Имею ли право загородить проезд в данном случае?

Бесплатный проезд на городском пассажирском транспорте: основные проблемы и пути их решения

Имею ли право загородить проезд в данном случае?

Необходимость бюджетного дотирования эксплуатационной деятельности предприятий городского пассажирского транспорта (ГПТ) относится к числу тех постоянных проблем, которые приходится решать большинству глав городских администраций.

Во многих городах расходы на транспорт составляют до 8%–10% от всех бюджетных расходов за год, причем даже эти средства не позволяют обеспечить хотя бы минимальную рентабельность ГПТ.

Вполне естественно, что рано или поздно возникает вопрос: в чем причина убыточности городских перевозок и есть ли какие-либо возможности для ее сокращения? Ответу на это вопрос и посвящена данная статья.

Безусловно, главной причиной высокой убыточности пассажирских перевозок является преобладание в общем объеме перевозок ГПТ пассажиров, на законных основаниях не оплачивающих своей проезд.

В соответствии с федеральным законодательством право бесплатного проезда на ГПТ предоставлено более чем 55 категориям пассажиров, помимо этого, дополнительные категории вводятся на уровне субъектов Федерации и муниципалитетов.

В целом с учетом как федеральных, так и субфедеральных льготных категорий, право бесплатного проезда на ГПТ имеют от 20% до 45% городских жителей и до 35% жителей сельских населенных пунктов.

В связи с отсутствием ограничений для пассажиров-льготников на общее количество поездок частота использования ими ГПТ гораздо выше по сравнению с пассажирами, не имеющими каких- либо льгот. В итоге транспортные предприятия перевозят от 40–48% (Арзамас, Череповец) до 75–85% (Саратов, Дзержинск, Хабаровск) пассажиров-льготников, не оплачивающих проезд на ГПТ.

Преобладание в общем объеме перевозок льготных пассажиров не являлось бы отрицательным фактором, влияющим на эффективность перевозочной деятельности, если бы выпадающие доходы в соответствии с федеральным законодательством полностью компенсировались за счет федерального и областного бюджета. Однако реально стороннее финансирование предприятий ГПТ осуществляется либо за счет бюджета субъекта Федерации в том случае, если предприятие государственное, либо – бюджета города в том случае, если предприятие муниципальное.

При определении размеров бюджетного финансирования предприятий ГПТ неизбежно возникает вопрос: а чем обоснованы запрашиваемые предприятиями размеры бюджетных дотаций? Очень важно четко определить, что конкретно необходимо компенсировать за счет бюджета  — расходы предприятия по перевозке льготных категорий пассажиров, выпадающие (неполученные) доходы от этих перевозок, а может быть, необходимо просто покрывать убытки транспортных предприятий от пассажирских перевозок? Существующая практика предоставления дотаций на покрытие убытков предприятий ГПТ от пассажирских перевозок как таковых не вполне обоснованна. К примеру, в Саратове убытки предприятия горэлектротранспорта за 1996 год составили 191294,1 тысячи рублей, на покрытие которых из городского бюджета была выделена почти в два раза меньшая сумма — 98547 тысяч рублей. Однако столь большая величина убытков была вызвана очень высокой себестоимостью перевозок — в расчете на 1 платного пассажира она составила 3,85 рубля, в то время во многих городах себестоимость перевозок у предприятий горэлектротранспорта в 1996 году не превышала 1,7- 2 рублей.. Так должна ли городская администрация компенсировать убытки предприятия ГПТ, вызванные неумением или нежеланием руководства эффективно работать, в то время как существуют и другие, не менее важные, чем транспорт, направления бюджетного финансирования? Вопрос, очевидно, риторический.

Необходимо вообще исключить их практики само понятие “дотация” ГПТ. Все, что получает транспортное предприятие, должно быть заработанным доходом, но все, что предприятие заработало, оно обязательно должно получить. В связи с этим возникает следующий вопрос: как определить размер выпадающих доходов, т.е. заработанных, но не полученных доходов от перевозки льготных категорий пассажиров?

Для решения данного вопроса целесообразно принять во внимание опыт Череповца, Астрахани и Великих Лук, где для определения реального количества поездок льготных пассажиров транспортные предприятия несколько раз в год производят выдачу так называемых “нулевых билетов”.

Суть данного мероприятия в том, что пассажиры, имеющие право на бесплатный проезд в ГПТ, при каждой поездке, помимо предъявления соответствующего удостоверения, передают кондуктору один разовый бесплатный билет особого вида.

Таким образом, муниципальный орган управления ГПТ, получая от транспортных предприятий сведения о количестве переданных им “нулевых билетов”, имеет возможность определить как общее количество поездок, совершенных льготными категориями пассажиров, так и распределение пассажиропотока льготников по видам транспорта и конкретным маршрутам.

В целях уменьшения выпадающих доходов транспортных предприятий необходимо рассмотреть возможность постепенного уменьшения количества транспортных средств, перевозящих все категории льготных пассажиров.

Не секрет, что значительная часть граждан, обладающих правом на бесплатный проезд, имеет все возможности полностью оплатить свой проезд на ГПТ, в частности, это относится к обладателям льгот по профессиональному признаку – сотрудникам городских органов ФСБ, МВД, таможенных органов, работникам прокуратуры и т.д.

