Как обязать бывшего хозяина оплатить свой штраф, если был продан автомобиль под запретом?

Владелец автомобиля не ставит его на учет — что делать?

Как обязать бывшего хозяина оплатить свой штраф,  если был продан автомобиль под запретом?

При продаже автомобиля очень важно подписать договор и акт приема передачи для того, чтобы в последующем иметь возможность снять ее с учета в ГИБДД (если новый владелец не зарегистрирует авто на себя), обжаловать штрафы и налог.

Ситуация, когда новый собственник не регистрирует машину на себя, очень распространена и причины могут быть разные — либо у вас купил машину перекупщик, который еще не нашел покупателей, либо у человека проблемы с документами и он пока не может осуществить регистрационные действия, либо новый владелец умышленно не ставит на учет, преследуя какую то свою выгоду.

Также нужно понимать, что если вы машину сдали в салон по системе traid-in — вы остаетесь собственником автомобиля до оформления купли продажи с новым собственником.

Салон выступает всего лишь агентом между вами и покупателем, получая комиссионное вознаграждение.

В таком случае авто может не ставится на учет очень долгое время — пока машина не будет продана в салоне и все это время именно вы будете нести бремя уплаты транспортного налога.

Еще одна из распространенных ошибок и заблуждений — продажа авто по «генеральной доверенности», откуда вообще пошел данный миф — не понятно.

  Выдавая доверенность вы не перестаете быть собственником автомобиля, доверенное лицо получает неограниченные права в отношении вашего автомобиля, в том числе право продажи.

  Захочет — продаст, не захочет — не продаст, а все штрафы будет получать именно собственник транспортного средства.

Главный вывод — обязательно оформляйте надлежащим образом договор купли продажи и акт приема передачи автомобиля, укажите паспортные данные покупателя в договоре.

Что делать, если автомобиль продан, но владелец не поставил его на учет в течение 10 дней?

Согласно п. 8.2 Приказа МВД России от 26.06.2018 N 399 прежний владелец транспортного средства имеет право прекратить его регистрацию в отношении себя, подав заявление в ГИБДД и приложив договор купли-продажи. Регистрация будет прекращена, а номера объявлены в розыск — на первом же посту или при проверке документов номера и документы будут изъяты.

Прекратить регистрацию можно в любом подразделении ГИБДД, госпошлиной данное действие не облагается.

Нужно ли подавать заявление в полицию об угоне или утилизации? Об угоне не  советую, т.к. угона не было и данный факт может быть легко выявлен — новый владелец предъявит договор полиции, а вас привлекут к ответственности.

Что касается утилизации — как вариант — такое заявление подать можно, но собственнику авто для постановки авто на учет нужно будет обращаться в суд, а если прежний владелец не напишет специальное заявление — есть риск что суд в восстановлении регистрации откажет (решение). Кстати, совсем недавно восстановить регистрацию автомобиля после утилизации было вообще невозможно, пока ВС не отменил данную норму в 2014г.

А если договор купли-продажи утерян?

Если договора нет, данных покупателя нет — то и в суд невозможно подать, как тогда поступить? В пункте 8.2 вышеуказанного приказа МВД, а также в п. 60.1 Административного регламента МВД от 07.08.

2013 N 605 прописано такое основание для прекращения регистрации — утрата транспортного средства. То есть не угон, не утилизация, а утрата. По данному основанию как раз и нужно снимать автомобиль, если нет никаких документов о продаже.

  Ниже я прикрепила форму заявления в ГИБДД, в нем нужно отметить нужную причину прекращения регистрации (утрата) и подать в ГИБДД.

Регистрацию прекратят, номера объявят в розыск, а после того, как новый владелец объявится — регистрацию можно будет восстановить (в отличие от утилизации, при которой обратно все вернуть затруднительно).

Что делать, если вы автомобиль сняли с учета, но штрафы и налог все еще приходят?

Штрафы обжаловать в суд, приложив договор (копию) и документы, подтверждающие снятие транспортного средства с учета в ГИБДД, либо можно написать в ГИБДД заявление о том, что автомобиль вам не принадлежит и приложить ДКП. ГИБДД штрафы аннулирует.

Переход права собственности на имущество (машину) подтверждает исключительно договор, а не регистрация в ГИБДД. Если вы автомобиль сняли с учета, а новый собственник так и не поставил — штрафы будут приходить вам (ст. 2.6.1 КоАП). Тоже самое указано в разъяснениях  МВД.

Практика ВС по отмене штрафов здесь.

