Должен ли я оплатить учебу, которую я не посещал?

«Друзья и родные считают, что я просто хвастаюсь»

Должен ли я оплатить учебу, которую я не посещал?

Восемнадцатилетняя белоруска рассказала о своей учебе в Нидерландах.

Давайте уж откровенно: будь возможность, мы бы все выбрали учебу в Европе. Вот и наша героиня выбрала, а теперь рассказывает, о трудностях в общении, академической программе и идентификации себя, пишет citydog.by.

Восемнадцатилетняя Даша подала заявку в Национальный комитет UWC, где ей выдали стипендию на обучение в United World College Maastricht. Это сеть, состоящая из 17 колледжей по всему миру, в том числе в Армении, США, Италии, Китае, Сингапуре.

Прошел год, Даша учиться и полностью довольна своим выбором. Но все не без проблем.

26 000 евро в год, но учебу за тебя оплачивают

– Как вы узнали о UWC и смогли поступить туда? Насколько сложно это было?

Фото с сайта citydog.by

– Про UWC мне рассказала подруга. Сначала я не поверила. Мне показалось, что это слишком идеальная возможность для белорусского школьника. Тогда я посмотрела группу UWC Беларусь во «», пообщалась со студентами, все прогуглила и решила, что нужно пробовать. В октябре 2015 года появилась информация о наборе.

Отбор в UWC состоит из нескольких этапов. Первый – ты посылаешь заявку со своими отметками, достижениями, пишешь мотивационное эссе. Дальше комитет может пригласить на интервью – беседа на белорусском и английском языках. Они узнают, как хорошо мы знаем нашу страну, историю, языки, и просто задают вопросы на общее развитие. Они хотели узнать нашу мотивацию, что мы из себя представляем.

После второго этапа присылают сообщение с именами кандидатов, которые прошли. Их количество зависит от стипендий, которые даются на страну в течение года. В тот год для белорусов было 9 стипендий.

Я не считаю, что это было сложно, потому что у нас не было как таковых тестов или проверочных работ. К поступлению в UWC невозможно подготовиться заранее, потому что они смотрят на тебя как на человека в целом.

– Как прошло знакомство с остальными студентами в Маастрихте? Не возникло ли конфликтов на национальной, культурной, религиозной или расовой почве?

– Миссия UWC – в процессе образования объединять людей, нации и культуры ради мира и стабильного будущего (сказала на английском как выученную «от зубка» фразу – прим. ред.). Туда выбирают ребят, которые готовы ломать стереотипы.

Каких-то конфликтов на почве культурного контекста я не припомню. У нас есть две девочки из Украины и России.

На уроках мировой политики они пытаются высказать свою точку зрения и дать возможность остальным ребятам, работая в группах, предложить решение существующих проблем.

– Сколько стоит обучение? Есть ли возможность снизить стоимость или подрабатывать, чтобы оплатить учебу хотя бы частично?

– В каждом колледже UWC своя стоимость обучения. В Маастрихте это около 26 тысяч евро в год, если ты учишься и живешь в кампусе. Белорусы, конечно, не могут себе такое позволить. Зная это, колледж и частные спонсоры выделяют на Беларусь практически всегда 100%-е стипендии, которые полностью покрывают стоимость обучения .

В UWC Маастрихт студентам запрещено официально работать – это может повлиять на нашу стипендию. Возможности нелегальной работы мы не рассматриваем, а стипендия не предусматривает денег «на карманные расходы», поэтому помогают родители. Есть ребята, которые получают от колледжа дополнительно 50 евро в месяц.

У меня есть подруга из Тайваня, ее зовут Виви. Она не может себе позволить платить за образование заграницей. А она с детства мечтает стать доктором в «горячих точках».

Но проблема вот в чем: если Виви хочет учить медицину в США, гранты там покрывают только pre-medicine – первые 4 года обучения, после которого она еще не имеет права работать врачом.

В европейских странах медицина, как правило, изучается на языке этой страны. Естественно, немецкий, голландский и остальные она не знает.

Фото с сайта citydog.by

Единственный вариант – возвращаться в Азию. Но в Японии студентам из Тайваня не рады, а в Китай она не может по идеологическим соображениям.

Ей остается либо поступать обратно в Тайвань, либо в Великобританию, где обучение невероятно дорогое, а Виви не гражданка ЕС, чтобы получить скидку или 100%-ую стипендию. Так что сейчас она старается найти себе спонсоров, родители тоже помогают в этом.

В Тайване проблема поступления в том, что там не принимают программу IB («International Baccalaureate» – международный бакалавриат).

Все упирается во множество факторов: твой паспорт, предмет, который ты хочешь изучать, твоя национальность. От этого может зависеть стоимость обучения и прочее. Равенства, как ни крути, полного нет. Твой паспорт очень многое решает. Для жителей Евросоюза поступление намного легче.

