Имеет ли право автор проекта получить вознаграждение?

Регистрация авторских прав

Имеет ли право автор проекта получить вознаграждение?

Для регистрации авторского права и получения свидетельства необходимо подать в Министерство экономического развития и торговли Украины надлежащим образом составленный комплект материалов заявки на регистрацию ваших прав.

Поданная заявка рассматривается на соответствие установленным требованиям, после чего принимается решение в отношение регистрации авторских прав.

Средний срок рассмотрения заявки 1 месяц и составляет 1200 грн с учетом сборов.

Список документов, необходимых для подачи заявки на регистрацию авторского права на произведение

  1. Экземпляр произведения в материальной форме (например: литературное произведение – на бумажном или электронном носителе; музыкальное произведение – в виде нотной записи, видео- или звукозаписи, фонограммы; фотографии, рисунки, карты, планы и т.д.

    – на бумажном или электронном носителе; компьютерные программы – в виде исходного текста).

  2. Сведения об авторе или авторах произведения на украинском языке (ФИО, адрес автора (ов).

  3. Доверенность патентным поверенным на представление интересов заявителя в соответствующих учреждениях.

Стоимость регистрации авторских прав на произведение

Наименование услугиУслуга компании, грн.
1. Регистрация авторского права на произведение на имя автора1200
2. Регистрация авторского права на произведение на имя юридического лица2200
3. Регистрация договоров (создание, передачу, использование) касательно авторских прав от физических лиц2200
4. Регистрация договоров (создание, передачу, использование) касательно авторских прав от юридических лиц2200
5. Разработка проекта договора (создание, передачу, использование) касательно авторских прав в зависимости от фактических обстоятельств дела2200
6. Разработка проекта лицензионного договора о предоставлении простой лицензии об использовании авторских прав в зависимости от фактических обстоятельств дела2200
7. Разработка проекта лицензионного договора о предоставлении исключительной лицензии об использовании авторских прав в зависимости от фактических обстоятельств дела2200

Другие действия, связанные с зарегистрированными авторскими правами

Наименование услугиУслуга компании, грн.
1. Выдача дубликата свидетельства о регистрации авторского права от физических лиц600
2. Выдача дубликата свидетельства о регистрации авторского права от физических лиц600
3. Внесение изменений в Государственных реестр договоров, которые касаются авторских прав для физических лиц600
4. Внесение изменений в Государственных реестр договоров, которые касаются авторских прав для юридических лиц600

Правовые аспекты регистрации и защиты авторских прав в Украине

Основным законодательным актом Украины в отношении авторского права и смежных прав является Закон Украины “Об авторском праве и смежных правах” в редакции от 22.05.2003г.

Согласно Закону объектами авторского права могут быть:

  • литературные письменные произведения беллетристического, публицистического, научного, технического или другого характера (книги, брошюры, статьи и т.п.);
  • выступления, лекции, речи, проповеди и другие устные произведения;
  • компьютерные программы;
  • базы данных;
  • музыкальные произведения с текстом и без текста;
  • драматические, музыкально-драматические произведения, пантомимы, хореографические и другие произведения, созданные для сценического показа, и их постановки;
  • аудиовизуальные произведения;
  • произведения изобразительного искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • фотографические произведения, в том числе произведения, выполненные способами, подобными фотографии;
  • произведения прикладного искусства;
  • иллюстрации, карты, планы, чертежи, эскизы, пластические произведения, касающиеся географии, геологии, топографии, техники, архитектуры и других сфер деятельности;
  • сценические обработки произведений, обработки фольклора, пригодные для сценического показа; производные произведения;
  • сборники произведений, сборники обработок фольклора, энциклопедии и антологии, сборники обычных данных, другие составленные произведения при условии, что они являются результатом творческой работы;
  • тексты переводов;
  • другие произведения.

Согласно Закону авторским правом защищаются как опубликованные произведения, так и неопубликованные, завершенные и незавершенные. Авторское право на какое-либо произведение возникает вследствие факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрация произведения.

Таким образом, каждый автор, создав произведение, автоматически приобретает права собственности на него. Кроме того, в Украине, как и в других странах, предусмотрен механизм регистрации прав автора.

