Могу ли я через суд обязать Росреестр выполнить определенные действия?

Обзор судебной практики рассмотрения гражданских дел по спорам, возникающим из земельных правоотношений, рассмотренным судами Калининградской области за 2013 год

Могу ли я через суд обязать Росреестр выполнить определенные действия?

Обзор документа

Обзор судебной практики рассмотрения гражданских дел по спорам, возникающим из земельных правоотношений, рассмотренным судами Калининградской области за 2013 год

Конституция Российской Федерации гарантирует, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9).

С развитием права частной собственности на землю вопрос о правах на нее приобрел особую значимость. В связи с этим земельные споры сохраняют свою актуальность, несмотря на небольшой удельный вес дел данной категории.

Так, по данным статистической отчетности за 2013 г. земельные споры составляют около 2,2% от общего числа оконченных судами области гражданских дел.

Кроме того, с учетом существенной публично-правовой специфики характера спорных правоотношений значительное число дел, связанных с применением земельного законодательства, учитывается в статистической отчетности по категории “жалобы на неправомерные действия (бездействие) должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, органов государственной власти и местного самоуправления”.

По результатам рассмотрения дел в апелляционном порядке стабильность судебных решений по земельным спорам составляет 88,4%.

Следует отметить, что если ранее большая часть споров была связана с межевыми конфликтами, порядком пользования земельными участками, оборотом земель сельскохозяйственного назначения, то в настоящее время значительным является число дел, связанных с ограничением прав на землю, проведением кадастрового учета земельных участков. Такое положение может быть обусловлено необходимостью легитимизации правообладания и объекта права и возникновением связанных с этим разногласий между субъектами этих правоотношений.

В изъятие из общих правил территориальной подсудности все иски, так или иначе затрагивающие права на земельные участки, предъявляются в суд по месту их нахождения по правилам исключительной подсудности (ст. 30 ГПК РФ).

Следует отметить, что суды по существу правильно подходят к вопросу об определении территориальной подсудности.

Например, определением судьи Центрального районного суда г. Калининграда возвращено в связи с неподсудностью данному суду исковое заявление Г.Н.В. и К.И.Я.

к администрации городского округа “Город Калининград” о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка и понуждении к предоставлению земельного участка в собственность за плату.

Данное исковое заявление подано в суд по месту нахождения ответчика – администрации городского округа, при этом предметом спора являлся расположенный на Московском проспекте г. Калининграда земельный участок под находящимися в собственности истцов нежилыми помещениями. Возвращая исковое заявление, судья Центрального районного суда г.

Калининграда правильно исходил из того, что истцами заявлено требование о праве на получение земельного участка по основаниям, предусмотренным ст. 36 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ), в связи с чем спор подлежит разрешению по месту нахождения спорного земельного участка – Ленинградским районным судом г. Калининграда.

Что касается родовой подсудности, то большинство дел по спорам, связанным с землей, разрешается районными судами.

В силу требований п. 7 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ к подсудности мировых судей относятся дела об определении порядка пользования земельными участками, за исключением случаев, когда такие споры сопряжены с требованиями иного характера, относящимися к подсудности районных судов.

Кроме того, мировым судьям подсудны дела о правах на земельные участки, если их стоимость не превышает 50 000 руб. (п. 5 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ). При цене иска свыше этой суммы дело рассматривается районным судом.

1. Вопросы кадастрового учета земельных участков

Правовое определение понятия “земельный участок” установлено в ст. 11.1 ЗК РФ, согласно которой земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

По смыслу приведенной нормы, земельный участок может быть объектом земельных и гражданско-правовых отношений только при условии, что такой земельный участок имеет установленные границы.

Установление границ земельного участка является одним из правовых средств его индивидуализации. При этом такая индивидуализация (определение и закрепление на месте границ) означает, что земельный участок прошел кадастровый учет и ему присвоен соответствующий кадастровый номер.

Согласно Федеральному закону от 4 июля 2007 г. N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” (в ред. от 30 декабря 2008 г.

) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (п. 3 ст. 1).

В силу требований ст. 7 указанного Федерального закона к индивидуальным характеристикам земельного участка относятся кадастровый номер, месторасположение, площадь, границы, его целевое назначение.

Между тем, на практике нередко в кадастре такие сведения отсутствуют или указаны не в соответствии с нормами действующего законодательства. Как правило, это относится к ранее учтенным земельным участкам.

В соответствии с п. 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 4 февраля 2010 г.

N 42, решение о внесении в кадастр сведений о ранее учтенном земельном участке принимается на основании правоустанавливающих документов (свидетельства о праве собственности, праве пожизненно наследуемого владения, государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, и др.), которые не содержат информации о границах земельного участка.

При таких обстоятельствах перед правообладателями ранее учтенных земельных участков возникает необходимость внести в кадастр недостающие сведения о его границах.

