Может ли ВУЗ заставить учеников изменить условия договора?

За что могут уволить учителя в школе. И как защитить свои права

Может ли ВУЗ заставить учеников изменить условия договора?

Нарушение правил проведения ЕГЭ, опоздание, жалобы родителей и детей — всё это может стать причиной увольнения учителя. Причём чаще всего это происходит «по собственному желанию» (на самом деле нет).

Корреспондент «Вестей образования» Ольга Дашковская вместе с юристом Юрием Варламовым и сопредседателем профсоюза «Учитель» Всеволодом Луховицким разобралась, за что увольняли учителей в прошлом учебном году и насколько это было законно.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Немного законов и правил (полезно не только учителям)

Где бы ни работали учителя (в государственных, муниципальных или частных учреждениях), они всегда заключают трудовой договор.

То есть на учителей распространяются общие правила расторжения трудового договора, к которым, например, относятся соглашение сторон, истечение срока договора, расторжение договора по инициативе работника, обстоятельства, не зависящие от сторон, и так далее. Всё это есть в трудовом кодексе.

Отдельно прописаны правила расторжения договора по инициативе работодателя. Причины могут быть разные — от сокращения штата до неисполнения обязанностей.

Кроме того, в трудовом кодексе есть условия увольнения именно педагогов: «совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка» и «применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием».

По статистике общероссийского профсоюза образования за 2017 год, при обращении учителей выявили 52 669 нарушений в трудовых нормах, из них устранили 44 646 случаев. Только 42 человека восстановили на работу.

Если учителей увольняют по инициативе работодателя, он может обратиться за помощью в профсоюз, правда, если сам в нём состоит. Процедура описана здесь. В теории всё понятно. На практике, как всегда, полно проблем. Вот несколько самых распространённых причин увольнения учителей.

1. Добровольно-принудительно увольнение (самый частый случай)

Если официально — это «расторжение трудового договора по инициативе работника или увольнение по собственному желанию» (ещё один вариант — по соглашению сторон). За этой, казалось бы, безобидной формулировкой кроются не самые приятные факты. Далеко не всегда такое увольнение происходит по доброй воле учителя.

Обычно всё выглядит так: директор вызывает к себе учителя и говорит ему, что «мы с вами не сработаемся» или «я создам такие условия, что вы работать здесь не будете». Учитель уходит «по собственному желанию».

Это самый тяжёлый случай для юристов: учитель потом всем говорит, что его заставили уволиться, жалуется в профсоюз. Но защитить и доказать через суд, что его насильно заставили написать заявление — почти нереально.

«Я хочу обратиться к учителям с призывом: не поддаваться на уговоры директора. Потому что, когда директор уговаривает написать заявление по собственному желанию, у него часто нет возможностей уволить человека. Это чисто психологическое давление, не надо на него поддаваться», — советует сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий.

Яркий пример увольнения «по соглашению сторон» произошёл в прошлом году с учителем школы № 1018 Александрой Шкуриной. Она работала на ЕГЭ экспертом, и у неё во время экзамена зазвонил телефон. После этого нарушения её заставили уволиться.

Директора и школьные юристы подтверждают, что увольнение по собственному желанию — самый распространённый случай. Ведь если увольнение происходит по инициативе работодателя, он должен соблюсти всю сложную процедуру, чтобы не заработать штраф и даже выплатить компенсацию (если дело дойдёт до суда).

Некоторые директора честно признаются, что увольнение «по собственному желанию» бывает не всегда по инициативе сотрудника. Например, по словам директора школы № 2095 «Покровский квартал» Ильи Новокрещенова, увольнение по соглашению сторон часто происходит из-за жалоб родителей или детей, которые невозможно обосновать. Но при этом они создают дискомфортную обстановку.

«У меня был опыт, когда после общения со мной человек писал заявление по собственному, — рассказывает директор школы № 2101 Дмитрий Модель. — У меня такой разговор был с учителем, который, по моему мнению, не мог хорошо выполнять свою работу. Этого достаточно для того, чтобы сотрудник принял правильное решение для себя и для школы тоже. Но угрозы — табу».

На вопрос о том, может ли руководитель школы создать нетерпимые условия для сотрудника (например, сократить до минимума учебную нагрузку и зарплату), чтобы заставить его уйти «по собственному», Дмитрий Модель отвечает: «Продвинутый коллектив, знающий трудовой кодекс, не даст уволить учителя по субъективным причинам».

Юрист Юрий Варламов придерживается другого мнения: «Сотрудники редко протестуют, потому что боятся потерять работу. Исключение — только какие-то уникальные школы со своими традициями и коллективом, как это было со школой Тубельского».

2. Неэффективный контракт — если поменялись условия или отказались что-то подписывать

Официально — «изменение организационно-технологических условий труда». По словам юриста, эту статью закона больше используют организации, в которых полностью меняют оборудование или режим работы. В школе ей тоже нашли «достойное применение»: она позволяет работодателю или изменить условия труда в одностороннем порядке, или, если учитель отказывается, уволить его.

