Имеет ли право мать запрещать ребёнку поступать в ВУЗ по его выбору?

Что в имени тебе моем? // Родители должны учитывать последствия выбора имени ребенка

Имеет ли право мать запрещать ребёнку поступать в ВУЗ по его выбору?

В нашей стране родителям предоставлена полная свобода выбора имени своему ребенку (п. 2 ст. 58 Семейного кодекса РФ, п. 2 ст. 18 ФЗ «Об актах гражданского состояния»).

Если они не могут договориться по поводу выбранного имени между собой, то их спор разрешается органом опеки и попечительства (правда, закон не уточняет, каким образом).

Органы ЗАГС не вправе отказывать в регистрации имени ребенка по причине его неблагозвучности, обидности, оскорбительности, некультурности, непроизносимости и т.д. Точно также его сотрудники не могут каким-либо иным образом повлиять на выбор родителей.

Презюмируется, что при принятии решения о том, как назвать ребенка, родители действуют исходя из его интересов, и задумываются о том, как «корабль поплывет».

В то же время действующее законодательство не содержит нормы, обязывающей родителей давать детям только те имена, которые явно не нарушают их интересы и права.

Закон также не уточняет, как поступать в случаях, когда факт такого нарушения очевиден и на лицо конфликт интересов родителей и детей в выборе имени последним.

Согласно статистике органов ЗАГС г.

Москвы, которая ведется с 1998 года, среди самых необычных имен, которые получили мальчики, были следующие: Дмитрий-Аметист, Матвей-Радуга, Николай-Никита-Нил, Иван-Коловрат, Меркурий, Кантогор-Егор, Христамрирадос, Князь, Принц, Будда-Александр, Господин, Ангел, Космос, Дельфин, Воля, Ярослав-Лютобор, Каспер Ненаглядный, Лука-Счастье Саммерсет Оушен, Мононо Никита, Огнеслав. За указанный период были зафиксированы следующие необычные имена у девочек: Услада, Полина-Полина, Голуба, Апрель, Вишня, Индия, Принцесса Даниэлла, Заря-Заряница, Луна, Ангел Мария, Луналика, Принцесса Анжелина, Алёша-Каприна, Океана, Росияна, Алена-Цветочек, Дельфина, Лиса, Радостина, Россия, София-Солнышко.

Сегодня в силу отсутствия адекватного механизма защиты права несовершеннолетних на имя,  в подобных случаях детям ничего не остается кроме как принять выбор родителей и жить в ожидании наступления определенных условий, при которых они смогут его изменить (ст. 59 Семейного кодекса РФ, ст. 58 ФЗ «Об актах гражданского состояния»).

Однако нашумевшая этой осенью история маленького Люцифера из Пермского края, фантазия родителей которого не идет ни в какое сравнение с воображением столичных жителей, породила в обществе сомнения об обоснованности приоритета права родителей на выбор совсем уж любого имени своему ребенку перед его правом на имя.

История мальчика с именем БОЧ рВФ 260602 (Биологический объект человека рода Ворониных – Фроловых, родившийся 26 июня 2002 года), которая не разрешается вот уже на протяжении 10 лет (если у кого-то есть другая информация об истории имени и жизни БОЧа, прошу поделиться, так как иных данных развития событий мне раздобыть не удалось), только подогревает дискуссии о праве органов опеки и попечительства забирать детей у «ненормальных» родителей и праве органов ЗАГС отказывать в регистрации «ненормальных» имен. Маленький БОЧ (так его называют) до сих пор живет без документов, так как суд встал на сторону органов ЗАГС Москвы, отказавшихся регистрировать ребенка с таким именем в защиту его интересов.

Попытки родителей поэкспериментировать над именем своего ребенка строго пресекаются законодательством разных стран, как негативно сказывающиеся на детской психике.

Кодекс Республики Беларусь о браке и семье запрещает давать детям имена, которые противоречат нормам морали и национальным традициям. В Германии  запрещены предосудительные имена, поскольку они могут вызвать дезориентирующие представления, ввести в заблуждение.

В Швеции не регистрируются имена, которые могут оскорбить или вызвать трудности у их носителя или по другой причине не могут быть именами. Их национальному суду не единожды приходилось рассматривать обращения родителей, борющихся за выбранные имена своим детям. В 1996 г.

  было отказано в регистрации имени, состоящего из 43 символов: «Brfxxccxxmnpcccclllmmnprxvclmnckssqlbb11116», в 2009 г. –  лаконичного «Q».  

В ряде стран вообще учреждены списки разрешенных имен. Например, в Дании такой список состоит из 7000 разрешенных имен, отдельно для мальчиков, отдельно для девочек. Если родители хотят дать ребенку иное имя, то им необходимо получить разрешение у местного священника, после чего окончательное решение принимают органы ЗАГС.

В 2009 году аналогичный список появился в Доминиканской республике из-за попыток родителей называть своих детей в честь любимого автомобиля или фрукта. Исландский комитет по наименованию отвечает за редакцию аналогичного списка в стране и принимает к рассмотрению иностранные имена, ранее не использовавшиеся в Исландии.

Если они не проходят проверку на фонетическую и грамматическую «совместимость» с местным языком, комитет отказывает в их включении в список.

