Является ли дисциплинарное взыскание препятствием для поступления на службу?

О дисциплинарной, административной и гражданско-правовой ответственности государственных и муниципальных служащих за коррупционные правонарушения

Является ли дисциплинарное взыскание препятствием для поступления на службу?

                Статья посвящена рассмотрению мер дисциплинарной, административной и гражданско-правовой ответственности государственных и муниципальных служащих за коррупционные правонарушения, а также порядку реализации этих мер.

Ключевые слова: коррупция, дисциплинарная ответственность, административная ответственность, гражданско-правовая ответственность, представитель нанимателя, государственный служащий, муниципальный служащий, комиссия по урегулированию конфликтов интересов.

The article considers disciplinary, administrative and civil liability of state and municipal officials for corruption offences and the exercise of these measures.

Keywords: corruption, disciplinary liability, administrative liability, civil liability, employer's representative, a state official, a municipal official, the commission for the settlement of conflicts of interest.

Устойчивое развитие страны, субъекта, города, района напрямую зависит от того, насколько эффективно органы государственной и муниципальной власти способны обеспечить условия для последовательного роста экономики, устранить факторы, порождающие социальное напряжение, ограничить воздействие на бизнес криминальных явлений, в числе которых следует особо выделить коррупцию.

Наиболее простое определение коррупции – подкупаемость и продажность государственных и муниципальных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще. Однако существуют и другие определения этого понятия.

В широком смысле коррупция определяется как использование государственными, муниципальными или иными публичными служащими (например, депутатами) либо служащими коммерческих или иных организаций (в том числе, международных) своего статуса для незаконного получения каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот, в том числе неимущественного характера) либо предоставление последним таких преимуществ.

Коррупцию можно рассматривать как этические отклонения и как правонарушения. Исторически различающимися в российском общественном мнении и праве формами коррупции были

– мздоимство, под которым понимается получение в нарушение установленного законом порядка лицом, состоявшим на государственной или общественной службе, каких-либо преимуществ за совершение законных действий (бездействия) по службе;

– лихоимство – получение тем же лицом каких-либо преимуществ за совершение по службе незаконных действий (бездействия).

Мздоимство и лихоимство могут проявляться на всех уровнях системы власти, при этом объемы сумм и масштабы вредного воздействия на общество могут бесконечно варьироваться.

Примером собственно этических нарушений может служить совершение государственным служащим действий, которые отрицательно влияют на состояние общественного мнения о состоянии законности на государственной службе, хотя прямо и не запрещены законом или иным нормативным актом (присутствие на банкетах, устраиваемых организациями, контроль за деятельностью которых входит в компетенцию данного лица; публичное неделовое общение с людьми, имеющими судимость за корыстные преступления; проживание в апартаментах или пользование автомобилем, стоимость которых несопоставима с размером жалования, поездки за рубеж за чужой счет и др.).

Понятие коррупции приведено в статье 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Согласно данному определению коррупцией признается:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

В этом же Федеральном законе (часть 1 статьи 13) приведена общая норма об ответственности физических лиц за коррупционные правонарушения, которая гласит, что граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Что касается уголовной ответственности коррупционеров, то многочисленные телепередачи, статьи в газетах, методички и памятки, рассказывающие о коррупционных преступлениях и соответствующем наказании, в достаточной степени раскрыли этот вопрос.

С информированностью населения об административной, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности, как представляется, дело обстоит хуже.

Данная статья посвящена ликвидации указанного пробела, ибо, как следует из римского права, – незнание закона не освобождает от ответственности.

Источник: https://depgs.admhmao.ru/antikorruptsionnaya-deyatelnost/dlya-svedeniya/129273/o-distsiplinarnoy-administrativnoy-i-grazhdansko-pravovoy-otvetstvennosti-gosudarstvennykh-i-munitsi

(СЗ СССР 1930 г. № 56, ст. 585) Положение о дисциплинарных взысканиях на транспорте

Является ли дисциплинарное взыскание препятствием для поступления на службу?

Статья № 585.

Постановление Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров.

Положение о дисциплинарных взысканиях на транспорте

1. Положение о дисциплинарных взысканиях на транспорте распространяется на всех работников железнодорожного, морского, речного и автодорожного транспорта, работающих в учреждениях и предприятиях Народного комиссариата путей сообщения и подведомственных Народному комиссариату путей сообщения.

