Может ли директор запретить нахождение ребенка в школе после окончания уроков?

Защита прав учащихся: родители, школа, законы и практика

Может ли директор запретить нахождение ребенка в школе после окончания уроков?

Совсем недавно в Чернигове школьницы жестко избили свою одноклассницу. Общество и социальные сети были шокированы этим происшествием и активно его обсуждали. Вопрос о том, как на практике защитить своего ребенка, становится все более актуальным. Когда ребенок идет в школу, у него появляется масса новых обязанностей.

Но не стоит забывать и о том, что кроме обязанностей у ребенка есть и права. Законодательно права ребенка охраняются Конституцией Украины, Законом Украины “Об образовании”, Конвенцией о правах ребенка.

В этих нормативных актах перечисляются основные права ребенка, которые обязательно должны соблюдаться, в том числе и в общеобразовательных учреждениях. 

Представителями интересов ребенка являются его родители

Только они вправе принимать решения об основных принципах воспитания сына или дочери. Педагоги имеют право только сообщать родителям об успеваемости ребенка, его поведении на уроках или о пропусках им занятий.

 
Защита прав ребенка в школе – совместная обязанность и родителей, и администрации.

Задача родителей – заметить, что права ребенка ущемляются, и сообщить об этом администрации; задача администрации – разобраться в том, что произошло. 

Юридическая ответственность по определению является индивидуальной, а не коллективной

Поэтому ни возбудить уголовное дело, ни подать гражданский иск, например, на школу (как учебное заведение), невозможно. Привлекать к ответственности можно только отдельного педагога или руководителя администрации учебного заведения. Распространенный случай: ребенок во время урока пользуется гаджетом для личной переписки, играет в игры или читает публикации в интернете.

Бывает, что преподаватель отбирает у ребенка телефон и читает последнее сообщение из личной переписки при всем классе. Такими действиями учитель нарушает основной принцип статьи 3 Конвенции о правах ребенка: “Во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка”.

К тому же, такие публичные порицания наносят детям огромный моральный ущерб, и таой поступок, согласно положениям ст. 60 Закона Украины “Об образовании”, может привести к судебному иску против педагога.  Категорически недопустимо, когда поводом для порицаний становится даже не поведение ученика, а его убеждения или внешний вид. Конституция Украины, а именно ст.

34, устанавливает право на свободу мнений и убеждений: “Каждому гарантируется право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений”. Из этого следует, что педагог в принципе не имеет права выносить на суд класса убеждения и мысли ученика без его согласия.

  Педагоги могут обсуждать личную жизнь учеников только в интересах самих детей, и в объеме, достаточном для оказания им возможной помощи.  С жалобой на действия педагога в любом случае следует сразу обращаться к директору учебного заведения, который обязан принять соответствующие меры для защиты конституционных прав школьника.

  Не редки также конфликтные ситуации между учениками. Если вашего ребенка обижают другие дети, нужно для начала поговорить с его родителями, -возможно, этого будет достаточно. В том случае, если издевательства продолжаются, обратитесь в комиссию по делам несовершеннолетних.

За поступки детей младше 14 лет отвечают их родители, которые обязаны компенсировать моральный и материальный ущерб. Если виновнику более 14 лет, за некоторые деяния он будет отвечать уже самостоятельно. 

В учебных заведениях очень любят использовать труд своих подопечных для благоустройства территории или для облагораживания или уборки помещения.

Такие действия администрации учебного заведения не вполне законны. Согласно статьи 43 Конституции Украины, “использование принудительного труда запрещается”. То же самое записано и в статье 52 Закона Украины “Об образовании”: “отвлечение учеников за счет учебного времени на работу и осуществление мероприятий, не связанных с процессом обучения, запрещается”.

Для того, чтобы привлечь учеников к физическому труду, школа должна получить не только согласие самих учеников, но и согласие их родителей. Если следовать букве закона, то даже если бы ученики сами стояли со швабрами в руках и умоляли позволить им убрать школу, директор не имел бы права им этого разрешить, пока они не принесут письменное согласие родителей. 