В силу требований ст. 22 Федерального закона от 4 июля 2007 г.

N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” основанием для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости об уникальных характеристиках земельного участка является межевой план, устанавливающий в том числе местоположение границ земельных участков и являющийся результатом проведения кадастровых работ. Указанная процедура проводится и в отношении вновь создаваемых земельных участков, и в отношении ранее учтенных земельных участков.

Согласно ст.

38 указанного Федерального закона при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (п. 9. ст. 38).

Особым действием в составе действий по формированию границ земельного участка является согласование местоположения его границ.

Этот порядок в основном определен в ст. 39 Федерального закона от 4 июля 2007 г.

N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости”, согласно которой местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию заинтересованными лицами – правообладателями земельных участков, границы которых одновременно служат границами земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ.

При этом заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.

В силу ст. 40 указанного Федерального закона результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования и является частью межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Установление процедуры согласования местоположения границ обусловлено необходимостью учета законных прав всех заинтересованных лиц при индивидуализации земельных участков и направлено на обеспечение защиты прав в первую очередь смежных землепользователей. Акт согласования границ является неотъемлемой частью межевого плана. Нарушения, допущенные при проведении согласования, могут являться основанием для признания всего межевого плана, а также его результатов, незаконными.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/9682532/

Администрация Исаклинского муниципального района

Могу ли я через суд обязать Росреестр выполнить определенные действия?

ПРЕСС-РЕЛИЗ

30сентября 2019

Полезныерекомендации эксперта для владельцев недвижимости

В Управлении Росреестра по Самарскойобласти прошла «прямая линия» для людей почтенного возраста. Большая частьвопросов касалась установления границ земельных участков (в том числе занятыхсамовольно) и обеспечения безопасности недвижимого имущества пенсионеров. Навопросы граждан отвечал заместитель начальника отдела правового обеспеченияКонстантин Минин.

Установленныеграницы земельного участка – залог спокойствия

Ольга Васильевна вышлазамуж в 22 года. Сначала молодая семья ютилась у родителей невесты, а потоммолодым достался по наследству большой земельный участок. На нем они выстроилидом, в котором живут и сегодня. В этом доме выросли их дети, а сейчас навыходные сюда привозят из города внуков. Подышать свежим воздухом и поестьдомашних овощей и фруктов.

Как и у других семей, и уэтой семьи иногда случались трудности. Но у них всегда оставалось главное:взаимное уважение, а также их уютный дом и земля, которая кормила, и гдехозяева не только трудились, но и отдыхали за чашкой ароматного чая с яблочнымпирогом.

Год назад совершеннонеожиданно устоявшийся уклад жизни пошатнулся. Сосед продал свой земельныйучасток, и новый собственник решил установить границы. Он вызвал кадастровогоинженера, который составил план межевания. «Часть нашей земли просто украли, -считает Ольга Васильевна. – С намиустановление границ никто не согласовывал!».

Как выяснилось, участок идом были зарегистрированы, но границы семья устанавливать не спешила: нехотелось тратить деньги на услуги кадастрового инженера. Теперь очень жалеют,потому что вместо того, чтобы спокойно заниматься садоводством иогородничеством и приобщать внуков к прекрасному, пенсионеры изучают законодательствои готовятся к судебным тяжбам с новым соседом.

В связи с тем, что уОльги Васильевны много вопросов к кадастровому инженеру по качеству составлениямежевого плана, Константин Минин разъяснил ей, что контроль за деятельностьюкадастровых инженеров осуществляют саморегулируемые организации, арасследование административных правонарушений или уголовных преступленийотносится к компетенции прокуратуры и правоохранительных органов.

Эксперт также пояснил,что при установлении границ земельного участка изготавливается межевой план иакт согласования границ, который в обязательном порядке согласовывается ссобственниками смежных земельных участков.

При уточнении границ земельногоучастка за основу берутся первичные документы, подтверждающие площадь и конфигурациюпри образовании земельного участка, поскольку в них содержится материал ограницах.

Не исключено, что кадастровый инженер использовал именно этуинформацию.

Константин Мининрекомендует всем владельцам земельных участков оформить границы. «В законеобязанность установить границы ранее учтенных земельных участков не прописана,однако практика показывает, что эта мера позволяет избежать таким собственникамнеприятных ситуаций впоследствии», – подчеркнул он.

Вопросы заявителей о регистрации прав на земельныеучастки касались также самовольно занятых земель.

В соответствии с изменениями в федеральныезаконы «О кадастровой деятельности» и «О государственной регистрациинедвижимости», (которые вступили всилу 16 сентября 2019 года), безвыкупа возможно будет уточнитьграницы земельного участка по фактическому землепользованию в рамках проведениямуниципальным образованием комплексных кадастровых работ в соответствующемкадастровом квартале, если излишки не будут превышать величину предельногоминимального размера земельного участка, установленного в соответствии сземельным законодательством.

