На меня подали в суд за ДТП на авто, которое я продала, но его не переоформили, кто должен возмещать ущерб?

Должна полмиллиона: челябинка продала машину и осталась крайней

На меня подали в суд за ДТП на авто, которое я продала, но его не переоформили, кто должен возмещать ущерб?

Российские реалии: если проданный вами автомобиль спровоцирует аварию, отвечать, возможно, придется вам

В начале февраля 2015 года Наталья продала свой Toyota RAV4 коллеге, а через несколько дней к ней пришли сотрудники уголовного розыска. Наталья якобы скрылась с места ДТП, в котором был серьезно разбит Mercedes. В запутанной истории разбирался сайт 74.ru.

Что произошло

Купить RAV4 согласился хороший знакомый и коллега Натальи, назовем его Эрнест. Документы он попросил оформить на его сестру Жанну, хотя пользоваться «Тойотой» планировал сам.

Сделка прошла в заочном режиме: стороны подготовили два экземпляра договора купли-продажи, которые Эрнест увез домой, после чего вернул Наталье подписанный сестрой документ. Наталья проставила в нем дату (4 февраля 2015 года) и расписалась.

Примерно через неделю на работу к Наталье пришли сотрудники уголовного розыска Тракторозаводского района, которые попросили ее проехать в отделение полиции. По их версии, 6 февраля 2015 года в Копейске RAV4 Натальи спровоцировал аварийную ситуацию, избегая которой был серьезно разбит автомобиль Mercedes.

По версии ГИБДД, Toyota повреждений не получила, но спровоцированная ею аварийная ситуация привела к вылету «Мерседеса» в столб

из материалов дела

— На мои доводы, что автомобиль продан, и в тот день на нем перемещался другой человек, который тут же подошел и предоставил к осмотру неповрежденный автомобиль, мужчины сообщили, что это не имеет никакого значения, и я все равно должна проехать с ними в отделение полиции, — рассказывает Наталья. — Я согласилась приехать по повестке. Повестку мне выслать отказались и попросили подумать о том, чтобы прибыть туда «по-хорошему».

После этого были вызовы в ГИБДД и общение с сотрудниками инспекции Копейска, в ходе которых Наталья настаивала, что не распоряжалась автомобилем в день аварии. В конец концов она направила в адрес руководства ГИБДД жалобу. Вызовы прекратились.

Должна страховой компании

Через полтора года, в июле 2016-го, на имя Натальи пришло требование выплатить 521 тысячу рублей страховому обществу «ЭРГО», в котором был застрахован поврежденный Mercedes. Общий ущерб составил свыше 900 тысяч рублей, 400 из которых заплатила страховая Натальи по ОСАГО.

Подобное требование возможно в порядке суброгации. Суброгация — особая практика, закрепленная в гражданском кодексе (ст.

965 ГК РФ), которая позволяет страховой взыскать с виновника ДТП все, что компания заплатила своему клиенту по каско.

Мы уже писали, что практика эта неоднозначна и создает большие проблемы при попытках оспорить требования страховой. Впрочем, она законна, используется повсеместно, и ее нужно иметь в виду.

Одна из проблем суброгации — фактическая невозможность оспорить размер ущерба. Например, владельцу Nissan через три года после этого ДТП предъявили ущерб в 253 тысячи рублей — это сопоставимо с ценой пострадавшего Lanos, который в реальности получил лишь повреждения бампера, фары и крыла

Илья Семков

Но почему страховая решила, что за рулем RAV4 была именно Наталья? Оказалось, еще в апреле 2015 года (через два месяца после аварии) копейским инспектором ДПС ГИБДД было вынесено постановление о прекращении административного производства по делу, в котором Наталья фигурировала в качестве водителя RAV4 в момент ДТП.

— Причастность гражданина к ДТП должен доказывать сотрудник ГИБДД, который выясняет обстоятельства, составляет протокол и передает дело в суд, — объясняет автоюрист Лев Воропаев.

— Суд исходит из представленных данных и приобщенных в ходе заседания и принимает решение. Это в теории. На практике чаще всего сотрудники ГИБДД конвейерно передают в суды материалы по таким делам, не слишком утруждая себя сбором доказательств.

