Имеется ли необходимость в путевом листе для физ лица при работе на грузовом авто?

Обязателен ли путевой лист для служебного автомобиля?

Имеется ли необходимость в путевом листе для физ лица при работе на грузовом авто?

Путевой лист может быть очень важным документом для одних водителей, но совершенно бесполезным и ненужным для других.

Забыть о путевом листе могут владельцы транспортных средств, которые обеспечивают и содержат их за собственные деньги.

Но если водителем эксплуатируется автомобиль, оформленный на юрлицо, то есть на его содержание выделяются наличные из бюджета предприятия, ситуация меняется в корне.

Еще не так давно путевые листы должны были выписывать водители, имеющие частные или легковые авто, купленные организацией, или, наоборот, взятые в арендное пользование у гражданина России. За правильностью составления договора следили как сами предприятия, так и работники контролирующих государственных учреждений.

В 2018 году дела с путевым листом на автомобиль, оформленный на юрлицо, состоят проще.

Однако незнание законодательства и изменений его норм, положений приводит к тому, что бухгалтеры, привыкшие работать по старой, строгой системе, где путевой лист был обязательным к заполнению, продолжают довлеть и навязывать окружающим собственное представление этого вопроса. Тем, кто знает о нововведениях в российских законопроектах, такой исход событий кажется абсурдным и безосновательным.

Чтобы установить истину, необходимо тщательно изучить, что такое путевой лист, оформленный на юридическое лицо, зачем он выдается и кому он нужен.

Путевой лист дает возможность правильно составить первичные документы и отчетность на предприятиях, поэтому путевой лист всегда запрашивает бухгалтерия. Сведения из документа для последующего контроля также предоставляются сотрудникам налоговой инспекции.

Путевой лист на легковой автомобиль в 2018 году упрощает следующие процессы:

  • обеспечивает правильный учет и контроль расходов на топливо, бензин, которые после изымаются из налогооблагаемой базы;
  • позволяет вычислить заработную плату водителя.

Однако по факту путевой лист на автомобиль, оформленный на юрлицо, нужен для уменьшения денежной массы, положенной для налоговых отчислений.

Как вы понимаете, сотруднику ГИБДД абсолютно все равно, какие взаимоотношения складываются у вас с отделом бухгалтерии на предприятии.

Но это не мешает потребовать на дороге у водителя путевой лист или другой документ, где указано, кем является шофер для машины.

Когда в 2018 году путевой лист не нужен

Чтобы лишний раз не забивать себе голову ненужными условностями, нужно знать, когда положение о необходимости иметь при себе путевой лист на вас не распространяется. Итак, случаи, когда путевой лист не нужен:

  1. Если машина является собственностью физлица и применяется для решения личных целей и задач, возможно, передается во временное пользование другому человеку, что подкрепляется на законодательном уровне должным образом составленной и заверенной нотариальной доверенностью.
  2. Если машиной владеет юрлицо, которому не требуется отчетность относительно расходов на топливо, нужного для работы средства передвижения. В реальности эта ситуация выглядит так: гражданин России изначально приобрел машину для себя, но в связи с объяснимыми факторами и причинами переоформил транспорт на организацию. Да-да, такое тоже бывает и встречается, и, кстати говоря, нередко.

К примеру, на балансе собственности у индивидуального предпринимателя, который практикует упрощенный формат налогообложения, состоит автомобиль.

В роли налогооблагаемой базы выбрана доходная часть от предпринимательской деятельности, а значит, нет никакого смысла описывать и разбираться в расходной составляющей – путевой лист можете отложить в сторону.

Юридическое лицо, на которого оформлена машина, предоставляет водителю доверенность на управление транспортным средством, и этого достаточно для беседы с работниками ГИБДД.

Вместо доверенности можно предъявить соглашение о безвозмездном использовании имущества. Однако между сотрудником дорожной службы и водителем в этом случае может возникнуть спор: первые утверждают, что частные предприятия не имеют права составлять такие договоры, тем более использовать их, о чем имеется статья в Налоговом кодексе.

Когда без составления путевого листа в 2018 году не обойтись

Чтобы изучить все случаи, когда путевой лист на легковой автомобиль нужен, предпочтительно прочитать статью 6 Федерального закона под названием «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электротранспорта». В этом законопроекте вы узнаете:

  1. Как заполняется путевой лист, оформленный на юрлицо и в какой порядковой последовательности, решают компетентные работники федерального органа исполнительной власти, в их полномочия также входит выработка принципов государственной политики и правового контроля в транспортной области. В тексте идет речь и об обязательном указании сведений и информации о юрлице, физическом лице.
  2. Законом не разрешается перевозить пассажиров и вещи на автобусах, трамваях, легковых авто, если на руках у водителя нет выписанного путевого листа на конкретный вид транспортного средства, которым сейчас управляет шофер.

Некоторые интересуются, считается ли перевозкой людей, когда в качестве водителя выступает руководитель предприятия, на которое переоформлен автомобиль? Сотрудники ГИБДД говорят: «Нет», ведь директор везет самого себя и в салоне машины никто другой не находится.

Срок действия путевого листа в 2018 году

Заполнить путевой лист не так просто, как кажется.

