Можно ли обжаловать штраф Росреестра за нецелевое использование участка?

Нецелевое использование земли: как решить проблему ?

Можно ли обжаловать штраф Росреестра за нецелевое использование участка?

Штрафы за нецелевое использование земли

Пользование земельными наделами должно осуществляться с соблюдением основных законодательных актов – Гражданского, Земельного кодексов, Федеральных, Региональных законов, постановлений и указов.

А за нарушение данных норм предусмотрена административная ответственность.

Так, за нецелевое использование земли граждане и организации могут не только заплатить штраф, но и потерять право пользования своей или арендованной землей.

В статье мы объясним, что значит нецелевое использование, как действовать в случае, если вы узнали о таком нарушении. А также расскажем о том, какой штраф предусмотрен за использование земли не по назначению и что делать, если вы получили «письмо счастья».

Нецелевое использование земли: что это и каковы последствия ?

В России земли разделены на категории, закрепленные в ст. 7 ЗК РФ. Там же указано, что они должны использоваться по их целевому назначению.

* О категориях земель и видах их разрешенного использования читайте в нашей статье https://prokadastr.com/kategorii-zemel/.

Данное положение содержится и в ст. 42 ЗК РФ, где сказано, что как собственники, так и прочие пользователи участков обязаны использовать земли в соответствии с их назначением способом, не причиняющим вред природе.

Так, например, пользователь земли сельхозназначения обязан ее обрабатывать, засеивать, скашивать или использовать для нужд сельского хозяйства, соблюдая законодательство в области землепользования и природоохраны.

Однако практически в каждом регионе встречаются случаи, когда частная или арендованная государственная земля:

  • не используется и фактически заброшена;
  • предназначена для индивидуального строительства, а построены гостиницы или многоквартирные дома;
  • предназначена для ведения сельхоздеятельности, а на ней расположены промышленные объекты.

Эти примеры и есть прямое нарушение земельного законодательства – нецелевое использование земель.
Ответственность за нарушение правил целевого использования предусмотрена Административным кодексом в ст. 8.8 КоАП.

Как проверить назначение земли ?

Если у вас возникают сомнения по поводу назначения земли, то посмотреть эту информацию можно в документах, например в свидетельстве о праве собственности, в выписках из ЕГРН или ЕГРП (выдавались до 2017 г.), а также онлайн на публичной кадастровой карте.

Выявление нарушений

Увидеть нарушения в использовании ЗУ может любой гражданин. А установить этот факт официально только инспектор по использованию и охране земель Росреестра. При этом ему потребуется провести проверку, составить акт обследования и вынести соответствующее постановление.

Проверка осуществляется по решению уполномоченного органа, а также при поступлении заявлений от любых лиц. Предварительно нарушителю направляется уведомление о планируемой проверке с указанием даты и времени ее проведения.

Проводить проверку может не любой инспектор. Его назначает только Управление Росреестра и выдает соответствующее распоряжение, в котором указываются данные инспектора, данные ЗУ, дата проверки и основание для ее проведения.

В ходе проверки инспектор вправе запрашивать любые документы, которые будут являться подтверждением прав на владение, пользование ЗУ, а также документы на объекты капитального строительства.

Штрафы за нецелевое использование земли

Административным кодексом предусмотрены штрафы, размер которых варьируется от 2 тысяч до 700 тысяч рублей. Сумма зависит от следующих факторов:

  1. Категория нарушителя (физ. лицо, ИП или организация).
  2. Категория земель и ее назначение.
  3. Площадь.
  4. Кадастровая стоимость.

Напомним, что кадастровая стоимость (КС) значительно отличается от рыночной, а определить ее может только представитель бюджетного учреждения, созданного в каждом субъекте РФ.

Узнать КС можно непосредственно в Росреестре, заказав соответствующую выписку из ЕГРН, а также на сайте Кадастровой палаты, воспользовавшись электронным сервисом «Выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости» или публичной картой. Для последних 2 вариантов необходимо знать кадастровый номер участка и заполнить необходимые поля.

*Все о кадастровой стоимости: почему важно ее знать и как добиться пересмотра читайте здесь https://prokadastr.com/kak-snizit-kadastrovuju-stoimost/.

Размер штрафа для участков с КС считается в процентном соотношении, минимальный 0,1 %, а максимальный 10%. А если КС не определена, то платить придется фиксированную сумму, назначенную уполномоченным лицом.

Пример

Иванов владеет ЗУ, предназначенным для строительства индивидуального дома. Однако в течение 7 лет никаких действий, направленных на целевое использование участка, он не совершал.

Согласно ст. 8.8 КоАП РФ размер штрафа составляет 1-1,5 % от КС, но не меньше 20 тыс. рублей, а если КС не определена – от 20 т. р. до 50 т. р.

Если КС составит, например, 350 000 р. то штраф согласно процентному соотношению будет от 3 500 до 5 250 рублей. Но он не может быть меньше 20 т. р.