Что касается налога — здесь ситуация сложнее, т.к. транспортный налог уплачивает лицо, на которое зарегистрировано авто (ст. 357 НК РФ) — то есть закон не связывает налоговое бремя по уплате налога с правом собственности. В п.

5  Правил регистрации автомототранспортных средств №1001 указано, что прежний собственник ОБЯЗАН снять авто с учета при смене собственника. Если собственник не снял автомобиль с учета — то и все связанные с этим риски несет он (так мотивируют суды свое решение).

  Судебная практика по оспариванию транспортного налога — отрицательная, налог проще в порядке регресса взыскать с нового собственника.

заявление в ГИБДД— форма заявления для регистрационных действий

Источник: https://urist-rostov.com/vladelec-avtomobilya-ne-stavit/

Наложили ограничения на авто на предыдущего собственника

Как обязать бывшего хозяина оплатить свой штраф,  если был продан автомобиль под запретом?

  • 1 Арест автомобиля после покупки и иные проблемы у нового собственника
  • 2 Автокод — официальный сайт. Проверка авто по ГОСНОМЕРУ или ВИН коду
  • 3 Как снять ограничения на регистрационные действия с автомобилем?
  • 4 Пристав наложил ограничения из-за долгов предыдущего владельца. Что делать?
  • 5 Смотрите, какая тема — Приставы наложили запрет регистрации машины из-за прошлого владельца – как снять?
  • 6 Приставы наложили запрет регистрации из-за прошлого владельца

В предыдущих статьях я уже касалась темы залога автомобиля, исключения записи из реестра залогов, ареста или наложения ограничений на регистрационные действия. Но, тем не менее, некоторые вопросы я упустила — а они есть и встречаются довольно часто, судя по обращениям ко мне за помощью доверителей. 

Поэтому хочу разные ситуации разобрать по очереди. Итак,

Залог возник ДО покупки автомобиля, но записи в реестре не было

Здесь вкратце повторю то, о чем уже писала ранее: определяющее значение для суда имеет наличие записи в реестре залогов на момент покупки автомобиля.

Если записи на момент подписания ДОГОВОРА купли продажи в реестре нотариусов не было — то у нового собственника есть все шансы оспорить арест авто, либо признать залог прекращенным и\или исключить запись из реестра (если запись после заключения сделки в реестре все же появилась).

В такой ситуации даже не имеет значения какой ПТС на руках — дубликат или первый экземпляр, делалась ли на момент сделки выписка у нотариуса из реестра залогов.

Подавать иск о прекращении залога не нужно, так как он прекращается в силу закона. Необходимо в суде оспаривать последствия, которые возникли из — за действий залогодержателя и которые ограничивают ваше право собственника.

Арест автомобиля уже был ДО его покупки

В таком случае шанс снять арест авто стремится к нулю.

Все же есть единичные случаи положительной судебной практики, перспектива в целом зависит от обстоятельств дела, при каких условиях совершалась сделка, какие последствия породила — четких рекомендация дать невозможно.

И конечно нужно понимать, что арест может быть наложен приставами сегодня, а в базе ГИБДД появиться лишь спустя 2 дня. В любом случае всегда перед покупкой нужно проверить арест на автомобиль и прочие ограничения на сайте ГИБДД.

Ограничение на автомобиль было наложено ДО его покупки

Ограничение — это не арест, его присутствие в базе ГИБДД не лишает собственника права распоряжаться своим имуществом. Следовательно, снять ограничение на регистрационные действия можно через суд\ФССП новому владельцу (практика разная, но шанс есть).

Арест наложен после его покупки, но ДО постановки автомобиля на учет

И такая ситуация — довольно распространенная, когда новый собственник не ставит машину на учет на свое имя по разным причинам, предыдущий собственник — чей то должник (как правило банка). Банк-взыскатель подает в суд, его выигрывает, ФССП накладывает ограничения на регистрационные действия (и возможно арест) на автомобиль в рамках исполнительного производства.

И что получается? Новый владелец уже хочет, но не может поставить машину на учет. Старый владелец и рад бы помочь — но так же не может снять автомобиль с учета. Какой выход? Платить долг за предыдущего хозяина? Как вариант — да, если он небольшой. Другой вариант — обращаться в суд, снимать арест\ограничения, ставить на учет.

У данной ситуации есть еще одна сторона — когда новый собственник УМЫШЛЕННО не ставит машину на учет, предыдущий владелец постоянно получает штраф и налог — а сделать ничего не может. Почему? Потому что на машине ограничения (которые могли возникнуть спустя довольно приличное время после продажи) — снять ее с учета\прекратить регистрацию попросту невозможно.