Идея создания списка разрешенных имен в Новой Зеландии появилась после того, как с 2001 года родители 62 раза хотели назвать своего ребенка Правосудием и 31 раз Королем, 6 раз- Люцефером, дважды Мессия и Христос, одиножды 4Real (Взаправду), несколько раз и вовсе обозначить имя ребенка знаком звездочка (*) или период («. »).

Несмотря на существующий государственный контроль, в 2008 году Новая Зеландия попала в мировые новости благодаря близнецам, которых назвали Benson & Hedges (в честь популярной марки сигарет). В стране также нашлись дети с именами Жестокость и Автобусная остановка № 16.

После учреждения разрешенного списка имен четыре года назад органы опеки забрали у родителей девятилетнюю девочку с именем «Тулула танцует гавайскую хулу», чтобы изменить ее имя.

Кстати, похожий справочник личных имен, который впоследствии неоднократно переиздавался, был разработан еще в РСФСР в 1957 г. и включал наиболее распространенные русские имена и имена народов автономных республик и областей РСФСР.

Именно он был рекомендован Министерством юстиции РСФСР для работы органам загса. Сегодня в помощь работникам загсов существует большое количество подобных справочников различных авторов, не носящих какой-либо правовой характер.

Идея этой заметки пришла мне в голову после личного общения с родителями маленького Люцефера, которого у них грозятся отобрать (правовое основание пока не придумано, но думаю это вопрос времени).

Ею я не преследую цели каким-либо образом ограничить право родителей в возможности выбрать имя для ребенка, а лишь пытаюсь найти способы правового обеспечения баланса между их правом и правом их ребенка на имя, которое бы не нарушало его собственные интересы.

Мотивация Константина и Наташи (родителей ставшего известным на всю страну Люцика) лишний раз убедила меня в том, что не всегда свобода выбора обоснована и порой полет фантазии должен быть ограничен рамками реальности.

Желание родителей «выделиться» или «сделать обществу вызов» никаким образом не должно быть реализовано за счет детей. Согласитесь, цель рождения совсем не эта.

По этой причине у меня есть несколько вопросов к аудитории моего блога.

1. Необходимо ли в Закон об актах гражданского состояния и Гражданский кодекс РФ внести положение о запрете выбора (и последующей регистрации) имени, содержащего ненормативную лексику, цифровые обозначения, представляющего собой различные аббревиатуры, сочетания согласных и т.п.;

2.

Необходимо ли поручить Министерству юстиции Российской Федерации, как органу в ведении которого находятся вопросы регистрации актов гражданского состояния, принять единый перечень имен для работы органам ЗАГС.

В случаях, когда родители пожелают выбрать другое имя для ребенка, для осуществления регистрации его рождения им будет необходимо получить разрешение органов опеки по аналогии со ст. 59 Семейного кодекса РФ.

Источник: https://zakon.ru/Blogs/chto_v_imeni_tebe_moem__roditeli_dolzhny_uchityvat_posledstviya_vybora_imeni_rebenka/14614

Скосаренко Е.Е. Ребенок без прививок

Имеет ли право мать запрещать ребёнку поступать в ВУЗ по его выбору?

Ребенок без прививок: инструкция по выживанию

Скосаренко Е.Е.

кандидат юридических наук,

юрист

В прессе встречаются публикации, что все чаще родители не делают прививки своим детям. Как это оценивать с точки зрения законодательства в России, какие есть нюансы и камни преткновения – в нашей статье.

Не обсуждая аргументы “за” или “против” такого решения, постараемся юридически обосновать ответы на самые частые вопросы, касающиеся прививок. Во-первых, для начала разберемся, а можно ли их вообще не делать, чем это грозит (и грозит ли) родителям и ребенку, и во-вторых, как защитить права тех, кого это решение затронет.

Вправе ли граждане не делать прививки себе и своим детям?

Да, могут. Это гарантирует Конституция РФ (ст. 41) и наше законодательство (п. 1 ст. 5 Закона N 157-ФЗ).

Вообще, в законодательном регулировании вопросов иммунопрофилактики наша страна стоит в одном ряду с развитыми странами Европы, где прививки – это добровольное и личное дело гражданина. Ст.

41 Конституции РФ определяет, что медицинская помощь – это право каждого человека и гражданина, но не обязанность.

Почему же в реальности в любой поликлинике, больнице или детском саду, школе с удивлением поднимут брови и строго, подробно выясняют причины отказа от вакцинации, раз это добровольное право родителей? Объясняется это двумя причинами.

В первую очередь, потому что все мы “родом из СССР”, а тогда прививки были обязательным и непререкаемым благом, которое медицинские работники и чиновники и сейчас продолжают нести в мир.

Во-вторых, не последнюю роль играет государственное целевое финансирование прививок, ведь в случае массовых отказов от прививания госзаказ окажется “не у дел” Официальные цифры: согласно ФЗ “О федеральном бюджете” на профилактические прививки планируют потратить из госказны в 2018 г. – 11.6 млрд. руб.

и по 11.8 млрд. руб. – в 2019 г. и 2020 г. (пп. 22 статьи 1 ФЗ от 3 июля 2018 г. N 193-ФЗ “О внесении изменений в ФЗ “О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов”)

Так что официальный подход такой: все дружно делаем прививки и себе, и детям, но если очень-очень не хочется – можете отказаться. Если есть сомнения: открываем и внимательно изучаем пп 1 ст.5 ФЗ N 157 “Об иммунопрофилактике инфекционных болезней”, которая подтвердила право граждан на отказ от прививок.