1 час спорта в неделю и никаких прогулов

– Насколько строго за вами следят? Есть ли комендантский час в кампусе?

– Комендантский час есть, он называется «check-in time».

По будням в 10 часов вечера мы должны «зачекиниться» у нашего «house parent» – взрослый человек, с семьей живущий в кампусе и исполняющий роль воспитателя или куратора для новеньких (часто это может быть преподаватель колледжа). По выходным «чек ин» в полночь.

После этого уходить из кампуса нельзя. Если ты хочешь пойти куда-то ночью, то надо заранее заполнить бланк, в котором ты объясняешь, что в такое-то время тебя в кампусе не будет и ты переночуешь, например, у друга.

– Могли ли вы сами выбрать, с кем жить в кампусе? Можно ли поменять комнату по ходу учебного года?

– Мы не выбирали, с кем жить. Но всем присылали google-форму, где мы писали о своих предпочтениях. Например, на каком этаже я хочу жить – на mix floor (девушки и парни на одном этаже) или на этаже, где только девушки. Я выбрала первое, потому что не вижу в этом ничего такого, да и детские лагеря вспоминаются, где все жили вместе.

После первого года обучения можно попросить перевести тебя на другой этаж или сказать, что хочешь жить именно вот с такими-то ребятами.

– Какие у вас нагрузки по учебе? Есть ли время для личной жизни?

– Учебный день с 8 утра до 3 часов дня. Прогуливать ни в коем случае нельзя – мы отчитываемся за каждый прогул. Но у нас есть несколько дополнительных заданий, которые мы должны делать после уроков. 3 часа в неделю мы выполняем волонтерскую работу с какой-либо местной организацией, которую помогает найти колледж. Еще 1 час в неделю спорт, но ничто не мешает заниматься им чаще.

И 1 час креативности – студент должен посещать какой-либо клуб, либо возглавлять свой собственный. Я состою в «YES Conference Organizing team club». Мы организовываем конференции. Конечно, это требует куда больше времени, чем час в неделю. Но именно в этот момент остальные знают, что могут без проблем найти нашу команду.

Все это – часть академической программы, а не какая-то обязаловка «для галочки».

Фото с сайта citydog.by

Мы изучаем 6 предметов: 3 на повышенном уровне, 3 на обычном. Каждый предмет выбирается из определенной секции: естественные науки, социальные и гуманитарные науки, музыка и визуальное искусство, математика, английский, иностранный или родной язык. Предметов мало, они сложные, но мы справляемся.

При этом время для личной жизни есть. Две сотни молодых (17–19 лет) активных ребят в одном кампусе – конечно, отношения заводятся быстро, а слухи разлетаются за пару часов.

– Как часто можно ездить домой к родственникам и друзьям?

– У нас достаточно каникул: неделя осенью, 2 – на Рождество и Новый год, по неделе в феврале и на Пасху. Июль-август летние каникулы. Я возвращалась домой только на зимних каникулах и летом. Из кампуса не выселяют, но настоятельно просят уехать на новогодние и летние каникулы.

Европейцам разрешают летать домой по выходным. А вот ребята из Юго-Восточной Азии, Австралии и Латинской Америки даже на лето не возвращаются домой, а путешествуют по Европе. Если студент не может по какой-то причине уехать летом домой, у колледжа всегда есть заявки от семей в Маастрихте, которые согласны приютить себе кого-нибудь.

Фото с сайта citydog.by

– Что делают преподаватели и администрация колледжа, чтобы не допустить конфликтов по причине национальности, религии, цвета кожи?

– Каждый студент приехал из какого-то региона, со своим бэкграундом. У них сильно меняется мировоззрение, психологическое состояние, потому что резко меняется среда, рядом нет родных, а еще не самая простая академическая программа.

Студенты очень нервничают, впадают в депрессию, скучают по дому. Период ноября-декабря самый сложный, когда еще не окончательно привык к новой среде, но очень хочешь домой.

И на зимних каникулах у кого ни спроси, все хотят остаться дома, только не возвращаться в колледж.

Есть департамент психологии, в который я обратилась в январе. Со мной провели серию из 7 сеансов раз в неделю. Я просто не справлялась с нагрузкой, чувствовала себя некомфортно. Психолог мне помог. В один момент у меня, так сказать, что-то щелкнуло. И тогда я поняла, что мне очень нравится то, чем я занимаюсь, нравится среда вокруг и я почувствовала, что счастлива.

Я не могу сказать, что европейцам сильно легче. У нас была девочка из Нидерландов, которая безумно нервничала и тоже обратилась к психологу, хотя, казалось бы, она даже не в другой стране.