Для доказательства непричастности в таких случаях приходится попотеть, но и это не гарантирует успех.

Сейчас у Натальи арестовано имущество и зарплатный счет, с которого списываются средства в счет погашения долга перед страховой.

Что решил суд

В мае этого года состоялось заседание Калининского районного суда города Челябинска, который выслушал аргументы сторон, но вынес решение в пользу страховой.

Наталья приложила к делу договор купли-продажи и справку с места работы, что в день ДТП она находилась на рабочем месте.

Новая владелица RAV4, Жанна, заявила, что подпись в экземпляре Натальи сделана не ее рукой, кроме того, в деле появились объяснения свидетеля, который опознал в Наталье водителя.

— Этот свидетель, якобы видевший меня за рулем, был вызван судом в другой день, то есть лично меня он не видел, — рассказывает Наталья.

Интересны показания коллеги Натальи, Эрнеста, который фактически распоряжался автомобилем.

В решении суда значится, что он видел, как в день ДТП из-за руля автомобиля Мерседес выходил молодой парень, а сам разбитый Мерседес наблюдал уже после аварии.

Также он заявил, что автомобиль Тойота стоял во дворе его дома и никто на нем не ездил, потому что тот не был застрахован. Он подтвердил, что его сестра приобрела автомобиль за два дня до аварии.

Мы направили в суд запрос с просьбой пояснить эти нестыковки и их влияние на окончательный вердикт. В ответе представитель Калининского районного сослался на проигранную Натальей апелляцию в Челябинской областной суд, а также пояснил следующее:

— Разрешая спор и удовлетворяя иск, суд учитывал, что на момент ДТП ответчик являлась владельцем автомобиля, поэтому возложил на нее обязанность возмещения вреда.

Как указал Челябинский областной суд, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и разрешен спор в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Других комментариев по вступившему в законную силу решению суда дано быть не может.

Как стать крайним

Редакции доподлинно не известны все обстоятельства дела, поэтому мы не имеем права спекулировать на тему, кто на самом деле был за рулем в момент ДТП. На наш взгляд, нестыковки в показаниях Эрнеста и отсутствие графологической экспертизы почерка оставляют вопрос, кто владел «Тойотой», открытым. С другой стороны, ряд ошибок совершила и сама Наталья.

Как выяснилось, она не поставила дату на экземпляре договора купли-продажи, который со своей подписью передала стороне покупателя. И уже позже выяснилось, что RAV4 был перерегистрирован в ГИБДД в апреле 2015 года, то есть через два месяца после вербальной договоренности. В экземпляре Жанны стоит апрельская дата, в экземпляре Натальи — февральская, и суд обратил на это внимание.

К тому же Наталья была осведомлена, что новые владельцы Toyota не планируют переоформлять ее в ГИБДД в обозримом будущем: 14 февраля (через неделю после якобы проведенной сделки) Наталья вписала Эрнеста в страховой полис, а значит, все еще являлась владельцем автомобиля де-юре.

— У нас были доверительные отношения, и он сказал, что не может ездить, потому что нет денег на страховку, попросил вписать его в полис, — комментирует это обстоятельство Наталья.

Решающим доводом, похоже, и стал тот факт, что в момент ДТП владельцем RAV4 числилась Наталья. Вкупе с показаниями свидетеля, этого оказалось достаточно.

Следите за судьбой автомобиля после продажи

В 2013 году процедура регистрации автомобиля упростилась. Помимо плюсов, были и спорные моменты, например, у граждан исчезла необходимость снимать машину с учета при продаже.

Для перерегистрации автомобиля сегодня достаточно рукописного договора купли-продажи. Оформить сделку в ГИБДД новый собственник обязан в течение десяти дней. Это создает риски, например, до перерегистрации автоматические штрафы будут приходить прежнему владельцу. Еще хуже, если новый хозяин скроется с места ДТП или совершит преступление.

Основным доказательством продажи до изменения регистрационных данных является рукописный договор. Достаточно ли его, чтобы доказать непричастность к правонарушению? Если речь о штрафах с автоматических камер, как правило, да — такие жалобы в ГИБДД поступают регулярно и чаще всего удовлетворяются.

