Как правильно написать пояснения в антимонопольную службу?

Пример объяснительной в фас об изменении даты договора

Как правильно написать пояснения в антимонопольную службу?

864 юриста сейчас на сайте Консультируйтесь с юристом онлайн Спросить юриста 864 юриста готовы ответить сейчас Ответ за 15 минут Добрый день, подскажите пожалуйста, как правильно составить объяснительную в ФАС по поводу нарушений сроков размещения документов по исполнению контрактов в ЕИС? 16 Апреля 2020, 15:35, вопрос №1968696 Наталья, г.

Орел Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Ответы юристов (1) 10661 ответ 3552 отзыва Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Саченков Алексей Юрист, г.

Москва Бесплатная оценка вашей ситуации

Добрый день!Сказать, как правильно составить объяснительную достаточно сложно. Тут необходимо изучить условия контракта, далее понять реальную причину по которой срок был нарушить и уже основываясь на этом составлять грамотный договор который минимизирует риски привлечения к административной ответственности. Если такая услуга Вам будет интересна- обращайтесь!С Уважением!

Надеюсь, что мой ответ был полезен Вам, при необходимости более подробной консультации обращайтесь в чат! 17 Апреля 2020, 05:10 0 0 Все услуги юристов в Москве Гарантия лучшей цены – мы договариваемся с юристами в каждом городе о лучшей цене.

Похожие вопросы 09 Ноября 2017, 15:14, вопрос №1806635 25 Июня 2020, 20:48, вопрос №2035494 18 Июля 2020, 14:05, вопрос №2055589 29 Августа 2020, 20:20, вопрос №2091926 19 Сентября 2016, 17:17, вопрос №1382163 Смотрите также Правовед.

ru В мобильном приложении и Telegram юристы отвечают быстрее и ответ гарантирован даже на бесплатный вопрос!

Мы стараемся! Угостите дизайнера чашечкой кофе, ему будет приятно

Источник: http://diplomat-lex.ru/primer-objasnitelnoj-v-fas-ob-izmenenii-daty-dogovora-44309/

Если заказчик нарушает закон: что делать поставщику?

Как правильно написать пояснения в антимонопольную службу?

Нарушения законодательства со стороны заказчиков на любом этапе закупки – явление нередкое. Однако до сих пор многие поставщики не знают, как действовать, если их права нарушены. На самые распространенные вопросы участников закупок отвечает Анна Крайнева, руководитель тендерного отдела ГК BiCo.

Предположим, заказчик выставляет излишние требования: просит предоставить лицензию, которая не нужна для выполнения условий контракта. Что делать в такой ситуации поставщику?

Избыточные требования к участникам противоречат законодательству. Например, заказчик может требовать от участника разрешения, на получение которых придется потратить немало времени и денежных средств. Например, лицензия ФСБ на работу с гостайной оформляется долго и дорого стоит, поэтому не каждый участник может ее своевременно получить. Свидетельство СРО также обходится недешево.

Важно!

Для получения лицензии ФСБ организация должна предоставить подтверждение степени секретности и ходатайство от заказчика, а ее генеральный директор – оформить допуск к гостайне и пройти соответствующее обучение.

Согласно Федеральному закону от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании» (далее – Закон № 99-ФЗ) специальные разрешения выдают на те виды деятельности, в результате которых может быть нанесен ущерб правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, памятникам истории и культуры, обороне и безопасности государства. Лицензирование в иных целях не допускается.

В России выдают лицензии на 50 видов деятельности. Перечень закреплен в ст. 12 Закона № 99-ФЗ. Этот список часто меняют. Поэтому заказчики иногда допускают ошибки, требуя лицензии на те виды деятельности, которые в него уже не входят. Такие действия ограничивают конкуренцию, препятствуют открытости и прозрачности, нарушая основные принципы законодательства о закупках.

Важно!

Федеральная антимонопольная служба считает, что при проведении закупки по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объекта капитального строительства, в том числе объекта незавершенного строительства, участник должен иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства (письмо ФАС России от 02.11.2015 № АЦ/60557/15).