Регистрацией занимается специальное уполномоченное учреждение: Государственный департамент интеллектуальной собственности, которое регистрирует произведения авторов, выдает им свидетельства.

Следует различать имущественные и неимущественные права автора.

К неимущественным правам относятся:

  • право требовать признания своего авторства путем указания надлежащим образом имени автора на произведении и его экземплярах и во время любого его публичного использования;
  • право запрещать во время публичного использования произведения упоминание своего имени, если он как автор произведения желает остаться анонимом;
  • право выбирать псевдоним, требовать указания псевдонима на произведении и его экземплярах и во время любого его публичного использования;
  • право требовать сохранения целостности произведения и противодействовать любому извращению, искажению или другому изменению произведения или любому другому посягательству на произведение, которое может повредить чести и репутации автора.

К имущественным правам относятся:

  • исключительное право на использование произведения;
  • исключительное право на разрешение или запрет использования произведения другим лицами.

Из имущественных прав вытекает право автора запрещать их воспроизведение, публичное исполнение, переработку и т.п. Кроме того, именно на основании имущественных прав автор имеет возможность получать вознаграждение за использование своего произведения.

Закон устанавливает срок действия имущественных прав автора на протяжении всей его жизни и 70 лет после его смерти (вознаграждение за использование произведения после смерти автора получают его наследники). Неимущественные права автора охраняются бессрочно.

Хотя зарегистрированное и незарегистрированное произведения, согласно Закону охраняются одинаково, регистрация авторского права на произведение дает возможность получить документ (свидетельство), который подтверждает принадлежность авторских прав тому или иному лицу.

Cвидетельство является единственным убедительным средством подтверждения своего авторства на произведение в случае его неправомерного использования другими лицами, в судебных делах, при заключении соглашений на получение вознаграждения за использование произведения и т.п.

Обращаем Ваше внимание, что компьютерные программы охраняются авторским правом как литературные произведения. Более подробно о регистрации компьютерных программ Вы можете прочитать в статье “Какую форму правовой охраны выбрать для компьютерной программы?”

В Украине, как и в большинстве стран мира, существует механизм коллективного управления имущественными правами авторов, который предусматривает сбор платежей с лиц, использующих произведения авторов, аккумулирование собранных средств и дальнейшее их распределение между авторами. Такой механизм уже довольно эффективно действует по отношению к музыкальным произведениям и аудиовизуальным произведениям. Более подробно об этом читайте в статье “Кто заплатит за музыку?”

Смотрите также материалы по этой теме:

На печать

Источник: https://www.inventa.ua/ru/services/registratsiya-avtorskih-prav/

«Вы имеете право на компенсацию». Как мошенники представляются госслужащими и вымогают деньги

Имеет ли право автор проекта получить вознаграждение?

На фоне постоянных жалоб обманутых граждан Мосгорсуд был вынужден опубликовать предупреждение о новом виде мошенничества.

Аферисты звонят ничего не подозревающим гражданам и представляются сотрудниками госучреждений: судов разной инстанции, Следственного комитета, Генпрокуратуры, Центробанка или Счетной палаты.

В ходе разговора они сообщают собеседнику, что ему положена денежная компенсация.

Заинтересовав потенциальную жертву, они предлагают ей явиться в суд для получения денег. Если человек не может прийти в учреждение, то мошенники предлагают решить вопрос за незначительное вознаграждение.

«Для получения „присужденной суммы“ гражданину необходимо прибыть в суд, либо в случае невозможности явиться следует перечислить названную звонившим сумму денег.

Звонившие также предлагали в случае возникновения вопросов связаться, к примеру, с сотрудниками Центрального банка по указанному ими же номеру телефона», — говорится в сообщении ведомства.

Такие звонки исходят от мошенников, предупреждают сотрудники Мосгорсуда. Дело в том, что получение потерпевшим присужденных на основании решения суда денежных сумм не требует каких-либо дополнительных материальных затрат.

«В случае признания гражданина потерпевшим от него не требуется дополнительных денежных переводов, а извещение о судебных заседаниях производится установленными законом способами: судебными повестками, телефонограммами или телеграммами», — пояснили «360» в пресс-службе Мосгорсуда.

