Могу заниматься физкультурой с детьми как специалист по адаптивной физкультуре?

Елена Мякинченко: «Лечебная и адаптивная физкультура – великая система»

Могу заниматься физкультурой с детьми как специалист по адаптивной физкультуре?

Директор Реабилитационного центра для инвалидов с использованием методов физкультуры и спорта (РЦИМФКиС) Елена Мякинченко: «Люди, забывшие, что такое движение, начинают самостоятельно подниматься по лестнице. Для них это значит жить заново».

Третий малыш

Если начинаешь знакомиться с Зеленоградом предметно – с людьми, предприятиями, центрами, быстро перестаешь удивляться обилию уникальных проектов, реализованных в наукограде.

– Вообразите себе ситуацию, – предлагает психолог Владимир Борисов. – 35-летняя красавица, мама двоих сыновей и… тяжелый инсульт. Она уже считала свою жизнь разрушенной и не видела себя в будущем. Поддерживали лишь мысли о детях. Мы разработали курс реабилитации, непросто поначалу она его принимала. Результат? Мама родила третьего ребенка.

Владимир Валентинович – руководитель социально-психо-логического отделения центра. Сложное название? А труд здесь еще сложнее! В РЦИМФКиС ищут и находят ресурсы для восстановления в самом человеке, поскольку в центр приходят за помощью люди с последствиями тяжелых заболеваний, связанными с нарушениями функции движения.

Инсульт или рассеянный склероз, иные заболевания нервной системы. А травмы головного мозга, болезнь Паркинсона, детский церебральный паралич (ДЦП)? Но подождите, такие болезни и физкультура? Здоровым пойди порой заставь себя зарядку делать. Так вот, этот центр – единственный и в Москве, и в стране. И методы здесь уникальные.

Но… недаром же основное здание центра, расположенное в 309-м корпусе, находится на улице Юности.

Зал лечебной физкультуры. Люди разного возраста – оживленные, разговорчивые, собрались на занятия лечебной гимнастикой по определенной методике. Здесь вообще все выверено, и когда хочешь употребить банальное «как в аптеке» – не ошибешься.

Как пояснила заместитель руководителя по реабилитационной работе заслуженный врач России Людмила Ляхович, в центре порядка половины – инвалиды. Они приходят по рекомендации индивидуальной программы реабилитации при оформлении инвалидности.

Но здесь примут и маломобильных людей при неоформленной инвалидности. По направлению врачей поликлиник и больниц после операции, травмы и т.п. Наконец, вы просто узнали о центре и зашли проконсультироваться. Есть показания – примут и помогут.

– Для каждого человека составят программу реабилитации и проконтролируют, как она будет выполняться, – сообщила Людмила Николаевна. – Лечение? Нет, конечно, у нас не больница. Но без некоторых элементов медицинской реабилитации не обойтись. Постоянные занятия по правильной методике дадут результат.

Могу сам ходить!

В центре, в отдельном, 303-м корпусе, последние 4 года занимаются и с детьми от 4-х лет. И ходить здесь начинают детишки даже с ДЦП.

– Только один пример, – рассказала директор центра Елена Мякинченко. – В семье пятеро детей и у двоих из них ДЦП. Они не ходили, когда их впервые привели в центр. Непростой случай, но обычный для детей с подобной проблемой.

Решение нашлось не сразу: эффективную систему тренировок сумел разработать тренер по адаптивной физкультуре. Как следствие, дети сами стали ходить по лестницам, даже бегают. Почувствуйте состояние родителей.

Чудо! Но это осуществимое чудо.

«Чудо» – уровень работающих в центре специалистов. Поднимаемся в зал адаптивной физкультуры, где проводят занятия для людей с ограничениями движения.
Прежде всего, это различные виды гимнастики, а также, к примеру, настольный теннис, даже стрельба из лука. В теннис, а также волейбол и бадминтон играют и слабослышащие дети и молодежь.

– Елена Владимировна, любой директор пожалуется, что ему чего-то не хватает.

– Вы меня ставите в неудобное положение – центр прекрасно оборудован. Посмотрите, к примеру, на эти флуболы: их еще почти ни у кого нет.

Флубол, показанный директором – пластиковый прозрачный мяч, частично заполненный водой. Мячи могут быть разного размера, веса и цвета, с ними можно проводить десятки эффективных упражнений.

– Лечебная и адаптивная физкультура – великая система, если правильно тренировать необходимую группу мышц. Но этого мало: можно ежедневно и правильно тренироваться, а человеку станет скучно. Его надо заинтриговать – мол, то ли еще будет! У наших тренеров это получается, поэтому люди, которых привозят в центр, через некоторое время уходят отсюда сами.

Как раз за примером ходить далеко не надо. Вижу, тренер занимается с одним их подопечных. «Тумэн Загдаев, – представляется он. – Мастер спорта по стрельбе из лука». Тумэн входил в десятку сильнейших стрелков страны. В центре ведет секцию лучников для детей и взрослых с нарушениями двигательных функций. Но как дети с ДЦП, с дисфункцией пальцев стреляют?

– Пальцы? – не удивляется Тумэн. – Есть люди, которые учатся стрелять и ногами, я таких на паралимпиаде видел.

