Как выбрать место отбывания наказания?

Определение места отбывания наказания осужденного

Как выбрать место отбывания наказания?

   Раздел УЗНИК, все учреждения ФСИН РФ.  
  Определение места отбывания наказание это не ПОИСК осужденного, просьба не путать.

Куда ОТПРАВЯТ ОСУЖДЕННОГО отбывать наказание …? 
Максимальная стоимость нашей услугивсего 2052 руб. 
Теперь ЗАВИСИТ и от вас родственников!  

– Сами подаете Заявление без нашего участия…

?, – Сами и отвечаете!!!- Экономия на ОПЛАТЕ -ЗАЯВЛЕНИЯ об определении места отбывании наказания
  теперь не только не выгодна:   Но и наносет ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РАСХОДЫ связанные стоимостью   самих расходов на ДОРОГУ до осужденного, дополнительные расходы на посылки.

– Основным Вашим розачорованием будет сам РЕГИОН ОТБЫВАНИЯ наказания,  где осужденного в день ПРИЕЗДА, начинают “пресовать”, принуждать к подписанию  “фантиков”-которые давно устранены ЗАКОНОДАТЕЛЬНО. – Экономите на профессиональном нашем ЗАЯВЛЕНИИ-это ваше ПРАВО выбора!!! 
          Рекомендуем,Заказывать услугу через наш сайт  
  по ссылке: http://www.

advokat-777.ru/zayaa-mesto-otbyvaniya.html 
 
_Заполните ЗАЯВКУ,обязательно укажите с вручением в письменной форме:     – в адрес ФСИН РФ-Москва.     – в адрес УФСИН РФ, региона.

   Ответственные службы за РАСПРЕДЕЛЕНИЕ, только службы ФСИН РФ.

К которым мы в случае не исполнения предьявляем ИСК в Замоскворецкий суд г. Москвы,о перенаправлении осужденного в регион по месту проживания родственников, жены и.т.д. 

 Просьба при подачи ЗАЯВЛЕНИЯ через наш сайт, прикреплять ДОКУМЕНТЫ,

  свидетельствующие о вашем родстве с осужденным и место вашего проживания. – Есть вопросы обращайтесь т. 8-915-085-43-58 Юрий Усов.

________________________________________________________________________________

В народе называется ЭТАП, определение места отбывания наказания осужденного, ДО вступления в законную силу Приговора.

Родственники могут повлиять на то где будет отбывать наказание осужденный, то есть своим участием, ЗАРАНЕЕ оформив ЗАЯВКУна определение места отбывания наказания-то есть регион куда предпочтительнее отправить осужденного.

Определение места отбывания наказания многие путают с ПОИСКОМ ОСУЖДЕННОГО 

 

Заказать УСЛУГУ-ЭТАП можно ЗАБЛАГОВРЕМЕННО, до вынесения Приговора. 

Регион России для этого вида услуги не имеет ЗНАЧЕНИЯ, так как РАСПРЕДЕЛЕНИЕ происходит через центральный аппарат ФСИН РФ-Москва.                                            дежурный адвокат 8-915-085-43-58 с 9.00 до 21.00 Московское время  

                                                                            ДРУГИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ОПЛАТЫ.

Определение места отбывания наказания. 

Статья 73. Места отбывания лишения свободы 

[Уголовно-исполнительный кодекс РФ] [Глава 11] [Статья 73]

1. Осужденные к лишению свободы, кроме указанных в части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены.

В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.

2.

При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.

3. Осужденные женщины, несовершеннолетние осужденные направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений.

4. Осужденные за преступления, предусмотренные статьей 126, частями второй и третьей статьи 127.1, статьями 205 – 206, 208 – 211, 275, 277 – 279, 281, 282.1, 282.

2, 317, частью третьей статьи 321, частью второй статьи 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы.

4. Определение места отбывания наказания.

          В  связи  с  тем,  что  указанный  вопрос  приобрел  в  России  в  настоящее  время системную  проблему, особенно  в  городе  Москве,  возникла необходимость  в  размещении  письменной  консультации на  сайте.

          Сразу  хочу  отметить,  что  этот  вопрос  очень  четко  и  ясно  отражен  в  российском  законодательстве  и  проблема  возникает  исключительно  из-за  того,  что  руководители  следственных  изоляторов  то ли  по  малограмотности,  то  ли  в  силу  злого  умысла  постоянно  вводят  людей  в  заблуждение,  ссылаясь на  то,  что родственников  уведомят  о  месте  нахождения  осужденного  уже после  прибытия  их  в  точку  назначения,  то  есть  к  месту  отбывания наказания.  Это  и  так  и не  так.  В  этих  ответах  звучат  ссылки  на  другие нормативные  акты,  регулирующие  другой  юридический  аспект  отношений,  и  уклоняются  такими  ответами  от  исполнения  других норм  закона.  Однако,  по  порядку.