Отказаться вы можете как от всех прививок, так и от отдельных видов, как сами (пп 1 ст. 5 ФЗ N 157), так и в отношении своих несовершеннолетних детей (пп.1 и 2 ст. 20 ФЗ N 323-ФЗ). Для этого совершенно необязательно иметь медицинские или иные противопоказания.

От каких заболеваний в РФ прививают:

Гепатит B

Туберкулез

Полиомиелит

Дифтерия

Корь

Коклюш

Столбняк

Краснуха

Паротит

Гемофильная инфекция

Более подробно, от чего прививают, когда и как часто – см. Национальный календарь профилактических прививок, приложение N 1 к приказу Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 г. N 125н.

Надо понимать: прививки – это всегда вмешательство в организм, и есть признанные медиками противопоказания, когда их делать запрещено. Педиатр обязан родителям перечислить эти случаи, а также предупредить о неблагоприятных последствиях вакцинации (п. 1 ст.

20 ФЗ N 323-ФЗ) Однако, как показывает опыт, об этом врачи почему-то забывают. Предупреждены – вооружены! Противопоказания к прививкам бывают абсолютные (нельзя делать ни при каких условиях) и временные (нельзя делать только в указанный период), Подробнее см. п. 3.

Медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок)

Не делаем ни при каких условиях! (абсолютные противопоказания):

– Тяжелая реакция на предыдущую аналогичную прививку (температура от 40, судороги, отек более 8 сантиметров в диаметре, анафилактический шок, тяжелые аллергические реакции);

– Злокачественные новообразования, иммунодефицитные состояния организма, период беременности и лактации.

Не делаем в период, когда ослаблен организм (временные противопоказания):

– грипп или ОРВИ с лихорадкой (прививают не ранее чем через 2 месяца после выздоровления);

– хронические болезни (прививание ребенка возможно лишь после одобрения лечащего врача);

– недоношенность (прививают ребенка только после достижения 2 кг);

– иммуносупрессивная терапия (в это время нельзя);

– после переливания крови или введения иммуноглобулинов (прививка возможна не ранее чем через 3 месяца).

Более подробно противопоказания для каждой вакцины см. табл. 1 Медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок

Там же, обратите внимание, в п.

4 этого документа перечислены возможные тяжелые реакция и осложнения на прививки: температура выше 40°C, отек и гиперемия свыше 8 см в диаметре, анафилактический шок, тяжелые генерализованные аллергические реакции (ангионевротический отек), синдромы Стивенса-Джонсона, Лайела, сывороточной болезни; энцефалит, вакциноассоциированный полиомиелит; поражение центральной нервной системы с остаточными проявлениями, приводящими к инвалидности, энцефалопатия, серозный менингит, неврит, полиневрит, а также проявления судорожного синдрома, генерализованная инфекция, остеит, остеомиелит, артрит хронический.

Никто не может гарантировать на все “сто процентов”, случится нечто подобное или нет после прививки с вашим ребенком, но, разумеется, знать об этом желательно.

Что родителям грозит, если не делать детям прививки?

Все сомнительные аспекты оценили, продумали, взвесили. Если в итоге решаете “не делать” – возникает уйма вопросов. Могут ли отобрать ребенка? Вправе ли заставить или могут ли медики сами сделать прививку ребенку в саду или школе без вашего согласия? Не посадят ли несговорчивых родителей в тюрьму, как в Уругвае, на полгода? На эти “болезненные” вопросы ответ один – нет. Возвращаемся к пп.

1 ст. 5 ФЗ N 157, где установлено, что прививки – это добровольное дело и решение родителей. Ответственности за отказ не предусмотрено. Вместо карательных мер у нас установлены ограничения непривитым гражданам по выезду из страны и допуску в образовательные учреждения (п. 2 ст. 5 ФЗ N 157-ФЗ).

Никто не может привлечь к ответственности человека за реализацию его права, установленного законом!

Разумеется, если ребенку не делали прививок, поскольку до него вообще не было родителям дела, и ребенок фактически оказался “заброшенным”, то это совсем другая история.

Если кроме отсутствия прививок еще плюс к тому же будет установлено ненадлежащее исполнение остальных родительских обязанностей (длительное и систематическое игнорирование потребностей ребенка, отсутствие заботы о его здоровье, питании, безнадзорность, антисанитарные условия проживания), то вопрос может ставиться вплоть до лишения родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса РФ) и административной ответственности (ст. 5.35 КоАП РФ). Но это уже крайние случаи, которые, надеемся, не имеют отношение к нашим читателям.

По смыслу пп.1-2 ст.5 ФЗ N 157-ФЗ родители не должны отвечать перед законом и в том случае, даже если их непривитый ребенок в итоге переболеет заболеванием из национального календаря прививок.

С другой стороны, не должны отвечать перед законом и те родители, чей ребенок, не дай бог, пострадал от прививки.

Ведь это тоже был их выбор! Однако внятной судебной практики на этой счет на настоящий момент не выработано.

Уже неоднократно некоторые публичные лица, министры и депутаты выходят с требованием обязать родителей прививать поголовно всех детей, но пока Дума стабильно отклоняет эти инициативы.

