Как избежать штрафа при подаче налоговой декларации?

Забыли подать декларацию: как минимизировать штраф?

Как избежать штрафа при подаче налоговой декларации?

Если по результатам незадекларированного периода пропущенная декларация без налога («убыточная» и ее неподача не привела к недоплатам по налогу), то можно с представлением пропущенной декларации и повременить. Тем самым вы сможете на как можно позже отложить санкцию по п. 120.1 НКУ.

Если по результатам незадекларированного периода в пропущенной декларации выплывает налог к уплате, то в зависимости от развития ситуации вам грозит как минимум один из двух «больших» штрафов. Это уже не говоря о штрафе согласно п. 120.1 НКУ за несвоевременное предоставление пропущенной декларации.

Ситуация 1. Если налоговики успеют сами выявить такую ошибку (!) до того, как вы решитесь исправиться и подать с опозданием пропущенную декларацию, и сделают доначисление по акту, то наверняка вам не избежать штрафа согласно п. 123.1 НКУ (см. рис. 1).

Напомним, для этого контролеры, конечно же, должны действовать в соответствии с полномочиями, которыми их наделил п. 54.3 НКУ. В данном случае может сработать как п.п. 54.3.

1 НКУ — плательщик просрочил или не подал налоговую декларацию, а контролеры выявили факты осуществления им налогооблагаемой деятельности, либо же п.п. 54.3.

2 НКУ — проверка (кроме электронной!) выявила занижение задекларированных плательщиком налоговых обязательств.

Штраф — 25 % от сумм осуществленных контролерами доначислений налогового обязательства (уменьшений бюджетного возмещения НДС) за первое нарушение и 50 % — за повторное, совершенное в течение 1095 дней, однотипное нарушение.

То есть по налоговому уведомлению-решению вас попросят заплатить и доначисленные НО, и штраф (в течение 10 календарных дней, наступающих за днем получения НУР).

Однако зачем ждать это наказание? Подать «забытые» декларации и уплатить согласованные в них налоговые обязательства вы можете и сами «до вмешательства налоговиков». Тогда указанный выше штраф вам однозначно не грозит. Но на смену ему вас ожидает другой, не менее увесистый штраф.

Ситуация 2. Если решитесь подать пропущенные декларации, то, помимо неизбежного «за неподачу» штрафа в 170 грн., налоговики вам наверняка «начислят» еще и штраф по ст. 126 НКУ за несвоевременную уплату налога (см. рис. 2).

Напомним, предельный срок уплаты согласованных налоговых обязательств — в течение 10 календарных дней, наступающих за последним днем предельного срока подачи соответствующей декларации (п. 57.1 НКУ).

Размер санкции (штрафа) рассчитывается в зависимости от длительности просрочки уплаты/перечисления налога.

Если успеете уложиться с просроченной уплатой согласованной суммы налога в срок 30 календарных дней включительно, следующих за последним днем предельного срока уплаты, то отделаетесь штрафом в размере 10 % погашенной суммы налогового долга, если не успели — то размер штрафа составит 20 % погашенной суммы.

Однако и от этого довольно серьезного штрафа по ст. 126 НКУ за несвоевременную уплату налога можно преспокойно увильнуть.

Подаем пропущенную декларацию — меняем большой штраф на 3 % самоштраф. Но для этого (!) «забытый» период нужно задекларировать по-особенному.

Как? Ничего сложного, единственное — с подачей пропущенных деклараций придется повозиться дважды:

1) сначала подать пропущенную декларацию с нулевым объектом налогообложения,

2) после этого через процедуру самоисправления уже правильно задекларировать пропущенный период.

Поверьте, результат того стоит!

Смотрите сами: подав декларацию и согласовав в ней «нулевые» налоговые обязательства, получается, что платить в бюджет по такой декларации в предельные сроки вы ничего не должны. А раз нет налога к уплате, то в соответственно не будет и наказания — штрафа по ст. 126 НКУ за несвоевременную уплату налога.

Далее вам остается только уточнить такую декларацию в порядке, прописанном в п. 51.1 НКУ.

И лучше исправление провести через УР/УД к поданной с опозданием декларации: это позволит вам успеть исправить вашу ошибку с занижением налоговых обязательств до проверки, а также, возможно, и до истечения 90 календарных дней после предельного срока уплаты «заниженных» НО, чтобы не попасть еще и на пеню.

При этом из суммы доначисленных в УР/УД налоговых обязательств уплатить вам придется только 3 % самоштраф (см. рис. 3).

К тому же этот маневр поможет вам оттянуть уплату НО за пропущенный период — до дня подачи УР/УД (напомним, подавая УР/УД — доначисленные в нем налоговые обязательства и штраф должны быть уплачены перед его подачей).

Источник: https://i.factor.ua/journals/nibu/2018/april/issue-28/article-35436.html

Почему ваши доходы могут заинтересовать ФНС

Как избежать штрафа при подаче налоговой декларации?

Россияне должны подать декларации о доходах за 2018 г. до 30 апреля. Делать это обязаны не все. Налоговая служба просит не беспокоиться тех, с чьих доходов налог был правильно рассчитан (это делают налоговые агенты, выплачивающие доход) и полностью уплачен.

