Может ли 18 летний парень заниматься петтингом с 13 летней девочкой?

Можно ли заниматься сексом с подростками?

Может ли 18 летний парень заниматься петтингом с 13 летней девочкой?

Многие правительства пытаются принимать законы, так или иначе направленные на снижение сексуальной активности подростков.

Задолго до того, как Россия начала размышлять о защите детей от информации, Америка уже вовсю развлекалась с государственным финансированием школьных уроков, рекомендующих абсолютное воздержание до брака.

Здравомыслящие люди обычно сомневаются в эффективности подобных мер. Но, возможно, стоило бы задуматься и о том, нужно ли в принципе бороться с подростковым сексом?

Воздерживаться или не воздерживаться?

История о том, как с сексуальной активностью подростков сражались Соединенные Штаты, совершенно прекрасна. На пропаганду воздержания в американских школах с 1996 до 2011 года было потрачено около полутора миллиардов долларов — за такие деньги скоро можно будет на Луну слетать.

Еще в 2004 году вокруг уроков воздержания разгорелся скандал: в методических материалах обнаружилось множество антинаучных утверждений.

Подростков вводили в заблуждение не только в воспитательных целях («даже при скрупулезном использовании презервативов незапланированные беременности случаются у 14% женщин в год»), но и просто в результате банальной научной безграмотности разработчиков курса («при зачатии ребенка происходит слияние 24 хромосом матери с 24 хромосомами отца»). После того, как вранье на школьных уроках стало достоянием общественности, воздержание пропагандировать не прекратили. Финансирование этих программ пошло на спад позже — когда подоспели научные исследования их эффективности.

В штатах, где велась пропаганда воздержания, уровень подростковых беременностей оказался на 24% выше, чем в тех, где она не велась. В исследовании университета Индианы, опубликованном в 2011 году, ученые рассортировали американские штаты на четыре группы по интенсивности пропаганды воздержания и сравнили уровень подростковых беременностей в этих штатах.

Выяснилось, что там, где школьная программа не содержала призывов к воздержанию (даже без учета того, включала ли она какие-нибудь более разумные подходы к сексуальному просвещению) уровень подростковых беременностей составлял 59 случаев на 1000 девушек. Вообще-то это много.

Америка — высокорелигиозная страна, и неудивительно, что она стабильно удерживает одно из первых мест в развитом мире по количеству залетающих школьниц и студенток. Но все же ситуация заметно лучше, чем в тех штатах, где сексуальное воспитание подростков опиралось на идею воздержания до брака: там на каждую тысячу девушек приходились 73 беременности.

Этот тренд сохранялся даже после внесения всех поправок на экономический и образовательный уровень, а также этнический состав населения штата.

Так ли ужасно, что подростки
занимаются сексом?

Статистические данные не позволяют выявить четкую связь между частотой беременности среди подростков и интенсивностью их половой жизни.

В возрасте от 15 до 19 лет рожают ребенка 52 барышни на 1000 в Соединенных Штатах, 31 — в Великобритании, 20 — в Канаде, 13 — в Германии, 8 — в Дании, и около 30 — в России.

При этом в 15 лет уже занимались сексом 26% американских девушек, 32% девушек в Великобритании, 25% в Канаде, 24% в Германии, 38% в Дании, и 18% в России.

Вообще, конечно, хочется сказать, что статистическая связь все-таки есть, только она обратная: чем больше барышень уже лишились девственности к 15 годам, тем ниже уровень подростковых беременностей в стране. Но, к сожалению, делать такие выводы без тщательного обсчета данных невозможно, так что пусть это будет просто безответственным предположением.

Возраст сексуального согласия также не связан напрямую с рисками для подростков. В Японии и в Испании он составляет 13 лет, что никак не мешает этим странам поддерживать крайне низкий уровень подростковых беременностей и родов (4,6 детей на 1000 юных девушек в Японии и 7,9 в Испании).

Ирландия, возраст согласия в которой — 17 лет, демонстрирует более высокую частоту родов среди подростков (18,7 на 1000 девушек).

США, лидер среди развитых стран по числу подростковых беременностей и родов, позволяет штатам самостоятельно устанавливать возраст согласия, но в основном речь идет о 16 годах и старше.

Исследования подросткового секса (как и исследования чего угодно на свете) в основном проводятся в США. В соответствии с данными, собранными в этой стране, ранняя сексуальная активность — это, в целом, признак неблагополучного подростка.

Секс в юном возрасте ассоциирован с такими факторами, как употребление алкоголя, низкая успеваемость в школе, признаки депрессии, развод родителей. Правда, связь с любым из этих параметров сомнительная, в том смысле, что ее удается обнаружить не во всех исследованиях. А главное, как всегда, непонятно, где причина, а где следствие.

Вполне можно предположить, к примеру, что подростки борются с плохим настроением посредством секса. И в чем тогда виноват секс?

Исследования, противоречащие общественной нравственности

Слишком позднее начало половой жизни — это тоже повод насторожиться. Похоже, что подолгу воздерживаются от нее те девушки, которые особенно тяжело переносят стрессы — а может быть, даже наоборот, раннее начало половой жизни способствует более высокой стрессоустойчивости в дальнейшем.

По крайней мере, подобные выводы можно сделать из исследования Стюарта Броди.

Он проанализировал колебания уровня гормонов стресса во время публичных выступлений и выяснил, что женщины, начавшие заниматься сексом раньше 18 лет, демонстрируют меньший выброс кортизола и быстрее возвращаются к нормальным показателям, чем те, кто лишился девственности уже после совершеннолетия.

Иногда появляются работы, более отчетливо демонстрирующие пользу подросткового секса. В 2007 году ученые из университета Вирджинии провели долговременное исследование 534 близнецовых пар, в котором выяснилось, что раннее начало половой жизни связано с низким уровнем антиобщественного поведения.