А другая девочка из Нидерландов решила бросить UWC, когда поняла, что не справляется. Как и моя соседка по комнате, девочка из Польши, которая отлично справлялась с учебой, но безумно скучала по дому.

В конце года мне казалось, что она справляется с этой проблемой, но в итоге она решила уйти и закончить обучение в Польше.

– Чем белорусы отличаются от других студентов колледжа, представителей разных национальностей? Что выделяет лично тебя на фоне остальных?

– Мне кажется, белорусы умеют ценить то, что дает UWC. Мы просто из разного культурного контекста с европейцами. Есть ребята, которые очень хотят себя показать, и иногда они перегибают палку. А наши не такие.

Белорусы умеют ценить среду, в которую попадают и все то, что там есть. Плюс мы ценим человеческий ресурс, уважительно общаемся с другими. Мы очень спокойно ведем себя (та самая «памяркоўнасць»).

Русские и украинцы в этих моментах очень похожи на нас.

Фото с сайта citydog.by

Хоть люди там и говорят, что хотят «провести черту и забыть стереотипы», все равно эти стереотипы проявляются. Например, очень многие азиаты сильны в математике и в науках в целом.

Причина в их системе образования – она направлена на зубрежку, а для учеников спать по 4 часа в сутки – это нормально. Про это мне рассказывали студенты из Китая, Тайваня и Малайзии.

Но в UWC такой образ жизни не приветствуется – студенты должны осваивать техники тайм-менеджмента и следить за своим здоровьем.

Ребята из Латинской Америки больше общаются в своих испаноговорящих группах. И, неожиданно, очень много времени посвящают отдыху и танцам.

– Как сильно студенты колледжа доверяют друг другу?

– У нас нет деления на группы, как в белорусских вузах. На каждом уроке мы учимся с разными людьми. Поэтому мало у кого образуется костяк людей, с которыми прошел огонь, воду и медные трубы. Самыми близкими становятся соседи по комнате.

– Могут ли студенты реализовывать свои проекты? Поможет ли руководство колледжа?

– Да. Это очень приветствуется. В колледже есть система «swap shop», когда преподаватели и ученики приносят ненужные им одежду и вещи, а через месяц открывают ярмарку. Любой может прийти и за 1 евро купить вещь, которая ему понравилась. Все вырученные деньги идут в специальный фонд, который финансово помогает реализовать проекты студентов.

Со мной на этаже жил мальчик из Лаоса. Он организовал благотворительный проект. Люди собирали деньги, покупали канцтовары и одежду (или им приносили их приносили), а потом авиалинии на своих самолетах все это везли бедным школьникам в Лаос.

В UWC постоянно что-то происходит. И чисто физически невозможно успеть побывать везде. Если сделать гугл-календарь, в который внести мероприятия колледжа и города, то там не просто каждый день что-то будет, но события еще и накладываться друг на друга начнут.

– Какие возможности для обучения после колледжа?

– UWC – это бренд колледжей. После обучения тут очень легко поступить в любые университеты мира. Каждый год есть ребята, которые после колледжа поступают в Оксфорд, Кембридж, Массачусетс.

По программе международного бакалавриата можно получить максимум 42 балла – по 7 за каждый предмет. Если у тебя 41-42 балла – любой вуз мира перед тобой. Многое зависит от направления, которое ты изучаешь.

Проблема вот в чем: мы подаем заявки осенью-зимой на втором курсе вместе с «предварительными отметками». Их ставит наш преподаватель, смотря на результаты экзаменов в июне по итогам первого курса и в сентябре («импровизированные» тесты и зачеты).

После получения всех заявок университеты выставляют критерии, сколько куда баллов надо. И если у тебя эти отметки ниже, то даже идеально сдав итоговые экзамены, ты уже не попадешь в этот университет.

Так что стараться и работать нужно оба года, прохлаждаться некогда.

При этом университет может принять тебя, даже если ты завалил итоговые экзамены. Но это при условии, что «предсказанные отметки» подходили по критерию и вообще было видно, что студент достойный.

– Вы хотите вернуться в Беларусь?

– Да, хочу. Но сначала закончить обучение, поехать учиться дальше и вернуться сюда уже с каким-то опытом. Я пока что не вижу той задачи, миссии, которую должна выполнить в Беларуси. Я могу гарантировать, что подучусь, вернусь сюда и буду пытаться что-то делать.

И тут надо сказать о ключевой проблеме всего UWC – самоидентичность студентов. Когда я возвращаюсь в Беларусь, я полна энергии и желания рассказывать о своем опыте, делиться жизненными историями, помогать людям, как-то мотивировать их. А в итоге сталкиваюсь с непониманием. Друзья и родные в большинстве своем считают, что я просто хвастаюсь.

