Где узнать информацию о наличии правообладателя книги?

Судебный путеводитель по fair use

Где узнать информацию о наличии правообладателя книги?

Очередной шаг к укреплению доктрины добросовестного использования (fairuse) сделал Апелляционный суд второго округа США 16 октября 2015 года. Вынесенное им решение по делу The Authors Guild v.

Google, Inc. гармонично сочетает теоретическую проработанность и практическую полезность. Так что его смело можно рекомендовать к изучению тем, кто интересуется современным видением этой доктрины в американской юриспруденции.

Начать с того, что в этом решении суд детально исследует доводы, почему проект GoogleBooks, связанный с оцифровкой множества книг без согласия правообладателей, следует считать правомерным.

До этого суды уже одобряли программу университетских библиотек, предоставлявших книги для сканирования (дело Authors Guild, Inc. v. HathiTrust, о котором я писал здесь и здесь). Теперь очередь дошла и до непосредственного исполнителя проекта — компании Google, чьи действия также признаны добросовестным использованием.

Суд аккуратно разбирает каждой фактор доктрины, выявляя их содержание, значимость и взаимную связь. В результате, получился удобный путеводитель, проясняющий допустимые маршруты.

В условиях, когда технологии постоянно изменяют пространство творчества, а доступный творцам правовой механизм, пусть и вследствие своей универсальной направленности, чрезмерно сложен в применении, так что прибегают к нему редко и с опаской, полезность подобных путеводителей переоценить сложно.

Кроме того, суд поставил ряд острых правовых проблем и сделал попытку найти их решение, создав своего рода обзор переднего края юридической мысли в сфере добросовестного использования. Для заинтересовавшихся все эти моменты будут более детально рассмотрены далее.

Во-вторых, возглавлял рассмотрение дела и подготовку решения судья Пьер Леваль (Pierre N. Leval). Он хорошо известен своим активным участием в формировании доктрины fair use, как в практической, так и в теоретической плоскости. Являясь судьей с 1977 года, П.

Леваль участвовал в рассмотрении многих дел, сформировавших нынешнюю политику применения доктрины добросовестного использования. Свой опыт он воплотил в программной статье «Toward a Fair Use Standard», опубликованной в 1990 году.

Благодаря его убедительным доводам, американские суды в анализе fair use стали отдавать приоритет первому фактору вместо четвертого. Наконец-то было признано, что добросовестным следует называть преобразующее, творческое последующее использование произведения, независимо от его коммерческого или некоммерческого характера. Статью П.

Леваля часто цитировали американские суды. А в самом известном решении Верховного суда США в сфере добросовестного использования Campbell v. Acuff—Rose 1994 года (десятилетие которого недавно широко отмечалось в американской юридической науке) подход П. Леваля стал частью руководящего разъяснения. Заслуги П.

Леваля оценены и за пределами США. Так, австралийская правительственная комиссия по реформе авторского права называет его работу одной из самых влиятельных в сфере добросовестного использования.

П. Леваль продолжает вносить вклад в теорию и практику применения доктрины fair use. Этой теме посвящена и его последняя работа «Campbell as Fair Use Blueprint?», во многом перекликающаяся с рассматриваемым решением. Обращает на себя внимание забавный факт. В своей статье П.

Леваль поднимает интереснейшую, пока не решенную в правоведении проблему — как соотносятся последующее и производное произведения? Вроде бы оба есть результат переработки оригинального произведения, но статусы их кардинально различаются. Ответ на свой вопрос П. Леваль затем пытается сформулировать в своем судебном решении.

Отличный образчик симбиоза теории и практики.

А теперь взглянем на основные элементы решения.

Напомню, Google Books – проект сотрудничества компании Google с ведущими университетами, предоставляющими ей для обработки свои книжные фонды.

С 2004 года оцифровано более 20 миллионов книг, в основном нехудожественных, по большей части редких, давно не переиздававшихся, а также находящихся в общественном достоянии. Любой желающий может вести по всему массиву текстов поиск по ключевым словам.

И хотя в выдаче будет показано не более трех кратких отрывков из книги, сервис позволяет проводить глубинный анализ текстов на основе сведений о частоте встречаемости и контексте употребления искомых слов во времени и пространстве.

Осознавая всю грандиозность проекта, суд не преминул подчеркнуть, что в отсутствие проекта Google Books, обеспечивающего мгновенный поиск в цифровых копиях миллионов трудов, исследователям не хватало бы всей продолжительности человеческой жизни, чтобы вручную просмотреть сопоставимое количество бумажных книг.

Сервис может быть полезным и простым пользователям для нахождения самых разнообразных сведений, умещающихся в короткий отрывок: вспомнить дату, узнать определение и примеры употребления термина, найти имя, должность или организацию, да просто откопать в авторитетном издании интересный исторический факт.