Но в судебной практике договор купли-продажи не считается веским доказательством, поскольку подделать его не составляет труда.

— К таким обстоятельствам, как продажа автомобиля за несколько дней до ДТП, суды относятся крайне критично, — объясняет автоюрист Лев Воропаев. — Они исходят из того, что граждане такими нехитрыми действиями пытается избежать ответственности.

Тем более если в договорах сторон имеются расхождения, как в описанном случае.

Поэтому отнеситесь к оформлению документа серьезно, не допускайте расхождения в данных, а если новый владелец не переоформил машину через десять дней, вы имеете право обратиться в ГИБДД с заявлением о приостановке регистрации.

Чтобы исключить риски, можно оставить за собой прежние номера (по заявлению в ГИБДД): в этом случае, новый владелец будет ездить с другими госзнаками, что упростит разбор ситуаций.

Источник: https://74.ru/text/gorod/51472441/

Генеральная доверенность. Плата за скупость

На меня подали в суд за ДТП на авто, которое я продала, но его не переоформили, кто должен возмещать ущерб?

Каждый раз, когда продавцы и покупатели подержанных авто приходят к согласию и готовы, наконец, скрепить свои договоренности рукопожатиями и подписями, возникает вопрос: как оформлять документы? Есть два пути — простой/дешевый и сложный/затратный. Не нужно быть провидцем, чтобы понять, какой из вариантов рассматривается первым. Скрывается под ним ни что иное, как генеральная доверенность или попросту «генералка». Она возникла не вчера, и даже не позавчера, но продолжает будоражить умы тех, кто не в силах справиться с неуемной тягой оформить документы почти даром и максимально быстро. При этом часто забывается простая истина — скупой платит дважды, и «генералка» в этом отношении служит великолепным примером.InfoCar.ua изучил все риски, подстерегающие автовладельцев, купивших или продавших автомобиль по генеральной доверенности, и с удовольствием делится своими наблюдениями.Такова уж, видимо, славянская ментальность: в надежде на человеческую порядочность мы готовы согласиться на авантюрное дело ради сомнительной экономии. К сожалению, далеко не всегда события развиваются по идеальному сценарию. Покупая машину по «генералке», нужно быть готовым к тому, что ситуация обернется против того, кто «владеет» автомобилем.Мы не случайно взяли слово «владеет» в кавычки, поскольку главная и самая неприятная особенность генеральной доверенности в том, что тот, кто де-факто считает себя собственником транспортного средства (покупатель), де-юро им не является. С точки зрения закона он лишь поверенный, то есть тот, кому на время (!) предоставили полномочия распоряжаться транспортным средством, тогда как договор купли-продажи подразумевает окончательный и бесповоротный переход автомобиля в собственность иного лица с обязательной перерегистрацией в ГАИ. Важно это потому, что действие «генералки» легко отменить в одностороннем порядке. Иными словами, аннулировать, и в этом случае Вы вынуждены будете вернуть автомобиль его законному владельцу, если он того потребует.Отберут машину и в том случае, если выяснится, что она числится в угоне или находится в залоге. Предъявлять претензии абсолютно бесполезно и бессмысленно, а если Вы успели продать автомобиль кому-то еще, доверитель имеет полное право через суд потребовать передать ему всю сумму, полученную от сделки.Продолжает вереницу «сюрпризов» право владельца передоверить или перепродать свой автомобиль без Вашего ведома, но и это далеко не все. Если доверитель умер, пропал без вести или признан недееспособным, авто переходит в собственность его прямых наследников или тех, чьи имена указаны в завещании. Такая же неприятная ситуация может возникнуть и при разводе доверителя, когда автомобиль окажется тем совместно нажитым имуществом, которое подлежит разделу.Если Вы станете участником ДТП, которое произошло не по Вашей вине, исковое заявление на возмещение ущерба от Вашего имени получит юридическую силу только в том случае, если право представлять интересы доверителя в суде четко указано в «генералке». В ином случае придется искать владельца транспортного средства, просить его подписать иск и выдать отдельную доверенность на представление своих интересов в рамках судебного процесса.Кто-то может подумать, что в случае возникновения проблем можно спокойно переоформить документы на собственное имя и перерегистрировать автомобиль (доверенность ведь, как правило, выдана с правом продажи!), но и здесь разочарование неизбежно — поверенный не может заключить сделку от имени доверителя с самим собой.

