Куда подать коллективное письмо для изменения вида разрешенного использования земли?

Изменение вида разрешенного использования земельного участка в 2019 году: основания, порядок, процедура, сроки, стоимость смены целевого назначения земли, список необходимых документов, образец завления | Земельный эксперт

Куда подать коллективное письмо для изменения вида разрешенного использования земли?

Несмотря на то, что термин «вид разрешенного использования» (ВРИ) присутствует в земельном праве и, более того, является одним из определяющих понятий, подробное значение данной правовой дефиниции в законе не приводится.

ВРИ является основой для установки правового режима земельного участка и определяет то, каким образом в дальнейшем данная земля будет эксплуатироваться. Все виды разрешенного пользования обобщены и сформированы в виде классификатора ВРИ. В данном реестре указаны обобщенные виды пользования и уточняющие. Каждая позиция снабжена специальным цифровым кодом.

Реестр имеет очень важное значение, поскольку на его основе в дальнейшем формируются другие классификаторы, в частности, информация о кадастровой или рыночной стоимости земли.

Применение классификатора позволяет избежать сложности при определении сферы использования наделов.

Крайне важно помнить, что ВРИ формируется с учетом целевого использования земельного участка, а также его месторасположения.

Закон выделает несколько типов ВРИ:

  • основные;
  • условно разрешенные;
  • вспомогательные;

Данное разделение оговаривается в Градостроительном кодексе. Основным является вид, который был установлен изначально для надела после его возникновения. Условно разрешенный тип может быть применен только по решению специального комиссионного органа. Вспомогательные ВРИ могут использоваться совместно с первыми двумя типами, поскольку не являются самостоятельными.

Процедура изменения ВРИ

Изменение вида разрешенного использования земельного участка 2017 года производится только в том случае, когда собственник надела предоставляет в уполномоченное ведомство необходимый пакет документов. В комплект должны входить следующие бумаги:

  • заявление на смену ВРИ. Посмотреть и скачать можно здесь: [образец заявления на смену ВРИ];
  • копия паспорта заявителя;
  • правоустанавливающие документы в виде нотариально заверенной копии;
  • письменное согласие собственника на смену ВРИ;
  • заключение итогов проведения публичных слушаний, в том случае, если это обязательно;
  • фото земельного надела;
  • акты проверки муниципального земельного контроля (при необходимости);
  • план земельного участка;
  • кадастровый паспорт надела;
  • государственная экспертиза по охране природных ресурсов.

В итоге заявитель получает расписку в получении документации с указанием даты.

Документы могут быть предоставлены лично, через представителя (при наличии доверенности) или отправлены в виде письма с уведомлением и описью вложения. В последнее время предусмотрен электронный способ подачи документации в личном кабинете пользователя на официальном сайте полномочного ведомства.

Получение решения об изменении вида разрешенного использования

Как правило, срок рассмотрения заявки составляет не более 60 дней, если необходимы публичные слушания, или 30 дней, если слушания не проводятся.

Госпошлина за рассмотрение документации не взимается.

Решение о внесении изменений в правоустанавливающие документы надела принимается в Главой местной администрации.

Обычно, заявитель направляет в администрацию соответствующее заявление, после чего (в случае необходимости) проводятся публичные слушания с участием владельцев смежных территорий, арендаторов и других заинтересованных лиц.

Каждый участник вносит предложение, которое публикуется, а затем, с учетом этих данных, комиссия выносит решение, касающееся изменения ВРИ.

В некоторых случаях в изменении ВРИ может быть отказано. Основания для отказа в проведении процедуры могут быть следующими:

  • предоставлены не все необходимые документы;
  • участники слушаний не согласны с изменением ВРИ;
  • отсутствует правовая возможность внесения поправок.

Следует отметить, что изменение целевого назначения земельного участка также не выполняется.

Внесение изменений в кадастровый учет земельного участка

После того, как решение о смене ВРИ было принято и составлены соответствующие документы, требуется внести поправки в документацию, касающуюся кадастрового учета надела.

Для этого от собственника участка потребуется собрать пакет необходимой документации и обратиться в Росреестр. Сейчас такую заявку можно подать через официальный сайт ведомства.