Кроме того, потерпевшие имеют право участвовать в заседаниях и их информируют о ходе рассмотрения дела.

Также никто, кроме самого заявителя, не может за него получить компенсацию или каким-то иным способом поспособствовать решению этого вопроса, объяснила в разговоре с «360» юрист Екатерина Куприянова.

«Конечно, жертвы тут же воодушевляются, когда им говорят: „Вы имеет право на компенсацию“. Но нужно учитывать, что при назначении денежной компенсации получателю приходит повестка с требованием явиться в суд.

Если подобного письма не приходит, то тут явно замешаны мошенники», — отмечает собеседница «360».

Пожилая целевая аудитория

Источник фото: Pixabay

По данным Генпрокуратуры, только за первые два месяца 2019 года в России было зарегистрировано порядка 150 тысяч случаев хищения чужого имущества путем мошенничества, в том числе его «телефонного» ответвления Аферисты смогли похитить у жертв более 490 миллиардов рублей. В прошлом же году жертвами телефонного мошенничества стали более 200 тысяч россиян. При этом только 25% от общего числа заведенных дел правоохранители смогли раскрыть.

В основном на удочку аферистов попадаются пожилые россияне, признает председатель Совета при президенте РФ по правам человека Михаил Федотов. «В большинстве случаев страдают люди преклонного возраста. Они более доверчивые и легче поддаются манипуляциям.

Мошенники часто предлагают вернуть деньги, потраченные на лекарства. Или обещают компенсацию за те случаи, когда они уже становились жертвами аферистов.

Например, попадались на удочку так называемого бесплатного медицинского обследования», — заметил он в разговоре с «360».

В похожую ловушку попала в прошлом году пенсионерка из Красноярского края. Ей позвонили якобы сотрудники Министерства юстиции и предложили помочь получить компенсацию за потраченные на лекарства деньги. Сумма была достаточно внушительной: пять миллионов рублей, — в то время как за «содействие» мошенники просили всего 85 тысяч рублей.

Эти деньги, по словам аферистов, должны были пойти на оплату услуг адвоката. Доверчивая пенсионерка перевела средства на счет аферистов и воодушевленно ждала положенной суммы. Однако спустя пару дней злоумышленники попросили переслать еще 200 тысяч рублей для оплаты помощи судьи.

После этого женщина уже поняла, что стала жертвой аферистов, и обратилась в полицию.

Но далеко не всегда россияне сразу после первой транзакции осознают, что с ними работают мошенники. Так, в Краснодарском крае у доверчивого пенсионера смогли выманить почти один миллион рублей. Аферисты вымогали деньги, суля жертве миллионы за якобы выигранный процесс в Преображенском суде Москвы. Естественно, никакого судебного дела в реальности не существовало.

Для того чтобы понять, что перед вами мошенник, нужно использовать несколько приемов общения с незнакомым собеседником, поясняют юристы. Во-первых, узнайте у него его имя и фамилию, должность, а также номер, по которому с ним можно связаться позже. Тут важно, чтобы он назвал рабочий, стационарный номер — иначе вероятность того, что перед вами мошенник, увеличивается в разы.

Затем проверьте полученную информацию в Сети и компетентных органах, советует Екатерина Куприянова. «Нужно, например, узнать номер судебного дела, а потом пробить его по открытой базе.

Также можно позвонить в канцелярию и проверить данные там или понять, работает ли там сотрудник, звонивший вам пару минут назад.

В крайнем случае можно лично приехать в суд для выяснения обстоятельств», — поясняет юрист.

Если вы поняли, что на той стороне телефонного провода мошенник, необходимо немедленно обращаться в правоохранительные органы. «В случае поступления подобных звонков не нужно перечислять деньги. [Необходимо] зафиксировать данные звонившего лица, номер телефона, в дальнейшем обратиться в правоохранительные органы», — отмечают в пресс-службе Мосгорсуда.

Источник: https://360tv.ru/news/tekst/vy-imeete-pravo-na-kompensatsiju-kak-moshenniki-predstavljajutsja-gossluzhaschimi-i-vymogajut-dengi/

Авторское право: как защитить свои и не нарушить чужие права при постановке спектакля

Имеет ли право автор проекта получить вознаграждение?