Кроме госчиновников и депутатов заполнять и подавать декларацию для уплаты налога должны частнопрактикующие нотариусы и адвокаты, индивидуальные предприниматели, выбравшие общую систему налогообложения (13% налога с разницы между доходами от деятельности и понесенными в связи с ней расходами), люди, которые продали любое имущество без уплаты налога или сдавали его в аренду, выиграли в лотерею или в азартные игры, получили дорогие подарки.

Сделать это необходимо также налоговым резидентам России (были на территории страны не менее 183 дней за год), получившим доходы за рубежом. К доходам, которые нужно задекларировать, относится стоимость безвозмездно полученного имущества – например, по договору дарения от лица, не являющегося близким родственником.

При этом не декларируются и не облагаются НДФЛ любые подарки близких родственников, а также все подарки стоимостью до 4000 руб., имущество, находящееся в собственности более трех лет (в некоторых случаях – более пяти). Если имущество продается дешевле, чем покупалось, то платить налог не надо, но придется подать декларацию с документами, подтверждающими разницу в цене.

За 2018 г. декларации по НДФЛ подали 7,4 млн человек, говорит представитель Федеральной налоговой службы (ФНС), из них 3/4 – для получения налогового вычета. Подача декларации не обязывает сразу же платить налог – это можно сделать до 15 июля 2019 г.

В прошлом году ФНС впервые включила в пакет годовых уведомлений (по которому оплачивается налог на имущество, землю и транспорт) квитанции по НДФЛ, который налоговые агенты по каким-то причинам не удержали в 2016–2017 гг., но сведения о котором представили в инспекции. Ранее в таких случаях россияне были обязаны сами подавать декларации по НДФЛ.

Одно из основных нововведений 2019 г. – эксперимент с новым налогом на профессиональный доход, который можно платить вместо НДФЛ. Он проводится в четырех регионах: Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях. В феврале первый вице-премьер Антон Силуанов поручил Минфину и ФНС подготовиться к распространению режима на все регионы с 2020 г.

На середину апреля в системе самозанятых зарегистрировалось более 64 000 человек.ФНС запустила специальное приложение-кассу «Мой налог»: через него такие люди могут проводить все платежи и платить налог по ставке 4% при оказании услуг населению и 6% – индивидуальным предпринимателям и юрлицам.Использовать этот режим можно людям с доходом до 2,4 млн руб. в год.

За регистрацию самозанятые получают налоговый вычет от государства – виртуальные 10 000 руб., которыми можно платить налоги.

Самозанятым не нужно представлять декларацию или отчетность – ФНС планирует ориентироваться на информацию о доходах, которую налогоплательщик вводит в приложение.

За сокрытие налогов для самозанятых планируется вводить штрафы: 20% от выручки, а при повторном нарушении в течение полугода – в размере всей выручки.

Тем, кому все же предстоит заполнять декларации, ФНС упростила задачу – в октябре была утверждена новая форма, в которой теперь 13 страниц вместо 20. А показателей стало почти вдвое меньше, добавляет юрист департамента «Правовой и налоговый консалтинг» «КСК групп» Константин Павелко.

Подать декларацию можно в инспекции лично, по почте либо через личный кабинет на сайте ФНС. Для заполнения декларации удобнее всего использовать специальную программу, которую можно бесплатно скачать на сайте налоговой, советует руководитель налоговой практики BMS Law Firm Денис Зайцев: с ней процесс занимает минут 20–30.

В некоторых случаях ставка НДФЛ может отличаться от стандартных 13%: например, при получении дивидендов нерезидентами она составляет 15%, при получении призов или выигрышей в лотереях – 35%.

С 2019 г. льгота, позволяющая не платить НДФЛ после трех или пяти лет владения недвижимостью, появилась и для доходов от продажи имущества, которое человек использовал в предпринимательской деятельности. Этой льготой можно будет воспользоваться при уплате налога в 2020 г. без подачи декларации.

ФНС пристально следит за продавцами недвижимости – многие пытаются уменьшить налог, занижая сумму сделки, подчеркивает руководитель практики «Налоги» юридической фирмы «Интеллектуальный капитал» Сергей Колесников.

В этом случае налоговая имеет право доначислить налог, исходя из рыночной стоимости объекта, добавляет юрист BGP Litigation Анастасия Варсеева.

Нередко граждане получают деньги за работу или услугу на банковскую карту – всего в 2018 г. россияне совершили переводов с карты на карту на 27,4 трлн руб. (данные ЦБ).

Регулярно появляются слухи, что власти ужесточают контроль за такими переводами: например, будут все поступления на счет или карту считать доходом либо требовать подтверждения, что поступившие деньги не являются доходом.

«Это не соответствует действительности», – уверяет представитель ФНС.

С 2014 г. налоговики действительно имеют право запрашивать у банков сведения по счетам, вкладам и электронным кошелькам граждан – но только если ведется налоговая проверка, а запрос подобной информации согласовывается с руководителем вышестоящего налогового органа, напоминает он.