Правилабезопасности недвижимого имущества

Недвижимостьпожилых людей является лакомым кусочком для мошенников в сфере недвижимости.Для того, чтобы обезопасить себя от потери жилья пенсионерам стоит податьзаявление о том, что сделки с принадлежащим им имуществом могут проходитьтолько при их личном участии. Заявление подается в любом многофункциональномцентре.

Из документов нужен только паспорт. Данное заявление поступает вУправление Росреестра, которое вносит соответствующую запись в Единыйгосударственный реестр недвижимости. Эта услуга предоставляется гражданамбесплатно.

«При наличии такой отметки никто другой кроме собственника не сможетсовершать сделки с недвижимостью», – пояснял Константин Минин заявителям потелефону.

Контакты для СМИ: ОльгаНикитина, помощник руководителя Управления Росреестра 8 927 690 7351, pr.samara@mail.ru

АНОНС

24 сентября 2019

Консультациидля людей почтенного возраста по вопросам регистрации прав и постановки накадастровый учет

02 октября с 10.00 до13.00 специалисты Управления Росреестра по Самарской области проконсультируютлюдей почтенного возраста. Они расскажут о способах защиты от мошенников всфере недвижимости, разъяснят вопросы регистрации прав и постановки накадастровый учет земельных участков, а также оформления квартир и жилых домов.

Консультацию можнополучить по адресу: ул. Некрасовская, д.3 (вход со стороны ул. АлексеяТолстого) кабинет №8.

Контакты для СМИ:

Ольга Никитина,помощник руководителя Управления Росреестра

(846) 33-22-555,8 927 690 73 51, pr.samara@mail.ru

ПРЕСС-РЕЛИЗ

8августа 2019

Сделки с недвижимостью в электронном виде получилидополнительную защиту

Президент России Владимир Путин подписалзакон, который предоставляет гражданам право внести в Единый государственныйреестр недвижимости (ЕГРН) отметку о возможности представления в Росреестрзаявления о переходе или прекращении права на принадлежащую им недвижимость,подписанного электронной подписью*. Закон принят с целью обеспечения защитыправ граждан в результате совместной работы депутатов Государственной Думы иПравительства Российской Федерации. Росреестр принимал участие в работе надпоправками к проекту закона.

Если гражданин допускает проведениесделок с его недвижимостью в электронной форме с использованием усиленнойквалифицированной электронной подписи, то он об этом отдельно должен податьзаявление в Росреестр в бумажной форме. При отсутствии такого заявления отсобственника государственная регистрация перехода прав на основанииэлектронного пакета документов будет невозможна.

В частности, закон защищает гражданот мошеннических действий с их недвижимостью, совершаемых при помощиэлектронной подписи.

Он направлен на исключение случаев, когда мошенникизавладевают чужими квартирами путем подачи документов на государственнуюрегистрацию прав с незаконным использованием электронной подписи собственника,полученной в удостоверяющем центре в том числе по поддельным документам.

При этом закон предусматривает рядслучаев, когда для проведения сделок с недвижимостью в электронном виде небудет требоваться специальная отметка в ЕГРН, сделанная на основании заявлениясобственника недвижимости.

«При принятии закона основнаясложность была в поиске баланса между степенью защиты прав граждан на ихимущество и задачей не сдерживать цифровизацию на рынке недвижимости. Решитьэти задачи позволило сбалансированное решение.

Так, согласно закону внесениеотметки в реестр недвижимости не потребуется, если электронная подпись выданаФедеральной кадастровой палатой Росреестра, при проведении сделок с участиемнотариусов и органов власти, которые взаимодействуют с Росреестром вэлектронном виде.

Закон также сохраняет все возможности подачи электронныхпакетов от кредитных организаций без внесения в реестр недвижимости специальнойотметки на основании заявления собственника.

Таким образом, его действие небудет распространяться на популярные цифровые проекты, такие как электроннаяипотека», – говорит заместитель Министраэкономического развития Российской Федерации – руководитель Росреестра ВикторияАбрамченко.

Справочно

Возможность подать заявление озапрете проведения сделок без личного участия собственника недвижимостипредусмотрена законодательством начиная с 2013 года. С этого момента отмечаетсярост таких заявлений, поданных собственниками недвижимости в Росреестр.

Так, ихколичество, полученное Росреестром в 2018 году, выросло по сравнению с 2014годом, почти в 9 раз. Всего за период с 1 января 2014 года по 30 марта 2019года ведомство получило порядка 550 тыс.

заявлений собственников оневозможности проведения сделок без их личного участия.

