Может ли родитель присутствовать на уроке в школе?

Посторонние на уроке

Может ли родитель присутствовать на уроке в школе?

Иван Платонов, опираясь на статьи действующего законодательства, рассказывает о том, как может происходить посещение уроков администрацией, какие условия должны соблюдаться. 

Нам понадобятся

– Здравый смысл; – Локальные акты образовательных организаций;

– Приказ Минпроса СССР от 23.12.1985 N 223 «Об утверждении Правил внутреннего трудового распорядка для работников общеобразовательных школ системы Министерства просвещения СССР» (далее – Приказ Минпроса СССР №223) (он до сих пор действует);

– Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации” (далее – ФЗ “Об образовании в Российской Федерации»);
– Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ)

Практика посещения уроков администрацией

Итак, все учителя рано или поздно подвергаются проверке со стороны администрации. Одной из форм проверок является посещение урока и оценка методики преподавания.

Многие педагоги сетуют на то, что представители администрации приходят без предупреждения или предупреждают за 10 минут до урока. Давайте разберемся, как все-таки должна происходить эта процедура.

Что утверждает закон

Право посещать уроки даровано администрации пп. 13 п.3 ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в рамках самообследования. Что и логично, ведь образовательная организация сама должна быть заинтересована в повышении качества образования и не должна ждать, когда посыпятся жалобы от родителей и обучающихся.

Встает логичный вопрос: кто, когда, каким образом и сколько раз может посещать занятия конкретного педагога в рамках самообследования? Отвечу сразу, что эти вопросы конкретно не урегулированы в законодательстве, их решение отдано образовательным организациям, которые регулируют их в локальных нормативных правовых актах, право принятия которых установлено ст.ст. 8, 22 ТК РФ. Такой локальный акт может называться как угодно, но он регулирует следующие вопросы: – Кто имеет право посещать занятия педагога? – За сколько времени необходимо предупредить педагога о посещении его занятия? – Сколько раз в четверть/ полугодие/ год можно посещать занятия одного педагога?

– и т.д.

А также: – порядок утверждения и принятия графика посещения учебных занятий администрацией; – порядок проведение обследования; – основания для повторного посещения учебного занятия (жалоба родителей/ обучающихся и т.д.); – порядок оценки деятельности педагога; – и т.д.

(я указал основные, на мой взгляд, положения, которые должны быть отражены в локальном акте). Я никогда не слышал, чтобы администрация в ходе посещения учебного занятия вмешивалась в его проведение, но все же для превенции сообщаю следующее: администрация не всесильна, она тоже скована определенными обязанностями и ограничениями.

Т.к. большая часть аудитории – это педагоги школ, то специально для вас и для других (но для других педагогов это через аналогию права, которая не запрещена законом) сообщаю следующее: до сих пор действует Приказ Минпроса СССР от 23.12.

1985 N 223 «Об утверждении Правил внутреннего трудового распорядка для работников общеобразовательных школ системы Министерства просвещения СССР».

Согласно п.36 Приказа Минпроса СССР №223 «…Посторонние лица могут присутствовать во время урока в классе (группе) только с разрешения директора школы или его заместителей. Вход в класс (группу) после начала урока (занятий) разрешается в исключительных случаях только директору школы и его заместителям.

Не разрешается делать педагогическим работникам замечания по поводу их работы во время проведения уроков (занятий) и в присутствии учащихся…» Эти исключительные случаи также должны быть указаны в локальных актах образовательной организации. Таким образом, если администрация опоздала, то педагог имеет право не пустить их на учебное занятие, но не просто так, а потому что это прервет и нарушит ход образовательного процесса (ведь надо поприветствовать (встать), подождать пока они выберут место, пройдут, сядут и т.д.).

Представители администрации не имеют права вмешиваться в ход проведения учебного занятия и мешать ему. И все замечания, выявленные в ходе проведения обследования должны быть доведены до педагога под подпись (например, во многих школах составляется «акт посещения урока»). Обращаю внимание, что педагог имеет полное право ознакомиться с данным актом.

Если данного положения нет в вашей образовательной организации, то это – нарушение. 

Если указано, что предупреждение о посещении происходит за сутки, а вас уведомили за 10 минут до урока – нарушение.

Если указано в локальном акте, что происходит посещение одного учебного занятия, а у вас сидят целый день – нарушение.

Если вы ведете свое учебное занятие добросовестно, то и бояться нечего. 