Правообладатели, естественно, видят в этом угрозу своим авторским правам, ну или ускользающую прибыль. Они приводят пять доводов, почему проект Google Books нельзя считать добросовестным использованием:

— копирование полного текста книг и предоставление пользователям отрывков из них ведет к появлению товаров-заменителей охраняемых произведений, что не является преобразующим (transformative) использованием;

— хотя Google не взимает плату за пользование функциями поиска и просмотра отрывков, и не размещает рекламу на этих страницах, поисковик все-таки преследует коммерческие цели, укрепляя за счет проекта Google Books свою глобальную доминирующую позицию на поисковом рынке;

— даже если действия Google не нарушают копирайт, они все равно ущемляют производные права (derivative rights) правообладателей, лишая их потенциальной прибыли за выдачу лицензий на поисковом рынке;

— хакеры могут получить доступ к цифровым копиям произведений, которые станут свободно доступными в интернете, что разрушит ценность копирайта;

— передача цифровых копий участвующим в проекте библиотекам не является преобразующим использованием, и также создает риск уменьшения доходов правообладателей.

Апелляционный суд, в свою очередь, полностью согласился с нижестоящим судом в том, что деятельность поисковика относится к добросовестному использованию, т.е., по Закону о копирайте 1976 г., «не является нарушением» авторского права, а потому не нуждается в одобрении или лицензировании.

Для начала суд расставил четкие приоритеты: «Основная цель авторского права заключается в увеличении общедоступного знания и понимания.

Авторское право пытается достичь этого посредством наделения потенциальных творцов эксклюзивным полномочием контролировать копирование своих произведений, тем самым финансово стимулируя их создавать содержательные, интеллектуально обогащающие работы для потребления обществом.

Эта цель ясно отражена в конституционном полномочии Конгресса «Содействовать Прогрессу Знаний… предоставляя Авторам на ограниченный Срок… исключительное Право на их Произведения» (п. 8 § 8 ст. 1 Конституции США).

Таким образом, хотя авторы несомненно входят в число запланированных выгодоприобретателей по авторскому праву, главнейшим, первостепенным выгодоприобретателем признается общество, чей доступ к знанию авторское право обеспечивает, вознаграждая за авторство.

На протяжении почти трехсот лет, начиная с зарождения авторского права в Англии в 1710 году, суды признают, что, при определенных обстоятельствах, наделение авторов абсолютным контролем над их произведениями скорее ограничивало бы, а не расширяло общедоступное знание.

Говоря словами Лорда Элленборо (Ellenborough), «хотя я чувствую себя обязанным охранять право каждого человека использовать принадлежащее ему право копировать, никто не должен налагать оковы на знание» (Caryv. Kearsley, 1802).

С этой целью суды разработали доктрину, со временем названную добросовестным использованием, позволяющую при определенных обстоятельствах копировать без получения согласия автора, с тем чтобы выполнять «основную цель авторского права «содействовать Прогрессу Знаний и Ремесел» (Campbellv.

AcuffRoseMusic, Inc., 1994)».

Четыре фактора доктрины добросовестного использования сформулированы в §107 Закона об авторском праве 1976 года. Несмотря на долгую историю судебного применения доктрины, только в 1994 году в деле Campbell Верховный суд США впервые озвучил стандарты анализа факторов.

И что не менее важно, указал на неравнозначность самих факторов, начав выстраивать их по рангу (вспомним статью П. Леваля). Самым значимым был назван первый фактор (цель и характер дальнейшего («последующего») использования оригинального произведения).

Чем более новые, отличающиеся от исходных цели преследует тот, кто заимствует чужое произведение, тем больше его действия соответствуют назначению копирайта (пополнять общедоступное знание) и тем меньше он замещает оригинальное (или производное) произведение, и меньше покушается на рыночный потенциал охраняемого произведения.

Поэтому в дальнейшем судебная практика применения доктрины fair use строилась на двух основах: правильный анализ и верное соотношение факторов. Рассматриваемое решение прекрасно демонстрирует достигнутые успехи, которыми, заметим, пока могут похвастаться не все американские суды.

1. Итак, почему размещение оцифрованных версий книг в электронной библиотеке с функциями поиска и отображения отрывков признается добросовестным использованием.

1.1. Первый фактор доктрины — цель или характер последующего использования (secondary use) должны быть преобразующими.

Поскольку сама доктрина предназначена расширять пространство творческой свободы ко благу всего общества, на ее защиту может полагаться лишь тот, чьими усилиями первоначальное произведение начинает приносить обществу дополнительную выгоду: преобразованное произведение сообщает публике что-то новое, расширяет полезность и применимость оригинала, наполняет его новым смыслом и звучанием, удовлетворяет некие иные потребности читателя (зрителя и т.д.). Для этого суду необходимо выяснять, служит ли последующее произведение (secondary work) тем же целям, что и оригинал, или преследует новые, дополнительные цели, каким-либо образом связанные с увеличением общедоступного знания

Источник: http://lexdigital.ru/2015/114/

Как начать сотрудничество с ЛитРес

Где узнать информацию о наличии правообладателя книги?

Компания «ЛитРес» – мегамаркет электронных книг №1, крупнейший продавец лицензионных электронных книг и аудиокниг в России.

Компания «ЛитРес» выплачивает отчисления правообладателю за каждую книгу, проданную на сайте www.litres.ru или через партнерские площадки.