Вправе ли медики сделать прививку ребенку без согласия родителей?

Не вправе! Для проведения вакцинации родители в обязательном порядке должны подписать информированное согласие, и только после него медики ставят прививку ребенку. Такой порядок предусмотрен ч. 1 и ч. 7 ст.

20 ФЗ N 323-ФЗ. Даже если в вашем регионе или городе будет объявлен карантин в разгар эпидемии – все равно никто не вправе принудить или без вашего согласия сделать ребенку прививку (пп. 1 – 2 ст. 5 ФЗ N 157-ФЗ).

Возьмут ли без прививок в сад и школу?

Многие убеждены, что без прививочной карты ребенка никуда не удастся устроить. Однако это не так. Государство обязано обеспечить каждому человеку право на образование и его общедоступность (п. 2 ст. 41 Конституции РФ).

Поэтому брать в образовательные учреждения ребенка обязаны независимо от наличия/отсутствия прививок (п. 3 ст. 5 ФЗ N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”).

Но не будем лукавить, родителям нервы потрепать все равно могут.

Во-первых, непривитым детям могут временно (на период, пока есть основания) запретить прием в образовательное учреждение в случае массовых инфекций или при угрозе эпидемий. Во-вторых, их могут не выпустить из РФ в страны, в которых прививки обязательны (п. 2 ст. 5 ФЗ N 157-ФЗ).

Обратите внимание: могут именно отказать в приеме будущим обучающимся и только на период карантина. И не просто потому, что директору школы эпидемия “привиделась”.

Должно быть обязательно утверждено официальное решение об эпидемии в регионе и объявлении карантина. Его объявляют местные органы власти по предписанию главных санитарных врачей и их заместителей (п. 2 ст.

31 ФЗ N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”).

Источник: https://base.garant.ru/77560172/

Защищаем права ребенка в школе

Имеет ли право мать запрещать ребёнку поступать в ВУЗ по его выбору?

Как правило,  с одной стороны, — незнание, а, с другой стороны, — нарушение прав школьников приводит к конфликтным ситуациям «школа — ученик – родитель».

Как родители могут защитить права ребенка в школе? Рассмотрим несколько примеров.

Гендерное равенство

Гендерное равенство – это когда  каждый человек имеет равные права, независимо от того, принадлежит он к мужскому или женскому полу.

Возможный вариант нарушения – дискриминация по половому признаку: девочкам было приказано мыть полы, а мальчиков отпустили домой.

Справка. Если человека ограничивают в правах и возможностях по половому признаку, то это ничто иное, как дискриминация. Международным правом и российским законодательством дискриминация категорически запрещена.

Что делать?

Попытайтесь решить проблему мирным путем: обратите внимание классного руководителя, что  нельзя налагать больше обязанностей на девочек, чем на мальчиков, предложите не делить учащихся на юношей и девушек, а обратиться за помощью ко всем ребятам.

Если это не поможет, то действуйте по схеме: администрация — управление образования — суд.

Школа и религия

Школа не имеет права принуждать учеников заявлять о своей принадлежности к той или иной религии – это личное дело каждого.

Возможный вариант нарушения – представим себе, что Планом общешкольных или классных мероприятий предусмотрено посещение православного монастыря. Среди учеников есть не только православные, но и мусульмане, буддисты или последователи других религий и это мероприятие может противоречить их религиозным убеждениям.

Справка. Каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, т.е. каждый имеет право сам решать, верить в Бога или нет, и какую религию выбрать. Каждый имеет право не только верить или не верить, но и поступать так, как диктуют ему вера или убеждения. Также по разным причинам не все могут открыто сказать о своих религиозных убеждениях и чувствах.

В законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» говорится: «Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих».

Что делать?

Школе необходимо отказаться от проведения мероприятий, имеющих религиозную окраску, ибо  школа не может проводить никакие мероприятия, связанные с религией, например, собирать пожертвования на нужды религиозных общин,  вовлекать учеников в религиозные обряды, т.к. при этом нарушается норма Закона о светском характере образования.

Ученики имеют полное право отказаться от участия в мероприятиях, имеющих отношение к религии.

В случае, если учеников пытаются привлечь к этим мероприятиям принудительно, то следует подать письменную жалобу директору школы, обратиться в управление образованием, к  уполномоченному по праваам ребёнка.

Уважение чести и достоинства школьника

Обучающиеся имеют право на уважение своей чести и  достоинства.

Возможный вариант нарушения разбирательство учителя с учеником в присутствии всего класса или вынесение  на суд класса обсуждение мнений, убеждений ученика без его согласия.

Справка. Публичные разбирательства входят в противоречие с правом обучающихся на уважение своего человеческого достоинства, которое закреплено в Законе «Об образовании» (статья 50, пункт 4), являются оскорбительными и недопустимыми.

 Конституция России устанавливает право на свободу мнений и убеждений: «Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (статья 29, пункт 3). Кроме того подобные «судилища» наносят детям огромный моральный ущерб.

Применение таких методов воспитания педагогом не допустимо.

Что делать?

Выяснить у учителя суть  конфликта. Переговорил ли заранее педагог с учеником  и получил ли его согласие на публичное обсуждение  его действий.

В случае нарушения законодательства обращайтесь с жалобой к директору школы.

Вы также имеете право обратиться в суд о защите чести и достоинства ребёнка.