Авторское право (далее по тексту — АП) распространяется на произведения в сфере литературы, науки и искусства.

Процесс постановки спектакля начинается с выбора материала, будь то пьеса, литературный текст, либретто и т. п. С момента выбора вы начинаете использовать чужие результаты интеллектуального труда, а значит, необходимо разобраться, имеете ли вы на это право.

По общему правилу АП действуют всю жизнь автора плюс 70 лет. Итак, сначала находите годы жизни автора, выясняете, подпадают ли его права под исключения. В большинстве случаев Интернет позволяет оперативно найти такие ответы.

Если произведение охраняется, надо получать разрешение у правообладателей. Исключение — фоновая музыка к драматическому спектаклю. В этом случае надо посмотреть на сайте Российского авторского общества (РАО), не исключил ли правообладатель свое произведение из репертуара РАО.

Если не исключил, надо обратиться в РАО с заявлением-запросом. Достаточно сделать это за две недели до премьеры.

РАО выдает такие разрешения на основании государственной аккредитации на управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения.

То есть РАО дает разрешения и собирает вознаграждение даже за ту охраняемую музыку, авторы которой не имеют договора с РАО. Иностранцы тоже попадают под это правило. Ставка составляет 1 % с валового сбора за каждый акт, в котором используется музыка. Эти права носят название «малых прав».

Чтобы получить разрешение на пьесу, оперу, балет, мюзикл или на то, чтобы сделать инсценировку и поставить роман, повесть или рассказ, необходимо связаться с правообладателем (это так называемые «большие права»).

Список правообладателей и информация о том, кто подписал договор и уполномочил РАО на такое управление правами, также размещены на сайте РАО. Сейчас в РАО организационные преобразования, и «большими правами» по поручению РАО будет заниматься ООО «Театральный агент».

Как на практике будет осуществляться эта работа, время покажет. Для театров самое главное — получить разрешение от правообладателя. Это может быть оформлено в виде договора с самим правообладателем либо с его представителем.

В последнем случае необходимо удостовериться, что представитель обладает достаточными полномочиями, то есть запросить договор с правообладателем и в собственный договор внести соответствующие указания и положения о гарантии и ответственности представителя.

Ставки по «большим правам» устанавливаются индивидуально. В качестве ориентировки можно использовать размер поспектакльных, указанный в приложении № 1 к постановлению № 218 от 21.03.

1994 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства».

Так, за многоактную пьесу в прозе драматургу установлен минимум в 8 %, переводчику 4 %, инсценировщику 3 %, композитору многоактной оперы причитается 8 % от валового сбора за билеты. На практике встречаются как более высокие, так и более низкие ставки.

Поспектакльные могут быть установлены не в процентах, а в виде фиксированной суммы. В отношении «больших прав» вознаграждение правообладателя может состоять из двух частей — из фиксированного гонорара, выплачиваемого сначала, и последующих выплат за использование, то есть поспектакльных.

Можно договориться и на какую-то одну форму оплаты. Главное, чтобы все договоренности были четко, недвусмысленно закреплены в договоре. Если поспектакльные выплаты планируется осуществлять не напрямую правообладателю, а через какую-то организацию коллективного управления или иного представителя правообладателя, это должно быть прямо указано в договоре.

Не забудьте учесть, что при перечислении вознаграждения физическому лицу и организации установлено разное налогообложение.

Получение разрешения на «большие права» обычно требует времени. РАО устанавливало срок подачи запроса в два-четыре месяца по отечественным авторам и полгода по зарубежным. На практике это бывает и дольше.

Зарубежные правообладатели отвечают не очень оперативно. Соотечественники тоже не всегда быстро выходят на связь.

Если вы пытаетесь найти правообладателя с помощью РАО, необходимо регулярно напоминать о себе, запрашивая свежую информацию.

Если в качестве материала для спектакля используется чья-то жизненная история, личное изображение, имя известного человека, товарный знак, учтите, что зачастую это тоже охраняемые объекты, хотя они и не относятся к авторским правам.

Строго говоря, на использование охраняемых объектов также необходимо получить разрешение. На практике редко какие театры это делают.