Тумэн занимается индивидуально и атлетической гимнастикой. Как раз 59-летний Борис прервал тренировку для отдыха:

– Несколько лет тренируюсь в центре после инсульта. Полностью не отпускает, но раньше и стоять не мог. А сейчас хожу сам!

Как стать чемпионом

А вот еще один тренер, помогает идти подопечному. «Это Ольга Костина, заслуженный тренер России. Она подготовила паралимпийскую чемпионку 2012 года Раису Чебанику, – подсказала Елена Мякинченко. – Работает в центре с открытия».

– Настольный теннис – игра динамичная, – соглашается Ольга Игоревна. – В данном случае надо правильно спланировать физподготовку. У здорового человека правая и левая сторона различных групп мышц работают примерно одинаково, а у инвалидов все сложнее, у них низкий уровень мышечной массы, может быть нарушена координация и прочее. Тренируясь, мы эти недостатки преодолеваем.

– Можно, я скажу, – улыбнулся «ученик» Ольги Костиной, Евгений Александрович. – Мой тренер заражает спортивным азартом. Она сгусток энергии, и ее энергия передается мне. Мне тяжело, но, благодаря тренеру, руки не опускаю.

Кажется, здесь перестаешь удивляться, но я знакомлюсь с Александром Евдокимовым. 66-летний тренер пользуется коляской и при этом помогает колясочникам передвигаться в городской среде, учит их преодолевать бордюры, лестницы… «В принципе, в любом городе есть сложные места, – говорит Александр Федорович, – но Зеленоград вообще неплохо приспособлен для передвижения на коляске.

Что тут скажешь? РЦИМФКиС – место тяжелой работы, одоления, но помощь здесь организована на высшем уровне. Не нужно удивляться, надо уважать. Восхищаться. Помогут, подставят плечо, вернут ощущение жизни.
А это самое важное.

Источник: https://www.zelao.ru/12/32524-elena-myakinchenko-lechebnaya-i-adaptivnaya-fizkultura--velikaya-sistema/

Специалисты по адаптивной физкультуре оказались невостребованными

Могу заниматься физкультурой с детьми как специалист по адаптивной физкультуре?

Каждый год старейший спортивный вуз России – Московская государственная академия физической культуры, которой нынче 80 лет, выпускает 60 тренеров и преподавателей адаптивной физкультуры. Ждут ли их в школах, где есть инклюзивное образование?

– Палка – влево, палка – вправо, шаг вперед, шаг назад! А теперь – упражнения с тремогантелями, – командует доцент кафедры адаптивной физкультуры академии Нонна Цицкишвили.

Идет занятие в тренажерном зале. Тремогантели в свое время были придуманы и изготовлены преподавателем вуза Владимиром Дмитриевым.

Необычные гантели напоминают маленькие костыли на упругой пружине: уперся – “костыль” сжался, мышца получила нагрузку.

Для детей с церебральным параличом это единственный способ сохранить хоть какие-то движения непослушных рук. Кроме гантелей у Дмитриева еще 300 изобретений.

Студентам тренерского факультета, которые специализируются по программе “адаптивная физкультура”, обо всем этом подробно рассказывают и обучают методике работы с больными людьми. Им ведь мало просто показать упражнение ученикам, надо еще и доходчиво объяснить, как именно его сделать.

– Не меньше двух недель уходит на то, чтобы ребенок с ДЦП понял, каким образом выполнять упражнение, – за двадцать лет работы с такими детьми педагог Цицкишвили накопила большой опыт. – Кстати, отличные результаты дает иппотерапия – лечение верховой ездой. Я видела, как после занятий дети с ДЦП ходили в течение двух минут! Это потрясающий результат.

У детей с синдромом Дауна и аутистов – другая особенность. Они часто бывают физически сильными, но заставить их что-то делать почти невозможно. Все занятия – лишь в виде игры. Тут от тренера требуется не столько отличная физическая форма, сколько педагогическое мастерство. Так что Макаренко и Сухомлинского для преподавателей физкультуры никто не отменяет.

– У нас защищалась прекрасная дипломная работа о том, как заниматься физкультурой с детьми с синдромом Дауна.

Разработана эффективная методика твист-терапии, основанной на вращательных движениях, методика реабилитации дошкольников и младших школьников с ДЦП, – говорит завкафедрой физкультурно-оздоровительных технологий Анатолий Чубуков.

Он заслуженный тренер России и воспитал пять победителей Паралимпийских игр. В необходимости того, что с больными детьми надо заниматься физкультурой, у него сомнений нет.

– В каждой школе должны быть преподаватели адаптивной физкультуры, а классы, где есть ученики-инвалиды, надо делить на группы. Может, стоит делать одну группу адаптивной физкультуры в параллели или объединять учеников из нескольких классов, – предлагает Чубуков. – Чем меньше учеников в группе – тем лучше.

И одного занятия в день недостаточно. Нужно по крайней мере, два. На первом ученику объясняют, что он должен сделать, на втором он пробует выполнить упражнение самостоятельно. Первокурсник МГАФКа Женя Шевченко из учительской семьи. Мама – преподаватель русского языка и литературы лицея Тольятти.

Готов ли он работать с детьми-инвалидами?

