Как оформить ежемесячную выплату в счет исполнения решения суда?

Ежемесячная выплата из материнского капитала на второго ребенка, родившегося (усыновленного) в 2019 году

Как оформить ежемесячную выплату в счет исполнения решения суда?

Ежемесячная выплата из материнского капитала на второго ребенка, родившегося (усыновленного) в 2019 году

Суть нововведения:

С января 2018 года заработали две президентские инициативы по поддержке демографической программы – нуждающимся семьям, в которых, начиная с 2018 года родится или будет усыновлен первый или второй ребенок, государство будет выплачивать до достижения 1,5 лет ежемесячную выплату в размере прожиточного минимума ребенка в регионе проживания семьи.

Выплаты могут получать семьи, которые нуждаются в дополнительной поддержке. Право на выплату получили семьи, у которых доход за 12 месяцев перед обращением был ниже 1,5 прожиточных минимумов трудоспособного гражданина в регионе проживания.

Выплата, в связи с рождением 2-го ребенка, осуществляется из средств материнского (семейного) капитала. Выплата на первого ребенка также обеспечена средствами федерального бюджета и  производится органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия социальной защиты населения.

Кому положена ежемесячная выплата?

Семьям, среднедушевой доход которых не превышает 1,5–кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения на 2 квартал 2018 года, установленного в субъекте Российской Федерации.

Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации. Размер ежемесячной выплаты в каждом субъекте РФ индивидуален и равен прожиточному минимуму ребенка в регионе проживания семьи.

Право на получение ежемесячной денежной выплаты имеют семьи, постоянно проживающие на территории РФ, если:

1.Ребенок и мама – граждане Российской Федерации;

2.Ребенок рожден (усыновлен) после 1 января 2018 года;

3.Размер дохода на 1 члена семьи за 12 месяцев перед обращением, не

превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации на 2 квартал 2018 года.

Гражданин имеет право подать заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка в любое время в течение полутора лет со дня рождения ребенка.

Как долго семья будет получать ежемесячную выплату?

Ежемесячная выплата выплачивается семье до достижения ребенком 1,5 лет:

1.Со дня рождения ребенка, если обращение последовало не позднее шести месяцев с даты рождения ребенка (сумма ежемесячных выплат за прошедшие месяцы с рождения ребенка до обращения за назначением выплаты будет перечислена гражданину в полном размере);

2.Со дня обращения, если гражданин обратился за назначением выплаты позднее 6 месяцев.

Ежемесячная выплата назначается на 1 год, по истечении этого срока, семья может повторно обратиться с заявлением, и выплата будет вновь назначена до достижения ребёнком 1,5 лет.

Куда обращаться семье?

Заявление о назначении ежемесячной выплаты подается в территориальный орган Пенсионного фонда России либо через МФЦ. Его можно подать одновременно с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский капитал.

Сертификат на материнский капитал семья получит в течение месяца, а выплату из средств материнского капитала (при условии положительного решения о назначении ежемесячной выплаты, выплата будет осуществляться ежемесячно до 26 числа месяца).

Расчет среднедушевого дохода семьи при назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка

При расчете учитываются доходы семьи (родители (опекуны, усыновители) несовершеннолетних детей, супруги родителей несовершеннолетних детей, несовершеннолетние дети), полученные в денежной форме:

1.Заработная плата, премии;

2.Пенсии, пособия, оплата больничных листов, стипендии, алименты;

3.Выплаты пенсионных накоплений правопреемникам;

4.Компенсации, выплачиваемые государственным органом или общественным объединением в период исполнение государственных и общественных обязанностей;

5.Денежные компенсации и довольствие сотрудникам государственной службы.

Не учитываются: суммы единовременной материальной помощи из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом.

Доход на члена семьи при назначении ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов семьи за 12 предшествующих календарных месяцев.

В состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи не включаются лица:

-совершеннолетние дети;

-отбывающие наказание в виде лишения свободы;

-в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу;

-находящиеся на принудительном лечении по решению суда;

-лишенные родительских прав;

-находящиеся на полном государственном обеспечении.

Пример:

Семья – Ирина (бухгалтер), Николай (электрик в жилищной компании) и их сын Дима 5 лет.

1 января 2019 родилась дочь Мария. Живут в Калининграде.

В 2018 году Ирина заработала 330 тысяч рублей (зарплата – 27,5 тыс. рублей в месяц), а Николай 480 тысяч рублей (зарплата – 40 тысяч рублей в месяц). Иных доходов не было. Годовой доход семьи в 2018 году – 810 000 рублей. Прожиточный минимум трудоспособного гражданина в Калининградской области во 2 квартале 2018 года – 11 894 рублей, а ребенка – 10 926 рубля.

1,5 прожиточного минимума трудоспособного — 17 841 рубль.

