Могут ли не малоимущей семье отказать в жилье при расселении из аварийного дома?

Обеспечение малоимущих граждан жильем по договорам социального найма: причины отказа

Могут ли не малоимущей семье отказать в жилье при расселении из аварийного дома?

Одним из способов обеспечения конституционного права на жилище является предоставление государством малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье, жилых помещений бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ).

Такие граждане могут рассчитывать на получение жилья из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Разумеется, не каждый человек, считающий себя малоимущим и нуждающимся в жилье, является таковым по закону.

Кроме того, даже при соблюдении, на первый взгляд, всех предусмотренных законодательством условий гражданину может быть отказано в предоставлении жилья по договору социального найма.

ВС РФ, проанализировав судебную практику за 2013-2014 годы по делам, связанным со снятием малоимущих граждан с учета в качестве нуждающихся в жилье, которое предоставляется по договорам социального найма, установил, что иногда органы местного самоуправления принимают соответствующие решения по не предусмотренным законом основаниям (обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 23 декабря 2015 г.).

Рассмотрим, в каких случаях граждане безоговорочно утрачивают право на получения жилья по договору социального найма, а когда за него можно и нужно побороться.

Условия предоставления жилых помещений по договорам социального найма 

Одно из главных условий для получения жилья по договору социального найма – признание гражданина малоимущим.

Такой статус присваивается ему по решению органа местного самоуправления, которое выносится с учетом дохода каждого члена семьи этого гражданина и стоимости имущества, находящегося в их собственности и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ).

Кроме того, для получения жилья по договору социального найма гражданин должен состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Ознакомиться с судебными решениями по спорам, связанным с предоставлением жилья по договорам социального найма, признанием граждан нуждающимися в жилых помещениях либо снятием с соответствующего учета, можно в Энциклопедии судебной практики интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Порядок учета граждан, нуждающихся в жилье, определяется каждым субъектом РФ самостоятельно (ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Также на региональном уровне должны быть установлены правила определения доходов и стоимости имущества граждан, претендующих на получение статуса малоимущих (п. 3, п. 7 ст. 13 Жилищного кодекса РФ).

А непосредственно ведение учета и определение указанных показателей относится уже к полномочиям органов местного самоуправления (п. 2-3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ).

Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны, в частности, граждане, которые не имеют жилья в собственности, не нанимают его по договору социального найма или договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилья, и члены их семей (п.

1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ). Еще одна категория нуждающихся в жилье – собственники и наниматели жилых помещений и члены их семей, если площадь этих помещений, которая приходится на каждого члена семьи, меньше учетной нормы (п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ).

Учетная норма устанавливается органами местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ), но, как правило, на практике ее показатель переносится в акты муниципалитетов из региональных законов о порядке учета граждан, нуждающихся в жилье. В Москве эта норма составляет 10 кв.

м на человека, в Санкт-Петербурге – 9 кв. м, в Ярославле – 12 кв. м. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях происходит либо при получении ими жилья по договорам социального найма, либо при выявлении оснований для снятия их с учета (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ).

При этом решения органов местного самоуправления о снятии с учета можно обжаловать в судебном порядке.

Основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях 

Жилищным кодексом РФ предусмотрено шесть оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ):

  • подача заявления о снятии с учета;
  • утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (утрата статуса малоимущего или нуждающегося в жилье);
  • выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • получение бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  • предоставление земельного участка для строительства жилого дома. Однако граждане с тремя и более детьми не могут быть сняты с учета по этому основанию;
  • выявление в представленных в орган местного самоуправления документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия гражданина на учет, а также выявление неправомерных действий должностных лиц данного органа при решении вопроса о его принятии на учет.

Как установил ВС РФ, наиболее распространенной причиной снятия с учета является утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Это происходит в случае, когда гражданин перестает быть малоимущим, например в связи с увеличением дохода, или утрачивает статус нуждающегося в жилье – в результате, к примеру, увеличения размера общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи (если кто-то из членов семьи получил по наследству другое жилье или переехал, либо в случае смерти члена семьи).

Важно, что если для возникновения права на получение жилого помещения по договору социального найма гражданин должен быть и малоимущим, и нуждающимся в жилье, то для снятия с учета достаточно утраты хотя бы одного из этих статусов.

Так, районный суд согласился с решением администрации сельсовета о снятии с учета в апреле 2014 года гражданки Л. и ее дочери, принятых на учет в декабре 2011 года, по причине изменения их доходов. Несмотря на то что жилищные условия Л.

и ее дочери за указанный период не изменились, в ходе судебного разбирательства было выявлено, что по состоянию на 2013 год их доходы превысили установленный в соответствующем муниципальном образовании минимальный уровень, при котором граждане признаются малоимущими с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Суд апелляционной инстанции оставил решение районного суда без изменения (по материалам судебной практики Нижегородского областного суда).