– Я хочу открыть спортивную школу, где могли бы заниматься все дети – и больные и здоровые, – мечтает он. – Если начать свое дело не получится, могу пойти в государственную школу. Но только если там будут нормальные отношения среди учителей. А то я на маму насмотрелся…

А вот пятикурсник Миша Колесняк уже ведет спортивный кружок в подмосковном Железнодорожном. И не для больных, а для здоровых детишек.

– Я хочу работать с теми, кому нужна адаптивная физкультура, – рассказывает студент, – только свободных ставок нет даже для учителей обычной физкультуры.

Еще одна студентка тренерского факультета – Татьяна – тоже против школы ничего не имеет. Но знает, что мест там нет, и потому одновременно учится в медицинском колледже – хочет пойти в больницу тренером ЛФК.

А туда без медицинского образования не берут. Днем Таня учится в академии, а вечером – в колледже. По выходным делает домашние задания, пишет рефераты и готовится к экзаменам. Иначе, говорит, останусь без работы.

Вообще странная ситуация сложилась с выпускниками такой дефицитной специальности. В больницы и поликлиники кадры из спортивных вузов берут сейчас неохотно, предпочитая выпускников с медицинским образованием. В школах преподавателей адаптивной физкультуры тоже пока не ждут.

Штатным расписанием они не предусмотрены, хотя потребность в них есть. Даже в тех учебных заведениях, где нет пока “особых” детей, уже задумываются, как и кто их мог бы учить? Но есть одна закавыка – переход на новые принципы финансирования в системе образования не предполагает увеличение штатов.

Наоборот, чем меньше педагогов и больше учеников, тем больше будет зарплата.

Может быть, достаточно одного педагога на две-три школы? Или необходимо предусмотреть для учителей доплаты, причем независимо от числа учеников? И, может, стоит обычных преподавателей физкультуры отправлять на курсы при специализированных кафедрах? Ведь ясно, что “особенных” детей в школах с каждым годом будет все больше.

Без ограниченных возможностей

Сейчас в России живет 500 тысяч детей-инвалидов, а через десять лет, по некоторым прогнозам, их будет 1 миллион. Инклюзивное образование есть во многих российских учебных заведениях. В Москве это, к примеру, центр образования N 1447, школа N 1961. Всего таких школ в столице уже более 200.

Если в первые годы введения инклюзива в школах было по 3-4 “особенных” ученика, то сейчас их может быть 10-12. А родители детей с ограниченными физическими возможностями уже мечтают отдать ребенка не в коррекционную, а в обычную школу. Только, к сожалению. о тремогантелях и твист-терапии учителя там вряд ли слышали.

В России, к слову, 13 спортивных вузов. Во всех есть кафедры адаптивной физкультуры. Кроме того, специализацию можно получить в педагогических университетах и институтах. В этом году и в Тамбовском госуниверситете появится новая учебная специальность “Адаптивная физическая культура и спорт”.

Мнение

Марина Мельтюхова, завуч школы N 1961, Москва:

– У нас два инклюзивных класса “Особый ребенок”, где учатся по пять детей с разными диагнозами, в том числе есть и аутисты. Один занимается физкультурой отдельно, второй – вместе с детьми из класса компенсирующего обучения.

Мы и хотели бы взять на работу специалиста, который знает методику преподавания физкультуры детям с синдромом Дауна, аутистам, понимает, как с помощью упражнений можно улучшить состояние здоровья ребенка с ДЦП. Но все упирается в финансовые возможности.

При переходе на новые системы оплаты труда учителя классов, где учатся “особые дети” и так будут в трудной ситуации. На пять учеников – два специалиста: учитель и педагог сопровождения. А если будет три?

Наталья Кремнева, главный редактор журнала для слепоглухих:

– У меня “синдром Ушера”, при этом заболевании падает зрение и снижается слух. Тем не менее я закончила исторический факультет МГУ. Сначала училась в обычной школе, потом – в школе для слабослышащих N 30 в Сокольниках. Физкультура там велась очень хорошо.

Но я, к сожалению, в то время всячески “отбивалась” от уроков физкультуры. Сейчас понимаю, как важны были эти занятия. Я убеждена, что заниматься физкультурой с инвалидами должны только серьезно подготовленные люди, знающие проблемы детей с разными диагнозами.

Источник: https://rg.ru/2011/06/07/urok.html

«Я могу!» :: Петрозаводский государственный университет

Могу заниматься физкультурой с детьми как специалист по адаптивной физкультуре?

Такое жизнеутверждающее название носит физкультурно-спортивный праздник для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В этом году он прошел на стадионе «Юность» в четвертый раз. В нем приняли участие более 90 семей из Петрозаводска и районов республики. 

На празднике, как и в адаптивном спорте, нет погони за секундами и лучшим результатом, главное – доказать самому себе – «Я могу!». Могу, преодолевая трудности, получать удовольствие от спорта и общения со сверстниками. Могу побеждать, прежде всего, самого себя!

Руководитель Центра адаптивной физической культуры ПетрГУ Лариса Киэлевяйнен, заведующая кафедрой теории и методики физического воспитания Института физической культуры, спорта и туризма ПетрГУ отмечает, что с каждым годом число участников  увеличивается. «Это не значит, что детей с инвалидностью становится больше. Скорее, это о том, что больше родителей и семей подключается к двигательной активности. Дети погружаются в социальную среду, начинают общаться со своими сверстниками», – сказала она.