Доход семьи делится на 12 месяцев и на 4 человека: 810000/12/4=16 875 руб. на 1чел. в месяц.

То есть в семье Ирины и Николая в 2018 году доход на члена семьи менее 1,5 минимума трудоспособного гражданина в Калининградской области во 2 квартале 2017 года.

Семье положена ежемесячная денежная выплата из средств материнского капитала в размере 10 926 рублей в месяц.

При обращении, Пенсионный фонд выдаст сертификат на материнский капитал и будет осуществлять выплату из средств МСК ежемесячную денежную выплату.

Ежемесячная денежная выплата назначенная в январе будет выплачиваться 12 месяцев. Мама, если захочет, то обратится в ПФР в январе 2020 года и Ежемесячная денежная выплата будет назначена еще на 6 месяцев до достижения ребенком 1,5 лет при условии, что доход семьи в 2019 году будет менее 1,5 минимума трудоспособного гражданина в Калининградской области во 2 квартале 2019 года.

Размер ежемесячной выплаты в Калининградской области

Субъект РФПрожиточный минимум для трудоспособного гражданина в субъекте РФДоход на члена семьи из расчета 1,5 прожиточного минимума трудоспособного гражданинаДоход семьи из 4 человек в 2018 году (родители и два ребенка)Доход семьи из 3 человек в 2017 году (мама и 2 ребенка)Размер ежемесячной выплаты семье -прожиточный минимум ребенка в субъекте РФ
Калининградская область11 894,0017 841,0071 364,0053 523,5010 926,00

Какие документы необходимо представить для назначения ежемесячной выплаты:

-свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка (детей);

-выписка из решения органа опеки и попечительства об установлении над ребенком опеки;

-документы, подтверждающие принадлежность к гражданству РФ заявителя и ребенка;

-документы, подтверждающие смерть женщины, объявление ее умершей, лишение её родительских прав;

-документ, подтверждающий расторжение брака;

-сведения о доходах членов семьи;

-справка из военного комиссариата о призыве родителя (супруга родителя) на военную службу;

-документ, подтверждающий реквизиты счета в кредитной организации, открытого на заявителя.

Источник: http://www.pfrf.ru/branches/kaliningrad/info/~Gragdanam/4030

Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка

Как оформить ежемесячную выплату в счет исполнения решения суда?

Заявитель имеет право подать жалобу на решения и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа, его должностных лиц при предоставлении государственной услуги (далее — жалоба), в том числе в досудебном (внесудебном) порядке в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации заявления;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания для отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • отказ уполномоченного органа, предоставляющего государственную услугу, его должностных лиц в исправлении допущенных ими опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений;
  • нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной услуги;
  • приостановление предоставления государственной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Предметом жалобы является нарушение прав и законных интересов заявителя, противоправные решения и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа, его должностных лиц при предоставлении государственной услуги, нарушение положений административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги.

Жалоба подается заявителем в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в уполномоченный орган.

Жалобы на решения и действия (бездействие) руководителя уполномоченного органа рассматриваются непосредственно должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на рассмотрение жалоб.

Жалоба должна содержать:

  • наименование уполномоченного органа, предоставляющего государственную услугу, фамилию, имя, отчество (при наличии) его должностных лиц, предоставляющих государственную услугу, и (или) их руководителей, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (при наличии) заявителя, сведения о месте жительства, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и (или) действиях (бездействии) уполномоченного органа, должностного лица уполномоченного органа, его руководителя;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решениями и (или) действиями (бездействием) уполномоченного органа, должностного лица уполномоченного органа, его руководителя.

Заявителем представляются документы (при наличии), подтверждающие его доводы либо их копии.

В случае подачи жалобы через многофункциональный центр, многофункциональный центр обеспечивает передачу жалобы в уполномоченный орган в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии, заключенным между многофункциональным центром и уполномоченным органом, предоставляющим государственную услугу, но не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления жалобы.

Прием жалоб в письменной форме осуществляется уполномоченным органом в месте предоставления государственной услуги (в месте, где заявитель обращался за получением государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги либо отказ в предоставлении государственной услуги).

Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг.

В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель предъявляет документ, удостоверяющий личность, в случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия представителя на осуществление действий от имени заявителя. В случае если жалоба направляется посредством почтовой связи, направляется копия документа, подтверждающая полномочия представителя, заверенная нотариусом или иным лицом в порядке, установленном статьей 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В электронном виде жалоба может быть подана заявителем посредством сайта уполномоченного органа, Единого портала, портала услуг.

При подаче жалобы в электронном виде документы, указанные в пункте 100 административного регламента, могут быть представлены в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации. При этом документа, удостоверяющего личность заявителя, не требуется.

В уполномоченном органе определяются уполномоченные на рассмотрение жалоб должностные лица, которые обеспечивают:

  • прием и рассмотрение жалоб;
  • направление жалоб в уполномоченный на их рассмотрение орган.

Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) должностного лица уполномоченного органа рассматриваются руководителем уполномоченного органа или должностным лицом уполномоченного органа, уполномоченным на рассмотрение жалоб. Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) руководителя уполномоченного органа рассматриваются должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на рассмотрение жалоб.

В случае, если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение 3 рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы.

Уполномоченный орган обеспечивает:

  • оснащение мест приема жалоб;
  • информирование заявителей о порядке обжалования решений и (или) действий (бездействия) уполномоченного органа, должностных лиц уполномоченного органа посредством размещения информации на информационных стендах в местах предоставления государственной услуги, на сайте уполномоченного органа, на Едином портале, портале услуг;
  • консультирование заявителей о порядке обжалования решений и (или) действий (бездействия) уполномоченного органа, должностных лиц уполномоченного органа при личном приеме, в том числе по телефону, с использованием сайта уполномоченного органа;
  • заключение соглашений о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным органом в части осуществления многофункциональным центром приема жалоб и выдачи заявителю результатов рассмотрения жалоб;
  • формирование и представление ежеквартально в Федеральную службу по труду и занятости отчетности о полученных и рассмотренных жалобах (в том числе о количестве удовлетворенных и неудовлетворенных жалоб).

Жалоба, поступившая в уполномоченный орган, подлежит регистрации не позднее рабочего дня, следующего за днем ее поступления.

Жалоба подлежит рассмотрению в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа уполномоченного органа в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.

Результатом рассмотрения жалобы является принятие одного из следующих решений:

  • удовлетворить жалобу, в том числе в форме отмены принятого уполномоченным органом решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
  • отказать в удовлетворении жалобы.

При удовлетворении жалобы уполномоченный орган принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги не позднее 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В удовлетворении жалобы может быть отказано в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

Источник: https://gu.spb.ru/412985/

Получить пособие на ребёнка станет проще

Как оформить ежемесячную выплату в счет исполнения решения суда?

Заявление о назначении ежемесячной выплаты на первого и второго ребёнка могут разрешить подавать не только по месту жительства, но и по месту фактического пребывания и проживания. Предполагающий это законопроект, подготовленный Правительством, Госдума приняла в первом чтении 5 марта.

Получателей «детских» пособий станет больше

По словам первого заместителя министра труда и социальной защиты Алексея Вовченко, информация о назначении выплаты на первого ребёнка будет размещаться в Единой государственной информационной системе социального обеспечения.

В свою очередь граждане, согласно закону, будут обязаны извещать об изменении места пребывания или фактического проживания органы соцзащиты (при получении выплат на первого ребёнка) и Пенсионный фонд (если деньги перечисляются на второго малыша).

Председатель Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнёва уточнила, что такой подход ускорит и облегчит подачу заявлений на получение «детских пособий».

Читайте по теме «Сейчас, когда за пособием можно обратиться только по месту жительства, на местах зачастую возникает непонимание, начинается, что называется «футбол» в отношении человека — с граждан требует документы о регистрации, людям с временной регистрацией пытаются в выплатах отказать, требует постоянную регистрацию. Это противоречие мы пытаемся устранить, перечисляя все способы регистрации», — отметил Алексей Вовченко.

По инициативе президента, выплаты на первого и второго ребёнка начисляются россиянам с невысоким доходом с 2018 года. Размер пособия равен детскому прожиточному минимуму в том регионе, где живёт семья.

Сейчас претендовать на них могут те семьи, чей заработок не превышает полтора прожиточных минимума на человека. С 2020 года круг получателей выплат планируется расширить.

В Послании Федеральному Собранию 20 февраля президент России Владимир Путин предложил назначать их тем семьям, чей доход не превышают двух прожиточных минимумов на человека.

​«Сегодня те меры, которые оказываются, охватывают приблизительно 520 тысяч наших семей. Эта мера, по нашим оценкам, позволит расширить это до почти 770 тысяч наших семей», — сказала вице-премьер Татьяна Голикова.

​Кто имеет право на выплаты

​Предполагается, что основная целевая аудитория выплат — молодые семьи, в которых родители малыша ещё учатся, и, соответственно, не имеют высоких доходов. Для получения такого пособия, помимо российского гражданства, необходимо соблюдение двух основных условий:

  • ребёнок должен родиться не позже 1 января 2018 года;
  • семья имеет низкий уровень дохода (за последние 12 месяцев на каждого ее члена пришлось не более 1,5 прожиточного минимума, установленного в регионе проживания).

Как рассчитать среднедушевой доход семьи

​Чтобы узнать, имеет ли семья право на оформление выплат, необходимо рассчитать месячный среднедушевой доход за 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения. Для этого все доходы семьи за это время, полученные в денежной форме, складываются, а затем делятся на 12 и количество всех членов семьи.