Банки автоматически уведомляют Росфинмониторинг (а он может передать информацию в налоговую) об операциях более чем на 600 000 руб., а о меньших предоставляют информацию по запросу, рассказывает старший юрист Taxadvisor Виктор Андреев. С 2015 г.

ФНС стала пристально следить за доходами, с которых граждане не платят НДФЛ, говорит он: повод для запроса может быть любым – хоть продажа тортов через соцсети.

Известно дело, когда налоговики мониторили группу «Товары под заказ» во «В контакте» и нашли тех, кто публиковал объявления с предложением о продаже товаров, опросили покупателей, которые подтвердили, что перечисляли деньги на карты именно за товар.

Это доказывало ведение предпринимательской деятельности, получение доходов от нее, с которых не платились налоги. В результате предпринимателю доначислили почти 850 000 руб.

Новые инструменты появились у ФНС в контроле за доходами граждан от контролируемых ими иностранных компаний (КИК). ФНС считает контролируемой компанию, в которой один человек владеет более 25% или 10%, если более половины компании принадлежит налоговым резидентам России. В 2018 г. налоговые декларации с доходами от КИК представили 386 человек, говорит представитель ФНС.

Прибыль КИК учитывается при определении налоговой базы, если она превышает 10 млн руб. Если задекларировать сумму меньше, может сформироваться налог, который на самом деле платить не нужно, уточняет Зайцев.

Желающих скрыться найти все легче: в 2018 г. ФНС впервые в автоматическом режиме получила информацию за 2017 г. о зарубежных активах россиян в 58 юрисдикциях. Новые данные позволят раскрыть 10–15% несоответствий с отчетностью налогоплательщиков, рассказывал в марте РБК начальник управления международного сотрудничества и валютного контроля ФНС Дмитрий Вольвач.

По сути, это первая декларационная кампания, в которую российские налоговики могут проверить достоверность и полноту фактов, отраженных физлицами, подчеркивает Варсеева: риски дополнительных вопросов в течение трех месяцев камеральной проверки резко выросли.

В России ФНС получает информацию от Росреестра, ГИБДД и других регистрирующих органов и с помощью ее может контролировать, уплатил ли человек налог.

Если декларация задержана или не предоставлена, налогоплательщику грозит штраф в 5% от суммы неуплаченного налога за каждый месяц просрочки, но не более 30% недоплаты и не менее 1000 руб. Если был занижен или сокрыт сам НДФЛ, то штраф – 20% от суммы. Плюс за каждый день просрочки будет начисляться пеня, напоминает Варсеева: «Примерная пеня за год – это 10% от НДФЛ к уплате».

Если человек вспомнит о декларации 30 апреля и времени посчитать доходы уже не будет, то, чтобы избежать штрафа, Колесников советует сразу подать нулевую налоговую декларацию, а потом, пока идет камеральная проверка, подать уточненную: если она будет подана после камеральной налоговой проверки, которая при этом не выявила доходы, то уплата налога и соответствующих сумм пеней накануне подачи уточненной декларации тоже спасет от штрафа.

Те, кто платит НДФЛ и живет в России не менее 183 дней в году, имеют право получить по нему налоговый вычет – социальный, инвестиционный или имущественный при покупке жилья.

При покупке недвижимости можно вернуть 13% от 2 млн руб., а если она приобретена в ипотеку – от 3 млн. Можно получить вычет при платном лечении себя или близких родственников, при оплате ДМС или покупке лекарств из установленного государством списка.

Вычет положен за платную учебу, в том числе получение водительских прав или языковых курсов. С 2020 г. налоговый вычет по НДФЛ смогут получать и любители спорта – в январе Минфин уведомил о начале разработки соответствующих поправок в Налоговый кодекс.

Суммарно заявленные расходы не должны превышать 120 000 руб. в год. Таким образом, каждый официально трудоустроенный россиянин сможет вернуть максимум 15 600 руб. Исключение – дорогостоящее лечение (трансплантация, ЭКО, онкозаболевания, сложные ожоги): на него можно получить вычет без ограничений, от полной суммы счета из больницы.

Желающие могут подать декларацию в любое время в течение года, причем за три налоговых периода. В 2018 г. в 45% от всех поданных россиянами деклараций заявлен имущественный налоговый вычет, в 27,4% – социальный и в 0,6% – инвестиционный, рассказывает представитель ФНС, при этом число граждан, которые им пользуются, ежегодно растет.

Источник: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/04/11/798951-dohodi-zainteresovat-fns

Уточненная декларация с налогом к доплате: без уплаты пеней штрафа не избежать

Как избежать штрафа при подаче налоговой декларации?

Уплата пеней до подачи уточненной декларации — непременное условие для освобождения от налоговой ответственности. Это подтвердил АС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 11.02.2019 по делу № А33-9619/2018.

Суть дела

При подготовке декларации по налогу на прибыль за 2016 г. общество не учло доход от реализации, в отношении которого у него на тот момент отсутствовали подтверждающие документы, подписанные продавцом.

Как только такие документы в организацию поступили (а произошло это в июне 2017 г.), общество представило в налоговую уточненную декларацию с суммой налога к доплате, как того требует п. 1 ст. 81 НК РФ.