Каждого участника расспрашивали о сексуальной активности и о мелких правонарушениях (рисование граффити, воровство в супермаркетах и тому подобное). Интервью проводились не только в школьном возрасте, но и еще два раза с промежутками по семь лет (полагаю, это повышает вероятность честных ответов).

Исследователи сравнили пары близнецов (т.е. генетически идентичных людей, воспитанных более или менее в одинаковых условиях) и обнаружили, что уровень антиобщественных действий регулярно оказывался выше (а не ниже, как ожидалось!) у того близнеца, который начал половую жизнь позже.

Кроме того, выяснилось, что раннее начало половой жизни еще и способствует социальной адаптации во взрослом возрасте.

Но одобрение секса подростков — это полбеды. Настоящей проблемой стало исследование, показавшее, что даже вред от секса для неполовозрелых в какой-то степени преувеличен. В 1998 году Брюс Ринд и его коллеги опубликовали мета-анализ 59 исследований психотравм от сексуальных домогательств, пережитых в детстве.

Они показали, что люди, столкнувшиеся с домогательствами, действительно менее успешны — но это связано скорее с тем, что они в принципе росли в неблагополучных семьях; если сделать на это поправку при анализе данных, то негативный эффект от собственно сексуальных домогательств перестает быть статистически значимым.

Работа подверглась жесткой критике (во многом справедливой: например, речь шла о выборке из студентов колледжей, то есть за скобки были вынесены все люди, травмированные настолько, чтобы не пойти учиться после школы), но очень скоро вопрос вышел за рамки академической дискуссии и стал политическим.

Конгресс США заявил, что отвергает и осуждает попытку показать, что секс с детьми может быть менее травматичным, чем считалось ранее; и что исследования надо продолжать, но только так, чтобы получить точную информацию.

Или то, что конгрессмены хотели бы считать точной информацией в рамках актуальных моральных ценностей — это сформулировано не было, но легко читается между строк.

5 причин дать подростку презерватив

Может ли 18 летний парень заниматься петтингом с 13 летней девочкой?

Мысль о том, как поговорить с ребёнком о безопасном сексе, вводит в панику большинство родителей. Клинический психолог, постоянный автор «Мела» и мама двоих детей Татьяна Никитина уверена, что всё гораздо проще, чем мы думаем. Нужно просто положить на чашу весов свою неловкость и возможные последствия незащищённого секса.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Для начала просто примите тот факт, что после определенного возраста у вашего сына или дочки в любой момент может случиться половой контакт, а поэтому хорошо, если в этот момент у него при себе будет презерватив. Например, в кармашке сумки или бумажника.

Из своего последнего школьного года я отчетливо помню вечер, когда моя мама трагическим голосом сообщила мне, что ей «все известно», и отныне я буду под ее особым контролем.

А не то им с папой и родителями моего парня придется в скором времени катать коляску. Помог ли мамин бдительный контроль не встречаться нам с моим парнем наедине? Нет, не помог.

Строгие воспитательные меры привели к изменению графика встреч и прогулам школы.

Кадр из фильма «Бум». Режиссер — Клод Пиното, 1980 год

Примерно в это же время я впервые посмотрела французский семейный фильм «Бум» (и «Бум 2»), премьерный для будущей звезды Софи Марсо. Он открыл для меня, помимо прочего, то, что родители и дети, оказывается, могут спокойно говорить о сексе.

Секс — это нормально. Да, это вовсе не позорно. Эти воспоминания находятся в таком противоречии друг к другу, что сейчас я удивляюсь, как я могла спокойно существовать с двумя противоположными посылами в голове. Кстати, надо заметить, что я училась на тот момент в выпускном классе, а героиня Софи Марсо была на пару лет младше.

Если вы думаете, что я сторонник ранних половых связей, то сильно заблуждаетесь. Но мое мнение тут ни при чем. Потому что подростков мнение и запреты взрослых не остановят. Вспомните себя!

1. «Он (она) ещё не думает об этом. Я же вижу!»

Думает-думает. И возможно, вы об этом не догадываетесь только потому, что он тщательно это скрывает. Тщательнее, чем двойки. Об отношениях с противоположным полом ваш подросший ребенок думает значительно больше, чем о математике или литературе.

Кадр из фильма «Бум». Режиссер — Клод Пиното, 1980 год

Вне зависимости, есть ли у него сейчас эти отношения или нет. Сегодня нет, а завтра есть. Причем сценарий развития отношений может быть очень стремительным. И гарантий того, что близость не случится уже на одном из первых свиданий или какой-нибудь вечеринке — точно нет.

2. «Он всё об этом знает»

«Им в школе наверняка рассказывали. И в интернете информации полно. И между собой они все обсуждают. Не поверю, что в наше время ребенок может об этом чего-то не знать».

Ну, во-первых, еще как может. Может не знать нюансов. Или иметь неверное представление. Может находиться в заблуждении.

Например, знакомый одиннадцатиклассник недавно поведал мне, что им в школе на уроке сказали, что презерватив не защищает от СПИДа, поскольку он сделан из пористого материала, через который вирус способен проникать.

Да-да, именно так. И мне стоило немалых сил его переубедить! Ведь «учитель-биолог и разбирается лучше», а я нет.

Кадр из фильма «Бум». Режиссер — Клод Пиното, 1980 год

Информация, полученная из интернета, может быть сомнительной. Друзья тоже не гарантия правильной информации. Поэтому надежнее убедиться самому, что ваш ребенок понимает все верно. Убедиться можно, только поговорив на эту тему.

Во-вторых, цель вашего разговора далеко не только просветительская. Это прежде всего некий акт, которым вы подтверждаете, что считаете своего ребенка уже до определенной степени взрослым. Хорошо, если вы подкрепите свои слова тем, что сами купите и положите презерватив у сына или дочки на столе.