​При этом в расчёт нужно брать:

  • заработную плату официально трудоустроенных родителей, премии, компенсации и стимулирующие выплаты;
  • пенсии, выплаты по больничному листу, стипендии студентов, алименты и пособия (с 2019 года детские пособия, а также сами выплаты из «демографического пакета президента» не учитываются при расчете дохода семьи);
  • пенсионные выплаты правопреемникам застрахованных лиц;
  • компенсации за исполнение государственных или общественных обязанностей;
  • денежное содержание (довольствие) военнослужащих, компенсации.

При расчёте месячного среднедушевого дохода в состав семьи включаются родители детей, усыновители, опекуны, законные супруги родителей несовершеннолетних детей и сами несовершеннолетние дети. Бабушки, дедушки, дяди, тёти и другие родственники «не считаются», даже если они живут вместе с ребенком и поддерживают его финансово.

​Важно помнить, что при расчёте дохода не учитываются финансовые поступления, если члены семьи:

  • отбывают наказание в тюрьмах или заключены под стражу;
  • проходят принудительное лечение по решению суда;
  • лишены родительских прав в отношении ребенка, дающего право на назначение выплат.

Как оформить пособие на ребёнка

​Выплата на первого ребёнка перечисляется семье из средств федерального бюджета. Обратиться за её получением можно в территориальный орган социальной защиты населения в любой момент до того, как малышу исполнится полтора года. Если мама малыша лишена родительских прав или умерла, претендовать на деньги может отец или опекун с российским гражданством.

​​ Читайте по теме

Пособие на второго ребенка выплачивается из средств сертификата на материнский капитал, в связи с чем обращаться за его назначением нужно в Пенсионный фонд.

Подать заявление можно как при личном посещении отделения ПФР по месту жительства, так и через многофункциональный центр (МФЦ). Делать это разрешается сразу после рождения или усыновления второго ребенка.

Разрешается подать одновременно два заявления — на получение сертификата на материнский капитал и назначение ежемесячных выплат из него.

Какие ещё пособия положены семьям с детьми

​Помимо указанных пособий, семьи с детьми могут претендовать и на другие выплаты. Среди них — пособия по беременности и родам, выплаты на ребёнка до трёх лет, единовременное пособие при рождении ребёнка, единовременная выплата ставшим на учёт на ранних сроках беременности.

Так, женщинам, вставшим на учёт в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до 12 недель), выплачивается единовременное пособие в размере 628 рублей 47 копеек.

Пособие по беременности зависит от статуса получательницы: работающие женщины получают выплаты в размере 100 процентов среднего заработка, студентки — в размере стипендии, военнослужащие-контрактницы — в размере денежного довольствия.

Жены военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, имеют право на единовременное пособие. Срок беременности должен составлять не менее 180 дней. Размер пособия — 26539,76 рублей.

​При рождении ребёнка государство выплачивает одному из родителей единовременное пособие в размере 16 759,09 рублей. Если отец или мать работник Крайнего Севера, то размер пособия увеличится на районный коэффициент.

После рождения ребенка лицо, которые обеспечивают за ним фактический уход и воспитание, получают право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Размер пособия, которое выплачивается до достижения ребенком 1,5 лет, составляет 40 процентов от среднего заработка.

После этого родителям положена только ежемесячная компенсация от работодателя в размере 50 рублей.

​Специальные выплаты положены семьям, в которых родился ребёнок-инвалид. С 1 июля 2019 года, по инициативе президента, размер пособия по уходу за детьми с инвалидностью и за инвалидами с детства первой группы должен вырасти с 5,5 до 10 тысяч рублей.

Источник: https://www.pnp.ru/social/poluchit-posobie-na-rebyonka-stanet-proshhe.html

Кс подтвердил невозможность поворота исполнения решения суда по регрессному иску

Как оформить ежемесячную выплату в счет исполнения решения суда?

12 ноября Конституционный Суд вынес Постановление № 40-П, в котором разъяснил, что абз. 2 ч. 3 ст. 445 ГПК РФ не может служить основанием для поворота исполнения решений суда о взыскании в пользу гражданина предусмотренных Законом о страховании от несчастных случаев ежемесячных страховых выплат в случае отмены таких судебных решений в кассационном или надзорном порядке.

Как ранее писала «АГ», в 2000 г. Владимир Волосников, работая в шахте, стал инвалидом. Работодатель издал приказ о назначении ему выплаты в возмещение вреда здоровью исходя из заработка за последние 12 месяцев работы, определив размер выплаты в 1,5 тыс. руб. Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования назначило ему аналогичные выплаты.

Впоследствии Волосников выяснил, что у него была законная возможность заявить о необходимости исчислять суммы страховых выплат с учетом устойчивых изменений его зарплаты, улучшающих имущественное положение заявителя. В таком случае ежемесячные выплаты с учетом индексации должны были составить на дату их назначения 2,8 тыс. руб., а на 1 марта 2014 г. – около 50 тыс. руб.

