Доказывает ли справка о ДТП факт наличия и действительности водительского удостоверения?

Действия пострадавшего при ДТП – порядок, если у виновника нет ОСАГО

Доказывает ли справка о ДТП факт наличия и действительности водительского удостоверения?

Ежедневно на улицах города в каждом регионе происходят аварии. Хороший исход происшествия, если в событии пострадали только транспортные средства, был нанесен ущерб механизмам.

К большому сожалению, потерпевшими в ДТП оказываются люди, простые пешеходы, пассажиры автобусов, водителя иных автомобилей.

Часты случаи, когда виновник ДТП, который нанес материального, морального и телесного повреждения гражданину, выходит чистым из воды, либо наказание не соответствует действительности.

Все виновники, совершившие аварию, привлекаются к трем видам ответственности:

  • гражданская;
  • уголовная;
  • административная.

Человек, совершивший ДТП, сразу обзаводится юристами, хорошими адвокатами, которые дают ему необходимую поддержку и защиту на протяжении следствия, суда. Ведь доказать вину бывает не так просто.

Следует учитывать тот факт, что необходимо действовать по закону, кодексами не нарушать права подзащитного.

Пострадавшим в происшествии считается человек, что получил моральный или материальный ущерб, физический вред. К числу потерпевших можно отнести как водителей агрегатов, пешеходов, и других лиц (контролер, кондуктор).

В случае получения имущественного вреда, то потерпевшим будет считаться то лицо, которое непосредственно сидело за рулем автомобиля и является собственником машины.

К примеру, если авария произошла с троллейбусом или трамваем, то кондуктора за пострадавшего считать не положено. Ведь по факту ущерб нанесен агрегату, который принадлежит организации.

Это уже позже будут выясняться причины происшествия, и кто будет нести ответственность и оплату за ремонт.

Касательно первых действия пострадавшего при ДТП необходимо понимать, в каком состоянии находится человек.

К примеру, пострадавшему нанесен материальный ущерб, тогда его действия выглядят следующим образом:

  1. Так как пострадавший вы и никакой помощи оказывать никому не нужно, первым делом вызовите сотрудников ГИБДД для дальнейшего разбирательства.
  2. Далее включите аварийную сигнализацию и установите соответствующий знак.
  3. Сделайте так, чтобы дать возможность попутным агрегатам беспрепятственно проезжать по участку дороги.
  4. Задержите свидетелей и возьмите номера телефонов. Ведь очевидцы могут сыграть решающую роль в дальнейшем деле.
  5. Обязательно поставьте в известность свою страховую компанию. При наличии КАСКО, не осведомив агента, вам в дальнейшем могут отказать в выплате ущерба.

Иными словами ваши действия как участника ДТП мало чем отличаются от того, что должен сделать виновник происшествия. Это касается только мелких повреждений, причиненных транспортным средствам. А что делать, если вам нанесены серьезные ранения?

Находись вы в роли пострадавшего и, получив тяжелые повреждения все, что вам необходимо сделать, это привлечь внимание виновника.

Ведь часто бывает так, что гражданин, совершивший столкновения, теряется и не знает, за что хвататься, бегает с места на место и забывает, что за рулем напротив тоже сидел человек.

Поэтому всеми возможными способами, криком, созданием шума привлеките внимание виновника или мимо проходящих людей.

Если вам необходима срочная медицинская помощь, то обратитесь к мимо проходящим людям, чтобы те помогли вам добраться до ближайшей больницы или попросите помощи у виновника, который обязан отвезти вас в медпункт.

Что должны делать сотрудники ГИБДД при ДТП с пострадавшими

Когда в условиях аварии есть люди, которым нанесены телесные повреждения – то вызов ГИБДД обязателен.

Приехав на место ДТП, сотрудники ГИБДД обязаны выполнить следующие действия:

  • если пострадавшему необходима медицинская помощь, то нужно вызвать скорую. Ведь часто виновник аварии скрывается с места происшествия, а потерпевший так и остается;

Припустим, что авария произошла в малонаселенном участке дороги либо за городом, где мимопроходящих людей не встретить. Так и получается, что вызвавший по телефону ГАИ пострадавший является единственным свидетелем ДТП.

  • когда помощь можно оказана или она не нужна, сотрудник ГИБДД начинает составлять европротокол и записывать весь процесс. Уполномоченные эксперты проводят замеры, записывают данные пострадавшего, скорости с которым двигались агрегаты;
  • далее в обязанность сотрудника ГИБДД входит выдача справки о ДТП. Это документ, что потребуется пострадавшему, когда тот пойдет за выплатой в страховую компанию;

В документе указываются сведения о ДТП, количестве участников, марках авто, степени повреждений и подписывается сотрудником ГИБДД.

  • все что остается сделать сотрудникам ГИБДД – это поставить перед фактом виновника происшествия и предъявить ему обвинения в зависимости от полученных физических повреждений. То есть, какую ответственность понесет человек, административную или уголовную.