Таким образом Иванов должен заплатить штраф в размере 20 тысяч р.

Размеры штрафов для каждой категории земель и землепользователей

В таблицах ниже представлены размеры штрафных санкций для каждой категории земли и землепользователей.

1) За неиспользование или нецелевое использование сельхоз. земель (п. 2 ст. 8.8 КоАП РФ):

2) За неиспользование или нецелевое использование сельхозземель, полученных по результатам аукциона или решению суда о его изъятии из-за неиспользования по назначению (п. 2.1 ст. 8.8. КоАП РФ):

3) За неиспользование или нецелевое использование земель под ИЖС, садоводство и огородничество (п. ст. 8.8. КоАП РФ):

4) За неиспользование или нецелевое использование земель иной категории (п. 1 ст. 8.8 КоАП РФ):

При обнаружении нарушений в использовании земельного участка орган местного самоуправления, в лице инспектора по земельным делам, может наложить соответствующий штраф. А в случае неоплаты он вправе подать иск в суд с целью изъятия земли.

Что делать, если пришел штраф ?

После получения такого штрафа землепользователь должен оплатить его в течение 2 месяцев и устранить нарушения, т.е. начать строительство, засеять поля или другим образом использовать участок согласно его категории и назначению.

Также закон допускает перевод земли из одной категории в другую. Т.е. если, например, на участке для сельскохозяйственного использования построен завод по производству моющих средств, то следует изменить назначение на «Земли промышленности».

Однако, даже если вы устраните нарушения любым способом, то оплатить штраф все равно придется. Иначе он увеличится в 2 раза, и вместо 10 тысяч будет 20 тыс. рублей.

Если предписание уполномоченного органа было проигнорировано, то участок могут изъять. И не важно каким образом он был получен – куплен, приватизирован или унаследован. Если не по назначению используется арендованная земля, то договор аренды расторгается досрочно.

Обжалование штрафа

Безусловно, любые действия должностных лиц и вынесенные ими постановления можно обжаловать. Не исключение и штраф за нецелевое использование ЗУ. Но не стоит сразу, получив постановление, бежать в суд с иском. Скорее всего вы получите отказ в удовлетворении требований.

В первую очередь, стоит внимательно ознакомиться с выявленными нарушениями и обдумать правомерность ваших действий или бездействия. Ели вы считаете, что размер штрафа значительно превышен или, что исполнять предписания закона было невозможно, то тогда пишите заявление в Росреестр и при необходимости в Администрацию поселения.

Полученные ответы можно предоставить в суд вместе с иском. Это будет свидетельствовать о том, что вы не намеренно нарушили закон и пытались урегулировать вопрос без судебного разбирательства.

Пример

Примером может послужить дело, рассмотренное в 2017 г. в одном из районных судов Республики Башкортостан. Получив участок под ИЖС, гражданин А. на протяжении 6 лет ничего не строил. Участок пустовал, но был огорожен.

Инспектором была проведена плановая проверка и он вынес постановление об административном нарушении и назначил штраф в размере 10 тыс. р. Гражданин А. был не согласен, поскольку строительство не производилось из-за отсутствия коммуникаций и подъезда к участку.

Он написал 2 заявления с обоснованием причины (в Росреестр и Администрацию).

Получив два отказа, гражданин А. обратился в суд, предоставил документы на участок, межевой план, ситуационный план и письменные отказы.

Суд, проанализировав доводы участников дела, материалы дела, и опираясь на Российское законодательство установил, что проведение коммуникаций и подъезда обязанность администрации, согласно договора купли-продажи. И учел тот факт, что участок не был заброшен – территория ограждена и облагорожена. Заявление было удовлетворено, а Администрация была обязана исполнить свои обязательства.

Как избежать штрафа за нецелевое использование земли ?

Чтобы инспектор по земельным вопросам не выписал вам штраф, необходимо всегда соблюдать предписанные законом нормы:

  • Использовать участок по назначению или своевременно перевести его в другую категорию;
  • При эксплуатации земли не наносить вред природе и окружающей среде;
  • На сельхозземлях хотя бы раз в 3 года скашивать траву или осуществлять другую разрешенную деятельность.

Если вам нужна помощь квалифицированных инженеров, чтобы перевести ваш участок из одной категории земли в другую, решить вопросы, связанные с нецелевым использованием земли, тогда оставьте заявку на сайте Центрального кадастрового бюро. Мы свяжемся с вами в самые короткие сроки, ответим на интересующие вопросы и решим поставленные задачи.

Источник: https://prokadastr.com/necelevoe-ispolzovanie-zemli-kak-reshit-problemu/

Вс напомнил, когда штраф за нецелевое использование земли можно оспорить в арбитраже

Можно ли обжаловать штраф Росреестра за нецелевое использование участка?

По результатам проверки Росреестра ОАО «Инновационный научно-производственный центр текстильной и легкой промышленности» было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.