Судебное разбирательство и поворот решений

Владимир Волосников обратился в Таштагольский городской суд с заявлением о назначении ему с 1 марта 2014 г. ежемесячной страховой выплаты в указанном размере бессрочно с последующей индексацией.

Также он просил взыскать с ФСС задолженность по страховым выплатам за период с 13 января 2000 г. по 1 марта 2014 г. в размере более 2 млн руб. и их индексации за период с апреля 2000 г. по ноябрь 2013 г.

в размере более 1 млн руб.

24 апреля 2014 г. суд удовлетворил иск и выдал исполнительный лист. С доводами первой инстанции согласилась и апелляция. Однако Верховный Суд Определением № 81-КГ15-1 от 23 марта 2015 г. решения нижестоящих судов отменил и указал, что виновное поведение страховщика не подтверждалось имевшимися в деле доказательствами.

КС рассмотрит еще одну жалобу на поворот исполнения решения суда по выплатам ФСС гражданинуЗаявитель просит признать норму ст. 445 ГПК РФ неконституционной, поскольку она позволяет взыскать с гражданина выплаченные ему от соцстраха суммы в счет возмещения вреда здоровью

В связи с этим ФСС обратился в суд с заявлением о повороте исполнения решения суда в части взыскания индексации ежемесячных страховых выплат, однако и первая инстанция, и апелляция отказали в удовлетворении требований Фонда. Постановлением президиума Кемеровского областного суда были отменены решения нижестоящих судов и произведен поворот исполнения решения Таштагольского городского суда от 24 апреля 2014 г.

Далее Фонд обратился в суд с заявлением о повороте исполнения решения в части присужденных заявителю сумм недоплаты по ежемесячным выплатам в размере 2,4 млн руб. Первая и апелляционная инстанции отказали в удовлетворении требований, однако ВС РФ вновь отменил их решения.

В частности, Верховный Суд указал, что Фонд и Волосников не являются субъектами обязательств вследствие причинения вреда, поскольку ФСС непосредственным причинителем вреда здоровью гражданина не является и каких-либо противоправных действий по отношению к нему не совершал.

ВС отметил, что при рассмотрении дела по иску Волосникова к ФСС судом разрешался спор о недоплате страховых выплат; решение о возмещении вреда, причиненного его здоровью, поворот исполнения решения которого возможен в силу абз. 2 ч. 3 ст.

445 ГПК РФ, только если отмененное решение суда было основано на сообщенных истцом ложных сведениях или представленных им подложных документах, судом не принималось.

Также Суд указал, что денежные суммы, выплаченные Фондом Волосникову по исполнительным листам, не являются по своей правовой природе денежной компенсацией в возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья и, по смыслу абз. 2 ч. 3 ст. 445 ГПК РФ, не относятся к видам выплат, в отношении которых установлены ограничения по обратному взысканию.

На основании решения ВС суд первой инстанции взыскал с Волосникова недоплату страховых выплат и ежемесячные страховые выплаты в размере 2,4 млн руб. Апелляция решение поддержала. Определением судьи Кемеровского областного суда было отказано в передаче кассационной жалобы в суд. ВС также отказал в передаче жалобы в суд.

Позиция Конституционного Суда по сложившейся ситуации

В своей жалобе в КС Владимир Волосников указал, что абз. 2 ч. 3 ст.

445 ГПК РФ не соответствует Конституции в той мере, в какой по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, позволяет по заявлению государственного органа производить поворот исполнения решения суда о присуждении лицу ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, когда это лицо не способствовало их получению своими виновными действиями, однако данное решение отменено вышестоящим судом со ссылкой на то, что право на соответствующие выплаты реализуется в рамках отношений по обязательному социальному страхованию, а не отношений по возмещению вреда здоровью.

По данному делу Институтом права и публичной политики также было подготовлено экспертное заключение amicus curiae.

Вынося постановление, Конституционный Суд указал, что поворот исполнения решения суда по делам о взыскании денежных сумм по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, допускается только в случаях, когда отмененное решение принято вследствие действий самого истца, прямо указанных в ч. 3 ст. 445 ГПК РФ.

КС РФ указал, что предусмотренные Законом о страховании от несчастных случаев ежемесячные страховые выплаты застрахованным лицам в связи с наступлением страхового случая в установленном размере, в том числе с учетом его индексации, являясь одним из видов обеспечения по страхованию, направлены на возмещение вреда, причиненного здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору.

Суд отметил, что предназначение этого обеспечения в механизме правового регулирования и его целевую направленность не меняет то обстоятельство, что оно предоставляется ФСС РФ как особым субъектом соответствующих правоотношений.