Налог по уточненной декларации общество в бюджет перечислило, а вот пени, которые следовало уплатить до подачи уточненки, чтобы избежать штрафных санкций, им уплачены не были.

Налогоплательщик полагал, что отсутствие на момент сдачи первичной декларации документов, подтверждающих получение дохода, является основанием для неприменения в отношении него санкций за неуплату налога в установленный срок.  

Налоговая инспекция посчитала иначе и начислила обществу штраф.

Общество обратилось в суд.

Позиция судов

Суды трех инстанций встали на сторону налоговиков. При этом они исходили из следующего.

В силу п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора).

Согласно правовому подходу, содержащемуся в определении Конституционного суда РФ от 18.01.

2001 № 6-О, под неуплатой или неполной уплатой сумм налога в результате занижения налоговой базы и иного неправомерного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), имеется в виду занижение или сокрытие доходов, сокрытие объектов налогообложения, отсутствие учета доходов, расходов и объектов налогообложения. Основным квалифицирующим признаком правонарушения является занижение налогооблагаемой базы, повлекшее неуплату или неполную уплату налога.

Согласно п. 1, 4 ст.

81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию. Если заявление о дополнении и изменении налоговой декларации подается после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если такое заявление сделано им до момента, когда он узнал об обнаружении ошибки налоговым органом, либо о назначении выездной налоговой проверки. При этом налогоплательщик в такой ситуации освобождается от ответственности при условии, что до подачи заявления он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

Если же данные условия не соблюдены, привлечение налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, является правомерным.

Суды установили следующее:

  • уточненная декларация по налогу на прибыль за 2016 г. направлена обществом 6 июля 2017 г., то есть после истечения срока, установленного для ее представления, и истечения срока, установленного для уплаты налога;
  • общество самостоятельно провело корректировку налоговых обязательств в связи с увеличением налоговой базы, что привело к неуплате налога и возникновению обязательства по уплате пени.

Следовательно, занижение налоговой базы правомерно квалифицировано инспекцией как правонарушение, ответственность за которое в настоящем случае установлена п. 1 ст. 122 НК РФ.

Довод общества о том, что оно не располагало соответствующими документами, подтверждающими получение спорного дохода на момент сдачи первичной декларации за 2016 г., судами был отклонен, поскольку общество имело возможность правильно исчислить налог на прибыль и уплатить его в установленный законом срок.

Показатели налоговой базы должны быть известны налогоплательщику, поскольку именно он оказал своему контрагенту соответствующие услуги, достоверно знал их стоимость, для отражения которой не имелось необходимости в получении подписанного другой стороной акта.

Этот вывод применительно к доходам от реализации при расчете обществом налога на прибыль в соответствии с методом начисления согласуется с положениями п. 1 ст. 39, п. 1 ст. 249, п. 1, 3 ст. 271 НК РФ.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/396227/

Штраф за несвоевременное предоставление налоговой декларации

Как избежать штрафа при подаче налоговой декларации?

Налоговым кодексом предусмотрена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей своевременно отчитываться о своих объектах налогообложения, суммах доходов и расходов, исчисленных налоговых платежах. Отчетным документом является налоговая декларация. Несвоевременная подача налоговой декларации – штраф на предприятие, риск заморозки операций по счетам в банке и привлечение к административной ответственности.

Штраф за непредоставление налоговой декларации

Для уклонистов от сдачи декларации в органы ИФНС предусмотрено несколько форм наказаний:

  1. Штраф за непредоставление декларации, размер которого регламентируется ст.119 НК РФ.
  2. Блокировка операций по банковским счетам – условия и механизм применения такой нормы прописаны в ст. 76 НК.
  3. Штраф за несвоевременную подачу декларации или предупреждение, адресованные ответственным должностным лицам, в рамках требований ст. 15.5 КоАП.

Штраф за непредоставление налоговой декларации в соответствии с НК рассчитывается в процентном отношении к сумме недоимки по конкретному налогу.

В расчете штрафа учитывается и срок, на который была произведена задержка с подачей отчетной документации.

Штраф за несданную декларацию равен 5% от суммы просроченного платежа по соответствующему налогу, начисляется он за каждый месяц задержки, в том числе и неполный.

Максимальный штраф за несдачу декларации может находиться на уровне 30% от суммы задержанного платежа по неподанной декларации. Минимальная планка размера штрафа установлена на отметке 1000 рублей. Штраф ИП за непредоставление декларации рассчитывается аналогично штрафным санкциям для юридических лиц по нормам ст. 119 НК.

Штраф за неподачу налоговой декларации ИП или юридическим лицом в рамках административной ответственности предусматривает наложение санкции на виновное в правонарушении физическое лицо. Размер штрафа находится в диапазоне от 300 до 500 рублей. При нарушении формата отчета (вместо электронной декларации документ подан в бумажном варианте) предусмотрен дополнительный штраф – 200 рублей.

Штраф за несвоевременное предоставление налоговой декларации без задолженности по уплате налога

Нарушение сроков при подаче налоговых деклараций с нулевыми показателями также влечет за собой наказание в форме штрафов. В этом случае штраф на несдачу декларации ИП и предприятию будет назначен в размере 1000 рублей.

