Могу ли я быть признанным нуждающимся в служебном жилье?

Предоставление жилых помещений на общих основаниях — что это такое?

Могу ли я быть признанным нуждающимся в служебном жилье?

(Трощенко Р. А.) («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 5)

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ НА ОБЩИХ ОСНОВАНИЯХ — ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Р. А. ТРОЩЕНКО

Трощенко Р. А., преподаватель Краснодарского ВВАУЛ, майор.

Количество публикаций на страницах журнала «Право в Вооруженных Силах» по вопросам обеспечения жильем военнослужащих свидетельствует о том, что квартирный вопрос для военнослужащих остается одним из самых больных и актуальных.

В последние годы жилищное законодательство претерпело существенные изменения, но при этом, как справедливо отмечают специалисты, по-прежнему остается достаточно противоречивым . ——————————— См., например: Кудашкин А. В. Что «приготовил» для военнослужащих новый Жилищный кодекс Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. 2005. N 3; Акчурин З. Х.

Проблемы предоставления жилых помещений военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей по избранному месту жительства // Там же. 2006. N 12; Фортушин В. Е. Об отдельных вопросах применения норм Жилищного кодекса Российской Федерации при реализации жилищных гарантий военнослужащих // Там же. 2007. N 1; Зорин А. С.

Отсутствие механизма предоставления увольняемому военнослужащему жилого помещения в собственность как лишение полезной сущности этого института: пути разрешения проблемы // Там же. N 12; и др.

В настоящей статье речь пойдет о жилищных гарантиях, предусмотренных нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (далее — Закон), вызывающих на практике немало вопросов по поводу их реализации в рамках действующего жилищного законодательства. В соответствии с абз. 3 п. 1 ст.

15 Закона военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г.

(за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития.

При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на ОБЩИХ ОСНОВАНИЯХ . Сразу следует обратить внимание на то, что с момента принятия Закона и до настоящего времени редакция указанного абзаца осталась неизменной. ——————————— Здесь и далее выделено мной. — Р. Т.

Что же такое «общие основания предоставления жилых помещений»? Жилищное законодательство не содержит ни четкой дефиниции данного понятия, ни какого-либо перечня таких оснований. Вместе с тем не вызывает сомнений, что если происходит изменение оснований предоставления жилья, то и указанное понятие по своему юридическому смыслу не может оставаться неизменным.

А это означает, что гарантированные Законом общие основания предоставления жилья для военнослужащих до и после вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) по своему содержанию и объему, очевидно, не есть одно и то же.

Буквальное толкование текста ЖК РФ, как, впрочем, и ранее действовавшего ЖК РСФСР, позволяет сделать вывод, что основанием предоставления жилых помещений, строго говоря, является только соответствующее решение уполномоченного органа о предоставлении помещения.

Основанием предоставления, например, жилого помещения по договору социального найма является решение органа местного самоуправления (п. 3 ст. 57 ЖК РФ) или, как это следует из содержания ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, решение иного органа в отношении категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации.

Основанием для предоставления специализированного жилого помещения согласно ст. 99 ЖК РФ также является решение соответствующего уполномоченного органа о предоставлении такого помещения. Вместе с тем для принятия уполномоченными органами таких решений необходимо наличие указанных в ЖК РФ условий.