* Законопроект № 728232-7 «Овнесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрациинедвижимости» (в части отметки о возможности предоставления заявления нагосударственную регистрацию права, заверенного электронной подписьюгражданина).

ОРосреестре

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра икартографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющимфункции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок сним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственногокадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственногомониторинга земель, государственной кадастровой оценке, геодезии и картографии.Росреестр выполняет функции по организации единой системы государственногокадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество,а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации. Ведомствотакже осуществляет федеральный государственный надзор в области геодезии икартографии, государственный земельный надзор, государственный надзор задеятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, оценщиков иарбитражных управляющих.

Подведомственными учреждениями Росреестра являются ФГБУ «ФКПРосреестра» и ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД».

ПРЕСС-РЕЛИЗ

26июля 2019

Дачную амнистию продлили до 1 марта 2021 года

25 июля Госдума приняла в окончательном чтении поправки в ряд законов,которые затрагивают интересы владельцев жилых и садовых домов, находящихся наземельных участках для садоводства, а также индивидуальных жилых строений научастках под ИЖС и личное подсобное хозяйство в границах населенныхпунктов. 

Напомним, что с 1 марта 2019 года, чтобы оформить индивидуальные жилыестроения, расположенные на земельных участках под ИЖС или личное подсобноехозяйство (ЛПХ), а также жилые и садовые дома, находящиеся на землях длясадоводства, необходимо было подать в орган местного самоуправления уведомленияо начале и завершении строительства. Как отмечают в Управлении Росреестра по Самарскойобласти, с этого момента обращений за регистрацией прав на такую недвижимостьстало значительно меньше. Зато вопросов у заявителей появилось очень много.Кроме того, граждане сожалели, что не успели оформить недвижимость в порядке«дачной амнистии». Но законодатели снова дали им такой шанс: вчера Госдумавернула «дачную амнистию», и для отдельных объектов недвижимости уведомлениятеперь не потребуются. Закон вступит в силу сразу после его опубликования.

Согласно закону, до 1 марта 2021 года поставить на кадастровый учет изарегистрировать право на жилые и садовые дома, созданные на земельныхучастках, предназначенных для садоводства, можно на основании толькотехнического плана и правоустанавливающего документа на землю. Именно так ониоформлялись на протяжении последних 13 лет, вплоть до 1 марта 2019 года.Технический план готовится кадастровым инженером на основании проектнойдокументации (при ее наличии) или декларации.

«Законодатели разрешили и вопрос оформления индивидуальных жилыхстроений, возведенных на земельных участках под ИЖС или ЛПХ в границахнаселенных пунктов, – говорит начальник отдела регистрации объектов жилогоназначения Управления Росреестра по Самарской области Ольга Герасимова.

– В законе прямо указано, что делать, если домуже начали возводить или даже построили его, но разрешение на строительство неполучали. В этом случае следует подать уведомления о начале и о завершениистроительства в орган местного самоуправления. Причем, если дом уже построен,то уведомления о начале и завершении строительства подаются одновременно.

Такойупрощенный порядок также будет действовать до первого марта 2021 года».

Срок одновременной постановки на кадастровый учет и регистрации прав вСамарской области составляет всего 7 рабочих дней со дня подачи заявления.

Приложение

ИНФОРМАЦИЯ

повопросам порядка государственной регистрации прав на земельные участки,постановки на государственный кадастровый учет земельных участков

Управление Федеральной службыгосударственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области (далее– Управление) в соответствии с Земельным законодательством РоссийскойФедерации, Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ “О государственнойрегистрации недвижимости” (далее – Закон о регистрации) и принятыми воисполнении нормативно-правовыми актами, сообщает следующее.

Государственныйкадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются наосновании заявления и документов,поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом о регистрациипорядке (статья 14 Закона о регистрации).

Форма заявления огосударственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав итребования к его заполнению, а также требования к формату такого заявления ипредставляемых с ним документов в электронной форме утверждены ПриказомМинэкономразвития России от 08.12.2015 № 920.

Порядокпредставления заявления и документов:

Источник: https://isakadm.ru/informatsiya/rosreestr-soobshchaet.php

Росреестр и Кадастровая палата

Могу ли я через суд обязать Росреестр выполнить определенные действия?

Кадастровая палата оцифровала более половины всех кадастровых дел в стране

Учреждение рассказало о результатах оцифровки кадастровых дел в стране. Федеральная кадастровая палата перевела в электронный формат более
33,8 млн.

кадастровых дел, что составляет 55% от всех кадастровых документов, находящихся на хранении в архиве учреждения.

Перевод документов в «цифру» позволит оперативно оказывать учетно-регистрационные услуги, в том числе, вне зависимости от месторасположения объекта недвижимости, то есть экстерриториально.