Как правило, вопрос становится актуальным, если спектакль имеет большой коммерческий прокат, его показывают по телевидению или правообладатель считает, что такое использование затрагивает его репутацию или другие моральные права.

Законодательно существует ряд случаев, когда разрешение получать не требуется. Во-первых, это касается произведений, перешедших в общественное достояние, то есть тех, на которые истек срок охраны авторских прав. Во-вторых, в части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации прописаны случаи свободного использования произведений (в особенности в ст.

1274) и даны возможности правообладателям упростить выдачу разрешений (путем публичного заявления правообладателя — п.5 ст.1233 — и в форме открытой лицензии — ст.1286.1).

Для театров наиболее применимой можно назвать норму о цитировании — без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования допускается цитирование в оригинале и в переводе в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования. Эта норма была введена в 2014 году и судебной практики по ней пока нет, то есть какой объем суд сочтет оправданным и что именно может быть отнесено к раскрытию творческого замысла, пока не ясно.

Не требуется согласия правообладателя при создании карикатур и пародий. Дополнительные возможности по свободному использованию предоставлены учебным заведениям.

Кроме использования ранее созданных произведений, в процессе постановки спектакля создаются и используются новые — например, сценография, костюмы, хореография.

Специфика этих отношений состоит в том, что, как правило, мы имеем дело непосредственно с авторами, наша первая задача состоит в том, чтобы они создали то, что нам нужно, а вторая — обеспечить использование созданного.

Наиболее естественной формой закрепления таких отношений является договор авторского заказа, в который необходимо внести также последующую передачу соответствующих прав.

В марте этого года были расширены права театральных режиссеров. К сожалению, за ними официально еще не закрепили статус авторов спектаклей, режиссеры-постановщики по прежнему сохранили статус обладателей смежных прав.

Однако им дали имущественное право на публичное исполнение и неимущественное право на защиту целостности постановки. На практике это означает, что с режиссером-постановщиком до выпуска спектакля необходимо урегулировать все отношения и закрепить достигнутые договоренности в договоре.

По форме это близко к регулированию отношений с хореографами. Никаких ориентировочных ставок для режиссеров не установлено.

Какие интересы возникают у театрального продюсера, которые можно и нужно защитить с помощью авторских или иных интеллектуальных прав?

Нередко продюсер является инициатором всего процесса, он придумывает проект на уровне идеи «а не сделать ли нам вот так?!» Вынуждена разочаровать, но идеи авторским правом не охраняются — только форма выражения. Идея войдет как составляющая, но в первую очередь важен конкретный текст — словесный, музыкальный, визуальный.

Поэтому, если для продюсера принципиально, чтобы только он имел возможность прокатывать этот проект, необходимо аккумулировать у себя исключительные права на прокат спектакля от авторов и всех других правообладателей, то есть заключить со всеми правообладателями договоры на передачу или предоставление исключительных прав.

Презумпция передачи прав продюсеру — совершенно необходимая и устоявшаяся практика в кино, иначе не удастся вернуть вложенные средства. В театральной сфере аккумулирование прав у продюсера встречается в отношении мюзиклов или иных коммерческих проектов.

Спектакли по одной и той же пьесе в постановке разных режиссеров — нормальная практика в некоммерческом драматическом театре.

Получая исключительные права от режиссера-постановщика и художника-постановщика, театр может обезопасить себя от спектаклей-дублей. Это бывает важно для гастролей и участия в фестивалях.

Стопроцентной гарантии это не дает, так как, приспосабливая каждый раз постановку под новую сцену и новую труппу, создатели спектакля формально могут настаивать на том, что это разные постановки.

Более надежно сочетать это с эксклюзивом от драматурга.

Аккумулирование исключительных прав имеет смысл в ситуации, когда планируется мерчандайзинг, то есть выпуск товаров с символикой и образами спектакля.

Если продюсер потратил силы на выбор новой зарубежной пьесы, которая становится популярной у российского зрителя, приложил усилия, чтобы получить на нее права и осуществить перевод, логично предположить, что такому продюсеру захочется получать дивиденды. В этой ситуации он может получить от автора эксклюзив на Россию. Тогда продюсер начинает решать судьбу пьесы в нашей стране и к тому же получает вознаграждение от ее постановки.