Что делать, если у виновника аварии нет ОСАГО

В случаи аварии и нанесенных повреждений автотранспорту при наличии страхового полиса ОСАГО стоимость выплат берет на себя страховая компания. Однако случается так, что у виновника просроченная страховка, как поступить в таком случае?

Прямо говоря, что виновник не обзавелся страховым полисом – это его проблемы. То есть вы, проведя независимую экспертизу оценки полученного ущерба, предоставите человеку фактическую стоимость возмещений.

При отсутствии полиса ОСАГО физическому лицу придется оплачивать ремонт за собственные деньги.

Идентично пострадавший может потребовать, в дополнении к материальным выплатам и возмещение морального ущерба. По факту доказательств предоставлять никаких не нужно.

Для обоснования своего решения достаточно сослаться на само дорожно-транспортное происшествие.

Последующий порядок действия пострадавшего

После того, как ДТП уже оформлено и заполнены основные документы, протоколы, справка о ДТП, схема происшествия, акты осмотра качества дороги, то необходимо переходить к другим действиям и использовать свои права, как пострадавшего в аварии по полной.

Ниже приведены действия и рекомендации, которыми нужно воспользоваться на протяжении всего процесса и разбирательств:

  • когда вы как пострадавший в аварии не можете адекватно оценивать ситуацию, вам нанесены серьезные повреждения, то не давайте показаний в таком состоянии. Вас обязаны направить на судмедэкспертизу;Когда можете передвигаться сами, то по направлению посещает больницу. В противном случае вас сопровождает судмедэксперт.
  • когда экспертиза пройдет вам дадут взглянуть на ее результаты. От ее исхода будет зависеть, какая мера наказания ждет виновника;Если у вас будут незначительные повреждения, то есть сильного вреда здоровью не нанесено, то последует отказ об уголовном деле, если его открыли. В противном случае, когда у человека обнаружат серьезные болезни, и они приведут к смерти или значительному ухудшению здоровья – будет открыто уголовное дело.
  • далее самое интересное. От факта наличия или отсутствия уголовного дела будет зависеть степень успеха в затребовании материального ущерба. При уголовном деле вопросы в отношении ущерба не обсуждаются. Однако ждать придется порядка пару месяцев, когда пройдет следствие. Но это время можно использовать на сбор необходимой документации и как следует подготовиться;
  • но есть и мирное решение проблемы. Можно обойтись и без уголовного дела. Имеется в виду, когда две стороны смогут договориться на выгодных условиях. То есть виновник ДТП удовлетворит все требования пострадавшего; Однако, примирение сторон возможно если за совершенное преступление виновнику грозит до 5 лет лишения свободы. Если этот срок выше, то о договоренностях можно забыть.
  • во время расследования вы не будете осведомлены материалами дела. Все сведения получите только по его окончанию. То есть, чтобы не получить неожиданные выводы оп следствию обращайтесь к профессионалам.

Что нужно для требования возмещения морального и материального ущерба

Для того, чтобы получить компенсацию за полученные повреждения в результате дорожно-транспортной аварии владельцу агрегата нужно предоставить страховому агенту следующий перечень документации:

  • заявление о страховом случае;
  • гражданский паспорт;
  • водительские права;
  • регистрационное свидетельство;
  • техпаспорт автотранспорта;
  • справку о ДТП;
  • извещение о происшествии;
  • протокол об админнарушении;
  • реквизиты расчетного счета владельца агрегата.

Когда весь необходимый пакет документов был собран и подан страховые агенты осуществят оценку полученного ущерба. Зачастую сотрудники юридического учреждения занижают реальные суммы, что нужны на восстановления.

Поэтому большинство граждан выбирает независимую оценку ущерба экспертом, которому предварительно платит деньги.

Когда размер суммы, что нужна для возмещения убытков больше, чем максимально разрешенная в страховке, то вызывается виновник ДТП, что должен отдать полную стоимость ремонта.

Страховщик обязан на протяжении месяца перевести указанную сумму денег экспертом во время осмотра. Если юридическое учреждение несогласно с ценой, то высылает письменный отказ физическому лицу, где говорится о частично выплате или полном отказе. Соответственно указываются на то весомее причины.

Чтобы получить всю сумму ущерба вам придется обратиться в суд. При подаче заявления необходимо добавить документы, что подтверждают действительность и целесообразность предъявляемых претензий и сумм страховому агенту.

Что касается материального ущерба, то документации никакой не нужно. Подтверждением о причиненном материальном ущербе является сам факт ДТП.

Действия пострадавшего пешехода после ДТП либо водителя авто будут зависеть от того, в каком состоянии находится человек.

Если гражданину нанесено только материальных или легких телесных повреждений, то порядок у него идентичен порядку виновника.

Когда пострадавший находится в тяжелом состоянии, его необходимо как можно быстрее, доставить в больницу. Этому должен содействовать, и сам потерпевший, всеми возможными способами привлекая к себе внимание.

: Руководство при ДТП

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://provodim24.ru/dejstvija-postradavshego-pri-dtp.html

Справки о ДТП отменяются

Доказывает ли справка о ДТП факт наличия и действительности водительского удостоверения?