Чем рискует продавец?

Не стоит думать, что головная боль будет сопровождать только того, кто купил автомобиль по «генералке». Отнюдь! Продавец рискует не меньше, а подчас даже больше.Мы снова возвращаемся к тому, с чего начинали — доверенность не подразумевает смену собственника авто, поэтому оплата всех штрафов, налогов и сборов юридически также не переходит к тому, кто фактически пользуется транспортным средством, если иное напрямую не указано в доверенности. Конечно, всегда можно и нужно обсуждать эти моменты с покупателем, но кто может гарантировать, что в один прекрасный день он не откажется оплачивать счета? А если угодит в ДТП и скроется с места происшествия, «люди в погонах» первым делом придут за объяснениями к владельцу авто, и именно ему придется доказывать, что за рулем в момент аварии находился не он, а поверенный. Но даже в том случае, если собственнику ТС поверят, ответственность за техническое состояние автомобиля с него никто не снимал. Как следствие, иск о возмещении нанесенного в результате ДТП вреда будет предъявлен не поверенному, а доверителю, как владельцу объекта повышенной опасности.С другой стороны, не все так страшно. Если Вы не причастны к правонарушению и имеете на руках свою копию доверенности, спорные вопросы со штрафами, исками и другими претензиями можно благополучно решить. Единственный недостаток – на это потребуется какое-то время.

Если «да», то..

Прежде, чем принять решение в пользу или против генеральной доверенности, обдумайте все то, что изложено выше. Если же наши аргументы показались Вам неубедительными, и Вы все же решили пойти простым, но рискованным путем, обязательно возьмите у продавца расписку о том, что он получил от Вас деньги за автомобиль. Большой юридической силы такая бумага не имеет, но в случае судебного разбирательства она может сыграть важную роль в Вашем стремлении доказать право на пользование автомобилем.И еще один совет от InfoCar.ua: не скупитесь и не ленитесь! Оформляйте договор купли-продажи и навсегда забудьте о том, что Вас в любой момент могут оставить «с носом».26 августа, Артем Киселев, специально для InfoCar.uaИсточник: Автобазар InfoCar.ua

Источник: https://avtobazar.infocar.ua/arts/article-7706.html

Доверил по доверенности. «Продал автомобиль, через пять лет получил иски за чужое ДТП, требуют более 400 миллионов рублей»

На меня подали в суд за ДТП на авто, которое я продала, но его не переоформили, кто должен возмещать ущерб?

В весьма неприятную историю попал минчанин Александр Пинязик. Он продал по генеральной доверенности старенький Ford Sierra. Покупатель уверял, мол, переоформит машину на себя. Но через пять лет оказалось, что де-юре Александр по-прежнему является собственником автомобиля.

И только потому, что он считается владельцем источника повышенной опасности, теперь должен оплатить ущерб, нанесенный в результате чужого ДТП. «Общая сумма по трем предъявленным искам составляет более 400 миллионов рублей! Я получил жизненный нокаут: из-за обыкновенной формальности теперь должен огромную сумму.

Уже наложены аресты на мой дом в деревне и автомобиль. Что делать?» — в отчаянии спрашивает мужчина.

— В 2007 году я решил продать Ford Sierra, который нуждался в ремонте и был не на ходу, — рассказывает Александр Анатольевич. — Покупатель предложил оформить генеральную доверенность, пообещав потом поставить автомобиль на учет на свое имя. В общем, я поверил. Через некоторое время мы созвонились и он заверил меня, что машину перерегистрировал. На этом я и успокоился.

Надо сказать, что в то время еще не было камер скорости и сделки по «продаже автомобилей по доверенности» (намеренно берем фразу в кавычки, поскольку такой процедуры по закону не существует) были довольно распространены.