И все же, оценивая действия заказчика (требования, установленные в документации) с точки зрения их правомерности, не следует забывать о том, что продукция может быть предназначена, к примеру, для нужд обороны и безопасности.

Например, один из заказчиков установил в документации требование о наличии лицензии на производство вооружения и военной техники.

Участник обратился в антимонопольную службу с просьбой признать действия учреждения незаконными.

Заявитель представил письмо Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, согласно которому поставляемые детали и агрегаты отнесены к гражданской продукции.

И все-таки жалобу признали необоснованной в связи с тем, что запчасти заказчик приобретал для военной техники. Поэтому комиссия пришла к выводу, что действия заказчика не противоречат законодательству о контрактной системе (решение ФАС России от 29.06.2015 по делу № КГОЗ-310/15).

Если же сомнений в нарушении Закона № 44-ФЗ не возникает, поставщику в таких случаях рекомендуется действовать следующим образом. Во-первых, нужно направить запрос о разъяснении положений документации. Сделать это необходимо до окончания срока подачи заявок.

Например, при проведении аукциона подать запрос надо не менее чем за 3 дня до даты окончания подачи заявок. Заказчик должен рассмотреть обращение в течение 2 дней.

Обратите внимание, что если последний день срока поступления запроса приходится на выходной день, окончание такого срока переносится на следующий за ним рабочий день (письмо Минэкономразвития России от 22.01.2016 № Д28и-88).

Во-вторых, не бойтесь отстаивать свои права и обращайтесь в контролирующий орган: в данном случае – это ФАС России. Подавать жалобу на положения документации нужно также до того, как срок подачи заявок закончился.

Если первую часть заявки отклонили…

Как быть, если первую часть заявки на участие в аукционе отклонили неправомерно?

Прежде чем подать жалобу, нужно убедиться в том, что действия заказчика неправомерны. Ведь отклонить заявку без объяснения причин учреждение не вправе. В соответствии с Законом № 44-ФЗ причина отклонения должна быть указана в протоколе. Например, при рассмотрении первых частей заявок участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной положениями Закона № 44-ФЗ, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной Законом № 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе.

Если в протоколе отсутствует информация о причине отклонения со ссылкой на статью Закона № 44-ФЗ, то отклонение является необоснованным и, соответственно, неправомерным.

В таком случае участнику следует оформить жалобу в ФАС. При ее составлении обратите внимание на следующий момент. Обращение обязательно должно содержать указание, какие конкретно действия (бездействие) заказчика обжалуется, а также документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.

Учтите, что подать такую жалобу в контрольный орган участник вправе не позднее чем через 10 дней после размещения в ЕИС протокола рассмотрения заявок (ч. 4 ст. 105 Закона № 44-ФЗ). Если этот срок пропущен, то можно попытаться отстоять свои права в суде.

Если плата по контракту не поступила…

Что делать поставщику, если заказчик не платит за выполненные работы, отказывается принять работу в срок без объяснения причин?

Для того чтобы победить в объявленной процедуре, каждый поставщик проделывает колоссальную работу, ведь надо правильно оформить заявку, выиграть закупку, оплатить обеспечение исполнения контракта, заключить сам контракт.

Представьте ситуацию, что ваша компания наконец приступила к выполнению своих обязательств по договору, выполнила работы в срок и качественно. Если заказчик опаздывает с оплатой либо совсем отказывается перечислять деньги.

В таких случаях у поставщика должен быть следующий алгоритм действий. Начните вести претензионную работу с заказчиком в письменном виде, при этом обязательно фиксируйте входящие номера писем и даты, визируйте у ответственных лиц. Дублируйте обращения по электронной почте. При отправке претензии посредством e-mail, обязательно ставьте в копию вышестоящего руководителя.

К рекламации необходимо добавить требование об уплате неустоек, предусмотренных контрактом. В претензии установите срок для выполнения обязательств.

Если учреждение не отвечает на такое обращение, то обращайтесь в судебные инстанции.

Важно!