Ведомство пришло к выводу, что общество использовало принадлежащий ему земельный участок не только по целевому назначению для эксплуатации зданий под научно-производственные цели, но также для размещения офисов, кафе, объектов торговли и предприятий сферы обслуживания населения. За это ОАО было оштрафовано на 700 тыс. руб.

Общество обратилось в арбитражный суд к Управлению Росреестра по г. Москве с заявлением о признании результатов проверки, а также постановления о привлечении к административной ответственности незаконными.

Арбитражный суд г. Москвы прекратил производство по делу в порядке п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ. Решение было оставлено без изменений судами апелляционной и кассационной инстанций.

Суды исходили из необходимости прекращения производства по делу в связи с неподведомственностью настоящего спора арбитражному суду, поскольку вмененное обществу административное правонарушение совершено им не в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом они руководствовались п. 3 ч. 1 ст. 29 АПК и ч. 3 ст. 30.

1 КоАП, а также учли п. 33 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Однако Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ не согласилась с такими выводами нижестоящих инстанций и вынесла Определение № 305-АД18-864, которым отменила решения нижестоящих судов и направила дело на новое рассмотрение.

ВС указал, что арбитражные суды в порядке административного судопроизводства рассматривают экономические споры и иные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

В частности, рассмотрение дел об оспаривании юрлицами и ИП постановлений административных органов о привлечении к ответственности отнесено к предметной компетенции (подведомственности) арбитражных судов (ч.

3 ст. 30.1 КоАП РФ).

Также Суд напомнил, что в п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г.

№ 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъясняется, что такие постановления можно обжаловать в арбитражном суде, если организация или ИП совершили правонарушение, связанное с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как отметил ВС, в целях исключения противоречий при определении компетенции судов в Обзоре судебной практики ВС РФ № 1 за 2014 г. разъяснено, когда суды общей юрисдикции рассматривают жалобы на постановления административных органов о привлечении к административной ответственности.

Это те случаи, когда субъект предпринимательской деятельности совершил действия (бездействие), направленные на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда.

Названный перечень, указал Верховный Суд, не подлежит расширительному истолкованию.

В рассматриваемом случае объективная сторона правонарушения заключается в использовании земельного участка не по целевому назначению.

Такое правонарушение объективно связано с осуществлением предпринимательской (экономической) деятельности, поскольку нецелевое использование земельного участка составляет неотъемлемую часть такой деятельности общества.

Следовательно, объективная сторона правонарушения выражается не в действиях, нарушающих нормы природоохранного законодательства, а в нарушении земельного законодательства. А значит, у судов отсутствовали основания для прекращения производства по делу по причине неподведомственности спора арбитражному суду.

В результате Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ отменила нижестоящие судебные акты и отправила дело на новое рассмотрение.

По мнению директора юридической компании «КОНУС» Алексея Силиванова, несмотря на неоднократные разъяснения Верховного Суда РФ по вопросам рассмотрения споров об оспаривании юридическими лицами постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности, время от времени у арбитражных судов случаются «сбои», и они принимают решения о неподведомственности им таких споров. 

Как отметил эксперт, на сегодняшний день велика вероятность усиления административного воздействия государства на участников отношений в сфере землепользования, когда в результате перепрофилирования объектов их фактическое использование может не соответствовать назначению участка, на котором они расположены.

«Штрафы за такие нарушения велики и способны серьезно ударить по землевладельцам. Поэтому особое значение приобретает возможность судебной защиты и оспаривания постановлений о привлечении к административной ответственности. Верховный Суд РФ в рассматриваемом определении зафиксировал правила игры, указав, в каком порядке следует обжаловать такие постановления», – считает Алексей Силиванов. 

Ведущий юрист, заместитель руководителя практики «Межевание, кадастр, регистрация» Содружества земельных юристов Элита Закиян рассказала «АГ», что практика изобилует случаями, когда из-за неверного толкования судами норм, подлежащих применению в каждом конкретном случае, заявителям отказывают в принятии к производству заявлений об оспаривании предписаний или постановлений о привлечении к административной ответственности. «С точки зрения правоприменительной практики данное определение ВС РФ вносит ясность для судов в отношении подобного рода споров», – заключила юрист.

https://www.youtube.com/watch?v=tVb5L0NryNE

Партнер юридической фирмы «БИЭЛ» Николай Сапожников считает решение ВС очередной вехой в вопросе уточнения границ компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов по делам об обжаловании постановлений о привлечении к административной ответственности.

По его словам, определение интересно тем, что, во-первых, четко подтвердило, что названный в Обзоре судебной практики ВС РФ № 1 за 2014 г. перечень таких дел не подлежит расширительному истолкованию.

«Во-вторых, из комментируемого определения следует, что одного факта вхождения состава в соответствующую главу КоАП РФ (в рассматриваемом случае – гл. 8 КоАП РФ «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования») недостаточно.

Фактически суду необходимо рассматривать суть вменяемого заявителю правонарушения», – отметил эксперт.