Особый инструмент защиты прав продюсера — товарный знак. Защита с помощью товарного знака может эффективно работать, если театр планирует франшизу, то есть продажу прав на какую-то постановку комплектом под одним названием. Такие отношения все чаще встречаются в театре.

К сожалению или к счастью, авторское право не таблица умножения, в которой результаты всех операций точно известны. Оно равно связано с творчеством и экономикой. Оно балансирует между частным интересом и общественным.

По размеру ли обществу эта кольчужка, выкованная три столетия назад, отдельный вопрос, выходящий за рамки этой публикации, а вот инструкция взаимодействия с правообладателями в театральной сфере в ближайшее время точно не потеряет актуальности.

Источник: http://oteatre.info/avtorskoe-pravo-kak-zashhitit-svoi-i-ne-narushit-chuzhie-prava-pri-postanovke-spektaklya/

Авторское вознаграждение

Имеет ли право автор проекта получить вознаграждение?

Гражданское законодательство России предусматривает право автора получать вознаграждение за использование произведений третьими лицами.

Это представляется вполне логичным, ведь любая работа должна оплачиваться, и интеллектуальная, творческая деятельность – не исключение.

Если человек вкладывает талант и силы в создание произведения, тратит на это время и ресурсы, он должен иметь возможность получить материальную или иную выгоду.

Существует несколько путей получить авторское вознаграждение, рассмотрим их по порядку:

Авторское вознаграждение по договору

Авторское вознаграждение по договору авторского заказа

Авторское вознаграждение за служебное произведение

Доходы от коллективного управления правами

Кто может претендовать на авторское вознаграждение

Расчет и выплаты авторского вознаграждения

Авторское вознаграждение по договору

Это первый и самый распространенный способ получения авторского вознаграждения. Когда произведение уже создано, автор может передать свои права на произведение третьему лицу – организации, которая осуществит издание этого произведения или иным способом начнет его коммерческое использование.
Передача прав возможна на двух основах:

1) временное предоставление прав (лицензионный договор, статья 1235 Гражданского кодекса);

2) полная передача прав (договор об отчуждении исключительных прав, статья 1234 Гражданского кодекса).

Решение вопроса о вознаграждении является существенным условием таких договоров. Иными словами, любые договоры могут быть заключены и на безвозмездной основе, однако отсутствие упоминания о вознаграждении в договоре автоматически приводит к признанию его незаключенным. Следовательно, необходимо особенно внимательно подходить к этому условию при составлении договора.

Вознаграждение по договору авторского заказа

Несмотря на то, что его можно было бы отнести и к первой категории, авторское вознаграждение по договору авторского заказа следует вынести отдельным пунктом ввиду иного характера деятельности автора.

Если в первом случае был рассмотрен вариант, когда предоставлялись права на уже созданное произведение, то по договору авторского заказа (статья 1288 Гражданского кодекса), автор обязуется создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства по заказу. Данное условие является очень важным, поскольку может ограничить свободу творчества автора рамками задания заказчика. В договоре необходимо максимально точно отразить какой результат заказчик хочет получить и какие требования предъявляются к будущему произведению. Переход исключительных прав на созданное по договору авторского заказа произведение может осуществляться как на условиях лицензионного договора, так и на условиях договора об отчуждении исключительных прав. Размер и порядок выплаты вознаграждения определяется договором. 

Вознаграждение за служебное произведение

Создание служебного произведения отчасти схоже с созданием произведения по договору авторского заказа, с той разницей, что заказчик в данном случае является работодателем автора.

Личные неимущественные права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору (статья 1295 Гражданского кодекса). В то время как исключительные права на такое произведение, то есть право использовать произведение, принадлежит работодателю, если договором не будет предусмотрено иных условий о распределении прав.

Следует обратить особое внимание на условия, при которых у автора возникает право на вознаграждение за служебное произведение:

В течение трех лет с даты предоставления произведения работодатель должен произвести одно из следующих действий: начать использование произведения, передать права третьим лицам или сообщить автору о сохранении произведения в тайне. Если данное условие выполняется, то у автора возникает право на вознаграждение.