фиксация урока

И напоследок, если вы сомневаетесь в объективности администрации, то требуйте видеофиксацию учебного занятия, если же посещающие откажут (администрация), то записывайте урок сами (у большинства сейчас телефоны с камерой), предупредив об этом в начале урока. 

Право вести видеосъемку дает пп. 9 п.1 ст.

3 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который говорит нам, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципе информационной открытости (так, что все возгласы про частную жизнь можно смело игнорировать, как учеников, так и администрации.).

Далее, если администрация к вам придирается, а вы точно уверены, что провели идеальное учебное занятие, то передаете видеозапись юридическому лицу, которое проведет независимую оценку качества образования (ст. 95 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). П.

5 вышеназванной статьи указывает, что поступившая соответственно в федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления информация о результатах независимой оценки качества образования подлежит обязательному рассмотрению указанными органами в месячный срок и учитывается ими при выработке мер по совершенствованию образовательной деятельности.

Таким образом, органы исполнительной власти в сфере образования не смогут проигнорировать данный факт и будут обязаны принять свое решение.

Источник – группа “Юрист для учителя”.

Источник: https://pedsovet.org/beta/article/postoronnie-na-uroke

Могут ли не пускать в школу родителей по закону?

Может ли родитель присутствовать на уроке в школе?

Многие родители задаются вопросом, имеет ли право школа не пускать родителей.

Очень часто охрана образовательных учреждений препятствует посещению школы со стороны посторонних лиц, а иногда, родители не могут попасть даже в раздевалку, что бы помочь своему ребенку.

В данной статье мы рассмотрим, на каких основаниях могут не пускать родителей в школу и что нужно делать в подобных ситуациях.

Что говорится в законе

На законодательном уровне был принят закон, в первой части которого указано, что родители имеют право посещать учебное учреждение своего ребенка, но не должны мешать учебному процессу, но особое внимание следует уделить второй части закона. В нем указано, что руководитель учреждения имеет полное право вносить изменения в устав школы, в том числе, связанный с запретом посещения школы.

Формулировка отказа в посещении обычно направлена на то, что присутствие родителей в школе мешает проведению уроков, а родители ребенка обязаны соблюдать устав образовательного учреждения.

Для того, чтобы избежать неприятных ситуаций желательно ознакомиться с документом, регулирующим работу школы. Данный документ можно получить у руководства школы или попросить классного руководителя принести данный документ на родительское собрание.

Каждый родитель должен иметь право ознакомиться с этим документом.

Некоторые учреждения идут навстречу родственникам учеников и позволяют им проходить на территорию здания. Подобные послабления зачастую связаны с проблемами в адаптации учеников к новой обстановке.

Даже несмотря на запрет, установленный руководством школой, вы всё равно можете попасть на территорию школы. Для этого нужно сослаться первый пункт статьи 63 семейного кодекса. В ней говорится, что каждый родитель имеет первостепенное право заниматься воспитанием своего чада. Но стоит помнить, что использовать эту возможность нужно только в случае крайней необходимости.

Для того, чтобы получить возможность посещать школу следует получить письменное подтверждение у руководства. Это необходимо чтобы не вступать в конфликт с охраной.

Очень важно отметить тот факт, что мамы и папы могут проать за то, что бы внести изменения в руководящие документы школьного учреждения. Для этого необходимо составить письменное заявление, которое должно быть подписано всеми родителями учеников, учащихся в одном классе.

В том случае, если действия школы не соответствуют установленным нормам закона “Об образовании”, у родителей есть возможность подготовить претензию. Жалобу можно подать в администрацию или директору.

Почему не пускают

Наиболее часто задаваемым вопросом является – «Законно ли не пускать в школу родителей?». Обычно запрет связан с соблюдением устава школы.

В данный момент требования, которые нужно соблюсти для посещения, ужесточаются всё сильнее. Это связано с участившимися случаями терактов и проноса в школу различных видов оружия.

Запрет позволяет снизить риск подобных происшествия и минимизировать опасность для учеников.

Если же причиной является соблюдение устава со стороны охраны, то нужно ознакомиться с этим документом.

Что делать, если не пускают родителей

Часто можно столкнуться с тем, что люди, отвечающие за пропускной режим в учебном учреждении, не пускают родителей даже после завершения учебного дня, хотя это является незаконным действием.

Подобные действия могут быть превышением полномочий со стороны сотрудников охраны, так и инициативой руководства. Зачастую родители приравниваются к посторонним людям и не имеют права вступить на порог школы.

Для этого администрация может придумать основания и оформить запрет на посещение в документальном виде.

