Если до суда виновный в ДТП возместит ущерб пострадавшему, можно ли избежать наказания?

Виновник скрылся с места происшествия: что делать пострадавшему, какое наказание грозит нарушителю?

Если до суда виновный в ДТП возместит ущерб пострадавшему, можно ли избежать наказания?

Регламент возмещения ущерба пострадавшему в ДТП гражданину по ОСАГО описан в законодательстве Российской Федерации. Однако существуют случаи, в которых автолюбителю достаточно сложно быстро добиться положенной суммы от страховой компании.

В качестве наиболее типичного примера возможно привести ситуацию, в которой виновник скрылся с места ДТП.

Так, если потерпевший обнаружил поврежденное транспортное средство, но не увидел, кто именно из участников движения виновен в ДТП, ему предстоит подождать завершения расследования.

Внимание! Если возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону горячей линии: +7 (800) 550-39-71 Бесплатный звонок для всей России.

Порядок действий, если виновник скрылся с места ДТП

Существует порядок действий, следуя которому пострадавший в ДТП имеет наибольшие шансы на получение страхового возмещения на ремонт транспортного средства. Наиболее оптимальный вариант развития ситуации состоит из шести шагов:

  • выполнение требований правил движения;
  • поиск свидетелей;
  • оформление происшествия по законной процедуре;
  • обращение в страховую организацию;
  • фиксация следов и оценка причиненного ущерба;
  • поиск скрывшегося нарушителя.

Несмотря на то, что поиском виновника ДТП обязаны заниматься правоохранительные органы, пострадавшему следует оказать им посильную помощь. Подобный сценарий действий существенно ускорит поиск нарушителя.

Выполнение требований ПДД

В первую очередь, при обнаружении повреждения автомобиля, потерпевшему необходимо:

  • включить аварийную сигнализацию;
  • выставить знак аварийной остановки;
  • вызвать сотрудников ГИБДД;
  • сообщить правоохранителям о том, что виновник аварии скрылся;
  • оказать первую помощь пострадавшим, если таковые имеются.

Если поврежденная машина мешает проезду, то необходимо:

  • зафиксировать следы машины;
  • сфотографировать или заснять на видео следы аварии;
  • письменно описать ситуацию;
  • переместить автомобиль.

Поиск свидетелей происшествия

Для увеличения скорости розыска нарушителя пострадавшему рекомендуется самостоятельно опросить свидетелей ДТП, узнать у них о наличии видеозаписей или фотографий аварии.

Не лишним будет осмотреть улицу на предмет наличия стационарных камер и опросить их хозяев о возможности получения видеозаписей. Как правило, на близлежащих магазинах или отделениях банков всегда имеется несколько устройств фиксации.

Важно! В некоторых случаях подробности происшествия попадают на видеорегистратор самого пострадавшего. Чтобы сохранить сведения следует обязательно остановить запись. Необходимость данной процедуры обусловлена алгоритмом работы видеорегистратора: камера снимает непрерывно и при окончании свободной памяти начинает перезаписывать наиболее старые фрагменты.

Оформление ДТП

Сразу же после приезда сотрудников правоохранительных органов пострадавшему следует описать сложившуюся ситуацию и принимать активное участие в составлении протоколов.

После завершения официальной процедуры пострадавшему необходимо обратиться в отделение полиции и написать заявление на розыск нарушителя.

Передача сведений в страховую компанию

Следующим действием потерпевшего должно служить обращение в страховую компанию. При этом гражданину необходимо:

  • написать заявление на получение возмещения;
  • предоставить все имеющиеся на руках бумаги.

Своевременная подача сведений в страховую позволяет избежать отказа в возмещении по причине несообщения о происшествии.

Фиксация следов и оценка ущерба

Специалисты не рекомендуют производить ремонтные работы по меньшей мере в течение трех месяцев после аварии. Именно в этот период шансы на то, что виновник ДТП будет найден, считаются наиболее высокими.

В случае, если имеется крайняя необходимость в ремонте транспортного средства, необходимо убедиться, что на руках имеется документальное подтверждение причиненного виновником ущерба. В качестве последнего вправе выступать:

  • качественные фотографии повреждений, сделанные с разных ракурсов;
  • результат автотовароведческой и трасологической экспертиз;
  • чеки, наряды и другие свидетельства, указывающие на стоимость ремонтных работ;
  • медицинские справки, если в результате ДТП понадобилась помощь врачей.

Поиск скрывшегося нарушителя

Выплата возмещения по ОСАГО во многом зависит от виновника дорожно-транспортного происшествия и его привлечения к законной ответственности. Поэтому потерпевшему следует бросить все силы на розыск нарушителя.

Официальный розыск

Для повышения эффективности розыска виновника ДТП пострадавшему следует проявить активность, а не надеяться на правоохранителей. В первую очередь, следует регулярно интересоваться результатами официальных поисков.

Если сотрудник, занимающийся расследованием, проявляет халатность, то следует написать заявление его начальству или сразу в прокуратуру. Как правило, подобные действия существенно повышают эффективность поиска нарушителя.

Самостоятельный поиск

Самому потерпевшему также не стоит сидеть сложа руки. В первую очередь, необходимо начать поиск свидетелей ДТП. Лучшими местами для того, чтобы найти очевидцев, выступают:

  • соцсети;
  • тематические автомобильные интернет-форумы;
  • местные городские онлайн издания;
  • газеты.

Не лишним будет также написать объявление и расклеить их вблизи места аварии.