Увеличение интервалов движения на маршрутах ГПТ вынудит платежеспособную часть льготных пассажиров перейти на использование в качестве средства передвижения маршрутных автобусов- таксомоторов, льгот по оплате проезда не предоставляющих.

Возникшие в связи с увеличением интервалов движения неудобства для малообеспеченных слоев населения можно компенсировать путем установления жесткого графика движения ГПТ в соответствии с расписанием, а также выделением коммерческими перевозчиками определенного количества мест для малообеспеченных обладателей льготы по бесплатному проезду.

Преобладание в общем объеме перевозок пассажиров, имеющих право не оплачивать свой проезд на ГПТ, приводит к тому, что этим правом пытаются воспользоваться и пассажиры, льгот по оплате проезда не имеющие.

На практике эти попытки сводятся к подделке соответствующих удостоверений, которых в настоящее время насчитывается более 50 видов, причем подавляющее большинство из них практически не имеет степеней защиты.

Как следствие, в Ярославле в среднем за месяц изымается около 100 поддельных удостоверений, в Дзержинске — около 30 удостоверений в неделю, а в Саратове только в течение января 1999 года было изъято 610 удостоверений.

Ущерб от их использования пассажирами достаточно велик: к примеру, ущерб предприятий ГПТ Саратова только от выявленных поддельных удостоверений мог, по предварительным оценкам, составить около 440 тысяч рублей за год.

Для решения данной проблемы в Дзержинске и Саратове, принято решение о вводе льготных именных проездных билетов единого вида.

Эта мера, однако, помимо положительной, имеет и отрицательную сторону: в соответствии с федеральным законодательством основанием для бесплатного проезда является удостоверение о принадлежности пассажира к той или иной конкретной льготной категории.

Тем не менее, необходимо ввести именной проездной билет хотя бы для обладателей льгот, предоставленных на субфедеральном уровне, — так, как это сделали в Дзержинске, введя защищенные от подделок именные талоны-вкладыши единого вида к пенсионным удостоверениям.

Бюллетень “Проблемы городов переходных экономик”

Источник: http://www.urbaneconomics.ru/node/4526

Проезд закрыт: можно ли заблокировать шлагбаум для въезда жильца во двор дома?

Имею ли право загородить проезд в данном случае?

xiao yu / Shutterstock.com

По данным ГИБДД, количество автомобилей в России за последние 10 лет увеличилось более чем на 65% и превысило 55 млн. Тем самым все острее становится проблема отсутствия парковочных мест.

Довольно часто, не имея возможности припарковаться рядом с офисом, торговым центром или даже собственным домом, автолюбители оставляют свои машины во дворах соседних домов.

Желая защитить свой двор от непрошеных гостей, собственники стали все чаще устанавливать шлагбаумы, ограничивающие проезд на территорию многоквартирного дома.

В некоторых случаях жильцы даже согласовывают особый порядок въезда и выезда автомобилей, вводя различные требования и ограничения. Но вправе ли ТСЖ заблокировать шлагбаум, чтобы собственник, нарушивший такой порядок, не мог попасть во двор? Верховный Суд Российской Федерации дал ответ на этот вопрос.

Суть дела

9 июня 2013 года на общем собрании собственники жилых помещений в многоквартирном доме, находящемся под управлением ТСЖ “Н”, решили установить автоматические шлагбаумы с дистанционным управлением и утвердить Порядок пользования земельным участком. Так, например, право въезда на территорию дома было предоставлено исключительно собственникам (на личном автотранспорте).

При этом владельцу пульта дистанционного управления от шлагбаума запрещалось использовать его для въезда во двор других автомобилей. Контроль над въездом постороннего транспорта на территорию был отдан диспетчеру – попасть во двор можно было только по предварительному согласованию с ним.

В качестве санкции за нарушение этого порядка была предусмотрена блокировка электронного устройства.

П., являясь собственником квартиры в указанном доме, сдавал ее другим лицам и, соответственно, передал им пульт управления шлагбаумом. Но поскольку квартиросъемщики собственниками помещения не являлись, ТСЖ сочло, что был нарушен утвержденный общим собранием порядок пользования земельным участком, и заблокировал эти пульты.

10 марта 2016 года П. обратился к ТСЖ, потребовав предоставить ему пульт дистанционного управления шлагбаумом, но получил отказ. Осуществлять въезд во двор ему предложили по предварительному звонку диспетчеру. Такое решение П.

счел явным нарушением своих прав, так как ему был закрыт свободный подъезд к его дому и ограничена парковка его автомобиля во дворе.

Все это он расценил как создание со стороны ТСЖ препятствий, мешающих ему пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему собственностью.

Позиции судов

В результате П. подал в суд иск с требованием обязать ТСЖ изготовить и передать ему два исправных пульта дистанционного управления от шлагбаума и не чинить препятствий в пользовании земельным участком.

Однако районный суд в иске отказал (решение Московского районного суда г. Санкт-Петербурга от 25 августа 2016 г. по делу № 2-5679/2016).

Суд признал позицию ТСЖ обоснованной, отметив, что причиной блокировки пультов стало использование придомовой территории лицами, не являющимися собственниками квартир, что нарушило утвержденный общим собранием порядок пользования земельным участком.

