Как решить проблему по незавершенной продаже авто, если штрафы присылают мне?

Машину продал, а штрафы приходят – законно ли это и как решить проблему

Как решить проблему по незавершенной продаже авто, если штрафы присылают мне?

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Почему приходят штрафы за проданную машину
  • Что делать, если машину продал, а штрафы приходят
  • Как обжаловать штраф с проданной машины в суде
  • Как избежать ситуации, когда с проданной машины будут приходить штрафы

Продав автомобиль, бывший владелец считает, что договор купли-продажи снимает с него всякую ответственность за дальнейшую судьбу транспортного средства.

Это действительно так, но только в том случае, если покупатель вовремя перерегистрирует покупку в ГИБДД. До этого момента владельцем считается человек, данные на которого числятся в Госинспекции.

Поэтому не стоит удивляться ситуации, когда машину продал, а штрафы приходят. О юридических тонкостях ситуации расскажем в статье.

По какой причине штрафы приходят к прежнему владельцу автомобиля

Как осуществляется продажа автомобиля? Между владельцем и желающим купить заключается договор, дата подписания которого является днем перехода права собственности от продавца к покупателю.

Закон освободил продавца от ранее существовавшей обязанности снимать автомобиль с регистрационного учета перед сделкой.

Если в Паспорте транспортного средства (ПТС) есть свободное место, новый собственник спокойно ставит свое приобретение на учет, о чем делается соответствующая запись в ПТС, и пользуется купленным авто, оплачивая налоги и штрафы.

Срок, который отводится законом на обращение в ГИБДД, составляет 10 дней с момента покупки. При этом новый владелец должен предоставить в Инспекцию один экземпляр договора купли-продажи.

Но бывают случаи, когда покупатель не спешит уведомить инспекторов о том, что автомобиль теперь принадлежит ему на законных основаниях. В связи с этим в ГИБДД продолжают считать владельцем авто того, на кого оно зарегистрировано, то есть продавца.

А потому, получив данные с камер видеофиксации нарушений, инспекторы рассылают уведомление о нарушении ПДД и наложении штрафных санкций именно владельцу (о статусе «бывший» они не имеют представления).

Камера зафиксировала пересечение двойной сплошной автомобилем с четко читаемым номерным знаком, который проверяется по имеющейся базе. Поиск выдает имя и адрес человека, на которого зарегистрирована машина и которому ГИБДД адресует «письмо счастья» с уведомлением и фото-доказательствами нарушения.

Разумеется, ответственность лежит на водителе, но поскольку видеокамера фиксирует авто, то и претензии направляются его владельцу. Это неправильно, ведь право собственности на машину переходит к новому владельцу в день подписания договора (точнее, в указанную в договоре дату).

А потому и оплата штрафов за допущенные во время владения транспортным средством нарушения становится его обязанностью.

Кодекс об административных правонарушениях четко регламентирует это: оплата штрафных сумм (или иные действия, предусмотренные законом за нарушения ПДД), если фиксация нарушения произведена с помощью технических средств без участия инспекторов ГАИ, ложится на плечи собственника автомобиля.

Но, передав автомобиль и права на него новому владельцу, нужно уведомить об этом Госавтоинспекцию.

И если для покупателя данные действия являются обязанностью, зафиксированной Приказом №399 «Об утверждении порядка регистрации транспортных средств», то для продавца названный нормативно-правовой акт регламентирует возможность снять проданный автомобиль с регистрации как добровольное право.

Для этого в Инспекции нужно написать заявление установленного образца, а также предоставить свой договорной экземпляр и паспорт. Сделать это можно на одиннадцатый день после подписания договора.

Для нового владельца срок обращения за регистрацией составляет 10 рабочих дней. Если наступила просрочка, новый автовладелец будет оштрафован (в 2019 году сумма штрафа составляет 3500 рублей).

В зависимости от обстоятельств штрафные санкции могут быть гораздо более суровыми и привести к лишению прав на срок до 3-х лет.

Стоит обратить внимание, что обращение бывшего владельца с заявлением на снятие проданного автомобиля с учета не ведет к автоматической отмене выписанных на его имя штрафов за нарушения, зафиксированные камерами уже после продажи транспортного средства. Более того, их неуплата может привести к проблемам с судебными приставами, которые по постановлению суда будут удерживать требуемые суммы со счетов бывшего владельца.

Чтобы не допустить столь негативного развития ситуации, следует оспорить штрафы: в течение десяти дней с момента получения уведомления о нарушении направить в ГИБДД официальное несогласие с предъявляемыми претензиями, приложив копии документов, согласно которым автомобиль больше не является вашим, а все права переданы покупателю.

И еще один важный момент: в договоре купли-продажи авто, кроме даты, стоит указывать и время его подписания. Покупатель может оказаться нарушителем уже в первые минуты после подписания бумаг (а камеры фиксируют время), продавцу в таком случае проще будет доказать свою непричастность и отсутствие обязанности уплачивать штраф.