Изменить данную ситуацию поможет составление жалобы в вышестоящие органы, занимающиеся контролем над работой школ и других учебных организаций.

Составление жалобы

Первым делом стоит определить, в какие организации можно обратиться с жалобой. К ним относятся:

  • ГОРОНО;
  • РОНО;
  • Департамент образования;
  • Отдел образования.

Также можно попробовать донести свои претензии с помощью лица, которое является связующим звеном между школой и родителями.

В случае более серьезных нарушений лучше обратиться в прокуратуру или суд. Подача жалобы в эти организации производят наибольший эффект.

Текст жалобы делится на несколько частей и должен содержать определенную информацию:

  • В первой части нужно указать данные заявителя и то, кому направлена претензия;
  • Далее нужно указать суть подаваемого документа и описать претензии;
  • Требования к организации и их обоснование;
  • Дата составления документа и подпись заявителя.

Жалобу можно составить всем родительским коллективом класса. Данный способ является наиболее эффективным, так как рассмотрение коллективных жалоб имеет больший приоритет.

Обычно рассмотрение подобных заявлений занимает до 30 дней. После того, как решение будет вынесено, организация должна проинформировать об этом заявителя.

Права родителей

Несмотря на внутренние документы образовательных учреждений, в которых часто обозначается запрет на свободное посещение здания со стороны родителей, вы имеете полное право осуществлять контроль образовательного процесса своего ребенка.

Права родителей достаточно обширны. Посещение собраний далеко не единственное право. Если вы сдавали определенные деньги на ремонт или другие услуги, направленные на обеспечение школы, то вы можете проконтролировать этот процесс и затребовать отчетные документы.

Каждый родитель может присутствовать на уроке своего чада, но для этого обязательно нужно составить заявление и передать его руководству учреждения. После этого происходит процесс согласования и назначается время, в которое можно посетить урок своего ребенка.

Иногда руководящий состав школы может вносить в регламент правки, с которыми вы не согласны. В таком случае вы можете перевести своего ребенка в другую школу. Однако если вы хотите бороться до конца, то стоит обратиться за помощью к юристу.

Loading…

Источник: http://vozvrat-tehniki.ru/ne-puskayut-v-shkolu-roditelej.html

Как защитить права школьника – отвечает адвокат

Может ли родитель присутствовать на уроке в школе?

Белорусское телеграфное агентство совместно с Белорусской республиканской коллегией адвокатов продолжают цикл материалов на правовую тематику “Право на защиту: советы адвоката”. В этот раз предлагаем обсудить вопросы, касающиеся защиты прав школьников.

Опытные адвокаты юридической консультации Ленинского района Гродно Юлия Антоненко, Линда Макарова и Екатерина Грицкевич расскажут о том, на какую компенсацию можно рассчитывать, если в учебном заведении получена травма, что делать, если ребенка травят одноклассники, и будет ли считаться доказательством в суде диктофонная запись с оскорблениями.

Что делать, если ребенка травят в школе? Как реагировать родителям и куда обращаться? Можно ли привлечь обидчиков к ответственности?

Травить ребенка могут психологически (включая обе крайности – как шквал оскорблений, так и бойкот), физически (поджидать в подворотне и бить), прятать, портить и воровать его вещи. Способов нарушить границы личности множество.

В таком случае следует сообщить классному руководителю и руководству учреждения образования. Также для защиты интересов ребенка можно обратиться в соответствующий орган опеки и попечительства. При возможности стоит поговорить с законными представителями обидчика.

Если необходимо, рекомендуется обратиться к детскому психологу.

О фактах применения или угрозы применения физического насилия в отношении ребенка, оскорблений, клеветы, хулиганства, хищения имущества или его порчи, доведения до самоубийства, служебной халатности и другом стоит сообщать в органы внутренних дел по месту нахождения учреждения образования – для проведения проверки и привлечения виновных к ответственности.

Родители ребенка, на которого морально, психологически давят одноклассники, могут привлечь обидчиков только к ответственности, прямо предусмотренной законодательством.

Для этого необходимо прежде всего зафиксировать факт противоправных действий, за которые законом предусмотрена уголовная или административная ответственность. При этом важно, чтобы виновное лицо достигло возраста уголовной или административной ответственности. Например, по ст.4.3.

КоАП административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения 16-летнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных этим кодексом.

С 14 лет административная ответственность наступает только по отдельным категориям правонарушений. В частности, за умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия, мелкое хищение, умышленное уничтожение либо повреждение имущества, жестокое обращение с животными, мелкое хулиганство.

