Может ли человек без базового пед образования быть директором школы?

Руководитель в образовании: педагог или менеджер

Может ли человек без базового пед образования быть директором школы?
— Лилия Викторовна, начиная со специалистов какого уровня в системе школьного образования сегодня правомерно говорить о топ-менеджерах? Начиная с директора школы? Или, может быть, уже начиная с завуча?  — Думаю, с завуча. Современный завуч — заместитель директора, курирующий определенное направление, выполняет серьезные управленческие функции.

Сложность и многогранность этих функций не идут ни в какое сравнение с тем, что было в школе, скажем, лет 20 назад. Показательный пример — замдиректора по АХЧ. Если раньше это был просто завхоз, то теперь от компетентности специалиста по АХЧ полностью зависит жизнеобеспечение школы, создание комфортной образовательной среды.

Это требует от «хозяйственника» грамотной работы с многочисленными договорами, знания действующего законодательства (прежде всего Федерального закона № 44), умения оптимально распределить имеющиеся ресурсы, осуществлять сетевое взаимодействие с партнерами.  

— При этом в школах завучей стало значительно больше, чем было когда-то в советские годы.

Увеличивать число управленцев — это своего рода тренд или в этом есть объективная необходимость?

 — Уверяю вас, каждый директор хотел бы минимизировать количество своих заместителей, если бы это было возможно. Объем полномочий школ и сложность решаемых ими задач, как я уже сказала, изменились качественно. Изменения касаются в том числе и учебной работы. Например, 100 процентов школ Самары перешли сегодня на профильное обучение в старших классах, а это уже совершенно иной подход и к преподаванию, и к ведению документации, и к учебным программам. Внедрение новых ФГОСов приводит к серьезным концептуальным, структурным и организационным изменениям жизни школы. Если мы говорим об обучении в среднем звене, то в школах с углубленным изучением тех или иных предметов тоже действуют разные типы программ. Разумеется, таким школам требуется специалист, координирующий эту работу. А теперь прибавьте к этому еще научно-исследовательскую деятельность школ. И олимпиадное движение, и индивидуальное сопровождение детских научных работ и проектов требуют отдельного администратора, который работает в тесном контакте с вузами, с научными руководителями школьников, с проектными образовательными центрами.  

— Легко ли психологически практикующему учителю перейти на административную должность? Ведь нередко приходится принимать весьма непопулярные решения.

— Очень трудно. Зачастую навыки, которые были наработаны годами, не только не пригождаются, а даже мешают. Я знаю это по себе, когда мне, действующему учителю, когда-то пришлось возглавить школу. Освоить работу с кадрами, вникнуть в финансово- хозяйственную деятельность школ… Много всего требовалось выучить.  

— Вы сказали «пришлось». Значит, стать директором школы не было вашим желанием?

— Нет! Об этом я точно никогда не мечтала. Если бы мне за месяц до того, как я стала директором, сказали о том, что я возглавлю школу, я в это не поверила бы. Так же, как до того дня, когда глава города Самары предложил мне возглавить Департамент образования, я ни разу об этом не думала. Как говорил Евгений Евтушенко, «я делаю себе карьеру тем, что не делаю ее». Просто, видимо, принимать вызов — это у меня в характере.  

 — Переход с должности учителя сразу на должность директора, наверное, происходит на практике не так часто?

— Да, это правда. Обычно есть некий «подготовительный этап» — работа завучем. Если говорить о Самаре, то у большей части нынешних директоров такой опыт есть. Чаще всего директорами становятся завучи по воспитательной работе.  

— Почему именно у завучей-воспитателей больше шансов стать директором?

— Их функционал сегодня ближе всего к директорскому. Они одновременно ведут несколько больших разнонаправленных проектов со школьниками всех возрастов, которые цементируют учреждение, объединяют всех участников образовательного процесса. Они взаимодействуют и с детьми, и с родителями, и с партнерами школы. Понимать и адекватно оценивать финансовую составляющую проектов им тоже нужно уметь.  

ДВА ДИПЛОМА ДЛЯ ДИРЕКТОРА

— Сейчас бытует мнение, что директор школы должен быть прежде всего эффективным управленцем, а педобразование ему иметь вовсе не обязательно. Вы с этим согласны? — Не согласна. Хотя такие директора уже действительно есть, и работают они хорошо. Но я убеждена в том, что руководитель образовательного учреждения, каким бы эффективным управленцем он ни был, должен очень четко представлять, что такое современное образовательное пространство, из чего оно формируется, какие направления и технологии в нем существует и как их можно использовать и развивать, ведь школу оценивают по результатам учебной деятельности в первую очередь.  

— Но при этом наличие у директора школа, педагога по образованию, менеджерского диплома сегодня уже является обязательным?

— Да, менеджерское образование педагоги, которым предстоит работать директором, получают в обязательном порядке.  

— Может, формировать менеджерские навыки у учителей стоит еще на этапе вузовской подготовки?

— На мой взгляд, не так уж все эти менеджерские навыки сложны, чтобы их нельзя было выработать за сравнительно короткий период. Гораздо важнее, чтобы человек, который, возможно, в будущем станет директором образовательного учреждения, получил в вузе качественные базовые знания. Чтобы он умел работать с текстом, анализировать, умел работать с документами, системно мыслил. Это важнейшие компетенции, которыми должен обладать любой руководитель.  