Для вынесения решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма необходимо, чтобы: а) гражданин был признан нуждающимся в жилом помещении; б) гражданин являлся малоимущим или относился к категории граждан, определенных соответствующим нормативным правовым актом, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации; в) соблюдался принцип очередности предоставления жилых помещений. В отношении специализированного жилого помещения таким условием является факт отсутствия у гражданина жилого помещения в соответствующем населенном пункте (ст. 99 ЖК РФ). По мнению автора, поскольку указанные условия являются основаниями для вынесения решения о предоставлении помещения, постольку их также можно отнести к основаниям предоставления жилого помещения. Таким образом, основания предоставления жилого помещения — это в общем виде совокупность юридически значимых обстоятельств, на основании которых уполномоченным органом выносится решение о предоставлении жилого помещения, и собственно самого такого решения. Теперь вернемся абз. 3 п. 1 ст. 15 Закона, в котором законодатель установил норму о том, что по прошествии пяти лет военной службы военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., жилые помещения предоставляются на общих основаниях. Из этого логически следует, что основания, по которым указанная категория военнослужащих обеспечивается жилыми помещениями на первые пять лет военной службы, общими не являются. Однако при этом в самом тексте этого же абзаца указываются не основания предоставления жилых помещений на первые пять лет военной службы, а виды предоставляемых специализированных жилых помещений — общежития и служебные жилые помещения. Таким образом, из буквального толкования рассматриваемой нормы следует, что законодатель говорит о видах жилых помещений и основаниях их предоставления как об одной и той же юридической категории, что не безупречно с точки зрения юридической техники. В связи с чем представляется, что правильнее было бы привести содержание текста абз. 3 п. 1 ст. 15 Закона к «общему знаменателю» и вместо ссылки на некие общие основания дать открытый перечень видов жилых помещений и жилищных фондов, за счет которых указанные категории военнослужащих обеспечиваются жильем. С позиций же формальной логики такое изложение норм Закона можно интерпретировать следующим образом. Поскольку служебные жилые помещения и общежития являются лишь частью общей совокупности предусмотренных жилищным законодательством видов жилых помещений, предоставляемых гражданам, постольку и порядок их предоставления включает в себя лишь часть общей (всей) совокупности оснований предоставления жилых помещений. Соответственно предоставление жилых помещений на общих основаниях подразумевает предоставление не только служебных жилых помещений или общежитий, т. е. жилых помещений специализированного жилищного фонда, но и иных предусмотренных законодательством видов жилых помещений, относящихся к другим жилищным фондам. Основным «иным» жилым помещением до введения в действие ЖК РФ являлось жилое помещение, предоставляемое для постоянного проживания, т. е. по договору социального найма . ——————————— Сам термин «договор социального найма» в ЖК РСФСР не встречается и в жилищном законодательстве появляется гораздо позже — в ст. 12 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ). Типовой договор социального найма жилого помещения утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения» от 21 мая 2005 г. N 315. До этого действовал Типовой договор найма жилого помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда РСФСР, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1985 г. N 415. Вместе с тем ст. 672 ГК РФ изначально (с момента введения в действие Федеральным законом от 26 января 1996 г. N 15-ФЗ части второй ГК РФ) предусматривала предоставление жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования именно по договору социального найма, чем разграничивала указанный договор с договором коммерческого найма жилого помещения.

Таким образом, рассматривая понятие «общие основания предоставления жилых помещений» в контексте ст. 15 Закона, следует прийти к выводу, что речь в данном случае идет о снятии по прошествии пяти лет для указанной категории военнослужащих ограничений по видам предоставляемых жилых помещений и жилищным фондам, из которых они предоставляются.

Собственно говоря, в правоприменительной практике толкование абз. 3 п. 1 ст.

15 Закона не вызывало затруднений — по прошествии «пятилетнего ценза» военнослужащие получали право на обеспечение жилыми помещениями для постоянного проживания, предоставление которых той же статьей гарантировалось не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место службы.

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, ст. 15 Закона была изложена в новой редакции. Теперь государство гарантировало военнослужащим предоставление не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы только служебных жилых помещений.

Поправка вызвала немало дискуссий на тему возможного дальнейшего обеспечения военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., жилыми помещениями для постоянного проживания. И опять же камнем преткновения, своего рода исходной точкой логических построений и стала фраза «на общих основаниях».

Как их понимать? Как отметил еще в 2004 г. А. В. Кудашкин, понимать можно двояко .

Либо по прошествии пятилетнего срока указанная в Законе категория военнослужащих, как и ранее, дополнительно к праву на обеспечение временным жильем получает право на получение жилых помещений по договору социального найма наравне с иными гражданами, либо обеспечивается только служебными жилыми помещениями.