Если поиск свидетелей не увенчался успехом, не стоит отчаиваться. Для продвижения собственного расследования пострадавшему имеет смысл пройтись по ближайшим дворам, заглянуть в местный автомобильный сервис, посетить близлежащие парковки и просмотреть новые объявления о продаже автомобилей.

Важно! При обнаружении подозрительного автомобиля в продаже необходимо выяснить все о его владельце. Сделать это возможно, например, через специальные Интернет-ресурсы.

Чего нельзя делать, если участник аварии уехал

Существует определенный перечень действий, которые ни в коем случае нельзя предпринимать. К таковым относят:

  1. Преследование нарушителя. Даже если потерпевший видел автомобиль нарушителя, ему не стоит пытаться его догнать. Единственный, кому имеет смысл преследовать нарушителя – это свидетель, и то, лишь с целью просмотра государственного номера для упрощения последующего поиска. Важно помнить, что гонки по городу в попытке догнать преступника представляют серьезную опасность и рискуют обернуться новой аварией.
  2. Покидание места происшествия. Нельзя уезжать с ДТП даже при полной уверенности в своей правоте. Дело в том, что если уехавший нарушитель вернется, то сотрудники ДПС признают пострадавшего скрывшимся и добиться возмещения ущерба станет попросту невозможно.

Важно! Покидать место аварии следует только после приезда экипажа правоохранителей и составления протоколов.

Что делать, если вы покинули место ДТП

Согласно статье 12.27 части 2 КоАП РФ, покинувшему место происшествия водителю грозит:

  • лишение прав сроком от года до полутора лет;
  • административный арест сроком до 15 суток.

Если во время аварии имеются пострадавшие, то наказание скрывшемуся существенно увеличивается и представляет собой:

  • денежное взыскание вплоть до 80 тысяч рублей;
  • год исправительных или принудительных работ;
  • до 360 часов обязательных работ;
  • заключение под стражу на срок до 4 месяцев;
  • тюремное заключение продолжительностью вплоть до 12 месяцев.

Таким образом, если водитель покинул место аварии, но спустя короткий промежуток времени осознал последствия и захотел избежать наказания, то ему необходимо максимально оперативно вернуться и успеть до начала составления протокола. Максимальный размер наказания при подобном развитии ситуации составляет штраф в размере одной тысячи рублей.

Если автолюбитель не успеет до составления протокола, но все равно вернется, то подобное решение выступает смягчающим обстоятельством и позволяет нарушителю уменьшить серьезность наказания.

В большинстве случаев, сотрудники ГИБДД применяют к таким виновникам ДТП санкции в виде ареста на срок до 5 суток без последующего лишения водительских прав.

Когда допускается покидать место аварии

Сокрытие с места аварии не наказывается в следующих ситуациях:

  1. Дорожно-транспортное происшествие произошло на скоростной трассе. Если пострадавшие автомобили не убрать, то образуется огромная пробка или возникнут новые ДТП. В таком случае разрешается убрать автомобили, но лишь после поддержки свидетелей и составления схемы аварии.
  2. Повреждения автомобилей незначительные и стороны конфликта заключили Европротокол без участия автоинспекции. Во время составления документа участникам ДТП обязательно следует нарисовать схему аварии и подсчитать размер полученного ущерба.
  3. В аварии серьезно пострадали посторонние люди и нет времени ожидать скорую помощь. В такой ситуации и виновник, и потерпевший вправе покинуть место ДТП для того, чтобы доставить травмированных в медицинское учреждение.

Можно ли получить выплаты, если виновник скрылся с места ДТП

Получение выплаты возможно при наличии одного из перечисленных ниже факторов:

  • виновник аварии установлен и на него зарегистрирован действующий страховой полис;
  • автомобиль нарушителя идентифицирован;
  • в аварии имеются пострадавшие;
  • у пострадавшего оформлен полис КАСКО.

Если сотрудникам правоохранительных органов не удается найти нарушителя в отведенные законом сроки, то на возмещение ущерба пострадавшему рассчитывать не приходится. К сожалению, практика показывает, что если доверить поиск водителя-нарушителя ГИБДД, то высока вероятность закрытия дела без конкретных результатов.

«Поиск свидетелей происшествия – это первое, чем необходимо заняться как потерпевшему, так и правоохранительным органам. Если очевидцы запомнили государственный номер автомобиля, то расследование пройдет очень быстро.»

Тэлин С.В., автоюрист

Получение средств по КАСКО

Самый простой метод получения страховой выплаты. Благодаря тому, что полис КАСКО защищает не ответственность автомобилиста, а конкретное транспортное средство, получение средств на ремонт производится элементарно.

Важно! Получение средств по КАСКО – это единственное, на что вправе рассчитывать потерпевший, если виновника аварии не нашли. Главным минусом получения страховых выплат по полису комплексного автострахования является удорожание КАСКО в следующем периоде.

Получение денег по ОСАГО, если у нарушителя нет полиса

Если сотрудники правоохранительных органов в процессе розыска находят виновника аварии, но у последнего не оказывается действующего полиса обязательного страхования автогражданской ответственности, то взыскание средств возможно исключительно через суд.

Возмещение ущерба при установлении водителя-нарушителя с действующим полисом

Наиболее благоприятное развитие событий для потерпевшей стороны. Если сотрудники ГИБДД обнаружат автомобиль нарушителя и признают водителя виновным, то пострадавший получит право обратиться в свою страховую компанию и получить возмещение.