Родители ребенка, в отношении которого совершены противоправные действия, подпадающие под уголовное или административное законодательство, могут обратиться с иском в суд о компенсации морального вреда, а также о защите чести и достоинства ребенка, если распространялись не соответствующие действительности сведения, которые порочат его честь и достоинство.

Есть ли ответственность для учителя, который не замечает такую травлю? Если он остается в стороне от конфликта, не пытаясь его как-нибудь разрешить, тем самым просто бездействует?

Учитель или воспитатель – это основное лицо, которое несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка во время его пребывания в учебном заведении. Так, во время уроков за детьми обязан смотреть учитель, во время перемен – дежурный педагог (назначаемый директором), а в детском саду – воспитатель.

Документами, четко определяющими обязанности и ответственность учителей, воспитателей и других участников образовательного процесса, являются Кодекс об образовании, устав, правила внутреннего распорядка школы и должностные инструкции.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава и правил внутреннего распорядка школы, законных распоряжений директора, иных локальный нормативных актов, должностных обязанностей классный руководитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

Иная ответственность для учителя и руководства школы, которые не замечают такую травлю, может наступить только в случае наступления определенных неблагоприятных последствий для ребенка. Например, ст.

428 УК предусмотрена ответственность за служебную халатность, то есть в частности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностным лицом своих служебных обязанностей из-за недобросовестного или небрежного отношения к службе, повлекшие по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, либо повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере.

Как поступать, если травля ведется в соцсетях?

В подобной ситуации для установления причастных к оскорблениям и травле первоначально целесообразно обратиться в органы внутренних дел с соответствующим заявлением.

К нему следует приобщить скриншоты страниц интернет-ресурсов (социальных сетей и др.), на которых содержатся сведения, подтверждающие изложенные в заявлении факты.

Если в действиях обидчиков будет установлен состав правонарушения, они (или их законные представители) могут быть привлечены к ответственности.

Кроме того, пострадавший либо его законные представители могут обратиться в суд с исковыми требованиями об опровержении порочащих честь и достоинство учащегося сведений, а также о взыскании денежной компенсации морального вреда.

Важно помнить, что в гражданском процессе каждая сторона обязана доказать факты, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.

В том числе необходимо подтвердить характер и степень физических и нравственных страданий, перенесенных ребенком в связи с оскорблениями и травлей.

Могут ли родители перевести своего ребенка в параллельный класс, если возник конфликт с педагогом или одноклассниками?

Перевод детей в параллельный класс происходит на основании заявления родителя (-лей), поданного на имя директора школы. Заявление должно содержать:

– фамилию, имя, отчество директора, а также наименование учебного заведения, в которое подается заявление (место обучения ребенка);

– фамилию, имя, отчество и место жительства (место нахождения) родителя (-лей), а также их контактные телефоны, факсы и электронные адреса (при их наличии);

– фамилию, имя, отчество и место жительства (место нахождения) ребенка с указанием класса, в котором он обучается;

– обоснование причины перевода с указанием параллельного класса, в который родители хотели бы перевести ребенка;

– подпись родителя (родителей) и дату подачи заявления.

Директор школы принимает решение о возможности перевода с учетом наличия свободных мест в желаемом классе. Наполняемость классов установлена ст.13, 14 Кодекса Беларуси об образовании.

Может ли ребенок записывать оскорбления одноклассников или учителя на диктофон? Будет ли это считаться доказательством в суде?

По действующему законодательству аудиозапись может являться источником доказательств в гражданском, административном и уголовном процессах.

Вместе с тем для признания аудиозаписи допустимым доказательством и учета ее судом при принятии итогового решения по делу нужно, чтобы она была получена в порядке, установленном законом.

Данные требования обусловлены необходимостью соблюдения конституционного права граждан на невмешательство в их личную жизнь.

Так, по ст.229 Гражданского процессуального кодекса Беларуси не может использоваться в качестве доказательства звуко- или видеозапись, полученная скрытым путем, за исключением случаев, когда такая запись допускается законом.

Таким образом, допускается звукозапись, сделанная скрытно, но в порядке, предусмотренном законом об оперативно-разыскной деятельности, или открыто, если собеседник был предупрежден о том, что разговор записывается, и согласился на запись, либо подтвердил, что осведомлен об этом обстоятельстве. Факт осведомленности о производстве аудиозаписи должен явственно следовать из ее содержания.

Может ли учитель отбирать у школьника телефон на время урока, если он мешает учебному процессу?