Если следовать букве закона, даже если бы ученики сами стояли со швабрами в руках и умоляли позволить им убрать школу, директор не имел бы права им этого разрешить, пока они не принесут письменное согласие родителей

В защиту интересов учащихся говорят нормы статьи 50 Закона Украины “Об образовании”, которая запрещает привлекать учащихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без согласия их родителей и их самих. Это означает, что школа также не может приказывать ученикам участвовать в дежурстве.

Если школа заставляет ученика дежурить, то он может обжаловать действия администрации. Для начала ученик может обратиться к директору с письменной жалобой на действия классного руководителя или иного конкретного педагога, который заставляет его заступать на “пост номер один”.

Если директор откажется освободить ученика от дежурств, тот имеет право написать жалобу в управление (отдел) образования и органы по защите прав ребенка. Если же и это не поможет, родители ученика могут подать на школу в суд.  Также ребенок имеет право на безопасные и приятные условия обучения.

Несоблюдение правил техники безопасности на уроках физкультуры, запах краски в коридорах из-за незаконченного вовремя ремонта, холод в классах в зимнее время – все, что может нанести вред здоровью ребенка, дает вам полное право высказать свои претензии администрации учебного заведения.

  Защищая права своего ребенка и отстаивая его интересы, следует помнить, что любой конфликт разрешается прежде всего с администрацией учебного заведения, следующей инстанцией является комиссия по делам несовершеннолетних, управление образования и уже в самом крайнем случае дело может дойти до судебного разбирательства. 

Катерина Лысечко
юрист в сфере практики семейного права

Источник: https://osvitanova.com.ua/posts/199-zashchyta-prav-uchashchykhsia-rodytely-shkola-zakony-y-praktyka

На заметку родителям школьника в Германии

Может ли директор запретить нахождение ребенка в школе после окончания уроков?

Лед вместо школы: когда существует освождение от учебных занятий из-за жары? 

Вопрос: На этой неделe было так жарко в классных комнатах, что моя дочь пришла из школы с головной болью. Не должна ли школа предоставлять учащимся освобождение при этой душной жаре?

Ответ: Если школьники в Нижней Саксонии и Бремене могут уже радоваться школьным каникулам, то дети в других федеральных земляхеще продолжают потеть в школе.

Разумеется, что эти ученики истытывают острое желания искупаться в бассейне или посидеть в прохладной комнате. Думать в это время об эффективном обучении не приходиться.

Конечно, может произойти так, что в в городе некоторые школы закрывают из-за жары, но в других школах этого города этого нет. И тому есть основания:

В земельных законах о школьном образовании не предусматривается освобождение от занятий из-за жары. Но земельные министы культуры подготовили распоряжение по организации учебных занятий при высокой температуре наружнего воздуха. этого распоряжения может различаться от региона к региону.

Но для всех федеральных земль действует положение: администрация школы может самостоятельно принять решение относительно подхлдящих мероприятий в жаркие дни.

Например, может сократить продолжительность уроков, отказаться от выполнения учебных заданий во время уроков в классных помещениях или перенести уроки в более прохладные помещения. Если в классных комнатах слишком жарко, то учителя могут также проводить занятия в теневом месте школьного двора.

Конечно, руководитель школы может также отменить уроки. В любом случае руководитель школы должен издать свое распоряжение о мерах в жаркие дни.  

В этом распоряжении должны содержаться данные о температуре воздуха, при которой может предоставляться ученикам освобождение от уроков.

В некоторых федеральных землях существует предельная температурв наружнего воздуха, в других землях – предельная температура воздуха в классных помещениях. Может также учитываться возраст учеников.

Например, в Нижней Саксонии и Северном Рейн-Вестфалии освобождение при жаре учеников от занятий в школах второй ступени принципиально не предусматривается. Но если конкретному ученику из-за жары угрожает ущерб здоровью, то его конечно могут освободить от занятий.

Это означает, что если ученик почувствует себя плохо, он должен обратиться к учителю. Так, при сильной головной боли или проблемах с кровообращением (например, возникновении кровотечения из носа), такого ученика, конечно, необходимо отпустить домой. 

Освобождение от школьной обязанности до начала каникул возможно только в исключительных случаях!

Всем хорошо известно, что как раз к началу школьных каникул существенно возрастают цены в отелях и на полеты на самолете. Естественно, семьи с детьми школьного возраста стараются приобрести билеты на самолет хотя бы на пару дней раньше начала каникул, что позволяет сэкономить существенную сумму денег.