Более того, добавил суд, решение общего собрания собственников, которым этот порядок был утвержден, не было признано недействительным, а потому подлежит применению и является обязательным для всех собственников, включая П.

Он обжаловал это решение, но апелляция поддержала позицию суда первой инстанции (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 23 января 2017 г. по делу № 33-1896/2017).

С таким исходом дела П. не согласился и потому решил обратиться с кассационной жалобой в ВС РФ, и тот нашел основания для отмены актов нижестоящих судов (определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 14 ноября 2017 г. № 78-КГ17-80).

Суд напомнил, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество, в том числе и земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, а также иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты (п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса, п. 1-2 ст. 244, ст. 246, п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса).

Тем самым, пояснил ВС РФ, блокировка пультов управления шлагбаумом и, следовательно, запрет П. въезжать на придомовую территорию незаконны. Решение ТСЖ нарушает права и законные интересы истца как собственника квартиры на беспрепятственный доступ к общему имуществу, а также на парковку его автомобиля в любое время суток на любом свободном месте на придомовой территории.

Суд также обратил внимание на то, что действующим законодательством не предусмотрена возможность блокировки доступа собственника на придомовую территорию на основании решения общего собрания собственников в качестве санкции за нарушение установленного порядка пользования земельным участком. Тот факт, что утвержденный общим собранием собственников порядок не был признан недействительным, не является безусловным основанием для его применения, подчеркнул ВС РФ.

По мнению кассации, нижестоящим судам следовало руководствоваться правилом, согласно которому суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, должен применить нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу (ч. 2 ст. 11 ГПК РФ). Это правило, указал Суд, относится не только к нормативным правовым актам, принятым органами публичной власти, но и к локальным нормативным актам, каковым является утвержденный общим собранием собственников Порядок пользования земельным участком.

С учетом этого ВС РФ отменил обжалуемые акты и направил дело на новое рассмотрение.

Экспертное мнение

В рассмотренном случае речь шла о нарушении прав собственника. А как быть с квартиросъемщиками – вправе ли ТСЖ ограничить их въезд во двор? И можно ли не пускать на территорию клиентов фирм, расположенных на первых этажах жилого дома? Портал ГАРАНТ.РУ задал эти вопросы экспертам и узнал их мнение.

МНЕНИЕ

Иван Шевельков, генеральный директор Юридического центра “Высшая инстанция”:

“Если собственник жилого помещения передает часть своих прав по договору аренды, к арендатору также переходит право пользования придомовой территорией, к которой относится и парковка (ст. 209, ст. 606 ГК РФ). Ограничение права арендатора на пользование ею будет незаконным.

Что касается прав на парковку для клиентов юридических лиц, располагающихся на первых этажах жилых домов, стоит отметить следующее.

Любое занятие парковочного места лицами, не являющимися собственниками недвижимости, чья придомовая территория используется в качестве парковки, должно совершаться с согласия собственников жилья либо не совершаться вовсе, так как чаще всего количество таких парковочных мест существенно ограничено”.

МНЕНИЕ

Алина Дмитриева, юрисконсульт компании “Мой Семейный Юрист”:

“Решая вопрос о парковке на территории многоквартирного дома третьих лиц, необходимо руководствоваться положениями, установленными общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

Если заключен договор найма жилого помещения, то лица, указанные в договоре, имеют право получить электронные ключи от шлагбаума и въезжать на территорию дома.

Если на общем собрании не было принято решение о въезде третьих лиц во двор, то необходимо в досудебном порядке оспаривать блокировку пульта, переданного собственником квартиры.

Важно отметить, что если юридическое лицо принимает клиентов по зарегистрированному адресу, то жильцы многоквартирного дома могут запретить въезд на территорию дома только в судебном порядке, так как юридическое лицо, владеющее помещением на законных основаниях, имеет такие же права, как и собственники квартир”.

МНЕНИЕ

Юрий Аванесов, ведущий юрист Европейской Юридической Службы:

“Нередко собственники квартир за вознаграждение или без такового передают свои пульты управления шлагбаумом третьим лицам, чтобы те могли использовать их парковочные места.

Подобные действия незаконны, поскольку земельный участок относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, и, следовательно, для этого необходимо решение общего собрания (ст. 247, ч. 2 ст.

290 ГК РФ, ст. 44 Жилищного кодекса).

Применительно к парковке клиентов расположенных в доме фирм важно отметить, что собственники не вправе общим собранием препятствовать собственнику или иному лицу, владеющему на законных основаниях нежилым помещением, пользоваться участком, но они вправе не пускать на участок транспортные средства третьих лиц”.

МНЕНИЕ

Константин Орлов, основатель онлайн-системы Домсканер:

“Чтобы на законных основаниях ограничить въезд во двор, собственники многоквартирного дома должны на общем собрании принять решение о Порядке въезда на территорию. Как правило, этот Порядок прописывают в общем Положении об использовании придомовой территории.

Соответственно, после принятия такого документа собственники получают пульты от шлагбаума. Кому они передадут их дальше (съемщикам жилья, тем, кто работает в офисе недалеко от дома), остается на совести самих владельцев.