Мне говорили, что я просто жажду показать себя или то, какой крутой я стала за время своего отсутствия. Просто очень сложно после обучения в другой стране остаться прежним подростком, которым тебя всегда знали. Связи разорвались.

И если я вдруг брошу UWC и вернусь в Беларусь, мне будет сложно, потому что я тут уже мало кому нужна, а опыта и нужных знаний еще нет.

У очень многих студентов колледжа есть такая же проблема «идентификации» себя к определенному месту, стране. Это можно описать “ты уже не здесь, но еще не там”. Вроде и к Маастрихту я привыкла, но и белорусский контекст не могу выбросить из сознания. Постоянно на него ссылаюсь, сравниваю здесь и там. Я на своего рода «перевалочном пункте», у меня уже нет пути назад.

Источник: https://charter97.org/ru/news/2017/7/22/257259/

Материнский капитал на обучение

Должен ли я оплатить учебу, которую я не посещал?

Вторым по популярности основным направлением использования материнского капитала среди владельцев сертификата является оплата образовательных услуг для детей.

При этом важно, что средства МСК можно потратить на учебу любого ребенка в семье независимо от очередности его рождения, рожденного (или усыновленного) до или после того, как семья получила право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с федеральным законом № 256-ФЗ от 29.12.2006 г.

Еще одним важным моментом является то, что мат. капитал можно направить на обучение детей в любой образовательной организации на территории нашей страны (дошкольное образовательное учреждение, школа, колледж или вуз), имеющей право оказывать соответствующие услуги, а также на иные расходы, связанные с образованием.

  • Использовать можно все средства по сертификату или только их часть на обучение одного или нескольких детей.
  • Все расчеты, связанные с использованием МСК на любые виды платных образовательных услуг в рамках аккредитованных государством программ, осуществляются только безналичным путем.

На какие виды образовательных услуг можно потратить сертификат

Право распоряжаться материнским капиталом на обучение детей предоставлено владельцам сертификата на МСК законом № 256-ФЗ от 29.12.2006 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Подробнее о видах образовательных услуг, порядке возмещения расходов, связанных с обучением, сроках направления маткапитала и необходимых для этого документах можно узнать из постановления Правительства № 926 от 24.12.2007 г. «Об утверждении Правил направления средств материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования расходов».

Согласно указанным выше нормативным актам, для этого обязательно необходимо выполнение нескольких условий:

  • образовательная организация должна находиться на территории России;
  • обучение должно проходить по программам, имеющим государственную аккредитацию;
  • ребенку должно быть не более 25 лет на момент начала обучения.

В настоящий момент с учетом внесенных за многие годы поправок в Правила мат. капитал может быть направлен:

Одним словом, материнским капиталом можно оплатить услуги любого образовательного учреждения (высшего учебного заведения, школы, детского сада), но при условии, что учреждение имеет лицензию и реализуемые в нем платные образовательные программыаккредитованы.

Присмотр и уход за детьми в дошкольной образовательной организации

Перечислять материнский капитал не только на обучение, но и на оплату содержания, присмотр и уход за детьми в детском саду, стало возможным не так давно с вступлением в силу постановления Правительства № 931 от 14.11.2011 г. о внесении изменений в существующие Правила. Возможна также оплата содержания ребенка в группах продленного дня в школе.

Главным условием направления МСК на оплату детского сада является наличие лицензии, при этом само учреждение должно функционировать в форме юридического лица и может быть:

  • муниципальным;
  • ведомственным;
  • частным.

Для направления маткапитала на оплату детского сада необходимо представить в Пенсионный фонд договор об оказании услуг, соответствующий ряду требований:

  • действующими сторонами договора должны быть именно владелец сертификата и учреждение;
  • в тексте договора должны содержаться обязательства по содержанию и (или) присмотру, уходу за ребенком;
  • должна быть указана конкретная сумма за определенный период, например, месяц, а не стоимость пребывания в день без указания фактического объема оказываемых услуг;
  • должны быть указаны банковские реквизиты учреждения в полном объеме.

Семья, направляющая материнский капитал в счет оплаты детского сада, сама выбирает необходимую периодичность перевода:

  • ежемесячно;
  • ежеквартально;
  • единовременной суммой за весь год.

Первый платеж перечисляется ПФР в течение двух месяцев со дня подачи заявления о распоряжении средствами МСК, остальные будут произведены в соответствии со сроками, указанными в договоре. Все платежи будут осуществляться безналичным путем.

Важно, что родители, оплачивающие детский сад сертификатом, также имеют право на компенсацию части родительской платы, предусмотренную местным законодательством. В связи с этим сумма направленных средств по договору рассчитывается с учетом компенсации.