В настоящее время в Беларуси нет специальных нормативных правовых актов (законов, актов Президента, постановлений правительства и т.д.), регулирующих вопросы использования мобильных телефонов учащимися в школах.

В целом порядок владения и пользования учащимися мобильными телефонами регламентируется общими нормами гражданского законодательства о праве собственности. В большинстве случаев учащийся, получивший телефон в дар от своих родителей или иных родных, является его собственником.

Любому собственнику, независимо от возраста, принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Он может по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Таким образом, временное отобрание мобильного телефона учителем – незаконная мера.

Вместе с тем в учреждениях образования могут разрабатываться и действовать локальные акты, например уставы, правила, положения, устанавливающие определенные требования к организации учебного процесса и поведению учащихся, в том числе ограничения в пользовании мобильными телефонами во время уроков. За нарушение установленных правил к учащимся в отдельных случаях могут применяться меры дисциплинарного воздействия, например, замечание или выговор.

Какие действия должен предпринять учитель, если в классе произошла кража? Имеет ли он право досматривать школьника, которого подозревает в этом преступлении, проверять его портфель?

В случае кражи учитель ставит в известность директора школы. Руководство учебного заведения информирует законного представителя (-лей) о произошедшем и решает вопрос о необходимости вызова милиции. Не стоит злоупотреблять правом на вызов сотрудников милиции. Необходимо учитывать размер похищенного имущества (ластик, ручка или это более дорогостоящие вещи).

Досмотр школьника и его вещей учителем не допускается, так как он не относится к кругу лиц, имеющих такое право.

Могут ли родители присутствовать на занятиях в школе по собственной инициативе?

Родители являются законными представителями обучающихся несовершеннолетних. К ним помимо родителей относятся усыновители (удочерители), опекуны, попечители.

В законодательстве нет запрета на присутствие законных представителей на занятиях в школе. В соответствии с п.1.4 ч.1 ст.

34 Кодекса об образовании они имеют право на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, результатами учебной деятельности обучающихся.

Если законные представители желают присутствовать на уроке, рекомендуется написать заявление на имя директора с указанием учителя и урока, который они собираются посетить.

Кто несет ответственность, если из-за драки в школе пострадал ребенок? Как поступать родителям жертвы и виновника? Предусмотрена ли компенсация, если травма получена, например, во время занятий физкультурой?

Ответственными в таком случае за противоправные действия ребенка будут его законные представители и соответствующее учреждение образования. Сами обидчики отвечают только после достижения ими 14-летнего возраста.

Если ребенка избили, необходимо сообщить классному руководителю и руководству школы, обратиться в травматологическое отделение учреждения здравоохранения, где пройти медицинское освидетельствование на наличие телесных повреждений у ребенка, а также для установления степени их тяжести, если таковые есть. При возможности стоит поговорить с законными представителями обидчика. Сообщить в органы внутренних дел по месту нахождения учреждения образования о случившемся для проведения проверки и привлечения виновных к ответственности. Обратиться при необходимости к детскому психологу.

При наличии у ребенка телесных повреждений его законные представители вправе обратиться в суд с иском о компенсации морального вреда, а если во время драки было повреждено имущество, то и о возмещении ущерба.

По гражданскому законодательству имущественную ответственность в таком случае за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим 14 лет (малолетним), несут его родители, усыновители или опекун, если не докажут, что вред возник не по их вине.

Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несет ответственность за причиненный вред на общих основаниях. Если у него нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, таковой должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями, усыновителями или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине.

В случае увечья или иного повреждения здоровья несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет (малолетнего) и не имеющего заработка (дохода), лицо, ответственное за причиненный вред, обязано возместить расходы, вызванные повреждением здоровья.

По достижении малолетним 14-летнего возраста, а также в случае причинения вреда несовершеннолетнему в возрасте от 14 до 18 лет, не имеющему заработка (доходов), потерпевшему обязаны возместить (помимо расходов, вызванных повреждением здоровья) также вред, связанный с утратой или уменьшением его трудоспособности, исходя из установленного законодательством пятикратного размера базовой величины.

Следует отметить, что вред, который возник вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит. Если грубая неосторожность его самого содействовала возникновению вреда или его увеличению, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен. При причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается.

Если будет установлено, что ребенок получил травму по вине учреждения образования, то его законные представители могут обратиться в суд с иском о компенсации морального вреда, а также о возмещении вреда в случае увечья или иного повреждения здоровья несовершеннолетнего.