Например, начисление зарплаты в зависимости от критериев эффективности, установленных правительством России. В некоторых регионах эту систему ввели насильно. Проблема в том, что эффективный контракт — понятие не из трудового кодекса, а рекомендательная норма. Но если учитель не подписывает этот документ, то его могут уволить.

В одной из школ Московской области всех работников перевели на эффективный контракт. Две учительницы отказались его подписать, в итоге их уволили. В районном суде они проиграли, зато Московский областной суд восстановил их на работе.

Всеволод Луховицкий рассказывает, что из-за изменения организационно-технологических условий труда директор должен предложить сотруднику другую работу.

«У нас были случаи, когда учителю предлагали работу воспитателем в детском доме, сторожем, даже посудомойкой. Понятно, что это смешно, но тем не менее это обязанность работодателя.

Если работник скажет, что ни одна из этих должностей ему не подходит, тогда директор может спокойно его уволить».

3. Когда учитель не прошёл аттестацию

Официально — «несоответствие работника занимаемой должности», которое определяется по итогам аттестации. Аттестацию проходят педагоги, у которых нет первой или высшей категории. Проводится такая процедура по критериям Министерства просвещения в самой школе.

Работодатель организует аттестационную комиссию, в которую в том числе входит представитель профсоюза. Директор даёт свою характеристику учителю, после этого учителю нужно убедить всю комиссию в том, что он высококвалифицированный работник.

Сделать это при плохом отзыве работодателя — почти невозможно.

В целом уволить педагога, если есть претензии к его работе, — непростая задача, считает директор школы «Покровский квартал» Илья Новокрещенов.

По его мнению, законодательно педагоги хорошо защищены: «В советское время, когда трудоустройство граждан было обязанностью не самих граждан, а государства, такая защита была оправдана.

Но сегодня это приводит к инфантилизму. Причём закон защищает плохого педагога».

Илья Новокрещенов считает, что нужно организовывать автоматическую систему аттестации учителя по динамике достижений его учеников. При этом нужно учитывать все достижения ребёнка: успехи в кружках, волонтёрство, социальные проекты. Это самый объективный способ оценить качество работы учителя. Именно по этому пути развивается система аттестации в Москве.

4. Нарушение дисциплины. Например, опоздание на урок

Официально — «увольнение в результате грубого нарушения трудовой дисциплины или неоднократного нарушения трудовой дисциплины». То есть уже после двух выговоров учителя можно уволить.

Дисциплинарными нарушениями считаются, например, опоздания на урок, даже на три минуты

Допустим, учитель из одного кабинета на первом этаже поднимается на четвёртый за маленькую перемену, его останавливают дети, коллеги, он пришёл через три минуты после начала урока, а перед дверью стоит завуч с рапортом, что учитель прогулял урок. Всеволод Луховицкий рассказывает, что однажды даже увольняли учителей за то, что они поздно заполнили электронный журнал или вбили неверное количество часов.

Про образование много пишет не только «Мел», но ещё «Вести образования». Это сообщество экспертов в сфере образования, которые рассказывают про авторские школы (на примере школы Тубельского), разбираются в новых полномочиях Рособрнадзора и рассуждают о том, существует ли «старость» в образовании.

«Когда идёт речь об увольнении за нарушение дисциплины, здесь у педагога достаточно способов защитить себя, — считает Всеволод Луховицкий. — Оформлять такие нарушения долго.

Директор должен составить о нарушении акт, учитель — написать своё объяснение.

Это объяснение должна рассмотреть комиссия, которую создаёт директор, а в её составе быть представитель профсоюза для защиты интересов учителя».

5. Грубое обращение с детьми или нарушение устава школы

Как правило, в случае «грубого обращения с детьми» большую роль играют родители, которые пишут жалобы на педагога. «Если поступает жалоба на действия учителя, создаётся комиссия, которая разбирается в том, что произошло. Опрашиваются педагог, его коллеги и дети в присутствии родителей. Если ситуация подтверждается, учителя могут уволить», — объясняет юрист Юрий Варламов.

Другой пример — нарушение устава образовательной организации, то есть школы. Правда, иногда в уставах пишут необычные требования. Например, запрет на публичные высказывания и критику в адрес школы. Суды в таких случаях чаще встают на сторону работодателя.

Учителя из Санкт-Петербурга Марину Балуеву могли уволить по этой статье, так как она публично критиковала новую систему оплаты труда учителей. Прадав, номер школы не называла. Тем не менее, её всё равно уволили — уже по дисциплинарной статье. Официальная причина — незаполнение бумажного журнала, так как по новым правилам заполнение электронного журнала автоматически отменяет бумажный.

Марина подала заявление в суд на руководство школы.

«В суде ответчик предъявил протокол собрания, где принималось решение о „поэтапном переходе“ на электронный журнал, где я якобы была, — рассказывает учитель.