Что делать, если машину продал, а штрафы приходят

1. Договориться «полюбовно»

Связаться с новым владельцем и напомнить ему о необходимости перерегистрации автомобиля, договориться об оплате штрафа – казалось бы, что может быть проще, но на практике все далеко не так элементарно.

Если покупатель – человек ответственный, он сам вовремя предпримет все необходимые меры. Но сам факт того, что штрафы получает предыдущий владелец, говорит о нечистоплотности покупателя.

Конечно, он мог просто забыть об установленных законом сроках, но чаще всего сознательно пренебрегает своими обязанностями.

2. Отмена регистрационных действий

Заявление о снятии автомобиля с регистрационного учета в ГИБДД подается прежним владельцем не ранее, чем на 11 день после продажи транспортного средства. Но если нарушение Правил дорожного движения уже имело место, а штрафы начислены, отмена регистрации не поможет. Зато она позволит обезопасить себя от получения «писем счастья» в дальнейшем.

3. Обжалование штрафов

Столкнувшись с неприятной необходимостью отвечать за проданный автомобиль (точнее, за нарушения, совершенные действительным хозяином авто), следует написать заявление о несогласии с решением, к которому прикладывается копия договора купли-продажи и копия ПТС (если после внесения в Паспорт нового собственника с документа была снята копия). Адресатом становится начальник отделения ГИБДД, выписавшего штраф. В течение десяти дней после получения уведомления и фотоподтверждения пакет документов передается лично (в таком случае необходимо получить документ, подтверждающий принятие их в отделении Инспекции) либо направляется по почте, при этом обязательно следует выбрать вариант доставки с уведомлением о вручении. Есть и третий вариант подачи заявления – через веб-портал ГИБДД (www.gibdd.ru/letter).

4. Расторжение договора

Несоблюдение покупателем закона, требующего переоформления автомобиля в 10-дневный срок, дает продавцу право в одностороннем порядке расторгнуть подписанный договор.

Как быть с начисленными штрафами? Постановление Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 года регламентирует ситуацию следующим образом: «Владелец авто в случае несогласия с постановлением за правонарушение может быть признан освобожденным от ответственности, если во время рассмотрения жалобы будет доказано то, что на момент фиксирования правонарушения транспортное средство было во владении другого лица».

5. Установление истины через судебные инстанции

Заявление о несогласии может быть подано по месту прописки или регистрации, суд самостоятельно направит дело в инстанцию по подсудности (если факт нарушения зафиксирован в границах другого населенного пункта).

«Автоподставы на дорогах: 11 самых популярных» Подробнее

Как избежать подобной ситуации

Чтобы не возникло ситуации, в которой владелец машину продал, а штрафы приходят до сих пор, нужно придерживаться простых правил, которые помогут избежать подобного.

Обязательно условие: договор купли-продажи автомобиля должен быть составлен и подписан в трех экземплярах: по одному для продавца и покупателя, третья копия передается в ГИБДД. Кстати, Инспекцию лучше посетить сразу и лично убедиться, что в базу внесены необходимые изменения.

В таком случае можно жить в абсолютной уверенности, что все законные формальности соблюдены, и перед продавцом не маячит перспектива получения письма с фотографиями, на которых запечатлено нарушение ПДД.

Можно уточнить в Инспекции, внес ли новый владелец изменения в регистрационные данные, через 10 дней после даты подписания договора. Если перерегистрация не была проведена, продавцу стоит самостоятельно озаботиться этим вопросом и снять авто с учета.

В данном случае госномера машины и документы на него будут объявлены в розыск. Но регистрация автомобиля может быть возобновлена, если ситуация разрешится мирно и новый владелец действительно просто забыл о своей обязанности.

После оплаты штрафа за нарушение КоАП он станет полноправным владельцем машины.

Если же продавец ограничился подписанием договора и передачей ключей от авто, то не исключено, что рано или поздно на его имя придут уведомление о штрафных санкциях.

Тогда перед бывшим владельцем будет выбор: оплатить штраф (что, естественно, вызывает неприятие), не оплачивать штраф (и ждать визита приставов) или оспорить штраф, доказав неправомерность адресации выписанного постановления на имя продавца.

Отправителем «писем счастья» является один из Центров автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения (ЦАФАП ОДД), куда и следует направлять заявление о несогласии с постановлением (см. Адрес отправителя на конверте). Продажа автомобиля, подтвержденная договором купли-продажи, является веской причиной отмены штрафа, выписанного на имя бывшего владельца.

Крайне важно соблюдать сроки: законом отводится 10 дней со дня получения уведомления на выражение несогласия с постановлением ГИБДД. Причина, по которой заявление о несогласии было подано не вовремя, должна быть уважительной, иначе ходатайство о восстановлении срока рассмотрено не будет. А без него нет смысла и подавать заявление, поскольку срок упущен.

Заявление необходимо отправлять заказным письмом с уведомлением о его вручении, приложив к нему копию договора купли-продажи.