Вторая позиция уверенно аргументировалась тем, что под общими основаниями подразумеваются общие с остальными военнослужащими (теми, кто на весь срок военной службы обеспечивается служебными жилыми помещениями) основания, т. е. поскольку военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., на первые пять лет могут обеспечиваться еще и общежитиями, постольку по истечении этого срока они обеспечиваются жильем на общих с остальными военнослужащими основаниях — только служебными жилыми помещениями. ——————————— Кудашкин А. В. В Федеральный закон «О статусе военнослужащих» внесены существенные изменения // Право в Вооруженных Силах. 2004. N 10.

Источник: http://center-bereg.ru/a1172.html

Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий

Могу ли я быть признанным нуждающимся в служебном жилье?

Регулируется Положением об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 № 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений» 

3. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются:

3.1. граждане:

3.1.1.

не имеющие в собственности и (или) во владении и пользовании жилых помещений в населенном пункте по месту принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (по месту работы (службы), а граждане без определенного места жительства, ранее имевшие регистрацию (прописку) по месту жительства в данном населенном пункте, – по месту пребывания (далее – населенный пункт по месту принятия на учет). При принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Минске учитываются находящиеся в собственности и (или) во владении и пользовании гражданина и проживающих совместно с ним членов его семьи жилые помещения, расположенные в Минском районе;

——————————–

Для целей настоящего Положения под отсутствием у граждан во владении и пользовании жилых помещений понимается отсутствие жилых помещений, занимаемых этими гражданами:

по договорам найма жилого помещения государственного жилищного фонда;

в качестве членов, бывших членов семьи собственника жилого помещения, нанимателя жилого помещения государственного жилищного фонда, гражданина, являющегося членом организации застройщиков, и имеющими право владения и пользования жилым помещением наравне с собственником жилого помещения, нанимателем жилого помещения, гражданином, являющимся членом организации застройщиков;

по договору, предусматривающему передачу дольщику во владение и пользование объекта долевого строительства, заключенному в соответствии с законодательством.

3.1.2. обеспеченные общей площадью жилого помещения менее 15 кв. метров (в г. Минске – менее 10 кв. метров) на одного человека.

При этом обеспеченность общей площадью жилого помещения определяется исходя из суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании гражданина и проживающих совместно с ним членов его семьи в населенном пункте по месту принятия на учет (при принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Минске – исходя из суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании гражданина и проживающих совместно с ним членов его семьи в г. Минске и Минском районе).

При раздельном проживании членов семьи обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека определяется исходя из приходящейся на гражданина и членов его семьи, с которыми он принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании у них, а также у членов их семей, с которыми они совместно проживают, в населенном пункте по месту принятия на учет (при принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Минске – исходя из приходящейся на гражданина и членов его семьи, с которыми он принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании у них, а также у проживающих совместно с ними членов их семей в г. Минске и Минском районе), за вычетом общей площади, приходящейся на других граждан (за исключением нанимателей и поднанимателей), проживающих в этих жилых помещениях, но не включенных в число членов семьи гражданина, с которыми он принимается на указанный учет;

3.1.3. проживающие в жилом помещении, признанном не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям;

3.1.4. проживающие в общежитиях, за исключением граждан, которым предоставлено право владения и пользования жилым помещением в общежитии в связи с обучением, спортивной подготовкой , прохождением клинической ординатуры , а также сезонных и временных работников;

——————————–

Для целей настоящего Положения под спортивной подготовкой понимается комплексный процесс подготовки спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса, осуществляемый в том числе специализированными учебно-спортивными учреждениями, посредством участия в учебно-тренировочном процессе и (или) спортивных мероприятиях.

Для целей настоящего Положения под клинической ординатурой понимается форма профессиональной подготовки врачей-специалистов, основанная на принципе индивидуального обучения, направленная на углубление их профессиональных знаний и совершенствование практических навыков, освоение передовых медицинских технологий, решение задач кадрового обеспечения здравоохранения.

3.1.5. проживающие в жилых помещениях частного жилищного фонда по договору найма жилого помещения, договору финансовой аренды (лизинга), предметом лизинга по которому является квартира частного жилищного фонда в многоквартирном или блокированном жилом доме и (или) одноквартирный жилой дом частного жилищного фонда (далее – договор лизинга жилого помещения);

(в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 06.04.2017 N 109)

3.1.6.