Провели праздник студенты первого и второго курсов направлений подготовки “Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)” и  Педагогическое образование “Физическая культура” Института физкультуры, спорта и туризма Петрозаводского государственного университета. «Отношение студентов к ребятам  очень трогательное, бережное. Они их в буквальном смысле носят на руках, помогают, на сколько это возможно, лишь бы те справились с заданием, поверили в себя, свои силы, возможности!», – отмечает Л.Киэлевяйнен.

Для будущих специалистов адаптивной физической культуры  общение и работа с особенными детьми  привычное дело. Весь учебный год они много времени проводили с юными жителями Карелии в рамках педагогической практики, спортивных мероприятий или занятий в Центре адаптивной физической культуры ПетрГУ.

Центр создан для реабилитации, социальной адаптации и повышения физической активности детей с ОВЗ.

За последний год было приобретено дополнительное оборудование – стол для шоудауна (настольный теннис), тренажер Гросса и др. – что позволило усилить  программы занятий физическими упражнениями.

Открылась группа по плаванию,  организована взрослая группа по игре шоудаун.  Все это дало свои положительные результаты.

«Мы замечаем за детьми, которые регулярно занимаются в бассейне «Онего» ПетрГУ в спортзале, на тренажере Гросса, положительную динамику не только двигательной активности, но и социализации и общения», – подчеркивает Л.Киэлевяйнен.

Сохранить и преумножить накопленное помогут занятия, которые даже летом будем стараться не прерывать.

В 2017-2018 учебном году Институт физической культуры, спорта и туризма осуществляет научно-методическое сопровождение проекта «Я могу», реализуемого за счет средств Фонда президентских грантов.

В реализации проекта активно принимают участие студенты направления подготовки «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)».

  В рамках данной деятельности прошли физкультурные мероприятия  для населения Республики Карелия  – в ГБОУ РК «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 24», в МОУ «Заозерская средняя общеобразовательная школа № 10», в МОУ средней школе №1 поселка Шуя.  На площадке  Центра «Горка» студенты ПетрГУ провели праздник  «Зимние забавы».

 В этом году итоговые соревнования в Центре адаптивной физической культуры ПетрГУ прошли в бассейне «Онего» и в спортивном зале. Все дети справились с программой, а студенты, проводя занятия, одновременно выполнили  научные исследования для выпускных квалификационных работ.

Спортивный праздник «Я могу!» стал заключительным событием серии мероприятий для детей с ОВЗ, а подведение итогов за учебный год состоялось на турбазе «Урозеро», где со студентами был проведен семинар по волонтерской и добровольческой деятельности, организованы мастер-классы по самбо и спортивным играм.

О важности, значимости и эффективности работы таких мероприятий – в отзыве мамы одного из участников.

Анна Макеева: «Хочу выразить огромную благодарность всем, кто помогает нашим деткам, кто занимается с ними, кто прививает им любовь к спорту и мотивирует их достигать победы и преодолевать трудности, кто показывает им,  что возможно все,   они многое могут! Особую благодарность хочется выразить нашим тренерам по плаванию Роману и Максиму, а также Ларисе Михайловне! Ребята, вы будущие учителя, тренеры, пусть тот начальный опыт, который вы получаете с нашими детьми, поможет Вам вырастить будущих олимпийских чемпионов!»

Все физкультурно-оздоровительные мероприятия для  детей с ОВЗ прошли в рамках стратегического проекта «Комфортная и креативная среда» Программы развития опорного университета и проекта “Я могу!”, реализуемого при помощи гранта Президента РФ на развитие гражданского общества. Проект предполагает создание условий для адаптации, реабилитации, включения в социальную жизнь детей с ОВЗ с помощью развития адаптивной физической культуры и спорта в Петрозаводске и Прионежском районе Карелии.

Пресс-служба ПетрГУ

Источник: https://petrsu.ru/news/2018/40978/ya-mogu

Доступный спорт: как развитие безбарьерной среды делает жизнь инвалидов разнообразнее

Могу заниматься физкультурой с детьми как специалист по адаптивной физкультуре?

В России, согласно официальной статистике, 12,5 млн людей с ограниченными возможностями здоровья, многим из них инвалидность диагностирована с детства. При этом более 7 млн инвалидов доступны занятия физической культурой и спортом. Все это ставит особые задачи перед государством и обществом по адаптации и интеграции людей с ограниченными возможностями в социум.

Одним из важных инструментов реабилитации инвалидов является спорт. Для кого-то это возможность расширить свои функциональные возможности, улучшить здоровье, а для кого-то — шанс овладеть высоким спортивным мастерством и даже пополнить ряды паралимпийской сборной страны.

Согласно подпрограмме “Развитие физической культуры и массового спорта” государственной программы РФ “Развитие физической культуры и спорта”, доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физкультурой и спортом, должна увеличиться до 20% к 2020 году. По состоянию на 2017 год этот показатель достиг 14%, при этом еще в 2012 году он составлял 3,5%. 

Все новые спортивные объекты доступны инвалидам

“Возможности заниматься спортом сегодня есть у всех инвалидов в России”, — считает 13-кратная паралимпийская чемпионка, депутат Госдумы Рима Баталова. При этом, отметила она, нужно также поработать над тем, чтобы в большем количестве институтов появились отделения адаптивной физкультуры, которые готовили бы специалистов для работы с инвалидами.