 Право на охрану здоровья

Школа несёт ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебного процесса.

Возможный вариант нарушения – ученик освобождён от физических нагрузок и об этом имеется справка. Однако учитель физкультуры не принял это во внимание  и поставил  школьнику двойку.

Что делать?

 Учителю физкультуры можно объяснить, что ученику бегать и прыгать после операции – опасно для здоровья.

Обратиться за помощью к классному руководителю и завучу. «Двойка» должна быть отменена, и в будущем таких случаев повторяться не должно.

Если не помогают устные обращения, то пишите заявление директору школы с требованием провести по этому факту дисциплинарное расследование.

Если всё же учитель заставил заниматься ребенка и такая «физкультура» нанесла  вред его здоровью — запаситесь необходимыми документами, и смело идите в суд.

Обязательные  дополнительные занятия, факультативы 

Все дополнительные занятия, такие как кружки, факультативы,  секции и т.д.  могут быть только добровольными.

Возможный вариант нарушения – иногда в школе принуждают детей посещать дополнительные занятия.

Справка. В каждой школе есть учебный план. В нём записано, какие предметы изучаются в данном классе и сколько на эти предметы уделяется времени. Поэтому  никто не может заставить школьника посещать дополнительные занятия. Например, если в учебном плане нет «физики твердого тела» как обязательного предмета, то этот спецкурс можно не посещать.

Что делать?

Исходим из  того, что любой преподаватель высоко оценит ученика, который имеет дополнительные знания, полученные на спецкурсе. При сдаче экзамена по основному предмету, это только пойдёт ученику на пользу.

Если вы опасаетесь, что все же учитель будет относиться к ребенку предвзято, обсудите ситуацию с учителем, завучем школы, напишите заявление директору.

Общественно полезный труд

«Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается» — записано и в статье 50 Закона «Об образовании».

Возможный вариант нарушения – детей заставляют дежурить по  классу, по школе, убирать территорию и т.д.

Справка. Статья 37 Конституции РФ гласит: «Принудительный труд запрещён».

Обратите также внимание на формулировку статьи 50 Закона «Об образовании»:  школа должна получить не только согласие самих учеников на помощь школе своим трудом, но и согласие их родителей. Это означает, что школа не имеет права приказывать школьникам брать тряпки в руки и отправляться вытирать лужи в школьных коридорах, участвовать в дежурстве, мести улицы, чистить остановки и лесопарки.

Если следовать букве закона, то даже, если бы сами ученики стояли с тряпками и метлами в руках и умоляли бы разрешить им участвовать в трудовом десанте, то директор не смог бы им этого позволить, пока они не принесут письменное согласие родителей.

Что делать?

Если школа всё же принуждает ученика дежурить, убирать территорию школы или общественные места, то родители  могут обжаловать действия школы.

Можно обратиться к директору с письменной жалобой на действия классного руководителя, который заставляет детей выполнять работу, дежурить по классу, мыть полы, заступать на «пост номер один». Если директор откажется освободить ребенка от дежурств, работ – пишите жалобу в управление образования и органы по защите прав ребёнка.

Если и это не поможет, родители могут подать на школу в суд.

Иногда ссылаются на  Устав школы. Прочитайте его и убедитесь, что такая норма там действительно есть. Очень вероятно, что её там не окажется. Но в любом случае Устав школы не может противоречить Закону и Конституции.

Если противоречие есть, то нужно руководствоваться не Уставом (или приказом директора, или неким положением), а именно Конституцией и Законом. При этом родители могут обратиться к учредителю, а также в прокуратуру.

Если школе действительно требуется помощь, то она может обратиться к ученикам  с  просьбой, а не приказывать. Школьники вправе самостоятельно решить, откликнуться на просьбу школы или нет.

Также заранее следует  выяснить позицию родителей по вопросу привлечения их детей к труду. Это относится не только к экстренным случаям, но и к обычным дежурствам, генеральным уборкам и прочим «трудовым десантам».

Обратите внимание, что даже если ребёнок трудится на благо школы по своему собственному желанию,  согласие родителей необходимо.

Если родители не согласны с привлечением детей к общественно  полезному труду, то у них есть все основания жаловаться на школу не только в органы управления образованием, но и подать в суд.

Самообслуживание в школе, конечно,  должно быть, но искать решение этой проблемы нужно вместе с учениками, правозащитниками и родителями обучающихся,  руководствуясь действующим законодательством.

Право на образование

Все граждане России имеют конституционное право на образование.

Возможный вариант нарушения – удаление ученика с урока или не допуск до занятий.

Справка. Учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. У учителя нет права произвольно решать это.

Если ученик пришёл в нетрезвом виде или начал громить школьную мебель – тогда учитель обязан реагировать: вызывать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые из рук в руки примут ученика у педагога и продолжат с ним работать.

Но когда поведение школьника не представляет никакой опасности, учитель обязан пустить его в класс. Учить школьника — это его обязанность, работа, за которую ему платит деньги государство.

Что делать?

Если такое произошло, постаратесь выяснить все обстоятельства конфликта.

Если вы установили, что ваш школьник всё же нарушил Правила для учащихся, то почитайте Устав вашей школы, и узнайте, какие меры наказания за это предусмотрены. Такого наказания как отстранение от урока в них не должно быть.