Если вас интересует какая-то тема, можете присылать свои вопросы и предложения по адресу advice@belta.by.-0-

Подписывайтесь на нас в

Яндекс.Дзен, Telegram и Viber!

Источник: https://www.belta.by/society/view/kak-zaschitit-prava-shkolnika-otvechaet-advokat-317848-2018/

Школьное право. Интервью с адвокатом Ларисой Октябристовной Павловой

Может ли родитель присутствовать на уроке в школе?
Лариса Октябристовна, предполагает ли школьное образование ребенка участие в этом процессе родителей. Как они  могут участвовать в деятельности школы? В законе написано, что у нас существует государственное общественное управление школой.

В разных школах оно может осуществляться по-разному: родительские комитеты, советы школы, другие общественные движения. Многие родители, к сожалению, удалены от учебного процесса.  Сейчас появляется масса проектов, призванных защитить права ребенка в школе. Предполагается ввести должность управляющего по делам ребенка в школе – омбудсмена.

16 сентября 2009 года Мосгордума добавила омбудсмена в список госслужащих. Мне приходилось участвовать в общественных дискуссиях о том, нужен ли омбудсмен в школе. Против введения должности уполномоченного по правам ребенка высказывалась не только я, но и многие директора известных лицеев.

Я считаю, что права принадлежат любому человеку, и не стоит выделять в отдельную группу и противопоставлять права детей, права пенсионеров, права инвалидов, права военных, права женщин и т. д.  Законный представитель ученика в школе – это его родитель, лучше родителя ребенка не защитит никто.

  Новое должностное лицо – омбудсмен – это дань западным тенденциям, попытка реализовать модель ювенальной юстиции. Ребенок отделяется от семьи, государство назначает человека, который вместо родителя имеет право защищать ребенка. Правовой статус омбудсмена неясен, ведь пока что родители не лишены права представлять интересы своих детей.

В конституции РФ говорится о том, что семья находится под защитой, не отдельно ребенок вне семьи. К тому же, раз создается новая должность, появляется новый чиновник, у которого должен быть определенный объем работы, если объема нет, его нужно создать.

Омбудсмен, придя в школу, дабы не остаться без работы, должен провоцировать жалобы детей и создавать конфликт  искусственно.

В итоге (в этом можно убедиться на примере Франции, где действует ювенальная юстиция) резко увеличивается количество судебных дел, связанных с несовершеннолетними, возрастает количество родителей, лишенных прав на воспитание ребенка. Хорошему директору омбудсмен не нужен, директор сам работает с учениками и их родителями и разрешает спорные вопросы.


Не секрет, что в школу иногда проникают весьма нежелательные программы воспитания. Может ли родитель отказаться от обучения его ребенка по какому-либо предмету или учебнику?

Каждая школа имеет право вводить дополнительные предметы, не предусмотренные программой. При поступлении ребенка в школу родитель имеет право познакомиться с перечнем преподаваемых предметов и сделать выводы. Любой новый предмет должен вводиться с ведома родителей. Другое дело, что на практике это случается редко, однако, как говорит закон, родитель, ученик и учитель имеют равные права. Здесь могут возникать конфликты. Например, в одной школе директором была назначена сторонница воспитательной системы М. Монтессори, предполагалось проведение реформы школы, но родители выступили против нововведений. Претензии родителей были услышаны управлением образования. С другой стороны, школа независима, она сама определяет предметы и программы, по которым ведется преподавание. Школа обязана дать ребенку обязательный объем знаний,  при этом способ преподавания (программы, учебники) может быть любым. Здесь возникает еще одна проблема: учебников много, и далеко не все они хорошие. Еще пару лет назад наш министр образования сказал, что 64 % учебников признаны негодными для обучения. К сожалению, качество учебников на сегодняшний день оставляет желать лучшего, поэтому очень много конфликтов возникает в связи с содержанием образования. Некоторые учебники сложны для детей, создаются без учета возрастных особенностей, психологии детей, другие не отвечают традиции отечественного образования. Мне приходилось неоднократно сталкиваться с такими конфликтами. В одной из школ, например, был введен очень плохой учебник по английскому языку с ужасными иллюстрациями, на которых были изображены ведьмы, вурдалаки, вампиры, пятиклассники, обучавшиеся по этому пособию плакали по ночам и отказывались посещать уроки. Родители просили учителя и директора заменить учебник на другой. Им было отказано, несмотря на то, что была проведена экспертиза и этот учебник был признан негодным. К сожалению, сейчас нет открытых конкурсов учебников. А учебников продается масса, их создают не только методисты, но и ученые, академики, и сами родители учащихся. Министерство образования не предъявляет строгих требований к учебникам. Поэтому перед поступлением ребенка в школу родителям необходимо ознакомиться с книгами, по которым он будет учиться. В случае, если родителей не устраивает качество учебника, но администрация школы не идет им навстречу, есть возможность перевести ребенка на домашнее обучение по данному предмету.