3. «Если нужно, он (она) сам купит презерватив. Деньги карманные у него (неё) всегда есть»

Возможно, и купит. Но может быть такая ситуация, что спешная покупка окажется невозможной или неуместной, и подросток осмелится рискнуть вступить в интимные отношения без защиты (а вы ни разу не рисковали?). Подростков, сознательных настолько, чтобы купить презерватив заранее, немного. Большинству покупка чипсов с колой кажется значительно привлекательнее.

Кадр из фильма «Бум». Режиссер — Клод Пиното, 1980 год

Да, возможно, презервативы им уже куплены.

Но он вынужден их прятать, чтобы вы, не дай бог, не нашли и не задали вопрос: «А это еще что такое? Ты что уже?» После инициированного вами разговора о предохранении у него «камень с плеч» — прятать и бояться вопроса «что это?!» больше не придется. Если же вы уже находили у него презервативы, но, ужасаясь, молчали, то поговорить о защите (не о ваших находках!) все равно стоит. Ведь у этого разговора есть и дополнительные плюсы.

4. «Если я заведу разговор о сексе, то могу задеть чувства ребёнка»

«Вдруг он комплексует из-за чего-то, и никаких отношений у него нет и не намечается. Или влюблен (влюблена), но не взаимно. Я со своим разговором могу только усугубить комплексы. Он (она) станет думать, что не иметь отношений — это не нормально. Вдруг это подтолкнет его к поиску секса ради секса».

Выбирайте правильный тон и посыл. То, что вы предложили ребенку иметь при себе презерватив, вовсе не означает, что вы дали свое разрешение и даже «благословение» на ведение половой жизни. Вы просто допустили, что при каких-то обстоятельствах она может начаться.

Еще лучше, если начатый с утилитарной темы ваш разговор перейдет в беседу о любви и сексе, о семье и об отношениях. Именно сейчас у вас появится отличный повод быть услышанным. Кстати, такой разговор может отсрочить раннюю половую близость, а не ускорить ее наступление, несмотря на то, что начался он как будто бы от обратного.

Итак, почему стоит поговорить о презервативах?

1. Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок заполучил одно или несколько заболеваний, передающихся половым путем.

И это самая веская причина. Приложить все возможные усилия — это не запрещать, а откровенно поговорить, рассказать, объяснить. Если не поговорите, а он подхватит какую-то болячку — будете себя винить.

2. Если не хотите ранних внуков или абортов

Инициировать разговор о презервативах — все равно что на деле подтвердить тот факт, что вы считаете своего подростка уже достаточно взрослым. Это не заигрывание с ним (как считают некоторые). Ребенок оценит то, что именно вы завели эту тему.

3. После этого разговора ваши отношения с сыном или дочкой неминуемо станут чуточку (а, может, и не чуточку) ближе

Поэтому не удивляйтесь, если после этого подросток станет откровеннее с вами. А в случае возникновения каких-то проблем обратится за советом.

4. Подросток будет меньше скрывать и врать

Откровенность в ответ на откровенность. Когда «предки нормальные», подросткам ничего не мешает привести домой свою «личную жизнь», а не мерзнуть на улице и не обниматься в подъезде.

5. Вы точно будете спать спокойнее

Примите тот факт, что вашего ребенка может быть интимная жизнь. Принять — означает не только допустить мысль о возможном существовании у ребенка интимной жизни, но и не делать из этого прецедента. Даже если ему/ей всего 16 лет.

Постскриптум для самых стеснительных

Если вы никак не можете отважиться на этот важный и нужный разговор, рассуждайте также, как если бы снабжали ребенка репеллентами против клещей и комаров для похода в Карелию. Не хотите получить искусанного комарами и, не дай бог, энцефалитными клещами ребенка? Никаких сомнений в целесообразности дать ему с собой репелленты нет.

Не хотите заболеваний, передающихся половым путем, и ранних внуков (или абортов)? Тогда что вас останавливает в том, чтобы дать сыну или дочке средства защиты от этого? Да. Собственноручно.

Как вариант, можно озвучить место в доме, где он (она) может взять презерватив, когда потребуется. Не надейтесь на то, что ваши дочь или сын купят их заранее.

А вот ситуация, когда они могут пригодиться может произойти в любой момент.

Постскриптум для мам девочек

Мамам девочек, безусловно, имеет смысл последовать примеру мадам Беретон из фильма «Бум 2» и отвести дочку к своему гинекологу, который расскажет о других способах контрацепции и предохранения, а также об особенностях их применения.

Источник: https://mel.fm/vazhny_razgovor/2160478-contraception

Подростковый секс: как об этом говорить?

Может ли 18 летний парень заниматься петтингом с 13 летней девочкой?

Подростки боятся говорить о сексе

Причем не только с родителями, но и с врачами. Как показывают исследования, дети черпают информацию об интимной жизни от своих сверстников и в интернете, не всегда верно применяя эту информацию к себе. Они бояться прийти в медучреждения по разным причинам: стыд, боязнь, что их будут ругать.

Подростки не доверяют медикам, так как опасаются, что их разговор передадут родителям. Именно поэтому медики давно говорят об особом подходе в отношении половой грамотности подростков. Минздрав совместно с фондом ООН в области народонаселения разработал программу, которая обучает медперсонал работе со школьниками.

Ведь важно не только дать подростку грамотную информацию, но и завоевать его доверие.

С 2003 года в Беларуси начали появляться Центры дружественного отношения к подросткам (ЦДП). Открываются они при поликлиниках, больницах, медцентрах. В такой центр подросток может обратиться бесплатно, анонимно и задать вопросы специалистам о своем здоровье, не только половом.

Причем не просто поговорить по душам, но и получить врачебную консультацию, взять рецепт на те же гормональные контрацептивы, пройти обследования.

Специалисты центров надеются, что при достаточном финансировании в будущем можно будет бесплатно выдавать подросткам презервативы, гормональные и экстренные контрацептивы.