Мы гарантируем выполнение следующих условий сотрудничества:

  • Открытость
  • Мы предоставляем возможность онлайн-отслеживания статистики продаж
  • Индивидуальный подход к каждому
  • Мы предлагаем оптимальную систему взаимодействия в зависимости от специфики получаемого контента
  • Продвижение книг наших партнеров
  • Широкое рекламное продвижение книг на сайте ЛитРес, а также на сайтах партнеров
  • Пресечение пиратской деятельности
  • В компании «ЛитРес» работает единственная на рынке электронных книг служба интернет-мониторинга по борьбе с пиратством

Как начать сотрудничество с ЛитРес

Отправка книги в ЛитРесАвторОтправляет на editor@litres.ru обложку, аннотацию и текст произведения, предлагаемого к размещению.ЛитРесОценивает, можно ли взять книгу (книги) в работу, и, если можно, какие дополнительные услуги необходимы (только корректура, или корректура и редактура).
Срок рассмотрения заявкиНачинающий авторВ течение месяцаАвтор со стажемДо 2 недель
После получения положительного ответа на предложение о сотрудничествеАвторДля заключения договора высылает следующие сведения:
  • Ф. И. О;
  • дату рождения;
  • почтовый адрес (с индексом);
  • паспортные данные (серия, номер паспорта, когда и кем выдан);
  • для граждан РФ: ИНН (в случае отсутствия укажите, что ИНН нет);
  • для граждан РФ: ГПС (номер свидетельства государственного пенсионного страхования);
  • контакты;
  • полные данные банковского счета (граждане других государств обязательно указывают сведения о своем местном банке, а также о банке-корреспонденте в РФ).

ЛитРесОформляет договор, высылает документы по электронной почте.

Заключение договораАвторПолучает экземпляр договора по электронной почте, распечатывает в 2 экземплярах, подписывает и отправляет 2 экземпляра в ЛитРес по адресу: 127299 Россия, Москва, ул. Б. Академическая, д.5, стр.2, ООО «ЛитРес».ЛитРесПолучает 2 экземпляра договора, вносит в базу данных, присваивает автору логин и пароль для личного кабинета, высылает данные по электронной почте, указанной в договоре. Оригинал договора отправляется почтой.
Работа с текстомАвторОтправляет в ЛитРес тексты, прошедшие редактуру и корректуру.ЛитРесПередает тексты автора в редакторский отдел, готовит к продаже в 14 форматах.
Статистика продажАвторМожет следить за продажами своих книг в режиме онлайн в личном кабинете (логин и пароль выдается при заключении договора).ЛитРесОсуществляет продажу книг автора на сайте www.litres.ru и в партнерской сети.
Продажа книгАвторПолучает прибыль от продажи своих книг.ЛитРесЕсли сумма прибыли автора за квартал составляет более 1000 рублей, перечисляет ее на банковский счет в конце каждого квартала.

Требования к файлам с авторскими текстами

Книги нужно отправлять в форматах: rtf, doc, docx, pdf.

Колонтитулы и нумерация страниц необязательны.

Верстка текста в Microsoft Word должна включать следующие сведения:

  • автор;
  • название книги;
  • год написания;
  • переводчик и с какого языка перевод;
  • аннотация;
  • жанры и теги – ключевые слова (обязательно).

Текст желательно оформлять так, чтобы хорошо была видна структура текста.

Наличие содержания желательно. В электронной книге оно не останется, но поможет при верстке в 2, особенно если в книге несколько уровней заголовков.

Если есть эпиграфы или посвящения – оформлять их так, чтобы было видно, что это эпиграф или посвящение.

Отступы первой строки (абзацный отступ) делать не пробелами и не табуляцией, а через форматирование отступа первой строки в настройках абзаца.

Отключить автоформат при создании нумерованных или маркированных списков (после тире в начале абзаца или после цифр в нумерованных списках не должно быть табуляции).

Если есть стихи – отбить их от основного текста пустыми строками или еще как-то обозначить (бывает, цитируется одна-две строки из стихотворения, и они теряются в тексте).

Если есть цитаты, экскурсы, врезки и т.п., которые должны отличаться от основного текста, их нужно выделить, например, сделать отступ слева у текста.

Примечания и сноски делать именно через добавление сноски или примечания.

Если текст внутри главы разбивается на части пустыми строками, то пустую строку делать отдельным абзацем, а не увеличением межстрочного интервала.

Если у книги несколько уровней заголовков (например, книга делится на части, части делятся на главы, главы – на нумерованные подглавы и т.п.), то заголовки разных уровней делать разными стилями, чтобы была хорошо видна структура текста.

Требования к иллюстрациям

Иллюстрации к авторским текстам лучше присылать отдельно, в отдельной папке с картинками, пронумерованными по порядку и с удобными названиями файлов (кроме тех случаев, когда текст исходника в pdf).

Цветные картинки и черно-белые с большим количеством градаций серого можно присылать в форматах tif, jpg, jpeg, не менее 800х600 точек, но чем больше, тем лучше.

Черно-белую двухцветную или малоцветную графику (таблицы, диаграммы) можно присылать в png.

Чем выше качество любых картинок, тем лучше.

То же самое относительно обложек, только обложки по ширине желательно 1500 точек и более.

Если картинки идут концевой вклейкой, то достаточно просто пронумеровать их, чтобы редактор знал, в каком порядке расставлять.