Нередки школы, в которых для знакомства родителей с методикой преподавания того или иного учителя практикуются открытые уроки, а где-то категорически не пускают в школу. Имеют ли право родители присутствовать на занятиях в школе?

В каждом конкретном случае этот вопрос решается с согласия педагога, педагог имеет право отказать родителям в посещении какого-либо его занятия, допускать открытое посещение только в определенные дни (т.н. «открытые уроки»), чтобы не нарушать учебного процесса. Этот вопрос регулируется уставом школы. Законом не предусмотрено посещение родителями школы и не запрещено. Поэтому вопрос решается по договоренности между родителем, учеником и учителем. Бывают случаи, когда учитель категорически отказывает родителю в присутствии на занятиях, но это уже нарушает права родителей, поскольку в законе сказано, что учитель, родитель и ученик имеют равные права.


Хотя учебники в школьные библиотеки поступают централизованно, и выдаются в пользование учащимся на каждый учебный год, в  школах практикуется покупка дополнительных учебников и учебных материалов, необходимых на уроке. Могут ли родители отказаться их покупать? Обязана ли школа за свой счет снабжать детей необходимыми пособиями?

ЛарисаОктябристовна, к вам вопрос и касательно школьной формы.

Положительных сторон введения в школе формы немало: строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий, единая школьная форма позволяет избежать соревновательности между детьми в одежде,  ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде и пр.  Это в обязанности родителей – платить за школьную форму?

Учебники и учебные материалы по предметам обязательной программы должны быть бесплатны.  Заставлять покупать какие-либо учебники школа не имеет права. Что касается формы, ее родители приобретают за свой счет, но малоимущим и многодетным семьям по закону выплачивается компенсация, для этого необходимо подать соответствующее заявление директору школы. Примечательно, что в законе говорится не о форме как таковой, а о «комплекте детской одежды для посещения занятий» – то есть о любой одежде.


Могут ли родители участвовать в регулировании нагрузки детей, количества уроков, экзаменов (они нередко проводятся два раза в год в каждом классе, что вызывает психологический стресс у некоторых  детей).

Родители могут регулировать нагрузку, если она превышает санитарные нормы. В случае, если нормы соблюдаются, а ребенку тяжело учиться, его можно освободить от посещения  каких-либо предметов, оставив их на домашнее изучение. Родители могут выбрать любую из форм обучения, дозволенных законом: школьное обучение, семейное, экстернат. Эти формы обучения можно сочетать.

Хочется обсудить непростой для сегодняшнего времени вопрос: имеют ли право дети отказываться от участия в трудовой деятельности? Учителя, хорошо понимающие воспитательное значение труда для детей, стараются привлекать детей их к общественному труду по уборке класса, приучая их тем самым уважать свой и чужой труд.

Образовательным учреждениям запрещается привлекать учащихся к труду, не предусмотренному образовательной программой без их согласия или согласия родителей (например, убираться в классе или на субботнике). Сейчас этот вопрос горячо обсуждается в связи с проблемой защиты прав ребенка, много разговоров ведется о «рабском труде», но ведь существует и внутришкольная дисциплина труда, трудовое воспитание. Например, чтобы провести опыты по химии, необходимо расставить приборы, вымыть посуду для опытов, убраться в кабинете. Мне кажется, вопрос об эксплуатации несколько искусственный. Мы что, растим тунеядцев? Убраться в школе – это не пахать землю на чужих полях.


Имеет ли право школа отчислять ученика за плохую успеваемость, а другая школа не принимать отчисленных двоечников?

В следующий класс переводятся те учащиеся, которые в полном объеме усвоили образовательную программу. В следующий класс могут быть переведены дети, имеющие академическую задолженность только по одному предмету. Если дети до 9 класса не освоили учебную программу по двум предметам и более, они оставляются на повторное обучение, направляются в классы компенсирующего обучения либо, по усмотрению родителей, переходят на домашнее обучение. В уставе школы могут быть определены случаи, когда неуспевающий ребенок переводится в другую школу. Возможно и отчисление ребенка из школы, но только по достижении 15 лет. Решение об исключении принимается с согласия родителей и при участии комиссии по делам несовершеннолетних. Судьба исключенного из школы решается в течение месяца комиссией по делам несовершеннолетних совместно с органами местного самоуправления и родителями.