  1.  ?  Обязаны  ли  руководители  следственных  изоляторов  уведомлять  родственников  осужденных,  куда  будет  отправлен  тот  или  иной  осужденный  отбывать наказание

Ответ на  этот  вопрос  дают  два  Федеральных  закона.  Процитирую  их. 

Часть  1 статьи  394  Уголовно-процессуального кодекса  РФ  гласит: 

           «Статья 394. Извещение об обращении приговора к исполнению.

  1. ».После вступления в законную силу приговора, по которому осужденный, содержащийся под стражей, приговорен к аресту или лишению свободы, администрация места содержания под стражей в соответствии со статьей 75 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации извещает одного из близких родственников или родственников осужденного о том, куда он направляется для отбывания наказания

             Часть  2  статьи  75  Уголовно-исполнительного  кодекса  РФ   указывает:

«Статья 75. Направление осужденных к лишению свободы для отбывания наказания.

1. Осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора суда в законную силу.

В течение этого срока осужденный имеет право на краткосрочное свидание с родственниками или иными лицами.

Порядок направления осужденных в исправительные учреждения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

2.

 Администрация следственного изолятора обязана поставить в известность одного из родственников по выбору осужденного о том, куда он направляется для отбывания наказания».  

Правила ч. 1 ст. 394 УПК применяются в случаях, когда был постановлен обвинительный приговор, причем не любой, а приговор по которому лицо, содержащееся под стражей, было приговорено к аресту или лишению свободы.

Эти правила обязывают администрацию места содержания под стражей (т.е. администрацию следственного изолятора, по общему правилу п. 2 ст. 75 УИК) известить одного из близких родственников или родственников (п. 4, 37 ст. 5УПК) осужденного о том, куда он направляется для отбывания наказания.

Указанное уведомление обязательно направляется названным лицам и в том случае, когда лицо, впервые осужденное к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, которому наказание назначено в исправительной колонии общего режима, с его согласия оставлено в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (ч. 1 ст. 74 УИК).  Осужденный  сам  определяет,  кому  из  родственников  необходимо направить  уведомление.  Представитель администрации  следственного изолятора  обязан  встретиться  с  осужденным  и  выяснить этот  вопрос.

Таким  образом,  как  минимум  два  федеральных  закона  обязывают  администрацию  следственных  изоляторов  уведомлять родственников  осужденных,  куда  будет  отправлен  тот  либо иной  осужденный  для  отбывания наказания.

Это  –  обязанность   администрации  следственного изолятора,  за  неисполнение  которой  должностные  лица  подлежат  ответственности.

Уведомление  должно  последовать  до  отправления  осужденного  к  месту  отбывания  наказания.

  И  в  течение  этого  времени  (с  момента  вынесения  обвинительного приговора  и до  отправления  к  месту  отбывания наказания)  осужденному   предоставляется  свидание, дополнительное  к  тем,  которые  указаны  в  Федеральном  законе  от  15  июля  1995  года  №  103-ФЗ  «О  порядке  содержания  под  стражей  обвиняемых  и подозреваемых  в  совершении  преступлений»,  для  того,  чтобы  были  решены бытовые,  социальные и  иные  вопросы.   О  праве  на  это  свидание  указано  не  только  в  ч.1  ст.75  УИК  РФ,  но и  в   ст.395 УПК  РФ:

«Статья 395. Предоставление родственникам свидания с осужденным

До обращения приговора к исполнению председательствующий в судебном заседании по уголовному делу или председатель суда предоставляет по просьбе близких родственников, родственников осужденного, содержащегося под стражей, возможность свидания с ним».

Судья  не  вправе  отказать  в  таком  свидании  при обращении  родственников  осужденного.

  1.    Почему  руководители  следственных  изоляторов,  отказывая  известить,  куда  направляется  осужденный,    указывают на  то,  что родственников  известят  о  месте  отбывания наказания   после  прибытия  этого осужденного  в  точку назначения?

         Думаю,  что  руководители  следственных  изоляторов,  привыкшие  пренебрежительно  относиться  как  к  самим  осужденным,  их  правам,  так  и  к  родственникам  осужденных,   умышленно   вводят  их  в  заблуждение,  ссылаясь  уже на  иные  нормы  закона,  которые  действительно  обязывают  руководителей  уже  исправительных  колоний  (не  следственных  изоляторов)  уведомить  в  течение  10  дней  одного из родственников  осужденного  о  его  прибытии  к  месту  отбывания  наказания.    В  частности,  об этом  четко  указано  в  Федеральном  законе  –  ст.17  Уголовно-исполнительного  кодекса  РФ:

«Статья 17. Уведомление о месте отбывания наказания

О прибытии осужденного к месту отбывания наказания администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана не позднее 10 дней со дня прибытия направить уведомление одному из родственников осужденного по его выбору».