И если штрафы еще можно обжаловать до посинения, то налог все равно будет платить тот, на чье имя зарегистрирован автомобиль.

И что же делать? Мое мнение — бывшему владельцу необходимо обращаться в суд с иском о снятии автомобиля с учета, так как автомобиль уже выбыл из его собственности.

Но конечно же, к иску необходимо будет приложить копию договора купли продажи.

Арест наложен после покупки автомобиля и после его постановки на учет

Эта ситуация, пожалуй, из самых простых — снять арест\ограничения не составит труда — и не всегда нужно обращаться в суд, в ряде случаев это можно решить и через пристава.

Арест автомобиля наложен приставами длительное время —  банк его себе не забирает,  приставы не продают, что мне делать?

Да, есть случаи, когда автомобиль в аресте по 5-7 лет. И вроде бы он ваш, но и не ваш — продать его нельзя.  Это похоже на какую то вечную кабалу. В данном случае помогут:

  • нормы об исковой давности, а именно право взыскателя обратить взыскание на предмет залога в течение 3 лет с даты начала течения срока давности по основному требованию. К примеру, если банк длительное время не обращается в суд с иском об обращении взыскания на заложенный автомобиль. Для этого есть разные причины — автомобиль побывал в аварии, упала его стоимость на рынке, банк попросту про должника забыл и так далее.
  • нормы ФЗ Об исполнительном производстве, а именно — срок предъявления исполнительного листа к исполнению составляет 3 года. Нужно этот срок четко отслеживать, особенно при повторном направлении листа в службу судебных приставов. Почему? Потому что пристав этот срок может не посчитать или неправильно посчитать. Таким образом, автомобиль может быть в аресте, а срок предъявления листа уже давно прошел. Кстати, в таких процедурах важно еще отслеживать момент замены взыскателя (к примеру, с банка на коллектора) — однажды мне удалось в целом прекратить все исполнительное производство, снять арест с автомобиля, затянув процедуру замены взыскателя. Очень важно приходить в суды и не пускать все на самотек!
  • аналогично первому примеру может быть арест\ограничение на автомобиль НЕ находящийся в залоге, просто пристав «забыл» его снять, или не снимает, но и не продает с торгов. Если у взыскателя нет интереса к имуществу должника — по этому основанию нужно обращаться в суд и снимать арест\ограничения.

Конечно, это не все ситуации, которые могут возникнуть у нового владельца автомобиля после его покупки. Проблемы\обременения могут появиться даже спустя много лет после заключения договора купли — продажи и по долгам даже не того продавца, у которого автомобиль был приобретен, а какого — нибудь через 3 колена.

Источник: https://urist-rostov.com/arest-avtomobilya-posle-pokupki/

Автокод — официальный сайт. Проверка авто по ГОСНОМЕРУ или ВИН коду

Запрет на регистрационные действия заключается в лишении хозяина возможности реализовывать свои права на имущество, а также эксплуатировать его.

Инициатором запрета всегда выступают судебные приставы.

А ограничение является мерой, побуждающей владельца автомобиля устранить нарушение, за которое был наложен запрет, или выполнить взятые на себя обязательства.

Как снять запрет на регистрационные действия

Ежегодно в РФ выносится несколько миллионов постановлений об аресте, запрете и ограничениях в отношении автомобилей. Оказаться в такой ситуации может любой владелец транспорта. В отдельной статье мы писали о том, что значит арест машины и чем может грозить покупка арестованного авто. Сегодня поговорим о прочих карательных санкциях.

Какие запреты и ограничения могут применяться в отношении транспортных средств

Это может быть:

  • запрет или ограничения регистрационных действий;
  • запрет на прохождение техосмотра:

Такая карательная мера часто применялась несколько лет назад, ведь проходить ТО автовладельцам приходится гораздо чаще, чем регистрировать машину, а значит, заставить должника уплатить по счетам можно было гораздо быстрее.

Источник: https://advokat144.com/nalozhili-ogranicheniya-na-avto-na-predyduschego-sobstvennika/

Арест автомобиля после покупки и иные проблемы у нового собственника

Как обязать бывшего хозяина оплатить свой штраф,  если был продан автомобиль под запретом?

В предыдущих статьях я уже касалась темы залога автомобиля, исключения записи из реестра залогов, ареста или наложения ограничений на регистрационные действия. Но, тем не менее, некоторые вопросы я упустила — а они есть и встречаются довольно часто, судя по обращениям ко мне за помощью доверителей. 

Поэтому хочу разные ситуации разобрать по очереди. Итак,

Что делать, если покупатель не переоформил автомобиль на себя?