Потребуются следующие бумаги:

  • межевой план в формате XML с приложениями;
  • заявление от собственника надела;
  • свидетельство о праве собственности на земельную площадь;
  • решение администрации о смене ВРИ;
  • межевой план;

Все документы должны быть поданы в виде копии или в качестве заверенных нотариусом копий (ФЗ-221 от 24.07.2007). Обязательным условием для электронных форм документов является их заверение электронной цифровой подписью (ЭЦП). Рассматривается заявление в течение 10 рабочих дней после чего заявитель получает кадастровую выписку о наделе с внесенными поправками.

Документы могут быть поданы лично, при посещении уполномоченного органа или в виде почтового отправления с описью вложения и уведомлением.

Пример по изменению вида разрешенного использования земельного участка

Константин оформил перевод участка с одного вида ВРИ в другой. После внесения поправок выяснилось, что кадастровая стоимость надела значительно возросла, а с ней увеличился и налоговый платеж.

Когда мужчина обратился в администрацию, ему предоставили пояснение о правомочности такого пересчета согласно ст. 391 НК РФ.

Вместе с тем Константин посчитал, что такое увеличение стоимости излишне и обратился с жалобой в Росреестр, где руководствуясь ч. 2,3 ст. 24.18 ФЗ-135 от 29.07.1998 отстоял свою позицию.

В итоге было вынесено решение о пересчете кадастровой стоимости надела в меньшую сторону.

Заключение

В завершение сказанного можно сформулировать ряд выводов:

  1. ВРИ или разрешенное использование земельного надела представляет собой основание для введения определенного правового режима землепользования.
  2. Все виды ВРИ объединены в рамках специального классификатора, где каждое значение имеет свой цифровой код.
  3. Законом предусмотрена возможность выполнить смену установленного кода на другой, путем подачи заявления и пакета обязательных документов.
  4. После получения согласия на проведение мероприятия, собственник направляет бумаги для внесения изменений в кадастровые документы. Срок рассмотрения обращения не превышает десяти дней.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по изменению вида разрешенного использования земельного участка

Вопрос: Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, законен ли отказ в изменении ВРИ? Я приобрел земельный участок в центре Санкт-Петербурга «для огородничества», однако хочу организовать там зону спортивного отдыха в рамках предпринимательского проекта.

Подал в администрацию заявление с указанием своего пожелания о переводе участка с основного ВРИ «1.0-сельскохозяйственное использование» на «6.0 – предпринимательство».

Администрация организовала публичные слушания, поскольку часть участка в текущее время находилась в аренде у третьего лица, которое занималось огородничеством. Арендатор, естественно, высказался против такого действия, предложив отложить решение вопроса до осеннего сбора урожая. В итоге мне было отказано в переоформлении в связи с несогласием третьего лица.

Ответ: Добрый день. Отказ в изменении ВРИ законен, поскольку, согласно ст.

37 Градостроительного кодекса РФ, смена видов пользования может быть выполнена только после проведения публичных слушаний и руководствуясь поступившими предложениями от заинтересованных лиц.

В вашем случае препятствием стало предложение, поступившее от арендатора, которое комиссия сочла приемлемым в отличие от вашего заявления. Сама по себе организация публичного слушания не является нарушением установленного регламента, а, наоборот, в вашей ситуации – обязательное мероприятие.

Вы можете обратиться с заявлением об изменении ВРИ после сбора урожая, и, вероятнее всего, по вашему вопросу будет принято положительное решение.

Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка меняться не будет и от вас потребуется только подготовить документацию и подать ее в уполномоченный орган.

Образец документов

  • Образец заявления на смену ВРИ

Список законов

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос – это быстро и бесплатно!

Источник: http://zk-expert.ru/zemelnye-otnosheniya/zemelnye-uchastki/izmenenie-vida-razreshennogo-ispolzovaniya-zemelnogo-uchastka/

Как изменить вид разрешенного использования земли в Раменском районе

Куда подать коллективное письмо для изменения вида разрешенного использования земли?

По целевому назначению земли подразделяются на категории:

  1. земли сельскохозяйственного назначения;
  2. земли населенных пунктов;
  3. земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  4. земли особо охраняемых территорий и объектов;
  5. земли лесного фонда;
  6. земли водного фонда;
  7. земли запаса.

Согласно ч.2 ст.8, категория земель обязательно должна быть указана в актах органов исполнительной власти о предоставлении земельных участков, а также в договорах, сделках и других документах, подтверждающих переход права на земельные участки.