— Есть ли в Самаре вуз, который, по вашему мнению, готовит учителей (а значит, и директоров) школ со «знаком качества»?

— Я таким вузом считаю самарский госуниверситет. Специалисты, которые окончили СамГУ — будь то учителя, руководители, директора — качественно отличаются хорошей базовой подготовкой, более системным взглядом на проблему. Это не предвзятый взгляд выпускницы госуниверситета, а выводы, основанные на многолетнем опыте работы. Хотя, конечно, это не означает, что среди успешных учителей и директоров нет выпускников других вузов. Они тоже, конечно, есть.  

— Чем отличается успешный директор школы сегодня от своего коллеги лет 15-20 назад?

— Разница колоссальная. Раньше успешный директор — это в первую очередь педагог, у которого в подчинении есть хорошо подобранный, квалифицированный педагогический коллектив и яркие, неординарные направления в педагогической работе. То есть связь педагога и директора была гораздо теснее. Сейчас же успешный директор — это эффективный менеджер (хотя я не люблю этот термин), создавший современную образовательную среду, все элементы которой направлены на выполнение главной миссии школы: формирование личности выпускника. Еще одно важное условие – акцент на индивидуальность, на обретение школой собственного лица. Успешен директор, чья школа не замыкается внутри себя, не становится закрытым мирком. Школа должна активно и много работать вовне. У нее должно быть много партнеров, много разных проектов, дети должны быть социализированы в городской среде, в стране, в мире.  

ШКОЛА В МЕЖДУНАРОДНОМ КОНТЕКСТЕ

— Сейчас много говорят о необходимости интеграции России в мировое образовательное пространство. Но речь, как правило, идет исключительно о высшей школе. А к среднему образованию это применимо? — Безусловно. Современное образовательное учреждение не может существовать в замкнутой системе. Вернее, так: функционировать может, а вот эффективно развиваться — нет. Интеграция происходит на всех уровнях. Применительно к системе общего образования ее результаты заметнее всего на уровне учреждений, реализующих углубленное изучение предметов. Именно там сегодня сосредоточены наиболее сильные, мобильные педагогические коллективы и дети, «заточенные» не только на успех на уровне своего города или страны, но и на международном уровне. Именно поэтому все более популярной становится система международных олимпиад и конкурсов для школьников. Именно поэтому учителя стремятся повысить свою квалификацию в то числе за рубежом.  

 — А такая возможность у учителей реально есть?

 — Конечно, многое зависит от конкретной школы. Понятно, что большую роль в этом играют привлеченные внебюджетные средства. А возможности гимназий и лицеев и, скажем, школы на окраине, очень неравны. Но есть и другая закономерность: чем более успешна школа, тем больше ее директор, ее педагогический коллектив ищут эти возможности, целенаправленно над этим работают.  

— Устанавливают партнерские отношения со школами за рубежом?

— Да, и не только со школами, но и с другими организациями — вузами, фондами. Так, гимназия № 4 с углубленным изучением немецкого языка активно дружит с гимназией Штутгарта, школа № 132 в рамках Ассоциации славянских школ много лет сотрудничает с Болгарией, Белоруссией, Украиной, в Медико-техническом лицее успешно действует система международного бакалавриата. Список можно продолжать. Это дает возможность участвовать в самых разных совместных проектах, организовывать телемосты и скайп-конференции, осуществлять поездки школьников за границу, реализовывать обменные программы.  

 — Насколько активно школы заимствуют зарубежный опыт?

— Когда речь идет об обмене профессиональным опытом с зарубежными или российскими коллегами, неправильно ждать от этого процесса какой-то сиюминутной отдачи. Внедрение новых идей должно быть продуманным и хорошо подготовленным. Но мое глубочайшее убеждение, что ездить в соседние регионы, в другие страны и учителям, и руководителям надо как можно чаще и смотреть как можно больше. Порой бывает даже трудно выделить, когда родилась та или иная идея, но очень часто мы отталкиваемся от чужого опыта. Это нужно делать даже ради элементарной «эмоциональной встряски», ради того, чтобы по возвращении свежим взглядом оценить и свою работу, и работу всего коллектива.  

— Насколько современный директор школы свободен в своем решении выполнять или не выполнять многочисленные директивы «сверху»?

 — Честно? Несвободен. И это в принципе правильно: «на местах» мы не всегда понимаем логику тех или иных распоряжений, не видим в них рациональное зерно. проблема в том, что директив, к сожалению, слишком много и они далеко не всегда учитывают опыт и возможности конкретной школы. А школы, как бы мы ни стремились к созданию единого образовательного пространства, развиваются очень индивидуально. Поэтому решение одной и той же задачи, выполнение распоряжения «сверху» для одних — дело техники, для других — камень преткновения.  

— Скажите, руководитель в сфере образования должен быть амбициозным?

— Безусловно. Амбиции должны быть высокими, но не в смысле того, чтобы считать себя лучше всех, а для того, чтобы доверенное тебе учреждение стало лучшим. Мне импонируют люди, у которых есть внутренний азарт в работе и чувство собственной значимости в том процессе, в котором они участвуют: мы растим поколение, и нельзя сделать это плохо.

Источник: http://bezgrani.ru/articles/rukovoditel-v-obrazovanii:-pedagog-ili-menedzher-

Легко ли быть молодым директором школы?