ТСЖ в праве заблокировать некоторые пульты, если люди начинают продавать свои парковочные места. Поэтому мы рекомендуем собственникам указывать в Порядке въезда на территорию, что никто не вправе передоверять пульты и передавать их третьим лицам.

Если же подобный документ не был принят специально на общем собрании жильцов, запрещать парковку клиентам юридических лиц (салонов красоты, ветеринарных клиник и т. д.) незаконно”.

МНЕНИЕ

Андрей Комиссаров, руководитель коллегии адвокатов “Комиссаров и партнеры”:

“Само по себе парковочное место не может быть отдельным объектом гражданских прав и, следовательно, предметом купли-продажи.

Исключение составляют случаи, когда предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места) описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

Таким образом, передача пультов управления третьим лицам должна квалифицироваться как фактическое действие, необходимое для предоставления в пользование части общего имущества, и не может быть ограничена ТСЖ при отсутствии со стороны управомоченного лица злоупотребления правом.

Запрещение парковки во дворе клиентам юрлиц возможно путем принятия соответствующего решения собственниками многоквартирного дома при условии, что эти клиенты занимают площадь общего имущества непропорциональную доли в праве общей собственности, что создает препятствие иным собственникам в пользовании имуществом либо иным образом нарушает их права и законные интересы. Жильцы вправе прибегнуть к самозащите своих прав, если они считают, что клиентами юрлица нарушаются их права, но только при условии соответствия самозащиты способу и характеру нарушения”.

Источник: https://www.garant.ru/article/1154635/

Шлагбаумы во дворах: законно ли это и как их установить? | Юга.ру

Имею ли право загородить проезд в данном случае?

Многие жители Краснодара сталкивались с проблемой невозможности проезда, а в иных случаях и прохода по территории жилых комплексов или отдельных многоквартирных домов.

И дело даже не в том, что, как правило, все пространство заставлено автомобилями жильцов дома (что, в принципе, тоже ненормально, но и неизбежно), а в том, что проезд попросту перегорожен: в лучшем случае шлагбаумом, в худшем — бетонными блоками или чем-то еще.

Шлагбаум — норма для частной собственности или предприятий с особым пропускным контролем. Но как регулируется его установка на придомовой территории в описанных случаях?

С точки зрения жильцов многоквартирных домов, которые по вечерам наматывают круги, чтобы припарковать свой автомобиль у своего же дома, установка шлагбаума — выход из положения, позволяющий избавиться от «посторонних» автомобилей. Да и вообще, психология человека заставляет действовать его таким образом, чтобы оградить от посторонних свою зону комфорта, коей в данном случае является автомобиль, двор, детская площадка.

Реакция других жителей условного микрорайона, как правило, противоположна. Шлагбаум установлен — свобода ограничена. В Конституции, например, прямо говорится о свободе передвижения, многие даже знают номер соответствующей статьи (статья 27 Конституции РФ). И действительно, дело тут не в точке зрения, а в законе.

Кто, где и на каких условиях может установить шлагбаум

С 2004 года в России действует Федеральный закон № 189 и Жилищный кодекс, полномочия которого определены Федеральным документом. Статья 36 второго объясняет практически все хитросплетения с установкой и демонтажом таких препятствий.

Устанавливать какие-либо объекты может только собственник на своей территории. И именно Жилищным кодексом определяется процесс передачи придомовой территории в собственность жильцов жилых комплексов и отдельных многоквартирных домов.

Жильцы дома имеют право:— коллективным решением обозначить границы придомовой территории;— проать;— направить в административные органы документ с решением, принятым большинством (51% и более);

— дождаться решения кадастровых органов администрации.

Если решение положительное, то за жителями («дольщиками») закрепляются и подтверждаются кадастровые границы участка согласно статье 26 Федерального закона № 122. Вот теперь они имеют полное право проать за установку шлагбаума.

О чем нужно знать перед началом работ

Если не менее двух третей от общего числа жильцов согласно пунктам 1–3.1 части 2 статьи 44 ЖК РФ проало за, можно приступить к монтажу искусственного препятствия согласно, опять же, исключительно техническим требованиям к установке. На данном этапе желательно привлечь специалиста в области благоустройства территорий, потому что требований, которые нужно при этом соблюдать, довольно много.

«В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства.

Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором  расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Решение об установке ограждений земельного участка, установке шлагбаума необходимо принимать на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома.
Вместе с тем необходимо отметить, что установка ограждения или шлагбаума не должна противоречить действующим градостроительным и  противопожарным нормам и правилам.

Также элементы ограждения не могут размещаться на межквартальных проездах.
Преграждение проезда во двор возможно при организации круглосуточного дежурства охранника у шлагбаума или иного оповещения для обеспечения свободного доступа пожарных машин и спецтранспорта медицинских служб скорой помощи.

Порядок оплаты за эксплуатацию средств ограждения определяется на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома», — прокомментировали порталу Юга.ру в администрации города Краснодара.

Чтобы установить искусственное препятствие в виде шлагбаума или иного заграждения, нужно:— составить техническую документацию объекта;— утвердить смету на установку объекта, зафиксировав в протоколе собрания жильцов;

— направить протокол собрания жильцов с указанием технической документации и подробной схемы участка на одобрение в администрацию города, орган ЖКХ, МЧС и ГИБДД.