Таким  образом, Закон обязывает администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания, сообщить одному из родственников осужденного о его прибытии к месту отбывания наказания.

Не позднее 10 дней со дня прибытия осужденного в исправительное учреждение по его письменному заявлению одному из родственников осужденного по его выбору направляется уведомление с указанием почтового адреса учреждения, перечня вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, основных требований порядка переписки, получения и отправления денежных переводов, предоставления осужденным выездов за пределы исправительного учреждения, свиданий, телефонных разговоров.

 О прибытии осужденных иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживавших до ареста за границей, уведомления еще и направляются в посольства или консульства, представляющие интересы этих лиц в Российской Федерации.

Рассматриваемая позиция Законанаправлена на сохранение и поддержание связи осужденного со своей семьей, что в дальнейшем поможет ему социализироваться в обществе. 

Не  соблюдение  властями  России  положений  ст.ст.394-395  УПК  РФ  и  ст.ст.17  и  75  УИК  РФ  является  нарушением  ст.8   Европейской  Конвенции  о  защите  прав  человека  и основных  свобод. 

  1.  Как  быть,  если  администрация  следственного изолятора  не  исполняет  требования  Федеральных  законов  и  не  желает  уведомлять  родственников  осужденного  о  том,  куда  его направляют  для  отбывания наказания

        Так  как  надзирающие  прокуроры и  руководители  ФСИН  России  укрывают  факты  нарушения  законности со  стороны  администраций  следственных  изоляторов  и не  привлекают  должностных  лиц  к  ответственности,  рекомендуется  избирать  следующий  путь.  Вначале,  до  того,  как  кассационное  определение  о  вступлении  обвинительного приговора  в  силу поступит  в  СИЗО,   направить  на  имя  начальника  следственного изолятора от  имени  кого-то из  родственников  или  адвоката    заявление.

      При этом  нужно  указать  адрес,  по  которому  должно  быть отправлено  уведомление.  Такие же  заявления  можно написать  в  УФСИН  (ГУФСИН)  субъекта  РФ  и  в  ФСИН  РФ.

     Желательно направить  такое  заявление  заранее  в  тех  целях,  что  ответ  будет  дан  конкретным должностным  лицом,  действия  которого  можно  будет  обжаловать  в  случае  отказа,  ибо  суды  зачастую  отказывают  в  принятии  жалобы,  ссылаясь на  то,  что  не  указано  конкретное  должностное  лицо  следственного изолятора   в  качестве  ответчика.     

      Если  уведомление  не  поступит,  то нужно  обращаться  с  жалобами на  неисполнение  администрацией  СИЗО  требований  Федеральных  законов  в  территориальный  суд,  вышестоящим  руководителям  ФСИН  РФ  и  в  соответствующие надзирающие  прокуратуры  вплоть до  Генеральной  прокуратуры  РФ.

Источник: http://www.advokat-777.ru/articles-detail2.html

Обязательные работы как вид наказания

Как выбрать место отбывания наказания?

Одним из видов наказаний, которое предусматривает действующий Уголовный кодекс Российской Федерации, являются обязательные работы.

По преступлениям небольшой и средней тяжести в значительных случаях  назначается такой вид наказания.

На основании ч. 4 ст.

49 УК РФ обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

В чем же заключается данный вид наказания?

В соответствии с частью первой статьи 49 Уголовного кодекса РФ обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Данный вид наказания выполняется осужденными на безвозмездной основе. В тоже время, лицо, которому судом назначено наказание в виде обязательных работ, лишен права выбора вида обязательных работ и объектов, на которых они отбываются.

Наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Под видами работ, как правило, подразумеваются работы, не требующие особой квалификации, специальных знаний и навыков:

1.Благоустройство, очистка и озеленение территорий предприятий, организаций, улиц и площадей;

2.Вырубка деревьев и кустарников, обрезка веток;

3.Посадка и прополка саженцев деревьев, кустарников и цветочной рассады; 4.Благоустройство и очистка территорий автобусных остановок; 5.Подсобные работы при благоустройстве тротуаров и проездных путей;

6.Земляные работы;

7.Окраска элементов благоустройства дорог; 8.Очистка дорожных покрытий в местах, недоступных для дорожной техники;

9.Благоустройство кладбищ;

10.Косметический ремонт зданий и помещений;

11.Общестроительные работы;

12.Уборка производственных и служебных помещений;

13.Благоустройство спортивных и детских площадок;

14.Другие виды работ, не требующие специальной профессиональной подготовки.