Может ли человек без базового пед образования быть директором школы?

«Что я почувствовал, когда мне предложили возглавить учреждение образования, описать трудно. С чего начать и как? Я реально смотрел на вещи и понимал, что это большая ответственность перед учениками, родителями, коллегами.

А смогу ли я управлять? Сумею ли повести за собой коллектив? — поделился своими мыслями и сомнениями директор Литвянского учебно-педагогического комплекса детский сад — базовая школа Узденского района Анатолий АТРАХОВИЧ.

— Первые дни управленческой деятельности помогли мне понять, что управлять — не только очень ответственно, но и интересно. Быть директором — значит, много работать, работать над собой, находить подходы к ученикам, родителям, педагогам.

Руководитель в современных условиях должен быть натурой, способной преодолевать стереотипы и находить нетрадиционные пути решения проблем, стоящих перед учреждением».

Анатолий Атрахович и еще 22 руководителя-«новобранца», имеющие стаж работы на руководящей должности до пяти лет, стали участниками конкурса «Молодой директор», который был организован на Минщине среди руководителей учреждений общего среднего образования главным управлением по образованию Минского облисполкома, Минским областным институтом развития образования и областным комитетом Белорусского профсоюза работников образования и науки.

Не сесть на рифы

Среди участников областного конкурса «Молодой директор» пятеро имели стаж управленческой деятельности до одного года (во внимание берется именно стаж, а не возраст. — Авт.).

17 директоров работающих в сельской местности, шестеро представляют учебно-педагогические комплексы, двое возглавляют гимназии.

А мужчин-руководителей было аж семь человек! Для образования, которое стало практически женской отраслью, это очень позитивная тенденция.

Всех конкурсантов ждали два заочных испытания: они должны были представить на суд жюри программу развития своего учреждения образования и видеокейс «Я директор». Последние были размещены на сайте Минского областного института развития образования, и каждый заинтересованный мог проать за видеокейс, который ему понравился.

Участие в онлайн-ании приняло около 27 тысяч человек, а победителем в этой номинации стала директор Сенницкой средней школы имени Янки Купалы Минского района Елена БУЦЕНКО. «Время требует новых подходов к управлению школой, — уверена она.

— Для меня моя работа давно перестала быть просто работой, она превратилась в смысл, который каждый человек ищет в своей жизни. «Каждому делу — кусочек сердца» — это мой девиз. Как и у любого человека, у меня есть и слабые стороны: не все всегда получается или получается не с первого раза. Я очень ранимая и не умею отдыхать.

Современная женщина-руководитель — это и мать, и заботливая няня, и хозяйка, и менеджер, и юрист, и просто усердный работник с плотным графиком. Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу точно провести границу, где заканчивается работа и начинается личная жизнь.

Наверное, это и есть моя философия, моя дорога, ведущая к успеху молодого директора учреждения образования…»

«Чтобы дойти до цели — нужно идти», — считает директор Лебедевской средней школы Молодечненского района Александр БОРЕЙКО.

В своей деятельности на посту главы он придерживается принципа «Пессимист видит трудности в каждой возможности, оптимист — возможности в каждой трудности». «Управлять школьным коллективом — задача непростая, — констатирует он.

— Задача-минимум — не сесть на рифы и ненароком не угодить на мины. Руководитель должен предвидеть последствия принимаемых им решений, никогда не опускать руки и уметь выходить из сложного положения».

«Я директор. На первый взгляд, звучит как-то пафосно. Но что за этим стоит? Я организатор образовательного процесса, коллега, администратор, психолог, работодатель, а еще инспектор по технике безопасности, строитель…

На самом деле, сегодня сложно понять, кто же я?» — а это уже видеокейс директора средней школы № 3 города Марьина Горка Пуховичского района Елены ВЛАСИХИНОЙ.

— Стараюсь никогда не становиться в позу начальника, так как разница между подчиненным и руководителем только в мере ответственности, а во всем остальном мы одинаковы и делаем общее дело…»

Доброе слово или премия?

Очные конкурсные испытания растянулись для конкурсантов на два дня. В первый их ждало тестирование, которое определяло уровень научно-методической и психолого-педагогической подготовки руководителей. Затем состоялось заседание клуба директоров, где перед членами жюри конкурсанты обсуждали актуальные проблемы развития современного образования.

Всех участников разделили на группы по четыре человека. Каждая вытаскивала бумажку с темой, которую руководители должны были обсудить. Одним из критериев оценки являлось умение включиться в дискуссию.

А вопросы попадались не из легких, например: что думают молодые директора о мотивации и стимулировании в управлении? Особенно с учетом того, что материальные ресурсы для поощрения ограничены… Выяснилось, что для кого-то из педагогов доброе слово и благодарность, сказанные вовремя, бывают гораздо дороже премии.

И даже внутришкольный вайбер, где педагоги делятся всеми своими успехами, тоже отличный ресурс для повышения самооценки педагогов.