В 2019 году доля переведенных в электронный вид кадастровых документов должна достигнуть 52%. Всего в архивах Кадастровой палаты содержится около
62 млн. кадастровых дел.

В электронный вид уже полностью переведены документы в 15 регионах: Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Магаданской области и Чукотском АО, Иркутской области, республиках Коми, Марий-Эл, Калмыкия, Тыва, Хакасия, Дагестан, Северная Осетия – Алания, Татарстан, Алтай.

«Перевод кадастровых дел в цифровой формат позволит повысить скорость оказания услуг вне зависимости от месторасположения объекта недвижимости, то есть экстерриториально.

Сегодня же житель Владивостока, получивший

в наследство участок в Краснодарском крае, может оформить все необходимые документы, не выезжая за пределы своего региона, – операции с недвижимостью будут проведены в дистанционном режиме в обычные сроки: от пяти до 10 рабочих дней в зависимости от вида учетно-регистрационных действий»,

– говорит первый заместитель директора Федеральной кадастровой палаты Игорь Абазов.

Кадастровое дело представляет собой совокупность скомплектованных и систематизированных документов, на основании которых в Единый государственный реестр недвижимости вносятся сведения об объекте.

Это документы, подтверждающие образование или прекращение существования объекта недвижимости, изменения его основных характеристик.

Кадастровое дело хранится в архиве Кадастровой палаты бессрочно и не подлежит утилизации

Сканированию подлежат заявление о кадастровом учете, межевой или технический план, акт определения кадастровой стоимости, акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта, копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка и пр.

Все созданные файлы заверяются электронной подписью специалиста архива Кадастровой палаты.

Граждане и юридические лица могут запрашивать документы из архива Кадастровой палаты.

К примеру, правообладателю, при проведении сделок с недвижимостью, может потребоваться копия межевого или технического плана, копия документа, подтверждающего принадлежность земельного участка к определенной категории земель, установленное разрешенное использование участка и изменение назначения здания или помещения.

Соответствующий запрос можно подать в ближайшем офисе МФЦ, направить в адрес Кадастровой палаты почтой или воспользоваться электронными сервисами Росреестра. При этом запросы принимаются только от правообладателей объектов недвижимости или их представителей, наделенных соответствующими полномочиями. По одному запросу выдается только один документ.

Копию архивного документа можно получить как на бумаге, так и в электронном виде. Электронный документ заверяется цифровой подписью

и имеет такую же юридическую силу, что и бумажный. Выдача сведений из архива занимает не более трех рабочих дней.

«В 2019 году Кадастровая палата по Москве обработала более 2,5 тысяч запросов о предоставлении копии документов из архива, из них порядка
450 документов учреждением выданы в электронном виде»,
– отметила заместитель директора Кадастровой палаты по Москве Александра Кондратьева.

Федеральная кадастровая палата приняла 3,5 миллиона обращений граждан в режиме 24/7

Чаще всего в 2019 году граждан интересовал необходимый пакет документов
для проведения сделок

В 2019 году 3,5 миллиона граждан обратилось в Ведомственный центр телефонного обслуживания (подразделение Федеральной кадастровой палаты). Большая часть обращений касалась вопросов, связанных с уточнением статуса заявлений, поданных гражданами, а также процедурами подачи документов
для операций с недвижимостью.

За 11 месяцев текущего года Ведомственный центр телефонного обслуживания обработал 3 529 066 обращений граждан. Более половины всех обращений связаны с подготовкой и подачей необходимых документов для проведения

учетно-регистрационных процедур – 55% от всех обращений. Почти 19% обращений касалось уточнения статуса поданных заявлений.

Почти треть обращений пришла от жителей Москвы и Московской
области – почти миллион человек обратилось в этом году в ВЦТО. Более 11% звонков совершили жители Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 3,6% – жители республики Татарстан и 3,1% – жители Свердловской области.

«Кадастровая палата по Москве ежедневно отвечает на обращения граждан, поступившие через Ведомственный центр телефонного обслуживания.

Регулярная информационная работа и консультирование способствуют росту правовой грамотности населения, – отметила директор Кадастровой палаты
по Москве Елена Спиридонова.

Только в 2019 году благодаря ВЦТО более 7 тысяч жителей столицы получили профессиональную правовую помощь».

Как правило, консультация специалиста особенно нужна при планировании
и проведении сделок с недвижимостью, которые сопряжены с большим количеством различных нюансов.

С помощью специалистов ВЦТО граждане могут уточнить статус уже поданного заявления на проведение государственной услуги или уточнить перечень необходимых для ее получения документов, узнать режим работы филиалов Кадастровой палаты и территориальных органов Росреестра, оформить предварительную запись на прием к руководителям или на выездное обслуживание, получить подробную консультацию и практическую помощь в использовании электронных сервисов.