Поэтому нередко родители сами освобождают своих детей от школьных занятий, например, из-за якобы их болезни. К тому же существует устойчивое мнение, что все равно в последние дни перед каникулами ничего серьезного не изучают в школе и в это время не проводят на уроках никаких учебных тестов.

Но все это не означает, что можно нарушить в стране школьную обязанность! Родители должны считаться с тем, что полиция в каникулярное время особо ищет в аэропортах прогульщиков школьных занятий. Родителям следует твердо помнить о том, что никто из них не имеет права нарушить школьную обязанность.

Дети школьного возраста должны посещать школу, т.е. регулярно и точно участвовать в школьных занятиях и в связанных с ними школьных мероприятиях. Поэтому родители обязаны позаботиться о том, чтобы дети присутствовали на уроках в школе.

Родители не могут самовольно устанавливать  сроки начала каникул и менять их продолжительность. 

Освобождение от учебных занятий

Освобождение от уроков возможно только в исключительных случаях исходя из уважительных причин. Только школа решает, что действительно имеет место такой случай из-за срочной причины. При этом она ориентируется на на соответствующие административные положения или законоположения федеральной земли.

Так, в Берлине действует положение сенатского комитета по образованию, молодежи и науки о выполнении предписаний относительно освобождения от школьных уроков и школьных каникулах. В земле Баден-Вюртемберг действует положение министерства культуры об обязанности участия в школьных занятиях и других школьных мероприятиях.

Это означает на практике: ученик может быть освобожден от уроков в школе по такой серьезной причине, как наличие у него термина на посещение врача в школьное время, или для участия в важных спортивных соревнованиях, или, разумеется для участия в похоронах близкого родственника, например, своей бабушки.

Осовобождение же от учебных занятий для того, чтобы раньше отправиться на отдых в каникулы или позже вернуться из них, существующие в федеральных землях положения принципиально исключают. Родители не имеют права ссылаться на сроки путешествия в качестве основания для сроков начала и окончания каникул для своих детей школьного возраста, указывается в таком положении (VGH Baden-Württemberg, Az.

9 S 2735/04),  Поэтому родители должны  тщательно обосновать необходимость освобождения своего ребенка от школьных занятий и заблаговременно подать заявление об этом руководству школы. Полезно ознакомиться с действующим положением на этот счет в администрации школы.  

Не разразрешенное школой пребывание ученика вне ее может дорого обойтись его родителям

Кто без разрешения школы  забирает своего ученика из нее во время уроков в ней, совершает нарушение против школьной обязанности, предостерегает юрист. Нарушения закона о школьной обязанности рассматривается в качестве нарушения действующего общественного порядка.

За нарушение этого закона полагается денежный штраф, размер которого зависит от продолжительности пропуска школьных занятий. Так, за отсутствие в школе уже в несколько дней, может быть назачен штраф в несколько сот евро.

Конечно, в каждой федеральной земле размер штрафа различен.

Причем, если родители неоднократно допускают, чтобы их ребенок нарушал школьную обязанность и причем в течение продолжительного времени, то их могут присудить к лишению свободы на срок до 6 месяцев или к весьма высокому денежному штрафу, например, в земле Гессен. 

На демонстрацию вместо школы? 

Вопрос: Я бы утром охотно пошел бы на демонстрацию. Конечно, она состоится во время школьных уроков. Могу ли я в соответствии со своим правом на свободу участия в демонстрации пойти на нее вместо школы?

Ответ: Свобода участия в домонстрациях действительно предоставлена вам согласно Основному закону страны (т.е.  Конституции государства). Федеральный конституционный суд придает праву участия в демонстрациях важное значение для демократии. Поэтому у вас в качестве ученика в демократической стране также имеется это право.

Даже если вы еще несовершеннолетний, то все равно вы согласно этому праву можете принять участие в демонстрации. Но согласно своему возрасту вы должны получить согласие родителей на это или они даже обязаны сопровождать вас на этом мероприятии. После достижения 18-летнего возраста вы можете самостоятельно принимать решение на этот счет.

По крайней мере, во время свободного от школьных уроков периода.