Автомобилистам нужно приготовиться к ряду нововведений: 20 октября вступил в силу новый регламент ДПС по надзору за дорожным движением. Отменены справки о ДТП: инспекторы больше не выдают их, а страховые по идее не должны их больше требовать.

Кроме того, автоматические камеры теперь появятся в зонах действия временных знаков желтого цвета, ограничивающих скорость во время ремонтных работ.

Так же сотрудники ДПС получили право останавливать машины для проверки документов вне стационарных постов.

В пятницу, 20 октября, в силу вступил приказ МВД №664, которым закреплен новый регламент для ДПС по надзору за дорожным движением. Прошлый регламент, утвержденный приказом №185, отменяется. Все положения документа уже доведены до 55 тыс. сотрудников дорожно-патрульной службы, рассказал начальник управления ДПС и спецмероприятий ГИБДД России Александр Быков.

Отменяются справки о ДТП

Самое революционное нововведение, которое потенциально может упростить жизнь автовладельцам,— отмена справок о ДТП. Ранее на их получение требовалось значительное время, в определенных случаях — несколько дней.

Напомним, что справки требуют страховые компании для урегулирования убытков и последующих выплат. В случаях с ОСАГО требование предъявлять справку содержится в положении ЦБ №431-П 2014 года, в случаях с каско — во внутренних документах каждой страховой компании.

Господин Быков пояснил: выдача справок не предусмотрена с 2014 года, у МВД нет на это полномочий. Грубо говоря, последние два года инспекторы не имели право это делать. С 20 октября эта практика полностью прекращается.

Для страховых компаний нововведение, судя по всему, стало неожиданным сюрпризом, хотя ГИБДД предупреждала о своих планах довольно давно.

Российский союз автостраховщиков уже договорился с Госавтоинспекцией о том, что инспекторы будут вписывать необходимые для страховых компаний данные в протокол или постановления (оформляемые, в большинстве случаев, на месте ДТП), соответствующие указания направлены в регионы.

Страховщики, в свою очередь, пообещали не требовать справок с граждан. Подробнее о сложившейся ситуации читайте в газете ''Ъ'' от 20 октября.

Камеры в зонах ремонта

Еще одно важное нововведение связано с использованием автоматических камер: теперь они будут появляться в зонах, где скорость ограничена временными знаками желтого цвета.

Юридически это выглядит так: в старом приказе №185 была фраза «применение средств автоматической фиксации в местах, где ограничения движения установлены временными дорожными знаками, не допускается», в новом 664-м приказе ограничение это снято.

Александр Быков из ГИБДД подтвердил: комплексы в этих зонах будут применяться. Статистика показала, что количество ДТП в зонах сужения дорог (введенных из-за ремонта) растет — требуется усиление контроля. Устанавливаться такие камеры будут владельцами дорог по особым правилам, которые разработаны ГИБДД и уже переданы в Росавтодор.

Должен быть, к примеру, зафиксирован срок проведения ремонта: по его истечении ГИБДД будет прекращать оформление «писем счастья» с временной камеры, даже если она не демонтирована.

Господин Быков также уточнил, что применяться будут муляжи и имитаторы комплексов, чтобы водители видели их и снижали скорость: не всегда есть финансовая возможность поставить полноценный прибор.

В Росавтодоре “Ъ” пояснили: инициатива по администрированию фактов нарушений ПДД на участках производства дорожных работ была предложена изначально дорожниками.

«Эта мера позволит снизить количество ДТП, связанных с превышением водителями установленных временных ограничений скорости, в местах проведения работ по ремонту, реконструкции и обустройству дорожной сети,— пояснили “Ъ” в пресс-службе дорожного агентства.— Сейчас данный тип нарушений является одной из распространенных причин аварий».

Остановка водителей на постах ДПС

Для сотрудников ДПС с 20 октября вводится право останавливать машины для проверки документов в любом месте дороги, не только на постах ДПС.

Как пояснил Александр Быков, количество постов за последние годы сократилось втрое, а вот количество граждан, управляющих автомобилями без прав, выросло (2 млн случаев только в 2016 году) — требуется усиление контроля именно на улично-дорожной сети.

В этом плане расширение прав инспекторов довольно условное, потому что до сих пор остановить и проверить документы за пределами поста сотрудник ДПС мог под разными другими предлогами: подозрение в совершение нарушения, проведение спецмероприятия, рейда и т. д. Просто речь идет о том, что сейчас предлогов для остановки машины становится больше.

Общение с водителем: не хамить, не курить

Ряд нововведений связан с общением инспектора с водителем. Так, если в старом регламенте было требование передавать документы без обложки, то с 20 октября добавляется новое правило: документы нужно передавать без «удерживающих устройств». Речь идет о случаях, когда водители присоединяют к документам цепь и не дают тем самым инспектору унести их в патрульную машину.

Подробно расписан порядок общения с водителем.