Любой участник закупки, чьи права и законные интересы были нарушены, вправе обратиться и в прокуратуру РФ (письмо Минэкономразвития России от 09.10.2015 № Д28и-2930)..

Чтобы грамотно обжаловать отказ заказчика принять и оплатить товар, надо тщательно изучить условия контракта. Закон может быть на стороне поставщика, если учреждение, к примеру, нарушит порядок приемки товара.

Источник: https://www.bicotender.ru/articles/esli-zakazchik-narushaet-zakon.html

Судебная практика по антимонопольному законодательству

Как правильно написать пояснения в антимонопольную службу?

Юридическая практика КПМГ представляет обзор актуальных тенденций применения судами отдельных положений антимонопольного законодательства, в том числе новых положений Закона о защите конкуренции, вступивших в силу в январе 2016 г. с принятием так называемого «4 антимонопольного пакета»*.

Дело № А73-5524/2016

2. Суды вырабатывают подходы к анализу рынка по картельным делам

Пункт 10.

3 Приказа ФАС № 2201 устанавливает «упрощенную» процедуру анализа рынка по картельным делам (кроме сговоров на торгах): определение продуктовых границ рынка для целей установления товарного рынка (и подтверждения, что участники, заключившие антиконкурентное соглашение, являются конкурентами по отношению друг к другу на данном товарном рынке) производится исходя из предмета антиконкурентного соглашения хозяйствующих субъектов, проверка взаимозаменяемости товаров по правилам раздела III Приказа ФАС № 220 не осуществляется. Однако, как показывает практика, суд может отменить решение антимонопольного органа при отсутствии исследования рынка по общим правилам Приказа ФАС № 220, даже если был соблюден специальный порядок пункта 10.3 данного приказа. Понимание судебных трендов при обосновании ошибочного установления ФАС2 границ товарного рынка важно для выбора верной стратегии при доказывании отсутствия картеля. Недоказанность картеля, установленная судом, устраняет риск уголовного преследования.

30 января 2017 г. Арбитражный суд Поволжского округа в деле о сговоре между торговыми сетями «Перекресток», «Агроторг», «Тандер» указал на то, что не был проведен анализ рынка, необходимый согласно пункту 10.3 Приказа ФАС № 220 для рассмотрения дел о картелях. Указанное явилось одним из оснований для признания решения антимонопольного органа недействительным.

Однако в другом картельном деле суды сделали иной вывод. 27 января 2017 г. Верховный Суд РФ отказал в передаче в судебную коллегию дела о картеле рыбодобывающих предприятий (Определение № 305-КГ16-20000).

По данному спору Девятый арбитражный апелляционный суд сослался на то, что антимонопольный орган неверно подошел к исследованию рынка и не установил границы рынка путем выявления взаимозаменяемых товаров по правилам раздела III Приказа ФАС № 220. При этом анализ рынка по правилам пункта 10.

3 Приказа ФАС № 220, вероятно, был проведен (аналитические отчеты были подготовлены ФАС в ноябре 2015 г., то есть после того как в марте 2015 г. вступили в силу положения пункта 10.3). В результате суды установили недоказанность картеля.

Дела № А40-242615/2015, № А55-30138/2015

3. Изъяны в подготовке аналитического отчета ФАС – основание не признавать его доказательством

Составление отчета об анализе рынка не снимает с ФАС обязанность исследовать дополнительные документы и сведения о рынке, которые представлены участниками дела или иными лицами. В ином случае отчет антимонопольного органа может быть не признан судом доказательством нарушения, в связи с чем решение ФАС будет отменено.

2 февраля 2017 г. Арбитражный суд Дальневосточного округа согласился с позицией нижестоящих судов о недоказанности антимонопольного нарушения. Ранее апелляционный суд установил, что в антимонопольный орган предоставлялись доказательства (договоры, акты, данные мониторинга), опровергающие выводы отчета об анализе рынка.

Однако в приобщении указанных доказательств антимонопольный орган отказал. Комиссии антимонопольного органа заявлялись ходатайства об истребовании доказательств (договоров и актов) у третьих лиц и администраций муниципальных образований.

