Как привлечь к ответственности сотрудника ГИБДД, за неправомерное задержание водителя автомобиля?

Что делать в случае неправомерных действий сотрудников ГИБДД

Как привлечь к ответственности сотрудника ГИБДД, за неправомерное задержание водителя автомобиля?

О неправомерных действиях сотрудников ГИБДД много сказано и написано. И всякий раз, когда на дороге вас останавливает суровый сотрудник дорожно-патрульной службы, мы должны быть очень внимательны.

На трассе можно нарваться и на бандитов, переодетых в форму сотрудников дорожной инспекции, да и настоящие сотрудники ГИБДД порой ведут себя так, что общение с ними едва ли можно назвать приятным.

Итак, подробно о правах и обязанностях водителя и инспектора.

Инструктор махнул палочкой. Ваши действия?

Итак, патрульный махнул полосатой палочкой. Что сделали вы? Послушно остановились. Что обычно происходит дальше? Водитель открывает дверцу автомобиля, и даже не выключив мотор, шагает навстречу инспектору, протягивая ему права. Стоп! Вы уже допустили несколько ошибок!

Во-первых, если вас остановили на трассе, что называется «в чистом поле», то за эти несколько секунд, пока вы идете навстречу человеку в форме, ваш дорогой автомобиль может сорваться с места, угоняемый сидевшими в засаде бандитами, а вам останется лишь помахать ему вслед, задыхаясь дорожной пылью… И это, заметьте, в лучшем случае: в худшем за свою неосторожность можно поплатиться жизнью.

Во-вторых, даже если вас остановил настоящий сотрудник ГИБДД, и произошло это опять же в чистом поле, знайте: у него должны быть для этого очень веские аргументы.

Правильный порядок действий при остановке вашего транспортного средства инспектором ГИБДД

  1. Остановите машину. Выключите двигатель. Спрячьте ключ зажигания.
  2. Не открывайте дверцу автомобиля и не выходите из него.
  3. Приоткройте окошко настолько, чтобы в него можно было просунуть ваше водительское удостоверение.
  4. Попросите инструктора показать его удостоверение.

    Если оно выглядит неубедительно или остановка представляется вам необоснованной (то есть вы уверены, что не нарушили правила дорожного движения), возьмите блокнот, ручку и не торопясь перепишите все сведения с удостоверения инспектора. Недобросовестный или псевдо-инспектор тут же занервничает и отпустит вас восвояси.

    После того, как вы удалитесь от него на безопасное расстояние, сразу же звоните 02 и сообщите про инцидент.

  5. Спросите сотрудника ГИБДД, в чем причина остановки.
  6. Помните о презумпции невиновности: вы ничего не обязаны доказывать сотруднику ГИБДД. Напротив, это он обязан четко и грамотно вам доказать, где именно вы нарушили правила.

  7. Если вы уверены, что не нарушали правила, а сотрудник ГИБДД настаивает на том, чтобы вы заплатили штраф, просите выписать квитанцию или проехать в отделение. Недобросовестный инспектор тут же вас отпустит.
  8. Во время беседы будьте доброжелательны.

    Соблюдайте спокойствие, уверенность и уважение к сотруднику, выполняющему свои служебные обязанности. Если вы не нарушили правила и не совершили преступление, вам нечего опасаться.

Изучите права сотрудника ГИБДД

От неправомерных действий сотрудников ГИБДД вас защищает закон, главное – его знать. Вот важные пункты, которые позволят вам чувствовать себя уверенно и безопасно.

Основополагающими законами в сфере взаимоотношений водителей ТС и инспекторов дорожного движения являются Административный кодекс РФ, а также федеральные законы «О полиции» и «О безопасности дорожного движения».

Среди наиболее значимых нормативных актов МВД РФ – Положение о ГИБДД и Наставление по работе ДПС ГИБДД. Именно этими документами должны руководствоваться сотрудники ГИБДД и правильно применять их положения на практике.

Автомобилистам тоже нужно знать содержание этих документов.

Основным нормативным документом, регламентирующим несение службы инспектором ДПС на дороге, является Наставление по работе ДПС ГИБДД МВД РФ (далее Наставление), куда почти полностью вошли положения известного Приказа МВД № 329 «О реформировании деятельности ГАИ МВД России».