Консультируют в центрах молодежь до 18 лет разные врачи, но чаще всего «взрослые детки» обращаются с вопросами к акушеру-гинекологу.

– Один из самых частых вопросов – это физиология девушки, – рассказала главный врач 17-й детской поликлиники Минска Светлана Ефименко. – И задают его юноши лет в 16. К сожалению, у нас не закрыта ставка уролога, и мальчики даже рвутся на прием к гинекологу. Им также очень интересно, когда можно начинать половую жизнь?

В каком возрасте безопасно начинать половую жизнь?

Единого мнения среди специалистов, увы, нет. Одни убеждены: не раньше 18-ти. Другие просто приводят данные статистики.

– Средний возраст полового дебюта -14 лет у девочек и 16 лет у мальчиков, – рассказывает главный акушер-гинеколог Минздрава Александр Барсуков.

– Кстати, контроль над поведением формируется в мозгу человека к окончанию 21 года. До этого возраста, особенно в период гормонального всплеска, нужно помочь подростку понять, что с ним происходит, почему он так себя ведет.

С этим и должны справляться центры дружественного отношения к подросткам.

Быть может, пора и в школах вводить уроки полового воспитания? К сожалению, против этого активно выступают родители и церковь. При этом медики не справляются. Так, в Беларуси всего 42 ставки детских гинекологов, на которых работают 35 человек. Из них треть – врачи пенсионного возраста.

БУДЬ В КУРСЕ!

Чем опасна ранняя половая жизнь…

…для юношей?

Основная беда для юношей, которые начинают раннюю половую жизнь – это инфекции, передающиеся половым путем. Они не проявляются сразу, а вот последствия в будущем достаточно серьезные.

– 60% заболеваний юношей представляет угрозу их репродуктивному здоровью, – говорит Александр Барсуков. – Если брать бесплодные пары, то в половине случаев виноваты именно мужчины. Плюс мальчиков у нас из года в год рождается все меньше. А это – реальная угроза демографической безопасности нашей страны. Растет рак предстательной железы. Каждый год выявляется около 800 новых случаев.

…для девушек?

Все опасности – от незнания, как правильно предохраняться. Заболевания, которые передаются половым путем, сразу не проявляются. А уже во взрослом возрасте девушки не могут забеременеть. Начинают искать причины.

Выясняется, что были незначительные нарушения менструального цикла, о которых девочка побоялась или постеснялась кому-то сказать.

Что были перенесены различные инфекции, что она уже давно живет с молочницей, хламидиозом, уреаплазмозом и т.д.

Еще одна проблема – нежелательная беременность, которую подростки зачастую прерывают. Но вмешательство в матку вызывает воспаления, в будущем это грозит миомой матки.

По статистике, в Беларуси каждая четвертая женщина имеет этот диагноз. Приплюсуйте сюда перенесенные заболевания, передающиеся половым путем. В итоге страдает репродуктивная функция (бесплодие, невынашиваемость и т.д.

– Ред.). Все это очень сложно восстановить.

ЕСТЬ ВОПРОС

Кто виноват в ранней половой жизни подростков?

– Инициатором сексуальных отношений, как правило, становятся мальчики. У них тормозов поменьше, – говорит Александр Барсуков. – У девочек-подростков ситуация другая.

Они либо из неполных семей, где нет отца, либо это те семьи, где отец не уделяет дочери внимания как мужчина. Очень важно разговаривать с девочкой-подростком, хвалить ее – как она выглядит, как она одета.

Если у нее нет такого внимания, она начинает его искать у своих сверстников. И, как правило, это заканчивается ранним сексуальным дебютом и нежелательной беременностью.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

В 2007 году на тысячу беременных девушек-подростков приходилось 13,1 аборта. В 2011 году эту цифру удалось снизить до 3,3 случая прерывания беременности.

– Это достаточно высокий уровень, – говорит Александр Барсуков. – Минздрав уже разработал инструкцию по проведению медикаментозных абортов.

Может быть, нам удастся с помощью спонсоров прово дить такие аборты в центрах бесплатно и анонимно, как в Швеции (для подростков. – Ред.).

Несмотря на то, что я в принципе против прерывания беременности, считаю, что это будет наименьшее зло для организма юной девушки.

А КАК У НИХ?

В Беларуси центры дружественного отношения к подросткам открываются при поликлиниках и больницах. Но в идеале это должно быть отдельное здание с полноценным штатом врачей – как за рубежом.

Пока что единственная такая клиника на постсоветском пространстве есть в Санкт-Петербурге. Ей уже 16 лет.

Она создана специально для подростков, куда они могут прийти анонимно, без родителей и получить консультации либо пройти лечение.

Куда может обратиться подросток с вопросами о сексе?

В Беларуси около 55 центров дружественного отношения к подросткам. Все адреса и телефоны можно найти на сайте unicef.by. Там же возможно получить и онлайн-консультацию врачей. Важно: в центр дружественного отношения к подросткам могут обратиться не только молодые люди, но и родители. Специалисты подскажут, как наладить контакт со своим ребенком, что и как ему рассказать о половой жизни.

Куда подростки могут обратиться в Минске?

– ЦДП «Успех» (23-я детская поликлиника, ул. Герасименко, 22, корп. 2. Тел. 307-20-39);

– ЦДП «Доверие» (8-я детская поликлиника, ул. Есенина, 66, каб. 154. Тел. 277-22-42);

– ЦДП «Юникс» (4-я городская детская клиническая поликлиника, ул. Кунцевщина, 8. Тел. 209-85-61);

– ЦДП «Галс» (13-я детская клиническая поликлиника, ул. Кижеватова, 60, корп. 1. Тел. 398-31-63);

– ЦДП «Вместе» (11-я детская поликлиника, ул. Никифорова, 5, каб. 124. Тел. 264-36-39);

– ЦДП «Ювентус» (17-я детская поликлиника, ул. Кольцова, 53/1. Тел. 266-45-89);

– ЦДП «Синяя птица» (4-я поликлиника, пр. Победителей, 93. Тел. 369-74-00);

– ЦДП «Парус надежды» (7-я городская детская поликлиника, ул. Плеханова, 127. Тел. 368-32-34);

– ЦДП «Визави» (9-я городская детская поликлиника, ул. Фроликова, 2. Тел. 395-51-66).