— К протоколу приложен „список присутствовавших“, написанный одной рукой. Районный суд за два заседания отказал мне в иске. Но мотивировочной части решения нет. Буду подавать апелляцию».

6. Аморальный проступок

Увольнение профсоюзных активистов — тоже распространённая проблема. Для руководства школы такие люди оказываются очень неудобными, поэтому от них стараются избавиться, используя разные статьи трудового кодекса — скажем, дисциплинарные, как это было в случае с Мариной Балуевой, а чаще — за аморальный проступок.

«Сегодня учителя можно засудить за „аморальный поступок“ за что угодно, даже за какие-то события его частной жизни, — говорит Всеволод Луховицкий. — Понятие „аморальное поведение“ нигде не конкретизировано, любого неугодного учителя можно уволить с такой формулировкой. Последнее время это становится тенденцией».

При увольнении по этой статье учитель даже не может обратиться в профсоюз за защитой. Организуют комиссию по расследованию, но её состав и процедура создания никакими нормативными актами не регламентированы.

За аморальный проступок, по сути, уволили и учительницу из Омска Викторию Попову. Родители учеников обнаружили в соцсетях ее фотографии в купальнике (всё прилично!) и возмутились. Другие учителя запустили в поддержку флешмоб #учителятожелюди. В итоге всё закончилось хорошо, и Виктория вернулась на работу.

Другой пример. Светлана Колядова — учитель географии с 37-летним педагогическим стажем, которую уволили из школы № 125 за «аморальный проступок, несовместимый с педагогической деятельностью». Коллеги обвинили Колядову в том, что она при учениках подняла блузку.

«Я прочитала трудовой кодекс и узнала, что учитель имеет право на приём пищи и отдых, — рассказывает Светлана. — Я попросила администрацию школы изменить график работы учителей. На мои претензии директор ответила, что учителю, который занят делом, некогда читать кодекс».

Светлана была уверена, что сможет доказать жёсткие порядки в школе. Но в районном суде дело проиграла, а когда вернулась на работу — ей сократили нагрузку до девяти часов в неделю (это полставки). «Меня обвинили в том, что я задирала блузку на уроке.

Но в моём возрасте вообще тяжело что-либо высоко задирать», — говорит Колядова.

Светлану Колядову уволили летом 2017 года за аморальный проступок. Она подала иск в другой суд, и 31 января 2018 года её восстановили на работе. Причем по решению суда выплатили компенсацию — 100 000 рублей за снижение нагрузки плюс 350 000 рублей — за моральный ущерб и полгода без работы.

Что делать, если вы учитель и вас решили уволить

Если вам кажется, что администрация хочет вас уволить без причины, а вы хотите продолжать работать в этой школе, запомните несколько правил:

  • разговаривайте с директором только в присутствии коллег;
  • записывайте все разговоры на диктофон (вы имеете на это право);
  • не верьте угрозам и обещаниям — доверяйте только правильно оформленным документам и будьте максимально аккуратны с бумагами;
  • не соглашайтесь на увольнение по собственному желанию;
  • попробуйте найти коллег, которые были в похожей ситуации, проконсультируйтесь с ними;
  • ищите поддержки у родителей ваших учеников;
  • не торопитесь подписывать какие-либо бумаги — вы имеете право взять их домой, чтобы посоветоваться со своим адвокатом (обычно эта формулировка производит на директора сильное впечатление);
  • если в вашей школе нет профсоюзной организации или она бездействует, создайте её сами.

Источник: https://mel.fm/uchitelya/952831-dismissal_teacher

Студентов-целевиков обяжут не менее трёх лет отработать по договору

Может ли ВУЗ заставить учеников изменить условия договора?

Учащийся Новосибирского промышленно-энергетического колледжа в лаборатории электроизмерений и метрологии. Евгений Курсков/ТАСС

Абитуриентов, поступающих в институты по целевому набору, лишили сразу двух лазеек: возможности поступить в престижный вуз с низкими баллами по ЕГЭ, а потом увильнуть от обязательной отработки на предприятии, которое пять лет оплачивало обучение.

И то и другое теперь будет караться серьёзными штрафами.

Целевое обучение, согласно закону, подписанному Владимиром Путиным 4 августа, станет регулироваться трёхсторонним договором между абитуриентом, заказчиком обучения и администрацией образовательного учреждения.

Государство тратит деньги, а специалистов нет

Принятые в весеннюю сессию парламентом поправки в Закон «Об образовании» существенно ужесточают механизм целевого обучения. Решение подготовить изменения в кабмине приняли ещё два года назад, по итогам совещания с участием премьер-министра Дмитрия Медведева в Чувашии.

Существующую систему целевого обучения председатель Правительства назвал профанацией: бюджет тратит огромные средства на подготовку студентов, государственные структуры, направляющие целевиков, их не востребуют, а больницы и школы не получают молодых специалистов.