Инспектор должен будет исключать высказывания и действия «дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений». Также сотрудник не должен быть грубым, заносчивым, делать «предвзятые замечания», допускать «оскорбительные выражения или реплики», а также действия, «провоцирующие противоправное поведение».

В ГИБДД отдельно прояснили ситуацию про курение. Дело в том, что в первоначальной редакции была норма, запрещающая сотруднику ДПС курить при общении с водителем, но в финальной версии регламента она исчезла.

Александр Быков пояснил: это не означает, что инспекторам разрешат курить и «дымить в лицо» водителям: «У нас есть типовой кодекс этики служебного поведения государственных служащих, там эта норма включена, поэтому мы исходили из того, что нормы не должны дублироваться».

Можно ли снимать разговор с инспектором

Активную дискуссию в соцсетях вызвала норма о видеосъемке разговора с инспектором.

В 185-м приказе МВД была фраза: «Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством, о существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись». В новом регламенте эта фраза отсутствует, и это было воспринято многими как появление фактического запрета на запись. Господин Быков пояснил: это не так,

инспектор не имеет права препятствовать видеозаписи, это конституционное право граждан.

Поэтому в большинстве рядовых ситуаций видеосъемку можно вести, как и сейчас, исключение составляют только ситуации, описанные в законе «О полиции» и «Об оперативно-разыскной деятельности». Например, если водитель снимает на телефон место ДТП и мешает при этом инспектору, тот может потребовать прекратить съемку.

Другой случай: в регионе введен режим контртеррористической операции, сотрудник ДПС должен сообщить об этом водителю и также попросить выключить камеру, тот должен будет подчиниться.

В ГИБДД заметили: сам инспектор также имеет право вести съемку, причем не только на служебный видеорегистратор, но и на собственный мобильный телефон.

Изменения в правилах освидетельствования

В старом регламенте была норма, которая обязывала инспекторов возвращать водителей после медицинского освидетельствования из больницы к автомобилю (в случае если опьянение не было обнаружено).

В новом регламенте уточнено: возвращать автовладельца нужно и после освидетельствования, который проводит инспектор с помощью алкометра.

Бывают случаи, пояснил господин Быков, что проверка эта проходит на посту ДПС, куда водителя нужно везти и потом, соответственно, возвращать.

Технические изменения

Часть изменений носит технический характер и нововведениями как таковыми не является. К примеру, убрана возможность изъятия водительских прав и снятия номеров — эти меры ранее уже исключены из законодательства и не применяются.

Теперь инспектору можно предъявлять не только традиционный бумажный полис ОСАГО, но и распечатку электронного (соответствующий закон принят еще в 2016 году). Довольно много обсуждали нововведения, якобы связанные со скрытым патрулированием. Но в действительности ничего не поменялось: эта форма надзора за движением допускалась и раньше.

Александр Быков пояснил, что патрульная машина ДПС по умолчанию должна быть видна издалека, но в исключительных случаях ее можно поставить за остановкой или за холмом.

Например, когда участок дороги признан аварийно опасным, необходим дополнительный контроль, но поставить патрульную машину можно только в определенных местах, пояснил господин Быков: специально делать так, чтобы водители не видели полицейскую машину, инспекторам запрещено.

Иван Буранов

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3442007

Суд объяснил, какое столкновение автомобилей считается ДТП

Доказывает ли справка о ДТП факт наличия и действительности водительского удостоверения?

Само по себе столкновение двух автомобилей – еще не дорожно-транспортное происшествие. А поэтому у водителя не возникает обязанности немедленно остановить автомобиль, выставить знак аварийной остановки и не перемещать предметы. А также не оставлять место происшествия.

К такому неожиданному выводу пришел председатель суда Ненецкого автономного округа, разбирая дело гражданки Медведевой, которую ранее лишили прав за оставление места ДТП.

На парковках регулярно случаются такие ситуации: кто-то пытался выехать в узком пространстве, случайно задел соседнюю машину, не заметил этого и уехал. Владелец пострадавшего автомобиля вызывает ГИБДД.

При этом на уехавшего водителя заводится административное дело за оставление места ДТП. За это предусмотрена ответственность частью 2 статьи 12.

27 Кодекса об административных правонарушениях в виде лишения прав на срок от года до полутора лет.

камеры выявили много поддельных полисов ОСАГО

Подобная история произошла с гражданкой Медведевой. Она выезжала с парковки задним ходом, потом выровняла автомобиль и поехала вперед, как вдруг сзади раздался сигнал. Она остановилась, к ней подошел мужчина и сказал, что она наехала на припаркованный “ВАЗ”. Медведева осмотрела свою машину и “ВАЗ”, повреждений не увидела и уехала.

Однако свидетель сообщил о происшествии в дежурную часть. Он же встретил вышедшего из магазина хозяина припаркованного “ВАЗа” и рассказал ему о наезде. А вечером к Медведевой приехали сотрудники ГИБДД и оформили протокол о неисполнении обязанностей при ДТП.

Мировой суд признал ее виновной, несмотря на заявления о том, что она звука столкновения не слышала и повреждений на машинах не обнаружила, и лишил прав на год.