***

ВОПРОС ДНЯ

А вы умеете с детьми говорить про «это»?

Любовь ЗАКРЕВСКАЯ, руководитель Центра финансовых консультаций:

– Для меня это тяжелый вопрос. Я столкнулась с этим, когда мой сын был подростком, и, честно говоря, должна признаться, что не умею говорить с детьми на эту тему. Я просто переложила эту ответственность на отца.

Александр ГЛУШКОВ, торговый агент:

– Мои родители в свое время принесли мне какую-то подборку статей и детскую книжечку советского периода про секс (вроде «Как я появился») со словами: «Ну, ты уже взрослый». Я ее внимательно изучил.

Через несколько лет со словами: «Ты только предохраняйся» – вручили пачку презервативов. Я говорить на такие темы очень смущаюсь, поэтому тогда такая немногословность была очень кстати. Своим детям плести сказки про аистов и капусту до 10 лет я не буду.

Как только я увижу, что ребенок готов нормально это воспринять, начну говорить правду.

Ника САНДРОС, художница:

– Ошибка многих родителей в том, что они слишком долго считают своего ребенка маленьким несмышленышем. А дети в 10 лет уже считают себя взрослыми.

С этого искаженного восприятия друг друга начинается недоверие детей к мнению взрослого и потеря родителями авторитета в глазах ребенка. Я с моими детьми с самого юного возраста буду серьезно разговаривать на серьезные темы.

Надеюсь, это позволит моим детям в 14 лет не стесняясь задавать мне вопросы.

Виталий КРАВЧЕНКО, дизайнер:

– Я поговорил об этом с сыном, когда ему было лет 15. Судя по его поведению, никаких сексуальных отношений у него тогда еще не было. А поводом для разговора послужило то, что девочка в его школе забеременела в 15 лет.

Ирина ЛУКЬЯНОВА, учитель:

– Мы с мужем разговаривать с детьми о сексе стали с началом их переходного возраста. Хотя, может, стоило и раньше, ведь в школе они об этом говорят чуть ли не с начальных классов, и у них складывается обо всем извращенное представление. Разговор начался сам собой, когда дети начали пугаться, что с их телами творится что-то непонятное.

Александра САМОНОВА, мама девочек-близнецов:

– Когда я была маленькая, взрослые часто у меня спрашивали, когда я выйду замуж. Я отвечала:

«Я девушка честная: когда животик надуется, когда и выйду». Мои пятилетние дочки Аня и Ксюша пока неудобных вопросов не задают, но чем отличаются мальчик от девочки, уже знают. И что у них, когда вырастут, будет грудь, – тоже. Мне кажется, говорить на эту тему по существу нужно лет в 8 – 9 – взять книжку с картинками, все показать, рассказать и объяснить.

Источник: https://www.kp.by/daily/25925/2875388/

Есть такой противный возраст – 13 лет

Может ли 18 летний парень заниматься петтингом с 13 летней девочкой?

Как-то в разговоре взрослая коллега, вспоминая школу (которую, к слову, очень любила), сказала, что из всего периода той жизни с особой нелюбовью вспоминает себя в 12-13 лет.

«Ощущала себя уже достаточно взрослым и самостоятельным человеком, – сказала она, – а мамины запреты и ограничения оставались все теми же, из детской жизни. И это было ужасно. Маму иногда хотелось ненавидеть…».

На самом деле этот период вхождения в подростковый возраст своих детей болезненно переживают и сами родители.

frinixsi.ru

Как-то в разговоре взрослая коллега, вспоминая школу (которую, к слову, очень любила), сказала, что из всего периода той жизни с особой нелюбовью вспоминает себя в 12-13 лет. «Ощущала себя уже достаточно взрослым и самостоятельным человеком, – сказала она, – а мамины запреты и ограничения оставались все теми же, из детской жизни.

И это было ужасно. Маму иногда хотелось ненавидеть…».

На самом деле этот период вхождения в подростковый возраст своих детей болезненно переживают и сами родители. Дети начинают активно (а то и агрессивно) демонстрировать свою взрослость, а родители видят лишь появившуюся неуправляемость. Подростковый кризис. Что это? Как с ним справиться?

Тело обгоняет голову

Известный отечественный психолог Лев Выготский, рассматривая возрастные кризисы у детей, назвал этот период «кризисом 13 лет». Российская психологическая школа также выделяет младший подростковый возраст (период от 10 до 12 лет) и старший – от 13 до 15 лет. Такую периодизацию психического развития школьников выдвинул психолог Даниил Эльконин.

Постепенное взросление у каждого ребенка происходит по-разному: у кого-то на это уходит несколько месяцев, у кого-то – несколько лет. Влияющих факторов много: это особенности семьи, окружения, социальной обстановки, культурные традиции.

Но факт остается фактом: подростковый кризис неизбежен, это не болезнь, не напасть, это нормальное развитие личности, его важный этап, через который нужно пройти с наименьшими потерями для психики.

Причем, пройти не только ребенку, но и его родителям.

Важно в этот период не забывать о периоде собственного взросления и понимать, что у подростка в определенном возрасте происходит гормональный скачок: биологически человек взрослеет и формируется быстро, тогда как мозг, психика «отстают от тела».

И получается диссонанс: организм вроде как уже и не детский, а мировоззрение еще не сформировалось; потребности появились, а возможностей нет (мешает социум, собственные страхи, запреты взрослых).