«Гражданин, получивший в порядке исполнения судебного решения ежемесячные страховые выплаты, предусмотренные данным федеральным законом, не должен претерпевать всю полноту неблагоприятных последствий в случаях, если это решение отменено судом кассационной или надзорной инстанции как ошибочное, при том что отмененное решение не было основано на сообщенных истцом ложных сведениях или представленных им подложных документах», – указал Суд.

КС запретил взыскивать излишне уплаченную по ошибке пенсию по инвалидностиКонституционный Суд указал, что ответственность за это несет не гражданин, а бюро медико-социальной экспертизы и Пенсионный фонд

КС РФ отметил, что соответствующий подход нашел отражение в ст.

1109 ГК РФ, согласно подп.

3 которой не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения суммы в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Суд сослался на Постановление от 26 февраля 2018 г. № 10-П, о котором ранее писала «АГ», и отметил, что предусмотренное гл. 60 ГК РФ правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения, а значит, и его ст.

1109 не исключают использования института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечения тем самым с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего принципам равенства и справедливости.

Следовательно, указал КС, судам при рассмотрении в конкретном деле вопроса о возможности поворота исполнения судебного решения, отмененного в кассационном или надзорном порядке, о присуждении ежемесячных страховых выплат, предусмотренных Законом о страховании от несчастных случаев (в том числе с учетом их индексации), исходя из их общего предназначения – в системе действующего правового регулирования – с суммами, выплачиваемыми работодателем в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью работника, по правилам, определенным гл. 59 ГК РФ, следует руководствоваться абз. 2 ч. 3 ст. 445 ГПК РФ.

На основании этого Конституционный Суд постановил признать абз. 2 ч. 3 ст.

445 ГПК РФ не противоречащим Конституции, поскольку – по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования – содержащееся в нем положение не может служить основанием для поворота исполнения решений суда о взыскании в пользу гражданина предусмотренных Законом о страховании от несчастных случаев ежемесячных страховых выплат в установленном данным законом размере, в том числе с учетом их индексации, в случае отмены таких судебных решений в кассационном или надзорном порядке, при условии, что отмененное решение не было основано на сообщенных истцом ложных сведениях или представленных им подложных документах. КС РФ также указал на то, что дело Волосникова подлежит пересмотру.

Мнение представителя заявителя и Института права и публичной политики

Представитель Владимира Волосникова, адвокат АК № 22 «Гражданские компенсации» Нижегородской областной коллегии адвокатов Ирина Фаст отметила, что позиция КС совпадает с доводами жалобы, так как ежемесячные страховые выплаты, которые ФСС РФ производит пострадавшим на производстве, являются по своей правовой природе выплатами по возмещению вреда, причиненного здоровью граждан.

«По сути, дается толкование очевидным понятиям. Тот факт, что данный вопрос стал предметом рассмотрения в Конституционном Суде, говорит об уровне нашей судебной системы, о ее ангажированности.

Очевидно для каждого адвоката, что, если бы на стороне ответчика была государственная организация, таких трактовок действующего законодательства в принципе не могло возникнуть», – указала Ирина Фаст.

Она отметила, что вся предшествующая практика по данной статье была разумна и последовательна до возникновения вопроса о споре между государственным учреждением – ФСС РФ и слабой стороной в процессе – людьми, получающими страховые выплаты за трудовые увечья.

«Я полагаю, что Верховный Суд РФ и все судьи на местах четко и недвусмысленно понимали толкование оспариваемой нормы права, что это по правовой природе выплаты в счет возмещения вреда жизни и здоровью. Это не была судебная ошибка, это было политическое решение, направленное на защиту государственного учреждения за счет самых слабых – инвалидов, всю жизнь отработавших на заводах и фабриках. Для принятия такого решения потребовалось вмешательство Верховного Суда РФ, который последовательно отменял определения нижестоящих судов об отказе ФСС РФ в заявлениях о поворотах исполнения решений и сформулировал правовую позицию по данной категории дел: “необходимо принимать во внимание… государственную политику экономии бюджетных средств”, “денежные суммы, выплаченные ФСС РФ по исполнительным листам, не являются по своей правовой природе денежной компенсацией в возмещение вреда”, “удержание (гражданином) денежных средств представляет собой реализацию противоправного интереса, который правовой защите не подлежит”. Данная правовая позиция ВС РФ была в дальнейшем воспроизведена судами общей юрисдикции при рассмотрении дел о поворотах. И примеров такого выгодного “толкования” много», – указала Ирина Фаст.

Она отметила, что в своем обращении в Конституционный Суд просила разрешить вопрос не только в отношении Волосникова, но и в отношении других граждан, пострадавших от аналогичной ситуации. «К сожалению, КС данный вопрос не разрешил. Также КС исключил вопрос о взыскании судебных расходов из предмета рассмотрения.

Мы будем обращаться с ходатайством о разъяснении постановления в этой части, чтобы добиться понимания позиции суда.