В случае использования маткапитала по этому направлению родителям необходимо незамедлительно обратиться в территориальный орган ПФР:

  • при досрочном прекращении действия договора с дошкольным учреждением — с заявлением об отказе в направлении средств материнского капитала;
  • при изменении сроков направления средств или размера оплаты родителями детского сада — с заявлением об уточнении использования средств МСК.

Платные образовательные услуги по аккредитованным образовательным программам

Одним из условий направления материнского капитала на платные образовательные услуги является получение государственной аккредитации образовательными организациями по тем программам, на которые планируется перечислить средства сертификата.

На данный факт родителям при выборе учреждения, в котором их дети будут учиться, стоит обратить особое внимание, так как наличие аккредитации самой организации не дает гарантии о наличии таковой по всем реализуемым ею программам. Согласно ст. 92 ФЗ № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ» решение о государственной аккредитации принимается:

  • по основным общеобразовательным программам начального, основного, среднего образования — в отношении каждого уровня в отдельности;
  • по основным профессиональным образовательным программам высшего и среднего образования — по каждой группе профессий, специальностей и направлений.

Поскольку считается, что образование в России бесплатное, в общем случае к платным услугам в образовании можно отнести:

  • обучение по основным образовательным программам сверх выделенных бюджетных мест;
  • обучение по дополнительным программам;
  • преподавание спец. курсов;
  • репетиторство;
  • углубленное изучение предметов;
  • подготовка и переподготовка рабочих и специалистов среднего и высшего образования, осуществляемые помимо заданий по приему обучающихся, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов.

Для оплаты материнским капиталом платных услуг, связанных с обучением, владелец сертификата заключает в письменном виде договор об оказании таких услуг с образовательной организацией и представляет его в территориальный орган ПФР.

Поскольку выплаты по договору в большинстве случаев предусматриваются на определенный срок с заданной периодичностью, родителям необходимо помнить:

  • при изменении размера или сроков оплаты, а также в случае отказа от направления средств сертификата на платные услуги, необходимо написать соответствующие заявления в ПФР;
  • суммы, превышающие фактические расходы на образование, подлежат возврату в Пенсионный фонд.

Проживание ребенка в общежитии на период обучения в вузе

Помимо непосредственно обучения по закону материнским капиталом можно оплатить и проживание ребенка в общежитии на период учебы в колледже или вузе. Для этого владелец сертификата заключает договор найма жилого помещения с вузом, предоставляющим общежитие.

  • Перечисление средств МСК осуществляется путем безналичного расчета на счет высшего учебного заведения, указанного в договоре найма.
  • Первый платеж поступит в течение двух месяцев со дня подачи заявления о распоряжении средствами или частью средств материнского капитала, остальные — согласно срокам, указанным в договоре.

Основаниями для прекращения перечисления средств маткапитала в период обучения в вузе могут быть:

  • академический отпуск по медицинским показаниям или по личному заявлению студента;
  • отчисление из вуза по собственному желанию или из-за неуспеваемости;
  • смерть ребенка.

В каждом из приведенных случаев владельцу сертификата необходимо написать заявление об отказе в направлении средств материнского капитала с указанием причины. При завершении академического отпуска необходимо вновь представить заявление в ПФР о распоряжении средствами МСК, приложив к нему копию приказа о допуске студента к учебе.

Какие образовательные программы в РФ подлежат государственной аккредитации

Государственная аккредитация образовательной деятельности в РФ регулируется законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ». Согласно ст.

92 указанного закона подтверждение государственного статуса и уровня образовательной деятельности в РФ проводится по программам, основанным на федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), за исключением программ дошкольного образования.

Основные образовательные программы, подлежащие государственной аккредитации, включают в себя:

  • общее образование нескольких уровней:
    • начальное (1 — 4 классы);
    • основное (5 — 9 классы);
    • среднее (10 — 11 классы);
  • профессиональное образование:
    • подготовка специалистов среднего звена (квалифицированные рабочие, служащие);
    • программа высшего образования (подготовка бакалавров, специалистов, магистров, учеба в аспирантуре, ординатуре);
  • профессиональное обучение (переподготовка и повышение квалификации рабочих, служащих).

Таким образом, дополнительные программы, как следует из закона об образовании, не подлежат государственной аккредитации. Исключение составляют и основные программы дошкольного образования. Поэтому использовать на них средства материнского капитала не получится.

Заявление и документы для использования материнского капитала на обучение

Для того, чтобы воспользоваться возможностью направить средства материнского капитала на обучение детей, необходимо обратиться в ПФР и написать заявление о распоряжении средствами маткапитала. Заявление можно подать лично или через законного представителя, бланк заявления предоставляется в территориальном органе ПФР по месту регистрации или месту фактического проживания.