Возможно обжалование через суд, но это занимает гораздо более длительное время, чем при обращении в ГИБДД.

Дата вынесения постановления о наложении штрафа становится точкой отсчета для 60 дней, в течение которых следует оплатить взыскание.

В противном случае инспекторы БДД передают копию протокола ФССП, и уже судебные приставы применят свои инструменты для взыскания наложенного штрафа.

Одновременно, гражданин, пренебрегший обязанностью уплаты штрафа, становится фигурантом дела об административном правонарушении, состав и ответственность за которое закреплены в ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, предусматривающей:

  • наложение штрафа, вдвое больше непогашенного, но не менее 1000 руб.
  • административный арест на срок до 15 суток;
  • до 50 часов обязательных работ.

Сегодня в судах огромное множество дел, возбужденных по названной выше статье, но массовые аресты не проводятся, поскольку существуют некоторые исключающие нормы. Так за нарушение Правил дорожного движения, зафиксированного с помощью видео- и фотокамер, водитель не может быть подвергнут административному аресту.

Позаботиться о грамотном соблюдении всех формальностей при продаже автомобиля лучше самостоятельно и вовремя, чтобы исключить возможность возникновения неприятных последствий в виде необходимости оплаты чужого штрафа.

Отдельно стоит остановиться на способе отчуждения транспортного средства по доверенности. В этом случае вообще нельзя оставаться спокойным до того момента, пока не станет точно известно, что новый собственник прошел процедуру переоформления автомобиля.

Поэтому извещение из налоговой инспекции о начисленной сумме налога не должно являться сюрпризом.

Полагаться на ответственность покупателя наивно: если срок доверенности для регистрации истек, совсем не значит, что все формальности соблюдены и авто, действительно, зарегистрировано на нового владельца. Что можно предпринять в таком случае:

  • во-первых, попытаться решить вопрос мирным путем, поговорить с покупателем и предложить вариант оформления договора купли-продажи;
  • если это не возымеет действия, стоит направить покупателю письменное требование оформить покупку договором (заказное письмо с уведомлением). Почтовое уведомление нужно приложить к пакету документов в ГИБДД, куда последует обращение, если покупатель не отзовется и не прореагирует на требования продавца в течение месяца. Машину будут разыскивать и найдут, как и покупателя, с которым можно будет заключить договор о купле-продаже и задокументировать таким образом отчуждение транспортного средства и переход обязанности по уплате налогов и штрафов к новому владельцу машины.

Источник: https://rad-star.ru/pressroom/articles/mashinu-prodal-a-shtrafy-prihodyat/

Гаи разъяснила, как автовладельцу оспорить ошибочный штраф

Как решить проблему по незавершенной продаже авто, если штрафы присылают мне?

В связи с резким ростом систем фото-видеофиксации на дорогах вдруг появились новые проблемы. Людям, у которых есть машина, стали приходить “письма счастья” от ГИБДД по нарушениям, которых они просто не совершали.

Как быть в данной ситуации, куда обращаться и что делать, если оказались одним из этих “счастливцев”? Подробности корреспонденту “РГ” рассказали в столичном управлении ГИБДД.

Собственно, все дело началось с того, что некоторые автомобилисты нашей газеты показали мне “письма счастья”, которые они получили. В первом из них на фотографии видна машина и ее номер. Но компьютер не совсем правильно прочел одну из цифр номера.

В итоге квитанция пришла не тому, кто нарушил правила, а совершенно другому человеку, у которого автомобиль другой марки.

Система фото-видеофиксации правонарушений вещь довольно новая. В Москве она заработала лишь в прошлом году. Тогда ситуацию на дорогах отслеживали лишь полсотни камер. А в этом году в полную силу начали работать 150 камер. В итоге количество обрабатываемых материалов существенно возросло. В день через центр фото-видеофиксации проходит в среднем около девяти тысяч материалов.

Теперь о том, как это все работает. Камера, установленная на дороге, фиксирует нарушение. Ее глазок захватывает не одну полосу, а все четыре или шесть полос дороги.

Она может даже контролировать потоки противоположных направлений, если настроена на такую работу. Как только ее радар фиксирует превышение скорости, снимок отправляется в центр обработки информации.

Там компьютер считывает номер машины, находит в базе данных ее владельца, все это сопоставляет и в едином документе пересылает на компьютер оператора. Далее идет работа в ручном режиме. Оператор центра фото-видеофиксации проверяет полученную информацию.

Читается ли номер машины, соответствует ли машина, изображенная на фотографии, той, хозяину которой будет отправлено постановление. Если его ничего не насторожило, он отправляет эту информацию инспектору.

Инспектор еще раз все проверяет и ставит под назначенным наказанием электронно-цифровую подпись. После чего письмо “счастья” отправляется адресату.

Если номер у оператора или инспектора вызывает вопросы, если на фотографии машину невозможно определить, материал выбрасывается в корзину. Однако, как показывает практика, не всегда.

К сожалению, техника может ошибаться. Единица может быть воспринята как семерка. Семеркой может стать даже девятка, если ее среднюю часть заляпать грязью. С буквами возможна ошибка.