Обратите внимание! Виновник аварии, скрывшийся с места ДТП, несет автогражданскую ответственность даже при наличии ОСАГО. В подобной ситуации страхования компания возместит ущерб всем пострадавшим и затем взыщет с нарушителя средства в качестве регрессионных выплат.

Получение возмещения, если нарушителя и его автомобиль не нашли

Если работникам правоохранительной инстанции не удастся найти нарушителя или его автомобиль, то потерпевшему придется производить ремонт собственного автомобиля за свой счет.

Возмещение ущерба при наличии пострадавших

Даже если нарушитель, покинувший место аварии, не был найден, потерпевший вправе претендовать на компенсацию за травмы или гибель людей. Данная выплата осуществляется не страховой компанией, а союзам автомобильных страховщиков. Для получения компенсации следует подать заявление в РСА и предоставить доказательства получения вреда здоровью.

Важно! Данный вариант возмещения не предназначен для починки автомобиля.

Срок давности нарушения

В законе РФ имеются действия правового преследования нарушителя, повредившего чужой автомобиль и покинувшего место происшествия.

Сколько будут искать нарушителя

Максимальные сроки давности преступления, по которому будет производиться расследование, согласно законодательству, составляют:

  1. 3 месяца, если в результате происшествия произошло лишь повреждение имущества и нет пострадавших или погибших. Сотрудники ГИБДД имеют право продлевать сроки расследования.
  2. До 1 года, если в результате аварии есть пострадавшие с травмами легкой и средней тяжести или водитель находился за рулем в состоянии алкогольного опьянения.
  3. До 2 лет при наличии увечий средней тяжести.
  4. До 5 лет, если в результате ДТП один или несколько людей погибли.

В случае, если нарушитель причинил тяжкий ущерб здоровью или вызвал гибель человека, то вместо административного преследования правоохранители начнут уголовное. В такой ситуации время действия преступления не ограничивается временными рамками.

Сколько действителен срок причинения ущерба

Если в результате ДТП были нанесены повреждения автомобиля или увечья пострадавшему, то по ГК РФ срок исковой давности данного правонарушения составит три года. Началом отсчета считается момент возникновения аварии.

Если в течение трех лет нарушитель не будет найден, то полиция закроет дело, и виновник потеряет возможность получения компенсации за вред здоровью, повреждения автомобиля или моральный ущерб.

В итоге: действия потерпевшего при попадании в аварию со скрывшимся нарушителем

Если потерпевший обнаруживает на своем транспортном средстве новые повреждения, полученные во время парковки, или становится участником ДТП, но не наблюдает виновника аварии, то ему необходимо: включить аварийку, выставить знак аварийной остановки и вызвать сотрудников дорожной полиции.

Для скорейшего розыска нарушителя потерпевшему рекомендуется запустить самостоятельное расследование, опросить прохожих и проверить окрестные здания на предмет наличия видеокамер.

ПредыдущаяСледующаяВнимание! Если возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону горячей линии: +7 (800) 550-39-71 Бесплатный звонок для всей России.

Источник: https://yurist-rossiya.ru/avtomobilnoe-pravo/vinovnik-skrylsya-s-mesta-dtp.html

Что делать, если виноват в ДТП с ОСАГО, положена ли выплата и как смягчить наказание

Если до суда виновный в ДТП возместит ущерб пострадавшему, можно ли избежать наказания?

Любое ДТП является стрессовой ситуацией, и знание своих прав и обязанностей поможет преодолеть негативные последствия происшествия. Действуя согласно приведённым ниже рекомендациям, виновный водитель сможет возместить ущерб пострадавшим и выйти из ситуации с минимальными потерями.

Что делать, если виноват

Основным и важнейшим правилом поведения при аварии является запрет покидать место ДТП. Скрывшийся водитель будет привлечён к ответственности по административной статье, будет лишён прав на срок до 1,5 лет и может получить арест на срок до 15 суток.

Сразу после аварии необходимо остановить машину, включить стояночный тормоз и аварийные сигналы, установить знак аварийной остановки. Следует также проверить возможную утечку топлива, чтобы избежать возгорания.

Далее описаны особенности оформления ДТП в наиболее распространённых случаях.

При незначительном происшествии

В случае незначительной аварии возможно оформление Европротокола.

Необходимыми условиями для его заключения являются:

  • причинение вреда только транспортным средствам, пострадавших нет, и госимущество также не затронуто;
  • участие в ДТП не более двух машин, владельцы которых имеют ОСАГО;
  • согласие всех участников с обстоятельствами аварии и перечнем повреждений.

Если на месте аварии есть возможность фиксирования данных о ДТП мобильным приложением РСА «ДТП. Европротокол» с их последующей передачей в АИС ОСАГО, оформить Европротокол можно и в случае наличия разногласий между участниками. Суть разногласий также должна быть внесена в извещение о ДТП.

Бланк извещения о ДТП по Европротоколу должен быть заполнен без помарок и исправлений. Затем каждый водитель направляет свой экземпляр своему страховщику в течение 5 рабочих дней с момента ДТП.

Важно!Без письменного согласия страховщика водитель не должен ремонтировать свой автомобиль после аварии в течение 15 календарных дней (кроме нерабочих праздничных) со дня аварии.

Если условия для оформления Европротокола не выполнены, следует обратиться в ГИБДД для оформления необходимых документов. В этом случае необходимо зафиксировать детали происшествия с помощью фото- или видеосредств.