После одобрения всех без исключения вышеупомянутых структур можно приступать к монтажу.

Установили. Теперь можно документально подтвердить законность перекрытия территории. К сожалению или к счастью для остальных жителей микрорайона, этот шлагбаум будет стоять, а посягательства на него будут преследоваться по закону.

Что ждет жильцов дальше

МЧС вправе отказать в установке шлагбаума по статье 23 правил пожарной безопасности, которая гласит: «Дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям… должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенным от снега и льда». Как правило, именно эта статья является аргументом в отказе установки препятствия, а также базой для жалоб граждан на сооружения в виде шлагбаумов.

Недовольные наличием шлагбаума граждане имеют право потребовать у «огородившихся» документы на право его установки, а именно:— выписку из кадастровых документов о конкретном участке земли;— протокол собрания жильцов о принятии решения установить шлагбаум;— технические документы на объект;— разрешительные документы на установку от администрации города, ЖКХ, МЧС и ГИБДД.

Если даже одного из этих документов нет в наличии, желающие имеют право обратиться в соответствующие органы с требованием устранить искусственное препятствие.

Даже если объект установлен законно, зачастую в процессе его эксплуатации происходят изменения, преобразования, всевозможные «мутации». Чтобы предотвратить в общем справедливые возможные претензии, нужно знать и исполнять следующее:

  • объект не должен препятствовать проникновению на огороженную территорию инвалидов-колясочников, велосипедистов, детских колясок;
  • объект должен в любое время суток обеспечить беспрепятственное проникновение специальной техники пожарной, медицинской, газовой и жилищно-коммунальной служб;
  • объект должен быть оснащен необходимыми элементами защиты пешеходов и имущества, то есть не наносить вреда при срабатывании.

Граждане, принявшие решение отгородиться от мира, должны понимать, что, например, при наличии препятствия проезду противопожарной техники, транспорта полиции или медицинских служб сотрудники вправе устранить препятствие любыми подручными средствами без уведомления собственника, то есть снести шлагбаум (как правило, за несколько секунд срезается «болгаркой»).

Возмещать ущерб при этом никто не обязан. Мало того, если при сносе шлагбаум повредит имущество служб или повлияет на действия служб на месте прибытия, они, будьте уверены, воспользуются возможностью подать судебный иск с требованием возмещения ущерба. А бампер пожарного КамАЗа — не самая дешевая вещь в мире запасных частей.

Что уж говорить о машинах скорой помощи или полиции.

Источник: https://www.yuga.ru/articles/society/8060.html

Справочник

Имею ли право загородить проезд в данном случае?

16+

Вторник, 17 октября 2017 Правомерно ли указывать цены без НДС на этикетках в магазине?

В магазине «Светофор» на Светлогорской на продуктовых этикетках указывают цены без НДС. В итоге набираешь продуктов на одну сумму, а чек на кассе получается в полтора раза больше. Законно ли это?

В Роспотребнадзоре говорят — незаконно, на этикетке должна быть та цена, которую покупатель заплатит на кассе. Сначала напишите жалобу к руководству магазина, если они ничего не предпримут, идите в Роспотребнадзор. По номеру 226-89-50 у них работает горячая линия.

Четверг, 2 февраля 2017 Допускается ли возврат вещей, купленных со скидкой «по браку»?

Михаил спрашивает, можно ли сделать возврат бракованной вещи? Он купил рубашку без пуговицы и продавец сделала ему скидку «по браку». Но, вещь не подошла по размеру и обратно товар в магазине не приняли. Законно ли это интересуется покупатель?

Михаил, вам отказали не законно — объясняют в Роспотребнадзоре.

Если вы возвращаете вещь не из-за брака, а потому, что рубашка, действительно, не подошла вам по размеру продавец должен вам заменить товар или, если подходящего размера не будет, просто вернуть деньги.

Заполняйте претензию в двух экземплярах, заверяйте документ у продавца и ждите. В течение трех дней вам обязаны предложить решение.

Понедельник, 16 января 2017 Нужно ли оплачивать проезд в автобусе, если терминал не считал данные с транспортной карты?

Еще один вопрос об общественном транспорте. Терминал не смог считать данные с транспортной карты. При этом с собой есть чек о пополнении карты. Обязал ли пассажир оплачивать проезд? И как поступить если с собой нет наличных денег?

В этом случае неисправность прибора — это проблема перевозчика. Пополнив карту, говорят в департаменте транспорта, пассажир уже предварительно оплатил проезд и требовать деньги кондуктор не должен. В противном случае запишите номер автобуса и сообщить о произошедшем по номеру 256-84-04, в отдел по работе с жалобами населения. 

Пятница, 13 января 2017 Можно ли вернуть деньги за некачественный маникюр?

Можно ли вернуть деньги за маникюр, если он вызвал аллергию?

По закону о защите прав потребителей предприниматели обязаны информировать клиентов о товаре и услугах, чтобы человек мог правильно выбрать.

В данном случае, прежде чем приступить к маникюру в салоне должны были как минимум рассказать какие материалы будут использовать, гипоаллергенны они или нет, говорят юристы.