Если к картинкам идут подписи, то подписи лучше сделать в том же файле, что и основной текст, расставив маркеры типа [рис. 01_имя файла] так, чтобы было хорошо видно, какая подпись к какой картинке относится.

Если иллюстрации идут по тексту, то же самое: поставьте маркер для картинки в том месте, где необходимо поместить иллюстрацию, отбив от основного текста пустыми строками. Например:[025_beloe_ozero]Рис. 25. Белое озеро, место отдыха горожан.Или, если подписи нет, просто:

[имя файла]

Источник: https://www.litres.ru/pages/cms/?page=4598

Проверка авторских прав на : авторское право на видео и музыку и его защита

Где узнать информацию о наличии правообладателя книги?

О самом важном для каждого автора канала на .

AIR Academy

Авторское право является одной из животрепещущих тем на , особенно среди авторов из стран СНГ, которые еще не так осведомлены в данном вопросе, как их западные коллеги.

Прежде всего, давайте определим понятия авторский контент и авторское право.

Авторский контент – это текстовое содержание, изображения, аудио, видео и прочие файлы любых расширений, самолично созданные автором (то есть от начала и до конца).

Авторское право – это юридический термин, используемый для описания прав, которыми обладают авторы на созданные ими литературные и художественные произведения, представленные в материальной форме.

Авторское право распространяется на такие виды контента:

  • аудиовизуальные произведения (телешоу, фильмы, онлайн-видео и т. д.),
  • звукозаписи и музыкальные композиции,
  • письменные произведения (лекции, статьи, книги, нотные записи и т. д.),
  • произведения изобразительного искусства (картины, плакаты, реклама и т. д.),
  • видеоигры и компьютерные программы,
  • драматические произведения (пьесы, мюзиклы и т. д.).

Не охраняются авторским правом:

  • идеи,
  • факты,
  • нематериальные процессы,
  • названия и заголовки произведений.

За соблюдение авторских прав на отвечают несколько функций

1. Content ID (подробнее о ней вы можете прочитать в данной статье.)

2. Форма уведомления о нарушении авторских прав. Любой автор, который увидел, что его произведение используется на без соответствующего разрешения, может сообщить об этом, используя специальную форму.

3. Программа проверки контента ( Content Verification Program Application). При помощи которой можно автоматизировать процесс уведомлений о нарушении авторских прав и блокировать видео нарушителей.

Существуют случаи, при которых использование чужих работ, защищенных авторским правом, не будет являться нарушением. Это так называемое добросовестное использование. С подробной информацией о данном понятии вы можете ознакомиться в Справочном центре .

Важно помнить, что владелец авторских прав всегда может подать жалобу на ваше видео, даже если вы:

  • – указали правообладателя (в самом видео, в его названии или описании);
  • – не монетизируете видео, которое нарушает авторские права;
  • – нашли похожие видео на ;
  • – купили контент в iTunes или других музыкальных сервисах, на CD или DVD-диске;
  • – самостоятельно сделали запись с телевизора, радио или в кинотеатре;
  • – указали, что не намереваетесь нарушать авторские права других пользователей.

Подробнее рассмотрим аспекты авторского права на некоторых видах контента на .

Игровой контент 

Большинство правообладателей игр разрешают публикацию видео с геймплеем. Подробнее о политике авторского права необходимо узнавать на официальных ресурсах разработчиков игр. Практически во всех играх присутствует музыкальное сопровождение.

Важно помнить, что правообладатель на музыку может разрешить ее использование исключительно в игре, то есть на весь остальной производный контент разрешения может не быть.

Авторы часто сталкиваются с проблемой получения заявок Content ID или жалоб за нарушение авторских прав именно на аудиодорожку видео с геймплеем.

Во избежание таких неприятных моментов мы рекомендуем не использовать фрагменты прохождения игры с аудиосопровождением или заменять оригинальную музыку на треки с очищенными авторскими правами.

Демонстрация интерфейса ПО, онлайн-сервиса в видео 

Как и в случае с компьютерными играми, правообладатели ПО могут разрешать демонстрацию интерфейса программы в видео. Но также необходимо узнавать политику по авторскому праву конкретного разработчика. Например, компания Adobe запрещает показ интерфейса программы Photoshop в видео.

ТВ-контент, спорт, концерты и прочее

Обратите внимание, что если вы снимали (вживую или с монитора) концерт, презентацию, выступление, спортивное или другое событие, телепередачу, сериал и тому подобное, это не значит, что у вас есть право на публикацию данного видео. Необходимо также узнавать политику правообладателей.

Даже у артистов, выступающих на определенных мероприятиях и тематических концертах, в большинстве случаев нет прав на публикацию видео со своим выступлением на этих мероприятиях на сторонних ресурсах (в т.ч. ).

Кавер-версии

Авторы, участвующие в партнерской программе , могут зарабатывать на своих роликах с кавер-версиями.

Для этого владельцы музыкальных издательств должны заявить права на такие видео, и часть доходов начнут получать авторы.

Вы сможете получать доход от ролика с кавер-версией, когда рядом с ним на вкладке “Коммерческое использование” появится сообщение: “Монетизировать видео. Это мое исполнение песни другого автора”.