Между физической возможностью и психологической и психосоциальной готовностью нет знака равенства, следствием чего и становится конфликт подростка с обществом.

“Первый раз ребёнок обнаруживает себя отдельно от остального мира в 3 года. Второй раз – в 12-13 лет. Только теперь «обнаружение себя» знаменуется вопросами «Кто я?», «Для чего я живу?», «Зачем я здесь?», – говорит психолог Мария Зоря.

– Подросток подводит первые итоги детства и делает шаг в сторону взрослости.

Принципиальное осмысление данного этапа в жизни любого человека – подчеркну, именно любого, поскольку через это неизбежно проходит каждый – состоит в осуществлении выбора: Я для кого-то или Я во имя себя? Я должен всем вокруг – родителям, воспитателям, государству – или Я должен сам себе?”.

“О, дайте, дайте мне свободу!»

В психологии есть такой термин как “новообразование” – новые черты личности, возникающие на определенной стадии развития. Психологическое новообразование – это свидетельство нового этапа в жизни, следствие прожитого, вывод.

Главным новообразованием подросткового возраста является ощущение себя взрослым и появление самосознания как высшей психологической функции. Взросление подразумевает свободу во многих сферах.

Вот здесь и возникает камень преткновения между подростком и родителями: первый считает, что ничьи советы ему не нужны, со всем он может справиться сам, а вторые боятся слишком высокой цены возможных подростковых ошибок и стараются свободу ребенка ограничить (в каждой семье степень ограничения своя).

Как быть? Вроде бы и запрещать всего нельзя, но, с другой стороны, любое расширение зоны свободы исключает родительский контроль и, следовательно, чревато.

Вроде бы и можно отпустить дочку в 13 лет погулять до десяти вечера, если все это – в своем районе (вспоминаешь ведь себя – как сильно хотелось подольше побыть на улице в этом возрасте), но криминальная хроника отбивает последние демократические аргументы… Да, сложно – и отпускать, и доверять, и адекватно оценивать возможности подростка.

Здесь единственный выход – наладить с подростком диалог, стать ему другом, наставником. Демократия, а не тоталитаризм – залог успеха в период взросления. Но мало просто дать свободу подростку, важно, чтобы он сам понимал, что получил ее заслуженно.

Вспоминает Ирина Валентиновна, мама двоих дочерей: “Когда моей Лене было 12 лет, я никуда не отпускала ее на общественном транспорте. И вот как-то в августе отправила ее в магазин, расположенный в нашем районе.

А она смоталась с подружкой в центральный универмаг и сама купила к школе тетради, дневник и прочую канцелярию. Пришла ко мне и говорит: вот видишь, я съездила в центр, и ничего не случилось; значит, теперь ты можешь отпускать меня на большие расстояния.

Мне ничего не оставалось, как признать расширение некоторой ее географической самостоятельности”.

Другая сторона вопроса – засилье этой самой ответственности.

“Когда подростка задавливают чувством ответственности, убеждают, что у него есть только право на вину, но нет права на подлинное самовыражение, он и продолжает жизнь под знаменем вины и ложного долга, стремясь доказать, что он достоин любви и понимания, что он хороший и замечательный, – продолжает психолог Мария Зоря. – Сверхзначимость оценок в школе, поступления в конкретный вуз (выбранный родителями), круга «приличных» друзей и так далее – это всё для кого делается, на самом-то деле? Вот о чем следует задуматься родителям”.

Возросшее самосознание позволяет ребенку исследовать свой внутренний мир, формировать осознанные интересы, проявлять себя в творчестве. А это значит, что подросток становится субъектом волевого действия. И уже к 17 годам он приобретает такое новообразование как самоопределение. А это уже новая, более зрелая форма самосознания.

То есть, самостоятельная полноценная личность не появляется вдруг на первых курсах университета. Она либо формируется постепенно при грамотном, правильном прохождении через кризис подросткового возраста, либо не появляется вообще.

А если у подростка нет возможности выбора, его поведение зачастую становится девиантным, то есть, отклоняющимся от общественных норм.

Играй, гормон, и игра в демократию

Одним из центральных интересов любого подростка в этом возрасте является половое развитие. Организм перестраивается, соответственно новая сфера требует исследования и понимания.

Подросток озабочен своими физическими данными и презентацией себя как полноценного представителя мужского или женского пола.

Критерии оценки себя и своих данных формируются из сравнения с окружающими, с идеалами, господствующими в данной среде (или, например, навязанными СМИ). Эмоциональный фон нестабилен, перепады настроения так же непредсказуемы, как погода в Петербурге.

Родителям в этот период важно следить за ключевыми тенденциями в подростковом обществе, чтобы, например, вовремя объяснить дочери, что если в сериале девятиклассница свободно занимается сексом с половиной школы, то это вовсе не пример для подражания…

Постоянное сравнение себя с другими также обуславливает формирование молодежных субкультур.

Подростки – народ чрезвычайно конформный, и если даже они декларируют абсолютную свободу от общественных норм, то все равно сбиваются в стайки и, как вариант, выбривают одинаковые ирокезы, носят одинаковые куртки-косухи, красят волосы в черный или выстригают затылок. Через эту не признаваемую им конформность подросток проявляет свою независимость. По этой же причине у него появляются кумиры, которым он стремится подражать.

Как результат – снижается и успеваемость, и сам интерес к устоявшимся формам обучения. Любимое времяпрепровождение – “тусовка” со сверстниками. Общение, причем, общение на равных, становится ключевым механизмом взаимодействия подростка с обществом.

Если учитель в средней и старшей школе сможет заинтересовать подростка своим предметом через адекватное, двустороннее демократическое общение, то обучение в школе сохранит для подростка свою ценность. Если нет – то даже круглый отличник может скатиться в двоечники.

На смену авторитетам власти приходит авторитет личности. Это касается и семейных отношений.