“Во всем мире спортивные объекты изначально строятся с учетом того, что в них будут тренироваться люди с инвалидностью, — подчеркнула Баталова. — Мы тоже к этому сейчас пришли, теперь по закону все новые спортивные объекты в России должны быть доступны для занятий спортом инвалидов”. 

Раньше в нашей стране этого не было, но теперь мы ни в чем не уступаем западным странам

Рима Баталова

13-кратная паралимпийская чемпионка, депутат Госдумы

За последние пять лет доля доступных для инвалидов спортивных сооружений увеличилась в 1,5 раза. К примеру, в 2011 году их было 32,1 тыс. (12,6%). В 2016 году этот показатель составил уже 60,7 тыс. объектов (21,1%).

“После Паралимпиады в Сочи произошел скачок”

Известный спортсмен, четырехкратный паралимпийский чемпион по легкой атлетике Алексей Ашапатов считает, что процесс создания безбарьерной среды в стране значительно шагнул вперед после блестящего выступления российских спортсменов на Паралимпийских играх-2014 в Сочи, где те заняли первое место в медальном зачете (80 медалей — 30 золотых, 28 серебряных, 22 бронзовых).

“После Паралимпийских игр в Сочи у нас произошел скачок в развитии условий безбарьерной среды, которые с каждым годом продолжают улучшаться, — подчеркнул Ашапатов. — Сейчас люди с инвалидностью, которые испытывают трудности с перемещением, во многих городах России имеют возможность жить полноценно — посещать те же культурные и спортивные объекты, что и обычные люди”.

Четырехкратный паралимпийский чемпион согласен с мнением Римы Баталовой — люди с ограниченными возможностями здоровья должны иметь все условия для занятий спортом на тех же объектах, что и рядовые граждане.

“На данный момент большинство спортивных объектов, где занимаются здоровые люди, пригодны и для людей с инвалидностью, — отметил Ашапатов. — По крайней мере, могу гарантировать, что в моем регионе — Ханты-Мансийском автономном округе — 90% спортивных залов оборудованы для занятий физкультурой и спортом людей с ограниченными возможностями”.

Не нужно разделять инвалидов со здоровыми людьми, просто все спортивные объекты, уже построенные и строящиеся, должны быть приспособлены для всех

Алексей Ашапатов

четырехкратный паралимпийский чемпион по легкой атлетике

Ашапатов добавил, что обычный тренер может за короткий промежуток времени получить навыки для работы с инвалидами. “Главное, чтобы все оборудование было приспособлено, а в большинстве спортзалов так оно и есть”, — сказал спортсмен.

Уже с 2018 года в России планируется начать полноценное внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса “Готов к труду и обороне” (ГТО) для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Со следующего года инвалид, успешно сдавший нормативы комплекса, сможет получить соответствующий знак отличия. Внедрение комплекса ГТО для инвалидов будет проходить на базе уже созданных центров тестирования, количество которых в стране превышает уже 2,5 тысячи. В настоящее время в 14 регионах России проходит тестирование нормативов ГТО для инвалидов.

“Люди должны чувствовать себя как дома”

С прошлого года в стране действует Федеральная целевая программа “Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы” (ФЦП).

Она является продолжением той ФЦП, которая реализовывалась в стране с 2006 года.

В основном, новая программа ориентирована на развитие инфраструктуры массового спорта, строительство малобюджетных спортивных сооружений шаговой доступности.

Одним из обязательных условий выделения средств из федерального бюджета региону на строительство или реконструкцию того или иного спортсооружения является обеспечение доступности объекта для инвалидов и других маломобильных групп населения.

В ближайшем будущем при поддержке федерального бюджета уникальный объект может быть построен в Дзержинске (Нижегородская область). Власти региона приняли решение подать заявку на получение федеральной субсидии в рамках ФЦП на строительство регионального центра параолимпийской подготовки.

Согласно проекту центр будет полностью адаптирован для подготовки паралимпийцев, а также занятий спортом лиц с ограниченными возможностями здоровья. При всем этом на базе спортивного центра смогут тренироваться и рядовые граждане. В частности, уникальный центр планируется использовать для реабилитации инвалидов, восстановления людей с тяжелыми травмами, адаптации к протезам.

“Если бы объекты, подобные тому, что планируется построить в Дзержинске, появлялись по всей стране, то всем было бы хорошо. Необходимо, чтобы люди с ограниченными возможностями чувствовали себя в спортивных объектах комфортно, как дома”, — считает Рима Баталова.

“В Уфе тоже строится крупный спортивный объект, предназначенный для развития паралимпийского спорта, — продолжила собеседница ТАСС. — Но там будут заниматься не только инвалиды, но и все остальные.

Мне кажется, что любой объект должен быть готов принять людей с ограниченными возможностями, нам нужно над этим работать.

Если регион строит какой-либо комплекс, то он по своим параметрам должен быть готов к тому, чтобы там также тренировались инвалиды”.

Строительство центра спортивной подготовки в Уфе началось в 2010 году после блестящего выступления башкирских спортсменов на Паралимпийских играх в Ванкувере, однако вскоре было заморожено. Строительство объекта было возобновлено в 2016 году.