При этом суд сослался на то, что повреждения на автомобилях усмотрели сотрудники ГИБДД: нитевидную царапину на заднем бампере автомобиля обвиняемой и повреждение лакокрасочного покрытия на правом переднем крыле “ВАЗа”.

Выводы мирового судьи поддержал и городской Нарьян-Марский суд. Однако председатель суда Ненецкого автономного округа признал решения нижестоящих судов незаконными. И вот по каким основаниям. Мировой суд установил, что Медведева при движении на своем автомобиле задним ходом совершила наезд на стоящий “ВАЗ”, после чего уехала.

Само по себе соприкосновение машин между собой без последствий, указанных в правилах, не может квалифицироваться как ДТП

Это подтверждается доказательствами, исследованными мировым судьей, и по существу не оспаривались Медведевой. Хотя она и заявила, что столкновения при совершении маневра не слышала.

ГИБДД раскрыла положение всех камер фотовидеофиксации нарушений ПДД

Признавая ее виновной, мировой судья сослался на имеющиеся в материалах дела доказательства, а именно: на протокол об административном правонарушении, схему места ДТП, справку о ДТП, а также на письменные объяснения пострадавшего и самой обвиняемой.

Но выводы мирового судьи о наличии дорожно-транспортного происшествия, предусмотренного Правилами дорожного движения РФ, сделаны были без всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности на основании доказательств, представленных ГИБДД.

Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения под дорожно-транспортным происшествием понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге автомобиля и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления указанных последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные правилами при ДТП, указал председатель суда.

Если касание машин не расценивается как авария, то водитель не обязан остановиться, выставить знак аварийной остановки и вызвать ГАИ

В то же время в протоколе об административном правонарушении нет указаний о наличии каких-либо последствий наезда автомобиля Медведевой на “ВАЗ”. В объяснении владельца “ВАЗа” нет сведений о том, что его автомобилю был причинен какой-либо материальный ущерб.

Сама Медведева отрицает повреждение своей машины в результате наезда. Из справки о ДТП видно, что на автомобилях есть повреждения.

Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда.

Оформить ДТП можно будет на смартфоне

То, что по данному делу не проводилась автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин, не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с их участием. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП.

А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.

В общем, чтобы доказать, что авария была, необходимо, чтобы были повреждения на автомобилях, и еще требуется доказать, что они появились в результате взаимодействия этих машин.

Действительно, об аварии в данной ситуации сотрудникам ГИБДД и потерпевшему стало известно только со слов свидетеля. Пострадавший не предъявлял материальных претензий.

Виновница якобы произошедшего ДТП тоже не заметила никаких повреждений своего автомобиля.

Получается, что авария высосана из пальца сотрудниками ГИБДД только на основании показаний некоего свидетеля, который неизвестно что увидел, при этом суды его не допрашивали.

Разъяснение “РГ”

Напомним, в каких случаях водитель может спокойно уехать с места ДТП и ему за это ничего не будет. Все они прописаны в правилах дорожного движения и законе об ОСАГО. Увы, водителям необходимо знать постулаты этих документов. Потому что правила дорожного движения отсылают именно к закону об ОСАГО.

Если в аварии получили повреждения только автомобили и не пострадали люди, то можно передвинуть машину на обочину и оформить аварию без вызова ГИБДД. То есть по Европротоколу. На обе машины должны быть оформлены полисы ОСАГО. При этом не причинен ущерб третьим лицам. Например, ни одна из машин не въехала в отбойник или тросовое заграждение.

Если у автовладельцев вообще нет претензий к друг другу, то также можно смело уезжать.

Источник: https://rg.ru/2019/09/23/sud-obiasnil-kakoe-stolknovenie-avtomobilej-schitaetsia-dtp.html

Форменное безобразие

Доказывает ли справка о ДТП факт наличия и действительности водительского удостоверения?

С 20 октября ГИБДД не оформляет справки о дорожно-транспортных происшествиях, и уже есть первые вполне прогнозируемые результаты: споры водителей с инспекторами, конфликты со страховыми компаниями, неразбериха в общении МВД и Российского союза страховщиков. А главное — вполне реальный риск для автовладельцев остаться без страхового возмещения.

За прошедшее время набралось немало сообщений о случаях, когда инспекторы, оформляя ДТП по-новому, выдают водителям на руки только оригиналы или копии постановления об административном правонарушении (или протокола), в котором, как обычно, указан виновник, но не приведены необходимые для страховщиков данные о других участниках происшествия, о повреждениях автомобилей, о собственниках и об их страховых полисах. Представители ГИБДД уверяют водителей, что всю информацию страховщики получат «в электронном виде», — и умывают руки, а страховые компании, в свою очередь, напоминают автомобилистам, что закон об ОСАГО никто не отменял, а его статья 11 по-прежнему требует представить в страховую «документы о дорожно-транспортном происшествии, оформленные уполномоченными на то сотрудниками полиции», — именно таким документом и была справка о ДТП. Исключением для закона остаются лишь случаи, подпадающие под европротокол (только имущественный вред и отсутствие споров по поводу виновника), но его оформляют далеко не все, рассчитывая как раз на то, что документы от ГИБДД надежнее.