Эти сведения имели бы существенное значение для правильного рассмотрения дела, но антимонопольный орган отказал в истребовании доказательств.

В результате суд не признал аналитический отчет антимонопольного органа доказательством доминирующего положения вследствие неполноты и недостоверности использованных в нем сведений.

Дело № А04-5223/2016

4. Существенное нарушение ФАС, допущенное при рассмотрении дела – основание для отмены решения

В практике встречаются примеры, когда компания узнает о квалификации ее действий антимонопольным органом уже после принятия ФАС решения.

В такой ситуации суд может сделать вывод, что решение ФАС принято по признакам нарушения, которые не были исследованы в рамках рассмотрения дела, и признать решение ФАС недействительным.

Указанное также означает, что суды проверяют соблюдение комиссией ФАС порядка рассмотрения дела.

14 февраля 2017 г. Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал недействительным решение антимонопольного органа, в котором сделан вывод о нарушении ООО «Лента» Закона о торговле3.

Основанием отмены решения антимонопольного органа явились существенные нарушения, допущенные в ходе рассмотрения дела комиссией антимонопольного органа. В частности, ООО «Лента» не было своевременно извещено о том, нарушение каких норм закона вменяются обществу.

Суд также установил недоказанность ряда обстоятельств, на которые антимонопольный орган ссылался в подтверждение нарушения.

В контексте рассматриваемого дела следует отметить, что с 5 января 2016 г. ФАС обязана перед окончанием рассмотрения дела направлять заключение об обстоятельствах дела.

Данное заключение «разъяснит» позицию ФАС о вменяемом нарушении и укажет на доказательства, на которых основаны выводы комиссии ФАС. Дело при этом откладывается и его участники могут представить дополнительные пояснения и доказательства.

Если в итоге будет установлено отсутствие нарушения, ФАС прекратит дело.

Дело № А56-60406/2015

5. Ценовая политика в спорах о необоснованном установлении различных цен на товар

Выявление нарушения в виде необоснованного установления разных цен на один товар (дискриминация) зависит не только от факта размещения в открытом доступе критериев цены и порядка их применения. В то же время открытая процедура установления цены (доступность и ясность критериев ее формирования) способна снизить риск возникновения негативных последствий.

9 февраля 2017 г. Арбитражный суд Западно-Сибирского округа подтвердил создание АО «Золотые луга» дискриминационных условий для своих контрагентов.

Установлено, что общество, осуществляя закупки сырого коровьего молока, необоснованно устанавливает различные закупочные цены для поставщиков.

Апелляционная инстанция в качестве подтверждения нарушения указала на то, что поставщики не располагают сведениями о применяемой методике установления цен.

Однако иной подход суда был применен по делу, которое рассмотрено в отношении АО «ДАНОН РОССИЯ» (конкурент АО «Золотые луга») и тоже связано с применением разных цен для поставщиков сырого молока.

Суд не увидел в недоступности сведений о ценообразовании подтверждение нарушения. Арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 3 августа 2016 г.

указал, что сама по себе неосведомленность поставщика о критериях, которые используются при формировании цены, не может расцениваться как нарушение.

Дела № А70-3127/2016, № А56-61238/2015


6. Нормы «4 антимонопольного пакета» в действии: новые «правила игры» при доказывании злоупотребления доминирующим положением

Новеллы «4 антимонопольного пакета» повлияли на процесс доказывания злоупотребления рыночной властью. В связи с упразднением Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%, изменен подход к установлению доминирующей рыночной доли.

Кроме того, если на крупную компанию пожаловалось в ФАС физическое лицо (не предприниматель), то злоупотребление доминированием может быть выявлено только при доказанности ущемления интересов неопределенного круга потребителей (то есть когда невозможно установить (индивидуализировать) всех лиц, чьи интересы нарушены).

10 марта 2017 г. Арбитражный суд Поволжского округа не согласился с выводом антимонопольного органа о наличии нарушения в виде установления компанией на свои услуги монопольно высокой цены (нарушение установлено антимонопольным органом после вступления в силу «4 антимонопольного пакета»).