По истечению трехлетнего срока, если работодателем не были предприняты указанные действия, исключительные права на произведение возвращаются к автору.

Однако в этом случае у работодателя остается право использовать произведение, исключительные права на которое принадлежит автору, на условиях простой (неисключительной) лицензии, с выплатой вознаграждения.

Условия о размере и порядке выплаты вознаграждения указываются в договоре, заключаемом между работодателем и автором. Неверное отражение договоренностей может привести к судебным разбирательствам.

Доходы от коллективного управления правами

В случаях, когда осуществление прав автором затруднено или когда законом допускается использование произведений без согласия правообладателей, но с выплатой им вознаграждения, авторы и иные обладатели авторских прав вправе создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе. Рассмотрим основные случаи использования произведения без согласия правообладателя, но с выплатой вознаграждения.

1. В соответствии со статьей 1263 Гражданского кодекса в случае, если музыкальное произведение было использовано в аудиовизуальном произведении (например в фильме, рекламном ролике и т.п.) у автора музыкального произведения сохраняется право на получение вознаграждения за использование музыкального произведения при показе данного аудиовизуального произведения.

2. Авторы и иные правообладатели имеют право на получение вознаграждения за воспроизведение (копирование) фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях (статья 1245 Гражданского кодекса). Такое вознаграждение носит компенсационный характер и выплачивается за счет средств, собранных аккредитованной организацией по управлению правами на коллективной основе с изготовителей и импортеров оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения.
3. Художники, авторы произведений изобразительного искусства и рукописей, продавшие оригиналы своих произведений, сохраняют право на получение вознаграждение в виде процентных отчислений от цены каждой дальнейшей перепродажи такого оригинала, если  в качестве посредника участвует юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (аукционный дом, галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин). Размер процентных отчислений, условия и порядок их выплаты определяются Правительством Российской Федерации. Такое право называется правом следования, статья 1293 Гражданского кодекса.

Кто может претендовать на авторское вознаграждение

В первую очередь сам автор. Право на вознаграждение возникает у автора одновременно с авторскими правами на произведение. Однако такое право может переходить к иным лицам.

Право получать вознаграждение за использование произведения может переходить одновременно с исключительными правами по наследству, передаваться по договору, переходить от одного юридического лица к другом в результате правопреемства, например, при реорганизации.

Расчет и выплаты авторского вознаграждения

Законодательно предусмотрено несколько вариантов начисления и выплаты вознаграждения. В абсолютном большинстве случаев размера вторского вознаграждения определяется договором между автором или иным правообладателем и приобретателем права (пользователем, лицензиатом).

Однако в некоторых случаях, размер вознаграждения может устанавливаться и государством, как, например, в случае с правом следования, рассмотренном выше. Помимо размера авторского вознаграждения, при заключении договоров следует обратить внимание и на способ выплаты.

В соответствии с законом вознаграждение за использование произведения по договору может выплачиваться в одной из следующих форм:

– фиксированные разовые или периодические платежи;

– процентные отчисления от доходов (выручки) – роялти;

– в иной форме.

Таким образом законодательство оставляет за сторонами договора широкий выбор форм выплаты вознаграждения, удобный для сторон.

Как мы видим, авторское вознаграждение – важная часть взаимодействия автора (правообладателя) с пользователем произведения.

Неверное договорное закрепление условий об авторском вознаграждении может привести не только к претензиям и судебным спорам, но и к недействительности самого договора.

Лицензионный авторский договор – передача авторских прав 

Заключение Авторского договора

Проверить или заказать проект лицензионного договора

Консультация: ; Задать вопрос юристу

Статьи и новости по теме:

Глава Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Александр Жаров на встрече с Владимиром Путиным отчитался >>>

Итак, вы обнаружили ваши фотографии, другие изображения или статьи на чужом сайте или портфолио. Что следует сделать, чтобы предотвратить нарушение ваших прав и избежать подобных рисков в будущем? >>>

Европарламент принял правовые документы для ратификации Марракешского договора о доступе к материалам для чтения для слабовидящих >>>

Источник: http://www.copyright.ru/ru/documents/practika/avtorskoe_voznagragdenie

Юриста совет
Добавить комментарий