Однако при этом формальные владельцы транспортного средства, которым они реально уже не обладали, не учитывали важную особенность законодательства. Иначе они бы все же потратили день-другой для оформления купли-продажи.

Последствия незнания законов редко афишируются, но получаются не менее показательными. История Александра Пинязика — одна из таких. В 2012 году минчанин совершенно случайно узнал, что Ford Sierra по-прежнему зарегистрирован на его имя: «Меня остановил сотрудник ГАИ. Стал что-то проверять по базам и сообщил, что автомобиль до сих пор зарегистрирован на мое имя. Я уже совсем забыл о нем!»

Мужчина забеспокоился и стал узнавать, где «его» машина. Впоследствии выяснилось, что она находится у молодого жителя Климовичей. «Причем автомобиль он тоже купил.

Но только не у мужчины-покупателя, а у неких его родственников. Молодой человек передал деньги, а взамен получил расписку от руки. Я пошел в милицию, хотел найти контакты.

Далее планировал все-таки переоформить машину по закону», — подчеркивает минчанин.

Но эти действия уже были запоздалыми. Через несколько недель Александра Пинязика вызвали в суд Климовичского района. Иск? Компенсация? За что? Сначала мужчина решил, что это недоразумение. Однако чем больше он погружался в ситуацию, тем больше понимал — все очень и очень серьезно.

— Оказалось, что новый владелец автомобиля, тот самый молодой человек из Климовичей, ездил на машине без техосмотра и даже обязательной страховки, — продолжает Александр Анатольевич. — Одним осенним днем 2010 года он совершил наезд на пешехода, что стало отправной точкой судебного процесса.

Авария случилась 23 ноября 2010 года на ул. 50 лет СССР в Климовичах. Молодой водитель Ford Sierra сбил женщину. У той были диагностированы переломы обеих костей голени.

Впоследствии эти травмы признали тяжкими. А медицинская комиссия назначила потерпевшей вторую группу инвалидности.

Возбудили уголовное дело по части 2 статьи 317 «Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств».

Не будем вдаваться в нюансы расследования аварии. То, что дело дошло до суда, говорит само за себя. Отметим также, что водитель во время заседания вину не признал. Однако его приговорили к исправительным работам и лишению водительских прав.

Про компенсацию нужно рассказать отдельно. Во время заседания Климовичского районного суда представители истицы попросили взыскать средства за поврежденное пальто (2,6 млн рублей), транспортные расходы потерпевшей к месту лечения и обратно (6,1 млн), лекарства (5,4 млн), юридическую помощь (85 млн), а также в счет возмещения вреда здоровью (241 млн).

При чем тут бывший владелец Ford, спросите вы. Дело в том, что юридически на момент аварии именно он являлся собственником автомобиля.

А по статье 948 Гражданского кодекса граждане, «деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (в том числе использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности либо на ином законном основании».

Только не нужно думать, что это некая уловка! Напротив, во время подобных заседаний всегда выясняется, кому по документам принадлежит автомобиль. Даже если уголовное дело возбуждено не было, у потерпевшего всегда есть возможность подать гражданский иск, апеллируя к этой норме.

Оба ответчика иск не признали. Водитель, в частности, объяснил, что не считает себя виновным в ДТП. А Александр Пинязик — что в реальности не являлся владельцем источника повышенной опасности (того самого злополучного Ford Sierra).

Однако суд постановил взыскать с водителя 91,7 млн рублей (сюда вошли стоимость поврежденного имущества потерпевшей, лекарств, расходы по оказанию юридической помощи и оплата проезда), а также госпошлину и расходы по оплате услуг представителя в суде. Для сравнения: Александру Пинязику, кроме оплаты госпошлины и услуг представителя, нужно выплатить 241 млн рублей за вред, причиненный здоровью потерпевшей.

Другой иск поступил от Белорусского бюро по транспортному страхованию. Эта организация после ДТП выплатила потерпевшей компенсацию (в 109 млн рублей) и выставила регрессный иск, что является стандартной процедурой в таких случаях (ведь машина не была застрахована по «автогражданке»). Выплата данной суммы также ложится на плечи собственника автомобиля.