По делам других пострадавших, поворот решений в отношении которых еще не исполнен или исполнен частично, мы планируем продолжить работу – возможно, с перспективой доведения их дел до Конституционного Суда РФ», – пояснила адвокат.

Старший юрист ИППП Ольга Подоплелова, составлявшая экспертное заключение amicus curiae для КС, указала, что позиция Суда принципиально важна для практики по многочисленным делам против ФСС и других госорганов.

Она отметила, что юристы, работавшие по таким делам, ждали этого решения очень долго.

При этом она добавила, что у КС была возможность высказаться еще год назад, однако тогда он отказал в принятии жалобы к рассмотрению (Определение КС РФ № 3024-О).

Кроме того, Ольга Подоплелова отметила, что результаты исследования, приведенные юристами Института в заключении amicus curiae, показали, что ВС РФ во многом являлся инициатором неконституционной практики поворотов исполнения решений о присуждении страховых выплат. «Причем со стороны ВС РФ это было абсолютно осознанное искажение буквального смысла ст. 445 ГПК РФ. Оно являлось прямым продолжением произошедших в 2015–2016 гг. изменений в его практике, направленных на уменьшение выплат гражданам, пострадавшим на производстве (сначала о возможности перерасчета выплат на будущее время, а позже – об отмене вступивших в силу судебных решений на основании кассационных определений ВС по другим делам)», – указала юрист.

Ольга Подоплелова напомнила, что в марте 2018 г. Комитет ООН по правам инвалидов осудил ту ситуацию, которую Верховный Суд создал в сфере страховых выплат.

«По мнению Комитета, российское законодательство о назначении таких выплат нуждается в уточнении и совершенствовании, чтобы граждане могли получать финансовую помощь государства в наиболее полном объеме и чтобы размер выплат не зависел ни от ошибок в расчетах, ни от усмотрения ФСС РФ. Очень важно, чтобы эти рекомендации не повисли в воздухе, а были как можно скорее учтены законодателем», – указала она.

Источник: https://www.advgazeta.ru/novosti/ks-podtverdil-nevozmozhnost-povorota-ispolneniya-resheniya-suda-po-regressnomu-isku/

Как получить исполнение решения суда. Общий порядок

Как оформить ежемесячную выплату в счет исполнения решения суда?

Материал подготовлен адвокатом Юлией Князь (mylawyer.by)

Откуда берется “дебиторка” и как с ней бороться? Читайте в статье старшего партнера Юридической группы «Бюро 24», кандидата юридических наук, доцента Алексея Корочкина.

Шаг 1: выставление требования к счету

До предъявления судебного приказа или определения о судебном приказе к исполнению судебному исполнителю его необходимо направить в банк или небанковскую кредитно-финансовую организацию для бесспорного списания денежных средств (ч. 1 ст. 41 Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве», далее — Закон).

Данная процедура является обязательной, за исключением, например, случаев, когда у должника отсутствует расчетный счет в банке или исполнительный документ не связан со взысканием денежных средств, а также в иных случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 41 Закона.

Шаг 2: возбуждение исполнительного производства

Возбуждение исполнительного производства осуществляется на основании заявления.

См. образец заявления о возбуждении исполнительного производства.

Шаг 3: предоставление срока на добровольное исполнение

Обязательным этапом исполнения является предоставление должнику семидневного срока для добровольного исполнения (ч. 1 ст. 46 Закона).

При этом срок исчисляется с момента надлежащего извещения должника о возбуждении исполнительного производства (ч. 2 ст. 46 Закона). Согласно Закону должник считается надлежаще извещенным, если до начала совершения исполнительного действия исполнитель располагает сведениями о получении адресатом направленной ему корреспонденции (ст. 40 Закона).

Сторона и иной участник исполнительного производства также считаются извещенными надлежащим образом, если (ч. 2 ст. 40 Закона):

  1. Адресат отказался от получения корреспонденции и такой отказ документально зафиксирован;
  2. Адресат не явился за получением корреспонденции, адресат не проживает (не находится) по последнему известному месту жительства (месту пребывания) гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, месту нахождения юридического лица, организации, не являющейся юридическим лицом, о чем имеется сообщение (отметка) оператора почтовой связи.

Важно!
Только по истечении указанного времени судебный исполнитель принимает меры по принудительному исполнению. 

На данном этапе необходимо проконтролировать направление судебным исполнителем постановления должнику, чтобы первый приступил к принудительному исполнению. Взыскатель вправе получить данную информацию от самого исполнителя либо ознакомиться с материалами исполнительного производства.

На практике достаточно много примеров, когда судебные исполнители выносили постановления о возбуждении исполнительного производства спустя месяц и более с момента поступления исполнительного документа либо приступали к исполнению без предоставления срока на добровольное исполнение, что может повлечь отмену примененных мер по обеспечению исполнения и предоставить должнику возможность скрыть имущество или повлечь иные неблагоприятные последствия.