Если налоги были рассчитаны, вовремя перечислены в бюджет, а декларацию забыли подать или просрочили, наказания избежать не получится.

Мнение, что 5% ставка штрафа при умножении на нулевую задолженность по налогу будет означать, что плательщику налога грозит нулевой штраф, неверно.

Штраф за несвоевременное предоставление налоговой декларации при условии вовремя перечисленной суммы налога будет равен минимальному значению – 1000 рублей.

Иная ситуация с документацией за отчетные периоды, которая призвана отобразить авансовые платежи по налогам.

Итоговое значение налога еще неизвестно, у предприятия есть обязанность уплатить не сам налог, а аванс по нему. Поэтому штраф по нормам ст.

119 НК применять нельзя, но штраф в сумме 200 рублей в соответствии со ст. 126 НК РФ может быть выписан (Письмо ФНС № СА-4-7/16692, датированное 22.08.2014).

Какой штраф за неподачу налоговой декларации – пример расчета

ООО «Крикус» осуществляет хозяйственную деятельность на общей системе налогообложения. Предприятием была задержана подача декларации по НДС на 4 полных месяца и 16 дней. Сумма налога по декларации также была перечислена с задержкой. Размер задержанного налогового платежа составляет 115 000 руб.

Расчет штрафа за несвоевременную подачу декларации будет вестись за 5 месяцев, так как по нормам НК учитываются не только полные, но и неполные месяцы просрочки. Сумма штрафа по ст. 119 НК будет равна 28 750 руб. (115 000 х 5% х 5).

Другое предприятие не сдавало декларацию по прибыли 7 полных месяцев и 2 дня. Сумма накопленной недоимки по налогу составила 565 000 руб. Алгоритм расчета следующий:

  • вычисляется период просрочки – 8 месяцев (2 дня являются неполным месяцем, который тоже должен участвовать в расчете);
  • определяется процент штрафа – 30% (8 месяцев х 5 = 40%, этот показатель выше максимально допустимого, поэтому за основу в расчетах берется 30%);
  • исчисление суммы штрафа к уплате – 169 500 руб. (565 000 х 30%).

Источник: https://spmag.ru/articles/shtraf-za-nesvoevremennoe-predostavlenie-nalogovoy-deklaracii

Можно ли избежать штрафа, создав переплату перед подачей уточненки

Как избежать штрафа при подаче налоговой декларации?

Общество потребовало признать незаконным решение инспекции о привлечении его к ответственности за неполную уплату НДС. По мнению плательщика, он подлежит освобождению от ответственности, поскольку самостоятельно выявил ошибку и уточнил декларацию. Также общество располагало переплатой по налогу в спорном периоде и уплатило пени.

Налоговая инспекция возражала против этих доводов. Налоговики указывали, что уточненная декларация была представлена только после завершения выездной налоговой проверки и получения справки о проведенной проверке.

По сроку уплаты налога переплата у общества отсутствовала. Обстоятельства, на которые ссылается общество, расценены фискалами как смягчающие ответственность. В связи с этим размер штрафа был снижен в два раза.

Оснований для освобождения общества от ответственности не имеется.

Контроль за уровнем цен разрешен, если налоговая выгода кажется налоговикам необоснованной

Кассация подтвердила обоснованность этих выводов и отказалась освобождать плательщика от ответственности. Суд указал, что при обнаружении в декларации ошибок, приводящих к занижению налога, плательщик обязан внести необходимые изменения в декларацию и представить ее в инспекцию (п. 1 ст. 81 НК РФ).

Если уточненная декларация представляется после истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик может быть освобожден от штрафа (подп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ).

Для этого уточненную декларацию нужно подать до момента, когда о нарушении станет известно налоговому органу. Кроме того, до представления уточненной декларации предприятие обязано уплатить недостающую сумму налога и пени.

Без соблюдения этих условий штраф будет наложен в любом случае.

Из материалов дела следовало, что общество корректировало сумму НДС путем представления уточненных налоговых деклараций. Исправлению были подвергнуты несколько налоговых периодов. Дополнительно исчисленная к уплате в бюджет сумма НДС в 13,6 раза превышала первоначально исчисленную за этот период.

Отсюда суд сделал вывод, что общество действовало недобросовестно. По мнению судей, оно намеренно затягивало момент представления уточненной налоговой декларации. Цель таких действий — максимально отсрочить момент уплаты налога и пеней. Также подобные действия создавали препятствия для проведения проверки уточенной декларации в ходе выездной проверки.

Суд разрешил списать дебиторку позднее, чем требовали налоговики

Между тем в ходе проверки было установлено, что по срокам уплаты налога у общества отсутствовала переплата, за счет которой могли бы быть компенсированы потери бюджета.

Она появилась более чем через год после срока уплаты налога, непосредственно перед моментом представления уточненной декларации. По мнению кассации, этого недостаточно для освобождения от штрафа.

Таким образом, суд пришел к выводу, что решение инспекции вынесено в точном соответствии с законом.