Нарушение не было подтверждено судом, поскольку отчеты антимонопольного органа об анализе рынка составлены с нарушениями, доминирующее положение не доказано. У предполагаемого нарушителя имеется значительное количество потребителей, однако понятие «значительное число лиц» отличается от понятия «неопределенный круг потребителей».

В данном случае суд не установил нарушение интересов неопределенного круга потребителей.

15 февраля 2017 г. Четвертый арбитражный апелляционный суд по другому делу в отношении этой же компании подтвердил установление монопольно высокой цены (нарушение выявлено антимонопольным органом до принятия изменений в Закон о защите конкуренции).

Суд согласился с выводами антимонопольного органа, поскольку нарушитель включен в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%. Указанное, по мнению суда, позволило антимонопольному органу определить доминирующее положение нарушителя.

Для установления нарушения достаточно ущемления интересов любых иных лиц.

Дела № А12-26153/2016, № А58-6006/2015

Примечания: [1] Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 2 Федеральный закон от 5 октября 2015 г. № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О защите конкуренции” и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3 Приказ ФАС России от 28 апреля 2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке». 4 Федеральная антимонопольная служба либо ее территориальный орган. 5 Федеральный закон от 28 декабря 2009г.

№ 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Примечания:

 *Закона о защите конкуренции – Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

* 4-й антимонопольный пакет – Федеральный закон от 5 октября 2015 г. № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О защите конкуренции” и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
1 Приказ ФАС России от 28 апреля 2010 г.

№ 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».
2 Федеральная антимонопольная служба либо ее территориальный орган.
3 Федеральный закон от 28 декабря 2009г.

№ 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Источник: https://home.kpmg/ru/ru/home/insights/2017/04/tax-alert-antitrust-legislation-review-1-2017.html

Как отменить регистрацию «украденного» товарного знака

Как правильно написать пояснения в антимонопольную службу?

Современные предприниматели знают, что создание оригинального бренда поможет выделить свой продукт на рынке, а также увеличить стоимость бизнеса.

Вместе с тем, если товарный знак не прошел официальную государственную регистрацию, после первых успехов бренда на рынке защищаться от недобросовестных конкурентов может быть уже поздно.

Конкуренты могут не только выпустить свою продукцию под вашим товарным знаком (или явно похожим на него обозначением), но и зарегистрировать его в установленном законом порядке и вытеснить ваш товар с рынка.

Про способы выхода из такой ситуации рассказывает директор правового департамента Юридического бюро «Константа» Максим Никонов:

Если вы столкнулись с подобной ситуацией, то не нужно отчаиваться – вы можете добиться отмены регистрации товарного знака конкурента. Для этого можно подать в Роспатент возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку.

Предоставление правовой охраны товарному знаку может быть оспорено и признано недействительным, например, если правовая охрана была ему предоставлена с нарушением требований ст. 1483 ГК РФ, т.е. если ваш конкурент указал при регистрации ложную информацию о товаре или производителе.

Правильно подготовленное возражение является залогом положительного результата оспаривания регистрации «украденного» товарного знака. А если нужного результата возражения не принесут, то отрицательное решение Роспатента можно обжаловать в суде по интеллектуальным правам.

Кроме того, статьей 14.4 Федерального закона от 26.07.

2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” установлен запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг. Поэтому решить проблему «увода» вашего бренда можно и путем обращения в антимонопольную службу.

В этом варианте защиты необходимо добиться решения УФАС о наличии недобросовестной конкуренции в действиях ответчика. На основании такого решения Роспатент сможет отменить регистрацию товарного знака.

Важной особенностью антимонопольного законодательства является то, что оно направлено на защиту не частных, а публичных интересов при функционировании товарного рынка.

При рассмотрении вопроса с «украденным» товарным знаком ФАС, обладая более широкими полномочиями по истребованию доказательств, чем Роспатент, например, может привлекать к участию в деле третьих лиц и экспертов, а также по собственной инициативе запрашивать у третьих лиц сведения и пояснения.