Напишите жалобу директору школы. Если и после этого ситуация не изменится, подайте жалобу в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования. Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» даёт на это право.

Уважаемые родители! Не позволяйте унижать себя и своих детей! Научите детей постоять за себя.

При подготовке были использованы материалы ряда интернет-сайтов

Защищаем права ребенка в школе

Источник: https://eduinspector.ru/2012/10/06/uvajaem-i-soblyudaem-prava-rebenka/

Отцы запрещали дочерям поступать в вуз из-за религии — волонтеры села Ырыс

Имеет ли право мать запрещать ребёнку поступать в ВУЗ по его выбору?

Мой отец не получил высшего образования, однако всегда твердил, что у меня оно должно быть.

Я слабо представляю, как и почему родители могут запретить своему ребенку развиваться, а вот девушки, с которыми мне удалось познакомиться, знают о такой проблеме не понаслышке.

Эта история не о феминизме, а о том, что у девочек из далекого села есть право и возможность, а главное — желание получить высшее образование.

© Фото / из архива Дилнозы Нишановой и Шохсанам Акматалиевой

Волонтеры из Сузакского района Джалал-Абадской области Дилноза Нишанова (слева) и Шохсанам Акматалиева

— Для начала расскажите о своем селе.

Дилноза: В Ырысе живут примерно 40 тысяч человек. В основном люди занимаются сельским хозяйством и мелким предпринимательством. Работают главным образом мужчины, девочки после окончания школы чаще всего становятся домохозяйками.

У нас много талантливых, целеустремленных девушек, желающих получить профессию, но их родители не понимают важности этого и не хотят идти навстречу дочерям.

Потому в сельском округе Ырыс очень мало образованных женщин, что отражается на воспитании подрастающего поколения.

— Почему так сложилось?

Шохсанам: Многие сельчане думают, что образование для девушек — пустая трата времени, ведь главное призвание женщины — быть женой и матерью, хранительницей семейного очага. Мы не считаем, что это неправильно, и никого не осуждаем, просто у многих женщин нет выбора. А он должен быть у каждого человека.

© Фото / из архива Дилнозы Нишановой и Шохсанам Акматалиевой

Дилноза Нишанова: в понимании многих родителей, счастье для девушки — это удачный брак. Мы никого не осуждаем, просто у многих женщин нет выбора

Дилноза: Иногда запрет можно сравнить с психологическим насилием. В понимании многих родителей счастье для девушки — это удачный брак. Если муж запрещает жене работать, это норма, он имеет такое право. Допустим, когда я училась в школе, в моем классе было 15 девочек, и только три продолжили дальнейшее обучение, а остальные вскоре вышли замуж.

Шохсанам: На ситуацию сильно влияет религиозность общества. Многие люди заставляют дочерей подчиняться законам религии, хотя понимают их как-то по-своему. Ведь нормы шариата не отвергают науку и образование!

— Насколько я знаю, в течение прошлого года вы активно пытались изменить ситуацию. Что конкретно предпринимали?

Дилноза: Мы участвовали в проекте “Послы молодежи”: работали волонтерами, ходили на тренинги, где нас самих учили писать проекты. После этого начали кампанию по повышению уровня образованности девушек в Ырысе.

Шохсанам: Мы хотели, чтобы девушки и их родители осознали важность послешкольного обучения, приводили примеры, как образованные люди достигают успехов. Мотивировали девушек поступать в университеты и заниматься самообразованием.

— Это не воспринималось негативно?

Дилноза: Скажу честно, первое время мы сильно переживали по поводу того, как общественность отнесется к нашим инициативам. Но все-таки рискнули.

Провели в сельских школах две мотивационные встречи с родителями и учениками 9, 10 и 11-х классов. В них приняли участие успешные женщины, представители духовенства и сотрудники нескольких вузов Джалал-Абадской области.

Общее число участников двух встреч составило примерно 200 человек.

  • Дилноза Нишанова: в 2015 году из одного класса, где учились 15 девушек, экзамены в вузы сдали всего две. После того как мы провели экскурсии, в университет поступили уже 30!© Фото / из архива Дилнозы Нишановой и Шохсанам Акматалиевой
  • Шохсанам Акматалиева: если наши девушки не могут самостоятельно решать вопрос о своем образовании, семьи должны стать их опорой и поддержкой© Фото / из архива Дилнозы Нишановой и Шохсанам Акматалиевой
  • Дилноза Нишанова: скажу честно, первое время мы сильно переживали по поводу того, как общественность отнесется к нашим инициативам© Фото / из архива Дилнозы Нишановой и Шохсанам Акматалиевой

1 / 3

© Фото / из архива Дилнозы Нишановой и Шохсанам Акматалиевой

Дилноза Нишанова: в 2015 году из одного класса, где учились 15 девушек, экзамены в вузы сдали всего две. После того как мы провели экскурсии, в университет поступили уже 30!

— Вы и молдо пригласили?

Шохсанам: Мы получили много отзывов от родительниц: они просили привлечь к нашей миссии имамов, которые могут провести в мечети проповеди на эту тему для мужчин, что и было сделано. Потому что в Ырысе получению образования девушками в основном противились отцы.

Дилноза: Молдо мы пригласили специально, чтобы показать, что обучение не мешает религии. Важно было, что это говорили не мы, а именно представитель духовенства.