Также необходимо помнить, что статус малоимущего и нуждающегося в жилом помещении должен быть официально оформлен в виде соответствующего решения органа местного самоуправления.

Причем последний при принятии такого решения должен обращать внимание не только на положения Жилищного кодекса РФ, но и на законодательство конкретного региона, определяющее порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подчеркнул ВС РФ.

Так, например, соответствующим Законом Сахалинской области от 1 декабря 2005 года № 87-ЗО установлено, что одним из обязательных документов, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим, принимаемое не иначе как по его заявлению. Именно тот факт, что гражданин Ш. не обращался в орган местного самоуправления с заявлением о признании его малоимущим и решение по данному вопросу уполномоченным органом, соответственно, не принималось, суд признал постановку его на учет ошибочной, а снятие с учета – законным. В результате в удовлетворении требования гражданина Ш. о восстановлении его на учете было отказано (по материалам судебной практики Сахалинского областного суда).

Основания для отмены решений органов местного самоуправления о снятии граждан с учета 

Несмотря на то что перечень оснований для снятия граждан с учета, закрепленный в ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, является закрытым, при установлении этих оснований на практике возникает ряд проблем, на которые обратил внимание ВС РФ. Например, иногда органы местного самоуправления расширительно толкуют нормы указанной статьи.

Так, гражданка К. была снята с учета после предоставления ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Закон предусматривает снятие гражданина с учета в связи с предоставлением участка, но только в случае, когда он предоставляется для строительства жилого дома. Однако в деле К.

никакой постройки не было – соответствующий договор аренды участка не предусматривал право на строительство каких-либо объектов на нем. Поэтому суд, рассматривавший заявление прокурора в защиту жилищных прав К., постановил, что решение администрации сельского поселения о снятии с учета К.

неправомерно (по материалам судебной практики Томского областного суда).

Не могут быть сняты с учета также граждане, которые приобрели или получили в собственность жилые помещения, если они непригодны для проживания.

Так, по решению суда на учете в качестве нуждающегося в жилье был восстановлен гражданин Т.

, причиной снятия с учета которого послужило наследование им половины дома его матери, признанного непригодным для проживания (по материалам судебной практики Верховного Суда Республики Марий Эл).

Еще один случай, когда гражданин не может быть снят с учета, – при изменении муниципалитетом учетной нормы площади жилья уже после постановки граждан на учет. К такому выводу пришел суд, рассматривая иск гражданки Ш.

Изначально она была поставлена на учет как нуждающаяся в жилье в связи с тем, что обеспеченность членов ее семьи общей площадью жилого помещения была меньше учетной нормы, которая равнялась на тот момент 15 кв. м на человека. А площадь квартиры, в которой Ш. проживала с сыном и матерью, составляла 37,3 кв. м.

(то есть на каждого члена семьи приходилось менее 12,4 кв. м) Впоследствии администрация соответствующего городского округа снизила учетную норму до 10 кв. м общей площади на одного человека. Почти через полтора года после этого члены семьи Ш. были сняты с учета в связи с тем, что приходящаяся на каждого площадь жилья превышала учетную норму.

Граждане действительно не могут быть приняты на учет, если обеспечены жильем сверх учетной нормы. Но в рассматриваемом случае превышения учетной нормы на момент решения вопроса о признании Ш. и ее семьи нуждающимися в жилом помещении не было.

Рассматривая данное дело, суд подчеркнул, что со дня постановки на учет и до принятия решения о снятии с него улучшения жилищных условий семьи Ш. не произошло, а значит основания для получения жилого помещения на условиях договора социального найма не утрачены (по материалам судебной практики Свердловского областного суда).

Интересное уточнение касается тех граждан, которые были приняты на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма до начала действия Жилищного кодекса РФ, то есть до 1 марта 2005 года. Для них предусмотрены такие же основания снятия с учета, как и для тех, кто был поставлен на учет после указанной даты, с одним исключением (ч. 2 ст.

6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации”). Эти граждане не могут быть сняты с учета по той причине, что не являются малоимущими.

ВС РФ объясняет данный вывод тем, что действовавшие до 1 марта 2005 года нормы такого условия для постановки на учет не предусматривали – достаточно было признания гражданина нуждающимся в жилье.

Источник: http://www.garant.ru/article/692747/

Расселение без права на жилье

Могут ли не малоимущей семье отказать в жилье при расселении из аварийного дома?

Более 318 миллиардов рублей выделено «на переселение россиян из трущоб» в ближайшие годы, заявил во вторник президент страны Владимир Путин на форуме Объединенного народного фронта (ОНФ). Он также сообщил, что за расходованием этих средств будет вестись жесткий контроль.