Итак, пункт «Остановка транспортного средства, проверка документов».

Согласно пункту 6.5.2 Наставления, сотрудник ДПС имеет право проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения.

Пункт 6.5.3 гласит, что сотрудник ДПС может останавливать только на стационарных постах, КПМ, КПП транспортные средства для проверки у водителей документов, предусмотренных Правилами дорожного движения.

Наставление предоставляет сотруднику ДПС право останавливать ТС только в случаях, напрямую предусмотренных пунктом 13.7 (всего шесть оснований):

  • нарушение ПДД водителями или пассажирами;
  • при наличии данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения, преступления;
  • в случае нахождения ТС в розыске, а также при наличии данных об использовании ТС в противоправных целях;
  • при необходимости опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются;
  • при выполнении решений госорганов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;
  • при необходимости привлечения водителя или ТС для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.

Проверка документов на право пользования и управления ТС, а также документов на ТС и перевозимый груз осуществляется только на стационарных постах ДПС, КПМ и КПП. В период проведения специальных мероприятий допускается остановка ТС вне стационарных постов с целью проверки документов. Запрещается останавливать ТС без необходимости.

Если вышеперечисленные условия отсутствуют, то, согласно приказу МВД № 329, такая остановка расценивается как нарушение сотрудником ГИБДД служебной дисциплины.

Представьтесь, господин инспектор!

Чаще всего сотрудники ГИБДД не выполняют требования пункта 18.2 Наставления и пункта 2 Приказа МВД № 329, согласно которым при обращении к участникам дорожного движения сотрудники полиции должны представиться, назвать свою должность, звание и фамилию и, главное, сообщить о причине остановки ТС.

Если водитель нарушил ПДД, то сотрудник ГИБДД обязан четко указать, какой пункт Правил дорожного движения он нарушил и в чем конкретно выразилось данное нарушение. Только после этого инспектор ДПС вправе потребовать от водителя предъявления документов.

Водитель имеет право на основании пункта 18.9 Наставления до передачи своих документов инспектору потребовать от сотрудника полиции предъявить служебное удостоверение и сообщить номер нагрудного знака.

Инспектор обязан предъявить служебное удостоверение и держать его перед водителем столько времени, сколько водителю может потребоваться для того, чтобы переписать реквизиты удостоверения.

Техосмотр проходили?

Часто споры на дороге возникают из-за того, что инспектор ДПС пытается проверить техническое состояние ТС. Согласно пункту 13.9 Наставления и пункту 6 приказа МВД № 329, сотрудникам ДПС запрещается проверять техническое состояние ТС, прошедших гостехосмотр в установленном порядке.

Однако другим нормативным документом, Наставлением по техническому надзору ГИБДД МВД РФ (утвержденному приказом МВД № 1240 от 7.12.2000 г.

), предусмотрено, что при надзоре за дорожным движением контроль конструкции и техническим состоянием ТС может проводиться на стационарных постах, контрольных пунктах полиции, контрольно-пропускных пунктах.

Вот основания остановки ТС для осуществления такого контроля:

  • отсутствие в правом нижнем углу ветрового стекла автомобиля действующего талона о прохождении ГТО;
  • наличие в предусмотренных местах ТС нестандартных, нечитаемых или установленных с нарушениями требований ПДД государственных регистрационных знаков, а равно и их отсутствие;
  • наличие неисправностей и условий, предусмотренных ПДД и Основными положениями по допуску ТС к эксплуатации, при которых запрещается эксплуатация.

Если инспектор ДПС заметил, что на автомобиле установлен нестандартный и нечитаемый государственный регистрационный знак или имеются вышеуказанные неисправности, он вправе остановить водителя и вне стационарного поста – за нарушение ПДД.

Обязан ли водитель выходить из машины?

В каких случаях при общении с инспектором ГИБДД водитель обязан выйти из машины?

Согласно пункту 18.4 Наставления, сотрудники ДПС при остановке ТС обязаны подойти к автомобилю и в дальнейшем действовать в зависимости от причин, по которым была остановлена машина, состояния и поведения водителей.