Лев Выготский отмечал, что подростку свойственна не слабость воли, а слабость целей. Энергию, которая в подростковом возрасте бьет через край, важно направить в правильное русло, тогда результат оправдает ожидания и подростка, и взрослых.

А родителям снова дает совет психолог Мария Зоря: “Всё, что подростку необходимо на этом жизненном этапе – это вера в него, в его силы, в его возможности, таланты. Понимание, принятие, доверие. Ему нужно, чтобы рядом находился человек, который его понимает. Кто выслушает и не осудит. Кто просто возьмёт за руку и помолчит, и не будет требовать выворачивать душу наизнанку”.

Ну, вспомнили свои 13 лет?

Елена Шайдаева

Источник: https://www.fontanka.ru/2011/09/22/106/

Первый раз белорусские подростки вступают в половую связь в 15 – 17 лет, и этот возраст постепенно снижается. Далеко не последнюю роль, как считают специалисты, в этом играют СМИ.

По словам Екатерины Павленко, психолога и специалиста в области женской и мужской психологии, столь раннее вступление подростков в половую жизнь приводит к росту заболеваемости ИППП, подростковой беременности и абортам, а также к психологическим расстройствам. 

В последние годы отмечается тенденция к снижению числа подростковых беременностей и абортов. К слову, прерывание беременности несовершеннолетними происходит в нашей стране в среднем в 8 раз реже, чем в России, и почти в 12 раз реже, чем в Швеции. 
 

Как воспитать целомудрие у подрастающего поколения, какую роль в половом воспитании должны играть родители, нужно ли снижать возраст сексуального согласия в нашей стране, насколько остро стоит проблема ИППП среди белорусских подростков и как не допустить ошибок в психосексуальном воспитании своего ребенка.

Эти и другие темы затронули в очередном выпуске дебат-шоу “Угол подозрения” координатор Центра дружественного отношения к подросткам “Доверие”, психолог Валентина Шукан; главный внештатный детский гинеколог Министерства здравоохранения Республики Беларусь Оксана Кудина и психолог, специалист в области женской и мужской психологии Екатерина Павленко


Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.
Скачать аудио (27.77 МБ)Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.
Открыть/cкачать видео (232.58 МБ)

Есть ли в нашей стране половое воспитание? С какого возраста оно начинается?

Екатерина Павленко:

Половое воспитание начинается, как только ребенок рождается, и его перевязывают розовой или голубой ленточкой. Воспитание происходит на протяжении всей жизни.

Только ли родители должны заниматься половым воспитанием детей, или учреждения образования тоже?

Оксана Кудина:

В европейских странах, за исключением Швеции, нигде урок полового воспитания в школе не выделяется отдельным блоком.

Валентина Шукан: Интимные отношения не сводятся только к сексуальным, они гораздо шире: это и доверие, и понимание, и умение слушать, выстраивать отношения. С пониманием этого не будет стоять вопрос, кому и что разрешать. К 15 годам девушка и юноша должны иметь право выбора и нести за этот выбор ответственность. Запретами ничего не добьешься.

По канонам половое просвещение нужно начинать с 8 класса. Занимаются ли у нас этим образовательные учреждения? Девочки идут к гинекологу, мальчики – к хирургу.

Оксана Кудина:

У нас нет обязательных образовательных программ по сексуальному просвещению, которые рекомендованы Министерством образования. Но, конечно, это входит в программу внешкольного и внеклассного воспитания, есть курсы, и они не агрессивны. Нельзя повсеместно проводить уроки по сексуальному и половому просвещению в наших школах: все дети разные, от разных родителей, с разным темпераментом. Во многом я сочувствую сегодняшним детям, потому что их жизнь находится в таком информационном и временном прессинге, которого не было у нас. Им некогда проходить букетно-конфетный период.

Раз все дети разные, как-то же они все же должны получать эту информацию?

Валентина Шукан:

Они могут почерпнуть информацию в интернете, из брошюр, факультативов. Есть возможность прийти в Центр дружественного отношения к подросткам, позвонить по телефону, задать вопрос анонимно, спросить “о подружке”, но примерить на себя. Центры дружественного отношения к подросткам предлагают консультирование, а не запрет. У подростка есть час беседы с психологом и возможность разобрать конкретную ситуацию, стратегию поведения для каждого. Мы работаем на основе добровольности, доступности и доброжелательности. Подросток приходит уже такой, какой есть. У него есть возможность не называть себя, и ему ответят на конкретный вопрос, не будут внедряться дальше.

С какими проблемами к вам приходят?

Чаще всего с проблемами взаимоотношений, которые возникают в семье, группе, школе. На втором месте вопросы репродуктивного здоровья.

Когда родителям нужно первый раз вести девочку к гинекологу, мальчика к урологу?

Оксана Кудина:

За родителей все продумало Министерство здравоохранения. Первый визит к детскому гинекологу – в возрасте поступления в детские дошкольные учреждения. Дальше девочки обязательно проходят специалиста перед школой. Третий визит либо с началом менструальной функции, либо в 8-9 классе. Затем уже погодично. Мальчики посещают хирурга каждый год; если он что-то замечает, направляет к нужному врачу. На сегодня охват профосмотром девочек-подростков в нашей стране составляет 99,9%.

Екатерина Павленко: Дети заимствуют модели поведения у своих родителей. Физиологический и психологический интерес у детей появляется в 11-12 лет, но все индивидуально. В этом возрасте мамам очень важно быть внимательными к девочкам, папам – к сыновьям. Средний возраст вступления в половую активность – 15-17 лет.

В основном ко мне как специалисту обращаются с вопросами об отношениях. Когда внешние события слишком опережают внутреннюю готовность девочки, на этой почве могут возникнуть психологические расстройства. Ранняя половая активность порождает депрессии. Подросток не всегда может открыто прийти и рассказать родителям или в центре, что у него был сексуальный контакт.