Однако всего несколькими днями ранее пресса сообщала о подготовленном Минстроем законопроекте «О переселении граждан из аварийного жилищного фонда», который, по мнению экспертов, нацелен как раз на экономию бюджетных средств за счет жильцов.

В частности, документ предусматривает, что получать новые квартиры будут только граждане, официально признанные малоимущими и нуждающимися. Если этот законопроект будет принят, он вступит в силу с 1 января 2016 года и распространится на правоотношения, возникшие с 2012 года.

Ставить граждан на учет будут местные власти, учитывая доход на каждого члена семьи и стоимость имущества в собственности. Малоимущим новое жилье будет предоставляться по соцнайму, нуждающимся — по некоммерческим нормам: 33 кв. м — на одного, 42 кв. м — на семью из двух человек, 18 кв. м — на каждого члена семьи от трех человек.

Документ также обязывает жильцов, владеющих квадратными метрами в аварийном строении, отказываться от права собственности ради получения новой квартиры.

Лица, отказывающиеся от переезда, будут сниматься с учета как нуждающиеся в переселении. В этом случае собственникам будет выплачиваться лишь компенсация в виде его доли в реализованных с аукциона земельном участке и доме.

Жильцы, не являющиеся собственниками и не стоящие на учете как малоимущие или нуждающиеся, при расселении аварийного дома будут выселяться без предоставления нового жилья (за исключением случаев, когда такое выселение запрещено — например, когда человек проживал в квартире по соцнайму, а дом идет под снос).

Законопроект говорит, что в течение десяти дней со дня признания дома аварийным местные власти должны предъявлять собственникам требование принять на общем собрании решение о сносе или реконструкции здания. После этого в течение года дом будет снесен или должна начаться его реконструкция.

Возможно, что инвестора для реконструкции собственникам придется искать самостоятельно. Местные власти могут и помочь с этим, организовав публичные торги. Для этого достаточно согласия 80% собственников. В любом случае, в качестве инвестиционного актива у них остается земельный участок с инженерными коммуникациями под домом.

При нарушении упомянутых сроков местные власти вправе изъять участок и продать помещения на торгах. После этого реконструкция или снос станут заботой нового собственника. Прежним владельцам причитается компенсация. Если торги дважды не состоялись, помещение выкупается самим муниципалитетом — цена определяется соглашением сторон, а в случае спора — судом.

В Минстрое уверены, что это предложение позволит расселить аварийные дома к сентябрю 2017 года, как требует действующий «майский» указ президента. Пока необходимо переселить 777 тысяч человек и снести или реконструировать 12 млн. кв. м жилья.

— Этот законопроект чреват нарушением прав собственников из-за возможного предложения компенсационных выплат ниже рыночной цены их имущества.

Он также может привести к снижению социальной защиты населения — в данном случае значительно пострадают интересы проживавших по социальному найму граждан, не попадающих в официальные списки неимущих.

Причины просты: власти хотят резко урезать бюджеты на расселение аварийных домов именно за счет этих категорий жильцов, — считает вице-президент Российской гильдии риэлторов Константин Апрелев.

— Возникает вопрос справедливой цены. Ведь в реальности мало что изменяется от факта признания дома аварийным. Еще неделю назад это был по документам нормальный дом, и квартиры в нем можно было продать за хорошую цену, а сегодня он что, вдруг стал для проживания совсем не годен?

Да, в Москве есть отдельные территории, где стоимость земли составляет 90% от рыночной стоимости жилого здания вместе с земельным участком. Но в провинциальных городах — речь идет об относительно крупных, полно зданий, где доля земельного надела не превышает 10% от цены дома с участком. Поэтому не везде выручка от продажи позволит купить новое жилье.

Я рассматривают это предложение однозначно как наступление на права собственников, которым угрожают потери.

Теряют и люди, проживающие по праву социального найма. Раньше при расселении все наниматели обязательно получали новую жилплощадь, исходя из социальной нормы на одного жильца.

Теперь же получат только те, кто сможет после объявления дома аварийным оперативно собрать документы и встать на официальный учет как малоимущий или нуждающийся. Практика показывают, что при этом местные чиновники чинят довольно много препятствий.

Таким образом, законопроект явно нацелен на сокращение числа людей, получающих новое жилье бесплатно по социальным нормам.

Все вместе это означает, что наша власть не хочет нести ответственность за выполнение социальной политики, норм Конституции о праве каждого гражданина на жилище.

«СП»: — Каким образом можно отстоять права жильцов?