Кроме того, каждая из категорий земли имеет свой вид разрешенного использования. К примеру, земли населенных пунктов могут иметь такие виды разрешенного использования как:

  • Индивидуальное жилищное строительство (ИЖС).
  • Ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ).

А земли сельскохозяйственного назначения могут иметь такой вид разрешенного использования как:

  • Ведение крестьянско–фермерского хозяйства (КФХ).
  • Ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ).
  • Дачное строительство.
  • Садоводство.

На практике чаще всего приходится сталкиваться с такими видами использования, как садоводство и индивидуальное жилищное строительство (ИЖС).

Связано это с тем, что на земельных участках, предоставленных под садоводство, разрешено возведение строения с правом регистрации, но без права регистрации проживания в них.

На дачных участках разрешено возведение строения с правом регистрации проживания в них.

Сегодня на территории садовых товариществ можно видеть большое количество возведенных коттеджей и особняков, владельцы которых хотят получить в них прописку.

Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка

 В связи с растущим дефицитом земли под жилищное строительство, в том числе под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), особую актуальность приобрел вопрос перевода сельскохозяйственных земель в земли поселений, так как именно на землях поселений разрешено использование земли под ИЖС. Стоимость земли данной категории в два–три раза превышает стоимость сельскохозяйственных земель.

Поэтому понятно стремление собственников осуществить такой перевод земель. Однако практика показывает, что есть более быстрые, и при этом законные, способы удовлетворить намерение приобретателя земли построить хороший дом, при желании для постоянного проживания со всеми атрибутами современной респектабельности и комфорта. И при этом не беспокоиться о вопросах, связанных со сменой категории земли.

Разрешенное земельным законодательством для сельскохозяйственных земель дачное строительство позволит построить жилой дом с правом регистрации в нем.

Напомним, что в числе разрешенных видов использования земель сельскохозяйственного назначения значится дачное строительство.

 В этом случае получить разрешение на строительство дома (замка, дворца) несложно, а территорию земельного участка можно приспособить под игру в гольф, оранжерею для экзотических растений или конкур для питомцев собственной конюшни.

Вид разрешенного использования земельного участка может быть изменен двумя способами:

 В первом случае земельный участок может получить любой вид разрешенного использования.
Во втором случае вид разрешенного использования земельного участка может быть выбран только из перечисленных в законодательстве видов разрешенного использования для конкретной категории земель.

Рассмотрим второй вариант — изменение вида разрешенного использования без перевода земельного участка в другую категорию. Изменение видов использования земли также имеет свою процедуру, однако осуществить ее неизмеримо проще и быстрее, чем поменять статус категории земли.

Вид разрешенного использования определяется в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Закон «О зонировании территорий» пока не принят.

 В настоящее время по этому вопросу применяются правила Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 37 и 39):

  1. изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется в соответствии со схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, городских округов и населенных пунктов, градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов;
  2. заявление об изменении вида разрешенного использования направляется в орган местного самоуправления;
  3. проводятся публичные слушания с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен участок, и правообладателей смежных участков;
  4. участники слушаний вправе представить свои предложения и замечания и результаты слушаний подлежат опубликованию;
  5. на основании заключения и рекомендации комиссии по организации слушаний глава местной администрации принимает решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка или об отказе в таком изменении.

Источник: http://www.ramgeo.ru/info/useful/use_change

Как в Подмосковье изменить вид разрешенного использования земельного участка

Куда подать коллективное письмо для изменения вида разрешенного использования земли?

Вид разрешенного использования (ВРИ) – индивидуальная характеристика земельного участка. Она определяет способ его использования, то есть вид деятельности, которую можно на нем вести. Как изменить вид разрешенного использования или установить его, читайте в материале портала mosreg.ru.

Как получить разрешение на условно разрешенный вид использования объекта в Подмосковье>>

Виды разрешенного использования

Источник: ©, pixabay.com

По словам министра имущественных отношений Московской области Владислава Когана, в регионе нередки ситуации, когда жилые, дачные или садовые дома стоят на земле, оформленной по старым документам.

В них неверно указан ВРИ, и размещение объекта капстроительства на такой земле не предусмотрено.

В таком случае собственнику надо изменить ВРИ на назначение «Для индивидуального жилищного строительства (ИЖС)», «Ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ)» или «Ведение садоводства».

Перечень всех возможных видов разрешенного использования приведен в классификаторе ВРИ, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540. 