Как обязать бывшего хозяина оплатить свой штраф,  если был продан автомобиль под запретом?

Avtoexpert.pro > Новости > Что делать, если покупатель не переоформил автомобиль на себя?

Существующие на сегодняшний день правила приобретения автомобиля не требуют немедленного переоформления его на нового собственника или снятия с учета предыдущим хозяином, как это было ранее. Наряду с целым списком положительных сторон данных изменений здесь существуют и свои подводные камни.

Так, отсутствие необходимости иметь доверенность от старого хозяина позволяет покупателям довольно длительное время передвигаться на приобретенных автомобилях, не переоформляя их в собственность. При этом все штрафы с камер видеофиксации нарушений, количество которых увеличивается в геометрической прогрессии, приходят старому владельцу.

Что делать, чтобы не пришлось отвечать рублем за чужие проступки?

В каких случаях можно прекратить регистрацию автомобиля

Пожалуй, первым, что нужно сделать в случае получения уведомления о штрафе за нарушения ПДД на уже проданном автомобиле, это связаться с покупателем. Адекватные и добропорядочные люди, как правило, без лишних вопросов оплачивают подобные штрафы.

Для оплаты новому владельцу следует предоставить номер протокола и реквизиты платежа.

Если с момента купли/продажи автомобиля прошло более десяти дней, отведенных законом на его переоформление, рекомендуется напомнить покупателю о возможности прекращения учета автомобиля старым владельцем, а также о немалой сумме штрафа за движение на автомобиле, не зарегистрированном в надлежащем порядке.

В случае, если контакта с новым владельцем нет, срок, отведенный законом на переоформление автомобиля истек, а штрафы продолжают приходить, старый владелец имеет полное право обратиться в отдел ГИБДД для прекращения регистрации проданного транспортного средства. Впрочем, прекратить регистрацию можно и не дожидаясь прихода штрафов и налогов на авто. Для этого просто необходимо выждать десять дней и лично посетить отдел ГИБДД.

Стоит заметить, что прекратить регистрацию автомобиля можно при любой форме оформления сделки, даже при продаже по генеральной доверенности или и вовсе без какого-либо оформления.

Наличие на руках документов на автомобиль также не играет особой роли. Однако при отсутствии договора купли-продажи форма прекращения регистрации будет немного другой (утилизация).

Ни в том, ни в другом случае предоставлять транспортное средство на смотровую площадку дорожной полиции для осмотра нет необходимости.

Процесс прекращения регистрации

Процесс прекращения регистрации автомобиля не представляет собой особой сложности. В ГИБДД лучше идти в будни, в рабочее время. С собой необходимо иметь следующие документы:

  1. Собственный паспорт или аналогичный документ, с помощью которого можно установить личность заявителя
  2. В случаях, когда прекращением регистрации занимается не собственник транспортного средства, потребуется документ, подтверждающий полномочия заявителя
  3. Документы на автомобиль. Данный пункт не является обязательным. Прекратить регистрацию можно и тогда, когда документы на автомобиль находятся у покупателя или являются утерянными
  4. ГРЗ (если есть)

В отделе дорожной полиции необходимо написать заявление с просьбой о прекращении регистрации транспортного средства в связи с его продажей и отсутствием переоформления в законные сроки новым владельцем.

Помимо этого, необходимо будет предоставить договор купли-продажи на проблемный автомобиль или другой документ, подтверждающий продажу.

При отсутствии подобного документа собственнику предоставляется возможность снять автомобиль с учета в связи с полной его негодностью и утилизацией.

Документы подаются в регистрационное подразделение ГИБДД, проверяются инспектором и принимаются. После этого автомобиль перестает числиться на старом собственнике, а номера и свидетельство о регистрации объявляются в розыск.

Штрафы и налоги на данную машину перестают приходить старому владельцу, однако те, которые уже имели место на момент проведения процедуры прекращения регистрации, необходимо оплатить. Оспорить их можно, однако это действие отнимет много времени и сил, а результат никто не сможет гарантировать.

Исходя из этого, оспаривать имеет смысл только действительно очень крупные штрафы.

Что происходит после прекращения регистрации

Как было сказано выше, после того, как документы приняты у старого собственника, ГРЗ и СТС объявляются в розыск. Здесь важно понимать, что разыскивается не сам автомобиль. Он в любом случае остается в собственности покупателя. Поэтому использование данной схемы с целью мошеннического возврата уже проданного автомобиля невозможно.