Такое сообщение отображается в том случае, если оригинальная музыкальная композиция добавлена правообладателем в систему Content ID. Это относится как к новым, так и к старым загрузкам. В Менеджере видео вы можете посмотреть, разрешено ли коммерческое использование ранее добавленных видео с кавер-версиями.

Не все правообладатели могут разрешить монетизацию кавер-версий. Кроме того, такой тип доходов не разрешен для роликов, которые:

  • содержат коммерческую звукозапись, например, караоке или инструментальное сопровождение;
  • являются записями концертных выступлений.

Если вы использовали в своем видео аудио популярного исполнителя и хотите узнать его политику по использованию данного произведения, советуем воспользоваться разделом Условия использования музыки в Творческой студии канала. 

При использовании чужих произведений в своих видео, мы советуем вам всегда получать письменное разрешение на их использование.  Для удобства пользователей в Справочном центре подробно расписано, что необходимо включить в комплект документов.

Также очень важно помнить, что законодательство по авторскому праву может отличаться в зависимости от страны, в которой были зарегистрированы произведения.

Изучил все аспекты соблюдения авторских прав на ? Тогда самое время перейти на следующий уровень! Записывайся на курс AIR Academy. Мы научим тебя создавать качественный контент, успешно его продвигать на и получать с этого достойную прибыль.

Источник: https://academy.air.io/blog/proverka-avtorskikh-prav-na-youtube

Андрей Викторович Столяров: сайт автора

Где узнать информацию о наличии правообладателя книги?

Все произведения, представленные на сайте, разрешены к распространению и использованию в электронной форме при соблюдении определённых условий. Каждый файл, размещённый на этом сайте и представляющий электронную форму книги, содержит в качестве своей второй страницы полный текст лицензии:

Настоящее произведение (название произведения и сведения о его публикации) защищено действующим авторско-правовым законодательством. Все права на Произведение, предусмотренные действующим законодательством, как имущественные, так и неимущественные, принадлежат его автору.

Настоящая Лицензия устанавливает способы использования электронной версии Произведения, право на которые предоставлено автором и правообладателем неограниченному кругу лиц, при условии безоговорочного принятия этими лицами всех условий данной Лицензии.

Любое использование Произведения, не соответствующее условиям данной Лиценции, а равно и использование Произведения лицами, не согласными с условиями Лицензии, возможно только при наличии письменного разрешения автора и правообладателя, а при отсутствии такого разрешения является нарушением закона и преследуется в рамках гражданского, административного и уголовного законодательства.

Автор и правообладатель настоящим разрешает следующие виды использования данного файла, являющегося электронным представлением Произведения, без уведомления правообладателя и без выплаты авторского вознаграждения:

  1. Воспроизведение Произведения (полностью или частично) на бумаге путём распечатки с помощью принтера в одном экземпляре для удовлетворения личных бытовых или учебных потребностей, без права передачи воспроизведённого экземпляра другим лицам;
  2. Копирование и распространение данного файла в электронном виде, в том числе путём записи на физические носители и путём передачи по компьютерным сетям, с соблюдением следующих условий:
    • все воспроизведённые и передаваемые любым лицам экземпляры файла являются точными копиями исходного файла в формате PDF, при копировании не производится никаких изъятий, сокращений, дополнений, искажений и любых других изменений, включая и изменение формата представления файла;
    • распространение и передача копий другим лицам производится исключительно бесплатно, то есть при передаче не взимается никакое вознаграждение ни в какой форме, в том числе в форме просмотра рекламы, в форме платы за носитель или за сам акт копирования и передачи, даже если такая плата оказывается значительно меньше фактической стоимости или себестоимости носителя, акта копирования и т.п.

Любые другие способы распространения данного файла при отсутствии письменного разрешения автора запрещены.

В частности, запрещается: внесение каких-либо изменений в данный файл, создание и распространение искаженных экземпляров, в том числе экземпляров, содержащих какую-либо часть произведения; распространение данного файла в Сети Интернет через веб-сайты, оказывающие платные услуги, через сайты коммерческих компаний, а также через сайты, содержащие рекламу любого рода; продажа и обмен физических носителей, содержащих данный файл, даже если вознаграждение значительно меньше себестоимости носителя; включение данного файла в состав каких-либо информационных и иных продуктов; распространение данного файла в составе какой-либо платной услуги или в дополнение к такой услуге.

С другой стороны, разрешается дарение (бесплатная передача) носителей, содержащих данный файл, запись данного файла на носители, принадлежащие другим пользователям, распространение данного файла через бесплатные файлообменные сети и т.п. Ссылки на экземпляр файла, расположенный на официальном сайте автора, разрешены без ограничений.

А.В.Столяров запрещает Российскому авторскому обществу и любым другим организациям производить любого рода лицензирование любых его произведений и осуществлять в интересах автора какую бы то ни было иную связанную с авторскими правами деятельность без его письменного разрешения.

Лицензия, таким образом, является публичной и бесплатной, но сторонники свободного программного обеспечения (к которым, заметим, относится и сам автор) могут заметить, что лицензия при этом не является свободной. Это действительно так, и тому есть определённые причины.

Прежде всего, книги по своей сути несколько отличаются от компьютерных программ.