Читайте по теме

Действительно условия целевого приёма позволяли абитуриентам со слабыми знаниями обойти более сильных конкурентов. Для этого выпускнику школы достаточно было заключить договор с «направляющей» организацией, после чего он мог поступать в вуз по специальному конкурсу.

Если, к примеру, проходной балл на престижную специальность — 240 баллов, то абитуриент, у которого на один балл меньше, уже не поступит, а вот «целевика» с 130 баллами зачислят. После защиты диплома выпускник вуза был обязан явиться в организацию, которая направила их на обучение, и заключить трудовой контракт.

На деле возвращались лишь единицы, и никаких санкций для тех, кто уклонился от обязательной отработки, предусмотрено не было.

«Новый закон полностью меняет эту систему и делает её доступной, понятной и прозрачной», — подчеркнула глава Комитета Совета Федерации по образованию, науке и культуре Зинаида Драгункина.

Нужные профессии определит Правительство

С вступлением закона в силу определять список профессий для целевого обучения будет Правительство в соответствии с потребностями экономики. Поэтому выучиться за счёт предприятия-спонсора на экономиста и юриста вряд ли получится — таких специалистов в стране переизбыток, в то время как врачей, учителей, инженеров по-прежнему не хватает.

Новый закон полностью меняет эту систему и делает её доступной, понятной и прозрачной.

Выбить целевое направление на факультет международных отношений школьнику из маленького городка тоже не удастся. Ведь главный принцип целевого обучения — обеспечить регионы необходимыми специалистами.

Именно поэтому разработанный Минобрнауки документ расширяет список заказчиков целевого обучения.

Теперь готовить рабочие кадры за свой счёт могут предприятия оборонно-промышленного комплекса и дочерние компании госкорпораций. 

«Расширение спектра заказчиков, которые могут участвовать в целевом наборе, позволит увеличить количество выпускников, работающих по специальности.

Таким образом, национальная экономика получит дополнительные возможности», — считает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенёв. Читайте по теме

Кроме того, участниками договора о целевом обучении станут не две стороны (абитуриент — будущий работодатель), как раньше, а три. Ей станет вуз, в чьи обязанности входит проверка договора, организация конкурса в пределах квоты целевого приёма и создание условий для успешной подготовки молодого специалиста.

За отчисление штраф, за отказ работать по договору — неустойка

Студентам, обучающимся по договору целевого обучения, новый закон даёт возможность учиться за счёт бюджета и вместе с тем получать социальную поддержку от будущего работодателя. Однако при неисполнении условий контракта платить ему также придётся «по двум счетам».

Вот как эта норма будет реализована на практике. По закону, «целевик» обязуется успешно осваивать образовательную программу. Как он с этим справляется, решит сам заказчик, который теперь имеет право запрашивать данные об успеваемости своего подопечного.

Так что прогул лекций и несданная сессия могут рассматриваться как нарушение контракта со всеми вытекающими отсюда последствиями. В случае отчисления из вуза студент должен будет самостоятельно восстановиться в институте и учиться там уже за свои деньги.

В противном случае ему также грозит штраф.

Расширение спектра заказчиков, которые могут участвовать в целевом наборе, позволит увеличить количество выпускников, работающих по специальности.

После окончания обучения выпускник обязан не менее трёх лет отработать в организации заказчика. В случае неисполнения этого пункта он должен в полном объёме возместить расходы, понесённые заказчиком на социальную поддержку студента.

А вот возмещать средства за получение образования придётся третьей стороне — вузу, который вернёт эти деньги в бюджет.

Дело в том, что закон предусматривает повышение ответственности всех сторон при целевом образовании, причём не только друг перед другом, но и перед бюджетом.

Читайте по теме Ответственность, как уточняет член Комитета Госдумы по образованию и науке Алёна Аршинова, в том числе предусмотрена и для работодателей, которые нередко не выполняют своих обязательств перед выпускниками.

С 2019 года заказчик не сможет отказать целевику в трудоустройстве или устроить его на более низкую, чем указано в договоре, должность. «Речь идёт о взыскании неустойки в размере затраченных на обучение студента средств, если работодатель не исполнил обязательства по трудоустройству», — поясняет Аршинова.

Причём неустойку предприятие будет платить в размере, равном трёхкратной величине среднемесячной зарплаты в субъекте, на территории которого должен быть трудоустроен гражданин.

Абитуриентов 2018 года все эти изменения не коснутся. Но уже в следующем году, как предполагают депутаты и сенаторы, целевое обучение перестанет рассматриваться исключительно как способ хорошо пристроить детей с невысокими знаниями, а в вузах наконец появится конкурс «целевиков», что позволит обеспечить страну высококвалифицированными специалистами.

Источник: https://www.pnp.ru/social/studentov-celevikov-obyazhut-ne-menee-tryokh-let-otrabotat-po-dogovoru.html

Общага в законе. Что можно и нельзя в студенческом общежитии

Может ли ВУЗ заставить учеников изменить условия договора?