“М” мало чем отличается от “Н”, “О” можно принять за “С”. Компьютеру свойственно ошибаться. На этот случай и сидят перед монитором люди.

Но они тоже человеки: проверив тысячу картинок, на 1001-й точно ошибешься. Глаз замыливается.

В итоге еще один мой коллега получил по почте письмо “счастья”, где машины вовсе не видно. Только фары на фотографии. Но точно не его фары. А в номере первую букву не возможно точно установить.

Компьютер посчитал, что это “Н”, хотя с такой же вероятностью это может быть и “М”.

Что делать в этом случае автовладельцу? Как не заплатить штраф за другого “дядю” и при этом самому не быть виноватым?

Дело в том, что неоплаченный вовремя штраф может сыграть дурную шутку. Если дело попало к судебным приставам, на границе могут возникнуть проблемы. Вы не сможете покинуть страну, пока не оплатите штраф.

Кроме того, ошибочный штраф даже в триста рублей будет отягчающим обстоятельством, если вы совершили более грубое нарушение, которое рассматривается в суде. Например, выехали на полосу встречного движения. С чистой водительской биографией вы лишитесь прав на 4 месяца, а с хотя бы и ошибочным, но неоплаченным штрафом будете считаться рецидивистом и лишитесь прав на шесть месяцев.

Как же оспорить ошибочный штраф? В ГАИ Москвы корреспонденту “РГ” рассказали, что для это требуется сделать. Есть несколько путей.

В случае, если автовладелец не согласен с вынесенным постановлением, он может обжаловать его в течение 10 суток со дня вручения.

Датой вручения считается та, когда человек пришел на почту с уведомлением о заказном письме и под личную роспись получил его на руки. Такие постановления рассылаются только с уведомлением о вручении. Как правило, на конверте стоит штамп Госавтоинспекции.

Если владелец не согласен с вменяемым ему нарушением, то он должен обратиться с заявлением в центр фото-видеофиксации.

Его можно отправить почтой (желательно с уведомлением о вручении). Для продвинутых пользователей заявление можно отправить через сайт 77.gibdd.ru. Там в разделе “прием обращений” человек указывает, что получил постановление о нарушении, зафиксированным прибором фото-видеофиксации, и объясняет, с чем он не согласен.

Тем людям, которым удобно личное участие в разборе данного случая, можно прийти на прием в центр фото-видеофиксации. И уже на месте написать заявление.

В тех случаях, когда человеку неудобно лично приезжать в ГАИ, он в письменном обращении должен написать: “Прошу рассмотреть заявление без моего личного участия”. И тогда по указанному в заявлении адресу он получит ответ из ГИБДД.

Как видно из всего выше сказанного, в любом случае человеку надо писать заявление и отправлять его в ГАИ. По телефону, указанному в постановлении, его только проконсультируют, куда ему нужно подъехать и что сделать.

То есть человек, виновный лишь в том, что у него есть автомобиль, должен оправдываться за то, чего не совершал. В приведенных выше случаях речь идет именно об ошибках операторов и инспекторов, которые не отследили, что на фотографии не та машина, что электроника неправильно распознала номер.

Может, такие случаи надо решать гораздо проще? Например, воспользоваться телефонным правом. Автовладелец позвонил, сообщил о такой ошибке, инспектор проверил, убедился в том, что ошибка действительно была, и снял с автовладельца ответственность за это дело.

Но для этого нужно изменить статью в Кодексе об административных правонарушениях, в которой идет речь об обжаловании. Вопрос к законодателям – готовы ли они решить проблему, которая будет усугубляться.

Ведь система “электронных штрафов” будет стремительно развиваться, а значит и число ошибочных постановлений о водительских нарушениях резко возрастет. Должен ли водитель расплачиваться за чужие ошибки – временем, нервами и рублем?

Кстати

Подготовлено постановление правительства Москвы, согласно которому с 1 апреля техосмотр в столице подорожает.

Вероятно, некоторые цифры будут интересны автовладельцам и в других регионах. Предельная стоимость техосмотра для легкового автомобиля будет 720 рублей (до сих пор 690 рублей).

Техосмотр грузовиков массой до 3,5 тонны составит 770 рублей (сейчас 790), 3,5-12 тонн – 1510 рублей (сейчас 1060), свыше 12 тонн – 1630 рублей (сейчас 1140).

Техосмотр автобусов массой до 5 тонн возрастет с 910 рублей до 1290, свыше 5 тонн – с 1100 до 1560 рублей. Техосмотр мотоциклов будет стоить 240 рублей (сейчас 230).

Напомним, что пункты техосмотра могут устанавливать свою цену на эту услугу, но не выше той, которую установило правительство региона.

ОПРОС “РГ” 

Источник: https://rg.ru/2012/03/06/shtraf.html

«У нас есть проблемы с белорусами». О принципах работы системы камер скорости в Польше

Как решить проблему по незавершенной продаже авто, если штрафы присылают мне?