А могут ли управленческие решения обсуждаться или они должны сразу выполняться? Как руководителю восполнить дефицит веры в себя? И когда той самой веры в свои силы больше: в начале или в конце учебного года? Оксана КОНОПЕЛЬКО, директор Червеньской средней школы № 4, высказала мнение, что эффективным средством могут стать контакты с позитивными людьми, так как их уверенность передается и другим. А вообще надо ставить высокие цели: чем больше цель, тем проще в нее попасть…

Что первично: любовь к детям или профессионализм? «Как, не имея любви, можно работать с детьми? Я считаю, что профессионализм — это надстройка над базой, ему можно научиться, он приходит с опытом, но в основе должна лежать любовь», — уверен Анатолий Атрахович. «Даже обладая самыми современными технологиями, без любви к детям стать настоящим учителем невозможно», — поддерживает коллегу директор Ванелевичской средней школы Копыльского района Сергей МЕЛЕШКО.

Последней группе досталась ну очень замысловатая тема: «Управленческие и педагогические требования и противоречивости».

«Когда я пришел на должность руководителя, то допустил большую ошибку — решил построить систему по-новому, не соблюдая старые традиции. Молодой, кровь кипит…

Хорошо, что быстро опомнился и понял, что ни в коем случае нельзя нарушать традиции, просто к ним нужно добавлять что-то свое, — честно признался директор Аталезского учебно-педагогического комплекса детский сад — средняя школа Столбцовского района Станислав ВОЙНИЧ . — Здесь шашкой махать нельзя, так как работаешь с людьми…

» Надо заметить, что Станиславу Войничу всего 27 лет. На момент, когда ему поступило предложение возглавить учреждение образования, он совмещал работу учителя истории и заместителя директора по воспитательной работе.

А когда директор ушла в декретный отпуск, перед ним открылись новые горизонты, которые требовали совершенно другого уровня знаний, компетенций и ответственности… Сначала работал исполняющим обязанности руководителя, а с сентября 2018 года официально возглавил свое учреждение образования. Жюри поинтересовалось у молодого директора, не приземлил ли его конкурс «Молодой директор».

— Наоборот, возвысил! — ответил молодой человек. — Так интересно общаться со своими коллегами, узнавать, что происходит в других районах. Конкурс — это развитие!

Запрещать ли прогресс?

По итогам четырех конкурсных испытаний жюри отобрало пять финалистов, Станислав Войнич оказался среди счастливчиков. Финал оказался чрезвычайно зрелищным и собрал группы поддержки из разных регионов.

Во время «Управленческих поединков» каждый конкурсант выступал по предложенным темам сначала в роли спикера, а затем в роли оппонента.

Жюри брало во внимание соответствие приведенных аргументов заявленной теме, убедительность выступления молодого руководителя, а также яркость и образность его речи.

«Нужно ли менять школу?» — вопрос отнюдь не риторический. Людмила ПОВХЛЕБ, директор Дзержинской гимназии, считает, что в этом нет нужды, лучше находить какие-то изюминки в работе своего коллектива, совершенствовать компетенции своих педагогов, привлекать в гимназию заинтересованных учителей и делать их мастерами.

«Школа должна быть отражением современного общества, она не может быть оторвана от жизни, — парировал Александр БОРЕЙКО. — Мир динамично меняется, и школа должна соответствовать тем требованиям, которые предъявляют к ней ученики и их родители. Единственное, с чем я соглашусь, — школе не нужны революции.

Все изменения должны быть эволюционные и последовательные».

Предложили руководителям также поразмышлять и на тему современных гаджетов. «Все, кто здесь присутствует, успели пожить до их появления. И жили мы вроде бы хорошо, и находили друг друга без мобильных телефонов, и образование получали без интернета. Но жить и работать, как раньше, мы сегодня уже не можем, — считает Станислав Войнич.

— Поэтому наша задача — сделать так, чтобы все технические новинки работали на улучшение качества образования. Хотя лично я — за живое общение. Дети сегодня стоят на перемене рядом и не разговаривают между собой, а переписываются. Для них проблематично сформулировать свою мысль. Вот с этим надо что-то делать.

Обязательно нужно показывать им жизнь, которая существует вне сети…»

По решению жюри диплом III степени завоевала директор средней школы № 3 города Марьина Горка Елена Власихина.

Второе место — у директора Аталезского учебно-педагогического комплекса детский сад — средняя школа Столбцовского района Станислава Войнича.

А победителем конкурса была признана директор Сенницкой средней школы имени Янки Купалы Елена Буценко. Лауреатами стали директор Дзержинской гимназии Людмила Повхлеб и директор Лебедевской средней школы Александр Борейко.

Школа — образ жизни

Наверное, если бы был предусмотрен приз зрительских симпатий, то его однозначно получил бы Станислав Войнич, самый «юный» участник финала — с прекрасным чувством юмора, творческий, креативный, спортивный, позитивный, легкий в общении молодой человек. Он разрушает все стереотипы о педагогах.

Станислав увлекается плаванием, настольным теннисом, велосипедным спортом профессионально занимается фотографией и любит путешествовать. В теплое время года обязательно отправляется на работу на велосипеде — 15 километров в одну сторону и столько же обратно.

Говорит, что велосипед — лучшее средство от стресса, от плохих эмоций нужно обязательно избавляться. Станислав путешествовал по Грузии, Франции, Бельгии, Литве, Германии, Польше, России, Украине, ну и, конечно, объездил всю Беларусь.

Признался, что замахнулся с друзьями сейчас на азиатское направление.

— Я путешествую не потому, что много денег получаю (никто не идет в систему образования за большими деньгами), а потому, что умею рационально их распределять.