Срок обязательных работ зависит от возраста осужденного, категории преступления, по которой подсудимый признан виновным, характеризующих личность данных.

Несовершеннолетним обязательные работы назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов, заключаются в выполнении работ, посильных для данного лица, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет – трех часов в день.

Совершеннолетним лицам обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до четырехсот восьмидесяти часов и отбываются не свыше четырех часов в день.

При вступлении приговора в законную силу, копия судебного решения  направляется судом в уголовно-исполнительную инспекцию. После регистрации поступивших в Инспекцию документов, инспектор направляет осужденному письменное уведомление о необходимости явки в инспекцию.

В день явки в инспекцию с осужденным проводится беседа, в ходе которой ему разъясняются порядок и условия отбывания наказания, его права и обязанности, уточняются и проверяются анкетные данные, выясняются сведения, имеющие значение для осуществления контроля за его поведением.

По окончании беседы у осужденного отбирается подписка  и выдается предписание для отбывания обязательных работ. При определении осужденному вида обязательных работ и объекта учитывается его место жительства, график основной работы и учебы, состояние здоровья, возрастные особенности и профессиональные навыки.

Предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение наказания в виде обязательных работ.

Началом срока отбывания обязательных работ является день выхода осужденного на работу. Уголовно-исполнительная инспекция вцелях контроля за исполнением обязательных работ проверяет порядок отбытия осужденным наказания.

При этом, проверка может осуществляться как с  использованием телефонной связи, так с правом выхода по месту отбытия наказания осужденным.

В тоже время, администрация учреждения, в котором осужденный отбывает наказание обязана  сообщать в УИИ о нарушениях порядка отбытия наказания, допущенных осужденным к обязательным работам.

Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых осужденный отбывал обязательные работы.

Табель о количестве отработанных осужденным часов и материалы о нарушениях им трудовой дисциплины, поступившие из администрации организации, приобщаются к его личному делу.

Осужденный к обязательным работам обязан:

– соблюдать правила внутреннего распорядка организации, в которой он отбывает обязательные работы;

– добросовестно относиться к труду;

– работать на определенном для него объекте и отработать установленный судом срок обязательных работ;

– ставить в известность инспекцию об изменении места жительства.

За нарушение осужденным к обязательным работам порядка и условий отбывания наказания инспекция предупреждает его об ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с частью третьей статьи 49 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный:

– более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин;

– более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину;

– скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания.

Вернуться назад

Источник: http://midural.ru/normative_documents/100615/100629/page2/document80055/

Разъясняем законодательство

Как выбрать место отбывания наказания?

Статья 58 УК РФ регламентирует назначение судом вида исправительных учреждений лицам, осужденным к лишению свободы, и индивидуализирует исполнение наказания. 

       В целях обеспечения единообразного применения законодательства о назначении и изменении видов исправительных учреждений Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29.05.2014 №9 «О практике назначения и изменения судами видов исправительных учреждений» дал судам соответствующие разъяснения.

При назначении вида исправительного учреждения суды должны учитывать определённые критерии: категорию преступлений, форму вины, вид назначенного наказания (на определенный срок или пожизненно), срок лишения свободы, вид рецидива преступлений, факт отбывания ранее наказания в виде лишения свободы, пол, возраст.

Следует иметь в виду, что уголовный закон не допускает возможность назначения того или иного вида исправительного учреждения по усмотрению суда, за исключением случаев, указанных в п. «а» ч. 2 ст. 58 УК РФ.

Так, лицам, осужденным за преступления, совершённые по неосторожности, а также лицам, осужденным к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавшим лишение свободы, суд может определить местом отбывания наказания как колонию-поселение, так и исправительную колонию общего режима.

Если в указанных случаях суд придет к выводу о необходимости назначения осужденному для отбывания наказания исправительной колонии общего режима вместо колонии-поселения, он должен мотивировать принятое решение.

При этом  учитываются обстоятельства совершения преступления и личность виновного, в частности количество совершенных им преступлений, их характер и степень общественной опасности (форму вины, тяжесть наступивших последствий, степень осуществления преступного намерения, способ совершения преступления, роль осужденного в нем, иные существенные обстоятельства дела); поведение до и после совершения преступления, в том числе отношение к деянию, возмещение вреда, причиненного преступлением, поведение в следственном изоляторе, в исправительном учреждении, если ранее лицо отбывало лишение свободы; наличие судимости; данные об употреблении алкоголя, наркотических и других одурманивающих средств, о состоянии здоровья, наличии иждивенцев и др.