В Польше водители носятся как угорелые. Иногда кажется, что даже камеры скорости их не пугают.

Но ведь желтые ящики стоят чуть ли не на каждом углу! А два года назад там установили ультрамодную систему, которая знает, с какой скоростью ехал автомобиль между двумя датчиками. В Центре автоматического контроля дорожного движения Польши, куда корреспонденты Onliner.

by заехали во время командировки, мы говорили об изменении менталитета водителей, а также о том, куда направляются штрафные деньги и чем грозит вспышка польского радара белорусу.

Четыре-пять лет назад система автоматического контроля скорости в Польше была разрозненной: часть ее контролировала полиция, часть — муниципалитеты. Контроль носил неэффективный и бессистемный характер. Это напоминало игру в кошки-мышки.

Несколько лет назад правительство соседней страны решило изменить правила и организовало структуру для курирования всех камер скорости. Оператором стал Центр автоматического контроля дорожного движения.

«Это государственное учреждение, перед которым не стоит задача зарабатывать деньги», — подчеркивают специалисты центра.

Схема, по которой работают в Польше, очень похожа на белорусскую, но некоторые принципиальные отличия есть. Технически все как у нас: камера фиксирует нарушение, отправляет данные на сервер, затем происходит распознавание номера, после чего посылается запрос в базу о принадлежности машины.

Важный нюанс: в соседней стране ответственность несет не собственник транспортного средства, а водитель. Но как узнать, кто находился за рулем? Поляки действуют просто. Напрямую спрашивают у владельца автомобиля, отправляя ему запрос. Около 80% граждан законопослушны и присылают ответ по существу — нарушители оплачивают штрафы. Но ведь есть еще 20%…

— Что будет, если человек проигнорирует письмо? — спрашиваем.

— Спустя 180 дней после того, как было заведено административное дело, в случае отсутствия ответа, материалы направляются в суд, — объясняет директор Центра автоматического контроля дорожного движения Марцин Флигер.

— Но ведь это колоссальная нагрузка на судебную систему. Необходимость упрашивать владельца автомобиля явиться на заседание, доставлять его и так далее…

— На самом деле нет. Обычно подобные заседания проходят по упрощенной схеме, даже без участия собственника машины. Штраф может достигать 5 тысяч злотых (около $1300), но таких случаев мало. Обычно сумма существенно меньше.

Информация о «рекордсменах» принципиально не предается огласке. Специалисты считают неправильным рекламировать злостных нарушителей. Вспоминают, впрочем, об одном «чемпионе», который в течение года попался камерам 60 раз. Данные о таких водителях также направляют в суд для принятия решения о лишении прав.

Что будет, если камера скорости зафиксирует нарушение со стороны иностранца? Этот вопрос решен наполовину. Если автомобиль зарегистрирован в Евросоюзе, то никакой проблемы нет. Француз или бельгиец, превысивший скорость в Польше, получит «письмо счастья» на домашний адрес. Принцип работы такой же, как с поляками, — никаких особенностей.

— А вот со странами Восточной Европы большие сложности, — признает руководитель центра. — Автомобили с белорусскими, украинскими, российскими номерами часто следуют транзитом через Польшу. Напрасно вы думаете, что они редко превышают скорость. По нашим данным, это более чем несколько процентов от общего числа нарушений! Но все случаи незавершенные.

Мы видим номера, однако для нас это ничего не значащий набор букв и цифр. Присылать информацию на границу? Теоретически это сделать возможно. Но потребуется взаимодействие с МИДом и погранслужбой, придется передавать целый пакет документов, что усложняет задачу и не свойственно нашей структуре, которая работает мобильно.

Вижу один путь решения проблемы — обмениваться информацией, например, с Беларусью.

Камеры скорости размещают только в аварийно опасных местах и по рекомендации экспертов из Кракова и Гданьска, где находятся мощные исследовательские учреждения в области безопасности дорожного движения. Именно снижение числа аварий ставится во главу угла.

— В обществе была большая дискуссия об установке камер скорости, — рассказывает директор Центра автоматического контроля дорожного движения. — Чего греха таить, водители не любят их. Но сейчас отношение меняется. Мы объясняем, что наша задача не собрать побольше штрафов, а снизить число аварий.

Если в 2012-м благодаря камерам ежедневно фиксировали 60 превышений скорости, то в 2013-м — 30, а в 2015-м — всего 20. И мы считаем это хорошим результатом! Это означает, что люди приняли такой аргумент, как наличие камеры скорости, и стали вести себя более благоразумно на опасных участках дороги.

Но нам еще есть куда стремиться…

Сейчас на польских дорогах установлено более 400 стационарных датчиков, измеряющих скорость (для сравнения: в Беларуси — 255), еще 20 видеодетекторов фиксируют проезд на красный сигнал светофора.

Так же, как в Беларуси, есть мобильные наряды, которые работают на дорогах в разных регионах (где нет стационарных камер). Но если у нас просто устанавливают треногу с камерой на обочине, то в Польше контроль ведется прямо из специальной — внимание! — движущейся машины.