Вы имеете право общаться с инспектором, не выходя из автомобиля.

Сотрудник ГИБДД волен предложить Вам выйти из машины в следующих случаях:

  • для устранения технической неисправности автомобиля или при нарушении правил перевозки грузов;
  • когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии алкогольного опьянения;
  • для проведения сверки номеров агрегатов и узлов ТС с записями в регистрационных документах;
  • для проведения досмотра ТС и осмотра груза;
  • когда водитель или пассажир подозреваются в совершении преступления;
  • в иных случаях, когда требуется участие водителя в оформлении необходимых документов либо оказании помощи другим участникам движения.

Заметьте, в данном пункте 18.4 говорится только о предложении водителю выйти из кабины (салона) ТС, но ничего не сказано о распространенном требовании (приглашении) со стороны инспектора ДПС сесть в салон служебного автомобиля.

Водитель обязан сесть в салон служебного автомобиля только в том случае, если инспектор производит его задержание и собирается доставить в полицию.

Во избежание провокаций со стороны сотрудников ГИБДД на предмет склонения водителя к даче взятки, проведения незаконного освидетельствования с применением трубок «контроля трезвости», нарушений при документировании и составлении протоколов, водителю лучше находиться или в салоне своего автомобиля, или стоять рядом с ним на виду у других граждан.

Пройдемте в отделение

Пункт «Доставление и задержание водителей»

Сотрудник ДПС может доставлять граждан в дежурную часть ОВД только на основании ст.27.2 КоАП РФ и в строго определенных случаях, указанных в пункте 13.18 Наставления:

  • для составления протокола об административном правонарушении при невозможности сделать это на месте;
  • если у нарушителя нет документов, удостоверяющих личность, нет свидетелей, которые могут сообщить необходимые данные о нем, а также если у него отсутствуют положенные документы на ТС или груз;
  • если ТС причастно к ДТП или преступлению;
  • при управлении ТС с подложными номерными знаками;
  • при выявлении признаков подделки документов, признаков спиливания или кустарного нанесения номеров на агрегатах и узлах;
  • при совершении правонарушений, связанных с неподчинением законному распоряжению или требованию сотрудника полиции.

Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы гражданина, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения постановления по нему (ст.27.3 КоАП РФ). Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может длиться не более 3 часов (ст.27.5 КоАП РФ).

Имеют ли право сотрудники ГИБДД обязать водителя сесть в их автомобиль для составления протокола? Можно ли расценивать отказ водителя в данном случае как неповиновение сотрудникам полиции?

Действующее законодательство не обязывает водителя садиться в транспортное средство, в том числе для составления административного протокола. Следовательно, отказ водителя не может рассматриваться как неповиновение законному требованию сотрудника полиции.

Помните о презумпции невиновности

Наконец, вам стоит запомнить, что Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена презумпция невиновности (ст. 1.5 КоАП РФ):

  1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина;
  2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело;
  3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность;
  4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Знайте, что ст. 1.6 КоАП РФ гласит о законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением:

  1. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
  2. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.
  3. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

Если вы считаете, что не нарушили ПДД и расцениваете действия инспектора как неправомерные, то в течение 10 дней можете подать жалобу (в произвольной форме).

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Источник: https://www.molnet.ru/mos/ru/police/o_19392

Вс разрешил гибдд привлекать к ответственности агрессивных водителей

Как привлечь к ответственности сотрудника ГИБДД, за неправомерное задержание водителя автомобиля?

Контекст

Новые возможности ГИБДД для лишения прав водителейГИБДД представила более детальные определения “опасных” маневров на дорогеГИБДД грозит лишением прав за маскировку номеров авто

Верховный суд (ВС) РФ изучил административный регламент МВД и нормы Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), которые позволяют сотрудникам ГИБДД привлекать к ответственности водителей за отказ выполнять их указания. Истец посчитал, что автоинспекторы выполняют более узкие задачи, чем сотрудники полиции, а значит неповиновение им не должно нести наказание. Водителя также не устроило, что отказ показывать документы сотрудникам ГИБДД может повлечь штраф или административный арест. Данное положение заявитель посчитал избыточным, ведь КоАП уже предусматривает наказание за езду без прав. Однако суд пришел к выводу, что истец неверно трактует закон и отказался менять правовые акты по его требованию.