Можно путешествовать автостопом, задействовать каучсерфинг, следить за различными скидками на билеты. У нашего спортивного клуба есть девиз: «Деньги не проблема».

Это не значит, что они совсем не нужны, просто их отсутствие не может нас остановить. Сегодня хватает возможностей путешествовать бюджетно.

А еще Станислав стал участником проекта на канале ОНТ «Спорт-фактор», приуроченного ко II Европейским играм. Говорит, что его позвал друг, но сам кастинг не прошел. Попробовать себя в новом телевизионном проекте пожелали около 150 активных и спортивных телезрителей. Повезло пятерым…

— Мое районное управление образования во всем меня поддерживает, а поддержка высшего руководства очень важна, — говорит молодой директор. — У меня активная жизненная позиция, я не пропускаю ни одного шанса, хочу развиваться, не стоять на месте.

Не жалел ли я, что согласился стать директором? Мысль, как же прекрасно работалось обычным учителем, может промелькнуть, только когда вижу, как мои коллеги уже идут домой, а у меня дел — начать и кончить. Сегодня я себя вне системы образования не вижу.

Школа — это образ жизни, то, от чего я получаю удовольствие. Не всем же в конце концов быть программистами…

«Когда-то я был учеником нашего учителя физкультуры в столбцовской школе, и он мне кричал на весь коридор: «Войнич! Убери рубашку в брюки, а то ходишь, как неизвестно кто!» А теперь я у него строго спрашиваю: «Ренат Геннадьевич, а где план физкультурно-спортивной работы?» — шутит Станислав Войнич.

Интересуемся, разве не пытаются поженить молодого директора сельской школы? «Мать постоянно говорит: ну когда ты создашь семью? Тебе уже 27 лет! — улыбается Станислав.

— Но ведь надо встретить так встретить — один раз и на всю жизнь. Вот когда я найду свою половинку, то уж точно ее не отпущу. Коллеги на конкурсе показывали мне фото своих незамужних учительниц.

И среди них были очень красивые. Наверное, надо будет заняться этим вопросом».

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото автора

Источник: http://zviazda.by/ru/news/20190417/1555486038-legko-li-byt-molodym-direktorom-shkoly

ЗАВУЧ.инфо – Ольга Васильева взялась за образование всерьез и надолго

Может ли человек без базового пед образования быть директором школы?

Министр образования и науки Ольга Васильева выступила сегодня на открытии Всероссийского семинара-совещания Общероссийского профсоюза образования, затронув ряд самых важных для сегодняшней школы проблем.

По ее мнению, педагогов необходимо освободить от излишней бюрократической нагрузки в виде заполнения многочисленных бумаг и отчётов. У учителя должно быть всего три документа, уверена министр: рабочая программа, классный журнал и дневник.

Васильева отметила, что решение о заполнении дополнительных документов должны принимать сами школы. Она также призвала “не загружать учителя дополнительной работой, которая ясна и понятна и без этих заполнений дополнительных листов”. Министр пообещала “очень жёстко требовать эти рекомендации выполнять”.

Коснулась Ольга Васильева и проблемы взаимоотношения школы и родителей, которые должны определяться регламентом, а не принципом “оказания услуг”.

“Каждый должен понимать, что работа учителя это не услуга. Я буду запрещать вам произносить слово “услуга”.

Мы должны в кратчайших срок ввести в каждой организации регламент взаимодействия школы с родителями”, — сказала Васильева. По ее словам, на это есть правовые нормы и основания.

“В этом регламенте должны быть четко прописаны требования, которые родители и семья могут предъявлять к школе, а школа — семье”, — отметила министр.

Работа над профессиональным стандартом для педагогов будет завершена к 2020 году, заявила министр образования. По её словам, градация должностей учителей будет предполагать введение должностей ведущего, а также старшего учителя.

“Дифференциация системы должностей должна исходить из сложности выполняемых задач”, — сказала министр, указав также на функции, которые возложены на педагога.

“Все это планируется закрепить в профессиональном стандарте”, — рассказала Ольга Васильева.

Проект примерных положений единой отраслевой системы начисления зарплаты учителям будет разработан к концу этого года, сообщила глава Минобрнауки Ольга Васильева.

“Нужно создать единую отраслевую систему оплату труда педагогов. К концу года мы планируем вместе с профсоюзами разработать проект примерных положений по оплате труда”, — цитирует Васильеву РИА Новости.

Министр пояснила, что в этих проектах будет обеспечено нормирование учительского труда, установление верхнего предела часовой нагрузки, будет прописан порядок начисления стимулирующих выплат.

“На сегодняшний день мы считаем, что соотношение базовой и стимулирующей части должно быть 70 к 30, это оптимально.

Это соглашение было ранее закреплено в трёхстороннем соглашении, которое мы готовим вместе с нашим профсоюзом”, — сказала Васильева.

Минобрнауки будет вести достаточно жесткую работу с регионами, где уровень учительских зарплат снижается, пообещала министр образования и науки Ольга Васильева. На сегодняшний день средняя заработная плата учителя составляет 36,8 тысячи рублей по данным за первое полугодие, пояснила министр. По ее словам, в 64 субъектах РФ учительская зарплата росла, в 21 — снижалась.

“Мы будем работать с этими регионами. Работать достаточно жестко”, — сказала Васильева.”Задача государства сделать так, чтобы профессия учителя, суть нашего учительского служения, стала не только престижной с точки зрения морали, но и материально”, — сказала Васильева.