В то же время, как полагает Николай Сапожников, утверждать, что внесена окончательная ясность в рассматриваемый вопрос, не приходится: «Дело в том, что Верховным Судом РФ по-прежнему не приводится правовое обоснование позиции с опорой на четкие критерии такого перераспределения компетенции». 

Также Николай Сапожников назвал неудачной попытку отделить нарушения норм земельного законодательства от нарушений норм в области охраны окружающей среды и природопользования, учитывая, что речь идет о сферах комплексного правового регулирования. Как отметил эксперт, неочевидным остался и вопрос по составам ч. 2, 2.1 и 4 той же ст. 8.8 КоАП РФ: «Вводя такие составы, законодатель, в том числе, очевидно, преследовал и интересы охраны окружающей среды и природопользования». 

По мнению Николая Сапожникова, в вопросы определения подведомственности жалоб по постановлениям об административных правонарушениях Верховным Судом РФ должна быть внесена максимальная ясность с привязкой к строгим формальным критериям, позволяющим заявителю безошибочно (и легко) определить суд, в которой ему надлежит обращаться.

Источник: https://www.advgazeta.ru/novosti/vs-napomnil-kogda-shtraf-za-netselevoe-ispolzovanie-zemli-mozhno-osporit-v-arbitrazhe/

Защита землепользователей в рамках контрольных мероприятий

Можно ли обжаловать штраф Росреестра за нецелевое использование участка?

Правовой центр «ДВА М» предлагает услуги по защите интересов владельцев недвижимости и земельных участков при поведении проверок по земельным, градостроительным и смежным вопросам, возникновении споров с различными контролирующими органами Москвы и Московской области (Госинспекцией по недвижимости г. Москвы, ДГИ г. Москвы, Росреестром, органами строительного надзора и др.).

В том числе мы осуществляем:

  • представление интересов непосредственно в ходе проверок, при составлении акта проверки, протокола об административном правонарушении, рассмотрении дела об административном правонарушении;
  • оспаривание результатов проверок, административных штрафов в вышестоящий орган или в суд, представление интересов в суде по делам об административных правонарушениях;
  • судебное оспаривание отказов в оказании государственных услуг;
  • консультирование по вопросам возможных рисков и способов их минимизации в перспективе (градостроительный и земельный аудит).

Помощь при проверках госинспекции по недвижимости

При этом именно профессиональное юридическое сопровождение с начала проведения проверки или предъявления первых претензий контролирующих органов – на этапе дачи объяснений, составления акта проверки или административного протокола, позволяет существенно повысить шансы на успешное разрешение вопроса.

В противном случае неосмотрительно сделанные на первоначальных этапах заявления или же упущенная возможность предоставления доказательств, совершения иных необходимых действий могут затруднить судебное оспаривание результатов проверки.

Владельцы земельных участков и недвижимости сталкиваются с государственным и муниципальным контролем по достаточно широкому кругу вопросов.

Наиболее типичные ситуации это проверка целевого использования земельного участка, наличия на нем самовольных объектов и т.д.

При этом ни для кого не секрет, что интересом чиновников не всегда является установление истины и выявление только реальных нарушений.

Негативными последствиями претензий контролирующих органов могут быть:

  • привлечение к административной ответственности в виде как штрафов, так и приостановления деятельности, дисквалификации должностных лиц;
  • снос зданий и сооружений. Причём в ряде случаев – во внесудебном порядке;
  • выдача предписаний об устранении нарушений (за несоблюдение которых наступает административная ответственность);
  • предъявление уполномоченными органами исков о возмещении вреда;
  • досрочное расторжение договоров аренды земли.

Помощь при проверках участка

Кроме того в Москве наличие претензий Госинспекции по недвижимости и ДГИ г. Москвы к землепользователю по вопросам самовольных объектов, фактического использования участка т.д.

влечёт не только применение непосредственно связанных с данным нарушением штрафов и иных санкций, но и невозможность получения государственных услуг ДГИ Москвы, не имеющих особого отношения к усматриваемым нарушениям – заключения договора аренды земли на новый срок, изменения разрешённого использования участка, его раздела и т.д.

Данная мера применяется ДГИ г. Москвы в том числе к участкам, самовольные объекты, на которых не могут быть принудительно снесены в связи с пропуском исковой давности или по иным причинам. В то же время, сложилась судебная практика, признающая такие отказы в оказании государственных услуг незаконными.

Наиболее часто встречаются претензии контролирующих органов по следующим вопросам:

Соответствие фактического использования участка разрешенному

Данный вопрос может возникать при проверке участка Росрестром, Госинспекцией по недвижимости (в Москве) или уполномоченным муниципальными органами (в Московской области).

Результатом может стать как штраф Росреестра или Госинспекции по недвижимости за нарушение разрешенного использования или размещение самовольных объектов, но и выдача педписания о прекращении вызвавшей претензии деятельности.