— Для исключения упомянутых схем, на мой взгляд, необходимо жестко прописать уже сейчас, пока документ рассматривают в Госдуме, норму: выкуп квартир в официально признанном аварийным доме не должен быть ниже кадастровой стоимости этой квартиры до признания дома аварийным. То есть любой выселяемый владелец должен получать полную рыночную стоимость своей квартиры, если ему не предоставляют другую жилплощадь в натуральной форме.

Я думаю, не надо опасаться того, что пока кадастровая стоимость нередко бывает намного ниже реальной рыночной цены.

Ведь теперь именно кадастровая оценка станет базой для налогообложения, поэтому нет сомнения, что эту стоимость власти в ближайшие годы взвинтят… Так что граждане не будут много терять при получении компенсаций.

Одновременно у властей не будет стимула завышать кадастровую стоимость в целях выбивания больших сумм налогов, поскольку по этой стоимости придется жилье у граждан выкупать.

К тому же, если говорить о справедливой рыночной оценке, то надо учитывать, что и земельный участок продается не просто как кусочек почвы.

К нему плюсуются все подведенные коммуникации и мощности: вода, электроэнергия, газ, канализация — а это огромные деньги! При строительстве нового дома инвестор сэкономит и деньги, и колоссальные усилия по подведению всех инженерных сетей.

Да и время. Ведь подчас строительство дома происходит быстрее, нежели его подключение к коммуникациям.

«СП»: — Справедливо ли и законно, что власть фактически отказывается от своего участия в расселении аварийного жилья?

— Если дом стал аварийным, кто это допустил? Его состояние должны были контролировать власти, управляющие компании.

Ведь на самофинансирование капитального ремонта жильцами страна перешла только что… А до этого организовывали работу по ремонту и содержанию жилого фонда местные власти.

Может быть, в том, что дом стал аварийным «вклад» жильцов — не более 5%? Они на протяжении многих лет, десятилетий оплачивали коммунальные услуги, в состав которых были включены деньги на содержание и ремонт дома, платили налоги… А куда, позвольте спросить, делись эти деньги?

Так что это не проблема жильцов, это проблема власти. И не может она, на мой взгляд, просто дистанцироваться от решения этой проблемы.

Остроты назревающему конфликту интересов придает то, что с 1 марта 2015 года заканчивается срок бесплатной приватизации жилья в России, и, похоже, на этот раз сроки продлеваться больше не будут. Вместе с нынешним предложением это создает впечатление, что государство в принципе отказывается от социальной защиты граждан, занимающих жилплощадь на основании договоров социального найма.

«СП»: — Получается, что власть в очередной раз хочет переложить финансовое бремя со своих бюджетов на кошельки граждан или на частный бизнес?

— Да. Но это в принципе неправильно! В мировой практике участие инвестора в реновации территории предполагает предоставление благоприятного налогового режима, потому что бизнес надо стимулировать вкладывать деньги в решение социальных задач.

Преференции могут включать в себя отказ от взимания с таких компаний социальных отчислений, предоставление льготных налоговых периодов при эксплуатации построенного на этой земле нового дома, особых условий предоставления новых земельных площадок под застройку, а также предоставление различных субсидий.

Если же нормальных условий для расселения аварийных домов не будет в этом законопроекте прописано, то и выкупать это имущество никакой частный инвестор не станет.

Артем Геодакян/ТАСС

Источник: https://svpressa.ru/realty/article/104433/

Отказ в предоставлении жилого помещения социальному нанимателю

Могут ли не малоимущей семье отказать в жилье при расселении из аварийного дома?

В судах возобладала позиция о том, что признание жилого помещения непригодным для проживания не является достаточным основанием для предоставления социальному нанимателю другого жилого помещения. На основе анализа судебной практики предпринята попытка опровержения указанного подхода и обоснования необходимости более взвешенного решения данного вопроса законодателем.

Правовое основание

Для оценки перспектив судебного спора участникам процесса необходимо учитывать не только содержание норм ЖК РФ, но и современную судебную практику, утверждающую подход в толковании юридических норм при разрешении конкретной категории споров.

В настоящее время судебная практика восприняла системное толкование положений жилищного законодательства, изменив свой подход в вопросе оснований и порядка предоставления жилых помещений гражданам, проживающим на основании договора социального найма в домах, признанных непригодными (аварийными) для проживания и подлежащих сносу. Это приводит к отказам в предоставлении нанимателю жилого помещения, обоснованность которых не получила широкой оценки в юридической литературе.

Правовые основания разрешения спора о предоставлении жилых помещений социальным нанимателям, проживающим в непригодном жилом помещении, составляют следующие нормы законодательства.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен жилища (ч. 1 ст. 40).

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по правилам, установленным ч. 4 ст. 15 ЖК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В соответствии со ст.

85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.

Согласно ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В соответствии со ст.