Завершить возведение центра планируется в 2019 году. Общая площадь центра будет превышать 37 тыс. кв. м. На базе центра будут созданы условия для тренировок спортсменов-паралимпийцев с любыми формами инвалидности.

“Любой может дойти до сборной России”

В последние годы человеку с ограниченными возможностями, по мнению Алексея Ашапатова, стало проще найти свой путь в жизни при помощи спорта.

“Любой инвалид может от обычного спортзала дойти до сборной России, это зависит от его желания, стремления, — отметил он. — У нас в стране большое внимание уделяется паралимпийцам, они всегда на виду и являются примером для остальных.

Сейчас человеку с ограниченными возможностями стало проще найти себя в спорте, для таких людей открыты все границы: берите и занимайтесь”.

Что касается паралимпийского спорта высших достижений, то главным его центром в России является учебно-тренировочная база “Ока” (г. Алексин, Тульская область).

Спортивное учреждение было создано в 90-е годы и в течение длительного срока успешно решало задачи спорта высших достижений. В 2006-2012 гг.

“Ока” была реконструирована в рамках Федеральной целевой программы “Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы” и стала первой в стране специализированной спортивной базой для подготовки спортсменов-паралимпийцев.

Наряду с “Окой” российские паралимпийцы проходят сборы и на других федеральных базах страны — все они оборудованы с учетом людей с ограниченными возможностями здоровья. В числе этих объектов подмосковные базы “Озеро Круглое” и “Новогорск”, сочинский центр “Юг Спорт” и другие.

“Все крупнейшие тренировочные центры, которые созданы в России для спорта высших достижений, адаптированы для занятий инвалидов, — уточнила Баталова. — Особенно выделяются базы в Московской области, а также в Сочи”. Они находятся под юрисдикцией Министерства спорта и проблем не имеют. На сегодняшний день многие спортсмены-паралимпийцы находятся там на сборах”.

“При этом “Ока” — это передовой, образцовый объект для российских паралимпийцев, — добавила она. — Там расположены и бассейны, и стадионы, полностью оборудованы условия для проживания. “Ока” — это показатель наших объектов для паралимпийцев. К этой же категории можно отнести и базу в Сочи”.

В настоящее время российские паралимпийцы отстранены от участия в международных соревнованиях в связи с временной приостановкой членства Паралимпийского комитета России (ПКР) в составе Международного паралимпийского комитета.

“Учитывая сложившуюся ситуацию на мировой арене, ПКР старается проводить больше соревнований внутри страны, — отметила Баталова. — Наше отстранение — явление временное, которое нужно пережить”.

“Благодаря наличию хороших спортивных объектов есть все возможности поддерживать российских паралимпийцев в хорошей форме, а эта ситуация только сделает их злее.

У нас продолжают проводиться чемпионаты России, так что жизнь не остановилась, но, безусловно, остается большое желание показать, что мы сильны и доказать свою силу на международных стартах”, — подчеркнула многократная паралимпийская чемпионка. 

Екатерина Мухлынина

Источник: https://tass.ru/sport/4408140

Инвалиды должны заниматься спортом там, где им удобно

Могу заниматься физкультурой с детьми как специалист по адаптивной физкультуре?

ЭДУАРД ИСАКОВ. ФОТО: ПГ / ЮРИЙ ИНЯКИН

Физультурно-оздоровительные услуги людям с ограниченными возможностями надо предоставлять повсеместно и за бюджетный счёт, уверен член Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Эдуард Исаков. О том, как это сделать, сенатор рассказал «Парламентской газете».

 – Эдуард Владимирович, какие реформы следует провести, чтобы спортивным учреждениям было проще работать, а человек с инвалидностью получал необходимые физкультурно-оздоровительные услуги?

 – Мы с коллегами из общественных организаций сейчас прорабатываем вопрос о том, чтобы люди с инвалидностью могли получать услуги не только в спортивных учреждениях, но и в любых учреждениях, имеющих собственную физкультурно-спортивную базу.

Кроме того, Минспорта необходимо вернуть норму, которая предполагает, что наряду со спортивной подготовкой спортивные учреждения должны оказывать физкультурно-оздоровительные услуги — то есть не только занятия каким-либо определённым видом спорта, но широкий спектр физических упражнений и дисциплин, который подразумевает комплексную реабилитацию человека.

Минспорта необходимо вернуть норму, которая предполагает, что наряду со спортивной подготовкой спортивные учреждения должны оказывать физкультурно-оздоровительные услуги.

Большим шагом вперёд может стать внедрение электронного сертификата на получение инвалидом технических средств реабилитации и услуг по реабилитации и абилитации.

Согласно законопроекту, который сейчас готовится в Министерстве труда, сертификат позволит инвалидам получать за бюджетный счёт те товары и услуги, которые фиксируются в его карте при формировании индивидуальной программы.

И я уверен, что если в перечень предоставляемых услуг включить физкультурно-оздоровительные мероприятия и предусмотреть на это финансовые ресурсы, то инвалиду будет проще выбрать желаемое спортивное учреждение и получить за счёт бюджета рекомендуемые услуги.

Чтобы он мог пойти не только в бюджетный спортивный комплекс, но и в любое другое учреждение, которое предоставляет те или иные физкультурные услуги, в том числе коммерческие фитнес-центры.

 – С 1 января 2017 года начал свою работу Федеральный реестр инвалидов.Как вы оцениваете его эффективность?