В остальном принцип тот же — «письма счастья» по адресу владельца автомобиля с последующим разбирательством. Хотя у сотрудников центра есть полномочия останавливать машины на дороге, но делают они это лишь в крайних случаях.

«Не наша задача дублировать функции полиции», — говорит Марцин Флигер.

А в 2014-м в Польше стали использовать камеры нового типа — теперь на определенном участке дороги устанавливают два датчика.

Они измеряют, с какой скоростью автомобиль двигался не только непосредственно в зоне действия камеры, но и между «сигнальными флажками». Разделять видеодетекторы могут и километр, и два.

Подобные системы активно используют в Великобритании, но в Беларуси они пока не узаконены: требуется вносить изменения в указ о камерах скорости.

— Интересная реакция произошла с другой стороны, — поделились наблюдениями специалисты. — Одни выступают против камер скорости, а другие, наоборот, просят установить датчики возле их домов. И действительно, считаем, что 400 камер скорости — это слишком мало для Польши.

По словам сотрудников центра, системы видеодетектирования в дорожном движении страны будут применяться еще активнее. Их планируется использовать для фиксации разговоров по телефону за рулем, проезда на красный сигнал светофора, разворота в неположенном месте и так далее. Справедливости ради заметим, что в Минске тоже уже несколько лет тестируются аналогичные видеодетекторы.

— Технологии сегодня не проблема. Можно использовать британские, голландские, чешские девайсы, — считает Марцин Флигер. — Проблема в процедуре их легализации. Франция в этом смысле хороший пример. Там законодательство гибко и оперативно подстраивается под актуальные технологии и их практически сразу можно применять. Тогда получим быстрый эффект.

Впрочем, серьезный результат от использования видеодетекторов в Польше уже есть. В июле 2011-го, когда центр только начал работу, количество погибших в ДТП на польских дорогах составляло более 4 тысяч случаев в год.

Потом ситуацию удалось стабилизировать, и число смертельных случаев стало постепенно снижаться. В 2015-м оно составляло чуть менее 3 тысяч в год.

К 2020-му планируется снизить цифру до 2 тысяч, то есть спасти еще 1 тысячу жизней.

Сотрудники центра считают это достижение своей заслугой. Скептикам они показывают таблицу, не требующую особых комментариев: количество аварий, число погибших и пострадавших до установки камер скорости и после.

Еще одна хорошая иллюстрация. В свое время в Польше определили три наиболее гиблых места. В июле — августе 2013-го там появились желтые ящики. Теперь в соответствующих графах круглые нули, хотя были десятки аварий, пострадавших и погибших.

Во время интервью со специалистами мы больше говорили про статистику аварийности и устойчивое изменение поведения водителей, чем об особенностях камер скорости и новых девайсах. Видно, что акцент делается не на штрафах и даже не на модных устройствах, а на влиянии на дорожную ситуацию.

Принципиальный вопрос касается предупреждений о камерах скорости. В Беларуси это желтые знаки, но, как правило, серые камеры.

В Германии никаких табличек нет — только закамуфлированные столбики, которые в определенный момент «стреляют» вспышкой.

Во Франции места установки датчиков сначала обозначали, потом перестали, но пару лет назад вернулись к старой практике. В Польше предупреждают с помощью синих знаков, а сами камеры покрашены в ярко-желтый цвет.

— Это не только предупреждение о вспышке, но и обозначение аварийно опасного места, — убеждены сотрудники центра.

Все же скажем пару слов о наказании за нарушение скоростного режима в Польше.

Превышение от 11 до 20 км/ч влечет штраф в 50—100 злотых ($13—26) и 2 штрафных балла; от 21 до 30 км/ч — 100—200 злотых ($26—52) и 4 балла; от 31 до 40 км/ч — 200—300 злотых ($52—78) и 6 баллов; от 41 до 50 км/ч — 300—400 злотых ($78—104) и 8 баллов; свыше 50 км/ч — 400—500 злотых ($104—130) и 10 баллов (при достижении 24 баллов забирают права и отправляют на пересдачу).

— Куда поступают штрафные деньги? — задали мы проверочный вопрос.

— В государственный бюджет. Оттуда бóльшая часть направляется на строительство и модернизацию дорог, в том числе установку ограждений, возведение развязок, повышение безопасности на пешеходных переходах и так далее.

Слова специалистов звучали убедительно, и система, не сомневаемся, сейчас настроена правильно. Почему же нет ощущения спокойного потока? Вокруг все едут явно с превышением, только изредка притормаживая у камер скорости. Это наше ощущение после поездки по польским дорогам.

— Почему же поляки постоянно превышают скоростной режим? Во время нашей командировки мы старались двигаться строго по знакам, но нас все время опережали, — мы не могли не задать этот волнующий нас вопрос.