86, 87 ЖК РФ, если дом, в котором расположено жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу или жилоепомещение признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее требованиям, установленным ч. 1 ст. 89 ЖК РФ, то есть должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Толкование указанных норм привело к появлению различных подходов относительно оснований предоставления жилого помещения.

Условно их можно разделить на два:

  • компенсационное предоставление, согласно которому вместо непригодного помещения предоставляется равнозначное пригодное к проживанию жилое помещение, что сближает его со способом возмещения вреда, причиненного нанимателю;
  • ограниченное предоставление, при котором жилые помещения предоставляются только объективно нуждающимся (малоимущим).

Компенсационный характер

До недавнего времени считалось, что характер отношений, возникающих при предоставлении нанимателю и членам его семьи, проживающим на условиях социального найма, жилого помещения взамен признанного непригодным, носит компенсационный характер и осуществляется в порядке, предусмотренном ст.

85–89 ЖК РФ, который гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. Положения ч. 2 ст. 57 ЖК РФ рассматривались как исключения из общего правила предоставления жилых помещений взамен признанных непригодными для проживания.

Право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма связывалось с моментом признания жилого помещения непригодным для постоянного проживания.

В подтверждение приводились разъяснения, содержащиеся в п. 37 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 № 14, о том, что внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения.

В Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за II квартал 2009 года указывалось, что суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить жилое помещение в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. В отличие от случаев предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 57 ЖК РФ), наличие в собственности нанимателя по договору социального найма или члена его семьи другого жилого помещения не может служить основанием для отказа в предоставлении взамен жилого помещения, пришедшего в непригодное для проживания состояние, равнозначного благоустроенного жилого помещения по договору социального найма на основании ст. 89 ЖК РФ.

При предоставлении помещения не требовалось признание его малоимущим. Это обоснованно расширяло категорию «малоимущий» в сфере предоставления жилья. Правильно отмечалось, что материальное положение слоя общества, чей умеренный доход выше дохода малоимущих, все равно не позволяет участвовать в рынке недвижимости (1).

Источник: https://www.eg-online.ru/article/333910/

Аварийный дом: получение жилья при расселении, процедура, права граждан | Правоведус

Могут ли не малоимущей семье отказать в жилье при расселении из аварийного дома?

Что такое ветхое и аварийное жилье? Кто может претендовать на получение новой жилплощади вследствие признания помещения непригодным для проживания? Какой порядок действий для признания жилья ветхим/аварийным и расселения граждан-собственников? Об этом читайте в нашей статье.

Одной из важнейших задач в жилищной политике российского государства является – переселение собственников жилых помещений, признанных ветхими или аварийными. Порядок действия по расселению граждан из ветхого жилья регулируется Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47, а также, ст. 32 Жилищного кодекса РФ и утвержденными программами в каждом отдельном регионе, действующими в рамках Постановления Правительства №1743.
Стоит отметить, что ветхое и аварийное жилье – понятия различимые, в частности:

  • ветхое жилье – объекты, износ которых составляет не менее 70% в кирпичных строениях и не меньше 65% – в деревянных, здания не соответствуют требованиям действующих санитарных и эксплуатационных норм, хотя основная конструкция не несет собой угрозу разрушения; 
  • аварийное жилье – объекты, износ которых составляет от 70 до 100%; здания имеют сильно поврежденные несущие конструкции, что влечет за собой опасность для жизни и здоровья граждан. 

Жилье признается ветхим специальной комиссией, в которую входят специалисты отдела архитектуры и градостроительства, жилищной инспекции, специалисты отдела коммунального хозяйства и благоустройства.

Процесс оценки жилья на несоответствие требованиям и стандартам инициируется на основании личного обращения граждан и государственных структур от лица форм самоуправления.

Результат проведенного исследования несущих стен, перекрытий и коммуникационных сетей выдается на руки всем проживающим в помещении лицам.

В соответствии с Постановлением №47 жилье признается ветхим по следующим критериям:

  • естественный износ несущих стен и перекрытий, составляющий не менее 65-70%, не может быть восстановлен даже при проведении капитального ремонта (осыпание отдельных частей конструкций, гниение деревянных элементов); 
  • недостаточный уровень поступления электро- и водоснабжения, приводящие в результате к техногенным авариям; 
  • износ конструкций стал причиной возникновения бактериологической и химической угрозы, а также других негативных последствий для жизни и здоровья граждан. 

После проведения оценки комиссией составляется заключение о том, что данное помещение не может быть восстановлено для полноценной эксплуатации даже после проведения крупномаштабных ремонтных работ. Чаще всего ветхими домами признаются жилые помещения, амортизационный ресурс которых составляет более 70 лет.