На записи должно быть видно положение машин относительно друг друга и других дорожных объектов, степень их повреждения. После этого, если есть помеха движению на дороге, проезжую часть следует освободить.Извещение о ДТП должно быть заполнено всеми участниками аварии.

Если в заполнении участвует сотрудник ГИБДД, в документе должны быть перечислены и его данные.

Водитель должен узнать у инспектора, когда будет вынесено решение по ДТП и, если это происходит по месту аварии, сразу же изучить его.

При возникновении несогласия виновного с любыми фактами, он должен сделать запись в протоколе, и затем может оспорить заключение по ДТП в срок до 10 дней.

Получив все документы по ДТП (справку об аварии, протокол и постановление по административному правонарушению) и проверив правильность их оформления, водитель должен поставить в известность своего страховщика в течение 5 дней.

Важно!Если водитель не может лично доставить документы в страховую компанию, их следует отправить заказным письмом с описью вложения и уведомлением.

При аварии с пострадавшими

При наличии пострадавших может возникнуть необходимость их транспортировки в больницу, если необходима срочная помощь и ждать скорую времени нет. Закон принимает такой случай как исключение из правила о запрете на оставление места ДТП.

По прибытии в больницу водитель должен взять справку о подтверждении совершённого им действия и вернуться на место аварии.

Если для перевозки травмированного использовалось такси, следует обеспечить наличие документа, который подтвердит оплату поездки.

При аварии с пострадавшими алгоритм действий таков:

  1. Опросить и осмотреть пострадавших, определяя их состояние, и оказать первую помощь.
  2. Вызвать скорую помощь.
  3. В критических случаях организовать транспортировку пострадавшего в больницу.
  4. Сообщить об аварии в полицию, указав на наличие пострадавших.
  5. Дать показания прибывшему инспектору, подписать протокол.

Если есть летальный случай

Летальный исход при ДТП будет отягчающим обстоятельством для виновника аварии. Порядок действий сразу после происшествия в такой ситуации совпадает с описанным в предыдущем подпункте. К летальному исходу могут привести и неправильное оказание доврачебной помощи пострадавшим, поэтому необходимо как можно скорее обеспечить квалифицированную медицинскую помощь.

Получает ли виновный компенсацию

По договору ОСАГО страховую выплату получает только пострадавшая сторона. Однако, случаются аварии, в которых могут быть виновны оба водителя.

Согласно Закону об ОСАГО, при обоюдной вине выплаты производятся с учётом установленной судом степени вины или, если она не установлена, в равных долях.Согласно постановлению №2 Верховного суда РФ от 29 января 2015 г.

, каждому автовладельцу должна быть возмещена половина от полученного ущерба. В случае несогласия страхователя, водитель может обратиться в суд для получения дополнительной компенсации.

Как устанавливается виновник аварии

При оформлении Европротокола участники происшествия устанавливают виновного самостоятельно. Иначе определение виновника ДТП становится обязанностью ГИБДД или суда.

Порядок определения вины выглядит так:

  1. Группа разбора ГИБДД изучает обстоятельства аварии, показания свидетелей и предоставленные фото- и видеоматериалы. Результатом разбора является установление водителя, нарушившего ПДД.
  2. Основываясь на выданном постановлении, справки с определением нарушителя направляются всем участникам ДТП.
  3. Согласно КоАП нарушитель получает штраф.
  4. Если оба водителя признаются невиновными, дело прекращают и выдают участникам справки об отсутствии виновных. В случае несогласия с решением группы разбора, водитель может обратиться в суд. Суд вправе назначить дополнительное расследование. Решение суда направляется в страховую кампанию.

В каких случаях гарантированы отказы

Выдавшая полис ОСАГО компания обязательно выплатит страховку пострадавшему. Но в некоторых случаях страховщик может затем предъявить виновнику аварии регрессное требование, равное произведённой выплате, иногда и с возмещением своих расходов.

Согласно законодательству, регресс возможен в таких ситуациях:

  • умышленный вред жизни или здоровью потерпевших;
  • виновник находился под действием наркотиков или алкоголя;
  • отсутствие прав на вождение автомобиля, ставшего причиной аварии;
  • виновник самовольно покинул место ДТП;
  • авария произошла в период, не указанный в договоре ОСАГО, или виновник не вписан в полис;
  • несоблюдение срока отправки извещения о ДТП;
  • ремонт автомобиля до окончания 15 календарных дней после аварии;
  • диагностическая карта автомобиля на момент происшествия просрочена.

Причиной регресса может быть и внесение при оформлении полиса ОСАГО данных, не соответствующих действительности (например, неверно указанные технические параметры машины).

Что поможет смягчить наказание

Соблюдение приведённых выше правил поведения после ДТП — необходимое условие для вынесения адекватного решения о наказании виновного водителя.

Так, оказание всей возможной помощи пострадавшим может стать смягчающим обстоятельством, а её отсутствие, наоборот — преступным бездействием.

В случае смертельного исхода ДТП возбуждается уголовное дело, в ходе которого будут исследованы все обстоятельства происшествия, учтено наличие или отсутствие смягчающих обстоятельств.

К ним обычно относятся:

  • незначительность нарушения ПДД;
  • совершение нарушения в первый раз;
  • оказание помощи пострадавшим;
  • наличие малолетних детей, беременность.

Избежать наказания за такую аварию можно, только если:

  • следствие докажет вину пострадавшего (например, пешеход переходил дорогу на красный свет);
  • стороны заключили мировое соглашение, обычно с выплатой компенсации.