Причем претензии может вызвать не только явное противоречие фактического использования участка или здания разрешенному, но и размещение различных вспомогательных объектов, необходимых для основной деятельности (административные помещения и объекты общепита на предприятиях и т.д.). Также причиной спора при проверке целевого использования может быть неоднозначность формулировки вида разрешённого использования.

Вопрос о фактическом использовании участков и зданий принципиально важен, в том числе, для применения налога на имущество, исчисляемого по кадастровой стоимости.

Кроме этого, в соответствии с последней практикой, в случае, если на арендованном земельном участке, находящемся в государственной собственности, будут выявлены признаки нецелевого использования земельного участка – арендатору может быть доначислена арендная плата, размер которой будет определен в соответствии с фактическим использованием земельного участка.

Также имеют место споры по вопросам освоения участков, предоставленных в арену под строительство, целевого использования сельхозугодий, лесных участков и т.д.

Наличие на участке самовольных построек, проведения работ по строительству или реконструкции

В данном случае претензии по вопросу самовольности могут предъявляться том числе:

  • к законно возведенным объектам при наличии формальных нарушений при оформлении документов;
  • к объектам, фактически являющимся некапитальными;
  • к постройкам, возведенным (реконструированным) достаточно давно – за пределами срока исковой давности или даже в советское время, когда понятие «самовольного строительства» к нежилым объектам не применялось в принципе;
  • к работам по перепланировке и переустройству нежилых задний, которые не требуют разрешения на реконструкцию в связи с чем не могут считаться самовольным строительством.

Оформление земельно-правовых отношений

В том числе по вопросам:

  • наличия договора аренды на участок под заданием, переоформления права постоянного (бессрочного) пользования и т.д.
  • наложения границ участка на земли лесного фонда, территории общего пользования т.д.

Соблюдение санитарных и экологических требований, правил благоустройства и т.д.

В том числе по вопросам обустройства строительных площадок и режима производства земляных и строительных работ, обращения отходами, сброса сточных вод и т.д. А также соблюдения специальных требований деятельности в зонах с особыми условиями использования – водоохранных, зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, зонах объектов культурного наследия и т.д.

Споры с ресурсоснабжающими организациями

В том числе вопросы расчета объёмов потребления электро- водо-теплоснабжения, водоотведения. Применение расчетных методов исчисления объёмов потреблённых ресурсов при нарушениях порядка учета.

Источник: https://www.2m.ru/uslugi/obshchie-voprosy-zemelnykh-otnoshenij/zashhita-zemlepolzovatelej

Штрафы за нецелевое использование земли

Можно ли обжаловать штраф Росреестра за нецелевое использование участка?

В России земли разделены на категории, закрепленные в ст. 7 ЗК РФ. Там же указано, что они должны использоваться по их целевому назначению.

* О категориях земель и видах их разрешенного использования читайте в нашей статье https://prokadastr.com/kategorii-zemel/.

Данное положение содержится и в ст. 42 ЗК РФ, где сказано, что как собственники, так и прочие пользователи участков обязаны использовать земли в соответствии с их назначением способом, не причиняющим вред природе.

Так, например, пользователь земли сельхозназначения обязан ее обрабатывать, засеивать, скашивать или использовать для нужд сельского хозяйства, соблюдая законодательство в области землепользования и природоохраны.

Однако практически в каждом регионе встречаются случаи, когда частная или арендованная государственная земля:

  • не используется и фактически заброшена;
  • предназначена для индивидуального строительства, а построены гостиницы или многоквартирные дома;
  • предназначена для ведения сельхоздеятельности, а на ней расположены промышленные объекты.

Эти примеры и есть прямое нарушение земельного законодательства – нецелевое использование земель.
Ответственность за нарушение правил целевого использования предусмотрена Административным кодексом в ст. 8.8 КоАП.

Проверка использования

Земельным и гражданским законодательством в земельных отношениях в качестве объектов определяются отдельные ЗУ и виды права на них. Земля может выступать и в качестве объекта правонарушений.

Зачастую ЗУ бывают засеяны какими-либо культурами со стороны третьих лиц.

Поэтому каждый собственник, арендатор или пользователь ЗУ в процессе с/х деятельности должны контролировать ее использование и защищать от незаконного использования.

Чтобы у титульных владельцев и собственников не возникало неприятностей, связанных с землей, они должны регулярно проводить осмотр ЗУ, даже если они не обрабатываются. Если будет обнаружен факт незаконного использования земли третьими лицами необходимо:

  1. Поставить в известность местный кадастровый орган о том, что земля была незаконно занята и использована третьим лицом. Так же ходатайствовать о привлечении его к ответственности.
  2. Составить акт обследования ЗУ или протокол о правонарушении.
  3. Направить требование о прекращении использования земли и выплаты всей суммы полученных доходов от ее использования в адрес лица, незаконно использующего землю. При этом установить конкретный и адекватный требованиям срок выполнения.
  4. При невыполнении требований до конца установленного срока со стороны виновного лица, потерпевшая сторона подает заявление в суд.