Часто родители занимают активную, а подчас и несколько агрессивную позицию в отношении вакцинации ребенка: имеет ли право ребенок отказаться от медосмотра и прививок?

Этот вопрос регулируется законом «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней». Родители, согласно этому закону, имеют право получения полной информации о необходимости прививок, при необходимости родителям должны предъявить сертификат, доказать качество прививочного материала, родитель имеет право отказаться от того, чтобы его ребенку делали прививку, отказ должен быть в письменной форме. Любой медосмотр ребенка должен проводиться только после предварительного согласия родителей.  После 15 лет ребенок сам вправе отказаться от медосмотра или прививки.

Нередко случается, что по каким-то причинам возникает необходимость обучения ребенка на дому? Могут ли родители, обучающие детей на дому, получить какую-то компенсацию затрат на обучение?

Поскольку в нашем государстве образование бесплатное, в каждом регионе установлен размер затрат, необходимых  для обучения школьника. Поэтому родителям, чьи дети находятся на семейном обучении, может быть выдана компенсация. На родителей как известно возлагается  обязанность обеспечить получение детьми основного общего образования. Если родители (например, сектанты или алкоголики) не заинтересованы в том, чтобы их ребенок получил какое-либо образование, могут ли ребенка принудительно отправить в школу? Я бы поставила вопрос по-другому. Если у родителей нет документов, подтверждающих, что их дети получают образование, у них могут возникнуть большие неприятности с законом, вплоть до лишения родительских прав. Поэтому если родители не считают нужным, чтобы их ребенок ходил в школу, они должны официально оформить его обучение на дому, должен быть заключен договор со школой на семейное обучение или экстернат.

Если выбор образовательного учреждения осуществляется родителями, может ли ребенок поступить в муниципальную школу не по месту жительства?

Любой ребенок имеет право обучаться в любой школе при наличии свободных мест и при условии, что он отвечает требованиям данного учебного заведения. Религиозные школы, например, могут устанавливать свои правила. Ребенок и его родители должны быть согласны с уставом учебного заведения. Поскольку у нас всеобщее образование, является незаконным конкурсный отбор детей в первый класс. Другое дело, что в школе могут беседовать с детьми, чтобы определить уровень их подготовки для формирования класса, при решении своих внутренних учебных задач.

Лариса Октябристовна, можно ли в отдать ребенка в школу города,  в котором он не имеет  регистрации?

Закон об образовании говорит о том, что государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего полного общего образования и начального профессионального образования. Система нашего образования устроена таким образом, что школа должна принимать всех детей, проживающих на данной территории. В законе нет слова «зарегистрированных». Однако при приеме в школу необходимо предъявить набор документов, и тут возникают сложности. В 2006 году было опубликовано разъяснительное письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования. Там было указано, что согласно европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод, запрещен отказ от предоставления права на образование. 43 статья конституции РФ гарантирует право на образование независимо от места жительства, поэтому отсутствие регистрации не может быть основанием для отказа в приеме в образовательное учреждение.

А если это  дети иностранцев, без гражданства РФ? На каких условиях они обучаются в России?

Российское законодательство предоставляет лицам, имеющим право на проживание на территории Российской Федерации, возможность получения среднего, среднего специального и высшего образования. Иностранец или лицо без гражданства может отдать своего ребенка учиться как в муниципальную, так и в частную школу на условиях, которые оговорены в уставе данного учреждения. Другое дело, что бесплатное образование предоставляется только гражданам РФ, иностранным гражданам за обучение придется платить. Исключение составляют случаи, когда имеется двустороннее соглашение между  государствами о том, что образовательные услуги предоставляются гражданам иностранного государства наравне с гражданами России. При поступлении в школу дети иностранцев заключают со школой  специальный договор, где оговорены все условия обучения. Сложность состоит только в том, что при поступлении в школу будет проводиться проверка уровня подготовленности поступающего, в результате этой проверки будет решено, в какой класс принять ученика.

И последнее: с  ребенком  в школе стряслась серьезная неприятность? Как правильно действовать родителям?

Обычно родители идут к директору и разговаривают. Но они должны знать, что по  Закону  об  образовании  устное заявление не влечет за собой обязательных действий для администрации. Только письменное заявление обязывает администрацию школы принять меры.
© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

Источник: https://www.portal-slovo.ru/pedagogy/41945.php

Юриста совет
Добавить комментарий