При остановке спорного автомобиля сотрудниками ГИБДД и проверке его по базе данных полицейские устанавливают факт прекращения регистрации, после чего с автомобиля снимаются государственные номера, а у владельца изымается аннулированное к этому моменту свидетельство о регистрации.

Дальнейшее движение на данном автомобиле покупатель может осуществлять не более чем в течение одних суток. Это время дается для того, чтобы обеспечить незадачливому покупателю возможность перегнать транспортное средство к месту стоянки.

Все, по истечению суток эксплуатация подобного автомобиля становится невозможной. Впрочем, данная мера не ограничивает возможности покупателя в области продажи проблемного транспортного средства целиком на запчасти или после его разборки.

Однако транспортировать автомобиль придется на эвакуаторе.

Восстановить аннулированную регистрацию и все же переоформить автомобиль на нового владельца возможно через суд. Однако, даже при наличии грамотного автоюриста и должной доли упорства, положительным результатом дело заканчивается далеко не всегда. В большинстве случаев просрочившие регистрацию покупатели предпочитают продать ТС на запчасти и приобрести новое.

10 – : 5,00 Загрузка…

Источник: http://www.avtoexpert.pro/chto-delat-esli-pokupatel-ne-pereoformil-avtomobil-na-sebya

Доверил по доверенности. «Продал автомобиль, через пять лет получил иски за чужое ДТП, требуют более 400 миллионов рублей»

Как обязать бывшего хозяина оплатить свой штраф,  если был продан автомобиль под запретом?

В весьма неприятную историю попал минчанин Александр Пинязик. Он продал по генеральной доверенности старенький Ford Sierra. Покупатель уверял, мол, переоформит машину на себя. Но через пять лет оказалось, что де-юре Александр по-прежнему является собственником автомобиля.

И только потому, что он считается владельцем источника повышенной опасности, теперь должен оплатить ущерб, нанесенный в результате чужого ДТП. «Общая сумма по трем предъявленным искам составляет более 400 миллионов рублей! Я получил жизненный нокаут: из-за обыкновенной формальности теперь должен огромную сумму.

Уже наложены аресты на мой дом в деревне и автомобиль. Что делать?» — в отчаянии спрашивает мужчина.

— В 2007 году я решил продать Ford Sierra, который нуждался в ремонте и был не на ходу, — рассказывает Александр Анатольевич. — Покупатель предложил оформить генеральную доверенность, пообещав потом поставить автомобиль на учет на свое имя. В общем, я поверил. Через некоторое время мы созвонились и он заверил меня, что машину перерегистрировал. На этом я и успокоился.

Надо сказать, что в то время еще не было камер скорости и сделки по «продаже автомобилей по доверенности» (намеренно берем фразу в кавычки, поскольку такой процедуры по закону не существует) были довольно распространены.

Однако при этом формальные владельцы транспортного средства, которым они реально уже не обладали, не учитывали важную особенность законодательства. Иначе они бы все же потратили день-другой для оформления купли-продажи.

Последствия незнания законов редко афишируются, но получаются не менее показательными. История Александра Пинязика — одна из таких. В 2012 году минчанин совершенно случайно узнал, что Ford Sierra по-прежнему зарегистрирован на его имя: «Меня остановил сотрудник ГАИ. Стал что-то проверять по базам и сообщил, что автомобиль до сих пор зарегистрирован на мое имя. Я уже совсем забыл о нем!»

Мужчина забеспокоился и стал узнавать, где «его» машина. Впоследствии выяснилось, что она находится у молодого жителя Климовичей. «Причем автомобиль он тоже купил.

Но только не у мужчины-покупателя, а у неких его родственников. Молодой человек передал деньги, а взамен получил расписку от руки. Я пошел в милицию, хотел найти контакты.

Далее планировал все-таки переоформить машину по закону», — подчеркивает минчанин.

Но эти действия уже были запоздалыми. Через несколько недель Александра Пинязика вызвали в суд Климовичского района. Иск? Компенсация? За что? Сначала мужчина решил, что это недоразумение. Однако чем больше он погружался в ситуацию, тем больше понимал — все очень и очень серьезно.

— Оказалось, что новый владелец автомобиля, тот самый молодой человек из Климовичей, ездил на машине без техосмотра и даже обязательной страховки, — продолжает Александр Анатольевич. — Одним осенним днем 2010 года он совершил наезд на пешехода, что стало отправной точкой судебного процесса.

Авария случилась 23 ноября 2010 года на ул. 50 лет СССР в Климовичах. Молодой водитель Ford Sierra сбил женщину. У той были диагностированы переломы обеих костей голени.