Обязательными документами, необходимыми для обращения в ПФР по данному вопросу, являются:

  • сертификат на материнский капитал;
  • документ, удостоверяющий личность и место регистрации или проживания владельца сертификата;
  • пенсионное свидетельство (СНИЛС) обратившегося;
  • в случае обращения законного представителя документы, подтверждающие его личность и полномочия.

В зависимости от выбранной образовательной услуги к основному пакету документов будет необходимо представить дополнительные:

  • при оплате обучения — копию договора об оказании платных образовательных услуг;
  • при оплате содержания ребенка и (или) присмотра и ухода за ним в образовательной организации — договор между дошкольным учреждением и владельцем сертификата, где должны содержаться обязательства организации по оказываемым услугам и расчет размера платы за это;
  • при оплате проживания в общежитии:
    • договор найма жилого помещения, где должны быть указаны суммы и сроки внесения оплаты;
    • справка из вуза, подтверждающая факт проживания ребенка в общежитии.

Материнский капитал на образование матери

Вопрос о расширении возможностей использования материнского капитала в семьях, имеющих на него право, постоянно обсуждается на встречах таких семей с представителями власти. Одно из предлагаемых родителями направлений — возможность потратить МСК на образование мамы.

К сожалению, в настоящий момент это не предусматривается. Согласно действующему закону, маткапитал может быть направлен только на обучение детей! Рассматриваемые в Правительстве законопроекты о внесении поправок об использовании мат. капитала на образование самой матери успехом пока не увенчались.

Несмотря на то, что капитал в первую очередь называется материнским и выдается именно матери, родившей или усыновившей второго или последующих детей (за исключением случаев, указанных в ст. 3 ФЗ № 256 от 29.12.

2006 г.), использовать его можно только с пользой для детей. Причем в случае направления МСК на обучение — не обязательно именно того ребенка, чье рождение или усыновление дало право на государственный сертификат.

Единственной предусмотренной на данный момент возможностью для мамы потратить средства МСК лично для себя по-прежнему остается только перечисление их на формирование накопительной пенсии.

Можно ли оплатить материнским капиталом обучение в автошколе, художественной школе, секциях и кружках

Согласно действующим Правилам направления материнского капитала на образование детей эти средства могут быть перечислены в любую образовательную организацию, имеющую право на оказание таких услуг.

Таким образом, обучение в автошколе, художественной школе, секциях и кружках тоже формально может быть оплачено из средств МСК, но только при наличии нескольких условий:

  • у организации должна быть соответствующая лицензия на ведение образовательной деятельности;
  • предоставляемые платные услуги должны осуществляться по программам, имеющим государственную аккредитацию;
  • необходимо заключить договор об оказании платных услуг с владельцем сертификата.

Источник: http://pro-materinskiy-kapital.ru/ispolzovanie/obuchenie/

Учеба в автошколах. Законность работы, цены, условия

Должен ли я оплатить учебу, которую я не посещал?

11.08.2019 | 14312 просмотров

Получение водительских прав — словно новый этап в жизни каждого человека, открывающий ранее недоступные возможности. А для молодых людей своего рода аттестат зрелости.

Чтобы его получить, надо лишь включить мозги и активировать другие функции организма — для впитывания ПДД и освоения их на практике. Но перед этим нужно подобрать учебное заведение.

О том, как это сделать, мы и постараемся рассказать.

Кто помнит, первые постсоветские автошколы представляли собой дикий симбиоз рынка и эсэсэсэровской системы образования. В частных заведениях сдавать экзамены можно было экстерном, вовсе не посещая занятий.

Инструкторы по вождению в них гоняли на учебных машинах по своим делам, принимали оплату на руки и постоянно клянчили на бензин.

А в РОСТО (бывшее и нынешнее ДОСААФ) бесплатное обучение компенсировали разного рода отработкой — в классе убраться, траву на полигоне скосить. Постепенно автошколы как-то эволюционировали. Но, видимо, недостаточно быстро.

Во всяком случае, и в их работе тоже увидели причину большого количества ДТП на дорогах. И взялись за реформацию всерьез. Сначала в 2013-м отменили экстернатуру и ввели новые категории в правах. В 2014 году провели еще более масштабную работу.

Тогда увеличили курс обучения. К школам стали предъявлять определенные и повышенные требования.

Например, начали регламентировать набор наглядных пособий, включающий, скажем, медицинский манекен для изучения оказания первой помощи.

Должны были иметься автомобили как с «механикой», так и с «автоматом» и оборудованные видеорегистраторами. Главное, что каждую автошколу обязали иметь свой автополигончик размером не менее 0,24 га. К чему все это привело?