Если в организации есть диспетчер или оператор, уполномоченный составлять подобного рода документы, это можно сделать, не отвлекая других сотрудников.

Но в большинстве случаев специально содержать в штате такого сотрудника финансово накладно, поэтому свои проблемы руководство решает за счет тех, кто не завален кучей бумаг и работы.

Кстати, есть еще один небольшой, но важный нюанс – если на автомобиль, оформленный на юрлицо, нужен путевой лист, в штате должна присутствовать медсестра с медицинским образованием. В ее обязанности входит просматривать шоферов перед выходом в рейс. Без механика, который исправит все недочеты и неисправности в технике, тоже не обойтись.

Когда поездки осуществляются ежедневно, могут возникать некоторые неудобства.

Поэтому многих руководителей интересует: можно ли выписать путевой лист, действующий несколько дней? Нормы действующего законодательства в 2018 году указывают на срок действия одного документа на легковой автомобиль, оформленный на юрлицо: от 1 дня до 1 месяца, но не более.

Если по закону путевой лист нужен, но по факту его нет, такое своеволие и халатное отношение является нарушением законодательства, соответственно, штрафные санкции не заставят себя долго ждать. В 2018 году штраф налагается в размере 500 рублей.

Источник: http://ukstrela.ru/obyazatelen-li-putevoy-list-dlya-sluzhebnogo-avtomobilya/

Является ли нарушением перевозка путевого инструмента?

Имеется ли необходимость в путевом листе для физ лица при работе на грузовом авто?

Путевой лист представляет собой документ, позволяющий на законных основаниях находиться человеку за рулем автомобиля, при этом удостоверяя состояние транспорта и водителя. Лист — официальное доказательство на дороге того, что автовладелец имеет право перевозить грузы, людей, совершать рейсы, здесь удостоверяется маршрут и цель поездки.

Важно знать, что данный документ используется для контроля расходов горючего, расчета пробега.

Узнайте, какое наказание предусмотрено за отсутствие путевого листа при перевозки грузов, людей для водителей и ИП.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:

+7 (499) 653-52-46 Москва
+7 (812) 313-26-17 Санкт-Петербург

Показать содержание

Какое наказание предусмотрено ГИБДД?

С 2017 года штраф за отсутствие путевого листа расписан в КоАП и регламентируется 2-мя статьями:

  • 2 часть статья 12.3 КоАП;
  • 12.31.1 КоАП.

Согласно им, ответственность за авто несет водитель, и он же оплачивает штраф или получает предупреждение.

За отсутствие документа минимальный денежный штраф — 500 рублей, а по статье 12.31.1 — 20 тыс. рублей и привлечение к ответственности должностного лица (сотрудника предприятия). Максимальный размер штрафа — 100 тыс. (виновником является юридическое лицо).

Хуже отсутствия путевки ее некорректное заполнение. Это идет по статье 12.31.1 КоАП, где за отсутствие соответствующих записей штрафуют от 5 до 30 тыс. рублей.

Справка! наказание могут получит одновременно и водитель, и предприниматель (работодатель). Статья 12.31.1 имеет примечание, в котором указано, что индивидуальный предприниматель без юридического оформления несет ответственность по всем пунктам, как юридическое лицо.

В частности, установлено, что в путевом листе проставляется дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством РФ). Кроме того приказом Минтранса России от 21.12.2018 N 467, скорректированы сведения о транспортном средстве, включаемые в путевой лист, а также сроки оформления путевого листа.

Для водителя такси или грузового автомобиля

Второй пункт статьи 12.

3 о правонарушениях говорит, что для водителей такси и грузовых авто назначает штраф в минимальном размере 500 р за отсутствие соответствующего документа, а также накладных о перевозке.

Таксисты должны иметь при себе именно данный документ, так как по части 2 статьи 6 ФЗ № 259 выезд транспортному средству без него запрещен (при перевозке людей, тоже относится и к перевозу грузов).

Если у рабочего водителя нет с собой листа, то штрафом облагается и он, и должностное лицо — размер составляет 20 тысяч р., юридическое лицо по максимуму — 100 тыс.р. Обнаружение сотрудником ГИБДД ошибок в заполнении документа во время проверки карается суммой от 5000 до 30 000 р.

Важно знать, что путевой лист, а также его заполнение может быть оформлено на усмотрение предпринимателя (это может быть установленный на предприятии документ — согласно ч.

4 статьи 9 ФЗ № 402, но с обязательными основными пунктами проверки для контрольных служб и ГИБДД).

Тогда вопрос о правильности оформления может быть рассмотрен по другому, но наличие общих пунктов для проверки обязательно (например, медицинский осмотр).

Для ИП и организаций

Если ИП (организация) не выдал или утерял первичный документ для своих водителей, то это будет считаться грубым правонарушением, когда произойдет проверка или при учете расходов и доходов. Это также карается штрафом в размере 10 тысяч рублей.

Штраф может возрасти до 30 тысяч, если правонарушение совершается периодически или произошло в один налоговый период (когда занижают налоговую базу, то размер штрафа это 20 % от сокрытого налога, что не менее 40 000 р. согласно статье 120 НК). Штраф возлагается как на водителя, так и на индивидуального предпринимателя. Максимальная сумма 100 тысяч.