При вынесении антимонопольным органом решения о нарушении антимонопольного законодательства в отношении приобретения и использования исключительного права на товарный знак, ФАС оштрафует нарушителя, а вам необходимо будет направить принятое решение в Роспатент. Именно оно и послужит основанием для отмены правовой охраны товарного знака.

Другим «железным» основанием для признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку Роспатентом может служить решение суда по интеллектуальным правам о признании регистрации товарного знака недобросовестной конкуренцией.

В отличие от административной процедуры, в суде именно вам придется предоставлять доказательства, достаточные для подтверждения нарушения ваших прав ответчиком.  Конечно, в судебном процессе есть и свои преимущества, но насколько приемлем именно этот способ защиты необходимо решать в каждом конкретном случае.

Еще возможна ситуация, когда ваш недобросовестный конкурент уже успел обратиться в суд с иском о нарушении прав на его товарный знак. Тут вы можете подать в Роспатент возражения против предоставления правовой охраны товарному знаку, если суд откажет в иске, признав действия правообладателя по регистрации товарного знака злоупотреблением правом.

Подводя итог, хочется отметить, что регистрация исключительных прав на средства индивидуализации зачастую очень важна не только высокотехнологичному бизнесу, но малой компании.

Если предприятие производит качественный товар и планирует длительное присутствие на рынке, важно правильно оформить свои права на интеллектуальную собственность, т.е.

получить полноценную юридическую охрану товарного знака и т.д.

Опытные предприниматели подчеркивают, что официально зарегистрированный бренд и исключительное право на него позволяют не только защитить бизнес от пиратства и копирования со стороны недобросовестных конкурентов, но и способствуют росту стоимости компаний.

Несколько практических советов по действиям, связанным с защитой вашего товарного знака:

Перед регистрацией вашего товарного знака необходимо прежде всего проверить его на уникальность.

Регистрируйте товарный знак в отношении разных классов продукции.

Регулярно отслеживайте регистрацию сходных с вашим товарным знаком обозначений. Для этого можно: обратиться в Федеральный институт промышленной собственности либо воспользоваться любым общедоступным онлайн-сервисом, который занимается проверкой по базам данных, соответствующих базам Росреестра и Всемирной организации интеллектуальной собственности.

Если вы выявили на рынке продукты со сходным вашему товарному знаку обозначением, то нужно собрать доказательства (фото, видео-съемка товаров и ценников, момента покупки, чеки, квитанции и другие документы, а также сопоставление фактического продавца с информацией в чеке). При онлайн-нарушениях необходимо зафиксировать содержание интернет-сайта с предложением товаров у нотариуса или посредством судебного обеспечения доказательств.

Вид объекта недвижимости как вновь открывшееся обстоятельство

Предприятие обратилось в суд с иском о признании права собственности на здание. Исковое заявление было удовлетворено, суд решил признать право собственности на здание.

Предприятие обратилось в бюро технической инвентаризации и в ходе технического обследования выяснилось, что объект представляет собой не здание, а часть здания- помещение и не может быть выделено в качестве отдельно стоящего здания.

Подробнее

Индивидуальным предпринимателям пересчитали взносы

С 2018 года ИП должны платить страховые взносы в ПФР по-новому. Фиксированные платежи за себя больше не зависят от МРОТ. Как рассчитать взносы на ОПС и ОМС, в какие сроки платить и на какие реквизиты, рассказывает Татьяна Бабашева, главный специалист по бухгалтерскому учету и налогообложению.

Подробнее

Источник: https://ruconst.com/articles/13085/

Жалоба в ФАС по 44-ФЗ: как правильно составить и подать

Как правильно написать пояснения в антимонопольную службу?

Информацию о том, как писать жалобу в антимонопольную службу, можно найти в нормативных документах, однако сведения эти довольно скупы и требуют пояснений. Никакого образца или примера такой жалобы, то есть, так называемой «рыбы», официально не утверждалось, но практика выработала определенную форму. Все вместе это дает понимание о том, как правильно составить и подать жалобу.

Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов – это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами. 