– Информационные технологии в сфере реабилитации и абилитации инвалидов — незаменимый инструмент, поскольку он позволяет организовать межведомственное электронное взаимодействие, оперативно предоставлять любые услуги и осуществлять контроль за их выполнением.

Благодаря работе Федерального реестра органы исполнительной власти взаимодействуют через закрытые каналы связи, получая выписки индивидуальной программы реабилитации и абилитации людей с инвалидностью — ИПРА.

Согласно программе ИПРА, человек может получить услуги в сфере здравоохранения, образования и занятости, а также рекомендации по физкультурно-оздоровительным мероприятиям. Впрочем, к сожалению, как показывает практика, граждане с инвалидностью получают услуги не в полном объёме.

– Что служит тому причиной?

– Основная причина заключается в том, что на сегодняшний день органы исполнительной власти физкультурно-спортивной направленности не имеют доступа к Федеральному реестру инвалидов. Они получают информацию об инвалидах только из выписки ИПРА, которая содержит лишь перечень ограничений основных категорий жизнедеятельности.

В силу того, что в этой выписке нет медицинских документов с диагнозом инвалида, а также медицинских заключений с показанными и противопоказанными видами физической активности, позволяющими подобрать оптимальные методы адаптивной физкультуры и спорта, спортивные специалисты не в состоянии разработать качественный перечень мероприятий.

Впрочем, к сожалению, как показывает практика, граждане с инвалидностью получают услуги не в полном объёме.

Конечно, есть ответственные работники, которые напрямую связываются с инвалидом и уточняют его диагноз, чтобы разработать для него персональную программу. Но в большинстве случаев такая работа не ведётся, а программы разрабатываются «вслепую».

Поэтому, получив перечень физкультурно-оздоровительных мероприятий, гражданин не обращается в спортивные учреждения, понимая, что реализация ИПРА затруднена или невозможна.

Для того чтобы изменить эту ситуацию, необходимо предоставить региональным органам исполнительной власти в области физической культуры и спорта доступ к Федеральному реестру инвалидов и внести в форму ИПРА медицинские данные человека.

– А насколько сами спортивные учреждения готовы к тому, что к ним начнут обращаться инвалиды с персональной программой реабилитации?

– По данным Минспорта, процент доступности спортивных сооружений для инвалидов в регионах крайне низок. Поэтому я считаю, что каждому субъекту Федерации следует предусмотреть в своей стратегии регионального развития мероприятия по строительству и адаптации учреждений физкультурно-спортивной направленности, позволяющие получать услуги всем категориям граждан.

Ещё большая проблема заключается в том, что не все спортивные учреждения в малых городах и посёлках готовы предоставить людям с инвалидностью услуги по занятиям физкультурой и спортом.

Большинство спортивных объектов не адаптированы для лиц с ограниченными возможностями: в них нет специалистов в области адаптивной физической культуры и спорта, отсутствует и соответствующая материально-техническая база.

Кроме того, спортивные учреждения ведут свою деятельность в рамках федеральных стандартов спортивной подготовки, которые не предусматривают оказания физкультурно-оздоровительных услуг. А это сужает и без того небольшой перечень спортивных учреждений в муниципалитетах.

Выходит, что у человека с инвалидностью из небольшого города или посёлка нет выбора — остаётся только ехать за несколько десятков или сотен километров до рекомендуемого спортивного объекта, либо получать услуги платно. Логично, что оба варианта инвалиду не подходят.

– Были ли учтены ваши замечания на заседании Совета по делам инвалидов при Совете Федерации 19 апреля?

 – Председатель Комитета палаты по социальной политике Валерий Рязанский и заместитель министра труда и социальной защиты Григорий Лекарев услышали мои замечания, они войдут в итоговые рекомендации. Также на следующем заседании Совета по делам инвалидов мы более подробно обсудим эти проблемы и заслушаем предложения профильных ведомств, в первую очередь Министерства спорта.

Большинство спортивных объектов не адаптированы для лиц с ограниченными возможностями: в них нет специалистов в области адаптивной физической культуры и спорта, отсутствует и соответствующая материально-техническая база.

Мы с коллегами держим на контроле все вопросы, связанные с социальной защитой инвалидов и реализацией их законных прав. Я убеждён, что человек должен беспрепятственно получать физкультурно-оздоровительные услуги наравне с образовательными и медицинскими.

Спортивной отрасли также необходимо выстроить межведомственное взаимодействие с другими отраслями социальной сферы, чтобы человек с инвалидностью получал комплексные услуги по реабилитации и социализации. В России реализуются ряд государственных программ по народосбережению и развитию активного долголетия.

Государству важен каждый его житель, и наша задача — создать все условия по привлечению граждан к занятиям физкультурой и спортом.

Источник: https://www.pnp.ru/social/invalidy-dolzhny-zanimatsya-sportom-tam-gde-im-udobno.html

Тема адаптивного спорта объединила праздник физкультуры и конкурс детских рисунков в Карелии

Могу заниматься физкультурой с детьми как специалист по адаптивной физкультуре?
Физкультурно-спортивный праздник для особых детей “Я могу!” проводится в центре Петрозаводска на стадионе “Юность” уже в четвертый раз. Его активными участниками стали не только родители и дети, но и студенты программы “адаптивная физическая культура” Института физкультуры, спорта и туризма Петрозаводского государственного университета.