Для того чтобы избежать штрафа, налогоплательщик обязан был подать уточненную декларацию, пересчитать налог и уплатить всю недостающую сумму в бюджет. При этом все данные действия должны быть совершены до того, как о занижении налога узнают налоговики.

В спорном же случае выявление ошибки в декларациях не являлось самостоятельным действием плательщика. По существу, ее выявил налоговый орган в ходе проверки, а заявитель представил уточненные декларации с целью избежать привлечения к ответственности. При этом сумма налога к доплате по рассматриваемому периоду являлась весьма значительной и превышала первоначально исчисленную почти в 14 раз.

Решения судов по похожим спорам

Это решение полностью соответствует сложившейся судебной практике. Необходимые условия для освобождения от ответственности плательщиком не были соблюдены.

Схожие выводы содержатся, в частности, в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 11.01.13 № А26-2569/2012 и от 16.06.11 № А75-9090/2010. Суды сходятся во мнении, что решающее значение в разрешении данных споров играет факт самостоятельного выявления ошибок в декларации.

Несамостоятельность налогоплательщиков – причина для доначисления налогов при дроблении бизнеса

Соответственно плательщик не освобождается от ответственности, если он подал уточненную декларацию после того, как узнал о назначении проверки или обнаружении нарушения. Тот же факт, что плательщики доплачивают налог и подают уточненные расчеты после назначения проверок, является смягчающим обстоятельством. Такие действия могут повлечь уменьшение штрафов.

Источник: http://www.nalogplan.ru/article/4004-mojno-li-izbejat-shtrafa-sozdav-pereplatu-pered-podachey-utochnenki

Когда уточненная декларация поможет избежать штрафа

Как избежать штрафа при подаче налоговой декларации?

Если налогоплательщик обнаружил, что указанная в декларации сумма налога к уплате оказалась заниженной, он должен подать «уточненку». Данная обязанность закреплена пунктом 1 статьи 81 НК РФ. Уточненная декларация освобождает от штрафа за неуплату налога, но только если соблюдены определенные условия, перечисленные в Кодексе.

Например, если «уточненка» подана до истечения срока уплаты налога, то санкция отменяется при выполнении следующего условия. Уточнения были представлены до момента, когда налогоплательщик узнал о том, что налоговики выявили занижение облагаемой базы. Либо до момента, когда налогоплательщик узнал о предстоящей выездной проверке (п. 3 ст. 81 НК РФ).

Помимо этого, избежать штрафа удастся в случае, если «уточненка» за тот или иной период подана после окончания срока уплаты налога и после выездной проверки за тот же период. Необходимым условием здесь является положительный для компании или предпринимателя исход проверки.

Иными словами, санкции не будет, если инспекторы в ходе выездной проверки не обнаружили занижение налога, которое впоследствии было исправлено путем подачи «уточненки» (подп. 2 п. 4 ст. 81 НК РФ).

Заметим, что на практике подобные ситуации встречаются довольно редко и, как правило, не приводят к разногласиям с налоговиками.

Но закон предусматривает и другие случаи, когда уточнения могут освободить от штрафа. Это представление «уточненки» после истечения срока уплаты налога, но до выездной проверки, а также представление «уточненки» до окончания камеральной проверки первичной декларации. В этих ситуациях конфликты с инспекторами возникают довольно часто. Рассмотрим подробно оба случая.

«Уточненка» представлена после окончания срока уплаты налога, но до выездной проверки

В подпункте 1 пункта 4 статьи 81 НК РФ сказано, что уточненная декларация, поданная после окончания срока уплаты налога, не влечет санкции, если соблюдены два условия.

Во-первых, уточнения были представлены до момента, когда налогоплательщик узнал о том, что налоговики выявили занижение облагаемой базы, или о том, что они назначили выездную проверку.

Во-вторых, еще до подачи «уточненки» налогоплательщик заплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

К сожалению, не вполне ясно, как следует трактовать приведенное выше правило. Означает ли оно, что при несоблюдении названных условий налоговики автоматически получают право оштрафовать налогоплательщика по статье 122 НК РФ?

Специалисты финансового ведомства дают отрицательный ответ. Так, в письме Минфина России от 12.08.13 № 03-02-07/1/32578 говорится, что даже если налог и пени не перечислены до подачи «уточненки», инспекторы не могут сразу оштрафовать организацию или предпринимателя. Сначала налоговики должны разобраться, действительно ли совершено нарушение, и в чем оно заключается (см.

«Неуплата налога и пени до подачи «уточненки» не является безусловным основанием для привлечения к ответственности»). Подобный вывод подтверждается арбитражной практикой. Судьи подчеркивают: несоблюдение условий при подаче «уточненки» не снимает с сотрудников ИФНС обязанности доказывать состав нарушения (см., например, постановление АС Уральского округа от 04.03.

15 № Ф09-190/15).

Кроме того, возникает вопрос о том, можно ли избежать санкции, если соблюдены не оба названных условия, а только одно из них? Ответ зависит от того, какое именно условие не выполнено. Если налогоплательщик не заплатил недостающую сумму налога и пени, то штраф неизбежен, и суды всегда поддерживают налоговиков (см.