Настоящее положение не распространяется на военизированную охрану и военизированную пожарную охрану путей сообщения, на работников подсобно-хозяйственных предприятий Народного комиссариата путей сообщения, а также на административный, учебный и обслуживающий персонал учебных заведений Народного комиссариата путей сообщения.

2. Служебным проступком является нарушение правил внутреннего распорядка и других правил, положений и инструкций, определяющих служебные обязанности работников, а также неисполнение распоряжений начальников.

Служебным проступком является также неиспользование начальником своей дисциплинарной власти для борьбы со служебными проступками подчиненных ему работников.

Дисциплинарные взыскания налагаются за такие служебные проступки, которые не влекут за собой уголовного преследования.

3. Настоящим положением устанавливаются следующие дисциплинарные взыскания:

а) выговор;

б) строгий выговор;

в) арест на срок до трех месяцев с выполнением служебных обязанностей;

г) арест на срок до трех месяцев без выполнения служебных обязанностей;

д) смещение на низшую должность на срок до одного года;

е) увольнение;

ж) увольнение с воспрещением на срок до одного года службы на транспорте вообще или на определенных должностях.

Примечание 1. Порядок содержания под арестом и места отбывания ареста устанавливаются инструкцией Народного комиссариата путей сообщения, согласованной с Объединенным государственным политическим управлением и народными комиссариатами внутренних дел союзных республик.

Примечание 2. Лицам, подвергнутым аресту без выполнения служебных обязанностей на срок до трех месяцев, выплачивается 50% средней заработной платы, причем лица, подвергнутые аресту до семи дней включительно без выполнения служебных обязанностей, могут быть полностью лишены заработной платы на этот срок.

Примечание 3. Увольнение в дисциплинарном порядке производится без предупреждения работника и без выплаты ему выходного пособия.

4. Дисциплинарные взыскания в виде выговора и строгого выговора могут налагаться всеми начальниками на подчиненных им работников.

5. Дисциплинарные взыскания в виде увольнения без воспрещения службы и смещения на низшую должность могут налагаться начальниками, имеющими право найма и увольнения данного работника, а также капитанами морских и речных судов.

6.

Дисциплинарные взыскания в виде увольнения с воспрещением службы могут налагаться начальниками не ниже директора железной дороги, начальника всесоюзного объединения ремонтных заводов, управляющего флотом морского бассейна, управляющего местным государственным речным флотом, начальника строительного управления, начальника краевой (областной) конторы Союзтранса, начальника главного управления шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта союзной республики. Это взыскание не может налагаться указанными начальниками на тех подчиненных им работников, которые назначены на должность вышестоящими начальниками.

7. Дисциплинарные взыскания в виде ареста могут налагаться начальниками, имеющими право найма и увольнения данного работника.

Арест может быть наложен:

а) на срок до трех суток — начальниками распорядительных станций, начальниками строительных участков и дистанций;

б) на срок до семи суток — начальниками эксплуатационных районов железных дорог, директорами ремонтных заводов, управляющими районами морских бассейнов, начальниками морских торговых портов, начальниками краевых (областных) управлений шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта;

в) на срок до пятнадцати суток — директорами железных дорог, управляющими флотами морских бассейнов, управляющими местными государственными речными флотами, начальниками главных управлений шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта союзных республик, начальниками строительных управлений, начальниками краевых (областных) контор Союзтранса, начальниками эксплуатационно-плановых управлений, главным директором железных дорог, начальниками всесоюзных отраслевых объединений и центральных управлений Народного комиссариата путей сообщения.

Примечание. Главный директор железных дорог и начальники отраслевых объединений и центральных управлений Народного комиссариата путей сообщения могут подвергать аресту всех подчиненных им работников, кроме тех, которые назначены на должность народным комиссаром путей сообщения.

8. Дисциплинарные взыскания в виде ареста на срок до трех месяцев могут налагаться в особо важных случаях народным комиссаром путей сообщения.

9. Народный комиссар путей сообщения устанавливает применительно к ст.ст. 6 и 7 пределы дисциплинарной власти должностных лиц, выполняющих тождественные обязанности с поименованными в этих статьях лицами, но носящих другие наименования.

10. Указанные в ст.ст. 4‑8 права по наложению дисциплинарных взысканий имеют также лица, постоянно замещающие поименованных в этих статьях должностных лиц.

11. Каждый вышестоящий начальник может, в пределах предоставленных ему прав по наложению дисциплинарных взысканий, непосредственно налагать дисциплинарные взыскания, минуя промежуточных начальников.