Дело в том, что свобода участия в демонстрациях противостоит задаче государства в части получения образования. Тем вам ясно, что вы не можете без уважительной причины пропускать уроки в школе. А пребывание на демонстрации во время школьных занятий нельзя рассматривать в качестве уважительной приячины.

И то, что участие в демонстрации относится к числу прав и свобод гражданина страны, ничего в этом плане не меняет.

При возникновении вопроса, можете ли вы во время школьных занятий вместо посещения уроков пойти на демонстрацию в соответствии со своим правом на участие в ней, следует взвесить государственные интересы.

Если запланированная демонстрация непосредственно касается школьных интересов, то вы таки можете пойти на это мероприятие, если вы сторонник ее дела.

Но в любом случае вы должны ходатайствовать перед руководством школы об освобождении от уроков. Если вы к тому же еще и несовершеннолетний, то вы должны также подписать заявление на освобождение у своих родителей.

Поможет ли такое заявление, зависит от различных аспектов.

Собираетесь ли вы пропустить в школе только два урока или все уроки в этот день? Можете ли пойти на демонстрацию после уроков в школе? Насколько важна цель протестного движения? Руководство школы должно изучить все эти вопросы. А может быть руководство школы играет определенную роль в этом движении.

Если школа положительно отнесется к вашему заявлению, то вы можете без какого-либо риска отправляться на демонстрацию вместо школьных уроков.Но если ваше заявление будет отклонено руководством школы, то вы не можете просто так игнорировать этот факт.

Находиться вне школы несмотря на отказ по вашему заявлению рассматривается руководством школы в качестве вашей непростительной вины. И это может иметь серьезные последствия. Особенно если вы в этот день должны выполнять в школе классную работу.

Тогда за нее вам поставят нулевую оценку, что возможно может сильно повлиять на итоговые результаты учебного семестра.

В этой связи нелишне вспомнить события в Гамбурге во время проведения в нем саммита G20. Школьное ведомство городо твердо разъяснило ученикам, что их обязанностью является присутствие на уроках в школе в период проведения в городе этого саммита.

Только родители могут в исключительном случае, например, опасаясь за безопасность ребенка в период возможных беспорядков, которые могут каким-либо образом коснуться ребенка по дороге в школу, освободить его от занятий в ней на короткое время.

Но при этом не может быть и речи относительно участия школьника в каких-либо демонстрациях в городе в это время и отсутствии его на уроках в школе по этой причине.  

Об обязанности родителей делать профилактические прививки своим детям от инфекционных заболеваний 

Вопрос: Мы недавно стали родителями. Со своим мужем я постоянно дискутирую, должен ли наш сын получить профилактические прививки. Я слышала, что в стране имеется на этот счет новый закон. Должны ли мы тогда все же сделать прививки нашему ребенку?

Ответ: Постоянная комиссия рекомендует делать детям и подросткам профилактические прививки среди прочего против кори, дифтерии и пневмококов. Но некоторые родители весьма скептически относятся к к таким прививкам. К тому в стране не существует обязанность делать привики.

Поэтому пока родители должны сами решать, делать своему ребенку прививку или нет и от какой инфекционной болезни. В настоящее время проект закона относительно профилактических прививок детям находится в стадии разработки и обсуждения.

Родителям рекомендуется посоветоваться с детским врачом по поводу прививок своим детям, особенно тем родителям, которые критически относятся к этой проблеме и категорически настроены против прививок.

Но следует помнить о том, что детские воспитательные учреждения и школы требуют при записи ребенка в них доказательства о проделанных прививках или об участии в консультациях о них.

Согласно разрабатываемому проекту закона о прививках детские ясли и сады могут отказать родителям в приеме их ребенка при отсутствии таких доказательств. А федеральное правительство намеревается дополнительно ввести обязанность родителей сообщать о прививках своим детям.

Причем детские сады должны будут впредь требовать от родителей сообщать им о врачебной консультации по поводу прививок во избежание наложения на них денежного штрафа. Т.е.

родители вправе сегодня отказаться от профилактических прививок своим детям, но они не вправе отказаться от врачебной консультации по вопросу прививок.