Общежитие предоставляют иногородним студентам очной формы обучения (в особенных случаях могут предоставить койку и местным). Заочники имеют право на место в общежитии на время экзаменов (ст. 39 ФЗ «Об образовании»). В первую очередь поселяют студентов-льготников.

А могут ли мне отказать?

Если мест нет, могут. Во всех остальных случаях вы имеете право жить в общежитии.

Какие условия должны быть у студента?

В законе прописано, что вам обязаны предоставить 6 кв. м. То есть, если поделите площадь комнаты на число жильцов и получится меньше этой цифры, права нарушаются. Например, в комнату площадью 18 кв. м не должны селить четырёх человек. В комнате должны быть кровати, тумбочки, стулья и постельные принадлежности по числу жильцов. И обязательно шкаф для одежды и обуви.

А если я уехал на лето, всё равно платить?

Уехали больше чем на пять суток? Вы уже вправе требовать перерасчёт. Только придётся доказать, что вы не через окно перелазите в общежитие, а действительно находитесь в другом месте. Доказательством могут быть билеты домой или счёт за проживание в гостинице, если вы отправились в путешествие.

Меня заставляют заплатить за полгода вперёд, иначе выселят. Это нормально?

Это не повод выселять. Даже если такое прописано в договоре, ваши права всё равно ущемляются. По правилам вы должны внести плату до 10-го числа следующего месяца за один прошедший месяц (ст. 155 Жилищного кодекса).

Могут ли студента напрячь мыть окна и красить обои?

В нашей стране принудительный труд запрещён (ст. 37 Конституции РФ). В договоре об обучении и договоре о найме места в общежитии тоже наверняка нет пунктов о мытье окон и ремонте (почитайте внимательно – точно нет?). Делать ремонт обязаны сотрудники общежития за счёт университета. Вы не должны ни покупать краску, ни платить за иные ремонтные работы.

Фото Алёны Антоновой

Имеют ли право коменданты и другие работники общежития заходить в мою комнату?

Нет. Так же, как никто не вправе заходить в вашу квартиру. Проникновение в комнату общежития и квартиру регулирует одна и та же норма (ст.

3 Жилищного кодекса): без согласия студентов, которые на период заключения договора являются собственниками жилья, не может зайти ни один сотрудник общежития.

Даже у полиции должны быть достаточные основания или ордер, чтобы ворваться к вам без вашего ведома.

Иногда я гуляю допоздна. Правда, что в 23:59 нужно быть в общежитии, а иначе не пустят?

Это сказки. В Жилищном кодексе сказано, что никто не вправе ограничивать права пользования жильём, за которое вы платите. Можете смело ссылаться на ст. 27 Конституции: никто не может ограничивать ваше право передвигаться.

Мне не разрешают пользоваться электрочайником, а утюг вообще забрали. Я что‑то нарушаю?

Если у вас что‑то забрали, то нарушили ваши права. Можете смело предупреждать сотрудников, что подадите на них в суд – их ждёт наказание (ст. 7.17, 7.27, 7.27.1 КоАП и ст. 158, 161, 167–168 УК).

Вам могут запретить пользоваться электроприбором только в том случае, если его мощность выше предела внутридомовых инженерных систем (пп. «г» п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг). В общежитии должны сразу сообщить, какие электроприборы можно и нельзя использовать.

Но даже если вы включили в розетку то, что нельзя, забрать это не могут. Могут ограничить предоставление коммунальных услуг.

Хочу сменить соседа. Как быть?

При наличии свободных мест вас должны переселить. Также можно найти человека, который согласится поменяться. В каждом университете свои правила переселения (читайте устав).

Обычно тот, кто хочет сменить комнату, обращается с заявлением к коменданту общежития или директору студгородка. Если сосед чересчур буйный и нарушает все правила приличия, то, возможно, он мешает не только вам.

Тогда есть смысл подать коллективную жалобу, чтобы дебошира выселили.

За что могут выселить?

Если в суде докажут, что вы не соблюдали условия договора найма (ст. 101 Жилищного кодекса). Есть и общие причины, которые не зависят от договора: если не платите полгода, если повредили имущество общежития, если систематически нарушаете права соседей и используете помещение не по назначению (ст. 83 Жилищного кодекса).

Что делать, если мои права нарушили?

Зафиксируйте нарушение, чтобы потом ваши обвинения не выглядели голословными. Сначала попробуйте обратиться к тому, кто по положению выше обидчика. Если обидчик сосед, идите к коменданту, а над комендантом обычно стоит начальник студгородка.

Не стесняйтесь просить помощи в студсовете, деканате и ректорате – там ваши обращения должны рассматривать. Если на университетском уровне не удалось найти поддержку, проконсультируйтесь с юристом. В случае кражи можно написать заявление в полицию.

Если вас против воли заставляют платить больше чем за месяц и грозят выселением – разберётся суд.