Чтобы вернуть деньги и получить компенсацию за некачественную услугу нужно написать в салон претензию и приложить справку от врача о последствиях после процедуры. Претензию должны рассмотреть в течение 10 дней, в случае отказа подавайте в суд.

Понедельник, 9 января 2017 В какие сроки можно вернуть билет и будет ли штраф?

Виктор приобрел билеты на новогодние каникулы на поезд, но к сожалению поездка отменилась. Мужчина интересуется, в какие сроки нужно вернуть билет, чтобы не было штрафа?

Виктор, увы, но при возврате билета в любом случае взымается сбор в размере 185 руб, 45 копеек. Чтобы вернуть полную стоимость билета, возврат необходимо оформить за 8 и более часов до отправления вашего поезда, для группы не позднее чем за 7 суток. При этом комиссию все равно высчитают. Соответственно, чем позже вы вернете билет, тем меньше вам вернут денег за него.

Имеют ли право не впускать в магазин с коляской?

Ольга рассказывает, пришла в супермаркет с ребенком в коляске, но охрана попросила оставить коляску возле кассовой зоны. Имеют ли они на это право?

Ольга, юристы говорят, что охрана на это право не имеет. Дело все в том, что в таком случае охранник просто ограничивает права так называемых маломобильных групп населения. Покупатели с детскими колясками относятся к этой категории.

Он, конечно, может предоставить вам какое-то другое транспортное средство для передвижения ребенка, но в таком случае должен будет и предоставить гарантию сохранности вашей коляски.

Если магазин не идет на уступки, можете пожаловаться в общество защиты прав потребителей, или же просто развернуться и уйти в другой магазин.

Четверг, 29 декабря 2016 Как вернуть деньги на транспортную карту при поломке автобуса?

Вероника рассказывает, после того, как оплатила проезд в маршрутке транспортной картой, автобус сломался. Кондуктор вернула пассажирам деньги наличными. Теперь Вероника спрашивает, а могла ли кондуктор вернуть деньги сразу на карту?

Могла, отвечают в компании Красинформа, которая и занимается транспортными картами. Для этого нужно попросить кондуктора, чтобы он перепрограммировал терминал на возврат и зачислил деньги обратно на карту. Если же вам отказали, обращайтесь к перевозчику. Контактные данные можно узнать в Красноярскгортрансе по телефону — 256-84-00 или 256-84-04.
 

Четверг, 10 ноября 2016 Несёт ли магазин ответственность за вещи, оставленные покупателем в камере хранения?

Из кабинки хранения в супермаркете украли вещи. Охрана магазина заявила, что ответственности за это не несёт. Так ли это?

Охранники магазина, как наёмные работники, ответственности они не несут. А вот руководство магазина должно обеспечить сохранность вашего имущества на своей территории.

Это регламентируется «Правилами продажи отдельных видов товаров» в законе о защите прав потребителей.

Поэтому в начале обращаетесь к руководству магазина, если они отказываются урегулировать проблему, то можете обращаться в суд.

Четверг, 3 ноября 2016 Обязан ли пассажир пользоваться кнопкой для остановки маршрутки, если это не остановка по требованию?

Прав ли кондуктор в маршрутке, если он требует от пассажира пользоваться кнопкой для остановки автобуса? Или это обязательно только при остановке по требованию?

В департаменте транспорта говорят, автобусы должны останавливаться на всех остановочных пунктах без дополнительных просьб или сигналов от пассажиров. Остановок по требованию в Красноярске очень мало, но и для выхода на них красноярцы не обязаны нажимать на кнопку, можно просто сообщить об этом водителю или кондуктору.

Вторник, 1 ноября 2016 Может ли кондуктор потребовать оплачивать проезд наличными?

Во время последней поездки в автобусе у кондуктора не работал терминал, через который оплачивается проезд. Рассчитаться с перевозчикам кондуктор предложил пассажирам наличными. Законным ли было такое требование?

В департаменте транспорта говорят, потребовать рассчета наличными кондуктор конечно может, но вот оплачивать проезд или нет вы уже решаете сами.

В департаменте транспорта говорят: платежный терминал в каждом автобусе — это одно из требований к перевозчику при заключении контракта и если тот внезапно оказался сломан — это проблемы кондуктора и водителя.

Ведь у пассажира, рассчитывающего на карту может не оказаться наличности с собой.

Пятница, 14 августа 2015 Могут ли в супермаркете при возврате просроченного товара потребовать паспорт?

Сергей купил просроченный товар в супермаркете. На следующий день мужчина пришел обратно, чтобы вернуть его. Взял с собой чек. Но администрация магазина потребовала паспорт. Законно ли это?

Сергей, специалисты Ропотребнадзора по краю говорят: в санитарном законодательстве на такие случаи о предъявлении паспорта и других документов, удостоверяющих личность не говорится.

Можно вернуть товар даже без чека, так как в кассовых аппаратах сохраняется вся информация о совершенных покупках. Поэтому смело требуйте своё.

Также можно привести с обой свидетеля, который видел как Вы покупали товар.

Четверг, 26 марта 2015 Как вернуть неудобную обувь в магазин?

Елена купила в магазине обувь, но пройдя буквально 20 минут по улице в обновке — стерла ноги. Женщина спрашивает: можно ли вернуть обувь и получить деньги обратно?