— Превышение — это всегда проблема, — ответили специалисты центра. — Изменение долгосрочного поведения водителей является длительным и непростым процессом. Установка камер скорости — только первый шаг. В перспективе — развитие системы видеодетектирования нарушения. Но наша главная задача — убедить соблюдать ПДД не только из-за страха наказания.

Источник: https://auto.onliner.by/2016/05/30/poland-germany-2

Что делать, если штраф из ГИБДД превратился в судебную задолженность

Как решить проблему по незавершенной продаже авто, если штрафы присылают мне?

Бывают в жизни неприятные сюрпризы: вскоре после Нового года на портале госуслуг я обнаружила судебную задолженность за неоплаченный штраф ГИБДД.

Вот так сразу: ни извещения в почтовом ящике, ни сообщения на том же сайте. Через день недоумение усилилось: прилетело новое уведомление.

Проведенное расследование показало, что самый верный способ быть в курсе – не терять бдительности самому.

На портале госуслуг я выяснила: постановления о правонарушениях датированы прошлым летом. Следовательно, и “письма счастья” должны были прийти не позднее сентября. Задержка имеет немалое значение: как известно, в течение 20 дней после вынесения постановления большинство штрафов можно оплатить с 50-процентной скидкой. За разъяснениями я направилась в ГИБДД.

В главном управлении по Свердловской области меня проинформировали: да, в августе 2018-го камеры фиксации дважды поймали мою машину на нарушениях – превышении скорости и выезде на полосу для общественного транспорта. Общая сумма штрафов – две тысячи рублей. Не вопрос: виновата – отвечу, но почему меня лишили возможности сделать это со скидкой? Приди письмо вовремя, удалось бы отделаться тысячей.

Кого и когда начнут наказывать за грязный выхлоп

Начальник Центра автофиксации правонарушений ГИБДД России ГУ МВД по Свердловской области Артем Русинов рассказал, как все работает. Для наглядности представим, что камера зафиксировала нарушение ПДД 1 августа. В течение 15 дней формируют постановление и направляют автовладельцу почтой.

С даты вынесения отсчитываются те самые 20 дней, чтобы сделать платеж со скидкой. С момента получения письма есть 10 дней на обжалование, предположим, до 25 августа. От этого дня идет отсчет 60 дней на добровольную оплату штрафа, уже в полном размере.

Если через два месяца деньги не поступили, компьютер ГИБДД отправляет дело судебным приставам. В декабре ждите вестей уже от взыскателей.

В 2018 году при помощи системы автоматической видеофиксации на Среднем Урале выписано три миллиона постановлений о правонарушениях, это почти вдвое больше, чем в 2017 году.

– Пик пришелся на июнь, – отмечает Артем Русинов. – Почта не справилась с объемами вынесенных постановлений, и к нам начали массово поступать жалобы на нарушения сроков информирования. Пришлось провести рабочую встречу с почтовиками и даже внести изменения в следующий госконтракт, заключенный в августе: теперь время на пересылку постановления ограничено четырьмя днями.

– А что с жалобами? – поинтересовалась я.

– Там, где были выявлены нарушения сроков доставки писем, мы восстановили возможность оплатить половину штрафа.

Если в прошлом году ГИБДД делала это на основании постановления Конституционного суда, то с 7 января 2019 года восстанавливать сроки обязывает Кодекс об административных правонарушениях РФ.

– Если по почтовому идентификатору, имеющемуся на каждом постановлении, видно, что оно доставлено позднее 20 дней после вынесения, надо написать ходатайство в любом подразделении ГИБДД, – говорит Артем Русинов.

Важный нюанс: Кодекс не предусматривает направление жалоб в электронном виде. Поэтому через форму обращений на сайте ГИБДД такое заявление можно подать, только если приложить сканированное заявление, подписанное вручную.

Конверт туда и обратно

Я выяснила: мои постановления провели полгода в путешествиях. Судя по идентификатору, первое отправилось в путь 5 августа, 6-го прибыло в сортировочный центр, на следующий день его покинуло и 8-го пришло в место вручения.

До 5 октября в треке значится таинственное “иные обстоятельства”, а 11 октября вынесен приговор: “не востребовано”.

У второго биография еще богаче: есть запись о том, что оно дважды было на сортировке, пережило “засылку”, “покинуло место возврата”, но в конце концов у него истек срок хранения. Все это происходило с 27 августа по 4 декабря.

Глава ГИБДД поддержал введение штрафов за превышение скорости на 10 км/ч

– В треках нигде нет отметки “попытка вручения”, – комментирует Русинов. – Так что есть основания для восстановления срока льготной оплаты штрафа. При этом если информация ушла в службу судебных приставов, мы ее отзовем.

По образцу, вывешенному на стенде, я написала ходатайство на имя руководителя областной ГИБДД полковника полиции Алексея Кислякова. Срок рассмотрения стандартный – 30 дней. Такие заявления сотрудники ГИБДД проверяют вручную: направляют запросы на почту, анализируют каждый случай.

Свой запрос в адрес Почты России составила и я.