«Ведомственный центр телефонного обслуживания дает гражданам возможность в режиме 24/7 получить подробную консультацию и помощь в решении широкого спектра вопросов, связанных со сферой учетно-регистрационной действий в частности и оборотом недвижимого имущества в целом, – говорит директор Федеральной кадастровой палаты Парвиз Тухтасунов.В 2019 году сотрудники ВЦТО уже приняли более трех с половиной миллионов обращений Среднее время, затраченное на решение конкретного вопроса, составило менее 4 минут. В 2020 году мы планируем существенно повысить скорость обработки и решения запросов граждан».

Ведомственный центр телефонного обслуживания
(ВЦТО) – специализированный филиал Федеральной кадастровой палаты, расположенный на площадках в Курске и Казани. Суммарно в нем работают более 300 специалистов. ВЦТО начал принимать звонки 21 сентября 2011 года. За восемь лет обработано более 30 млн. обращений.

19 декабря состоится консультация специалистов государственного земельного надзора Росреестра по Москве

Управление Росреестра по Москве информирует о проведении «горячей линии» по вопросам соблюдения земельного законодательства Российской Федерации.

Консультация пройдет 19 декабря с 11:00 до 15:00 по телефону: 8 (495) 530‑22‑37.

На вопросы граждан будет отвечать заместитель начальника отдела государственного земельного надзора Устинов Роман Игоревич.

В ходе телефонной линии можно обратиться по таким темам, как виды разрешенного использования земельных участков, спорные ситуации или факты самовольного занятия участков, административные правонарушения земельного законодательства и предусмотренные за них наказания и другие.

Консультации по вопросам соблюдения земельного законодательства Российской Федерации проводятся ежеквартально. Информация о дате и времени их проведения размещается на официальном сайте Росреестра в разделе «Новости».

Специалисты Росреестра по Москве провели общероссийский день приема граждан

В День Конституции Российской Федерации в центральном аппарате Росреестра и его территориальных органах состоялся общероссийский день приёма граждан.

Всего в этот день было задействовано более одной тысячи специалистов Росреестра и принято порядка 2,5 тыс. обращений по всей России, в том числе посредством видеосвязи.

В Управлении Росреестра по Москве прием заявителей осуществляли заместители руководителя, помощники и начальники межмуниципальных отделов регистрации столичного Росреестра при участии представителей Кадастровой палаты по Москве.

Наибольшая часть вопросов касалась государственной регистрации прав и кадастрового учета недвижимости. Помимо этого, москвичей интересовал вопрос перевода нежилого помещения в жилое, получения сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), порядок их передачи в Федеральную налоговую службу (ФНС), а также работа электронных сервисов Росреестра.

Всего за консультацией обратились 113 человек – на треть больше, чем в прошлом году в рамках ОДПГ. Каждый из заявителей получил развернутый ответ и подробные разъяснения для решения вопроса в соответствии с действующим законодательством.

В Москве число принятых Росреестром электронных обращений увеличилось на 81% в годовом выражении

Управлением Росреестра по Москве с начала 2019 года принято 287 123 заявления в электронном виде на регистрацию прав и постановку на кадастровый учет объектов недвижимости – в 1,8 раза (+81%) больше, чем за аналогичный период прошлого года (158 972).

Наибольшее количество обращений онлайн в текущем году поступило от физических лиц – по сравнению с 2018 годом их число увеличилось вдвое.

Почти 30% заявлений в электронном виде были поданы юридическими лицами, в годовом выражении также отмечается их рост (+83%).

Кроме того, после вступления в силу изменений, согласно которым с февраля нотариусы обязаны направлять в Росреестр в электронной форме все нотариально заверенные документы по сделкам с недвижимостью, число обращений от них увеличилось более чем в шесть раз.

В месячном выражении также отмечается рост количества поданных обращений: в ноябре принято 29 639 заявлений онлайн, что на 8% больше предыдущего месяца (27 568). По сравнению с ноябрем 2018 года (17 240) показатель текущего года вырос в 1,7 раза.

Руководитель Управления Росреестра по Москве Игорь Майданов:

«В Москве популярность электронных сервисов Росреестра по-прежнему стабильно растет: за 11 месяцев текущего года Управлением получено почти 290 тыс. заявлений онлайн – данный показатель превысил число обращений, которое мы приняли в совокупности за 2016, 2017 и 2018 годы.

Тенденция роста в значительной степени обусловлена простотой получения электронных услуг, снижением административных барьеров при их предоставлении и сокращением сроков проведения учетно-регистрационных действий до пяти дней, а если такое заявление подает нотариус, то срок оказания услуги составляет всего один день».

Кадастровая палата по Москве провела завершающий в 2019 году консультационный семинар для кадастровых инженеров

Учреждение на регулярной основе проводит мероприятия, которые позволяют повысить качество подготавливаемых кадастровыми инженерами документов.