проживающие в жилых помещениях коммерческого использования на условиях договора найма жилого помещения коммерческого использования государственного жилищного фонда, заключенного на срок трудовых (служебных) отношений, в специальных жилых помещениях государственного жилищного фонда в административных и общественных зданиях органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, в том числе в зданиях пожарных депо, на условиях договора найма специального жилого помещения государственного жилищного фонда, заключенного на срок трудовых (служебных) отношений либо на срок, не превышающий пяти лет, в специальных жилых помещениях государственного жилищного фонда, находящихся в оперативном управлении государственного учреждения “Главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса и официальных делегаций “Дипсервис”, а также в жилых помещениях социального пользования на основании договора найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда, заключенного на срок до десяти лет в соответствии с частью третьей пункта 69 настоящего Положения;

Источник: http://www.fr.gov.by/services/the-housing-and-utilities-organizations/info-gilie/uluchshenie/nuzhdayushchiesya-v-uluchshenii-zhilishchnykh-usloviy.html

Выселение из служебного жилья – 2.Часть I – Как противостоять иску о выселении из служебного жилого помещения

Могу ли я быть признанным нуждающимся в служебном жилье?

В этой публикации я рассказал о ситуации, типичной для настоящего времени, когда чиновники МО РФ стараются освободить служебные квартиры от жильцов, которые, по их мнению, занимают жилые помещения незаконно.

Интересно, что довольно продолжительный срок МО РФ не волновала судьба служебных квартир. Активности по их освобождению Министерство не проявляло.

Но в прошлом году, словно выйдя из затяжной спячки, Министерство внезапно вспомнило, что, имеются еще в наличии жилые помещения, которые занимают граждане, вдруг ставшие в одночасье захватчиками, незаконно владеющие чужой собственностью, которых нужно немедленно  выселить вышвырнуть на улицу, естественно, без предоставления другого жилья.

На сегодняшний день судебная практика по этой категории дел кардинально изменилась, и не в лучшую для граждан сторону. Как сегодня обстоят дела в этой жизненно важной для многих граждан сфере, рассказывается в этой статье.

 1. Кратко о предназначении служебных жилых помещений

«Служебное жилье — это особая категория жилья, относящаяся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, предназначенная и предоставляемая гражданам в связи со спецификой их трудовой деятельности и необходимостью проживания по месту работы/службы» (Трофимова В. Выселение из служебного жилья // Жилищное право. 2016. № 4. С. 93)

Предоставление служебного жилья осуществляется по решению собственника на основании заявления работника/служащего о предоставлении жилья из соответствующего специализированного жилищного фонда.

  Кроме того, в предоставлении служебного жилья может быть отказано, если гражданин, например, имеет иное жилое помещение на праве собственности или  право проживания в качестве члена семьи в ином жилом помещении по месту прохождения службы или работы.

«Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности.

Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения (ч.3 ст. 104 ЖК РФ)»

Закон не предполагает в силу особого статуса специализированного жилого помещения  проживание граждан на постоянной основе в случае прекращения трудовых, служебных отношений с работодателем, собственником жилья, так как эти отношения носят временный, срочный характер.

2. Кто не подлежит выселению?

В п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г.

№ 14 говорится, что «при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (ст. 25 Конституции РФ, ст. 1, 3 ЖК РФ)».

Принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что:

Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч.4 ст. 3 ЖК РФ)

и он действует в отношении любых лиц, вселившихся в жилое помещение.

Отечественное законодательство, в частности Жилищный кодекс РФ, а ранее и ЖК РСФСР, а также некоторые федеральные законы содержат исключения (гарантии), при наличии которых граждане после утраты оснований проживания в служебном помещении могут остаться в нём до предоставления жилых помещений для постоянного  проживания. 

Озвучим эти исключения.

Без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в ст.