Наталья Малыхина

Источник: https://www.belpressa.ru/society/obrazovanie/22884.html

Все особенности целевого обучения

Может ли ВУЗ заставить учеников изменить условия договора?

Нынешнее образование достаточно дорогое, а на немногочисленные бюджетные места всем не попасть. Но есть еще один спасательный круг для поступающих — это целевое обучение.

Что такое целевое обучение?

Целевое обучение — это возможность бесплатно учиться по направлению от предприятия или учреждения. Оформляется трехсторонним договором между государственным учреждением, вузом и студентом.

После завершения учебы в университете выпускник обязательно должен отработать 3 года в организации, направившей его на обучение и оплатившей всю стоимость его учебы.

В случае нежелания отрабатывать студент должен вернуть полную стоимость обучения, оплаченного ему предприятием.

Плюсы и минусы обучения по целевому направлению

Достоинства:

– гарантированное трудоустройство после окончания вуза;– обучение на бюджетной основе; – возможность получать стипендию; – обеспечение местом для прохождения ознакомительной и преддипломной практики в государственном учреждении;

– помощь и поддержка от организации во время обучения (помощь в сборе материалов для курсовых работ и научных статей).

Недостатки такого обучения заключаются в том, что где бы вы ни учились и какие бы у вас ни были планы, после завершения университета вы должны будете работать в том городе, в котором вам выдали направление.

Например, студент обучался в престижном московском вузе, после окончания которого он может трудиться на достойной работе в столице. Но направление на учебу, допустим, давала администрация Иркутской области.

Значит, ему положено вернуться в Иркутскую область.

Помимо таких ситуаций, вам никто не обещает высокую оплату труда. Может случится и так, что в организации, в которой вы обязаны отработать свое обучение, будет низкая заработная плата или отсутствие карьерного роста.

Также не стоит забывать, что при целевом обучении смена специальности будет невозможна. Только если она не связана тесно с другой. В любом случае, вам предстоят сложные переговоры с вашей организацией-донором. И, безусловно, от вас будут ждать хорошей учебы.

Как поступить на целевое обучение?

Для этого необходимо пройти конкурсный отбор, так как количество целевых мест ограничено. В университете, в котором вы планируете учиться, нужно заполнить заявление на целевое обучение и предоставить его приемной комиссии вместе с направлением, выданным организацией.

Фактически претендентам приходится выдержать два конкурса. Предприятие может самостоятельно установить форму и правила проведения внутреннего отбора среди абитуриентов, желающих поступить по целевому направлению.

По его итогам на выделенное количество мест организация рекомендует несколько человек, между которыми уже на уровне вуза, согласно общим правилам приема, также проходит свой конкурс. Он проводится на основании результатов ЕГЭ.

Обычно средний балл поступающих на целевые места ниже, чем у тех, кто поступает на бюджет.

Приказ о зачислении «целевиков» появляется раньше приказа о зачислении остальных студентов. Это плюс для тех абитуриентов, которые не прошли по целевому набору — еще остается время подать документы на общих основаниях.

Каковы шансы попасть на целевое место?

На самом деле, шансы не так уж велики. В списки тех, о ком будет ходатайствовать предприятие в вузе, попадают абитуриенты, которые каким-либо образом уже знакомы с этим предприятием. Получается, знакомым с организацией желательно надо быть со школьной скамьи.

Многие руководители предприятий «присматривают» себе будущие кадры именно на этапе, когда они учатся в школе. Какие способы попасть в поле зрение организации существуют? Например, всевозможные конкурсы, которые она проводит среди учащихся региона.

Или встречи со школьниками на предприятии, тематические олимпиады, организатором или спонсором которых оно выступает.

Руководители наблюдают: у кого горят глаза, кто высказывает заинтересованность, кто показывает себя с лучшей стороны — у того есть все шансы попасть в заветный список направляемых абитуриентов.

Еще в «целевики» обычно попадают абитуриенты, чьи родители долгие годы трудятся на предприятии и пользуются авторитетом. Дети часто выбирают профессию родителей, и в таких случаях руководство идет им навстречу.

Также велики шансы у тех, кто имеет среднее специальное образование и уже трудится на предприятии. Обычно руководство вуза поддерживает их стремление продолжить учебу и получить высшее образование и дает направление.

В каких случаях можно не отрабатывать стоимость обучения?

Конечно, после окончания университета не всем захочется отрабатывать свой долг. Здесь некоторые студенты начинают искать пути «откосить». Уважительной причиной для отказа от отработки является:

– инвалидность 1-й или 2-й группы у выпускника, его жены/мужа или кого-то из родителей; – декретный отпуск; – наличие ребенка до 3 лет или до 6 лет, если по заключению ВКК (врачебно-консультационной комиссии) ребенок нуждается в уходе; – одинокая мать или отец с ребенком до 14 лет; – уход выпускника вуза в армию;

– поступление в институт или университет, если выпускник закончил техникум, колледж.