Претензии водителя

Водитель Садыков И.Ф. просил признать недействующим третий абзац пункта 23 Административного регламента МВД РФ (утвержден приказом министерства от 2 марта 2009 года N185).

Он предписывает, что «если участник дорожного движения на сообщение о совершённом нарушении реагирует возбуждённо, нужно дать ему время успокоиться и предоставить возможность дать объяснение по поводу его неправомерных действий, дополнительно разъяснить суть правонарушения, после чего осуществляется производство по делу об административном правонарушении».

Регламент позволяет сотруднику госавтоинспекции возбуждать против водителя дело об административном правонарушении по части 1 статьи 19.

3 КоАП, если тот отказывается выполнять его распоряжения и требования или активно мешает исполнять ГИБДД служебные обязанности.

Санкция статьи предусматривает наказание в виде штрафа от 500 до 1 тысячи рублей, либо административный арест на срок до 15 суток.

К таким правонарушениям документ отнес и отказ водителя показывать сотрудникам госавтоинспекции свое удостоверение и регистрационные документы на машину – третий абзац пункта 23 регламента предписывает сотрудникам ГИБДД применять меры административного воздействия в случае невыполнения водителем пункта 2.1.1 Правил дорожного движения (утверждены постановлением правительства РФ от 23 октября 1993 года N1090).

Садыков посчитал, что такое положение ущемляет его права как водителя, ведь его за единичный поступок могут привлечь к ответственности дважды – за отказ показывать водительские права и, тем самым, не выполнить требование сотрудника ГИБДД – статья 19.3 КоАП, а также за управление машиной без водительских прав – статья 12.3 КоАП.

Кроме того, истец указал, что в статье 19.3 КоАП перечисляются сотрудники правоохранительных органов, неповиновение которым может повлечь наказание, и о госавтоинспекторах в ней речи не идет.

«Меры административного воздействия подлежат применению в случае неповиновения законному требованию сотрудника в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности и к выполнению сотрудником ГИБДД обязанностей, связанных с обеспечением дорожного движения, не относится, так как сотрудник ГИБДД не осуществляет функции полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности», – полагает водитель.

Выводы суда

Верховный суд РФ пришел к выводу, что водитель ошибается в своих утверждениях, его аргументы не выдерживают критики, а нормы закона он трактует ошибочно.

Суд указал, что ГИБДД входит в состав полиции (подпункт «д» пункта 1 Указа президента РФ от 1 марта 2011 года N250) и занимается не только безопасностью дорожного движения, но и охраняет общественный порядок в целом.

«Вопреки утверждениям истца, Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД РФ наделена широкими государственно-властными полномочиями и осуществляет не только федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения, но и проводит мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства, и участвует в мероприятиях по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности», – говорится в решении суда.

Закон обязывает граждан и юридических лиц выполнять распоряжения полиции, а «саботаж» может повлечь не только административную, но и уголовную ответственность, отметил суд.

ВС напомнил, что Госавтоинспекция обязана обеспечивать безопасность дорожного движения и за ней законодательно закреплено право останавливать транспорт и проверять документы, которые разрешают им пользоваться и управлять.

Статья 12.3 КоАП РФ, действительно, устанавливает ответственность за управление машиной без необходимых документов. Однако административный регламент МВД не противоречит этим нормам, поскольку не предусматривает возможность возбуждать дело за отсутствие только одной бумаги, к тому же сразу по двум статьям, пришел к выводу суд. По его мнению, истец ошибся в подобных утверждениях.

Суд указал, что документ министерства лишь предписывает порядок действий сотрудника ГИБДД в случае неповиновения его требованиям.

«Доводы жалобы о том, что часть 1 статьи 19.3 КоАП РФ не может применяться к отношениям, связанным с обеспечением безопасности дорожного движения, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства», – считает ВС.

Он также не нашел в регламенте противоречий федеральному закону или другому правовому акту, который имеет большую юридическую силу.

Не увидели судьи в документе и правовой неопределённости или нарушений прав и законных интересов водителя.