107 ЖК РСФСР, не могут быть выселены: 1) инвалиды войны и другие инвалиды из числа военнослужащих, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте; 2) участники Великой Отечественной войны, пребывавшие в составе действующей армии; 3) семьи военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы; 4) семьи военнослужащих; 5) инвалиды из числа лиц рядового и начальствующего состава органов Министерства внутренних дел СССР, Государственной противопожарной службы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей; 6) лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за МО РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»);

(в ред. Федерального закона от 20.07.2004 N 71-ФЗ)

Источник: https://pravorub.ru/articles/76303.html

Учет граждан для обеспечения жильем из государственных или муниципальных жилых фондов бесплатно или за доступную плату

Могу ли я быть признанным нуждающимся в служебном жилье?

Максим Астапов

Адвокат (Адвокатская палата г. Москвы)

специально для ГАРАНТ.РУ

В предыдущих публикациях мною были рассмотрены общие основания получения жилья из государственных или муниципальных жилых фондов бесплатно или за доступную плату и порядок признания граждан малоимущими.

В данной публикации рассмотрим вопросы принятия граждан на жилищный учет.

Факт принятия гражданина на соответствующий жилищный учет органом местного самоуправления является важным и обязательным условием для того, чтобы гражданин мог получить жилье от государства или органа местного самоуправления (п. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Для предоставления жилого помещения на учет должны быть приняты нуждающиеся в жилых помещениях граждане, как признанные малоимущими, так и имеющие право в соответствии с законодательством получить жилье государственного или муниципального жилищного фонда независимо от имущественного положения.

При этом если гражданин имеет право на получение жилья по разным основаниям, он может быть принят на учет по любому из оснований по своему выбору или по всем основаниям одновременно (п. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ).

Следует объяснить, что принятие гражданина на жилищный учет по нескольким основаниям одновременно не означает, что гражданину могут быть предоставлены несколько жилых помещений по всем основаниям.

Это следует понимать так, что гражданин, будучи принятым на учет по разным основаниям, может получить жилое помещение за счет государственного или муниципального жилищного фонда по одному основанию, по которому жилое помещение предоставляется раньше или исходя из иных соображений на усмотрение самого гражданина.

Граждане, претендующие на получение жилья, для постановки их на жилищный учет с заявлением о принятии на учет должны представить необходимые для этого документы.

В связи с введением в действие внутриведомственных систем учета некоторые из документов, необходимые для принятия граждан на жилищный учет, могут быть получены по запросу самим органом, ведущим жилищный учет, по системе межведомственного взаимодействия (п. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Как и в случае признания граждан малоимущими порядок ведения жилищного учета граждан в целях дальнейшего обеспечения жильем определяется законом субъекта Российской Федерации (п. 7 ст. 52 Жилищного Кодекса РФ). Ведут жилищный учет органы местного самоуправления.

На жилищном учете граждане состоят вплоть до получения жилого помещения или снятия их с учета без предоставления жилья, когда выявлены такие основания (ст. 55 Жилищного кодекса РФ).

В том случае, если граждане, обратившиеся с заявлением о принятии их на жилищный учет, в течение пяти предшествующих пяти лет до дня обращения намеренно ухудшили свои жилищные условия таким образом, что стали нуждающимися в жилых помещениях, право на обращение с заявлением о принятии их на учет они могут подать лишь по истечении пяти лет (ст. 53 Жилищного кодекса РФ).

Применение правил ст. 53 Жилищного кодекса РФ всегда носило особо острый, спорный характер. Жилищный кодекс РФ четких критериев для отнесения различных действий и сделок с жильем к намеренному ухудшению жилищных условий не содержит.

Правильному пониманию применения ст. 53 Жилищного кодекса РФ поможет позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Определении от 19 апреля 2007 г. № 258-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации”.

Суд разъяснил, что по смыслу ст.

53 Жилищного кодекса РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение ст. 53 Жилищного кодекса РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст.

10 Гражданского кодекса РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

В этой ситуации, по мнению Конституционного Суда, решение вопроса о том, можно ли рассматривать в конкретном частном случае предъявление иска о разделе жилой площади в отношении заявителя и иные действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для его признания нуждающимся в жилом помещении, как проживающего в условиях, не пригодных, по его мнению, для проживания, требует оценки фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции.