Елена, для начала вам нужно приехать в магазин и попытаться договориться с администратором. Если же разговор ничего не решит и вам откажут в возврате денег, то необходимо написать претензию.

Всю информацию по составлению таких претензий вы сможете найти на сайте Роспотребнадзора. Ну а далее ситуация может развернуться по-разному – либо вам вернут деньги, либо получите отрицательный ответ.

Во втором случае придется проводить экспертизу и доказывать, что обувь не подошла вам по причине индивидуальности стопы.

Понедельник, 23 марта 2015 Может ли компания взимать дополнительную плату при оплате услуг пластиковой картой?

Ольга пришла в частную стоматологию, и после приема у врача пошла расплачиваться на кассу. Девушка сказала, что у рассчитываться она будет по карте, на что ей ответили, что при оплате картой, будет взиматься дополнительная комиссия в три процента. Наша зрительница заплатила. Но на будущее интересуется: законны ли были действия стоматологии?

Ольга, действия клиники законны лишь в том случае, если в прайс-листе прописано, что при оплате услуг банковской картой взимается комиссия. Если же этого нигде нет, то комиссию они не вправе с вас требовать.

Предприниматель просто не хочет терять деньги, которые списывают с его счета за обслуживание терминала. Пишите письменную претензию на имя руководителя организации, если проблема не решится, смело обращайтесь в Роспотребнадзор.

Действия клиники незаконны.

Может ли водитель такси выдать чек, подтверждающий оплату проезда?

Катерина вызвала такси в диспетчерской службе, и предупредила оператора, что ей нужен чек, подтверждающий оплату за проезд. На что ей ответили, что чек она может получить только в офисе компании, а водитель чек выдать не может. Девушка интересуется, почему таксист не может ей выдать чек и правомерны ли действия службы такси?

Катерина, перевозчики делятся на две категории: фрахтовщики и информационная служба.

Если вы позвонили к первым, то все документы и чеки вы можете забрать в офисе компании, если же вы звонили в информационную службу, которая заключает договор с индивидуальными предпринимателями, то все чеки должны быть у водителя с собой. Этот вопрос вы должны обсудить с оператором перед тем, как вызвать машину.

Вторник, 23 сентября 2014 Где проверить купленный товар на недовес?

Людмила Сергеевна интересуется, как узнать, не обвешивают ли ее в магазинах. Раньше это можно было проверить на контрольных весах, а теперь она их не встречает. Как быть, спрашивает женщина и добавляет — есть ли штрафы для нечестных продавцов?

В Роспотребнадзоре отвечают: контрольные весы никуда не делись. По 55 постановлению правительства, которое в силе, они должны быть установлены и в магазинах и на рынках.

Если покупатель подозревает, что его обвешивают, то имеет полное право обратиться в администрацию магазина, к руководству рынка или напрямую в Роспотребнадзор с жалобой.

Для недобросовестных продавцов в административном кодексе предусмотрена статья «обман» по ней штрафы составляют от 3 до 40 тысяч рублей.

Источник: https://www.prima-tv.ru/news/handbook/uridicheskie/zakon_o_pravah_potrebitelya/

Штудируем права пассажиров общественного транспорта

Имею ли право загородить проезд в данном случае?

Для начала уясним одну простую истину: все без исключения услуги общественного транспорта подпадают под Закон «О защите прав потребителей», ведь пассажир оплачивает проезд, а предприниматель оказывает за это услугу по перевозке.

«Этот договор публичный, то есть отказать гражданину в перевозке не имеют права, – говорит глава СООО «Защита прав потребителей Самарской области» Ф.А.Разагатов. – Бывает, бабушке с большой сумкой водитель маршрутки говорит: «Не посажу вас». Это нарушение Гражданского кодекса. Водитель должен впускать всех.

Правда, в данном конкретном случае перевозчик имеет право потребовать плату за провоз багажа. Но он не вправе отказать в услуге».

Между тем существует ряд правил, когда водитель имеет право отказать гражданину в проезде. Например, если вы пытаетесь влезть в транспорт с зажженной сигаретой или будучи сильно нетрезвым.

«Пассажиру следует помнить, что общественный транспорт – это, прежде всего, общественное место, к которому применяются определенные запреты, – подчеркивает старший помощник прокурора Самарской области по правовому обеспечению А.С. Русских. – Так, статьей 20.

21 КоАП РФ устанавливается административная ответственность для граждан за появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность».

Есть и еще пара исключений.

Так, согласно статье №24 устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, «пассажиру может быть отказано в продаже билета в случае невозможности предоставления места вследствие превышения вместимости, предусмотренной конструкцией транспортного средства».

Как прокомментировали в департаменте транспорта администрации Самары, перевозчик также вправе отказать пассажиру в принятии багажа для перевозки или в провозе ручной клади, если их габариты не отвечают требованиям, установленным правилами перевозок пассажиров.

Как отмечают в областном обществе по защите прав потребителей, чаще всего со своими жалобами сюда приходят пассажиры… такси. «В основном жалуются на обсчет потребителей, – говорит Разагатов. – Это нарушение подпадает под статью 14.7 КоАП и заключается в том, что после заказа такси потребителю приходит sms с указанием стоимости проезда (либо стоимость сообщает оператор при заказе). А на месте водитель называет другую сумму. В большинстве случаев потребитель соглашается, но это неправильно. Можно пожаловаться перевозчику – владельцу такси. Тогда водителя накажут в рамках Трудового кодекса».