Как известно, Ричард Столлман определяет свободное программное обеспечение как такое, которое гарантирует четыре фундаментальные свободы: (0) свободу использования в любых целях, (1) свободу изучать и модифицировать, (2) свободу распространять копии и (3) свободу улучшать программу и распространять её улучшенные варианты.

Я глубоко убеждён, что последняя из этих свобод не может быть применена к литературным произведениям, включая и учебные пособия. Право на неизменность литературного произведения — это личное неимущественное право автора, которое само по себе не ущемляет ничьей свободы.

Возможности модифицировать литературные произведения и распространять их в изменённом виде не требует даже сам Столлман, если только речь не идёт о технической документации к программам (в последнем случае при модификации программы может потребоваться модифицировать и документацию тоже):

As a general rule, I don't believe that it is essential for people to have permission to modify all sorts of articles and books. The issues for writings are not necessarily the same as those for software. [ссылка]

Мои учебные пособия к категории документации не относятся никак. Кто-то может возразить, что в пособиях всё-таки встречаются опечатки и их хотелось бы исправить; я отвечу, что в таком случае об опечатке следует сообщить автору.

Однако легко заметить, что и свободу использования своих произведений в неизменной форме я тоже отдаю публике не в полной мере: категорическое требование не взимать плату (даже в виде просмотра рекламы, и даже если это плата за CD-болванку, а не за текст книги), а равно и требование всегда сохранять оригинальный формат файла, и, наконец, запрет на воспроизведение на бумаге иначе как в одном экземпляре для личного использования — всё это противоречит высоким идеалам информационной свободы.

Ну что же, я с вами полностью согласен.

Только сперва давайте отменим копирайтное законодательство; если вы организуете демонстрацию протеста против интеллектуальной собственности — позовите меня, и я с удовольствием поучаствую, поскольку являюсь сторонником безоговорочной ликвидации всех трёх основных видов интеллектуальной собственности. Однако я не готов делать это в одностороннем порядке: коль скоро копирайтные отношения ущемляют мои интересы, пусть у меня при этом останется возможность извлечь из них в порядке компенсации хотя бы какую-то пользу.

Прошу заметить, что я категорически отказываюсь сотрудничать с издателями на условиях полной уступки авторских прав, при которой не смог бы распространять электронные версии своих книг, предпочитая осуществлять издание за свой счёт — с тем чтобы электронная версия заведомо осталась доступна. Полагаю, это всё-таки лучше, чем то, что происходит сейчас с большинством книг.

Разъяснение относительно сайтов-файлопомоек

В тексте лицензии упоминаются файлообменные сети, под которыми подразумеваются распределённые системы обмена файлами, такие как BitTorrent, и только они.

Само слово «сеть» подразумевает распределённость; кроме того, согласно тексту лицензии «сети» должны быть ещё и бесплатными, а сайты, оказывающие платные услуги и/или демонстрирующие рекламу, таковыми (в терминах рассматриваемой лицензии) не являются.

Всевозможные файлообменные сайты, известные также под названием “файлопомойки”, такие как Google Drive, Yandex.

Disk, TurboBit, DepositFiles и прочие, файлообменными сетями не являются и не считаются; напротив, эти сайты являются сайтами коммерческих компаний, содержат рекламу, а некоторые из них используются для оказания платных услуг, то есть прямым и явным образом попадают в категорию сайтов, на которых мои книги размещать запрещено. Таким образом, размещение моих книг на подобных сайтах является прямым и грубым нарушением лицензии и преследуется всеми доступными способами.

Источник: http://stolyarov.info/license.html

Добросовестное использование

Где узнать информацию о наличии правообладателя книги?

Добросовестное использование – это юридическое понятие, согласно которому в некоторых ситуациях можно повторно использовать материалы, защищенные авторским правом, не получая специальное разрешение от правообладателя. Примеры такого использования можно найти в приведенных ниже видео.

В каждой стране понятие “добросовестное использование” трактуется по-своему. Например, в США чужой контент можно без разрешения подвергать творческой переработке для создания роликов с пояснениями, обзоров, научных и обучающих видео, а также новостных сюжетов.

Если вы без разрешения включили в свое видео чужой контент и не до конца уверены, допустимо ли это в вашем случае, проконсультируйтесь с юристом. Это позволит вам избежать правового конфликта и судебного разбирательства.

В США факт добросовестного использования определяет судья, оценивая каждый конкретный случай по четырем критериям.

1. Как и для чего используются материалы, например в образовательных целях или для получения дохода.

Обычно суды проверяют, носит ли работа производный характер, то есть изменен ли исходный замысел и содержание, или же контент был просто скопирован. Скорее всего, использование в коммерческих целях не будет считаться добросовестным, хотя есть способы получать прибыль от такого видео, не нарушая ничьих прав.

2. Какова суть работы, защищенной авторским правом.

Если исходный материал основан на общеизвестных фактах, а не является художественным вымыслом, то его использование в производной работе вполне может быть признано добросовестным.

3. Размер и значимость использованного фрагмента относительно всей работы, защищенной авторским правом.

Если заимствован лишь небольшой фрагмент, такое использование скорее будет признано добросовестным, чем если вы скопировали значительную часть исходного произведения. Однако если в отрывке заключена основная идея исходной работы, то суд может встать на сторону правообладателя.