Сегодня детские воспитательные учреждения и школы могут временно запретить непривитому ребенку посещать их, если в этих учреждения имеет место случай заболевания ребенка или нескольких детей такой, например, остро заразной болезнью как корь. Новый закон в этом плане ничего менять не будет.

Что касается других европейских стран, то в например, в Италии недавно принят закон, согласно которому вводится обязанность родителей привить своих детей от кори до достижения ими шестилетнего возраста. Родителей, которые пропустили этот срок или вообще отказываются от прививки, наказывают значительным денежным штрафом.    

О запрете в Берлине посещения школы здоровыми детьми без профилактических прививок

Как известно, посещение школы является обязанностью детей школьного возраста. Без посещения школы нельзя получить документ об окончании школьного образования.

Но вот в Берлине школьники без профилактической прививки от кори не допускаются в школу, т.к. такие дети не обладают иммунитетом от заболевания корью без получения соответствующей профилактической прививки.

Таким детям запрещается доступ в школу в течение нескольких недель.  

Большинство школьников  уже в раннем детском возрасте получают прививку от кори. Но это заболевание время от времени появляется в школах. Городское ведомство здравоохранения согласно закону о защите от инфекций несет ответственность за осуществление мероприятий по защите от инфекционных заболеваний до до их перенесения детьми.

Чтобы остановить распространение таких заболеваний контролируется им паспорта прививок и издается распоряжение о запрете посещения школы (т.е. введении карантина) на несколько дней или недель. При этом должны оставаться дома не только фактически заболевшие корью школьники, но и подозреваемым в заражении этой болезнью детям запрещается доступ в школу.

К подозреваемым в заражении относятся те дети, которые находились в контакте с фактически заболевшим ребенком.

Источник: https://ru.exrus.eu/Na-zametku-roditelyam-shkolnika-v-Germanii-id59746e94b46dd876892b41dc

Основные положения СанПиН для школ

Может ли директор запретить нахождение ребенка в школе после окончания уроков?

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10) вступили в силу 1-го сентября 2011 г. Эти правила регламентируют все сферы жизнедеятельности школы и приводят их в соответствие с современными представлениями о здоровье и безопасности детей от начальной школы до старшеклассников.

Несмотря на это новый СанПиН был жёстко раскритикован многими специалистами. В основном критике подверглось несоответствие требований суровым реалиям жизни. Большинство школ попросту не могут организовать соблюдение некоторых из требований документа.

К примеру, далеко не везде есть возможность оборудовать спальни для продлёнки первоклассников, причём отдельных для мальчиков и девочек. Некоторые учителя и психологи высказали сомнения по поводу правильности пункта правил, запрещающего привлекать школьников к уборке помещений.

Известно, что дети многому учатся, помогая старшим и наводя чистоту там, где сами намусорили.

https://www.youtube.com/watch?v=xMt0-pNzJP0

Однако как бы ни относились к новому СанПиН, а соблюдать его придётся. Правда, школам дали год на приведение условий к требуемым. Но уже сейчас родителям следовало бы знать самые важные пункты, чтобы проследить за их соблюдением, а значит, чтобы обеспечить своим детям, прежде всего, здоровье.

Если вы заметили нарушение требований документа, смело жалуйтесь в Роспотребнадзор.

Территория школы

Школьный двор в обязательном порядке должен быть огорожен забором и иметь озеленение не менее чем на 50% территории и быть освещённой в тёмное время суток.

Во дворе должна быть оборудована спортивно-игровая площадка, имеющая весь необходимый для выполнения программы физкультуры инвентарь. При строительстве новых школ необходимо проектирование на территории зоны отдыха. На площадке обязательно твёрдое покрытие, а на футбольном поле – трава.

Заниматься на сырых площадках, а также при наличии на них ям и выбоин запрещено.

Территория школы должна содержаться в чистоте.

Здание школы, помещения и их оборудование

В новых и реконструируемых зданиях школ следует предусмотреть обучение только в одну смену.

Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года. Замена разбитых стекол должна проводиться немедленно.

В спортивных залах рекомендовано оборудовать душевые и туалеты – отдельно для мальчиков и девочек.

Кабинет химии и лаборантская оборудуются вытяжными шкафами. Механическая вытяжная вентиляция оборудуется в мастерских и кабинетах обслуживающего труда, где установлены плиты.