Официальные требования к жалобе

Требования к написанию, подаче и рассмотрению жалобы содержатся в:

  • статьях 105 и 106 Закона № 44-ФЗ;
  • Информации ФАС России от 10.04.2014 «Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок»;
  • Приказе ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Как составить жалобу — рассмотрим в инструкции «Составляем жалобу в ФАС по 44-ФЗ»

Требования к содержанию жалобы

Приведены в ч. 8 ст. 105 Закона № 44-ФЗ, согласно которой жалоба на действия или бездействие заказчика должна содержать:

  1. данные заказчика: наименование, адрес и номер контактного телефона (если известен);
  2. тоже самое о заявителе жалобы, плюс номер факса (при наличии);
  3. указание на закупку. Здесь нужно пояснить, что, по мнению чиновников, жалоба должна подаваться на одну конкретную закупку. Поэтому указывать несколько номеров закупок при подаче жалобы не следует. В противном случае антимонопольная служба будет вправе ее вернуть без рассмотрения. Такие разъяснения даны в письме Минэкономразвития России от 29.07.2015 № Д28и-2221;
  4. указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика и доводы жалобы. По мнению антимонопольных органов, из данного пункта следует, что заявитель обязан указать, каким именно нормам законодательства о контрактной системе не соответствуют действия заказчика. Если этого не сделать, жалобу могут оставить без рассмотрения. Примером является Решение Архангельского УФАС России от 24.08.2016 по делу № 321мз-16. Однако суды с этим не согласны, обращая внимание на то, что п. 4 ч. 8 ст. 105 не содержит таких требований (Определение Верховного Суда РФ от 17.11.2016 № 305-КГ16-15126). Тем не менее, поскольку речь в жалобе в любом случае будет идти о том или ином нарушении Закона № 44-ФЗ, то для убедительности стоит написать, какие именно нормы закона были нарушены заказчиком и каким образом.

Пример

При формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующее нарушения положений Закона о контрактной системе:

  • во-первых, на участника закупки, одержавшего победу в электронном аукционе, возложена обязанность по направлению в адрес заказчика письменного требования о возвращении денежных средств, внесенных таким участником в качестве обеспечения исполнения контракта. Однако это нарушает требования ст. 34 Закона о контрактной системе, в силу которой у заказчика возникает обязанность вернуть данные денежные средства по истечении срока, указанного в контракте.
  • во-вторых, заказчиком установлено требование о предоставлении информации о средней численности работников за предшествующий календарный год, выручке от реализации товаров или размере балансовой стоимости активов за предшествующий календарный год, а также сведения о долях учредителей в уставном капитале. Однако это не предусмотрено ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе. Более того, согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе не допускается.
  • в-третьих, заказчиком неправомерно возложена дополнительная обязанность на исполнителя по замене обеспечения исполнения контракта, не предусмотренная Законом о контрактной системе.

Пример заимствован из Решения Красноярского УФАС России от 06.06.2016 № 796, которым данные доводы жалобы были признаны обоснованными.

Эти пункты являются требованиями к содержанию жалобы, приведенными в Законе № 44-ФЗ. Однако ряд вещей в них не оговорен. Например, в какой антимонопольный орган подавать жалобу? Этот пробел устранен в вышеназванном Административном регламенте, где в п. 3.9-3.12 определена подведомственность рассмотрения жалоб.

Общее правило таково: если закупка проводится для обеспечения региональных или муниципальных нужд, то жалоба направляется в региональное Управление ФАС по месту нахождения заказчика.

Если закупка обеспечивает федеральные нужды, то документ адресуется в ФАС России.

В приложении № 1 к данному Административному регламенту приведен список с адресами всех 82 Управлений, а также контактные центрального аппарата.