Так, курс теории, разросшийся со 104 до 140 часов (вместе с внутренним экзаменом и в ГИБДД), теперь включает совершенно ненужную обывателю информацию — о правилах перевозки грузов и пассажиров, о работе в такси, об организации международных перевозок. Один из разделов называется «Психофизиологические основы деятельности водителя» и предлагает к рассмотрению, например, «мотивацию в жизни и на дороге» и «влияние рекламы, прессы и киноиндустрии на поведение водителя». Что это, зачем?

Хорошо, что лекции по оказанию первой помощи теперь зачитывают медсотрудники.

Но почему курс практики увеличили с 50 всего до 54 и 56 часов в зависимости от типа трансмиссии? Разве не именно за рулем будущий водитель должен учиться управлять? И не зря различные ассоциации автошкол выступали за то, чтобы поделить-таки всех водителей на любителей и профессионалов, снизив нагрузку по теории на первых раза в полтора.

Что еще важнее, ГИБДД обязали аттестовать автошколы на соответствие учебных программ и материальной базы.

Законность обучения: проверяйте документы

Не сбрасывая со счетов стоимость обучения, удобство расположения и т. д., в первую очередь необходимо поинтересоваться легитимностью деятельности автошколы. Один из документов, ее подтверждающий и оставшийся еще с «дореформенных» времен, — лицензия.

Второй — заключение ГИБДД. Выдается не на автошколы в целом, а на конкретные классы/полигон и именно за их соответствие установленным требованиям.

Состояние лицензии можно проверить на сайте Рособрнадзора. Работает он кривовато, к тому же пугает необходимостью ввода неизвестной обывателю информации.

На самом деле достаточно ввести ИНН, который можно взять на сайте ГИБДД, где последняя цифра — код региона. Там после нажатия графы автошколы появляется таблица учреждений, в которой есть идентификационные номера.

Вводим и получаем результат.

На указанной же странице сайта ГИБДД нужно обязательно проверить то самое заключение. Результат бывает четырех видов: «получено», «проверка не завершена», «не получено» и «истек срок».

Наличие заключения ГИБДД принципиально! Без него автошкола, по сути, теперь не может вести образовательную деятельность. Студенты, обучавшиеся в такой, не будут допущены до экзаменов в госавтоинспекции.

Более того, если это вдруг произойдет (например, при оформлении свидетельства об окончании автошколы задним числом), экзамен сдан и права получены, есть риск, что их потом отберут. По крайней мере, подобные случаи имелись. И хотя относительно массово это происходило в 2015–16 гг.

(а с тех пор из 11 500 автошкол осталось чуть больше половины), не проверить заключение может оказаться себе дороже.

Однако не спешите верить ГИБДД, если видите «не завершена» и «не получено». Встречаются ситуации, когда в каком-нибудь небольшом городе из десятка автошкол, судя по официальной информации, ни одна не имеет заключения.

Что делать? Мотаться на учебу в соседний краевой/областной центр? Но начинаешь выяснять, и оказывается, что проверка пройдена, заключение есть. Просто ГИБДД не спешит размещать результаты аттестаций — месяц, два, несколько.

Вместе с тем в некоторых заведениях на вопрос о наличии заключения нам отвечали, что «не знаем, о чем вы говорите». Так что до поступления в школу, то есть до оплаты, нужно вживую удостовериться в наличии разрешающих документов.

Стоимость: ищите скидки

Даже несмотря на то, что половина школ в ходе реформы прекратила свою деятельность, выбор учебных заведений остался богатым. А конкуренция, как известно, благоприятно влияет на цены. В нашем случае вообще наблюдается поразительный консенсус.

Если не принимать во внимание разные VIP-программы — индивидуальное либо ускоренное обучение и курсы практики на недешевых внедорожниках/кроссоверах — стоимость на категорию B в разных уголках страны очень близка.

25–35 тысяч рублей! В Москве и Санкт-Петербурге она в среднем повыше, но и там можно найти школы, обучение в которых не дороже, чем в Сибири или Приморье.

Стоимость можно дополнительно снизить. Многие организации предлагают скидки, приуроченные к разным праздникам. Для студентов и школьников (напомним, что обучаться сейчас можно с 16 лет, сдавать экзамен с 17, но управлять — только с совершеннолетия) нередко существует демпинг по акциям.

Можно оформить налоговый вычет, привести в счет небольшой компенсации друзей-знакомых, получить учебную литературу в подарок и скидку за запись online. Кстати, интернет-обучение всегда несколько дешевле обычного. И, само собой, удобнее. Получаешь курс видеолекций, сдаешь по каждой теме зачеты. Практику, разумеется, проходишь на «живых» автомобилях.

Все лучше, чем быть привязанным еще и к конкретному адресу/времени уроков по теории.

Выложить за учебу больше? Такие варианты тоже имеются. Как говорилось выше, в Москве есть автошколы, где обучение проходят на всяких X5 и Touareg.