Чего нельзя делать

Если участники ДТП решили договориться о возмещении убытков без оформления документов, нельзя не подтвердить факт отсутствия претензий.

Без соответствующей расписки возможна ситуация, когда пострадавший впоследствии обратится в полицию и обвинит виновника в том, что он скрылся с места ДТП.

Однозначно усугубит положение виновного водителя попытка запутать следствие дачей ложных показаний. Подкуп или запугивание свидетелей также будут отягчающими обстоятельствами при рассмотрении дела.

Как и где найти юриста

Адвокаты по ДТП предлагают свою помощь уже на этапе оформления происшествия. Юрист изучает протоколы и страховую документацию, комплектует пакет документов. Его задачей является смягчение уголовного или административного наказания для виновного водителя, а также уменьшение сумм компенсаций.

Если денег на гонорар адвокату нет, можно воспользоваться бесплатной юридической консультацией в следующих местах:

  • при юридических факультетах могут работать «юридические клиники», в которых проходят практику студенты. Список таких объединений можно найти на региональных сайтах Министерства юстиции;
  • государственные бесплатные бюро для помощи нуждающимся категориям населения (малоимущим, инвалидам и т. д.), список которых также есть на сайте Минюста;
  • негосударственные центры, чья работа финансируется за счёт спонсорства или благотворительности;
  • интернет-консультации.

Поиск и обращение в юридическую фирму или к адвокату, работающему самостоятельно, имеет ряд особенностей:

  • юрист, работающий на себя, обойдётся дешевле. При этом желательно найти узкого специалиста, хорошо разбирающегося именно в случаях с ДТП. Чаще всего их находят по рекомендациям, через знакомых;
  • в уголовном деле будет необходим адвокат, а не простой юрист. Он должен иметь опыт работы, сдать экзамен адвокатской палаты и иметь специальное удостоверение. При найме адвоката следует подписать соглашение о юридической помощи, в котором будет указан точный перечень оказываемых услуг;
  • юридические фирмы предоставляют уверенность в постоянном доступе к защите, не зависящей от обстоятельств одного человека (болезнь, отпуск и т. д.). При этом конкретным делом могут заниматься разные люди, а стоимость услуг значительно выше.

Важно!Проверить госаккредитацию юриста и его диплом можно в реестре Рособрнадзора, а статус адвоката в реестре Минюста.

Как возместить убытки

Для виновной стороны возмещением убытка может стать только полис КАСКО (кроме ситуации с обоюдной виной, описанной ранее). В случаях, когда расходы потерпевшего перекрывают максимальную сумму выплат по ОСАГО, разница будет потребована с виновника аварии. Застраховаться от такого случая можно с помощью полиса ДСАГО.

Этот вид страхования имеет следующие особенности:

  • является добровольным;
  • покрывает все выплаты по урону здоровью, жизни и имуществу с участием третьих лиц;
  • первое оформление ДСАГО обязательно выполняется вместе с КАСКО;
  • срок действия ДСАГО не превышает периода действия ОСАГО и КАСКО.

В случае виновности в ДТП водитель может смягчить наказание точным соблюдением правил поведения и оформления аварии. При возможности консультация грамотного юриста позволит обеспечить справедливое решение по делу, а также может снизить размер выплат. Дополнительное автострахование (ДСАГО и КАСКО) максимально защитит интересы водителя, ставшего виновником ДТП.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, , , Instagram, Pinterest, Yandex Zen, и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Источник: https://auto.today/bok/15396-deystviya-esli-popal-v-dtp-i-yavlyaeshsya-vinovnikom-kak-i-gde-nayti-yurista.html

В чем опасность европротокола для виновника дтп?

Если до суда виновный в ДТП возместит ущерб пострадавшему, можно ли избежать наказания?

Как известно, при оформлении дорожной аварии в рамках ОСАГО стороны вправе обойтись без инспекторов ГИБДД. Такой порядок взаимодействия участников происшествия и страховщиков называется «Европротокол». Он позволяет существенно сэкономить время, если машины получили незначительные повреждения.

Многие автовладельцы все еще относятся к «Европротоколу» с недоверием. Причем речь идет как о потерпевших, так и о виновниках ДТП. Опасения последних вполне оправданы, ведь для них оформление аварии без участия инспектора ГИБДД может иметь серьезные последствия. О чем нужно знать водителю-виновнику, чтобы не столкнуться с неприятным сюрпризом?

Правилами ОСАГО предусмотрено право потерпевшего требовать возмещение ущерба у виновника аварии, когда возмещения по «Европротоколу» не хватает на ремонт автомобиля. При этом потерпевший не может предъявлять имущественные претензии страховщику, выплатившему возмещение.

Другими словами, восстановление автомобиля потерпевшего оплачивает виновник, но только когда стоимость ремонта превышает размер максимальной выплаты по «Европротоколу».

При этом потерпевший вправе требовать возмещения ущерба без учета износа деталей. Как правило, в подобных обстоятельствах виновные водители не соглашаются добровольно оплачивать ремонт.

Естественно, разрешить спор между участниками дорожного происшествия может только суд.

Примечательно, что размер долга виновника определяется на основании оплаченных счетов за ремонт. Конечно же, для виновной стороны подобный вариант развития события становится сущим кошмаром, особенно когда речь заходит о крупной денежной сумме.