Виды разрешенного использования бывают основными, вспомогательными и условно разрешенными. Вспомогательный вид можно выбрать только дополнительно к основному или условно разрешенному. Установить его вместо основного нельзя.

Основной и вспомогательный виды использования участка можно установить или изменить самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований (если это не противоречит правилам землепользования и застройки). Для этого надо обратиться в Управление Росреестра и внести в ЕГРН сведения об установлении или изменении ВРИ.

Установить условно разрешенный вид использования возможно в рамках государственной услуги, которую предоставляет комитет по архитектуре и градостроительству Московской области.

Распоряжение Главархитектуры Московской области о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка принимается с учетом правил землепользования и застройки (ПЗЗ), а также результатов общественных обсуждений или публичных слушаний.

Если нужно изменить вид использования на не предусмотренный градостроительным регламентом, придется обратиться в специальную комиссию для внесения изменений в ПЗЗ.

Как добиться пересмотра кадастровой стоимости объектов недвижимости в Подмосковье>>

Когда нельзя изменить ВРИ

Источник: Фотобанк Московской области

Изменить ВРИ невозможно:

– по требованию арендатора – если договор аренды участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, заключен на торгах;

– арендатору самостоятельно – если участок предоставлен в аренду для определенного вида использования;

– если градостроительным  регламентом и ПЗЗ для запрашиваемого вида использования установлены предельные размеры и параметры, не позволяющие вести деятельность согласно данному ВРИ.

Как в Подмосковье внести изменения в правила землепользования и застройки онлайн>>

Где подать заявление на изменение ВРИ

Заявление на изменение ВРИ подается в Росреестр через любой МФЦ Московской области.

Установление соответствия ВРИ классификатору

Источник: ©, pixabay.com

В случае если существующий вид разрешенного использования не соответствует действующему классификатору ВРИ, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.

2014 № 540, правообладатель земельного участка может обратиться за государственной услугой и установить соответствие существующего ВРИ классификатору.

При этом для земельного участка устанавливается ВРИ согласно классификатору, по смыслу и содержанию соответствующий существующему.

Если испрашиваемый ВРИ не соответствует по смыслу и содержанию существующему ВРИ, необходимо обращаться за его изменением в Росреестр.

Предоставление земельного участка в Подмосковье через торги в собственность или аренду>>

Как установить соответствие классификатору

Источник: Фотобанк Московской области, Роман Варцев

Услугой установления соответствия вида разрешенного использования земельного участка классификатору могут воспользоваться правообладатели земельного участка – собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков. Получить ее можно через региональный портал государственных и муниципальных услуг.  

Для жителей, не имеющих выхода в Интернет, доступ к порталу организован в офисах МФЦ.

В случае подачи заявления онлайн заполняется заявление и прикладываются документы в электронном виде. С перечнем необходимых документов можно ознакомиться на странице услуги на РПГУ.

Как получить имущественный налоговый вычет в Подмосковье>>

Порядок и сроки оказания услуги

Источник: Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области

Рассмотрение заявления может занять до 13 рабочих дней, после чего ответ поступит в личный кабинет заявителя на РПГУ. Дополнительно результат государственной услуги можно получить в МФЦ, где его распечатают и заверят подписью уполномоченного сотрудника и печатью МФЦ.

Информация о стадии рассмотрения заявления также направляется в личный кабинет или на электронную почту.

Кроме того, заявитель может самостоятельно получить информацию о готовности результата предоставления госуслуги по телефону центра телефонного обслуживания населения Московской области 8(800) 550-50-30 или посредством сервиса РПГУ «Узнать статус заявления».

Как подать извещение о продаже сельхозземли в Подмосковье>>

Плата за изменение ВРИ

Источник: Фотобанк Московской области, Александр Кожохин

В случаях, предусмотренных законодательством, заявитель обязан внести в полном объеме плату за изменение ВРИ в тридцатидневный срок со дня получения соответствующего  уведомления от министерства имущественных отношений Московской области. Плата взимается в случае изменения ВРИ на вид, предусматривающий жилищное строительство.

Установление соответствия ВРИ классификатору видов разрешенного использования земельных участков осуществляется бесплатно.

Оплата налога на имущество физлиц в Подмосковье: порядок начисления и льготы>>

Источник: https://mosreg.ru/sobytiya/novosti/news-submoscow/kak-v-podmoskove-izmenit-vid-razreshennogo-ispolzovaniya-zemelnogo-uchastka-1

Установление (изменение) вида разрешенного использования земельного участка

Куда подать коллективное письмо для изменения вида разрешенного использования земли?