Опять же, в каждой организации свои требования. Где-то уход в армию, к примеру, не освободит вас от отработки, а просто оттянет этот срок. Так что по таким вопросам лучше разговаривать непосредственно со своим будущим работодателем и уточнять у него условия.

Разрыв же контракта по вине заказчика может быть осуществлен в случае, если предприятие не в состоянии предоставить выпускнику работу по специальности в соответствии с медицинским заключением, а также в случае банкротства заказчика.

Какие вузы в Иркутске принимают абитуриентов на целевое обучение?

Целевой набор, как правило, проходит в отраслевые вузы (энергетические, нефтегазовые, путей сообщения, легкой промышленности и другие). В Иркутске все государственные вузы набирают студентов на целевое обучение.

Где-то прием на целевые места осуществляется практически по всем направлениям:

– Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет.

– Иркутский государственный университет путей сообщения.

– Восточно-Сибирская государственная академия образования.

– Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации.

– Иркутская государственная сельскохозяйственная академия.

В некоторых вузах набор ведется только по определенным направлениям:

– Иркутский государственный университет. Целевые места есть в институте математики, экономики и информатики по всем его профилям. Также они есть на некоторых специальностях института социальных наук, международного института экономики и лингвистики, юридического института и геологического факультета.

– Байкальский государственный университет экономики и права. Целевой набор проходит по специальностям: юриспруденция, экономика, менеджмент, государственное и муниципальное управление.

– Иркутский государственный лингвистический университет набирает «целевиков» на некоторые специальности гуманитарно-педагогического факультета, перевода и переводоведения, восточных языков, социальных наук и европейских языков.

– Иркутский государственный медицинский университет. Целевые места есть на таких специальностях, как лечебное дело, педиатрия, медико-профилактическое дело, стоматология, медицинская биохимия и фармация.

Используйте любую возможность для получения образования. Если вы ответственный и целеустремленный человек, то вас обязательно отметят в организации. В перспективе у вас будет возможность сделать карьеру и получать достойную зарплату.

Источник: https://www.irk.ru/news/articles/20120702/training/

Право студента на проживание в общежитии – Освіта.UA

Может ли ВУЗ заставить учеников изменить условия договора?

Функционирование и порядок поселения в общежития в Украине регулируется Жилищным кодексом Украины (ЖКУ, статья 127), Положением о студенческом общежитии, разработанным учебным заведением в соответствии с Типовым Положением и Правилами и условиями проживания в общежитии.

ЖКУ устанавливает общие требования к общежитиям. Для студенческих общежитий важны 5 положений:

  • Заселение в общежитие разрешается только после утверждения органами санитарно-эпидемиологической службы. Это означает, что общежитие подпадает под ежегодную проверку соответствия санитарным нормам.
  • Проживание в общежитии платное. Одна из обязанностей студента (ки) – своевременно и в полном объеме оплачивать это жилье, иначе студента (ку) могут лишить права на проживание.
  • Общежитие должно быть укомплектовано мебелью и необходимым инвентарем, студентам должно быть обеспечено предоставление бытовых услуг (глажка, стирка) и выделено помещение для этих целей. Студент не должен тратить собственные средства на покупку мебели или инвентаря в общежитие.
  • Обслуживание общежития, в том числе уборка, дежурства, администрирование, осуществляет специальный штатный персонал, то есть студенты не могут привлекаться к этой работе.
  • Внутренний распорядок в общежитиях устанавливается правилами, утвержденными администрацией вуза. Он определяет правила проживания в общежитиях в летний период.

Кто имеет право на поселение в общежитие.

Согласно Лицензионным условиям осуществления образовательной деятельности учебных заведений, учебное заведение должно обеспечить студентов общежитием на уровне минимум 70% от потребности. Сегодня эта норма часто не выполняется, а заставить вузы набирать студентов с учетом количества мест в общежитиях, невозможно.

В общежитие могут быть размещены иногородние студенты, аспиранты, слушатели подготовительных курсов, курсанты. Иностранные граждане, являющиеся студентами, размещаются в общежитиях на общих основаниях, если иное не предусмотрено контрактом.

При этом законодательство устанавливает ряд льготных категорий, которые имеют гарантированное или первоочередное право на обеспечение общежитием.

Согласно ч. 12 ст.

7 Закона «Об обеспечении прав и свобод граждан и правового режима на временно оккупированной территории Украины», граждане Украины, которые проживают на временно оккупированной территории, имеют право на получение или продление получения определенного образовательного уровня на территории других регионов Украины за счет средств государственного бюджета с предоставлением мест в общежитиях на время обучения.

Кроме того, право первоочередного поселения имеют:

  • студенты-инвалиды I-III групп;
  • студенты из многодетных семей (трое и более детей);
  • студенты, у которых один из родителей умер (погиб);
  • лица, родители которых являются шахтерами и которые имеют стаж подземной работы не менее 15 лет или погибшие в результате несчастного случая на производстве или ставшие инвалидами I или II группы согласно Закону «О повышении престижности шахтерского труда».