Получается, что водитель-виновник заплатил за страховку, но все равно должен частично оплатить ремонт автомобиля потерпевшего. В довершении всего для него увеличится тариф в калькуляторе ОСАГО , ведь страховая компания произвела выплату в пределах суммы возмещения по «Европротоколу».

Таким образом, виновник дорожного происшествия всегда рискует столкнуться с неожиданными расходами. Следовательно, нужно очень внимательно подходить к оформлению происшествия без вызова инспекторов ГИБДД. Кроме того, в случае с «Европротоколом» виновный водитель всегда может прибегнуть к маленькой хитрости.

Допустим, водитель не сомневается в том, что происшествие спровоцировал именно он, а пострадавший предлагает оформить происшествие по «Европротоколу». В этой ситуации нужно первым делом оценить характер и масштабы повреждений. Конечно же, порой очень трудно определить, сколько стоит ремонт какой-либо детали чужой машины.

В таком случае желательно связаться с дилером производителя автомобиля, чтобы иметь хотя бы примерное представление о цене восстановительных работ. При этом не стоит доверять оценке потерпевшего, ведь он может ошибаться. Кроме того, он может попросту солгать, чтобы получить возможность отремонтировать машину без учета износа.

Если у виновника происшествия есть малейшие подозрения относительно того, что стоимость ремонта превышает размер максимальной выплаты в рамках «Европротокола», следует оформлять аварию при участии сотрудников дорожной полиции.

Это займет больше времени, но виновный водитель будет точно уверен, что в будущем ему не предъявят финансовые претензии. При оформлении аварии с участием полицейских максимальная выплата составляет полмиллиона рублей. Виновнику придется доплачивать за ремонт машины потерпевшего, только если цена восстановления автомобиля превысит указанную сумму.

Если же пострадавший по какой-либо причине не хочет обращаться за помощью к дорожным полицейским, виновнику аварии следует получить от него расписку об отсутствии претензий. В этом документе должно быть указано:

«Я не имею финансовых претензий к виновнику ДТП относительно повреждения моего автомобиля в части, превышающей размер максимально возможной страховой выплаты по договору ОСАГО в рамках «Европротокола».

Потерпевший обязательно должен поставить дату выдачи расписки и подпись. Кроме того, желательно, чтобы он указал следующие сведения.

  • Дата и обстоятельства происшествия.
  • Информация об автомобилях, участвовавших в аварии.
  • Данные участников происшествия, включая номера водительских удостоверений.

При возможности расписка должна быть заверена двумя свидетелями. В документе непременно стоит указать их данные, а также контактные координаты. Показания свидетелей пригодятся, если потерпевший захочет оспорить расписку в судебном порядке.

Итак, если водитель-виновник решил обойтись без вызова полиции и не стал требовать у пострадавшего расписку, он может оказаться в трудном положении. Оценивать последствия такого выбора лучше всего на конкретном примере.

Пример

В результате аварии были повреждены бампер, фара и крыло. Потерпевший получил максимально возможную выплату по «Европротоколу». При этом независимый эксперт указал в своем заключении, что бампер и крыло можно отремонтировать, а фару следует заменить.

В дальнейшем потерпевший передал автомобиль для ремонта сотрудникам дилерской СТОА. В процессе ремонта выяснилось, что бампер и крыло необходимо заменить. Соответственно, это автоматически увеличило стоимость восстановления машины. В итоге потерпевшему не хватило возмещения по «Европротоколу» для полной оплаты ремонта.

Он обратился в суд, чтобы взыскать с виновника аварии разницу между ценой ремонта и размером страховой выплаты. Суд удовлетворил иск, использовав при оценке ущерба счета автосервиса. Виновник происшествия почти не имеет шансов оспорить такое судебное решение, а значит будет вынужден оплачивать все расходы потерпевшего на ремонт.

Кроме того, нужно помнить, что потерпевший получил выплату по «Европротоколу», следовательно, водитель-виновник дороже заплатит за пролонгацию страховки. Как известно, наличие аварий увеличивает стоимость ОСАГО у всех без исключения страховщиков.

Источник: https://www.inguru.ru/kalkulyator_osago/stat_opasnost_evroprotokola_vinovnik_dtp

Шустрые и мертвые: Как следует трактовать решение Верховного суда об ответственности виновных в ДТП пешеходов

Если до суда виновный в ДТП возместит ущерб пострадавшему, можно ли избежать наказания?

Шустрые и мертвые: Как следует трактовать решение Верховного суда об ответственности виновных в ДТП пешеходов

112.ua

Недавно Верховный суд Украины поставил точку в вопросе противоречия некоторых норм Гражданского кодекса, которые, как утверждают юристы, чиновники нередко применяли в пользу виновных в ДТП пешеходов.

Несправедливость ситуации заключается в том, что водителям почти всегда приходилось самостоятельно покрывать убытки за нанесенный собственному автомобилю ущерб, даже если виновником ДТП стал пешеход.

Отныне материальную ответственность в таких ситуациях обязан нести главный нарушитель, решила коллегия высшего органа правосудия: пешеходы являются полноценными участниками дорожного движения и тоже должны отвечать за создание аварийных ситуаций на дорогах “по полной программе”, на общих основаниях.

Впрочем, служители фемиды и раньше выносили подобные судебные решения, обязуя виноватых в ДТП пешеходов выплачивать материальную компенсацию за понесенные собственником авто убытки. “Недавнее решение ВСУ – это не экстраординарный случай в судебной практике.