определение ВС РФ от 10.08.15 № 302-КГ15-8611 и постановление АС Московского округа от 30.01.15 № А40-81421/2014). И даже в случае, когда есть недоимка только по пеням, а налог перечислен, решение, скорее всего, будет в пользу инспекции (см., например, постановление АС Северо-Западного округа от 18.12.

14 № А56-15646/2014).

Иначе обстоит дело, если налог и пени уплачены, а невыполненным оказалось другое условие. То есть «уточненка» представлена после того, как налогоплательщик узнал, что налоговики выявили занижение облагаемой базы. Среди судей единства нет.

Иногда они встают на сторону налоговиков и подтверждают, что при данных обстоятельствах освобождение от штрафа невозможно (см. определение ВАС РФ от 11.04.14 № ВАС-3399/14). Но встречаются и другие примеры.

В частности, столичный Арбитражный суд пришел к выводу, что даже если уточнения представлены после обнаружения инспекторами нарушений, основания для штрафа могут отсутствовать. Главное, чтобы на момент подачи «уточненки» налог и пени были уплачены.

Данное решение оставлено без изменения постановлением АС Московского округа от 30.06.15 № А40-128481/14.

На наш взгляд, у налогоплательщиков, которые окажутся в похожей ситуации, есть шанс оспорить санкцию в суде. Но, учитывая противоречивый характер арбитражной практики, начинать тяжбу целесообразно, только если величина штрафа весьма существенна.

«Уточненка» представлена до окончания камеральной проверки первичной декларации

Пункт 9.1 статьи 88 НК РФ содержит следующее правило. Если «уточненка» представлена до окончания камеральной проверки ранее поданной декларации, то такая проверка прекращается. Вместо нее налоговики обязаны начать новую проверку в отношении уточненной декларации.

Налогоплательщики иногда пользуются этой нормой, чтобы избежать привлечения к ответственности по статье 122 НК РФ.

Как только бухгалтер, ознакомившись с актом, узнает, что в ходе проверки первичной декларации обнаружено занижение облагаемой базы, он подает «уточненку», где данное нарушение исправлено.

Рассчитывает он на то, что инспекторы, не успев назначить штраф, завершат проверку первичной декларации. Далее начнется проверка уточненной декларации, и эта проверка уже не выявит никаких недочетов.

Но на практике зачастую не все проходит гладко. Дело в том, что в Налоговом кодексе четко не обозначено, какая дата является днем окончания камеральной проверки. Соответственно, нет полной ясности, в каком случае «уточненка» считается поданной до окончания камеральной проверки первичной декларации.

Чиновники полагают, что проверка окончена после того, как подписан акт по ее итогам. Такая позиция изложена в письме ФНС России от 23.07.12 № СА-4-7/12100 (подробнее об этом см.

в статье «Какое решение примут инспекторы, если налогоплательщик заявил НДС к вычету, а затем подал «уточненку»»). Это означает, что уточненная декларация, представленная после подписания акта, не может служить поводом для прекращения всех действий по первичной проверке.

Другими словами, ничего не мешает инспекторам вынести решение о штрафе в связи с искажениями, обнаруженными в первичной декларации.

Арбитражная практика по данной теме противоречива. Иногда судьи утверждают, что дата окончания «камералки» — это день подписания решения, а не акта проверки. И если уточнения представлены после подписания акта, но до вынесения решения, то первичную проверку следует прекратить. Как следствие, штраф по первичной декларации невозможен (см.

, например, постановления ФАС Поволжского округа от 08.07.14 № А57-15314/2013, ФАС ЗСО от 02.07.14 № А03-1691/2013). Но есть и противоположные решения. Например, АС Дальневосточного округа признал, что уточнения, поданные после подписания акта, не обязывают сотрудников ИФНС прекращать первичную проверку и отменять штраф (постановление от 07.11.

14 № Ф03-4545/2014).

Трудно предсказать, какой вердикт вынесет суд в аналогичном споре. И все же, по нашему мнению, при существенной величине штрафа налогоплательщику имеет смысл подать «уточненку» с исправлениями.

К каким еще последствиям приведет подача «уточненки»

Уточненная декларация может избавить не только от налоговой санкции, но и от административного штрафа за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. Согласно статье 15.

11 КоАП РФ таким нарушением является искажение данных бухучета, повлекшее занижение налогов не менее чем на 10 процентов, либо искажение любой строки формы бухотчетности не менее чем на 10 процентов.

За подобные деяния предусмотрен штраф в размере от двух до трех тысяч рублей.

Наказания удастся избежать, если представить уточненную декларацию с соблюдением всех условий, предусмотренных для случая, когда «уточненка» подана после срока уплаты налога.

Плюс к этому нужно исправить бухгалтерскую отчетность и представить ее до того, как она будет утверждена (см.

«Закон, освобождающий от штрафов за исправленные ошибки в бухгалтерской отчетности, вступит в силу с 1 ноября 2013 года»).

Вместе с тем представление уточненной декларации влечет за собой и другое последствие, менее приятное для налогоплательщика. Подавая «уточненку» за тот или иной период, бухгалтер должен быть готов к выездной проверке за этот период.