Впоследствии эти травмы признали тяжкими. А медицинская комиссия назначила потерпевшей вторую группу инвалидности.

Возбудили уголовное дело по части 2 статьи 317 «Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств».

Не будем вдаваться в нюансы расследования аварии. То, что дело дошло до суда, говорит само за себя. Отметим также, что водитель во время заседания вину не признал. Однако его приговорили к исправительным работам и лишению водительских прав.

Про компенсацию нужно рассказать отдельно. Во время заседания Климовичского районного суда представители истицы попросили взыскать средства за поврежденное пальто (2,6 млн рублей), транспортные расходы потерпевшей к месту лечения и обратно (6,1 млн), лекарства (5,4 млн), юридическую помощь (85 млн), а также в счет возмещения вреда здоровью (241 млн).

При чем тут бывший владелец Ford, спросите вы. Дело в том, что юридически на момент аварии именно он являлся собственником автомобиля.

А по статье 948 Гражданского кодекса граждане, «деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (в том числе использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности либо на ином законном основании».

Только не нужно думать, что это некая уловка! Напротив, во время подобных заседаний всегда выясняется, кому по документам принадлежит автомобиль. Даже если уголовное дело возбуждено не было, у потерпевшего всегда есть возможность подать гражданский иск, апеллируя к этой норме.

Оба ответчика иск не признали. Водитель, в частности, объяснил, что не считает себя виновным в ДТП. А Александр Пинязик — что в реальности не являлся владельцем источника повышенной опасности (того самого злополучного Ford Sierra).

Однако суд постановил взыскать с водителя 91,7 млн рублей (сюда вошли стоимость поврежденного имущества потерпевшей, лекарств, расходы по оказанию юридической помощи и оплата проезда), а также госпошлину и расходы по оплате услуг представителя в суде. Для сравнения: Александру Пинязику, кроме оплаты госпошлины и услуг представителя, нужно выплатить 241 млн рублей за вред, причиненный здоровью потерпевшей.

Другой иск поступил от Белорусского бюро по транспортному страхованию. Эта организация после ДТП выплатила потерпевшей компенсацию (в 109 млн рублей) и выставила регрессный иск, что является стандартной процедурой в таких случаях (ведь машина не была застрахована по «автогражданке»). Выплата данной суммы также ложится на плечи собственника автомобиля.

По словам Александра Пинязика, был еще третий иск, по которому предстоит выплатить около 40 млн рублей. То есть в итоге мужчина должен более 400 млн.

— Очень интересно получается: водитель признан виновником ДТП, реально машина принадлежит ему, а выплачивать бóльшую часть компенсации женщине, которую я никогда не видел (в суде ее интересы представляли дочь и адвокат), должен я! — возмущается экс-владелец Ford.

— И расскажите, в чем я виновен? Что продал машину, не оформив документы? Но меня нагло обманули! Это был не автомобиль, а корыто, не на ходу. Чтобы снять его с учета, потребовалось бы везти в ГАИ, нанимать эвакуатор.

А покупатель умолял обойтись без этого, обещал все оформить самостоятельно.

По сути, дело в простой формальности. Смысл введения нормы об ответственности владельца транспортного средства в Гражданский кодекс очевиден: раз доверяешь кому-то потенциально опасный объект, то постарайся контролировать обращение с ним.

Это своеобразное перекладывание ответственности, не лишенное смысла в условиях, когда автомобиль стал массовым явлением. Другой вопрос, что этот механизм не работает эффективно.

Часто за рулем машин оказываются люди случайные, а отвечает за их действия мало причастный (или совсем не причастный) к произошедшему человек.

— Не представляю, как смогу выплатить хотя бы часть долга! — минчанин объясняет, что числится в одном из банковских отделений обычным рабочим. — Моя ежемесячная зарплата — всего 5 млн рублей, у жены и того меньше — 4 млн.

К Александру Пинязику уже приходили судебные исполнители, наложен арест на дом и земельный участок в Стародорожском районе, которые достались ему по наследству от родителей, а также на автомобиль Renault Megane (2008 г. в.).

— Говорят, могут высчитывать 70% зарплаты, — рассказывает мужчина. — Так сколько у меня тогда останется? Миллион, два? А мне еще семью содержать, дочь с мужем живут с нами, у них недавно родился второй ребенок. Нужно помогать внукам! Мне 54 года, работать по ночам не могу, здоровье уже не позволяет.

Минчанин все же не сдается, пытается обжаловать решение суда, пишет апелляции, доказывает, что отношения к произошедшему не имеет. Однако по документам владельцем автомобиля является он, и ничего здесь не попишешь! Все его аргументы наталкиваются на этот железобетонный факт.