В связи с этим, суд отклонил апелляционную жалобу водителя Садыкова И.Ф. и отказался вносить изменения в действующее законодательство.

Источник: http://rapsinews.ru/judicial_analyst/20160620/276341009.html

Статья 27.13. Задержание транспортного средства

Как привлечь к ответственности сотрудника ГИБДД, за неправомерное задержание водителя автомобиля?

Новая редакция Ст. 27.13 КоАП РФ

1. В целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 11.8, частью 1 статьи 11.8.1, статьями 11.9, 11.26, 11.29, частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7, частями 1 и 3 статьи 12.8, частями 4 и 5 статьи 12.

16 (в части несоблюдения требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, при их применении со знаком дополнительной информации (табличкой), указывающим, что в зоне действия данных дорожных знаков осуществляется задержание транспортного средства), частями 2 – 4 и 6 статьи 12.19, частями 1 – 6 статьи 12.21.1, частью 1 статьи 12.21.

2, статьей 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 14.

38 настоящего Кодекса, применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания, а при нарушениях, предусмотренных статьями 11.26 и 11.29 настоящего Кодекса, также до уплаты административного штрафа в случае, если транспортное средство, на котором совершено нарушение, выезжает с территории Российской Федерации. При невозможности по техническим характеристикам транспортного средства его перемещения и помещения на специализированную стоянку в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1, 2, 3, 4, 5 или 6 статьи 12.21.1 или частью 1 статьи 12.21.2 настоящего Кодекса, задержание осуществляется путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств. В случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.9, частями 6 и 7 статьи 12.16 и статьей 12.21.3 настоящего Кодекса, в отношении транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, собственникам (владельцам) транспортных средств, задержание транспортного средства путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств применяется до уплаты административного штрафа. В случае, если транспортное средство, в отношении которого принято решение о задержании, будет создавать препятствия для движения других транспортных средств или пешеходов, оно до начала задержания может быть перемещено путем управления транспортным средством его водителем либо лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в ближайшее место, где данное транспортное средство таких препятствий создавать не будет. В случае совершения административных правонарушений, предусмотренных статьями 11.26, 11.29, 12.9, частями 6 и 7 статьи 12.16, статьей 12.21.3 настоящего Кодекса, задержание транспортного средства может осуществляться путем перемещения его водителем задержанного транспортного средства либо лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), а также путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств.

1.1.

Задержание транспортного средства прекращается непосредственно на месте задержания транспортного средства в присутствии лица, которое может управлять данным транспортным средством в соответствии с Правилами дорожного движения, если причина задержания транспортного средства устранена до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку.

2. Утратила силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования Федерального закона от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ.

3.

Решение о задержании транспортного средства соответствующего вида, о прекращении указанного задержания или о возврате транспортного средства принимается должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, а в отношении транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, также должностными лицами военной автомобильной инспекции. Указанными должностными лицами составляется протокол о задержании транспортного средства, после чего они присутствуют на месте задержания транспортного средства до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку.

4.

В протоколе о задержании транспортного средства указываются дата, время, место, основания принятия решения о задержании транспортного средства, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о транспортном средстве и о лице, в отношении которого применена указанная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, а также наименование органа (учреждения, организации), должность, фамилия, имя и отчество лица, которое будет исполнять решение о задержании транспортного средства.

5. Протокол о задержании транспортного средства подписывается должностным лицом, его составившим, и лицом, в отношении которого применена указанная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

6. В случае отказа лица, в отношении которого применено задержание транспортного средства, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

7. Копия протокола о задержании транспортного средства соответствующего вида вручается лицу, в отношении которого применена указанная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, а также лицу, которое будет исполнять решение о задержании транспортного средства.

8. Протокол о задержании транспортного средства в отсутствие водителя составляется в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

Копия протокола о задержании транспортного средства, составленного в отсутствие водителя, с решением должностного лица о возврате задержанного транспортного средства вручается его владельцу, представителю владельца или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления данным транспортным средством, незамедлительно после устранения причины задержания транспортного средства.

9.

Перемещение транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, на специализированную стоянку, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

10.

Перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 настоящей статьи, их хранение и возврат владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, оплата лицами, привлеченными к административной ответственности за административные правонарушения, повлекшие применение задержания транспортных средств, стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации. Возврат задержанных транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляется незамедлительно после устранения причины их задержания.

11.

Лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, за исключением случаев, указанных в части 9 настоящей статьи, оплачивает стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства в сроки и по тарифам, которые устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги). Обязанность лица, привлеченного к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, по оплате стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства отражается в постановлении о назначении административного наказания.

12.

В случае прекращения производства по делу об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным пунктом 1, пунктом 2 (за исключением случаев недостижения физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, либо передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в связи с наличием в противоправных действиях (бездействии) признаков преступления), пунктами 3, 8, 8.1 и 9 части 1 статьи 24.5 настоящего Кодекса, расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства относятся на счет федерального бюджета, а в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, находившемуся в производстве органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, – на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае прекращения производства по делу об административном правонарушении по иным основаниям обязанность по оплате стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства возлагается на лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), повлекшие задержание транспортного средства, его родителей или иных законных представителей. Решение вопроса об отнесении расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства на счет федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации либо о возложении обязанности по оплате стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства на лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), повлекшие задержание транспортного средства, его родителей или иных законных представителей отражается в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Источник: http://koapkodeksrf.ru/rzd-4/gl-27/st-27-13-koap-rf

Как противостоять произволу сотрудников ГИБДД

Как привлечь к ответственности сотрудника ГИБДД, за неправомерное задержание водителя автомобиля?

История, устроенная сотрудниками ГАИ 5 марта на МКАДе, за прошедшую неделю успела потрясти автомобильное интернет-сообщество. Напомним, сотрудники столичной милиции использовали машины, проезжающие по МКАД, в качестве “живого щита” для задержания преступника.

Один из водителей, попавших в “живой щит”, выложил на видеообращение в надежде привлечь внимание СМИ и общественности. Сергей Сутягин рассказал, что 5 марта текущего года он двигался по МКАД на своем автомобиле Mercedes-Benz в направлении Ярославского шоссе.

Его и нескольких других автовладельцев остановили сотрудники милиции с просьбой перегородить дорогу своими машинами. Мужчина подчинился требованию работников правоохранительных органов, а через несколько минут его машину протаранил другой автомобиль.

Позднее милиционеры объяснили Сергею Сутягину, что его в качестве “живого щита” привлекли к задержанию особо опасного преступника. Между тем поймать злоумышленника сотрудникам МВД не удалось: протаранив “живой щит”, преступник скрылся.

Беспредел, сопровождающий в последнее время действия милиции, дошел до своего апогея. Обещания починить протараненные автомобили за счет ГУВД и вручить владельцам убитых авто почетные грамоты ничего, кроме смеха, не вызывают.

Пострадавшие, скорее всего, останутся в убытке, ведь во сколько ГАИ оценит нанесенный ущерб, еще не известно. Но едва ли можно сомневаться в том, что экспертиза будет сделана в пользу столичной ГАИ.

Пока же история ограничилась одной отставкой, одним выговором и уголовной статьей для нескольких сотрудников ДПС. Речь идет о статье 286 УК РФ, которая предусматривает ответственность за превышение должностных полномочий.

За совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан, если они причинили тяжкие последствия, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от трех до десяти лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Тяжесть последствий устанавливается судом с учетом всех обстоятельств дела (размер материального ущерба, существенное нарушение законных прав и интересов многих людей).

Юристы советуют посылать ДПС
Между тем, как говорят юристы, у самых отважных водителей в будущем есть все основания посылать наглеющих сотрудников ДПС куда подальше.

“Действия сотрудников милиции, обязавших автовладельцев поставить свои автомобили поперек дороги, в результате чего имуществу нескольких автовладельцев был причинен ущерб, а их жизнь и здоровье были поставлены под угрозу, – необоснованны и незаконны, поскольку явно выходят за рамки их служебных полномочий и существенно нарушают права и законные интересы граждан”, – объяснил партнер, адвокат Московской коллегии адвокатов “Легис Групп” Сергей Никитенков.