Она также отметила, что зачастую не исключены и обычные человеческие ошибки при начислении зарплат. Именно поэтому министерство выступает за прозрачную систему начисления оплаты труда.

Коснулась Ольга Васильева и вопроса ЕГЭ. По ее словам в 2017 году будет введена устная часть Единого государственного экзамена по русскому языку. Решение будет принято окончательно после того, как пройдет апробация в девятых классах.

Также глава Минобрнауки России прокомментировала своё заявление о возможном возвращении уборки классов для школьников, которое сделала в ходе всероссийского совещания с региональными министрами образования.

Ранее Ольга Васильева заявила о необходимости вернуть в систему образования сельские бригады, работу на приусадебном участке и уборку школьных помещений, прекратив тем самым воспитывать “потребителей”.

“Каждый ребенок независимо от того, где он живет, должен уметь трудиться”, — сказала Васильева. По ее словам, школьник должен быть приучен к элементарным вещам, о том, что рабочее место требует уборки.

Васильева также назвала недопустимым случаи, когда прокуратура занимается жалобами на учителей, которые заставили ребенка вытирать школьную доску.

Надо отметить, что предложение министра образования встретило массовое одобрение среди родителей учеников школ. Многим из них настолько понравилась эта идея, что поступило несколько ответных предложений — вернуть традицию использования школьной силы на сборах урожая.

Говоря о программе начального школьного образования, министр сообщила, что для ее экспертной оценки будет приглашена не только Российская академия наук, а несколько авторитетных в данной области организаций.

Также Ольга Васильева поделилась соображениями по поводу сложности программы в начальной школе, мнение о которой высказывали ей педагоги непосредственно в личных беседах. “Многие из них говорят, что сейчас программа, которая есть, слишком легка, они не говорили, что она примитивна, но они говорили, что она проста”, — рассказала министр.

Источник: https://www.zavuch.ru/news/news_main/677/

Новая школа. Что нужно знать о принятом законе об образовании

Может ли человек без базового пед образования быть директором школы?

Дети, которые пойдут в школу с 1 сентября 2018 года, будут учиться 12 лет – старшая школа продлится на год. Все, кто уже ходит в школу, будут учиться 11 лет. Именно этот пункт вызвал споры у политиков.

Нардепы Игорь Попов и Олег Ляшко призвали «не делать из школы свадебное агентство», чем заслужили негодование руководительницы Минздрава Ульяны Супрун: «Среди предостережений прозвучало будто нельзя вводить 12-летнюю систему образования, так как 18-летние девушки будут выходить из школы беременными.

Невероятно! Парламент не должен быть местом пропаганды сексизма и эйджизма…». Министр образования Лилия Гриневич сообщила, что увеличение времени обучение в старшей школе позволит ученикам определиться с выбором профессии и лучше подготовиться к поступлению в университеты, не прибегая к помощи репетиторов.

К тому же, согласно заявлению Гриневич, для получения диплома бакалавра учиться придется теперь, в основном, три года, а значит – общее количество лет, потраченных на получение высшего образование, не изменится.

Полное среднее образование будет состоять из трех уровней: начальной школы (1-4 классы), базового (5-9 классы, гимназия) и профильного среднего образования (10-12 классы, лицей или учреждения профобразования).

Начальное образование дети будут получать, как правило, с шести лет. Позже пойти в школу и дольше получать начальное и базовое образование, при необходимости, смогут дети с особыми учебными потребностями.

Образование будет поделено на циклы. Так, первый и второй классы будут «адаптационно-игровые», третий и четвертый – «основные», пятый и шестой – «адаптационные», седьмой, восьмой и девятый – «базовые предметные».

Для того, чтобы перейти на новый уровень обучения, нужно будет пройти оценивание – государственную итоговую аттестацию (будет возможна в разных формах, в том числе и внешнего независимого оценивания). После начальной школы такое тестирование не будет решающим, а проводится для мониторинга качества образования.

В принятом законе прописано, что языком образования является украинский.

По словам заместителя министра образования Павла Хобзея, сейчас национальные меньшинства могут обучаться на родном им языке на всех трех ступенях образования: «В этих школах изучение государственного языка происходит только на уроках украинского языка и литературы», – сообщил он в эфире «Громадського радіо».

Представители национальных меньшинств смогут изучать свой родной язык наряду с украинским в группах или отдельных классах в начальной школе и дошкольных учреждениях. Представители коренных народов смогут изучать свой язык в учреждениях дошкольного и общего средного образования (ожидается разъяснение нормы, – LB.ua).

Кроме того закон говорит о государственной поддержке в изучении «прежде всего» английского языка, а также других языков международного общения. Отмечается, что «в учебных заведениях в соответствии с образовательной программой могут преподаваться одна или несколько дисциплин двумя и более языками – государственным, английским языком, другими официальными языками Европейского Союза».

Кроме учебы в школе, закон предусматривает дистанционное (посредством интернета), экстернатное (самостоятельное обучение), семейное или домашнее обучение (помощь родителей) и патронаж (учитель приходит к ребенку домой, если посещать школу ученик не может по состоянию здоровья).

В законе также есть пункт о бесплатности учебников (в том числе и электронных), а вот за питание в школе нужно будет платить в том случае, если ребенок не льготник.