В статье 948 Гражданского кодекса есть оговорка: если источник повышенной опасности выбыл из обладания в результате противоправных действий других лиц, то владелец не отвечает за вред. Речь об угоне или краже (это разные понятия) автомобиля. Однако в данном случае говорить об этом неуместно, считают юристы: «Ведь изначально транспортное средство было передано добровольно».

Впрочем, у Александра Пинязика есть шанс отбиться от иска. Существует постановление пленума Верховного суда (от 01.10.2008 г.

) №7 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств», в котором сказано: «Судам надлежит принимать меры к разрешению гражданских исков, имея при этом в виду, что в качестве гражданских ответчиков должны привлекаться владельцы транспортных средств, поскольку в соответствии с законодательством обязанность по возмещению вреда, в том числе и морального, причиненного источником повышенной опасности, возлагается на владельца этого источника, то есть на организацию или гражданина, осуществляющих эксплуатацию источника повышенной опасности как в силу права собственности или оперативного управления, так и по другим основаниям (по доверенности, договору аренды и т. п.) (ст. 948 ГК)».

…Это не единичный случай, когда основную финансовую нагрузку иска несут владельцы автомобилей, потерявшие машину из виду. Нежелание погрузиться в бюрократический процесс спустя время оборачивается большими проблемами.

Источник: https://auto.onliner.by/2016/01/20/sud-287

Своя чужая машина. Как найти нового хозяина и заставить переоформить автомобиль?

Как обязать бывшего хозяина оплатить свой штраф,  если был продан автомобиль под запретом?

На фоне всплеска дел о чужих штрафах за скорость и регрессных исках за ДТП, в редакцию Onliner.by с необычной просьбой обратились сразу несколько читателей. Они попросили: «Дайте алгоритм, как найти нынешнего владельца машины, оформленной на меня».

Проблема в том, что некоей последовательности нет и быть не может, поскольку по закону факт продажи не состоялся, хотя автомобилем реально владеет другой человек. Это нетипичная, но, как ни парадоксально, характерная для Беларуси проблема. Мы все же решили помочь нашему читателю Антону, попавшему в сложную ситуацию.

 На его опыте рассмотрим возможные пути решения: через ГАИ, страховую компанию, суд или…

Предыстория. Друг оказался вдруг…

Эта запутанная история началась уже давно. В результате сложной цепочки Антон, который живет в Лиде, лишился двух автомобилей. Сначала его друг уговорил произвести обмен Audi A6, который оказался невыгодным. А потом приятель попросил попользоваться микроавтобусом Ford Transit. Антон передал ему ключи, документы, машину, даже не подумав взять расписку или залог, — друг как-никак.

— Это было еще одной ошибкой — довериться теперь уже бывшему другу, — вздыхает Антон. — Спустя пару месяцев через знакомых я узнал, что этот автомобиль он продал. Разумеется, сразу предъявил ему претензии: как ты оформил сделку без моего участия? Он ответил, мол, нужны были деньги, а ты не снимал с учета.

По словам пользователя форума, он уже получил два «письма счастья» за чужие штрафы. Но даже не это пугает его. В последнее время было обнародовано сразу несколько показательных историй, когда формального владельца автомобиля привлекают по регрессному иску за ДТП. Одна такая ситуация возникла после аварии на ул.

Есенина, где погибли два человека. Напомним, пьяный водитель BMW выехал на остановку, сбив мужчину и женщину. Оказалось, что машиной он управлял по доверенности. Теперь собственнику автомобиля как владельцу источника повышенной опасности будет, вероятнее всего, предъявлен иск, а это более 200 миллионов рублей.

Вариант №1. В милицию!

Первая мысль Антона — обратиться в милицию. «Можно сказать, друг подставил, без моего ведома продав автомобиль, — рассуждает владелец Ford.

— Однако в отделении мне объяснили, что документы, ключи и машину я передал добровольно, а значит, ни о каком неправомерном завладении речи быть не может. Если же я напишу заявление об угоне, то это может быть квалифицировано как ложный донос.

А раз преступление не совершено, то поисками автомобиля правоохранительные органы заниматься не будут».

Вариант №2. Через ГАИ

Следующий шаг — пойти в регистрирующий орган, то есть в Госавтоинспекцию. Для начала мы обратились в ГАИ Гродненской области (по месту жительства пользователя форума).

В пресс-службе напомнили: «Чтобы доказать свою невиновность, владелец транспортного средства должен предоставить доказательства, что не он находился за рулем. То есть выяснять, кто ехал, ГАИ не будет.