Наглядный пример, когда сотрудники ГИБДД оформили документы вроде бы по новым требованиям, но «для галочки».

Постановления об административном правонарушении дополнены некоторыми сведениями для страховой компании, но среди них не хватает VIN-номеров автомобилей, даты рождения водителей, данных о собственниках, телефонных номеров и данных об освидетельствовании. Такие документы от ГИБДД в страховой скорее всего не примут и попросят дооформить извещение с полным набором данных

Ну а дальше — вполне логичный замкнутый круг, в котором страховщики и полиция по очереди отфутболивают автомобилистов. Хотя на самом деле все должно было работать иначе.

Почему отменили справку и что вместо нее?

О своем желании избавиться от лишних хлопот по оформлению ДТП полицейское ведомство предупреждало еще два года назад, ссылаясь на то, что извещение о ДТП, которое водители заполняют самостоятельно, и так дает страховщикам сведения обо всех обстоятельствах аварии.

При этом Госавтоинспекцию явно не заботила необходимость внести поправки в закон об ОСАГО: МВД ожидало, что Центробанк (а на него в России возложено регулирование страхового рынка) и Российский союз страховщиков решат эту проблему сами, разработав новые правила ОСАГО.

Но при этом никто, включая рядовых сотрудников ГИБДД, не верил, что справки все-таки отменят. Так что 20 октября гром грянул почти для всех.

С этой даты в МВД действует новый внутренний регламент* работы инспекторов ГИБДД, и в нем появилось немало новшеств — например, теперь разрешается размещать камеры фотовидеофиксации в местах действия временных дорожных знаков, а инспекторы получили право останавливать водителей вне стационарных постов без объяснения оснований. Но отмена «справки по форме 154» (так ее называли, потому что образец утверждался приказом МВД России от 01.04.2011 №154) — самое резонансное новшество.

При этом ГИБДД формально не снимала с инспекторов обязанности собрать информацию об участниках ДТП и повреждениях автомобилей, и 18 октября в региональные подразделения Госавтоинспекции было направлено внутреннее разъяснение, в котором говорится, что после 20 октября инспекторы должны вместо оформления «справки по форме 154» вносить дополнительные сведения в протокол или постановление об административном правонарушении, либо в определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Этих документов по замыслу МВД будет достаточно для обращения в страховую компанию. Но на практике, как обычно, все работает по-другому.

Еще один пример того, что краткость — не всегда добродетель, особенно если дело касается заполнения документов о ДТП.

Описывая обстоятельства происшествия инспектор «пояснил», что «транспортные средства получили механические повреждения правая задняя дверь с накладкой осаго EEEXXXXXXXXXX согласие, осаго бмв: ЕЕЕХХХХХХХХХХ Росгосстрах повр: пербампер.

лев угол». Судя по всему, пострадавшему автомобилисту предстоят незабываемые минуты общения со страховой компанией

Наши вопросы о том, как водитель и инспектор должны теперь общаться при оформлении ДТП, в пресс-службе МВД оставили без ответа.

Однако Российский союз страховщиков и службы аварийных комиссаров смогли немного прояснить ситуацию и помогли составить эту шпаргалку, хотя РСА и оговорился, что детали нового механизма оформления аварий до конца не ясны, поэтому не исключены задержки в рассмотрении страховых случаев.

Какие документы и кому теперь выдает инспектор?

Если прежде справку о ДТП получал каждый участник происшествия и в ней были сведения обо всех других участниках, включая прямое указание на тех, кто именно нарушил Правила дорожного движения, то протокол об административном правонарушении (так же как и постановление), по сути, адресован только водителю-виновнику. Все остальные «действующие лица» ДТП тоже имеют право получить копии документов, но для этого сами должны обратиться к инспектору.

В Москве и в регионах ГИБДД уже выдает протоколы и постановления об административном правонарушении, заполненные по новым правилам. На них в графе «Обстоятельства» или в приложенной специальной форме указаны дополнительные сведения, которые условно можно разделить на четыре группы:

а) имена и даты рождения всех участников ДТП;

б) данные обо всех транспортных средствах;

в) номера полисов ОСАГО и названия страховых компаний;

г) описание повреждений.

Однако спектр информации в упраздненной справке о ДТП был несравнимо шире: там в отдельных графах указывались данные о VIN-кодах автомобилей, координаты места аварии, телефоны участников и результаты медицинского освидетельствования. При этом в РСА нам ответили, что в случае оформления процессуальных документов сотрудниками полиции необходимо настаивать на том, что эти документы должны содержать сведения о:

— дате ДТП;

— транспортных средствах всех участников ДТП (марки, модели, государственные регистрационные знаки, VIN-коды);

— ФИО водителей — участников ДТП с указанием места жительства и даты рождения;

— ФИО собственников транспортных средств участников ДТП;

— страховых полисах ОСАГО участников ДТП (серия, номер, наименование страховщика);

— нарушениях Правил дорожного движения со стороны участников ДТП;

— направлении участников ДТП на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Хотя что значит настаивать? Понятно, что если инспектор не горит желанием вносить в документы все эти данные, то способов заставить его это сделать у водителя почти нет. Необходимо брать дело в свои руки, а единственным документом, который может содержать всю эту информацию, отныне остается извещение о ДТП.