12. За один и тот же служебный проступок не могут быть наложены два дисциплинарных взыскания.

13. При разрешении вопроса о наложении дисциплинарных взысканий учитываются:

а) обстоятельства, при которых совершен служебный проступок;

б) вред, причиненный служебным проступком;

в) предшествующая и последующая служба работника (подвергался ли он ранее взысканиям, применялись ли к нему меры поощрения и т. п.).

14. Дисциплинарные взыскания налагаются:

а) по делам о происшествиях, а также по другим делам, требующим расследования — но позднее пятнадцати дней со дня получения соответствующим начальником материалов расследования;

б) по делам, не требующим расследования, по позднее пятнадцати дней со дня обнаружения служебного проступка.

Расследование указанных в п. “а” дел не может продолжаться более одного месяца.

15. Наложение дисциплинарного взыскания не является препятствием для возбуждения уголовного преследования за тот же служебный проступок. Однако, если дисциплинарное взыскание еще не приведено в исполнение, то исполнение этого взыскания приостанавливается до разрешения уголовного дела.

Прекращение уголовного преследования или оправдание судом не является препятствием для наложения дисциплинарного взыскания, если в определении о прекращении дела или в оправдательном приговоре не отвергнуты факты, которые содержат в себе признаки служебного проступка. В этих случаях дисциплинарное взыскание налагается не позднее пятнадцати дней со дня получения соответствующим начальником уведомления о прекращении дела или об оправдательном приговоре.

16. Дисциплинарное взыскание во всяком случае не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения служебного проступка. В этот срок не включается время производства дела в уголовном порядке.

17. До наложения дисциплинарного взыскания начальник обязан истребовать объяснение от работника, совершившего служебный проступок. Работник может представить объяснение устно или письменно не позднее трех дней. Непредставление объяснения в этот срок не препятствует наложению взыскания.

18.

Если служебный проступок по своему характеру имеет особое общественное значение, как подрывающий трудовой режим и трудовую дисциплину в учреждении или предприятии, то начальник одновременно с наложением дисциплинарного взыскания должен сообщить о служебном проступке работника соответствующему органу профессионального союза для принятия в отношении работника мер общественного воздействия.

19. О наложенном дисциплинарном взыскании объявляется под расписку работнику и делается запись в трудовом списке работника. Вместе с тем, о каждом наложенном дисциплинарном взыскании объявляется по месту работы способом, обеспечивающим осведомление об этом всего коллектива работников.

20. Если в течение одного года со дня наложения дисциплинарного взыскания на того же работника не будет наложено новое дисциплинарное взыскание, то работник рассматривается, как не подвергавшийся дисциплинарному взысканию. В этом случае соответствующие записи в трудовом списке аннулируются.

21. Дисциплинарное взыскание приводится немедленно в исполнение распоряжением начальника, наложившего взыскание.

22. Каждое постановление о наложении дисциплинарного взыскания может быть обжаловано вышестоящему начальнику.

Обжалование не приостанавливает исполнения взыскания. Однако, взыскание может быть приостановлено начальником, наложившим его, если он найдет достаточные для этого основания.

23. Жалоба подается в письменном виде через начальника, наложившего дисциплинарное взыскание, не позднее пяти дней после объявления работнику о наложении дисциплинарного взыскания.

Поступившая жалоба не позднее трех дней передается вышестоящему начальнику. К жалобе, в случае необходимости, начальник, наложивший взыскание, прилагает свой отзыв.

24. Жалоба, поданная после указанного выше пятидневного срока, рассматривается лишь в случае, если срок пропущен по уважительным причинам. Вопрос об уважительности причины пропуска срока на обжалование разрешается вышестоящим начальником.

25. Вышестоящий Начальник должен рассмотреть жалобу и вынести по ней решение в письменной форме не позднее пяти дней со дня поступления жалобы.

Решение вышестоящего начальника по жалобе является окончательным и никакому дальнейшему обжалованию не подлежит.

26. Каждый вышестоящий начальник обязан осуществлять надзор за использованием нижестоящими начальниками предоставленной им дисциплинарной власти.

Вышестоящий начальник имеет право отменить в порядке надзора наложенное нижестоящим начальником дисциплинарное взыскание либо изменить его как в сторону повышения, так и в сторону понижения.

Председатель ЦИК Союза ССР М. Калинин.