Установление (изменение) вида разрешенного использования

Вид разрешенного использования земельного участка может быть установлен или изменен двумя способами:

1.          На основании заявления о выбранном виде разрешенного использования правообладателем земельного участка из тех видов, которые установлены Правилами землепользования и застройки.

2.          На основании постановления (решения) об установлении или изменении вида разрешенного использования земельного участка, принятого уполномоченным органом.

Такое постановление (решение) может быть подано в орган кадастрового учета самим правообладателем земельного участка с заявлением об учете изменений, или может быть направлено принявшим его органом в порядке информационного взаимодействия.

 Как можно воспользоваться первым способом?

В соответствии со ст.

37 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) правообладатель земельного участка (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий) вправе выбрать любые основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков без дополнительных разрешений и согласования. При этом вспомогательные виды разрешенного использования допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляется совместно с ними (ст. 37 ГрК РФ).

В этом случае для изменения сведений единого государственного реестра  недвижимости о виде разрешенного использования земельного участка на бланке Заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости заинтересованным лицом, о внесении в Единый государственный реестр недвижимости записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, записей о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя, записей о наличии прав требований в отношении зарегистрированного права, отдельных записей о правообладателе, а также отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости в графе «Иные предусмотренные законодательством РФ сведения»  раздела 3.1.1 указываются реквизиты акта уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки, реестровый номер границ территориальной зоны или в случае отсутствия такого реестрового номера ее индивидуального обозначения (например, вид, тип, номер, индекс) в соответствии с правилами землепользования и застройки, выбранный правообладателем вид разрешенного использования земельного участка  (в точном соответствии с видами разрешенного использования, указанными в Правилах землепользования и застройки).

В случае, если сведения о соответствующей территориальной зоне, в которой расположен земельный участок не внесены в единый государственный реестр недвижимости, то к Заявлению об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости заинтересованным лицом, о внесении в Единый государственный реестр недвижимости записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, записей о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя, записей о наличии прав требований в отношении зарегистрированного права, отдельных записей о правообладателе, а также отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости прикладывается справка, выданная уполномоченным органом местного самоуправления (в том числе Управлением архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета) об отнесении соответствующего земельного участка к определенной территориальной зоне.

Согласно ч.4 ст. 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки (т.е. правообладатель не вправе самостоятельно выбирать вид разрешенного использования, предусмотренный территориальным зонированием):

1) в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия;

2) в границах территорий общего пользования;

3) предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами;

4) предоставленные для добычи полезных ископаемых.

Для установления или изменения вида разрешенного использования вторым способом органу государственной власти или органу местного самоуправления необходимо подготовить постановление (решение) об изменении вида разрешенного использования в соответствии с Приказом от 1 сентября 2014 г. N 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

Последнее обновление: 20 августа 2019, 8:17

Источник: http://kadastr.tatarstan.ru/rus/ustanovlenie-izmenenie-vida-razreshennogo.htm

Изменение вида разрешенного использования земельного участка. Обзор практики от Верховного суда

Куда подать коллективное письмо для изменения вида разрешенного использования земли?

Верховный суд РФ выпустил Обзор судебной практики рассмотрения споров, связанных с изменением видов разрешенного использования земельных участков.

В него вошли вопросы о том, в каких случаях собственники и арендаторы участков могут требовать изменения вида разрешенного использования, а в каких нет, а также каковы последствия несоблюдения процедуры изменения разрешенного использования и нарушения законодательных ограничений. Всего в обзоре представлено девять судебных позиций.

На прошлой неделе, 14 ноября 2018 г., Президиум Верховного суда РФ утвердил Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (далее — Обзор).

Он подготовлен в связи с тем, что на практике возникают сложности в разрешении таких споров, как, в частности, при установлении лиц, управомоченных на изменение вида разрешенного использования, при применении процедурных особенностей такого изменения, при определении последствий несоблюдения установленных процедур и последствий использования земельных участков с нарушением ограничений.

Изменение вида разрешенного использования арендатором

Если компания арендует земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, она не вправе требовать изменения вида разрешенного использования такого участка и внесения изменений в договор аренды, заключенный по результатам торгов.