Например, в 2015 году из одного класса, где учились 15 девушек, экзамены в вузы сдали всего две. После того как мы провели экскурсии, в университет поступили уже 30! Понимаете, какой это прогресс? Наш проект был первым и единственным в данной местности, а положительные отзывы родителей, администраций школ и вузов продемонстрировали его важность.

— Сколько всего девочек приняли участие в проекте и насколько эффективным он оказался?

Дилноза: В проекте участвовали более 300 девушек, для которых мы организовали экскурсии по университетам Джалал-Абада. Они ознакомились с учебной программой, а их родители могли поговорить с учащимися и понять, как проходит студенческая жизнь. В тот же день проходили вступительные экзамены, и конкурс прошли 15 девушек из Ырыса!

К нам до сих пор обращаются родители, которые хотят помочь своим детям получить образование. Они признаются, что раньше скептически относились к обучению дочерей, но теперь думают иначе.

Шохсанам: Мы показали, что образовательным учреждениям надо работать не только с абитуриентами, но и с их близкими. Девушки не могут самостоятельно решать вопрос о своем образовании, семьи должны стать их опорой и поддержкой.

© Фото / из архива Дилнозы Нишановой и Шохсанам Акматалиевой

Шохсанам Акматалиева: мы хотели, чтобы девушки и их родители осознали важность послешкольного обучения, приводили примеры, как образованные люди достигают успеха, мотивировали поступать в вузы и заниматься саморазвитием

— Сколько человек участвовало в вашей кампании?

Шохсанам: В инициативной команде всего шестеро: Жумагуль Абдыкаарова, Бусора Мирпазилова, Дилноза Нишанова, Бобур Азамов, Достон Рустамов, Билолдин Нурматов. Кроме того, были единомышленники, которые помогли нам реализовать проект, — это представители университетов и духовенства, педагоги школ, “послы молодежи” из других общин.

— Многие стремятся уехать из Кыргызстана или хотя бы перебраться поближе к столице, а вы, наоборот, решили остаться на малой родине и помогать молодежи…

Шохсанам: Я не хочу никуда уезжать. Путешествовать, узнавать что-то новое — да, но не менять место жительства. Мне нравится то, чем я занимаюсь, меня вдохновляют люди, с которыми работаю, и плоды нашей совместной деятельности.

Дилноза: Полностью поддерживаю это мнение. Сейчас я оканчиваю институт, должна получить степень магистра. Все приобретенные навыки и знания буду использовать в своей работе, и это обязательно даст результат.

Источник: https://ru.sputnik.kg/society/20170331/1032338483/otcy-zapreshchali-docheryam-postupat-v-vuz-iz-za-religii-volontery-sela-yrys.html

8 прав подростка, которые родители напрасно отказываются признавать

Имеет ли право мать запрещать ребёнку поступать в ВУЗ по его выбору?

Страхи родителей за то, что подросток попадёт в дурную компанию, иногда бывают оправданными, но когда родитель ставит жёсткие условия, он добивается только того, что ему начинают врать. Инна Прибора призывает родителей не к установлению анархии, а к лёгкой оттепели в отношениях с детьми-подростками. Консультацией ей помогает психолог и педагог Ирина Беляева.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

В отношениях между родителями и подростком неизбежно случаются критические периоды. Например, предкам не нравится, что ребёнок пишет пронзительные песни, посвящённые клатчу Селены Гомес, вместо того чтобы готовиться к поступлению на инженерный факультет.

Или сын застал родителей за непристойным: они что-то искали в его ящике стола. Или дочь отказывается в мороз от папиной лыжной шапочки «Олимпийские резервы». Баталии ведутся из-за одежды, музыки, друзей, хобби или уборки в чьей-то авгиевой конюшне.

Это, конечно, несущественные пустяки, которые служат только поводом для ссоры. Причины разногласий, как правило, залегают глубже.

Мы часто согласны на некие абстрактные права подростков: реализацию, ошибки, пробы, возможность выбора… Но когда дело доходит до выбора пальто и роковой проблемы: надевать ли парню шапочку — там ветер! — родители становятся невыносимыми существами с диктаторскими замашками. Вот набор священных и неотчуждаемых прав, необходимых каждому подростку.

1. Быть хозяином в своей комнате

iStockphoto / shironosov

Допустим, вы рискнули войти в обитель зла и наступили ногой в яичницу, которая куда-то исчезла на прошлой неделе. Это замечательный повод поговорить о том, кто в комнате хозяин. Если вам дерзят, обсуждайте, кто должен устанавливать в ней правила, почему и где эти правила заканчиваются.

Скажем, за квартиру-то отвечаете вы, и когда различные насекомые облюбуют себе детскую, высоки шансы, что они заглянут и на кухню. Обоснуйте, почему вы не приветствуете костры и пирамиды из коробок со старой пиццей. Вот, пожалуй, и вся родительская компетенция.

Родитель не должен рыться в чужих вещах и входить без спроса в комнату с табличкой: «Ненавижу бледнолицых».

2. Право на своё мнение и право быть услышанным

iStockphoto / Kikovic

Подростку жизненно необходимо доказательство, что его мысли и желания чего-то стоят. В этом возрасте дети часто ощущают томительное одиночество и тоску. Слушайте ребёнка и не говорите, что рисовать граффити в виде серы из ушей — это ерунда какая-то. Вдруг для него это важно.