Рассчитывать на расселение из ветхого и аварийного жилья в новый дом с комфортными условиями для проживания могут следующие категории граждан:

  • владельцы муниципального жилья, признанного аварийным, либо их правопреемники, проживающие в жилом помещении на основании договора соцнайма, заключенного с местной администрацией много лет назад; 
  • собственники жилых помещений, прошедших государственную регистрацию права собственности, находящихся в муниципальном многоквартирном доме или собственники частных домов, чьи владения располагаются на муниципальной земле; 
  • владельцы комнат в коммунальных квартирах и общежитиях, являющихся также муниципальной собственностью. 

Аварийное жилье: варианты расселения жильцов

В соответствии с результатами, полученными после оценки комиссией, и принятии ею решения о признании жилья ветхим или аварийным, все жильцы получают на руки характеристики и уведомления для дальнейших действий. Большими правами и, соответственно, наибольшей самостоятельностью, обладают владельцы жилых помещений, прошедших процедуру регистрации права собственности в Госреестре.

Этой категории граждан государство обязано предоставить альтернативный вариант квартиры или денежную компенсацию, которая, в свою очередь, определяется с учетом проведения анализа рыночной стоимости жилых помещений аналогичной площади и благоустройства района (ст.ст. 32, 87 и 89 Жилищного кодекса РФ).

Наименьшим перечнем возможностей обладают наниматели жилья, признанного в дальнейшем ветхим или аварийным. В данном случае граждане обязаны заключить новый договор аренды с муниципальным управлением или вправе отказаться от дальнейшего найма, если жилое помещение не соответствуют условиям для комфортного проживания.

На основании этого отказа обязаны предоставить нанимателю альтернативный вариант жилого помещения, в противном случае все вопросы разрешаются в судебном порядке.

Квартиры и иные жилые помещения, которые предлагаются гражданам в качестве альтернативы для переселения из непригодного для жизни жилья, являются объектами, возводимыми в рамках региональных программ переселения из ветхого жилья. Данное строительство находится под строгим контролем у государственных органов, в единичных случаях программа ветхое жилье допускает выкуп квартир на рынке вторичной недвижимости.

Как определяется рыночная стоимость ветхого жилья

Программа переселения из ветхого жилья предполагает выдачу собственнику, при наличии его согласия, денежной компенсации, срок выплаты определяется по соглашению с собственником в индивидуальном порядке.

В соответствии с ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, размер выкупной стоимости жилья, признанного ветхим или аварийным, рассчитывается с учетом таких факторов, как:

  • рыночная стоимость квартиры, подлежащей выкупу; 
  • расходы, которые понес собственник в связи с выкупом квартиры;
  • расходы, возникшие в связи с переездом, а также поиском другого жилья для его дальнейшего оформления; 
  • расходы владельца, возникшие в связи с прекращением обязательств в досрочном порядке, при этом учитывается обязательство по возмещению упущенной выгоды. 

Важно! Если владелец не согласен с размером назначенной денежной компенсации, данный вопрос может быть рассмотрен в судебном порядке. В случае выбора владельцем ветхого жилья альтернативного варианта квартиры, компенсация засчитывается в качестве оплаты за новое жилье.

Если рассчитанной компенсации недостаточно для полной оплаты нового жилья, допускается установление долевой собственности между физическим лицом и муниципальным образованием (то есть часть жилого помещения предоставляется в пользование по договору социального найма).

Переселение из ветхого или аварийного жилья: сколько положено квадратных метров

Многие владельцы жилых помещений, признанных ветхим или аварийными, задаются вопросом, сколько будет выделено для них квадратных метров жилой площади в случае предоставления альтернативного жилья.

В соответствии с действующим законодательством, переселяемым из ветхого жилья гражданам должно быть предоставлено равноценное по площади и показателям благоустройства жилье.

Количество квадратных метров должно составлять не менее, чем в аварийном жилом помещении, и вместе с тем этот показатель должен быть равен не менее 18 кв.м. на каждого члена семьи.

Стоит отметить, что этот показатель может изменяться в большую или меньшую сторону в зависимости от программы переселения из ветхого жилья, действующей в конкретном регионе или области.

Расселение из ветхого и аварийного жилья собственников: порядок действий

Как мы уже писали выше, для того, чтобы дом был признан аварийным или ветхим с последующим выселением из него жильцов, в соответствии с Постановлением №47 создается региональная межведомственная комиссия, которая выносит решение о пригодности или непригодности жилого помещения для проживания.

Порядок обращения в комиссию включает в себя несколько этапов: 1. Письменное обращение лично собственником или нанимателем в соответствующие органы с требованием признать жилье непригодным для проживания. 2.

Заключение органа, осуществляющего контроль и надзор за состоянием жилых помещений, о том, что жилье не соответствует установленным нормам и стандартам. 