Так, в одном деле суд рассматривал ситуацию, когда участок по результатам торгов был передан для строительства четырех-пятиэтажного многоквартирного дома. Впоследствии право собственности на незавершенный строительством дом перешло к другой компании.

Она заключила с городской администрацией новый договор аренды земельного участка для завершения строительства. При этом новый арендатор потребовал изменить разрешенное использование на «строительство многоквартирного дома пяти-девяти этажей» и внести изменения в договор аренды земельного участка. Городская администрация отказала.

Суды ее поддержали. Они указали, что, приняв на себя права и обязанности по договору, новый арендатор выразил свое согласие на использование земельного участка в соответствии с установленным видом разрешенного использования.

По мнению судов, обращение нового арендатора с требованием об изменении вида разрешенного использования земельного участка по существу было направлено на обход процедуры торгов, предусмотренной земельным законодательством для предоставления земельных участков.

Также не получится поменять вид разрешенного использования публичного земельного участка на иной из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом, когда участок предоставлялся в аренду для определенного вида использования.

Например, в суде рассматривалась такая ситуация: арендатор земельного участка с видом разрешенного использования «для размещения объекта по оказанию услуг и обслуживанию населения (площадь не более 150 кв. м)» пытался поменять его на «индивидуальное жилищное строительство». Администрация города ему отказала.

Первая инстанция и апелляция признали этот отказ незаконным. Но ВС РФ отметил, что продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.

В данном случае арендатор получил участок с другим видом разрешенного использования, для которого не требовалось проводить аукцион, а затем решил в обход всех процедур поменять разрешенное использование.

Таким образом, произвольное изменение вида разрешенного использования земельного участка в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности.

Вспомогательный вид разрешенного использования вместо основного

Верховный суд РФ указал, что вспомогательный вид разрешенного использования земельного участка, установленный в градостроительном регламенте, нельзя выбрать вместо основного при предоставлении земельного участка.

Вспомогательные виды разрешенного использования допускаются только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.

Речь идет о такой ситуации: истец являлся собственником земельного участка из категории «земли населенных пунктов» с разрешенным видом использования «сады, огороды». Он попросил у администрации предоставить в собственность земельный участок, который примыкал к его участку, под открытую гостевую стоянку.

Этот соседний участок располагался в зоне малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами. К числу основных видов разрешенного использования земельных участков, находящихся в этой зоне, относились в том числе индивидуальные жилые дома, садоводство, огородничество, дачное строительство.

Открытая гостевая стоянка являлась вспомогательным видом использования земельных участков в данной зоне. Собственник получил отказ в его требовании предоставить примыкающий земельный участок.

Первая инстанция и апелляция поддержали собственника, признав незаконным решение органа исполнительной власти субъекта РФ в области имущественных отношений об отказе в предоставлении в собственность земельного участка под открытую гостевую стоянку. Но суд кассационной инстанции принял по делу новое решение.

Он отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку истец не представил доказательства использования участка в соответствии с основным разрешенным видом использования.

Разрешенное использование должно соответствовать предельным размерам участка

В Обзор включена позиция о том, что вид разрешенного использования земельного участка невозможно изменить, если градостроительным регламентом, правилами землепользования и застройки установлены предельные размеры и параметры, не позволяющие осуществлять деятельность в соответствии с таким видом разрешенного использования.

Так, собственник земельного участка категории земель «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» обратился в орган муниципального образования с заявлением о принятии решения об изменении вида разрешенного использования данного земельного участка.

Он просил изменить «индивидуальное жилищное строительство» на условно разрешенный вид «магазины товаров первой необходимости общей площадью не более 150 кв. м», предусмотренный градостроительным регламентом территориальной зоны малоэтажной жилой застройки, к которой правилами землепользования и застройки сельского поселения отнесен спорный земельный участок.

При этом он просил принять во внимание, что на основании постановления главы муниципального образования были проведены публичные слушания, по результатам которых комиссия по проведению публичных слушаний дала заключение о возможном изменении вида разрешенного использования земельного участка. Но орган местного самоуправления отказал.

Собственник подал в суд заявление о признании незаконными действий органа местного самоуправления.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования. Он установил, что площадь земельного участка, принадлежащего истцу, составляла 625 кв. м.

В то же время градостроительным регламентом территориальной зоны малоэтажной жилой застройки было предусмотрено, что для размещения объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.