Женщинам, осужденным к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, (независимо от вида рецидива преступлений) отбывание лишения свободы назначается в исправительной колонии общего режима, а в остальных случаях – по правилам п. «а» ч.2 ст. 58 УК РФ, описанным ранее.

Несовершеннолетнему лицу при осуждении в соответствии к лишению свободы суд назначает отбывание наказания в воспитательной колонии.

Однако, если на момент вынесения приговора такое лицо достигло совершеннолетия, ему назначается исправительная колония общего режима (в случае совершения тяжкого или особо тяжкого преступления) либо колония-поселение.

При этом Верховный Суд РФ рекомендует судам одновременно с постановлением приговора выносить определение (постановление), в котором указывать органу, исполняющему наказание, на необходимость учитывать при обращении с несовершеннолетним определенные особенности его личности (уровень интеллектуального и физического развития, степень педагогической запущенности, склонность к употреблению спиртных напитков, наркотических средств, иные данные, характеризующие личность несовершеннолетнего).

Наличие определенного вида рецидива преступлений обусловливает назначение лицу соответствующего более строгого вида исправительного учреждения (исправительную колонию строгого или особого режима).

При этом, судимости, снятые или погашенные в установленном порядке, судимости за преступления, совершенные по неосторожности, небольшой тяжести, или за преступления, осуждение за которые признавалось условным либо предоставлялась отсрочка исполнения приговора, не учитываются при признании рецидива преступлений и поэтому не могут являться основанием для назначения исправительной колонии строгого или особого режима.

При назначении вида исправительного учреждения учитываются неснятые и непогашенные судимости лица на момент совершения преступления, поэтому истечение срока погашения судимости за одно или несколько преступлений в период отбывания наказания по последнему приговору не влечет изменение вида исправительного учреждения.

В случае неправильного назначения вида исправительного учреждения суд апелляционной инстанции вправе изменить на более мягкий или более строгий вид исправительного учреждения.

Однако при этом более строгий вид исправительного учреждения может быть назначен только при наличии представления прокурора либо жалобы потерпевшего или частного обвинителя, их законных представителей и (или) представителей.

Если осужденному назначен вид исправительной колонии с менее строгим режимом, то суд кассационной (надзорной) инстанции в течение года после вступления приговора в законную силу при наличии представления прокурора либо жалобы потерпевшего или частного обвинителя, их законных представителей и (или) представителей отменяет приговор в этой части и передает дело на новое рассмотрение для назначения соответствующего вида исправительного учреждения.

Лицу, отбывающему наказание в виде лишения свободы, вид исправительного учреждения может быть изменён судом в зависимости от поведения осужденного и его отношения к труду, причём как в сторону улучшения условий отбывания наказания, так и в сторону их ужесточения.

Старший прокурор отдела по обеспечению

участия прокуроров в рассмотрении

уголовных дел судами                                                     Е.Н. Михайлова

Источник: http://prockurskobl.ru/legislation/537.html

Срок сдвигают ближе к дому

Как выбрать место отбывания наказания?

Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова просит правительство поддержать ее предложение о внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс (УИК), запрещающих отправку осужденных в удаленные от их места жительства регионы.

Аппарат уполномоченного уже подготовил законопроект.

Правозащитники отмечают, что отказы осужденным в праве отбывать наказание в своем регионе влекут нарушение запрета на бесчеловечное обращение, зафиксированного в Европейской конвенции о правах человека, и оборачиваются исками в ЕСПЧ.

Проблема отправки осужденных в отдаленные регионы включена в ежегодный доклад федерального омбудсмена президенту, который госпожа Москалькова представила вчера экспертному совету при уполномоченном по правам человека в РФ.

«Это очень большая беда, так как людям приходится ехать из Москвы в Архангельск, в Карелию, из Чечни — в Красноярский край, и в итоге разрываются социальные связи, люди страдают»,— пояснила госпожа Москалькова.

По ее словам, преградой становятся низкий уровень дохода и высокая стоимость билетов на поезд или самолет в удаленные регионы. В 2017 году жалоб на фактическую невозможность свиданий, поступивших в адрес омбудсмена, было больше, чем в предыдущий год.

«Мы просим государственные власти поддержать нас в обращении к депутатам Госдумы по внесению изменений в УИК»,— добавила госпожа Москалькова.