Если вы пенсионер, инвалид, беременная женщина или гражданин с ребенком – требуйте в общественном транспорте уступить вам сидячее место, а если откажут – жалуйтесь кондуктору или водителю.

«У каждого перевозчика есть свои правила, и в них прописаны социальные нормы, – продолжает Ф.А.Разагатов. – Потребитель обязан исполнять правила перевозчика, например, уступать места определенным категориям граждан.

Обычно эти правила висят в пассажирском муниципальном транспорте. В частном транспорте они вывешены не всегда, но это не значит, что их нет. Уступить кому-то место может распорядиться водитель или кондуктор.

Если пассажир отказывается исполнять правила перевозчика – значит, он не согласен с договором оказания услуги и в таком случае может отказаться от него, то есть должен покинуть транспортное средство».

Как отмечает Федор Разагатов, свидетельством заключения договора между перевозчиком и пассажиром служит чек или талон. Если такого нет, может стать затруднительным доказательство того, что вы в этом транспорте ехали, в случае какого-либо ЧП. Впрочем, доказать факт вашего проезда могут свидетели.

Кстати, с билетами связано и еще одно правило, которое следует запомнить. Если у вас нет билета, контролер не имеет права вас оштрафовать на месте. Штраф – это элемент гражданско-правовых отношений. На безбилетника должны подать в суд и через суд потребовать оплатить штраф.

А припереть к стенке в общественном транспорте и потребовать оплатить и проезд, и штраф – не имеют права. «Бывают ситуации, когда человек оплатил проезд, но положил билет мимо кармана, – отмечает Ф.А.Разагатов, – а контролер грозит штрафом. В таком случае потребитель может вызвать полицию и сказать контролерам: подавайте на меня в суд.

Также можно ссылаться на правила перевозки, нормы ГК и тот факт, что оплата штрафа на месте не предусмотрена законом».

А вот еще одна распространенная ситуация: трамвай сломался, кондуктор объявил, что пассажирам лучше отправиться дальше пешком или пересесть на автобус, а деньги, уплаченные за проезд, никто не вернул.

«Если поездка в предоставленном транспортном средстве прервана из-за неисправности, аварии или по другими причинам, пассажиры вправе воспользоваться приобретенным билетом для проезда в другом транспортном средстве, указанном перевозчиком, – сообщили в департаменте транспорта администрации Самары. – Пересадка пассажиров в другое транспортное средство организуется кондуктором или водителем того транспортного средства, где были приобретены билеты. Кондукторы транспортного предприятия не наделены правом возврата денег за проезд. Это должен делать перевозчик не позднее чем в течение 10 дней с момента предъявления соответствующего требования пассажира».

Таким образом, если пересадка не состоялась, подавать претензию нужно муниципальному предприятию, частной компании или индивидуальному предпринимателю, который выступает организатором перевозки. Как заверили в самарском департаменте транспорта, деньги пассажиру в подобных случаях возвращают всегда.

Право на компенсацию вы имеете и в случае серьезного ДТП. «Закон об обязательном страховании пассажиров действует с 2013 года, – рассказали в самарском департаменте транспорта.

– Согласно ему, каждый пассажир и его имущество как в муниципальном, так и в коммерческом транспорте застрахованы. Информация, включая контакты страховых компаний, с которыми работает перевозчик, размещена в салонах подвижного состава.

Так что в случае ДТП пассажиры могут обратиться в страховую компанию, которая возместит ущерб».

На практике закон действительно работает. «Ко мне часто обращаются за помощью граждане, пострадавшие от действий водителей пассажирского транспорта, – рассказала самарский адвокат О.Мамаева.

– Например, иногда люди выпадают из автобуса, а водители закрывают двери и уезжают.

Если случается что-то подобное, то, как правило, пассажиры обращаются в медучреждение, фиксируют повреждения и затем, обратившись в страховую компанию, получают страховку. С этим проблем нет».

Кстати, если водитель в процессе управления общественным транспортом допускает нарушения (например, курит, хамит или общается по мобильному телефону), вы можете сообщить об этом в транспортное предприятие, обслуживающее маршрут, или в департамент транспорта (на электронную почту deptrans@samadm.ru, по телефону горячей линии (846) 260-20-18 или в твиттер ведомства).

Если водитель незаконно пытается высадить пассажира, например, заявляет: «Я не еду до конечной, сойдите на остановку раньше», – следует напомнить водителю, что он должен исполнить свою обязанность по услуге и строго следовать путевому листу и останавливаться для высадки в отведенных для этого местах – остановочных пунктах. Если же высадка пассажира была осуществлена в принудительном порядке, надо попытаться зафиксировать этот факт. В этом случае водитель нарушает условия заключенного договора перевозки. Согласно Федеральному закону от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», лицо, заключившее договор, имеет право предъявить претензию перевозчику по месту его нахождения.

Источник: https://www.vkonline.ru/content/view/144304/shtudiruem-prava-passazhirov-obshestvennogo-transporta

Юриста совет
Добавить комментарий