4. Результат использования защищенных материалов для потенциального рынка или доходов правообладателя.

Использование исходного произведения обычно не расценивается как добросовестное, если в результате правообладатель потерял прибыль. Впрочем, когда дело касается пародий, возможны исключения.

Существует ошибочное мнение, что добавив несколько “волшебных” слов, можно автоматически перевести видео в категорию роликов, не нарушающих принципы добросовестного использования. На самом же деле это ничего не гарантирует. Суд рассматривает каждый случай в индивидуальном порядке с учетом всех описанных выше критериев. Вот некоторые распространенные мифы:

Миф № 1. Если я упомяну владельца авторских прав, то принципы добросовестного использования будут соблюдены.

Как вы могли заметить, когда суд рассматривает дело о добросовестном использовании, он обращает внимание на то, как вы изменяли чужой контент.

Даже если вы упоминаете авторов исходных работ, прямое копирование все равно не допускается.

Например, фразы “все права принадлежат автору” и “я не являюсь владельцем” не означают, что вы добросовестно используете материал или получили разрешение владельца на его использование.

Миф № 2. Если я опубликую информацию об условиях предоставления видео, такое использование будет добросовестным.

Мы уже отмечали, что нет таких волшебных слов, которые это сделают. Если в описании видео вы упомянули критерии добросовестного использования или написали, что все права остаются у создателя исходного материала, это не защитит вас от обвинения в нарушении авторских прав.

Миф № 3. Публикация материалов в развлекательных или некоммерческих целях – это всегда добросовестное использование.

Разумеется, суд учтет, с какой целью вы используете чужие материалы, но при этом рассмотрит и остальные три критерия. Заявление о том, что загруженный вами контент предназначен “только для развлекательных целей” или “некоммерческого” использования, само по себе не защитит вас при проверке добросовестности использования.

Миф № 4. Чтобы использование чужих материалов считалось добросовестным, достаточно добавить в них свой контент.

Даже если вы “разбавите” чужой контент своим, это ещё не гарантирует, что вы не нарушите принцип добросовестного использования. Особенно если ваши фрагменты не изменяют смысл или идею оригинала. Как мы уже упоминали, при рассмотрении дела суд будет учитывать все четыре фактора.

Нередко правообладатели забывают о существовании принципов добросовестного использования и просят нас удалить видео, в которых их контент используется без разрешения, но по всем правилам.

Если нам кажется, что проблем с роликом нет, мы просим владельца авторских прав проверить, действительно ли эти принципы нарушены.

Нам это удается не всегда, так как заявок поступает много, но мы делаем всё, что в наших силах.

А ещё для авторов, следующих принципам добросовестного использования, у нас есть специальная программа защиты. Ее условия таковы: если правообладатель потребует удалить ролик, защищенный , и подаст на вас в суд, мы компенсируем ваши судебные расходы в размере до одного миллиона долларов.

, которые уже защищены нашей программой, приведены выше. Пока что они доступны для просмотра только в США.

К сожалению, мы не можем предложить защиту всем, кто следует принципам добросовестного использования. Каждый год мы отбираем лишь несколько наиболее показательных видео. Стать участником программы может любой из авторов, но для этого он должен получить приглашение от нашего специалиста.

Помимо защиты мы стараемся помочь авторам и другими способами, например нередко просим правообладателей пересмотреть свои заявки. Мы даже восстанавливаем видео, которые были удалены несмотря на то, что авторы создали их в соответствии с принципами добросовестного использования. Вот несколько примеров:

  • с канала The Young Turks, в который в качестве иллюстрации были включены отрывки из рекламного ролика, вызвавшего негативную реакцию общественности.
  • Ролик с канала Secular Talk c фрагментом выступления политика Майка Хакаби, в котором он продвигает непроверенный метод лечения сахарного диабета.
  • Buffy vs Edward: Twilight Remixed — [original version], в котором сравнивается, как изображены женщины в двух подростковых фильмах про вампиров.
  • No Offense на канале NationForMarriage с высказыванием Переса Хилтона, которое демонстрирует агрессию сторонников однополых браков.
  • Political Payoffs And Middle Class Layoffs для педвыборной кампании Митта Ромни, в котором звучит отрывок из песни Эла Грина Let’s Stay Together в исполнении Барака Обамы.

Вернуться в раздел “Авторское право на ”

“,”author”:null,”date_published”:null,”lead_image_url”:null,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”https://www..com/intl/ru/about/copyright/fair-use/”,”domain”:”www..com”,”excerpt”:”Открыть меню Закрыть меню Главная странx”,”word_count”:33,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: https://www.youtube.com/intl/ru/about/copyright/fair-use/

Кому принадлежит авторское право, если автор умер

Где узнать информацию о наличии правообладателя книги?

Сейчас, во времена большого потока информации, все чаще встает вопрос авторского права после смерти автора.

 Что происходит в этом случае с переизданием книг, размещением музыки в публичном пространстве, литературными произведениями, репродукциями картин, фотографиями? Что является предметом авторского права и кому принадлежат права? Какое наказание предусмотрено, если взять произведение автора без согласия правообладателя?