«Законопроект подготовлен аппаратом уполномоченного, мы обсуждали его в октябре прошлого года на экспертном совете, сейчас он, видимо, на согласовании»,— пояснил “Ъ” член Совета при президенте по правам человека (СПЧ) Андрей Бабушкин. Документ предполагает изменения в ст. 73 УИК («Места отбывания лишения свободы»).

Первый пункт статьи указывает, что осужденный должен отбывать наказание в пределах своего региона, но при этом вводит возможность отправки его в другие регионы «в исключительных случаях по состоянию здоровья, для обеспечения личной безопасности или по согласию». «Сейчас, если в регионе в колонии превышен лимит размещения или там нет женской колонии, осужденных могут направить в отдаленные регионы,— говорит правозащитник.— Поэтому предлагается, в частности, заменить “другие регионы” на “ближайшие”».

По данным ФСИН, более 80% осужденных отбывают наказание в своих регионах. Об этом заявил замдиректора ФСИН Валерий Бояринев в ноябре пошлого года на круглом столе в ведомстве. (На 1 января 2018 года в исправительных колониях находилось 495 тыс. человек и 35 тыс.— в колониях-поселениях.

) Только отдельная категория осужденных за тяжкие преступления, полный перечень которых содержится в п. 4 ст. 73 УИК, отправляется в удаленные регионы. Кроме того, не во всех регионах есть колонии для женщин и несовершеннолетних. «Получается, что не менее 100 тыс.

человек оторваны от семьи, а их родных, лишившихся возможности видеться с близкими, еще больше»,— говорит господин Бабушкин.

«В некоторых случаях УФСИН отправляет осужденных в удаленные регионы без существенных оснований»,— заявил “Ъ” руководитель правозащитной организации «Зона права» Сергей Петряков.

«При обжаловании решений мы получаем один и тот же “Место отбывания наказания выбрано в соответствии с действующим законодательством”»,— говорит господин Петряков.

Он приводит пример осужденного в Приморском крае, которого сначала отправили в колонию в своем регионе, а через два года перевели в Забайкалье: власти заявили, что в Приморье перелимит в колонии. В этом случае была нарушена ст. 3 Европейской конвенции о правах человека — запрет на бесчеловечное обращение, считает правозащитник.

По его словам, осужденный житель Чечни, которого «Зона права» помогла перевести из колонии в Забайкалье в Астраханскую область, поскольку его родители не могли позволить себе тратить по 100 тыс. руб. на каждое свидание, уже обратился в ЕСПЧ: он считает, что было нарушено его право на уважение частной и семейной жизни.

Первопроходцами в ЕСПЧ были Михаил Ходорковский и Платон Лебедев, напоминает господин Петряков, в Страсбурге признали в их случае нарушение ст. 8 конвенции (уважение частной и семейной жизни).

А в марте 2017 года ЕСПЧ рассмотрел дело «Полякова и другие против России» — жалобы четырех родственников заключенных, направленных в удаленные регионы. В решении ЕСПЧ говорится, что расстояние между тюрьмами и домами семей заключенных составляет от 2 тыс. до 8 тыс. км.

Это препятствует свиданиям или вовсе их исключает (см. “Ъ” от 9 марта 2017 года). Комментируя мартовское решение ЕСПЧ, глава СПЧ Михаил Федотов отметил необходимость поправок к УИК, уточняющих выбор места отбывания наказания.

Он отмечал, что сейчас ФСИН свободна в определении места отбывания, если нет возможности подобрать в регионе колонию, отвечающую требованиям, «а при переводе из одной колонии в другую, в частности по соображениям безопасности, в кодексе вообще нет никакого правила».

«У нас в ЕСПЧ направлено восемь жалоб на выбор места отбывания наказания»,— говорит Сергей Петряков. В частности, на днях в ЕСПЧ ушла жалоба Аслана Черкесова, осужденного за убийство в 2010 году жителя Москвы Егора Свиридова. Уроженец Нальчика Аслан Черкесов был приговорен к 20 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима.

Отбывать наказание его отправили в Красноярский край. Мать просила у ФСИН перевести ее сына поближе к дому, но ей отказали, сославшись на ст. 81 УИК.

Адвокат Игорь Шолохов, составивший жалобу, отмечает, что колонии строгого режима есть и в Кабардино-Балкарии, а этапирование осужденного в Красноярский край является «дополнительным, неоправданным судом и законодательством наказанием».

Анастасия Курилова

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3541940

Зона Права

Как выбрать место отбывания наказания?

Правовую основу порядка и места отбывания назначенного по приговору суда уголовного наказания в виде лишения свободы составляют положения Главы 11 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

В частности, в ст. 73 УИК РФ отмечено: “1. Осужденные к лишению свободы, кроме указанных в части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены.

В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.

2.

При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.