Неправильно заполненные бумаги обойдутся водителю и работодателю в сумму от 3-30 тыс. рублей.

При отсутствии подписи механика может быть выписан указанный штраф в соответствующем размере, или сделано предупреждение сотрудником ГИБДД (другим контролирующим органом).

Совет! Если у организации имеется лицо, заменяющее автомеханика, то подойдет его подпись.

Пункт 1 статьи 20 «Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств» № 196-ФЗ обязывает проводить медицинский осмотр водителей перед их выходом в рейс и указывать о его прохождении подписью и печатью.

Перед выходом на маршрут в соответствии с законом № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях» юридическое лицо и ИП проводит медосмотр водителей. При нарушении данной статьи полагается штраф, который не делает поблажек.

Наказание за отсутствие отметки

По статье 12.31.1 КоАП за отсутствие записей полагается штраф от 5000 рублей — должностному лицу и 30 000 — предприятию. Это касается и записи о медосмотре. При выявлении нарушения сотрудник ГИБДД имеет право выписать штраф водителю на месте, а также дополнительно его руководителю (если таковой имеется).

Примечание той же статьи предусматривает несение административной ответственности юридическим и физическим лицом, также равной степени ответственности и максимальной строгости наказания.

Если не имеется отметки о медосмотре, то это облагается штрафом в пределах 30 000 рублей для организации/предприятия, 5000 — для должностного лица.

Если поездка оформлена удаленно и штампа нет, то штраф оказывается тем же.

Важно! Медицинский осмотр является обязательной процедурой при выходе на маршрут и без него водитель не имеет право на выезд.

Медицинский осмотр водителей (преимущественно в организациях, фирмах, предприятиях) проводят следующие специалисты:

  1. медицинская сестра;
  2. врач-терапевт;
  3. фельдшер.

Наличие медика на предприятии должно быть подтверждено соответствующей лицензией. Либо организация заключает договор с медицинским учреждением и к ним присылают персонал, либо оформляет в штат своего специалиста и выплачивает ему зарплату.

Наказание за езду без путевки на служебном автотранспорте регламентируется статьями 12.3 КоАП и 12.31.1 КоАП.

В данном случае ответственность и наказание понесет водитель автомобиля, ему же и выписывают штраф сотрудники ГИБДД.

Минимальный размер штрафа за отсутствие путевки на служебное авто — 500 рублей, редко делают предупреждение (если водитель докажет, что документ есть, но находиться в другом месте).

За неправильно заполненный лист должностное лицо или организация несет наказание в размере 20 тысяч рублей, а юридическое — 100 тысяч р. В некоторых случаях штрафуют по трем случаям одно авто. Могут быть исполнены все три вышеуказанные позиции одновременно.

Путевой лист в ПДД упоминается в главе 12.3 КоАП.

Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 настоящего Кодекса, а в случаях, предусмотренных законодательством, путевого листа или товарно-транспортных документов, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Обратите внимание! Чтобы не заполнять путевки каждый день, некоторые организации выписывают доверенность, но путевой лист является надежным документом в плане подсчетов расходов на автомобиль.

  • при выезде на маршрут требуется брать с собой путевой лист;
  • по просьбе сотрудника ГИБДД представить лист на проверку;
  • деятельность по перевозке пассажиров и их багажа обязывает водителя иметь при себе путевой лист и лицензию;
  • деятельность по перевозке грузов – водитель также имеет при себе путевку.

Назначение путевого листа — это в большей степени отчетность. По нему высчитывают затраты на топливо, запчасти и обслуживание автомобиля в процессе его эксплуатации на службе. Документом пользуется бухгалтерия предприятия, сотрудники налоговой службы.

Ежедневное оформление путевого листа процесс трудоемкий. Согласно пункту 10 Приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152 — данный документ можно оформить на несколько дней.

Источник: https://advocat-tech.com/yavlyaetsya-li-narusheniem-perevozka-putevogo-instrumenta/

Правила использования путевых листов в 2020 году

Имеется ли необходимость в путевом листе для физ лица при работе на грузовом авто?

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о путевом листе – документе, который в первую очередь нужен водителям коммерческих автомобилей.

Популярные вопросы, связанные с использованием путевых листов:

Рассмотрим данные вопросы поподробнее.

Путевой лист в ПДД

В ПДД 2019 года года фраза “путевой лист” употребляется лишь один раз, в пункте 2.1.1:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:…

  • в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов – документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;

При этом “установленные случаи” в ПДД не расписаны, потому придется обратиться к другим нормативным правовым документам.

Зачем нужен путевой лист?

Путевой лист в первую очередь предназначен для бухгалтерии юридических лиц, а также для сотрудников налоговой инспекции. Именно этот первичный документ позволяет учитывать расходы на бензин и вычитать их из налогооблагаемой базы. По сути путевой лист нужен для того, чтобы уменьшить сумму уплачиваемых налогов.

Тем не менее существуют ситуации, когда путевой лист является обязательным.

Нужен ли путевой лист на легковой автомобиль?