Перечень оснований, когда гражданину может быть отказано в принятии на жилищный учет содержится в ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ:

  • не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
  • ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
  • представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
  • не истек предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса РФ срок.

Снятие граждан с жилищного учета регламентировано ст. 56 Жилищного кодекса РФ. Для снятия с учета установлены следующие основания:

  • подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
  • утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
  • их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  • предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
  • выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет”.

При применении п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ в отношении граждан, принятых на жилищный учет до 1 марта 2005 года, следует учитывать положения п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации”.

Указанным Законом устанавливается правило о том, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года, то есть до введения в действие нового Жилищного кодекса РФ, не могут быть сняты с учета по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 56.

Для снятия граждан с учета в этих случаях применяются правила, которые были предусмотрены до введения нового кодекса, то есть ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР от 24 июня 1983 г.

Это, например, означает, что если доходы гражданина, принятого на учет до 1 марта 2005 года, не позволят признать гражданина малоимущим, то есть превышают установленный для малоимущих минимум, снять такого гражданина с жилищного учета по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, нельзя, поскольку законодательство, действовавшее до 1 марта 2005 года, такого основания для снятия с жилищного учета не содержало.

Ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации” предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст.

52 Жилищного кодекса РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (см. об этом также п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г.

№ 14 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации”).

О праве лиц, претендующих на получение жилья без учета их имущественного положения и сохраняющих это право после принятия нового Жилищного кодекса Российской Федерации, высказывался Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 12 апреля 2011 г.

№ 551-О-О “По жалобе гражданина Кудряшова Юрия Александровича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 части 1 статьи 14, частей 2 и 3 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 51, части 2 статьи 52, пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”.

Решение о снятии граждан с учета должно быть мотивированным, выносится оно в срок не более 30 дней со дня, когда основание для снятия граждан с учета выявлено уполномоченным органом и направляется гражданам, в отношении которых оно принято в течение 3 дней со дня его принятия (ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса РФ).

Отсутствие в решении о снятии гражданина с учета мотивированных оснований может повлечь признание такого решения незаконным (п.

1 Обзора практики рассмотрения судами в 2013-2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2015 г.).

Однако, из абз. 4 того же п.

1 Обзора следует, что суд, рассматривая доводы заинтересованных граждан, оспаривающих такие решения по причинам их недостаточной мотивировки, устанавливает фактические обстоятельства, послужившие для принятия решения.

Если орган, осуществляющий жилищный учет, не сможет обосновать принятое решение надлежащими доказательствами, суд признает решение незаконным со ссылкой на ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса РФ.

В следующей публикации будут рассмотрены правовые аспекты предоставления жилья нуждающимся гражданам на условиях договора социального найма. 

Источник: http://www.garant.ru/ia/opinion/author/astapov/uchet-grazhdan/

Работа ради квартиры: три верных стратегии получения бесплатного жилья

Могу ли я быть признанным нуждающимся в служебном жилье?

Малоимущими гражданами в Москве, например, считаются те жители города, чья имущественная обеспеченность при общей оценке в целом не дотягивает до стоимости квартиры, которая необходима семье с учетом нормы Минрегиона – больше 18 квадратных метров на человека.

Поэтому тот, кто не располагает достаточным количеством квадратных метров, ютится многочисленным семейством, в однокомнатной хрущевке и больше не имеет никакой стоящей недвижимости, может смело рассчитывать на помощь государства. Вдобавок к этому остается только найти низкооплачиваемую работу и не рваться на повышение. Место в очереди на бесплатное жилье будет обеспечено.

Правда, срок ожидания полагающегося жилья может растянуться на неопределенное время. По словам руководителя юридического департамента ГК “МИЦ” Дарьи Погорельской, длительность ожидания зависит от многих факторов.

“От того, когда вы встали на учет нуждающихся в улучшении жилых помещений, от региона и количества очередников в данной местности, от количества лиц, имеющих льготы по внеочередному и первоочередному предоставлению жилья, а также объема бюджетного финансирования, направленного на решение жилищных вопросов”, — комментирует эксперт.