3. Осужденные женщины, несовершеннолетние осужденные направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений.

4. Осужденные за преступления, предусмотренные статьей 126, частями второй и третьей статьи 127.1, статьями 205 – 206, 208 – 211, 275, 277 – 279, 281, 282.1, 282.

2, 317, частью третьей статьи 321, частью второй статьи 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы”.

Более детально процедура распределения осужденных по исправительным учреждениям ФСИН РФ прописана в Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения (утв. приказом Минюста РФ от 1 декабря 2005 г. N 235), а именно:

– пункт 5: Осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора в законную силу. Направление осужденных осуществляется, как правило, в исправительные учреждения в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали либо были осуждены.

Осужденные, не имеющие места жительства, как правило, направляются для отбывания наказания в исправительные учреждения тех субъектов Российской Федерации, на территории которых они осуждены.

Отправка осужденных в исправительные учреждения на территории других субъектов Российской Федерации (по месту жительства) производится администрацией следственных изоляторов только после того, как через территориальные органы ФСИН России убедится в наличии исправительного учреждения соответствующего вида.

В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации;

– пункт 6: При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с Федеральной службой исполнения наказаний в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.

Таким образом, в действующем уголовно-исполнительном законодательстве РФ существует презумпция отправления осужденных для отбывания лишения свободы по месту жительства или месту вынесения приговора.

На практике у самих осужденных и их родственников возникают серьезные трудности в части поддержания семейных связей, обусловленные произвольными действиями должностных лиц Федеральной службы исполнения наказаний РФ, к исключительной компетенции которой относится решение вопроса об избрании конкретного исправительного учреждения.

Не всегда выбор местонахождения колонии совпадает с местом жительства осужденного – тем самым создаются препятствия, во всяком случае, в осуществлении личных контактов – посредством свиданий с родственниками, большинство из которых не может себе позволить оплачивать дальние переезды.

В соответствии с пунктами 2, 5 Постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2013 года № 21, правовые позиции Европейского Суда по правам человека, которые содержатся в окончательных постановлениях Суда, принятых в отношении Российской Федерации, являются обязательными для судов.

Любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе; преследовать социально-значимую, законную цель (например, обеспечение общественной безопасности,защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц); являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой цели).

Несоблюдение одного из этих критериев ограничения представляет собой нарушение прав и свобод человека, которые подлежат судебной защите в установленном законом порядке.

Европейский Суд по правам человека в Постановлении от 25.07.2013 года (дело “Ходорковский и Лебедев против России”) в пунктах 836, 837, 850 сформулировал следующие значимые подходы (ориентиры).

В качестве исходного пункта Европейский Суд признает, что власти обладают широкой дискрецией в вопросах исполнения наказаний.

Однако Конвенция не может остановиться у тюремных ворот, и нельзя полагать, что заключенный лишается всех своих прав, гарантированных статьей 8 Конвенции, только по причине его статуса «лица, лишенного свободы после осуждения».

Европейский Суд не закрывает глаза на ограничения, которые выходят за рамки того, что обычно считается приемлемым в деле обычного заключенного.

Например, существенной частью права заключенного на уважение его семейной жизни является содействие тюремной администрации в поддержании контактов с близкими родственниками.

Ограничения контактов с другими заключенными и членами семьи, установленные тюремными правилами, рассматривались Европейским Судом как “вмешательство” в права, защищенные статьей 8 Конвенции.

Так, помещение осужденного в конкретную тюрьму может вызвать вопрос в соответствии со статьей 8 Конвенции, если его последствия для личной и семейной жизни заявителя выходят за рамки “обычных” тягот и ограничений, присущих самому понятию лишения свободы.

Как Комиссия по правам человека указала в деле “Уэйкфилд против Соединенного Королевства”, “Статья 8 Конвенции обязывает государство содействовать заключенным в максимально возможной степени для создания и поддержания связей с людьми в целях способствования социальной реабилитации заключенных. В этом контексте расположение места, где содержится заключенный, имеет значение”.

Кроме того, право на уважение семейной жизни возлагает на государства позитивное обязательство содействия заключенным в поддержании эффективного контакта с близкими родственниками. В контексте лишения свободы Комиссия по правам человека признала, что возможность близких родственников посещать заключенного составляет существенный фактор в сохранении семейной жизни.

Европейский Суд сознает трудности, сопутствующие управлению тюремной системой. Европейский Суд также учитывает ситуацию в Российской Федерации, где исторически исправительные колонии строились в отдаленных и пустынных районах, далеко от густонаселенных регионов Центральной России.