Давайте сразу же выделим водителей, которым не нужен путевой лист:

1. Если автомобиль принадлежит физическому лицу и используется им в собственных целях или передается другому физическому лицу по доверенности.

2. Если автомобиль принадлежит юридическому лицу и для этого юридического лица не имеет значения учет расходов на топливо.

Рассмотрим ситуацию на примере. Пусть автомобиль принадлежит индивидуальному предпринимателю, использующему упрощенную систему налогообложения и выбравшему в качестве налогооблагаемой базы доходы.

Говоря простыми словами, налогами облагаются только доходы этого юридического лица, независимо от его расходов. В описанном примере не имеет особого смысла заниматься оформлением путевок, т.к.

это приведет лишь к дополнительным затратам времени на заполнение бумаг и не принесет никакой выгоды.

При этом вместо путевого листа юридическое лицо может оформить специальную доверенность на управление автомобилем, которую водитель и будет предъявлять сотрудникам ГИБДД при проверке документов. Бланк доверенности для юридического лица будет опубликован в отдельной статье.

Также хочу обратить внимание, что в некоторых случаях заполнение путевого листа является обязательным. Перейдем к их рассмотрению.

Когда заполнение путевого листа обязательно?

Рассмотрим статью 6 федерального закона “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”:

Статья 6. Путевые листы

2. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

Второй пункт данной статьи содержит ситуации, при которых управление транспортными средствами запрещено:

  • перевозка пассажиров и багажа;
  • перевозка грузов.

Рассмотрим понятия пассажир, багаж и груз:

1) багаж – вещи пассажира, принятые для перевозки в установленном порядке;

3) груз – материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке;

12) пассажир – физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства;

На сколько выдается путевка?

Ежедневное заполнение путевых листов – довольно трудоемкое занятие. Тем более для маленьких организаций, где нет отдельного диспетчера. Поэтому возникает вопрос, можно ли оформить путевку на несколько дней?

Ответ на него дается в пункте 10 приказа министерства транспорта Российской Федерации “Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов”:

10. Путевой лист оформляется до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены (рабочего дня), или до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов.

Таким образом, путевой лист выдается:

  • на 1 день, если продолжительность рейса равна 1 дню или за день выполняются несколько рейсов.
  • на 1 рейс, если длительность рейса превышает 1 день.

Например, если водитель выезжает в длительный рейс по территории страны, длительность которого 2 месяца, то путевой лист оформляется только перед началом этого рейса.

Что касается организаций, автомобили которых ежедневно возвращаются на парковку, то они должны оформлять путевые листы каждый день.

Примечание. До 1 марта 2019 года путевой лист мог выдаваться на срок, не превышающий одного месяца.

Отметка медика

Все водители, работающие по найму, должны проходить обязательные предрейсовые медицинские осмотры. Отметка о прохождении такого осмотра ставится в путевой лист.

Предрейсовый медицинский осмотр

Отметка технического контролера

Если транспортное средство занимается перевозками пассажиров или грузов, то оно должно пройти предрейсовый контроль технического состояния, отметка о котором также ставится в путевку:

Предрейсовый технический контроль

Как заполнить путевой лист?

В 2019 году не существует стандартной формы путевого листа. Поэтому каждая организация может разработать собственный бланк. При этом следует учесть, что существуют обязательные реквизиты, которые должны присутствовать в любом путевом листе.

Инструкция по оформлению путевого листа

Штраф за отсутствие путевого листа

Ну и последний вопрос, который будет рассмотрен в данной статье, – штраф за отсутствие путевого листа. Наказание предусмотрено частью 2 статьи 12.3 КоАП и представляет собой предупреждение или штраф в размере 500 рублей.

Удачи на дорогах!

Источник: https://pddmaster.ru/avtomobili/osobennosti-ispolzovaniya-putevyh-listov.html

Оформление путевых листов: топ-10 вопросов

Имеется ли необходимость в путевом листе для физ лица при работе на грузовом авто?

Основными нормативными актами по использованию автотранспорта являются Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Федеральный закон от 08.11.

2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Первый устанавливает правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ, а второй регулирует отношения, возникающие при оказании услуг с использованием автомобильного транспорта.

В статье 6 Устава автомобильного транспорта сказано, что запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство. Минтранс России издал Приказ от 18.09.

2008 № 152, в котором утверждены обязательные реквизиты путевых листов и порядок их заполнения. При этом в Приказе четко сказано, что его обязаны применять в том числе и юридические лица, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

То есть об оказании услуг по перевозке речи уже нет.

Таким образом, Приказ фактически расширил круг лиц, обязанных применять положения Устава автомобильного транспорта. Получается, что эксплуатация любого транспортного средства организации должна оформляться путевым листом (Определение Верховного Суда РФ от 01.09.2014 № 302-КГ14-529, Письмо Минтранса России от 28.09.2018 № 03-01/21740-ИС).

Чтобы от начала и до конца разобраться в порядке оформления путевых листов с учетом новых требований, смотрите вебинар Контур.Школы «Автотранспортные расходы: путевой лист, бухгалтерский учет и налогообложение». В рамках видеоурока показан образец самостоятельно разработанной формы путевого листа, которую можно использовать.