В некоторых случаях гаишники действительно имеют право воспользоваться машиной автовладельца. Законодательством предусмотрено право сотрудника милиции использовать транспортные средства граждан исключительно для:

– проезда к месту стихийного бедствия; – доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи; – преследования лиц, совершивших преступления, и доставления их в милицию; – а также для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств и проезда к месту происшествия или сбора личного состава милиции по тревоге в случаях, не терпящих отлагательства, с отстранением при необходимости водителей от управления этими средствами.

За отказ предоставить транспортное средство предусмотрено административное наказание в виде штрафа от 100 до 200 руб.

Гаишники сберегли свои автомобили
Ни одно из этих условий в данном случае, по имеющейся информации, не было соблюдено. Фактически, гаишники просто “сэкономили” на служебном транспорте за счет ни в чем не повинных людей.

“Сотрудник милиции для задержания автомобиля преступника мог только изъять машину у автовладельца для преследования преступников, – говорит Сергей Никитенков. – Поскольку сами милиционеры находились на автомобилях, необходимости в изъятии автомобиля у автовладельца не было.

Кроме этого, на вооружении ГИБДД стоят специальные технические средства для принудительной остановки машин – металлические гибкие ленты с шипами. Почему этих средств не было у сотрудников милиции, которые выехали на преследование преступников, – это вопрос к организации работы ГИБДД”.

Юристы предупреждают, что водитель на законном основании может отказать сотруднику милиции в выполнении таких действий, как оставление автомобиля на полосе движения, на которой остановка запрещена. Оставить автомобиль на полосе движения водитель обязан только в случае совершения ДТП.

Если автомобиль предоставлен сотруднику и сам сотрудник поставил автомобиль поперек дороги – сотрудник будет нести ответственность за сохранность автомобиля. Так что в данном случае потерпевшие вправе потребовать полной компенсации не только имущественного ущерба, но и морального вреда, компенсации за потерю рабочего времени и расходов на адвоката.

Теоретически, у потерпевших есть шансы добиться положительного решения вопроса по компенсации причиненного вреда, говорят юристы. Если будет возбуждено уголовное дело по факту создания “живого шита”, то потерпевшим необходимо предъявить иск в уголовном деле о возмещении причиненного вреда.

Ответчиком по данному иску может стать лицо, в отношении которого будет возбуждено уголовное дело. В отсутствии уголовного дела иск предъявляется к ГИБДД.

“Если водителя сотрудники милиции “просят” составить “живой щит” – смело отказывайтесь, просите указать норму закона, обязывающего это сделать. Поскольку такой нормы не существует, наказать водителя за отказ выполнить неправомерное требование сотрудника милиции невозможно”, – констатирует эксперт.

autonews.ru

Источник: https://www.e1.ru/articles/autojournal/page_20/006/304/article_6304.html

За несправедливое наказание на трассе водитель получит компенсацию

Как привлечь к ответственности сотрудника ГИБДД, за неправомерное задержание водителя автомобиля?

Важное решение для всех автовладельцев вынес Верховный суд. Теперь сотрудникам ГИБДД, а также остальных ведомств, которые выносят постановления о взыскании штрафов с водителей за нарушения правил, придется быть очень осторожными и внимательными . Ведь незаконно назначенное наказание может обернуться большой потерей для казны.

А теперь подробности. Некто Авцынов в июне 2015-го был остановлен инспектором ДПС ОГИБДД М ОМВД России “Задонский” за якобы совершенное нарушение. А именно за обгон в зоне действия знака “Обгон запрещен”.

Инспектор составил протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.15 Кодекса об административных правонарушениях. Согласно этой статье водитель мог быть оштрафован на 5 тысяч рублей или лишен прав на 4-6 месяцев.

Чтобы самому не заниматься этим делом, Авцынов нанял адвоката. Ведь обжалование постановления тоже требует юридической грамотности.

Впервые судебный спор выигран по новой схеме – без затрат

Надо сказать, что это якобы нарушение происходило в зоне действия временного знака “Обгон запрещен”.

В Правилах дорожного движения указанно, что обгоном называется “опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу встречного движения”.