Этот перечень не является исчерпывающим и может дополняться другими группами льготников.

Что касается работников вузов, то они могут быть размещены в студенческое общежитие только по решению руководителя вуза и по согласованию с органами студенческого самоуправления. Проживание в студенческих общежитиях любых других посторонних лиц – запрещено.

Льготным категориям студентов, получающим соответствующую государственную помощь и обучающимся по государственному заказу, по согласованию с профкомом также может предоставляться скидка на оплату проживания в общежитиях университета. В некоторых случаях такая скидка прямо предусмотрена законодательством, пока таким образом дети-сироты и дети участников боевых действий освобождены от оплаты за проживание в общежитиях.

Порядок поселения в общежитие.

Мест в студенческих общежитиях обычно не хватает. С целью недопущения проявлений коррупции при распределении этих мест, в вузах действует сложная схема поселения, к которой привлекают администрацию и органы студенческого самоуправления.

Решение о распределении мест между студентами соответствующего факультета принимается руководством факультета и утверждается руководителем вуза по согласованию с органами студенческого самоуправления.

На основании решения о предоставлении мест в общежитии со студентом заключается соглашение на проживание в общежитии и выдается направление (ордер), которое является единственным основанием для поселения и проживания. В направлении указывается адрес общежития и обычно номер комнаты.

Условием поселения в общежитие является предоплата, которая не может быть меньше чем на месяц, а на практике часто нужно заплатить за год вперед. Предельный размер платы за проживание в студенческих общежитиях составляет 40% размера минимальной обычной академической стипендии высших учебных заведений соответствующего уровня аккредитации.

Также студент обязан ознакомиться с Правилами внутреннего распорядка общежития и правилами техники безопасности.

Сегодня студентов также часто заставляют приобретать так называемый страховой полис, то есть договор страхования имущества. Такое требование является законным, но должно проводиться описание и оценка застрахованного имущества.

На практике же страховой полис часто имеет признаки коррупционной связи между страховой компанией и руководством университета, а иногда деньги выплачиваются даже прямо коменданту общежития. Неуплата полиса не может быть основанием для отказа в поселении в общежитие, если не проводится оценка и описание имущества.

Если возникают подозрения существования коррупционной составляющей при заключении договора страхования, следует обратиться в правоохранительные органы.

Права студентов, проживающих в общежитии.

Права студентов устанавливаются Правилами внутреннего распорядка и Положением о проживании в общежитии.

Студенты, проживающие в общежитиях, имеют следующие права:

  • пользоваться помещениями, устройствами и инвентарем общежития;
  • требовать своевременного ремонта или замены оборудования, мебели, устранения недостатков в обеспечении бытовых условий. Ремонтировать за свой счет имущество студент должен только тогда, когда он сам его повредил. Администрация вуза также обязана обеспечивать уборку и ремонт мест общего пользования в общежитии, а студенты обязаны поддерживать чистоту в этих местах общего пользования;
  • избирать органы студенческого самоуправления общежития и быть избранным в их состав;
  • обращаться с жалобами на работу сотрудников общежития и жилищно-бытовые условия, в соответствии с Законом Украины «Об обращениях граждан»;
  • приглашать в общежитие посторонних лиц, если те могут удостоверить личность соответствующим документом. Ответственность за своевременный выход посетителей из общежития и соблюдение ими правил внутреннего распорядка возлагается на студентов, которые их пригласили. Обычно посетители имеют право находиться в общежитии с 8-00 до 23-00;
  • беспрепятственного доступа в общежитие в любое время суток. Временной режим доступа в общежития устанавливается Правилами внутреннего распорядка. На сегодня обычно студентам предоставляется доступ в общежитие в ночное время (с 24-00 до 06-00) – с записью в специальном журнале причин опоздания. На самом деле ограничения доступа в общежития в ночное время незаконно. Гражданский кодекс запрещает любое принудительное лишение жилья, а основания принудительного лишения жилья могут устанавливаться исключительно законами. То есть, запрет входить в общежитие после 24 часов может толковаться как временное лишение жилья, что является нарушением статьи 311 Гражданского кодекса Украины. Именно поэтому было издано Письмо МОН № 1 / 9-550 от 17.11.15 года, которым Министерство рекомендует установить для студентов круглосуточный режим свободного доступа в общежития;
  • на неприкосновенность жилища. Заходить в комнату без ведома студента представители администрации могут только тогда, когда есть риск порчи имущества (например, у кого-то заливает комнату).

Ответственность студента за нарушение правил внутреннего распорядка и дисциплины в общежитии.

К студенту могут быть применены такие виды взысканий:

  • замечания;
  • выговор;
  • выселение из общежития;
  • отказ в предоставлении места-кровати для проживания на следующий год;
  • отчисление из учебного заведения.

По материалам, profrights.org.

Освіта.ua
20.07.2016

Источник: https://ru.osvita.ua/vnz/student_life/51879/

Юриста совет
Добавить комментарий