Отдельно в законе прописана территориальная доступность школы: каждому ребенку должны обеспечить начальное и базовое среднее образование в школе, за которой закреплена территория, на которой он проживает. Детей из села, которым нужно добираться до школы, должны подвозить автобусы за деньги местного бюджета. Развозка эта также должна быть доступной для учеников с инвалидностью.

Помещения для занятий также должны быть построены с учётом требования доступности, или же разумно приспособлены для обучения детей с инвалидностью.

Дети с инвалидностью будут учиться в обычных классах – при обращении родителей в школу, группы или классы для такого ребенка должны быть созданы в обязательном порядке. Тем, кто не будет успевать за одноклассниками, законодатель гарантирует индивидуальные занятия.

Кроме того, школа должна будет обеспечить детей необходимыми средствами: учебниками со шрифтом Брайля, аудиокнигами, преподаванием на языке жестов.

С 1 сентября 2017 года прекратился набор в школы-интернаты (до 31 декабря 2017 года они должны превратиться в детдома для детей-сирот): министерство настаивает на том, что все дети должны учиться вместе.

Основная часть закона говорит об индивидуальном подходе к ученику (который будет обеспечен индивидуальным учебным планом) и способности применять полученные знания в жизни – компетенциях.

Лілія Гриневич: «Ми не можемо вчити сучасних дітей так, як 20 років тому»

Для родителей

Родители будут иметь право получать информацию о всех запланированных педагогических, психологических, медицинских, социологических мероприятиях, исследованиях и обследованиях, педагогических экспериментах.

Также родители могут принимать участие в разработке индивидуальной программы развития ребенка (для учеников с инвалидностью) или индивидуального учебного плана, который будет у каждого ученика.

Сейчас же школа не предоставляет персонализированного подхода к каждому ученику – дети учатся по утвержденной единой программе министерства.

Отныне всем желающим будет доступна полная информация о деятельности школы: территория обслуживания, информация о работниках, результаты мониторинга качества образования, годовой (в том числе и финансовый) отчеты деятельности, список товаров и услуг, полученных как благотворительная помощь, список платных услуг.

Проследить, куда пошли ваши деньги и финансирования из местного бюджета, будет гораздо проще: достаточно зайти на сайт школы или местного управления образования.

Сейчас получить такую информацию можно через запрос либо в районное управление образования, либо министерство, а за некоторыми закупками школы проследить с помощью Prozorro.

Родители могут стать членами попечительского совета. Совет же сможет участвовать в определении стратегии развития школы, участвовать в выборе директора, анализировать деятельность школы, контролировать выполнение бюджета и пытаться привлечь дополнительное финансирование.

Есть в законе также еще одна любопытная норма, согласно которой государство финансирует получение общего среднего образования в частном учебном заведении с лицензией, передавая ему «целевой объем средств в размере финансового норматива бюджетной обеспеченности одного ученика общеобразовательного учебного заведения».

Сообщается, что сейчас на одного ученика из бюджета выделяется приблизительно 10 тысяч гривен в год, а на ученика с инвалидностью – 25 тысяч. Какой минимум будет выделен на одного ученика в следующем учебном году, а также по какой процедуре эти деньги смогут быть переданы частному заведению, еще предстоит решить Кабмину.

За помощью в решении споров родители смогут обратиться к образовательному омбудсмену. Он будет назначаться Кабмином на 5 лет: рассматривать и проверять жалобы учеников и их родителей, а также педагогических работников, давать рекомендации учреждениям, передавать факты правонарушений правоохранителям.

Для учителей и руководителей

Согласно последнему приказу министерства образования от 20.01.2017, минимальная ставка для специалиста составляет 2912 гривен.

С 2020 года минимальная зарплата учителя будет составлять 3 минимальные заработные платы (сегодня 9600 гривен). Должностной оклад работника каждой следующей квалификационной категории повышается на 10%.

За более трех лет работы в школе, учителям полагается надбавка в 10%, за 10 и более лет – 20%, а за более 30 лет – 30%.

Ежегодно учитель будет получать один оклад в качестве денежного вознаграждения. Также предусмотрена помощь на оздоровление и льготные долгосрочные кредиты на строительство (реконструкцию) и приобретение жилья. Механизм их предоставления в законе не прописан.

Учителя в селах также смогут претендовать на бесплатное пользование жильем, отоплением и электроэнергией. Также не чаще, чем раз в десять лет, учитель сможет получить «творческий отпуск», длительностью до года с зачислением этого времени в общий стаж.

К должностному окладу можно будет получить 20% суммы дополнительно, при условии успешного прохождения добровольной сертификации. Такая процедура хоть и не обязательна, но она будет засчитываться как аттестация.

Аттестация раз в пять лет будет обязательной – в этом закон не изменился.

Больше никакого обязательного обучения в Институте последипломного педагогического образования – повышать свою квалификацию учитель сможет любыми способами (с помощью тренингов, мастер-классов, сертификатных программ). ИППО будут работать как и прежде, но у его услуг появится законная конкуренция.

За 5 лет работы учитель должен будет пройти не менее 150 часов повышения квалификации, но улучшать знания нужно будет ежегодно и отныне не за свои деньги.

Финансирование на повышения квалификации учителей будет получать школа, а педсовет – окончательно решать, поддержать ли предложение учителя в выборе способа своего обучения.