По словам Александра Пинязика, был еще третий иск, по которому предстоит выплатить около 40 млн рублей. То есть в итоге мужчина должен более 400 млн.

— Очень интересно получается: водитель признан виновником ДТП, реально машина принадлежит ему, а выплачивать бóльшую часть компенсации женщине, которую я никогда не видел (в суде ее интересы представляли дочь и адвокат), должен я! — возмущается экс-владелец Ford.

— И расскажите, в чем я виновен? Что продал машину, не оформив документы? Но меня нагло обманули! Это был не автомобиль, а корыто, не на ходу. Чтобы снять его с учета, потребовалось бы везти в ГАИ, нанимать эвакуатор.

А покупатель умолял обойтись без этого, обещал все оформить самостоятельно.

По сути, дело в простой формальности. Смысл введения нормы об ответственности владельца транспортного средства в Гражданский кодекс очевиден: раз доверяешь кому-то потенциально опасный объект, то постарайся контролировать обращение с ним.

Это своеобразное перекладывание ответственности, не лишенное смысла в условиях, когда автомобиль стал массовым явлением. Другой вопрос, что этот механизм не работает эффективно.

Часто за рулем машин оказываются люди случайные, а отвечает за их действия мало причастный (или совсем не причастный) к произошедшему человек.

— Не представляю, как смогу выплатить хотя бы часть долга! — минчанин объясняет, что числится в одном из банковских отделений обычным рабочим. — Моя ежемесячная зарплата — всего 5 млн рублей, у жены и того меньше — 4 млн.

К Александру Пинязику уже приходили судебные исполнители, наложен арест на дом и земельный участок в Стародорожском районе, которые достались ему по наследству от родителей, а также на автомобиль Renault Megane (2008 г. в.).

— Говорят, могут высчитывать 70% зарплаты, — рассказывает мужчина. — Так сколько у меня тогда останется? Миллион, два? А мне еще семью содержать, дочь с мужем живут с нами, у них недавно родился второй ребенок. Нужно помогать внукам! Мне 54 года, работать по ночам не могу, здоровье уже не позволяет.

Минчанин все же не сдается, пытается обжаловать решение суда, пишет апелляции, доказывает, что отношения к произошедшему не имеет. Однако по документам владельцем автомобиля является он, и ничего здесь не попишешь! Все его аргументы наталкиваются на этот железобетонный факт.

В статье 948 Гражданского кодекса есть оговорка: если источник повышенной опасности выбыл из обладания в результате противоправных действий других лиц, то владелец не отвечает за вред. Речь об угоне или краже (это разные понятия) автомобиля. Однако в данном случае говорить об этом неуместно, считают юристы: «Ведь изначально транспортное средство было передано добровольно».

Впрочем, у Александра Пинязика есть шанс отбиться от иска. Существует постановление пленума Верховного суда (от 01.10.2008 г.

) №7 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств», в котором сказано: «Судам надлежит принимать меры к разрешению гражданских исков, имея при этом в виду, что в качестве гражданских ответчиков должны привлекаться владельцы транспортных средств, поскольку в соответствии с законодательством обязанность по возмещению вреда, в том числе и морального, причиненного источником повышенной опасности, возлагается на владельца этого источника, то есть на организацию или гражданина, осуществляющих эксплуатацию источника повышенной опасности как в силу права собственности или оперативного управления, так и по другим основаниям (по доверенности, договору аренды и т. п.) (ст. 948 ГК)».

…Это не единичный случай, когда основную финансовую нагрузку иска несут владельцы автомобилей, потерявшие машину из виду. Нежелание погрузиться в бюрократический процесс спустя время оборачивается большими проблемами.

Источник: https://auto.onliner.by/2016/01/20/sud-287

Хозяин авто должен выплатить 2500 долларов за ДТП, которого не совершал

На меня подали в суд за ДТП на авто, которое я продала, но его не переоформили, кто должен возмещать ущерб?

В помощи друзьям житель Солигорска Дмитрий не отказывал никогда. До последней истории, в которую он случайно попал. Летом 2015 года мужчина одолжил свой Ford Transit знакомому.