Другой вопрос: что просить в жалобе? Ответ на него вытекает из положений ст. 106 Закона № 44-ФЗ, посвященной рассмотрению жалобы, поскольку в них указано, какие права есть у антимонопольных органов при ее рассмотрении. Исходя их этих положений, в жалобе нужно просить:

  1. приостановить определение поставщика до рассмотрения жалобы по существу (если закупка еще не закрыта) или аннулировать его результаты (если они уже известны);
  2. провести внеплановую проверку (в любом случае);
  3. выдать заказчику, в результате действий которого нарушаются права и законные интересы участника закупки, обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений (в любом случае). Например, путем отмены решения о несоответствии заявки заявителя дополнительным требованиям к участникам закупки, или путем отмены решения об отстранении заявителя жалобы от участия в определении поставщика, или путем внесения изменений в документацию о проведении открытого аукциона в электронной форме… и так далее, в зависимости от того, что вызвало недовольство заявителя и является предметом жалобы.

Какие документы прикладывать к жалобе

Об этом сказано в ч. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ, согласно которой «К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов». Это все, что написано в законе о прилагаемых документах. В связи с этим есть несколько вопросов, базовый из которых: обязательно ли вообще прикладывать к жалобе какие-то бумаги?

Как минимум, к жалобе нужно приложить:

  1. доверенность, подтверждающую полномочия на подписание жалобы (или решение и приказ о назначении гендиректора, если он лично подписывает жалобу), поскольку такое требования прописано в ч. 10 ст. 105 Закона № 44-ФЗ;
  2. документы о закупке, на которые есть ссылка в жалобе (документация о закупке, заявки, оспариваемые протоколы, решения и т.д.) с тем, чтобы они подтверждали ее обоснованность, как сказано в п. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ.

При этом ФАС России и Минэкономразвития России считают, что из приведенной нормы требования о необходимости приложения к жалобе документов не вытекает. Поэтому их отсутствие не может являться основанием для принятия решения о возврате жалобы заявителю без рассмотрения (письмо министерства от 19.12.2014 № Д28и-2779, письмо службы от 13.10.2014 № ИА/41224/14).

Более того, ФАС России отмечает, что в отношении ряда доводов жалоб заявителей представить документы, подтверждающие обоснованность таких доводов, не представляется возможным. Например, довод о неполном размещении на www.zakupki.gov.ru проектно-сметной документации в случае осуществления закупки на выполнение строительства объекта капитального строительства.

Вместе с тем, на практике случается всякое. Например, Санкт-Петербургский УФАС России признал жалобу необоснованной, так как заявитель ссылался на то, что документация о закупке содержит описание не производимых товаров, но не представил доказательства отсутствия указанного товара в свободной продаже (Решение от 15.03.2016 по делу № 44-838/16).

Срок подачи жалобы

Сроки подачи жалобы описаны в п. 3-6 ст. 105 Закона № 44-ФЗ и сводятся к следующему.

  1. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока подачи заявок.
  2. Жалоба на действия или бездействие заказчика, а равно уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего может быть подана не позднее чем через 10 дней с даты размещения:

а) в ЕИС:

  • протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе,
  • протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок,
  • протокола запроса предложений,

б) на электронной площадке:

  • протокола подведения результатов электронного аукциона

3. Жалоба на действия или бездействие, которые совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, может быть подана до заключения контракта.

4. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки, допускается в течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий.

По истечении данных сроков жалобу можно подать только в суд.

Сроки рассмотрения жалобы

После регистрации поступившей жалобы, антимонопольный орган в течение 3-х рабочих дней уведомляет заявителя о месте и времени рассмотрения жалобы, и рассматривает ее в течение 5-ти рабочих дней. Решение изготавливается в полном объеме в течение 3-х рабочих дней со дня оглашения его резолютивной части.

Если результаты рассмотрения жалобы заявителя не устраивают, он вправе обжаловать его в арбитражном суде в течение 3-х месяцев со дня его принятия (ч. 1, 4 ст. 198 АПК РФ).

Зарегистрируйтесь на курс профессиональной переподготовки «Профессиональное управление государственными и муниципальными закупками, 256 ак.часов»  для руководителей и специалистов контрактных служб, контрактных управляющих, председателей и членов комиссий заказчика. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Источник: https://school.kontur.ru/publications/1536

Юриста совет
Добавить комментарий