Составление акта

Для его составления нужно собрать комиссию, в состав которой должны входить кадастровый инженер и представитель муниципалитета, землям которого принадлежит данный участок. В Акте должна содержаться информация о:

  • местоположение земельного участка (ориентиры, план границ, кадастровый номер);
  • категория земель;
  • размер земельного участка (площадь, занятая с/х культурами);
  • на каком основании земельный участок используется третьими лицами, какими культурами засеян и какие работы проводились;
  • кем осуществлялись с/х работы на дату составления Акта.

Протокол

Этот документ, так же как и Акт может служить подтверждением незаконного использования земли. Протокол составляется представителем федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии, который ведет контроль за правильным использованием земель.

В протоколе должно быть указано в качестве виновника конкретное лицо, совершившее данное правонарушение. Виновник привлекается к админ. ответственности по ст. 7.1 главы 7 КоАП РФ за незаконное занятие участка земли.

Со своей стороны собственник участка может подать на него иск о взыскании убытков и при этом доказать наличие обстоятельств, которые являются упущенной для него выгодой.

Законодательные акты

Неправомерное использование земельного участка не по назначению представляет собой вполне обычное явление. Чаще всего споры возникают из-за незаконного присвоения части земли соседями по участку или строительства зданий без надлежащего разрешения.

В статье 42 ЗК РФ указано, что земля должна использоваться только с учетом ее назначения собственником или другими лицами, имеющими необходимую документацию.

Категории земли делятся на семь типов:

  • для нужд сельского хозяйства;
  • для пунктов населенного типа;
  • для промышленных и оборонных целей, безопасности, а также назначения специального типа;
  • зоны и объекты охраняемого типа;
  • входящие в лесной и водный фонд;
  • земли запаса.

Применение опасных веществ, снижающих плодородность почвы и влияющих на экологию, также недопустимо. В этом случае действует закон, предусматривающий наказание за применение не по целевому назначению.

Участок может быть изъят в принудительном порядке, а право собственности прекращено, если земля не используется на протяжении установленного законом срока, используется нецелесообразно, и при этом нарушаются нормы земельного законодательства.

Многие землевладельцы стремятся оспорить ответственность и штраф за незаконное владение ЗУ. Незнание правовых аспектов и изменений в законодательстве способно привести к негативным последствиям.

Размер штрафа за нецелевое использование земельного участка

Здравствуйте. Из росреестра пришла бумага. Уведомление о составлении протокола. Они провели обследование на моем участке ИЖС, где уже 2-3 года лежат стройматериалы, выкопан котлован, но строительные работы не ведутся.

В результате проверка выявила неиспользование земельного участка по целевому назначению. Приглашают к себе для рассмотрения вопроса о возбуждении по ч.3 ст. 8.8 коап за нецелевое использование земель.

Как вести себя в такой ситуации? Каковы шансы получить штраф?

Что говорит закон

Вопросы, касающиеся использования земельных участков, рассматриваются в 7-й статье Земельного кодекса РФ

Согласно первому пункту этого закона все участки подразделены на категории по определённым признакам, то есть, цели их использования.

Земли бывают:

  • из резервного фонда (запасные);
  • водного фонда;
  • лесного фонда;
  • относящимися к охраняемым территориям или объектам;
  • из промышленного фонда (сюда включаются территории, используемые в энергетике, телевидении, радиовещании и т.п.); относящимися к оборонному или космическому комплексу (специального назначения);
  • сельскохозяйственными;
  • и принадлежащими населённым пунктам.

В законе чётко указано, что использовать земельный участок можно только согласно целевому назначению, установленному в отношении категории, к которой этот участок относится. Эта информация прописывается во всех основных документах – кадастровом паспорте и свидетельстве о праве собственности.

А в статье 42 ЗК все собственники обязуются использовать полученную землю исключительно по её назначению. Изменять это назначение в самовольном порядке запрещено.

За нарушение закона налагается административное взыскание согласно Кодексу об административных нарушениях (ст. 8.8). Штраф выписывается органом, осуществляющим контроль использования земли.

В частности, государственным инспектором или его заместителем.

Существующие категории

Земельное законодательство разделяет все земли государства на 7 типов по виду целевого предназначения:

  • сельскохозяйственные угодья. Характерным признаком категории земельных участков является наличие плодородного слоя и использование для выращивания сельхоз продукции;
  • населенных пунктов. Эта разновидность включает территорию, на которой располагаются населенные пункты. Такие участки применяются для строительства жилой недвижимости, образования ЛПХ;
  • специального назначения. Территории, отданные под строительство промышленных зданий, объектов энергетической инфраструктуры, иных специализированных сооружений;
  • лесной фонд. Сюда входят леса и участки, предназначением которых является культивирование зеленых насаждений;
  • водный фонд. Все водные объекты и гидротехнические сооружения;
  • особо охраняемые территории. Эта группа включает территории, используемые для оздоровительных целей, имеющие историческую ценность или применяемые для охраны природы;
  • земли запаса. Сюда входит категория территорий, подведомственных государству и не передающаяся физическим лицам в аренду до момента изменения статуса.