На его микроавтобусе тот попал в ДТП: сбил насмерть велосипедистку.

Дмитрий не только восстанавливал автомобиль за свои средства, теперь он обязан выплачивать деньги родственникам погибшей — за причинение морального вреда.

— Раньше я руководил своей фирмой, которая занималась установкой напольных покрытий. У меня был рабочий Ford Transit и легковушка Citroen. Микроавтобус у меня часто просили друзья: перевезти мебель, вещи и так далее. Машину, если она была не в работе, давал всегда, считал, что надо друг другу помогать, если есть возможность, — рассказал AUTO.TUT.BY Дмитрий.

Не отказал Дмитрий и своему знакомому Сергею — парень хотел перевезти на Ford Transit какие-то личные вещи. Поездка оказалась роковой: в Слуцке Сергей сбил 60-летнюю велосипедистку. Женщина, не приходя в сознание, от полученных травм умерла в больнице. Это произошло в июле 2015 года.

По факту ДТП возбудили уголовное дело. Водителя отпустили под подписку о невыезде, а разбитый Ford поставили на штрафную стоянку — пока шло следствие, забирать машину было нельзя.

— Когда я узнал обо всем произошедшем, расстроился, конечно. Потом прикидывал, сколько может стоить восстановление микроавтобуса. Но Сергея по этому вопросу я не тревожил: человек под следствием, ему и так тяжело, что с ним будет, а вдруг посадят? — вспоминает владелец Ford Дмитрий.

Через полгода уголовное расследование в отношении Сергея было прекращено — за отсутствием состава преступления.

Во время проведения экспертиз и экспериментов следователи выяснили, что оба участника дорожного движения в момент ДТП были трезвыми, Ford был технически исправным, а водитель, который им управлял, ПДД не нарушал.

Авария произошла из-за погибшей велосипедистки, которая неожиданно выехала со второстепенной дороги на главную и водитель автомобиля предотвратить наезд не смог.

— Побитый бусик со стоянки я забрал. На СТО подсчитали, что для его восстановления потребуется около 1000 долларов, — вспоминает Дмитрий события почти двухгодичной давности.

Сергей денег на ремонт не дал — сослался на финансовую несостоятельность, к тому же у него недавно родился ребенок. Автовладельцу ничего не оставалось, как отремонтировать машину за свой счет.

— Я продал микроавтобус — пришел кризис, и бизнес трещал по швам, а по долгам фирмы рассчитываться надо было. В начале года предприятие уже не действовало, и я остался без заработка.

А в феврале мне неожиданно приходит повестка в суд Слуцкого района: меня вызывают ответчиком.

Оказывается, Наталья, дочь погибшей в аварии женщины, подала иск о взыскании с меня, как владельца авто, материальной компенсации морального вреда в размере 200 миллионов неденоминированных рублей, это около 10 тысяч долларов!

Дмитрий поначалу подумал, что это какое-то недоразумение: водитель признан невиновным, сам Дмитрий никакого отношения к произошедшей аварии не имеет, так за что же он должен платить?

— Я надеялся, что суд разберется в ситуации и иск не удовлетворят. К адвокату за консультацией не обращался, пошел на заседание без какой-либо подготовки.

Однако Дмитрий заблуждался. Если в иске к водителю женщине отказали, то Дмитрий, как хозяин автомобиля, должен нести ответственность.

На суде Дмитрию объяснили: по закону юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (сюда входит в том числе и использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности.

При этом компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя в случае, если вред причинен жизни и здоровью гражданина источником повышенной опасности — автомобилем.

— Честно говоря, я был в шоке от услышанного и не был к этому готов. Говорил на заседании, что денег у меня нет, сижу без работы, что у меня проблемы со здоровьем — мне делали операцию на позвоночнике, и нужны дорогостоящие лекарства и реабилитация.

У жены хроническое заболевание, и тоже нужны препараты. Никакого богатства я не нажил, даже живу в одной квартире с родителями. Но суд посчитал, что мое материальное и семейное положение позволяет мне выплачивать компенсацию за причинение морального вреда.