Почему отныне необходимо всегда заполнять извещение о ДТП?

Представители РСА и служб аварийных комиссаров пояснили нам, что в новых условиях «участникам ДТП необходимо во всех случаях происшествий в обязательном порядке заполнять все поля извещения о ДТП».

Главное — проверить записанные в извещение данные и помнить, что на каждом из заполненных бланков должны стоять подписи всех участников ДТП! А если транспортных средств больше двух, то нужно заполнить несколько комплектов извещений — по одному на «контакт» между машинами, но при этом в каждом извещении на обороте в описании происшествия должны быть указаны все участники.

«На месте происшествия стоит собрать как можно больше информации об аварии, сделать фотографии с использованием геотегов, снять видео, записать данные о других водителях и автомобилях, а если нет уверенности в своих навыках, то лучше вызвать аварийного комиссара», — советует Глеб Виленский, заместитель руководителя Всероссийской оперативной службы экстренной помощи пострадавшим в ДТП.

Что делать, если ГИБДД не определила виновных в аварии?

Еще один случай, когда роль извещения о ДТП выходит на первый план. Дело в том, что по российским законам формально возможен такой нонсенс, как «ДТП без виновника».

Точнее, ДТП всегда происходит из-за того, что кто-то нарушил Правила дорожного движения, но не всегда за это нарушение предусмотрена административная ответственность — примером может быть пункт 10.1 ПДД, когда водитель не справился с управлением без превышения скорости.

А если нет административного наказания, то не возникает и гражданской ответственности, а вместе с ней — и формального повода для выплаты по ОСАГО.

Иными словами, у ДТП может быть и виновник-нарушитель, и пострадавший с полным набором документов от ГИБДД, но, если в них отсутствует факт административного наказания, страховая получит повод отказать в выплате по ОСАГО, и тогда возмещать ущерб придется через суд.

Однако если происшествие оформлено в рамках европротокола без участия ГИБДД, то выплата возможна и без наступления административной ответственности — главное, чтобы в извещении все участники удостоверили отсутствие разногласий между собой.

Ну а в случае, если по представленным в страховую компанию документам невозможно установить распределение ответственности за причинение вреда между участниками ДТП, то страховщик осуществляет выплату в размере доли ущерба, определенной как отношение размера ущерба к числу участников ДТП.

Какую бумагу выдаст ГИБДД, если виновник аварии скрылся?

В этом вопросе тоже почти ничего не меняется по сути: вместо справки о ДТП водитель поврежденного автомобиля должен получить от ГИБДД копию определения о возбуждении дела об административном правонарушении с описанием обстоятельств происшествия, а дальше все будет зависеть от результатов расследования. Если полиция найдет скрывшегося участника и у того будет полис ОСАГО, то ущерб, скорее всего, возместят, а если виновник не обнаружится — не будет и выплаты.

Какой документ от ГИБДД теперь нужен для выплаты по Каско?

Так как Каско — добровольный вид страхования, его правила определяет каждый страховщик самостоятельно, и в новых условиях оформления документов от ГИБДД эти правила могут измениться.

Но скорее всего, как и в случае с ОСАГО, роль отмененной «справки по форме 154» должны сыграть протокол об административном правонарушении или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

А если авария оформляется по европротоколу, то требования к обращению за выплатой будут такими же, как и в случае с ОСАГО, иными словами — нужно оформлять извещение и собирать максимум документов от ГИБДД.

Что, если инспектор не указал нужных данных в документах?

Допустим, инспектор, будучи в курсе нововведений, справку о ДТП по старой форме выдавать отказался, но при этом описание происшествия ни в какие другие документы не внес — то ли намеренно, то ли по рассеянности. Сами водители тоже ничего не заполняли. Что дальше? Это, возможно, самый неприятный случай.

При наиболее благоприятном исходе страховщик попросит дооформить извещение вместе с другими участниками ДТП, ну а если сделать это невозможно и нет шансов получить от полиции документ, в котором содержалось бы указание на виновника аварии и на ее последствия, то дело пахнет отказом в выплате и необходимостью добиваться возмещения через суд.

* Официально он называется «Административный регламент исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения»

Источник: https://autoreview.ru/articles/kak-eto-rabotaet/spravka-dtp

Суд объяснил, почему оставившему место ДТП Смолову положена выплата

Доказывает ли справка о ДТП факт наличия и действительности водительского удостоверения?

Страхователи каско могут покидать место ДТП без риска отказа в страховом возмещении, поскольку вред имуществу уже причинен и страховщики обязаны его возместить. Это следует из решения по иску футболиста Федора Смолова к «АльфаСтрахованию».