Нецелевое использование земли (то есть применение участка не по установленному статусу) влечет наложение штрафных санкций.

Источник: https://okd1.ru/konsultacziya/shtrafy-za-neczelevoe-ispolzovanie-zemli/

Ильнур Галеев, Росреестр по РТ: «Помирить соседей при земельном споре — наш приоритет»

Можно ли обжаловать штраф Росреестра за нецелевое использование участка?
САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ НАРУШЕНИЯ В ТАТАРСТАНЕ: САМОВОЛЬНЫЙ ЗАХВАТ ЗЕМЛИ И ЕЕ НЕЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Ильнур Наилович, с какими нарушениями земельного законодательства вам приходится сталкиваться чаще всего?

— Контроль за должным использованием земли ведется несколькими организациями, в том числе и Росреестром. Также этим вопросом занимается Россельхознадзор, Росприроднадзор и муниципальный земельный контроль.

Что касается нарушений, с которыми сталкивается Росреестр, то они подпадают под статью 7.1 «Самовольное занятие земельных участков без прав» и 8.8. «Нецелевое использование земельных участков» Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Что грозит таким нарушителям?

— За самовольное занятие участка законодательство предусматривает возможность расчета штрафа от кадастровой стоимости. Если же участок не стоит на кадастровом учете, и мы не можем ее сосчитать, то рассчитываем минимальный штраф. Для физлиц — это 5 тыс. рублей. Максимальный штраф доходит до 100 тыс. рублей. Для юрлиц — от 100 до 700 тыс. рублей.

В случае нецелевого использования земли, наказание будет пожестче. Штраф для физлиц — от 10 до 100 тыс. рублей; юрлиц — от 300 до 700 тыс. рублей.

Если гражданин считает, что границы его участка нарушены, что он должен сделать?

— Тут мы рекомендуем обратиться к нам с заявлением. Если обнаружится основание для внеплановой проверки, то мы ее проведем. В этом случае мы уведомляем собственника о проверке и выезжаем на место с целью уточнить границы. После этого мы можем дать оценку — имеет место нарушение или нет, а потом уже работаем с нарушителем.

Получив жалобу, мы не видим в человеке сразу нарушителя. Только после анализа мы можем доказать, является ли собственник участка нарушителем или нет. Часто бывает, что люди сообщают о нарушениях в своих обращениях, а мы отправляем ответ, что нарушения земельного законодательства не выявлено.

В свою очередь, чтобы быть уверенным в том, что ты сам не нарушаешь закон, необходимо проверить границы своего участка. В случае сомнения обратиться к кадастровому инженеру.

Вы упомянули одно из таких нарушений, как нецелевое использование участка. А можно ли изменить его целевое назначение?

— Решение о смене разрешенного использования принимается только собственником участка. Конечно, это можно сделать. В некоторых случаях это сделать проще, в других — приходится проводить публичные слушания. Но такая работа ведется не с нами, а с муниципалитетом и собственником земельного участка.

«МНОГИЕ ДАЖЕ НЕ ЗНАЮТ, ЧТО РОСРЕЕСТР ПРОВОДИЛ ПРОВЕРКУ В ОТНОШЕНИИ ИХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ»

Как вообще налажена работа с муниципалитетами?

— С муниципалитетами идет активная работа. Как известно, органы местного самоуправления по земельному законодательству наделены полномочиями на осуществление муниципального земельного контроля. В рамках нашего взаимодействия муниципальные инспектора в наш адрес направляют акты проверок для принятия решения и составления административного протокола.

Какие методы применяются при осуществлении земельного надзора?

— Могу назвать три метода. Первый — это камеральный анализ, который мы можем проводить у себя в кабинетах. Второй — с выездом на место. Третий инструмент — метод административного обследования. Он дает возможность проводить проверки без взаимодействия с нарушителем. Если приходит жалоба, мы приезжаем на место.

У нас есть возможность замерить земельный участок по наружным контурам, поэтому мы не контактируем с предполагаемым нарушителем, собственником земельного участка. Мы замеряем, а многие даже и не знают, что в отношении их земельных участков Росреестр проводил проверку.

«ПО ЗЕМЛЕ УЖЕ ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ХОДИМ — ЗАМЕРЯЕМ СВЕРХУ»

Спутники и беспилотники используете в своей работе?

— Нами используются высокоточное спутниковое геодезическое оборудование, позволяющее определить границы земельного участка с точностью до 1 см, а с конца прошлого года и беспилотный летальный аппарат.

Общаясь с коллегами из других регионов, могу сказать, что это современное оборудование есть только в Управлении Росреестра в нашей республике. В других территориальных отделениях по России их пока еще нет. Мы являемся передовиками и пилотами в этом направлении.