Существуют другие аргументы в пользу предоставления властям широких пределов усмотрения в этой сфере. Однако пределы усмотрения не являются неограниченными. Распределение тюремного населения не должно полностью относиться на усмотрение административных органов, таких как Федеральная служба исполнения наказаний.

Интересы осужденных в поддержании, по крайней мере, некоторых семейных и социальных связей также должны в какой-то степени приниматься во внимание. Законодательство Российской Федерации основано на схожих посылах, поскольку дух и цель статьи 73 УИК РФ направлена на сохранение социальных и семейных связей заявителем с местом, где они проживали до осуждения.

Вместе с тем практическое исполнение этого закона в Российской Федерации могло привести к непропорциональному результату, как показывает дело заявителей.

В отсутствии ясного и предсказуемого метода распределения осужденных среди исправительных колоний система не “обеспечила меру правовой защиты против произвольного вмешательства со стороны публичных органов” В делах заявителей это повлекло результаты, несовместимые с уважением личной и семейной жизни заявителей.

Если говорить о правовых механизмах восстановления нарушенного государством права на уважение частной и семейной жизни, то наиболее действенным является подача искового заявления в суд общей юрисдикции, оформленного в соответствии с требованиями статей 131, 132 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Предметом иска может служить требование о признании незаконным избрания для отбывания наказания в виде лишения свободы конкретного исправительного учреждения без учета дальности его расположения от места жительства как самого осужденного, так и его родственников, с которыми он желает и имеет право поддерживать семейные связи. Параллельно следует заявить и требование о переводе осужденного в иное, соответствующее назначенному по приговору суда виду исправительное учреждение, расположенное либо в том субъекте РФ, где первый проживал до осуждения, либо в любом из ближайших к нему субъектов РФ.

В идеале подаче иска должно предшествовать обращение самого осужденного или его близких родственников в территориальный орган ФСИН РФ, где был вынесен приговор, и собственно в Федеральную службу исполнения наказаний, с заявлением о предоставлении сведений об основаниях принятого решения о направлении осужденного отбывать наказание в иной регион РФ, а не по месту жительства.

Сделать это нужно для того, чтобы убедиться, что такое решение руководством регионального Управления ФСИН РФ или федеральным ведомством принималось с учетом общих правил, закрепленных в УИК РФ, а также обусловлено социально-значимой и законной целью.

Отсутствие мотивированного ответа на данное заявление будет служить поводом для последующего обращения к суду с просьбой истребовать доказательства, на которых сторона истца основывает свои требования, в виду невозможности получить доступ к ним самостоятельно (ст.ст. 56, 57 ГПК РФ).

При этом при подготовке текста искового заявления следует иметь в виду, что согласно, пункту 13 упомянутой ранее Инструкции (утв. приказом Минюста РФ от 1 декабря 2005 г.

N 235), “Перевод осуществляется: в исправительные учреждения, расположенные в пределах одного субъекта Российской Федерации, – по указаниям руководства ФСИН России (в случае рассмотрения вопроса в центральном аппарате), территориальных органов ФСИН России;

в исправительные учреждения, расположенные в других субъектах Российской Федерации, – по решению ФСИН России.

Решение о переводе осужденного принимается на основании мотивированного заключения территориального органа ФСИН России, утвержденного начальником либо его заместителем по безопасности и оперативной работе.

В случае, если это связано с болезнью осужденного*, решение выносится при наличии медицинских заключений, утвержденных начальником территориального органа, представляемых, соответственно, медицинскими отделами (службами) территориальных органов ФСИН России, медицинской службой ФСИН России, справки оперативного управления (отдела) и письменного согласия осужденного”

Таким образом, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что заключение территориального органа ФСИН РФ, утвержденное решением Федеральной службы исполнения наказаний РФ, не отвечает требованиям соблюдения разумных пропорций между достижением социально-значимых целей удаленного размещения осужденного и его правом на сохранение семейных связей, можно рассчитывать на вынесение судом положительного решения по гражданскому иску.

Примером является дело жителя Симферополя ( Республика Крым) Геннадия Афанасьева.

9 марта 2016 года Сыктывкарский городской суд Республики Коми признал право Афанасьева на отбывание наказания с учетом положений статьи 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (Право на уважение семейной жизни).

На ФСИН России возложили обязанность решить вопрос о месте дальнейшего отбывания Афанасьевым уголовного наказания с учетом мотивированного заключения, представленного территориальным органом ФСИН РФ, и положений статьи 8 Конвенции.

Скачать иск Афанасьева можно здесь

Скачать решение Сыктывкарского городского суда по иску Афанасьева можно здесь

Источник: http://zonaprava.com/info/instructions/16297/

Юриста совет
Добавить комментарий