Зам. Председателя СНК Союза ССР В. Шмидт.

Секретарь ЦИК Союза ССР А. Енукидзе.

Москва—Кремль.

3 ноября 1930 г.

№ 47/603а.

Распубликовано в № 311 и 312 Известий ЦИК Союза ССР и ВЦИК от 12 и 13 ноября 1930 г.

Источник: http://istmat.info/node/50939

ПрокуратураОренбургской области

Является ли дисциплинарное взыскание препятствием для поступления на службу?

Прокуратура Оренбургской области: Прокуратура области в рамках законодательной инициативы направила на места проекты нормативных актов по вопросам возвращения подарков, полученных муниципальными служащими

Прокуратура области в рамках законодательной инициативы направила на места проекты нормативных актов по вопросам возвращения подарков, полученных муниципальными служащими, привлечения муниципальных чиновников к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения и порядке их увольнения в связи с утратой доверия

В целях обеспечения правового регулирования ряда вопросов в городах и районах области прокуратура области в порядке законодательной инициативы разработала и направила территориальным прокурорам проекты решений Советов депутатов:

–        ?Об утверждении Правил передачи подарков, полученных лицами, замещающими выборные должности местного самоуправления или должности муниципальной службы в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями?;

–        ?Об утверждении Положения о дисциплинарных взысканиях за коррупционные правонарушения и порядок их применения к муниципальным служащим муниципального образования?;

–        ?Об утверждении Порядка увольнения муниципальных служащих муниципального образования в связи с утратой доверия?.

         Тексты указанных проектов нормативных правовых актов прилагаются.

ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПЕРЕДАЧИ ПОДАРКОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ЛИЦАМИ,

ЗАМЕЩАЮЩИМИ ВЫБОРНЫЕ ДОЛЖНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ИЛИ ДОЛЖНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В ____, В СВЯЗИ С ПРОТОКОЛЬНЫМИ МЕРОПРИЯТИЯМИ, СЛУЖЕБНЫМИ КОМАНДИРОВКАМИ И ДРУГИМИ ОФИЦИАЛЬНЫМИ МЕРОПРИЯТИЯМИ

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 575 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 14 Федерального закона от 2 марта 2007 N 25-ФЗ ?О муниципальной службе Российской Федерации? и статьи 12.

1 Федерального закона от 25 декабря 2008 N 273-ФЗ ?О противодействии коррупции?, __ Устава __, а также в целях упорядочения процедуры передачи в орган местного самоуправления подарков, полученных выборными должностными лицами местного самоуправления или муниципальными служащими в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, Совет депутатов решил:

1.

Утвердить прилагаемые Правила передачи подарков, полученных лицами, замещающими выборные должности местного самоуправления или должности муниципальной службы в _____, в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями (далее – Правила).

2.

Настоящее решение вступает в силу после его официального опубликования.

                                                                                    Утверждено решением Совета депутатов

ПРАВИЛА ПЕРЕДАЧИ ПОДАРКОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ЛИЦАМИ,

ЗАМЕЩАЮЩИМИ ВЫБОРНЫЕ ДОЛЖНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ИЛИ ДОЛЖНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В ____, В СВЯЗИ С ПРОТОКОЛЬНЫМИ МЕРОПРИЯТИЯМИ, СЛУЖЕБНЫМИ КОМАНДИРОВКАМИ И ДРУГИМИ ОФИЦИАЛЬНЫМИ МЕРОПРИЯТИЯМИ

1.

Настоящие Правила устанавливают порядок передачи (приема, оценки, учета на балансе основных средств, временного хранения и дальнейшего использования) в органе местного самоуправления ___, выборными должностными лицами местного самоуправления или муниципальными служащими ____ (далее – работники), подарков в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями (далее – Правила).

2.

Подарки, полученные работниками в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями (далее – подарки), стоимостью свыше трех тысяч рублей согласно пункту 2 статьи 575 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 14 Федерального закона от 2 марта 2007 N 25-ФЗ ?О муниципальной службе Российской Федерации? и статье 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 N 273-ФЗ ?О противодействии коррупции? признаются муниципальной собственностью и подлежат передаче работниками в орган местного самоуправления ____.

3. Работники, получившие подарки, обращаются с заявлением о передаче подарков на имя руководителя органа местного самоуправления ___ в течение трех рабочих дней со дня получения подарка и (или) возвращения из служебной командировки, во время которой был получен указанный подарок.