Нужно предоставить данные водителя, и он, разумеется, сам должен подтвердить, что управлял автомобилем». Инспекторы также рассказали, что пока за Антоном числится два штрафа за превышение скорости.

Однако как предоставить данные, если владелец Ford даже не подозревает, у кого сейчас находится машина? Соответственно, и привести в ГАИ этого человека он не может. А тот продолжает ездить и безнаказанно превышать.

Инспекторы предложили написать заявление и указать, мол, в момент нарушения находился в другом месте, имею железные доказательства. Но опять-таки без особого шанса на положительный итог. Ведь «переписать» штраф на кого-то все-таки нужно, его не оставишь подвешенным в воздухе.

А реального нарушителя нет, значит, платить будет владелец, как предусмотрено в законодательстве.

Тогда пойдем по другому пути. Нарушения были зафиксированы в Гомельской области. Логично предположить, что новый владелец оттуда.

Может, обратиться в ГАИ этого региона, объяснить ситуацию и попросить связать с человеком, который ездит на автомобиле? Не исключено, что на этой машине он нарушал и другие пункты ПДД, а значит, сведения о нем есть в базе. Снова звоним. На этот раз в местную пресс-службу.

Там дарят надежду: «С одной стороны, информация о правонарушениях конфиденциальная. Но с другой — ущемляются права формального владельца автомобиля. Пусть он пишет заявление, оно будет рассмотрено».

Вариант №3. С помощью «автогражданки»

Окей, разбираем еще один вариант. Каждый автомобиль должен быть застрахован по «автогражданке». Срок договора на Ford Transit как раз истек в декабре прошлого года.

Рано или поздно новый владелец (если захочет ездить) должен будет продлить договор, оставив свои данные. Компаний, которые их заключают, не так много. Что если обратиться туда? Антон так и сделал.

В страховой организации пообещали поставить в известность, если к ним обратятся.

Но, увы, это совсем не гарантия. Специалисты, к которым мы обратились за разъяснениями, нас разочаровали: «Да, при заключении договора помимо паспорта нужно предъявить документ на право владения автомобилем. Но по факту страховые агенты могут закрыть на это глаза и скопировать данные со старого договора, то есть, скорее всего, новый владелец просто не оставит своих сведений».

Вариант №4. По «письму счастья»

А что если обратиться в компанию «Безопасные дороги Беларуси», которая фиксирует превышение скорости? Мы позвонили туда, но нас снова расстроили: «Наша компания не выносит постановления об административном правонарушении. Всеми данными владеет ГАИ. Однако даже у инспекторов будет информация лишь о том, на кого зарегистрирован автомобиль. Наша система не может распознавать водителя и устанавливать его личность по изображению».

Вариант №5. Через СМИ

Остался народный способ, он же, возможно, самый действенный. На Onliner.by мы разместили заметку-призыв: кто видел данный автомобиль, слышал, знает? Но пока что никто не обратился, рассказал владелец Ford.

Хотя ранее после нескольких аналогичных объявлений нам удавалось найти новых хозяев машин. Обычно все заканчивалось мирным путем. «Мне тоже хотелось бы все разрешить в досудебном порядке.

Думаю, мы сможем договориться с новым владельцем», — убежден Антон.

Вариант №6. Идти в суд

Это крайняя мера, и Антон ею уже воспользовался. Адвокаты его заверили, что есть возможность даже вернуть автомобиль или обязать друга выплатить деньги. «Последний не отрицает, что перепродал машину, хотя я ему доверил ее на время», — сообщил читатель. По информации на вчерашний день, заявление у него приняли, в ближайшее время будет назначена дата заседания.

Напомним, в подобных случаях суд может признать сделку купли-продажи законной. Однако придется доказать, что автомобиль был продан добросовестным образом, предъявив расписку или призвав свидетелей.

* * *

Как выясняется, ни один из вариантов не предполагает стопроцентного положительного решения, зато все требуют активных действий. Но этого можно было бы избежать, если бы сделка была оформлена правильно.

Порядок отчуждения транспортных средств прописан в указе №504 от 15 октября 2007 года. Самое простое — оформить договор купли-продажи в трех копиях и зарегистрировать его в Госавтоинспекции.

Разумеется, Антон так бы и сделал, но тогда еще доверие к другу было высоко и он не ожидал, что с ним так поступят. Мы продолжим следить за этой ситуацией.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by

Источник: https://auto.onliner.by/2010/01/23/poisk

Юриста совет
Добавить комментарий