Суд простил Смолову временное оставление места аварии. Фото yandex.kz. Как уже сообщало АСН, в ночь на 1 августа 2018 г. в Краснодаре Федор Смолов не справился с управлением автомобилем BMW M5 и врезался в дорожное ограждение. Оставив разбитый автомобиль, футболист покинул место ДТП, но через некоторое время вернулся. 

Спортивное СМИ, со ссылкой на самого Смолова сообщало, что футболист оставил место ДТП из-за того, что у него были «просрочены права» (этот момент не освещается в судебном акте).

  «Урегулирование и права потребителей – как найти компромисс? » – этой теме будет посвящена одна из сессий предстоящего 31 октября Форума лидеров страхового рынка. В числе вопросов – как отделить «белый» рынок автоюристов от «серого», среди спикеров – Александр Коланьков (ЦБ РФ), Евгений Уфимцев (РСА) и другие. Позже Октябрьский райсуд Краснодара лишил Смолова водительских прав на год за оставление места аварии. «АльфаСтрахование» заявило, что оставление места ДТП освобождает страховщика от выплаты (согласно пункту 3.5.6 Правил страхования средств наземного транспорта «АльфаСтрахования»). Никулинский суд Москвы частично удовлетворил иск футболиста Федора Смолова к «АльфаСтрахованию», обязав страховщика выплатить около 8 млн р.  

Смолов оставил место ДТП уже после страхового случая

В опубликованной мотивировочной части решения суда объясняется, почему «АльфаСтрахование» не вправе отказать в выплате Федору Смолову из-за оставления места ДТП.

  • Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 20 «О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан» от июня 2013 г., страховой случай считается наступившим с момента причинения вреда. «Факт повреждения транспортного средства истца в результате вышеуказанного ДТП подтверждается материалами дела и ответчиком не оспорен», – указал суд. 
  • Основания для освобождения страховщика от выплаты возмещения предусмотрены статьями 961 (неуведомление о страховом случае), 963 (случай произошел по умыслу страхователя), 964 (не покрываются ядерный взрыв, военные действия и т.п.) Гражданского кодекса. «Оставление места ДТП, как основание для освобождения от выплаты страхового возмещения не предусмотрено ни положениями ГК РФ, ни иными законами», – указал суд.
  • Часть 1 статьи 16 закона о защите прав потребителей признает недействительными условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей.
  • Согласно пункту 23 вышеуказанного Постановления Пленума ВС № 20, стороны вправе включать в договор каско иные основания для отказа в выплате. Однако условия не должны противоречить законодательству, в частности, статье 16 закона о защите прав потребителей.

Действия Смолова по временному оставлению места ДТП никак не повлияли ни на размер ущерба, ни на обязательства страховщика по выплате – так как повреждение автомобиля произошло до того, как Смолов оставил место ДТП, отметил суд и удовлетворил иск Смолова.

Это исключение из покрытия типично для крупнейших страховщиков каско

Директор ООО «Автовыплаты», автоюрист Амур Сабирзянов заявил АСН, что оставление места ДТП – распространенный повод для отказа страховщиков в выплате. «Тут, одним словом, известный футболист! А так шансов выиграть у простых граждан, без связей, было бы мало», – считает он. АСН запросило комментарии пяти крупнейших страховщиков каско по сборам (по итогам I полугодия 2019 г.) относительно наличия данного исключения в их правилах страхования и оценке решения суда. «Согласие» и само «АльфаСтрахование» воздержались от комментариев. «Ингосстрах», «РЕСО-Гарантия», ВСК не ответили на запрос АСН на момент публикации. АСН самостоятельно проанализировало правила десятки лидеров по каско (кроме перечисленных выше, в список вошли «СОГАЗ», «Росгосстрах», «Ренессанс страхование», «Энергогарант» и «Югория»). Девять страховщиков в тех или иных формулировках напрямую указывают, что оставление места ДТП освобождает страховщика от выплаты по каско. В правилах «РЕСО-Гарантии» это прямо не указывается, но вероятно, может быть частью исключения, описанного как «участие в противоправных действиях».

Иные интересные выводы суда по делу Федора Смолова

  • Согласно договору страхования «АльфаСтрахования», расчет стоимости восстановительного ремонта ТС должен был основываться на положении Банка России от 19 сентября 2014 г. № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства». Суд отметил, что данная методика предназначена только для ОСАГО (как это следует из преамбулы методики) и ее неправомерно распространять на каско
  • «АльфаСтрахование» заявило, что возмещение утраты товарной стоимости (УТС) не предусмотрено договором страхования. Суд указал, что согласно Постановлению Пленума ВС №20, УТС относится к реальному ущербу и в ее возмещении потребителю не может быть отказано.

По теме
Суд удовлетворил иск футболиста Федора Смолова к «АльфаСтрахованию» на 8 млн р.
Суд: страховщик вправе отказать в выплате по каско за оставление места ДТП

Источник: http://www.asn-news.ru/news/71702

Юриста совет
Добавить комментарий