В заявлении указываются известные работнику реквизиты дарителя, вид подарка и прилагаются документы, подтверждающие стоимость подарка (если таковые имеются).

4. После рассмотрения заявления руководитель органа местного самоуправления ___ (в случаях, когда стоимость подарка превышает три тысячи рублей) передает заявление для исполнения в бухгалтерию органа местного самоуправления ____.

5. Ответственный сотрудник бухгалтерии письменно извещает работника о месте и времени приема от него подарка, осуществляемого на основании акта приема-передачи, который составляется в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон, по форме согласно Приложению N 1 к настоящим Правилам.

6. В случае отсутствия документов, подтверждающих стоимость подарка, его прием от работника производится непосредственно перед проведением заседания оценочной комиссии, которая создается распоряжением органа местного самоуправления ___.

В случае если подарок имеет историческую либо культурную ценность или оценка подарка затруднена вследствие его уникальности, для его оценки могут привлекаться эксперты из числа высококвалифицированных специалистов соответствующего профиля.

7. Акты приема-передачи подарков регистрируются в Книге учета актов приема-передачи подарков, оформленной согласно Приложению N 2 к настоящим Правилам, по мере поступления. Книга учета актов приема-передачи подарков должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью органа местного самоуправления ____.

8. В случае если стоимость подарка, определенная оценочной комиссией или привлеченными экспертами, не превышает трех тысяч рублей, подарок подлежит возврату работнику, передавшему его в бухгалтерию.

9. Возврат подарка, стоимость которого не превышает трех тысяч рублей, производится в течение пяти рабочих дней со дня его оценки по акту возврата, оформленному согласно Приложению N 3 к настоящим Правилам.

10.

Принятый бухгалтерией подарок, стоимость которого, подтвержденная документами или протоколом оценочной комиссии (заключением экспертов), составляет более трех тысяч рублей, учитывается на балансе основных средств органа местного самоуправления ____ в установленном законодательством порядке с открытием инвентаризационной карточки, нумеруемой в соответствии с номером акта приема-передачи, и поступает на временное хранение, осуществляемое в сейфе (металлическом шкафу) в помещении бухгалтерии (или в ином помещении органа местного самоуправления), оборудованном охранной и пожарной сигнализацией.

11. Контроль за соблюдением Правил передачи в муниципальную собственность подарков, полученных работниками, осуществляется руководителем органа местного самоуправления.

                                                                                                          Приложение N 1 к Правилам

АКТ

приема-передачи подарка (-ов), полученного выборным

должностным лицом местного самоуправления или муниципальными

служащими в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками

и другими официальными мероприятиями

“____”_________20___                                                                                          N ________

Работник __________________________________________________________________

                (Ф. И. О., наименование замещаемой должности,

___________________________________________________________________________

 наименование структурного подразделения органа местного __________________________________________________________________________

 самоуправления   соответствии  с  Гражданским  кодексом Российской Федерации, Федеральным законом “О муниципальной службе Российской Федерации” и Федеральным законом “О   противодействии   коррупции”   передает,   а  ответственный  сотрудник бухгалтерии   органа   местного   самоуправления ____ ,

___________________________________________________________________________

                     (Ф. И. О., наименование должности)

___________________________________________________________________________

                 принимает подарок, полученный в связи с:

___________________________________________________________________________

                     (указывается мероприятие и дата)

Наименование ______________________________________________________________

Вид подарка _______________________________________________________________

                    (бытовая техника, предметы искусства и др.)

Сдал __________________________          Принял _______________________

       (Ф. И. О., подпись)                         (Ф. И. О., подпись)

                                                                                                          Приложение N 2 к Правилам

КНИГА

учета актов приема-передачи подарков

 N п/п Дата Наименование   подарка     Вид  подарка Ф. И. О., должность работника,  сдавшего  подарок   Подпись  работника,  сдавшего  подарок  Ф. И. О., должность работника, принявшего подарок   Подпись  работника, принявшего подарок  Отметка о возврате  подарка
 1  2       3         4       5         6         7         8         9   

                                                                                                          Приложение N 3 к Правилам

АКТ

возврата подарка (-ов)

“____”_________20___                                                                                                 N ________

    Ответственный  сотрудник  бухгалтерии  органа  местного самоуправления

                            (Ф. И. О., должность)

