сдали на 4 и 5, — жалуются родители из Альметьевска. — В 10-й класс директор школы отказывается нас брать, ссылаясь на то, что открывает только один класс по физико-математическому профилю, а социально-экономического, куда бы хотели попасть наши и другие дети, нет. Мол, желающих нет!».

В школе было четыре 9-х класса, в которых учился 101 ребёнок. В 10-м классе профиль будет физико-математический, но частично и социально-экономический, сообщили «АиФ Регион» в школе. То есть у детей появился шанс доучиться в школе, но далеко не у всех. Ведь 10-й класс будет всего один — на 27 мест.

В Зеленодольске, по данным местного управления образования, в 10-е классы примут лишь 40% девятиклассников.

«Школам нужны высокие показатели по ЕГЭ, поэтому они пользуются всевозможными средствами, чтобы не принять заявление в 10 класс, — говорит руководитель инициативной родительской группы против поборов в школах и детсадах Екатерина Матвеева. — Не застрахованы даже ударники. Но и тройки не повод для отказа.

Каждый ребёнок имеет право получить полное образование в той школе, в которой он учился ранее. Отсутствие общеобразовательного класса — не повод для отказа зачисления в профильный класс. Просто в заявлении укажите профиль.

Не бойтесь! Снимайте процесс подачи заявления на камеру и пусть вам выдают расписку о получении документов. Подавайте заявление заранее, чтобы решение вопроса не затянулось на месяцы. Все отказы отправляйте в прокуратуру».

По словам министра образования и науки РТ Рафиса Бурганова, в этом году в министерство поступает много подобных обращений от родителей. «Мы с вами не имеем на отказ ни законодательного, ни морального права, — заявил он директорам. — Муниципальные органы управления образования, увлекаясь погоней за высокими результатами забывают, что для детей, не выбравших профиль (т.е. не попавших в профильные классы), есть ещё и универсальный учебный план».

Пробуй, а то проиграешь

У баталий за 10 класс есть и другая сторона медали. Раз такие проблемы повторяются из года в год, значит, сбоит сама система профориентации подростков.

«В профориентации пока мы заинтересованы больше, чем школы, — говорит замдиректора Казанского авиационно-технического колледжа им. П. Дементьева Эльвира Соколова. — Получается, им всё равно, куда идут выпускники, не прошедшие в 10-й класс.

Самый распространённый ответ, как абитуриент узнал от нас, — совет друга». Бывает и так, что, придя учиться вслед за другом, человек понимает, что ошибся. Вот только бюджетное место в среднем профобразовании по закону можно получить только однажды.

Бросил — потом придётся учиться уже платно.

«Чтобы у ребёнка был выбор, понимание того, чем они хотят заниматься, нужен какой-то межшкольный комбинат, — считает Эльвира Соколова. — Туда могли бы приходить представители колледжей — чтобы не одна, а все школы были задействованы в этом. Давать детям общую информацию о профессиях можно уже в начальной школе».

О рабочих профессиях и специальностях, которым учат в Международном колледже сервиса, многие дети узнали, пройдя профессиональные пробы. «У нас был такой проект несколько лет назад, — говорит зам. директора колледжа Ольга Скальская.

 — Дети попробовали себя в роли повара, кондитера, пекаря, горничных, менеджеров в гостиничном сервисе и туризме, работали на предприятиях, являющихся нашими партнерами.

Мы ежегодно стараемся организовать профессиональные пробы, проводим профориентацию и с учениками начальных классов — малышам это очень интересно. Хотим запустить программу для первоклассников. Было бы хорошо, если была бы возможность отдельного финансирования таких проектов.

Мастер-классы интересны для детей. В игровой форме они „погружают“ детей в профессию». У самих колледжей средств на такие проекты, как правило, нет. Мастер-классы приходится проводить за счёт внебюджетных средств.

У них поток, у нас штучный товар

«У школ для профориентации сил не хватит, — говорит директор казанской гимназии № 7 Любовь Кочнева. — Создать материально-техническую базу для подготовки строителей, слесарей, токарей стоит больших денег. Поэтому учебно-производственные комбинаты (УПК), сегодня не играют никакой роли. У них нет современной материально-технической базы. Чтобы её создать, денег нужно больше, чем на обычную школу.

Заводов сейчас стало меньше, везде ООО, которым не нужны эти УПК. Раньше райком партии приказывал заводу дать УПК мастера, ещё что-то, и мы не платили за это. Профориентация была искренней, достоверной, прагматичной. Ребёнок мог понять, хочет он выбрать эту профессию, подходит она ему или нет. Образованию сейчас нужна реформа. И начать нужно как раз с профориентации в широком смысле».

Успех обучения в колледжах также упирается в материальную базу. На современных дорогих станках работают большей частью те, кто готовится к чемпионату рабочих профессий WorldSkills (он пройдет в Казани в 2019 году). А в Финляндии, например, по стандартам WorldSkills реализуют основные программы — готовят всех учащихся на потоке.

«Почему все стремятся в 10 класс и получить высшее образование? Это позиция родителей, которые не понимают, что высшее образование наоборот зачастую ограничивает возможности, — уверена преподаватель колледжа с 35-летним стажем Ирина Потоцкая. — Потому что человек с высшим образованием считает ниже своего достоинства пойти на рабочую профессию.

А рабочий с высоким разрядом получает хорошую зарплату и всегда имеет возможность роста».

Источник: https://news.rambler.ru/education/40667428-za-porogom-shkoly-imeyut-li-pravo-ne-prinimat-v-10-y-klass/

Юриста совет
Добавить комментарий