По гражданскому законодательству аренда транспортного средства может осуществляться без экипажа (ст. 642–649 ГК РФ) и с экипажем (ст. 632–641 ГК РФ). По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению и технической эксплуатации.

При аренде автомобиля без экипажа арендатор обязан вести путевые листы, поскольку именно он эксплуатирует транспортное средство и несет расходы на ГСМ.

Путевой лист, содержащий обязательные реквизиты, является фактическим доказательством использования организацией арендованного транспортного средства в ее деятельности (ст. 252, подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

При этом путевой лист — один из первичных документов, подтверждающих расходы на ГСМ в целях налогообложения прибыли (Письма Минфина России от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161, от 16.06.2011 № 03-03-06/1/354).

Путевой лист при аренде заполняется как обычно, только в поле «Организация» нужно прописать сведения о владельце машины — в данной ситуации об арендаторе: его наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона и ОГРН (п. 5 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152).

Приказ Минтранса от 18.09.2008 № 152 предусматривает оформление путевого листа либо на рабочий день, либо на время выполнения рейса, если на перевозку необходимо затратить более одного рабочего дня. При этом в Письме Минтранса от 04.04.

2019 № ДЗ-514-ПГ говорится, что срок действия путевого листа не регламентирован, а пункт 4 Приказа так же, как и раньше, определяет срок действия, в течение которого путевой лист может быть использован.

В случае если путевой лист оформляется более чем на один день, прописывается дата (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого действует путевой лист.

Таким образом, путевой лист может быть оформлен на период, превышающий один день. Главное, проставить в документе следующие обязательные реквизиты:

  • показания одометра транспортного средства при выезде с парковочного места, а также при возвращении из рейса и окончании смены водителя транспортного средства;
  • дату и время выезда транспортного средства с парковки и его заезда на парковку;
  • дату и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства;
  • дату и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.

Действительно, в Госкомстатовских бланках путевых листов не предусмотрены реквизиты для отметок о проведении предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств.

Например, в отношении технического состояния машины в путевом листе легкового автомобиля есть лишь отметка «Автомобиль технически исправен», причем за подписью механика, а не контролера (Типовая межотраслевая форма № 3, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78).

Но в документе должны быть дата, время и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, а также текст: «Контроль технического состояния транспортного средства пройден» (п.

 12 Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса России от 08.08.2018 № 296, п. 16.

1 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152).

Получается, использование типовых форм путевых листов влечет за собой нарушение нормативных требований. Поэтому унифицированные формы Госкомстата можно лишь брать за основу и дополнять необходимыми реквизитами.

При этом путевые листы могут быть составлены компанией в произвольной форме, но с использованием обязательных реквизитов, перечисленных в Приказе Минтранса России от 18.09.2008 № 152 (Письма Минфина России от 23.09.2013 № 03-03-06/1/39406, от 25.08.

2009 № 03-03-06/2/161, УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 № 16-15/139308).

Проведение предрейсовых медосмотров дистанционным способом действующим законодательством не предусмотрено (Письмо Роструда от 03.10.2018 № ПГ/31740-03-3). На сайте онлайнинспекция.рф говорится, что дистанционно можно провести лишь некоторые манипуляции, входящие в предрейсовый медосмотр. Но невозможно проверить состояние кожных покровов, слизистых глаз, склер, зрачков и их реакцию на свет.

Суд также отмечает, что прохождение предрейсовых медосмотров удаленным способом с использованием телемедицинских технологий не соответствует положениям Федерального закона от 10.12.1995 № 196 «О безопасности дорожного движения» (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2018 № 05АП-7137/2018).

Если проводить предрейсовые медосмотры водителей дистанционно, то контролирующие органы, скорее всего, расценят это как допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения медосмотра и привлекут к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ в виде штрафа:

  • для организации — от 110 000 до 130 000 руб.;
  • для руководителя — от 15 000 до 25 000 руб.

В соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, работающих в качестве водителей транспортных средств.

По мнению Верховного Суда РФ, если работник по должности не является водителем, но по должностной инструкции или исходя из характера работы ему приходится управлять служебным транспортным средством, то он обязан проходить предрейсовые медосмотры (Постановление Верховного Суда РФ от 19.12.2016 № 18-АД16-173).

Есть и противоположные мнения судов о том, что предрейсовый медосмотр не нужен лицам, работающим в качестве водителей, в служебные обязанности которых не входят обязанности водителей (Апелляционное определение Московского городского суда от 18.09.2018 № 33а-6141/2018).

Исходя из сказанного безопаснее будет провести предрейсовый медосмотр работника, управляющего автомобилем и принятого на работу не в качестве водителя, в том числе и генерального директора.

Приказ Минтранса России от 18.09.2008 № 152 не относит к числу обязательных реквизитов информацию о пройденном маршруте транспортного средства.

Однако налоговые органы считают, что отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля в деятельности организации и, как следствие, об экономически обоснованных расходах на ГСМ (ст. 252 НК РФ, Письма Минфина России от 01.08.2005 № 03-03-04/1/117 и от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129).