3. Подача заявления вместе с пакетом документов может быть осуществлена лично заявителем, через МФЦ или на сайте Госуслуг: 

  • копии документов, подтверждающих право заявителя на проживание в данной квартире; 
  • проект реконструкции помещения; 
  • документ, выданный экспертной комиссией, и подтверждающий факт того, что помещение признано не пригодным для проживания; 
  • иные документы, имеющие прямое отношение к делу и переселении. 

4. Рассмотрение заявления и проверка представленных сведений осуществляется в течение 30 рабочих дней с момента подачи. 

5. Вынесение соответствующего решения комиссией:

  • жилое помещение пригодно для проживания; 
  • существует необходимость в проведении капитального ремонта; 
  • данное жилое помещение нуждается в реконструкции или перепланировке; 
  • жилье не пригодно для проживания ввиду несоответствия нормам и требованиям действующих законодательных актов; 
  • аварийный дом подлежит восстановлению в связи с проведением в нем крупномасштабных ремонтных ремонт; 
  • дом признается аварийным и подлежит сносу.

На основании решения комиссии о непригодности жилья выносится решение о переселении жильцов из аварийного дома, и в дальнейшем издается распоряжение исполнительного органа государственной власти о порядке расселения.

Заключение комиссии составляется в 3-х экземплярах, направляется заявителю, собственнику помещения и один остается в комиссии.

В случае, если обращение было направлено почтовым отправлением или посредством портала Госуслуг, срок отправления решения заявителю, принятого комиссией, составляет 5 рабочих дней.

Расселение из ветхого и аварийного жилья имеет определенный порядок, который зависит от принадлежности к категории жилого помещения, это может быть жилищный фонд:

  • частный; 
  • государственный; 
  • муниципальный. 

Вместе с тем, программа переселения из ветхого жилья предполагает следующие меры компенсации:

1. Предоставление равноценного жилого помещения.

Данная мера возможна, если выселяется собственник. Предоставляется жилье, полностью соответствующее техническим характеристикам прежнего помещения, включая размер общей площади и количество комнат.

2. Предоставление альтернативного жилья по договору социального найма.

Жилые помещения, которые предоставляются по договору соцнайма для граждан, расселяемых из ветхого или аварийного жилья, должны находиться на учете в фонде социального пользования. Размер такого жилого помещения соответствует установленным в регионе нормам, положенным на каждого члена семьи на момент принятия распоряжения о выселении. Предоставляемое по соцнайму жилье должно располагаться в том же районе или области, что и признанное аварийным. В случае, если владельцы помещений, признанных непригодными для проживания, отказываются расторгать договор социального найма, данный вопрос будет рассматриваться в судебном порядке. Судом будет вынесено решение о принудительном выселении жильцов с предоставлением альтернативного жилья.

3. Выплата выкупной стоимости жилья, признанного ветхим или аварийным.

В соответствии со ст. 32 ЖК РФ граждане имеют право получить денежную компенсацию, как альтернативу предоставления иного жилого помещения. Выкупная стоимость включает в себя рыночную стоимость жилья, оформления правоустанавливающих документов и расходы на переезд.

В случае, если собственник отказывается от получения выкупной цены, государственный орган вправе обратиться в суд. В судебном решении будет указываться стоимость, которая будет выплачена владельцу помещения.

Как показывает практика, большинство судебных споров связано с искусственно заниженной выкупной ценой государством, и, учитывая безвыходность своего положения, собственники зачастую вынуждены соглашаться на такие кабальные сделки.

Переселение жильцов на время проведения ремонтно-восстановительных работ

Признание жилья аварийным нередко требует переселения его жильцов только на период проведения ремонтных работ по реконструкции и восстановлению здания. В этом случае наймодатель должен предоставить гражданам альтернативное жилье, входящее в так называемый маневренный фонд (ст. 95 ЖК РФ).

Жильцы, которые не согласны на временное выселение, могут быть переселены в принудительном порядке на основании судебного решения. При этом за нанимателем сохраняется право на возвращение в реконструированное помещение независимо от продолжительности ремонтно-восстановительных работ.

Важно! Гражданин не сможет вернуться в помещение, где он раньше проживал, если после ремонта были изменены размеры площади, не соответствующие в результате необходимым нормам.

Источник: https://pravovedus.ru/practical-law/housing/avariynyy-dom-poluchenie-zhilya-pri-rasselenii/

Вс разъяснил права граждан в программе по расселению аварийного жилья

Могут ли не малоимущей семье отказать в жилье при расселении из аварийного дома?

Расселение бараков и прочих плохо пригодных для проживания людей зданий – процесс сложный. Расселение нередко порождает конфликты жильцов аварийных квартир с чиновниками. Какие права есть в таком случае у будущих новоселов и какие у чиновников, разъяснила Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ.