Эксперты призывают не “одаривать” российских очередников жильем >>>

Погорельская приводит в пример Москву и Московскую область, которые при активном строительстве жилья все равно относятся к проблемным субъектам России: время нахождения в очереди в столичном регионе может составлять 10 и более лет.

Генеральный директор компании “Метриум Групп” Мария Литинецкая напоминает о еще более грустных фактах. По ее словам, среди очередников немало тех, кто томится в ожидании жилья более 20 лет.

“К сожалению, муниципальное жилье в нашей стране строится очень медленными темпами и в небольших объемах, а очередников, напротив, становится все больше.

Поэтому многие люди вынуждены годами ждать обещанных квартир “, — сетует Литинецкая.

Действительно, очередники, не входящие ни в одну из льготных категорий, задерживаются в очереди надолго, подтверждают в департаменте жилищной политики и жилищного фонда Москвы. Сейчас, например, бесплатно, по договорам социального найма, квартиры получают люди, вставшие на жилищный учет в 1989-1990 годах.

Между тем, 10-20 лет – это срок, сопоставимый с тем, в течение которого прочие граждане вынуждены выплачивать ипотечный кредит, ежемесячно тратя на его погашение кровно заработанные деньги.

При этом у очередников есть возможность решить квартирный вопрос при частичной помощи государства.Если они готовы вложить личные средства, то процесс получения жилья можно ускорить с помощью возмездных способов — субсидии или социальной ипотеки.

По соципотеке, например, однокомнатную квартиру в Некрасовке семья, вставшая на жилищный учет  больше 10 лет назад, может приобрести примерно за 1 миллион рублей, утверждают в департаменте жилищной политики.

Но такой вариант подходит только тем, кто готов доплатить за жилье, а значит, с большой вероятностью больше не может считаться малоимущим.

Кстати, тем же очередникам, которые желают получить безвозмездную помощь государства при улучшении жилищных условий, свой статус придется подтверждать весь срок ожидания. Иначе свое право на бесплатное жилье можно потерять.

“Мы с мамой больше десяти лет стояли в очереди на квартиру, — рассказывает Дмитрий Горин из Москвы. — И дождались бы, если бы не получили в наследство от бабушки домик в деревне.  Присовокупив его к нашему имуществу, нас сняли с учета”.

Как разменять муниципальную квартиру >>>

Я б в военные пошел, дайте мне квартиру!

Особая категория граждан, которая может требовать от государства помощи в получении жилья, военнослужащие. Если они признаны нуждающимися в жилье или улучшении жилищных условий, им положены муниципальные квартиры.

Это положение регламентировано отдельным федеральным законом №73-ФЗ “О статусе военнослужащих”. По общему правилу, военные могут рассчитывать на получение квартиры в избранном месте жительства при общей продолжительности военной службы более 20 лет.

Либо при общей продолжительности службы более 10 лет, если военнослужащий был уволен по так называемым льготным основаниям — по состоянию здоровья, по достижению предельного возраста пребывания на военной службе или в связи с организационно-штатными мероприятиями, уточняет Погорельская.

Она также добавляет, что кроме военнослужащих, аналогичное право на предоставление жилых помещений по договору соцнайма имеют судьи, прокуроры и спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб.

Немаловажно, что военнослужащие при прохождении службы в городах, где у них нет собственного жилья, имеют право на получение служебных квартир в обязательном порядке.

Поэтому, в отличие от обычных очередников, у военнослужащих есть весомое преимущество: в ожидании бесплатной жилплощади они могут жить в отдельной квартире с достаточным количеством квадратных метров на каждого члена семьи.

Кроме того, у военнослужащих также есть опция использовать возмездный способ улучшения жилищных условий – накопительную ипотечную систему, которая действует в стране уже пятый год.

Она дает военнослужащим уже после 3 лет службы возможность реализовать свое право на постоянное жилье с использованием целевого жилищного займа. При этом участник системы сам может выбрать место расположения своей квартиры и ее характеристики.