Судебная практика по данному вопросу достаточно противоречива. Некоторые суды солидарны с контролирующими органами и признают, что если в путевом листе нет информации о маршруте, то расходы на ГСМ необоснованны (Определение ВАС РФ от 30.08.

2013 № ВАС-11880/13, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.04.2015 № Ф05-3450/2015). Другие арбитры говорят, что отсутствие в путевых листах данных о маршруте автомобиля не является основанием для отказа в подтверждении расходов на ГСМ (Постановления ФАС Московского округа от 26.08.

2010 № КА-А41/9668-10 и от 20.07.2010 № КА-А40/7436-10).

В целях предотвращения риска исключения при проверке из состава налоговых расходов затрат на приобретение ГСМ лучше составлять путевой лист с указанием маршрута автомобиля.

Пункт 3 Методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенных в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р, все еще содержит текст, что эти нормы предназначены для расчетов по налогообложению предприятий.

Но, по результатам экспертизы Минэкономразвития России, из пункта было исключено упоминание о предназначении этих норм для расчетов по налогообложению предприятий (п. 4.2 Заключения Минэкономразвития России от 20.04.2012 «По итогам экспертизы на распоряжение Минтранса России от 14 марта 2008 г.

№ АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»).

Таким образом, организации не обязаны применять Минтрансовские Методические рекомендации. Об этом не раз говорилось в разъяснениях Минфина, который признает право, а не обязанность налогоплательщиков учитывать эти нормы (Письма Минфина России от 22.03.2019 № 03-03-07/19283, от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875 и от 27.09.2018 № 03-11-11/69335).

Организации могут использовать как Минтрансовские, так и собственные нормы расхода ГСМ, только не забывая прописать в своей учетной политике выбранный вариант.

Если предприятие использует собственные нормы, то они должны быть утверждены приказом руководителя. Разработать их можно разными способами (Письма Минфина РФ от 10.06.

2011 № 03-03-06/4/67 и Управления ФНС России от 05.11.2015 № 08-14-03/13321). Например, на основании:

  • заключения научной организации, осуществляющей разработку таких норм;
  • данных технической документации автотранспорта;
  • информации, предоставленной изготовителем автомобиля;
  • актов контрольных замеров норм расхода топлива для конкретного автомобиля.

Способ заполнения путевых листов Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 не установлен. Однако из положений этого документа следует, что даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляет медицинский работник, проводивший соответствующий осмотр, и заверяет их своей подписью с указанием фамилии и инициалов.

Дату и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства должен проставить контролер технического состояния автотранспортных средств, проводивший соответствующий контроль, и заверить своей подписью с указанием фамилии и инициалов.

Таким образом, все отметки медика и технического контролера могут быть сделаны только от руки.

Кроме того, путевой лист оформляется до начала выполнения рейса, а значит, в него не могут быть заранее внесены время, километраж, показания спидометра и маршрут следования. Значит, технически невозможно, выполнив положения Приказа, заполнить эти поля путевого листа на компьютере.

При этом путевой лист — это обычный первичный учетный документ, который может быть составлен не только в момент совершения операции, но и непосредственно после ее окончания (п. 3 ст.

9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

На этом основании можно заполнять путевые листы комбинированным способом: частично на компьютере (проставляя данные, известные до начала рейса) и частично от руки.

Источник: https://school.kontur.ru/publications/1683

Лицензионная карточка на грузовое транспортное средство. Путевой лист ру

Имеется ли необходимость в путевом листе для физ лица при работе на грузовом авто?

8. Какие документы нужны что бы получить лицензию?

Для получения стандартной лицензии на перевозку грузов, кроме опасных, в пределах РФ, соискателю, частному предпринимателю, необходимо представить в Транспортную Инспекцию следующие документы:

1. Заявление на выдачу лицензии – стандартные бланки заявлений выдаются в транспортной инспекции.
2. Свидетельство о регистрации в качестве частного предпринимателя – копию + оригинал.
3. Справку о постановке на учет в ГНИ, либо свидетельство о Регистрации предпринимателя с отметкой ГНИ.
4.

Данные об имеющихся т/с (ПТС, свидетельство о регистрации ТС) – если Вы не являетесь владельцем ТС необходима доверенность на т/с, либо договор аренды.
5.

Данные об основных фондах, средствах и формах контроля, обеспечивающих выполнение требований по безопасности дорожного движения и пожарной безопасности- вместо этого подойдет договор на техническое обслуживание вашего автомобиля, сервисная книжка, либо документы подтверждающие, что вы исправно проходите ТО 1 и ТО 2 (например платежки с любого автосервиса).
6.

Декларацию о наличие собственной стоянки, или возможности хранения автотранспортных средств в иных, разрешенных для этого местах – можно представить в ТИ договор со стоянкой, корешки квитанций за оплату любой стоянки, пропуск в гаражно-строительный кооператив, принести выписку из БТИ, что у вас в 20 км.

от Москвы (или в 120) есть участок земли (дом, дача, огород) где вы и ставите свою машину. Можно взять у друга, имеющего такой участок, заявление, что он не возражает против стояния вашей машины у него посреди огорода. Короче все зависит только от вашей фантазии.
Вот весь перечень документов необходимых для получения лицензии.