Мастерские трудового обучения и кабинет домоводства, спортивные залы должны быть оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи.

В помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетах домоводства, во всех помещениях медицинского назначения устанавливаются умывальные раковины, высота которых должна соответствовать росто-возрастным особенностям учеников.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики. Табуретки или скамейки вместо стульев использовать нельзя.

Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением.

Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.

В туалетах обязательно оборудовать кабины с дверями. А также необходимы холодная и горячая вода, мусорные вёдра с педальной крышкой, постоянное наличие мыла, туалетной бумаги и бумажных полотенец. Рекомендуется оборудование комнат или кабин личной гигиены.

Температура воздуха в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 — 24 С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских — 17 — 20 С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната — 20 — 24 С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала — 20 — 22 С, душевых — 25 С.

Все помещения общеобразовательного учреждения подлежат ежедневной влажной уборке. Если общеобразовательное учреждение работает в две смены, уборку проводят по окончании каждой смены.

Туалеты, столовые, вестибюли, рекреации подлежат влажной уборке после каждой перемены. Спортивный инвентарь подлежит ежедневной обработке моющими средствами.

Не реже одного раза в месяц во всех видах помещений проводится генеральная уборка. При этом труд обучающихся привлекаться не может.

Начальные классы

В старых зданиях желательно, в новых – обязательно иметь отдельный вход для начальной школы, которая должна располагаться в отдельном блоке. Первые классы могут находиться не выше второго этажа, а классы со второго по четвёртый – не выше третьего этажа.

Дети должны обеспечиваться партами с регулируемым наклоном поверхности. Размеры парт должны соответствовать росту учеников. См. таблицу «Размеры мебели и её маркировка».

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

  • учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
  • использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре — декабре — по 4 урока по 35 минут каждый; январь — май — по 4 урока по 45 минут каждый);
  • рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
  • для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-разового питания и прогулок;
  • обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
  • дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

Старшие классы

Если парты в классе не регулируются по высоте, то за каждым классом рекомендуется закрепить свой кабинет, в котором мебель будет подобрана под рост каждого ученика.

Группа продлённого дня

Для первых классов должны быть оборудованы спальни, отдельные для девочек и мальчиков. В спальных не могут быть установлены многоярусные кровати.

Кружковая работа в группах продленного дня должна обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями.

Образовательный процесс

Оптимальный возраст начала школьного обучения — не ранее 7 лет. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.

Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.

В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

Величина недельной образовательной нагрузки не должна превышать нормативов – см. таблицу. Организация профильного обучения в 10 — 11-х классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки.

Объём максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

  • для обучающихся 1-х классов не более 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков за счет урока физической культуры;
  • для обучающихся 2 — 4-х классов — не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;
  • для обучающихся 5 — 6-х классов — не более 6 уроков;
  • для обучающихся 7 — 11-х классов — не более 7 уроков.

Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.

При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели. Необходимо также учитывать дневную и недельную умственную работоспособность. В четверг или пятницу следует организовывать облегчённый учебный день.

В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы.

С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.

Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения должна соответствовать нормативам – см. таблицу.

Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.

Спортивные нагрузки должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).

При организации практики и занятий общественно-полезным трудом обучающихся, предусмотренных образовательной программой, связанных с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей), необходимо руководствоваться санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста. Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда, лиц моложе 18 лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.

Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 — 3 классах — 1,5 ч., в 4 — 5 классах — 2 ч., в 6 — 8 классах — 2,5 ч., в 9 — 11 классах — до 3,5 ч.

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 — 2-х классов — более 1,5 кг, 3 — 4-х классов — более 2 кг; 5 — 6-х — более 2,5 кг, 7 — 8-х — более 3,5 кг, 9 — 11-х — более 4,0 кг.

В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один — для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй — для приготовления домашних заданий.

Ученики

Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду. Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами.

А ещё вам может быть интересно:

Ответы на частые вопросы о СанПиНе для школ

Источник: http://yarmalysh.ru/oficialno/sanitarnye-pravila-i-normy-dlya-shkol/osnovnye-polozheniya-sanpina-dlya-shkol/comment-page-3

Юриста совет
Добавить комментарий