Толкование норм закона высокой судебной инстанцией очень актуально, так как по статистике подобных исков немало по всей стране. Один из них – иск жительницы Якутска к городским чиновникам.

В суде гражданка потребовала от местной администрации предоставить ей в собственность жилье взамен того, что идет под снос. Истица рассказала, что многоквартирный дом, в котором она живет, распоряжением администрации города признан аварийным и подлежащим сносу.

Дом включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда. Но то жилье, что ей предложили, ее не устраивает.

В ответ на иск в суде чиновники рассказали, что администрация просто приняла решение изъятия квартиры истицы, так как все сроки расселения прошли, а женщина не переезжает. Выход, на их взгляд, – выселить. Истица же была уверена, что ей должны выделить “равнозначное занимаемому благоустроенное жилое помещение”.

Но городской суд Якутска принял решение не в пользу жительницы аварийного жилья и в иске отказал. Судебная коллегия Верховного суда республики поддержала коллег. Пришлось истице обращаться в Верховный суд РФ.

ВС разъяснил, как победить застройщика, сдавшего жилье с дефектами

В Верховном суде РФ спор изучили и с доводами гражданки согласились, так как, по мнению высокой инстанции, в деле “имеются основания для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений”. Нарушения Верховный суд РФ нашел в решениях и городского суда, и в апелляции.

Вот что увидел в материалах дела Верховный суд. Наша героиня купила квартиру в доме в 2014 году. За несколько лет до этого здание было признано аварийным и попало в республиканскую программу переселения. Вместе с истицей в квартире была зарегистрирована ее дочь.

В документах суда есть распоряжение администрации города о выделении гражданке квартиры, куда она должна была переселиться. Это жилье давалось взамен “подлежащего изъятию для муниципальных нужд” квадратных метров в аварийном доме. Но истица не согласилась переселяться в предложенное жилье.

И захотела другую квартиру, оговорив, что жилье хочет “без дополнительной платы”. Городской суд, отказывая истице, исходил из того, что предоставление собственникам жилья взамен изымаемого “допускается только по соглашению с органом местного самоуправления”. А такое соглашение “достигнуто не было”, так как гражданка от предложенного помещения отказалась.

Апелляция с формулировкой отказа согласилась. А вот Верховный суд РФ оказался не согласен.

Сначала Верховный суд РФ напомнил жилищные права собственника в доме, который признан аварийным. Об этих правах написано в статье 32 Жилищного кодекса.

И там сказано следующее – в случае, когда собственник жилья в аварийном доме “не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором стоит аварийный дом, для муниципальных нужд и соответственно об изъятии каждой квартиры в доме”.

Возмещение за аварийное жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником.

Верховный суд РФ процитировал еще раз статью 32 Жилищного кодекса, в которой сказано – принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилье. Это опять Жилищный кодекс, статья 32.

Если жилой дом, признанный аварийным, включен в региональную программу по переселению, то собственник жилья в таком доме по закону “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом, подчеркивает Верховный суд РФ, собственник имеет право выбора любого из этих способов обеспечения его жилищных прав.

ВС разъяснил, когда нельзя строить торговый центр рядом с жилым домом

Вывод из всего сказанного Верховным судом РФ такой – наша истица по своему выбору имеет право требовать либо выкупа своего помещения, либо предоставления ей другого жилья в собственность.

Истица правильно известила администрацию города, что выбрала способ реализации своих жилищных прав, требуя предоставить другое жилье в собственность. От предложенного жилья гражданка отказалась.

Но вот что важно: этот отказ не является отказом от выбранного гражданкой способа реализации жилищных прав “в виде предоставления другого жилья в собственность”.

И вот что еще напомнил коллегам Верховный суд: вступил в законную силу отказ Якутского городского суда на иск администрации – принудительно переселить нашу героиню в то жилье, которое предложила администрация.

Вывод: по Закону “О Фонде содействия реформированию ЖКХ” у местной администрации “имеется обязанность” предоставить истице в собственность другое равнозначное благоустроенное жилье. Но местные суды при вынесении решения об отказе гражданке в иске эти положения закона не применили, хотя они “подлежали применению”.

И еще, в нарушение 196 статьи Гражданского кодекса якутские суды “ошибочно исследовали вопрос о наличии (отсутствии) оснований для внеочередного обеспечения истицы жильем по правилам 57-й статьи Жилищного кодекса, поскольку таких требований истица не заявляла”.

Источник: https://rg.ru/2018/11/14/vs-raziasnil-prava-grazhdan-v-programme-po-rasseleniiu-avarijnogo-zhilia.html

Юриста совет
Добавить комментарий