А какой-то сексуальный контакт может навсегда изменить жизнь ребенка.

Раньше или позже начинают вступать подростки в половую связь по сравнению с прошлыми годами?

Екатерина Павленко:

Культивируется более раннее вступление в половую связь. Это становится модным – здесь играет большую роль насаждение культа сексуальных удовольствий, свободы сексуальных отношений.

Происходит ли сейчас созревание раньше? Стоит ли из-за этого понижать порог вступления в половую связь?

Оксана Кудина:

Нереально четко сказать, в каком возрасте подростки вступают в половые отношения. Даже анонимное анкетирование дает обратный эффект: ребенок заполняет графу так, как он хотел бы думать про себя. Мы можем судить об истинной картине опосредованно – через подростковую беременность, прерывание беременности, обращения по поводу ИППП. На сегодня нет тенденции, чтобы возраст вступления в интимную связь снижался: от 15,5 до 16,5 лет.

Валентина Шукан: От 20 до 25% девочек возраста 15-18 лет живут половой жизнью.

Когда они приходят, мы ориентируем их на то, что раз они уже приняли это решение, значит, они приняли на себя ответственность взрослой женщины и должны сами заботиться о своем здоровье. Нередко после этого на консультацию к гинекологу приходит дочка с мамой или девушка с парнем.

Пара обсуждает возможность предохранения от беременности. В случае беременности работает психолог, чтобы девочка рассказала маме сама. Мы не имеем права решать это без родителей.

Насколько эта проблема актуальна для нашей страны? Растет ли число подростковых беременностей?

Оксана Кудина:

Мы имеем четкую тенденцию к снижению количества подростковых беременностей и подростковых абортов и положительную динамику в соотношении абортов и родов. Цифра прерывания беременности до 18 лет составляет 1,7-1,9 на тысячу. В России это 15 девушек-подростков на тысячу. В Швеции – порядка 20 на тысячу, в Исландии – 0,7. У нас в республике 983 девочек-подростков. Соотношение абортов к родам у подростков составляет на 10 прерываний 12 родов.

Если вдруг приходит в семью дочь и говорит, что беременна, что вы порекомендуете родителям и детям?

Оксана Кудина:

Когда ко мне приходят с такими случаями, первое, что я спрашиваю: “Почему вы считаете, что это катастрофа?” В вашей жизни не случилось ничего страшного – что есть, то есть, и как бы вы ни решили, будет правильно. Человеку свойственно перекладывать на кого-то ответственность, но это проблема семьи, и вы должны сделать выбор. Если вы решите прерывать беременность, значит, мы вам поможем сделать это максимально щадяще. Если вы решаете сохранить беременность, мы поможем вам выносить и родить. Никто никогда не говорил, что в 14,5 лет беременность лучше прервать, чем пролонгировать. Все решается только индивидуально.

Насколько распространена среди подростков проблема ИППП?

Оксана Кудина:

Эта проблема не снижается. Подростки мало осведомлены об инфекциях, которые скажутся потом. Сегодня подростки знают, что такое ВИЧ, и боятся его, это очень хорошо. Они знают, что такое сифилис, и боятся его. Около 80% знают, что такое гонорея. Но пока эта проблема очень актуальна.

Причина – в беспорядочной половой жизни или отсутствии предохранения?

Оксана Кудина:

Дело в том, что даже при сегодняшней информационной осведомленности не каждый подросток сможет ответить на вопрос, живет ли он половой жизнью, потому что не знает этого. Есть масса вариантов сексуальных отношений, которые подростки не всегда ассоциируют с половыми отношениями, а ведь они так же могут передавать ИППП и даже приводить к беременности.

Валентина Шукан: Важно качественно провести консультирование и снизить риск, а не осуждать его образ жизни. Такому подростку лучше дать презерватив, при этом говоря, что он все равно рискует. Однако не всегда есть возможность купить презерватив – даже не материальная, а психологическая: зайти в аптеку и купить.

Можно ли как-то минимизировать ущерб от ранних половых отношений? Могут ли это сделать родители своими силами или без специалистов тут не обойтись?

Екатерина Павленко:

Ответственность за половое воспитание несут все-таки в первую очередь родители. А оно начинается с раннего возраста, чтобы к определенному времени дочь могла смело задать маме вопросы, чтобы мама наблюдала, куда ходит девочка, что чувствует, что с ней происходит и как меняется ее поведение. То же самое и отец с сыном. Любое изменение в поведении ребенка всегда заметно, и надо задавать вопросы своим детям. А к выводам ребенка должны подводить родители, с ним надо разговаривать, объяснять последствия тех или иных поступков. Жизнь может сломаться раз и навсегда. Проблемы желательно не загонять вглубь, а выходить из них с грамотными выводами о себе.

Какие ошибки в психосексуальном воспитании ребенка чаще всего совершают родители? Как им стоит себя вести, когда ребенок подходит к моменту созревания?

Валентина Шукан:

Самая распространенная ошибка – ничего не говорить. Многие родители, чаще всего воцерковленные, говорят, что их детям не нужно знание такого рода.

Екатерина Павленко: Ошибка – замалчивать, перекладывать ответственность на школу, на самого ребенка. Когда в семье есть любовь, подростки не ищут ее через половые отношения. Когда в семье нет тепла и чувств, они подменяют их сексуальными отношениями. Поэтому родителям надо решать свои семейные проблемы.

Оксана Кудина: Родители не могут совершить ошибок, если они любят своих детей. Единственное, что они могут, это не услышать их. Надо ежедневно слышать своего ребенка. И подростки, и родители должны знать, что в жизни нет нерешаемых проблем. Надо знать, куда идти. Все, кто работает с подростками, искренне настроены только на то, чтобы помочь.

Источник: https://news.tut.by/society/376643.html

Юриста совет
Добавить комментарий