04 декабря 2019 года Кадастровая палата по Москве совместно с СРО Ассоциация «НП «Кадастровые инженеры юга» провела консультационный семинар для кадастровых инженеров на тему: «Основные изменения законодательства 2019 года, влияющие на осуществление кадастровой деятельности».

С приветственным словом выступил заместитель директора Кадастровой палаты по Москве Алексей Некрасов, который поблагодарил СРО Ассоциация «НП «Кадастровые инженеры юга» за сотрудничество и активное участие в деятельности кадастровых инженеров.

Он отметил эффективность проведенных в текущем году совместных мероприятий, направленных на повышение качества подготавливаемых кадастровыми инженерами документов, а также пожелал всем участникам качественной и плодотворной работы в наступающем Новым году.

В числе спикеров семинара выступили от Кадастровой палаты по Москве: начальник отдела обработки документов и обеспечения учетных действий – Марина Сережникова, её заместители – Андрей Хлюстов и Павел Андрющенко, от СРО Ассоциация «НП «Кадастровые инженеры юга»: генеральный директор – Галина Высокинская, её заместитель – Дарья Доброскок, а также руководитель центра контроля качества и проведения проверок – Владимир Немов.

В ходе семинара подробно освещены следующие темы:

– реестровые, технические ошибки и порядок их исправления;

– особенности осуществления государственного геодезического надзора;

– основные ошибки при подготовке межевых и технических планов, актов обследования;

– геодезические измерения при осуществлении кадастровой деятельности;

– основные изменения законодательства;

– порядок взаимодействия кадастровых инженеров и СРО;

– оформление договора подряда на выполнение кадастровых работ, акта выполненных работ, сметы.

Источник: https://uvao.mos.ru/rosreestr/

Закон о регистрации устанавливает несколько правил

Могу ли я через суд обязать Росреестр выполнить определенные действия?

17.10.2016

  Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ).

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной законодательством системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).

Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в ЕГРП.

Согласно ст. 17 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (Закон о регистрации) основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе и вступившие в законную силу судебные акты.

Вопрос о соотношении решения суда, устанавливающего право на недвижимость, и акта государственной регистрации права на недвижимое имущество относится к проблемным как в судебной практике, так и в практике органов, осуществляющих регистрацию прав.

ГК РФ в качестве самостоятельного основания возникновения гражданских прав и обязанностей называет судебное решение (пп. 3 п. 1 ст. 8 ГК РФ).

Закон о регистрации, определяя специфику государственной регистрации прав на недвижимость на основании решения суда, арбитражного суда или третейского суда, устанавливает несколько правил:

1. Государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда, за исключением некоторых случаев:

– в случае если решение суда не содержит сведений, которые государственный регистратор обязан внести в ЕГРП;

– государственный регистратор или правообладатель при наличии в письменной форме заключения государственного регистратора вправе запросить суд о порядке исполнения данного решения;

2. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях.

Указанные положения нуждаются в подробном анализе.

И так, государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в законную силу решением суда.

Данная норма, прежде всего, направлена на определение соотношения компетенции суда и регистрирующего органа. Она содержит указание на то, что регистратор не вправе анализировать решение суда с точки зрения его законности и обоснованности.

Пункт 1 ст. 13 Закона о регистрации предусматривает проведение регистратором правовой экспертизы документов. Очевидно, что решение суда является таким документом, «глубина» правовой экспертизы которого со стороны регистратора должна быть ограничена. Исходя из содержания ст. 28 Закона о регистрации при правовой экспертизе решения суда необходимо установить следующие обстоятельства:

– устанавливает ли это решение право на недвижимое имущество;

– подлежит ли это право государственной регистрации;

– содержит ли решение сведения, которые регистратор обязан внести в ЕГРП;

– вступило ли решение в законную силу.

При положительном ответе на все эти вопросы регистрация права на основании решения суда должна быть произведена. Разумеется, как лицо с юридическим образованием, регистратор может иметь суждение о том, соответствует ли закону представленное судебное решение. Но у него нет права положить это  суждение в основу принимаемого решения.

Особенностью регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебных актов является то, что отказать в такой регистрации можно не по всем основаниям, установленным ст. 20 Закона о регистрации.

В соответствии с п. 1 ст.

28 Закона о регистрации права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации, в которой государственный регистратор вправе отказать только по основаниям, указанным в абзацах четвертом, шестом, седьмом, девятом, десятом, одиннадцатом, двенадцатом, тринадцатом и четырнадцатом пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации, а именно:

  • если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (абз. 4 п.1 ст. 20 Закона о регистрации);
  • если лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества (абз. 6 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации);
  • если лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий (абз. 7 п. 1 ст.