В случае если Вы получаете лицензию на юридическое лицо, помимо вышеперечисленных документов Вам необходимо представить в ТИ:
7. Копии учредительных док-тов (если не заверены нотариально то оригинал + копия)
8. Данные о составе и квалификации специалистов предприятия (юридического лица) по лицензируемому виду деятельности и безопасности дорожного движения.

9.Для получении лицензии, в транспортной инспекции потребовали предъявить водительское удостоверение и медицинскую книжку (варианты – санитарный паспорт, талон о техобслуживании т/с, журнал учета путевых листов и т.д.).

В ответе на предыдущий вопрос, нами приведен ПОЛНЫЙ список документов, которые необходимо предоставить в ТИ на выдачу лицензии (п.5 Постановления Правительства РФ “Об утверждении положения о лицензировании перевозок…”). Кроме того в соответствии с п.

8 вышеуказанного Постановления “требовать от заявителя документов, не предусмотренных настоящим Положением, запрещается”.Так что по данному факту необходимо обратится с жалобой к начальнику ТИ, либо в Минтранс РФ.

Однако надо иметь ввиду что вышеперечисленные документы могут у Вас потребовать в ТИ, в случае проведения инспекторской проверки. Инспекторская проверка проводится по специальному заданию, которое регистрируется в журнале инспекторских проверок, подписывается Руководителем ТИ, заверяется гербовой печатью.

Результаты проверки оформляются специальным актом, копия которого выдается проверяемому. Кстати в акте, предусмотрена специальная графа для замечаний, объяснений и т.д. Так что не стесняйтесь ее заполнять, если Вас что то не устраивает.

10. При попытке получить лицензию в ТИ требуют предоставление удостоверения о прохождении курсов Профессиональной подготовки, без удостоверения документы не принимают.

Как указывалось ранее,в пакет документов, предоставляемых на лицензирование, входят “Данные о составе и квалификации специалистов предприятия (юридического лица)по лицензируемому виду деятельности и безопасности дорожного движения”. Но частные предприниматели, юридическими лицами не являются. Однако Приказом № 75 от 22.06.98 г.

“Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом” , Министерство Транспорта РФ,обязало всех частных предпринимателей обучатся по программе квалификационной подготовки.

Однако, в связи с тем, что данное требование не оговорено в Постановлении Правительства № 322, обязанность предпринимателя обучатся, оформляется предписанием, выдаваемым ТИ. Отсутствие удостоверения об окончании вышеуказанных курсов не может являться основанием для отказа в приеме документов и выдачи лицензии.

Однако неисполнение предписания, об обучении, влечет за собой приостановление действия лицензии.

Водители, частные предприниматели, не использующие труд нанятых водителей, проходят обучение по программе “Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах РФ”, программа делится на 82 часовую и 32 часовую.

82 часовую программу проходят водители не имеющие высшего и специального технического образования автомобильного профиля. 32 часовая программа соответственно для имеющих подобное образование, полученное свыше 5 лет назад. Если до 5 лет назад, учится не надо.

Частные предприниматели использующие труд нанятых водителей, кроме “Квалификационной подготовки” проходят курсы по безопасности дорожного движения.

Но как говорилось ранее, без данных удостоверений лицензию Вам выдать обязаны.

Список учебных заведений, обучающих по вышеуказанным программам .

1) При заполнении ТТН по форме № 1-Т, во II Транспортном разделе в строке Лицензионная карточка нужно выбрать: стандартная или ограниченная.

Что это такое, отчего зависит и что вообще нужно выбирать?2) При заполнении путевого листа по форме 4-П, в строке Диспетчер, должен подписывать диспетчер или может подписать другой человек? В строке водитель по состоянию здоровья к управлению допущен, должен подписывать врач или может кто-то другой подписывать, нужно ли вообще подписывать это строку? Если нет врача, что делать?

Если в штате нет должности «Диспетчер», то выписать путевой лист может другой уполномоченный сотрудник.

Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры должны проводить:

– медицинские работники, которые имеют высшее и (или) среднее специальное образование (в т. ч. сотрудники, состоящие в штате организации);

– или медицинские или иные организации, осуществляющие медицинскую деятельность при наличии соответствующей лицензии (пункт и Порядка, утвержденного ).

Если нет возможности держать в штате врача, то можно заключить с медицинским работником договор подряда. Или же оформите его как внешнего совместителя.

Исходя из этого проведение предрейсовых осмотров иными лицами является нарушением, за которое организацию могут оштрафовать ().

Путевой лист оформляйте в одном экземпляре на каждое транспортное средство. А тип машины надо сразу обозначить в наименовании путевого листа.

Например: путевой лист легкового автомобиля или путевой лист автобуса. Заполнять же бланк должен уполномоченный сотрудник организации (например, диспетчер или секретарь автохозяйства, если такие есть).

Все путевые листы должны быть пронумерованы и заверены печатью (штампом).

Даты и время предрейсового и послерейсового медосмотра водителя проставляет медработник, проводивший осмотр. Эти данные также должны быть заверены его подписью (с указанием Ф. И. О.) или соответствующим штампом.