То есть если один автомобиль опережает другой в пределах своей половины дороги, он не совершает обгона. А значит, и требований знака не нарушает.

https://www.youtube.com/watch?v=ImZhLQ_7zmc

В итоге постановлением начальника местного ГИБДД Авцынова признали виновным в нарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.16 КоАП – несоблюдении требований знаков. Штраф – 500 рублей.

Однако и такое решение не понравилось водителю. На дороге встречная полоса была отделена бетонными блоками. Он не мог выехать на встречку, а значит, обгона он не совершал. А опережение правилами не запрещено.

То есть знак “Обгон запрещен” в данной ситуации роли не играет.

Поэтому решением Задонского суда Липецкой области постановление о нарушении отменено, дело прекращено в связи с отсутствием события правонарушения.

Факт незаконного привлечения к ответственности – достаточный повод для компенсации морального вреда

Тогда водитель подал иск к министерству финансов, а именно к управлению федерального казначейства по Липецкой области на оплату услуг адвоката в размере 5 тысяч рублей, а также на компенсацию морального ущерба за незаконное привлечение к административной ответственности в размере 5 тысяч рублей.

Все суды согласились с выплатой пострадавшему 4,5 тысячи рублей на услуги адвоката, но в моральном ущербе отказали.

Причем суд апелляционной инстанции указал, что прекращение административного производства не влечет морального вреда лицу, в отношении которого был составлен только протокол.

То есть это лицо не сидело за решеткой, его не пытали шваброй или бутылкой из под шампанского, не избивали и не посягали на его имущество.

Верховный суд РФ разъяснил права собственников долей в одной квартире

Однако Верховный суд с такими доводами не согласился. Статья 53 Конституции РФ предусматривает возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов госвласти или должностными лицами. Такой вред возмещается согласно статье 1069 Гражданского кодекса РФ из казны РФ, субъекта РФ или казны муниципального образования.

Для разрешения требований гражданина о компенсации ему морального вреда, причиненного незаконным привлечением к административной ответственности, необходимо установить сам факт незаконности акта привлечения и нравственных страданий.

Судами установлено, что водитель был привлечен к ответственности неправомерно. Дело прекращено в связи с отсутствием события нарушения.

Суды не указывают, на основании чего они пришли к выводу, что добросовестность и законопослушность не попадают под перечень нематериальных благ, содержащийся в статье 150 ГК РФ.

Моральный вред может заключаться в испытываемом унижении, ином дискомфортном состоянии.

Поэтому дело отправлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Кстати, Верховный суд напомнил, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Поэтому у судей нижестоящих судов не было оснований снижать расходы потерпевшего с 5 до 4,5 тысячи рублей.

Компетентно

Лев Воропаев, адвокат

До принятия указанного решения Верховным Судом РФ нижестоящие суды отказывали во взыскании компенсации морального вреда, лицу, в отношении которого дело об административном правонарушении было прекращено, если такое дело не было связано с задержанием, арестом, назначением исправительных работ и прочим.

При этом суды, трактуя нормы гражданского законодательства, ссылались на то, что в отношении указанных выше лиц не было допущено незаконного осуждения, привлечения к уголовной ответственности, заключения под стражу или подписки о невыезде, наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ. И приходили к выводу о том, что прекращение производства по делу об административном правонарушении не влечет безусловную компенсацию морального вреда лицу, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении.

Верховный Суд РФ, не соглашаясь с такими выводами указал, что суды не учитывают, что по своей сути административное преследование является обвинением от лица государства в нарушении закона, в связи с чем, в период незаконного административного преследования гражданин претерпевает бремя наступления административной ответственности, осознавая свою невиновность. Такое состояние непосредственно связано с нарушением личного неимущественного права гражданина на достоинство, как самооценку своей добросовестности, законопослушности.

При таких обстоятельствах, полагаю, что учитывая позицию Верховного Суда РФ, нижестоящие суды с большой долей вероятности, будут удовлетворять требования лиц, в отношении которых дело об административном правонарушении было прекращено по реабилитирующим основаниям, о взыскании компенсации морального вреда.

Источник: https://rg.ru/2017/09/18/za-nespravedlivoe-nakazanie-na-trasse-voditel-poluchit-kompensaciiu.html

Юриста совет
Добавить комментарий