Это оборудование используется нами на все 100%. Я думаю, что будущее государственного земельного надзора без беспилотных летательных аппаратов невозможно. Его использование напрямую оказывает влияние на нашу работу — это и качественные снимки, и уменьшение затрат, и увеличение производительности инспекторов.

Насколько вырос процент обнаружения нарушений благодаря новому оборудованию?

— В прошлые годы количество выявляемых нарушений было порядка 70 — 80%, в 2018 году этот показатель достиг почти 98%. По земле мы уже практически не ходим — замеряем сверху и даем оценку.

В 2015 — 2016 годы из 18 тыс. проверок было выявлено 11 тыс. нарушений. В 2018 году из 11 тыс. 200 проверок, выявлено 10 тыс. 976 нарушений (в 2017-м — 7 тыс. 266 проверок и 7 тыс. 89 выявленных нарушений).

Сколько выявлено нарушений земельного законодательства в Татарстане в этом году и какова динамика по сравнению с прошлым годом?

За 5 месяцев 2019 года уже проведено 3 тыс. 914 проверок соблюдения земельного законодательства, в ходе которых выявлено 3 тыс. 860 нарушений. На нарушителей наложены штрафы на сумму 4 млн рублей.

Количество нарушений зависит от проведенной работы. Основная работа направлена на выявляемость нарушений, а не количество проверок. Дальше необходимо работать с нарушителями.

Я считаю, что основная задача инспекторского состава — предупредить нарушения, а также помочь устранить их.

Те нарушители, которых мы привлекаем к ответственности, всегда у нас на контроле — приходят к нам, советуются и получают помощь.

В 2019 ГОДУ КАЗАНЦЫ ИНИЦИИРОВАЛИ ОКОЛО ТЫСЯЧИ ВНЕПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК СОБЛЮДЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Как вы обнаруживаете нарушения? Это обращения граждан?

— Не только. Анализ проводится регулярно инспекторским составом, готовятся годовые и квартальные планы, ведется работа с исполкомами и сельскими поселениями. Плюс обращения граждан.

С каждым годом их количество увеличивается примерно на 10%. Люди становятся более бдительными и юридически подкованными и хотят, чтобы все было в нормах закона и без нарушений.

Так уже за 5 месяцев 2019 года по жалобам жителей Казани было проведено около тысячи внеплановых проверок.

С какими вопросами чаще всего обращаются?

— Прежде всего, это самовольное занятие земель, когда соседи жалуются друг на друга. Часто бывает, что кто-то купил земельный участок, начинает строить дом и менять заборы, залезая при этом на проезжую часть, землю муниципалитета. Конечно, это нарушение. О таких случаях чаще всего сообщают жители поселков.

МИР МЕЖДУ СОСЕДЯМИЛУЧШЕЕ РАЗРЕШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО СПОРА

Насколько сложно решаются земельные споры между соседями?

— Все зависит от конкретного случая. Если нарушение небольшое, чаще всего соседи идут на мировую.

В случае существенного нарушения, например, когда спор возник из-за того, что сосед зашел за границы своего участка на метр и на полтора, люди судятся. В этом случае нарушителю придется потратиться как минимум дважды.

Первый раз мы привлечем его к ответственности, второй — за свои средства ему нужно будет переделать, что он построил с нарушениями.

Что вы порекомендуете при спорах с соседями, возможно ли избежать конфликтные ситуации, как их минимизировать? Как подружить соседей между собой?

— Я ставлю для себя только такую задачу. Любое обращение граждан я воспринимаю не как возможность наказать кого-то, а хочу помирить соседей. Для меня это в приоритете.

Если я вижу, что люди готовы к диалогу, мы садимся и вырабатываем «дорожную карту» — как будет действовать дальше каждый из соседей. Например, один двигает забор, другой — готовит межевые планы и обращается к кадастровым инженерам.

Через некоторое время после устранения нарушений мы снова встречаемся и жмем друг другу руки. Это лучшее разрешение спора. Но, к сожалению, так получается не всегда.

Как происходит устранение нарушений земельного законодательства?

— Устранение нарушений может быть двух видов: дооформление и добровольное устранение. Например, при занятии земель муниципалитета, люди либо убирают заборы и разбирают незаконные строения, либо идут в исполком, пишут заявления и дооформляют эту часть земельного участка.

Напомните, куда следует обращаться при возникновении земельных вопросов?

— Земельный надзор в каждом районе республики представлен инспектором. Можно обратиться в территориальные отделы Управления с устным или письменным обращением. Также татарстанцы всегда могут обратиться в Управление Росреестра по Республике Татарстан с письменным заявлением по адресу: Татарстан, Казань, улица Авангардная 74. Уточнить любые вопросы можно в колл-центре: 8 800 100 34 34.

Пресс-служба

Источник: http://rosreestr.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/1492069.htm

Юриста совет
Добавить комментарий