Иск дочери погибшей был удовлетворен, но не в полной мере: с Дмитрия было решено взыскать 2500 рублей (примерно 1250 долларов), а также пошлину в размере трех базовых величин.

— Так я оказался без вины виноватым. После заседания я подошел к истице и спросил: «Неужели вы думаете, что я виноват в том, что погибла ваша мать?» А она мне ответила: «Есть статья закона, по которой вы можете заплатить. И вы заплатите».

Дмитрий подавал кассационную жалобу в Минский областной суд, но решение районного суда там оставили без изменений.

— Полностью сумму по иску я погасить не могу. Сейчас устроился работать в частную фирму, которая занимается установкой напольных покрытий. Зарплата небольшая, поэтому отчисления по иску тоже маленькие. Домой приходили сотрудники отдела принудительного исполнения — описывать имущество. Теперь моя семья должна отчитываться, кто и когда покупал имеющиеся вещи, за какие деньги.

Казалось бы, на этом в деле можно поставить точку. Но в конце прошлого года иск в суд подал муж погибшей женщины Владимир. Мужчина требовал взыскать с Дмитрия за моральный вред 5000 рублей.

— В суд по второму иску я принес все справки: о состоянии своего здоровья, о необходимом лечении, о заработной плате. Это меня не спасло…

На заседании, которое состоялось в начале января, требование истца удовлетворили частично: Дмитрий должен выплатить ему 2500 рублей.

Сергей, который сбил велосипедистку, сейчас находится в Москве на заработках. Мужчина знает о том, что Дмитрий должен рассчитываться по искам. AUTO.TUT.BY удалось связаться с Сергеем.

— Я не виновен в ДТП, и суд не может присудить мне компенсацию морального вреда. Но и Дмитрий тут ни при чем, это несправедливо — взимать с человека деньги, если он не причастен к данному ДТП и не является его участником, — сообщил в разговоре с корреспондентом AUTO.TUT.BY Сергей.

— После похорон погибшей в ДТП женщины я ездил к ее родным, чтобы выразить свои соболезнования. В качестве компенсации морального вреда дал им 6 миллионов (неденоминированных) рублей. Они отказывались, но деньги я оставил. Был разговор, чтобы дать еще какую-то сумму, но дочь погибшей подала в суд.

А потом родственники погибшей получили деньги от страховой компании.

Сергей говорит, что помогать оплачивать иски Дмитрия не отказывается. Но заплатить всю сумму в полном объеме он не может — таких денег у него просто нет. Ведь ему нужно платить за съемную квартиру и содержать семью: жену-декретницу и двоих несовершеннолетних детей.

Как пояснила AUTO.TUT.BY Наталья, дочь погибшей женщины, они «понимают, что не Дима сбил, но действуют по закону». Для нее нет ничего удивительного в том, что ответчик утверждает, что денег у него нет — любой человек, оказавшийся на его месте, говорил бы то же самое.

— Он (Дмитрий. — Прим. AUTO.TUT.BY) уже все переоформил на тещу и тестя. У него же была своя фирма в Солигорске, почему он говорит, что у него плохое положение? Ему же не присудили выплачивать 250 миллионов или 300 миллионов рублей, поэтому надо квартиру продавать. Сумма, которую он должен выплачивать, разве это большие деньги за то, что сбили человека?

Женщина считает, что решение о невиновности в ДТП водителя «просто так написали».

— Обзор на том перекрестке — сумасшедший. Водителю никто не мешал, может, он разговаривал по телефону и отвлекся — неизвестно. Мама всю жизнь ездила по этой дороге и хорошо ее знала. Если бы здоровье мне позволяло, я бы потребовала дело еще раз расследовать и доказала бы, что моя мама не виновата в аварии.

Что же касается сумм, якобы полученных от Сергея после ДТП, и выплат страховой компании, то женщина эту информацию не подтвердила.

На момент публикации стало известно, что заявление в суд готовит и сын погибшей женщины Сергей, об этом он сообщил AUTO.TUT.BY по телефону. С датой подачи заявления и размером материальной компенсации мужчина еще не определился.

Источник: https://auto.tut.by/news/exclusive/528441.html

Юриста совет
Добавить комментарий