Бывает, что подобную услугу предлагают в виде исключения — имеется среди Solaris и Polo один кроссовер или седан бизнес-класса. Стоимость — заметно выше.

Один час практики может обойтись и в 1000 рублей, и в 1500 (в то время как обычно он оценивается в районе 500–550), а весь курс — в 50 000–60 000 рублей.

За отдельную стоимость на занятиях по вождению предлагается отработка конкретных маршрутов. Например, дом — работа или тех, что обычно используются инспекторами ГИБДД на экзамене. Есть факультативы для обладателей прав, не садившихся за руль с момента их получения. Индивидуальные курсы, когда преподаватель по теории занимается только с вами.

Прохождение медкомиссии прямо в классе (3000–3500 рублей, тогда как в поликлинике — 1000–1500). Все это, конечно, можно охарактеризовать народным «с жиру бесятся». Что-то вообще выглядит как констатация школами собственной невозможности выпустить нормальных водителей. Да и существует подобная блажь в городах крупных и богатых.

Все-таки чаще рядовой потребитель сталкивается с обещаниями сэкономить. В ряде случаев к ним надо относиться осторожно.

Обманы и неудобства

При большой конкуренции автошколы вынуждены идти на разные уловки, одна из которых — ускоренные программы. Теоретический курс в таких сокращается до 90–100 часов. Практика — до 20–40 часов. В результате учеба якобы занимает 1,5 месяца вместо 2,5–3, а стоимость оказывается ниже процентов на 30.

Заманчиво! Ну а как же обязательная программа? Как к такой вольной ее трактовке отнесутся в ГИБДД? Впрочем, как правило, автошколы до этого не доводят. Валят на внутренних экзаменах и заставляют добирать практические занятия. Получаются те же 54–56 часов или даже больше. Хотя происходит такое и после полного практического курса.

Экзамены

На теоретическом экзамене в ГИБДД надо ответить на 20 вопросов: по пять вопросов в четырех разделах. Допускается совершить две ошибки, но они должны относиться к разным разделам. За каждую придется ответить на пять дополнительных вопросов, и уже без ошибок.

Экзамен на площадке — это выполнение шести упражнений: горка, параллельная парковка задним ходом, заезд в гараж задним ходом, разворот в ограниченном пространстве, «змейка» и поворот под прямым углом. На экзамен в городе отводится 20 минут.

На что еще жалуются студенты?

  • Неудобное расположение автодрома — далеко от маршрутов общественного транспорта.
  • Платный (100 рублей) въезд на автодром. Эти деньги не входят в стоимость часа практики.
  • «Пробки» на автодроме. Долго ожидаешь своей очереди перед тем, как отработать упражнение.
  • Трудно записаться на вождение.

    Из-за этого между занятиями образуется большой перерыв.

  • Вместо положенных двух, трех или четырех часов практики откатывают 1,5; 2,5 либо 3,5 часа.
  • Инструкторы часто делают перекуры, используют автомобиль в собственных целях. Упрощают обучение. На автодроме заставляют заучивать движения.

    В городе выбирают простые участки — прямые, с минимумом светофоров-перекрестков и без напряженного трафика.

  • Инструкторы бывают: безразличными, агрессивными, истеричными, некомпетентными.

Характеристика инструкторов в ряде случаев однозначно субъективна. Кому-то хочется пожестче, для кого-то важны «предварительные ласки».

А вот все остальные претензии трудно списать на собственную предвзятость. Как сделать так, чтобы их не возникло?

  • Смотреть отзывы. Есть на Дроме даже касающиеся небольших городов. К сожалению, в большинстве своем явно накрученные. Крайне сомнительно, что фразы вроде «автошкола самая клевая; инструктор просто божество; инструктор — конкретный ас за рулем», могут писать ученики. Разве что на эмоциях после сданного экзамена. Но подобных отзывов очень много! Остается высматривать среди них такие мнения, в которых помимо «соплей» было бы рациональное зерно — объективные плюсы и минусы. Подобные все же попадаются.
  • Расположение автодрома, трафик на нем.
  • Что считается в автошколе часом — 60 или 45 минут?
  • Сколько часов длится каждое практическое занятие? Можно ли менять инструктора в процессе обучения?
  • Поинтересоваться, сколько часов практики придется брать при неудаче на внутреннем экзамене? Сколько — при провале экзамена в ГИБДД?
  • Из-за чего могут отчислить (пропуск лекций, несколько раз не сдал внутренний экзамен)? Сколько стоит восстановление? И сколько часов теории и практики после этого придется посетить?
  • Есть ли какие-то дополнительные платы?
  • Удостовериться, что в договоре прописаны все суммы оплаты.

Источник: https://www.drom.ru/info/misc/69799.html

Юриста совет
Добавить комментарий