“На протяжении 2018 года сбоев в обработке протоколов не было, – значится в официальном ответе.

– Руководство Екатеринбургского почтамта старается оперативно реагировать на кадровые проблемы укомплектования штата почтальонов в отделениях связи, чтобы процесс вручения постановлений осуществлялся беспрерывно и ежедневно.

Наибольший объем “писем счастья” приходится на летний сезон, когда количество отправлений увеличивается в 2-3 раза. Жалоб клиентов на некачественную доставку не зафиксировано”.

Госуслуги не в курсе

Параллельно идет еще один процесс: информационная система ГИБДД, где собираются сведения о всех нарушениях, обменивается данными с федеральной ГИС ГМП (Государственной информационной системой государственных и муниципальных платежей), которая передает их на портал госуслуг. Та же самая ГИС взаимодействует с финансовыми организациями (именно поэтому банк может узнать о наличии штрафа раньше вас), обрабатывает информацию об оплате.

Около 15 процентов жалоб от водителей связано с тем, что система не “видит” оплаченный штраф. Кстати, в этом случае рекомендуется написать заявление в Государственную автоинспекцию.

– Для информирования граждан созданы две системы уведомлений: через почту и через ГИС ГМП, – резюмирует Артем Русинов. – Обе сложные и многосоставные. И там, и там бывают сбои, однако большинство штрафов все же оплачивается без проблем.

Кстати, мой “ларчик” с сайтом госуслуг открылся просто: в сентябре я поменяла машину и оперативно обновила личные данные. Штрафы, приписанные к старой машине, зависли без адресата. Так произошел еще один сбой в цепочке информирования.

– Не надо доверять единственному источнику, – подчеркивает юрист Анатолий Панфилов, – лучше дополнительно проверять штрафы на сайте ГИБДД. Лично я это делаю раз в неделю.

Ищи сам

Информация о штрафе может обойти адресата и превратиться в исполнительное производство. Но как узнать об этом?

На запрос “РГ” в Управлении федеральной службы судебных приставов по Свердловской области мне сообщили, что, оказывается, копии постановления направляют должнику не позднее следующего дня после возбуждения исполнительного производства.

– Кроме того, информацию о задолженности можно узнать на официальном сайте, через портал госуслуг, а также мобильное приложение ФССП России, – рассказали в ведомстве.

Пожаловаться на качество товаров и услуг можно будет в МФЦ

Вывод напрашивается сам собой: специально извещать тебя никто не будет. Хочешь знать – ищи сам.

А вот для информирования судебного пристава-исполнителя о том, что вы возвращаете сроки льготной уплаты штрафа, можно воспользоваться практически любым доступным способом, уточнили в управлении.

По совету сотрудников ГИБДД я позвонила приставам, которые занимаются моими делами (их телефоны указаны на сайте госуслуг), и предупредила устно.

На том конце провода – вот приятный сюрприз – встретила полное понимание: оба специалиста заверили о приостановке производства.

Однако буквально на следующий день случилась еще одна неожиданность, но уже неприятная: обнулилась карточка Сбербанка – “взыскана сумма по исполнительному производству”.

…Развязка произошла ровно через 30 дней после посещения ГИБДД: на электронную почту пришел ответ на обращение. Его суть вкратце: “Срок на уплату штрафа в размере половины суммы наложенного административного штрафа пропущен по уважительной причине. Ходатайство удовлетворить”. Хеппи-энд. Свои штрафы в половинном размере я оплатила по номеру постановления в ближайшем отделении банка.

– Денежные средства, списанные с банковской карты, будут автоматически возвращены ее владельцу, – пообещали приставы. – Но только если они еще находятся на счете структурного подразделения управления. Если деньги уже перечислены в ГИБДД, то необходимо обратиться туда с заявлением о возврате.

Особое мнение

Алексей Головченко, глава комитета по оценке регулирующего воздействия общественной организации “Деловая Россия”:

– Если уведомления о штрафе не было, то автовладелец имеет законное право оспорить в суде сам факт привлечения его к административной ответственности, так как оспорен может быть любой факт нарушения.

Если удастся доказать факт отсутствия уведомления о штрафе, то шансы на успех – 99 процентов. Я считаю, обращение в суд – единственно верное решение в данном случае.

Речь идет не только о защите своих интересов, но и об общей борьбе за справедливость, важно формировать автомобильное братство.

На заметку

Как избежать подобной ситуации?

– Не нарушать правила дорожного движения;

– отслеживать почту по месту регистрации, указанной в документах на автомобиль;

– просматривать электронную почту;

– посещать свою учетную запись на Едином портале государственных и муниципальных услуг. Проверять актуальность указанной там информации.

Полезные ссылки

Проверка штрафов на сайте ГИБДД

Проверка задолженности по исполнительным производствам

Источник: https://rg.ru/2019/03/12/reg-urfo/chto-delat-esli-shtraf-iz-gibdd-prevratilsia-v-sudebnuiu-zadolzhennost.html

Юриста совет
Добавить комментарий