Даже если прошло более трех лет, налоговики, вопреки общему правилу, смогут назначить такую проверку. Об этом говорится в письме ФНС России от 29.05.12 № АС-4-2/8792 (см.

«В случае представления «уточненки», налоговики могут проверить период, превышающий три года, если раннее этот период не был охвачен выездной проверкой»).

Источник: https://www.buhonline.ru/pub/beginner/2015/8/10161

Топ 5 ошибок при подаче уточняющих расчетов к декларации по ндс

Как избежать штрафа при подаче налоговой декларации?

Неочевидные ошибки по НДС: как избежать последствий

Расчет корректировки к налоговой накладной: заполнение в различных ситуациях

Специалисты Офиса крупных плательщиков при осуществлении налогового сопровождения налогоплательщиков и проведения камеральных проверок выявляют ряд нарушений при заполнении налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость и уточняющих расчетов налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок.

Некоторые из них довольно легко исправить, однако некоторые приводят к тяжелым последствиям для предприятия. Поэтому мы решили обратить ваше внимание на самые распространенные ошибки при подаче уточняющих расчетов в налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость. Интересно?

Ошибка 1

При подаче уточняющего расчета к декларации по НДС крупные налогоплательщики, самостоятельно выявляют занижение налогового обязательства забывают начислить и уплатить штраф в размере 3%. Следует отметить, что такой штраф уплачивается до подачи уточняющего расчета.

Ошибка 2

Неверное отражение в декларации по НДС строки 16.2, а именно увеличено / уменьшено остаток отрицательного значения по результатам поданных уточняющих расчетов.

Следует помнить, что значение графы 6 строки 21 уточняющего расчета (как увеличение, так и уменьшение) учитывается в строке 16.2 декларации за отчетный период, в котором подан такой уточняющий расчет.

Ошибка 3

Плательщиками неверно заполняется таблица (расшифровка) к декларации по НДС, они должны указывать уточняющие расчеты, которые включены в данной декларации.

Ошибка 4

Плательщики в декларации по НДС декларируют отрицательное значение разницы между суммой налогового обязательства и суммой налогового кредита (р.19).

Однако, при подаче уточняющего расчета, вместо того, чтобы перенести р.

19 по декларации НДС в уточняющего расчета переносят в строку 18 «Положительное значение разницы между суммой налогового обязательства и суммой налогового кредита текущего отчетного».

Ошибка 5

Представление плательщиками пустых уточняющих расчетов.

В этом случае плательщик полностью, сознательно декларирует отсутствие деятельности за месяц, уточняется. Здесь для налоговиков есть много вариантов для проверок.

Рассмотрим этот случай подробнее

Предприятие в своей обычной деятельности декларирует отрицательное значение разницы между суммой налогового обязательства и суммой налогового кредита (р.19) и сумму к бюджетному возмещению.

Плательщиком подан уточняющий расчет налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок в декларации по НДС, скажем за март 2018 года, в котором отсутствует значение р.21. Таким образом, по данным проверки плательщика строка 21 декларации за предыдущий отчетный (налоговый) период, то есть март 2018, составляет 0.

Исходя из этого формирования р.16.1 декларации за апрель 2018 осуществлено безосновательно. Неправомерное отображения значения р.16.1 декларации за апрель 2018 привело к завышению суммы налогового кредита.

В результате представления такого уточняющего расчета, при проверке установлено нарушение:

  • занижение положительного значения разницы между суммой налогового обязательства и суммой налогового кредита текущего отчетного (налогового) периода (строка 9 – строка 17 декларации) (положительное значение), которая уплачивается в государственный бюджет,
  • превышение суммы бюджетного возмещения НДС по налоговой декларации по НДС за апрель 2018;
  • превышение суммы отрицательного значения, зачисляется в состав налогового кредита следующего отчетного (налогового) периода по налоговой декларации по НДС за апрель 2018 года.

А также необходимо обратить внимание на следующее:

  • сроки исковой давности представления уточняющих расчетов определяется не позднее окончания 1095 дня, следующего за последним днем ​​предельного срока представления налоговой декларации, а если такая налоговая декларация была подана позже, – за днем ​​фактического представления;
  • плательщик налогов, самостоятельно обнаруживающий факт занижения налогового обязательства прошлых налоговых периодов, обязан:

а) или направить уточняющий расчет и уплатить сумму недоплаты и штраф в размере трех процентов такой суммы до представления такого уточняющего расчета;

б) либо отразить сумму недоплаты в составе декларации по этому налогу, которая подается за налоговый период, следующий за периодом, в котором выявлен факт занижения налогового обязательства, увеличенную на сумму штрафа в размере пяти процентов такой суммы, с соответствующим увеличением общей суммы денежного обязательства по этому налогу.

Учтите, пожалуйста, замечания при подаче налоговых деклараций и уточняющих расчетов к ним.

Источник: https://uteka.ua/publication/news-14-ezhednevnyj-buxgalterskij-obzor-39-top-5-oshibok-pri-podache-utochnyayushhix-raschetov-k-deklaracii-po-nds

Юриста совет
Добавить комментарий