Военные продают лишь 15% квартир, полученных от государства – эксперты >>>

К 2024 году, по словам директора департамента жилищного обеспечения Минобороны Сергея Пирогова, НИС хотят сделать единственным способом обеспечения жильем для военнослужащих. Впрочем, пока отнюдь не все военнослужащие стремятся получать жилье таким образом. 

“Я, как и большинство военнослужащих, отказался в свое время от военной ипотеки. Потому что получить от государства квартиру стоимостью 10 миллионов рублей или субсидию в 2,5 миллиона – большая разница. А жилье мы получим и так, в этом я не сомневаюсь”, — рассказывает подполковник Вячеслав Морозов. 

Минобороны РФ обещает до конца текущего года обеспечить постоянным жильем больше 40 тысяч очередников, заявил еще летом начальник Генерального штаба Валерий Герасимов. Таким образом, жилье должны получить все военнослужащие, вставшие на очередь до 1 января 2012 года. В целом покончить с очередью на постоянное жилье для военных власти планируют к середине 2015 года.

Как безвозмездно получить землю под строительство жилья в России >>>

Квартира для депутата

Гораздо шире круг претендентов на служебные квартиры. В российском законодательстве, как говорит Погорельская, предусмотрена возможность обеспечения служебным жильем практически любого сотрудника бюджетной сферы, если на то, конечно, хватит средств у работодателя.

Вместе с тем, некоторые категории граждан в случае отсутствия у них жилья по месту работы или службы, обеспечиваются служебным жилым помещением в обязательном порядке. К таковым относятся депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, граждане, занимающие выборные должности, сотрудники полиции и других правоохранительных органов и вышеупомянутые судьи и военнослужащие.

Договор найма служебного жилого помещения по закону заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности, уточнили в департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. Прекращение трудовых отношений, пребывания на госдолжности или увольнение со службы является основанием для прекращения договора найма.

Служебные квартиры обычно не подлежат передаче в собственность. Возможность заполучить служебную квартиру в качестве постоянного жилья существует лишь при условии, что в соответствии с законодательством гражданин имеет право на предоставление ему жилого помещения по договору соцнайма, отмечает Погорельская.

Проще говоря, если гражданин признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и занимает служебную квартиру, органы власти в целях реализации прав гражданина могут принять решение о передачи ему служебной квартиры в качестве постоянной. Но такого рода решения принимаются в порядке исключения, так как для этого требуется принятие отдельного правового акта уполномоченного государственного или муниципального органа, в чьем ведении находится жилое помещение.

“Существует множество примеров, когда квартиры, ранее принадлежащие предприятиям и ведомствам, впоследствии передавались на баланс местным органам власти в муниципальную собственность”, — комментирует Литинецкая. Подобное жилье уже можно приватизировать, поскольку оно больше не имеет статус служебного.

Именно таким образом, по словам эксперта, многие военных приватизируют квартиры, которые им предоставляет часть, где они служат.


Законопроект приватизации служебных жилых помещений бюджетниками внесен в ГД >>>

И все-таки служебное жилье, даром что временное, все-таки лучше, чем ничего.

Даже если дальнейшие перспективы с получением жилья довольно туманны, за то время, что бесплатно проживаешь на служебной квартире, можно существенно сэкономить деньги на покупку собственной жилплощади.

Например, депутаты Госдумы РФ, которые, судя по декларациям доходов, зарабатывают от 100 тысяч рублей в месяц, могут запросто купить квартиру в кредит, например, заняв у банка более 4 миллионов на срок до 15 лет.

Конечно, идею  податься на военную или государственную службу ради перспектив получить бесплатное жилье вряд ли можно воспринимать серьезно. Ведь как бы ни был сложен квартирный вопрос, цель не всегда оправдывает средства, и работать нужно там, где интересно. Однако если вас и раньше тянуло на госслужбу, вероятность получить жилье, бесспорно, поможет укрепиться в своем решении. 

Источник: https://realty.ria.ru/20131002/401485466.html

Юриста совет
Добавить комментарий