___________________________________________________________________________

в  соответствии  с  Гражданским  кодексом Российской Федерации, Федеральным

законом ?О муниципальной службе Российской Федерации? и Федеральным законом

?О  противодействии  коррупции?  передает,  а  также на основании протокола

заседания  оценочной комиссии по оценке подарков, полученных работником, от

?____?_________20___ г. возвращает ему

___________________________________________________________________________

         (Ф. И. О., наименование замещаемой должности, наименование

___________________________________________________________________________

        структурного подразделения органа местного самоуправления,

подарок (-и), переданный (-ые) по акту приема-передачи подарка (-ов)

от “____”_________20___ г. N _______

Выдал __________________________                          Принял _______________________

(Ф. И. О., подпись)                                                         (Ф. И. О., подпись)

 ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ВЗЫСКАНИЯХ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ПОРЯДОК ИХ ПРИМЕНЕНИЯ К МУНИЦИПАЛЬНЫМ СЛУЖАЩИМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ___

Источник: http://www.orenprok.ru/print?item=4198

Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 7 августа 2019 г. № ПГ/19593-6-1 О применении дисциплинарного взыскания за совершение работником дисциплинарного проступка

Является ли дисциплинарное взыскание препятствием для поступления на службу?

Федеральная служба по труду и занятости, рассмотрев Ваше обращение, зарегистрированное 9 июля 2019 г., в пределах компетенции сообщает.

Основные права и обязанности работника перечислены в статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ). Так, он должен добросовестно исполнять трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, дисциплину труда.

Под дисциплиной труда понимается обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (часть первая статьи 189 ТК РФ).

Правила поведения работников могут быть закреплены, например, в правилах внутреннего трудового распорядка или иных локальных нормативных актах, действующих у работодателя (часть первая статьи 8, абзац седьмой части 1 статьи 22, статья 189 ТК РФ).

Правила внутреннего трудового распорядка – это локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя (часть четвертая статьи 189 ТК РФ).

Работник, в силу требований абзаца десятого части 2 статьи 22 ТК РФ, должен быть ознакомлен под подпись с коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

С учетом изложенного, а также положений абзаца первого пункта 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2, если работником не соблюдены, в частности, требования правил внутреннего трудового распорядка, это может рассматриваться как дисциплинарный проступок.

Следовательно, прогул, как нарушение правил внутреннего трудового распорядка, образует состав дисциплинарного проступка – неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, за что к работнику в соответствии со статьей 192 ТК РФ работодателем может быть применено дисциплинарное взыскание.

В силу части третьей статьи 193 ТК РФ дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работника. При этом работодателем должен быть соблюден порядок применения дисциплинарных взысканий, определенный частями первой, третьей, четвертой, пятой и шестой статьи 193 ТК РФ.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

До применения дисциплинарного взыскания работодатель обязан запросить у работника письменное объяснение. На представление объяснений работнику отводится два рабочих дня. Если работник не представил объяснение, работодатель составляет соответствующий акт (часть первая статьи 193 ТК РФ).

Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания (часть вторая статьи 193 ТКРФ).

Согласно части первой статьи 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, а именно неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель вправе применить к нему дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора или увольнения. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания (часть вторая статьи 192 ТК РФ).

Применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, локальными нормативными актами и положениями о дисциплине, не допускается (часть четвертая статьи 192 ТК РФ).

В силу подпункта “а” пункта 6 части первой статьи 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей: прогула, то есть отсутствия работника на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены) независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены).

Ввиду того что увольнение за прогул относится к дисциплинарным взысканиям (часть третья статьи 192 ТК РФ), при увольнении по основанию, предусмотренному подпунктом “а” пункта 6 части первой статьи 81 ТК РФ, должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (часть пятая статьи 192 ТК РФ).

Решение работодателя о признании конкретной причины отсутствия работника на работе неуважительной и, как следствие, увольнение его за прогул могут быть проверены в судебном порядке (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 1243-0).

Настоящее письмо не является правовым актом.

Начальник юридического
управления Роструда
Б.С. Гудко

Роструд указал, что прогул образует состав дисциплинарного проступка. Работодатель вправе наложить на работника дисциплинарное взыскание. Ведомство разъяснило, как оно применяется.

Работодатель может уволить работника за прогул. При этом должны учитываться тяжесть проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Решение о признании причины отсутствия на работе неуважительной и увольнение за прогул могут быть проверены в судебном порядке.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72574052/

Юриста совет
Добавить комментарий