Авторское право: вопросы закона

Исключительное право дает возможность автору контролировать применение его интеллектуальной собственности, — итог творческого труда. Срок действия: в течение всей жизни и 70 лет после смерти автора. Отсчет начинается с 1 января, следующего за годом смерти.

Личные неимущественные права автора состоят из:

  • права на имя (право использовать подлинное имя, псевдоним или публиковать анонимно);
  • права авторства (признаваться автором произведения);
  • права на неприкосновенность произведения (право на защиту и охрану произведения и его названия от внесения изменений, сокращений, дополнений, искажений);
  • права на обнародование произведений.

В законе закреплена бессрочность охраны авторства, имени и репутации автора и неприкосновенности произведения.

Автор и правообладатель — субъекты авторского права. Изначально автор всегда является правообладателем. Однако при жизни он может передать исключительное право на произведение, и правообладателем может стать другое лицо. После его смерти обладателями исключительных прав становятся наследники автора (правообладателя) или издательство, или музей (в случае с репродукциями картин).

Для того чтобы больше узнать про авторское право, скачайте и посмотрите бесплатный вебинар «8 шагов по защите авторского права».

Скачать вебинар «8 шагов по защите авторского права»

Ввиду того что в 1995 году Россия присоединилась к Бернской конвенции, все советские и российские произведения получили за пределами России защиту авторских прав.

Авторские права на литературные произведения и переиздание книг

Как уже было сказано, правообладателем при жизни является сам автор. После его смерти эту прерогативу получают наследники. Только с их разрешения можно переиздавать литературные произведения, использовать фрагменты кинофильмов, фотографии и другие объекты авторского права, которые определены в перечне.

Всем известный роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» был опубликован после смерти писателя. Наследницей стала его вдова Е. С. Булгакова, а затем — ее потомки. Роман впервые полностью опубликовали в 1967 году, поэтому он является объектом авторского права и охраняется законом до 2038 года.

Как известно, Е. С. Булгакова дорабатывала рукопись романа более 20 лет после смерти М. Булгакова. Если будет признано соавторство, то срок авторского права продлится еще на три года, так как Е. С. Булгакова скончалась в 1970 году.

В 1994 году режиссер Юрий Кара экранизировал роман «Мастер и Маргарита». Но из-за разногласий о правах на съемки и последующий показ между продюсерами и наследниками зрители увидели фильм только спустя 16 лет, в 2011 году.

А если нет наследников?

Что происходит с объектами авторских прав после смерти автора, если и наследники ушли из жизни?

В таком случае по прошествии семидесяти лет после смерти автора его произведения переходят в общественное достояние.

Это означает, что результат творчества можно использовать без чьего-либо согласия и без выплаты авторского гонорара. При этом права автора на имя и авторство сохраняются, так же как и неприкосновенность самого произведения.

Так, например, все работы поэтессы Марины Цветаевой с 1 января 2016 года перешли в общественное достояние.

А как быть с репродукциями картин, авторы которых уже давно умерли?

Здесь не все так однозначно, потому что существует

Согласно статье 36 названного закона, права на публикации музейных экспонатов и коллекций закреплены за музеем, в котором они находятся. Кроме того, изготовление любой продукции с изображениями музейных предметов можно осуществлять только с разрешения самого музея.

Так, например, Государственный музей Эрмитаж в 2011 году подал в суд на дизайнера-модельера Ию Викторовну Йоц. Руководитель модного дома «Ия Йоц» использовала картину «Дама в голубом» Томаса Гейнсборо в своем магазине и на модном показе коллекции в качестве фона для подиума.

Состоялось несколько судебных заседаний: факт нарушения прав Эрмитажа на картину был установлен. Модельеру запретили использовать картину и обязали выплатить судебные издержки.

Еще пример: всем известная картина И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» успешно воспроизводится на конфетной обертке с разрешения Третьяковской галереи.

Воспроизведение и использование отрывков из кинофильмов

В последнее время в сети все чаще встречаются статьи, где в качестве иллюстраций используют кадры из кинофильмов. Насколько это легитимно?

Картинка (скриншот) киноленты — часть творческого труда, и на нее распространяются исключительные права правообладателя кинофильма.

Однако статья 1274 ГК РФ разрешает свободно использовать произведение в информационных, научных, учебных или культурных целях без согласия автора и правообладателя, но с обязательным указанием имени автора.

Если в статье или на сайте используется часть кинофильма или его кадр, то необходимо указать следующее:

— автора или правообладателя;

— источник заимствования;

— материалы преследуют учебные цели;

— форму для направления возможных претензий.

Приняв такие меры предосторожности, вы сможете избежать жалоб правообладателей.

Незнание закона не освобождает от ответственности

Любое произведение — продукт творческого и интеллектуального труда автора, который охраняется законом. Нужно помнить, что и после смерти автора исключительные права на произведения находятся под защитой.

Использовать их в своих целях можно с разрешения наследников или правообладателей. Если не уверены, что такие есть, лучше перепроверить во избежание возможных претензий, ведь размер компенсаций может быть очень внушительным.

Анна Сватенко, Lawinweb.ru

Источник: http://lawinweb.ru/komu-prinadlezhit-avtorskoe-pravo-esli-avtor-umer/

Юриста совет
Добавить комментарий