м, минимальный размер земельного участка должен быть 1000 кв. м. Апелляция оставила решение суда первой инстанции без изменения.

Таким образом, изменение вида разрешенного использования в целях осуществления строительства, реконструкции либо иного использования земельного участка возможно в том случае, если планируемая деятельность не приведет к нарушению градостроительного регламента в части установленных в нем предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков, предельных параметров разрешенного строительства.

Установление видов разрешенного использования в градостроительном регламенте

Градостроительным регламентом для территориальной зоны могут быть установлены виды разрешенного использования с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности сочетания различных видов использования земельных участков.

Так, в правила землепользования и застройки части территории одного муниципального образования были внесены изменения.

Для территориальной зоны «ведение огородничества», соответствующей функциональной зоне генерального плана муниципального образования «ведение огородничества», был установлен градостроительный регламент, включающий вид разрешенного использования «ведение садоводства».

Правообладатели земельных участков в этой территориальной зоне подали коллективный иск об оспаривании такого решения.

Они ссылались на то, что это нарушает права и законные интересы собственников земельных участков, препятствует их надлежащему использованию, устанавливает ограничения по эффективности эксплуатации участков (строительство и реконструкция жилых домов) и снижает их стоимость. Кроме того, установление вида разрешенного использования «ведение садоводства» в функциональной и территориальной зонах «ведение огородничества» противоречит положениям классификатора видов разрешенного использования земельных участков, а также требованиям ст. 35 и 36 ГрК РФ.

Первая инстанция удовлетворила иск. Апелляция отменила это решение.

Она решила, что виды разрешенного использования «ведение садоводства» и «ведение огородничества», установленные в территориальной зоне «ведение огородничества», являются сочетаемыми и предусматривают использование земельных участков в сельскохозяйственных целях, связанных с выращиванием сельскохозяйственных культур, размещением хозяйственных строений, сооружений или садовых домов. Градостроительный регламент, установленный для территориальной зоны «ведение огородничества» с основным видом разрешенного использования «ведение садоводства» с возможностью размещения объектов капитального строительства, не противоречит нормам федерального законодательства и не лишает административных истцов права на использование принадлежащих им земельных участков, в том числе на возведение объектов капитального строительства (садовых домов). Включив это дело в Обзор, ВС РФ поддержал позицию апелляции.

Принять к сведению

Другие позиции Верховного суда из Обзора судебной практики

  • При наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки собственник земельного участка, находящегося в частной собственности, может выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований с органами местного самоуправления.
  • Земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют измененному градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства не опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.
  • Если при предоставлении земельного участка вид разрешенного использования не был определен, то администрация муниципального образования не вправе отказать в установлении вида разрешенного использования земельного участка.
  • Принятие решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или об отказе в таком разрешении без соблюдения установленной законом процедуры, включая организацию и проведение общественных обсуждений или публичных слушаний, не допускается.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/385509/

Управление Росреестра: как сменить вид разрешенного использования

Куда подать коллективное письмо для изменения вида разрешенного использования земли?

04.10.2018

   Специалисты Управления Росреестра по Забайкальскому краю информируют граждан о возможности смены вида разрешенного использования земельных участков.

   Любому зарегистрированному земельному участку, согласно законам РФ, присваивается вид разрешенного использования (далее – ВРИ).

Влияние на возможность изменения установленного ВРИ имеют: наличие/отсутствие утвержденных правил землепользования и застройки территории (далее по тексту – Правила), где располагается участок; разновидность прав на землю, в отношении которой предпринимается смена вида разрешенного использования.

   Общая информация об ограничениях в сфере землепользования

   Земельные участки в России подразделяются на 7 категорий. Все они имеют строго определенное назначение, что накладывает на владельцев участков, арендаторов, других пользователей конкретные права и обязанности.

  К примеру, использование земель населенных пунктов осуществляется под застройку жилыми, офисными, общественными, производственными и прочими зданиями. Сельскохозяйственные земли должны использоваться строго для фермерской деятельности, личного хозяйства.

   Однако существуют способы изменить ситуацию. В принципе это возможно осуществить, изменив целевое назначение земель либо их ВРИ. Второй способ имеет преимущество благодаря относительной простоте исполнения. Именно поэтому различные варианты изменения ВРИ являются весьма востребованной процедурой.