Кроме того, по результатам предрейсового осмотра в путевом листе медработник должен сделать запись: «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен». А по результатам послерейсового осмотра – запись: «Прошел послерейсовый медицинский осмотр».

Такие отметки необходимо делать независимо от того, в собственности автомобиль или арендован (в т. ч. у сотрудника).

приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н .

Главбух советует: Если нет возможности держать в штате врача, то можно заключить с медицинским работником договор подряда. Или же оформите его как внешнего совместителя. Так удастся избежать споров с проверяющими.

На практике мало кто выполняет требование о том, что отметку в путевом листе должен поставить именно медработник, проводивший осмотр. Зачастую, если штатного врача в компании нет, это делает не медицинский работник (как это должно быть по правилам), а кто-то из своих, к примеру, начальник транспортного отдела. В этом случае организация допускает нарушение.

Дело в том, что предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры должны проводить: – медицинские работники, которые имеют высшее и (или) среднее специальное образование (в т. ч. сотрудники, состоящие в штате организации); – или медицинские или иные организации, осуществляющие медицинскую деятельность при наличии соответствующей лицензии.

При этом обязанность организовывать проведение обязательных предрейсовых и послерейсовых осмотров возлагается на организацию.

Это предусмотрено пунктами и Порядка, утвержденного приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н .

Исходя из этого проведение предрейсовых (послерейсовых) осмотров иными лицами является нарушением, за которое организацию могут оштрафовать.

Внимание: если к вам с проверкой придут из Росздравнадзора и увидят, что записи в путевых листах сделал не квалифицированный врач, а кто-то другой, компанию могут обвинить в нарушении порядка медосмотра водителя ().

А за этим последует административный штраф:

  • на должностное лицо (например, на руководителя) – от 2000 до 3000 руб.;
  • на организацию или предпринимателя – от 30 000 до 50 000 руб.

Поэтому все же безопаснее хотя бы заключить договор с медработником.

Кроме этого, за отсутствие в путевом листе отметки о прохождении водителем предрейсового медосмотра инспектор ДПС может оштрафовать:

  • руководителя – на 5000 руб.;
  • организацию или предпринимателя – на 30 000 руб.

Такие меры ответственности предусмотрены частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.*

Путевой лист оформляйте на каждый день или иной срок не более одного месяца. Если транспортное средство используют посменно несколько водителей, то можно на одну машину оформить сразу нескольких путевых листов – для каждого водителя.

Такой порядок заполнения путевых листов предусмотрен разделом III приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152.

Из справочника

Памятка к форме № 4-П. Путевой лист грузового автомобиля

Сколько экземпляров

Один экземпляр.

Кто заполняет

Выписывает – диспетчер или другой ответственный сотрудник.

Путевой лист выписывает диспетчер или другой ответственный сотрудник.*

Во время рабочей смены сведения о маршруте и пройденном километраже вносит водитель.

Кто подписывает

Путевой лист подписывает диспетчер. Кроме того, свои подписи ставят: – механик – об исправности автомобиля; – медицинский работник – о допуске водителя к управлению автомобилем по состоянию здоровья; – водитель – о том, что принял автомобиль в исправном состоянии;

– представитель заказчика – о выполнении заказа (в отрывном талоне).

Когда оформляют

При эксплуатации грузового автомобиля специализированными организациями. Применяется при условии оплаты работы водителей по повременным тарифам.

Путевой лист составляют перед выездом водителя по заданию. Выдают путевой лист на один рабочий день (смену) при условии, что водитель сдал путевой лист за предыдущую смену.

Для чего нужен бухгалтерии

На основании путевого листа: – списывают расходы на ГСМ ; – начисляют зарплату водителю;

– предъявляют счет заказчику за перевозку грузов.

При выдаче путевого листа, а также при передаче в бухгалтерию сданного водителем путевого листа ответственный сотрудник делает запись в журнале учета путевых листов .

ПИСЬМО

О КОНТРОЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

В связи с поступающими вопросами об особенностях контроля за соблюдением условий лицензирования индивидуальным предпринимателем (без образования юридического лица), привлекшим в качестве водителей других физических лиц для осуществления лицензируемой перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, Российская транспортная инспекция разъясняет.

При рассмотрении этого вопроса следует, как и в случае с юридическим лицом, исходить из того, что:

1) лицензию имеет владелец автотранспортного средства, а наемный водитель не считается лицом, которому передана лицензия (лицензионная карточка);

2) передача права владения автотранспортным средством другому лицу (продажа, передача в аренду, оформление нотариальной доверенности на право пользования и распоряжения и на иных основаниях, предусмотренных законодательством), не предоставляет права этому лицу осуществлять перевозки без получения в установленном порядке лицензии на свое имя. Такое право (лицензия и лицензионная карточка) остается у прежнего владельца автотранспортного средства и он не имеет права вместе с передачей права владения передавать новому владельцу лицензионную карточку на автотранспортное средство.

Источник: https://bodygrant.ru/licenzionnaya-kartochka-na-gruzovoe-transportnoe-sredstvo-putevoi-list-ru-gde.html

Юриста совет
Добавить комментарий