Это дело тянется еще с 2016 года, когда суд первой инстанции в Житомире постановил, что пешеход, который на запрещающий знак светофора перебегал дорогу и спровоцировал наезд на себя, обязан заплатить за ремонт пострадавшего во время ДТП автомобиля – Toyota Land Cruiser 200.

Только виновник ДТП с этим не согласился и начал обжаловать судебный вердикт, дойдя аж до Верховного суда, который в итоге оставил решение в силе.

Но в целом это уже давно существующая практика, и проблема не в этом, а в том, что чаще всего патрульные полицейские не оформляют должным образом административные протоколы, потому что им “некогда” заниматься пешеходами: их основная цель – водители”, – рассказал адвокат Денис Конушко.

Так, по его словам, как правило, водителям хочется побыстрее избавиться от неприятной истории с ДТП, а если из-за столкновения с автомобилем перебегающий пешеход покалечился, то им не позволяет совесть взыскивать еще за материальный ущерб: мол, телесные повреждения уже должны стать наукой на будущее. Кроме того, в таких ситуациях без вины виноватый водитель еще соглашается оплатить лечение пешеходу, который пострадал по собственной неосторожности.

Такая устоявшаяся практика возмущает многих автомобилистов: 1187-я статья Гражданского кодекса гласит, что “ущерб, причиненный источником повышенной опасности, возмещается его владельцем”, а источником повышенной опасности среди прочего считается и вождение авто.

“Согласно этой норме, водитель почему-то должен компенсировать ущерб жизни и здоровью пешехода, который сам по своей глупости попадает под колеса. Но водителя пытаются сделать еще дополнительно виноватым: во время следствия выясняют, была ли техническая возможность предотвратить наезд на пешехода и, резко затормозив, избежать столкновения.

По моим наблюдениям, не менее половины наездов вне положенного перехода совершается по вине самого пешехода. На трассе Киев – Харьков был случай: бабушка в неположенном месте переходила дорогу. Водитель, чтобы избежать столкновения, свернул на встречную полосу.

Как итог: три трупа, а бабушку к ответственности никто не привлек, хотя она осталась стоять на месте”, – с возмущением вспоминает автоюрист Вадим Володарский.

Обоюдный фол

По словам экспертов, судебная практика по взысканию ущерба с пешеходов существует, но остается достаточно неразвитой. Во-первых, обремененному делами водителю не хочется заниматься судебной волокитой и наседать на и без того травмированного пешехода.

Во-вторых, добровольную страховку КАСКО имеет мизерная часть автовладельцев, но даже при ней страховым компаниям иногда выгоднее не подавать иск на пешехода в порядке регресса.

В-третьих, до зала судебных заседаний пешеходы часто не доходят (в прямом и переносном смысле): если телесных повреждений не было, они сбегают с “места преступления”, а если они все-таки остались дожидаться приезда патрульной полиции, то патруль, как правило, ограничивается только открытием уголовного производства на имя водителя, которое потом закрывается ввиду отсутствия состава преступления.

“В подобных ДТП могут возникнуть сразу три вида правовой ответственности, причем с обеих сторон: административная, гражданская и уголовная. Патрульная полиция должна составить протокол об административном правонарушении со стороны пешехода, который нарушил правила дорожного движения.

Если пешеход получил средние и тяжкие телесные повреждения, на водителя открывается уголовное производство. Следствие должно установить, по чьей вине произошло столкновение и имел ли возможность водитель предотвратить несчастный случай.

Также открывается дело и по Гражданскому кодексу: с одной стороны, водитель, как владелец источника средства повышенной опасности, должен понести материальную ответственность за ущерб жизни и здоровью пешехода, даже если сам он не виноват. Это, как правило, делается в рамках страхового полиса ОСАГО.

Но и пешеход несет встречные обязательства по компенсации убытков, если своими противоправными действиями повредил автомобиль. Однако для этого нужно, чтобы водитель подал соответствующий иск в суд, а до этого, как я уже говорил, дело доходит не всегда.

В среднем материальный ущерб транспортному средству от столкновения с пешеходом можно оценить в пределах одной-двух тысяч долларов: это может быть поврежденный бампер, лобовое стекло, капот.

Водителю, который оформил добровольное страхование авто и получил полис КАСКО, убытки за ремонт возместит сама страховая компания, но такую страховку у нас в Украине имеет не более 5% авто.

Страховая компания при этом смотрит, что из себя представляет пешеход и способен ли он возместить ущерб. Если это пенсионер или сельский пьяница, то взыскивать с них нечего, и страховая компания потратит больше на судовой сбор и заработную плату юристам, чем получит в итоге.

При этом материальная ответственность в случае смерти пешехода, который нарушил правила дорожного движения, переходит на его родственников-наследников. Но сумма взыскания не может превышать стоимость его размера наследства. В общем, по моим наблюдениям, не так уж и много появляется регрессивных исков по делам такого рода.

У нас в стране, как правило, пешеходу тяжело найти деньги для компенсации материального убытка в полном размере. Но тут его могла бы спасти давно распространенная в Европе практика, которая у нас остается большой редкостью, – полис страхования общей гражданской ответственности.

Его оформление предполагает, что страховая компания сама будет нести материальную ответственность по гражданским делам.

Если кто-то случайно разбил пузырьки дорогих духов в магазине, мячом разбил окно соседу или спровоцировал ДТП, то страховая покрывает все убытки сама”, – рассказывает гендиректор ассоциации “Страховой бизнес” Вячеслав Черняховский.