   Владельцы участков земли в нашей стране наделены правом инициативы в принятии решений по изменению ВРИ.

   Смена вида разрешенного использования: порядок действий собственника

   Если инициатором смены основного ВРИ земли является ее владелец, ему следует начинать оформление документов с органа местного самоуправления, где нужно получить выписку из Правил, содержащую информацию об участке. Имея на руках эту выписку, далее следует обращаться в орган кадастрового учета. Здесь потребуется написать заявление о смене вида разрешенного использования земли.

   Возможна ситуация, когда владелец решает сменить основной ВРИ на условно разрешенный. Для получения соответствующего разрешения, от владельца требуется документальное обоснование необходимости проведения такой смены.

В данном случае законодательством предполагается процедура проведения публичных слушаний вопроса, чтобы органы местного самоуправления имели возможность выдать обоснованное разрешение или мотивированный отказ, которые учитывают мнение и интересы землепользователей смежных площадей.

Хотя существует вероятность того, что владелец участка не получит ожидаемого разрешения, так как законодательством установлено право (а не обязанность) его выдачи.

   Бывают случаи принудительного изменения ВРИ. Такое может случиться, например, если для участка земли с используемыми капитальными постройками Правила были приняты позднее, чем началась его эксплуатация.

Может оказаться, что в новый перечень по данной территориальной зоне не вошли фактические ВРИ участка.

В такой ситуации при некоторых условиях существует опасность запрета эксплуатации капитальных строений, возведенных в пределах границ участка.

   Любое новое строительство можно начинать исключительно тогда, когда вид использования построенных объектов будет соответствовать Правилам, утвержденным для данного участка земли.

   Однако если собственник хочет изменить ВРИ на территории, где Правила отсутствуют, достаточно получить от местных властей решение, основанное на результатах, полученных во время публичных слушаний.

   Правовая помощь при смене видов разрешенного использования участка

   В случае если владелец земельного участка получит отказ администрации в выдаче разрешения, он может организовать его обжалование во внесудебном или судебном порядке.

   Опытные юристы, разобравшись в ситуации в интересах клиента, оказывают им следующую правовую помощь:

   проведение правовой экспертизы в отношении оснований и правовых последствий смены ВРИ земель;

   сопровождение процесса «под ключ» (с момента подачи декларации до получения выписки из ЕГРН);

   узаконение самовольной постройки (которая, согласно постановлению 829, является незаконной);

   оспаривание действия или бездействия публичных органов власти при изменении ВРИ земли.

   Избавьтесь от административных преград, заручившись поддержкой профессионалов. Доверьте смену вида разрешенного использования земельного участка в 2017 году опытным юристам.

   Какие документы следует подготовить для смены вида разрешенного использования земельного участка

   Декларация с прилагаемой документацией для изменения ВРИ подается в местную администрацию: декларация владельца земли о смене вида разрешенного использования; копия паспорта собственника; предприниматели и предприятия предоставляют выписку из ЕГРИП либо ЕГРЮЛ; доверенность представителя инициатора изменения ВРИ; правоустанавливающие и технические документы на участок; ситуационный план участка; формы государственного кадастра КВ.1, КВ.2, КВ.3; в случае инициирования процесса арендатором участка требуется согласие арендодателя; технические документы на капитальные постройки, находящиеся на участке; действующий проект планировки территории.

   Предоставление разрешения в разных случаях и регионах может осуществляться как бесплатно, так и на платной основе. Законодательство дает право местным органам власти регулировать этот вопрос.

   Сроки, в течение которых администрация должна подготовить ответ, при отсутствии необходимости в публичных слушаниях не превышают 30 календарных дней, а со слушаниями – 60 календарных дней.

   После получения из администрации положительного решения, производится соответствующее уточнение сведений об участке, имеющихся в государственном кадастре, внесение информации в ЕГРН.

   Для этого следует лично (на бумажных носителях) либо посредством сайта Росреестра (в виде электронных документов, с ЭЦП собственника) направить в орган кадастрового учета: заявление; свидетельство о праве собственности; кадастровый паспорт; межевой план; решение местной администрации.

   Процесс завершается получением владельцем участка кадастровой выписки, где будет указан новый вид его разрешенного использования.

Источник: https://rosreestr.ru/site/press/news/upravlenie-rosreestra-kak-smenit-vid-razreshennogo-ispolzovaniya-/

Юриста совет
Добавить комментарий