«Папа, я заметил, что у друзей, в отличие от меня, на телефонах цветной дисплей и есть кириллица!» — волнуется ребёнок. Не кричите, что он пока на это не заработал. Будьте честны: «Да, тебе хочется новый смартфон, мне очень жаль, но пока что я не могу его купить».

Если у вас есть домашние правила, чёткие принципы, какие-то личные ограничения, объясняйте и доказывайте, уважая реакцию оппонента. Аргументация в виде ударов кулаком по столу ранит ребёнка и унижает.

Поговорите с ним искренне о его мотивации, попробуйте договориться, избегая обращения «Щенок».

3. Право хранить секреты

iStockphoto / vadimguzhva

Секрет — это то, что ребёнок не горит желанием вам показывать. Родительские попытки выведать, с кем это она переписывается в соцсетях и не курит ли он, подрывают доверие, на котором вообще-то отношения и стоят.

Чем больше уважения вы проявите, отправляя в стирку одежду подростка («Проверь, пожалуйста, не осталось ли чего в карманах»), тем скорее он захочет сам делиться сокровенным.

«Мам, смотри, мне на день всех влюблённых записка пришла: «Привет, очкарик!».

4. Самому выбирать друзей

iStockphoto / Kikovic

У ребёнка подозрительные друзья: один сливается с обоями, потому что весь в наколках, другая использует в речи одно слово «Йоу».

Ужас! Грамотные психологи скажут, что, если мы хотим выбирать друзей ребёнку в подростковом возрасте, мы опоздали лет эдак на десять. А если мы начинаем сражаться с неподходящими друзьями теперь, то всегда проигрываем.

Когда родитель ставит жёсткие условия по поводу неподходящей компании, он добивается лишь того, что ему будут врать.

Что делать, если вам не нравится компания ребёнка

Если вам не нравится детский круг общения, стратегия может быть только одна: разобраться, почему подросток с ними общается, что он находит среди этих ребят. Объяснить ребёнку свою позицию, рассказать о своём беспокойстве, выслушать и признать право ребёнка на альтернативную позицию.

5. Пробовать себя в разных сферах

iStockphoto / michelangeloop

Можно понять опасения семьи, когда человек, который учится в физико-математической школе и играет на скрипке, вдруг говорит, что армрестлинг — дело его жизни. Подростки мучительно ищут себя настоящего, и просто глупо лишать их этого опыта.

Пусть попробует кружок предсказателей апокалипсиса, секцию езды на одноколёсном велосипеде, школу кошачьих парикмахеров. В конце концов подростковые глупости сами как-то отваливаются и большинство людей впоследствии вспоминает их с улыбкой.

Кроме, конечно, рестлеров-парикмахеров на одноколёсном велосипеде.

6. Слушать невыносимую музыку и носить… что за… салатовые шорты с рукавами

iStockphoto / Tuned_In

Одежда, язык, музыка и вот эти фенечки с голыми женщинами и черепами — это ещё один способ поиска себя, а также способ отождествления себя с группой.

Канадский психолог-девелопменталист Ньюфелд в книге «Не упускайте своих детей» объяснил, что так работает привязанность. Один из её уровней — привязанность через подражание, когда ты хочешь быть похожим на людей, которые важны для тебя.

Всё, что тут можно сделать, — это просто быть рядом с ребёнком, хоть и в общественных местах вам всё время хочется сделать вид, что вы не вместе.

7. Выбирать вуз

iStockphoto / seb_ra

Обидно узнать о том, что выпускник передумал поступать на нефтедобывающий факультет в тот день, когда вы уже дали приёмной комиссии взятку. Но выбор вуза и будущей профессии — это личный выбор, хорошо бы его сделать не по направлению родительского указующего перста.

Почему родители отказываются признавать, что их ребёнок уже вырос

К тому возрасту, когда человек соберётся в университет, между вами уже должны были сформироваться любовь, понимание, принятие и доверие. Если родитель доверяет подростку, не осуждает его, есть все шансы, что к этому родителю в трудную минуту придут за советом и помощью, и можно будет что-то исправить. Например, помочь перевестись мальчику из малярного техникума в танцевально-геологический.

8. Право выбирать, надеть ли шапку

iStockphoto / una0761

Сколько бы вы ни ложились грудью в прихожей и ни скандалили, всегда стоит иметь в виду, что в лифте подросток сумеет развязать завязочки под подбородком и пойти в мир без головного убора.

На чём можно настаивать

  • На правилах поведения в семье. Ваш дом — общественная территория. Здесь можно и нужно устанавливать правила уборки за собой, правила поведения. Например, на кухне у вас не принято курить, хвалить приготовленную еду матом и плясать ботинками на столе. Зато все должны подвязываться салфетками и убирать локти со стола.
  • На правилах прихода в дом и ухода из дома. Папа не должен стесняться спрашивать, во сколько закончится вечеринка с покемонами. Объясните младшим, что здесь на вас лежит конституционная ответственность за сохранность ребёнка.

Делать уроки с детьми — прижизненное воздаяние за грехи

10 правил, которые помогут стать авторитетом для подростка

Что делать, если ваш ребёнок влюбился

Источник: https://mel.fm/otnosheniya_s_detmi/5041936-teen_rights

Юриста совет
Добавить комментарий