Но больше всего негодования у автомобилистов вызывает даже не тот факт, что из-за чужой безответственности страдает их любимый железный конь, а то, что виновного во всем этом пешехода чиновники стараются выгородить.

“Знаете, мне кажется, дело в том, что у наших людей в головах все еще живут остатки советского мышления. Точно как в песне Высоцкого: “Он мне не друг и не родственник, а он мне заклятый враг, очкастый частный собственник в зеленых, серых, белых жигулях”.

Такое чувство, что водителей наказывают за то, что они как-то разбогатели и получили возможность купить себе дорогую иномарку.

Потому что, когда приезжает патрульная полиция и открывает уголовное производство, следствие долго выясняет, была ли у водителя техническая возможность избежать наезда на пешехода в неустановленном для перехода месте.

И если такая возможность была, но он не успел сориентироваться и все-таки наехал, он будет виноват”, – полагает Вадим Володарский.

Но и это не последняя законодательная уловка, которая всю ответственность за аварийную ситуацию переносит на водителя: если следственными действиями будет установлено, что он превысил скорость, то это могут засчитать как причину тяжкого преступления.

“Нужно разъяснить еще один очень распространенный случай: если водитель, чтобы избежать наезда, начал маневрировать, не справился с управлением авто и выехал на обочину, в кювет, в столб или дерево, то он этим нарушил правила дорожного движения – пункт 12.3.

Согласно нему, водитель должен предпринять все возможные меры для резкого и безопасного торможения, чтобы не наехать на пешехода, а не съезжать куда-то с траектории, провоцируя потенциально новые аварии.

Если водитель, пытаясь спасти пешехода, врезался в столб, то взыскать за это с пешехода не получится”, – объясняет юрист Павел Семенченко.

Вместе с тем те же правила дорожного движения устанавливают возможность их нарушения, если “другими средствами невозможно предотвратить собственную гибель или увечье граждан”.

И, что немаловажно, в подобных случаях, когда речь идет о спасении чужой жизни, понесенный водителем материальный ущерб, согласно статье 1161 Гражданского кодекса, должно возместить само государство.

Но о таких случаях адвокаты еще не слышали…. 

Островок опасности

Водители шутят: “Большинство пешеходов переходят дорогу по правилу: зеленый свет – иди, красный свет – беги”.

Но несмотря на то, что пешие участники дорожного движения нарушают правила перехода повсеместно, ДТП по вине пешеходов, по данным Нацполиции, происходят не так уж и часто: в прошлом году количество потерпевших в таких авариях составило 3,07% от общего числа, а за 11 месяцев нынешнего года – 2,8%.

Эти показатели примерно совпадают с количеством ДТП по причине нетрезвого вождения, но при этом смертность среди беспечных пешеходов выше.

Категории пострадавших в ДТП

2018

Январь – ноябрь 2019

Всего пострадавших в ДТП

24 294

23 439

Всего погибших в ДТП

3350

3080

Количество пострадавших в ДТП по вине пешехода/количество погибших

747/110

673/92

Количество пострадавших в ДТП по вине водителя/количество погибших

12 073/1058

12 431/1095

Количество пострадавших в ДТП по причине вождения в нетрезвом состоянии/количество погибших

968/87

1114/93

Но истории, когда неосмотрительность одного человека по воле случая забирает чужие жизни, не имея за это никакого существенного наказания для предотвращения подобных ситуаций, запоминаются надолго.

Найти сбежавшего с места ДТП виноватого пешехода должны полицейские, но, как говорят юристы-практики, на деле здесь можно ставить крест: преступление, скорее всего, останется безнаказанным.

Так, в прошлом году в Киеве возле станции метро “Сырец” произошло масштабное происшествие с участием четырех автомобилей.

Как рассказали тогда очевидцы, 50-летний седой мужчина в неустановленном месте перебежал дорогу, хотя до перехода оставалось не более 20 метров.

Водитель “Шкоды” пытался избежать наезда, но не справился с управлением и въехал в три припаркованных рядом авто. Хозяин одного из них тем временем усаживал в автокресло “Хюндая” своего трехлетнего сына, чтобы отправиться по делам.

Но судьба подготовила другой исход: на эту машину пришелся основной удар “Шкоды”, и отец семейства скончался в карете скорой помощи. А пешеход просто скрылся с места событий, даже не оказав первую помощь, что предусмотрено законом.

 

В таких ситуациях вопросы о возмещении материального ущерба за разбитые фары и капот сами собой уходят на второй план, а взаимная озлобленность водителей и пешеходов друг на друга только усиливается.

Наконец в этом многолетнем противостоянии Верховный суд напомнил “правила игры”: пешеходу не должно все сходить с рук. В ситуациях, когда он становится сбитым в неположенном месте, он должен нести полноценную ответственность наряду с водителем, несмотря на то, что последний имеет страховой полис, а пешеходу платить будет тяжелее.

При таких обстоятельствах следует ссылаться на статью 1166 Гражданского кодекса, которая устанавливает, что за причиненный имущественный вред наступает ответственность на общих основаниях и “возмещается в полном объеме лицом, причинившим вред”.

Ксения Цивирко

Источник: https://112.ua/statji/shustrye-i-mertvye-kak-sleduet-traktovat-reshenie-verhovnogo-suda-ob-otvetstvennosti-vinovnyh-v-dtp-peshehodov-519826.html

Юриста совет
Добавить комментарий