Рабочим временем учителя будет считаться не только время преподавания, но и воспитательная работа. Руководству школ запрещается приобщать коллектив к участию в религиозных мероприятиях и политических акциях.

Учитель не будет скован обязательной министерской программой: он сможет организовать учебный процесс по своему усмотрению, предложить новые формы и методы обучения, аккредитовать свои программы. Его основная задача – соответствовать ожидаемым и прописанным министерством результатам на каждом этапе обучения, а в средствах достижения этого предоставляется выбор.

Школы станут более автономными. Они также будут избавлены от инспекций и аттестаций. Государство будет проводить аудит – проверять школу планово, раз в 10 лет. Делать это будет специально созданный орган – госслужба качества образования. Цель аудита – дать школе рекомендации для улучшения учебного процесса.

Директора школы будут выбирать на шесть лет по результатам конкурса. В ании будут участвовать учителя этой школы и родители. Директор сможет занимать должность только два срока.

Именно директор будет формировать коллектив школы – назначать педагогов на руководящие должности, а также нанимать на работу учителей.

Решения в школе должны будут приниматься всем коллективом: у всех педагогических работников учреждения появится обязанность участвовать в заседаниях педсовета.

Источник: https://lb.ua/society/2017/09/11/376141_novaya_shkola_nuzhno_znat.html

Трудовой Кодекс – ТК РФ – Глава 52. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Может ли человек без базового пед образования быть директором школы?

Статья 331. Право на занятие педагогической деятельностью

К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

К педагогической деятельности не допускаются лица:лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 332. Особенности заключения и прекращения трудового договора с работниками высших учебных заведений

Трудовые договоры на замещение должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора.

Заключению трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в высшем учебном заведении, а также переводу на должность научно-педагогического работника предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности.

Конкурс на замещение должности научно-педагогического работника, занимаемой работником, с которым заключен трудовой договор на неопределенный срок, проводится один раз в пять лет.

В целях сохранения непрерывности учебного процесса допускается заключение трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в высшем учебном заведении без избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности при приеме на работу по совместительству или в создаваемые высшие учебные заведения до начала работы ученого совета – на срок не более одного года, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, – до выхода этого работника на работу.Не проводится конкурс на замещение:должностей декана факультета и заведующего кафедрой;должностей научно-педагогических работников, занимаемых беременными женщинами;должностей научно-педагогических работников, занимаемых по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет.Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.Если работник, занимающий должность научно-педагогического работника по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, по результатам конкурса, предусмотренного частью третьей настоящей статьи, не избран на должность или не изъявил желания участвовать в указанном конкурсе, то трудовой договор с ним прекращается в соответствии с пунктом 4 статьи 336 настоящего Кодекса.При избрании работника по конкурсу на замещение ранее занимаемой им по срочному трудовому договору должности научно-педагогического работника новый трудовой договор может не заключаться. В этом случае действие срочного трудового договора с работником продлевается по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.При переводе на должность научно-педагогического работника в результате избрания по конкурсу на соответствующую должность срок действия трудового договора с работником может быть изменен по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.До истечения срока избрания по конкурсу, предусмотренному частью третьей настоящей статьи, или в течение срока срочного трудового договора в целях подтверждения соответствия работника занимаемой им должности научно-педагогического работника может проводиться аттестация (часть вторая статьи 81 настоящего Кодекса). Положение о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников, утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.Должности декана факультета и заведующего кафедрой являются выборными. Порядок проведения выборов на указанные должности устанавливается уставами высших учебных заведений.В государственных и муниципальных высших учебных заведениях должности ректора, проректоров, руководителей филиалов (институтов) замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от времени заключения трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста шестидесяти пяти лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.По представлению ученого совета государственного или муниципального высшего учебного заведения учредитель имеет право продлить срок пребывания ректора в своей должности до достижения им возраста семидесяти лет.С проректорами высшего учебного заведения заключается срочный трудовой договор. Срок окончания срочного трудового договора, заключаемого с проректором, совпадает со сроком окончания полномочий ректора.По представлению ученого совета государственного или муниципального высшего учебного заведения ректор имеет право продлить срок пребывания в должности проректора, руководителя филиала (института) до достижения ими возраста семидесяти лет.

Статья 333. Продолжительность рабочего времени педагогических работников

Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Учебная нагрузка педагогического работника, оговариваемая в трудовом договоре, может ограничиваться верхним пределом в случаях, предусмотренных типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а для образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы, и образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, – типовыми положениями об образовательных учреждениях, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статья 334. Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск

Педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 335. Длительный отпуск педагогических работников

Педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения.

Статья 336. Дополнительные основания прекращения трудового договора с педагогическим работником

Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, основаниями прекращения трудового договора с педагогическим работником являются:1) повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения;2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;3) достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности в соответствии со статьей 332 настоящего Кодекса;

4) неизбрание по конкурсу на должность научно-педагогического работника или истечение срока избрания по конкурсу (часть седьмая статьи 332 настоящего Кодекса).

trudkodeks.ru/trudkodeks/trud/trudovoj_kodeks_-_tk_rf_-_glava_52.html

17.08.2019 – Борис Широков

Источник: https://trudkodeks.ru/trudkodeks/trud/trudovoj_kodeks_-_tk_rf_-_glava_52.html

Юриста совет
Добавить комментарий