– Провести праздник помогли студенты, которые учатся не только по профилю “адаптивная физическая культура”, но и просто “физическая культура”. В их программе тоже есть такая дисциплина – адаптивная физкультура и спорт.

Что касается студентов, которые пришли в вуз в 2017 году на новую программу “адаптивная физкультура”, то весь учебный год они много времени проводили с детьми с особыми потребностями и особой заботы. Практика будущих специалистов проходит в специализированных интернатах города, где обучаются дети с ОВЗ.

Так что для студентов подобная работа и общение уже привычны, – рассказал заведующий кафедрой спортивных дисциплин Института физической культуры, спорта и туризма ПетрГУ Роман Кемза.

Он пояснил, что на новой для вуза программе обучения учатся студенты очной и заочной форм обучения: “Удачно совпало, что у студентов-заочников сейчас проходит сессия, и они смогли помочь в организации праздника, применить теоретические знания на практике”.

– Сейчас направление адаптивной физкультуры востребовано не только в Карелии, но и России. Детей с ОВЗ появляется все больше, есть госпрограмма для того, чтобы готовить специалистов для подобной работы, – замечает эксперт.

– Я знаю, что наше республиканское Министерство спорта планирует открыть спортшколу по адаптивной физкультуре или при каждой спортшколе сделать отделение по адаптивной физкультуре.

Плавание, спортивное ориентирование, настольный теннис – это те направления, по которым дети с ограниченными возможностями занимаются и даже участвуют в соревнованиях федерального уровня. В Медвежьегорском районе у нас сильное отделение по горным лыжам. У ребят есть свой календарь соревнований, они выезжают. 

Некоторые дети с ОВЗ из числа спортсменов становятся студентами вуза. По мнению Романа Кемзы, они лучше понимают своих воспитанников и, скорее всего, это в дальнейшем повлияет на работу.

Родителям особых детей не стоит сомневаться в том, отдавать ли детей в спорт, уверен эксперт. В адаптивном спорте нет погони за секундами и лучшим результатом, но он связан с оздоровлением, общением, поддержкой.

“Сомневаться не стоит, нужно приходить и участвовать в подобных праздниках как можно чаще!” – говорит заведующий кафедрой.

Разделяет эту точку зрения и Лариса Киэлевяйнен, заведующая кафедрой теории и методики физического воспитания Института физкультуры, спорта и туризма ПетрГУ. 

– Студенты трогательно относятся к детям особой заботы. В организации праздника я участвую с самого начала и замечаю, что с каждым годом увеличивается количество тех, кто приходит на “Юность”. Это не значит, что детей с инвалидностью становится больше, – говорит она. – Скорее, это о том, что больше родителей и семей подключается к двигательной активности. Дети погружаются в социум, они ведь здесь не одни – с семьями, друзьями, знакомыми. Создается особая дружественная атмосфера. Это важно, потому как от сидения дома никакой динамики и движения вперед не будет. Если есть хотя бы крошечная возможность отдать ребенка в адаптивный спорт, секцию, ее надо использовать! Даже если у ребенка с ДЦП шевельнулась рука или нога, на пять сантиметров увеличилась амплитуда движения – это тоже большой прорыв! У нас есть прекрасный пример, когда ребенок, придя к нам, передвигался на четвереньках, сейчас он идет самостоятельно. Для нас это огромная радость, эта девочка сейчас на празднике. Мы замечаем за детьми, которые регулярно занимаются в бассейне, в спортзале, на тренажере Гросса положительную динамику не только в плане двигательной активности, но и в плане социализации и общения. Дети становятся более дисциплинированными.

По итогам соревнования абсолютно всех отважных спортсменов поощрили. Надо было видеть восторг детей, которые держали свои медали в руках, показывали их родителям и друг другу, а еще – беззаботно радовались и улыбались!

Второе событие этого дня – награждение победителей конкурса рисунков “Мы вместе”. Во II Республиканском конкурсе рисунков “Мы вместе!” приняли участие 72 ребенка, поступило 80 рисунков. Жюри пришлось постараться из этого количества интересных, запоминающихся работ выбрать лучшие.

Как отметили организаторы конкурса, тема непростая, но участниками творческого состязания стали не только дети с инвалидностью, но и школьники и дошколята обычных школ и садов Петрозаводска и районов Карелии.

Музыкальные номера в исполнении юных артистов, подарки, аплодисменты и вновь улыбки – вот в такой дружественной атмосфере состоялось подведение итогов.

Особую благодарность родители и организаторы конкурса выразили спонсорам обоих праздников. Благодаря неравнодушным компаниям и их руководителям дети получили памятные подарки, и, что немаловажно, почувствовали заботу взрослых и успешных людей. И участники, и спонсоры убеждены, что подобных событий в жизни всех детей должно быть больше!

Напомним, проект “Я могу!”, реализуемый при помощи гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предполагает создание условий для адаптации, реабилитации, включения в социальную жизнь детей с ОВЗ с помощью развития адаптивной физической культуры и спорта в Петрозаводске и Прионежском районе Карелии.

Мария Голубева

Фото Марии и Афанасия Голубевых

Источник: http://www.ug.ru/news/25207

Юриста совет
Добавить комментарий