    20 Закона о регистрации);

  • если правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества (абз. 9 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации);
  • если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав (абз. 10 п. 1. ст. 20 Закона о регистрации);
  • имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами (абз. 11 п. 1. ст. 20 Закона о регистрации);
  • ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе  (абз. 13 п. 1. ст. 20 Закона о регистрации);
  • в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка, на государственную регистрацию права на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением случаев, установленных в пункте 1 статьи 19 настоящего Федерального закона (абз. 14 п. 1. ст. 20 Закона о регистрации).

            Таким образом, следует признать, что при представлении в качестве правоустанавливающего документа решения суда в регистрации права на недвижимое имущество может быть отказано, если решение не отвечает признакам, установленным ст. 28 Закона о регистрации.
            Для тех случаев, когда решение суда отвечает всем признакам, указанным в этой статье, однако не содержит сведений, которые регистратор обязан внести в ЕГРП, в этом случае государственный регистратор или правообладатель при наличии в письменной форме заключения государственного регистратора вправе запросить суд о порядке исполнения данного решения.
             Признанное судом право подлежит регистрации на общих основаниях.

Принятие судом решения в пользу заинтересованного лица не избавляет его от дальнейшей необходимости обратиться в регистрационную службу. Так, в ст. 268 Гражданского процессуального кодекса РФ указано, что решение суда в отношении юридического факта, подлежащего регистрации, служит основанием для регистрации, но не заменяет документы, выдаваемые регистрирующими органами. Поэтому правообладателю необходимо обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, с соответствующим заявлением и иными необходимыми для регистрации документами, установленными действующим законодательством.
            Момент возникновения права по решению суда.

Существует мнение, что право у заинтересованного лица возникает с момента вступления решения в законную силу. На самом деле если момент возникновения права специально не указан в решении, то признанное судом право возникает по общему для недвижимости правилу – с момента его государственной регистрации. Момент возникновения права также может быть определен судом, в таком случае право возникает в соответствии с судебным решением.
           Государственная регистрация прав на основании судебного акта может приостанавливаться государственным регистратором только при возникновении у него сомнений в подлинности представленных документов (п. 1 ст. 19 Закона о регистрации). Это положение Закона означает, что если в судебном решении допущена ошибка, опечатка, если по каким-либо причинам представлены не все документы, необходимые для проведения государственной регистрации, то у регистратора нет возможности приостановить дело и попытаться самому устранить возникшие препятствия. В соответствии с  Законом у регистратора есть десять рабочих дней для принятия решения. Если по истечении указанного срока документы не будут приведены в порядок, в государственной регистрации будет отказано. В такой ситуации гражданин сам может приостановить регистрацию на срок до трех месяцев и обратиться в суд для разъяснения вынесенного решения, исправления технической ошибки и т.д. Причем следует учитывать, что судья не может просто написать на тексте решения «исправленному верить» или приложить письмо с разъяснениями. Суд назначает новое заседание, в результате которого выносится специальное определение.
           Судебный акт является самостоятельным основанием как для государственной регистрации права на недвижимое имущество, так и для погашения регистратором соответствующей записи. Однако по смыслу пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации при наличии в реестре записи о праве какого-либо лица на недвижимое имущество судебный акт о признании аналогичного права на данное имущество за иным лицом имеет юридическую силу в отношении первого лица только при условии его участия в деле в качестве ответчика. Если судебный акт принят в отношении иного лица, отказ регистратора в государственной регистрации права на недвижимое имущество является законным.
           В связи с изложенным при обращении в суд с требованием о признании права на недвижимое имущество истец представляет выписку из реестра, выданную в соответствии с правилами статьи 7 Закона о регистрации, или справку (иной документ) регистратора об отсутствии зарегистрированного права на спорный объект недвижимости. Если названные документы не были представлены истцом, суд согласно части 2 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предлагает истцу представить необходимые документы.
            В период рассмотрения дела о праве на это имущество суд по ходатайству истца может принять обеспечительные меры, в частности, запретить ответчику распоряжаться и/или пользоваться спорным имуществом (арест), запретить регистратору изменять запись о праве на это имущество в реестре, передать спорное имущество на хранение другому лицу в соответствии с пунктом 2 статьи 926 Гражданского кодекса Российской Федерации (судебный секвестр). При удовлетворении иска о праве на недвижимое имущество суд на основании части 7 статьи 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству лица, участвующего в деле, принимает аналогичные меры по обеспечению исполнения решения.

Кристина Дуденко,

ведущий специалист-эксперт

отдела регистрации прав

Управления Росреестра

по Омской области,

государственный регистратор.

Источник: https://rosreestr.ru/site/press/news/zakon-o-registratsii-ustanavlivaet-neskolko-pravil/

Юриста совет
Добавить комментарий