Шаг 4: принятие мер по обеспечению исполнения 

Важно помнить, что уже на стадии возбуждения исполнительного производства исполнитель может также принять меры по обеспечению исполнения исполнительного документа. Среди таких мер:

  1. Арест денежных средств (имущества) должника, находящихся на его счетах, во вкладах (депозитах) или на хранении в банках (небанковских кредитно-финансовых организациях);
  2. Запрещение должнику совершать определенные действия, препятствующие исполнению исполнительного документа;
  3. Запрещение должнику пользоваться принадлежащим ему имуществом или установление пределов пользования этим имуществом;
  4. Запрещение иным лицам совершать определенные действия, препятствующие исполнению исполнительного документа, передавать имущество должнику или исполнять другие обязательства в отношении этого должника;
  5. Иные меры (ч. 4 ст. 60 Закона).

Рекомендация
При обращении с заявлением о возбуждении исполнительного производства можно просить исполнителя применить данные меры обеспечения исполнения, не дожидаясь истечения срока для добровольного исполнения.

На практике имеются споры о правильности применения таких мер, поскольку фактически некоторые из них не позволяют осуществить добровольное исполнение и могут приостановить деятельность должника, например, арест денежных средств (имущества) должника, находящихся на его счетах, во вкладах (депозитах) или на хранении в банках.

С другой стороны, для взыскателя применение таких мер на стадии возбуждения исполнительного производства является большей гарантией исполнения, чем по истечении семидневного срока.

См. образец заявления о принятии мер по обеспечению исполнения исполнительного документа

В зависимости от ситуации эффективными могут быть те или иные меры обеспечения исполнения. Одновременно может быть принято несколько мер, а также допускается замена одной меры на другую.

Закон допускает также ограничение выезда должностных лиц должника – юридического лица, например, директора и главного бухгалтера.

На практике суды применяют такую меру чаще всего в случаях, когда применение иных мер не дает результата, поэтому на начальной стадии исполнительного производства суд может отказать в удовлетворении таких требований.

Однако взыскатель вправе обращаться в суд с просьбой применить данную меру неоднократно.

См. образец заявления о временном ограничении права на выезд руководителя должника

Справочно
О практике применения судебными исполнителями мер по ограничению руководителя должника на выезд читайте в статье  старшего партнера юридической группы «Бюро 24», кандидата юридических наукА. Корочкина.

Шаг 5: применение мер по принудительному исполнению

Меры по принудительному исполнению — действия, которые судебный исполнитель вправе применять по отношению к должнику с целью эффективного исполнения. К таковым относятся (ст. 69 Закона):

  • обращение взыскания на наличные денежные средства должника, принадлежащие ему и находящиеся у него и (или) третьих лиц;
  • обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящееся на его счетах, во вкладах (депозитах) или на хранении в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях;
  • обращение взыскания на причитающиеся должнику денежные средства, находящиеся на счетах третьих лиц в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях;
  • обращение взыскания на заработную плату должника – гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, и приравненные к ней доходы;
  • обращение взыскания на имущество должника, в том числе на имущественные права, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации;
  • изъятие у должника имущества, указанного в исполнительном документе, и передача его взыскателю;
  • иные действия, в том числе указанные в исполнительном документе и совершаемые для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Важно!
Судебный исполнитель вправе применять указанные меры только по истечению срока на добровольное исполнение.

Шаг 6: отслеживание действий судебного исполнителя

Для взыскателя важно отслеживать действия судебного исполнителя путем ознакомления с материалами исполнительного производства, своевременно подавать ходатайства о применении мер по обеспечению исполнения и принудительного исполнения.

Взаимодействие взыскателя и судебного исполнителя должно быть слаженным и эффективным. Так, взыскатель может оперативно сообщать исполнителю информацию о наличии у должника имущества, а судебный исполнитель — принимать все необходимые меры по наложению ареста, изъятию и реализации этого имущества.

Однако не следует пренебрегать возможностью подачи жалоб вышестоящему должностному лицу судебного исполнителя, когда необходимые меры им не предприняты или вынесено незаконное постановление.

Как показывает практика, такие жалобы являются достаточным стимулом для эффективной работы судебного исполнителя.

См. образец жалобы на действия (бездействие) судебного исполнителя

Вывод: на стадии исполнительного производства имеется достаточно механизмов для эффективного исполнения решения суда.

При этом взыскателю необходимо предоставлять судебному исполнителю имеющуюся информацию о должнике, разумно пользоваться своими правами, общаться с судебным исполнителем на предмет погашения задолженности, а в случае бездействия судебного исполнителя — обжаловать его действия и постановления.

Источник: https://statuspro.by/statia/kak-poluchit-ispolnenie-resheniya-suda-obshij-poryadok

Юриста совет
Добавить комментарий